Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инвестиционные решения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Инвестиционные решения
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Теоретические основы принятия эффективных

                   инвестиционных решений……………………………………………….........5

    1.1 Сущность эффективности инвестиционных решений……………………………5

    1.2. Система показателей для принятия эффективных инвестиционных решений..11

    1.3. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ……………..….17

    Глава 2. Методика оценки эффективности инвестиционных решений ……………. ..24

    Заключение         …………………………………………………………………………….31

    Список использованной литературы      …………………………………………………32                                                      





















                                                        Введение


    Важным условием развития отечественных предприятий независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности в соответствии с выбранной экономической стратегией для достижения конкурентных преимуществ является высокая инвестиционная активность. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами, поэтому любое предприятие должно уделять постоянное внимание вопросам управления инвестициями.

    Несмотря на многообразие целей, на которые могут привлекаться инвестиционные средства, все же основной характеристикой инвестиций остается повышение финансовой эффективности предприятия, т.е. результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств должно являться повышение эффективности деятельности предприятия. Так как основной целью инвестиционной деятельности является обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия, то особое внимание каждый хозяйствующий субъект должен уделять своей эффективности инвестиционных решений.

    Теоретические и методические вопросы экономического анализа эффективности инвестиционных решений предприятий являются недостаточно разработанными и требуют дальнейших исследований. Это свидетельствует об актуальности проблем, поставленных в дипломной работе.

    В настоящее время наиболее полно разработаны вопросы оценки эффективности инвестиционных решений регионов РФ и отраслей промышленности, привлекательности (эффективности) отдельных инвестиционных проектов и формирования инвестиционных ресурсов предприятия за счет различных внешних источников финансирования. В тоже время ряд важнейших теоретических аспектов эффективности инвестиционных решений предприятия нуждаются в дальнейшей разработке и практической реализации.

    В научной литературе по инвестиционному и финансовому менеджменту отсутствует целостное представление о системе количественных и качественных факторов, определяющих в совокупности инвестиционную привлекательность предприятия. Недостаточно освещены проблемы сближения взаимных интерес всех участников инвестиционного процесса с позиций их экономических предпочтений.

    Опубликованные в отечественных периодических изданиях или размещенные в сети Интернет методические материалы по оценке эффективности инвестиционных решений промышленных предприятий основаны на использовании или только количественных или качественных факторов и не полностью учитывает всю совокупность финансово-экономических, маркетинговых и производственных характеристик промышленных предприятий различных организационно-правовых форм.

    В открытой зарубежной литературе по инвестиционному менеджменту содержатся лишь теоретические аспекты организации инвестирования и технологий «due diligence» (англ. – «проверка должной добросовестности») предприятий. Практические же методики расчета эффективности инвестиционных решений предприятий ведущих западных консультационных фирм и инвестиционных компаний считаются коммерческой тайной, широкому кругу отечественной научной общественности не доступны и не адаптированы к российским экономическим условиям.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Теоретические основы принятия эффективных

    инвестиционных решений

    1.1. Сущность эффективности инвестиционных решений

     

    В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия инвестиционная привлекательность и ее взаимосвязей с финансовым состоянием и финансовой устойчивостью предприятия.

    Инвестиционная привлекательность, отмечает М.Н. Крейнина, «зависит от всех показателей, характеризующих финансовое состояние ... Однако, если сузить проблему, инвесторов интересуют показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов»[1].

    В целом нами разделяется позиция М.Н. Крейниной о существующей взаимосвязи между финансовым состоянием предприятия и его инвестиционной привлекательностью. В то же время считаем необходимым отметить, что инвестиционная привлекательность - это самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью финансового состояния предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов. Наряду с этим инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции, клиентоориентированности предприятия, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей. Немаловажное значение для усиления эффективности инвестиционных решений имеет уровень инновационной деятельности в рамках стратегического развития предприятия. Следует отметить, что задачи по реализации инноваций являются ведущими во всей системе факторов, определяющих инвестиционную привлекательность предприятия.

    По итогам составления бизнес-плана реализации инноваций уточняются ожидаемые размеры прибыли, дохода предприятия, а также потребности в капитальных вложениях. Составными частями инновационного плана являются научно-технические, технологические и организационно- управленческие нововведения, которые образуют предметно-содержательную составляющую бизнес-плана, и реализация которых обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия, качества продукции и ее конкурентоспособности. Благодаря этой деятельности усиливается инвестиционная привлекательность предприятия.

    Наряду с этим, реализация инвестиционных и инновационных проектов позволяет повысить технико-экономический уровень производства и финансовую устойчивость предприятия, вследствие чего минимизируются риски инвесторов[2].

    Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность - это экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

    Для того, чтобы дать оценку уровня эффективности инвестиционных решений предприятия, необходимо оценить:

    - достигнутый уровень эффективности использования имущества предприятия и рентабельности продукции, а также соответствие этого уровня их нормативным значениям;

    - степень финансовой устойчивости предприятия и соответствие этого уровня нормативным значениям;

    - платежеспособность предприятия и ликвидность его баланса, а также соответствие показателей платежеспособности и ликвидности баланса их нормативным значениям;

    - качество продукции, ее конкурентоспособность, технико-экономический уровень производства и способность предприятия к саморазвитию на базе инновационной стратегии.

    Следует отметить, что инвестиционная привлекательность гарантируется надежностью финансового состояния и имеет с ним много общего. Поэтому не сложно установить взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью предприятия и его финансовым состоянием.

    Оценка эффективности инвестиционных решений предприятий зачастую необходима коммерческим и международным банковским и финансовым организациям, занимающимся кредитным и институциональным финансированием в рамках комплексных региональных и отраслевых программ.

    Следует помнить, что некоей абстрактной категории «инвестиционная привлекательность предприятий» в экономике не существует по следующим причинам.

    Во-первых, для потенциального кредитного инвестора (банка) и потенциального институционального инвестора (акционер, партнер в совместном предприятии) понятие «инвестиционная привлекательность» имеет совершенно различный смысл. Если для банка основным приоритетом в рассмотрении привлекательности предприятия является его платежеспособность (так как банк заинтересован в своевременном возврате основной суммы денег и выплаты процентов и не участвует в прибыли от реализации проекта), то для институционального инвестора акценты смещаются в сторону эффективности хозяйственной деятельности реципиента (прибыль на совокупные активы).

