СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Образование древнерусского
государства………………………………...….5
2. Письменность и образование Древней Руси IX-XII вв.…………………..…6
2.1. Письменность Древней
Руси……………………………………………..…6
2.2. Образование в Древней Руси……………………………………………….14
3. Фольклор Древней
Руси………………………………..……..………...…….15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список источников и литературы…………………………………….….……..18
Приложения……………………………………………………………………...19
Введение
В широком смысле под
культурой обычно понимается все то, что относится к специфике бытия человека
как сознательного существа: результаты его материальной и духовной деятельности
(стереотипы производственного и бытового поведения, культура досуга, общения,
производства и потребления, городская, сельская, техническая, физическая,
психологическая и т.д.). Культура - это также язык и литература, религия,
особенности жилища, одежды и питания, общественная нравственность и личная
этика людей. Та или иная культура в разных регионах возникла не просто так. Она
была обусловлена существующими именно в той местности климатом, природными
условия ми, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими
естественными причинами.
Русской культуре
значительно больше тысячи лет. Она одного возраста с русским народом, с
народами белорусским и украинским. Эти народы родились в недрах единой Киевской
Руси, просуществовавшей с IX
века до ее завоевания в середине XIII
века монголо-татарами.
Больше тысячи лет
русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи,
архитектуре, скульптуре, музыке. Больше тысячи лет многим русским, украинским и
белорусским городам – таким, как Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Псков,
Изборск, Муром, Полоцк, Ростов, Туров, Белгород. В XI веке в письменных памятниках появляется упоминание еще о 62
городах; в XII веке – еще о 134 городах, а в начале
XIII века – еще о 47 городах. Но в
письменных памятниках упомянуты не все города. На самом деле их было гораздо
больше. Во всех этих городах, подавляющее большинство которых сохранилось до
сих пор, были замечательные памятники культуры, работали ремесленники, зодчие,
живописцы, писатели переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым
значением русская культура XIX и XX веков во многом обязана своему
тысячелетнему развитию, силам, накопленным веками, мудрости и опыту, который
передали отдаленным потомкам их могучие предки.
До середины XIII века Русь была одной из самых
передовых европейских стран. В ней были высоко развиты письменность,
литература, зодчество, живопись, ремесла, торговля.
На формирование
культуры Древней Руси повлияли природные, психологические и бытовые факторы.
Знание истории своего
народа, памятников его культуры открывает перед человеком целый мир,
позволяющий также по-новому увидеть и оценить современность. Именно этим
обусловлена актуальность реферата.
Цель реферата заключается
в том, чтобы описать появление и развитие письменности и образования в Древней
Руси, а также рассмотреть контекст их формирования и развития.
Задачи:
-
затронуть вопрос
образования Древнерусского государства;
-
рассмотреть письменность
и образование Древней Руси.
1.
Образование древнерусского государства
В течение всего VIII-IX вв. восточные славяне шли навстречу создания первого в своей
истории государства – единой восточнославянской Руси. Прежде всего именно
хозяйственные особенности во многом повлияли на развитие общества у восточных
славян, на появление у них стремления к созданию государства.
Созданию экономической
основы появления государства в славянских землях во многом способствовали
развитие не только земледелия и животноводства, но и ремесел, рост городов,
торговых связей.
Становление государства у
восточных славян проходило в непростых внешних условиях. В середине IХ в.
сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в
которую наряду со славянами (словенами и кривичами) входили неславянские этносы
(чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в
Западной Европе - норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и
вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине VII в. создавшее собственное государство
- каганат. Центр Хазарского каганата первоначально находился на территории
современного Дагестана, затем переместился в низовья Волги, где была построена
столица - Итиль. Правящая верхушка Хазарии исповедовала иудаизм). Стремление
варягов и хазар подчинить восточнославянские союзы племен во многом объяснялось
желанием контролировать важнейшие международные торговые трассы -
складывавшийся в IХ в. путь «из варяг в греки» и волжский.[1]
Согласно летописи, в 862
г. члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выплату
им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной,
борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено
посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и
тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата -
Рюрик (862-879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде,
второй - на Белоозере, третий - в Изборске. После смерти Рюрика новгородским
князем стал родственник Рюрика Олег (879-912). В 882 г., спустившись по пути
«из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших там
Аскольда и Дира (по летописи - «мужей» Рюрика), и стал правителем объединенных
под его властью северных и южных территорий. Хотя точные летописные даты для IХ в. условны, 882 год принято считать
годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.
