Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    КУРСОВАЯ РАБОТА

     по предмету: социальная педагогика

    на тему:

    Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

    Оглавление

     

    Введение. 3

    Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации. 6

    1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов. 6

    1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов  14

    Выводы по главе I. 20

    Глава II. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. 22

    2.1. Особенности построения программы социально-педагогической реабилитации детей инвалидов. 22

    2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. 26

    Выводы по главе II. 30

    Заключение. 32

    Список литературы.. 34

    Приложение. 36


    Введение


    Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограни­ченными возможностями») это дети, имеющие столь значи­тельные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами спе­циального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе ме­дицинских показаний специальными медико-педагогическими ко­миссиями.

    Однако сложившаяся в нашей стране система специальных учеб­но-воспитательных учреждений для этой категории детей, а так­же теоретические и научно-практические исследования в области специальной педагогики не в полной мере отвечают требованиям конвенции, поскольку они традиционно были ориентированы, прежде всего, на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Проблемы же их социализации и социальной адаптации, которые как раз и обес­печивают полноценное вовлечение таких детей в социальную жизнь, не были предметом специального внимания ни ученых, ни практиков. Это объясняется тем, что вся система помощи этим детям в основном была ориентирована на их изолированное от общества существование, а поэтому данные аспекты проблемы не были актуальными.

    Современные требования обусловливают необходимость уси­ления именно социально-педагогической составляющей в рабо­те с различными категориями детей, имеющих ограниченные возможности. Помощь им должна быть направлена на их более полную самореализацию и социализацию, на максимально воз­можное включение их в жизнь общества и социальные отноше­ния, на преодоление изолированности, замкнутости их суще­ствования.

    Таким образом, актуальность исследования определяется возникшими в современном обществе противоречиями:

    Ø с одной стороны, потере духовных ценностей, идеалов и с другой стороны неспособности детей справится с социальными и личностными проблемами, в силу ограниченных физических возможностей,  адаптироваться в быстро меняющемся мире;

    Ø между нарастающей потребностью в оказании социально-педагогической помощи детям-инвалидам и неспособности решения этой проблемы с социальными службами и правовыми органами;

    Ø между потребностью в подготовке квалифицированных социальных педагогов способных использовать методы работы с детьми-инвалидами. Вышеуказанные противоречия и актуальность проблемы определили тему нашего исследования: «Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов».

    Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка  программы  по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

    Объект: дети-инвалиды.

    Предмет: работа социального педагога, направленная на социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

    Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:

    – исследовать  особенности социально-педагогической реабилитации;

    – выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;

    – разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

    Теоретическая ценность исследования: теоретическое значение исследования состоит в том, что: его положения (цели и задачи, принципы, условия, понимание сущности и содержания) уточняют и дополняют теоретические основы раздела социальной педагогики о социальных отклонениях, их предупреждении и преодолении. Теоретическая значимость состоит также в выявлении основ социальной работы с детьми-инвалидами; в выявлении и в раскрытии методов социально-педагогической реабилитации.

     Практическая  ценность  исследования: заключается  в  том, что  нами разработана программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Программа может быть использована в социально-педагогической работе социального педагога с детьми-инвалидами в специализированных учреждениях.

    Методологическую  основу  составили: научные исследования в области социальной педагогики, психологии, а также  анализ психолого-педагогического опыта работы Центров реабилитации детей с ограниченными возможностями следующих авторов: С.Н. Кавокин, М.А. Галагузова,  Т.В. Зозули, В.А. Никитиной и многих других.

    Для решения поставленных задач и проверки разработанной гипотезы применялся комплекс следующих методов исследования: теоретические –метод анализа и синтеза; системный анализ, позволяющий охарактеризовать ситуацию; метод моделирования, применяемый при разработке комплексной программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.  

    Структура  работы: курсовая работа состоит  из: введения, двух  глав, заключения, списка  литературы, приложений.

    Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации

    1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов


    После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был разработан ряд целевых федеральных и региональных программ, объединяющих усилия различных ведомств в этой области. В сложившейся социально-экономической ситуации продолжение социальной политики в отношении инвалидов путем расширения им перечня льгот вряд ли может быть признано целесообразным и осуществимым.[1] При­ходится соизмерять реальные возможности, состояние бюджета и актуальность приведения тех или иных мер. В России льготы и ком­пенсации инвалидам никогда не были привязаны к оценке нуж­даемости и доходов инвалида или его семьи. В настоящее время назрел вопрос о целесообразности оказания адресной помощи с учетом реальных потребностей инвалида. Необходимы и другие подходы к решению проблемы.

    Особую актуальность приобретает программа развития медико-комплексной социальной реабилитации инвалидов. Она предусматривает социальную защищенность и предоставление  широких возможностей для восстановления утраченных функций трудоспособности, роста личностного потенциала, интеграции в общество.

    Развитие комплексной реабилитации инвалидов имеет огром­ное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимо­связи с системой общественных отношений и их воспроизводства. Данная взаимосвязь имеет сложный и многоуровневый характер. Общественные отношения включают в себя широкий спектр взаимоотношений людей, начиная от духовных, социально-психологических, социокультурных и кончая социальными, экономическими, политическими и т.д. Кроме того, и процесс воспроизводства народонаселения, и процесс воспроизводства совокупного общественного продукта осуществляются в их опосредовании общественными отношениями того или иного рода.

    Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством важнейших из аспектов – составных частей системы общественных отношений осуществляется следующим образом:

    1. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством духовных, социальных и социально-психологических общественных отношений. Духовное начало в человеке служит основой генерирования его мировоззрения, смыслополагания, жизненных ценностей, фундаментального целеполагания (телеологии).

    2. По поводу всех этих элементов складываются и развиваются общественные отношения, которые постоянно воспроизводятся, при изменении в процессе воспроизводства их качества, направленнности, глубины.

    Во всех этих общественных отношениях, находящихся в постоянном воспроизводстве, так или иначе, в зависимости от характера и уровня духовного развития отдельных людей и состояния духовной составляющей их общественных отношений всегда присутствует взаимосвязь данных отношений с:

     а) потенциальной возможностью потери по причине инвалидности трудоспособности  в детском возрасте;

    б) фактически наступившей инвалидностью для части членов общества;

     в) мероприятиями, проводимыми в обществе, по комплексной реабилитации инвалидов в образовательных учреждениях различного типа, социальном функционировании.

    В одних обществах данные отношения строятся на принципах высокой духовности и гуманизма, в других – на началах пессимизма со стороны инвалидов и холодной расчетливости, сочетаемой с жестокостью, со стороны общества.

    Развитие в членах общества сочувственного отношения к инвалидам, стремления оказать им разнообразную помощь формирует в человеческой среде в человеческой среде отношения гуманизма, сотрудничества и взаимопомощи, улучшает социокультурную составляющую об­щества, облагораживает его социальную психологию.

    Духовная, психологическая, социокультурная готовность об­щества взять под свою защиту инвалидов создает у всех здоровых граждан чувство социальной защищенности перед лицом различ­ных превратностей судьбы.

    3.  Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроиз­водством социальных общественных отношений.

    Комплексная реабилитация инвалидов в меру ее ресурсного обеспечения и действенности позволяет разрешить ряд важней­ших проблем формирования и развития социальных отношений в общественной системе, процесса их воспроизводства, в частно­сти:

    Ø   создать социальные гарантии гражданам на случай инвалидности;

    Ø   в возможно большей степени нейтрализовать, смягчить последствия инвалидности;

    Ø   уменьшить социальную напряженность в обществе, укрепив его социальную стабильность за счет обеспечения инвалидам уровень жизни, соответствующего критериям человеческого достоинства.

