792 КР Организация работы
в уголке природы со старшими дошкольниками
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы.. 5
1.2. Организация трудовой деятельности в уголке природы.. 12
1.3. Виды и типы организации работы в уголке природы.. 20
1.4. Педагогические условия организации работы.. 29
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 42
Введение
Дошкольный возраст – это
период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития
всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение
родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально
сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку,
тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Природа – неиссякаемый
источник духовного обогащения детей. Дети постоянно, в той или иной форме
соприкасаются с ней.
Природа – это
удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир
человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.
Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в
общении с природой, развиваются способность к образному мышлению,
наблюдательность, внимание.[4;15]
Взаимодействие человека с
природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее
звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Мы со всей очевидностью
начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы
нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке
пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над
природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно.
Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок,
погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть
реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана.
Важнейший аспект в
решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей
среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее
поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву
можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент,
осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие
эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в
памяти человека.[12;78]
Это определило
актуальность данного вопроса и тему нашей работы: «Организация работы в уголке
природы со старшими дошкольниками».
Цель работы:
проанализировать особенности организации работы в уголке природы со старшими
дошкольниками в условиях ДОУ.
Объект исследования:
экологическое воспитание в ДОУ.
Предмет исследования: особенности
организации работы в уголке природы со старшими дошкольниками.
Для достижения
поставленной цели нами были определены следующие задачи:
изучение и анализ
литературы по теме исследования;
охарактеризовать
особенности экологического воспитания в условиях ДОУ;
рассмотреть особенности организации
работы в уголке природы со старшими дошкольниками.
Методы исследования:
анализ литературы, общение и систематизация материала; наблюдение,
моделирование ситуаций.
Глава 1. Теоретические основы организации работы
1.1.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы
Сложилась определенная
система целенаправленного обеспечения детей дошкольного и младшего школьного
возраста знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания
экологической культуры, духовности, формирования эколого-осознанного поведения
в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков,
развития познавательной и творческой активности ребенка, как части природы. В
работе используются разнообразные формы и методы в зависимости от местных
условий, наличия квалифицированных кадров и материальных ресурсов[7;11].
Перспективные научные
исследования лаборатории по экологическому развития дошкольников включают в
себя работу по следующим направлениям:
v Непрерывность формирования
экологической культуры у детей и подростков в системе общего образования.
v Моделирование процесса воспитания
экологической культуры у детей и подростков в условиях модернизации
образования.
v Влияние экологического воспитания на
духовное развитие личности.
v Историко-педагогические основания
развития культуры взаимоотношений человека с природой.
v Развитие экологической культуры
педагога.
v Гуманистические ценности
экологического воспитания.
v Эвристические методы в экологическом
воспитании.
v Творческая деятельность в
гармонизации отношений с Природой как феномен экологической культуры.
v Экологизация учебно-воспитательного
процесса в контакте реформирования системы образования.
v Экологическое воспитание в семье.
v «Устойчивое развитие» как стратегия
экологического воспитания за рубежом. [6;22]
Экологическое
воспитание - составная часть нравственного воспитания.
Поэтому под
экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и
поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания
оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические
представления формируются на уроках природоведения.
Определяя сущность
экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование
экологических представлений ;
б) развитие
экологического сознания и чувств;
в) формирование
убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка
навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в
характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное
значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие
экологического сознания;
2) формирование
соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок
личности;
3) выработку
нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой
воли;
5) формирование
значимых целей экологической деятельности.
Цель экологического
воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение
нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его
оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей
местности. [6;24]
Ответственное отношение к
природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов
природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и
правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности
по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования,
в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения
и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной,
правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на
изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием
сформированности ответственного отношения к окружающей среде является
нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического
воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных -
формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их
разрешения;
воспитательных -
формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие
системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния
и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной
деятельности по охране окружающей среды:
интеллектуального
(способности к анализу экологических ситуаций),
эмоционального (отношение
к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и
настойчивости, ответственности).
Содержание экологического
воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных
ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности
природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при
характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
[9;17]
Содержание экологического
воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм
организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной
деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками
информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность
проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие
способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных
экосистем, пропаганду ценных идей.
Проблема экологического
воспитания рассматривается в двух взаимосвязанных направлениях:
– воспитание начальных
форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка
первоначальных практических навыков;
– развитие экологического
сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.[9;20]
Одна из задач
экологического воспитания и образования дошкольников – формирование у них
элементарных представлений о связях живых организмов с окружающей средой и друг
с другом.
Задачи обучения включают
расширение лексического запаса дошкольников у детей представлений о явлениях
природы, о животном мире и т.д., умений отвечать на вопросы и пересказывать
услышанное.
Изучение регионального
компонента: природы родного края, народных традиций, народного творчества,
краеведения, экологических проблем своего региона способствует воспитанию у
детей гражданского чувства ответственности за то, что рядом.
Прежде всего уделяется
внимание следующим вопросам:
1.Понимание ребенком
самоценности природы.
2.Осознание ребенком себя
как части природы.
3. Воспитание у детей
активной жизненной позиции.
4.Обучение азам
элементарной экологической безопасности.
5.Формирование
экологически грамотного поведения в быту и в природе.
6. Формирование
эмоционально-положительного отношения к окружающему миру [11;124].
Ушинский говорил, что
логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь
логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих
природу компонентов.
Современную экологию
можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с
окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по
моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется,
попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.[15;25]
Чтобы такое воспитание
осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:
1) Доказать детям, что в
природе все взаимосвязано;
2) Помочь понять им для
чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение
людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и
для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
3) Помочь детям научиться
строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и
соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим
на правила поведения в природе).
