ВВЕДЕНИЕ
В ФИЛОСОФИЮ
1.1
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Мировоззрение
является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря
о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании
сущности и
характера
своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения
многогранной ре-
альности
является создание определенной системы взглядов на мир (т.е.
мировоззрения). Субъектом
мировоззрения,
т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные
группы,
классы
и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные
позиции,
программы
поведения, действий
людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-
ностные,
поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы
находятся
в
сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической
работе, которая по-
могает
получить целостность человеческого опыта.
Раскрывая
зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов,
необхо-
димо
учитывать естественно-природные и социально-культурные факторы.
В структуре
мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются
различной
глубиной
отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне
ощущений.
Применительно
к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь
фиксируются
лишь
отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение
может
быть
оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству,
либо на-
оборот,
направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира
и актив-
ной
предметной деятельности в нем.
Следующие
по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь
создается
цельная
картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне
мировоззрение огра-
ничено
чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда,
когда
происходит
отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение,
способ-
ное
вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение –
самый глу-
бинный
уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
Мировоззрение
на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет
философия.
Философия
– это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-
рациональное
мировоззрение. Важно
помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,
так
как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.
Философия
является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим
после
мифологии, религии и, конечно, обыденного
мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-
вало
выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных
явлений. Ве-
роятно,
таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для
которой характерны:
• антропоморфность
(гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение
явлений приро-
ды по
аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у
человека, например,
ощущения,
желания, ненависть, любовь и т.п.;
• дескриптивность
(англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий,
явле-
ний в
форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур –
герои и боги в ви-
де
особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);
• синкретизм
(гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность,
нерасчлененность объек-
тивного
и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все
стороны
этой
формы мировоззрения;
• связь
с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и
выражается в
действиях
колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле
челове-
ка, о
животных, растениях.
Религиозная
форма мировоззрения
основана на мифологическом мировоззрении с его развитым
представлением
о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и
фан-
тазию
на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая
установка – вера в
Бога,
в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных
нравственных (боже-
ственных)
ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок
становления
религии
было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек»,
«мир» и др.)
обретают
в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных
истоков и к на-
делению
их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято
их на-
зывать,
«мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.)
и ислам (VII в.).
Главная
черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.
И,
наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на
более высоком
уровне
общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как
специфиче-
ской
формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий
культурный пере-
ворот
в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное
– отношение
между
человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.
Существует
и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной
особенностью ко-
торой
является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и
законов от-
дельных
конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и
Томсона).
В
отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих
проблем опира-
лась
на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира,
включая и обыден-
ный.
В
заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью
к мудрости,
бескорыстному
к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее
начало и конец, если во-
обще
можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость,
ведущим началом в
философии
выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.
1
. 2 О с н о в н ы е ф и л о с о ф с к и е п р о б л е м ы
Реальность
философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно
общий
характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их
фун-
даментальностью
для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое
субстанция?»,
«что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-
антность
(вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-
ны
в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).
Основной
вопрос философии – это
вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-
ным
потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной
философии.
В
зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные
всеобщие ориента-
ции в
мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся
несколько групп проблем,
соответствующих
структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные,
касающиеся
проблемы
подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные),
аксио-
логические
(ценностные), праксиологические
(духовно-практические) и онтологические (природно-
космические,
в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко
пе-
ресекаются
и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские
пробле-
мы,
сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии,
конкретизируют ее и со-
действуют
осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.
Экзистенциальные
проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-
требностью
в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-
лотым
на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других
людей. Чело-
века
волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д.,
поэтому фило-
софия
антропоцентрична.
Развитие
общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-
мировоззренческих
проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия
и
человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и
материального в жизни об-
щества,
наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла,
социальной справед-
ливости.
Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много
про-
блем;
центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом
исследования
эстетики.
Широким
источником философских проблем является естествознание и научно-технический
про-
гресс.
В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира,
бесконечности
(или
конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при
познании
микромира
и т.п.
1.3
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Специфика
каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных
принципах,
представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium)
есть
исходное
положение любой теории, учения; философские принципы являются не только
способом по-
стижения
реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.
По
основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и
идеализм.
Решая
основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности
материи по
отношению
к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.
Становление
философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и
способами,
например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое
осуществляется
благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-
цепциях
считается основным методом познания.
