ПЛАН
Введение
1.
Понятие этики
2. Категории этики
3.
Сущность профессиональной этики
4. Профессиональная этика руководителя
Выводы
Литература
Введение
Под этикой в
широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных
требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно,
этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на
общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений
имеют некоторые отличительные особенности.
Этике деловых
отношений уделяется в последнее время все большее внимание.
Возникшая
как философская категория (большинство исследователей связывают зарождение
этики как науки с появлением книги Аристотеля «Никомахова этика»), в наши дни
этика распространила свое «влияние» практически на все стороны жизни и многие
области знаний.
В
отечественной науке проблемами этики занимались С.Ф. Анисимов, Л.М.
Архангельский, В И. Бакштановский, Г.Г. Гумницкий, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий,
В.Т Ефимов, В.П. Кобляков, Н.Н. Крутов, Ю.В. Согомонов, Э.Ю. Соловьев, А.И.
Титаренко, К.А. Шварцман, А.Ф. Шишкин и другие исследователи.
Существующее
множество этических концепций и нормативных разработок возникло, по всей
видимости, для того, чтобы их влияние на мораль осуществлялось в процессе
состязательности и не было бы беспрепятственным, абсолютным ни для одной из них[1].
Помимо
марксистской теории морали, в рамках которой преимущественно развивалась в
прошлом веке отечественная этическая мысль, насчитывают еще несколько десятков
этических теорий и направлений.[2]
Целью работы
является рассмотрение профессиональной этики в целом и характеристика этики
руководителя, в частности.
1.
Понятие этики
В науке этика рассматривается как
специальное знание о морали. Оно употребляется для:
- обозначения рефлективной и рационализированной
стороны самой морали – осознания и устроения морали, моральных норм,
существующих внутри самой морали обоснований норм, оценок, санкций, решений,
мотивов и т.д.,
- обоснований и представлений,
адаптированных к морали, но референтных более широкому культурному содержанию.
-
отношения к тем или иным частным поведенческим или мыслительным конфигурациям,
для удостоверения соответствия чьего-то поведения или какого-то характера
высоким моральным требованиям.
Выступая в качестве
духовной составляющей всякой профессиональной деятельности, этика, как элемент
нравственной культуры, оказывает воздействие на содержание и форму
взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным
ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические,
правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. На этот
вопрос обращали внимание Аристотель, Конт, Дюркгейм, Маркс, Энгельс и др. В
большинстве работ данных авторов по-разному характеризуется, во-первых, сущность
морали, ее природа, структура, функционирование; во-вторых, разработанные
нормативы - идеалы, принципы, нормы, а также соотношение этики и морали. И это
понятно, так как, на наш взгляд, моральные (этические) отношения представляют
собой совокупность связей, в которую входят индивидуальное и общественное
сознание, индивидуальное поведение и общественная практика, а также сознание и
поведение как таковые.
Обобщение
материалов разных исследований в свое время сделал Л.М. Архангельский. Говоря о
предмете этики как науки, он писал: «индивиды как субъекты нравственных
отношений обладают волей, способностью принимать и осуществлять на практике
решения, т.е. необходимыми психологическими свойствами, обеспечивающими их
нравственную дееспособность. Взаимоотношение общности и индивидов в
нравственном аспекте конкретизируется как прямая и обратная связь признанных
(объективно утвердившихся) моральных норм и поведения отдельных людей.
Человеческое поведение опирается на интериоризацию (субъективацию) моральных
норм и их объективацию (реализацию) в практических действиях и отношениях.
Такое повседневное функционирование морали, развертывающееся в рамках
взаимодействия общего и индивидуального морального сознания, общественной и
индивидуальной деятельности, позволяет отнести этот процесс к области социальной
регуляции поведения. Моральная регуляция и психические механизмы регулятивной
деятельности человека представляют собой различные взаимосвязанные аспекты
более общего процесса - социальной регуляции»[3].
По
нашему мнению, этика является объективно-субъективным отражением сложившегося
механизма получения знания о морали.