    В свою очередь, для ресурсного, организационно-управленческого и правового обеспечения процесса комплексной реабилитации инвалидов в рамках социальных отношений общества должны быть созданы соответствующие социальные механизмы, направленные на осуществление комплексной реабилитации инвалидов возможно более полным и эффективным образом. Такие механизмы должны постоянно воспроизводиться на расширенной основе при их качественном улучшении.                                

    4.  Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством экономических общественных отношений.

    Воспроизводство той части экономических отношений, которая особенно тесно взаимосвязана с процессом комплексной реабилитации инвалидов, создает экономические основы pecypcного и организационно-управленческого, а также хозяйственного обеспечения процесса комплексной реабилитации инвалидов, его воспроизводства на устойчивом экономическом фундаменте.[2]

    В свою очередь, характер, полнота, направленность, интенсивность комплексной реабилитации инвалидов оказывают существенное воздействие:

    Ø   на качественные, количественные и структурные параметры важнейшего экономического фактора трудовых ресурсов, а именно в части примерно 10 % их численности;

    Ø   особенности хозяйственного механизма в части вовлечения в процесс труда и использования в нем инвалидов;

    Ø   долю потребностей в рамках сферы потребления обществен­ного воспроизводства в части специфических потребностей инвалидов;

    Ø   долю платежеспособного спроса внутри страны, обусловлен­ную особенностями платежеспособного спроса инвалидов;

    Ø   создание ориентиров и стимулов для производства товаров и оказания услуг, удовлетворяющих специфические потребности инвалидов.

    5. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством научно-технических и технико-технологических отношений.

    Комплексная реабилитация инвалидов оказывает определенное влияние:

    Ø   на проведение ряда научных исследований по проблемам инвалидности, разработки научно-методологических аспектов и технологий комплексной реабилитации, создания технических средств реабилитации инвалидов;

    Ø   внедрение в технологические процессы приспособлений, предназначенных для адаптации производства к труду инвалидов;

    Ø   приспособление некоторых технологических операций к особенностям труда инвалидов.

    Вышеназванные процессы способствуют развитию предприя­тий реабилитационной индустрии, дальнейшему продвижению направлении технико-технологического обеспечения комплексной реабилитации инвалидов, что, в свою очередь, создает условия для более полного и эффективного вовлечения все возрастающего числа инвалидов в такой процесс производства, который отличается высокой технической оснащенностью, применением наиболее совершенных достижений научно-технического прогресса.

    6.  Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроиз­водством политических общественных отношений.

    В любом обществе инвалиды, соответственно и процесс их со­циальной реабилитации играют определенную роль в политиче­ских отношениях, структурах и механизмах, проведении полити­ческого курса, следовательно, задействованы и в процессе вос­производства политических отношений.                                       В зависимости от социального, политического положения ин­валидов в обществе, степени удовлетворения их разнообразных потребностей, прежде всего, жизненно важных, действенности мероприятий в рамках комплексной реабилитации инвалидов фор­мируется воздействие инвалидов в качестве социальной группы на политические процессы и структуры, определяются характер направленность такого воздействия.

    7.  Взаимодействие комплексной реабилитации инвалидов свое производством международных общественных отношений. Процесс общественного воспроизводства неизбежно выходит за рамки национально-государственных границ, соответственно международные отношения всех видов воспроизводятся, как правило, на расширенной основе. Данный процесс интегрируется по мере развития глобализации.

    Международные общественные отношения охватывают также инвалидов, опосредуют в определенной мере и процесс их комплексной реабилитации. Это проявляется во все более широком диапазоне параметров, начиная от международного разделения труда и кооперирования производства в области разработки и изготовления разнообразных технических средств и приспособлений, медикаментов и т.п., необходимых для повышения действенности комплексной реабилитации инвалидов, и кончая проведением спортивных международных соревнований среди инвалидов, участием их в международном туризме. При этом инвалиды, будучи задействованными в комплексной реабилитации, с одной стороны, принимают участие в развитии соответствующих международных общественных отношений, с другой – пользуются их результатами для повышения своего жизненного уровня, который во многом зависит от того, насколько эффективно реализуются общественные и индивидуальные программы в области комплек­сной реабилитации инвалидов.[3]

    Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с общественным производством имеет определенные закономерности. Роль и содержание комплексной реабилитации инвалидов в общественном воспроизводстве меняется в зависимости от характера этих отношений, социально-экономической системы, основ­ной цели социально-экономического развития, уровня экономи­ческого благосостояния и материально-технической базы общества, а также его духовно-культурной программы. В этом заключается объективная закономерность взаимодействия комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством системы экономи­ческих отношений. Назовем ее закономерностью «А».

    Закономерность «Б» заключается в том, что выделение общественных ресурсов на осуществление комплексной реабилитации инвалидов увеличивает трудовой потенциал, обусловливает объем производства общественно полезной продукции, а также соот­ветствующее увеличение ценности этой продукции в результате лее частого использования трудового потенциала инвалидов, в определенной мере компенсирует затраты общества на комплекс­ную реабилитацию инвалидов, а при известных условиях может не только компенсировать эти затраты, но и обеспечивать избыток ценности над ними.

    Закономерность «В». Масштабы и степень развития процесса комплексной реабилитации инвалидов зависят главным образом от взаимодействия двух моментов – с одной стороны, экономи­ческого благосостояния общества и уровня развития производи­тельных сил, а с другой стороны, от духовно-культурной про­граммы общества и места и роли в ней нравственного долга в части помощи инвалидам и социальной заботы о них.

    Закономерность «Г». В рамках равного ресурсного обеспечения действенность отдачи мероприятий по комплектной реабилитации инвалидов определяется адресностью и индивидуальной конкретностью соответствующих мер.

    Закономерность «Д». Развитие процесса комплексной реабили­тации инвалидов создает все возрастающий спрос на научную и технически сложную продукцию, производимую для удовлетво­рения разнообразных потребностей инвалидов в труде и быту.

    Закономерность «Е». По мере перерастания индустриального общества в информационно-индустриальное, чему соответствует как развитие медицинской науки и техники протезирования, так возрастающее техническое оснащение не только производства, и всех функций быта, увеличиваются возможности осуществления комплексной реабилитации инвалидов, а также opганизуются условия для того, чтобы ценность создаваемой инвалидов     и продукции превышала всю совокупность затрат по осуществлению этой комплексной реабилитации.

    Закономерность «Ж». Комплексная реабилитация инвалидов объективно не только направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей инвалида, но и выполняет функцию общественного страхования здоровья людей на случай boзможной инвалидности.                                                                 

    Закономерность «3». Обеспечение действенности комплекснй реабилитации инвалидов гармонизирует социальные отношения в обществе, укрепляет взаимосвязь и развивает взаимопонимание разных поколений, способствует стабильности и уменьшает конф­ликтность.

    Закономерность «И». Воспроизводство методов механизма ком­плексной реабилитации инвалидов определяется сочетанием социально-государственных особенностей страны и выбранной ею социально-экономической системы.                                            

    Закономерность «К». С развитием глобализации, чему соответствуют расширение и интенсификация воспроизводства международных экономических, информационных и других отношений определенные элементы комплексной реабилитации инвалидов и интернационализируются в возрастающей степени.

