Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Теоретические основы операций коммерческого банка с пластиковыми картами

  • Вид работы:
    Другое по теме: Теоретические основы операций коммерческого банка с пластиковыми картами
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Теоретические основы операций коммерческого банка с пластиковыми картами  5

    1.1. Классификация операций с пластиковыми картами и виды пластиковых карт  5

    1.2. Организация работ с пластиковыми картами. 17

    1.3. Методика оценка операций банка с пластиковыми картами. 30

    2. Анализ операций коммерческого банка с пластиковыми картами. 34

    2.1. Динамика и структура операций с пластиковыми картами. 34

    2.2. Анализ доходов банка. 41

    Заключение. 44

    Список использованной литературы.. 47

    Введение


    Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек. Банковская пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита. Первые карточки современного вида появились в США в начале 50-х годов. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.

    Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.

    Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспек­тивы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расши­рили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и др.

    Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить  риск потери денег. Держателям карт предоставляются  льго­ты при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина).

    Все это определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

    Объектом курсовой работы является банковская деятельность, в качестве предмета исследования выступает организация обращения пластиковых карт.

    Цель работы – анализ эффективности обращения пластиковых карт. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

    - определение пластиковых карт и классификации пластиковых карт;

    - рассмотрение процесса организации обращения пластиковых карт;

    - рассмотрение методики оценка операций банка с пластиковыми картами;

    - анализ динамики и структуры операций с пластиковыми картами в Калининском отделении Сбербанка РФ;

    - анализ доходности обращения пластиковых карт в Калининском отделении Сбербанка РФ.

    При написании теоретической части отчета были использованы труды отечественных авторов по проблеме использования пластиковых карт в банковской деятельности. При написании практической части отчета, были использованы документы Калининском отделении Сбербанка РФ.


    1. Теоретические основы операций коммерческого банка с пластиковыми картами


    1.1. Классификация операций с пластиковыми картами и виды пластиковых карт


    С развитием во второй половине XX в. Платежных систем, позволяющих осуществлять розничные платежи в электронной форме, появляется новый платежный инструмент - пластиковая карта.
    Пластиковая карта - это именной денежный документ, выпущенный банком или иной специализированной организацией, удостоверяющий наличие в соответствующем учреждении счета владельца пластиковой карты и дающий право на приобретение товаров и услуг по безналичному расчету.

    Одна из старейших сфер применения пластиковых карт - банковские платежные системы, в которых карта служит инструментом, подтверждающим право ее держателя на совершение определенных финансовых операций. К ним предъявляются самые жесткие требования по защищенности от подделок, обусловленное значительными финансовыми рисками, связанными с ее использованием[1]. В связи с этим в платежных системах используют два вида пластиковых карт:

    - карты с магнитной полосой;

    - карты с микропроцессором.

    Помимо защитной и идентификационной информации, закодированной на магнитной полосе или в памяти микропроцессора, на банковские карты наносятся дополнительные защитные элементы, позволяющие определить ее подлинность визуально, без использования считывающих электронных устройств:

    - микрошрифт;

    - голограммы;

    - полосу с образцом подписи;

    - ультрафиолетовые изображения.

    Существует целый ряд платежных банковских систем для осуществления безналичных платежей, такие как: UNION, VISA, Mastercard, American Express, Europay и т.д. Каждая, из которых имеет свой стандарт и набор наносимых элементов.

    Можно выделить три основные функции пластиковой карты[2]:

    1) является инструментом безналичных расчетов,
    значительно сокращая объем наличных денег в обороте;

    2) выступает средством платежа при приобретении
    товаров и погашении долгов во взаиморасчетах между юридическими и физическими лицами;

    3) служит инструментом получения денег с расчетного счета практически в любое время.

    По мере развития информатизации появились различные виды пластиковых карт, различающихся назначением, способами защиты от подделки, функциональными и техническими характеристиками, а также технологией проведения расчетов с их использованием.

    Классификация видов существующих пластиковых карт возможна по следующим основным критериям.

    I. Классификация видов пластиковых карт в зависимости от статуса организаций, осуществляющих выпуск их в обращение (эмиссию). При классификации карт по эмитенту следует разделять собственно банковские и небанковские пластиковые карты.

    Эмитентами банковских карт, как и следует из их наименования, могут выступать только кредитные организации, действующие на основании банковской лицензии и зарегистрированные в порядке, установленном для банков законодательством страны их резидентства. Эмитентами небанковских пластиковых карт выступают, как правило, предприятия торговли, выполнения работ и оказания услуг. К данному виду пластиковых карт относятся предоплаченные финансовые продукты, обращение которых осуществляется на базе двустороннего договора между держателем (как правило, физическим лицом) и эмитентом (сетью магазинов, телефонной компанией или Интернет-провайдером и т.д.). При этом держатели небанковских пластиковых карт могут использовать их для приобретения товаров (работ, услуг) в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом данных карт.

    Банковские карты представляют собой современный инструмент управления банковским счетом, получения краткосрочного кредитования и осуществления безналичных расчетов. Поэтому в дальнейшем особое внимание нами будет уделяться именно этому виду пластиковых карт.

    II. Классификация видов пластиковых карт по их функционально-экономическим характеристикам. При такой классификации различают кредитные и дебетовые карты.

    Основное отличие кредитных карт международных платежных Систем от дебетовых заключается в технологии совершения операций. Кредитные карты связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров через POS-терминалы, установленные на предприятиях торговли, принимающих к оплате карты соответствующей платежной системы.

    Дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах (банкоматах) или покупки товаров с расчетом через электронные POS-терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке. Кроме того, ряд западных авторов выделяют в особую категорию платежные карты (charge cards). Отличие состоит в том, что общая сумма долга; при использовании платежной карточки должна погашаться полностью в пределах указанного времени после получения выписки без права продления кредита.

    Имеются различия в использовании карточек в системах, основанных на бумажной технологии (paper-based systems), или в электронных системах (electronic systems). В «бумажных» системах держатель ставит свою подпись на торговом счете или другом документе, подготовленном торговцем, что подтверждает разрешение дебетовать его счет в банке. Затем торговый счет направляется эмитенту карточки как основание для выплаты соответствующей суммы торговцу (кредитование его счета) и списания денег со счета держателя карточки (покупателя). В электронной системе держатель напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе является санкцией на дебетование его банковского счета[3].

    III. Классификация видов пластиковых карте зависимости от их технологических особенностей. Наиболее распространены карточки двух видов — с магнитной полосой и со встроенной микросхемой (chip card — чиповая карта, smart card — смарт-карта, «умная» карточка).

    Карты первого вида имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых учреждений. Когда карточка вставлена в соответствующее считывающее устройство, индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для разрешения на сделку.

