Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: факторы, формирующие общественное здоровье населения

  • Вид работы:
    Реферат по теме: факторы, формирующие общественное здоровье населения
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:31:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    Факторы, формирующие общественное здоровье населения. 5

    Заключение. 14

    Библиографический список. 15


    Введение


    Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохране­ния и изложенное: «Здоровье является со­стоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей — качество социаль­ное. В связи с чем для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

    · Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

    · Доступность первичной медико-социальной помощи.

    · Охват населения медицинской помощью.

    · Уровень иммунизации населения.

    · Степень обследования беременных квалифицированным персона­лом.

    · Состояние питания, в том числе питания детей.

    · Уровень детской смертности.

    · Средняя продолжительность предстоящей жизни.

    · Гигиеническая грамотность населения.

    Однако в медико-социальных исследованиях группового здоровья, здо­ровья населения и общественного здоровья традиционно принято исполь­зовать следующие индикаторы или группы показателей:

    · Медико-демографические показатели.

    · Показатели заболеваемости.

    · Показатели инвалидности.

    · Показатели физического развития населения.

    Когда мы говорим о социальной обусловленности здоровья, то имеем в виду первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздейст­вие на него социальных факторов риска, т.е. факторов, воздействие кото­рых приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механиз­мов и тем самым способствует развитию патологии.

    В данной работе мы рассмотрим факторы, формирующие общественное здоровье населения.

    Факторы, формирующие общественное здоровье населения



    Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности, сумме здоровья отдельных людей. Это иной уровень здоровья, который можно рассматривать как социологический.

    Общественное здоровье отражает интегральное комплексное здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно - характеристика одного из важных (важнейших) свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Оно составное общественного потенциала, имеющего экономическое выражение. Без него не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Валовый национальный продукт создается обществом. Будет справедливо считать, что общественное здоровье является его составной частью.

    Общественное здоровье - такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стесненного заболеваниями физическими и психическими.

    Если рассматривать общественного здоровье лишь с позитивной стороны - здоровья, а не низкого уровня заболеваемости, смертности, даже отсутствия болезней, т.е. с позиции науки о здоровье - саналогии, а не патологии, то оно состояние, формируемое здоровым образом жизни.

    Ведущими факторами, обуславливающими здоровье (и индивидуальное и общественное) выступают образ жизни - 50%, состояние окружающей среды - 15-20%, наследственность - 15-20% и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) - 10-15%. Эти данный социальная медицина выстроила на основе исследований Ю.П. Лисицы­на (табл. 1)[1]. Все эти факторы действуют в конкретных социальных и природных условиях, которые в свою очередь определяют, обуславливают их.

    Поскольку общественное здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества и др. для его измерения предполагается возможным применить понятие «потенциал общественного здоровья», «индекс здоровья». Этот индекс можно представить как соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни. Потенциал общественного здоровья - это мера количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным здоровым образом жизни.

    Таблица 1

    Модель обусловленности общественного здоровья (Ю.П. Лисицын, 1992)

    Факторы риска в %

    Образ жизни

    Внешняя среда

    Генетиче­ский риск

    Здраво­охранение

    В целом в популяции

    50-55

    20-25

    15-20

    8-10

    В возникновении за­болеваний: ИБС (ишемическая болезнь сердца)

    60

    12

    18

    10

    Сосудистые пораже­ния мозга

    65

    13

    17

    5

    Рак

    45

    19

    26

    10

    Диабет

    35

    20

    35

    10

    Пневмония

    19

    43

    18

    20

    Эмфизема легких, бронхиальная астма

    35

    40

    15

    10

    Цирроз печени

    70

    9

    18

    3

    Транспортные травмы

    65

    27

    3

    5

    Самоубийства

    55

    15

    25

    5


    Понятие общественного здоровья, как функции общества, одного из сторон его качества имеет прямое отношение к стратегии и социальной политике в области охраны и улучшения здоровья населения. Оно позволяет полнее, всесторонне вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения.

    И еще один вопрос, связанный со здоровьем (болезнями): понятие факторов риска и причинах болезней, т.е. о факторах и причинах здоровья.

    Согласно медицинской терминологии фактор риска здоровью - это определяющий здоровье фактор, влияющий на него негатив­но. Число факторов риска здоровью согласно исследованиям со­циальной медицины велико и растет с каждым годом: в 1969 г. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Сре­ди них в качестве главных, так называемых больших факторов риска, выделяют: курение, гиподинамию, избыточную массу тела, несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психо-эмоциональные стрессы[2].

    Факторы риска здоровья включают следующие характеристики.

    Нездоровый образ жизни - курение, употребление табака; несбалансированное, неправильное питание; употребление алкоголя; вредные условия труда; стрессовые ситуации (дистрессы); адинамия, гиподинамия; плохие материально-бытовые условия; потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами; непроч­ность семей, одиночество; низкие образовательный и культурный уровни, чрезмерно высокий уровень урбанизации, низкая меди­цинская активность.

