Введение. 3
Факторы, формирующие общественное здоровье населения. 5
Заключение. 14
Библиографический список. 15
Отправным пунктом для
медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной
организацией здравоохранения и изложенное: «Здоровье является состоянием
полного физического, духовного и социального благополучия, а не только
отсутствием болезней и физических дефектов». В документах ВОЗ неоднократно
указывалось, что здоровье людей — качество социальное. В связи с чем для
оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
·
Отчисление
валового национального продукта на здравоохранение.
·
Доступность
первичной медико-социальной помощи.
·
Охват населения
медицинской помощью.
·
Уровень
иммунизации населения.
·
Степень
обследования беременных квалифицированным персоналом.
·
Состояние
питания, в том числе питания детей.
·
Уровень детской
смертности.
·
Средняя
продолжительность предстоящей жизни.
·
Гигиеническая
грамотность населения.
Однако в
медико-социальных исследованиях группового здоровья, здоровья населения и
общественного здоровья традиционно принято использовать следующие индикаторы
или группы показателей:
·
Медико-демографические
показатели.
·
Показатели
заболеваемости.
·
Показатели
инвалидности.
·
Показатели
физического развития населения.
Когда мы говорим о
социальной обусловленности здоровья, то имеем в виду первостепенное по своему
значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска,
т.е. факторов, воздействие которых приводит к нарушению
компенсаторно-приспособительных механизмов и тем самым способствует развитию
патологии.
В данной работе мы
рассмотрим факторы, формирующие общественное здоровье населения.
Общественное здоровье нельзя сводить к
совокупности, сумме здоровья отдельных людей. Это иной уровень
здоровья, который можно рассматривать как социологический.
Общественное здоровье отражает
интегральное комплексное здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно
- характеристика одного из важных
(важнейших) свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Оно составное общественного
потенциала, имеющего экономическое выражение. Без него не может
создаваться вся совокупность материальных и
духовных ценностей. Валовый национальный
продукт создается обществом. Будет справедливо считать, что общественное
здоровье является его составной частью.
Общественное здоровье - такое состояние, такое качество
общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа
жизни, не стесненного заболеваниями физическими и психическими.
Если рассматривать общественного
здоровье лишь с позитивной стороны - здоровья, а не низкого уровня заболеваемости,
смертности, даже отсутствия болезней, т.е. с позиции науки о здоровье -
саналогии, а не патологии, то оно состояние, формируемое здоровым образом
жизни.
Ведущими факторами,
обуславливающими здоровье (и индивидуальное и общественное) выступают образ жизни - 50%,
состояние окружающей среды - 15-20%, наследственность - 15-20% и
здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) - 10-15%. Эти данный социальная медицина
выстроила
на основе исследований Ю.П. Лисицына (табл. 1)[1]. Все эти
факторы действуют в конкретных социальных и природных условиях, которые
в свою очередь определяют, обуславливают их.
Поскольку общественное
здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества и др. для
его измерения предполагается возможным применить понятие «потенциал
общественного здоровья», «индекс здоровья». Этот индекс можно
представить как соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни. Потенциал
общественного здоровья - это мера
количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов,
создаваемых активным здоровым образом жизни.
Таблица
1
Модель обусловленности общественного здоровья (Ю.П. Лисицын,
1992)
Факторы риска в %
|
Образ жизни
|
Внешняя среда
|
Генетический риск
|
Здравоохранение
|
В целом в популяции
|
50-55
|
20-25
|
15-20
|
8-10
|
В возникновении заболеваний:
ИБС (ишемическая болезнь сердца)
|
60
|
12
|
18
|
10
|
Сосудистые поражения мозга
|
65
|
13
|
17
|
5
|
Рак
|
45
|
19
|
26
|
10
|
Диабет
|
35
|
20
|
35
|
10
|
Пневмония
|
19
|
43
|
18
|
20
|
Эмфизема легких, бронхиальная
астма
|
35
|
40
|
15
|
10
|
Цирроз печени
|
70
|
9
|
18
|
3
|
Транспортные травмы
|
65
|
27
|
3
|
5
|
Самоубийства
|
55
|
15
|
25
|
5
|
Понятие общественного здоровья, как
функции общества, одного из сторон его качества имеет прямое отношение к стратегии и
социальной политике в области охраны и
улучшения здоровья населения. Оно позволяет
полнее, всесторонне вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры
профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения.
