План
1. Каковы
основные черты и принципы правоохранительной системы в демократических
государствах?
2. Как осуществляется обеспечение прав лиц
подвергающихся уголовному преследованию?
Список
использованной литературы…………………………………………..34
Вопрос 1. Каковы
основные черты и принципы правоохранительной системы в демократических
государствах?
Деятельность
правоохранительных органов и в России и в других демократических государствах
неразрывно связана с понятиями законности и правопорядка.
Содержание
принципа законности составляет наличие современного законодательства с
обязательным обеспечением верховенства законов и безусловным выполнением его
предписаний всеми органами государства, общественными организациями,
должностными лицами и гражданами.
В
реальной общественной жизни принцип законности находит воплощение в правопорядке,
т. е. таких общественных отношениях и связях, которым свойственны
следующие черты:
—
наличие современной системы законодательства и права — системы стабильной и
вместе с тем своевременно обновляющейся в соответствии с потребностями жизни;
—
верховенство Конституции РФ и законов и соответствие им всех других нормативных
актов;
—
соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений на основе их
равенства перед законом;
—
осуществление органами государства, общественными организациями и должностными
лицами функций в точном соответствии с их компетенцией, на основе закона и
иных правовых предписаний;
—
гарантированная государством реальная возможность осуществления
заинтересованными лицами всех форм реализации права, в частности его
использования, исполнения, соблюдения и применения, а также обеспечение
полномочий должностных лиц, субъективных прав граждан1 и
юридических лиц;
— равная и реальная ответственность перед обществом и государством
всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права, не исполнил свои
субъективные обязанности;
—
эффективное применение закона и государственного принуждения уполномоченными
органами государства, организациями и должностными лицами в целях
предупреждения, пресечения и устранения нарушений;
- оперативная, результативная и законная деятельность
правоохранительных органов государства и общественных организаций.
Сказанное
свидетельствует о том, что правопорядок — это такое состояние
общественных отношений, которое выражает реальное осуществление требований
законности.
Понятие
и содержание правопорядка в нашем обществе, естественно, требуют и реальных
гарантий его (правопорядка) осуществления в соответствующих демократических
формах. Важнейшей гарантией здесь является правоохранительная деятельность
государства, реализуемая через систему государственных органов и общественных
организаций.
Работа
всех органов государства осуществляется в рамках закона и способствует
утверждению начал законности и укреплению правопорядка. Однако ряд
государственных учреждений и общественных организаций занимаются исключительно
выполнением правоохранительной функции государства. Направления
правоохранительной деятельности разнообразны, главные из них следующие.
Судебная власть и правосудие — важнейшая ветвь
правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только
суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям
государственное принуждение, в том числе в форме уголовного наказания. Ни
один государственный орган или общественная организация не имеет таких полномочий,
какими наделен суд. Только он при наиболее серьезных правонарушениях
(преступлениях) вправе разбирать дела и оправдывать подсудимых либо применять к
ним наказание от имени государства.
Организационное
обеспечение деятельности судов возложено на Судебный департамент при Верховном
Суде РФ, который решает вопросы их финансового, ресурсного, материально-технического
снабжения с соблюдением принципа независимости судей.
Прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором и
всеми подчиненными ему прокурорами, направлен на опротестование и отмену
противоречащих закону актов органов государственного управления, коммерческих и
некоммерческих организаций, а также на предотвращение противоправных действий
должностных лиц и охрану прав граждан. К компетенции прокуратуры относятся,
кроме того, уголовное преследование, поддержание государственного обвинения в
суде и ряд других функций.
Охрана общественного порядка возложена на органы Министерства
внутренних дел РФ (прежде всего на милицию) в целях предотвращения, пресечения
и раскрытия нарушений законности и правопорядка.
Расследование преступлений — деятельность особых
должностных лиц- следователей и дознавателей, имеющая целью раскрытие
преступлений и изобличение лиц, их совершивших.
Защита прав и интересов граждан и организаций осуществляется прежде
всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления
разного рода деловых бумаг, выступлений адвокатов на суде в качестве защитников
по уголовным делам и представителей по гражданским и арбитражным делам.
Правовая работа в гражданском обороте как вид правоохранительной
деятельности входит в компетенцию юридических служб организаций и направлена на
обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных
отношений предприятий, организаций, учреждений, фирм. Юрисконсульты
содействуют укреплению правопорядка в организациях путем составления договоров,
визирования приказов, консультирования сотрудников и др.
Негосударственная
правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными по
инициативе граждан общественными организациями (третейские суды, добровольные
народные дружины и т. п.), функционирующими самостоятельно или в помощь
государственным органам в целях охраны общественного порядка, защиты прав
заинтересованных лиц и рассмотрения правовых конфликтов их компетенции.
На
обеспечение законности направлена и работа иных государственных органов и
общественных организаций, которую они ведут наряду с выполнением своих основных
функций, возложенных на них законом и государством (местные администрации,
комиссии и комитеты представительных органов власти и др.).
Таким
образом, правоохранительная деятельность государства различна по направлениям,
формам и методам.
В
законодательных актах к правоохранительным органам традиционно относят суд,
прокуратуру, адвокатуру, органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, дознание и следствие, Министерство юстиции РФ и его органы,
включая нотариат и ЗАГСы, Министерство внутренних дел РФ и его органы, в том
числе милицию, а также общественные организации, занимающиеся исключительно
правоохранительной деятельностью.
Все
они обладают следующими характерными признаками:
—
созданы на принципах демократии и действуют в условиях максимальной гласности;
—
в силу прямого указания закона и специфического положения в механизме
государства предназначены именно для обеспечения законности и правопорядка,
защиты Прав и интересов граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, общества
и государства;
—
наделены соответствующими правами и обладают специфической компетенцией по
предупреждению, пресечению правонарушений и рассмотрению правовых вопросов и
дел, связанных с правонарушениями и защитой прав;
—
в зависимости от характера правовых вопросов имеют право применять в целях
восстановления и укрепления законности и правопорядка определенные меры
государственного или общественного воздействия вплоть до уголовного наказания,
применяемого исключительно судом.
