ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….………….2
Глава 1. Международная миграция
капитала: сущность, этапы
и факторы развития………………………………………………………..4
1.1. Экономическое содержание
миграции капитала……………………………...4
1.2. Становление международной
миграции капитала……………………………5
1.3. Факторы развития международной
миграции капитала……………………...7
Глава 2. «Бегство»
капитала: природа, формы, методы борьбы..….........................9 5
2.1. «Бегство
капитала» в системе понятий…………………………….….……….9 5
2.2. Основные мотивы
и цели вывоза капитала из России…………….….………12 7
2.3. Каналы и
инструменты, используемые для вывоза капитала…….…………..17 11
2.4. Факторы выбора
канала, способы и характер вывоза капитала….….………..21 14
Заключение………………………………………………….….…………………….27 77
Список
использованной литературы……………….………………………………30 82
ВВЕДЕНИЕ
Процесс
преобразования экономических отношений в нашей стране характеризуется не только
трудностями переходного периода, но и большими сложными явлениями и противоречиями.
На смену
планово-распределительной системе пришел механизм финансово-экономического
регулирования товарно-денежных отношений, достигнута высокая степень
либерализации предпринимательской и внешнеэкономической деятельности,
ликвидирован товарный дефицит, укрепляется рубль, который стал платежным средством,
образовался новый слой общества – собственники.
Наряду с
определенными положительными результатами в проведении экономических реформ в
стране усиливаются негативные процессы в экономике, продолжается спад
производства, свертывание инвестиционных процессов, снижение жизненного уровня
населения, растет безработица и преступность.
Материальной основой
национальной безопасности России является ее экономический потенциал,
обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную
целостность, защиту интересов России на международной арене,
социально-экономическую стабильность общества. Угрожает экономической
безопасности России и утечка капитала за пределы государства.
Вопрос о бегстве
капитала из России приобрел существенное значение в первой половине 1990-х гг.
в связи с тем, что масштабы данного явления сделали его экономически значимым.
Его важность сохраняется до настоящего времени, поскольку незаконный вывоз
капитала по-прежнему выступает одним из ключевых факторов, негативно влияющих
на развитие инвестиционных процессов в России. Однако масштабы вывоза
оцениваются весьма по-разному: от нескольких миллиардов в год до сотен
миллиардов за прошедшее десятилетие.
Сложилась и совершенно
другая мифология о том, что российский вывезенный капитал пытается вернуться на
родину или же, что специальными мерами можно заставить его вернуться в
российскую экономику. Ушедший за рубеж за последнее десятилетие капитал
рассматривается политиками как некий неиспользуемый резерв развития страны.
Такая позиция сродни поиску источника экономического чуда в тяжелой ситуации. И
этот поиск возобновляется почти каждым правительством. Бесспорно одно – бегство
капитала существует, имеет огромные масштабы и отрицательно воздействует на
возможности развития страны.
В нелегальном вывозе
российского капитала, с точки зрения валютного контроля и налогообложения, в
сущности, спрятан разумный и неизбежный экспорт капитала страны с огромным
международным товарооборотом и потребностями в коммерческом кредите. Разделить
ретроспективно экономически оправданный экспорт капитала из России, создание
сбытовых сетей, закрепление перспективных активов и возможностей российскими
компаниями от бегства вряд ли возможно, во всяком случае без какого-либо
исследования.
Таким образом, выбранная тема работы
является актуальной, так как в настоящее время до сих пор остра проблема
бегства предпринимательского капитала за рубеж, при этом внешнеторговая сфера
стала наиболее часто применяемым каналом несанкционированного вывоза средств за
рубеж и это одна из проблем, которую должны решать государственные органы в
целях обеспечения экономической и национальной безопасности России.
Глава 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ
МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА: СУЩНОСТЬ,
ЭТАПЫ
И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
1.1.
Экономическое содержание миграции капитала
Капитал как фактор производства
представляет собой прежде всего запас материальных благ длительного
пользования, необходимых для производства других товаров. Капитал так же как и
труд, способен перемещаться между странами. Причем ему присуща гораздо более
высокая степень международной стабильности по сравнению с рабочей силой.
Объясняется это тем, что международное движение капитала представляет собой
финансовую операцию, а не физическое перемещение людей из страны в страну, как
это происходит в случае миграции трудовых ресурсов.
Движение финансовых потоков между
кредиторами и заемщиками в различных странах, между собственниками и их
фирмами, которыми они владеют за рубежом, образует международное движение
капитала. Миграция капитала обычно не предполагает физическое перемещение из
страны в страну производственных зданий и сооружений, машин, оборудования и
других инвестиционных товаров. Когда бизнесмен приобретает за рубежом технику
или любой другой инвестиционный товар, то подобная сделка, как правило,
относится к внешней торговле, а не к международному перемещению капитала.
Однако если машины и оборудование перевозятся в другую страну в качестве вклада
в уставный капитал создаваемой или приобретаемой там фирмы, то в этом случае
сделка будет рассматриваться как вывоз капитала.
На современном этапе развития
мирового хозяйства одним из основных факторов развития международных
экономических отношений (МЭО) считается вывоз капитала, его международные
перемещения. Такие формы МЭО, как международная торговля товарами, услугами,
технологиями затрагивают валютно-финансовые аспекты: при осуществлении
экспортно-импортных операций проводятся международные расчеты или требуются
международные кредиты, при международной миграции рабочей силы переводятся
трансферты заработной платы. Таким образом, международные валютно-кредитные и
финансовые отношения являются предпосылкой развития МЭО, и его следствием.
Современные темпы роста экспорта
капитала во всех его формах опережают темпы роста товарного экспорта и темпы
роста ВВП в промышленно развитых странах. По оценкам европейских экономистов, в
конце 80-х – начале 90-х годов темпы прироста иностранных инвестиций составляли
34%, тогда как международной торговли товарами – только 7%, а уже к началу 2008
года – 38% и 9,5% соответственно. Американские же эксперты оценивали общую
сумму вывозимого финансового капитала в 2008 – 4,5 трлн.долл.[1]
1.2.
Становление международной миграции капитала
Становление и развитие ММК началось
значительно позже таких форм МЭО, как международная торговля товарами,
международная трудовая миграция. Для возникновения только возможности экспорта
капитала требовались достаточно значительные накопления его в стране.
Такая возможность появляется на
первом этапе эволюции ММК, который начинается после завершения процессов
первоначального накопления капиталов и с развитием капиталистических
производственных отношений – на рубеже ХVII – XVIII вв. и продлился до конца
XIX в. Данный этап называют «этапом зарождения вывоза капиталов». Происходящие
процессы наиболее точно отражают термин «вывоз капитала», т.к. последний
мигрировал исключительно в одном направлении (из метрополий в колонии) и носил
ограниченный и случайный характер.
