Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Управление оборотными активами предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Управление оборотными активами предприятия
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


     Введение

    1. Экономическая сущность оборотных активов  предприятия

    2. Концепция управления оборотными активами  

    2.1. Содержание управления оборотными активами торговой организации

            2.2. Эффективная политика диверсификации оборотного капитала

    2.3. Управленческие решения по ресурсному обеспечению элементов оборотного капитала

           Литература


     ВВЕДЕНИЕ

    Кардинальные изменения в экономике России, связанные с рыночными отношениями, предполагают эффективное функционирование хозяйственных единиц. Однако перспективы их развития определяются не только прибыльной деятельностью, но и умением управлять входящими и исходящими денежными потоками, обеспечивая их синхронизацию. Несмотря на совершение операций, характеризующихся потенциальным наращением на авансированный в бизнес капитал, значительные затруднения в денежных средствах могут вызвать напряженность во взаимоотношениях с контрагентами рынка, финансовыми органами, работниками и, в конечном счете, привести к банкротству и принудительной ликвидации организации в соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

    Данная проблема особенно актуальна для торговой отрасли, обеспечивающей ритмичность общественного воспроизводства, так как именно здесь, с точки зрения макроэкономики, происходит завершение цикла кругооборота вложенного капитала и берет начало новый его виток.

    В связи с тем, что движение денежных потоков в торговле в основном опосредует кругооборот оборотного капитала в силу его подавляющего объема в имуществе и пассивной роли основного капитала, формирование и регулирование оборотных средств, оптимальная комбинация источников их покрытия определяют все жизненно важные стороны деятельности организации: финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность и рентабельность.

    1. Экономическая сущность оборотного капитала предприятия


    Понятие денежных активов нераздельно связано с понятием капитал. Именно через призму управления капиталом осуществляется анализ.

    Согласно экономической энциклопедии «капитал» первоначаль­но - главное имущество, главная сумма (от латинского capitalis - глав­ный)» (7, с.96).

    Однако в экономической теории и предпринимательской практике понятие «Капитал» используется очень часто и одновременно неодно­значно, хотя общепризнанно рассмотрение данной категории с пози­ции индивидуума или организации и общества в целом. Различные подходы к определению капитала подвергались систематизации и классификации как в отечественной, так и в зарубежной экономиче­ской науке (8, 17, 24, 33, 34).

    Согласно теории К. Маркса, что капитал - это стои­мость, которая посредством эксплуатации рабочей силы приносит прибавочную стоимость, природа возрастания капитала кроется в не­оплаченном труде рабочих.

    Наиболее точным считается следующее определение капитала: капитал - это стоимость совокупности разнородных и воспроизводимых эконо­мических ресурсов, позволяющая в результате деятельности хозяйст­вующих субъектов периодически получать доход. Это определение служит общей основой для различных понятий капитала: физический капитал, юридический капитал, денежный ка­питал, человеческий капитал, в том числе интеллектуальный. Рассмотрение общей категории «Капитал» позволяет выявить сущность капитала торговли, или торгового капитала, проанализи­ровать механизм его образования, основные формы существования и их кругооборот.

    Большинство отечественных и зарубежных источников рассмат­ривают категорию «Капитал» вообще или применительно к сфере производства, не отмечая характерных особенностей и отличий функ­ционирования торгового капитала.

    Подробный анализ исторического развития и специфика образо­вания торгового (купеческого) капитала даны К.Марксом в его работе "Капитал" (24, с.278-349).

    Товарный капитал торговли (по Марксу - товарно-торговый) есть "... не что иное, как товарный капитал производителя, капитал, кото­рый должен совершить процесс своего превращения в деньги, выпол­нить на рынке свою функцию товарного капитала, с той только разни­цей, что функция эта является теперь не побочной операцией произ­водителя, а исключительной операцией особого рода капиталистов, торговцев товарами, приобретает самостоятельность как сфера особых вложений капитала" (24,с.281).

    В то же время определенная часть торгового капитала должна по­стоянно находиться в виде денежного капитала в качестве резерва покупательных средств, резерва средств платежа, незанятого капита­ла, в денежной форме ожидающего своего применения, обеспечивая непрерывность торгового процесса. Некоторая часть капитала в этой форме притекает обратно в результате реализации товарной массы.

    Структурно капитал торговой организации представляется в виде фондов и выражается через денежные средства, авансированные в них.

    При этом часть фондов проходит свое движение по трем стадиям кругооборота, т.е. имеет свою стадию производства, и их кругооборот отражается по развернутой формуле

    Д - Т... П - Т1 - Д1.

    Другая часть фондов торговли, связанная с чистым процессом продажи товаров, проходит через две стадии и их кругооборот выра­жен формулой:

    Д - Т - Д1

    Исходя из этого, фонды торговых организаций разделяют в зави­симости от их роли в кругообороте авансированных средств и порядка перенесения стоимости на реализуемые товары на основные фонды, оборотные фонды и фонды обращения.

    Согласно определению, оборотные активы - денежные средства, а также те виды активов, которые будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее, чем через год: легко реализуемые ценные бумаги, счета дебиторов, товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов (18, 65). Оборотные активы могут включать или не включать в себя наличность и ее эквиваленты, по выбору компании.

    В практике учета к ним относят имущественные ценности предприятия всех видов со сроком использования до года.

    Классификация оборотных активов:

    1. В зависимости от источников формирования выделяют валовые и чистые активы.

    · Валовые оборотные активы оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный как за счет собственного, так и за счет заемного капитала.

    · Чистые оборотные активы (чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного капитала.

    2. По функциональному назначению оборотные активы подразделяют на оборотные производственные фонды и фонды обращения (табл. 1.1).

    · Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и включают предметы труда, средства, производственные запасы, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

    · Фонды обращения – непосредственно не участвуют в процессе производства, их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения. В их составе учитывают готовую продукцию и денежные средства.


    Таблица 1.1. Классификация оборотных активов предприятия

    Виды оборотных активов ( ОА )

    Денежные активы и их эквиваленты

    Наличные и безналичные денежные средства в национальной


    и иностранной валюте , высоколиквидные краткосрочные фи -

     

    нансовые вложения

    Дебиторская задолженность

    Задолженность контрагентов в пользу предприятия по расче -

     

    там за товары , работы , услуги и т . п .