Судебно-прокурорские
органы США подразделяются на федеральные (общегосударственные) органы и
органы отдельных штатов, что обусловлено своеобразием федеративного устройства
страны.
Федеральные
суды рассматривают гражданские дела, по которым либо одной из сторон является
штат, либо стороны находятся в разных штатах, и некоторые другие. В этих судах
рассматриваются уголовные дела о совершении наиболее опасных государственных
преступлений (государственная измена, пиратство и т. д.), касающихся
центральных органов государственной власти страны, и другие подсудные по
общефедеральному законодательству федеральным судам уголовные дела. Остальные
гражданские и уголовные дела отнесены к подсудности судов штатов. Ввиду
сложности законодательства о подсудности четкого разграничения компетенции
федеральных судов и судов штатов не проведено.
Система
федеральных судов состоит из Верховного суда США, областных апелляционных судов
(их всего 11), районных (окружных) судов (1—3 в каждом штате) и особых судов. К
последним относятся: суд по претензиям к правительству США (претензионный
суд), суд по таможенным делам и коммерческий суд. В систему федеральных судов
входят также военные и военно-морские суды во главе с военно-апелляционным
судом, состоящим при министерстве обороны.
Прокуратура в США также разделена на две обособленные
системы: федеральную и штатов.
Во
главе федеральной прокуратуры находится генеральный атторней, который
назначается Президентом США с согласия Сената на четыре года, ему подчиняются
назначаемые в том же порядке окружные атторнеи (прокуроры).
Генеральный
атторней, являясь главным прокурором США и высшим должностным лицом федеральных
органов юстиции, обладает очень широкими полномочиями и выполняет разнообразные
функции. Он возглавляет департамент юстиции, который в известной мере
выполняет функции министерства юстиции1, в частности по руководству
федеральными судебными органами. Генеральный атторней представляет к назначению
на должности судей федеральных судов, получает отчеты о работе последних и
представляет правительству сводный отчет о деятельности федеральных
судебно-прокурорских органов.
Осуществляя
руководство расследованием всех дел, федеральная прокуратура обладает, по
существу, неограниченными полномочиями в области уголовного преследования. Она
имеет исключительное право возбуждения всех уголовных дел, подсудных
федеральным судам. Генеральный атторней и подчиненные ему окружные атторнеи
могут прекратить уголовное дело в любой стадии до момента вынесения присяжными
своего вердикта. Таким образом, возбуждение уголовных дел и поддержание
обвинения в федеральных судах составляют главнейшую функцию федеральной
прокуратуры.
Прокуратура штатов организована и действует независимо от
федеральной прокуратуры. В каждом штате имеются свои органы прокуратуры под
самыми различными наименованиями. Во главе прокуратуры штата находится
генеральный атторней, на местах действуют атторнеи, которые в одних штатах
назначаются губернаторами, в других — избираются населением.
Главной
функцией прокуратуры штатов, как и федеральной прокуратуры, является уголовное
преследование. Прокуратура штатов обладает неограниченными полномочиями по
возбуждению уголовных дел, руководит их расследованием (которое в основном
осуществляет полиция) и поддерживает обвинение в судах штатов.
Полиция США состоит из трех обособленных структур полицейских
органов: федеральной полиции, полиции штатов и местной полиции. В дополнение к
ним имеются полиция железнодорожная и промышленная (частная).
Федеральная полиция подчинена федеральным властям и действует
на территории всех Соединенных Штатов, руководствуясь при осуществлении своей
деятельности федеральным законодательством. Основные полицейские силы
сосредоточены в департаменте юстиции; в министерстве финансов имеется полиция
казначейства; есть полиция в департаменте почт, в министерстве обороны и в
других ведомствах.
Федеральная
полиция обеспечивает соблюдение федерального законодательства, предупреждает и
расследует преступления, осуществляет патрульную службу, регулирование
уличного и дорожного движения, выполняет другие функции.
В
состав федеральной полиции департамента юстиции входит Федеральное бюро
расследований (ФБР) — основной орган уголовной полиции, контрразведки и
политического сыска в США. ФБР осуществляет расследование всех уголовных преступлений
и нарушений федерального законодательства. Кроме центрального аппарата ФБР имеет
отделения во всех штатах и крупных городах США.
В
департаменте юстиции имеются и специализированные полицейские службы: служба
иммиграции и натурализации, федеральное эмиграционное бюро и т. д. В составе
министерства финансов действуют секретная служба по борьбе с наркоманией и
контрабандой, служба по борьбе с фальшивомонетничеством, береговая охрана,
таможенная полиция, полиция внутренних сборов (налогов). Военная полиция в
составе министерства обороны как разновидность федеральной полиции действует и
внутри США, и за рубежом, везде, где расположены американские войска и военные
базы. В Вашингтоне есть специальная федеральная полиция — охранная полиция
столицы — для охраны города, здания Конгресса и резиденции Президента- Белого
дома. Имеются и другие многочисленные разновидности федеральной полиции.
Полицию штата составляют полицейское управление службы
безопасности штата и другие подразделения, подчиненные губернатору.
В
местную полицию входят муниципальные полиции городов и полицейские службы
графств. В составе этой полиции действуют патрули (пешие, авто-, мото-),
шерифы и констебли.
Все
полицейские силы Соединенных Штатов Америки подчинены Национальному совету
безопасности под председательством Президента.
Судебная система Франции,
основанная еще Наполеоном, подверглась наибольшим изменениям в результате
судебной реформы, проведенной в связи с принятием в 1958 г. новой Конституции.
Ордонансом от 22 декабря 1958 г. «О судебной организации», Законом от 5
февраля 1994 г. «О статусе магистратуры» и другими правовыми актами были
усилены централизация судебных органов и подчинение их исполнительной власти.