Эффективная работа ДОУ по
формированию основ экологической культуры малышей и молодых родителей требует
тщательного и вдумчивого использования земельных участков ДОУ. В идеале эти
территории должны быть зонами максимальной экологической безопасности,
обеспечивая на современном уровне с привлечением новейших технологий:
v оздоровительную функцию;
v рекреационную функцию;
v учебно-просветительскую.[3;56]
Для полноценного развития
дошкольников необходимо, чтобы они были свидетелями как можно большего
количества понятных их восприятию добрых дел, которые выполняют дети старшего
возраста, и общаться со старшими детьми и подростками: решению этой проблемы поможет
практическая работа добровольцев по изучению и экологическому обустройству
территории детского сада, проведение участниками проекта фотосъемки, экскурсий
и игровых занятий с дошкольниками.
Основными терминами,
характерными для экологического развития, являются:
v Модель (типовая) экологического
воспитания – схема-описание системы экологического воспитания применительно к
типу образовательного учреждения; построение оптимально функционирующей системы
педагогической деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование
и развитие у детей и подростков экологической культуры.
v Моделирование экологического
воспитания – конструирование процесса экологического воспитания детей и
отработка «критериев подобия» на конкретных типах образовательных учреждений.
v Программирование экологического
воспитания – определение и описание содержания педагогической деятельности и
последовательности действий по его реализации в целях формирования у
воспитанников новой экологической культуры.
v Технология экологического воспитания
– система педагогических методов, обеспечивающая повышение уровня культуры
взаимодействия детей с окружающей средой. [4;12]
v Управление процессом экологического
воспитания – деятельность, направленная на развитие у воспитанников экологической
культуры, наилучшим образом использующая имеющиеся ресурсы и обеспечивающая
перевод процесса экологического воспитания на более высокий уровень.
v Экологическое воспитание – процесс
приобщения детей и подростков к культуре взаимодействия с природной и социальной
средой, базирующейся на экологических ценностях (ненасилие, созидание,
самоограничение).
v – содействие становлению и развитию
подростка как субъекта культуры (интеллектуальной, чувственной, этической) во
взаимодействии с природой и социумом.
v Экологическая культура личности как
процесс – овладение личностью системой специальных знаний и способов
деятельности, ориентированных на совместимость с природой.
v Экологическая культура как результат
экологического воспитания – состояние гармонии человека с окружающим его миром,
в основе которого лежит гуманное, ненасильственное отношение к нему.
v – умение человека достигать гармонии
в отношениях с Природой, другими людьми и со своим внутренним миром за счет усвоения
специальных знаний, развития эмпатии и практических навыков экологической
деятельности.
v Экологическая этика – направление в
современной педагогике, связанное с разработкой морально-этических норм
взаимодействия подростка с окружающей средой, обусловливающих их коэволюцию.
v – система морально-нравственных норм
и правил, гармонизирующая отношения человека с окружающим его миром. Этично то,
что способствует сохранению жизни на Земле. «Живи и дай жить другим!»
v Экологическая культура –
одухотворенные ценностным смыслом формы повседневного поведения, чувств и
мышления человека, согласующиеся с моральными нормами по отношению к окружающей
среде.
v Экологизация учебно-воспитательного
процесса – насыщение жизнедеятельности школьного коллектива экологическими ценностями
(здоровый образ жизни, культура межличностных отношений, созидательное отношение
к среде обитания, установка на ограничение своих потребностей до разумных
пределов) и применение воспитательных технологий, позволяющих перевести эти
ценности в личностно значимые.[4;15]
В старшей группе детей
знакомят с некоторыми способами размножения растений. Для этого пересаживают и
размножают два-три растения. В этой работе принимают участие и дети.
Хорошо, если каждый
ребенок будет вести наблюдение за ростом и развитием своего черенка и все
интересное (по своему желанию) зарисовывать в индивидуальный альбом. Такие
альбомы могут быть использованы как иллюстрации к беседе о комнатных растениях.
Выращенные растения дети
могут подарить малышам либо пополнить уголок природы дома.
В уголке природы старшей
группы могут быть те же животные, что и в подготовительной к школе группе.
Разница лишь в объеме знаний, которые получают дети о том или ином животном,
менее самостоятельном уходе за ним (осуществляется он всегда под контролем и
при непосредственном участии воспитателя), более ограниченном сроке пребывания
некоторых животных в уголке природы.
Основное требование,
которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы, —
создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных,
необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия
пребывания животного в неволе к естественным и заранее заготовить корм.
Животных нельзя держать в маленьких, узких, низких, не подходящих для них
клетках, стесняющих естественные движения [25;46].
Белок и большинство птиц
лучше содержать не в клетках, а в просторных вольерах (от пола до потолка),
сделанных из деревянных рам с натянутой металлической сеткой.
Для таких животных, как
кролик, морская свинка, еж, нужны деревянные клетки - невысокие, но просторные,
дающие возможность животным свободно двигаться.
При недостатке места в
большой вольере для птиц можно выделить место для содержания морской свинки. В
этом случае в вольере выгораживается помещение достаточного объема с потолком
из фанеры, чтобы животные не беспокоили друг друга.
Мелких птиц можно держать
в небольших клетках. Их лучше вешать на стенку вблизи окна на высоте 1,5 м от пола.
Для ухода за животными
нужен специальный инвентарь. Все предметы ухода за животными размещаются вместе
с инвентарем по уходу за растениями. Некоторые предметы, например щетку, сметку
и др., удобно держать непосредственно в вольерах.
Следует помнить взрослым
и дать понять детям, что содержанию птиц, зверьков в уголке природы надо
уделять самое серьезное внимание. Живое существо — это не игрушка, оно требует
большого внимания и тщательного ухода: ежедневно в одно и то же время два три
раза кормить, менять воду по мере загрязнения. (Не забывать на выходной день
оставлять корм, воду!)
Очень важно ежедневно
убирать клетку. Один раз в месяц производить тщательную уборку: все ее части
вымыть теплой водой с мылом.
Нельзя допускать, чтобы
животные гибли от недосмотра. Поэтому, выпуская их иногда из клетки, надо принять
меры предосторожности: закрыть окно и форточку, чтобы не вылетела птица, не
выскочила белка. Нельзя оставлять без присмотра на длительное время ни одно
животное.
Рыбы являются
обязательными и постоянными обитателями уголка природы во всех группах детского
сада.
