Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная по судейскому сообществу

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Контрольная по судейскому сообществу
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:42:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    1. Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса  4

    2. Гарантии независимости судей. 7

    3. Статус присяжных и арбитражных заседателей. 9

    4. Судейское сообщество и его органы.. 15

    Заключение. 19

    Задача 1. 20

    Задача 2. 21

    Список используемых источников и литературы.. 24


    Введение

    В контрольной работе исследовалась тема: «Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей».

    Актуальность темы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятель­ность на основе общепризнанных демократических принципов отправле­ния правосудия. Четкое законодательное закрепление статуса судей, народных и присяжных заседателей обеспечивает процессуальные гарантии на защиту прав физических и юридических лиц.

    Целью контрольной работы является комплексная характеристика статуса судьи, присяжного и арбитражного заседателя.

    Для достижения поставленной цели в контрольной работе использовались следующие задачи:

    1. Раскрыть единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса.

    2. Проанализировать гарантии независимости судей.

    3. Изучить статус присяжных и арбитражных заседателей.

    4. Охарактеризовать судейское сообщество и его органы.

    Поставленная цель и задачи сформировали структуру контрольной работы, которая состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.


    1. Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

    Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам[1].

    Иногда единство статуса судей связывают с равенством всех судей внутри судейского сообщества. Действительно, во многом права и обязанности судей, независимо от должности, совпадают.

     Однако есть и целый ряд существенных различий в правовом положении судей. Так, председатели и заместители председателей судов не имеют права быть избранными в состав квалификационных коллегий; полномочия основного контингента судей прекращаются квалификационными коллегиями судей субъекта Федерации, округов, флотов, в то же время полномочия председателей, заместителей председателей и других судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, судов общей юрисдикции областного звена, окружных (флотских) военных и арбитражных судов, а также членов квалификационных коллегий прекращаются Высшей квалификационной коллегией судей.

    Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.

    Статья 128 Конституции РФ[2] определяет общие начала назначения судей федеральных судов на должности. Ею предусмотрено назначение судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ на судейские должности Советом Федерации по представлению Президента РФ, а также то, что судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, определяемом федеральным законом.

    Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Судьей может быть:

    • гражданин РФ;

    • достигший предусмотренного законом возраста;

    • имеющий высшее юридическое образование;

    • имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии;

    • не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

    Прежде чем быть назначенным на должность судьи, гражданин обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

    Это общие требования ко всем профессиональным судьям, со­ставляющим судейский корпус. Тем не менее законодатель закрепил дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей:

    судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

    судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;

    судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федераль­ного арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет;

    судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, до­стигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

    Любой гражданин, достигший установленного ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж рабо­ты по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препят­ствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалифика­ционный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в со­ответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на дол­жность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая и утверждает персональный состав этой комиссии.

    Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражда­нин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экза­мена действительны в течение 3 лет после его сдачи, а после назначе­ния гражданина на должность судьи — в течение всего времени пре­бывания его в качестве судьи.

    Сдав квалификационный экзамен, гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлени­ем о рекомендации его на вакантную должность судьи и другими необходимыми документами. После чего организуется проверка до­стоверности представленных им документов и сведений. По резуль­татам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, после подтверждения достоверности представлен­ных кандидатами документов и сведений, с учетом результатов ква­лификационного экзамена квалификационная коллегия судей при­нимает решение о рекомендации одного из претендентов на долж­ность судьи.

    В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из них мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претен­дентов на должность судьи.

    Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответ­ствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении реко­мендуемого лица на должность судьи. Не согласившись с решением, председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмот­рении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов чле­нов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председа­тель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемо­го лица на должность судьи.


    2. Гарантии независимости судей

    Судья легко уязвим, ибо его деятельность носит публичный характер, даже если и рассматривается частный спор. На судью смотрят, его оценивают все, а не только участники споров.

    В то же время и вне собственно судебной деятельности судья не может забывать о своем статусе судьи и предъявляемых к нему требованиях, закрепленных как в законодательстве о статусе судьи, так и в актах органов судейского сообщества, в частности в Кодексе судейской этики.

    С этой точки зрения судья с момента назначения на должность находится в зоне особых требований, о чем он постоянно должен помнить.