    Закономерность «Л». По мере развития и гуманизации человеческого общества закономерным становится проведение широкого спектра действенных мероприятий по профилактике инвалидности от рождения, болезней, бытовых, производственны транспортных травм на основе перехода от потребительского здоровому образу жизни, всемирной экологизации производства и быта, осуществления эффективных мер по возрождению природы.

    Закономерность «М». С развитием разрядки международной напряженности, отказом от гонки вооружений общественный спрос в определении государственных заказов должен быть переориентирован с военной техники в существенной мере на разработку, создание и массовое производство научных технических среда комплексной реабилитации инвалидов.

     

    1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов

    Дети как особая возрастная категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отлича­ются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализа­ция – процесс приобщения к социальной жизни, который заклю­чается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном обществе. Но это, же означает, что ребенок – это инди­вид, процесс социализации которого не завершился, т.е. у него еще не сформировались устойчивые социальные установки и сис­тема ценностей, он не приобрел достаточного социального опыта и других качеств, важных для успешного включения в жизнь об­щества. И эта социальная незрелость, несформированность лич­ности существенно осложняют процесс социальной адаптации ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных си­туаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адап­тацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию.[4]

    Понятие социализации, которое появилось в социологии, ак­тивно включается в понятийный аппарат педагогики, и многие ученые (А.В.Мудрик, В.А.Никитин и др.) начинают рассматри­вать его как одну из центральных категорий социальной педагоги­ки. Социализация определяется как развитие и самореализация че­ловека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспро­изводства культуры общества (А.В.Мудрик).

    В настоящее время понятие «социализация» носит междисциплинарный характер и широко используется в педагогике, социо­логии, психологии. Выделяют три сферы, в которых осуществля­ется социализация: деятельность, общение, самосознание. Эти сферы создают для человека «расширяющую действительность» (Г.М.Андреева), в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только микросреду, но и всю систему со­циальных отношений.

    Вхождение в систему социальных отноше­ний осуществляется за счет усвоения и реализации социальных ролей. Социальная роль – это модель ожидаемого поведения, обус­ловленного статусом или социальной позицией человека. Процесс усвоения социальной роли – условие и результат вхождения инвалида в систему социальных, связей, занятая в ней определенной позиции, есть составная часть процесса социализации. На всех этапах социализации человека общество оказывает на него определенное воздействие. Конкретные группы людей, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей обще­ства, называются институтами социализации. Институты социа­лизации: семья, детские учреждения, школа, группа сверстни­ков, коллектив – на разных этапах жизненного пути оказывают разное влияние.

    Современные концепции социальной работы предусматрива­ют более широкое понимание социальной помощи, которая вклю­чает также защиту прав и интересов детей-инвалидов, оказание им информационной, психологи­ческой и педагогической помощи и поддержки (через работу кон­сультаций, телефонов доверия, кабинетов анонимного приема и других служб).

    Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограни­ченными возможностями») – это дети, имеющие столь значи­тельные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами спе­циального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе ме­дицинских показаний специальными медико-педагогическими ко­миссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченны­ми возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослы­шащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-дви­гательного аппарата и ряд других.

    Отметим, что дети этой категории всегда находились в поле зрения педаго­гов – ученых и практиков. В советский период получила интен­сивное развитие наука о психофизиологических особенностях раз­вития, закономерностях обучения и воспитания таких детей, ко­торая носила название «дефектология», а в настоящее время все чаще называется специальной, или коррекционной педагогикой. Многие достижения российских ученых и практических работни­ков в области сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофрено­педагогики и логопедии получили широкое признание в мире. В то же время в современных условиях некоторые теории, методики и технологии специальной педагогики требуют обновления.

    Следует отметить, что изначально помощь этой категории де­тей во всех странах, в том числе и в России, развивалась в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, в результате чего постепенно усиливалась сегрега­ция и изоляция детей с ограниченными возможностями в обще­стве. Примерно с середины 70-х гг. XX в. наметились и стали полу­чать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении людей, в том чис­ле и детей, с ограниченными возможностями, которые выража­ются понятием «интеграция». Существуют различные трактовки термина интеграция в специальной педагогике, но суть их заклю­чается в том, что инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и др., не являются социально обособленными или изоли­рованными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.[5]

    Реальное, практическое воплощение идей интеграции – про­блема комплексная и очень сложная даже для социально и эко­номически благополучных стран, а тем более в условиях эконо­мической нестабильности, как, например, в России. Сложность заключается даже не столько в том, что это требует огромных средств (переоборудования зданий, общественных мест, транс­портных средств и многого другого), сколько в необходимости изменения сознания как самих людей с ограниченными возмож­ностями, так и всех других членов общества. Однако очевидно, что уже сегодня необходимо предпринимать определенные шаги в этом направлении.

    Ст. 23 Конвенции ООН о правах ребенка гласит, что «неполно­ценный в умственном или физическом отношении ребенок дол­жен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества», что он имеет право на особую заботу и что в признание особых нужд  неполноценного ребенка помощь, оказываемая ему, должна иметь целью «обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области, профессиональной подготовки,  медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и дости­жению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».[6]

    Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

    Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию детей-инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах. Многие заболевания, особенно с поражением центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к косметическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьезному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухудшают состояние и могут усугубить развитие болезни. Ребенок, став­ший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но с социально-психологическими проблемами в семье и на учебе. Воз­никают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встает необходимость решения многих проблем, касающихся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрицательно сказывается на психическом состоянии и обусловливает Необходимость оказания психологической помощи.

    Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех лапах реабилитации

    Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направлен­ные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.[7]

    В компенсаторно-адаптационной образовательной области учитывается специфика дефекта. Коррекционное обучение предпола­гает усвоение социального опыта специальными методами, кото­рые учитывают недостатки психического или физического разви­тия, исправляют эти недостатки и совершенствуют физические и психические функции и механизмы компенсации дефекта. Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод пси­хосоциального воздействия.

    Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвали­дом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.

    Цель социальной реабилитации – ресоциализация с восстанов­лением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществ достижение самостоятельности и материальной независимости. Осуществление реабилитационных мероприятий возможно толь­ко при условии обеспечения социальной защиты, т.е. системы гарантированных государством постоянных и долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных другими гражданами возможностей участия в жизни общества,   Немаловажное значение в поддержании уровня жизни инвалидов имеет социальная помощь, которая представляет собой периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности. Она может осуществляться в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), обеспече­ния необходимыми техническими средствами реабилитации, в виде пособий и льгот.[8]                                                                             

    Все предоставляемые инвалидам в соответствии с законодательством права и льготы подразделяются на группы в зависимо­сти от формы и периодичности предоставления, от причин инвалидности, категории предоставляемых льгот и т. п.

    Выводы по главе I.

    Дети-инвалиды («дети с ограни­ченными возможностями») – это дети, имеющие столь значи­тельные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами спе­циального законодательства, принятого на федеральном уровне.

    Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе ме­дицинских показаний специальными медико-педагогическими ко­миссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченны­ми возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослы­шащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-дви­гательного аппарата и ряд других.

    Развитие комплексной реабилитации инвалидов имеет огром­ное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимо­связи с системой общественных отношений и их воспроизводства.

    Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

    Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию детей-инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

    Мы  считаем,  что  успешное  решение  задач по   социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов подростков  возможно  только  при  постоянном, целенаправленном   и  многоплановом  воздействии: семья – школа, родители – дети, а также участие всех специалистов: психологов, дефектологов, врачей и т.д.

    Глава II. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов

    2.1. Особенности построения программы социально-педагогической реабилитации детей инвалидов

    Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи в отношении успешного выполнения программы. Последняя может разрабатываться как на полгода, так и на более короткие сроки, в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

    По прошествии срока, на который была рассчитана программа, специалист, координирующий услуги для ребенка и семьи, встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты, проанализировать успехи, которые были достигнуты, и то, чего достичь не удалось. Необходимо также обсудить все негативные и положительные незапланированные моменты, после чего родителями вместе со специалистом (командой специалистов) разрабатывается программа реабилитации на следующий период.

    Программа реабилитации – это четкий план, схема действий родителей по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем мероприятия обязательно должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования для родителей, психологической поддержки семьи, помощи семье в организации отдыха, необходимого для восстановления сил. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разнообразных специалистов. Допустим, необходима программа, которая будет включать мероприятия, направленные на развитие общей или специальной моторики, языка и речи, умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

    При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить и такие мероприятия, как организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, общения в семье), приобретение новых знаний родителями и всеми теми, кто близок к ребенку.[9]

    После того как программа разработана и стали выполняться мероприятия, должен осуществляться мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратору нужно содействовать родителям, помогать преодолевать преграды путем ведения переговоров с нужными специалистами, учреждениями, разъясняя, где нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

    На первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом появляется возможность включения компенсаторных механизмов самого организма ребенка с ограниченными возможностями. Здесь существенную помощь оказывают медицинские и психологические службы. Основная цель рассматриваемого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей субъектности.

    Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках социального окружения, семьи, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. На мезоуровне важно выявить значение для ребенка каждой из этих структур, скоординировать деятельность различных систем, чтобы они могли более плодотворно оказывать воздействие на ребенка с целью его включения, интеграции в жизнь социума. Цель мезоуровня реабилитации – обучение и воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных навыков. На мезоуровне ребенок рассматривается не как отдельный индивид с особыми нуждами, как предполагается на микроуровне, а как единая взаимосвязанная с другими членами общества система. Каждая отдельная структура, звено, система мезоуровня имеют свои ресурсные возможности. Важно выявить эти ресурсы, скоординировать их потенциал.

    Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Сюда входит, прежде всего, социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д., созданные в рамках всего социума и призванные помочь индивидам с особыми нуждами на уровне государства. Основная цель макроуровня, как и всего процесса реабилитации - это включение нетипичного ребенка в социум, его социализация.

    Все три уровня реабилитации тесно связаны между собой. Деятельность на макроуровне напрямую влияет на самого ребенка, то есть на микроуровень, через государственную политику в области здравоохранения, образования, занятости и др. Существует и обратная связь, когда на микроуровне составляются программы помощи детям с ограниченными возможностями, которые рассматриваются на макроуровне.[10]

    Рассматриваемый план (см. Приложение. Таблица 1) может включать все уровни реабилитации и работать на всех уровнях семейной системы. Составлен по принципу реабилитационной работы в команде, объединяющей специалистов и родителей, для более продуктивного решения проблемы раскрытия возможностей ребенка, его оздоровления и социальной адаптации.

    В основе реабилитации – принцип «работы в команде», состоящей из социальных работников, педагогов, медиков, психологов и других. Формирование подобной команды, как правило, происходит в рамках занимающегося проблемами семьи и детства, детской инвалидности и нетипичного развития ребенка учреждения: центра социальной реабилитации детей с недостатками психического развития, социально-реабилитационного центра для детей-инвалидов и т. п.

    Перед коллективом, осуществляющим реабилитационные мероприятия, поставлены следующие задачи:

    Ø   выявление на территории города или района детей, подростков с ограниченными возможностями, создания о них компьютерной базы данных;

    Ø   совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования проводить изучение причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование реабилитационного потенциала;

    Ø   на основании типовых базовых программ разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и их реализации;

    Ø   осуществлять взаимодействие специалистов центра с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации семьи и ребенка;

    Ø   обучение родителей основам психосоциальных, медико-педагогических знаний, привлечение их к активному сотрудничеству;

    Ø   осуществлять координацию совместных действий медицинских, дошкольных, школьных, интернатных, физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений;

    Ø   создание условий для нервно-психической, физической и социальной реабилитации детей: приближенная к дому предметная среда, психологический климат, установление доброжелательных отношений равенства и уважения между педагогом и ребенком, любовь к нему и материнская забота;

    Ø   обеспечение детей и подростков с ограниченными возможностями, не посещающих учреждения образования, необходимыми условиями развития;

    Ø   социально-правовая поддержка детей-инвалидов и их семей в использовании ими прав, льгот и услуг;

    Ø   повышения квалификации сотрудников центра по детской и подростковой реабилитации.

    Для детей-инвалидов социальная реабилитация – один из основных путей интеграции в общество. Обеспечение комплексной программы интеграции в общество ребенка с проблемами и ограниченными возможностями с применением «командного» подхода – один из вариантов решения данной проблемы.[11]

    2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов

    Учитывая условия пребывания детей в специализированных образовательных учреждениях (комплексная работа врачей, педагогов, валеолога, психологов; пятидневное пребывание в условиях школы-интерната) возможна разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Одной из главных задач программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов является  развитие адаптационных возможностей учащихся специализированного учреждения. На начальном этапе функционировании программы  собирается первоначальная информация о детях, их заболеваниях и социальном статусе (см. Приложение 2).

    Программа по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов состоит из нескольких этапов.

    1 этап. Начальная школа (1–3 классы) Цель: ознакомление ребенка с собственным «я», улучшение его представлений о внутреннем мире, ознакомление с основами психологических знаний, обучение приемам развития познавательных процессов, методам саморегуляции, произвольности поведения.

    Задачи:

    Ø   изучение уровня подготовленности ребенка к школе;

    Ø   изучение познавательных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы, особенностей межличностного общения;

    Ø   развитие детей, повышение психо-эмоционального состояния;

    Ø   адаптации детей к условиям обучения в специализированном учреждении (школе-интернате);                                                              

    Ø   создание условий для развития комфортности детей.

    Программа работы на этом этапе имеет следующую структуру:

    1. Проведение психолого-педагогического собеседования с ребенком, поступающим в 1-й класс и его родителями с целью дать конкретные рекомендации по развитию различных сторон школьной зрелости, учет особенностей заболевания.

    2. Проведение медико-психолого-педагогического консилиума с целью выработки комплексно-целевых программ по развитию класса с выделением «зон» и «групп» «риска», определения направлений дальнейшей совместной работы по развитию детей.

    3. Осуществление коррекционно-развивающих психологических программ «Развитие школьной зрелости» в 1-х классах с целью развития у детей произвольности поведения, мелкой моторики, познавательной и коммуникативной сферы, то есть с целью улучшения процесса адаптации к школе, улучшение психо-эмоционального состояния, улучшения физического состояния  (см. Приложение 3).

    4. Отслеживание эффективности работы через психологическую и педагогическую диагностику с целью коррекции имеющихся недостатков в работе, создания более комфортных условий пребывания ребенка в специализированном учреждении. Оказание помощи педагогам в     разработке и реализации индивидуального и дифференцированного подходов.