    Во-вторых, имеет особое значение предполагаемая сумма инвестирования. Для капитальных вложений существуют как чистая текущая стоимость (net present value, NPV), так и внутренняя норма рентабельности (internal rate of return, IRR). В этой связи особое значение имеет позиция инвестора по рассмотрению эффективности инвестиционных решений предприятий. Если задача рассмотрения состоит в том, чтобы оценить привлекательность различных предприятий на предмет размещения фиксированной величины инвестиций, то основным показателем будет чистая текущая стоимость. Если речь идет о диверсифицированных вложениях с возможностью варьирования суммы финансирования, то приоритет отдается показателю внутренней нормы рентабельности.

    В-третьих, необходимо четко различать понятия абсолютной и относительной эффективности инвестиционных решений предприятий. Понятие «абсолютная привлекательность» относится к рассмотрению конкретного, четко специфицированного инвестиционного проекта. В этом случае инвестиционная привлекательность предприятия в абсолютном значении положительна в том случае, когда NPV за весь амортизационный цикл выше 0. Понятие «относительная инвестиционная привлекательность» всегда предполагает базу сравнения[3]. Это может быть:

    -  среднеотраслевая инвестиционная привлекательность;

    -  сравнение с другими предприятиями отрасли;

    -  сравнение с некими нормативными (заданными заказчиком) значениями.

    Поэтому при оценке эффективности инвестиционных решений предприятий предварительно необходимо четко специфицировать следующие моменты:

    -  что является базой оценки:

    ·   другие предприятия (ограниченный перечень);

    ·   заданные потенциальным инвестором целевые показатели окупаемости инвестиций (срок окупаемости, простая норма прибыли, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности);

    ·   среднеотраслевая отдача на инвестированный капитал;

    ·   0 (в этом случае производится оценка абсолютной эффективности инвестиционных решений предприятий);

    -  производится ли оценка эффективности инвестиционных решений предприятий для конкретного инвестиционного проекта или этот момент не опре-

    делен;

    -  производится ли оценка эффективности инвестиционных решений предприятий для фиксированных сумм инвестиций или этот момент не определен;

    -  производится ли оценка привлекательности для кредитного финансирования или институционального финансирования;

    -  накладываются ли инвестором ограничения по:

    ·   срокам окупаемости инвестиций;

    ·   минимальной отдаче на инвестируемый капитал;

    ·   ликвидности капитальных вложений;

    ·   предельным суммам финансирования;

    -  каков качественный характер финансирования (НИОКР, инновации, модернизация, поддерживающие инвестиции);

    -  каково дополнительное обеспечение (залог, минимальный остаток на счете, аккредитив и пр.)[4].

    Без четкого прояснения данных моментов оценка эффективности инвестиционных решений предприятий теряет смысл.

    Понятие «инвестиционная привлекательность» все еще остается предметом научных дискуссий. Приведенные в диссертации существующие определения, на наш взгляд, хотя и дают в целом объективную оценку, но все же недостаточно полно отражают многообразие наиболее значимых факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность предприятия. По нашему мнению, с позиций инвесторов, инвестиционная привлекательность предприятия - это система количественных и качественных факторов, характеризующая платежеспособный спрос предприятия на инвестиции.

    Мы, соглашаясь с мнением ряда исследователей, считаем, что спрос на инвестиции (в совокупности с предложением, уровнем цен и степенью конкуренции) определяет конъюнктуру инвестиционного рынка.

    Для того, чтобы получить надежную информацию для разработки стратегии инвестирования, необходим системный подход к изучению конъюнктуры инвестиционного рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой эффективности инвестиционных решений отдельного инвестиционного проекта). Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких предприятий, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору планируемую прибыль на вложенный капитал с учетом имеющихся рисков[5].

    Поскольку инвестор осуществляет процедуру инвестирования непосредственно с предприятием как юридическим лицом, то его кроме эффективности инвестиционного проекта не в меньшей степени интересует инвестиционная привлекательность всего предприятия, реализующего этот проект.

    Одновременно инвестором рассматривается принадлежность предприятия к отрасли (развивающие или депрессивные отрасли) и его территориальное расположение (регион, федеральный округ). Отрасли и территории, в свою очередь, имеют собственные уровни эффективности инвестиционных решений, которые включают в себя инвестиционную привлекательность предприятий и проектов.

    Таким образом, каждый объект инвестиционного рынка обладает собственной инвестиционной привлекательностью и одновременно находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка. Инвестиционная привлекательность предприятия кроме своего «инвестиционного поля» испытывает инвестиционного воздействие отрасли, региона и государства.

    В свою очередь, совокупность предприятий образует отрасль, которая влияет на инвестиционную привлекательность целого региона, а из привлекательности регионов складывается привлекательность государства. Все изменения, происходящие в системах более высокого уровня (политическая нестабильность, перемены в налоговом законодательстве, рост доходов населения в регионе, таможенные пошлины на продукцию отдельных отраслей, требования к экологии и др.) непосредственно отражаются на эффективности инвестиционных решений предприятия.

    По нашему мнению, предприятие должно занимать центральное место в инвестиционном процессе, поскольку выступает одновременно как объект и субъект инвестиционного рынка. Отметим, что не все факторы эффективности инвестиционных решений региона и отрасли одинаково влияют на инвестиционную привлекательность предприятия[6]. Поэтому изучение факторов эффективности инвестиционных решений региона и отрасли, способствующих повышению или понижению эффективности инвестиционных решений предприятия, является важным для раскрытия всей совокупности факторов эффективности инвестиционных решений предприятия.

    Таким образом, системный подход к оценке эффективности инвестиционных решений предприятия требует учитывать инвестиционную привлекательность региона, в котором находится предприятие, его отраслевую принадлежность, а также в целом инвестиционную привлекательность России.




    1.2. Система показателей для принятия эффективных инвестиционных решений


    Инвестиционная привлекательность предприятия представляет собой понятие, применяемое для измерения намерений инвесторов вложить, инвестировать в данное предприятие деньги путем покупки акций. Инвесторы при этом руководствуются следующими целями: рост стоимости акций, получение дохода от акций в виде дивидендов. В случае наличия развитого фондового рынка инвестиционная привлекательность предприятия выражается в стоимости его акций, однако это не значит, что предприятие, у которого в данный момент растут акции, является инвестиционно привлекательным, ведь инвесторы могут в конкретный момент переоценивать перспективы предприятия, что, например, произошло с акциями интернет-компаний США, многие из которых упали в цене в 40-50 раз после их стремительного и ничем не оправданного роста. Может не являться инвестиционно привлекательным и предприятие, чьи акции уверенно растут в течение десяти, двадцати лет, потому что другие предприятия, его конкуренты, могут вырасти за это время в цене в несколько раз больше. В экономической мысли Запада существует понятие value creation, что обозначает создание стоимости руководством компании для ее акционеров и оценивает размер увеличения акционерной стоимости компании за определенный промежуток времени[7].

