Содержание
Введение..................................................................................................... 3
1. Сущность и социальное назначение права.................................. 4
2.
Система
функций права.................................................................... 8
3.
Юридические
функции права и их реализация...................... 12
3.
1. Регулятивная функция..................................................................... 12
3.
2. Охранительная функция.................................................................. 14
3.
3. Компенсационная функция права................................................. 16
3.
4. Ограничительная функция права.................................................. 17
3.
5. Восстановительная функция права............................................... 19
4.
Социальные
функции права......................................................... 21
Заключение............................................................................................. 24
Список использованной
литературы............................................... 26
Введение
Право как социальный институт функционирует наряду с
государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Без
права не может существовать современное общество, это объективно необходимый
элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом
регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального
функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной
организации международного экономического сотрудничества.
Значение права, его роль в жизни
общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе
воздействия на общественные отношения.
Функции права - это основные пути
(каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении
общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные
отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого
данного явления.
С помощью понятия «функции права» можно
познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное
предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем
заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям
лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. Без
реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом.
Функции всегда направлены на их решение[1].
Цель и задачи работы – рассмотреть
понятие функций права, их классификацию, выявить сущность и социальное
назначение права.
1. Сущность и социальное назначение права
Право — это система
нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и
свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные
отношения.
С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и
на этом основании составляет о нем свое собственное представление. Организованность
и порядок в обществе, сами условия существования человека поддерживаются на
основе определенных социальных установок, которые могут существовать либо в
сознании, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принадлежит
важнейшая роль.
Если раньше, в предшествующие эпохи развития
человечества, право представляло собой в первую очередь орудие господства
определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы,
феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных
странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы
охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных
социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры,
расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть
арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Это средство
достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и
индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями
конкретного индивида.
В социалистическом государстве экономика, основанная
на государственной собственности на средства производства, практически
полностью регулировалась правовыми средствами, объем и направление производства
определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись
количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения,
источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д[2].
В условиях же рыночной экономики право, гарантируя
свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет
предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия
нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную
согласованную работу всех его звеньев.
Закон устанавливает и гарантирует равноправное
существование различных форм собственности (частной, государственной,
муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного
оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав
потребителей[3].
Он также устанавливает меры юридической
ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред,
за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства
(злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей
экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально
незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи,
безработные и др.). Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая
деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной
деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль
за его исполнением и т.д.)[4].
Роль права объективно необходима также для
обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов
демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов
высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок
деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей,
судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию
деятельности всех звеньев механизма государства. Без развернутой системы права
невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод
личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых,
брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных
богатств и экологической безопасности.
Объективная потребность права связана также с
необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное
цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и
государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят
ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным
структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность, и иные формы
нарушения общественного порядка.
Наконец, не менее значительна роль права в современных
условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического,
культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между
народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного
шара, установления единого мирового порядка.
Объективной закономерностью современного мира
является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех
основных сферах общественной жизни.
Связано это со все большим усложнением социальных
отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня
демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением
заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении
и охране его прав и свобод, заботой о экологической безопасности человечества.
Право тесно связано с государством. Они одновременно
возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и
отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от
нарушений с помощью своего принудительного аппарата. Вместе с тем право
упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол
чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и
государством, господство закона в обществе. Функции государства, его
управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.
2. Система
функций права
Анализ
функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать,
упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает
приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из
функций. Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если
оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не
стремится выявить их систему.
Дело
еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг
от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому-то ни одна из них не
может быть изучена достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с
другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.
Система
функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование.
Система
функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В
соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять
групп функций права, образующих их систему[5]:
—
общеправовые (свойственные всем отраслям права);
—
межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);
—
отраслевые (свойственные одной отрасли права);
—
правовых институтов (свойственные конкретному институту права);
—
норм права (свойственные конкретному виду норм права).
Вопрос
о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как
структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную
специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных
элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция
может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого
уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых,
от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций.
Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную
функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного
или земельного права[6].