В
рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные
принципы и спо-
собы
исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и
идеализма: идеализм
объективный
и субъективный, материализм
метафизический, механистический, диалектический и др.
Можно
отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют
большое значение в фор-
мировании
материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило,
формиро-
вались
такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм.
Согласно идеалистическому
рационализму, основу всего сущего составляет
разум. Одним из его важнейших направлений является
панлогизм
(от греч. Pan –
все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение
разума,
а
законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от
лат. irrationalis – неразум-
ный,
бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического
познания дейст-
вительности.
Основной вид
познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается
как
иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
С
вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм
и плюрализм. Монизм
(от
греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно
которому мир имеет одно на-
чало.
Понятно, что монизм
может быть двух видов: материалистический и идеалистический. Дуа-
лизм
(от лат. dualis –
двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух
начал:
материального
и духовного (напр. в
философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)
– предполагает
несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у
древних
мыслителей).
К
вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о
тождестве
мышления
и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм
и гносео-
логический
оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).
Согласно
агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально
непознаваем (Про-
тагор,
Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма,
которые отри-
цали
возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).
Метафизика
выступает как методологический
принцип, противоположный принципу развития,
принципу
диалектики, игнорирующий
всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-
рии.
Можно
привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся
в
центр
мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а
также
свободомыслие, как принцип мышления, признание
права разума на свободное критическое исследование
окружающего
мира, выдвинутый в
ХVII в., и др.
1.4
СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Структура
философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-
ляет
собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития
самой фило-
софской
мысли.
1.4.1
Онтология
Термин
«онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos –
сущее и logos – учение). Понятие
«бытие»
в философии (при
любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира.
При
этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются
проблемы
бытия
и небытия, бытия
материального и идеального, бытия природы, общества и человека.
Можно
выделить следующие формы бытия:
•
базирующиеся __________на предметном бытии: материальные предметы,
относящиеся к природе, и мате-
риальные
ценности, созданные человеком;
• идеальное
бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);
• по атрибутам
материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-
менное
бытие»);
• по формам
движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и
соци-
альное
бытие);
• по структурным
уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);
• общественное
бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-
вующий
с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).
1.4.2
Гносеология
Термин
«гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos – учение,
понятие и оз-
начает
«учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию
сравнительно не-
давно
шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со
времен
Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и
в Новое вре-
мя
(И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л.
Франк, Н. Гартман, Л.
Витгенштейн
и др.).
Исторически
сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический
опти-
мизм. Первое направление
утверждает, что сущность объектов (материальных и духовных) непозна-
ваема
(Протагор,
Д.
Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна
вера в познавае-
мость
не только явлений, но
и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.
Декарт,
Г.В.Ф.
Гегель, Ж.-П. Сартр и др.).
Основные
вопросы, разбираемые
в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-
знании;
чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания
(эмпирический и
теоретический);
специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания
и др.
1.4.3
Философская антропология
Проблема
человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает
особую
актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает
во-
прос
о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего
общества.
Принцип
историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с
человеком. Это
воззрения
античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный
выс-
шему
нача-
лу –
судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как
существо, в ко-
тором
изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также
человек и Бог.
В
философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его
способность к
познанию.
В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала
посредством
сведения
его в одних случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со
временем че-
ловек
становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его
через общест-
во со
всей необъятной Вселенной.
Философский
подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно-
исторических
форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его
бы-
тия.
Основные
проблемы, рассматриваемые
в философии человека: природное, социальное и духовное
как
факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как
интегральная
характеристика
человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в
человеке;
индивид
и личность и др.
1.4.4
Аксиология
Аксиология
– это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos
–
учение).
Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем
и сред-
невековой
философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики
вклю-
чались
в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что
есть справед-
ливость?
(Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности
гуманизма. В Но-
вое
время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и
основной подход
к
рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели,
стоящие перед че-
ловеком.
Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В
наше
время
появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки
совре-
менного
мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а
идеалом; М.
Вебер
особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).
Можно
выделить следующие группы ценностей:
• по
содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;
• по
субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания,
образования и
накопления
жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные,
классо-
вые,
общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;
• по
их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и
т.д.) и духов-
ные.
Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.
Необходимо
отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в
человека
извне.
Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на
характер его
ценностей.
1.4.5
Социальная философия
В
узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных
явле-
ний,
составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В
социальной
философии
решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы
их
социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.
В
широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и
обозначает
все
происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.