    Неблагоприятная наследственность – предрасположенность к наследственным болезням.

    Неблагоприятное состояние окружающей среды - загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышение радиационных, магнитных и других излучений.

    Неудовлетворительная работа органов здравоохранения - неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

    Таким образом, факторы, которые традиционно рассматривают как факторы обусловленности здоровья, носят негативный характер.

    Они косвенно, опосредованно вызывают патологические изменения в организме, его органах и системах, создают неблагоприятный фон для развития болезней. Кроме этого на человека воздействуют непосредственные факторы (причины) - бактериальные, химические, физические, механические, психические и др.

    Для того или иного патологического процесса при наличии факторов риска требуется и действие конкретного причинного фактора или их комбинаций. Такова примерная схема разграничения факторов риска и причин заболеваний.

    Объединить факторы риска здоровью и собственно факторы здоровья можно на следующем основании: во всех случаях мы рассматриваем одни и те же группы факторов, но при оптималь­ной интенсивности (или качестве) они будут факторами здоровья, при недостаточной или чрезмерной выраженности - станут уже факторами риска здоровью. Например, гиподинамия сказы­вается на здоровье человека так же отрицательно, как избыток движений, фиксируемый иногда у профессиональных спортсменов - это очевидные факторы риска здоровью. Оптимальная двигательная активность - один из значимых факторов здоровья, влияющий позитивна как на физическое, так и на психическое здоровье человека.

    Помимо дилеммы факторы риска здоровью - факторы, здоровья существует еще ряд сложностей для однозначного выделения и классификации факторов здоровья. До их рассмотрения уточним, как определяют термин «фактор». Фактор (от лат. factor -делающий, производящий) - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении[3].

    Ограничением для выделения факторов здоровья статистически является нацеленность медицины на здоровье конкретного человека. Все ли окружающие условия будут для него факторами здоровья? Видимо, не все. Выделим в качестве социально-экономического фактора деятельность налоговых служб, учитывая значительную сложность налогового законодательства, громоздкость отчетов, недостаточную психологическую готовность служащих к неконфликтному взаимодействию с клиентами. Для человека, занимающегося частным предпринимательством, это явление современной жизни - существенный негативный фактор психического здоровья; для государственного служащего деятельность налоговых служб - лишь одно из условий окружающей жизни, фактором здоровья вообще для него не являющихся.

    Одни и те же внешние воздействия, снижая здоровье одного человека, могут не оказывать влияния на другого. В уже рассмотренном примере это могут быть два предпринимателя: один имеет устойчивую нервную систему, философски смотрит на мелкие неприятности, другой - меланхолик с высоким уровнем тре­вожности. Этот пример иллюстрирует факт, что все внешние воздействия опосредуются внутренними особенностями человека, его индивидуальной нормой здоровья, его «слабыми местами» и при выделении факторов здоровья конкретного человека это обстоятельство должно непременно учитываться. Именно поэтому В.В. Колбанов ставит вопрос о необходимости разработки системы индивидуального шкалирования «факторов устойчивости», позитивно воздействующих на здоровье человека.

    Построению единой классификации факторов здоровья препятствует также то, что различные компоненты здоровья (соматический, индивидно-психический, социально-личностный, духовно-нравственный) обусловливаются различными факторами (такова одна из философских закономерностей - различные слои бытия человека детерминируются различными, относительно независимыми обстоятельствами).

    Наконец, любое выделение факторов здоровья условно, так как на конкретного человека в конкретный момент воздействует вся окружающая среда в целом и все факторы здоровья взаимосвязаны (известно, например, что температура воздуха -25° С при сильном ветре оказывает такое же воздействие на организм человека, как —40° С в тихую погоду)[4].

    Несмотря на все перечисленные сложности методологического характера, рассмотрим возможные классификации факторов здоровья, учитывая их условность. В зависимости от практических целей, которые мы перед собой ставим, факторы здоровья классифицируются по различным основаниям.

    Классификация факторов, влияющих на протекание жизнедеятельности организма человека, по их природной сущности:

    · биотические, то есть факторы, относящиеся к живой природе: наследственность, микробное окружение, присутствие различных паразитов;

    · абиотические, то есть факторы неживой природы.

    Классификация факторов по их принадлежности к внутренней или внешней среде: соответственно эндогенные и экзогенные. Этой классификацией пользуются при изучении показателей здоровья и качества жизни больших популяций людей, она широко распространена в социальной медицине.

    Эндогенные:

    · Генетические факторы (национальность, пол, индивидуальные генетические особенности организма человека). Они влияют на процессы роста и развития посредством формирования определенных уровней и соотношений гормонов, регулирующих эти процессы, либо опосредованно через изменение метаболизма организма.

    · Травмы родовые и прижизненные, влияющие на протекание последующей жизнедеятельности человека.