    На карточках крупных международных ассоциаций «Виза» и «Мастер Кард» магнитная полоса имеет несколько дорожек для фиксации необходимых сведений в закодированном виде. На одной из дорожек записан персональный идентификационный номер (ПИН-код), который вводится владельцем карточки с помощью специальной клавиатуры при использовании им банковских автоматов (банкоматов) и POS-терминалов. Набранные цифры сравниваются с ПИН-кодом, записанным на полосе. В случае несовпадения владельцу дается возможность сделать еще несколько попыток набора ПИН-кода. Затем карточка изымается или ее параметры вносятся в так называемый стоп-лист (т.е. фактически блокируется управление карты соответствующим банковским карточным счетом).

    Идея использовать при безналичных расчетах карту со встроенной микросхемой была предложена в 1974 г. французским журналистом Роланом Морено (Roland Moreno) и получила большое распространение во Франции и за ее пределами.

    Встроенная в карточку микросхема (чип) является хранителем информации, которая записывается, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность. В Российской Федерации банковские карты со встроенным микропроцессором (чипом) эмитируются в рамках платежной системы «Золотая Корона».

    Как известно, при платежах по магнитным или штриховым картам применяется режим on-line. Разрешение на платеж дает, по существу, компьютер банка или процессингового центра при связи с точкой платежа. Поэтому основная проблема, возникающая здесь, — обеспечение надежной, защищенной и недорогой связи, что в условиях нашей страны крайне трудно.

    При платежах по смарт-картам применяется режим off — разрешение на платеж дает сама карта (точнее, встроенная в нее микросхема) при общении с торговым терминалом. На основе записанных в чипе сведений сделка по карточке может осуществляться в автономном режиме, т.е. без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карточка сама хранит в памяти сумму средств, имеющихся на банковском счете, авторизации здесь не требуется: когда лимит превышен, сделка просто не состоится. Если же сумма операции меньше суммы лимита, то в момент ее совершения сумма свободного лимита будет уменьшена и записывается новый остаток, который может быть использован при следующей покупке. При внесении денег на счет лимит восстанавливается, о чем делается новая запись в микросхеме.

    Другая важная особенность смарт-карт заключается в их надежности. Смарт-карта должна быть достаточно «интеллектуальна», чтобы самостоятельно провести платеж и при этом обладать развитой системой защиты от ее несанкционированного использования.

    Копирование данных, кроме как их производителями, невозможно благодаря уникальному внутреннему коду, записанному на каждой карте. Даже если данные, записанные на карту, кто-либо сможет продублировать, уникальный внутренний код предотвратит использование карты. При отправке карт производителем в адрес организации, выпускающей карты в обращение, коды посылаются отдельно, а пока этот код не будет присвоен карте, использовать ее невозможно. Как только карта проинициализирована ив ней записаны данные (или сумма денег), доступ к ним защищается кодированным паролем (или ПИН-кодом), известным только хозяину карты. Данные, записанные на карте, могут быть также зашифрованы. Сам чип имеет несколько степеней защиты, и подделать информацию, записанную в нем, очень трудно или вовсе невозможно. Если карточка украдена и ненадлежащий недобросовестный владелец захочет ею воспользоваться, то при неправильном введении ПИН-кода чип, как правило, разрушается. Все это делает смарт-карту одной из наиболее надежных форм хранения данных.

    Еще одним преимуществом смарт-карт над другими пластиковыми картами является их многофункциональность. Обладая встроенными возможностями осуществлять многие математические и логические операции и превосходя другие пластиковые карты по объему хранимой на них информации, одни и те же смарт-карты могут использоваться в различных приложениях.

    Смарт-карты по сравнению с другими пластиковыми картами обладают высокими эксплуатационными характеристиками. Например, смарт-карты французской компании GemPlus Card International — лидера в области производства карт — обладают следующими основными характеристиками[4]:

    - время хранения информации — 10 лет;

    - минимальное число перезаписей — 10 000 раз;

    - время записи одного байта информации — не более 10 мс;

    - температура хранения — от —20 до +55° С;

    - рабочая температура — от 0 до +50° С.

    Информационные возможности смарт-карты гораздо шире, чем у карточек с магнитной полосой (как правило, 8 тыс. бит по сравнению с 1 тыс. бит, с возможностью последующего расширения в 2—8 раз). Кроме того, оперативно обновляются данные в памяти микропроцессора.

    Смарт-карты производятся многими известными компаниями, среди которых: Bill (Франция), Data Card (США), Schlumberger (Франция), Toshiba (Япония).

    Общепризнанным лидером в области производства и разработки смарт-карт является французская компания GemPlus. Фирма производит более двух десятков разнообразных карт, как специализированных, так и универсальных. Представительства компании расположены во многих странах — Великобритании, Сингапуре, Японии, Испании, США, Италии, Германии. Основными производителями микросхем для смарт-карт являются: Amtel (США), Hitachi (Япония), Motorola (США), Philips (Голландия), Oki (Япония) и др.

    Однако изготовление смарт-карт обходится несколько дороже, чем карт с магнитной полосой. Кроме того, введение смарт-карт в оборот в странах, которые с начала создания системы карточных расчетов ориентировались на магнитные карточки, несколько затруднено. Там установлены десятки и сотни тысяч единиц оборудования, не приспособленного для считывания информации с микросхемы, а замена этого оборудования на устройства, совместимые со смарт-картами, требует крупных капиталовложений. Поэтому еще в середине 90-х гг. зарубежные эксперты скептически относились к перспективам быстрого внедрения смарт-карт в таких странах, как США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Япония.

    Ситуация изменилась в последние годы. Бурное развитие коммерческой деятельности с использованием Интернета повлекло за собой все возрастающую необходимость создания универсального инструмента осуществления безналичных расчетов в глобальной компьютерной сети. Очевидно, что в силу своих технологических особенностей таким универсальным инструментом могут стать именно смарт-карты. Так, по мнению аналитиков компании «Лафферти» (Lafferty), кредитные смарт-карты являются идеальным средством для банков, которые собираются инициировать онлайновые программы займов. В особенности это касается виртуальных кредитных карт (банковских карт, предназначенных для электронных расчетов). В последнее время западные банки и кредитные компании сделали ставку на кредитные карты, вкладывая деньги в развитие виртуальных карт и «электронных кошельков». Как сообщается в докладе Lafferty, если прогнозы специалистов сбудутся и электронная коммерция получит широкое распространение, эмитенты кредитных карт приобретут огромные преимущества. Вместе с тем, по мере увеличения объемов электронных платежей использование кредитных карт будет расти высокими темпами. На сегодняшний день на них приходится от 75 до 90% всех онлайновых платежей, а большинство американских, азиатских и европейских банков предоставляют сервис по подтверждению информации.