Второй этап эволюции ММК отсчитывают
с конца XIX – начала XX в. и до середины ХХ в., то есть по мере утверждения и
распространения в мировом хозяйстве капиталистических производственных
отношений. Процесс вывоза капитала осуществляется как между промышленными странами,
так и между промышленными и развивающимися странами. На данном этапе вывоз
капитала стал типичным, повторяющимся и характерным явлением, что позволяет
определить этот термин и назвать этот этап – «этапом вывоза капитала».
Таким образом, вывоз капитала – это
процесс изъятия части капитала из национального оборота данной страны и
перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и
обращение другой страны с целью извлечения более высоких прибылей.
Однако на современном уровне развития
мирового хозяйства уже недостаточно говорить только о вывозе капитала. С
середины 50-х-60-х годов ХХ в. наступает третий этап эволюции международных
перемещений капиталов, продолжающийся до настоящего времени, на котором
происходящие процессы более объективно отражает термин «международная миграция
капитала». Причин этому несколько.
Во-первых, вывоз капитала
осуществляют не только промышленно развитые страны, но и многие развивающиеся
страны и бывшие социалистические страны. Так в 2008 г. иностранные инвестиции в группу развивающихся стран составили 132 млрд.долл., а они в свою
очередь экспортировали капитал на сумму 64 млрд.долл.[2]
Во-вторых, страны одновременно
становятся и экспортерами и импортерами капитала. Так капиталовложения из стран
ЕС в США за 2008г. составили 259 млрд.долл., и одновременно из США в страны ЕС
было вывезено капитала на сумму 243 млрд.долл.[3]
В-третьих, экспорт капиталов вызывает
значительные по объемам обратные движения капиталов в виде процентов на
кредиты, предпринимательской прибыли, дивидендов по акциям. Например, в 2008г.
платежи США по процентам за иностранные кредиты составили около 52 млрд.долл.
Исходя из вышесказанного,
международная миграция капиталов – это процессы встречного движения капиталов
между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их
социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их
собственникам.
Объективной основой ММК является
неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на
практике выражается:
- в неравномерности накопления
капитала в различных странах; в «относительном избытке» капитала в отдельных
странах;
- в несовпадении спроса на капитал и
его предложения в различных звеньях мирового хозяйства. По оценкам
специалистов, на начало XXI в. размер «относительного избытка капитала» достиг
200-225 млрд.долл.[4]
Термин «относительный» связан прежде
всего с тем, что в промышленно развитых странах не наблюдается абсолютного
избытка каптала, так как считается, что экономически производство имеет тенденцию
неограниченного роста, а следовательно, и потребность в капитале должна быть
всегда. Наряду с этим, экспорт капитала может осуществляться даже в случаях
недостатка его для вложения внутри страны, ведь в условиях рыночной экономики
вложения капитала находятся в прямой зависимости от размеров ожидаемых доходов.
1.3.
Факторы развития международной миграции капитала
На развитие процесса ММК влияют две
группы факторов, среди которых:
1) факторы экономического характера:
- развитие производства и поддержание
темпов экономического роста;
- глубокие структурные сдвиги как в
мировой экономике, так и в экономике отдельных стран (особенно с воздействием
научно-технической революции и развитием мирового рынка услуг);
- углубление международных
специализации и кооперации производства;
- рост транснационализации мировой
экономики (так, объемы производства продукции зарубежными филиалами
транснациональных корпораций США в 4 раза превышают объем экспорта из самих
США);
- рост интернационализации
производства и интеграционных процессов;
- активное развитие всех форм МЭО;
2) факторы политического характера:
- либерализация экспорта (импорта)
капитала (свободные экономические зоны, офшорные зоны и др.);
- политика индустриализма в странах
«третьего мира»;
- проведение экономических реформ
(приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого
бизнеса);
- политика поддержки уровня
занятости.
Вышеперечисленные факторы
предопределяют ММК на макроэкономическом уровне. Наряду с этим имеет место
экономическая целесообразность, непосредственно стимулирующая субъекты к
экспорту и импорту капитала. При осуществлении экспорта капитала субъекты
руководствуются экономической целесообразностью, состоящей в следующем:
- получении дополнительных прибылей;
- установлении контроля над другими
субъектами;
- обходе протекционистских барьеров,
выдвигаемых на пути движения товарных потоков;
- приближении производства к новым
рынкам сбыта (например, на территории СНГ должно быть создано около 200
совместных предприятий с итальянским капиталом по производству макаронных
изделий);
- получении доступа к новейшим
технологиям (например, посредством приобретения контрольного пакета акций);
- сохранении производственных
секретов путем создания зарубежных филиалов, на что обратил внимание
американский экономист Ст.Хаймер еще в середине 70-х годов. Так, японский
автомобильный концерн «Тойота», проникнув на американский рынок, предпочел
организацию собственного филиала объединению с «Дженерал Моторзс», хотя
последний вариант был более прибылен;
- экономии на налоговых платежах,
особенно при создании или регистрации предприятий в офшорных зонах и свободных
экономических зонах;
- снижении расходов на охрану
окружающей среды.
Экономическая целесообразность
импорта капитала состоит в:
- возможности развития определенных
новых и старых производств;
- привлечении дополнительных валютных
ресурсов;
- расширении научно-технического
потенциала;
- создании
дополнительных рабочих мест.
Отличительными чертами современной
миграции капиталов являются:
1. повышение роли государства в
вывозе капитала (оно не только содействует вывозу, но и выступает экспортером).
Вывоз государственных капиталов осуществляется преимущественно в развивающиеся
и бывшие социалистические страны, в основном в форме кредитов. Государственные
средства поступают в эти страны не только на двухсторонней, но и на
многосторонней основе: через международные и региональные финансовые
организации.
2. Усиление миграции частного
капитала между развитыми странами.
3. Увеличение доли прямых иностранных
инвестиций.
ГЛАВА 2. «БЕГСТВО» КАПИТАЛА: ПРИРОДА,
ФОРМЫ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ
2.1. «Бегство
капитала» в системе понятий
Первый
вопрос, с которым сталкивается исследователь проблемы вывоза капитала, связан с
неопределенностью терминологии. «Бегство капитала», «вывоз капитала», «утечка
капитала» - какой из этих терминов наиболее приемлем для использования в
аналитических целях?
Собственно
вывоз капитала многообразен по формам и последствиям, включает как
государственное, так и частное движение капитала, портфельные и прямые
инвестиции, кредиты, предоставляемые другим странам, различные легальные и
нелегальные формы экспорта капитала[5].
В
последнее время предприняты попытки расчета объемов вывоза капитала с помощью
методов платежного баланса. Но существующая система учета и статистики не
учитывает ряд существенных особенностей его движения. Сохраняется различие в
учете момента совершения международных расчетов, широко используются экспертные
оценки и коэффициенты, снижающие точность показателей платежного баланса.
Недостаточно точно учтены объемы утечки из России не только финансового, но и
иных форм капитала.