    При этом в качестве базы для сравнения берется рост фондового индекса, отражающего состояние фондового рынка страны (например, Standard&Poor 500 в США, FTSE в Великобритании) за тот же промежуток времени. Однако предприятие, чьи акции выросли сильнее, чей фондовый рынок в целом, также может не быть инвестиционно привлекательным, так как его акции могут отслеживать состояние конъюнктуры в конкретной отрасли, а эта конъюнктура может начать ухудшаться после достижения циклического пика.

    Как один из критериев оценки эффективности инвестиционных решений предприятия можно использовать следующий:

    Коэффициент “цена акции / текущая прибыль на одну акцию” (в дальнейшем – коэффициент «цена/прибыль»).

    Коэффициент определяется путем деления стоимости акции на текущую годовую прибыль на одну акцию. Таким образом, он показывает, во сколько текущих годовых прибылей инвесторы оценивают предприятие. При этом одно предприятие они могут оценить в десять годовых прибылей, а другое предприятие из той же отрасли - в пятнадцать годовых прибылей. Следовательно, второе предприятие выглядит более инвестиционно привлекательным для инвесторов. При этом данный коэффициент обычно не меняется в зависимости от стадии цикла в отрасли, поскольку инвесторы заранее “закладывают” цикличность бизнеса в оценку этого коэффициента и оценивают цикличные компании с меньшим коэффициентом “цена/прибыль”, чем компании, неподверженные влиянию циклов. Однако сравнивать данный коэффициент с аналогичным средним коэффициентом, рассчитанным для всего фондового рынка или с компанией, работающей в другой отрасли, некорректно, так как каждая отрасль имеет свой коэффициент «цена/прибыль». Например, авиакомпании США оцениваются в среднем по коэффициенту «цена/прибыль», равным 7-10, поскольку авиаперевозки – очень тяжелый бизнес, подверженный циклам, зависящий от изменения экономической конъюктуры во всех частях мира, а не только в США, зависящий от цен на топливо и имеющий самые сильные профсоюзы в США. А компании hitech, которые имеют высокие темпы роста, оцениваются по коэффициенту «цена/прибыль», равным 20-30. В данном случае корректно сравнивать компанию в конкретной отрасли с другой такой же компанией по коэффициенту «цена/прибыль» и таким образом оценивать их инвестиционную привлекательность[8].

    Необходимо отметить, что у некоторых предприятий может не быть текущей прибыли, и в таком случае этот коэффициент становится равным бесконечности. В таком случае следует применять коэффициент «цена акции/денежный поток на одну акцию».

    Оценку эффективности инвестиционных решений предприятия через коэффициент «цена/прибыль» не следует понимать как рекомендацию инвесторам вкладывать деньги в предприятия с высоким коэффициентом «цена/прибыль», но как рекомендацию руководству предприятия повышать этот коэффициент путем применения алгоритма управления инвестиционными процессами по критериям эффективности инвестиционных решений, разработанного автором[9].

    К традиционным показателям экономической эффективности инвестиционных проектов относятся чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, рентабельность вложений. Данные критерии нацелены на достижение максимального результата при минимальных денежных и временных затратах. Очевидно, что данный подход приветствуется инвесторами, т.к. он приводит к увеличению прибыли на акцию и увеличению цены акции. В конечном итоге политика предприятия по осуществлению экономически эффективных проектов согласно традиционным критериям будет вознаграждена инвесторами и через повышение коэффициента «цена/прибыль». Однако это необходимо, но недостаточно для увеличения эффективности инвестиционных решений. Достаточно часто возникает ситуация, когда предприятие стабильно работает, получает прибыль, платит дивиденды, но его акции падают, т.е. оно не выглядит инвестиционно привлекательным для инвесторов. Для выяснения такого феномена необходимо определить, чем определяется коэффициент «цена/прибыль». Согласно исследованиям автора, он определяется следующими факторами:

    1. Ожидаемым инвесторами темпом роста прибыли на акцию . Чем выше темп роста, тем выше коэффициент «цена/прибыль». При этом в результате роста не должна страдать рентабельность.

    2. Способностью предприятия поддерживать постоянный темп роста прибыли. Инвесторы считают более инвестиционно привлекательным предприятие, чьи прибыли стабильно росли на 10 процентов в течение двух лет каждый год, чем предприятие, чьи прибыли выросли на 15 процентов в первый год и на 5 процентов во второй год.

    3. Зависимостью предприятия от макроэкономического цикла или цикла в конкретной отрасли. Чем менее подвержена циклам прибыль предприятия, тем оно более инвестиционно привлекательно.

    4. Обремененностью предприятия долгами. Чем больше долгов у предприятия, тем менее оно инвестиционно привлекательно.

    5. Структурой предприятия. Предприятие, состоящее из нескольких подразделений, которые никак не связаны между собой, будет оцениваться с меньшим коэффициентом «цена/прибыль», чем отдельные предприятия, производящие ту же продукцию.

    6. Информационной «прозрачностью» предприятия, предсказуемостью его прибылей. Чем выше «прозрачность» и предсказуемость, тем выше коэффициент «цена/прибыль».

    7. Другими не формализуемыми факторами, например, сильной менеджерской командой[10].

    Следовательно, чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность, предприятие должно реализовывать такие инвестиционные проекты, которые оцениваются по традиционным критериям и:

    1. Поддерживают постоянный, не снижающийся темп роста при не снижающейся рентабельности.

    2. Не «усложняют» структуру предприятия. В настоящий момент инвесторы предпочитают, чтобы предприятие сосредоточилось на деятельности, в которой оно имеет неоспоримые конкурентные преимущества, так называемой ключевой компетенции или core competency. Все остальные подразделения предприятия, которые не лидируют на рынке, должны быть проданы. В этом случае предприятие увеличит свой коэффициент «цена/прибыль». Например, американская корпорация General Dynamics продала «неключевые» подразделения на сумму 1,25 млр. долл., в результате чего ее объем продаж сократился с 10 до 3,5 миллиарда, а акционерная стоимость увеличилась в 2,5 раза за счет роста коэффициента «цена/прибыль».