И еще один вопрос, связанный со
здоровьем (болезнями): понятие факторов риска и причинах болезней, т.е. о факторах и причинах
здоровья.
Согласно медицинской
терминологии фактор риска здоровью - это определяющий здоровье фактор, влияющий
на него негативно. Число факторов риска здоровью согласно исследованиям социальной
медицины велико и растет с каждым годом: в 1969 г. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Среди них в качестве главных, так называемых
больших факторов риска, выделяют: курение, гиподинамию, избыточную массу тела,
несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психо-эмоциональные стрессы[2].
Факторы риска здоровья
включают следующие характеристики.
Нездоровый образ жизни -
курение, употребление табака; несбалансированное, неправильное питание;
употребление алкоголя; вредные условия труда; стрессовые ситуации (дистрессы); адинамия,
гиподинамия; плохие материально-бытовые условия; потребление наркотиков,
злоупотребление лекарствами; непрочность семей, одиночество; низкие
образовательный и культурный уровни, чрезмерно высокий уровень урбанизации,
низкая медицинская активность.
Неблагоприятная
наследственность – предрасположенность к наследственным болезням.
Неблагоприятное состояние
окружающей среды - загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных
явлений, повышение радиационных, магнитных и других излучений.
Неудовлетворительная работа
органов здравоохранения - неэффективность профилактических мероприятий, низкое
качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.
Таким образом, факторы,
которые традиционно рассматривают как факторы обусловленности здоровья, носят
негативный характер.
Они косвенно, опосредованно вызывают
патологические изменения в организме, его органах и системах,
создают неблагоприятный фон для развития болезней. Кроме
этого на человека воздействуют непосредственные факторы (причины) - бактериальные, химические,
физические, механические, психические и др.
Для того или иного патологического
процесса при наличии факторов риска требуется и действие конкретного
причинного фактора или их комбинаций. Такова примерная схема
разграничения факторов риска и причин заболеваний.
Объединить факторы риска
здоровью и собственно факторы здоровья можно на следующем основании: во всех
случаях мы рассматриваем одни и те же группы факторов, но при оптимальной
интенсивности (или качестве) они будут факторами здоровья, при недостаточной
или чрезмерной выраженности - станут уже факторами риска здоровью. Например,
гиподинамия сказывается на здоровье человека так же отрицательно, как избыток
движений, фиксируемый иногда у профессиональных спортсменов - это очевидные
факторы риска здоровью. Оптимальная двигательная активность - один из значимых
факторов здоровья, влияющий позитивна как на физическое, так и на психическое
здоровье человека.
Помимо дилеммы факторы
риска здоровью - факторы, здоровья существует еще ряд сложностей для
однозначного выделения и классификации факторов здоровья. До их рассмотрения
уточним, как определяют термин «фактор». Фактор (от лат. factor -делающий,
производящий) - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления;
существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении[3].
Ограничением для
выделения факторов здоровья статистически является нацеленность медицины на
здоровье конкретного человека. Все ли окружающие условия будут для него
факторами здоровья? Видимо, не все. Выделим в качестве социально-экономического
фактора деятельность налоговых служб, учитывая значительную сложность
налогового законодательства, громоздкость отчетов, недостаточную
психологическую готовность служащих к неконфликтному взаимодействию с
клиентами. Для человека, занимающегося частным предпринимательством, это
явление современной жизни - существенный негативный фактор психического
здоровья; для государственного служащего деятельность налоговых служб - лишь
одно из условий окружающей жизни, фактором здоровья вообще для него не
являющихся.