Утечка капитала – одна из форм международного
движения капитала. Даже будучи полностью легальной, она осуществляется в виде
продажи акций предприятий той или иной страны, переброски ресурсов в другие,
более благоприятные с точки зрения инвестиционного климата страны. Это –
составная часть экспорта капитала, хотя носящая другой, более подвижный
характер и требующая принятия соответствующих ответных мер как со стороны
национальных правительств, так и международных финансовых институтов[6].
И, наконец, особого внимания
заслуживает бегство капитала. Существуют различные подходы к определению
бегства капитала как его особой формы. Обзор различных точек зрения и подходов
к этой проблеме изложен в ряде работ.
Дж.
Кадинктон из Принстонского университета США феномен бегства капиталов понимает
достаточно узко, связывая его с оттоком краткосрочных частных капиталов
спекулятивного характера. Другие, в том числе эксперты Всемирного банка,
подходят к проблеме шире, применяя термин «бегство» к ситуациям массового
оттока частных капиталов любого характера и любой срочности. Многие
исследователи, например, М. Деплер и М. Уильямсон из МВФ, акцентируют внимание
на проблеме странового риска, рассматривая «бегство капитала» как процесс
помещения ресурсов в инвалютные финансовые активы (в том числе непосредственно
за границей), вызванный нарастанием экономической либо политической
нестабильности в данной стране и/или опасениями обесценения национальной
валюты. Наряду с подобными определениями, опирающимися преимущественно на
качественные характеристики, существует альтернативный подход, определяющий
бегство капитала на основе количественной оценки его последствий. Автор данного
подхода эксперт МВФ М. Дули относит к убежавшим капиталам ту часть внешних
финансовых обязательств страны, которая не связана с мотивом диверсификации
активов и не приносит стране статистически регистрируемого инвалютного дохода в
отличие от «нормального» оттока капиталов.[7] Признаком их бегства
считается сокращение финансово-инвестиционного потенциала страны,
обнаруживаемое количественно через ухудшение возможностей обслуживания
внешнего долга и/или реализации национальных инвестиционных программ. По мнению
большинства экспертов, бегство капиталов является разновидностью их оттока из
стран, испытывающих социально-экономические трудности. По определению Л. Красавиной,
профессора Финансовой академии при Правительстве РФ, понятие «бегство» капитала
(flight of capital) отражает изменение оценки экономической и политической
ситуации в стране владельцами денежных накоплений и принятие ими мер по их
защите от риска обесценения и утраты. Понятие «бегство» капитала нельзя
смешивать с экспортом капитала и отмыванием «грязных» денег, имеющим лишь
внешнее сходство.[8]
Бегство капитала из России происходит
в разных формах и на различные сроки. По мнению Л. Красавиной, целесообразно
различать понятие «бегство» капитала в узком смысле, т.е. ускоренное и
внезапное перемещение краткосрочных капиталов за рубеж, и в широком – как
массовый отток капитала за рубеж в различных формах и на разные сроки, а также
скупку иностранной валюты (особенно долларов) в стране с целью наиболее
прибыльного и надежного инвестирования. Расширительная трактовка включает в
понятие «бегство» капитала процесс долларизации экономики, т.е. бегство от
национальной обесценивающейся валюты к более стабильной иностранной, прежде
всего к доллару США. Долларизация отмечалась после первой и второй мировых
войн в ряде стран, в том числе Западной Европы. В России, по оценке, в настоящее
время у населения имеется 50 – 80 млрд. долларов.
По мнению экспертов, применительно к
России - имеет место широкомасштабная практика скрытого (недоступного для
органов госконтроля) вывоза резидентами своих доходов и как результат -
устойчивое бегство из страны инвалютных ресурсов.
Итак, бегство
капитала - это движение из страны по легальным и нелегальным каналам
денежных средств необязательно незаконного происхождения, но непременно
противоречащее ее интересам и происходящее из-за неблагоприятного инвестиционного
климата и социально-экономической обстановки, сложившейся в стране. При этом
бегство капитала - это такой процесс помещения денежных ресурсов в инвалютные
финансовые активы (как на территории России, так и непосредственно за
границей), который не связан с мотивом диверсификации капиталовложений и не
приносящий стране регистрируемого дохода.
Терминологическая
неопределенность усугубляется еще и тем, что каждый из указанных терминов
понимается по-разному, в зависимости от принадлежности исследователя к той или
иной дисциплине, а порой и к определенному теоретическому направлению.
Например, известно несколько определений вывоза капитала: экономическое, юридическое,
институцио-нальное.
Экономисты-неоклассики
определяют вывоз капитала через поиск вариантов наиболее выгодного его
вложения. «Принцип свободного перемещения капиталов в международном масштабе
позволяет мировой экономике инвестировать ресурсы с максимальной отдачей, вне
зависимости от их местонахождения. Если сбережения, сделанные в Великобритании,
будут приносить больше дохода при их инвестировании в японскую экономику,
почему они должны быть вложены в низкодоходные проекты в Великобритании?»[9]
С юридической точки
зрения вывоз капитала определяется как перемещение активов с таможенной
территории одного государства на территорию государства. При этом срок
пребывания активов за границей не ограничивается. Под активами понимаются
физическое имущество (res corporales) и иностранная валюта.[10]
В статистическом
аспекте вывоз капитала анализируется через платежный баланс (данный метод
использован мною в работе и более подробно представлен во второй главе). Объем
вывоза капитала оценивается в соответствии с законом и может быть подсчитан с
помощью данных статьи «Прямые инвестиции за границу». Если рассматривать
переводы, совершенные с нарушением закона, следует обратиться к расчетам по
статьям «Чистые ошибки и пропуски» и «Изменение задолженности по своевременно
непоступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным
авансам».[11]
2.2. Основные мотивы и цели вывоза капитала из России
Наряду с
классическими стимулами к вывозу капитала (освоение зарубежных рынков сбыта,
доступ к зарубежным источникам сырья, получение за рубежом более высокой
прибыли и т. п.) весьма сильны мотивы, характерные для так называемого бегства
капитала, обусловленного неблагоприятным инвестиционным климатом в России, а
также стремлением «отмыть» капитал нелегального происхождения.
В ходе анкетирования
22 компаний различного профиля, полностью или частично владеющих за рубежом 80
фирмами, среди главных причин прямого инвестирования за рубежом назывались
трудности инвестирования в России (ввиду высокого налогообложения, а также
политической и законодательной нестабильности) и/или желание сохранить часть
своих активов за рубежом.
Вывозя капитал за
рубеж, компании руководствуются преимущественно одним из следующих соображений:
1. Основная часть
прямых капиталовложений за рубежом предназначена для организации производства
товаров и услуг на месте.
2. Значительная
часть прямых инвестиций осуществляется по технико-экономическим причинам и
нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры современных
внешнеэкономических связей (складов, транспортных предприятий, банков,
страховых компаний и т. д.), иными словами, товаро- и услугопроводящей сети,
преимущественно для сбыта товаров и услуг произведенных в стране-экспортере.
