Аннотация
Даутова Н.М.
Теории
международной торговли: современный взгляд:
курсовая работа.
– Челябинск: УрИБ, 2008.
В работе использовано
14 источников, курсовая работа состоит из 49 страниц, 4 таблиц, 13 рисунков.
Курсовая работа состоит из 2 глав. В
первой главе рассматриваются классические теории международной торговли –
теория абсолютных преимуществ А. Смита и теория сравнительных преимуществ Д.
Рикардо.
Вторая глава посвящена анализу
современных теорий международной торговли, которые были сформулированы в 20
веке. К ним относятся теория Хекшера-Олина, неотехнологические теории, а также
теория конкурентных преимуществ американского экономиста М. Портера.
Содержание
Введение 4
1. Классические теории международной
торговли 6
1.1 Теория абсолютных преимуществ 6
1.2 Теория сравнительных преимуществ 10
2. Современные теории международной
торговли 20
2.1 Теория Хекшера-Олина 20
2.2 Неотехнологические теории 25
2.3 Теория конкурентных преимуществ М.
Портера 28
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Введение
Международная торговля — основная
форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не
только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными
услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и
др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а
либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее
влиятельных международных организаций — Всемирной торговой организации.
Региональные интеграционные процессы также начинаются с ликвидации барьеров во
взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле,
импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый
человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары.
При этом важное значение сегодня имеет теоретическое обоснование преимуществ
торговли между странами, внешнеторговой политики страны. Этим объясняется
актуальность данной темы исследования.
Объектом данного исследования
являются теории международной торговли. Предмет исследования – современное
представление данных теорий. Цель работы состоит в комплексном анализе наиболее
значимых теорий международной торговли.
Исходя из данной цели, были
сформулированы следующие задачи:
- выявить сущность классических
теорий международной торговли;
- оценить их роль и вклад в
обоснование международной торговли;
- рассмотреть современные теории
международной торговли;
- проанализировать современное
значение теорий международной торговли;
- выявить достоинства и недостатки
изучаемых теорий.
Исходя из поставленных задач,
структура работы была составлена следующим образом. В первой главе
рассматриваются классические теории международной торговли, которые были
сформулированы в 18 веке классиками политической экономии – А. Смитом и Д.
Рикардо. Вторая глава посвящена анализу современных теорий международной
торговли, которые были сформулированы в 20 веке. Это, прежде всего, теории
Хекшера-Олина, неотехнологические теории, а также теория конкурентных
преимуществ американского экономиста М. Портера. При этом особое внимание было
уделено детальному изучению последней теории, представляющейся автору наиболее
значимой и интересной.
В работе были использованы
оригинальные труды авторов соответствующих теорий – А. Смита, Д. Рикардо, Б.
Олина, М. Портера. При написании курсовой работе были использованы, прежде
всего, логический и исторический методы. Анализ теорий проводился в
хронологической последовательности их появления, это позволило проследить
логику исследователей, движение теорий международной торговли. Так же в работе
были использованы методы анализа, научной абстракции – анализу подвергалась
только суть изучаемого явления, теории.
1.
Классические теории международной торговли
1.1 Теория абсолютных преимуществ
В период перехода ведущих стран к
крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) снова поставил вопрос о рациональной международной
торговле. В своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства
народов» (1776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для
государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на
внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно
экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил
название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит выделял некоторые общие
принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйствующего
субъекта, и переносил их на внешнюю торговлю.
«Основное правило каждого
благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома
такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на
стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника.
Сапожник; не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного.
Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих
ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой
труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими
соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то
же самое, на цену части продукта своего труда.
То, что представляется разумным в
образе действий любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для
всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь
товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его,
гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего
собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем
некоторым преимуществом» [9, с. 32].
Идея А. Смита может быть выражена в
простой модели. Однако поскольку любая модель абстрактна, необходимо ввести некоторые
условия, при которых она может быть использована для анализа:
Условие 1. В мире существуют только две страны.
Условие 2. В странах производятся только два
товара.
Условие 3. Торговля товарами между странами
осуществляется без каких-либо ограничений.
Условие 4. Международная торговля
сбалансирована (импорт оплачивается экспортом).
Условие 5. Факторы производства не перемещаются
между странами.
Условие 6. Только труд влияет на
производительность и цену товара.
Условие 7. Соотношение между трудом и выходом
продукции постоянно (эффект масштаба).
Условие 8. Факторы производства абсолютно
мобильны между отраслями.
Условие 9. В обеих странах и в обеих отраслях
имеет место совершенная конкуренция.
Рассмотрим модель абсолютного
преимущества.
Таблица 1. Модель
абсолютного преимущества
|
Страна А
|
Страна В
|
Товар
S
Товар Т
|
3 ч
6 ч
|
12 ч
4 ч
|
В табл. 1 [9, с. 33] приведены данные
о времени, необходимом для производства единицы конкретного товара в
конкретной стране. Например, на производство единицы товара S в стране А
требуется 3 ч, а в стране В — 12 ч, т. е. в стране А на
производство единицы товара S затрачивается меньше времени, чем в стране
В, что означает абсолютное преимущество страны А в производстве
товара S. Страна В, в свою очередь, имеет абсолютное преимущество
в производстве товара Т. Если страна А сократит производство
товара Т и увеличит производство товара S, страна В,
наоборот, сократит производство товара S и увеличит производство товара
Т, то будут иметь место международное разделение труда и международная
торговля на основе принципа абсолютного преимущества (табл. 2).
Таблица 2
Выгоды от
международного разделения труда на основе принципа абсолютного преимущества
|
Страна А
|
Страна В
|
Весь мир
|
Товар S Товар Т
|
+2 шт.
-1 шт.
|
-1 шт.
+3 шт.
|
+1 шт.