    Оффлайновые кредитные и дебетовые карточки являются основой для онлайновых платежей, несмотря на то, что в последнее время начали появляться альтернативные платежные системы. Учитывая тот факт, что брэнд (товарный знак) служит главным методом убеждения пользователей в безопасности платежей, компании-эмитенты могут сделать себе имя на выпуске виртуальных кредитных карт. А поскольку большая часть покупателей имеет отдельную карточку для оплаты онлайновых покупок, то борьба между кредитными компаниями будет становиться все более и более напряженной. Поэтому в настоящее время ведущие карточные ассоциации мира активизировали работы по созданию международного стандарта для карт такого типа.

    IV. Классификация видов пластиковых карт в зависимости от назначения и способов использования. Выделяют шесть основных, видов таких карт.

    Банковские кредитные карточки (bank credit cards) предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения наличных денежных средств через банковские автоматы (банкоматы) или ПВН — пункты выдачи наличных (кассы кредитных организаций). Главная особенность этой карточки — открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда производится покупка товара или берется денежный кредит. Кредитная линия действует в пределах установленного банком лимита. При этом в Российской Федерации под кредитной линией следует понимать условия договора о выдаче банковской карты «о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения» (см. подл. 2.2 п. 2 Положения Центрального Банка РФ от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»), то есть при обязательстве погасить необходимую часть задолженности в установленный срок.

    В некоторых системах банковская кредитная карточка может применяться для льготной оплаты ряда услуг (например, телефонных разговоров), а также для получения денег в банковских автоматах.

    Различаются индивидуальные и корпоративные карточки. Первые выдаются отдельным клиентам банка и могут быть «стандартными» или «золотыми». Вторые предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карта выдается юридическому лицу (организации), которое на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям и другим ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация.

    Карточки туризма и развлечений (travel and entertainment cards, сокращенно Т&Е cards) согласно приведенной выше классификации являются платежными картами. Они эмитируются кредитными организациями, участниками международных платежных систем, которые специализируются на оказании электронных банковских услуг предприятиям и организациям указанной сферы, например American Express и Dinars Club.

    Карты принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их держателям различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидок с цены товара, страхованию жизни и т.д.

    Главные отличия этого вида карточек от банковских заключаются, во-первых, в отсутствии разового лимита на покупку и, во-вторых, в обязанности владельца карточки погасить задолженность в течение месяца без права пролонгировать кредит. В случае просрочки платежа с владельца карточки взимается повышенный процент. В указанных системах также существуют индивидуальные и корпоративные карточки.

    Платежные карты организаций торговли и услуг. Как уже говорилось выше, платежные карты предприятий торговли и услуг не являются банковскими. Применение этих карт ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например цепью универмагов или системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Но выпуск карточек, выдачу кредита на покупку и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк — участник соглашения. Иногда карточки такого рода выпускаются для членов определенных профессиональных групп (пилотов, адвокатов) или лиц, связанных общими интересами (например, филателистов). В зарубежных источниках их зачастую называют «клубными» карточками[5].

    Банковские карты для банкоматов. Карточки для банковских автоматов (ATM cards) представляют собой разновидность дебетовых карт, которые дают возможность владельцу банковского счета получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства — банкоматы, установленные в банках, торговых залах, на вокзалах и т.д. При наличии карточки деньги можно получать в любое время суток и по праздничным и выходным дням.

    Банки в США устанавливают определенный лимит ежедневного снятия денег со счета через автоматы — до 200 долл. В последние годы во многих странах автоматы, принадлежащие разным банкам, объединяются в сети совместного пользования, которые охватывают определенный район или носят общенациональный характер. Такие гигантские сети автоматов, как «Плас» в США, дают возможность осуществлять операции в глобальном масштабе.

    Некоторые типы автоматов выполняют более широкий круг операций: они позволяют, например, вносить деньги на вклад, делать взнос в погашение ссуды, подучить выписку о состояний банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой.

    Следует подчеркнуть, что карточка для автоматов связана не с кредитной линией (как в случае с банковской кредитной карточкой), ас текущим или депозитным (в законодательстве ряда зарубежных стран данный счет именуется «вкладным», или «сберегательным») счетом владельца карточки в банке. Поэтому в большинстве банков система расчетов по этим карточкам административно и функционально отделена от системы банковских карточек.

    Банковские карты для приобретения товаров (работ, услуг) с использованием для проведения расчетов POS-терминалов. Карточки для покупки через POS-терминалы в торговых точках (point-of-sale terminals-POS cards) также относятся к разряду дебетовых. В зарубежных странах они «привязаны» к чековому или сберегательному счету держателя карты и не предусматривают автоматического предоставления кредитной линии. С экономической точки зрения карты POS выполняют функции банковского счета, однако их применение более надежно, так как идентификация владельца производится в момент совершения сделки и денежные средства перечисляются на расчетный счет торгового предприятия немедленно.

    Выше говорилось, что при использовании POS-карт сумма покупки немедленно снимается со счета покупателя. Это невыгодно последнему, так как при других формах расчетов (чек, кредитная карточка) он получает отсрочку платежа. Для торговцев же сделки с POS-картой обходятся дороже, чем при использовании чеков. Это обусловило относительно медленные темпы роста операций с карточками указанного вида,

    Чековая гарантийная картонка (cheque guarantee card) является специфическим финансовым продуктом англо-американской банковской системы. Банковская карта такого вида выдается владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карточка базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту (овердрафтом именуется возникновение дебетового сальдо при оплате чека на сумму, превышающую остаток на текущем счете клиента банка). При этом банк гарантирует торговцу получение денег по чеку в пределах установленного лимита в том случае, если на счете чекодателя отсутствует необходимая сумма.

    Основные правила пользования чековой гарантийной карточкой сводятся к следующему:

    - подписи на чеке и на карточке должны быть идентичны;

    - сумма чека не должна превышать лимит, указанный на карточке;

    - если сумма выплаты по чеку превысит сумму средств на счете, с владельца взимается комиссия за использование кредитной линии и процент по овердрафту.


    1.2. Организация работ с пластиковыми картами


    Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы обслуживания клиентов на основе пластиковых карточек, возникает комплекс технических и технологических проблем. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек, входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Правила информационного обмена влияют на выбор аппаратно-информационных средств, средств связи и коммуникаций, на систему обеспечения безопасности. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

    Существующие особенности и возможности пластиковых карт не могут не сказаться на особенностях построения и функционирования платежных систем.

    В общем случае развитую платежную систему составляют:

    - держатель карты;

    - банк-эмитент;

    - банк-эквайер;

    - расчетный банк;

    - магазины и другие точки обслуживания;

    - процессинговый центр и коммуникации.   

    Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае  корпоративных или семейных карт).

    Держателями банковских карт в России могут быть физические и юридические лица,  как резиденты, так и нерезиденты, согласно Положения Банка России «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 9 апреля 1998 года № 23-П, в ред. Указания ЦБ РФ от 29.11.2000 № 857-У  (далее  - Положение). Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных[6].

    Перед выдачей кредитной карты клиент заполняет специальную анкету, на основе которой проводится анализ его кредитоспособности. Дело в том, что кредит по банковской карточке связан c риском не возврата  ссуды, поэтому выдаче кредитной карты  на Западе предшествует изучение кредитной истории клиента и его текущего финансового положения. В России нет опыта ведения кредитных историй и в качестве страхования рисков, связанных с оформлением кредитной  карты, банки требуют внесения страхового депозита. Сумма средств на страховом депозите может в 1,5 и более раз превышать лимит кредитования. 

    Причины, по которым клиент обращается в банк, как правило, связаны со следующим:

    - операции, оспариваемые клиентом;

    - неполучение в срок выписки по счету;

    - неполучение банком перевода в оплату выписки по счету;

    - запрос об остатке непогашенной задолженности.

    Запрос первого рода возникает тогда, когда клиент, получив выписку по счету, обнаруживает в ней операцию, которую он не совершал. Ошибочная запись может возникнуть по разным причинам, в том числе и в результате того, что кто-то воспользовался счетом клиента в мошеннических целях.

    Банк должен выяснить причину ошибки, обратившись к оригиналу торгового счета, подписанного клиентом. При этом до выяснения истины спорная сумма должна быть зачислена на особый счет и по ней не должны начисляться проценты.

    Получение в срок выписки по счету тоже может быть предметом запроса. Обычно владелец карточки знает дату присылки выписки и может быть обеспокоен ее отсутствием. При получении соответствующего запроса работник банка должен проверить факт отправки выписки, правильность указанного адреса и так далее. Обычно до выяснения вопроса банк не берет с клиента комиссии в случае просрочки платежа.

    Другая причина возможного конфликта - отсутствие кредитной записи по карточному счету после наступления срока платежа и перевод счета в разряд просроченных. Банк отправляет клиенту напоминание о необходимости произвести платеж. Однако последний может известить банк, что платеж был произведен, и представить копию денежного перевода. Банк в этом случае должен немедленно принять меры для изменения статуса счета с просроченного на действующий и выяснить причину ошибки. Клиенту  следует предоставить возможность пользоваться карточкой в течение периода расследования. Что касается об остатке непогашенной задолженности по счету, то такие справки нужно давать с известной долей осмотрительности. Лицо, незаконно завладевшее карточкой, может пытаться таким путем получить сведения, необходимые для ее использования. Поэтому работнику банка следует предварительно выяснить, исходит ли запрос от законного владельца, например, узнать дату и сумму последней операции с карточкой и сверить ответ с имеющимися у банка данными.

    Могут быть и другие запросы, например, о характере новых продуктов и услуг, предлагаемых банком. Работники отдела обслуживания должны располагать соответствующей информацией, особенно если банк в этот момент проводит маркетинговую компанию по продвижению нового продукта.     

    В случае утраты карты клиент должен позвонить в банк, а также написать заявление о блокировке карты. При этом деньги остаются на счете в банке в полной безопасности, а клиенту изготавливается новая карта с новым номером и новым PIN-кодом.

    Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования.  Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег.

    Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:

    - выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, эмбоссинг, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);

    - анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);

    - авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер-файла, взаимодействие с системами информационного обмена);

    - получение комиссии за обмен информацией;

    - подготовка и высылка владельцу карточки выписки по счету с указанием сумм и сроков погашения задолженности;

    - бухгалтерский учет операций по карточному счету;

    - взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;

    - работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб);

    - обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов);

    - маркетинг (поиск новых клиентов, реклама,  программы активизации операций по карточным счетам)[7].

    Положительное решение по заявке клиента на получение кредитной карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа  неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100 %-й авторизации в режиме реального времени.

    Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где создается файл-мастер для персональных данных. В него заносится фамилия и имя  клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.

    Необходимо указать на меры безопасности, которые должны соблюдаться в процессе производства и пересылке клиентам карточек. Участок производства карточек в банке (или в специализированной фирме) отделен от других отделов и находится под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.

    Банк-эмитент выдает карты клиенту лично. Вместе с картой клиент получает конверт с PIN-кодом.

    Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операций, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности.

    Выписка по счету содержит важную информацию для банка и его клиента. Прежде всего, указывается номер карточного счета в банке. Клиент может иметь несколько карточек, и поэтому номер счета необходим ему для проверки расчетов банка. Далее в выписке содержится напоминание о кредитном лимите, установленном по карточному счету и приводится неиспользованная сумма кредитной линии. Последний показатель свидетельствует, что установленный банком кредитный лимит не превышен клиентом. В сумму неиспользованного лимита не включены те сделки, которые не поступали в банк к моменту подготовки выписки. Все сделки, сообщения о которых поступили в банк позднее этой даты, будут включены в расчет следующего цикла. Указывается так же конечный срок поступления платежа от клиента по данному циклу. Все суммы, поступившие позднее этой даты, считаются просроченными, и по ним банк будет взимать сбор за просрочку. Далее банк напоминает клиенту минимальную сумму обязательного платежа, затем приводятся сведения  о самой операции, которую осуществил клиент с применением кредитной карточки. Это, прежде всего, дата, которая должна совпадать с датой на копии торгового счета, имеющейся  у владельца карточки. Далее указана дата соответствующей бухгалтерской проводки по карточному счету клиента в банке. Эта дата особенно важна, так как, начиная с нее, банк рассчитывает среднедневной остаток задолженности, необходимый для определения комиссионного сбора. Каждой операции с карточкой  присваивается индивидуальный номер, по которому в случае возникновения спора можно разыскать все необходимые документы. В специальной графе перечислены все торговые операции, включенные в выписку, с указанием названия и адреса торгового или сервисного предприятия.

    Подготовка выписки по счету требует от работников соответствующего подразделения банка большого внимания и аккуратности. Выписка должна быть отправлена клиенту заранее. Если выписка отправлена несвоевременно или по ошибочному адресу, это может стать причиной просрочки платежа, в которой клиент не виноват. Это, естественно, приведет к конфликтной ситуации и дополнительным расходам банка.

    Важно так же правильно установить периоды составления выписок по счету для различных групп клиентов, чтобы выписки высылались в течение месяца, и обеспечивалась равномерная нагрузка соответствующих банковских служб (бухгалтерия, отдел рассылки и так далее).