3. Часть инвестиций
вывозится в рамках бегства капитала. Наиболее характерно бегство капитала из
стран с нестабильной экономической, социальной и политической жизнью, высокими
налогами и инфляцией, жесткими ограничениями на хозяйственную деятельность, а
также с высоким уровнем экономической преступности. Капитал оттуда «бежит» не
только и не столько в целях получения за рубежом более высокой прибыли,
сколько в поисках более «спокойной» и менее контролируемой хозяйственной
жизни. Поэтому подобный капитал вывозится не только в налоговые гавани и
оффшорные зоны, но и в крупные, средние и малые страны с рыночной экономикой.
Таким образом,
существует три основных мотива вывоза предпринимательского капитала. В рамках
первого мотива вывоза капитала выделяют четыре наиболее типичных случая
капиталовложений:
1)
предпринимательская деятельность за рубежом осуществляется потому, что ввоз
некоторых товаров или услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за
различных ограничений (таможенных тарифов, квот), или из-за свойств этих
товаров и особенно услуг. Это нередко бывает в отраслях сферы услуг, где часто
единственный способ продать услугу покупателю - это произвести услугу на
месте. Типичными примерами являются сборка автомобилей, техническое
обслуживание машин и оборудования;
2) торговля с другой
страной ведется без существенных ограничений, однако производство товаров и
услуг на месте оказывается более дешевым, эффективным способом обслуживания
этого зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах или
дешевой рабочей силе,
3) страна приложения
предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства
товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая и рынки происхождения
инвестиций, как, например, часто бывает в странах Юго-Восточной Азии, где
действует масса иностранных предприятий по сборке бытовой электроники и т. п.;
4) вместо
наращивания производства на родине с целью последующего экспорта производство
организуется за рубежом из-за того, что для некоторых видов продукции,
особенно технически сложных, важно послепродажное обслуживание,
консультационные и другие услуги, требующие постоянное присутствие производителя
на рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране часто
более выгодно, чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгоднее,
чем сбыт через посредников.
Из примеров подобных
инвестиций в 1993-2001 гг. можно привести деятельность КамАЗа, открывшего
фирмы по сборке своей продукции в Венгрии и Ботсване, и открытие российской
нефтяной фирмой ЮКОС в Турции своей дочерней компании по переработке нефти и
продаже бензина с перспективой выхода на рынки соседних стран. В целом же
слабая ориентация на производственную деятельность за рубежом в советские
годы объясняется тем, что перед государственными компаниями правительство
такую задачу не ставило.
В постсоветское
время такую задачу не ставят перед собой сами компании. Не расширяя
производственные мощности в самой России по причине экономического кризиса и
высокой инфляции, они редко создают подобные мощности и за рубежом. Для этого
у них пока мало не столько опыта, сколько традиционных конкурентных преимуществ
инвестора за рубежом - преимуществ собственника передовой технологии, крупных
финансовых активов, управленческого опыта и такого важного преимущества места
реализации, как использование более дешевой местной рабочей силы.
За последние годы в
нашем регионе появилось много совместных предприятий с участием капиталов
нерезидентов. Крупнейшие из них: ТОО «Игирма Тайрику» и «ТМ Байкал».
Примечательно, что практически все подобные предприятия функционируют в
области лесной промышленности. Сказывается большое количество свободных дешевых
производственных ресурсов и рабочей силы.
Второй мотив был
главным для созданных в предыдущие десятилетия компаний с советским капиталом
за рубежом (так называемых смешанных обществ - по терминологии тех лет). Он
определил появление за границей сети совзагранбанков,
транспортно-экспедиторских и агентских компаний, а также многочисленных компаний
по продаже экспортной нефти, древесины, алмазов, автомобилей, тракторов и т.
д. В 90-е годы этот мотив по-прежнему определял причины создания за рубежом тысяч
новых компаний с российским капиталом занимающихся экспортом и импортом.
У старейшего
экспортера капитала в мире Великобритании первыми зарубежными инвестициями
были открытые еще в средневековье европейские конторы английских купцов,
экспортировавших главный английский товар того времени – шерсть и сукно. Вслед
за своими фирмами-клиентами за рубеж тянутся и обслуживающие их банки,
страховые и транспортные компании. Так, российские Внешторгбанк, Инкомбанк,
АвтоВАЗбанк, Агропромстройбанк открыли свои зарубежные отделения на Кипре, где
до этого открыли свои зарубежные компании многие российские клиенты этого
банка.
Сейчас большинство
предприятий, как на территории России открывающих посреднические фирмы за
рубежом, предпочитают для этого оффшорные зоны. На сегодняшний день на таких
территориях действует несколько десятков тысяч российских фирм.
В рамках первых двух
мотивов основными инвесторами из России являются финансово-промышленные
группы. Крупнейшие из них - НК «Лукойл», РАО «Газпром», АООТ «Сургутнефтегаз».
В отраслевой структуре вывоза капитала из России доминирует топливно-энергетичсский
комплекс.
Однако ведущим для
большинства новых компаний с российским капиталом за рубежом в 90-е годы стал
третий мотив. Капитал из России вывозится преимущественно в рамках бегства
капитала. Та группа российских инвесторов, которые при вывозе валюты руководствуются
мотивом бегства капитала - это сейчас самая многочисленная группа, главная
задача которой - обезопасить свой капитал или его часть путем помещения его за
рубеж, причем таким образом, чтобы он одновременно приносил достаточную
прибыль и по возможности был высоколиквиден. Другими словами, им нужна за
рубежом приемлемая для них комбинация надежности, прибыльности и ликвидности.
Что же является причиной столь массового оттока капитала из России?
Прежде всего, это фундаментальная нестабильность ее общественной и хозяйственной
жизни. Как отмечает академик Л. Абалкин, базовой предпосылкой этого феномена
является «хронический» многоплановый кризис общества, экономики и государства.
Из выше сказанного, подводя итоги об основных причинах оттока капитала
можно сказать, что главная из них – это нестабильность общественной и хозяйственной
жизни России. Поэтому основная гипотеза может быть сформулирована следующим
образом: капитал вывозится из России за границу вследствие нестабильности
институциональной обстановки, включая налоговую систему. «Проблема (возвращения
капитала) состоит в следующем: капитал вывозится и либо не возвращается, либо
возвращается как спекулятивный капитал, который может быть снова вывезен за границу
в кратчайшие сроки. Большой объем вывозимого капитала связан не с ограничением
рисков, но с помещением капитала с целью получения прибыли и использования
этого в коммерции… В любом случае для российских инвесторов лучше инвестировать
капитал в зарубежные страны, чем в Россию. Они добиваются защиты другого
государства и могут использовать давление не только их компании, но и международного
права»[12].