Кроме
того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не
могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на
общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций
права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции
права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или
трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении
соответствующей функции уголовного права и т.д[7].
В
известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в
основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамках
самого права) и внешние (находящиеся за его пределами). Внутренние критерии
(основания) классификаций функций права вытекают из системы права, способов его
воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.
Неразрывная
связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование
основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.
Регулятивная
и охранительная функции — это имманентные праву функции. Это те функции, которые
как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное
образование. Более того, можно сказать, что необходимость существования права
как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.
Внешним
объективным критерием классификации функций права являются различные социальные
факторы, определяющие назначение права.
Общество
как чрезвычайно сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на
определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой
детализации, можно выделить три основные сферы, или системы — экономическую,
политическую и воспитательную. Эти функции права называют социальными.
В
самом общем виде социальные функции права можно определить как направления
правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так,
экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую
сферу; политическая — на политическую; воспитательная — на духовную.
Руководствуясь
иными критериями классификации, а именно значением направления воздействия
права на общественную жизнь, сущностными качествами правового воздействия, объемом
правового регулирования, постоянством его осуществления и т.п., можно
различать основные и неосновные функции права.
К
первым относятся регулятивная и охранительная функции, а число вторых не
является величиной постоянной. Они могут увеличиваться или уменьшаться в
зависимости от исторической обстановки, актуальности или неактуальности
решаемых правом задач, увеличения или уменьшения масштаба правового воздействия
и т.д.
Наиболее
часто называются следующие неосновные собственно-юридические функции: ограничительная,
компенсационная, восстановительная.
А
в числе неосновных социальных функций наиболее очевидны: экологическая,
социальная (в узком смысле этого слова), информационная.
Рассматривая
систему функций права, следует учитывать, что она не является раз и навсегда
данной и неизменной. Как только та или иная сфера общественной жизни становится
существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти
всех) отраслей права — правомерно ставить вопрос о существовании
соответствующей его функции.
3. Юридические
функции права и их реализация
3. 1.
Регулятивная функция
В
системе
функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция.
Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется
в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус,
правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и
юридических лиц — во всех этих формах проявляется его основное назначение — регулировать
общественные отношения.
Особенности
этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил
поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных
взаимосвязей.
В
рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и
регулятивную динамическую[8].
Регулятивная
статическая функция выражается в воздействии права на
общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.
В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде
всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те
общественные отношения, которые представляют собой основу нормального,
стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства
или силам, стоящим у власти.
Решающее
значение в проведении статической функции принадлежит институтам права
собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить
экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена
и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и
обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивная
динамическая функция выражается в воздействии права на
общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена,
например, в институтах гражданского, административного, трудового права,
опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика
регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее
осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем
регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее
характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права
являются:
—
определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности)
граждан;
—
закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции
государственных органов, в том
числе
и компетенции (полномочий) должностных лиц;
—
установление правового статуса юридических лиц;
—
определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на
возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
—
установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные
правоотношения);
—
определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного,
разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С
учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как
обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия,
выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении
субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
3. 2.
Охранительная функция
Следует
подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции права —
охранительной.
Необходимость
в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до
тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало
не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших
средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия
представляет собой охранительную функцию.
Охранительная
функция права — это обусловленное социальным
назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану
общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных
отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу[9].
Из
предложенного определения вытекает, что право охраняет как общепризнанные,
фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых
конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в
том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права —
это вытеснение явлений, чуждых обществу.
Искоренение
нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия
права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений,
которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает,
запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития,
противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет
их.
Не
следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда,
когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции
заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений,
предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем
выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили
требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает
серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения
наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей
воздействия права — охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную
функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из
них — это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции,
ответственность), а вторая — позитивная, так как направлена на координацию положительной
деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют
важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и
укреплению общественных отношений.
Специфика
охранительной функции состоит в следующем.
Во-первых,
она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся
во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией
юридической ответственности .
Во-вторых,
она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие
социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих,
она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных
начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто зависит от гражданской
развитости общества, от его политической сущности.