Для содержания рыб можно
использовать различные аквариумы. Однако следует учесть, что в круглых
аквариумах несколько искажается форма тела рыб и растений.
Лучшими аквариумами во
всех отношениях являются широкие четырехугольные в металлической оправе
(каркасе). Новый аквариум надо проверить, не протекает ли он, затем тщательно
вымыть, насухо вытереть и поставить на определенное место, лучше всего на
специальный столик на небольшом расстояний от окна.
Установив аквариум, надо
подготовить грунт - тщательно промытый и прокаленный крупнозернистый речной
песок. Его нужно класть неровным слоем — с наклоном к середине аквариума и к
одному его краю, тогда грязь будет скапливаться в одном месте, и ее легко
удалить с помощью стеклянной или резиновой трубочки. Поверх песка положить
камешки, ракушки, посадить растения, чтобы придать аквариуму сходство с
естественным водоемом.
Особенно важно посадить
растения. Только при этом условии можно поддерживать биологическое равновесие в
аквариуме. Растения обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания
рыб, и поглощают углекислоту. Кроме этого, икромечущие рыбы откладывают икру на
листья растений, листья служат убежищем для мальков, для некоторых рыб они являются
добавочным питанием [47;14].
После того как грунт подготовлен,
посажены растения, можно наполнить аквариум водой. Воду из крана следует
предварительно выдержать несколько дней в другой посуде к ни в коем случае ее
не подогревать, так как в подогретой воде меньше воздуха. Наливать воду надо
осторожно, чтобы не вымыть посаженные растения. Можно это делать по-разному:
пользоваться шлангом, положив его на грунт, специальной воронкой для наливания
воды или лить воду на лист писчей бумаги на блюдце, поставленное на дно, или
направлять струю воды на свою руку, опущенную в аквариум.
В аквариум желательно
поместить несколько пресноводных улиток; они своего рода санитары — очищают
стенки аквариума и съедают остаток корма.
Пополнять аквариум рыбами
нужно постепенно, рассматривая и сравнивая новых рыб с помещенными раньше.
В уголке природы старшей
группы рыбы должны быть разные: неприхотливые аквариумные рыбки — золотая рыбка
и ее разновидности— и рыбы пресноводных водоемов, например маленький карп. При
хорошем уходе он быстро растет, и дети, начав за ним наблюдать в старшей
группе, продолжат это наблюдение в подготовительной к школе группе.
Важное условие содержания
рыб в аквариуме — правильное их кормление. Лучшим кормом для всех рыб является
живой корм: мотыль-личинка комара-дергуна. Каждой рыбе в день нужно давать два
— четыре червячка. Хранят мотыль во влажной тряпочке в прохладном месте, так он
сохраняется в течение недели. Из сухих кормов в основном употребляют дафний.
Сухого корма рыбам также дается определенная норма.
Хорошо чередовать сухой
корм с живым мотылем, при кормлении только сухим кормом рыбы плохо растут, а
тепловодные не размножаются. Кормить хлебом или сухарями не следует, так как от
них закисает вода и загрязняется песок, приходится часто менять воду.
Кормить рыб надо в одно и
то же время (один-два раза в день), бросать корм лучше в стеклянную
рамочку-кормушку, чтобы он не расплывался по всему аквариуму. Нетрудно приучить
рыбок подниматься за пищей на звук колокольчика или на звук, получающийся при
постукивании чем-нибудь о стенку аквариума. Это повышает интерес детей к уходу
за рыбами. Остатки пищи, опустившиеся на дно, надо обязательно выловить
стеклянной трубочкой.
Это делается так:
трубочку, прикрытую сверху пальцем, опускают на остатки корма, на дно, затем
снимают палец, и корм вместе с водой поднимается в трубочку; трубочку опять
закрывают пальцем и вынимают из воды. Так повторяют до тех пор, пока на дне
совершенно не останется корма.
Для резиновой трубки
нужно иметь всасывающий баллон (обыкновенный детский резиновый баллончик).
Если кормят рыб правильно,
грязь из аквариума удаляется и в нем есть достаточное количество растений, воду
можно не менять месяцами. Но если эти правила не соблюдаются, рыбы чувствуют
себя плохо, приходится менять воду часто.
В загрязненной воде с
малым количеством кислорода рыбы задыхаются и, стоя почти вертикально у
поверхности воды, заглатывают атмосферный воздух, что очень обессиливает их.
Нужно также избегать и перенаселения аквариума. Следует исходить из того, что
для каждой рыбы длиной 10 см требуется не меньше 2 л воды [19;22].
Менять воду в аквариуме и
мыть его лучше всего в присутствии детей, привлекая их к помощи, воду выливать
шлангом. Перед этим рыб вынимают специальным сачком. Ни в коем случае нельзя
разрешать детям брать рыб руками: рыбы могут заболеть.
Двое-трое детей моют
камешки, песок и растения промывает воспитатель несколько раз при детях.
Воду не обязательно
всегда менять полностью, можно вылить ¾ ее в аквариуме, протереть его
стенки и долить свежей воды, при этом рыб не удаляют и не вынимают растения.
В старшей группе дети
продолжают наблюдать и за насекомыми — жуком плавунцом, если он остался жить в
группе с лета,
После переезда с дачи в
город воспитатель выясняет, что осталось у детей в памяти об этом жуке,
предлагает сравнить его с рыбками, спрашивает, почему он в отдельной банке, а
не вместе с рыбками. Дети рассматривают плавающего жука, кормят его, наблюдают,
как жук схватывает мясо своими сильными челюстями; некоторые дети вспоминают,
как он ползает. В процессе ухода за обитателями уголка дети заметят, что жук
время от времени поднимается к поверхности воды и выставляет задний конец
своего тела (он дышит, захватывая атмосферный воздух). Иногда дети замечают на
заднем конце тела жука пузырек воздуха. Воспитатель объясняет, что во время дыхания
жук забирает под крылья воздух и потом долго находится под водой.
Надо помнить, что на дно
банки, в которой находится жук-плавунец, необходимо положить камешек покрупнее,
чтобы жук под ним мог задержаться на дне, иначе его тело сравнительно легко
выталкивается водой, и ему приходится делать усилия, чтобы не всплыть.