2.
Категории этики
Категории этики –
это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы
морали.
Категории этики –
не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат
теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К
примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще
у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества,
социальной группы.
При всем разнообразии подходов к
определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее
важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; благо;
справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь. К
категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
1. Добро и зло – наиболее
общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее
положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности,
служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Со времен древности
добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром,
надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и
зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо
противоречили одно другому"[4].
Действительно, зло
– категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно
выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали,
заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных
моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла
(противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно –
проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как
моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
С категорией добра
связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества
личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.
Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и
требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними. Представления о
добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в
соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными
качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская
вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду,
любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).
При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных
слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п.
оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан Э.М. Ремарком
своеобразный нравственный кодекс положительных героев. “Будь добр и мужествен;
свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи
безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб
себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к
негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси
громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и
другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и
достоинство”[5].
2. Справедливость в
обществе понимается в различных аспектах. Это категория
морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая
такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее
представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания
равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и
воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным
положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[6].
Если опять
обратиться к Аристотелю, то он впервые разделил справедливость на уравнительную
(справедливость равенства) и распределительную (справедливость
пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в
современных условиях.
Несправедливость
противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и
достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за
добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость
должна главенствовать в профессиональной деятельности государственного
служащего, он должен быть "представителем справедливости".
Идея
справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство
современного демократического общества. Требование справедливости в государстве
и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции
Российской Федерации.
По нашему мнению,
справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. В его
деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В
силу известной консервативности и сложности регулируемых им отношений могут
возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона,
окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Между тем
незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо
своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения,
предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств.
3. Долг – категория этики, означающая
отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной
обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой
нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании
нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица
в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский,
долг государственного служащего и т.п. Долг личный: родительский, сыновний,
супружеский, товарищеский и пр.
4. Совесть –
самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных
регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая
способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю
самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности,
самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя
их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности
перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед
самим собой[7].
Роль совести особенно важна, когда
человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны
общественного мнения или исключается, или затруднен.
5. Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки
зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной
деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей
личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд
факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные
обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия
своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти
последствия предвидеть.
6. Достоинство и
честь.
Достоинство – категория этики, означающая
особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком
собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не
совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.
Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим
собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать
нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями
нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к
ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает
высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство
зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его
обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание
самоценности личности.
Понятие достоинства
личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается
на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство,
независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство
человека – одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает
моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с
моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом
деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь муниципального
служащего, работника сферы занятости и др.).
Честь и достоинство
тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании
равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Честь обязывает
человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и
которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
3. Сущность профессиональной этики
Появлению профессиональной этики во времени предшествовало созданию
научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании
взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению
определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика,
возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже
развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой
профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных
кодексах поведения, а также и в форме теоретических выводов.
В литературе исследуется профессиональная культура специалистов различного
профиля: учителя, инженера, государственного служащего, парикмахера, социального
педагога и др. (Н.Г. Багдасарьян, В.К. Белолипецкий, Е.С. Головина, В.Г.
Игнатов, И.Ф. Исаев, А.Л. Короткова, В.А. Сластенин, В.Н. Шиянов, Е.А. Эйхельберг
и др.). Исследования раскрывают общие содержательные характеристики профессиональной
культуры специалистов различных профессиональных сфер; личностные особенности
специалистов, наиболее значимые для определенной профессиональной деятельности;
специфику профессии.
Однако,
несмотря на высокую значимость профессиональной этики для специалистов в сфере
экономики и, в частности - самореализации финансистов, она пока не стала
предметом пристального внимания. Известные работы носят, главным образом,
фрагментарный характер. Недостаток научных знаний о ее сущности, структуре,
содержании и специфике функционирования объясняется тем, что само
рассматриваемое понятие сложилось первоначально не в науке, а в социальной
практике. В научном обороте оно используется также сравнительно недавно, а анализ
литературы показывает, что понятие «профессиональная этика» трактуется различным
образом.