Наиболее
характерными и очевидными формами осуществления охранительной функции права
являются: наличие в праве запретов совершать нежелательные действия, наличие
санкций за совершенные противоправные действия, определение видов преступлений
и иных правонарушений, охранительные правоотношения, юридическая
ответственность. У государства же формы реализации его функций иные.
3. 3. Компенсационная
функция права
В
компенсационной функции права заключается весьма существенная
особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости.
Компенсационная функция права поэтому очень тесно связана с восстановительной.
По этой причине в юридической литературе их часто отождествляют. Вместе с тем
это не тождественные функции. Различия между ними состоят, прежде всего, в
формах, методах и правовых последствия реализации.
Важную
роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя
они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях
незаконного увольнения (причина) наблюдается одновременная реализация восстановительной
и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный
прогул.
Различие
между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается
в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения,
существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением
убытков (ст. 12 ГК РФ). ГК РФ[10],
охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную сторону
именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему,
так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно (например,
за переживания лица в случаях распространения порочащих о нем сведений).
Конституция Российской Федерации также предусматривает компенсацию за принудительное
отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 35), за вред, причиненный
незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их
должностных лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений
(ст. 52)[11].
Приведенные
примеры свидетельствуют о том, что компенсационная функция свойственна
различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений
между гражданами и юридическими лицами и является необходимым инструментом
гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.
3. 4. Ограничительная
функция права
Наличие
у права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором общественных
отношений[12].
А регулировать — значит предписывать варианты поведения, которые должны
соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов,
наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права, не
нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались
более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные
ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым
вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих
и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав — это
своего рода уравновешивание противоположных интересов. Так, Конституция
Российской Федерации, признавая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13),
одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и
движений. Конституция прямо говорит (ч. 5 ст. 13), что запрещается создание и
деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя[13].
Конституция
России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем
подчеркивает, что их осуществление не должно - нарушать права и свободы других
лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения
прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и
свободы других граждан.
В
развитие этого положения Конституция Российской Федерации в ч.З ст. 55 прямо
устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом, в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Ограничения
прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ.
Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права
избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность
ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения)[14].
Ограничительная
функция, несмотря на казалось бы изначальный негативный характер, в конечном
итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству
право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим
инструментом правопорядка и реализации права граждан.
3. 5. Восстановительная
функция права
Восстановительная
функция права занимает особое ценностное место в механизме правового
воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее
правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав,
которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается
на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный
порядок и т.д.
Реализация
восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого
правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа
об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.)
Нормы,
направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся
как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных
документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека[15] устанавливает:
«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК
РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения
права»[16].
Норма трудового права является важным гарантом восстановления лица на прежнем
месте работы и т.д. Следует согласиться с определением восстановительной
функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств
на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов
права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями
других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может
выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса
физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка
и т.п.
4. Социальные
функции права
Юридическая
наука обратила внимание на социальные функции права в начале XX
в. Собственно проблема функций права возникла первоначально как проблема
социальных функций права.
В
соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются
законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и
охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее,
нагляднее, чем острее ощущается потребность именно в его соответствующей
социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных
общественных отношений.
Упорядоченность
общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми
условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение
права состоит в урегулировании, упорядочении всех сфер общественной жизни,
придании обществу должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря,
создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития
личности и общества в целом.
При
этом следует иметь в виду, что социальные функции — это специфический ракурс
права, где регулятивная и охранительная функции «соединяются» в обособленной,
качественно однородной сфере социальных отношений — экономике, политике,
идеологии.
Таким
образом, следует отметить, что классификация социальных функций в определенной
степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое
разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных,
политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из
функций, например, экономической, могут проявляться в других функциях и
наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций
действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно
взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые
воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами
являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить
следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от
друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют
друг друга.
В
чем конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных
функций?
Экономическая
функция как одна из важнейших социальных функций права имела
большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право
всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На
основе правовых норм в экономических отношениях возникали урегулированные
правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается
договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они
определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).