    Полученный банком перевод в счет платежа по выписке должен быть зачислен на карточный счет в день его получения независимо от того, когда он будет обработан и проведен по бухгалтерским книгам.

    Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:

    - обработку запросов на авторизацию;

    - процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям  с карточками;

    - перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;

    - распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены);

    - рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов, анализ кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверку торговцев, подозревающихся в мошенничестве;

    - маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт.

    Процессинг торговых счетов состоит в переносе данных с бумажного счета на магнитную ленту для введения в систему информационного обмена и “продажи” этих сумм банку-эмитенту.

    В торговом счете указывается, прежде всего, номер банковского счета владельца карточки, его фамилия, дата истечения срока карточки. При процессинге считывается только номер счета. Далее приводится название торгового предприятия, адрес, идентификационный номер. Эти данные заложены в мастер-файле банка-эквайра и, как правило, не переносятся при подготовке магнитной ленты. Далее сообщается дата совершения сделки. Эта дата вносится в ленту, передается по коммуникациям и печатается в выписке по счету, направляемой владельцу карточки. И, наконец, указывается сумма сделки. Она так же переписывается на ленту и используется при расчетах.

    Процессинг торговых счетов имеет несколько стадий. Сначала торговые счета, поступившие в банк от торговца, формируются в пачки одинакового размера и проверяются (правильность заполнения, нет ли в пачке чужих счетов от других торговцев, сумму счетов в пачке). Затем проводится считывание и перенос данных. При ручной обработке счетов данные вводятся с помощью клавиатуры на компьютерном терминале.

    В автоматизированных системах торговые счета проходят через сенсорные устройства. Суммы считываются методом оптического распознавания знаков. Если какие-либо данные не могут быть прочитаны машиной, их дополнительно вводят вручную. Затем производится сверка сумм, зафиксированных машиной, с суммами пачек до начала переноса. Этот контроль необходим для выявления ошибок. Отметим, что современная технология обработки торговых счетов  значительно ускоряет этот процесс.

    Наконец, после считывания и контроля, сумма счетов передается по системе информационного обмена, и банк-эквайр получает возмещение этой суммы от ассоциации за вычетом комиссии за интерчейндж.

    Как и все другие элементы процессинга, обработка торговых счетов требует строгого контроля. Банк зачисляет суммы счетов, предъявленных торговцем, на депозитный счет последнего в день подачи счетов. В то же время возмещение этой суммы через систему информационного обмена не может быть получено, пока счета не обработаны и  не проведены по системам информационного обмена. Таким образом, банк вынужден бесплатно кредитовать торговца на период обработки счетов. Если вместо 2-х дней будет затрачено 4-е или 5-ть дней, расходы банка существенно возрастут.

    Поэтому администрация вводит жесткие стандарты сроков обработки счетов. В любом случае следует всегда учитывать, что задержка процессинга означает потерю денег для банка, а ускорение обработки счетов - выигрыш.

    Банк отвечает за то, чтобы кассиры были хорошо обучены, правильно и быстро принимали карточку к оплате, чтобы в кассах стояло оборудование, которое не будет создавать проблем ни с качеством, ни со временем обслуживания клиента.

    Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы.                     Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам. 

    Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.

    Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной ком­мерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайрингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномочен­ный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещае­мых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.

    Договор между банком и предприятием обычно предусматривает[8]:                             

    - виды карточек (платёжных систем);

    - перечень магазинов (точек обслуживания) данной торгово-сервисной фирмы, в которых должны приниматься кар­точки;

    - обязательство предприятия на видном месте размещать тор­говый знак платежной системы, информирующий клиентов о возможности оплаты товаров и услуг карточкой;

    - обязательство предприятия не устанавливать цену на товар выше, если он оплачивается карточкой, а не наличными;

    - способ авторизации (с указанием основного и резервных телефонов в случае голосовой авторизации);

    - авторизационный лимит, то есть минимальную сумму операции, выше которой авторизация является обя­зательной;

    - порядок и регулярность получения стоп-листов;

    - условия, на которых предприятие использует оборудова­ние, необходимое для приема карточек и оформления операций;

    - порядок и сроки доставки слипов в банк;

    - сроки возмещения сумм операций предприятию;

    - размер комиссии, получаемой банком, и порядок ее удер­жания;

    - порядок возврата сумм по операциям, опротестованным системой;

    - порядок изъятия карточек, способ их доставки в банк и размер вознаграждения кассиру, изъявшему разыскиваемую кар­точку;

    - подробный порядок действий кассиров по идентификации карточек, работе со стоп-листом, авторизации, оформлению сли­пов, работе с оборудованием, изъятию карточек и т.п. (эти про­цедуры обычно выносятся в отдельную инструкцию для касси­ра/продавца).

     Работа с предприятиями по приему карточек к оплате явля­ется сложным делом, с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что касси­ры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответст­вующей подготовки для работы с банковскими карточками.

    Эту проблему пытаются решить несколькими способами.  Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.

    Третьим направлением работы с предприятиями является регулярная рассылка по предприятиям писем с важ­ной новой информацией, касающейся приема карточек.

    Еще одной формой работы, которая рекомендуется некоторыми платежными системами, является регулярное инспектирование торговых точек с целью выявления недостатков в обслуживании или нарушении инструкций. К сожалению, инспектированию  у нас в стране пока не уделяется должного внимания, хотя оно,  по признанию многих экспертов, является очень эффективным средством не только повышения дисциплины кассиров, но и  определения тех точек обслуживания, где потенциально высок риск мошенничества.

    Использование дебетовой магнитной карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда.

    Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.  Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию, а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

    Еще один источник сообщений - электронные документы, которыми обмениваются банки-участники с расчетным банком, а, возможно, и друг с другом при регулярном проведении взаиморасчетов.

    Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек и в других случаях.

    Таким образом, схема карточных расчетов в основе  своей предполагает наличие трех отдельных контрактов:

    - между торговцем и предъявителем карты - о продаже товаров и услуг;

    - между банком и торговцем - о согласии последнего принимать карточки в оплату товаров;

    - между банком и владельцем карточки - о возмещении банку суммы, уплаченной торговцу по операции с кредитной картой. 

          С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

     Процессинговые центры являются технологическим ядром платежной системы.  Поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах – в развитой системе) и развитой коммуникационной инфраструктуры, поскольку процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое число географически удаленных точек. Кроме того, неизбежна также маршрутизация запросов, что еще больше ужесточает требования к коммуникациям. Очевидно, что для эффективного решения изложенных проблем необходимо использование высокопроизводительных сетей передачи данных. Со структурной точки зрения сеть передачи данных при этом становится внутренним неотъемлемым элементом платежной системы.