Глубокий кризис государственной системы обусловил возрастание во Франции роли
президентской власти и полное подчинение президенту судебно-прокурорских
органов. Это характерно для всех сторон организации и деятельности органов суда
и прокуратуры Франции в настоящее время.
Суды
Франции подразделяются на общие и специальные, причем первые организованы как
суды гражданского судопроизводства. Суды по уголовным делам являются
отделениями общих судов. Система уголовных судов строится в соответствии с
делением всех преступных деяний по уголовному законодательству на
правонарушения, проступки и преступления1.
Система
общих судов состоит из следующих звеньев.
Трибуналы низшей инстанции и полиции были учреждены вместо
прежних мировых судей. Во Франции действует 456 таких судов, которые находятся
в главных городах округов.
Трибунал
низшей инстанции и полиции действует как суд первой инстанции, разрешающий в
основном гражданские дела, в том числе по искам имущественного характера на
сумму до 380 евро. В этом случае он называется «трибунал процесса». Кроме того,
этот судебный орган рассматривает дела о правонарушениях, и тогда он именуется
«трибунал простой полиции». Последний может применять меры наказания в виде тюремного
заключения на срок до одного месяца или штрафа на сумму до 150 евро с удвоением
наказания в случае повторного правонарушения.
Дела
в трибуналах низшей инстанции и полиции рассматриваются, как правило,
единолично судьей, решения которого могут быть обжалованы в апелляционном
порядке в вышестоящий трибунал или апелляционный суд.
Трибуналы вышестоящей инстанции (большого процесса) являются
основным звеном судебной системы. В каждом департаменте учрежден один или
несколько таких трибуналов. В настоящее время во Франции их насчитывается 175.
Трибунал
вышестоящей инстанции состоит из отделений гражданских и уголовных дел и
рассматривает большинство гражданских дел по первой инстанции, а также является
апелляционной инстанцией для трибуналов низшей инстанции и полиции. При
рассмотрении гражданских дел он называется трибуналом большого (гражданского)
процесса, а при рассмотрении уголовных дел о проступках — трибуналом исправительной
(уголовной) полиции. Все дела рассматриваются коллегиально в составе трех
судей. Решения этого суда могут быть обжалованы в апелляционный суд.
Апелляционные
суды учреждаются
во Франции по одному на два или несколько департаментов и являются второй
инстанцией для нижестоящих судов (трибуналов). Апелляционный суд рассматривает
также по первой инстанции сложные дела о преступлениях. В нем имеются
гражданская и уголовная палаты; в состав последней входят обвинительная камера
(для придания суду функции надзора за расследованием дел) и суд ассизов. Путем
рассмотрения апелляционных жалоб в составе пяти и более судей апелляционный суд
осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих судов (трибуналов). Суд
ассизов рассматривает сложные уголовные дела по первой инстанции. Он состоит из
трех судей и девяти присяжных заседателей, которые совместно решают все
фактические и правовые вопросы дела, составляя, таким образом, единую коллегию.
Приговоры суда ассизов могут быть обжалованы только в кассационном порядке в
Кассационный суд.
Кассационный суд возглавляет всю систему судов Франции и
фактически является ее верховным судом. Он состоит из палат по гражданским и
уголовным делам и рассматривает только кассационные жалобы на решения и
приговоры нижестоящих судов. При этом Кассационный суд не пересматривает дела
по существу, а проверяет законность обжалованного решения или приговора по
имеющимся в деле материалам и в случае отмены судебных актов направляет дело на
новое рассмотрение в нижестоящий суд. Сам Кассационный суд дел по первой
инстанции не разрешает. Решения по общим принципиальным правовым вопросам
принимаются всеми членами Кассационного суда.
Кроме
общих во Франции имеются специальные (особые) суды, которые, как и
общие судебные органы, подразделяются на гражданские и уголовные. К специальным
относятся суды: коммерческие, третейские, по квартирной плате, по социальному
страхованию и обеспечению (гражданские суды), по делам несовершеннолетних,
военные, морские, государственной безопасности и Высший суд юстиции (уголовные
суды).
По
Конституции 1958 г. Высший суд юстиции Французской Республики действует
как специальный суд первой инстанции по рассмотрению преступлений, совершенных
высшими должностными лицами (министрами) при исполнении ими своих служебных
обязанностей. Этому суду может быть предан и Президент по обвинению в
государственной измене, если обвинение ему предъявят обе палаты Парламента —
Национальное собрание и Сенат.
Судьи
во Франции назначаются Президентом по рекомендации Высшего совета
магистратуры. Этот совет, будучи административным органом, играет важную
роль в формировании судебной системы и осуществлении контроля за деятельностью
судей.
Высший
совет магистратуры состоит из девяти членов, назначаемых Президентом. Председателем
совета является Президент, а его заместителем- министр юстиции. Последний
осуществляет постоянное практическое руководство советом.
Высший
совет магистратуры вносит предложения о назначении судей Кассационного суда и
первых председателей апелляционных судов, дает заключения по предложениям
министерства юстиции относительно назначения всех судей. От Высшего совета
магистратуры зависит продвижение судей по службе. Совет рассматривает
дисциплинарные проступки судей и налагает на них дисциплинарные взыскания.
Прокуратура
Франции призвана возбуждать уголовное преследование, поддерживать обвинение в
суде, а также осуществлять надзор за расследованием преступлений. Она входит в
ведомство юстиции. Сам министр юстиции непосредственно прокурорские функции
не реализует, но руководит деятельностью прокуратуры: вносит представления
Президенту о назначении и увольнении прокуроров, осуществляет в отношении
последних дисциплинарную власть, дает обязательные для них указания по службе и
т. д.
Формально
прокурорские органы состоят при судах, однако не зависят от последних, а,
наоборот, контролируют их деятельность. В частности, прокуроры ведут личные
дела судей, представляют на судей аттестации министру юстиции и участвуют в
решении других вопросов управления судами через министерство юстиции. Это в
какой-то мере объясняется тем, что местных органов министерства юстиции во
Франции не существует, а управление судами возложено на председателей судов и
частично на прокуроров.