    3. Уменьшают зависимость предприятия от макроэкономического цикла и цикла в конкретной отрасли

    Как известно из макроэкономической теории, классический макроэкономический цикл в экономике развивается следующим образом: в период рецессии (первая фаза цикла ) уменьшается инфляция из-за падения совокупного спроса. В этот момент Центральный банк начинает снижать процентные ставки, поскольку опасность инфляции снижается и необходимо оживить экономику путем удешевления стоимости кредита. Начинается ранняя стадия экономического роста. В этот момент из-за снижения процентных ставок начинают увеличиваться прибыли и, соответственно, стоимость акций компаний следующих отраслей: строительство домов (а, следовательно, производство мебели, бытовых электроприборов и т.д.), банков, автомобилестроительных корпораций. Таким образом, начинается оживление в отраслях, испытывающих рост спроса со стороны потребителей из-за снижения стоимости кредита. Также начинают увеличиваться добыча полезных ископаемых, транспортные перевозки, увеличивается количество рекламы. На третьей стадии экономического цикла начинается рост инфляции и процентных ставок, призванный остановить рост инфляции путем замедления совокупного спроса. Однако рост в потребительском секторе и добыче полезных ископаемых приводит к росту производства стали, химических продуктов, бумаги. На последней стадии экономического цикла усиливается рост инфляции и процентных ставок. Однако компании, получившие прибыль на предыдущих стадиях экономического цикла, начинают ее вкладывать в обновление своего производственного оборудования. Растет производство машинного оборудования или средств производства. На всех стадиях экономического цикла остаются неизменными и независящими от стадии цикла доходы следующих так называемых «защитных» отраслей: производство продуктов питания, медицина, производство сигарет, производство электричества. Таким образом, на каждой стадии экономического цикла выигрывает определенный сектор экономики, а «защитные» отрасли не зависят от экономического цикла. Однако в периоды рецессии капитал на финансовых рынках начинает перетекать именно в такие «защитные» отрасли. И акции именно таких компаний растут в период экономической рецессии[11].

    О приемах, с помощью которых можно привлечь инвесторов, написано немало статей, научных трудов и книг. В большинстве из них специалисты подробно исследуют финансовые показатели работы компании и рассчитывают различные коэффициенты. На основе последних они пытаются вывести магическую формулу, которая сделает компанию желанным объектом для инвестиций. Однако с помощью одной лишь теории этой цели не достигнуть. Полезную информацию нужно суметь правильно применить на практике.

    Многочисленные схемы анализа эффективности инвестиционных решений компаний сводятся, по сути, к определению всего нескольких показателей:

    - коэффициентов рентабельности, которые характеризуют эффективность работы фирмы и, косвенно, доходность инвестиций;

    - показателей финансовой устойчивости, описывающих структуру капитала;

    - коэффициентов ликвидности, которые показывают, способна ли компания рассчитаться по краткосрочным обязательствам;

    - структуры дебиторской и кредиторской задолженности;

    - износа основных средств, производительности труда;

    - позиции компании на рынке и ее конкурентных преимуществ;

    - структуры собственников.

    Финансовое состояние предприятия выражается в:

    - рациональности структуры активов и пассивов, т.е. средств предпри-

    ятия и их источников;

    - эффективности использования имущества и рентабельности продукции;

    - степени его финансовой устойчивости;

    - уровне ликвидности и платежеспособности предприятия[12].

     На основе вычисленных коэффициентов, данных маркетинговых и статистических исследований аналитики составляют прогноз деятельности фирмы и подсчитывают ее "истинную стоимость".

    Для анализа часто используют сложные экономико-статистические методы и математическое моделирование. В результате специалисты обычно дают руководству фирмы лишь общие рекомендации. Например, они могут посоветовать повысить рентабельность компании, увеличить долю собственного капитала в валюте баланса, не допускать снижения коэффициентов ликвидности и т.д.

    Такие рекомендации весьма условны. К тому же их зачастую сложно или невозможно воплотить на практике.

    Бессмысленно переносить абстрактную схему, набор формул на конкретную организацию. Так, компании, которые работают в сфере компьютерных технологий, или предприятия с высокой оборачиваемостью активов обычно имеют относительно высокий уровень привлеченного капитала.

    На этапе быстрого, динамичного роста коэффициенты ликвидности или другие показатели таких фирм могут оказаться хуже среднеотраслевых. Однако это вряд ли повлияет на оценку перспектив компании потенциальными инвесторами.

    Для последних может оказаться важнее, например, что продукция фирмы имеет прочные конкурентные преимущества, а ее менеджмент - четкую стратегию развития компании.

     1.3. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия


    Инвестиционная привлекательность предприятия – это совокупность характеристик, позволяющих потенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других для вложения имеющихся средств.

    Существует множество классификаций факторов, определяющих инвестиционную привлекательность. Например, их можно разделить на: производственно-технологические, ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные, а также экспортный потенциал, деловая репутация и другие.

    Каждый из вышеизложенных факторов может быть охарактеризован различными показателями, которые зачастую имеют одну и ту же экономическую природу.

    Другие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия, классифицируются на: формальные  (рассчитываются на основании данных финансовой отчетности); неформальные (компетентность руководства, коммерческая репутация и т.д.).

    Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора, может определяться различным набором факторов, имеющих  наибольшее значение в выборе того или иного объекта инвестирования.

    Кроме того, можно сгруппировать факторы эффективности инвестиционных решений по следующим четырем основным признакам:

    1. характер привлекательности для инвестора вида и направления предпри­нимательства;

    2. уровень значимости корпоративной организации бизнеса;

    3. уровень прогрессивности взаимоотношений бизнеса с администрацией региона;

    4. место и роль бизнеса в общественном разделении и кооперации

    труда[13].

    Следует отметить, что анализ методов оценки эффективности инвестиционных решений, применяемых на сегодняшний день в зарубежных странах, позволяет выделить два подхода к выбору объекта инвестирования. При анализе показателей и факторов, характеризующих состояние отдельного предприятия, можно использовать либо данные развития отрасли, в которой функционирует фирма, ее финансовые показатели, эффективность менеджмента и другие; либо оценивать положение предприятия на фондовом рынке, биржевой курс его ценных бумаг.

    Первое направление представляют сторонники школы фундаментального анализа, которые основной задачей ставят доскональное изучение финансовых документов, публикуемых предприятием. Кроме того, изучаются данные о положении дел в отрасли; состояние рынков, на которые данное предприятие выходит со своей продукцией; состояние активов; объемы продаж; тактика управления компанией; состав совета директоров. Оценивая, таким образом, состояние дел на предприятии, аналитики дают оценку корпорации как объекта инвестирования.