    1.3. Методика оценка операций банка с пластиковыми картами


    Быстрое распространение банковских карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

     Основные привлекательные черты карт для их владельцев за­ключаются в следующем[9]:

    - Удобство пользования - владельцу карты не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса, что снижает риск потери или хищения наличных денег, и в любой момент он может сделать крупную покупку, о кото­рой заранее не известно, где она может произойти. Вместе с тем удобство применения карт лишь тогда может быть реализовано в полной мере, если существует широкая сеть торговых и сервисных предприятий, ко­торые принимают карты в оплату за товары и услуги.

    - Дебетовая карточка предоставляет клиенту главным образом тех­нические удобства: возможность проведения безналичных платежей, снятий наличных, управления счетом через автоматические устройства. Финансовая привлекательность карточки сравнительно невелика и мо­жет заключаться в начислении процентов на остаток на счете и, возмож­но, получении скидок при покупках.

    - Если карточка кредитная, то ее второе достоинство - возмож­ность получения кредита. В карточной системе расчетов кредит предоставляется покупателю автоматически, без специального обращения в банк. В момент покупки используется  кредитная линия - согласие банка предоставлять заемщику ссуды в будущем в пределах заранее оговоренного лимита - причем лимит ее восстанавливается по мере погашения долга. Покупатель пользуется кредитом без взимания процентов в течение срока от 4 до 8 недель. Кроме того, он может по желанию отсрочить выплату долга за пределы льготного периода, уплачивая банку проценты. Выгода держателя карточки в этом случае принимает форму финансовых удобств.

    - Еще одно достоинство карточных расчетов - получение пользователем информации от банка в форме выписки со счета, что позволяет проверить каждую операцию и предъявить претензии в случае не­правильного оформления сделок. Строже становятся контроль за состоянием счета и планированием своего бюджета.

    - Не нужно заботиться о конвертировании валюты. Это сделает банк, причем так, что клиент выиграет на разности между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвертацию осуществляет банк.

    - Пользоваться при оплате карточкой престижно (особенно в тех странах, где карточки пока не стали общеупотребительными). Это свидетельствует к тому же об умении обращаться с современны­ми техническими средствами, используемыми,     в финансовой сфере.

    - Денежные средства, находящиеся на карт счете не надо декларировать при пересечении границы.

    - Имеются и другие достоинства - льготы при приобретении товаров, восстановление потерянных или украденных карточек, льготы при бронировании мест в гостиницах, при заказе авиабиле­тов и т. д.

    К недостаткам расчетов по карточкам можно отнести  плату за получение карты, за годовое обслуживание, комиссионные за обналичивание  и др.

    Для представителей торговой сферы карточные расчеты имеют следующие преимущества:                                

    - расширение продаж и привлечение новых покупателей;

    - не нужно заботиться о конвертации денег  и инкассации вы­ручки;                                                

    - возможность предоставления кредита без использований соб­ственных средств и ведения специальных систем учета;     

    - снижение риска получения фальшивых купюр;                                             

    - человек с карточкой на руках более склонен совершить по­купку, чем владелец наличных;

    - повышается безопасность работы (так как чеки (слипы) с подпи­сями клиентов, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителей);

    - повышается престиж, рейтинг магазина.

    Пользуясь всеми преимуществами магазин идет на дополнительные расходы, связанные с затратами на приобретение или аренду необходимого оборудования. При перечислении суммы средств на расчетный счет магазина банк удерживает комиссионные, обычно 2-3 %.

     Инициаторами внедрения кредитных и других видов карточек выступили банки, рассчитывая получить следующие выгоды:

    - увеличение потребительских ссуд;

    - увеличение привлеченных ресурсов (деньги на счетах, страхо­вые депозиты);

    - расширение сферы деятельности банка на отдаленные районы;

    - перекрестная продажа дополнительных продуктов и услуг владельцам карточек;

    - организация более быстрых и удобных для клиентов расчетов;

    - уменьшение объема используемой в расчетах наличности и, следовательно, снижение стоимости операций;

    - отработка новой, более прогрессивной безбумажной технологии;

    - разгрузка центрального офиса банка от наплыва клиентов;

    - комиссионные, которые банк берет за  все операции с карточками. Кроме того, клиент платит за получение карточки, за ее годовое обслуживание;

    - повышается конкурентный потенциал банка с учетом обще­мировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов;

    - престиж и реклама банка на пластиковых карточках, которые клиенты используют не только как средство платежа, но и как при­знак определенного социального статуса, и т. п.

    Чтобы карточные проекты были эффективны, банки вынуждены идти на большие расходы: плата за  вступление и членство в платежных системах или затраты на организацию собственного процессингового центра, затраты на создание инфраструктуры для обслуживания карт.

    В рамках данной работы в целях выделения наиболее существенных характеристик рынка банковских платежных карт и использованы следующие критерии:

    -   количественные и качественные параметры эмиссии банковских платежных карт в абсолютном и относительном выражениях;

    -   количество эмитентов и эквайеров;

    -   доля платежей с использованием банковских платежных карт и операций по снятию наличных денег;

    -   параметры состояния обслуживающей рынок банковских платежных карт инфраструктуры.

    Необходимо провести анализ эффективности использования банковских платежных карт.

    2. Анализ операций коммерческого банка с пластиковыми картами


    2.1. Динамика и структура операций с пластиковыми картами


    Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.

    Проведем анализ программы эмиссии пластиковых карточек в период 2006 – 2008 гг. в Калининском отделении Сбербанка России.

    Таблица 1 - Программа эмиссии пластиковых карточек за 2006 – 2008 гг. (счета в Российской валюте)

    Наименование показателя

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    Эмитировано карт, шт

    200

    274

    1509

    VISA, всего

    78

    124

    295

    - Classic

    72

    106

    276

    - Business

    3

    4

    4

    - Gold

    3

    14

    15

    Eurocard/MasterCard, всего

    5

    16

    130

    - Mass

    5

    10

    124

    - Business

    0

    0

    0

    - Gold

    0

    6

    6

    Cirrus/Maestro

    56

    90

    435

    Visa/Electron

    46

    44

    649

    Maestro/Пенсионная

    15

    0

    0

    Прирост эмитированных карт

    -

    74

    1235


    За три года деятельности банком было эмитировано 1983 пластиковых карточки по счетам в Российской валюте.


    Таблица 2 - Эмиссия пластиковых карточек за 2006 – 2008 гг. (счета в иностранной валюте)

    Наименование показателя

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    Эмитировано карт, шт

    63

    74

    81

    VISA, всего

    46

    49

    50

    - Classic

    38

    42

    44

    - Business

    0

    0

    0

    - Gold

    8

    7

    6

    Eurocard/MasterCard, всего

    6

    7

    6

    - Mass

    3

    4

    3

    - Business

    0

    0

    0

    - Gold

    3

    3

    3

    Cirrus/Maestro

    10

    16

    17

    Visa/Electron

    1

    2

    8

    Прирост эмитированных карт

    -

    11

    7

    За три года деятельности банком было эмитировано 218 пластиковых карт по счетам в иностранной валюте.