+2 шт.
|
В том случае, если в стране А
производство товара Т сократится на 1 шт., то это позволит сэкономить 6
ч, которые можно использовать для производства дополнительных 2 шт. товара S.
Подобная ситуация произойдет и в стране В. В этом случае в результате
сокращения производства на 1 шт. товара S будет сэкономлено 12 ч, которые можно использовать
для дополнительного производства 3 шт. товара Т. В целом, мировое
производство товара S увеличится на 1 шт., а товара Т — на 2 шт., причем
без использования дополнительных ресурсов, а только благодаря международному
разделению труда.
В конце XVIII в. преобладала торговля
сырьевыми товарами, что и обусловило создание А. Смитом его теории.
Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в
Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами приходилось
около половины объема внешней торговли Англии. Естественно, что теория
абсолютных преимуществ не могла основываться исключительно на природных
различиях. В связи с этим А. Смит отмечает, что наряду с естественными
преимуществами существуют еще преимущества приобретенные.
«В данном случае не имеет никакого
значения, являются ли те преимущества, какими обладает одна страна сравнительно
с другой, естественными или приобретенными. Поскольку одна страна обладает
такими преимуществами, а другая лишена их, для последней будет всегда выгоднее
покупать у первой, а не производить самой. Преимущество, которым обладает
ремесленник перед своими соседями, занимающимися другими профессиями, является
приобретенным, и, тем не менее, как он, так и они находят более выгодным
покупать друг у друга, вместо того, чтобы производить предметы не по своей
специальности» [9, с. 34].
А. Смит не рассматривал ситуацию,
когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество по всем товарам (табл. 3).
Это сделал Давид Рикардо (David Ricardo), который
в своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1819) [1,
с. 49] сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной
специализации; включающий в качестве частного случая модель А. Смита.
Таблица 3
Абсолютное
преимущество одной страны по всем товарам
|
Страна А
|
Страна В
|
Товар
S Товар Т
|
3 ч
6 ч
|
12 ч
8 ч
|
1.2.
Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо, отметив специфику
международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что
несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной
торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): страна должна специализироваться
на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное
преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или
наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного
преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным
пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого
получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и
вина в Португалии ниже, чем в Англии [8, с. 283]. Исходные условия для этого
примера представлены в табл. 4.
Таблица 4
Принцип
сравнительного преимущества
|
Англия
|
Португалия
|
n сукна
m вина
|
100рабочих/год 120 рабочих/год
|
90 рабочих/год
80 рабочих/год
|
Из табл. 4 видно, что для
производства определенного количества (п) сукна в Англии потребуется
труд 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает
некоторое (т) количество португальского вина, для собственного
производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в год. Следовательно,
Англии выгодно покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На
производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80
рабочих в год, поэтому ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный
обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих, по мнению
Д. Рикардо, обусловлен трудностями перемещения факторов производства между
странами.
Согласно модели Д. Рикардо Португалия
обладает абсолютным преимуществом перед Англией в производстве обоих товаров,
однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, так как
для его производства потребуется 67% (80/120 х 100) издержек Англии, а для
производства сукна — 90% (90/100 х 100). Следовательно, для Португалии более
выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии — сукно.
Д. Рикардо в своей модели
предполагает заданным количество производимых товаров (вино и сукно) и
рассматривает различия в затратах рабочего времени на их производство. Впоследствии,
уже в XX в., этот подход стал интерпретироваться иначе, на основе понятия
альтернативных издержек (или издержек замещения). Автором такой интерпретации
считается американский экономист Г. Хаберлер. [5, с. 115]
В соответствии с этим подходом заданным
считается количество ресурсов, имеющихся в стране. Введем в наш анализ еще одно
условие:
Условие 10. В каждой стране технология и
количество факторов неизменны.
Теперь проиллюстрируем принцип
сравнительного преимущества с этой позиции. Воспользуемся некоторыми исходными
условиями из примера Д. Рикардо: имеются две страны (Англия и Португалия) и два
товара (сукно и вино). Допустим, что в Англии для производства 1 м2 сукна необходимо 100 ч рабочего времени, а для производства 1 л вина — 120 ч. Общее количество рабочих часов, которым располагает Англия в данном году, равно
220 тыс. ч. Таким образом, в Англии может быть произведено либо 2200 м2 сукна (220 тыс. ч/100 ч), либо 1833 л вина (220 тыс. ч/120 ч), либо возможна любая
комбинация данных товаров в этих пределах.
В Португалии общее количество рабочих
часов равно 170 тыс. ч. На производство 1 м2 сукна ей потребуется 90 ч, а на производство 1 л вина — 80 ч. Таким образом, в Португалии может быть
произведено либо 1899 м2 сукна (170 тыс. ч/90 ч), либо 2125 л вина (170 тыс. ч/80 ч), либо возможна любая комбинация данных товаров в этих пределах.
На рис. 1 изображены границы
производственных возможностей Англии и Португалии.
Рис. 1. Граница
производственных возможностей Англии и Португалии
В Англии 1 м2 сукна стоит примерно 4/5 л вина, в Португалии — примерно 6/5 л вина. Эти
относительные цены существуют при отсутствии торговли между Англией и
Португалией и поэтому называются автаркическими. Если абстрагироваться
от транспортных расходов и предположить, что не существует никаких препятствий
для торговли между странами, то Англия будет продавать в Португалию сукно,
относительная цена которого в Англии ниже, чем в Португалии, а Португалия будет
продавать в Англию вино, относительная цена которого ниже, чем в Португалии.
Эта торговля повлияет на
относительные цены товаров таким образом, что вместо двух различных цен
замкнутых рынков постепенно установится единая мировая цена. Например, мировая
цена 1 м2 сукна установится в пределах от 4/5 до 6/5 л вина.
Допустим, что эта цена будет равна 5/5, т. е. 1. По этой цене сукно будет
продаваться и в Англии, и в Португалии. В Англии производители вина будут
получать меньше прибыли, чем раньше, а производители сукна — больше. В
результате сократится производство вина и увеличится производство сукна.