    Второе направление - технический анализ, который основывается на рыночных показателях ценных бумаг, в том числе показателях спроса и предложения ценных бумаг; изучении динамики курсовой стоимости; рыночных тенденций движения курсов ценных бумаг. Сторонники технической школы исходят из того, что в биржевых курсах уже отражены все те сведения, которые лишь впоследствии публикуются в отчетах фирм и становятся объектом фундаментального анализа. Таким образом, в центре внимания технического анализа является анализ спроса и предложения ценных бумаг на основе объема операций по купле-продаже и динамике курсов.

    Следовательно, среди множества подходов к анализу эффективности инвестиционных решений предприятий на первый план выходят те, которые в конечном итоге прямо или косвенно характеризуют финансово-экономические аспекты хозяйствующего субъекта. К таким подходам относится оценка эффективности инвестиционных решений на основе анализа финансового состояния.

    При оценке эффективности инвестиционных решений предприятий на краткосрочную перспективу, как правило, приводятся показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При оценке эффективности инвестиционных решений на долгосрочную перспективу приводятся: характеристика структуры источников средств; степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Таким образом, приведенные выше показатели могут помочь потенциальному инвестору правильно выбрать предприятие как объект инвестирования[14].

    Кроме исследования финансового состояния хозяйствующего субъекта при оценке эффективности инвестиционных решений необходимо произвести оценку стоимости предприятия. В литературе по вопросам оценки стоимости имущества предприятия рассматриваются различные  подходы и методы оценки. Некоторые авторы вводят иное понятие, которое, на наш взгляд, является более точным - «оценка стоимости бизнеса». Причем в широком смысле предмет оценки бизнеса понимается двояко. Первое его понимание сводится к традиционному в нашей стране пониманию оценки бизнеса как оценки предприятия в качестве юридического лица. Для этого понимания характерно отождествление оценки бизнеса с оценкой имущества предприятия. Второе – наиболее распространенное в странах с рыночной экономикой –  оценка бизнеса производится с тем, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Таким образом, существуют два предмета оценки бизнеса: оценка фирм, которая может основываться на оценке их имущества и оценка «бизнес - линий». Причем бизнес-линию можно определить как совокупность прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, технологий, а также контрактов, которые обеспечивают возможность получать определенные доходы.

    Оценка стоимости предприятия требует полной информации о планируемых преобразованиях, глубокого анализа текущего состояния и стратегии развития. Почти невозможно принимать правильные управленческие решения, не обладая всей полнотой информации, а ни один другой показатель результатов деятельности не содержит столько информации, как стоимость. Оценка и управление стоимостью предприятия позволяют найти наиболее правильные пути повышения его эффективности через выявление имеющихся резервов.

    Оценка бизнеса всегда проводится с какой-либо конкретной целью (определение цены продажи, получение ипотечного кредита, страхование имущества, реструктуризация и т.д.). Эта цель обуславливает выбор искомой стоимости и обоснование необходимости применения различных подходов и методов оценки. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) проводится на основе затратного, сравнительного (рыночного) и доходного подходов и включает в себя: оценку стоимости имущества и предприятия в целом, которая в зависимости от предполагаемого варианта использования результатов оценки определяет стоимость в использовании или в обмене; оценку видов имущества предприятия, которая производится в отношении активов, а также предприятия в целом, как единого имущественного и производственного комплекса[15].

    Динамику развития предприятия учитывает только доходный подход, т.к. позволяет сопоставить сегодняшние затраты инвестора (владельцев компании) с ожидаемыми будущими доходами с учетом времени поступления доходов и факторов риска, характерных для анализируемого бизнеса. При оценке бизнеса доходным подходом анализируются результаты прошлой деятельности, составляется модель денежного потока предприятия, прогнозируются будущие показатели деятельности предприятия, то есть фактически составляется подробный бизнес-план. Результаты этой работы дают возможность руководителям предприятий выявлять проблемы, тормозящие развитие бизнеса, а значит, и рост стоимости компании, принимать решения, увеличивающие стоимость предприятия, как в краткосрочных, так и в долгосрочных периодах. Кроме того, не может быть лучшей рекомендацией для предприятия при переговорах с потенциальными инвесторами и кредиторами, а также при выпуске ценных бумаг, чем стабильный рост стоимости компании на протяжении нескольких лет. Причем именно данный подход позволяет в наибольшей степени корректно учесть все структурные преобразования, планируемые на предприятии, а также все требования потенциальных инвесторов.

    Проанализировав, все вышесказанное можно утверждать, что показатель стоимости предприятия является важнейшей комплексной финансовой оценкой, отражающей экономическую эффективность функционирования предприятия, его финансовое благополучие и инвестиционную привлекательность. Стоимость реагирует на любое изменение ситуации: снижение рентабельности; ухудшение платежеспособности; увеличение инвестиционного риска и пр. По этой причине во многих зарубежных компаниях стоимость бизнеса стала важнейшим объектом управления. При этом стоимость понимается, как конкурентное преимущество, которое позволяет предприятию привлекать всё большее число инвесторов.

    Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса, определяющую инвестиционную привлекательность предприятия:

    - ликвидность доли и (или) бизнеса;

    - полезность бизнеса для собственника;

    - характеристики до­ходов (величина, время получения доходов) и риски, связан­ные с их получением;

    - нематериальные активы;

    - навыки управления, опыт и компетентность руководящего персонала;

    - имидж предприятия на рынке;

    - размер оцениваемой доли бизнеса;

    - перспективы развития объекта оценки;

    - финансовая состоятельность, стабильность хозяйственной деятельности;

    - степень конкурентной борьбы в данной отрасли;

    - диверсификация производства (состав и структура выпус­каемой продукции, услуг);

    - качество выпускаемой предприятием продукции;

    - уровень развития технологии;

    - себестоимость продукции, работ, услуг и пр.

    Комплексное воздействие на перечисленные факторы стоимости предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выбранной стратегией его развития, способствует достижению конкурентных преимуществ и повышению эффективности инвестиционных решений бизнеса[16].

    В текущих условиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке эффективности инвестиционных решений предприятий.

    Первый базируется  на показателях оценки финансово – хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия.

    Второй подход использует понятия инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов.

    Третий основывается на оценке стоимости предприятия.

    Каждый подход и каждый метод имеют свои достоинства, недостатки и границы применения.

    Чем больше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением эффективности инвестиционных решений предприятия.

    Помимо рассмотренных выше классификаций и перечня факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия, можно отметить, что те или иных факторы характерны для предприятий различных организационно-правовых форм.

    Таким образом, можно сделать следующий вывод.