    Запасы сырья , материалов и по -

    Товарно - материальные запасы на складах материально - тех -

    луфабрикатов

    нического снабжения , обеспечивающие производственную

     

    деятельность предприятия

    Незавершенное производство

    Продукция ( работа ), не прошедшая всех стадий , предусмот -

     

    ренных технологическим процессом , а также неукомплек -

     

    тованные , не прошедшие испытаний и технической приемки

     

    изделия

    Запасы готовой продукции

    Запас готовой продукции на складах , который , с учетом

     

    отгрузки , должен обеспечивать необходимый ассортимент

    Прочие ОА

    Прочие ОА , не включенные в состав вышерассмотренных

     

    видов , полностью потребляемые в течение одного операцион -

     

    ного цикла

    По характеру финансовых источников формирования

    Совокупные ОА

    Полный объем ОА , сформированных как за счет собственного ,

     

    так и заемного капитала

    Чистые ОА ( или чистый рабочий

    Часть ОА , которая сформирована за счет собственного и дол -

    капитал )

    госрочного заемного капитала

    Собственные ОА

    Часть ОА , которая сформирована за счет собственного

     

    капитала

    По характеру участия в операционном процессе

    ОА , обслуживающие производс -

    Совокупность ОА предприятия в форме запасов сырья , мате -

    твенный цикл предприятия

    риалов , полуфабрикатов , незавершенной продукции и запасов

     

    готовой продукции

    ОА , обслуживающие финансовый

    Сумма всех товарно - материальных запасов и текущей

    ( денежный ) цикл предприятия

    дебиторской задолженности за вычетом суммы кредиторской

     

    задолженности

    По периоду функционирования

    Постоянная часть ОА

    Неснижаемый минимум ОА , необходимый предприятию для

     

    осуществления операционной деятельности

    Переменная часть ОА

    Часть ОА , изменяемая в зависимости от сезонных колебаний

     

    объема производства и реализации продукции

    По степени ликвидности

    Наиболее ликвидные активы

    Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

    Быстро реализуемые активы

    Дебиторская задолженность

    Медленно реализуемые активы

    Запасы сырья , материалов и полуфабрикатов , незавершенное

     

    производство , запасы готовой продукции ( за исключением

     

    статьи «Расходы будущих периодов» )


          3. По видам оборотные активы подразделяют на:

    · запасы сырья, материалов и полуфабрикатов;

    · запасы готовой продукции;

    · денежные активы;

    · текущая дебиторская задолженность;

    4. Исходя из принципов оптимизации размеров запасов подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

    · Нормируемые оборотные средства дают возможность экономического обоснования потребности в соответствующих видах оборотных средств. К ним относят средства в запасах и производстве, а также готовую продукцию.

    · Ненормируемые оборотные средства составляют «товары отгруженные» и денежные средства. Управление этой группой оборотных средств направлено на предотвращение необоснованного уменьшения либо увеличения в целях ускорения оборачиваемости в сфере обращения.

    5. По степени ликвидности различают быстрореализуемые и медленно реализуемые активы.

    · Быстрореализуемые активы – краткосрочные финансовые вложения, в т.ч. депозиты, ценные бумаги, товары и имущество, приобретенные с целью перепродажи, реальная дебиторская задолженность, товары отгруженные.

    · Медленно реализуемые активы – полуфабрикаты, незавершенное производство, залежалые товары на складе, сомнительная задолженность.

              Значительную часть оборотных производственных фондов составляют средства в производственных запасах. Они включают вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда и частично орудий труда, которые еще не вступили в производственный процесс и находятся в виде складских запасов.

    В состав предметов труда входят:

    · сырье и основные материалы, из которых изготавливается продукт;

    · вспомогательные материалы – топливо, тара и тарные материалы для упаковки, запасные части. Они используются для обслуживания, ухода за орудиями труда, облегчая процесс производства, а также придания продукту определенных потребительских свойств;

    · покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. Полуфабрикаты не являются готовой продукцией и вместе с комплектующими играют такую же роль в производственном процессе, что и основные материалы.

    Помимо производственных запасов в состав оборотных производственных фондов предприятия входят средства в производстве. Они включают в себя незаконченную продукцию и расходы будущих периодов. Незаконченная продукция представляет собой не прошедшие все стадии обработки предметы труда – это незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления. Незавершенное производство составляет основную долю оборотных фондов. Расходы будущих периодов включают затраты на подготовку и освоение новой продукции, новой технологии, которые производятся в данном году, однако относятся на продукцию будущего года.

    Состав фондов обращения неоднороден. Основную его часть составляет готовая продукция на складе предприятия и отгруженная клиентам.

    Поступление готовой продукции на склад завершает процесс его производства, а отгрузка ее клиентам – начало процесса обращения. Товары отгруженные рассматриваются по следующим основным критериям:

    · срок оплаты за которые еще не наступил;

    · срок оплаты за которые просрочен;

    · находящиеся на ответственном хранении у покупателей.

    Другая часть фондов обращения – денежные средства и дебиторская задолженность. Денежные средства могут быть на расчетном счете предприятия в коммерческом банке, в различных финансовых инструментах, в кассе, переводах и т.д. Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков, налоговых органов при переплате налогов и т.д. Уровень дебиторской задолженности связан с принятой на предприятии системой расчетов, видом выпускаемой продукции и степенью насыщения ее рынка. Функционирование оборотных активов предприятия связано с конкретными особенностями его операционного, производственного и финансового циклов.

    Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции.

    Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции.

    Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности)

    Отчет о структуре оборотных активов предназначен для детального анализа каждого элемента оборотного капитала в конкретный момент времени. Такой отчет, как, впрочем, и многие другие, обычно готовится в полной или сокращенной формах (табл. 2). Полная форма контрольного отчета от сокращенной отличается детализацией информации: так, статья «Готовая продукция» может приводиться в разрезе складов («Склад № 1», «Склад № 2»), дебиторская задолженность – в разрезе покупателей.

    Анализируя по каждому оборотному активу удельный вес начального и конечного остатков по состоянию на заданный момент времени, можно понять, куда «перебрались» ваши активы, отследить динамику изменения по каждому из элементов.

    Так, сравнивая удельный вес категорий «Касса», «Расчетный счет», «Дебиторская задолженность» с общей суммой всех оборотных активов, можно оценить изменения в уровне ликвидности за период и состояние на текущий момент. Чтобы оценить интенсивность использования оборотных активов за период, можно сравнить динамику коэффициента оборачиваемости актива данного вида с динамикой коэффициентов других активов и совокупного коэффициента оборачиваемости. Увеличение количества оборотов говорит о лучшем управлении оборотными активами и росте деловой активности компании.

               Оборотные фонды торговли - это предметы труда (материалы, топливо, электроэнергия, расходы будущих периодов) и некоторые виды средств труда (запасные части для ремонта, спецодежда).

    Основным назначением средств, направленных в оборотные фон­ды, является обеспечение ритмичного процесса реализации товаров. При этом одни предметы труда, потребляясь в торгово-технологическом цикле, вещественно не входят в товар (топливо, электроэнергия и др.), другие - вещественно входят в товар, подготов­ленный к реализации (упаковочные материалы).

    Таким образом, оборотные фонды принимают однократное уча­стие в кругообороте вложенных в них средств: их стоимость полно­стью переносится на стоимость реализуемых товаров и возвращается в денежной форме через выручку от реализации.

    Фонды обращения торговли - это товары, предназначенные к продаже, денежные средства и их эквиваленты, средства в расчетах. Они не участвуют в образовании стоимости, являясь носителями уже созданной стоимости. В процессе кругооборота, они меняют форму стоимости с денежной на товарную и с товарной на денежную.

    Торговый капитал, авансированный в оборотные фонды и фонды обращения, мы называем оборотными активами торговли и, соответ­ственно, в основные фонды - основным капиталом.[1]

    Период кругооборота оборотного капитала торговли охватывает три стадии: на первой - оборотный капитал переходит из денежной формы в товарную. Эта стадия является первопричиной прибыльной работы торговой организации и характеризует степень обоснованности выбора поставщиков и путей товародвижения, форм расчетов при ин­вестировании средств для ведения конкурентоспособной и эффектив­ной по затратам деятельности на выбранных рынках.