    5. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями с целью разъяснения личностных особенностей ребенка, специфики его заболевания, выработки совместного плана действий по развитию тех или иных качеств.

    6. Осуществление программ по развитию познавательных процессов, личностных качеств в 2-3 классах с целью формирования представлений о своем характере, о приемах работы с нежелательными эмоциями, о навыках общения с окружающими. Проведение психологической работы с ребеноком по раскрепощению. Нахождению своего «Я».  Создание программ саморазвития (на элементарном уровне) в конце 3-го класса.

    7. Итоговое диагностирование с целью изучения эффективности проделанной работы по комплексно-целевой программе развития специализированного класса.

    II этап. Среднее звено (5-9 классы).

    Цель: совершенствование адаптационных механизмов у учащихся среднего звена.

    Задачи:

    Ø   углубление представлений ребенка о самом себе, о своем заболевании об особенностях общения со сверстниками и взрослыми;

    Ø   ознакомление детей с приемами работы по саморегуляции, развитию эмоционально-волевой, познавательной, коммуникативной сферы;

    Ø   развитие стремления к самопознанию, раскрытию собственных возможностей;

    Ø     формирование здоровой самооценки.

    Программа работы на этом этапе имеет следующую структуру:

    1. Проведение консилиумов по преемственности «3-5 классы». Проведение плановой совместной работы психолога и учителей начальной и средней школы по подготовке детей ко II ступени, выработке единых подходов к образовательному, коррекционно-развивающему процессу.

    2. Оказание психологической помощи в разработке и реализации индивидуального маршрута ученика с учетом физических и психологических, интеллектуальных возможностей, способностей, интересов. Психологическое сопровождение дифференцированного подхода.

    3. Совместное составление с педагогами коррекционной карты класса, выработка программы по работе с детьми из «групп» и «зон» «риска». Проведение коррекционных занятий.

    4. Дальнейшее психологическое образование учащихся. Проведение в 5-х классах факультативов по теме «Социально-психологическая адаптация» (См. Приложение 4), в 6-х и 7-х классах – по теме «Формирование межличностных отношений» (См. Приложение 5). В курсе валеологического образования в 8-х классах проводится психологический курс «Познай себя» (См. Приложение 6).

    5. Все эти занятия направлены на развитие у учащихся интереса к самопознанию, обеспечение развития их коммуникативной,          эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, на разработку программ по самосовершенствованию, на постановку целей развития и выработку стратегий личности, несмотря на ограниченные возможности.

    6. Проведение работы по профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов на основании имеющихся у детей знаний о собственных психологических особенностях с учетом программ саморазвития. Работа проводится совместно с воспитателями и врачами.                                                                               

    Вероятно, следует остановиться более подробно на проблеме профориентационной работы. Дети-инвалиды (заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения центральной нервной системы и т.д.) имеют ограничения в профессиональном выборе. Им не рекомендована работа, связанная с тяжелыми физическими нагрузками, частыми командировками, длительным удержанием статического напряжения (то есть работа, связанная с длительным пребыванием в позе «сидя» или с постоянным нахождением в положении «стоя»). Также не рекомендуется работа, связанная с длительным удержанием внимания и повышенной ответственностью (например, диспетчер), так как у людей с данным заболеванием быстро развивается  утомление.

    Таким образом, профессиональная сфера деятельности ограничивается требованиями положения «я могу». Область, в которой более эффективно могут проявить себя выпускники специализированных учреждений, связана с интеллектуальной деятельностью (сферы «человек-человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»), и знания об этом дети получают уже в 6-7 классе на занятиях по валеологии и психологии. Подчеркивается необходимость получения достаточно высокого уровня образованности, позволяющего продолжить образование в дальнейшем.      

    Выводы по главе II.

    Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как сложная многоуровневая система, предполагает три основных компонента.  На первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках социального окружения, семьи, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Сюда входит, прежде всего, социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д. Составленная программа позволит добиться определенной положительной динамики в развитии адаптационных способностей детей-инвалидов к самостоятельной жизнедеятельности с учетом особенностей их здоровья.

    Показателем успешности, по нашему мнению, будет являться тот факт, что все дети будут психологически раскрепощены. Не бояться жизненных трудностей, смогут  саморазвиваться и реализоваться как Личности.  Однако, следует отметить, что педагогическим коллективам различных специализированных учреждений и Центров реабилитации необходимо продолжать работу по совершенствованию механизмов социально-педагогической реабилитации и адаптации детей-инвалидов в условиях «взрослой» жизни, то есть требуется работать над развитием самостоятельности учащихся, формировать у них всестороннее представление об окружающей действительности и умение с ней взаимодействовать.

    Заключение


    В заключении отметим, что «Инвалидное сознание» характеризуется следующими установками: «Я ущербный и никогда не смогу стать нормальным»; «Я несчастный, и все обязаны мне помогать»; «В том, что у меня ничего не полу­чается, виноваты другие, и я не могу ни­чего изменить».

    В качестве основных путей преодоле­ния «инвалидного сознания» мы выдели­ли: развитие позитивной самооценки; со­здание образа своего «Я» и образа окру­жающего мира; создание пространства (как межличностного, так и профессио­нального) для реализации позитивной са­мооценки и ее укрепления.  

    Реабилитация детей-инвалидов возложе­на в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несо­гласованность в их действиях, а также не­дооценка влияния социальной среды как важнейшего воспитывающего фактора не­редко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в раз­витии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими (наследственными) факторами, но и неис­полнением главных педагогических законо­мерностей: ограничено общение, деформи­рована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутству­ет или сужена активная самостоятельная, а также совместно-раздельная деятельность. Принципиально новые подходы к реа­билитации детей с ограниченными физическими и психическими возможностями удастся реализовать с помощью разработанной программы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

    Основной заботой социальных педагогов, психологов, врачей становится вытеснение стереотипов ущербно­сти внутреннего мира ребенка-инвалида, замена их позитивными установками, что положительно отражается на психическом здоровье и раскрытии творческого потен­циала детей. Ключевая же идея реабилитации заключается в построении разумной пер­спективы будущей жизнедеятельности ребенка.

    Успех    работы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов  зависит  от  объединенных  усилий  педагогических  и  медицинских  учреждений, обеспечение  четкого  взаимодействия  и  преемственности  в  работе  всех  социальных  институтов  и  заинтересованных  органов, координации  всех  педагогически-психологических и медицинских мероприятий.

    Таким  образом, специально  организованная  работа  социального  педагога, направленная на социально-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов  должна способствовать адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме, дать возможность профессионально и творчески состояться.

    Список литературы


    1.    Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизнедеятельности / Под ред. Ю.А. Носовец, С.В. Ульяшиной. – М, 2000. – 36 с.

    2.   Базоева И. 3. Механизм формирования региональной, социальной политики государства переходного периода: Автореф. дис. ... канд. экон. - М., 1996. – 21 с.

    3.   Бгажкова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1995. – №1. – С. 30–33.

    4.   Возможности реабилитации детей  с умственными и физическими ограничениями средствами образования. – М.: Ин-т педагогических инноваций Российской Академии Образования, 1995. – 125 с.

    5.   Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.  Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

    6.   Кавокин С. Н. Основы управления процессом комплексной реабилиции инвалидов. Часть 1. – М., 2003. – 205 с.

    7.   Кавокин С.Н. Инвалиды и общество (организационно-правовой аспект). – М., 2002. – 222 с.

    8.   Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В. Зозули – М.: Академия, 2005. – 304 с.