    Динамика эмиссии пластиковых карт по счетам в валюте РФ и в иностранной валюте представлена на рис.1.

    Отметим, что значительный прирост числа эмитированных пластиковых карточек был связан с развитием инфраструктуры обслуживания пластиковых карточек в различных точках города и расширением клиентской базы в 2008 г.

    Рис. 1. Динамика эмиссии пластиковых карт по видам в 2006 – 2008 гг.


    Наибольшее количество пластиковых карт было выпущено в 2006 году – 1509 шт. Прирост по сравнению с предыдущим годом составил 1235 карт или 550,73%.

    Рис. 2. Эмиссия пластиковых карт за 2006-2008 гг.


    Для развития программы эмитирования пластиковых карточек необходимо проанализировать развитие услуг по пластиковым картам.

    Таблица 3 - Развитие услуг по карточкам в период 2006-2008 гг.

    Годы

    Доля услуг в общем обслуживании, %

    Выдача наличных денег

    Торгово-сервисное обслуживание

    2005 год

    98,6

    0,4

    2006 год

    94,8

    5,2

    2007 год

    94,2

    5,8


    В рассматриваемом периоде наблюдалась устойчивая тенденция сокращения наличного оборота и увеличения безналичного в Калининском отделении Сбербанка РФ.

    Доля торгово-сервисного обслуживания увеличилась с 0,4% до 5,8% (на 5,4 пункта).

    Развитию инфраструктуры обслуживания способствует увеличение числа пунктов обслуживания пластиковых карточек.

    За период 2006 – 2008 гг. отделением была проведена работа по установке  кассовых терминалов, терминалов для магазинов, а также терминалов локальной системы.

    Таблица 4 - Количество трансакций с банковскими картами за период 2006 – 2008 гг., шт.

    Наименование показателя

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    Кассовые терминалы, шт.

    25478

    56789

    90987

    Торговые терминалы, шт.

    2345

    4321

    5670

    Терминалы локальной системы, шт.

    10980

    12345

    16783

    Банкоматы, шт.

    5621

    7689

    21230

    Итого

    44424

    81144

    134670

    Всего за период 2006 – 2008 гг. клиентами отделения владельцами карточек было совершено 260238 трансакций. Прежде всего, данное обстоятельство связано с увеличением числа пластиковых карточек.

    Динамика изменения транзакций представлена на рис. 3.

    На протяжении всего рассматриваемого периода наибольшее количество трансакций совершалось через кассовые терминалы – 25478 в 2006 г. и  90987 в 2008 г. Это свидетельствует о том, что основная часть операций с пластиковыми карточками связана с обналичиванием денег. Темпы роста за рассматриваемый период составили 357,11%.

    Величина трансакций, совершаемых через торговые терминалы, также выросла с 2345 в 2006 г. до 5670 в 2008 г. Темпы роста за рассматриваемый период составили 241,79%.

    Величина трансакций, совершаемых через терминалы локальной системы, также выросла с 10980 в 2006 г. до 16783 в 2008 г. Темпы роста за рассматриваемый период составили 152,85%.

    Рис. 3 - Динамика транзакций за период 2006 – 2008 гг.

    Величина трансакций, совершаемых через банкоматы, также выросла с 5621 в 2006 г. до 21230 в 200 8 г. Темпы роста за рассматриваемый период составили 377,69% - наибольшие среди всех рассмотренных групп.

    Наглядное представление структуры трансакций представлено на рисунке 4.

    Рис. 4.  Структура трансакций в 2008 гг.

    Сумма трансакций  за период 2006 – 2008 гг. приведена в таблице 5.

    Таблица 5 - Сумма трансакций  с банковскими картами за период 2006 – 2008 гг., тыс. руб.

    Наименование показателя

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    Кассовые терминалы

    67890

    89002,34

    101900,1

    Торговые терминалы

    1450,7

    2346,11

    2500,0

    Терминалы локальной системы

    1467,1

    2220,9

    1570,8

    Банкоматы

    1289,0

    9901,7

    16098,0

    Итого

    72096,8

    103471,1

    122068,9


    Сумма всех трансакций за период 2006-2008 гг. выросла с 72096,8 до 122068,9 тыс. руб., то есть темп роста составил 169,31%. Сумма трансакций совершаемых через кассовые терминалы выросла с 67890 тыс. руб. – в 2006 г. до 101900,1 - в 2008 гг. Величина суммы трансакций, совершаемых через банкоматы, выросла с 1289,0 тыс. руб. в 2006 г. до 16098 тыс. руб. Темп роста составил 1248,9%.

    Величина суммы трансакций, совершаемых через торговые терминалы, выросла с 1450,0 тыс. руб. в 2006 г. до 2500 тыс. руб. Темп роста составил 172,41%. Величина суммы трансакций, совершаемых через терминалы локальной системы, выросла с 1467,1 тыс. руб. в 2006 г. до 1570,8 тыс. руб. Темп роста составил 107,06%.

    Итак, наибольший темп роста суммы трансакций наблюдался по операциям, совершаемым через банкоматы.

    Наглядно динамика сумм трансакций  за период 2006 – 2008 гг. представлена на рис. 5.

    Таким образом, наибольшую долю на протяжении всего рассматриваемого периода в общей сумме трансакций составляют трансакции, совершаемые через кассовые терминалы.


    Рис. 5 - Динамика изменения сумм трансакций  за 2006 – 2008 гг.


    Таблица 6 - Динамика остатков денежных средств на карточных счетах за период 2006 – 2008 гг.

    Наименование показателя

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    Остатки на счетах, тыс. руб.

    541,92

    1749,16

    6014,41

    Остатки на счетах, тыс. долл.

    95,30

    109,98

    93,99


    В рассматриваемом периоде выросла величина остатко на счетах в Российской валюте с 541,92 тыс. руб. – в 2006 г., до 6014,41 тыс. руб. – в 2008 г. Иными словами рост составил 1109,83%. По счетам в иностранной валюте в период 2006-2007 гг. наблюдалось увеличение остатков на счете с 95,30 тыс. долл. до 109,98 тыс. долл., а в период 2007-2008 гг. – снижение остатков на счете до 93,99 тыс. долл.

    Наглядно динамика остатков на картсчетах представлена на рисунке 7-8.

    Рис. 6. - Динамика остатков на картсчетах в период 2006-2008 гг., тыс. руб.