Например, А.А. Гусейнов указывает, что профессиональная
этика «конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию
соответствующей профессии и занимается, главным образом, нормами, правилами
поведения»[8]. По А.А.Гусейнову,
профессиональная этика - это именно специальная деятельность по поводу норм
профессиональной морали, не исключено, что в том числе и исследовательская.
Как указывает Л.А. Громова[9], профессиональная этика
занимает промежуточное положение между теоретической или всеобщей этикой и
практическими технологиями поведения. Теоретическая этика ригористична, ее
требования сформулированы в нравственных законах общества: в золотом правиле
морали «не делай другому того, чего не желаешь себе», в категорическом
императиве «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом
», в декалоге, заповеди которого обязывают «не убий, не укради, не лги».
Профессиональная этика находится между двумя этими противоречивыми стратегиями
поведения: максимизации или минимизации ресурсов. Специфическое предназначение
профессиональной этики состоит в том, чтобы снять конфликт данного
противоречия. Достигается это благодаря способности профессиональной этики
служить инструментом предвосхищения, анализа и нейтрализации побочных
воздействий и последствий принимаемых решений, которые не всегда, или точнее - почти
никогда не совпадают с максимами всеобщей этики. Л.А. Громова определяет
профессиональную этику, как корпоративную систему этических регуляторов,
направленных на обеспечение гармонии ценностей референтной группы с ценностями
общества.
В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов утверждают, что
термин «профессиональная этика» - в известной мере условный, поскольку означает
не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем, понятие «профессиональная
этика» подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и
норм профессии[10].
И.Н. Санникова[11] профессиональной этикой
называет, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип
нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными
с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых,
способы обоснования данных кодексов с точки зрения социального и
культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.
В.Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов выделяют два смысла понятия
«профессиональная этика»: кодексы поведения и способы обоснования данных
кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения
данной профессии, ее этоса[12].
Вместе с тем, как представляется, профессиональная этика
не лишена и достоинств экономической эффективности, что делает ее
привлекательной для практиков. Через обязательность этических кодексов,
контроль за соблюдением которых в профессиональной среде гораздо выше, чем в
обществе в целом, профессиональная этика минимизирует затраты на экономическое
и правовое регулирование общественных отношений путем установления доверия
между агентами рынка на основе профессионального договора.
Ю.В. Рождественский определяет профессиональную мораль
следующим образом: «Профессиональная мораль - кодексы поведения, которые
обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или
иным общественным сословием. Профессиональная мораль объединяет людей по
принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в
поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к
людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их
стороны особое отношение к представителям подобных профессиональных сословий»[13].
Нам более всего импонирует точка зрения В.А. Сластенина,
который утверждает, что профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная
этика регулирует нравственные отношения людей в
трудовой сфере. Общество может нормально функционировать и развиваться только в
результате непрерывного процесса
производства материальных ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие
определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов[14].
Таким образом, обобщая приведенные суждения,
профессиональную этику (мораль) в общем виде можно рассматривать
как:
- собственно систему моральных норм профессиональной
деятельности, или кодекс;
- относительную специальную рефлексию в отношении
принципиальных и нормативных оснований профессиональной деятельности;
- определенное нормотворчество и нормативную практику в
сфере профессий.
4. Профессиональная этика
руководителя
На авторитет
руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения,
которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:
- демократизм
общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
- его доступность,
внимательность;
- умение создать
товарищескую атмосферу доверия;
- вежливость и
корректность в обращении;
- точность и
ответственное отношение к данному слову.
Немалое значение
играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере
поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним
нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного
этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.
Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и
уровень доверия к нему, влияет на СПК в коллективе. Примерно 3/4 времени
руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с выше и ниже стоящими
руководителями.
Общительность
личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми,
отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество
личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным
"планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую
связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров
эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван
контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного,
контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и
обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное.