Неспособность правительства защитить своих граждан выражается в крайне
низком уровне доверия к российскому государству. Только 3,4% респондентов считают,
что они могут «доверять своему государству».[13]
Если основной целью вывоза капитала является поиск более благоприятной
среды, то можно разложить ее на следующие подзадачи для улучшения данной среды:
1.
Создание
предсказуемых условий для инвестиций.
2.
Использование
эффективных методов реализации контракта. Только 10% российских респондентов
при появлении проблем с выполнением условий контракта обратятся в суд, то есть
будут использовать легальный механизм решения проблемы.
3.
Минимизация
налогов.
4.
Страхование
от инфляции.
5.
Отмывание
денег. Вывоз капитала позволяет скрыть криминальное происхождение последнего.
Чтобы открыть депозит в европейском банке, достаточно иметь документ,
подтверждающий, что капитал был вывезен легально, например, сертификат о том,
что данное количество денег было снято со счета в российском банке.
6.
Накопление
средств «на черный день» в случае кризиса в России или преследований за
нарушение закона.
Разумно
предположить, что есть связь между целями и экономико-географическими
направлениями вывоза капитала (см. табл. 1.). Можно допустить, что вывоз
капитала для минимизации налогов направлен в оффшорные зоны, для обеспечения
сбережений «на черный день» - главным образом в страны с высоким уровнем жизни,
а для развития бизнеса – в соседние страны с динамично развивающейся экономикой.
Следует также заметить, что оффшорные зоны часто используются только как
«перевалочный пункт» для вывоза капитала в страны двух других групп.
Таблица 1
Направления вывоза капитала[14]
Комплексные проблемы
|
Страны, в которые направлен вывоз
капитала
|
Развитие
бизнеса
|
Венгрия,
Финляндия, Чехия
|
Минимизация
налогов
|
Багамы, Кипр, Латвия, Науру, Канарские о-ва
|
Сбережения
на случай кризиса/преследования
|
Великобритания,
Испания, Канада, Кипр, Мальта, Голландия, США, Швейцария, Италия
|
2.3. Каналы и инструменты, используемые для вывоза капитала
Рассмотрев цели
вывоза капитала, перейдем к более детальному изучению методов совершения этой
операции, обратившись к вопросу о каналах и инструментах, используемых для
вывоза капитала.
1. Получение
разрешения ЦБР.
Закон РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле» разделяет обменные операции с валютными
средствами на текущие и капитальные, связанные с вывозом капитала. В
соответствии с п.2 ст.6 данного закона резиденты могут получать разрешение ЦБР
на проведение капитальных операций. Претендент должен представить в ЦБР или
его подразделение необходимый пакет документов, а иногда и заключение органа
государственного управления относительно целесообразности или обоснованности
осуществляемой операции. Для торговых операторов, инвесторов подобные
заключения должны быть сделаны Минэкономразвития. Эти документы анализируются
ЦБР в течение месяца. Если не все документы были представлены, запрашиваются
пропущенные документы и проверка занимает большее время.
2. Мнимые сделки.
Гражданский кодекс
РФ определяет мнимые сделки как «совершенные лишь для вида, без намерения
создать соответствующие ей правовые последствия» и квалифицирует их как
ничтожные[15]. Однако механизм мнимых
сделок активно используется, потому что чрезвычайно сложно доказать факт намерения
заключить именно мнимую сделку.
Следует обратить
внимание и на характер российских фирм, занимающихся заключением мнимых
контрактов. «Юридические лица, которые занимаются этими операциями, обычно
имеют минимальный уставный капитал, и даже получилось так, что процентов на 30
эти фирмы оформлены на умерших людей. Эти фирмы занимаются активным импортом чего
угодно, под их запросы банки покупают очень большие объемы долларов и переводят
их за рубеж по «липовым» контрактам»[16].
Мнимые сделки
заключаются с фирмой-нерезидентом в одной из следующих форм:
·
импорт
товара на условиях предоплаты – российская фирма переводит аванс
фирме-нерезиденту в счет будущей поставки товара, а поставка не осуществляется
ввиду «непорядочности зарубежных партнеров». На самом деле фирма-нерезидент, с
которой достигнуто соответствующее соглашение, просто перечисляет авансовый
платеж (или его часть) на зарубежные счета, контролируемые российской фирмой.
Возможен и радикальный вариант данной схемы, когда сам адресат импортных
поставок (компания-посредник), не дожидаясь их начала, прекращает свое
существование;
· экспорт товара на
условиях предпоставки – поставка товаров российской фирмой происходит, а ее
оплата – нет, и снова ввиду «непорядочности зарубежных партнеров»;
· завышение
(занижение) цен контракта – экспортные цены завышаются, а импортные –
занижаются. «Вы продаете товар не по 10 долл., как он стоит, а по 3, и договариваетесь
с вашим покупателем в Испании, что разницу он перечислит в оффшор или
куда-нибудь еще. В случае импорта приходится платить чуть больше, зато не
приходится платить налог на прибыль. Прибыли в этом случае нет, значит, нет и налога.
Да и деньги вывозятся»[17]. Возможен и вариант, когда
под видом одного товара через границу перемещается другой. Например, под видом
бензина А-76 экспортируется более качественный и, следовательно, более дорогой
А-92, а разница в цене остается за рубежом;
·
завышение
штрафных санкций – в контракт включаются завышенные штрафные санкции, которые
российская фирма обязуется выплатить при нарушении сроков выполнения контрактов
фирме-нерезиденту (последняя, в свою очередь, возвращает их на зарубежные счета
российской фирмы). Например[18], «покупатель» товара
(российский импортер) обязуется выплатить поставщику (иностранной фирме) штраф
в размере 25% таможенной стоимости товара, если товар не пройдет таможенную
«очистку» в течение суток. Понятно, что это условие чаще всего не выполняется;
· контракт на
предоставление услуг, удобен тем, что при его заключении практически
невозможно отследить момент пересечения услугой таможенной границы и оценить
ее реальную стоимость. Так, «…заключается крупная сделка со «своей»
фирмой-нерезидентом на оплату маркетингового исследования или консалтинговых
услуг. Причем доказать фиктивность такого рода сделок намного труднее, чем при
поставке товаров. Факт поступления товара легко проверяется, например, по таможенной
декларации. Кроме того, как оценить стоимость консалтинговых услуг?»[19]
3. Оффшорные
компании.
Хотя оффшорные
компании чаще всего не являются самостоятельным каналом для вывоза капитала, а
используются для осуществления мнимых сделок, их деятельность требует
отдельного анализа. Количество оффшорных предприятий, созданных при участии
российских физических и юридических лиц, на настоящий момент достигло 60 тыс.
Крупные российские фирмы фактически представляют собой агломерации различных
юридических лиц, в том числе оффшорных компаний.