В социальной
философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком
смыс-
ле.
Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а
также законы его функциони-
рования
и развития. Социальная
философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-
ния и
процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и
самовоспроиз-
водящейся
системы.
Основные
проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;
практическая
деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и
субъ-
ективных
сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и
интере-
сы
общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие
человеческому сознанию в
данном
обществе и др.
Все
вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодействии.
Заслуживают
внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической
философии
(Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-
листической
социальной
философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-
стенциализма
и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об
объек-
тивной
основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем
мире умопо-
стигаемых
сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.
Материализм
представляет
развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-
цесс,
развивающийся по своим объективным законам.
1.4.6
История философии
Несмотря
на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама
исто-
рия
философии оформляется в отдельную область философского знания. История
философии – это
особая
развивающаяся система,
в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-
кретные
философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)
связываются
спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих,
фундамен-
тальных
проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и
челове-
ком.
Конечно,
следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный
характер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и
теории. Разрыв этих сторон или их абсолютизация приводят к искажению самого
предмета философии. Подчинение реального
историко-философского
процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-
тории
философии.
Историко-философский
процесс: исходные понятия и движущие силы
Историко-философский
процесс характеризуется существованием множества философских учений,
школ, течений и направлений.
Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-
ся
философское учение того или иного мыслителя. Философское учение –
это система определенных,
логически
связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность
философских
учений,
объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций
од-
них и
тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами,
принято назы-
вать течениями.
Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе
именуются
философскими направлениями. Философское направление представляет собой
совокупность
философских
течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с
другом
отстаивают
некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и
идеа-
лизм,
эмпиризм и рационализм и др.).
Движущей
силой историко-философского процесса является столкновение философских
подходов,
борьба
идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского
процесса меняется
предмет
философского размышления и способ разрешения философских проблем.
2 И С
Т О Р И Я Ф И Л О С О Ф С К И Х У Ч Е Н И Й
2.1
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Развитие
философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет
ряд
общих закономерностей:
•
зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);
•
философия формируется как форма общественного сознания с возникновением
классового об-
щества
и государства (Древняя Индия –
1
тыс. до н.э. – формирование рабовладельческого общества; Китай –
V –
IV вв. до н.э. – процесс классового расслоения общества; Греция – VII – VI вв.
до н.э. – развитие ра-
бовладельческого
государства);
• она
обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и
безобраз-
ного,
любви и ненависти и др.);
• ей
присущ мировоззренческий характер философского знания;
• она
стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую
значимость
(стихийно
применяемые философами древности два основных метода – диалектика и метафизика,
на-
пример,
диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии
«Упанишад»,
даосизма
и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей
Конфуция –
Мэн-цзы,
Сюнь-цзы и др.)
Необходимо
отметить и отличия философских учений Востока и Запада:
•
Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а
философия Запада
является
скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические,
методо-
логические,
эстетические, этические и другие вопросы;
•
специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока
органически воспри-
нимаются
категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало,
нирвана
–
высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории,
которыми в основ-
ном
пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);
• в
западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон,
Аристотель),
на
Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения,
логика);
• при
решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского
человека
(у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная
же – про-
блемами
государства, закона, управления, власти и т.п.
2.2
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Гибель
античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в
развитии
философской
мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто
называемую
европейской
традицией в философии.
Узловые
пункты ее развития:
•
переход от языческой религии к монотеистической;
•
перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса
к иссле-
дованию
проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и
др.); христиан-
ская
мораль становится неотделимой от веры и религии;
•
одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в
разных вари-
антах
его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не
в индивидах;
П.
Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии
есть лишь сло-
ва);
• схоластическая
философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и
теологии
(философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности,
использование
которого
поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).
2.3
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI вв.)
В
эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы
искусства, в
частности,
через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной
культу-
ры;
эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов
(Э.
Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).
Основные
черты философии Ренессанса (Возрождения):
• гуманизм
(лат. humanus – человечный), основанный на принципах равенства,
справедливости,
человечности
отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к чело-
веческому
достоинству;
•
осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж.
Локк), социальные
проекты
переустройства общества
(Т.
Мор, Т. Кампанелла);
• натурфилософия
(Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются
основы
современного естествознания, современный образ науки.
2.4
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В
философии Нового периода можно выделить две основные проблемы,
занимавшие умы фи-
лософов:
•
проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм –
Р. Декарт, Б. Спи-
ноза);
•
проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она
разрешалась в рамках ра-
ционализма
(Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о
существовании
двух
субстан-
ций –
материальной и духовной).