Как и в средней группе, в
старшей лучше всего иметь какую-нибудь зерноядную птицу — чижа, снегиря, щегла,
чечетку. Все они радуют детей песенками, повадками (например, чиж забавно
купается), привлекают окраской перьев.
В дополнение к тем
птицам, которые рекомендуются для средней группы, в старшей группе можно иметь
синицу. Она питается насекомыми, их личинками и яйцами (даже зимой), в поисках
их она в разнообразных позах держится иногда на самых тонких ветвях дерева
[3;78].
Синицы прилетают и на
кормушку, если положить семена конопли, дробленые семена подсолнечника, кусочки
сала. На кормушке синица ведет себя как настоящий хозяин: отгоняет других птиц
и даже постоянных посетителей — воробьев.
В уголке природы дети
могут познакомиться с синицей еще ближе: заметят ее подвижность, рассмотрят
тонкий и вместе с тем сильный клюв, увидят, какое у синицы (имеется несколько
видов) яркое оперение: черная головка, белые щеки, черная полоска на лимонно-желтом
фоне груди (черная полоска ярче выражена у самца). Прирученную синицу можно
выпускать, но кормить необходимо в клетке, тогда она будет сама в нее залетать.
Когда синица вне клетки, за ней необходимо следить, так как она может забиться
в игрушки и погибнуть или упасть в аквариум, в ведро с водой.
Кормом для синиц является
смесь муравьиных яиц с тертой морковью, семена конопли. Кроме того, добавляются
почки ивы и фруктовых деревьев, кусочки сала. Синицу большую нельзя держать с
другими мелкими птицами, так как она может забить их до смерти.
Ежедневный уход за
птицами в старшей группе заключается в следующем: подготовке корма, мытье
кормушек, поилок, ванночек для купания, засыпке корма в кормушки, наполнении
водой поилок и ванночек, чистке клеток с выдвижным дном (перемена песка, чистка
жердочек), расстановке кормушек (не по жердочкам), поилок, ванночек в клетках.
В зимнее время дети подготавливают птичкам лакомый корм — зеленые всходы овса.
Весь уход за птицами
осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя.
Бывают случаи, когда из
гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой,
размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти,
привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у
которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в
конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В
не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на
участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое
удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.
Уход за живыми объектами
в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя. Эта работа
приучает ребенка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей
и вместе с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки.
Дежурства в старшей
группе вводятся в начале учебного года. Работа дежурных в уголке природы, где
дети имеют дело с живыми организмами, является более сложной, чем другие виды
дежурств [22;190].
В уголке природы не
бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому дети должны
постоянно проявлять инициативу, смекалку. Рыбы требуют одного ухода,
жук-плавунец — другого (хотя, и не сложного), для птиц нужно создать совсем
иные условия, чем для рыб, и т. д. Да и комнатные растения, как уже было
сказано, нуждаются в различном уходе: одни любят солнце, других, наоборот,
нужно убрать в тень, одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней
влаги. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей по
уходу за обитателями уголка.
Перед назначением первых
дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и
рассказывает, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с
содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает,
где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке
их нужно оставлять после дежурства.
В уголке природы каждый
день дежурят несколько человек: один или. двое ухаживают за растениями (в
зависимости от количества растений и навыков детей), один кормит рыбок и
плавунца, двое ухаживают за птичкой, один готовит и ставит корм, воду, другой в
это время следит, чтобы птичка не вылетела из клетки, затем он вынимает из
клетки дно, высыпает грязный и насыпает чистый песок.
По окончании дежурства
воспитатель проверяет, все ли сделано правильно: не стоят ли кормушки и поилки
под жердочками, чистые ли жердочки, дает оценку работе и указывает, как нужно
исправить ошибки, которые были допущены. Дежурных к концу года лучше назначать,
на два-три дня.
Периодически проводится
уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка
проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время
уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены в порядка на определенные
места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как
проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как
дежурные должны поддерживать чистоту и. порядок в уголке [6;18].
Можно представить себе два
уровня изучения природы в уголке природы:
Объекты природы
рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;
Объекты природы
рассматриваются в их взаимной связи. внимание концентрируется на том, например,
чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или
выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;
Это уровень, когда
рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Во-первых, сезонные, в основе
которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны
деятельностью человека.
Для решения таких задач,
как:
Сообщение новых,
закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.
Воспитания привычки
заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в
природе, умений делать выводы.
Развивающая предметная
среда детского сада состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет
свою функциональную роль:
Экологический класс –
центр всей развивающей предметной среды.
Лаборатория. В ней
ребенок проводит разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и
самостоятельную.
Игротека. В ней дети играют
в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие экологические игры.
Библиотека. В библиотеке
имеется познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В
этой части экологического класса дети читают, рассматривают иллюстрации о
природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Мини-музей. В мини-музее
находятся поделки детей и их родителей из природного материала. Дети с
удовольствием посещают музеи, проводят экскурсии для младших дошкольников,
рассказывают о своих поделках и природных объектах привезенных из разных
уголков страны. Результатом всей работы коллектива является эмоциональное
развитие ребенка в целом, формировании умения логически мыслить, самостоятельно
делать обобщения, обогащение словаря, развитие наблюдательности,
любознательности, интереса к познавательности, интереса к познавательной
деятельности, ассоциативного мышления, умения видеть красоту окружающего мира
[5;34].
В каждой возрастной
группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и
методические программы.
Чтобы возрос интерес к
уголку природы, необходимо давать детям возможность общения с ее обитателями в
любое время, давать задания связанные с наблюдением и требующие определенного
времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). При
получении новых знаний, дети охотнее ухаживают за растениями.
С самого начала года
ведутся постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно
рассматривается расписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом
осеннем листочке необходимо учить детей видеть прекрасное, показывать, как
меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака.
Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и
деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе.
