СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
глава i современные представления о
синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (сдвг) 6
1.1. Механизмы
формирования сдвг. 8
1.1.1. Биологические
факторы возникновения и развития сдвг 11
1.1.2. Социальные
факторы сдвг 13
1.2. Особенности
клинических проявлений сдвг. 14
глава ii сопутствующие сдвг состояния:
чувствительность и настроение. 18
глава iii методы преодоления сдвг. 22
3.1. Программа
коррекционной работы по преодолению сдвг. 22
3.2. Тренинги и игры.. 27
заключение. 31
список использованной литературы.. 33
приложение 1 корректурная проба ландольта. 35
приложение 2 корректурная проба тулуз – пьерона. 40
приложение 3 методика мюнстерберга. 43
Одной из главных проблем
современного общества является ухудшение здоровья детей как результат
неблагоприятного воздействия социально – экономических, экологических и
школьных факторов. По данным различных специалистов около 90% дошкольников и
школьников имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых
одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ) [14].
Для многих родителей эта
аббревиатура — не пустой звук. Проблемы начинаются с момента поступления их
ребенка в детский сад. При большой численности групп даже в современных детских
садах у воспитателя просто не хватает терпения на ребенка с СДВГ. В школе
неприятности только увеличиваются, так как дошкольник приходит недостаточно
готовый к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит
к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие
недиагностированного и нелеченного СДВГ [14].
История этого заболевания
включает в себя почти столетие клинических и научных публикаций и служит
основой для концептуализации расстройства и его лечения. Хотя одно из первых
упоминаний о гиперактивных детях, или детях с СДВГ, встречается в сочинениях
врача Heinrich Hoffman; заслуга, как первым авторам, сфокусировавшим серьезное
научное внимание на поведенческих аспектах детей, которые очень близки к тому,
что сейчас известно под СДВГ, принадлежит George Still и Alfred Tredgold
[4].
В 1980 году в третьем
издании Американской психиатрической ассоциации «Диагностическое и
статистическое руководство психических нарушений» был впервые представлен
термин «attention deficit»(дефицит внимания), который заменил термины «легкая
дисфункция мозга», «минимальная мозговая дисфункция» и другие. Базовым
симптомом стало «нарушение внимания». Это было обосновано тем, что нарушение
внимания встречается у всех детей с этим синдромом, а повышенная двигательная
активность не всегда [10; 11].
В 1987 году была
проведена ревизия диагностических критериев в рамках «Диагностического
руководства» и стал применяться термин «синдром дефицита внимания с
гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей.
СДВГ был разделен на два подтипа – с гиперактивностью и без гиперактивности [4].
В настоящее время СДВГ
рассматривается как нейробиологическое нарушение, симптомокомплекс которого
включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в
обучении и межличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с
поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и
речи, а также школьных навыков [K.L. O’Connell, 1996; M.Klockars, 2001].
Во всем мире этому
нарушению придается большое значение; проводятся конференции, съезды,
симпозиумы; издаются монографии, книги для родителей и учителей, публикуется
огромное число статей [14].
Исследованием этой
проблемы в России заинтересовались в конце 20-го века. На сегодняшний день в
нашей стране получены данные о 7-28%-й распространенности СДВГ среди младших
школьников. Разброс в цифрах объясняется тем, что до сих пор не существует
единых методических подходов и критериев диагностики данного расстройства [6].
Объект исследования – дошкольники и школьники.
Предмет исследования – генезис, развитие, формирование и
преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Цель исследования – изучение поведенческих и
личностных особенностей в ходе рассмотрения СДВГ (его генезиса, развития и
формирования) и корректурных проб по преодолению данной патологии.
Задачи исследования:
1. Анализ зарубежной и отечественной
литературы по проблеме исследования.
2. Изучение механизмов возникновения,
формирования и развития СДВГ на примере биологических и социальных факторов.
3. Определение особенностей клинических
проявлений СДВГ.
4. Рассмотрение сопутствующих СДВГ
состояний: чувствительность и настроение.
5. В процессе представления
литературных источников, выяснить какие существуют коррекционные работы, тренинги,
игры по выявлению и преодолению СДВГ.
Внимание - это
направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или
социальные отношения. Ни один психический процесс невозможен без концентрации и
удержания внимания на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание, как
необходимое условие познавательной или любой другой деятельности изучается
психологией с давних пор и является важной составной частью когнитивной
психологии. [4;14].
Есть взрослые люди, у
которых с детского возраста имеются различные нарушения внимания. Зачастую эти
взрослые в детском возрасте были очень активными и подвижными непоседами.
Чрезмерная активность с годами к подростковому возрасту исчезла или значительно
уменьшилась, а вот такие качества, как невнимательность и импульсивность,
порывистость в поведении остались, к сожалению, на всю жизнь [14].