В
систему прокурорских органов входят: а) республиканские прокуроры при
трибуналах вышестоящей инстанции (они же обслуживают трибуналы нижестоящих
инстанций); б) генеральные прокуроры апелляционного суда; в) генеральный
прокурор Кассационного суда.
Прокуроры
имеют заместителей и помощников (адвокатов республики). Все прокуроры
назначаются Президентом по рекомендации министра юстиции. Система прокурорских
органов строго централизована. Республиканский прокурор при вышестоящем
трибунале подчиняется генеральному прокурору апелляционного суда. Генеральный
прокурор Кассационного суда дает руководящие указания прокурорам апелляционных
судов.
Прокуроры
осуществляют надзор за расследованием, которое возложено на следственных судей
и судебную полицию, и принимают решения о возбуждении уголовного преследования.
Судебный
процесс во Франции носит обвинительный характер, что дает прокурору в суде
очень широкие права, отнюдь не равные правам защитника. Власть
председательствующего в судебном процессе в отношении прокурора ограничена: он
не может ни вмешиваться в действия прокурора, ни отклонять его вопросы,
задаваемые участникам судебного дела. Заявления прокурора об истребовании новых
доказательств, о вызове свидетелей обязательны для суда.
В
гражданском судопроизводстве прокурор может участвовать в качестве так
называемой присоединившейся стороны, чтобы высказать суду свое мнение по делу.
Прокурор вправе выступать гражданским истцом в суде в интересах государства,
например по делам о взыскании налогов.
Полиция Франции подразделяется на следующие подструктуры:
—
Главное управление национальной безопасности министерства внутренних дел («Сюрте
Насьональ»), которым руководит генеральный директор, подчиненный
непосредственно министру внутренних дел. В состав Главного управления
национальной безопасности входят различные управления и службы: управление
осведомительной полиции, управление судебной полиции, управление по надзору за
территорией (контрразведка), служба общественной безопасности, управление
обеспечения безопасности высокопоставленных лиц (Президента и глав иностранных
государств), центральная служба идентификации и др.
Судебная
полиция Франции — крупнейшее полицейское формирование, занимающееся розыском
лиц, совершивших преступления, расследующее преступления путем сбора доказательств
и передающее дела в суд. Расследование уголовных дел осуществляют также судьи,
прокуроры и чиновники других полицейских служб;
—
полиция департамента Сена (включая Париж с его предместьями), которую
возглавляет префект, подчиненный министру внутренних дел. Парижская полиция
при этом служит как бы ядром всей полиции Франции. Важнейшее положение в
префектуре полиции занимает оперативное управление, на которое возложены
охрана порядка и защита существующего режима. Расследование преступлений в
Париже и его предместьях осуществляют управления судебной полиции и осведомительной
полиции. В составе префектуры полиции имеются также управление
обеспечения безопасности высокопоставленных лиц (одноименное с таким же
управлением в составе Главного управления национальной безопасности) и
управление экономической полиции и контроля за торговлей;
— национальная
жандармерия и отряды республиканской безопасности. Жандармерия подчиняется
министерству обороны и делится на мобильную, подчиненную префектам как резерв
полиции, и жандармерию департаментов, которая выполняет функции полиции в
сельской местности. Жандармерия занимается также решением административных
вопросов — охраной границ, контролем за иностранцами, обеспечивает режим хранения
боеприпасов и оружия, санитарию и т. д. Отряды национальной безопасности
восстанавливают порядок в случаях волнений, забастовок и демонстраций,
регулируют движение на дорогах, охраняют границы, оказывают помощь при
стихийных бедствиях. Все эти отряды подчинены министерству внутренних дел
Франции.
Вопрос 2. Как осуществляется
обеспечение прав лиц подвергающихся уголовному преследованию?
«Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» (ст. 2
Конституции РФ). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и
право существуют прежде всего и главным образом для человека, реально отражают
потребности членов общества и защищают и оберегают их. Эта гуманистическая
ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею
принципах уголовного процесса.
Обеспечение прав
лиц, подвергающихся уголовному преследованию, реализуется через общеправовые
и уголовно- правовые принципы: законность; публичность; всеобщее равенство
перед законом и судом; неприкосновенность личности; уважение чести и достоинства
личности; охрана прав человека и гражданина; неприкосновенность жилища;
презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на
защиту; состязательность сторон; гласность; непосредственность и устность
судебного разбирательства; язык уголовного судопроизводства; право на
обжалование процессуальных действий и решений.
Указанные
принципы уголовного процесса в полной мере действуют в стадии судебного
разбирательства. На стадии предварительного следствия и дознания некоторые из
них не действуют или действуют в ограниченных пределах. Если основная часть
(группа) принципов в полной мере действует во всех стадиях процесса, то некоторая
их часть реализуется главным образом в суде. Это не означает, что следователи и
дознаватели не должны учитывать последние в ходе ведения дела на дознании и
предварительном следствии. Прогнозируя результаты рассмотрения дела в суде,
они, конечно, должны учитывать принципы и условия (устность,
непосредственность, состязательность, непрерывность) деятельности суда. Кроме
того, многие принципы, условно отнесенные нами ко второй группе, реализуются
при решении процессуальных и материально-правовых вопросов в стадии исполнения
приговора.
Законность - универсальный
общеправовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в
многочисленных статьях действующей Конституции РФ. Общие предпосылки
законности содержатся уже в ст. 1 Конституции, объявившей Россию
демократическим федеративным правовым государством. Статья 4 категорически
подтверждает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории
России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает
и ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих
требования законности или направленных на ее обеспечение. Они, естественно,
относятся к уголовному судопроизводству.
Реализуя
свои исключительные полномочия судебной власти, суд осуществляет правосудие на
основе закона и в соответствии с законом. Он не только сам должен строго
соблюдать закон, но и обязан обеспечить деятельность сторон в соответствии с
предоставляемым им законом правами и обязанностями.