    9.   Конвенция ООН о правах ребенка. 1990 г.

    10.  Максимова И. Центр реабилитации детей-инвалидов // Воспитание школьников. –2006. – №1. – С. 26–30.

    11. Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой. – М.: Академия. 2008. – 480 с.

    12. Рабочая книга социального педагога. Часть 2: Социальная педагогика. – Орел: Книга, 1995. – 157 с.

    13. Социальная  педагогика: Курс  лекций / Под  об. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 544с.

    14. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд-во МСГУ «Союз», 1998. – 326 с.

    15. Социальная работа с группами риска // Гуслякова Л.Г., др. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М., 1994. – С.61–79.

    16. Социальная работа с инвалидами. – М.: Ин-т социальной работы Российской ассоциации работников социальных служб, 1996. – 230 с.

    17. Федеральный закон № 181. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». – 24.11.95.



    Приложение

    Приложение 1. План поэтапной реабилитации.


    Наименование этапа

    Цель этапа

    Ответственные

    Сроки исполнения

    Форма отчетности

    Социальное обследование семьи, установление проблемы

    Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

    Специалист по социальной работе

    __

    Карта социального обследования семьи

    Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

    Координация реабилитационных мероприятий

    Специалисты согласно ИПР

    В зависимости от предписания в п.2

    Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

    Мониторинг выполнения ИПР

    Обеспечение выполнения реабилитации

    Специалист по социальной работе

    Согласно ИПР

    Записи в контрольном листе ИРП

    Оценка выполнения ИПР

    Оценка эффективности реабилита-ционных мероприятий

    Команда специалистов и родители

    Согласно ИПР

    Записи в контрольном листе ИПР

    Корректировка ИПР

    Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

    Команда специалистов и родители

    В течение недели после п.5

    ИПР (новый вариант)


    Приложение 2. Карта индивидуальной программы реабилитации

    инвалида

    Карта №_

    к Акту освидетельствования № от «___» 200 г.

    Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы

    (название) _____________________________________ №______________

    1. Ф.И.О.________________________________________________________

    2. Пол

    3. Дата, год рождения__________________________________________

    4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):

    почтовый индекс_______________ город (район)_______________

    село_______________________ улица___________________________

    дом________

    корпус_

    квартира_

    телефоны:

    раб.____________

    дом.___________

    5.  Гражданство___________________________________________________

    6. Общее образование:

    6.1.  не имеет

    6.2. вспомогательная школа (класс)

    6.3. начальное

    6.4. неполное среднее

    6.5. среднее

    3.  Социально-бытовой статус:

    13.1. семейный (указать количество членов семьи)_________________, 

    13.2. сирота

    15.  Социально-средовые условия:

    15.1.  собственный дом (общая площадь кв.м__________)

    15.2.  отдельная квартира (общая площадь кв.м______        )

    15.3. комната в коммунальной квартире (общая площадь кв.м______)

    15.4. арендуемая отдельная квартира (общая площадь кв.м_________)

    15.5. арендуемая отдельная комната (общая площадь кв.м__________)

    15.6.  нахождение в специализированных учреждениях (общая площадь кв.м)______________________________________________________)

    15.7. этаж                         лифт______________пандус

    15.8. удаленность жилья от транспортных коммуникаций

    15.9.  удаленность жилья от места работы

    15.10.  централизованное отопление (да, нет)

    15.11.  отопление с использованием привозного сырья (уголь, торф, дрова, газ)

    15.12.  централизованное электричество

    15.13.  канализация

    16. Источники доходов:

    16.1.  пенсия по старости_____                 руб/месяц .

    16.2.  пособие по инвалидности руб/месяц .

    16.3. другие социальные выплаты руб/месяц .

    16.4. стипендии_____ руб/месяц .

    16.5. другие источники доходов руб/месяц .

    17. Группа инвалидности

    19. Динамика инвалидности за последние 5 лет (по годам)

    20.  Общая продолжительность инвалидности

    21.  Клинический диагноз:

    21.1. шифр основного заболевания

    21.2.  шифр сопутствующего заболевания 21.3. шифр осложнения

    22.  Клинический прогноз:

    23. Оценка реабилитационного потенциала:

    23.1. Состояние:

    -  физического развития

    -  психоэмоциональной выносливости

    -  эмоциональной устойчивости

    23.2. Уровень развития:

    - профессионально важных знаний

    -  профессионально важных навыков

    -  профессионально важных умений

    23.3.  Оценка социально-психологического и социально-экономиче­ского статуса:

    -  социально-психологической реактивности

    -  направления социальной деятельности

    -  семейно-бытовых взаимоотношений

    - уровня и структуры кругозора

    23.4. Структура потребности

    23.5.  Круг интересов

    23.6. Уровень притязаний

    24.  Реабилитационный потенциал (подчеркнуть): высокий, удовлетворительный, низкий

    25.  Реабилитационный прогноз (подчеркнуть): благоприятный, относи­тельно благоприятный, неблагоприятный

    26.  Показания к проведению реабилитационных мероприятий

    27. Реабилитационно-экспертное заключение:



    Орган жизнедеятельности

    Подлежит

    Не подлежит

    восстанови­тельному лечению

    компенсации

    восстанови­тельному лечению

    компенсации

    Способность к: самообслуживанию (степень 1, 2, 3) передвижению (степень 1, 2, 3)

    ориентации (степень 1, 2, 3)

    общению (степень 1, 2, 3)

    обучению (степень 1, 2, 3)

    трудовой деятельности (степень 1, 2, 3) контролю за своим поведением (степень 1, 2, 3)






    Приложение  3. Программа (примерная) коррекционно-развивающих занятий  «Развитие школьной зрелости» для учащихся 1-х классов (в структуре социально-педагогической реабилитации).

    1. Пояснительная записка.

    Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками, имеющими ограниченные возможности, недостаточный уровень школьной готовности или испытывающими сложности в адаптации.

    Цель программы: обеспечить психологическую помощь ребенку в процессе адаптации к школьному обучению, несмотря на ограниченные возможности.

    Характеристика учащихся, для которых предназначена программа: возраст 7-8 лет; уровень школьной зрелости - ниже среднего.

    Продолжительность работы по данной программе 1 год.

    Ожидаемые результаты:

    Ø   сформированность определенного уровня произвольности действий, необходимого для данного возраста;

    Ø   развитие вербального и невербального интеллекта, необходимого для усвоения учебного материала;

    Ø   развитие на определенном уровне школьнозначимых психофизиологических функций (мелкая моторика, пространственная ориентация, координация движений).

    Занятия по данной программе проводятся факультативно один раз в неделю. При этом возможно их проведение как со всем классом, так и по группам с учетом «зон риска» (психологических проблем, возникающих в той или иной сфере).

    Программа включает в себя работу по следующим направлениям:

    Ø   развитие школьнозначимых психологических функций;

    Ø   развитие познавательной активности;

    Ø   развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления, внимания, памяти:

    Ø   развитие произвольности действий (умения планировать свою деятельность, добиваться поставленного результата, осуществлять самоконтроль).

    Материал занятий подобран с учетом возрастных особенностей. Использованные методы: беседа, игры, упражнения, психотехники. Применяются следующие психологические технологии: НЛП (нейро-лингвистическое программирование), имаготерапия, сказкотерапия, телесная терапия.

    Средства обучения: наглядность (плакаты, таблицы для игр, игрушки); аудиокассеты; пластилин, трафареты, цветные карандаши, фломастеры.  