Чрезмерная активность,
порывистость могут быть индивидуальными свойствами темперамента и вовсе не
означать какой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта
чрезмерная активность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного
внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой,
название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [14].
Диагностические
критерии СВДГ
Из перечисленных ниже
признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 месяцев:
·
Неспособность
сосредоточиться на деталях. Дошкольник воспринимает и запоминает предмет в общем, не
вдаваясь в подробности и детали. Детали имеют большое значение в нашей жизни.
Человек не учитывает каких-то мелочей и подробностей и, как результат,
испытывает трудности или вынужден ликвидировать последствия такого
невнимательного подхода к делу [14].
·
Ошибки по
невнимательности.
Такого рода ошибки также известны как "беззаботные ошибки" и мы
хорошо знаем как дорого такие ошибки могут стоить в жизни [14].
·
Неспособность
вслушиваться в обращенную речь. Дошкольники и школьники с СДВГ недослушивают вопросы или
обращенную к ним речь. Трудно говорить об установлении нормальных социальных
отношений, если кто-то не слушает вас или перебивает [14].
·
Неспособность
доводить задания до конца. Это является огромной трудностью для школьника с СДВГ. Усилия родителей
и педагогов как раз должны быть направлены на то, чтобы приучить ребёнка
заканчивать любые дела [14].
·
Низкие
организаторские способности. Дошкольник должен, как следует удерживать внимание на том,
что он делает и мысленно не терять содержания задания. Не помешает, при этом,
расставлять приоритеты: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно,
также, по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в
ситуации. Оказывается, не так всё просто. Всё это связано с исполнительными
функциями головного мозга, которые у ребёнка СДВГ недостаточно хорошо развиты [14].
·
Отрицательное
отношение к заданиям, требующим умственного напряжения. Такое отношение вполне естественно,
потому что трудные задания требуют дополнительных умственных усилий,
энергетических ресурсов, которых у ребёнка не так уж и много [14].
·
Отвлекаемость
на посторонние раздражители. Эта характеристика является противоположностью устойчивости
внимания. Дошкольник и школьник отвлекается на посторонние
стимулы-раздражители, которые к делу отношения не имеют. Тут есть две стороны
медали. С одной стороны, ребёнок обнаруживает повышенное реагирование на
посторонние стимулы, с другой стороны, ему так трудно удерживать внимание на
задании или игре. Как следствие, внимание уходит на сторону [4;14].
·
3абывчивость. Связана с плохой способностью
концентрировать внимание и со слабой кратковременной памятью. Чего только дети
СДВГ не забывают в школе и в различных общественных местах: зонты, перчатки,
шапки, различные личные вещи, школьные принадлежности и многое другое. Для некоторых
детей и их родителей это представляет большую финансовую проблему [14].
СДВГ — это нарушение познавательных
процессов (внимания), связанных с проявлением хронического расстройства
мозговых функций, проявляющихся в поведении, отношениях и социальной среде.
Несмотря на большое
количество исследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы
развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью остаются недостаточно
выясненными. Известно, что этиология этого синдрома имеет комбинированный
характер, то есть единого этиологического фактора у данной патологии не
выявлено. Именно это и составляет интерес и сложность проблемы. Если удается
установить наиболее вероятную причину нарушений, всегда следует учитывать
действие нескольких факторов, влияющих друг на друга [3; 5; 6].
Большинство данных,
полученных об этиологических факторах, являются взаимосвязанными по своей
природе и не дают прямых свидетельств непосредственной и первоначальной
причинности. К примеру, несмотря на то, что родители детей с СДВГ больше курят
табак во время беременности и большую вероятность того, что у курящих беременных
женщин родятся дети с СДВГ, это не является прямым доказательством того, что
курение является причиной СДВГ. Возможно, что родители детей с СДВГ могут
курить больше, чем родители нормальных детей, так как велика
вероятность того, что у них самих
присутствует проявление расстройства. Именно генетическая взаимосвязь между
родителями и детьми здесь может быть более значима, чем само курение. По этой
причине необходимо большой осторожностью интерпретировать взаимосвязанные
результаты многих исследований причинных факторов СДВГ [9].
На современном этапе
можно обозначить только две группы медико-биологических факторов,
детерминирующих развитие СДВГ: повреждения ЦНС в пре-, пери- и ранний
постнатальные периоды; генетические факторы. Наряду с медико-биологическими
факторами важную роль в формировании синдрома играют психосоциальные условия [3; 5].
Исследования Н.Н. Заваденко показали,
что в формировании СДВГ раннее повреждение ЦНС в периоды беременности и родов
имело значение в 84% случаев, генетические механизмы в 57%. При этом в 41%
случаев формирование синдрома определялось сочетанным влиянием этих факторов
(рис.4).