Применительно
к стадии предварительного расследования выполнение требований законности
означает точное исполнение законов властными субъектами (следователем,
дознавателем, прокурором, судом); другими участниками предварительного
расследования (подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, гражданским истцом,
гражданским ответчиком, их защитниками и представителями); субъектами,
осуществляющими ведомственный контроль за соблюдением законов (начальник
следственного отдела), прокурорский надзор (прокурор) и судебный контроль
(суд). Не случайно в ст. 7 УПК указано, что нарушение УПК судом, прокурором,
следователем, органом дознания и дознавателем в ходе судопроизводства влечет
признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
Состояние
законности при регулировании общественных отношений в суде, на дознании и
предварительном следствии (как и в уголовном процессе вообще) обусловлено
наличием надлежащей правовой базы в виде системы законов.
Наличие
добротных законов - это фундамент законности, но еще не сама законность.
Принцип законности в уголовном судопроизводстве направлен на неуклонное
исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на
обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов,
которые соответствовали бы требованиям норм права.
Для
следователей и органов дознания соблюдение требований законности означает
прежде всего обеспечение производства быстрого и полного раскрытия и
расследования преступлений; проведение всех необходимых действий по собиранию и
исследованию доказательств в строгом соответствии с законом. В этих целях в
УПК тщательно регламентировано производство всех допустимых законом
процессуальных действий и процессуальных решений. При этом они должны точно
соблюдать требования не только уголовно-процессуального, но и уголовного
закона.
Требование
точного соблюдения и исполнения законов при производстве предварительного
расследования, как и в других стадиях уголовного процесса, адресуется не только
субъектам, осуществляющим производство по делу, но и вовлеченным в сферу
уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям,
экспертам, специалистам и др. При этом, чтобы граждане имели возможность
своевременно вступить в уголовно-процессуальные отношения, следователь и другие
субъекты, ведущие производство по делу, обязаны:
а)
своевременно принять решения о вступлении (допуске) их к участию в деле
(например, вынести постановления о привлечении в качестве обвиняемого, о признании
лица потерпевшим и т. п.);
б)
разъяснить им принадлежащие права и обязанности;
в)
обеспечить возможность реализации этих прав.
Законность
- это принцип, сфера действия которого предельно широка. Он относится ко всем
стадиям и институтам уголовного процесса, ко всем его субъектам,
распространяется на все действия и процессуальные решения, характеризует все
грани процессуальной деятельности и процессуальных отношений, пронизывает все
другие принципы и в значительной мере способствует их фактической реализации.
Публичность как
принцип уголовного процесса прежде всего означает, что прокурор, следователь,
орган дознания, дознаватель обязаны в пределах своей компетенции возбудить
уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять
предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц,
виновных в совершении преступления, и к их изобличению (ч. 2 ст. 21 УПК).
Хотя
сущность указанного принципа сформулирована в УПК, исходную правовую базу его
действия можно обнаружить в Конституции Российской Федерации (ст. 2, 15, 17,
18, 46).
Действуя
во всех стадиях уголовного процесса, этот принцип получил нормативное выражение
не только в ст. 21 УПК. В частности, он находит воплощение в ст. 20-28, 37-41,
73 и др. При этом в приведенных и других статьях УПК выражено государственное
начало как основа деятельности в сфере уголовного судопроизводства.
В
зависимости от характера, форм и задач различных стадий уголовного процесса
этот принцип по-разному проявляет свое действие. В стадии возбуждения
уголовного дела он проявляется в том, что компетентные государственные органы
(прежде всего органы дознания и следователи) в силу своих обязанностей при
наличии признаков преступления обязаны возбудить уголовное дело, не связывая
свои действия с усмотрением пострадавшего и других заинтересованных лиц (кроме
дел частного и частно-публичного обвинения, возбуждаемых, как правило, по
жалобе потерпевшего). Не случайно среди законных поводов к возбуждению
уголовного дела законодатель указывает непосредственное обнаружение органом
дознания, следователем, прокурором признаков преступления (ст. 143 УПК).
Обязывая
государственные органы возбуждать уголовные дела, не ожидая просьбы об этом
лиц, пострадавших от преступлений, иных граждан и
организаций,
закон тем самым предписывает правоохранительным органам действовать в интересах
граждан и всего общества, объективно заинтересованных в обеспечении
эффективной борьбы с преступностью.
Закон
обязывает также следователей, органы дознания и других должностных лиц
принимать заявления и сообщения о преступлениях, рассматривать их и сообщать
заявителям о принятых решениях (ст. 144, 145 УПК).
В
ходе расследования следователь и дознаватель должны инициативно осуществлять
ход расследования; проводить необходимые следственные действия, не ожидая
ходатайств об этом обвиняемого, потерпевшего, защитника, других участников
уголовного процесса; стремиться к установлению истины по делу. Сказанное,
однако, не означает, что следователь или дознаватель не обязаны реагировать на
ходатайства и заявления участников процесса. Напротив, они обязаны их
немедленно рассмотреть. Более того, они не вправе отказать указанным участникам
процесса в удовлетворении ходатайств о производстве следственных действий, если
обстоятельства, об установлении которых они просят, могут иметь значение для
дела.
Независимо
от воли участников процесса, следователь решает вопросы: привлечения лица в
качестве обвиняемого (ст. 171-172), признания лица потерпевшим (ст. 42),
проведения различных следственных действий и принятия решений.
Нельзя,
однако, утверждать, что в уголовном процессе вообще отсутствует диспозитивное
начало. Ограничение действия публичности находит проявление и в ряде норм УПК.
Например, согласно закону с согласием обвиняемого связана возможность
прекращения дела на основании акта амнистии или истечения срока давности (ч. 2
ст. 27). Наконец, традиционное ограничение действия принципа публичности
проявляется в установлении особого порядка решения вопроса о возбуждении и дальнейшего
производства по делу частного обвинения, как правило, в зависимости от воли
потерпевшего (ч. 2 ст. 20 УПК). Расширение сферы действия диспозитивного начала
предопределила ст. 76 нового УК РФ, допустившая возможность прекращения дела
судом ввиду примирения лица, совершившего преступление небольшой тяжести, с
потерпевшим (ст. 25 УПК).