Обратная ситуация возникнет в Португалии. Все это приведет к тому, что Англия
будет специализироваться на производстве и экспорте сукна, а Португалия — на
производстве и экспорте вина.
Таким образом, свободная торговля
ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства
«сравнительно преимущественных» товаров, увеличению выпуска продукции во всем
мире, а также к росту потребления в каждой стране, новые границы которого
обозначены пунктирными линиями на рис. 1.
На рис. 1 кривые производственных
возможностей (production-possibility curves) имеют вид прямых линий. Это означает, что
постоянными являются издержки замещения (opportunity costs), т.е. издержки производства некоторого количества
других товаров, которыми надо пожертвовать, чтобы увеличить выпуск какого-то
одного товара. В нашем примере для производства 1 м2 сукна в Англии необходимо отказаться от 4/5 л вина, а в Португалии — от 6/5 л вина
независимо от общего количества производимого сукна. Например, в Португалии
производство каждого добавочного 1 м2 сукна обходится в 6/5 л вина
независимо от того, первый ли квадратный метр производится или 1899-й, если
необходимо отказаться от производства последних 6/5 л вина.
Эта ситуация слишком далека от
реальности, поэтому ее нельзя использовать для дальнейшего анализа.
Действительно, при постоянных издержках замещения каждая страна может
максимально увеличить свою прибыль от внешней торговли, если будет полностью
специализироваться на «сравнительно преимущественном» товаре. Но в реальной
жизни такого не бывает. Все страны производят для собственного потребления
какое-то количество товаров, которые они частично импортируют.
Кроме того, даже при
неизменном эффекте масштаба (условие 7) перемещение факторов
производства из одной отрасли в другую зачастую сопряжено с ростом издержек
замещения, поскольку для производства различных товаров требуется разное
сочетание затрачиваемых ресурсов. Это означает, что производство каждой
последующей единицы товара в какой-либо отрасли сопровождается отказом от
выпуска все большего количества товаров в других отраслях.
Ситуация, возникающая
при возрастании издержек замещения, представлена на рис. 2 (для удобства взяты
несколько иные цифры).
Рис. 2. Кривая
производственных возможностей при возрастающих издержках замещения
Из рис. 2 видно, что
если производится количество сукна в точке Q1c
то для увеличения производства сукна на 1 м2 потребуется пожертвовать 0,6 л вина (точка Р1), если же производится еще больше сукна
(точка Q2c),
то для увеличения производства сукна еще на 1 м2 необходимо пожертвовать уже 0,8 л вина (точка Р2) и т. д. При
такой ситуации кривая предложения будет выглядеть так, как представлено на
рис. 3 (а). В случае же постоянных издержек замещения кривая предложения сукна
выглядит так, как показано на рис. 3 (б).
Рис. 3 Кривая
предложения при а) возрастающих издержках замещения; б) постоянных издержках
замещения.
Если рассматривать
производственные возможности с учетом спроса, внутренний рынок сукна в Англии
и Португалии будет выглядеть так, как представлено на рис. 4 (а и б).
Рис. 4. Рынок
сукна в Англии (а) и Португалии (б).
При отсутствии
международной торговли, т.е. в условиях автаркии, равновесие спроса и
предложения сукна в Англии и Португалии устанавливается при различных ценах. В
Англии в точке равновесия А 1 м2 сукна стоит 0,8 л вина, а в Португалии в точке равновесия D
— 1,2
л
вина. С развитием торговли между Англией и Португалией мировая цена на сукно
устанавливается в пределах от 0,8 до 1,2 л вина. Мировой рынок сукна выглядит так, как представлено на рис. 5
Рис. 5 Мировой
рынок сукна
Равновесие между
мировым спросом и предложением будет в точке G,
т. е. при цене 1 м2 сукна = 1 л вина. При этой цене избыточный спрос в Португалии на сукно равен избыточному предложению Англии
и объему мировой экономики: GH
= EF= ВС
Рассмотрим теперь,
какие выгоды от участия в международной торговле получит Португалия,
импортирующая сукно (рис. 6).
Рис. 6 Выгоды
Португалии от импорта сукна.
Для того чтобы
определить эти выгоды, воспользуемся такими понятиями, как дополнительная
выгода потребителей и дополнительная выгода производителей. Дополнительная
выгода потребителей, соответствует экономии тех потребителей, которые приобрели
товар по сложившейся на рынке цене равновесия, хотя готовы были приобрести его
по более высокой цене. Дополнительная выгода производителей соответствует
дополнительному доходу тех производителей, которые продали товар по сложившейся
на рынке цене равновесия, хотя готовы были продать его по более низкой цене.
На рис. 6
дополнительная выгода потребителей в условиях автаркии соответствует площади
треугольника с, т.е. площади выше линии цены равновесия, ограниченной кривой
спроса. Дополнительная выгода производителей в этих же условиях соответствует
площади а + е, т.е. площади ниже линии цены равновесия,
ограниченной кривой предложения.
В международной
торговле, когда товары на внутреннем рынке продаются по мировой цене, отличной
от цены равновесия в автаркических условиях, дополнительные выгоды
потребителей и производителей изменяются. Цены на сукно в Португалии упали с
1,2 до 1,0. В результате португальские потребители сукна получили дополнительную
выгоду (площадь а + b+ d),
в то время как португальские производители потеряли дополнительную выгоду
(площадь а).
Теперь сравним выгоды
потребителей и потери производителей от участия страны в международной торговле
и определим общий результат для страны в целом. Согласно принципу
«равноценности денег» одна денежная единица производителя имеет такой же «вес»
для страны в целом, как и одна денежная единица потребителя. Следовательно,
общий выигрыш Португалии от импорта сукна будет равен площади b
+ d,
т. е. половине произведения объема импорта на разницу между внутренней
автаркической и мировой ценами равновесия. Этот выигрыш потребителей не
компенсируется потерями производителей.
