Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Образовательные программы и учебные планы подготовки экономиста

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Образовательные программы и учебные планы подготовки экономиста
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение........................................................................................................... 3

    1. Характеристика образовательной программы по подготовке экономиста и учебных планов.............................................................................................................. 4

    2. Требования к учебным планам специальностей экономического профиля 7

    3. Назначение образовательных программ................................................. 10

    Заключение.................................................................................................... 13

    Список использованной литературы............................................................ 15

    Введение


    Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) прочно вошли в повседневную жизнь вузов. Введение в первой половине 90-х годов прошлого века ГОС фактически означало не начало стандартизации содержания российского высшего образования, а всего лишь легитимацию идеи государственной стандартизации. Ведь унификация учебных планов в советский период была ничем иным, как «неофициальной » стандартизацией содержания образования, доведенной до состояния почти полного единообразия образовательных программ по каждой из специальностей ВПО.

    Между тем действующие ГОС ВПО имеют недостатки, поскольку принципы, заложенные в них, обладают внутренне противоречивой природой. В российских Госстандарта слабо отражаются приоритеты государственной политики в образовании, принципы взаимной социальной ответственности участников рынка образовательных услуг. А главное - практическое применение ГОС ВПО в качестве нормы, директивно заданного коридора порядка в образовании, элемента правил игры и рамок суверенитета образовательных учреждений не способствует повышению конкурентоспособности российских вузов на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг.

    Целью данной работы является рассмотрение образовательных программ и учебных планов подготовки экономиста.


    1. Характеристика образовательной программы по подготовке экономиста и учебных планов


    Образовательная программа - это документ, в котором в соответствии с  требованиями  к личности  будущего специалиста определено  содержание обучения и наиболее  целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Приведенное определение понятия «образовательная программа» соответствует сложившемуся практическому представлению о ней в нашей педагогической  деятельности. В этом определении все правильно, но  оно недостаточно полно раскрывает нам существо и педагогический смысл программы и. что особенно важно. не показывает путей ее совершенствования.

    Образовательные программы это некоторый сокращенный и свернутый способ   фиксации достигнутого человечеством опыта, предназначенного для передачи в ходе обучения и воспитания. Программа как бы утверждает: делай то-то и то-то и будет достигнут успех в подготовки такого-то специалиста. Другими словами, в учебной  программе  хранится в определенном виде (или форме) как общечеловеческий опыт, так и опыт обучения и воспитания. т.е. педагогический опыт

    Таким  образом, образовательная программа - это модель человеческого опыта деятельности, или информационная модель этого опыта. Информационная модель, потому что в образовательной программе хранится не сам опыт, а лишь его описание. Вот почему любая программа - это информационная модель вполне определенного опыта человеческой продуктивной и педагогической деятельности. Модель эта не полная и не подробная, а укрупненная, эскизная, в которой основные виды изучаемой деятельности лишь названы, но их содержание не раскрыто. Последнее - задача учебных пособий, являющихся полными информационными моделями педагогических систем.

       Следовательно, в программе кроме специального опыта, которому учат, должен моделироваться еще и сам процесс обучения, т.е. еще и определенный педагогический опыт. Отсюда становится понятным, что программа - это далеко не простая модель человеческого опыта, а чрезвычайно сложная, комплексная, совмещающая в себе существенно разные виды этого опыта. При этом очень важно, что в этой модели всегда также отображается известный педагогический опыт, и этот факт является главным для понимания сущности учебной программы.

    Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» разработана на основании государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

    Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются Государственным стандартом.

    Основная образовательная программа подготовки экономиста по данной специальности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Она предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

    - цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

    - цикл ЕН – Общие математические и естественно-научные дисциплины;

    - цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;

    - цикл СД – Специальные дисциплины;

    - цикл ФТД – Факультативы.

    Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным стандартом.


    2. Требования к учебным планам специальностей экономического профиля


    Учебный план специальности (направления подготовки) должен разрабатываться в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и на основании ООП. Составляются общие (например, 5-летние) и рабочие учебные планы (на конкретный учебный год).

    ГОС ВПО предусматривают возможность унификации первых двух-трех лет обучения по ООП родственных направлений и специальностей, что должно учитываться при составлении учебных планов.

    Обязательными структурными элементами учебных планов являются:

    - график учебного процесса;

    - сводные данные по бюджету времени студента;

    - план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы (трудоемкость) и последовательность изучения отдельных дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного контроля и итоговой аттестации студентов.

     Учебный план разрабатывается факультетом и согласовывается с центром образовательных программ.

    Учебный план должен базироваться на примерном учебном плане, разработанном УМО. Дисциплины специализаций не должны превышать объем, регламентированный ГОС ВПО, а наименование специализаций и их шифр - утверждены УМО. Учебный план должен содержать общую трудоемкость каждой дисциплины, объем (в часах) аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов (СРС).