Одни и те же внешние
воздействия, снижая здоровье одного человека, могут не оказывать влияния на
другого. В уже рассмотренном примере это могут быть два предпринимателя: один
имеет устойчивую нервную систему, философски смотрит на мелкие неприятности,
другой - меланхолик с высоким уровнем тревожности. Этот пример иллюстрирует
факт, что все внешние воздействия опосредуются внутренними особенностями
человека, его индивидуальной нормой здоровья, его «слабыми местами» и при
выделении факторов здоровья конкретного человека это обстоятельство должно
непременно учитываться. Именно поэтому В.В. Колбанов ставит вопрос о
необходимости разработки системы индивидуального шкалирования «факторов
устойчивости», позитивно воздействующих на здоровье человека.
Построению единой классификации
факторов здоровья препятствует также то, что различные компоненты здоровья
(соматический, индивидно-психический, социально-личностный, духовно-нравственный)
обусловливаются различными факторами (такова одна из философских
закономерностей - различные слои бытия человека детерминируются различными,
относительно независимыми обстоятельствами).
Наконец, любое выделение
факторов здоровья условно, так как на конкретного человека в конкретный момент
воздействует вся окружающая среда в целом и все факторы здоровья взаимосвязаны
(известно, например, что температура воздуха -25° С при сильном ветре оказывает
такое же воздействие на организм человека, как —40° С в тихую погоду)[4].
Несмотря на все
перечисленные сложности методологического характера, рассмотрим возможные
классификации факторов здоровья, учитывая их условность. В зависимости от
практических целей, которые мы перед собой ставим, факторы здоровья
классифицируются по различным основаниям.
Классификация факторов,
влияющих на протекание жизнедеятельности организма человека, по их природной
сущности:
·
биотические, то
есть факторы, относящиеся к живой природе: наследственность, микробное
окружение, присутствие различных паразитов;
·
абиотические, то
есть факторы неживой природы.
Классификация факторов по
их принадлежности к внутренней или внешней среде: соответственно эндогенные и
экзогенные. Этой классификацией пользуются при изучении показателей здоровья и
качества жизни больших популяций людей, она широко распространена в социальной
медицине.
Эндогенные:
·
Генетические
факторы (национальность, пол, индивидуальные генетические особенности организма
человека). Они влияют на процессы роста и развития посредством формирования определенных
уровней и соотношений гормонов, регулирующих эти процессы, либо опосредованно
через изменение метаболизма организма.
·
Травмы родовые и
прижизненные, влияющие на протекание последующей жизнедеятельности человека.
Экзогенные:
Природные факторы:
·
климат;
·
рельеф,
геологическое строение района проживания, характер почвы;
·
водные ресурсы
(атмосферная влага, обеспеченность населения водой, ее качество);
·
характер и
состояние растительности, животного мира, устойчивость экологических систем,
частота чрезвычайных ситуаций природного характера.
·
Хозяйственная
деятельность человека как таковая и через ее влияние на окружающую среду
(экологическая обстановка в районе проживания, современная экономическая
ситуация).
·
Социальные
факторы:
уровень культуры (в том
числе гигиенической), национальные традиции, отношение к здоровью;
качество питания
(традиционный выбор продуктов, способы приготовления пищи, режим питания);
уровень образования,
социальное положение, профессия и интересы родителей, система ценностей в
семье, ее состав, уровень материальной обеспеченности, условия быта;
доступность медицинской
помощи, ее уровень, эпидемическая обстановка в коллективе или в районе
проживания;
положение ребенка или подростка
в семье, детском коллективе.
Эта классификация
объединяет факторы риска здоровья и факторы здоровья, что вытекает из задач
социальной медицины.
Классификация факторов
здоровья в зависимости от их влияния на отдельные компоненты здоровья:
·
Факторы
физического здоровья: система питания, дыхания, физических нагрузок,
закаливания, гигиенические процедуры.