Расширение
действия диспозитивного начала в уголовном судопроизводстве означает усиление
внимания законодателя к правам, свободам и интересам гражданина, стремлениями
сочетать в уголовно- процессуальной деятельности интересы личности, общества и
государства при определяющей роли публично-правового начала уголовного
судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 19
Конституции РФ все равны перед законом и судом. В ч. 2 указанной статьи
приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том,
что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.
В
такой интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере
распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя во всех
стадиях уголовного процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется
не только на отношения гражданина с судом, но и с дознавателем, следователем,
прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными,
социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав он является:
гражданского истца,
потерпевшего,
подозреваемого, обвиняемого, защитника, свидетеля и т. п. границах
установленных законом процессуальных прав и обязанностей для того или иного
субъекта каждый гражданин, вовлеченный в сферу уголовного судопроизводства,
вступает в различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему
субъективные права и выполняя субъективные обязанности.
Принцип
равенства граждан перед законом и судом одновременно связан с положением о
едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в
государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо
основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской Федерации» судебная система является
единой: для всех граждан имеются одни и те же суды.
Положение
о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного
демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы
права в правосудии.
Установленное
ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом
базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав
человека. Но ст. 8 названной декларации оказала влияние на формулировку не
только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную
защиту своих прав и свобод. Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46
Конституции, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей
провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое
средство обеспечения того, что устанавливает первая из упомянутых статей.
Надо
признать, что в отступление от общих правил в действующем законодательстве
установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый порядок привлечения к
уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых
других должностных лиц. Он преследует цель не установления привилегий для этих
лиц, а создание гарантий для успешного осуществления их деятельности
(депутатской, судейской и т. п.), ограждения их от искусственного создания
препятствий к исполнению служебных обязанностей. В случае привлечения
указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами
того или иного субъекта (обвиняемого, подсудимого и т. п.).
Неприкосновенность
личности,
являясь принципом уголовного процесса, базируется на положениях ст. 22
Конституции РФ.
Сформулированная
в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических
правах и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 22
Конституции Российской Федерации устанавливает, что:
1.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2.
Арест, заключение под стражу допускается только по судебному решению. До
судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48
часов.
Смысл
ч. 2 ст. 22 Конституции состоит в том, что только суду вверяется право на
ограничение личной неприкосновенности человека и гражданина.
Мера
пресечения в виде заключения под стражу по действующему УПК может быть
применена в отношении подозреваемого или обвиняемого не иначе как по судебному
решению (ст. 10, 108 УПК). При этом применена она, как правило, может быть лишь
по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрена мера наказания в
виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, а в исключительных случаях- до 2 лет
лишения свободы. В законе прямо указано, что собой представляют эти
«исключительные случаи»: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного
места жительства на территории России; 2) его личность не установлена; 3) им
нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов
предварительного расследования или от суда (ч. 1 ст. 1-8 УПК). А в отношении
несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого заключение под стражу в
качестве меры пресечения применяется, как правило, только в том случае, если он
подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого
преступления.
В
УПК жестко установлено, что никто не может быть задержан по подозрению в
совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии оснований,
предусмотренных законом (ч. 1 ст. 97 УПК).
Устанавливая
традиционные для российского уголовно-процессуального законодательства
основания задержания (ст. 91 УПК), действующий УПК несколько расширил условия
задержания лица при наличии иных данных для подозрения лица в совершении
преступления (ч. 2 ст. 91 УПК). Кроме того, законом предусмотрено, что по
истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению,
если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под
стражей либо суд не отложил окончательное принятие решения. В этих случаях
судья по ходатайству стороны не более чем на 72 часа может продлить срок задержания
(п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК).
Предусматривая
основания, условия и порядок задержания и заключения лица под стражей,
законодатель однозначно обязывает суд, прокурора и органы расследования
немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы,
или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или
содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК (ч. 2 ст. 10).
Конституция РФ
установила, что достоинство личности охраняется государством. При этом
в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам,
насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или
наказанию». На конституционном уровне сформулировано соответствующее международным
стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Конституция не
ограничилась констатацией права гражданина и человека на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений, но и установила, что
ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст.
23). Конституция определила также, установлено, что сбор, хранение, использование
и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не
допускаются (ст. 24).
Необходимо
подчеркнуть, что перечисленные конституционные положения выходят за пределы
регулирования уголовно-процессуальных отношений, возникающих в ходе
предварительного следствия и дознания, а также в судебных стадиях
судопроизводства. Они вообще выходят за пределы действия
уголовно-процессуального права.
Воспринимая
приведенные и иные конституционные установления, законодатель применительно к
регулированию общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства
однозначно запретил осуществление действий и принятие решений, унижающих честь
участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое
достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. В ст. 9 УПК,
кроме того, подчеркнуто, что никто из участников уголовного судопроизводства
не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему
человеческое достоинство обращению. Эти требования обращены прежде всего к
властным должностным лицам - субъектам уголовно-процессуальных отношений, но
не только к ним, а также и к должностным лицам следственных изоляторов и мест
лишения свободы, а также ко всем органам исполнительной власти, обязанным
оберегать участников уголовного судопроизводства от посягательств других лиц.
В
уголовно-процессуальном законе содержится много установлений, направленных на
охрану чести и достоинства личности. Это, в частности: установление случаев
возбуждения и дальнейшего движения уголовных ел с учетом воли потерпевшего (ч.