    Вторая стадия связана с продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. хранением и сохранностью качества, сортиров­кой и фасовкой товаров, а также с оказанием дополнительных сервис­ных услуг - доставкой товаров на дом, к месту работы, по заказам и т.п.

    Третья стадия связана с непосредственной продажей товаров по­требителям. Эта стадия - конечная в движении оборотного капитала. Её выполнение зависит от успешного осуществления предыдущих стадий кругооборота. Продажа - самый трудный этап, составляет большую часть времени обращения оборотного капитала. Быстрота совершения третьей стадии, обусловленная характером принятой цено­вой и обслуживающей (сервисной) политики, оказывает существенное влияние на прибыльность деятельности торговых организаций и явля­ется толчком успешного протекания новых витков кругооборота эле­ментов оборотного капитала.

    Анализ стадий кругооборота оборотного капитала позволяет сде­лать вывод, что он генерирует входной поток денег и постоянно обра­щается в цикле, называемом иногда "денежной каруселью" (15, с. 126). Поэтому вещественные элементы оборотного капитала принято называть текущими активами, обладающими более высокой ликвид­ностью по сравнению с вещественным составом основного капитала, а сам оборотный капитал характеризуется мобильностью, под которой современные исследователи понимают способность переходить от од­ного вида его использования к другому в зависимости от изменений в финансовом состоянии торговой организации, а также перемещений спроса покупателей.

    Схема механизма, которым оборотный капитал приводит в дейст­вие машину торгового бизнеса, приведена на рис. 1.

    Рис. 1. Схема области действия оборотного капитала торговой организации (выделена —— линией)



    Она иллюстрирует формирование вложенного капитала торговой организации из собственного и заемного, которые первоначально вы­ступают в виде денежных средств. С этого момента использование де­нег, как правило, идет по двум направлениям: основные активы формируются за счет собственного капитала и (при наличии) долгосроч­ного заемного. Оставшаяся часть собственных средств и заемный ка­питал определяют объем оборотного капитала, который авансируется на товары и материалы, необходимые для подготовки первых к про­даже. При наличии свободных денежных средств они могут направ­ляться на формирование портфеля краткосрочных ценных бумаг. Кроме того, торговый процесс предполагает расходование денег на оп­лату труда, аренду помещений, страхование, связь и т.п.

    Определенная часть денежных средств изымается из оборота по причине постоянной уплаты налогов, процентов за заемный ка­питал, дивидендов по акциям.

    Из рис. 1.1 видно, что основной капитал первоначально (если нет материальных взносов в уставный капитал учредителей) возникает из капитала оборотного и требует постоянного пополнения из этого же источника.

    Таким образом, в силу вспомогательного характера деятельности основного капитала образование дохода на весь авансированный в торговлю капитал обеспечивается его оборотными активами, а эффек­тивность торгового бизнеса - умелым управлением текущими актива­ми.

    Описанная схема области действия оборотного капитала опирает­ся на управленческий подход к представлению бухгалтерских мате­риалов, который, в отличие от общего подхода, в интересах внутрен­него управления торговой организацией подразделяет её долгосрочные и текущие обязательства на долговые и операционные.

    Долговые обязательства - это денежные средства, которые заим­ствованы торговой организацией для выполнения своих операций, по которым выплачиваются ссудные проценты (15, с. 119 ).

    Операционные обязательства - это обязательства, по которым не выплачиваются проценты (коммерческий кредит, задолженность по налогам и дивидендам, начисленная заработная плата и другие накоп­ленные обязательства) (36, с.26). В зарубежных литературных источ­никах данный вид финансирования называется ещё спонтанным, так как его объем представляет собой функцию от масштабов деятельно­сти хозяйствующего субъекта (25,с.149; 26,с.303; 36, с.26).

    Таким образом, основная идея разделения обязательств торговой организации на долговые и операционные состоит в характеристике платности первых и бесплатности вторых и определении объема рабо­тающего оборотного капитала, способного обеспечить собственное на­ращение для уплаты основной суммы долга и процентов по ней, вы­платы дивидендов и получения необходимого уровня прибыли.

    Исходя из вышеизложенного, управленческий подход опирается на величину собственного капитала и долговых обязательств торговой организации при формировании своих активов. А внимание менедже­ров торговой организации акцентируется на общем объеме вложенного капитала и двух видах инвестиций. Первый из них - основные активы, которые должны эффективно использоваться при организации и осуществлении торговой деятельности. Второй вид - работающий оборот­ный капитал, когда оцениваются потребности в средствах для накоп­ления товарных запасов, размер дебиторской задолженности, а также превышение сумм, причитающихся поставщикам и другим кредито­рам таким образом, чтобы не снизилась эффективность бизнеса.

    Наглядно различие общего и управленческого подхода демонстри­рует рис. 1.

    Существуют разночтения в экономическом содержании работаю­щего оборотного капитала. Ряд авторов, как правило, отечественных (28, 31, 42 и др.) понимает под ним разность текущих активов (оборотного капитала) и всех краткосрочных обязательств. Однако, в этом случае, работающий оборотный капитал совпадает по экономической наполненности с собственным оборотными активами, представляющим часть собственного капитала, которая не вло­жена в необоротные активы. Само название "работающий оборотный капитал" говорит о том, что это средства, которые торговая организа­ция использует для своей повседневной деятельности: накопления то­варных запасов и покрытия счетов к оплате дебиторской задолженно­сти. А это могут быть не только собственные, но и заемные средства.

    Рис. 2. «Общий» и «управленческий» балансовый отчеты

    Поэтому здесь и в дальнейшем под чистым (работающим) оборотными активами мы понимаем сумму текущих активов за вычетом только операционных обязательств, а под вложенным капиталом -собственный капитал и долговые обязательства.

    Классификация элементов оборотного капи­тала и их источников способствует пониманию экономической сущно­сти, предмета исследования, даёт возможность торговым организациям осуществлять учёт, анализ, планирование и прогнозирование состояния мобильных активов.

    В зависимости от обслуживания процессов торговли оборотный капитал подразделяют как вложенный:  в оборотные фонды и в фонды обращения.

    Вещественный состав элементов оборотного капитала позволяет выделить: товарные запасы, материалы и малоценные и быстроизна­шивающиеся предметы, тару, денежные средства, ценные бумаги, прочие активы и средства в расчетах.

    В зависимости от уровня ликвидности (т.е. скорости обращения в денежные средства) и степени риска невозврата средств, вложенных в текущие активы, элементы оборотного капитала мы классифицируем на:

    - быстрореализуемые текущие активы с минимальной степе­нью риска (денежные средства и легкореализуемые ценные бумаги);

    - среднереализуемые активы малой степени риска (запасы поль­зующихся спросом товаров и нормальная дебиторская задолженность);

    - труднореализуемые активы с высокой степенью риска (мало­ценные и быстроизнашивающиеся предметы, прочие оборотные акти­вы, расходы будущих периодов, просроченная дебиторская задолжен­ность и запасы залежалых товаров).