    II. Содержание программы «Развитие школьной зрелости» для учащихся 1-х классов:

    Тема занятия

    Методический аппарат, развивающие игры, упражнения

    Вводное занятие «Что такое психология. Кто «Я»?».

    Экспресс-методика.


    2. «Правая или левая» (изучение ведущего полушария головного мозга).

    Работа по различным характеристикам зрительной модальности (игры, упражнения, лепка из пластилина, рисование, гимнастика для пальцев).

    3. «Как мы учимся писать и читать. Я смогу это сделать!!!!».

    Графические диктанты, штриховка, игры, гимнастика жевательно-артикулярных и мимико-артикулярных мышц.

    4-5. «Как и что мы воспринимаем» (зрительная модальность).


    Работа по различным характеристикам зрительной модальности (игры, упражнения, лепка из пластилина, рисование, гимнастика для пальцев).

    6-7. «Что можно услышать?» (аудиальное восприятие).

    Графические диктанты, штриховка, игры, гимнастика жевательно-артикулярных и мимико-артикулярных мышц.

    8-9. «Я чувствую, я двигаюсь» (кинестетическое восприятие).

    Упражнения, игры, массаж для пальцев, лепка букв.

    10. «Наша память».                     


    Упражнения на развитие кратковременной зрительной памяти: запоминание букв, символов; методика на изучение ведущего типа памяти.

    11-14. Практические занятия по    (запоминание и развитию разных типов                  составление фигур из палочек).

    Упражнения запоминания и развитию мелкой    графические диктанты, игры, моторики.

    15. Внимание. Вводная беседа.


     Упражнения на развитие внимания; методика «Определение концентрации внимания».

    16-18. Практические занятия по     развитие развитию внимания, развитию        внимания Никитиных; зрительно-моторной                        упражнения на развитие мелкой координации и мелкой моторики.

    Упражнения на зрительно-моторной                        упражнения на развитие мелкой координации и мелкой моторики.

    19- 20. «Как мы мыслим»                («Делим на группы»,      «Одинаковое или разное?»)                           


    Методика «Пятый лишний» (словесный, образный материал); субтест «Обобщающее слово»; развивающие игры.

    21-23. «Как развить свой ум?»      (развитие наглядно-образного         предметно-действенного мышления;    действенного мышления).

    Тесты Айзенка для развития наглядно-образного мышления, игры «Танграм», «Монгольская игра» и другие.

    24-26. «Как развить свой ум?» (развитие словесно-логического мышления на зрительном и слуховом материале).

    Ребусы, анаграммы, кроссворды, решение занимательных задач, упражнения на развитие мелкой моторики.

    27. Беседа «Мои способности. Что я хочу и могу».


    Упражнения из нейро-лингвистического программирования, элементы сказкотерапии (работа с куклами).                      

    28. Беседа «Волнения и переживания».

    Знакомство с приемами релаксации, рисование.

    29-30. Итоговые занятия.

    Проведение повторных замеров, проективных методик «Школа», «Мой класс».



    Приложение 4.  Программа занятий для учащихся 5-х классов «Социально-психологическая адаптация»          

    1. Пояснительная записка.

    Данная программа разрабатывалась в рамках социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями. Цель программы:  помощь детям, переходящим из начальной школы в среднюю, в адаптации к изменившимся условиям обучения. Необходимость проведения подобных занятий обусловлена спецификой данного возраста (9-11 лет), который можно охарактеризовать как «критический возраст». Изменяются не только условия обучения, происходят изменения и в психике ребенка (идет начальный этап формирования новообразований: способности к рефлексии, произвольность деятельности).

    Ребенок становится более ориентирован на общение со сверстниками, реализацию своего «я». Помимо этого, следует учитывать особенности детей, обучающихся в специализированном учреждении, условия частичной изоляции от семьи (5 дней в неделю ребенок находится в интернате). Эти причины обуславливают ограничение опыта коммуникаций, снижение уровня умственной работоспособности.

    При составлении программы учитывались данные диагностики за III класс, выявленные «зоны» «риска».            

    Ожидаемые результаты:

    Ø   положительная динамика развития познавательных процессов;

    Ø   комфортность пребывания детей в коллективе;

    Ø   развитие адаптационных механизмов личности;

    Ø   развитие стремления ребенка к самопознанию;

    Ø   успешная адаптация учащихся к обучению в средней школе.

    Занятия должны проводится факультативно в групповой форме 1 раз в неделю по 1 часу. Численность группы 12–16 человек. Эффективность занятий по данной программе отслеживается через диагностическую работу (анкетирование, социометрия, тесты, методики). Замеры проводятся в начале и конце занятий и их показания сравниваются. Помимо этого, проводится текущая диагностика (в том числе и метод наблюдений), позволяющая корректировать программу с учетом возникающих проблем.

    II. Содержание курса факультативных занятий «Социально-психологическая адаптация» в рамках социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.

    Тема занятий

    Методы работы. Игры, упражнения, психотехники, процедуры

    Методический аппарат

    1.Вводное занятие.

    Беседа.

    Проективная методика «Несуществующее животное».

    2-3.«Я и учеба».

    Беседа по результатам диагностики, ролевые игры (« учитель – ученик»).

    Методики ЭШО, САН, «предмет-чувство».

    4.«Я сам».

    Беседа о различных типах восприятия, особенностях аудиального, визуального, кинестетического восприятия.

    Опросник КАВД.

    5.«Я сам». Зрительная Модальность

    Игра № 1 по «Школе эйдетики» И. Ю. Матюгина, Практические упражнения по визуализации. Игры по развитию зрительной памяти, внимания.

     

    6.«Я сам». Зрительная модальность.

    Игра № 2 по «Школе эйдетики». Упражнения на визуализацию, приемы практической работы с зрительной информацией. Игры по развитию зрительной памяти, внимания.

     

    7. «Я сам». Слуховая модальность».

    Игра № 3 по «Школе эйдетики». Практические упражнения по работе со слуховой модальностью.

     

    8.«Я сам». Слуховая модальность.

    Приемы работы со слуховой информацией.

    Игра № 4 по «Школе эйдетики». Практические упражнения, игры по работе с слуховой модальностью.

     

    9.«Я сам». Кинестети­ческая модальность.


    Игра № 5 по «Школе эйдетики». Игры на развитие кинестетической чувствительности.

     

    10.«Я сам». Кинестети­ческая мо­дальность.

    Игра № 6 по «Школе эйдетики». Беседа, приемы работы по снятию напряженности, утомления (телесная терапия).

     

    11 .«Я сам». «Якорение» успеха.

    Игра №7 по «Школе эйдетики». Беседа и практические упражнения.

     

    12-15. «Я сам».

    Игры №8–11 по «Школе эйдетики». Игры и упражнения по развитию памяти и внимания с опорой на все каналы восприятия, отработка приемов саморегуляции.

    Социометрия.

     

    16.«Я сам».


    Разработка программ самореализации.


     

    17. «Я и другие». Я глазами других.

    Игра № 12 по «Школе эйдетики». Беседа, игра-разминка «Давайте познакомимся».

     

    18.«Я и другие». Я глазами других.

    Игра № 13 по «Школе эйдетики». Беседа, процедура «Черное и белое», упражнения «Постановка жеста», игры-разминки.