Обычная для России
практика предусматривает использование оффшорных фирм для заключения мнимых
контрактов с завышенными (заниженными) ценами. Она нацелена на использование
преимуществ льготного налогового режима в оффшорах, где должна оставаться
основная часть прибыли от сделки.
Несмотря на
подозрения властей оффшорных зон относительно криминального характера
некоторых капиталов, поступающих к ним из России, они чаще всего заинтересованы
в сохранении притока капитала из нашей страны, т.к. он обеспечивает работой
местных юристов, зачастую управляющих оффшорными компаниями в интересах
россиян. Тем самым они фактически создают предпосылки для дальнейшей
легализации вывезенных капиталов, ведь активы, попадающие в Германию или
Италию через оффшоры, оказываются полностью очищенными. К слову, именно заинтересованность
юристов из оффшорных зон в российских капиталах частично объясняет трудности, с
которыми сталкиваются российские органы валютного контроля при выявлении мнимых
сделок.
4. Выдача кредитов
за рубеж.
Использование
кредитования нерезидентов для вывоза капиталов возможно как минимум в двух
формах. Во-первых, это невозврат нерезидентами полученных от российских банков
и фирм кредитов, являющийся разновидностью мнимых сделок, так как в результате
перечисленные за рубеж деньги оказываются на зарубежных счетах резидента.
Во-вторых, это завышение процентов по кредиту.
5. Использование
пробелов в валютном контроле.
Особенно активно
схемы, основанные на «простом» невозврате валютной выручки использовались в
1992-2000 гг., когда система валютного контроля еще не была создана. Самые
первые инструкции ЦБ по вывозу капитала возникли в 2000 г. Первая инструкция была в 2000 г. и касалась лишь экспорта. Только с 2003 г. стал более-менее упорядочиваться этот процесс. В 2002 г. были регламентированы бартерные сделки.
Однако и сегодня
значительная часть внешнеторговых операций находится вне сферы валютного
контроля, «…у нас сейчас только около 70% экспортных операций подпадают под
систему контроля – это по товарам. Услуги вообще не контролируются»[20].
Так, в России
существует 15 таможенных режимов, а валютный контроль распространяется только
на два из них. Вне сферы валютного контроля остаются, например, операции в
режиме таможенного склада, временного хранения и другие, а также операции со
странами СНГ и Таможенного союза, из чего можно сделать вывод о наличии
открытых легальных вариантах утечки капитала за рубеж.
При вывозе капитала
также используются преимущества свободной конверсии и перемещения средств за
границу, которыми на российском рынке обладают иностранные фирмы,
«Законодательство сейчас построено таким образом, что нерезидент – как
«священная корова». Его операции в иностранной валюте на российском рынке не ограничены.
Наличие такого отношения закона к нерезидентам используется при проведении
различных схем. Любимая схема сейчас – российский банк дает рублевой кредит
нерезиденту, нерезидент тут же дает поручение на конверсию этих средств в
иностранную валюту и тут же направляет эти деньги в погашение банку по этому
кредиту. Но банк ему говорит: ты мне переведи не на мой счет здесь, а на мой
счет за рубежом. Чисто и красиво»[21].
6. Вывоз капитала
наличными.
7. Финансовые
инструменты.
Использование
производных финансовых инструментов (облигаций, включая ГКО-ОФЗ, векселей,
американских депозитарных расписок) требует специальных знаний и навыков, но в
то же время позволяет не только вывозить капитал, но и решать задачи по
оптимизации налогов, обходить нормативы, установленные ЦБР, и т.д.
8. Другие каналы
вывоза капитала. Кроме описанных, существует целый ряд других схем, позволяющих
вывозить капитал: от вывоза предметов старины и искусства до работы предприятия
на давальческое сырье (толлинг).
2.4. Факторы выбора канала, способы и характер вывоза капитала
Оператор любого типа
в принципе может использовать любой канал вывоза. По одному и тому же каналу
вывоза (например, фиктивный импорт) могут двигаться как средства, полученные от
торговли наркотиками (криминальный капитал), средства, полученные от легальной
деятельности, но не прошедшие налогообложение в полном размере (внелегальный
капитал), так и средства, полученные абсолютно легально, но вывоз которых
легальным путем вызывает затруднения.
Криминальный капитал
можно вывести без легализации контрабандным путем (для РФ это может быть
скрытым пересечением имуществом таможенной границы, например, через
сопредельные территории стран СНГ и Балтии, а также, до недавнего времени через
территории Чечни). Такой вывоз капитала характеризуется как физическое
перемещение имущества и наличных денег, безналичные платежи здесь использованы
быть не могут.
Для использования
неконтрабандных каналов вывоза потребуется определенная легализация
криминального капитала на территории РФ. Если капитал будет частично
легализован, можно воспользоваться широким кругом внелегальных каналов вывоза
капитала, в этом случае капитал уже будет являться не криминальным, а
внелегальным. Соответственно для капитала могут использоваться и безналичные
платежи. Если удается достигнуть абсолютной легализации криминального капитала,
то можно воспользоваться и легальным каналом вывоза (получить разрешение ЦБР).
Внелегальный капитал
может быть вывезен с применением широкого круга внелегальных каналов вывоза.
Для использования легального канала, например, по разрешению ЦБР, потребуется
легализация этого капитала высокой степени. Вывоз внелегального капитала
контрабандным (криминальным) путем представляется нецелесообразным, однако
такая возможность не исключена.
Оператор,
располагающий легальным капиталом, может использовать все три способа вывоза –
криминальный, внелегальный и легальный.
Если более подробно
рассмотреть сами каналы вывоза, то обнаружится следующее. Криминальный и
абсолютно легальный способы вывоза капитала являются достаточно радикальными и
непрактичными. Криминальный способ вывоза капитала (контрабанда) предполагает,
что, даже попав за границу, капитал не может быть использован в обычной
экономической деятельности без легализации, продолжая обслуживать криминальную
экономику. По этим причинам его должен применять достаточно ограниченный круг
операторов.
Абсолютно легальный
способ вывоза капитала также приемлем не для всех. Получение разрешения ЦБР на
вывоз капитала – процедура дорогостоящая и длительная, считается и
действительно является труднореализуемой задачей. Маловероятно, что ЦБР выдаст
такое разрешение «подозрительному» резиденту, либо резиденту, имеющему
задолженность перед бюджетом по уплате налогов, либо резиденту, за которым
числятся нарушения валютного или налогового законодательства, либо если из
финансовой документации не будет понятно, откуда взялись средства у резидента.
Таким образом, перед
операторами, располагающими криминальным, внелегальным или легальным
капиталом, при необходимости осуществления вывоза капитала стоит примерно одна
и та же задача – выбрать способ вывоза.