2 и 3 ст. 20; ст. 25 УПК); запрещение унижать честь и достоинство граждан при
проведении освидетельствования (ч. 4 и 5 ст. 179). В целях предотвращения
разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц закон
допускает проведение закрытых заседаний суда (ч. 2 ст. 214 УПК), считает
возможным ограничение гласности при проведении предварительного расследования
(ч. 3 ст. 161), а также наделяет следователя правом при проведении следственных
действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия
разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя
обязанность принятия мер к тому, чтобы не получили оглашения выявленные при
обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещении которых были
проведены действия (ч. 7 ст. 182,ч. 2 ст. 183).
Охрана
прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве провозглашена
ст. 11 УПК. Однако столь глобальный конституционный принцип, оказавший
громадное влияние на формирование и построение всего уголовного
судопроизводства, конечно, не может быть исчерпывающим образом воплощен в
одной статье УПК. Различные грани действия принципа охраны прав и свобод
человека и гражданина в уголовном судопроизводстве отражены не только в ряде
статей 2 главы УПК, но и во многих других статьях общих положений кодекса, а
также в главах, посвященных регулированию общественных отношений на разных
этапах судопроизводства. В рамках же ст. 11 УПК представлены лишь общие
предпосылки, важные для обеспечения прав и обязанностей граждан, вовлеченных в
уголовно-процессуальные отношения в разных стадиях уголовного процесса.
Предпосылкой
реализации своих прав любым человеком и гражданином, вовлеченным в сферу
уголовного судопроизводства, является знание им своих процессуальных прав,
обязанностей и ответственности. Поэтому в законе особо подчеркивается
необходимость разъяснения участникам уголовного судопроизводства их прав и
обязанностей.
Знаменательно,
что обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их
процессуальные права, обязанности и ответственность закон возлагает на всех
субъектов уголовно-процессуальных отношений, ответственных за ведение дела
(суд, прокурор, следователь и т. п.).
Безусловно
важным является положение части 2 ст. 11 УПК, в соответствии с которым
дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить обладающих
свидетельским иммунитетом лиц, давших согласие дать показания, что их показания
могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу. Это
положение, основанное на положениях ст. 51 Конституции РФ, имеет значение как
для обеспечения прав граждан, так и для осуществления процесса доказывания.
Последующие положения ст. 11 УПК направлены на
обеспечение применения специальных мер безопасности при наличии угрозы
участникам процесса, их родственникам и имуществу. И, наконец, в части 4 ст. 11
УПК законодатель счел возможным специально обратить внимание на то, что вред,
причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод (в том числе властными
субъектами (должностными лицами), осуществляющими уголовное преследование),
подлежит возмещению.
Базируясь
на ст. 49 Конституции РФ, УПК РФ (ст. 14) определяет презумпцию
невиновности как принцип уголовного процесса следующим образом:
«1.
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления
не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена
вступившим в законную силу приговором суда.
2.
Подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность. Бремя
доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту
подозреваемого и обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
3.
Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в
порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в его пользу.
4.
Обвинительный приговор не может быть основан на
предположениях».
Трактовка
презумпции невиновности, данная в ч. 1 ст. 14 УПК РФ, соответствует положениям
Всеобщей декларации прав человека (ст. 11), Международного пакта о гражданских
и политических правах (ст. 14). Текстуальное несовпадение некоторых положений
ст. 14 УПК со ст. 49 Конституции РФ не свидетельствуют об их противоречивости.
Отраслевой закон не может сузить сферу действия конституционных предписаний, но
может, сообразно смыслу конституционных установлений, как бы раздвинуть их
действие, как это он сделал, например, в ч. 2 ст. 14 УПК, указав, что не только
обвиняемый, но и подозреваемый не обязаны доказывать свою невиновность. Столь
же правомерным является усиление гарантий прав личности в предписаниях ч. 2
ст. 14, когда они не только освобождают (вслед за Конституций РФ) обвиняемого
от обязанности доказывать свою невиновность, но и возлагают бремя доказывания
на обвинителя. На усиление действия конституционного положения о презумпции
невиновности направлена и ч. 4 ст. 14 УПК.
Презумпция
невиновности оберегает от преждевременного признания виновности в совершении
преступления лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении
его в качестве обвиняемого. Поэтому она адресована прежде всего органам
расследования и суду, но не только. Она обязательна и для всех других
учреждений, организаций и граждан.
Применение законом формулы «...обвиняемый
считается невиновным...» не означает, что Конституция фактически исключает
виновность обвиняемого. Более того, поскольку следователь может вынести
постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого только при его подтверждении
имеющимися в деле доказательствами, вынося это постановление, он, естественно,
уверен в виновности лица. Вот почему в законе нельзя указать о невиновности
обвиняемого, но можно констатировать, что он считается невиновным. Тем самым
законодатель как бы предполагает, допускает возможность виновности лица, но
указывает, что этого недостаточно, чтобы признать его виновным, поэтому и
завершает начатую в приведенном положении закона мысль словами «пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и
установлена вступившим в законную силу приговором». Следовательно, не отвергая
возможной виновности лица в совершении того, в чем его обвиняют, Конституция и
УПК РФ требуют доказать это по существующим уголовно-процессуальным правилам, а
вывод о виновности оставляют возможность сделать только суду и только в
приговоре, который к тому же еще должен обрести законную силу. Если же
достаточных доказательств в подтверждение виновности не собрано, не может быть
вынесен обвинительный приговор (ч. 4 ст. 302 УПК). В связи с этим в ч. 3 ст.
14 УПК указано, что все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут
быть устранены в порядке, установленном УПК, толкуются в его пользу.
Сказанное
позволяет сделать вывод: презумпция невиновности - объективная категория, но
она опровержима. Опровергнута же она может быть только доказательствами,
полученными, проверенными и оцененными в установленном законом порядке.