·
Факторы психического
здоровья: система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его
жизненные цели и ценности, личностные особенности.
·
Факторы
социального здоровья: соответствие личностного и профессионального
самоопределения, удовлетворенность семейным и социальным статусом, гибкость
жизненных стратегий и их соответствие социокультурной ситуации - экономическим,
социальным и психологическим условиям.
·
Факторы духовного
здоровья как предназначения жизни: высокая нравственность, осмысленность и
наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром.
Классификация факторов
здоровья, определяющих различные проявления здоровья: воспроизводство,
формирование, функционирование, потребление и восстановление:
·
Факторы
воспроизводства здоровья: состояние генотип состояние репродуктивной системы
родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов,
охраняющих генофонд, беременных.
·
Факторы
формирования здоровья: образ жизни, к которому относятся уровень производства и
производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных
потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания,
двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки; состояние
окружающей среды.
·
Факторы
потребления здоровья: культура и характер производства, социальная активность
человека, состояние нравственной среды.
·
Факторы
восстановления здоровья: рекреация (отдых), лечение, реабилитация.
В качестве одного из
социальных факторов, в значительной степени влияющего на здоровье человека,
необходимо выделить культуру. Культура, согласно B.C. Семенову, выражает меру
осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу,
природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций (возможностей,
способностей). Культура выступает посредником между человеком и обществом. Усваивая
культурные образцы поведения, отношений, человек осознанно или не очень
выбирает те нормы, которыми руководствуется в течение жизни. Они могут улучшать
или разрушать его здоровье. Поэтому весьма важно, какие образцы отношения к
своему здоровью, к здоровью окружающих, какие знания о здоровье и способах его
развития, какие способы здоровьесберегаю-щего поведения будут транслировать
ребенку, входящему в этот мир, члены его семьи, детский сад и школа средства
массовой информации, общедоступные и популярные учреждения культуры. Все
перечисленное можно объединить как педагогический фактор здоровья.
Медицинские осмотры,
диспансеризация, обращаемость населения, специальные
социально-гигиенические исследования показывают, что резервы
здоровья, его потенциал не представляются высокими, имеют тенденцию к сокращению. И
если еще 10-15 лет удельный вес здоровых составлял более 30%, а по ряду
исследований - 50%, то в настоящее время он сократился до 20% - максимум 25%.
Лиц, имеющих факторы риска, но не потерявшие трудоспособность, так называемы
практически здоровых -20%. Оставшаяся 60% или половина, а нередко больше -
больные. Примерно 50% из них находятся в стадии компенсации, а остальные -декомпенсации и нуждаются, как правило, в стационарном
лечении. Приведенные расчеты
свидетельствуют о скромной доле здоровых и большой доле лиц по существу находящихся между здоровьем и болезнью - третье
состояние[5].
Это лишний раз подтверждает
необходимость сохранения и умножения числа здоровых, т.е. охрана и
укрепление здоровья здоровых. Этой задаче должна быть посвящена профилактика. К сожалению
она пока эффективно ее не решает. Тем более
важно развивать науку об общественном здоровье - санологию. Науку и
практическую деятельность по охране и
укреплению здоровья на основе формирования здорового образа жизни, как основы первичной профилактики.
1.
Вальчук Э.А.
Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения. – М., 2004.
2.
Дыхан Л.Б.,
Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для
студентов педагогических вузов/. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д Издательский
центр «МарТ», 2005. -528с.
3.
Кравцов А.С.
Электронный учебник 2.0 по социальной гигиене и организации в здравоохранении.
– М.: МЕД-пресс-информ, 2003
4.
Линденбратен А.Л.
Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении Под ред.
Академика РАМН О.П. Щепина.Москва «Медицина» 2005
5.
Общественное
здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов/ Под ред. В.А. Миняева, Н.И.
Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 528 с.