    Экзогенные:

    Природные факторы:

    · климат;

    · рельеф, геологическое строение района проживания, характер почвы;

    · водные ресурсы (атмосферная влага, обеспеченность населения водой, ее качество);

    · характер и состояние растительности, животного мира, устойчивость экологических систем, частота чрезвычайных ситуаций природного характера.

    · Хозяйственная деятельность человека как таковая и через ее влияние на окружающую среду (экологическая обстановка в районе проживания, современная экономическая ситуация).

    · Социальные факторы:

    уровень культуры (в том числе гигиенической), национальные традиции, отношение к здоровью;

    качество питания (традиционный выбор продуктов, способы приготовления пищи, режим питания);

    уровень образования, социальное положение, профессия и интересы родителей, система ценностей в семье, ее состав, уровень материальной обеспеченности, условия быта;

    доступность медицинской помощи, ее уровень, эпидемическая обстановка в коллективе или в районе проживания;

    положение ребенка или подростка в семье, детском коллективе.

    Эта классификация объединяет факторы риска здоровья и факторы здоровья, что вытекает из задач социальной медицины.

    Классификация факторов здоровья в зависимости от их влияния на отдельные компоненты здоровья:

    · Факторы физического здоровья: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.

    · Факторы психического здоровья: система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.

    · Факторы социального здоровья: соответствие личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенность семейным и социальным статусом, гибкость жизненных стратегий и их соответствие социокультурной ситуации - экономическим, социальным и психологическим условиям.

    · Факторы духовного здоровья как предназначения жизни: высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром.

    Классификация факторов здоровья, определяющих различные проявления здоровья: воспроизводство, формирование, функционирование, потребление и восстановление:

    · Факторы воспроизводства здоровья: состояние генотип состояние репродуктивной системы родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов, охраняющих генофонд, беременных.

    · Факторы формирования здоровья: образ жизни, к которому относятся уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки; состояние окружающей среды.

    · Факторы потребления здоровья: культура и характер производства, социальная активность человека, состояние нравственной среды.

    · Факторы восстановления здоровья: рекреация (отдых), лечение, реабилитация.

    В качестве одного из социальных факторов, в значительной степени влияющего на здоровье человека, необходимо выделить культуру. Культура, согласно B.C. Семенову, выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций (возможностей, способностей). Культура выступает посредником между человеком и обществом. Усваи­вая культурные образцы поведения, отношений, человек осознанно или не очень выбирает те нормы, которыми руководствуется в течение жизни. Они могут улучшать или разрушать его здоровье. Поэтому весьма важно, какие образцы отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих, какие знания о здоровье и способах его развития, какие способы здоровьесберегаю-щего поведения будут транслировать ребенку, входящему в этот мир, члены его семьи, детский сад и школа средства массовой информации, общедоступные и популярные учреждения культуры. Все перечисленное можно объединить как педагогический фактор здоровья.

    Заключение


    Медицинские осмотры, диспансеризация, обращаемость населения, специальные социально-гигиенические исследования показывают, что резервы здоровья, его потенциал не представляются высокими, имеют тенденцию к сокращению. И если еще 10-15 лет удельный вес здоровых составлял более 30%, а по ряду исследований - 50%, то в настоящее время он сократился до 20% - максимум 25%. Лиц, имеющих факторы риска, но не потерявшие трудоспособность, так называемы практически здоровых -20%. Оставшаяся 60% или половина, а нередко больше - больные. Примерно 50% из них находятся в стадии компенсации, а остальные -декомпенсации и нуждаются, как правило, в стационарном лечении. Приведенные расчеты свидетельствуют о скромной доле здоровых и большой доле лиц по существу находящихся между здоровьем и болезнью - третье состояние[5].

    Это лишний раз подтверждает необходимость сохранения и умножения числа здоровых, т.е. охрана и укрепление здоровья здоровых. Этой задаче должна быть посвящена профилактика. К сожалению она пока эффективно ее не решает. Тем более важно развивать науку об общественном здоровье - санологию. Науку и практическую деятельность по охране и укреплению здоровья на основе формирования здорового образа жизни, как основы первичной профилактики.

    Библиографический список


    1.   Вальчук Э.А. Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения. – М., 2004.

    2.   Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. -528с.

    3.   Кравцов А.С. Электронный учебник 2.0 по социальной гигиене и организации в здравоохранении. – М.: МЕД-пресс-информ, 2003

    4.   Линденбратен А.Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении Под ред. Академика РАМН О.П. Щепина.Москва «Медицина» 2005

    5.   Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов/ Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 528 с.




    [1] Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005

    [2] Вальчук Э.А. Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения


    [3] Линденбратен А.Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении Под ред. Академика РАМН О.П. Щепина.Москва «Медицина» 2005


    [4] Кравцов А.С. Электронный учебник 2.0 по социальной гигиене и организации в здравоохранении. – М.: МЕД-пресс-информ, 2003


    [5] Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов/ Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - факторы, формирующие общественное здоровье населения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.