Из
договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей
свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в
сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство,
хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное
использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных
бумаг и др.)[17].
Таким
образом, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через
регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и
косвенно — путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение
правонарушения в сфере экономики.
Политическая
функция права заключается прежде всего в регулировании
отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в
регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что
политика — это участие в делах государства, это определение задач государства,
это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных
отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма
значительной и таковой остается до настоящего времени.
Права
и свободы человека также важный объект политической функции права, не теряющий
своей актуальности и сегодня.
Воспитательная
функция права представляет собой результат способности
права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его
способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из
важнейших задач воспитательной функций права является воспитание высокого
правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
В
праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания,
в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания
правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и
настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их
сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей
цели.
Таким образом, право осуществляет
различные функции, воздействует на общественные отношения в различных
направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым
свое предназначение.
Заключение
Право выступает
всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные
отношения, придавая им устойчивость и организованность. Право формирует модель
правомерно-дозволенного, предписанного и запрещенного поведения. Нормы права
представляют собой официальные критерии правомерного и неправомерного
поведения. Сравнивая свое фактическое поведение с правовой нормой, индивид
может сделать вывод о законности своих действий. Право делает жизнь индивида
понятной, а потому устойчивой и надежной. Право составляют нормы поведения,
устанавливающие права, обязанности и запреты для всех и каждого.
Выделяют две группы
функции права. К общесоциальным относят, в частности: экономическую функцию,
политическую функцию, воспитательную функцию, коммутативную функцию,
экологическую функцию.
К основным юридическим
функциям относятся: регулятивная, которая выражается в воздействии права на
общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных
ситуациях; обеспечение общественного порядка и охранительная, направленная на
охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения
специальных охранительных норм;
В зависимости от сферы
общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и
внутреннего строения права выделяют:
-
общеправовые
функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая
объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
-
межотраслевые
функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или
частное право, материальное или процессуальное право;
-
отраслевые,
связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и
свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний,
признаваемых преступлениями, и установления наказаний за них совершение
-
функции
отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную,
например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в
трудовом праве, обязывающих — в административном и др.
Все рассмотренные
функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая
многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.
Список использованной
литературы
1.
Конституция Российской Федерации. Принята
Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.
Абрамов,
А. И. Понятие реализации функций права /А. И. Абрамов. //Правоведение. -2006. -
№ 3. - С. 179 – 189.
3.
Алексеев С. С.
Теория государства и права: учебное пособие для вузов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4.
Алексеев
С.С. Общая
теория права. Т. 1. М., 1981. С. 192.
5.
Алексеев С.С.
Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 2005.
6.
Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.:
Юриспруденция, 2007.
7.
Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.//
Консультант Плюс.
8.
Каменко
И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства
и права // История государства и права. 2008. № 1. С. 4-5.
9.
Керимов
Д.А. Предмет общей теории государства и права // Право и образование. 2000. № 3.
С. 22-33.
10.
Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации (постатейный)
/ Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2007.- 778 с.
11.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ:
Учебник для вузов (под ред. О.И.Тиунова). - М. Норма, 2005.
12.
Левакин
И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине
// Государство и право. 2009. № 4. С. 80-85.
13.
Мартышин
О.В Нравственные основы теории государства и права. // Государство и право. 2005.
№ 7. С. 5-12.
14.
Марченко М.Н.
Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
15.
Матузов
Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.
16.
Мачковский
Л.Г. Охрана
личных, политических и трудовых прав в уголовном законодательстве России и
зарубежных государств. М., 2004.
17.
Морозова
Л.А. Основы государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2004.
18.
Научно-практический
комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М.,
Норма, 2007.
19.
Постатейный
комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.:
Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2006.
20.
Теория
государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М.,
2006.
21.
Теория
государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ,
2003. — 592 с.
22.
Уголовное
право. Общая часть: Учебник.Издание исправленное и дополненное / Под ред.
доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических
наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И.
Чучаева. — М.: Юридическая фирма « Контракт»: ИНФРА-М, 2005.
23.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
24.
Юридический
словарь. М., Юристъ, 2007.
25.
Радько
Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2004.