Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Методологические основы понятия «стертая дизартрия»……………………5
2. Проявления стертой дизартрии у
детей дошкольного возраста
3. Коррекция сенсорных функций при стертой дизартрии
Выводы
Список литературы
Легкая степень
дизартрии (стертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском
возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта
являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными
расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной
диагностики и коррекционно-логопедической работы (И.Б.Карелина, Л.В.Лопатина,
Р.И.Мартынова, Л.В.Мелехова, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева).
Эти нарушения
вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и
грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей
(Т.Б.Филичева, И.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, Г.В.Гуровец, Р.Е.Левина,
Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, Р.И.Мартынова, Л.В.Мелехова, Е.Ф.Соботович, и
др.).
В литературе
недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единого
терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В
настоящее время существуют понятия «стертая дизартрия», «мягкая» дизартрия,
«дизартрический компонент», «минимальный дизартрический синдром», «минимальные
дизартрические расстройства», «легкая степень дизартрии». Накоплен большой
теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных
клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при стертой дизартрии
(Л.В.Лопатина, Р.И.Мартынова, Л.В.Мелехова, Э.К.Макарова, Е.Ф.Соботович,
Т.В.Туманова и др.).
Однако остаются
недостаточно изученными вопросы формирования сенсорных и моторных функций у
детей с указанным речевым расстройством, отсутствуют экспериментальные данные о
характере и специфике нарушений словообразования при легкой степени дизартрии.
Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно
дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при различных
проявлениях стертой дизартрии. Остается нерешенной проблема разработки научно-обоснованной
системы лингвистического материала, используемого для закрепления речевых
умений, в том числе и словообразовательных у детей со стертой дизартрией.
Поэтому пересмотр
подходов, лежащих в основе коррекционно-логопедической работы по развитию сенсорных
и моторных функций у детей со стертой дизартрией, необходимость повышения
эффективности коррекционно-логопедической работы путем лингвистической
обоснованности последовательности формирования данных умений, систематизации
самого лингвистического материала в соответствии с характером и структурой
дефекта является в настоящее время одной из актуальных задач логопедии.
Проблема
исследования: недостаточная изученность особенностей логопедической работы по
формированию и развитию сенсорных и моторных функций у детей со стертой
дизартрией.
Объект
исследования: процесс формирования сенсорных и моторных функций у детей со
стертой дизартрией.
Предмет
исследования: особенности формирования сенсорных и моторных функций у детей со
стертой дизартрией.
Распространенным речевым
нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая
имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми
расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая
патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического
компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие
невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Термин «стертая»
дизартрия впервые был предложен О.А.Токаревой [5, c.19], которая характеризует проявления стертой дизартрии как
легкие (стертые) проявления псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются
особой трудностью преодоления.
В литературе нет данных
свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп со стертой
дизартрией всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта
работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется
школа, где работает логопед.
На важность этой связи
указывают авторы М.Ф.Фомичева, Ю.Ф.Гаркуша, Т.А.Ткаченко, но использовать
рекомендации на группе со стертой дизартрией можно частично, т.к. их работы
направлены на преодоление общего недоразвития речи.
Опыт практической и
исследовательской работы показывает, что очень часто сложно диагностировать
стертую дизартрию, ее дифференциацию от других речевых расстройств, в частности
- дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической
помощи детям со стертой дизартрией. Учитывая распространенность данного
речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в
настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания
квалифицированной логопедической помощи детям со стертой дизартрией.
В практике часто
встречаются дети, у которых недостатки произношения по своему внешнему
проявлению напоминают дислалию, но имеют сложную и длительную динамику
устранения.
Основным отличительным
признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом
случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная
сторона речи.
В работе О.Ю.Федосовой
проводится сопоставление дислалии и стертой дизартрии [1].
При сложной
функциональной дислалии:
* страдает артикуляция
только согласных звуков;
* четкое нарушение
артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;
* закрепление
сформированных звуков не вызывает затруднений;
* не отмечается нарушений
темпо-ритмической организации речи;
* изменения дыхания не
типичны;
* фонационные
расстройства не отмечаются;
* дискоординация дыхания,
голосообразования и артикуляции отсутствует.