В результате участия
Англии в международной торговле повысились цены на английское сукно и, как
следствие, увеличилось его производство (рис. 7). Таким образом, английские
производители сукна получили дополнительную выгоду, размер которой равен
площади а + f.
В то же время в связи с ростом цен на сукно сократилось его потребление в
Англии, т. е. английские потребители лишились дополнительной выгоды,
выраженной площадью а. Общий выигрыш Англии равен площади f,
т.е. половине произведения объема экспорта на разницу между внутренней
автаркической и мировой ценами равновесия. Этот выигрыш производителей не компенсируется
потерями потребителей.
Рис. 7. Выгоды
Англии от экспорта сукна
Таким образом,
международная торговля выгодна всем участникам. Для того чтобы определить
степень выигрыша каждого участника, необходимо сравнить площадь b + а
(см. рис. 6) и площадь f
(см.
рис. 7). В соответствии с нашим предположением о том, что экспорт равен
импорту, распределение выгод от международной торговли будет зависеть от того,
чьи цены претерпели наибольшее изменение. В нашем примере выгоды
распределились поровну между обеими странами, но в действительности это бывает
редко. Чаще одна страна выигрывает в большей степени, чем другая, что
обусловлено различным наклоном кривых торговли, т.е. их различной эластичностью.
Больше выигрывает та страна, у которой эластичность кривых торговли ниже.
Итак, выгоды от внешней
торговли распределяются прямо пропорционально изменению цен у обеих сторон, т.
е. изменению экспортных и импортных цен. Отношение экспортных цен страны к ее
импортным ценам известно как «условия торговли» (terms
of trade).
Этот показатель регулярно рассчитывается различными организациями по следующей
формуле:
[11, с. 25]
где Рx
—
индекс экспортных цен; (xi
-
доля каждого i-го
товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году; pi-
отношение текущей цены i-го
товара к его цене в базисном году);
где Рm
— индекс экспортных цен;
(mi
— доля каждого i-гo
товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году).
Рост показателя Т
обычно называют улучшением условий торговли. Информация об изменении условий
торговли регулярно публикуется в статистическом сборнике International
Financial
Statistics
Yearbook,
издаваемом Международным валютным фондом.
Глава
2. Современные теории международной торговли
2.1 Теория Хекшера-Олина
В конце XIX в. - начале
XX в. произошли, структурные сдвиги в международной торговле. Роль естественных
природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась.
То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку
торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и
европейские страны) была достаточно активной.
В это время шведские
экономисты Эли Хекшер (Eli
Heckscher) и Бертиль Один (Bertil
Ohiin) попытались объяснить
причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.
Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой
газетной статье, опубликованной в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б. Олином. [13] Определенный вклад в
развитие этой теории внес и американский экономист П. Самуэльсон.
В
соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых
в основном используется избыточный фактор. По мнению авторов теории,
существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина
является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех,
например труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а
другие — капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и
капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала
недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал — дорогим, и наоборот,
в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве,
труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Каждая из этих стран будет
экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в
большей степени «дешевый фактор производства».
На примере модели Хекшера-Олина
рассмотрим теорию сравнительных преимуществ в динамике с учетом тенденции к
экономическому росту.
Рост населения,
повышение квалификации рабочей силы, освоение новых земель и месторождений,
инвестиции в производство — все это влияет на экономический рост страны и может
привести к изменению спроса и предложения.
Изменение спроса имеет
определенную закономерность, суть которой состоит в том, что с ростом дохода
спрос населения на различные товары и услуги возрастает неравномерно (при
неизменности остальных переменных), т.е. различные товары обладают различной
эластичностью по доходу (ηi):
По мере роста дохода
доля некоторых благ в общем объеме спроса сокращается (для них ηi
<
0). Это так называемые предметы первой необходимости. Доля других товаров с
ростом дохода возрастает (для них ηi
> 1). Это так называемые предметы роскоши. При экономическом росте данная
закономерность определяет структуру международной торговли и место той или иной
страны в мировом хозяйстве.
Предположим, что ηi
= 1. В этом случае возможно несколько вариантов экономического роста. Прежде
всего это средний (нейтральный) экономический рост, когда предложение факторов
производства растет одинаковыми темпами, что приводит к тому, что кривые
производственных возможностей не изменяют формы, а изменяется только их
масштаб, при этом потребности удовлетворяются на более высоком уровне, что
отражено соответствующими кривыми безразличия (рис. 8).
Рис. 8.
Кривые безразличия и производственных возможностей при нейтральном
экономическом росте
При таком экономическом
росте мировые цены и направления товаро-потоков не изменяются, а изменяются
только объемы торговли. Иная ситуация возникает при неравномерном росте
предложений факторов, т.е. при так называемом несбалансированном росте.
Предположим, что этот рост имеет место только в одной стране, а в другой —
экономика остается без изменений. Допустим, что страной, в которой произошел
экономический рост, является Португалия, экспортирующая вино и импортирующая
сукно, и что производство вина землеемкое, а сукна — капиталоемкое. Далее
предположим, что имеет место рост предложения одного фактора — капитала. Это
приведет к более быстрому росту производства сукна в Португалии, т.е. в
отрасли, конкурирующей с импортом. В результате сократится импорт и, возможно,
снизятся мировые цены (рис. 9).
Рис. 9. Кривые
безразличия и производственных возможностей Португалии при росте предложения
одного фактора – капитала (а), при росте одного фактора – земли (б)
В случае если в Португалии произошел
рост предложения новых земель, пригодных для выращивания винограда, а
предложение других факторов осталось без изменений (рис. 9), то это приведет к
снижению арендной платы и к расширению виноградников, а следовательно, к росту
предложения вина на экспорт, т.е. к расширению международной торговли и,
возможно, к снижению мировых цен.