    В рабочем учебном плане рекомендуется сохранить позиции, указанные в примерном учебном плане для первых лет обучения.
    При формировании рабочего учебного плана следует руководствоваться перечнем видов учебных занятий в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, соотносимых с численностью студенческих потоков и групп: лекция; практическое занятие; семинар или коллоквиум; лабораторная работа; другие виды учебных занятий; учебная практика; производственная практика; другие виды групповых практик.
    Вуз может устанавливать другие виды учебных занятий (по решению совета). К учебным занятиям относят консультации, контрольные работы, самостоятельную работу (под контролем преподавателя), научно-исследовательскую работу студентов, курсовое проектирование (курсовая работа), квалификационная работа (дипломный проект или работа, магистерская диссертация).

    При составлении рабочего учебного плана вуз, исходя из учета специфики реализуемых профессиональных образовательных программ направления подготовки дипломированных специалистов, может изменять продолжительность заложенных в примерный учебный план
    экзаменационных сессий, практик, итоговой государственной аттестации и каникул, исходя из учета требований ГОС ВПО.
    Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются до одного года относительно нормативного срока, установленного ГОС ВПО.
    Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

    Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
    При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

    При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением правительства РФ.
    Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.


    3. Назначение образовательных программ


    В настоящее время вопросам содержания, разработки, структуры и назначения образовательной программы образовательного учреждения уделяется большое внимание.

    Образовательная программа – нормативный правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса.

    Структурно образовательная программа образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).

    Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, образовательная программа может быть рассмотрена и как технология результата деятельности образовательного учреждения.

    Именно поэтому мы определяем образовательную программу как совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности  образовательного учреждения.

    Назначение образовательной программы - мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом образовательного учреждения содержания образования и соответствующих технологий для его реализации.

    Организация разработки образовательной программы образовательного учреждения позволит администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений:

    - глубже понять специфику и предназначение своего образовательного учреждения;

    - определить и обосновать содержание образования в своём образовательном учреждении;

    - заложить   основу  для   формирования  учебных  планов   образовательных учреждений на достаточно продолжительное время;

    - разрабатывать   учебные    планы   образовательного учреждения как   механизм   реализации    образовательной  программы;

    - мотивированно   выбирать   содержание   вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обеспечивая принцип преемственности;

    - обосновать имеющиеся особенности организации образовательного процесса в образовательном учреждении;

    - выбирать адекватные  формы контроля за реализацией образовательных целей образовательного учреждения со стороны администрации.

    - более успешно проходить процедуру государственной аккредитации образовательного учреждения;

    - обосновать набор дополнительных платных образовательных услуг.

    Образовательная программа образовательного учреждения должна выполнять следующие функции:

    -   социальную функцию (согласованные позиции заказчиков: государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общества, участников образовательного процесса);

    -   функцию корреляции (комплексное условие реализации концепции образовательного учреждения (научно – методическое обеспечение и обоснованность, субъектная ориентированность, ресурсообеспеченность, структурированность, открытость);

    -   правозащитную функцию (механизм обеспечения прав учащегося в сфере образования);

    -   экономическую функцию (описание и предъявление комплексной образовательной услуги, оказываемой образовательным учреждением населению);

    -   имиджевую функцию (визитная карточка образовательного учреждения, предъявляемая обществу);

    -   бюджетообразующую функцию (организационно – педагогическое обоснование бюджета образовательного учреждения).

    Заключение


    Стандартизация образования вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень образования, обучающихся в различных типах образовательных учреждений – государственных, муниципальных, так и негосударственных, с другой - стремлением России войти в систему мировой культуры. Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это норма, образец, мерило. ГОС приобретают реальное воплощение в формировании в следующих нормативных документах - плане, программе, литературе, документах.

    ГОС – это диагностичное описание глобальной цели образования, которая представляет собой формирование профессиональных и личностных качеств выпускника вуза, диагностируемых как конечный результат его (заведения) работы. Задачами учебных заведений является разбивка общей цели на подцели, характеризующие поэтапный процесс формирования (обучения и воспитания) личности во времени (семестры, учебные курсы).

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно законодательства предназначен для обеспечения:

    единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ;

    качества высшего образования;

    возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО деятельности высших учебных заведений;

    признания и установления эквивалентности документов иностранных государств.

    Любой стандарт для определенной образовательной программы имеет:

    федеральный компонент;

    национально-региональный компонент.

    В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:

    расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм обучения;

    требования к условию ее реализации;

    требования к итоговой аттестации выпускников.

    Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.


    Список использованной литературы


    1. Гребней А.С, Филь М.С., Шадриков В.Д. Общий аршин // Платное образование. - 2008. - № 9.- С.14-19.

    2. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Пол ред. Ю.Б. Рубина. - М., 2006. - С.357-376.

    3. Рубин Ю.Б. Образовательная система как объект стандартизации. Материалы конференции «Проблемы нормативно - правового обеспечения открытого образования» 31 января 2007 г., - М.: МЭСИ, 2007

    4. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа – М.: ИЦПКПС, 2008. - 278с.

    5. http://www.madi.ru/study/normativ_docs/uch_plan.shtml

    6. http://www.noumei.ru/content/bukhuchet

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Образовательные программы и учебные планы подготовки экономиста ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.