Чтобы полученные знания и
выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате
этого знание у детей систематизируется. Дети видят, как эти изменения влияют на
животных, на детские игры, труд людей и т. д. [3;20]
Наблюдение – это
важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение –
смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют
повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном
освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).
Наблюдения, прогулки,
экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость
и любознательность.
Очень заинтересовывают
детей народные приметы.
Очень важно, чтобы
воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические
приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно
научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.
Представление детям
возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное
творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.[14;21]
Воспитательное
значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на
человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика
роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду
требует постоянного непосредственного общения с ней.
В дошкольном
учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года
изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как
реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать,
логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки
бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к
природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких,
как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих
природные богатства.
Познакомить
детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада,
где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная
группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы
для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей
уголков природы возрастных групп.
Уголок
природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом
количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить
более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми
дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего,
существенного и закономерного в жизни растений и животных.
Ознакомление
с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы
позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная
близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо
рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
Обитателей
уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его
руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами.
В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного
и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные,
какие условия для них нужно создавать [36;76].
В уголке
природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям,
рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются
конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников
развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время
работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие
познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и
память. Дети мыслят (устанавливают причинно - следственные связи), запоминают
названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов
уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются
трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к
живому, ответственность за порученное дело.
Проведение
педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую
общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную
приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового
организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику
живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и
многое другое.
При отборе
растений и животных для уголка природы следует учитывать требования,
предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии
можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и
наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы
нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать
за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание
всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с
детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в
уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.
Требования к
отбору обитателей уголка природы:
1. Растение
или животное должно быть типичным для той или иной систематической или
экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с
основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для
большой группы растений и животных.
2. Уход за
обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и
времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и
руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных,
неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и
животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными
вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо
иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в
объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет
их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и
животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда
здоровью детей.
6. Необходимо
учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и
растений в условиях помещения детского учреждения [11;165].
Размещая
обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы
были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные
растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного
света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например,
узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.
Биология
ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на
хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно
в тени.
Вместе с тем
уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует
размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним,
наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех
обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и
временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т.
д.), вторые вносятся на короткое время.
Временные
обитатели -- это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых
особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы
весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Постоянные
обитатели уголков природы в детском саду -- комнатные растения. Они издавна
украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют
красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие,
вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений -- выходцы из тропических и
субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и
болот, горных склонов и долин.
В зависимости
от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода
(разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения
и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные
растения -- ценный дидактический материал, они являются обязательными
обитателями уголка природы.
Традиционно
для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных
водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и
неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии
и др.).
Наблюдения за
рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам
(кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).
Желательными
обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя
чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью
ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за
птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое
отношение к ним.
Целесообразно
для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц
(чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в
неволе только в самое трудное для них время -- зимой; весной их необходимо
выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы -- канарейки и волнистые
попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними [45;8].
Из
пресмыкающихся можно содержать только черепах -- болотную или сухопутную.
Из
многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям
отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок.
Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав
животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными
обитателями уголков природы.
Животные
могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами,
козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на
участке.
Оборудование
уголка природы в разных возрастных группах
«Уголок природы» в
условиях ДОУ № 414, в подготовительной группе является одним из компонентов
системы экологического воспитания подрастающего поколения. Кроме экологического
воспитания, при помощи «Уголка природы» решаются такие общие задачи, как
развитие у ребенка положительных личных качеств (доброты, отзывчивости,
терпимости, ответственности и т.д.), познавательных процессов, речи,
эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной
деятельности.
Сам «Уголок природы»
состоит из 2 больших составляющих:
натуральные объекты
природы (растения, животные);
стенд, посвященный
природным явлениям, литература.
Натуральные объекты
природы представлены в «Уголке природы» достаточно полной коллекцией комнатных
растений: хлорофитум, бегония, драцена, монстера, диффенбахия, циперус и т.д.
Все растения находятся на уровне детей, что позволяет им более тщательно
знакомиться с ними, рассматривать, наблюдать, ухаживать за растениями.
Распознавание природных объектов и их практическое исследование способствует
формированию у детей исследовательских умений и навыков, приучает бережно
относится к природе. Кроме того, в «Уголке природы» дошкольники могут получить
первичные навыки по уходу за животными: в группе есть аквариум, клетка с хомячками,
в раздевалке стоит клетка с попугайчиками. С детьми регулярно проводятся беседы
о правилах поведения с животными, по уходу за ними.
Вторым компонентом
«Уголка природы» является печатная продукция и макеты. В группе есть стенд,
посвященный природным явлениям, где кроме календаря природы, в котором
воспитатель вместе с детьми отмечают температуру, осадки и следят за изменениями
в природе, есть данные о народных приметах, интересных природных явлениях на
Земле, приведены советы по охране природы и уходу за комнатными растениями и
домашними животными. На стенде есть раздел, посвященный работам ребят, их
рисункам о природе; здесь же отмечаются лучшие дежурные по уголку. Кроме стенда
есть литература, которой могут пользоваться и дети; атлас-определитель, книги о
животных и растениях. Есть модели для изучения природы: глобус, модели овощей,
фруктов и т.д.
В целом, «Уголок природы»
аккуратно оформлен, все материалы оформлены в соответствии с требованиями;
материалы постоянно пополняются, изменяются в соответствии с необходимостью.
Воспитатели привлекают детей к работе в «Уголке природы».
«Уголок природы» является
важным компонентом при формировании экологической грамотности дошкольников,
играя при этом еще и роль в общем развитии детей.
В утренний отрезок
времени воспитатель, совместно с назначенными дежурными, проверяют степень
увлажненности почвы у комнатных растений, очищают их от засохших листьев; один
раз в неделю рыхлят почву, а после проведения занятия про удобрение почвы – раз
в неделю совместно с воспитателем удобряют почву. Кроме этого ежедневно следят
за состоянием животных в живом уголке – наличие у них корма, воды; оценивают
чистоту клеток и необходимость уборки в них (обязанность возложена на нянечку и
воспитателя).