2. Письменность
и образование Древней Руси
2.1. Письменность Древней Руси
60е годы IX века – время
создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские
братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод
Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной
литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения
повесть. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое
повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо
отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых
летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на
фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как
любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих
- летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё –
жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо
просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место
занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и другие поучения.
Но были также и научные труды, так в XII в. (1136 г.) был написан труд,
содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д.
назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но
несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно
рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая
история, эта тема – смысл человеческой жизни". Подобную направленность
основных жанров (главная направленность – эпос) можно объяснить тем, что в
Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.
Древнерусская литература возникла в XI в. Один из первых её памятников – «Слово о Законе и
Благодати» Киевского митрополита Илариона – был создан в 30-40-е гг. XI века. XVII столетие – последний век древнерусской литературы.
Содержанием «Слова»
стало обоснование государственно-идеологической концепции древней Руси,
определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в
распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли свое развитие в
литературно-публицистическом памятнике второй половины ХI в. «Памяти и похвале
Владимиру», написанном монахом Иаковом, а также в «Сказании о Борисе и Глебе»,
первых русских святых и покровителях Руси.
Около девяноста процентов
дошедших до наших дней древнерусских произведений – переводы с греческого, и
лишь десятая часть принадлежит перу древнерусских книжников. Почти все
переведенные с греческого сочинения были чисто религиозного содержания. Их
одинаково чтили и византийцы, и южные славяне, и русские. От Византии были
унаследованы такие жанры, как житие, проповедь, хроника, разнообразные
богослужебные песнопения.
Литература на Руси
зарождается только после принятия христианства. Устное творчество древних
русичей почти не получило отклика в литературе. Отчасти исключение – летописи,
в которых излагались некоторые предания. Русский фольклор был глубоко связан
со старой языческой верой, а литература стремилась воплощать истины новой
религии – христианства.[2]
Не знала древнерусская письменность и поэзии.
Некоторые исследователи считают, что стихами написано «Слово о полку Игореве»,
но это мнение не общепринято. Фольклорные лирические песни существовали
издревле, однако древнерусские книжники их не записывали. Ритмически
организованные тексты исполнялись на богослужениях.
Древние песни и сказки славили могучих богатырей,
сподвижников Владимира I; великолепие его пиров и ласковое его обхождение.
Б стольном городе Киеве, Что у ласкова,
сударь-князя Владимира, А и было пированье, почетный пир, Было столованье,
почетный стол, Много на пиру было князей и бояр, И русских могучих богатырей. А
и будет день в половину дня, Княженецкий стол в полустоле...
Владимир-князь распотешился, По светлой гридне
похаживает, Черные кудри расчесывает.
Во время пира богатырь сам наливал чару зелена
вина, невелика мера — в полтора ведра, а турий рог меду сладкого — в полтрети
ведра.
«Слово о полку Игореве», древнейший памятник
русской литературы конца XII века, провозглашает славу наших витязей,
восхваляет доблестный дух народа, который и в несчастии был велик беспредельной
преданностью своему отечеству. Имя сочинителя неизвестно, но его произведение
осталось на века благодаря ярким образам и красоте поэтического языка. Автор
с восторгом пишет о песнопевце Бояне, чьи вещие персты, касаясь живых струн,
славили наших витязей. До нас не дошли песни Бояна, но упоминание о нем
свидетельствует, что еще до XII века были знаменитые стихотворцы, чьи творения
погибли в эпоху междоусобий и угнетения России.
Напомним наиболее значительные места «Слова о
полку Игореве». Северский удельный князь Игорь, исполненный ратного духа, ведет
свои храбрые полки в Половецкую землю. Увидев красное солнце, покрытое тьмой,
которая распростерлась на его воинов, он воодушевляет их: «Братия и дружина!
Лучше нам умереть на поле битвы, нежели достаться в плен. Сядем, братия, на
свои быстрые кони и полетим к синему Дону. Я хочу с вами изломить свое копье
на половецких степях; там положить свою голову или шеломом испить Дону!»