    В зависимости от степени обеспечения бесперебойности процесса реализации в составе оборотного капитала выделяют:

    а) постоянную (или системную) часть, представляющую собой ми­нимальную величину текущих активов, необходимую для выполнения основных функций торговли;

    б) варьирующую часть, отражающую дополнительный объем обо­ротных средств, обусловленный сезонной составляющей деятельности торговой организации.

    По источникам формирования оборотный капитал торговли подразделяют на собственный оборотный капитал, заемный и привлечён­ный.

    Собственный оборотный капитал формируется за счет собствен­ного капитала организации, который представляет собой уставный ка­питал, образованный из денежных и материальных взносов учредите­лей или участников; добавочный и резервный капиталы; прибыль от реализации товаров; дивиденды и проценты, полученные в результате формирования портфеля ценных бумаг; безвозмездные или благотво­рительные взносы; доходы от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других организаций.

    Заемный капитал соответствует объёму долговых обязательств и представляет собой долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, займы, по которым выплачиваются ссудные проценты.

    Привлеченный капитал объединяет кредиторскую задолженность поставщикам, финансовым органам по налогам, своим работникам по оплате труда, акционерам по дивидендам, средства специальных фон­дов, имеющие целевое назначение и принимающие форму обяза­тельств.

    На основе классификации элементов оборотного капитала торго­вой организацией разрабатывается концепция управления оборотными активами и принимаются решения по формированию оптимальной структуры мобильных активов и источников их покрытия, обеспечи­вающих создание в течение определенного периода времени стоимо­сти, достаточной для возмещения этих потребностей и получения при­были.

     

    2. Концепция управления оборотными активами торговой организации

    2.1. Содержание управления оборотными активами торговой организации

    Основной целью управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами является обеспечение необходимого объема производства оборотными средствами на основе привлечения и оптимального использования, наиболее выгодных для организации источников средств.

    Из этой цели вытекают следующие задачи:

    ·   ускорение оборачиваемости оборотных средств;

    ·   выбор наиболее подходящего для организации типа политики комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами, т. е. «работающим капиталом».

    Управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами можно свести:

    ·   к определению текущих финансовых потребностей организации и чистого оборотного капитала (собственных оборотных средств);

    ·   выбору и реализации путей ускорения оборачиваемости оборотных средств;

    ·   выбору путей удовлетворения текущих финансовых потребностей;

    ·   выбору политики комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами;

    ·   определению критериев принятия финансовых решений по управлению оборотным капиталом;

    ·   управлению основными элементами оборотных активов.

    Концепция управления оборотными активами, строящаяся на принципах управления оборотными активами является стержне­вой в общей концепции управления деятельностью торговой организа­ции в силу уже отмеченного в разделе 1.1. определяющего характера оборот­ного капитала по обеспечению выполнения её функций и доходности.

    Использование научных подходов к разработке концепции управ­ления оборотными активами формирует её как систему экономических взглядов и философию предпринимательской деятельности.

    Подход к управлению оборотными активами торговли как к про­цессу характеризует его динамическую сторону в виде необходимой последовательности и комбинации операций, обусловленных функ­циями управления: экономический анализ, прогнозирование, планиро­вание, организация, учет, контроль. Выделяют следующие этапы про­цесса управления: определение ситуации, распознава­ние проблемы, осуществление решения.

    В целом концепция управления оборотными активами торговли подчинена достижению общей экономической цели торговой организа­ции. В качестве экономической цели развития хозяйствующего субъ­екта в специальной литературе предлагаются:

    -максимизация прибыли;

    - максимизация выручки от продаж;

    - максимизация собственного капитала;

    - минимизация издержек (30, с. 4; 31, с.7; 36, с.32).

    Однако можно  утверждать, что на рынке доминируют те торговые организации, которые используют оптималь­ный способ управления деятельностью, даже если их управляющие ничего не максимизируют и не минимизируют. "Конкуренция вынуж­дает фирмы действовать так, как если бы они максимизировали при­быль, хотя сознательно администрация может ничего не максимизиро­вать, принимая те или иные решения" (38,с.8).

     Так, разоряющая система налогообложения результатов деятель­ности организаций привела к ситуации, когда максимизация прибыли ведет к еще большей максимизации налогов. Этим объясняется необ­ходимость нивелирования прибыли и ведения "двойной бухгалтерии", а также существования так называемой "черной наличности" в целях элементарного выживания.

    Повышение эффективности деятельности и необходимость разви­тия требуют адекватного реагирования на изменившиеся условия функционирования, привлечения дополнительного капитала, измене­ния структуры источников средств, выполнения высокоприбыльных, а следовательно, и высокорискованных инвестиций оборотного капитала.

    Поддержание характеристики надежности и стабильности вызы­вает необходимость осмотрительности, дальновидности в выборе вари­антов ресурсного покрытия и вложения оборотного капитала в менее доходные активы, но с умеренной степенью риска.

    Выбор рационального варианта авансирования оборотного капита­ла в текущие активы и ресурсного покрытия его элементов, учиты­вающего заданные ограничения и имеющиеся возможности, предпо­лагает использование ситуационного подхода в менеджменте оборотными активами.

    Данный подход концентрируется на том, что пригодность управ­ленческого решения определяется ситуацией, обусловленной сущест­вующей совокупностью влияния факторов рыночной среды.

    Практическое решение проблемы представляет собой переход из области анализа и поиска оптимального варианта действия в область организационно-плановой работы по изменению ситуации и прибли­жения её к поставленной цели.

    Планирование использования оборотного капитала определяет экономическую траекторию в его развитии в виде набора плановых и нормативных показателей, которые должны быть достигнуты за опре­деленный период времени.

    Рациональная структура оборотного капитала предполагает соот­ветствие имеющихся средств действительной потребности в каждом его элементе. Отсутствие в настоящее время практики нормирования и планирования элементов оборотного капитала чревато потерей стра­тегических установок и целей.

    Нам представляется, что в условиях экономической самостоятель­ности организаций, где за каждое принятое или непринятое решение, упущенную возможность ответственность несут сами коллективы, ру­ководители, владельцы, необходимо устанавливать плановые (норма­тивные) величины (целесообразные с точки зрения самой организации) и предельно допустимые от них отклонения по всем показателям, ко­торые в той или иной степени влияют на их стабильность и прибыль­ность.

    При этом планирование формирования и использования оборот­ного капитала требует системного и комплексного подходов, предпо­лагающих учет взаимосвязи и взаимообусловленности всех сторон деятельности торговой организации как целостной экономической структуры, а также влияние экономических, политических и социаль­ных факторов в их совокупности на состояние оборотных средств.

    Организационная функция управления оборотными активами со­стоит в согласовании и регламентации действий всех структурных подразделений торговой организации, координации и оперативном регулировании разработанных планов на основе информации о значи­тельных отклонениях от поставленных целей и нормативных величин.

     Контроль за реализацией принятых решений в области управле­ния оборотными активами представляет собой систему контроля фон­дов и резервов, затрат, уровня товарных запасов, своевременности погашения дебиторской и кредиторской задолженностей, соблюдения нормативных коэффициентов использования и покрытия элементов оборотного капитала и, что наиболее важно, потоков денежной налич­ности.