1.4. Педагогические условия
организации работы
У детей старшего дошкольного
возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого
года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних
свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С
учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с
природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о
предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения
продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны;
учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся
видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в
состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за
растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных
получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от
врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы
[12;66].
В старшей группе необходимо
формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным
признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного,
заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы.
Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной
жизни — в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой
проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия,
связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд,
наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные
представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях.
Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Дети начинают вести
календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой
природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда
взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются
коллективные наблюдения.
Одному
или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем
выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное.
Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересное
явление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома,
ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года.
Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения [31;18].
Закреплению и систематизации
знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото
«Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.
С целью более полного
представления особенностей организации работы в уголке природы, нами проведено
исследование деятельности воспитателя и детей, которое включало в себя
наблюдение за деятельностью воспитателя и детей в ходе проведения занятия по
экологическому воспитанию в уголке природы и его последующий анализ, анализ
деятельности детей в уголке природы.
Занятие по экологическому воспитанию на тему: «Уход
за комнатными растениями и первая подкормка их»
Цель занятия (программное содержание): Уточнить
знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательностями. Закрепить
прием рыхления. Познакомить детей с новым видом ухода – удобрением (подкормка)
почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором
удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от
размера растения). Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание
наблюдать и ухаживать за ними. Ввести в словарь детей слова: удобрение
(подкормка).
Оборудование: растения из живого уголка, клеенки,
палочки для рыхления, тряпочки, ножницы, пульверизаторы, лейки.
Подготовка к занятию. Воспитатель вместе с детьми
расставляет на столе растения (на каждого ребенка; за крупными буду ухаживать
двое – трое детей), раздает инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления,
тряпочки, пульверизаторы, ножницы, лейки. На столе воспитателя – пакет с удобрением
и стаканчики с раствором, полные и налитые до половины.
Ход занятия
Воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы будем
ухаживать за комнатными растениями. Но сначала давайте вспомним, что для этого
нужно делать. (Дети перечисляют приемы и порядок ухода). Для чего нужно рыхлить
землю? (Чтобы хорошо проходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой
земле). Чем нужно рыхлить землю? Почему палочками? (Чтобы не портить корни).
Как нужно правильно рыхлить? Воспитатель просит показать 1 – 2 ребенка. (Дети
выполняют задание, воспитатель держит горшок с растениями наклонно, чтобы всем
детям было видно). Правильно ребята делают? Правильно, ближе к стеблю рыхлить
не глубоко, а дальше от стебля – немного глубже. Как надо мыть растения: (Крупные
листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть
землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливать из большой лейки). Для чего мы
ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели).
Далее педагог просит
посмотреть на растение, за которыми они ухаживают. Замечают ли они какие-нибудь
изменения в их внешнем виде? (Например, у герани появились новые листочки, у
бальзамина – бутоны и т.д.).
«Сейчас весна, - говорит
воспитатель, - наши растения начинают расти. Чтобы они лучше цвели, их нужно
удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение – порошок
(показывает пакет с розовым порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его
прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растения один раз в
неделю после поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. На моем столе стоят
стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а
в некоторых – до краев. После того, как вы у своих растений протрете листья,
разрыхлите землю, опрыскайте их, а растения с мелкими листьями вымойте в тазу
из лейки, возьмите у меня стаканчики с удобрениями. Но каждый должен подумать,
с каким количеством раствора он возьмет стаканчик: полный или с половиной
жидкости (если растение большое – полный, для растения меньшего размера
требуется меньшее количество раствора). Когда польете удобрениями, поставьте
стаканчики на место. Уберите свои рабочие места, а растения уберите туда, где
они стояли (кроме больших по размеру). Кто работает вдвоем, договоритесь, кто
из вас что будет делать». Дети начинают работу.
Воспитатель контролирует
деятельность детей, помогает им советом, отмечает тех, кто успешно справляется
с делом.
В конце занятия
воспитатель подводит итог, спрашивает ребят: «Чему вы сегодня научились»
(Подкармливать растения). Для чего их подкармливают (удобряют)? (Чтобы они
лучше росли и цвели). На какую землю должно попадать удобрение? Сколько
удобрения нужно лишь в горшок с растениями? (На мокрую землю, удобрять после
поливки, лишь полстаканчика в зависимости от величины растения).
Затем сообщает: «Сегодня
вы подкормили растения, а дальше эту работу будут выполнять дежурные один раз в
неделю. Накануне я буду разводить удобрения в ведре, а потом дежурные будут
разливать их в горшки с растениями. Теперь вы должны наблюдать за растениями,
чтобы увидеть изменения в них после подкормки. Дома расскажите своим мамам,
чему вы сегодня научились, ухаживайте дома за растениями так же, как в детском
саду».
Анализ
занятия на тему: «Уход за комнатными растениями и первая подкормка их».
Тема занятия, проводимого
студенткой, определена тематическим планированием. Требования к оформлению и
предъявлению конспекта выполнены.
Цели, определенные
студенткой на данное занятие реализованы полностью. Структура занятия сохранена
– проведен анализ остаточных знаний по предыдущим темам (вспомнили приемы и
порядок ухода за растениями, необходимость ухода за растениями), при повторении
была опора на практический опыт детей – дети показывали приемы правильного
рыхления земли на примере комнатного растения. Большое внимание уделяется
аналитической работе детей – педагог постоянно нацеливает детей на сравнение,
анализ, сопоставление и поиск причинно-следственных связей. Это способствует формированию
мыслительных процессов и развивает у дошкольников интеллектуальные умения и
навыки.
Объяснение нового
материала начинается с определения значимости и важности изучения данной темы.
Знакомство детей с новым понятием и термином происходит в понятной для
дошкольников форме, с использованием наглядных примеров.