Выбор канала вывоза
аналогичен выбору инвестиционного проекта из известных альтернатив, по каждой
из которых можно подсчитать затраты, доходы и даже доходность (IRR). В процессе
выбора нужно последовательно ответить на следующие вопросы:
- возможно ли
использование легального вывоза капитала, потребуется ли в этом случае
легализация капитала, во сколько она обойдется, каковы затраты на процедуру
получения разрешения;
- возможно ли
использование криминального канала вывоза капитала, каковы затраты, если этот
вариант рассматривается;
- какие внелегальные
способы вывоза можно использовать, каковы затраты, связанные с применением
приемлемых каналов вывоза;
- непосредственно
выбор канала вывоза капитала и его реализация.
Рассмотрим несколько
примеров.[22] Допустим, требуется
вывезти капитал, имеющий криминальную природу, руководствуясь одним из
изложенных выше мотивов. Получение капитала криминальным путем первоначально
само по себе никак не фиксируется посторонними лицами (в том числе
государством). Например, выручка от продажи наркотиков – это просто запас наличности
в чьем-то кармане. Этих денег легальный экономический оборот не видит. Следующий
шаг со стороны криминального оператора при осуществлении им вывоза – это выбор
канала вывоза. Использование контрабандного способа вывоза не требует какой
либо легализации капитала на территории страны, из которого вывозится капитал.
Наличные деньги просто исчезают с территории страны, их физически перемещают
через границу. Однако рубли российских операторов за границей мало кому нужны.
Поэтому определенная легализация все равно потребуется, скажем, рубли будут
обменены на иностранную валюту и затем контрабандным путем перемещены через
границу. Уже здесь государство может заметить этот поток: имея оценки «обычных»
покупок наличной иностранной валюты населением, можно примерно оценить
«подозрительные» покупки наличности. Причем можно определить не только
примерные объемы подозрительных покупок, но и места таких покупок и даже
конкретных лиц, покупающих иностранную валюту. Но после конвертации этот
капитал опять уходит из поля зрения государства, он снова становится
наличностью в кармане.
Оператор вывоза
криминального капитала может воспользоваться и внелегальным каналом вывоза.
Для этого потребуется, чтобы капитал был до определенной степени легализован
еще на территории страны. Деньги должны перейти в безналичную форму, появиться
на счете какого-либо юридического или физического лица в банке на территории
страны, причем необязательно, чтобы это юридическое или физическое было
резидентом. В зависимости от степени легализации капитала на территории страны
можно строить суждения о выборе оператором дальнейших каналов вывоза.
Допустим, не удается
обеспечить высокую степень легализации. Например, возникает юридическое лицо,
которое интенсивно начинает «продавать товар» населению или «оказывать услуги».
При проверке этого юридического лица обнаружится, что никакой реальной
деятельности оно не осуществляет, все его контракты фиктивны и имеют целью
только аккумулирование неизвестно откуда взявшихся денег в кассе предприятия
или на его счете в банке. Длительное существование такого юридического лица
опасно (может появиться налоговый орган, который просто арестует эти средства
ввиду не совсем чистого их происхождения), поэтому здесь необходимо
использовать наиболее быстрый способ перемещения капитала. Таким способом в
описанной ситуации может быть фиктивный импортный контракт по услугам на условиях
предоплаты. Юридическое лицо оплачивает импорт и исчезает (ликвидируется).
Контракт формально считается выполненным, в платежном балансе он учитывается
как импорт услуг, но реально этот платеж будет являться внелегальным вывозом
капитала криминального происхождения. Разновидность подобного способа вывоза
– фиктивный товарный импорт.
Высокая степень
легализации капитала на территории страны дает возможность использования более
широкого круга каналов вывоза капитала. Уже нет необходимости прекращать
деятельность юридического лица, аккумулировавшего капитал, сразу после
осуществления им фиктивной трансакции.
Если капитал
обладает определенной степенью легализации, нет необходимости быстро
избавляться от него. С другой стороны, использовать абсолютно легальный способ
вывоза еще нельзя, так как получение разрешения ЦБР маловероятно.
Соответственно, если оператор вывоза внелегального капитала не принимает во
внимание криминальный канал, перед ним широкий спектр внелегальных каналов. На
выбор конкретного внелегального канала при этом влияют следующие факторы: цель
вывоза, стоимость канала, конспиративность конкретного канала, доступность
конкретного объекта вывоза.
Цель вывоза сразу
может ограничить доступные каналы внелегального вывоза капитала. Если он
необходим для осуществления инвестиций за рубежом, направленных на расширение
бизнеса (создать дочернюю фирму или филиал за границей), а низкая степень
легализации имеющегося капитала и дороговизна процедур получения разрешения на
вывоз не позволяют воспользоваться легальным способом вывоза, то может
применяться следующая модель.
Денежные средства (в
РФ) могут быть переданы в доверительное управление уполномоченному банку с
тем, чтобы банк как доверительный управляющий приобрел номинально на себя
права собственника акций или долю в уставном капитале нерезидента. Формально
собственником зарубежного предприятия будет уполномоченный банк, что
допускается в рамках действующего законодательства РФ, но реальным собственником
станет резидент.
Для расширения
бизнеса может возникнуть необходимость передать своему зарубежному партнеру
(который может реально быть его дочерним предприятием) определенный капитал.
Простая передача имущества от одного коммерческого юридического лица другому
запрещена, так как рассматривается законодательством РФ как дарение. Передача
имущества может быть осуществлена путем кредитования.
Стоимость канала по
нескольким параметрам.
1) Для того, чтобы
вывезти капитал, необходимо иметь «зарубежного партнера». Это может быть
реальный контрагент, независимый от оператора, но сотрудничающий с ним, а
может быть и приобретенная фирма.
2) В зависимости от
сложности канала и необходимости участия в операции банка следует оценить
затраты на привлечение банка, а возможно, и на его покупку под проведение такой
операции.
3) Любое движение
активов, как правило, подвергается налогообложению, а если речь идет о внешней
торговле, то и обложению таможенными пошлинами. В ситуации, когда
рассматривается альтернатива кредитования нерезидента по экспортному или
импортному контракту, предпочтительным с точки зрения величины таможенной
пошлины будет экспортный контракт: таможенные пошлины в этом случае меньше,
если они вообще
Конспиративность
канала. Используемый канал вывоза капитала при конкретных сделках не должен
выделяться из общей деятельности предприятия. Если резидент, занимающийся
экспортно-импортными операциями, вдруг начнет использовать схему вывоза с
использованием ценных бумаг, с которыми он раньше никогда не работал, то при
анализе его деятельности налоговыми органами или агентами валютного контроля
подобные две-три сделки будут резко выделяться и, безусловно, привлекут
внимание любого проверяющего. С другой стороны, фиктивный импортный контракт
для такого резидента будет выглядеть как повседневная деятельность: из ста
типовых импортных контрактов выделить «липовый» чрезвычайно сложно.