Звенит слава в Киеве, трубят трубы в Новгороде,
развеваются знамена в Путивле. Игорь ждет на помощь милого своего брата
Всеволода. Тот не замедлил прибыть и говорит своему брату: «Мои воины метки в
стрелянии, под звуками труб повиты, под шеломами взлелеяны, острием копья
вскормлены, пути им ведомы, овраги знаемы, луки у них натянуты, колчаны
раскрыты, сабли заострены. Мои воины носятся в поле серыми волками, ищут себе
чести, а князю — славы».
Игорь разъезжает по чистому полю, но потемневшее
солнце преграждает ему путь; ночь стонет грозно и пробуждает птиц, звери рыщут
в степи. Игорь ведет своих воинов к Дону. Уже птицы хищные предвещают ему
беду, волки бегают по оврагам, орлы своим клекотом созывают зверей на кости,
лисицы лают на червленые щиты. Ночь долго меркнет, и заря утренняя не всходит.
Битва началась: неприятели побеждены; в добычу
достались дорогие ткани, золото и красные девицы. Но с юга налетели черные
тучи — новые полки врагов. Русские стали против них своими щитами Два дня кипит
битва страшная. Летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные;
земля усеяна костьми и облита кровью; но печаль легла на русскую землю: на
третий день к полудню пали знамена Игоря!
Невеселая настала година! Жены русские
восплакали: «Не видать нам своих милых, ни мыслию помыслить, ни думою сдумати».
Застонал Киев скорбью, а Чернигов бедами; тоска разлилась по всей России:
Игоря ведут в плен, девицы половецкие поют радостные песни на берегах синего
моря и звенят русским золотом. Великий князь Святослав роняет золотое слово,
омоченное слезами: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы подняли мечи
на Половецкую землю, а себе искать славы. Несчастно бились, но несчастнее
пролили кровь поганую. Сердца ваши скованы булатом и закалены мужеством, но
что нанесли моей серебряной седине! Много у нас воинов, но и те без щитов.
Величаясь прадединой славою, вы говорили: мужайтесь! славу прадедов исторгнем и
ею увенчаемся! Если сокол летает на добычу, то он нападает свысока».
Автор «Слова о полку Игореве» призывает князей
объединиться, чтобы наказать половцев: «Великий князь Всеволод! Ты можешь Волгу
раскроить веслами, а Дон вычерпать шлемами. О Рюрик и Давид! Не ваши ли
позлащенные шлемы плавают в крови? Не ваша ли храбрая дружина рыскает, как
дикие волки, уязвленные калеными саблями? Галицкий Ярослав Осмомысл! Сидя
высоко на своем златокованом престоле, ты подпираешь венгерские горы своими
железными полками, преграждаешь путь королю, затворяешь ворота Дуная, открываешь
путь к Киеву, стреляешь за земли султанские,— стреляй в Кончака, нечестивого
кощея, за землю Русскую, за раны Игоревы!.. Заградите поле врагу своими острыми
стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы!.. Ярослав и все внуки Всеслава!
Склоните свои знамена, вложите свои мечи. Вы, своими крамолами, навели поганых
на землю Русскую. На берегах Немана они стелют снопы головами, молотят
булатными цепами и веют душу от тела. На кровавых берегах Немана, не болог
посеян, а посеяны кости русские! О, степи, Русская земля, вспоминая про
времена первых князей своих!»
Супруга князя Игоря — Ярославна — плачет, говоря:
«Полечу кукушкой по Дунаю, омочу шелковый рукав в реке Каяле и утру кровавые
раны на изрубленном теле моего друга».
Игорь освободился из плена; обманув бдительность
стражи, он седлает коня и летит соколом; загнав коня, садится в лодку и плывет
в отечество рекой Донцом. Русь приветствует князя: «Князь Игорь! Немало тебе
величия, Кончаку досады, а Русской земле радости». Солнце сияет на небе,
девицы поют на берегах Дуная; радостные голоса льются чрез море в Киев, Игорь
едет по Боричеву в церковь Богородицы Пирогошей. Стихотворец заклинает: «Да
здравствуют князья и дружина, боровшие за христиан поганые полки!»[3]
В отличие от византийских и западноевропейской,
древнерусская литература не знала явных границ между светскими и церковными
текстами. Конечно, жития, рассказывающие о жизни и деяниях святых, или
проповедь, раскрывающая смысл какого-либо христианского праздника и содержащая
религиозное наставление, - произведения церковной литературы. Летопись или историческая
повесть, описывающие современные автору события: военные походы русских
князей, битвы с иноплеменниками, междоусобные распри,- светские тексты. Но и
летописец, и составитель исторической повести объясняют описываемые события в
духе религиозного понимания истории.