Рис.4. Основные причины синдрома дефицита
внимания с гиперактивностью у детей [4].
Пре- и перинатальные
факторы
Считается, что дети,
перенесшие асфиксию во время рождения, а также воздействия различных неблагоприятных
факторов во время беременности матери попадают в группу риска возникновения
СДВГ. К таким факторам относятся употребление матерью алкоголя, некоторых
лекарственных препаратов, курение, токсикозы во время беременности, обострение
клинических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, попытки прервать
беременность, травмы в области живота, длительные роды, недоношенность и другие
[7; 8].
Важную роль в развитии
СДВГ отводят раннему органическому повреждению ЦНС. Данная патология
преобладает у мальчиков, так как у них более высокая уязвимость мозга под
влиянием пре- и перинатальных патологических факторов [5].
Причины поражения
развивающегося мозга можно разделить на четыре основных типа: гипоксический,
инфекционный, механический и токсический[14].
Следует помнить, что
существует зависимость между сроками беременности, в которой произошло
воздействие патологических факторов на плод, и тяжестью исходов. Например,
неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной
возникновения пороков развития, детских церебральных параличей и умственной
отсталости. А вот патологические воздействия на плод в более поздние сроки
беременности очень часто влияют на формирование высших корковых функций и
служат фактором риска для развития синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью [5].
Пре- и перинатальные
повреждающие факторы являются одной из ведущих причин в формировании СДВГ, даже,
несмотря на то, что не у всех детей с СДВГ удается установить наличие органического
поражения ЦНС [4].
Генетические причины
Генетическая концепция
формирования СДВГ предполагает наличие врожденной неполноценности
функциональных структур мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль [4].
В США и Чехословакии по
результатам исследования отмечалась наследственная предрасположенность к
заболеванию у 10-20% дошкольников и школьников с СДВГ.
В пользу генетического
фактора говорит близнецовый метод исследований. Симптомы СДВГ проявляются у
обоих монозиготных близнецов значительно чаще, чем у дизиготных. Среди братьев
и сестер детей с СДВГ установлена значительная частота заболевания. Риск
развития СДВГ выше, если у матери или обоих родителей имеются указания на синдром
дефицита внимания в анамнезе [14].
В семьях детей с СДВГ
очень часто встречаются близкие родственники с нарушениями внимания и имевшие
аналогичные трудности в детстве. Более того, исследования показали, что у 57%
родителей детей, страдающих СДВГ, наблюдались такие же симптомы [J.J. Gillis et al., 1992].
Иногда различные
особенности поведения родственников не оставляют сомнений в наследственной
предрасположенности к этому заболеванию. Такие люди могут быть трудны в общении
и забывчивы. Им бывает трудно организовать свою деятельность эффективно. В
отдельных случаях требуются длительные и неоднократные расспросы родственников,
потому что какие-то сложности детского и подросткового возраста мало кто любит
вспоминать [13].
Среди родственников могут
быть люди, страдающие обсессивно-компульсивным синдромом (навязчивые мысли и действия),
тиками, синдромом де ля Туретта [4;14].
К сожалению, поиски
определенного гена, вызывающего нарушения внимания и поведения пока не
увенчались успехом. Возможно, СДВГ представляет собой генетически гетерогенное
состояние [4].
Нейробиологические факторы
Нейромедиаторы — это
общее название биологических веществ, которые выделяются нервными окончаниями и
обеспечивают проведение нервных импульсов в синапсах. В зависимости от тех
эффектов, которые они достигают, медиаторы бывают возбуждающими и тормозными. К
числу важных нейромедиаторов относятся допамин (или дофамин), норадреналин и
серотонин [4;13;14].
Эти химические вещества
помогают мозгу посылать, проводить и получать сигналы. При СДВГ в определенных
частях мозга может возникать дефицит этих веществ. В результате, некоторые
сигналы не передаются нервными клетками, потому что не могут преодолеть
расстояния между ними. При СДВГ уровень нейромедиаторов может меняться. Это
проявляется в том, что характерные симптомы то усиливаются, то ослабляются [4].
Социально -
психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные играют важную
роль в формировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [4;13;14].
Психологический
микроклимат – ссоры,
конфликты, алкоголизм и аморальное поведение родителей, воспитание в неполных
семьях, длительная разлука с родителями или смерть одного из них не могут не
отразиться на психике ребенка [14].
Особенности воспитания – эгоистическое воспитание по типу
«кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность могут стать причиной
ухудшения развития ребенка [14].
Бытовые условия
проживания и материальная обеспеченность – у дошкольников из социально-благополучных семей
последствия пре- и перинатальной патологии в основном исчезают к моменту поступления
в школу, тогда как у дошкольников из семей с низким материальным уровнем жизни
или социально-неблагополучных семей они продолжают сохраняться и создают предпосылки
для формирования школьной дезадаптации [1; 6].