    Инвестиционная привлекательность предприятия - это система количественных и качественных факторов, характеризующая платежеспособный спрос предприятия на инвестиции.

    Промышленное предприятие как объект инвестиционного рынка обла-

    дает «собственной» инвестиционной привлекательностью, но в тоже время одновременно находится в «инвестиционном поле» других объектов инвестиционного рынка. Поэтому оценку эффективности инвестиционных решений предприятия необходимо проводить с учетом эффективности инвестиционных решений региона, в котором находится предприятие, и его отраслевой принадлежности.

    Факторы эффективности инвестиционных решений предприятия должны быть отобраны на основе изучения особенностей деятельности предприятия и иметь как количественные значения, так и качественные характеристики.
























    Глава 2. Методика оценки эффективности инвестиционных решений


                Инвестиционная привлекательность предприятия характеризуется как комплекс экономико-психологических показателей его деятельности, который определяет для инвестора область предпочтительных значений инвестиционного поведения. По своей сущности инвестиционная привлекательность предприятия – это категория воспроизводственная, структурная. Она предполагает наличие такого инвестиционного облика предприятия, который способствует его непрерывному обновлению, прогрессивной реструктуризации. Одновременно, инвестиционная привлекательность есть противоречивое единство двух характеристик: экономического содержания (инвестиции) и психологической формы (привлекательность), т.е. субъективных оценок объективной действительности. Суть ее заключается в том, что благоприятная инвестиционная среда наряду с инвестиционной привлекательностью предприятия и экономическими возможностями инвестора становится побуждающим мотивом к ситуационному анализу: определению цели и оценке альтернативных вариантов. Далее следует принятие решений, реализация стратегии, оценка результатов. В качестве главного субъективного фактора, влияющего на принятие решения об инвестициях рассматривается склонность к риску.

                В таблице 1 дана система показателей с наиболее обобщающими критериями и количественной оценкой границ привлекательности и риска на основе понимания предприятия как комплекса, состоящего из совокупности подкомплексов: территориального (в расчетах использовались – транспортный коэффициент, коэффициент удаленности предприятия от центра города, нормативная цена земли, доля транспортных издержек в себестоимости выпускаемой продукции т.д.), воспроизводственного, функционального, организационного, ресурсного, технологического.

                Последовательность анализа слагаемых эффективности инвестиционных решений предприятий базируется на системном подходе, отражающем закономерности взаимосвязей частей в целом, их иерархию и субординацию. Системная последовательность слагаемых эффективности инвестиционных решений предприятий (ИПП) определяется движением от частного к общему, от функционально-ресурсной направленности производства к его организационной и воспроизводственной структурам. Т.о., все слагаемые ИПП рассматриваются как закономерные части целого. Последовательность слагаемых выстроена также с учетом мнения экспертов – представителей инвестиционных институтов и экономических служб различных предприятий. Принимается во внимание и субъективный фактор, т.к. в каждом отдельном случае определенную роль в выборе приоритетов инвестирования играет психология отдельного инвестора. Т.о., из принципа системности вытекает принцип приоритетов. В практике хозяйствования самым приоритетным слагаемым считается финансовая привлекательность предприятия, т.к. именно она характеризует возможность получения максимальной прибыли от инвестиций при минимизации затрат на ресурсы.


          Таблица 1. Параметры эффективности инвестиционных решений предприятия


     
     N
     
     Слагаемые

    Обобщающие

    коэффициенты

    Предпочтительные

    значения

    Область

    риска

    1

    Привлекательность

    продукции для

    потребителя

    спрос на продукцию

    Кппп = -----------------------------

    предложение


    >= 1,0


    < 1,0

    2

    Кадровая привлекательность

    ( число - число

    принятых уволенных) - 1

    Ккпп = -----------------------------------

    среднесписочная чис-

    ленность ППП



    >= 0



    < 0

    3

    Территориальная привлекательность

    издержки обращения

    Ктпп = ------------------------------

    совокупные затраты


    < 0,5


    >= 0,5

    4

    Финансовая привлекательность

    прибыль балансовая

    Кфпп = ------------------------------

    активы


    > 0,15


    < 0,15

    5

    Инновационная привлекательность

    фонд накопления

    Кинпп = --------------------------

    прибыль чистая


    > 0,7


    < 0,7

    6

    Приватизационная привлекательность

    доход

    Кпрпп= ----------------------------

    курс ценных бумаг


    >= 0,5


    < 0,5

    7

    Конверсионная привлекательность

    объем военной продукции

    Ккнпп= ------------------------------

    общий объем производства


    < 0,4


    >= 0,4

    8

    Экологическая привлекательность

    платежи и штрафы за

    эколог. нарушения

    Кэпп = ------------------------------

    прибыль чистая



    0



    > 0

    9

    Социальная привлекательность

    средняя зарплата

    1 работника

    Кспп = ------------------------------

    стоимость рациональной

    потребительской

    корзины в городе



    >= 1,0



    < 1,0


    Все слагаемые эффективности инвестиционных решений предприятия разделены на три группы. В первую очередь инвестора, обычно, интересует, что производится на предприятии, где оно расположено и насколько предприимчивы его руководители и персонал. Поэтому, исходными слагаемыми ИПП являются продуктовая, кадровая и территориальная. Финансовая привлекательность выделена как главное слагаемое ИПП, потому что, именно, в финансах предприятия, как в зеркале, отражаются главные результаты его деятельности (прибыльность, рентабельность), деловой активности (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств) и финансовой состоятельности (показатели ликвидности, обеспеченности собственными средствами). Инновационная, конверсионная, экологическая и социальная привлекательность предприятия рассматриваются в качестве оценок перспективности его развития для инвесторов. Поэтому они выделены в отдельную группу. К этой же группе слагаемых можно отнести и приватизационную привлекательность, хотя по своей значимости и приоритетности она может быть отнесена и к первой группе.

    Основной целью дипломной работы, как указывалось ранее, является изучение проблем, связанных с оценкой финансовой эффективности инвестиционных решений, поэтому для дальнейшего детального анализа эффективности инвестиционных решений предприятий мы выделяем, именно, эту группу слагаемых. Для этого мы выбираем три предприятия, входящих в состав Сибирских межсистемных электрических сетей (МЭС Региона) РАО “ЕЭС России” и, на основе отобранных и рассчитанных показателей, составляем сводные таблицы, позволяющие осуществить ранжировку предприятий по степени привлекательности (таблица 2).

                Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, т.е. хозяйственной активности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели.

                Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятий. Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса.            Показатели таблицы 2.5. рассчитываются либо на конец периода (года), либо к усредненным значениям статей баланса.

                В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения как бы является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.


      Таблица 2. Группировка показателей финансовой привлекательности предприятий


    N

    Показатели


     1 пр-е

     2 пр-е

     3 пр-е

     Эталон

    I.

    Рентабельность





    1.

    Общая рентабельность предприятия


     



    2.

    Чистая рентабельность предприятия





    3.

    Рентабельность собствен. капитала





    4.

    Общая рентабельность произв. фондов






    Рейтинг группы рентабельности

    место





    II.

    Эффективность управления





    1.

    Чистая прибыль на 1 руб. реализации





    2.

    Прибыль от реализации продукции на 1 руб.

    реализации продукции





    3.

    Балансовая прибыль на 1 руб. реализации






    Рейтинг группы эффективности управл.

    место





    III.

    Показатели деловой активности





    1.

    Отдача всех активов





    2.

    Отдача основных фондов





    3.

    Оборачиваемость оборотных фондов





    4.

    Оборачиваемость запасов





    5.

    Отдача собственного капитала






    Рейтинг группы деловой активности

    место





    IV.

    Показатели ликвидности и финансовой

    устойчивости





    1.

    Коэффициент покрытия





    2.

    Коэффициент ликвидности





    3.

    Коэффициент абсолютной ликвидности





    4.

    Коэффициент автономии





    5.

    Коэффициент обеспеченности запасов

    собственными оборотными средствами





    6.

    Коэффициент маневренности





    7.

    Коэффициент соотношения заемных и

    собственных средств






    Рейтинг группы ликвидности и фин. уст.

    место






    Сумма мест






    В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий:

    1.Исходные данные представляются в виде матрицы (aij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, …, n), а по столбцам – номера предприятия (j = 1, 2, 3, …, m).

    2.По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m + 1).

    3.Исходные показатели матрицы aij стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

    aij

    xij = ------------ ,

    max aij

    j

    где: xij – стандартизированные показатели состояния j-го предприятия.

    4.Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

                                          Rj =     (1 – x1j)2 + (1 – x2j)2 + … + (1 – xnj)2 ,


    где:   Rj – рейтинговая оценка для j-го предприятия;

    x1j, x2j, …, xnj – cтандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.

               

                5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

    Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением R.

    Затем проводится альтернативная оценка ИПП в краткосрочном и долгосрочном периодах. В основе такого деления показателей – текущая и долговременная реструктуризация предприятий, требующие адекватных краткосрочных и долгосрочных инвестиций. В таблице 2.6. приведены критерии, по которым осуществляется оценка текущей и долговременной привлекательности предприятий.

    Таблица 3. Текущая ИПП


    N

      Показатели

    1 пр-е

    2 пр-е

    3 пр-е

    1.

    Коэффициент соотношения спроса и предложения




    2.

    Доля активной части ОПФ в общей стоимости ОПФ




    3.

    Рентабельность предприятия




    4.

    Изменение численности персонала в производстве

    гражданской продукции




    5.

    Доля платежей за экологические нарушения в прибыли




    6.

    Отношение зарплаты к МПК города




    7.

    Нормативная цена земли





    Сумма мест





    Общий рейтинг




      

                                                          Перспективная ИПП

    N

       Показатели

    1 пр-е

    2 пр-е

    3 пр-е

    1.

    Коэффициент диверсификации продукции




    2.

    Отношение суммы средств для НТП в ОПФ




    3.

    Чистая прибыль на объем реализации




    4.

    Изменение выпуска гражданской продукции в общем

    объеме




    5.

    Доля природоохранных платежей в себестоимости

    продукции




    6.

    Зарплатоемкость продукции




    7.

    Коэффициент потенциальной интенсификации территории





    Сумма мест





    Общий рейтинг





    Группировка показателей позволяет осуществить общий рейтинг сравниваемых предприятий по уровню их эффективности инвестиционных решений.

                Кроме альтернативного анализа ИПП во временном аспекте предлагается также альтернативный подход “привлекательность – риск”. Пороговые значения этих ограничений по каждому из слагаемых ИПП представлены в таблице 2, графа 5. В данной методике использованы два подхода к их числовому определению: с одной стороны, риск представлен в виде относительных величин, как и все слагаемые привлекательности; с другой стороны, часть параметров инвестиционного риска дана на основе: значений, принятых в мировой практике (ППП, ФПП, КнПП, СПП); реальных пропорций, сложившихся в Российской экономике (соотношение фонда накопления и фонда потребления в чистой прибыли, уровень общей рентабельности и др.); расчетных нормативов, базирующихся на новом законодательстве РФ (ТПП, ЭкПП); интегральных показателей предприятий, взятых за эталонные (КПП).

                Таким образом, с помощью данной методики инвестиционную привлекательность предприятия можно определить детально на основе всех разделов, возможен и экспресс- анализ ИПП по системе обобщающих коэффициентов или на основе только текущих или только долговременных показателей. К сожалению, в объеме данной дипломной работы не возможно проработать все варианты по всем разделам методики оценки ИПП, поэтому основной упор сделан на расчеты по оценке финансовой привлекательности как главного слагаемого эффективности инвестиционных решений предприятий, а применение и техника выполнения остальных дополнительных способов и приемов оценки даны лишь в описательной форме.

















    Заключение


    Инвестиционная привлекательность предприятия – это совокупность характеристик, позволяющих потенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других для вложения имеющихся средств.

    Существует множество классификаций факторов, определяющих инвестиционную привлекательность: производственно-технологические, ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные, а также экспортный потенциал, деловая репутация и другие.

    Многочисленные схемы анализа эффективности инвестиционных решений компаний сводятся, по сути, к определению всего нескольких показателей:

    - коэффициентов рентабельности, которые характеризуют эффективность работы фирмы и, косвенно, доходность инвестиций;

    - показателей финансовой устойчивости, описывающих структуру капитала;

    - коэффициентов ликвидности, которые показывают, способна ли компания рассчитаться по краткосрочным обязательствам;

    - структуры дебиторской и кредиторской задолженности;

    - износа основных средств, производительности труда;

    - позиции компании на рынке и ее конкурентных преимуществ;

    - структуры собственников.












    Список литературы

    1. Аверинов Е.Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: особенности и необходимость // Анализ и бизнес. – 2005. - № 6.

    2. Анализ хозяйственной деятельности / Под ред. В.А. Белобородовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.

    3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др. - Мн.: Выш.шк., 2003.