Неравномерный рост
предложения факторов имеет еще одно важное последствие, отраженное в теореме
Рыбчинского: рост предложения одного из факторов производства при
постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого
при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров.
Такая ситуация может
возникнуть, например, при производстве сукна в Португалии, если произойдет
прирост капитала (рис. 10).
Рис. 10.
Изменения в производстве товаров в Португалии при росте предложения одного
фактора — капитала
Теорема Рыбчинского неоднократно
подтверждалась практикой.. Так, уже хрестоматийным стал пример
деиндустриализации Голландии — «голландская болезнь». Проблема была связана с
активной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море.
Создавалось впечатление, что с ростом добычи природного газа промышленный
экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный
газ) на мировом рынке даже усиливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации
вытекает из теоремы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других
отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе.
В результате выпуск в обрабатывающей промышленности сократился.
Таким образом, с
международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и
отрицательные последствия, что объясняет наличие двух тенденций во
внешнеторговой политике — свободной торговли и протекционизма.
В 1954 г. [5. с. 79] была опубликована статья американского экономиста Василия Леонтьева (Wassily
Leontief), в которой была
сделана попытка проверить теорию Хекшера—Олина на основе расчета полных затрат
труда и капитала на экспорт и импорт США, которые в то время считались
капиталоизбыточной страной. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие
товары, а импортируют — трудоемкие. Такое предположение вытекало из того, что
после второй мировой войны в Европе наблюдались нехватка капитала и
относительный избыток рабочей силы, в то время как США удалось к окончанию
войны обеспечить прирост капитала. Результат оказался обратным и получил название
«парадокс Леонтьева» (Leontief
paradox). Оказалось, что
относительный избыток капитала в США не отражается на американской внешней
торговле. США экспортировали более трудоемкую и менее капиталоемкую продукцию,
чем импортировали. В. Леонтьев предположил, что в любой комбинации с данным
количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3
человеко-годам иностранного труда, т.е. большая производительность
американского труда обусловлена более высокой квалификацией американских
рабочих, что послужило основой для возникновения модели «квалификации рабочей
силы».
В соответствии с этой
теорией в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный
труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Относительное изобилие профессионального
персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, для
изготовления которых необходим квалифицированный труд. Изобилие
неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для
производства которых высокая квалификация не требуется.
Попытки объяснить
«парадокс Леонтьева» привели также к появлению теорий, основанных на
расширительном понимании категории капитала.
2.2
Неотехнологические теории
Развитие наукоемких,
высокотехнологичных отраслей и стремительный рост международного обмена их
продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления,
которое представляет собой совокупность отдельных моделей, частично взаимодополняющих,
но иногда и противоречащих одна другой.
Теория снижающихся издержек
(эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания
модели Хекшера—Олина. Исходным является предположение, что развитые страны
наделены факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между
ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве
товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового
производства.
Теория
«технологического разрыва» предполагает, что развитие торговли
между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано
техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из
торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются
в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет
производить товары с меньшими издержками. Если новшество заключается в
производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение
определенного времени обладает так называемой «квазимонополией», т. е. получает
добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Следовательно, выгодно выпускать
не то, что относительно дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но
необходимо всем или многим. Как только эту технологию освоят другие страны,
следует производить опять что-то новое и такое, что другим недоступно.
В результате появления
технических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами,
обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет
преодолеваться, так как другие страны начинают копировать нововведение
страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами,
производимыми по новой технологии, будет продолжаться.
Теория «цикла жизни
продукта» (product
life cycle
theory), разработанная в 1966 г. Р. Верноном [14], является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она
заинтересовала почти всех экономистов, поскольку более точно отражает реальное
состояние международного разделения труда в современном периоде. В
соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий
стадии внедрения, расширения, зрелости и старения (рис. 11).
Рис. 11.
Цикл жизни продукта
Степень развития
технологии и спрос на каждой стадии различны. На первой стадии цикла, когда
новую продукцию только начали производить для внутреннего рынка, спрос на нее
будет невелик. Она предлагается лицам с высокими доходами, для которых цена не
имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше
лиц с высоким доходом, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для
изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной
технологии. Такая технология предполагает использование большого числа
высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии
будет незначительным.
На второй стадии
(расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится
общепризнанной. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На
этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он
полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное
производство нового товара благодаря передаче технологии.
На третьей стадии
(зрелость) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология
полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную
рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального
выпуска фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями, которые начинают
проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.
На последней стадии
цикла продукция стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее
снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии
зрелости.
Такова общая схема
прохождения новым продуктом «цикла жизни». В соответствии с данной моделью
страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на
разных стадиях зрелости. В качестве примера можно привести развитие стран
Азиатско-тихоокеанского региона, где происходит непрерывный процесс последовательного
прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными
государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например,
страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и
встают на тот же путь «качества специализации». Это явление получило название
концепции «летящих гусей».
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael
Е. Porter) опубликовал
исследование «Конкурентные преимущества стран» (The
Competitive Advantage
of Nations),
изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция».
В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к
проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является
следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны.
Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество,
чтобы уяснить роль страны в этом процессе» [7, с. 51]. Успех на внешнем рынке
зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.
Основной единицей
конкуренции по М. Портеру является отрасль, т.е. группа конкурентов,
производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих
между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками
конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно
расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных
момента.
1. Структура отрасли,
в которой действует фирма, т.е. особенности конкуренции. На конкуренцию в
отрасли оказывают воздействие пять факторов (или сил по М. Портеру):
1) появление новых
конкурентов;
2) появление товаров
или услуг-заменителей;
3) способность
поставщиков торговаться;
4) способность
покупателей торговаться;
5) соперничество уже
имеющихся конкурентов между собой.