Психосоциальные факторы
являются управляемыми факторами развития СДВГ. Изменив окружение ребенка и
отношение к нему, можно повлиять на течение заболевания и значительно снизить
влияние медико-биологических факторов. Неблагоприятные психосоциальные условия
не являются самостоятельной причиной формирования СДВГ, а лишь провоцируют
дальнейшее развитие заболевания [4].
Невнимательность. Проведенные исследования гласят, что
у дошкольников и школьников с СДВГ отмечаются значительные затруднения в постоянстве
волевых усилий или устойчивости внимания по отношению к заданиям
(сосредоточенность на деятельности). При СДВГ наиболее драматичны ситуации,
которые требуют от детей устойчивого внимания при выполнении скучных,
надоедливых, а также тяжелых и неприятных заданий. Однако при заинтересованном
выполнении дошкольником или школьником дополнительных заданий показатели
устойчивости внимания детей с СДВГ не отличаются от показателей нормальных
детей [4].
Тем не менее, когда
становятся возможным конкурирующие друг с другом и сменяющие друг друга виды
деятельности, дети с СДВГ могут быть рассеянными и отвлеченными, и, фактически,
им больше по душе отсрочить выполнение не нравящегося задания, если есть
возможность проявить себя в какой – либо соревновательной деятельности [4].
Исследования показали,
что нерабочее поведение или невнимательность на выполняемой работе
фиксировалась гораздо чаще у школьников и дошкольников с СДВГ, чем у нормальных
детей или детей, имеющих трудности в обучении [9].
Импульсивность. Одним главных признаков СДВГ,
наряду с нарушениями внимания, является импульсивность – недостаток контроля
поведения в ответ на конкретные требования [4].
Признаки импульсивности:
·
отвечает на
вопрос, не выслушав его;
·
не может
дождаться своей очереди;
·
вмешивается в
разговоры и игры других.
·
делает что –
либо, не подумав о том, какие будут последствия.
Дошкольник не способен
остановиться и подумать, дождаться инструкций и указаний, прежде чем заговорить
или совершить действие. В результате он очень небрежен, невнимателен, беспечен
и легкомыслен. Такой ребенок зачастую не может рассмотреть потенциально
вредные, негативные или опасные последствия, которые могут быть связаны с
определенными ситуациями или их поступками. Он часто подвергает себя необоснованному,
ненужному риску, чтобы показать свою смелость, причуды перед сверстниками [4;14].
Ситуации и игры,
требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и
строгости со своими сверстниками, являются особенно проблематичными для
импульсивных дошкольников. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно,
неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих. Для них также обычное
явление – преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров. Такое поведение
очень часто истолковывается как ребячливость, леность, чрезмерная грубость и
безответственность [4].
Гиперактивность. Избыточная двигательная активность,
не всегда является обязательным симптомом. У части детей она может быть
нормальной или даже сниженной, что зачастую затрудняет своевременную
диагностику и соответственно, коррекцию рассматриваемого вопроса [4;14].
Признаки гиперактивности:
Ребенок гиперактивен,
если он:
·
совершает
суетливые движения руками и ногами;
·
часто вскакивает
со своего места;
·
гиперподвижен в
ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
·
не может играть в
"тихие" игры;
·
всегда находится
в движении;
·
очень много
говорит.
Коротко говоря, ребёнок
находится в постоянном движении. Даже когда он сидит, двигаются его конечности
и голова. Так что гиперактивность невозможно перепутать с чем – либо ещё.
Правда, для достоверности, ребёнок может считаться гиперактивным или
гипердинамичным, если он ведёт себя так, по меньшей мере, в двух местах, дома и
в школе [4;14].
По мнению многих авторов,
перечисленные ниже симптомы тоже характерны для СДВГ [5;9; 12].
Нарушения координации. Нарушения тонких движений, таких как
завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо; равновесия –
дошкольникам и школьникам с СДВГ трудно кататься на роликах, двухколесном
велосипеде; зрительно-пространственной координации – неспособность к спортивным
играм, особенно с мячом [5;9; 12].
Эмоциональные
нарушения.
Эмоциональное развитие дошкольника, как правило, опаздывает, что проявляется
неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам [5;9; 12].
Поведенческие
расстройства. При
СДВГ наблюдаются часто, но не всегда. Кроме того, не у всех детей с
поведенческими расстройствами имеется СДВГ. У дошкольников с СДВГ чаще бывает
ночное недержание мочи, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы [5;9;
12].
К сожалению, синдром
дефицита внимания — не единственная трудность, которую приходится преодолевать
ребёнку ежедневно. Есть целый ряд сопутствующих заболеваний и состояний,
которые по своей природе не менее сложны, чем СДВГ. Это совершенно не значит,
что у одного и того же ребенка должны присутствовать абсолютно все нарушения
одновременно [4;14].