При легкой степени
псевдобульбарной дизартрии:
* возможно смазанное
неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком;
* изолированно звуки
могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;
* процесс автоматизации
затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи;
* характерен ускоренный
или замедленный темп речи;
* дыхание поверхностное,
отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох;
* страдает координация
указанных процессов.
Структура дефекта при
дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи,
обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной
нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и
характера поражения. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная
невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по
слоговой структуре словах.
Для раннего выявления
этой формы дизартрии и правильной организации комплексного воздействия
необходимо знать симптомы и причины возникновения, характеризующие это
нарушение.
Причинами возникновения
стертой дизартрии могут быть:
· отклонения во
внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия
во время беременности и др.;
· инфекционные
заболевания (ОРВИ, грипп, и пр.) перенесенные во время беременности
· асфиксия новорожденных;
· стремительные или
затяжные роды;
· длительный безводный
период;
· механическое
родовспоможение (щипцы, вакуум).
В первый год жизни такие
дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж.
В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года
диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).
В результате действия
различных причин происходят неярко выраженные мозговые нарушения. Неяркие,
«стертые» нарушения со стороны черепно-мозговых нервов лежат в основе легких
расстройств иннервации, т.е. нарушений функционирования двигательных нервов,
обеспечивающих процесс нормальной речи. Это и приводит к неточности
произношения.
Симптоматика стертой
дизартрии:
· Неречевая симптоматика:
для неврологического статуса характерно наличие неврологической
микросимптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые
парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической
лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).
Основное поражение
черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что
проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед),
пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка,
беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении,
недифференцированности движений кончика языка.
В ряде случаев при
стертой дизартрии отмечают поражение глазодвигательных нервов, что проявляется
в косоглазии, одностороннем птозе. При стертой дизартрии, как правило, не
наблюдается тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего,
языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее
сглаживание носогубных складок за счет асимметрии лицевых нервов. Может
наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый
оттенок голоса.
Рефлекторная сфера при
стертой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов.
Также у детей отмечают
изменения со стороны вегетативной нервной системы (потливость ладоней, стоп и
т. д.).
Речевая моторика
характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная
точность, плавность, неполный объем). Наиболее ярко моторные недостатки
проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого
управления движениями, их правильной пространственно-временной организации.
Психический статус детей
со стертой дизартрией имеет свои особенности, выраженные в недостаточности ряда
психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память,
мыслительные операции) и снижении познавательной активности в целом.
· Речевая симптоматика [1]:
Нарушения
звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей
характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по
артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто
встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков,
смягчение звуков просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна,
тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный нарушение
фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная
"смазанная" речь не способствует формированию четкого слухового
восприятия и контроля).
Стертая дизартрия чаще
всего диагностируется после 5 лет. Раннее речевое развитие у значительной части
детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Ребенок с
ранним церебральным (мозговым) поражением к 4-5 годам теряет большую часть
симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и
просодики. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3
годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной,
понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи
(внятность речи) у дошкольников со стертой дизартрией остается
несформированной.
Система обучения и
воспитания детей дошкольного возраста со стертой дизартрией включает
коррекционно-логопедическую работу по устранению речевого дефекта и подготовку
к полноценному обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева,
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко).
Впервые попытка
классификации стертой дизартрии была сделана Е.Н.Винарской и А.М.Пулатовым на
основе классификации дизартрии, предложенной О. А. Токаревой. В данной
классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не
учитываются механизмы и нозология.
В исследованиях Е.Ф.Соботович
и А.Ф.Чернопольской определена типология расстройств в зависимости не только от
неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и
общего развития при различных формах дизартрии легкой степени.
В зависимости от
проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом
локализации паретических явлений органов артикуляционного аппарата авторы
выявили четыре группы детей и выделили следующие виды стертой дизартрии: [8, c.23]
· нарушения
звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных
функций речедвигательного аппарата (I группа);
· слабость, вялость
артикуляционной мускулатуры (II группа).
Эти две группы относятся
к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.
· клинические особенности
нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных
двигательных актов (III группа), авторы относят к корковой дизартрии;
· дефекты звуковой
стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности
(IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии.
Таким образом, обобщив
все полученные данные, была составлена таблица, где наглядно отражены
характерные особенности детей со стертой дизартрией.