    4. Анищенко Ю.А. Оценка эффективности инвестиционных решений отечественных предприятий // Сборник материалов научно-практической конференции СибГАУ. -  Красноярск, 2003.

    5. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: «Дело и сервис», 1999.

    6. Апаллонова А.Ю. Зачем проводить финансовый анализ?! // Предприниматель. – 2005. - № 2.

    7. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2000

    8. Бороненкова С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. университета, 2001.

    9. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М: ИНФРА-М.; 2003.

    10.   Вульфсон Я. Роль анализа в деятельности предприятия // Бизнес. – 2006. - № 1.

    11.   Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 2004.

    12.   Горин Е.П. АХД на предприятии: быть или не быть? // Дело и сервис. – 2003. - № 8.

    13.   Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитнокова Н.В. АХДП. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001.

    14.   Ковалёв А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

    15.   Кузнецов А.Л, Глухова Л.М., Севрюгин Ю.В. Факторы эффективности инвестиционных решений региона и отрасли как элементы эффективности инвестиционных решений предприятия // Социально-экономическое управление: Теория и практика. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2004. № 2. С.5-11.

    16.   Кузнецов А.Л., Севрюгин Ю.В. Оценка качества корпоративного управления при расчете эффективности инвестиционных решений промышленных предприятий - // «Экономика региона на пути стабилизации». Сборник. – Екатеринбург: Институт экономики Уральское отделение РАН, 2002. С.139-145.

    17.   Кузнецов А.Л, Севрюгин А.С, Севрюгин Ю.В. Инвестиционная привлекательность предприятия: понятие и классификация // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2004. - №1. - С.56-58.

    18.   Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.

    19.   Люсарь Л.В. Как выявить проблемы предприятия с помощью АХД // Анализ и бизнес. – 2003. - № 11.

    20.   Маленко Е., Хазанова В. Инвестиционная привлекательность и ее повышение // Top-Manager. – 2007. - № 6.

    21.   Михеева В.Л. Анализ структуры активов и пассивов с помощью данных баланса. // АкДи. – 2003. – № 2.

    22.   Потёмкина В.М. Финансы предприятий: Учебное пособие. – Донецк: КИТИС, 2000.

    23.   Приходина Ю.А. От качества Корпоративного управления - к эффективности инвестиционных решений компаний // Право и экономика. – 2003. – 2003. - № 5.

    24.   Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

    25.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО «Новое знание», 2001.

    26.   Сафонов Ю.В. АХД: место в обосновании управленческих решений // Бизнес-стратегия. – 2006. - № 7.

    27.   Севрюгин Ю.В. Инвестиционная привлекательность предприятий в кривом зеркале фондового рынка // Финансы и кредит: Проблемы методологии и практики 2001. №1-2. С.181-188.

    28.   Севрюгин Ю.В. Оценка эффективности инвестиционных решений промышленного предприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность; управление инновациями и инвестиционной деятельностью). - Ижевск – 2004

    29.   Севрюгин А.С., Севрюгин Ю.В. К вопросу о выборе методов оценки эффективности инвестиционных решений промышленных предприятий // Финансы и кредит: Проблемы методологии и практики. 2000. №1-2. С.41-48.

    30.   Севрюгин А.С., Севрюгин Ю.В. Оценка эффективности инвестиционных решений промышленных предприятий // Международная научно-практическая конференция "Предпринимательство: состояние и перспективы". Тезисы докладов. - Ижевск: Изд-во УДГУ, 1999. С.106-110.

    31.   Скворцов М.  Секреты эффективности инвестиционных решений  // Консультант. – 2006. – № 13.

    32.   Щиборщ К. В. Оценка эффективности инвестиционных решений предприятий // Банковские Технологии. – 2000. - № 4.















    [1] Щиборщ К. В. Оценка эффективности инвестиционных решений предприятий // Банковские Технологии. – 2000. - № 4. – С. 12

    [2] Скворцов М.  Секреты эффективности инвестиционных решений  // Консультант. – 2006. – № 13. – С. 7

    [3] Маленко Е., Хазанова В. Инвестиционная привлекательность и ее повышение // Top-Manager. – 2007. - № 6. – С. 15

    [4] Скворцов М.  Секреты эффективности инвестиционных решений  // Консультант. – 2006. – № 13. – С. 9

    [5] Анищенко Ю.А. Оценка эффективности инвестиционных решений отечественных предприятий // Сборник материалов научно-практической конференции СибГАУ. -  Красноярск, 2003. – с. 52

    [6] Анищенко Ю.А. Оценка эффективности инвестиционных решений отечественных предприятий // Сборник материалов научно-практической конференции СибГАУ. -  Красноярск, 2003. – с. 53

    [7] Кузнецов А.Л, Севрюгин А.С, Севрюгин Ю.В. Инвестиционная привлекательность предприятия: понятие и классификация // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2004. - №1. - С.56

    [8] Кузнецов А.Л, Севрюгин А.С, Севрюгин Ю.В. Инвестиционная привлекательность предприятия: понятие и классификация // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2004. - №1. - С.57

    [9] Приходина Ю.А. От качества Корпоративного управления - к эффективности инвестиционных решений компаний // Право и экономика. – 2003. –  № 5. – С. 7

    [10] Приходина Ю.А. От качества Корпоративного управления - к эффективности инвестиционных решений компаний // Право и экономика. – 2003. –  № 5. – С. 8

    [11] Кузнецов А.Л, Севрюгин А.С, Севрюгин Ю.В. Инвестиционная привлекательность предприятия: понятие и классификация // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2004. - №1. - С.58

    [12] Приходина Ю.А. От качества Корпоративного управления - к эффективности инвестиционных решений компаний // Право и экономика. – 2003. - № 5. – С. 10

    [13] Кузнецов А.Л, Глухова Л.М., Севрюгин Ю.В. Факторы эффективности инвестиционных решений региона и отрасли как элементы эффективности инвестиционных решений предприятия // Социально-экономическое управление: Теория и практика. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2004. № 2. - С.5

    [14] Севрюгин Ю.В. Оценка эффективности инвестиционных решений промышленного предприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность; управление инновациями и инвестиционной деятельностью). - Ижевск – 2004. – с. 6

    [15] Севрюгин А.С., Севрюгин Ю.В. К вопросу о выборе методов оценки эффективности инвестиционных решений промышленных предприятий // Финансы и кредит: Проблемы методологии и практики. 2000. №1-2. С.42

    [16] Скворцов М.  Секреты эффективности инвестиционных решений  // Консультант. – 2006. – № 13. – С. 10

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инвестиционные решения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.