Некоторые из них
выделяются специалистами в отдельные заболевания, другие считаются осложняющими
факторами СДВГ[14].
Чувствительность.
Тактильная
чувствительность.
У школьников и
дошкольников с СДВГ можно наблюдать сенсорную сверхчувствительность, особенно к
прикосновениям, даже очень легким. В народе это называется синдромом
"принцессы на горошине" [4;13;14].
Раздражать могут ярлычки
на одежде, сама одежда из шерсти или синтетических материалов, складки и
неровности на простыне, резинки на поясе или рукавах одежды, тесные ботинки [14].
Липкая поверхность, грязь
или земля на руках или других участках кожи могут казаться непереносимыми [14].
С возрастом эти
проявления гиперчувствительности сглаживаются. Однако, во взрослой жизни и
женщины и мужчины могут иметь определенные трудности или особенности в интимных
отношениях из-за потребности иметь больше "собственного пространства"
[14].
Вкусовая
чувствительность.
Дети с СДВГ, страдающие
сверхчувствительностью очень часто избирательны в еде. Они, например, могут
кушать только пищу с определенной текстурой и не переносить остальные продукты
[4;13;14].
Низкая
чувствительность.
Очень часто в одном
пакете с гиперчувствительностью идет низкая чувствительность к холоду или боли,
а также пониженная чувствительность к стимулированию вестибулярного аппарата [14].
Дошкольник может не
замечать царапины и не реагировать на ушибы, легче переносить боль, если он
ударится. В холодное время года такие дети бегают без шапок и перчаток, с
расстегнутыми куртками и пальто. Дома, когда всем остальным членам семьи
температура кажется комфортной, ребёнку может быть жарко, и он хочет ходить по
дому в одном белье [14].
Методы преодоления
сенсорной сверхчувствительности.
Мэри Джейн Джонсон,
женщина, у которой есть и СДВГ и гиперчувствительность советует:
·
носить удобные
туфли;
·
купить
специальные наушники, блокирующие шум;
·
включить
небольшой вентилятор или журчащий фонтанчик, чтобы успокоиться и заснуть;
·
носить мягкие
свободные одежды, сшитые из трикотажа или хлопка;
·
носить часы на
свободном ремешке;
·
делать массаж
ежедневно, если он нравится;
·
выезжать как
можно чаще на природу.
Главное — перестать
бороться с тем, что вы не можете контролировать, уверяет Мери Джейн. Надо найти
способ жить удобно и всегда помнить, что это не "странности", а
внутреннее устройство [14].
Настроение
Депрессия
Если кто-нибудь будет уверять,
что у дошкольников и школьников не бывает депрессии, то он окажется в корне не
прав. По оценкам Американской психиатрической ассоциации один из десяти детей в
возрасте от 6 до 12 лет постоянно испытывает чувство печали — это признак
депрессии. У многих из них есть и СДВГ [14].
У ребенка с СДВГ может
развиваться депрессивное состояние на фоне низкой самооценки, помноженной на
неприятие в кругу сверстников. Дошкольник может проявлять мало интереса к
жизни, спать меньше или наоборот больше, чем раньше [14].
По данным R.S.Jensen школьники
с СДВГ испытывают состояние депрессии из-за конфликтных ситуаций дома и в
школе, из-за постоянного неуспеха в учебе или в других видах деятельности.
По некоторым оценкам
американской статистики, до 70% людей с СДВГ в то или иное время своей жизни
лечатся от депрессии. Американская Академия педиатрии считает, что примерно
половина детей с СДВГ страдает от депрессии и тревожных различных состояний [14].
Тревожность
По данным R.S.Jensen 25%
детей с СДВГ имеют повышенный или высокий уровень тревожности. Уровень
тревожности определяется специальными компьютерными программами, которые
представляют из себя диагностические тесты. В настоящее время существует
довольно много компьютерных тестов, позволяющих оценить и проявить личностные
качества или болезненные состояния. Эти тесты дают очень ценную информацию для
дальнейшей работы с детьми и с взрослыми [4;14].
Если обнаруживается, что дошкольник
или школьник тревожен, то его состояние может быть обусловлено неуверенностью и
сомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другими
людьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новой
обстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тоже
увеличивает тревожный фон настроения ребенка [2;4;14].
С учениками, у которых
был выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проводились занятия
2 раза в неделю по 30-40 минут в течение месяца. В программу вошли упражнения
направленные на развитие внимания, мышления, координации движения,
релаксацию, эмоционально-личностную сферу.
Занятие 1
1«Почесать спинку»
(Фопель К., с. 108)
Цель: Снять напряжение,
повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна
концентрация внимания.