Эти пять факторов
определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые
фирмами, их расходы, капиталовложения и др.
С появлением новых
конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они
привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю
рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена,
которую фирма может запросить за свой товар.
Поставщики и
покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к. снижению
прибыли фирмы.
Платой за
конкурентоспособность при соперничестве с другими фирмами являются либо
дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате — сокращение
прибыли.
Значение каждого из
пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими
характеристиками. Например, способность покупателей торговаться зависит от
того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного
покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя,
а угроза появления новых конкурентов — от того, насколько трудно новому
конкуренту «внедриться» в отрасль.
Каждая отрасль имеет
свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые
конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных
факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а
поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказывают. Разработка
эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное
время.
2. Позиция, которую
занимает фирма в отрасли.
Позиция фирмы в отрасли
определяется прежде всего конкурентным преимуществом. Фирма опережает
своих соперников, если имеет стабильное конкурентное
преимущество:
1) более низкие
издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и
продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая
товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом
случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпускающие сталь и
полупроводниковые приборы с низкими издержками, используют низкооплачиваемую,
но весьма производительную рабочую силу в сочетании с современной технологией и
оборудованием, закупленными за рубежом или изготовленными по лицензиям;
2) дифференциация
товаров, т.е. способность фирмы удовлетворять потребности покупателя,
предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими
свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания. Так,
немецкие станкостроители используют стратегию дифференциации, основанную на
высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром
техническом обслуживании, что позволяет им диктовать высокие цены и при равных
с конкурентами издержках получать большую прибыль.
Конкурентное
преимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.
Другим важным фактором,
влияющим на позицию фирмы в отрасли, является сфера конкуренции, или широта
цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна решить
для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта
пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира
продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.
Отрасли сегментированы,
поэтому при выборе сферы конкуренции фирма должна решить, конкурировать ли ей
по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка.
На рис. 12 [7, с. 58]
представлены основные типовые стратегии, применяемые при определении позиции
фирмы в отрасли . Концепция ; типовых стратегий заключается в том, что каждая
стратегия базируется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою
стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.
|
Конкурентное преимущество
|
Меньшие издержки
|
Дифференциация
|
Сфера конкуренции
|
Широкая цель
|
Лидерство за счет экономии на
издержках
|
Дифференциация
|
Узкая цель
|
Сосредоточение внимания на
издержках
|
Сфокусированная дифференциация
|
Рис. 12 Типовые
стратегии фирмы
Конкурентное
преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет
отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются
определенные ценности для покупателей. Конечная ценность зависит от того,
сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой.
Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходимую
деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо
либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у
конкурентов; но производить его с меньшими издержками (стратегия меньших
издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который
можно получить большую цену (стратегия дифференциации).
Виды деятельности фирмы
объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в
потребительную стоимость.
Их можно условно
подразделить на две категории:
- первичная деятельность
(производство, сбыт, доставка и обслуживание товара);
- вторичная
деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими
ресурсами и т.д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой
деятельности, т.е. поддерживающая деятельность).
В зависимости от
выбранной конкурентной стратегии определяются способ, которым фирма выполняет
отдельные виды деятельности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях
конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конкурентного
преимущества. Так, для продукции отраслей машиностроения большое значение
имеют развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а
для производства моющих средств — реклама.
Цепочка ценностей фирмы
—
это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие,
когда способ осуществления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость
или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может
стать решающим источником конкурентного преимущества.
Фирмы добиваются
конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции в своей
отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Под нововведением
в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и
методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара
или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях
распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.
Наиболее типичными
причинами новаций, позволяющими достичь конкурентного преимущества, являются:
• новые технологии
(производство рентгеновской аппаратуры в Германии);
• новые или
изменившиеся запросы покупателей (американские компании быстрого питания);
• появление нового
сегмента отрасли (производство малогабаритных многоцелевых автопогрузчиков в
Японии);
• изменение стоимости
или компонентов производства (изменение соотношения стоимости рабочей силы в
странах);
• регулирование на
уровне правительства (стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения
и др.).
Фирмы, которые первыми
отреагировали на изменение структуры отрасли, получают преимущество,
позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать
фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой
конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные
источники сырья и др.
Само нововведение
конкуренты могут скопировать, но преимущества, полученные благодаря быстрой
реакции на изменение структуры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.
В процессе обновления
большую роль играет информация, которая конкурентов не интересует или которая
им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.
Продолжительность
удержания конкурентного преимущества зависит:
• от источников
конкурентного преимущества.
Преимущества низкого
уровня, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут
получить и конкуренты (производство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии).
Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от
применения технологий или оборудования и т.д. При появлении новой технологии
такой эффект масштаба быстро исчезает.
Преимущества более
высокого уровня (патентованная технология, уникальные товары или услуги,
репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное
время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и интенсивных
капиталовложений;
• от количества
имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества;
• от постоянной
модернизации производства и других видов деятельности.
Для удержания позиций
фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться
новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями
позволило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было преимущество
в этом отношении.
Все, что говорилось
выше о конкуренции и конкурентной стратегии, в одинаковой степени может
относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная
конкуренция имеет некоторые особенности.
М. Портер выделяет два
типа отраслей в зависимости от особенностей конкуренции:
•
множественно-национальные (multidomestic)
отрасли, для которых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает
по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль представляет собой
совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях
невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки;
• глобальные отрасли,
которые имеют единое поле конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение
конкурентного преимущества приобретает особо важное значение в связи с возможностью
его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать
не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т.е. вырабатывать и внедрять
единый подход к продаже продукции во многих странах. Сам факт функционирования
многонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии,
поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно.
М. Портер выделяет два
способа достижения и использования конкурентного преимущества при глобальной
стратегии.