2. Проявления стертой дизартрии у детей
дошкольного возраста
Стертая дизартрия (МДР -
минимальные дизартрические расстройства) встречается очень часто у детей с ОНР
(50 - 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным
диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется
стертая дизартрия (10%) [1].
Стертая дизартрия в
логопедической практике - одно из самых распространенных и трудно поддающихся
коррекционно-логопедической работе нарушений произносительной стороны речи.
Г. Гуцман впервые
выделяет среди детей с полиморфным нарушением звукопроизношения категорию
детей, у которых выявляется стертость артикуляции и у которых процесс коррекции
звукопроизношения крайне затруднен. В дальнейшем Правдина-Винарская и Эйдинова
анализируют случаи нарушения моторики. Аббревиатура «МДР» введена Г.В.Чиркиной
и И.Б.Карелиной для обозначения малой (стертой) степени дизартрии [1].
Легкую «стертую»
дизартрию выделяют О.В.Правдина и Л.В.Мелехова при обследовании детей со
сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дислалия, а также
органическая церебральная дислалия, которые в дальнейшем стали относить к
легкой дизартрии, и стали называться стертой дизартрией. Авторы отмечают, что
при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии)
наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого
аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического
речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
При дизартрии нарушается
двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной
системы.
Изучение анамнестических
данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций
(моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении
отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы,
схватывать и удерживать мяч).
В младенческий период с 0
до 1 года патологическая доречевая симптоматика не выявляется в психомоторном
развитии, т.к. до настоящего времени не введено в практику скрининговое
обследование психомоторных функций детей. И, как следствие, не проводится
психолого-педагогическое и коррекционно-логопедическое сопровождение детей
младенческого возраста с ПЭП.
Отмечается позднее
появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции
захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при
овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию; многие дети в
течение длительного времени не умеют держать правильно карандаш. В дальнейшем у
них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков.
Дети со стертой
дизартрией не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу
обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти
дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки,
морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок
может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. [10, c.127]
Труднее у таких детей
воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений
различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у
него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или
выливает ее обратно.
Дети со стертой
дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки,
засучивать рукава. Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной
деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами,
регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.
Для таких детей
характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им
нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной
фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что
они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные
двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге,
часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает
ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом -
спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Исследование
неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные
отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного
преимущественно одностороннего, гемисиндрома. Паретические симптомы наблюдаются
в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации
лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская) [16]. В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается
отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней
части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка зазубно средняя
часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения
боковой струи воздуха. У части детей преобладают нарушения функции
языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений
являются расстройства фонации, появление, назализации, искажение или отсутствие
заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мышечного тонуса. Существенно
при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же,
наоборот, очень тихим, слабым.
Таким образом,
неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно
артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны,
т.е. нарушением просодики. При стертой дизартрии характерна невыразительность
речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения. Вместе с тем
стертая дизартрия может осложняться фонетико-фонематическим недоразвитием,
общим недоразвитием речи, заиканием и другими речевыми расстройствами.
Исследования
Л.В.Лопатиной [5] и др. выявили у детей со стертой дизартрией нарушения
иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок,
асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз.
Наряду с этим
характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности
переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка;
движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер,
наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка
отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений,
трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор
кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном
выполнении задания.
У многих детей
отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы
лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка
(девиация).
Особенности мимической
мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией
свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами
подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично
неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного
логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе
коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом
исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и
подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических
нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного
нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной
деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых
расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
У детей со стертой
дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его
модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.
Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие
дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная
координированность движений служат причиной отставания формирования навыков
самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений
пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных
навыков.
Разнообразные
фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация)
тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и
отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения
просодики влияют на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи, а
также трудность исполнения ритмического и мелодического ударения. При этом
наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной
интонации.
Страдает голос: он либо
тихий, слабый, а иногда, наоборот, хриплый, резкий, напряженный, чрезмерно
громкий. Ритм дыхания нарушен. Отмечается слабость речевого дыхания,
поверхностное дыхание. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть
ускоренным или замедленным. Не удаются модуляции по высоте, силе голоса.