«Поучение» Владимира Мономаха сохранилось в
одной-единственной рукописной копии, которая была сделана во второй половине XIV в. с еще более древней рукописи, по
свидетельству переписчика, монаха Лаврентия, старой и ветхой. Но, на наше счастье,
утрат и «темных мест» в памятнике все же не так много.
На княжеском съезде, собравшемся в самом конце XI века в городке Любече, князья,
среди которых был и Владимир Мономах, решили закрепить сложившееся положение
вещей, когда каждый из них самостоятельно владел определенной частью русских
земель. Но при этом они торжественно поклялись жить в мире друг с другом и
вместе оборонять русские земли от врагов: «Да отныне объединимся единым сердцем
и будем блюсти Русскую землю!».Однако клятву выполнили не все. Междоусобные
распри опять разгорелись между русскими княжествами. Лишь спустя несколько лет
борьба с половцами на какое-то время вновь объединила большинство русских
князей. Одним из главных организаторов этой борьбы стал Владимир Мономах.
Сделавшись киевским князем, он сумел восстановить относительное единство
русских земель. Казалось, что возвращаются прежние времена, когда князь
стольного Киева владел всей Русской землей и повелевал другими князьями. Однако
сам Мономах хорошо понимал, что дробление Руси остановить уже нельзя, и
серьезно задумывался над тем, как должны строиться отношения между русскими
князьями, чтобы они, потомки древнего Рюрика, ладили друг с другом и все вместе
защищали Русь от её многочисленных врагов. Эти раздумья и отразились в его
«Поучении» детям.[4]
Главное, что, по мысли Мономаха, должно удержать Русь
от окончательного распада на враждующие меж собой части, - это «страх Божий»,
твердая вера каждого князя в то, что нарушение внутреннего мира – грех,
преступление против самого Господа Бога.
Для сохранения спокойствия в русских землях князья
должны твердо выполнять то, о чем им удалось договориться. Нарушение договора –
это тяжкий грех, потому что каждый договор скреплялся целованием креста.
По мысли Д.С. Лихачева, главный герой «Слова» не Игорь
и даже не Святослав киевский, а Земля Русская.
За сорок лет до нашествия на Русь монгольских полчищ
поэт выносит свой приговор правителям Руси: «Сказал брат брату: ”Се -
мое, а се – мое же!” И начали князья про малое «се великое» молвить, а сами на
себя крамолу ковать. А “поганые” приходили с победами на Землю Русскую!».
Пророчество, увы, сбылось. От битвы Игоря на реке
Калке до битвы на Калке, с которой началось раздробление Киевской Руси,
князья ничему не научились.[5]
Одно из самых загадочных произведений древнерусской
литературы – «Моление Даниила Заточника». В ученых кругах вокруг него уже
почти полтора века кипят нешуточные страсти. Спорят буквально обо всем: о
времени создания произведения, его названии, авторе и даже адресате.
Кратко содержание «Моления» Даниила Заточника можно
изложить буквально в нескольких строках. Некий человек по имени Даниил,
служивший князю и чем-то не угодивший ему или его вельможам, оказался в
заточении на берегах олонецкого озера Лача. Обращаясь к своему повелителю, он
рассказывает о бедствиях, обрушившихся на него, о наветах и гонениях, которым
он подвергся. Укоряя князя, Даниил тем не менее мечтает о его расположении,
говорит о желании служить ему верой и правдой, перечисляет свои заслуги.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» состоит из двух частей. В первой речь
идет о том, как, опасаясь татарского нашествия на Крым, Евстафий, священник той
самой корсунской церкви, где, по преданию, принял христианство будущий
креститель Руси великий киевский князь Владимир Святославич, решил бежать из
города и увезти с собой на Русь особо чтимую икону Николая Чудотворца. Путь
священника в Рязань оказался длинным и трудным, потому что прямая дорога стала
небезопасна из-за нашествия степных кочевников, а иной дороги, кроме как вокруг
всей Европы, у него не было. Почти три года продолжалось путешествие Евстафия.
Доплыл он от Понтийского (Черного) моря до Варяжского (Балтийского) и, минуя
Великий Новгород, прибыл наконец в Рязань вместе с чудотворной иконой.
А о нашествии татар и гибели княжеской семьи речь идет
уже во второй части повествования. Битва с Батыем была проиграна, почти все
русские князья пали в этом сражении.