    Строго говоря, ни государственно-правовыми способами, ни общественными мерами нельзя обеспечить независимость кого бы то ни было. Скорее, это характеристика уровня самосознания конкретного субъекта, которое проявляется как внутренне присущее ему свойство личности, воспитываемое на самом раннем этапе формирования человека как гражданина.

    Провозглашение принципа независимости судьи без соответствующих надлежащих мер, являющихся гарантиями его реализации, было бы пустой декларацией, лозунгом.

    Уже в самом начале формирования современной судебной системы России при утверждении Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону[3].

    Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. "Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами"[4].

    Таким образом, всю совокупность гарантий независимости судьи можно разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи.

    Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.

    Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

    Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.[5]

    3. Статус присяжных и арбитражных заседателей

    Присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта - решения о виновности или невиновности подсудимого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

    Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

    3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

    4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

    2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

    Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

    Присяжные заседатели, в т. ч. и запасные, вправе:

    участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

    просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

    вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Присяжные заседатели не вправе:

    отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

    высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

    общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

    собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

    нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

    За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

    В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только следующие вопросы, сформулированные в вопросном листе:

    1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

    2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

    3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.

    В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

    На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

    Определение, права и обязанности арбитражных заседателей даны в Федеральном законе РФ от 30.05.2001 N 70-ФЗ[6] (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ) "Об арбитражных заседателях Арбитражных судов субъектов РФ".

    Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

    Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям:

    гражданство РФ;

    достижение 25-летнего возраста;

    безупречная репутация;

    высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

    Арбитражными заседателями не могут быть:

    1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

    2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

    3) лица, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

    4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "О системе государственной службы РФ", лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

    5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

    6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

    Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу.

    Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ, а затем публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и могут быть опубликованы в иных СМИ.

    Численность арбитражных заседателей определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

    Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет и может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен до окончания рассмотрения дела по существу.

    Основания для приостановления полномочий арбитражного заседателя:

    ' предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);

    • неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

    • признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

    Основания для прекращения полномочий арбитражного заседателя:

    • истечение срока полномочий;

    • прекращение гражданства РФ;

    • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

    • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;

    • совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;

    неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

    замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;

    смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

    Пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых арбитражный заседатель участвовал в осуществлении правосудия, суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.


    4. Судейское сообщество и его органы

    С момента назначения на должность судья наделяется властными полномочиями, реализуемыми при отправлении им правосудия, и несет полную ответственность за принятое решение. Он отвечает за несовершенство и противоречивость законодательства, качество расследования уголовных дел, нераспорядительность сторон, срывающих дела, нежелание либо невозможность явки свидетелей в судебное заседание, за протоколы, сроки, свои и чужие ошибки. Судья находится в водовороте чужих жизней и судеб, интересов коллективных и индивидуальных, дел простых и сложных, обыденных и трагических, переполненных человеческими бедами, горестями, невзгодами, мыслимыми и немыслимыми пороками, проблемами и надеждами. Он должен быть при этом объективным и беспристрастным и обеспечивать поиск истины во имя торжества законности и справедливости. И в этом качестве судьи представляют определенную общность, или профессиональное сообщество.

    От общественных организаций и объединений, сознательно создаваемых людьми для достижения (реализации) определенных целей, судейское сообщество отличается осуществлением деятельности на профессиональной основе, целями которой является служение закону, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства.

    Судейское сообщество - это форма самоорганизации, одной из задач которой является защита прав и законных интересов судей, связующее звено, крайне необходимое для выработки ими совместных решений по вопросам функционирования судебной власти, совершенствования законодательства[7]. Судейское сообщество является формой жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, формой представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти.

    Органы судейского сообщества являются важным институтом обеспечения независимости судей. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, тесно связанные с организацией судов и их деятельностью.

    Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, а также судьи судов субъектов Федерации, составляющих судебную систему РФ.

     Таким образом, органы судейского сообщества - это прежде всего выразители интересов всех судей. Соответственно, судейское сообщество может стать объединяющим началом для всех трех ветвей судебной власти[8].

    Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Федерации; Совет судей РФ; советы судей субъектов Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей Российской Федерации. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами, принимаемыми этими органами.

    Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неуклонном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

    Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей. Он может принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества (за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей), а также имеет право утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если не устанавливается иной порядок принятия решения.