2«Шершавые дощечки»
(Локалова Н.П., с. 36)
Цель: развитие
осязательных ощущений и концентрации внимания
3«Графический диктант» (Локалова
Н.П., с. 97)
Цель: развитие умения
подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и
концентрации внимания.
4«Тряпичная кукла»
(Фопель К., с. 116)
Цель: упражнение на
релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.
Занятие 2
1. «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х.,
Шефер Ч., с. 242)
Цель: разрядка
накопившейся энергии
2. «Смеяться запрещается» (Фопель К.,
с. 28)
Цель: успокоить
возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации
внимания.
3. «Штриховка» (Локалова Н.П.,с.45)
Цель: развитие
зрительно-двигательной координации
4. «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель
К., с. 21)
Цель: упражнение на
релаксацию
Занятие 3
1. «Путешествие на облаке» (Фопель К.,
с. 23)
Цель: упражнение на
релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу
2. «Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с.
36)
Цель: развитие
произвольного внимания
3. «Речка» (Локалова Н.П., с. 73)
Цель: развитие
зрительно-двигательной координации
4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.,
с. 99)
Цель: Научить контролировать
свои движения.
Занятие 4
1. «Игра с коробками» (Кэдьюсон Х.,
Шефер Ч.,с. 277)
Цель: Применялась для:
разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения
группы
2. «Камень мудрости» (Фопель К., с. 39)
Цель: успокоить
возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации
внимания и произвольности.
3. «Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116)
Цель: упражнение на
релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.
Занятие 5
1. «Путешествие на облаке» (Фопель К.,
с. 23)
Цель: упражнение на
релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу
2. «Запретная цифра» (Локалова Н.П., с.
98)
Цель: формирование
элементов самоконтроля
3. «Летает – не летает» (Локалова Н.П.,
с. 87)
Цель: развитие
произвольности движений
4. «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель
К., с. 21)
Цель: упражнение на
релаксацию
Занятие 6
1. «Камень мудрости» (Фопель К., с. 39)
Цель: успокоить
возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации
внимания и произвольности.
2. «Графический диктант» (Локалова Н.П.,
с. 97)
Цель: развитие умения
подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и
концентрации внимания.
3. «Быстрые превращения» (Фопель К., с.
59)
Цель: упражнение на
снятие напряжения после «сидячей» работы
Занятие 7
1. «Речка» (Локалова Н.П., с. 73)
Цель: развитие
зрительно-двигательной координации
2. «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45)
Цель: развитие
зрительно-двигательной координации
3. «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х.,
Шефер Ч., с. 242)
Цель: разрядка
накопившейся энергии
4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.,
с.99)
Цель: Научить
контролировать свои движения.
Занятие 8
1. «Птенцы» (Фопель К., с. 24)
Цель: Игра дает
возможность установить в группе спокойную атмосферу и развивает
концентрацию внимания.
2. «Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с.
42)
Цель: развитие
произвольного внимания
3. «Запретная цифра» (Локалова Н.П., с.
98)
Цель: формирование
элементов самоконтроля
4. «Замри» (Локалова Н.П., с. 120)
Цель: формирование
элементов самоконтроля
Занятие 9
1. «Летает – не летает» (Локалова Н.П.,
с.87)
Цель: развитие
произвольности движений
2. «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х.,
Шефер Ч. с. 242)
Цель: разрядка
накопившейся энергии
3. «Камень мудрости» (Фопель К. с. 39)
Цель: успокоить
возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации
внимания и произвольности.
4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.,
с.99)
Цель: Научить
контролировать свои движения.
Занятие 10
1. «Смеяться запрещается» (Фопель К., с.
28)
Цель: успокоить
возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации
внимания.
2. «Графический диктант» (Локалова Н.П.,
с. 97)
Цель: развитие умения
подчиняться словесным указаниям взрослого;
3. «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45)
Цель: развитие
зрительно-двигательной координации
4. «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К.,
с. 21)
Цель: упражнение на
релаксацию.
Резюме
Анализ программы
показывает, что в основе занятия № 1 лежат упражнения, которые
направлены на: снятие напряжения и повышение групповой сплоченности; развитие
концентрации внимания и осязательных ощущений; развитие двигательной сферы и
умения подчиняться взрослым; релаксацию.
В основе занятия № 2
лежат упражнения, которые направлены на: разрядку накопившейся энергии;
настройку работы, которая требует концентрации внимания; развитие
зрительно-двигательной координации; релаксацию.
В основе занятия № 3
лежат упражнения, направленные на: релаксацию, которая помогает успокоиться и
настроиться на работу; развитие произвольного внимания; развитие
зрительно-двигательной координации; обучение детей умению контролировать свои
движения.