Например, ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким
голосом, имитируя голос животных (коровы, собаки и т.п.).
У части детей появляется
фальцет (высокий, неприятный голос, иногда визжащий); вдох с придыханием, с
поднятием плеч; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох
укорочен, и они говорят на вдохе - в этом случае речь становится
захлебывающейся.
Таким образом, детям со
стертой дизартрией дошкольного возраста свойственна определенная симптоматика.
Е.Ф. Соботович и А.Ф.
Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией. [26, c.79]
1 группа
Это дети с
недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата:
избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная
иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие
нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков
[с,] и [з,], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т,]
и [д,], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных
[э], [и], [ы].
Асимметрическая
иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы
свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к
межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по
мнению Соботович, являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого
(VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части
детей этой группы наблюдается фонематическое недоразвитие, связанное с
искаженным произношением звуков, в частности, недоразвитием навыков
фонематического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у
детей отмечается соответствующий возрасту уровень развития
лексико-грамматического строя речи.
2 группа
У детей этой группы не
выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время
речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи.
Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков,
требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно
взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо
искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией);
одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается
расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение
артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных
процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту.
Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки,
наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс), девиации языка,
асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Е.Ф.Соботович и
А.Ф.Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная
дизартрия.
3 группа
У детей отмечается
наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако
наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции,
по подражанию, на основе пассивных смещений, т.е. при выполнении произвольных
движений и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью
произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но
и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у
детей отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности.
Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до
выраженного ОНР. Неврологическая симптоматика проявляется в повышении сухожильных
рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух
сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как
проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов,
имеет место стертая корковая дизартрия.
4 группа
Эту группу составляют
дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой
разнообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность,
замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют
место проявления гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних
движений. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов:
вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при
выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность
удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в
замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей
данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной
системы (девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного
рефлекса и т.д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений,
а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до
существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стертая смешанная
дизартрия.
Критериями дифференциации
групп служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной,
просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств:
лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцениваются общая и
артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение
звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных
звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость
голоса и речевого выдоха, бедность интонаций,
,
1. Белова - Давид Р.А. Причины
недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста.
Нарушение речи у дошкольников. - М., 2007.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с
отклонениями в развитии. М.: Бибиоглобус, 2003.
3. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных
занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.:
Хранитель, 2002.
4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу
диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, - М.,
2002.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва
Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Спб, 2007.
6. Жукова Н.С. Отклонения в развитии
детской речи: М , 2004.
7. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу
о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.:
Просвещение, 2003.
8. Зееман М. Расстройства речи в детском
возрасте. - М.: Астрель, 2002.
9. Зикеев А.Т. Основные коррекционные
направления работы по развитию речи учащихся второй ступени обучения, имеющих
ограниченные речевые возможности. // Дефектология, 2007, № 5.
10. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых
форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. - 2006. - № 5-С. 10-14
11. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками
речи. - М., 2005.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная
работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН).
- М., 2007.
13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников. - М., 2002.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи/ Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев
В.Ю., 2000.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. -- СПб.,
2001.
16. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения.
Семантическая структура слова. - М., 2001.
17. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием
речи. - М., 2001.
18. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш.
учебн. заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и
доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 680 с. - (Коррекционная педагогика).
С 173 - 177.
19. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для
логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С.Волковой: В 5
кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Нарушения голоса и
звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. -
304с. - (Библиотека учителя дефектолога). С 293 - 298.
20. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования
дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология.
- 2006. - № 2. - С. 64 - 70.
21. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой
дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции
«Реабилитация пациентов с расстройствами речи». - С. - Пб., 2000. - С 177-182.
22. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры
слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.
Волковой и В.Г. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Т.2 -
С. 41 - 51.
23. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на
логопедических занятиях. - М., 2001.
24. Правдина О.В. Логопедия. - М.: 2005.
25. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред.
С.С.Ляпидевского. - М.: 2005.
26. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых
форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - М., 2004. - № 4
27. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи
дошкольника. - Екатеринбург,2006.
28. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного
произношения. - Воронеж, 2007.