Заканчивается «Повесть о разорении Рязани Батыем»
восторженной похвалой защитникам Русской земли, напрочь лишенной покаянного
тона, свойственного некоторым памятникам литературы того времени, и вселяющей
веру в конечное торжество над врагами.
Христианизация Руси дала
мощный толчок распространению грамотности. «Книжными мужами» были князья Ярослав
Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.
Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых
горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об
этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей
(граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время
археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах
(Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем
и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне
образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах
и их пригородах.[6]
На основе богатых
традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература.
2.2.
Образование в Древней Руси
Образование на Руси в то
время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях,
учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также
существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в
Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в
таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в
руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века
проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим
учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого
монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы,
митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий
язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о
тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076
годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.
Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах.[7]
Развитие культуры и образования, так высоко стоявшим в
Киевском государстве, в XIII-XV вв. в ряде княжеств Руси несколько
затормозилось, вследствие падения политической роли Киева после взятия его
татарами, нараставшей феодальной раздробленности русских
земель и покорения монголо-татарами многих русских княжеств. Горели
города и села. Монастыри, служившие культурными центрами, местом переписки
и хранения книг, выполняя в то время роль крепостей, подвергались
осаде, пожарам, разрушению. Культурные ценности и книги уничтожались.
3.
Фольклор Древней Руси
Письменные памятники
свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества -
фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия -
песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. До нашего времени дошли
старинные народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Прозаические
предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в
поколение «устную летопись» прошлого. Фольклорный материал лег в основу
летописания.
К IX-X вв. относится возникновение былинного эпоса - нового
эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как едином
могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов.
Особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался
конец Х в. - время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение
стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко -
обобщенным образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями стали богатыри
Илья Муромец, Добрыня Никитич (прототипом которого являлся реальный
исторический деятель - дядя Владимира Святославича по матери, бывший его
наставником), Микула Селянинович, Вольга.
Устное народное
творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы.
Русский эпос ХI - начала ХII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с
половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с
образом Владимира Святославича. К середине ХII - началу XIII
в. относится появление новгородских былин о «госте» Садко, богатом купце,
происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе,
прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.
Имеющиеся в русском
фольклоре представления о женской сущности Руси связаны с очитанием Богородицы.
Они обязывали по-особому любить Русь, но вместе с тем вызывали желание всегда
быть у нее под защитой, никогда не выходить из того возраста, когда еще можно
быть у матери на руках. Эти же представления рождали опасения насилия над
Русью, надругательств над ней со стороны «чужих», «пришлых».
Заключение
Рассмотрение таких
пластов древнерусской культуры, как письменность и образование, а также
предпосылок и ключевых факторов их формирования, – дело полезное и
увлекательное.
Культура народа
является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми
же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие
хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все,
что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на
человеческое бытие, на человеческие отношения.
Таким образом,
культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся
под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Принятие
христианства оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в
области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного
дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры.
Образование на Руси в то
время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях,
учителями были представители низшего духовенства.
На сегодняшний
день, к сожалению, многое из сформировавшегося в период Киевской Руси
культурного наследия, предано забвению. Между тем, необходимо уважительное
отношение к культуре своего народа.
Список источников и литературы
1. Бабишин С.Д. Из истории зарождения
школы и просвещения в Древней Руси – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 –
с. 49 -100.
2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами
современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие
для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998
3. Зуев М.Н. История России: учебник. –
М.: Высшее образование, 2007
4. Калюжный Д.В., Ермилова Е.Э. Дело и
Слово: будущее России с точки зрения теории эволюции. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
5. Культура Древней Руси. Под ред. Д.С.
Лихачева. Издательство «Просвещение», Ленинград, 1967
6. Лихачев Д. С. Великое
наследие. М., 1975.
7. Лихачев Д.С. Человек в литературе
Древней Руси. М., 1970.
8. Творогов
О.В. Литература Древней Руси.
9. Терещенко А.В. История культуры
русского народа/А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. - 736 с.
10.
Трубецкой Е.Н.
Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
/ Репринт. М., 1990.
Приложения
Лаврентьевская летопись –
древнейший из сохранившихся списков
«Повести временных лет». 1377 г.
Страница Остромирова евангелия
(1056-1057) –
одной из древнейших русских книг