    Информационной базой управления оборотными активами являет­ся система управленческого учета, синтезирующая данные оператив­ного, бухгалтерского, финансового и статистического учета и приме­няющая управленческий подход к их представлению, описанный в 1.1. Использование в системе программного обеспечения формирования единой базы данных со встроенными средствами контроля (общего и специального), обеспечивает правильность, точность и надежность ин­формации о состоянии оборотного капитала.

    Таким образом, управление оборотными активами мы представ­ляем как основной блок деятельности планово-аналитических служб торговой организации, интегрирующей информационное обеспечение управленческих решений путем составления таблиц и отчетности о состоянии оборотного капитала; планирование и оптимизацию объема и структуры оборотного капитала; разработку и реализацию политики его ресурсного покрытия; организацию и контроль выполнения приня­тых решений с целевой установкой нахождения компромисса между прибыльностью и надежностью функционирования организации.


    2.2 Эффективная политика диверсификации оборотного капитала

    Успешное решение проблемы эффективного вложения оборотного капитала зависит от учета влияния трех факторов: денег, времени и риска.

    При разработке направлений вложения оборотного капитала не­обходимо принимать во внимание, что стоимость денег в течение оп­ределенного промежутка времени, во-первых, изменяется из-за влия­ния инфляционных процессов; во-вторых, за использование опреде­ленной суммы заемных денежных средств торговая организация должна заплатить часть этой суммы, равную ставке процента, помно­женного на её величину; в-третьих, стоимость денег может означать не только фактически уплачиваемый процент, но и ожидания собст­венников относительно отдачи на собственный капитал (или акционе­ров - относительно дивидендов).

    Суть реального подхода к оценке эффективности принимае­мых управленческих решений состоит в том, что позитивное решение проблемы инвестирования оборотного капитала в текущие активы возможно в ситуации, когда по крайней мере обеспечена финансовая эквивалентность варианта вложения, т.е. когда современная стоимость помещаемых в оборот денег равна современной стоимости ожидаемых экономических выгод.

    Ведение регистрации совершившихся фактов позволяет учесть прошлый опыт в прогнозных расчетах на будущее.

    Под диверсификацией оборотного капитала в сфере товарного обращения мы понимаем комбинирование направлений вложения обо­ротного капитала с целью получения экономической выгоды, ускоре­ния оборачиваемости его элементов и снижения риска возможных по­терь капитала или доходов от него в установленные прогнозом или планом сроки.

    Следует различать стратегическую и текущую диверсификацию, от­ражающую долгосрочные и краткосрочные цели управления оборотными активами.

    Стратегическая диверсификация оборотного капитала разраба­тывается на стадии составления сценариев его развития и представ­ляет собой выбор глобальных вариантов вложения оборотного капита­ла с учетом приемлемой степени риска и адекватности размера ожи­даемого дохода.

    Для торговой организации такими вариантами могут быть: вложе­ние оборотного капитала в коммерческие сделки, создание товарно-  материальных ценностей и товарных  запасов; формирование инвестиционно-финансового портфеля.

    Так, оптимизация размера основных групп запасов связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида - производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения - постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.

    Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономического размера заказа». Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.

    Использование модели с фиксированным объемом заказа

    Принцип действия системы с фиксированным объемом заказа основан на определении конкретного момента времени, когда нужно размещать заказ, соответствующий определенному уровню запаса (точке заказа), -- R, а также размера этого заказа Q. Точка заказа R -- это всегда совершенно определенное количество материала. Заказ размером Q размешается в тот момент, когда уровень запаса достигает точки R. Уровень запаса определяется как остаток материалов перед прошлой поставкой, плюс количество полученных материалов при прошлой поставке, минус израсходованное количество.

    Использование модели с фиксированным периодом

    В системе управления запасами с фиксированным периодом запас подсчитывается только в определенные моменты времени, например раз в неделю или раз в месяц. Подсчет величины запаса и размещение заказов на периодической основе желательны в ситуациях, когда поставщики с определенной периодичностью навешают своих потребителей и принимают у них заказы на полную номенклатуру своей продукции либо когда покупатели пытаются комбинировать (объединять) заказы для экономии транспортных расходов. Многие фирмы предпочитают модель управления запасами с фиксированным периодом времени, поскольку она облегчает задачу планирования и учета запасов.

    Специальные модели управления запасами

    Рассмотренные модель с фиксированным объемом заказа и модель с фиксированным периодом времени, основанные на равных исходных посылках, все же имеют две общие характеристики -- стоимость изделий остается постоянной при любом объеме заказа; процесс очередного размещение заказа предсказуем, т.е. изделия заказывались и помешались в запас в расчете на то, что потребность сохранится.

           Соотношения объемов вложения капитала в указанные направле­ния устанавливаются на период стратегического планирования по го­дам и корректируются с учетом изменения действия внутренних и внешних факторов риска.

    Стратегическая диверсификация позволяет уменьшить совокуп­ный коммерческий и финансовый риск путем распределения оборот­ного капитала торговой организации между различными видами и от­раслями деятельности.

    Текущая диверсификация предполагает сочетание направлений вложения оборотного капитала в рамках каждого вида либо отрасли деятельности и осуществляется в процессе составления бизнес-плана и оперативного принятия решений.

     Так, внутриотраслевая диверсификация оборотного капитала при осуществлении розничной либо оптовой реализации накопленной то­варной массы предусматривает уменьшение коммерческого риска торговой организации путем:

    а) комбинирования коммерческих проектов, находящихся между собой в отрицательной корреляции изменяемости спроса на товары, цен продаж, стоимости издержек обращения;

    б) распределения закупок реализуемых товаров между несколь­кими поставщиками;

    в) организации встречных продаж или поставок товаров;

    г) привлечения к участию в коммерческой сделке фирм-партнеров.

    Для формирования инвестиционно-финансового портфеля доста­точно вложить капитал в какой-либо один из видов финансовых ак­тивов:

    1) государственные ценные бумаги с гарантированным уровнем доходности;

    2) векселя, акции и облигации различных групп эмитентов, вклю­чая ценные бумаги субъектов Российской Федерации и др.;

    3) банковские депозиты;

    4) формирование валютных активов.

    Однако, каким бы привлекательным ни было для торговой органи­зации формирование финансового портфеля, только наличие запасов обеспечивает сбыт и выполнение основных функций торговли. Поэто­му получение основного дохода от осуществления стратегии вложения оборотного капитала в коммерческие сделки и создания запасов това­ров в рамках рассматриваемой концепции требует решения следую­щих задач:

    1) Проведение маркетинговых исследований, тенденций разви­тия спроса, возможностей формирования новых потребностей у потре­бителей а также конкурентных позиций торговой организации.

    2) Управление движением товарных потоков с использованием логистического подхода.

    3) Определение рационального размера товарных запасов, обес­печивающего эффективное функционирование торговой организации при наличии ограничений, накладываемых на возможности величиной ее финансовых ресурсов и материальной базы, ассортиментом вы­бранных (предлагаемых поставщиками) товаров и ценами этих това­ров. При этом торговой организацией отдаются предпочтения той или иной модели управления запасами, на основе которой разрабатывают­ся нормативы товарных запасов, позволяющие минимизировать об­щую сумму затрат, ускорить оборот товарной массы и получить при­быль.