    Основными задачами органов судейского сообщества являются:

     1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

     2) защита прав и законных интересов судей;

     3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

     4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

    Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации избираются соответственно на четыре года и на два года.

     Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации формируются соответственно на четыре года и на два года.

    По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

     

    Заключение

    В контрольной работе рассматривалась тема: «Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей».

    На основании изложенного можно сделать вывод, что несмотря на достаточную проработанность заявленной темы в науке, говорить о завершенности научного познания института статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей – преждевременно.

    На сегодняшний день, актуальным является внесение пакета взаимосвязанных поправок в процессуальные кодексы, в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества", в закон "О статусе судей в РФ".

    Задача 1

    Получив от сторон списки кандидатов в присяжные заседатели, в которых были вычеркнуты фамилии кандидатов, безмотивно отведенных сторонами, председательствующий установил, что осталось 15 неотведенных кандидатов в присяжные заседатели. В связи с этим он предложил сторонам заявить немотивированный отвод еще одному кандидату в присяжные заседатели. Поскольку стороны не пришли к согласию, кто должен быть отведен, председательствующий предложил им решить этот вопрос по жребию.

    Соответствуют ли уголовно-процессуальному закону действия председательствующего? При наличии какого условия стороны могут получить право на дополнительные немотивированные отводы кандидатов в присяжные заседатели?  

    Решение

    Для решения задачи необходимо обратиться к ст.328 УПК РФ.

    Согласно ч.18 ст.328 УПК РФ если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

    На основании изложенного можно сделать вывод, что действия председательствующего не соответствуют уголовно-процессуальному закону. В данном случае необходимо было оставить первые четырнадцать кандидатов в присяжные заседатели согласно списка.

    В силу ч.12 ст.328 УПК РФ если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 УПК РФ. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

    Таким образом, право на дополнительные немотивированные отводы предоставляется в том случае, если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более.


    Задача 2

    Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий судья разъяснил присяжным заседателям, что основная их задача - разрешить вопрос о виновности или невиновности подсудимого, в то время как характер наказания определяет судья единолично. Один из присяжных заявил, что присяжные пользуются с судьей равными правами, следовательно, также должны участвовать в определении наказания.

    Оцените ситуацию. Какими правами и обязанностями присяжные заседатели наделены законом?


    Решение

    В соответствии с ч.1 и 2 ст.333 УПК РФ присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:

     1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

     2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

     3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Присяжные заседатели не вправе:

     1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

     2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

     3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

     4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

     5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

    В соответствии со ст.334 УПК РФ в ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299 УПК РФ и сформулированы в вопросном листе. В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают в соответствии со статьей 339 УПК РФ, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

    Вопросы, не указанные в части первой настоящей статьи, разрешаются без участия присяжных заседателей председательствующим единолично.

    Пунктами 1,2 и 4 ст.299 УПК РФ предусматривается решение следующих вопросов:

    1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

    2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

    4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;

    На основании изложенного можно сделать вывод о том, что определение характера наказания подсудимого не входит в компетенцию присяжных заседателей и решается судьей единолично.

    Список используемых источников и литературы

    Нормативные акты:

    1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

    2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 27 июня.

    3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 22 декабря

    4. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" // Российская газета. – 2001. – 2 июня.

    5. Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции судебной реформы в РСФСР" от 24 октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 44. Ст. 143.


    Литература:

    6. Аргунов В.Н., Бобров В.К., Божьев В.П. Правоохранительные органы: учебник для высших учебных заведений  и юридических факультетов.- М.: из-во «Спарк», 2004.

    7. Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи – носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. – 2005. - №5.

    8. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003.

    9. Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003.

    10. Цепляева Г., Яблокова И. De facto и de jure судейского сообщества // Российская юстиция. – 2001. - №11.




    [1] Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003. - 496 с.

    [2] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. №б/н // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

    [3] Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции судебной реформы в РСФСР" от 24 октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 44. Ст. 143.

    [4] Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48.

    [5] Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи – носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. – 2005. - №5.

    [6] Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" // Российская газета. – 2001. – 2 июня.

    [7] Цепляева Г., Яблокова И. De facto и de jure судейского сообщества // Российская юстиция. – 2001. - №11.

    [8] Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003. - 496 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная по судейскому сообществу ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.