    Рис. 7 - Динамика остатков на картсчетах в период 2006-2008 гг., в иностранной валюте


    2.2. Анализ доходов банка


    Рассмотрим доходы от операций с пластиковыми карточками в период 2006-2008 гг.

    Таблица 7 - Сведения о финансовых результатах банка по работе с банковскими  картами за 2006-2008 гг., тыс. руб.

    Наименование показателя

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    Комиссионные доходы от операций с пластиковыми карточками

    770,47

    1392,05

    3567,09


     Административно-хозяйственные расходы от операций с пластиковыми карточками

    381,5

    1081,44

    1928,9

    Инвестиции

    29,1

    2722,1

    3100,1


    В период 2006 – 2008 гг. произошло увеличение комиссионных доходов от операций с пластиковыми карточками 770,47 до 1567,09 тыс. руб. Темпы роста составили в 2006 – 2007 гг. – 180,68%, а в 2007 – 2008 гг. – 184,41%. Увеличение доходов банка, прежде всего, связано с расширением банком своей деятельности, привлечение новых клиентов.

    На рисунке 8 представлена динамика доходов банка от операций с пластиковыми карточками.

    тыс. руб.

     
     


    Рис. 8.  Динамика финансовых результатов банка по работе с банковскими  картами 2006 – 2008 гг.


    При этом также произошло увеличение административно-хозяйственных расходов, связанных с внедрением пластиковых карточек с 381,5 до 1128,9 тыс. руб. При этом темпы роста составили в 2006 – 2007 гг. – 283,47%, а в 2007 – 2008 гг. – 178,36%.

    Также произошло увеличение инвестиций, связанных с внедрением пластиковых карточек с 29,1 до 3100,1 тыс. руб. При этом темпы роста составили в 2006 – 2007 гг. – 935,43%, а в 2007 – 2008 гг. – 113,88%.

    Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить следующие проблемы, которые встают перед Калининским отделением Сбербанка РФ в настоящее время:

    -   низкая доля торгово-сервисного обслуживания, что говорит о плохо развитой банковской культуре горожан;

    -   необходимость проводить мероприятия, разъясняющие преимущества использования карточек в безналичных расчетах, рекламные акции;

    -   внедрение новых проектов с использованием пластиковых карт, с целью привлечения новых клиентов банка, в том числе зарплатных проектов и эквайринга.


    Заключение


    В заключении можно сказать, что рынок банковских услуг претерпевает  серьезные изменения и в последние годы приобрел  все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

    На рынке представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими. Возможен вариант, когда  банки распространяют свои карты в виде подарка.

     Большое значение приобрели льготы держателям карточки: скидки при оплате товаров и услуг, билетов в кассах аэрофлота, туристических путевок и  т.д.   Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

    Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов  выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора  на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет  в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

    Значительную часть эмиссии пластиковых карт составляли «зарплатные» карты, когда они раздаются «добровольно-принудительно», вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место. К 2001 году ситуация изменилась, банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и теперь отдают предпочтение качественно новым продуктам и расширению сети обслуживания банковских карт.

    В качестве одной из мер, способной сделать карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие  сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.

    Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, экономические риски и проч.) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть « кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться  рынок кредитных карт.

    На российском рынке  продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.

    При всех новых идеях и технологиях рынок пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам.

    В практической части курсовой работы был проанализирован процесс обращения пластиковых карт в Калининском отделении Сбербанка РФ. Следует отметить следующие проблемы, которые встают перед банком в настоящее время:

    -   низкая доля торгово-сервисного обслуживания, что говорит о плохо развитой банковской культуре горожан;

    -   необходимость проводить мероприятия, разъясняющие преимущества использования карточек в безналичных расчетах, рекламные акции;

    -   внедрение новых проектов с использованием пластиковых карт, с целью привлечения новых клиентов банка, в том числе зарплатных проектов и эквайринга.


    Список использованной литературы


    1.   Банковское дело. Под ред. д.э.н. Белоглазовой Г.Н. – М.: Финансы и статистика, 2008.

    2.   Банковское дело: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008.

    3.   Демидович Ю. Золотой век локальных решений еще впереди // Мир карточек – 2009 - №1.

    4.   Фролов В.  Международные карточки — неоправданно дорогое удовольствие // Мир карточек – 2009 - №3

    5.   Бубунов Д. Мигрировать на EMV, не потратив лишнего // Банковские технологии – 2009 - №2

    6.   Власов О. Переход наличности // Эксперт-Урал – 2008 - №18.

    7.   Воронцов И.С. Платежные карточки: микропроцессорная революция // Банковское дело- 2009 - №10

    8.   Голдовский И. Микропроцессорные карточки. Текущее положение дел в мире и перспективы развития. // Мир карточек- 2009 - №3

    9.   Крюков Г. Встречи "Пластиков" // Мир карточек – 2009 - №3

    10.   Канафина Р.М. и др. Отдельные направления развития платежных систем и расчетов // Деньги и кредит- 2009 - №2

    11.   Спесивцев А. "СканТек":10 лет, которые изменили рынок. //ПЛАС -  2009 - №3(83)

    12.   Федорцов В. Игра в карты по-крупному // РИА «РосБизнесКонсалтинг» – для «iностранца» - 2002- №24

    13.   Черкасова М. Уральские банкиры разоблачили шпионские сети. Конкуренция // Коммерсант от 17.04.2009.

    14.   Юров А.В. Наличные деньги - их место в современной России // Деньги и кредит – 2008 - №5.





    [1] Банковское дело: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С.118-121

    [2] Воронцов И.С. Платежные карточки: микропроцессорная революция // Банковское дело- 2009 - №10. – С.18-21

    [3] Спесивцев А. "СканТек":10 лет, которые изменили рынок. //ПЛАС -  2009 - №3(83). – С.45-47

    [4] Голдовский И. Микропроцессорные карточки. Текущее положение дел в мире и перспективы развития. // Мир карточек- 2009 - №3. – С.78-79

    [5] Федорцов В. Игра в карты по-крупному // РИА «РосБизнесКонсалтинг» – для «iностранца» - 2002- №24. – С.54-58

    [6] Канафина Р.М. и др. Отдельные направления развития платежных систем и расчетов // Деньги и кредит- 2009 - №2. – С.32-37

    [7] Черкасова М. Уральские банкиры разоблачили шпионские сети. Конкуренция // Коммерсант от 17.04.2009. – С.4

    [8] Юров А.В. Наличные деньги - их место в современной России // Деньги и кредит – 2008 - №5. – С.35-36

    [9] Демидович Ю. Золотой век локальных решений еще впереди // Мир карточек – 2009 - №1 – С.41-43

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Теоретические основы операций коммерческого банка с пластиковыми картами ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.