    4) Эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью, так как первая порождена процессом реализации накопленной товарной массы, а вторая предопределяет ее поступле­ние.

    В процессе управления дебиторской задолженностью разрабаты­вается политика торговой организации в области кредита и инкасса­ции выручки от продаж: на основе информации о финансовых воз­можностях и неординарных потребностях в наличных средствах, а также об уровне инфляции принимаются решения о соотношении продажи в кредит и за наличные средства; о сезонном или цикличе­ском распределении объема продаж в кредит; о периодичности и сро­ках поступления платежей.

    Возникает необходимость сравнения расходов, связанных с предоставлением кредита, с предельной величиной прибыли по воз­росшим продажам.

    К расходам, связанным с предоставлением кредита, мы относим:

    а) невыполнение обязательств или долговые потери;

    б) расходы на исследование финансового положения клиентов и предъявление документов для оплаты;

    в) затраты капитала, связанные с дебиторской задолженностью клиентов, медленно оплачивающих свои счета.

    Для разработки тактики управления дебиторской задолженностью торговой организации необходимо использовать понятие вероятности невыполнения обязательств. Данные вычисления вероятности базиру­ются на изучении платежеспособности клиента, определении величи­ны и структуры его капитала, возможностей обеспечения кредита, представляющих собой факторы, по которым оценивается риск креди­та. На этой основе осуществляется группировка информации в классы риска согласно вероятности потерь, связанных с предоставлением кредита клиенту.

    При определении оптимального кредитного периода необходимо иметь в виду, что его удлинение стимулирует продажи торговой орга­низации. Но увеличение сроков расчетов за товары также имеет смысл только тогда, когда предельные прибыли по возросшим объе­мам реализации соответствуют дополнительным расходам по предос­тавлению кредита (увеличению размера безнадежных долгов; увели­чению затрат на изучение и обслуживание дополнительных клиентов; издержкам отвлечения средств из оборота на более длительный пери­од), либо превышают их.

    Эффект предоставления дисконтов при досрочной оплате счета помимо сокращения периода оплаты проявляется в увеличении вало­вого объема продаж, так как не только старые клиенты будут платить быстрее, чтобы получить выгоду от дисконта, но и потенциальные по­купатели воспользуются возможностью дешевле приобрести товары.

    Так как политика инкассации связана и с процедурами получения организацией оплаты по просроченным счетам, в целях эффективного управления дебиторской задолженностью предлагается использовать так называемую "книгу продаж" как систему счетов покупателей, располагающей подробной информацией о них: о местонахождении, торговых представителях, типах потребителей, ранжированных по ве­личине долга и сроках его возврата, а также по степени превыше­ния кредитных ограничений (43, с.95-97).

    Основная же цель использования системы "книга продаж" -оперативное регулирование потока денежных средств, поддержи­вающего ликвидность баланса и на этой основе контроль уровня и состояния работающего оборотного капитала.

    Минимизировать потери, связанные с непогашением дебитор­ской задолженности, поможет отечественный и зарубежный опыт создания резервов по сомнительным долгам в процентах по отно­шению к общей сумме дебиторской задолженности в зависимости от продолжительности периода ее погашения.

    5) Необходимость поддержания репутации и достигнутых кон­курентных позиций торговой организации и снижения расходов в результате проведения рекламных компаний и предоставления до­полнительных услуг выдвигают задачу управления качеством об­служивания, когда управленческие решения балансируют в облас­ти сбыта, влияния то на уровень сервиса, то на уровень затрат.

    Таким образом, решение перечисленных задач позволит торговой организации разработать достаточно эффективную политику дивер­сификации оборотного капитала, выражающуюся в сокращении за­трат на ведение торгового бизнеса, ускорении оборачиваемости мо­бильных активов, получении дополнительной массы прибыли, и кроме того, упрочении конкурентных позиций организации на рынке, разви­тии и укреплении деловых связей с контрагентами.

    2.3. Управленческие решения по ресурсному обеспечению
    элементов оборотного капитала

    Успех стратегии диверсификации оборотного капитала и в целом перспективы развития торговой организации в решающей степени зависят от разработки политики её финансирования. В то же время изыскание собственных и привлечение внешних источников средств остается едва ли не самой сложной проблемой.

    Её разрешение включает изучение сложившейся структуры ис­точников покрытия оборотных средств; оценку достаточности собст­венного капитала организации для ведения торгового дела и осущест­вления предполагаемых инвестиционных программ; выявление тен­денций и сезонной составляющей потребности в оборотных средствах; определение стоимости собственных, заёмных и привлеченных фи­нансовых ресурсов.

    Здесь выделяются две основные области принятия решений и формирования стратегий: распоряжение прибылью и оптимизация структуры капитала.

    Принятие управленческих решений в области распоряжения прибылью включает её распределение между владельцами и креди­торами в соответствии с ценой собственных и заёмных средств и ре­инвестированием в торговый бизнес.

    Специфическая цена каждого элемента финансовых ресурсов, вы­текающая из того, на какой срок и с какой нормой возмещения он во­влекается в оборот, а также его удельный вес в общей массе средств, направляемых для инвестирования в оборотные активы, определяют среднюю итоговую цену используемых источников.

    Сопоставление средневзвешенной цены ресурсных источников с полученной (или ожидаемой) экономической выгодой от их размеще­ния в обороте при превышении последней характеризует реальное (или потенциальное) наращение величины работающего оборотного капитала, а следовательно, и эффективность деловой активности тор­говой организации.

    Поэтому средняя стоимость различных инструментов финансиро­вания того или иного варианта диверсификации оборотного капитала определяет требуемую (предельную) норму прибыли.

    Нахождение минимума возврата на авансированный в оборотные фонды и фонды обращения капитал по упрощенному варианту начи­нается с расчета показателей структуры источников оборотных средств на основе данных балансовых статей, т.е. определяется удель­ный вес собственного оборотного капитала, суммы операционных обя­зательств, долговых обязательств во всем объеме оборотных активов.

     При этом показатели цены перечисленных составных частей рассчи­тываются по общей схеме: как отношение суммы текущих расходов по обслуживанию обязательств (или собственного капитала) к общей ве­личине этих обязательств (собственного капитала).

    Средняя цена заемных средств рассчитывается как отношение суммы начисленных и выплаченных процентных издержек по кратко­срочным и долгосрочным долговым обязательствам, включающим из­держки по векселям, краткосрочным банковским кредитам, а также премии по облигационному займу и затраты по долгосрочным креди­там банка (если таковые участвуют в формировании оборотных средств), к величине долговых обязательств торговой организации.

    Привлеченные средства (счета к оплате и начислений) мы отнесли к бесплатным источникам формирования оборотных средств, основным из которых выступает коммерческий кредит.

    Здесь необходимо остановиться на разнице в подходе к организа­ции и оформлению данного вида краткосрочного кредитования в оте­чественной и зарубежной практике. В странах развитых рыночных отношений большинство покупателей не оплачивает стоимость товара при его доставке, им предоставляется отсрочка, ограниченная крайним сроком платежа. Т.е. на период отсрочки продавец товара предостав­ляет покупателю кредит, проценты за пользование которым не взи­маются. Кроме того, помимо кредита распространено предоставление покупателю скидки за более раннюю оплату счета (26, с.305; 45, с.382; 46, с.15 ).