1. Конфигурация
деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для
того, чтобы использовать их особенности.
При сосредоточении различных видов
деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний
рынок — путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство
осуществляется в разных странах, а выход на внешний рынок — посредством прямых
зарубежных инвестиций.
При
размещении видов деятельности страна выбирается по следующим критериям:
- минимальная стоимость
факторов;
- наличие необходимых
условий для проведения НИОКР;
- возможность получения
доступа к специализированным навыкам;
- степень развития
отношений с клиентами и др.
2. Координация
деятельности филиалов, которая включает:
обмен информацией;
- распределение
ответственности;
- согласование усилий.
Координация сама может
быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и
опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность
более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.
Под конкуренцией
подразумеваются не равновесие, а постоянные перемены. Каждая отрасль постоянно
совершенствуется и обновляется. Причем важную роль в стимулировании этого
процесса играет страна базирования. Страна базирования - это страна, где
разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется
рабочая сила с необходимыми навыками.
М. Портер выделяет
четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные
фирмы, и влияющие на ее международный успех (рис. 13) [7, с. 149].
Рис. 13 Детерминанты конкурентного преимущества
страны
Эти детерминанты,
каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой
рождаются и действуют фирмы данной страны.
Страны добиваются
успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах
развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложные задачи,
заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать
новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах,
где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый
детерминант влияет на все остальные.
Преимущество по каждому
детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в
отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает
самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам
недоступны.
Параметры
факторов
Каждая страна в той или
иной степени обладает факторами производства, необходимыми для деятельности
фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина
посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при
производстве которых интенсивно используются различные факторы. Однако
факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются,
поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько
запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того,
изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка —
побудить к обновлению, что может привести к долговременному конкурентному
преимуществу. В то же время нацеленность факторами имеет достаточно важное
значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».
1.
Наделенность факторами
Традиционно в
экономической литературе выделяет три фактора. труд, земля и капитал. Но более
полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:
• людские ресурсы,
которые характеризуются количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы,
а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти
ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли
требуется определенный перечень конкретных категорий работников;
• физические ресурсы,
которые определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью
земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников
электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия,
географическое положение и даже часовой пояс;
• ресурс знаний, т.е.
совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на
товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских
организациях, банках данных, литературе и т. д.;
• денежные ресурсы,
характеризующиеся количеством и стоимостью капитала, который может быть
направлен на финансирование промышленности;
• инфраструктура,
включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод
платежей между банками, систему, здравоохранения и
др.
Совокупность
применяемых факторов в разных отраслях различается. Фирмы достигают
конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или
высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли.
Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним
Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение
конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их
наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут
обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за
рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.
2.
Иерархия факторов
Факторы подразделяются
на основные и развитые, общие и специализированные.
К основным факторам
относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение,
неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо
при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для
конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими преимущество
неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в
них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода
деятельности или закупок за рубежом). Эти факторы имеют важное значение в
добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.
К развитым факторам
относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п.
Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь
конкурентного преимущества более высокого уровня.
По степени
специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во
многих отраслях, и специализированные. Специализированные факторы образуют
более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем
общие.
Критерии подразделения
факторов на основные и развитые, общие и специализированные необходимо
рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например,
выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует
уровню выпускника того же вуза 90-х гг.
3. Создание факторов
Факторы различаются в
зависимости от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно.
Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого
уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в
которых им наилучшим образом удается создавать и совершенствовать необходимые
факторы.
Условия (параметры) спроса
Вторым детерминантом
национального конкурентного преимущества является спрос на внутреннем рынке на
товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос
на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций. Он
характеризуется:
- структурой;
- объемом и характером
роста;
- интернационализацией.
Фирмы могут достичь
конкурентного преимущества при следующих основных характеристиках структуры
спроса:
- значительная доля
внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;
- покупатели (включая
посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает
фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и
потребительских свойств товаров;
- потребность в стране
базирования возникает раньше, чем в других странах.
Объем и характер роста
внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:
- за рубежом имеется
спрос на товар, обладающий большим спросом на внутреннем рынке;
- имеется большое
количество независимых покупателей, что создает более благоприятную обстановку
для обновления;
- внутренний спрос
быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость
обновления;
- внутренний рынок
быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает
сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок.
Фирмы достигают
конкурентного преимущества благодаря интернационализации спроса на внутреннем
рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии,
если:
- существуют мобильные
и многонациональные внутренние покупатели, которые способствуют развитию
спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);
- имеется возможность
влиять на запросы зарубежных покупателей (передача потребностей), например
зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.)
своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки
(«эффект демонстрации»).
Влияние параметров спроса
на конкурентоспособность зависит и от других частей «ромба». Так, без сильной
конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда
стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не
способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.
Родственные и поддерживающие отрасли
Третьим детерминантом,
определяющим национальное конкурентное преимущество, является присутствие в
стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны
на мировом рынке.
При наличии
конкурентоспособных отраслей-поставщиков возможны:
- эффективный и быстрый
доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или квалифицированной
рабочей силе и др.;
- координация
поставщиков на внутреннем рынке;
- оказание содействия
процессу нововведений. Национальные фирмы получают наибольшую выгоду, если их
поставщики конкурентоспособны на мировом рынке.
Наличие в стране
конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых
высоко развитых видов производства. Родственными называются такие
отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в
процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими
продуктами, например компьютерами и программным обеспечением. Взаимодействие
может происходить в сфере развития технологий, производства, маркетинга,
сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных
конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и
техническому взаимодействию. Географическая близость и культурное родство
обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.
Успех на мировом рынке
одной отрасли может повлечь за собой развитие производства дополнительных
товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров за границей привела
к повышению спроса на американские периферийные устройства, программное
обеспечение и к развитию американских служб, работающих с базами данных.