Противоположным
качеством общительности является замкнутость, или необщительность. По
результатам проведенных исследований психологи установили, что неправомерным
является требование к личности руководителя, сформулированные в общем виде.
Например, "руководитель должен быть высокообщительным человеком".
Исследования показали, что только конкретные уровни проявления общительности
сопровождаются высокими результатами эффективности руководства. Такой
эффективности могут добиваться как высокообщительные, так и низкообщительные
руководители - в зависимости от индивидуальных способностей подчиненных.[15]
Там, где уровень
организованности, сработанности коллектива достаточно высок, низкая
общительность его руководителя является не только допустимой, но и даже
желательной. Недостаточно высокий уровень развития организованности и
сработанности коллектива потребует от руководителя проявление высокой общительности,
постоянных организаторских усилий. Поэтому низкая общительность сама по себе не
может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя, тем
более что сверхобщительность руководителя мешает работе коллектива, отвлекая большим
числом контактов.
Выводы:
1.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой
характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это
определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание
профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные
нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам,
ответственность за результаты своего труда.
В
настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании
различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно
совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся
общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять
абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и
вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на «моральный
запас», созданный предшествующими поколениями.
2. Профессиональная этика, являясь обобщенным показателем его личностно-профессиональной
компетентности, определяет наиболее приоритетные способы осуществления
профессиональной деятельности, отражает гуманистическую направленность и
проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура
рефлексии) и внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура
поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида)
планах, определяя отношение специалиста к профессиональной деятельности на основе
осознания ее значимости как государственной, общественной, личностной ценности.
Большую
роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное
мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это
бывает связано с борьбой мнений.
Взаимосвязь
профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики имеют свои устои, что свидетельствует о
наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями
той или иной профессии на протяжении столетий.
3.
Профессиональная этика изучает:
-
отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
-
нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее
выполнение профессионального долга;
-
взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические
нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
-
особенности профессионального воспитания.
Те
ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих
профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной
этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные
отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной
этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового
процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области
непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с
другом и обществом.
В работе также рассматривалась
этика руководителя.
На основании
изложенного, можно сделать следующие выводы.
Эффективность
руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о
том, что с получением определенного поста руководитель автоматически
приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет - это
личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом,
профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями,
умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя
сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и
руководящие функции.
Завоевание
авторитета в коллективе, как и управление, является до некоторой степени
искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось
разработать и обосновать единую теорию «завоевания авторитета». Ситуационный
подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы – главное
для руководителя – выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее
сочетающийся с его личными качествами. Стиль поведения руководителя напрямую
зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности,
структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других
руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных
проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств.
В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием
эффективного управления производством.
1. Апресян Р.Г. Мораль и этика - М.,
2005.
2. Архангельский Л. М. Марксистская
этика. - М., 1985.
3. Бакштановский В.И., Согомонов
Ю.В.
Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред.
В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999
4. Ботавина Р.Н. Этика деловых
отношений: Учеб.пособие для студ-ов, обуч. по экон. спец. – М., 2005.
5. Громова Л.А. Профессиональная этика в
PR//Материалы конференции Профессиональная этика в PR и рекламе. - СПБ., 2001.
6. Иосифович Н. Ты – босс. - М.,
1995.
7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Этика
деловых отношений: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Управление
персоналом». – М., 2005.
8. Кричевский Р. Л. Руководитель. -
М., 1993.
9. Лазутина Г.В. Профессиональная
этика журналиста. – М., 1999. - С. 20.
10. Паркинсон С. Искусство
управления. - М., 1990.
11. Прикладная этика//Этика:
энциклопедический словарь/Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики,
2002.
12. Профессиональная этика // Словарь
по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989.
13. Санникова И.Н. Кодекс этики и
профессиональные ценности бухгалтера//Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях, 2006. - № 1.
14. Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще
раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –1997.-№8.