     

    19-21. Учимся понимать других (невербаль­ный уровень)

    Игры № 14-16 по «Школе эйдетики». Беседа, ролевые игры, совместное рисование, тренинг наблюдатель­ности и невербального общения, упражнения, игры: «Опаздывающее зеркало», «Гомеостат», «Пантомима», «Живые руки», «Передай чувства». Игры-разминки «Пропасть», «Представление».

    Тест «Понимаете ли вы язык жестов».

    22-28. Учимся понимать других (вербальный уровень). Учимся вместе действовать.

    Игры № 17-24 по «Школе эйдетики». Беседы, ролевые игры, игры-разминки: «Пропасть», «Дерево», «Да и нет», «Лишний стул». Упражнения по развитию навыков активного слушания, эмпатии. Игры «Солнце и планеты», «Общая картина».

     

    29-30. Итоговые занятия.


    Социометрия, методики по изучению памяти, внимания.



    Приложение 5. Программа «Формирование межличностных отношений» (6-7 классы)

    1. Пояснительная записка.

    Данная программа предназначена для проведения развивающих занятий с детьми среднего школьного возраста. При составлении данной программы учитывалась специфика групп, с которыми проводится работа: дети больные сколиотической болезнью. Так как вследствие своего заболевания дети сталкиваются с большими сложностями в общении, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, встает необходимость проведения занятий по формированию межличностных отношений.

    Цель программы:

    Ø   познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми;                                                                      

    Ø   снятие внутриличностных и межличностных конфликтов и     напряжений;

    Ø   развитие навыков рефлексии и обратной связи.

    Ожидаемые результаты:

    Ø  положительная динамика техники самопознания: рефлексия, анализ, обратная связь;

    Ø  рост личностного развития;

    Ø  овладение умениями организации эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

    Условия проведения занятий:

    Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой детей. Количественный состав группы от 7 до 14 учащихся. Продолжительность занятий 2- 2,5 месяца по 30-40 минут. Применяются следующие методы: диагностика, релаксация, игры и упражнения. Программа может быть использована как психологами, так и воспитателями, социальными педагогами.

    Эффективность проводимых занятий отслеживается при помощи диагностической работы, которая осуществляется в начале проведения работы и в конце.

    II. Содержание занятий по формированию межличностных отношений

    Тема занятий

    Игры, упражнения

    Методический аппарат

    1. Изучение черт и сторон своей личности, каким хочет стать участник группы, какие видит для этого средства.

    Знакомство с правилами тренинга. Упражнения: «Интервью», «Публичное одиночество», «Расшифровка информации»; упражнение на развитие навыков установления психологического контакта.

    Анкетирование, Проективная методика.

    2. Развитие умений вербального (передачи сведений от одного человека другому, от одного человека группе лиц) и интерактивного общения: отработка тактики и стратегии взаимодействия, приспособление человека к  человеку в совместной работе.

    Упражнения по релаксации, упражнения и игры: «Тепловые лучи», «Диалог руками», «Мимика и жесты», «Рисуем картину», «Интервью», «Связь», «Копия», «Короткий диалог», «Обращение».

    Социометрия.


    3. Развитие навыков перцептивного общения: восприятие человека человеком, умение проникнуть во внутренний мир человека.

    Игра «Маскировка». Упражнения на развитие рефлексии. Упражнения и игры: «Понять партнера», «Сплетня», «Телепатия», «Синестезия».


    4. Разрешение конфликтных ситуаций, переход с эмоционального уровня на рациональный.

    Игры и упражнения, разбор конфликтных ситуаций.

    Анкетирование, социометрия.


    Приложение 6.Занятие из курса: «Познай себя» (8 класс)


    Тема: «Постановка цели».

    Задачи:

    Ø   познакомить учащихся с техникой постановки целей, изучением критериев выбора, выделением приоритетов;

    Ø   развить способность к нахождению жизненных целей и способам их достижения;

    Ø   сформировать интерес к самопознанию;                            

    Ø   развить стремление к самосовершенствованию.

    Ход занятия.

    1.  Постановка цели.

    Сегодня мы будем учиться самостоятельно ставить перед собой цели и из них выделять приоритетные, находить способы реализации задач.                                                         

    2.  Упражнение «Что ты хочешь?»

    Работа ведется в парах. В течение 2-х минут один из партнеров задает другому вопрос: «Что ты хочешь?». Второй участник отвечает на этот вопрос, избегая повторений, называя любые свои желания. Спрашивающий не должен обсуждать, оценивать ответы. Если отвечающий замолчал, вопросы не прекращаются. Затем, по истечении времени, происходит смена ролей. Анализ упражнения: А. Какие возникли трудности? Б. Что нового о себе Вы узнали?

    3. Беседа о правильной постановке задачи. 3.1. Определение параметров. Спросите себя: «Что я хочу получить?»

    «Что я хочу сохранить?» «Чего я хочу избежать?»

    Разбор ситуации: «Я хочу купить машину».

    Конкретизация:

    А. Что хочу получить? Какие качества должны быть у машины (цвет, ходовые характеристики, цена)?

    Б. Что хочу сохранить? Сколько денег хочу сэкономить? Сколько времени хочу затратить на поиск и покупку машины?

    В. Чего хочу избежать (дорогостоящего ремонта, большой затраты денег)?

    3.2. Изучение критериев выбора, расстановка приоритетов. Необходимо четко указать все требования, предъявляемые к цели, уточнить затраты, которые можете позволить себе для достижения этой цели. Определите, не противоречат ли критерии выбора друг другу. Из поиска требований следует выделить наиболее важные, а также одно абсолютное требование – такой критерий, который должен непременно удовлетворяться при любом решении. В конце концов, вы получите список требований, определяющих ту цель, которую вы перед собой ставите.

    4. Упражнение «Поставь цель».

    4.1.    Участникам группы предлагается проработать по параметрам задачу получения образования, выработать требования, предъявляемые к образованию, расставить приоритеты. Работа ведется по тройкам (1-я группа – экономиста, 2-я – медицинской сестры, 3-я – юриста и т.п.).

    Анализ упражнения. А. Что узнали нового? Б. Какие сведения хотели бы получить дополнительно?

    4.2.    Каждый участник самостоятельно вырабатывает требования к получению образования.

    Например. Какое учебное заведение? Как далеко от дома находится учебное заведение? Можно ли заниматься дистанционно? Престижность данного образования. Какие предметы должны быть включены в программу? Сколько времени (год, 5 лет) займет получение образования? На какие финансовые затраты вы согласны, чтобы получить это образование? 5.  Подведение итогов занятия.

    A. Что нового узнали на занятиях?

    Б. Что Вас больше всего заинтересовало?

    B. Как Вы себя ощущаете?



    [1] См.: Федеральный закон № 181. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 24.11.95.

    [2] Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В. Зозули – М.: Академия, 2005. – С. 83–84.


    [3] Там же. – С. 85.

    [4] Социальная  педагогика: Курс  лекций / Под  об. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – С. 35.


    [5] Максимова И. Центр реабилитации детей-инвалидов // Воспитание школьников. –2006. – №1. – С. 27.

    [6] Конвенция ООН о правах ребенка. – С. 100.

    [7] Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В. Зозули – М.: Академия, 2005. – С.97.


    [8] Там же. – С. 98–99.

    [9] Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд-во МСГУ «Союз», 1998. – С. 279.


    [10] Там же. – С. 282–283.

    [11] См.: Социальная работа с инвалидами. – М.: Ин-т социальной работы Российской ассоциации работников социальных служб, 1996.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.