В основе занятия № 4
лежат упражнения, которые дают возможность развить концентрацию внимания,
сплотить группу; создать рабочую обстановку; развить концентрацию внимания и
произвольность; нежно позаботиться друг о друге.
В основе занятия № 5
лежат упражнения, направленные на: релаксацию; формирование элементов
самоконтроля; развитие произвольности движения.
В основе занятия № 6
лежат упражнения, которые направлены на создание рабочей обстановки, развитие
концентрации внимания и произвольности; умение подчиняться словесным указаниям
взрослого, а также развитие двигательной сферы; снятие напряжения после
«сидячей» работы.
В основе занятия № 7
лежат упражнения, направленные на: развитие зрительно-двигательной координации;
разрядку накопившейся энергии; развитие умения контролировать свои движения.
В основе занятия № 8
лежат упражнения, которые дают возможность установить в группе спокойную
обстановку и развить концентрацию внимания; развить произвольное внимание;
сформировать элементы самоконтроля.
Упражнения занятия № 9
направлены на: развитие произвольности движений; разрядку накопившейся энергии;
развитие концентрации внимания и произвольности; умение контролировать свои
движения.
Упражнения занятия №
10 направлены на концентрацию внимания; развитие зрительно-двигательной
координации и релаксацию.
Значение различных
тренингов и игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития
дошкольника невозможно переоценить. Дошкольник развивается в игре, он усваивает
социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к
новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены [14].
Шумные игры
Часто гиперактивный
ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя
и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него
подвижные игры. Подвижные игры по правилам не только развивают определенные
качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению
своей деятельности определенной цели. Игры с очень четкими правилами
способствуют развитию внимания [4;14].
В подвижных играх дошкольник
с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение,
учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потом
пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми [13;14].
В подвижных играх также
развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове
несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Дошкольник учится
также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может
проиграть [13;14].
Подвижные игры развивают
ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать
травматических ситуаций. Наконец, если у дошкольника начинает получаться играть
вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах
других детей [4;13;14].
Невозможность
постановки комплексной задачи
Чтобы помочь ребенку с
СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности
постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный дошкольник без
должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и
сдерживать свои импульсы [14].
На первом этапе каждая
игра должна быть нацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая
несколько условий в голове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро
истощиться и начать переживать свою неудачу [14].
Например, если цель игры
– внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия
реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные
перемещения в пространстве.
Если в задачу игры входит
тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно [4;14].
Тренировка сразу двух
функций
Проведя работу по
развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к
тренировке сразу двух функций. Например, через игру могут тренироваться
внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной
активности [14].
Когда у гиперактивного дошкольника
появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций,
можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами,
предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре [14].
Постепенное вовлечение
в игру
Гиперактивные дети не
слишком уверены в своих силах, но они хотят участвовать во всех играх и
мероприятиях. Если ребенок почувствует, что его неудача не вызывает отторжения,
он будет пробовать свои силы снова и снова, сначала делая то, что у него получается
легче всего, потом все остальное [13;14].
В игре или в коллективной
работе такому ребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами
других. Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная с
индивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в конечном итоге
переходить к коллективным играм [14].
Компьютерные игры
Синдромальный подход
Синдромальная работа
заключается в том, что ребенку дается интересная с точки зрения
психолога/педагога произвольная деятельность. Эта деятельность, конечно же,
подбирается с учетом предпочтений конкретного ребенка. В результате этой
деятельности возникает постпроизвольное внимание. Постпроизвольное внимание – это
когда человек сначала делает усилия, а потом ему становится интересно и он уже
поддерживает уровень активного внимания без напряжения [4;13;14].
Компьютерные игры
Именно на постпроизвольном
внимании формируется увлечение гиперактивных дошкольников или школьников
компьютерными играми. Несмотря на все нарекания различных специалистов в адрес
сидения за компьютером, компьютерные игры имеют много положительных сторон [13].
Ограниченное пространство
дисплея компьютера позволяет организовать внимание гиперактивного ребенка.
Гиперактивный дошкольник или школьник может утомиться быстрее, чем любой
другой, но не отвлечься.
Компьютерные игры и
упражнения – это достаточно азартная деятельность, что очень хорошо
соответствует эмоциональным характеристикам гиперактивного ребенка [13;14].
В случае неудачи, ребенок
может повторить всю игру или этап игры, и сравнив свои результаты с
предыдущими, убедиться в том, что теперь у него получается лучше [14].
Компьютер — это очень
визуально и наглядно, что дает возможность гиперактивному школьнику лучше
усваивать любой материал.
Если ограничивать время
нахождения ребенка за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы
для развития его дефицитарных функций [14].
Программные пакеты
"Зоопарк" и "Внимание" предлагают тестирование различных
функций внимания и дальнейшие тренировки этих функций по результатам тестов [14].