Однако успех
отраслей-поставщиков и родственных отраслей может повлиять на успех
национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных
составляющих «ромба».
Стратегия, структура и соперничество фирм
Четвертым важным
детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли, является тот факт,
что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера
конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и
цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму
конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом
рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейными предприятиями. В
Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления.
Кроме того, можно вспомнить об американской и японской системах управления. Эти
национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при
ориентации на глобальную конкуренцию.
Особое значение для
достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет сильное соперничество
на внутреннем рынке, что объясняется следующими причинами:
- сильная внутренняя
конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;
- внутренняя
конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем рынке, но и
заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего
роста;
- более сильные местные
фирмы, закаленные внутренней конкуренцией, способны добиться успеха и за
границей;
- при конкуренции на
внутреннем рынке создаются также преимущества для национальной отрасли в
целом, а не только для отдельных фирм. Конкуренты заимствуют друг у друга
прогрессивные идеи и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи
распространяются быстрее, чем между разными нациями.
Эти преимущества
усиливаются при концентрации конкурентов в одной географической местности.
Роль случая
Случай — это событие,
которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не
могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к
ним относятся [7, с. 146]:
- изобретательство;
- крупные
технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и др.);
- резкие изменения цен
на ресурсы (нефтяной кризис);
- значительные
изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;
- резкое повышение
мирового или местного спроса;
- политические решения
зарубежных правительств;
- войны.
Случайные события важны
потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий
могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал
для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности в
новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало
развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной
продукции из Гонконга и Японии.
В то время как случай
может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли,
национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай
использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне
стран — Германии, Японии и Италии).
Роль правительства
Роль правительства в
формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает
влияния на все четыре детерминанта:
на параметры факторов —
через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.;
на параметры спроса —
путем установления различных стандартов и осуществления государственных
закупок;
на условия развития
родственных отраслей и отраслей-поставщиков — посредством контроля над
средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;
на стратегию фирм, их
структуру и соперничество — через свою налоговую политику, антимонопольное
законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных
бумаг и т.д.
Все четыре детерминанта
могут оказывать и обратное воздействие на правительство. Роль правительства
может быть положительной и отрицательной.
Детерминанты
национальной конкурентоспособности представляют собой комплексную систему,
которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно
воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что
конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по всей
экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отраслей, зависящих
друг от друга. Например, 40% итальянского экспорта приходится на отрасли,
связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В
этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже
говорилось.
Заключение
В заключение можно сказать,
что нами рассмотрены и проанализированы все ключевые теории международной
торговли. Наш анализ был начат с первой научной концепции в данной области –
теории абсолютных преимуществ А. Смита. Согласно ней стране А необходимо
специализироваться на производстве того товара, издержки производства которого
абсолютно меньше издержек производства того же товара страны Б. В свою очередь
Д. Рикардо доказал, что обмен выгоден и должен иметь место даже тогда, если
издержки на производство всех товаров в одной стране меньше, чем в другой.
Страна должна специализироваться на производстве тех товаров, в производстве
которых она имеет наибольшие абсолютные преимущества.
Вторая глава была
посвящена современным теориям международной торговли. В соответствии с теорией Хекшера-Олина
страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется
избыточный фактор. По мнению авторов теории, существует три основных фактора:
труд, капитал и земля. При этом теория Хекшера-Олина является двухфакторной,
так как в ней сравниваются только два фактора из трех, например труд и капитал.
Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Во
второй главе рассмотрены также неотехнологические теории. Теория снижающихся
издержек (эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания модели
Хекшера—Олина. Исходным является предположение, что развитые страны наделены
факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет
смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров
различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового
производства.
Теория
«технологического разрыва» предполагает, что развитие торговли
между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано
техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из
торгующих стран. Последней рассмотренной теорией была теория конкурентных
преимуществ американского экономиста М. Портера. Согласно ней конкурируют между
собой не страны, а фирмы. Конкурентные преимущества определяются рядом факторов
(детерминант), а именно: параметры факторов, стратегия фирм, параметры спроса,
родственные и поддерживающие отрасли, случай и правительство.
После рассмотрения
теорий международной торговли возникает вопрос, заменяла ли каждая последующая
теория предыдущую и какая теория объясняет развитие международной торговли в
конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в
соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации
отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий
не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют
тенденции развития современной мировой торговли.
Список
использованной литературы:
1.
Вавилова
Е. В., Бородулина Л. П. Международная торговля: Учебное пособие. – М.:
Гардарика, 2006, 287 с.
2.
Гальперин
В. М. Макроэкономика: Учеб. СПб., 1999.
3.
Доллан
Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Петербург, 1992, 478
с.
4.
Иголкин
А.А., Мотылев В.В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы.
– М.: Международные отношения, 1988
5.
Киреев
А. П. Международная экономика. Учебное пособие. – М.: Международные отношения,
2001, 412 с.
6.
Линдерт
П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992.
7.
Портер
М. Международная конкуренция. – М.: Междунар. Отношения, 1993
8.
Рикардо
Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. Т.1. – М.:
Госполитиздат, 1955.
9.
Смит
А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Кн. 4 «О системах политической
экономии». – М.: Соцэкгиз, 1935
10.
Современные
теории внешнеэкономических отношений. Сборник статей. М., ИНИОН, 1992.
11.
Фомичев
В. И. Международная торговля. – М.: Инфра-М, 2001, 446 с.
12.
Чепурин
М. Н. Курс экономической теории: Учеб. Киров, 2003, 703 с.
13.
Ohlin
B. Interregional
and International
Trade. – Cambridge
(Mass), 1933
14. Vernon
R. International
Investment and
International
Trade in the Product Cycle. – Quarterly Journal of
Economics. 1966, May