Для
философии Нового времени характерна ориентация на науку –
с
одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.
2.5
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И
ФРАНЦУЗСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в.
В
философии Просвещения необходимо сделать акцент на просветительскую тенденцию,
в которой
провозглашается
культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш.
Мон-
тескье,
Ж-Ж.
Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии
решается, в основ-
ном, материалистически.
Еще
одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного
мировоззрения в це-
лом,
и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников
данного
ложного
мировоззрения».
В
теории познания французские материалисты выступали с метафизических и
сенсуалистических
позиций__________,
основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.
2.6
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С
конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из
наиболее
глубоких
критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник
немецкого
идеализма
И.
Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он
создает гносеологиче-
ское
направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей
в себе»), развива-
ет этику,
базирующуюся на понимании человека как высшей ценности.
Классическая
немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических
философских
системах. Основными ее заслугами можно считать:
•
развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель
конструирует диа-
лектику
как систему, формируя основные законы и категории диалектики применительно к
развитию
Абсолютной
Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления);
•
использование принципа историзма в идеалистических системах
(практическая философия Ф.
Шеллинга
исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом
характере
исторических
законов; Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры
че-
ловечества,
рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа).
Несмотря
на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти-
ческих
систем, в ее недрах
и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических кон-
цепций.
Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как
конечное, опреде-
ленное,
реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как
высшее творе-
ние
природы.
2.7
ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в.
МАРКСИСТСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Философские
предпосылки философии марксизма:
•
французский материализм второй половины XVIII в.;
•
немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля,
переработанная К. Мар-
ксом
и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;
•
антропологический материализм Фейербаха.
Особенности
философии марксизма:
•
основной вопрос философии решается материалистически;
•
истина понимается как результат совпадения представлений человека и
действительности; кри-
терием
истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается
предметно-
чувствительной
деятельности человека;
•
диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;
•
провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.
Марксизм
как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи
–
П.
Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были
Г.В. Плеханов
и
В.И. Ленин.
2.8
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные
этапы развития:
1 фИЛОСОФИЯ
ХI – ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ
ФИЛОСОФИЯ;
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВПЛЕТЕННОСТЬЮ В ТКАНЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИ-
РОВОЗЗРЕНИЯ,
СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА-
ЦИИ
(МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ
И
ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ-
ЖАНИЧ
ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ-
ДЕНИЮ
ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК «МИР-
СКОЕ
ЗНАНИЕ».
2
Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан
с рефор-
мами
Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового
времени на Ру-
си
были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы
материалистической
традиции),
А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а
в каче-
стве
основного стержня светской общественной мысли).
3
Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в
этот период
начинается
самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым
(центральное
место
в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами
– А.С. Хо-
мяковым
(утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным,
И.С. Ак-
саковым
и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И.
Герцен,
Н.П.
Огарев, К.Д. Кавелин и др.).
4
Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением
философских
систем
(Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев,
Н.О.
Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются
антропоцентризм и
гуманизм,
религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф.
Федорова,
Вл.С.
Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э.
Циолковским, В.И.
Вернадским).
5
Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто
называют духов-
ным
ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В.
Розанова, С.Н.
Булгакова,
Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и
других. Этих
философов
волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога,
«рус-
ская
идея», проблемы социального устройства и другие.
В
заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она
впитала в себя
лучшие
философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она,
несо-
мненно,
самобытна и обладает неповторимым обаянием.
2.9
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Существуют
различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-
гласно
первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,
марксизм, неотомизм, экзистенциализм
и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор
имеют
единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы
человече-
ского
бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему
соотношения чувствен-
ного
и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и
творчества,
логики
познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К.
Поппера,
теорией
«научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П.
Фейерабенда,
теориями
структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил
христианскую тра-
дицию
в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в
нем поя-
вились
концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-
антропологические
концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком
подлинно-
го
существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия,
культуры, иссле-
дованию
переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П.
Сартр, А. Ка-
мю). Марксизм
выступает в разных концепциях – от догматического до творческого,
вбирающего в себя
синтез
различных мировоззренческих ориентаций.
Существует
другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от
класси-
ческой,
на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается,
происходит выде-
ление
и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные
философ-
ские
направления.
Все
это создает определенную сложность в понимании и изложении
историко-философского мате-
риала,
так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже
простое их пере-
числение
довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать
основ-
ные
направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм
проявляется как
мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-
шая
культурная ценность,
с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-
тия (неокантианство
в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л.