Программы из этих пакетов
созданы для развития интенсивности внимания, переключаемости, способности
удерживать и эффективно распределять внимание [14].
Мы рассмотрели феномен СДВГ
с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний
день проводится работа с дошкольниками и школьниками в рамках практической
психологии, психиатрии и педагогики.
Проанализировав
литературу, можно сказать, что существует множество факторов, которые
влияют на возникновение и развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Основными из них являются: биологические факторы - генетические
причины, нейробиологические, пре- и перинатальные повреждающие факторы; психосоциальные
факторы – неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в
неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной
обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей и т.д. Этиология
СДВГ имеет комбинированный характер, так как, если удается установить причину
нарушений, всегда следует учитывать действие нескольких факторов, влияющих друг
на друга.
Также были выявлены и
изучены клинические проявления СДВГ, такие как импульсивность – недостаток
контроля поведения в ответ на конкретные указания или требования;
невнимательность – не способность сосредоточиться на деятельности; гиперактивность
– избыточная активность.
СДВГ является не
единственной трудностью, с которой приходится сталкиваться ребенку, существует
целый ряд сопутствующих состояний, которые по своей природе не менее сложны,
чем сама патология. Такие состояния как чувствительность: низкая чувствительность,
тактильная сверхчувствительность, вкусовая чувствительность; настроение:
депрессия и тревожность считаются осложняющими факторами СДВГ.
Затем, в практической
части мы рассмотрели методы преодоления СДВГ, в которые вошли коррекционная
работа на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию и
эмоционально-личностную сферу; тренинги и игры. Также в приложениях были
рассмотрены методика Мюнстерберга, корректурные пробы Ландольта и
Тулуз-Пьерона.
Дальнейшие исследования в
этой области будут направлены на:
1. Изучение влияния экологического
состояния города на развитие СДВГ, влияние зон экологически неблагоприятных для
проживания (чистота воздуха, почвы, наличие санирующих зон).
2. Разработку программы, направленной на
сопровождение развития ребенка с момента обращения родителей за помощью по
результатам анализа биологических факторов неблагополучия, рассмотренных в
данной работе.
3. Дальнейшую разработку коррекционная
программы, которая будет дополнена новыми упражнениями.
1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н.,
Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиат. мед.
психол. им. В.М.Бехтерева. – СПб., 1993. - №3. – С.74 - 90.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.
Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Наука, 1997. – 176с.
3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.
Непосредственный ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд – во
Института психотерапии, 2002. – 96с.
4. Грибанов А.В., Волокитина Т.В.,
Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у
детей. – М.: Академический Проект, 2004. – 176с.
5. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:
дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112с.
6. Заваденко Н.Н. Клико-психологическое
исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике
// Неврологический журнал. – 1998. – Т.3. - №6. – С.13 – 17.
7. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит
внимания с гиперактивностью у детей России. – М.: Рарог, 1997. – 200с.
8. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и
развитие детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: ИМАТОН, 1997. –
78с.
9. Barkley R.A. Behavioral
inhibition, sustained attention and executive functions: constructing a
unifying theory of attention deficit hyperactivity disorder // Psychopharm.
Bull. – 1997. – Vol.121. - №1. –
P. 65 – 94.
10.
Biederman
J., Faraone S.V., Milberger S., et al. A prospective four – year follow – up
study of attention deficit hyperactivity and related desorders // Arch.Gen. Psychiatry.
– 1996. – Vol.53. – P.437 – 446
11.
Brown
T.E. Attention – deficit Disorders and Comorbities in Children, Adolescents,
and Adults. – Washington, BC; London, England: American Psychiatric Press,
Inc., 2000. – 671p.
12.
Brown
T.E. Manual for the Brown Attention Deficit Disorder Scales. – San Antonio, TX: The Psychological Corporation, 2001. – 64 p.
13.
www.adalin.mospsy.ru
14.
www.effecton.ru
Приложение
1 Корректурная
проба Ландольта
Корректурные таблицы
(кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для
оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к моторной
деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
С помощью специальных
бланков, содержащих набор колец с разрывами, направленными в различные стороны,
проводится обследование. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает
определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по
количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения
заданного количества строк.
Ребенку показывается
бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен найти среди этих колец
такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и
зачеркнуть их. При этом он должен внимательно просматривать кольца по рядам.
В течение 5 минут
проводится работа, через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта»,
в это время ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала
команда.
Как только истекли 5
минут, экспериментатор произносит слово «стоп». Испытуемый должен прекратить
работу и поставить двойную вертикальную черту там, где его застала команда.
При обработке результатов
экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую
минуту работы, и за пять минут. Определяется количество ошибок, допущенных им
за каждую минуту, и в целом за все пять.