    Упрочение рыночных позиций в российской экономике, снижение риска неплатежей, максимальная наполненность каналов обращения товарами, позволяющая интересам покупателя превалировать над ин­тересами продавца, будут способствовать, на наш взгляд, использова­нию зарубежного порядка организации и оформления договорных от­ношений в отечественной практике.

    Суммы по счетам начислений, представляющие собой не выпла­ченную задолженность, начисленную по заработной плате, налогам, процентам, дивидендам, отчислениям в резервы и фонды, принимаю­щих форму обязательств, также являются источниками спонтанного финансирования, «удешевляя» кредитный ресурс торговой организации.

    Итак, средневзвешенная цена источников () формирования обо­ротных активов будет определяться

    ,

    где Цi - специфическая цена 1-го источника средств,

    di — удельный вес 1-го источника средств в общей сумме покрытия оборотных активов.

    При всей простоте описанного способа расчета на основе доступ­ной информации из бухгалтерских регистров, данная денежная оценка не учитывает периодичность движения денежных средств; не отража­ет связь текущих выплат в рамках сроков долговых обязательств с общей их величиной за весь срок; не отражает снижения реальной покупательной способности рубля в условиях инфляции и её влияние на норму капитализации доходов организации; не позволяет ввести в расчет так называемые вмененные издержки (т.е. издержки, характе­ризующие упущенную выгоду торговой организации, когда она не воспользовалась, например, предоставляемыми поставщиками скид­ками за более раннюю оплату счета).

    Эти недостатки преодолеваются при расчете цены источников средств уточненным способом. Помимо этого, в его схему вводятся поправочные коэффициенты, учитывающие порядок налогообложения прибыли (т.е. цена специфического источника ресурсов зависит от то­го, включены ли издержки по его обслуживанию в валовую или чис­тую прибыль организации).

    Так, когда в качестве источников формирования оборотных акти­вов привлекаются краткосрочные ссуды банка, ценой данных ресурсов (Цк.к.) является текущая процентная ставка, скорректированная на ве­личину налога на прибыль. Так как проценты за пользование ссудами банка включаются в состав издержек обращения, то цена такого ис­точника средств меньше, чем уплачиваемый банку процент (хотя бы и в пределах ставки рефинансирования).

    Сумма кредита х Годовая процентная ставка х Срок кредита : 360

    Цк.к. = ——————————————————————————–––––––––

    Сумма кредита


    По этой же формуле определяют цену долгосрочной ссуды банка (Ц ), если она используется для пополнения оборотных средств.

    Однако более правильным, на наш взгляд, показателем цены долгосрочного кредита является эффективная ставка процента, опре­деляемая отношением суммы дисконтированных ежегодных платежей кредиторам (включая окончательный платеж по истечении срока зай­ма), к текущей рыночной величине долга, скорректированного на ставку налогообложения (21, с.156; 26, с.416).

    Кроме того, реальная цена кредита может быть большей, чем за­фиксированная ставка в кредитном договоре, так как банками может выдвигаться в качестве условия предоставления ссуды требование на­личия определенной денежной суммы на расчетном счете.

    Если для привлечения финансовых ресурсов организация прини­мает решение выпустить облигационный заем, то цена средств, полу­чаемых таким образом, может быть определена по ставке текущей до­ходности облигаций (22, с.128; 43, с.230):

    Согласно нормативным документам суммы причитающихся к уп­лате процентов по облигациям не уменьшают налогооблагаемую при­быль.

    Необходимо отметить, что данный способ привлечения источников средств торговыми организациями имеет достаточно ограниченный характер в силу продолжающегося кризиса в российской экономике, который сопровождается нестабильностью деятельности многих организаций и предприятий, недостаточной развитостью фондового рынка и невостребованностью подобных финансовых инструментов.

    Необходимость минимизации указанных издержек обусловила применение на практике порядка оформления закупленной партии товара выпиской и погашением простых векселей по их номинальной стоимости. Сама номинальная стоимость векселя - инструмент регули­рования покупной цены товаров, учитывающей расходы поставщика, связанные с предоставлением отсрочки оплаты счета покупателю. Это создает видимость бесплатности данного ресурса, хотя повышенный размер цены закупаемых товаров по сравнению с ее среднерыночной величиной на момент выписки векселя характеризует дополнительные скрытые расходы, связанные с обслуживанием такого рода обяза­тельств и выступающие в качестве специфических издержек на ком­мерческий кредит.

    Оценивая составные части собственного капитала торговой орга­низации, необходимо иметь ввиду, что его использование для форми­рования оборотных средств не имеет бухгалтерской стоимости. Однако ожидания акционеров получить либо дивиденды, либо доходы от при­роста капитала создают альтернативную стоимость собственному ка­питалу.

    Определение цены источников, представленных привилегирован­ными (Ца.п.) и обыкновенными акциями (Ца.о.), осуществляется чаще всего по методу дивидендов (или по так называемой формуле Гордона) (21, с.145; 26, с. 412; 42, с.99; 43, с.231).

    Размер дивидендов по обыкновенным акциям заранее не опреде­лен и зависит от эффективности работы торговой организации. Поэто­му расчет цены данного вида источника средств основывается на субъективных предположениях специалистов планово-экономической службы о будущей деятельности организации с учетом прошлого опыта.

    Данный алгоритм расчета имеет ряд недостатков. Во-первых, его использование возможно лишь для организаций, выплачивающих ди­виденды. Во вторых, показатель (Ца.о). чувствителен к изменению по­литики организации в отношении выплаты дивидендов колеблется в зависимости от темпа роста дивидендных выплат. И, в-третьих, при расчете не учитывается фактор риска.

    Эти недостатки снимаются, если для оценки обыкновенных акций применяется метод оценки риска, основанный на модели САРМ. Од­нако результаты расчетов цены собственных источников по модели САРМ для торговых организаций, по нашему мнению, можно исполь­зовать на достаточно высоком и стабильном уровне развития рыноч­ных отношений и экономики страны, а также при наличии полноцен­ной информации о рынке ценных бумаг.

    В силу того, что дивиденды по акциям не вычитаются из налогооблагаемой базы торговой организации, предложенные формулы рас­чета цены не включают каких-либо корректировок на влияние налого­обложения.

    Если организационно-правовой формой торговой организации вы­платы дивидендов не предусматриваются, в расчетах следует исходить из сумм прибыли, направляемой (прогнозируемой) на нужды те­кущего потребления в виде разнообразных выплат материального по­ощрения.

    Нераспределенные прибыли являются формой внутреннего само­финансирования деятельности многих организаций. Они также, как акционерный капитал, не требуют бухгалтерских расходов, но имеют альтернативную стоимость. Определение цены этого источника осно­вано на различных подходах.

    Торговая организация анализирует альтернативные воз­можности финансирования и выбирает со своей точки зрения наибо­лее оптимальную и доступную по условиям получения комбинацию ресурсов, которая и определяет их средневзвешенную цену.

    Поэтому второй важной областью принятия решений по формиро­ванию оборотных активов является определение пропорций между фондами, полученными из собственных источников, и обязательст­вами.