Предусмотренная на данном
занятии практическая работа, в ходе которой дети демонстрировали навыки ухода
за растениями, была проведена под достаточно точным, конкретным и понятным
инструктажем педагога. Причем за каждым ребенком педагог внимательно наблюдал и
при необходимости оказывал дозированную помощь. В данном случае можно говорить
об использовании студенткой элементов дифференцированного подхода.
Итог, подведенный в конце
занятия, позволил определить, насколько дети поняли новый материал, получить
обратную связь. Положительным моментом стала ориентация полученных знаний,
умений и навыков на конкретную практику ухода за растениями в группе – так
новый материал приобрел для дошкольников личностное значение. А наказ
воспитателя рассказать маме о том, чему сегодня научились, позволит закрепить
знаний детей и ориентировать их на использование полученных навыков в любой
другой обстановке.
Недочетами в проведении
занятия можно назвать следующие: практическая работа заинтересовала ребят, но
все же чувствовалась некоторая усталость (введение сказочных персонажей,
проведение физминутки помогло бы активизировать детей вновь); в ходе работы над
речевым материалом можно было провести аналогии слов «удобрение» – «добрый» и
определить при помощи этого назначение подкормки; необходимо было сделать упор
на правила безопасной работы с удобрениями (не брать их в рот, мыть руки после
подкормки и т.д.).
Тем не менее,
перечисленные недочеты не снижают ценность и значимость проведенного занятия.
Педагогический такт, умение руководить детьми, оказывать им помощь, знание
основ педагогики, психологии и методики проведения занятий позволили провести
занятие на достаточно высоком уровне. А проведенный далее, на следующем занятии
опрос детей по данному материалу показал, что отобранный студенткой материал,
способ его представления детям был оптимальный.
Изучение уровня руководства деятельностью детей дошкольного
возраста в уголке природы проводилось при помощи комплекса методик, каждая из
которых помогла составить более полную картину об изучаемом явлении. Критериями
для определения уровня руководства деятельностью в уголке природы нами, наряду
с собственно изучением особенностей руководства, были взяты качества педагога,
которые, по нашему мнению, способствуют более эффективному руководству: умение
преодолевать барьеры, уровень субъективного контроля. Анализ результатов,
полученных при проведении данного комплекса, поможет составить более полную
характеристику стиля управления деятельностью дошкольников в уголке природы каждого
воспитателя в отдельности, поможет выявить существующие проблемы в ходе
управления этой деятельностью.
Изучение особенностей руководства игрой проводилось по
одноименной методике, которая заключается в том, что проводится наблюдение за
тем, как воспитатель руководит деятельностью детей. Затем проводится опрос
воспитателя по схеме. Данные протоколов анализируются. Полученные результаты
представлены в таблице 1.
Проанализировав данные можно отметить, что в целом процессу
экологического воспитания детей в рамках работы в уголке природы воспитатели
уделяют достаточно много внимания, данный вид деятельности используется ими ежедневно
как способ организации деятельности детей, так и как способ получения новых
знаний (в старшей группе – дидактические игры на занятиях). Все воспитатели
стимулируют детей в экологической деятельности, включают их в разные виды с
использованием разных заданий. Недостаточно внимания уделяется организации
начала, как правило во всех случаях инициатива исходила от детей. Воспитатели
не всегда включаются в деятельность сами, т.е. не берут на себя роли, а в
основном принимают роль наблюдателя или предоставляют детям самостоятельность.
В использовании приемов преимущество отдается прямым способам руководства:
указание на действия, способы их выполнения, показ действий с предметами,
помощь в распределении ролей. Косвенные приемы руководства использовались только
молодыми педагогами. Все воспитатели учитывают возрастные и индивидуальные
особенности детей при организации их игровой деятельности. В некоторых случаях
отмечается использование уголка природы для коррекции поведения отдельных дошкольников.
Т.о. можно отметить, что руководство деятельностью
дошкольников в уголке природы, несмотря на достаточно большой стаж работы у
некоторых воспитателей и свежие знания у молодых, недостаточно эффективно,
потому что в 100 % случаях воспитатели занимают отвлеченную позицию, не проявляют
активности в управлении этой деятельностью.
Для определения проблем, существующих в процессе управления
игровой деятельностью дошкольников, нами были проведены методики, позволяющие
охарактеризовать некоторые качества педагога-воспитателя, от уровня развития
которых также зависит эффективность управления деятельностью в уголке природы у
дошкольников. Перечисленные выше качества диагностировались в индивидуальном
порядке. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение барьеров в педагогической
деятельности
№
|
Ф.И.О.
воспитателей
|
Стаж работы
|
Общая сумма баллов
|
Качественная характеристика
|
1.
|
Надежда Петровна Б.
|
26
|
48
|
Зависит от условий
|
2.
|
Тамара Федоровна К.
|
33
|
30
|
Остановившееся
развитие
|
3.
|
Юлия Андреевна Ч.
|
4
|
30
|
Остановившееся
развитие
|
4.
|
Ирина Викторовна К.
|
5
|
62
|
Активное развитие
|
5.
|
Татьяна Ивановна К.
|
5
|
70
|
Активное развитие
|
6.
|
Ольга Михайловна М.
|
12
|
60
|
Активное развитие
|
7.
|
Инга Олеговна Т.
|
5
|
50
|
Зависит от условий
|
8.
|
Александра Борисовна Д.
|
8
|
53
|
Зависит от условий
|
Цель проводимой методики: выявить способности учителя к
саморазвитию. По результатам можно установить, что у 3 воспитателей существует
стремление к дальнейшему совершенствованию собственных профессиональных и
личностных качеств, им присуще стремление к активному развитию, а
следовательно, воспитатели данной группы готовы к самоизменениям, саморазвитию.
У 3 воспитателей отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на
развитие сильно зависит от условий и личной установки воспитателя. У 2
воспитателей способность к саморазвитию низкая, по качественной характеристике
диагностической методики она характеризуется как «остановившееся развитие».
Таким людям, как правило, не специфично стремление к саморазвитию,
самоизменению. Связано это может быть с индивидуальными особенностями
воспитателя, окружающей обстановкой и т.д. Причем данная методика не показала
взаимосвязь между стажем работы воспитателей и исследуемым параметром.