Общепризнано,
что презумпция невиновности распространяется не только на обвиняемого, но также
на подозреваемого, подсудимого и осужденного (в отношении последнего, по
меньшей мере, - до вступления приговора в законную силу). Подтверждение этому
имеется в ряде процессуальных норм. Развивая конституционные положения,
законодатель установил (ч. 2 ст. 14 УПК), что не только обвиняемый, но и
подозреваемый не обязаны доказывать свою невиновность. УПК предписал, что бремя
доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого
или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Это очень важно, так как доказать
невиновность лицу нередко не только трудно, но порой даже и невозможно. Поэтому
обязанность доказывания обвинения лежит на том, кто обвиняет лицо, кто
подозревает его в совершении преступления, кто осуществляет уголовное
преследование. В то же время в УПК подчеркнуто, что: а) все сомнения в
виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в установленном УПК
порядке, толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 14); б) обвинительный
приговор не может быть основан на предположениях (ч. 4 ст. 14).
Наряду
с этими положениями в УПК представлено связанное с ними и не менее важное
предписание, запрещающее жестокое или унижающее человеческое достоинство
обращение с участниками уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 9 УПК). В не
меньшей степени увязано с презумпцией невиновности правило, согласно которому
признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в
основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся
по уголовному делу доказательств (ч. 2 ст. 77 УПК).
Становление
презумпции невиновности как конституционного принципа уголовного процесса и
правосудия имеет важное юридическое и нравственное значение. Установление
этого принципа в Конституции имеет большое значение не только для практики
расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, но и оказывает влияние
на проходящий в ходе судебной реформы процесс обновления законодательства.
Встречающиеся
суждения о том, что презумпция невиновности до принятия новой Конституции в
России отсутствовала, являются ошибочными. Действительно, на столь высоком
законодательном уровне презумпция невиновности представлена в 90-х гг. XX в. Но как принцип уголовного
процесса она была признана задолго до этого в судебной практике1.
Положения, вытекающие из презумпции невиновности, нашли воплощение во многих
статьях УПК РСФСР 1960 г. (ст. 13, 19, 20, 77, 309 и др.). Однако надо
признать, что УПК РФ не только повторил и подтвердил положения ст. 49
Конституции РФ, но и существенно развил и конкретизировал их.
Обеспечение обвиняемому и
подозреваемому права на защиту как принцип уголовного процесса опирается на
конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Статья 48 Конституции РФ
гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и
бесплатной, в случаях, установленных законом; в ч. 2 этой статьи определяется
момент вступления защитника в уголовный процесс. Нормативная база для осуществления
защиты по уголовному делу содержится во многих нормах Конституции (ст. 45-51),
которые восприняты нормами УПК, а также учитываются на практике при применении
последних.
Обеспечение
подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных
средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным
субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или
обвинения. В связи с этим в ч. 1 ст. 16 УПК указано, что названным участникам
уголовного судопроизводства обеспечивается право на защиту, которое они могут
осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.
Закон
предписывает лицам, ответственным за ведение дела, разъяснять подозреваемому и
обвиняемому их права и обеспечивать им возможность защищаться всеми не
запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16).
Право
обвиняемого (подозреваемого) на защиту представляет собой совокупность
субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять
выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется (подозревается);
оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные
доказательства; представлять оправдывающие его доказательства; защищать другие
законные интересы.
Среди
субъективных прав подозреваемого, обвиняемого в законе прежде всего указано
право знать, в чем он подозревается (обвиняется). Важность этого положения
трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения и от
обвинения.
Одним из
основных средств обеспечения права на защиту обвиняемого, подозреваемого
является предоставление квалифицированной юридической помощи (ст. 48
Конституции РФ, ст. 50 УПК), что имеет место не только по просьбе
подозреваемого, обвиняемого (ч. 2 ст. 50 УПК), но и тогда, когда они не
отказываются от защитника (ч. 1 ст. 51 УПК). Более того, отказ от защитника не
лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске
защитника к участию в производстве по уголовному делу (ч. 3 ст. 52 УПК). Кроме
того, если в указанных законом случаях (ч. 1 ст. 51 УПК) защитник не приглашен
обвиняемым, подозреваемым или другими лицами (ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 51 УПК), то
дознаватель, следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие защитника.
Несомненной
гарантией права на защиту является презумпция невиновности - один из важнейших
принципов уголовного судопроизводства (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК), а
также основанные на ней положения о том, что: а) обвиняемый не обязан
доказывать свою невиновность, так как это является бременем стороны обвинения;
б) неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу; в)
обвинительный приговор не может быть основан на предположениях; г) признание обвиняемым своей вины в совершении
преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его
виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств.
Безусловно, на обвиняемого, подозреваемого в полной мере распространяется
основанное на презумпции невиновности универсальное положение о том, что никто
не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников
(ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).
Список использованной
литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2000. –
32 с.
2. УПК РФ. М. , 2001.
- Указ Президента
Российской Федерации от 9 марта 2004 г, № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Литература
1.
Боботов С. В. Правосудие во Франции. М., 1994
2.
Боботов С. В.,
Чистяков Н. Ф. Суд
присяжных: история и современность. М, 1992
3.
Гуценко К. Ф.,
Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. М, 2001.
4.
Лебедев В. Условия для
успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. — 2001. — № 11.
5.
Организация и функции
адвокатуры в зарубежных странах: Правовая помощь малоимущим// Законодательство
зарубежных стран. М, 1991. Вып. 3.
6.
Полянский Н. Н.
Уголовное право и
уголовный суд в Англии. М., 1969.
7.
УПК РФ с постатейными материалами
/ Под ред. Лебедева, Божьева. М.: Спарк. 2002.
8.
Уголовный процесс: Уч. Для
студентов вузов / Под ред. В.Б. Божьева, 3- изд., испр. и доп. – М.: Спарк,
2002.
9.
Уголовный процесс России: Учебник/
А.С. Александров и др., - М.: Юрайт- Издат, 2003. – 821 с.
10. Уголовный процесс: Учебник для юридических высших
учебных заведений/ Под общ. ред. В.И. Радченко. – М.: « Юридический дом» «
Юстицинформ», 2003. – 752 с.