    Возможность оптимизации структуры капитала давно дебатиру­ется среди ученых и практиков. Существуют два основных подхода к данной проблеме: традиционный (или классический) и теория Мо­дильяни-Миллера.

    В реальных условиях на положение организации оказы­вают влияние так называемые «побочные эффекты», которые и опре­деляют предпочтительную для нее структуру капитала. Главными из этих эффектов выступают налоговый выигрыш и риск банкротства (неплатежеспособности).

    Так, долговые обязательства имеют для торговой организации бо­лее низкую стоимость, чем собственный капитал, в силу специфики налогообложения, что делает первые более привлекательными для финансирования оборотных средств.

    С другой стороны, процентные платежи по долговым обязательст­вам, как правило, менее неопределенны и в случае непогашения долга кредиторы имеют законное право и могут настоять на ликвидации организации.

    Поэтому сторонники классического (традиционного) подхода рас­сматривают управленческие решения по структуре капитала как вы­бор между риском утраты финансовой устойчивости и выигрышем за счет освобождения процента за кредит от налога на прибыль.

    Оптимальная величина собственного капитала в экономической теории и практике, характеризующая финансовую устойчивость, при­знается на уровне 50% всего потенциала организации. Однако преоб­ладание суммы обязательств может быть экономически оправдано с точки зрения повышения рентабельности собственных средств, а следовательно, и инвестиционной привлекательности организации, а так­же в силу высокой оборачиваемости капитала, вложенного в торговый бизнес.

    Собственных средств (наряду с долгосрочными обязательствами) должно быть достаточно по крайней мере, для покрытия внеоборотных активов и числящихся на балансе убытков. Иначе образуется отрица­тельная величина собственного оборотного капитала, что влечет за со­бой признание баланса неликвидным, его структуру - неудовлетвори­тельной, а организацию - неплатежеспособной.

    Формирование ресурсов за счет эмиссии акций также небезопас­но. Теоретически считается, что при владении от 20 до 50% акций эмитента, владелец данными ценными бумагами может оказывать су­щественное влияние на стратегию организации.

    На практике, при значительных размерах организации и большой распыленности акционерного капитала, контрольный пакет может быть и гораздо меньшим. Во избежание поглощения организация вы­нуждена идти на ограничение выпуска акций, дающих право голоса, по возможности частично их выкупать и поддерживать курс акций на достаточно высоком уровне.

    Таким образом, четких границ оптимального соотношения собст­венных средств и обязательств организации видимо, быть не может.

    Хотя самофинансирование и является непременным условием функционирования хозяйствующего субъекта в рыночной экономике как гарантия его жизнеспособности и ответственности перед партне­рами по бизнесу, однако недостаток собственного капитала не означа­ет, что новой сделке либо внедрению услуги, планам расширения или завоевания новых рынков не суждено осуществиться. Имеется не­сколько путей привлечения недостающих средств и выбор способа по­крытия текущих активов зависит как от временного интервала воз­врата обязательств, так и обозначенной выше характеристики их платности.

    Остаточная потребность в средствах удовлетворяется за счет за­емных источников на платной основе. И менеджер, соизмеряя стои­мость заемного капитала и величину дохода от его инвестирования в оборотные активы, балансирует в своих решениях между характери­стиками риска и прибыльности.

    Если политика формирования оборотных средств торговой органи­зации основывается на хеджированном подходе, то каждая категория мобильных активов компенсирует обязательства, сроки погашения которых соответствуют периоду их оборота, то есть системная (или по­стоянная) часть оборотного капитала должна покрываться наряду с постоянными составляющими кредиторской задолженности (т.е. не­снижаемым объемом спонтанного финансирования, принимающего форму устойчивых пассивов) за счет долгосрочных кредитов и собст­венного оборотного капитала.

    Варьирующая часть оборотных средств, отражающая сезонную составляющую в структуре мобильных активов, должна формировать­ся за счет краткосрочных займов (рис.3).


    Рис. 3. Оптимальная версия формирования текущих активов


    Причем при хеджированном подходе график краткосрочного фи­нансирования и погашения долговых сумм должен соответствовать ожидающимся колебаниям объема оборотных средств.

    Однако в силу неопределенности ситуации на рынке под влияни­ем факторов микро- и макросреды, достичь такой системы ресурс­ного обеспечения практически невозможно. И организация маневриру­ет в процессе принятия своих решений между двумя крайними вер­сиями формирования элементов оборотного капитала: консервативной и агрессивной.

    Консервативная версия покрытия оборотных средств характери­зуется преобладанием доли долгосрочных источников во всем объеме финансирования (рис.4).

    Рис.4. Консервативная версия формирования текущих активов


               Недостатком данной версии является необходимость платить про­центы по задолженности в то время, когда потребность в капитале уже отпала (отрезки *** на графике).

    С другой стороны, достаточно отдаленные сроки выплат задол­женности характеризуются меньшим риском непогашения обяза­тельств при прочих равных условиях и данная версия формирования текущих активов обеспечивает организации приемлемые характери­стики платежеспособности.

    Так как в современных условиях возможность привлечения долго­срочных кредитов и займов, как правило, отсутствует, торговые организации выбирают агрессивную политику финансирования оборотных средств, которая обеспечивает формирование их варьирующей вели­чины и некоторой части системных активов за счет краткосрочных ссуд (рис.5). Это позволяет торговой организации уменьшить сово­купные издержки, но ставит под угрозу характеристики ликвидности.

    Рис.5. Агрессивная версия формирования текущих активов


    В результате возникает проблема выбора между риском нелик­видности и прибыльностью при планировании той или иной стратегии формирования оборотных средств.

    Индикатором полезности привлечения заемных средств на плат­ной основе выступает эффект финансового рычага. Он вы­ражает явление приращения рентабельности собственного капитала торговой организации благодаря повышению доли долга в общем объ­еме вложенных в дело средств, несмотря на платность заемных источ­ников.

    Данный эффект возникает при более высоком уровне доходности, приносимом чистыми активами, чем фиксированный процент, уплачиваемый по долговым обязательствам. Разница накапливается как при­быль собственников торговой организации.

    Таким образом, из-за наличия долга в структуре вложенного в торговый бизнес капитала рентабельность собственного капитала рас­тет, пока стоимость заемных средств не превысит доходности активов. Причем, чем больше плечо финансового рычага, т.е. соотношение за­емных и собственных источников, тем выше прирост рентабельности собственного капитала.

    Поэтому стремление к вложению сформированного объема собст­венного и заемного капитала в наиболее высокодоходные активы должно сочетаться с необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности и платежеспособности.

    В результате руководство торговой организации вынуждено про­водить специальную эффективную политику управления оборотными активами, в рамках которой решаются проблемы синхронизации входящих и исходящих потоков наличности, где идеи наращения в ре­зультате предпринятой диверсификации оборотного капитала и пре­дусмотрительности, вытекающей из необходимости оптимизировать структуру капитала, получают свое дальнейшее развитие.



     

     

     

     




    [1] Так как по характеру применения нематериальные активы похожи на основные фонды, денежные средства, вложенные в нематериальные объекты долгосрочного использования, мы причисляем к основному капиталу

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Управление оборотными активами предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.