В условиях глобального
экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в
непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в
формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической
культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень
экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает
основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу
общечеловеческих ценностей.
Формирование основ
экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах:
экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за
растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых
обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников и др. Особое место занимают
занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов
деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.
Экологическое
содержание в образовательной системе детских садов и школ включает
взаимоотношения человека и общества, взаимоотношения между людьми и окружающей
социальной и природной средой.
Установление
разумных взаимоотношений человека и окружающей среды во многом зависит от
формирования экологической культуры, несущей в себе эстетический аспект. Эта
культура должна влиять на все стороны взаимодействия людей друг с другом и
природой.
Проблема
человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все
времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений
(Демокрит, Платон, Аристотель, И.Кант, В.С.Соловьёв, В.И.Вернадский и др.).
Значение
природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и
педагоги-классики Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцди, Л.Н.Толстой,
К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский. Они подчёркивали возможность гармоничного
развития личности в условиях максимального приближения к природе.
В
настоящее время исследования экологических проблем осуществляются в различных
научных отраслях. Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного
воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают
С.Н.Глазачев, И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачёв, Л.П.Печко, Т.С.Комарова и
др.
Развитие экологического
образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране
началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов.
Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе
непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно. Особенно
бурное развитие этого направления наблюдалось в 90-е годы. Появился ряд
специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных
разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную
программу развития ребенка «Истоки», публиковались методические разработки, как
специалистов, так и самих педагогов. Были организованы всероссийские и
региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому
образованию дошкольников. Данной проблеме посвящались конференции, совещания
разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников включались в
план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний по
экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать
свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому
образованию дошкольников в качестве временного стандарта были сформулированы в
книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел
«Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование
к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического
образования. Как уже подчеркивалось, все большее количество дошкольных
учреждений практически всех регионов страны стало заниматься вопросами
экологического образования.
Анализ современного
экологического образования как особого направления дошкольной педагогики
позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких
составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах:
·
традиционные для
отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с
природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;
·
народные
традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;
·
мировой опыт:
зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике
экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки
специалистов США, Швеции;
·
отечественное
экологическое образование школьников.
В рассматриваемый период
становление экологического образования дошкольников в нашей стране происходило
различными путями. Первый из них можно обозначить как стихийный, второй —
системный. В первом случае инициатива внедрения элементов экологического
образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения,
который самостоятельно, в рамках своего понимания работает в данном
направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая
собственные. Во втором случае вначале разрабатывается концепция непрерывного
образования всего региона, в которой определенное место отводится дошкольной
ступени. Такие региональные системы в настоящее время создаются во многих
областях и краях России. Особенно следует отметить достигнутые в этом
направлении результаты гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пермской,
Нижегородской, Московской областей, Дальнего Востока, Ханты-Мансийского
автономного округа. При таком подходе цели и задачи дошкольного образования
определяются исходя из положений общей региональной концепции. Реализовывался и
третий вариант, когда дошкольные учреждения, самостоятельно выбравшие
экологическую тематику в качестве приоритетного направления, со временем
включались в общую региональную систему экологического образования.
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г.
Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и
развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
2. Ашиков В. Семицветик - программа
культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание.
1998. N 2. С. 34-39.
3. Ашиков В., Ашикова С. Природа,
Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С.
51-54.
4. Балаценко Л. Работа с родителями по
экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
5. Бобылева Л., Дупленко О. О программе
экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998.
N 7. С. 36-42.
6. Бобылева Л. Бывают ли
"полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание.
2000. N 7. С. 38-46.
7. Большакова М., Морева Н. Народные
названия растений как одно из средств формирования интереса к природе //
Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.
8. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой.
- М.: Просвещение, 1991.
9. Валитова И.Е. Психология развития
ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. –
Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 160 с.
10. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.:
Нар. асвета, 1972.
11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.
Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского – М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
12. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология.
– Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
13. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736
с.
14. Зебзеева В. О формах и методах экологического
образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.
15. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому
воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С.58-63.
16. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: //
Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
17. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты
занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. N
7. С. 27-35 /
18. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое
развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N
7. С. 3-9 /
19. Иванова А. И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
20. Иванова Г., Курашова В. Об организации рабо-ты
по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
21. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом
воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73.
22. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической
культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
23. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное
воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.
24. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное
воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.
25. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и
творчество // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 49-53.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под
редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.
27. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя
детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
28. "Мы" - Программа экологического
образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240
с.
29. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду /
Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
30. Мир природы и ребенок: Методика экологического
воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова,
Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.:
детство-пресс, 2003. - 319 с.
31. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник
для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт
практической психологии, 1998. – 488 с.
32. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры
в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского
сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
33. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и
условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
34. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой
природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
35. Николаева С. Н. Теория и методика экологического
образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат.
центр "Академия", 2002. - 336 с.
36. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных
программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание.
2002. N 7. С. 52-64.
37. Николаева С. Н. Методика экологического
воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн.
для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
38. Павлова Л. Игры как средство
эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С.
40-49.
39. Павлова Л. О значении туристической
деятель-ности в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. N 7. С.
74-77.
40. Парамонова Л. Конструирование из природного материала
// Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 90-96.
41. Популярная психология для родителей (Под редакцией
А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский
психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
42. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг.
– М.: Педагогика, 1983. – 160 с. ил.
43. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы
изучения личности: Учебное пособие. – Переработанное и дополненное издание
пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и
психодиагностика личности» – М.: Московский психолого-социальный институт:
Флинта, 1998. – 1264 с.
44. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа
экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С.
26-34.
45. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического
образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7.
С. 18-20.
46. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй,
дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.
47. Содержание и методы умственного воспитания
дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – 216с.
48. Соломенникова О. Диагностика экологических
знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.
49. Экологическое образование и воспитание. Метод.
Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских
возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна.
2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1997. – 416 с.
51. Целищева И., Большакова М. Дикие животные:
интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических
представлений // N 7. С. 53-64.