Витгенштейна, Р.
Карнапа
и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).
Антисциентизм
– социокультурная
ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-
ального
института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон,
выпущен-
ный
из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В
качестве альтерна-
тивы
науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на
мир выдви-
гаются
различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы
постижения бы-
тия.
Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм
(М. Хайдег-
гер,
К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как
А. Шопенгауэр, Ф.
Ницше,
А.
Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического
рационализма, а
теоретические
исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не
осознаю-
щихся
человеком.
Серьезный
вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом,
представлен-
ным:
• теорией
бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший
фактор че-
ловеческого
измерения и существования;
• теорией
«коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное
бессознательное яв-
ляется
отражением опыта предшествующих поколений;
•
социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;
• «экзистенциальной
дихотомией» Э. Фромма.
Современный
микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,
как
«пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с
космической пустотой
(С.
Фанти).
В «философии
жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как
поток интуи-
тивно
постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф.
Ницше, направ-
ленной
на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека»,
проповедуется ин-
дивидуализм, волюнтаризм и иррационализм.
Воззрения
А.
Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически-
механистического
и позитивистского направления философской мысли. В качестве субстанции Бергсон
утверждает
жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа.
Существует
еще одна тенденция в развитии философии – коммунологическая (от «коммуникация»
–
общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Гадамер говорит о
необходимости
вести
философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога
культур». В этом же
направлении
развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.
Плюралистичность
различных концепций современной философии достигает наивысшего подъема
и на
едином проблемном поле возникают самые разнообразные варианты решения
конкретных фило-
софских
проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от
друга в си-
лу
разности принципов, методов и подходов.
Основными
моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм,
не-
отомизм, экзистенциализм и другие.
Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и
сегодня,
благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую
ценность, ока-
зались
востребованными.
СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1
АЛЕКСЕЕВ П.В., ПАНИН А.В. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1996.
2 Блинников
Л.В. Великие философы: Словарь-справочник: 2-е изд., перераб. и доп. М.,
1998.
3 Введение
в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (Любое издание).
4 История
философии в кратком изложении / Пер. с чешск. (Любое издание).
5 История
философии: Запад–Россия–Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1:
Философия
древности
и средневековья. М., 1985. Кн. 2: Философия XV – XIX вв. М., 1996.
6 Ермакова
Е.Е. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.
7 Ильин
В.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.
8
КАНКЕ В.А. ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС:
УЧЕБНИК
ДЛЯ ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. М., 2000.
9
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ / пОД РЕД. М.Т. ИОВЧУКА,
Т.И.
ОЙЗЕРМАНА, И.Я. ЩИПАНОВА. (ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ)
10
МИР ФИЛОСОФИИ: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. В 2 Ч. М., 1991.
11
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / РЕД. Е.В. ПОПОВ. М.,
1997.
12
РАССЕЛ Б. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. РОСТОВ Н/Д, 1998.
13
РЕАЛЕ Д., АНТИСЕРИ Д. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Т.
1: АНТИЧНОСТЬ. СПБ., 1994. Т. 2: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СПБ., 1994. Т. 3: НОВОЕ ВРЕМЯ
(ОТ
ЛЕОНАРДО
ДО КАНТА). СПБ., 1996.
14
ТАРАНОВ П.С. МУДРОСТЬ ТРЕХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. М., 1998.
15
ФИЛОСОФИЯ: 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ: ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК
ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ. РОСТОВ Н/Д, 2001.
16
ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ РОСТОВ Н/Д,
2000.
17
ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Н. ЛАВРИНЕНКО,
В.П.
РАТНИКОВА. М., 2002.
18
ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК _________ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. Л.А. НИКИТИЧ М.,
2000.
19
ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Д. ГУБИНА. М., 1996.
20
ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.И. КИРИЛЛОВА. М,
1996
– 1997 (Ч. I – ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ; Ч. II – ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ).
21
ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ПОД РЕД. Е.В. НЕ-
СМЕЯНОВА.
М., 1999.
22
ШАПОВАЛОВ В.Ф. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ:
УЧЕБНОЕ
ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1999.
Оглавление
1
Введение в философию
1.1
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
1.2
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1.3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
1.4
СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
2
История философских учений
2.1
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
2.2
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.3
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ вОЗРОЖДЕНИЯ
(XV
– XVI ВВ.)
2.4
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
2.5
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII В.
2.6
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.7
ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX В.
2.8
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.9
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