Доступность
конкретного объекта вывоза. В настоящее время приобретение юридическими
лицами-резидентами иностранной валюты, в особенности для авансовой оплаты
товарного импорта, существенно ограничено, а рубли за границей мало кому
интересны. Поэтому популярными объектами вывоза (а соответственно и канала
вывоза) являются следующие: товар как физический носитель капитала – на основе
этого объекта строятся экспортные и импортные схемы; услуги как объект, стоимость
которого исчислить практически невозможно; рубли, которые могут быть переданы
нерезиденту на территории РФ с тем, чтобы они могли быть конвертированы в
иностранную валюту и свободно вывезены из страны.
Капитал может быть
подвергнут дальнейшей легализации еще на территории РФ с тем, чтобы
последующий вывоз можно было осуществить в том числе и на основании разрешения
ЦБР. Если удается максимально легализовать капитал и оператор готов нести
расходы по получению разрешения, то обращение в ЦБР является целесообразным. В
этом случае капитал становится легальным и перед оператором по его вывозу открываются
все возможные способы вывоза вплоть до абсолютно легального.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследованного материала
можно сделать следующие резюмирующие оценки, выводы и предложения:
1. Процесс вывоза капитала за границу
сам по себе не может квалифицироваться только как негативное явление, следует
различать понятия «бегство капитала» и «экспорт капитала».
2. В статистическом аспекте вывоз
капитала анализируется через платежный баланс. Если рассматривать переводы,
совершенные с нарушением закона, следует обратиться к расчетам по статьям
«Торговые кредиты и авансы, предоставленные российскими предприятиями и
организациями зарубежным партнерам», «Чистые ошибки и пропуски» платежного
баланса и «Изменение задолженности по своевременно непоступившей экспортной
валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам». Конечно, и
анализ данных платежного баланса позволяет получить лишь косвенную оценку
бегства капитала из России, но данный подход является наиболее корректным.
3. Наиболее характерно
бегство капитала из стран с нестабильной экономической, социальной и политической
жизнью, высокими налогами и инфляцией, жесткими ограничениями на
хозяйственную деятельность, а также с высоким уровнем экономической
преступности. Капитал оттуда «бежит» не только и не столько в целях получения
за рубежом более высокой прибыли, сколько в поисках более «спокойной» и менее
контролируемой хозяйственной жизни. Поэтому подобный капитал вывозится не
только в налоговые гавани и оффшорные зоны, но и в крупные, средние и малые
страны с рыночной экономикой.
4.
Систематическая борьба с бегством капитала как государственная политика в
прошедшие годы велась в основном декларативно. Не были установлены масштабы,
цели и источники вывоза капитала. Вплоть до конца макростабилизации осенью 2003 г. и финансового краха ставка официально делалась на возврат капитала путем создания соответствующего
инвестиционного климата. В период работы правительства Е.Примакова обсуждались
нереализованные попытки создать систему добровольно-принудительного возврата
капитала. С начала 2006 г. вопрос вернулся к своей классической постановке –
валютный контроль как противодействие вывозу капитала. Система валютного
регулирования безусловно, должна существовать и поддерживаться государством. В
то же время нельзя ожидать от этой системы таких результатов, как прекращение
оттока капитала, или обеспечение предложения валюты в любых условиях. Она
служит, скорее, амортизатором внешних потрясений и стабилизатором рынка, не
допускающим усиления панических настроений. На макроэкономические факторы
система валютного регулирования влиять не может, лишь смягчает их воздействие в
краткосрочном периоде.
Фактически
борьба с вывозом валюты обычно сводится к малоэффективному, чаще компанейскому
нажиму на челноков, мелкие контракты, туристов и командировачных. Создается
также система придирок различных органов и возможность для придирок банков к
участникам международных экономических связей с упором на жесткий контроль
сравнительно небольших (скорее средних) операций. Эффективной системы защиты
от бегства капитала не по капитальным, а по текущим статьям платежного баланса
практически не существует без существенного зажима свободы торговли или
введения прямого контроля в самих компаниях. Правда, даже возможные меры против
незаконного вывоза капитала денежными властями на протяжении целого десятилетия
почти не применялись, показывая, что сменявшие друг друга правительства шли на
поводу у крупного бизнеса и не были в состоянии отстаивать интересы бюджета.
5.
Относительно масштабов как легального, так и нелегального вывоза капитала из
России в российской и зарубежной печати приводятся лишь отрывочные данные и,
конечно же, точных данных по этому поводу не существует. При этом оценки
заметно расходятся. Агрегированная оценка масштабов оттока капиталов из России
во второй половине 90-х годов устойчиво дает величину порядка 30% экспорта, верхняя
граница оценивается в 20-25 млрд. долларов в год.
6. В
последние годы заметно снижение объемов бегства капитала. Последовательное
снижение интенсивности бегства капитала в последние годы также в полной мере
соответствует изменению экономических и политических условий в России. Усиление
контроля в области внешнеэкономических отношений в рамках осуществления общей
политики по укреплению государственности затруднило нелегальный вывоз капитала.
Оценивая ситуацию в 2008 году видно,
что не произошло сокращения абсолютного объема бегства капитала из России. По
итогам 2008 года объем бегства составил около 18,4 млрд. долл., тогда как в 2007 г. эта цифра не превышала 16,7 млрд. долл.
7. В утечке капитала, львиную долю
составляет нерепатриация экспортной валютной выручки. По своей экономической
сущности данное правонарушение приносит большой вред экономике России, так, как
происходит кредитование кредитных рынков иностранных государств, в то время как
отечественная финансовая система страдает от недостатка кредитных ресурсов.
Так, по данным российского Института глобализации, в 2006 году резко сократился
«серый вывоз капиталов», то есть невозвращение экспортной выручки и т.п.
Причина тому – более эффективное применение органами и агентами валютного
контроля административной ответственности в виде штрафов и др. Однако,
оценивая тенденции 2009 г. наблюдается опять увеличение непоступления
экспортной валютной выручки.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гражданский
кодекс РФ, принят 21.10.94 г. (последние изменения 15.05.01 г.) // Гарант:
справочно-правовая система.
2. Об усилении валютного контроля со
стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами
валютных операций и о применения мер воздействия к уполномоченным банкам за
нарушения валютного законодательства: Указания Центрального Банка от 12 февраля
2005 г. №500-У // Гарант: справочно-правовая система.
3. О порядке осуществления валютного
контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров:
Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 2005 г. №№ 86-И, 01-23/26541 (с изменениями от 15 февраля 2008 г.) // Гарант: справочно-правовая система.
4. О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
Федеральный закон от 7 августа 2007 г. №115-ФЗ (с изменениями от 25 июня, 30
октября 2008 г.) // Гарант: справочно-правовая система.
5.
Абалкин
Л. Бегство капитала: природа и формы // Вопросы экономики. 2004. №7. С.36-39.
6.
Бекряшев
А.К. Теневая экономика и экономическая преступность //
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Рудый К.В. Финансы внешне-экономической
деятельности. Учебное пособие. – Мн.: 2008. – С. 218.