Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: УЧЕТ_потерь_в_производстве_2008

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: УЧЕТ_потерь_в_производстве_2008
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ. 3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОТЕРЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ  6

    1.1. Общее понятие и виды потерь в производстве. 6

    1.1.1. Классификация  потерь в производстве. 6

    1.1.2. Понятие брака в стекольной промышленности. 8

    1.2. Теоретические основы бухгалтерского учета потерь в производстве. 10

    1.2.1. Бухгалтерский учет потерь от брака. 10

    1.2.2. Бухгалтерский учет потерь от простоев. 16

    ГЛАВА 2. УЧЕТ ПОТЕРЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ ООО «СТЕКЛО». 17

    2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика исследуемой организации  17

    2.2. Учет внутреннего брака в исследуемой организации. 21

    2.2.1. Учет внутреннего неисправимого брака. 22

    2.2.2. Учет внутреннего исправимого брака. 24

    2.3. Учет внешнего неисправимого брака в исследуемой организации. 26

    2.4. Учет простоев в производстве исследуемой организации. 29

    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ПОТЕРЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ ООО «СТЕКЛО». 31

    3.1. Создание резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. 31

    3.2. Организация приемки сырья для устранения потерь при транспортировке  34

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

    ПРИЛОЖЕНИЯ.. 48


    ВВЕДЕНИЕ


    Необходимость учета возникла в глубокой древности. Естественно, что вначале человек вел простейший учет. Средства для этого в то время были  весьма примитивными. С развитием общества требования к учету росли, менялись стоящие перед ним задачи.

    Содержание, цель и задачи учета  в современных условиях  определяются основным экономической необходимостью. Ученые экономисты неоднократно  подчеркивали в своих трудах возрастающее значение учета по мере развития общественного характера  производства.

    Цель хозяйственного учета - содействовать развитию народного хозяйства. Особую роль учет приобрел в современных условиях перехода нашей страны к рыночной экономике.

    Правильно руководить многогранной деятельностью предприятий в новых условиях хозяйствования можно, только располагая полной, объективной, своевременной и достаточно аналитичной экономической информацией, которую призван обеспечить учет. Поэтому в современных условиях перед учетными работниками стоят задачи по дальнейшему совершенствованию учета и упрощению системы учетно-экономической информации. Это в первую очередь совершенствование форм и методов учета, повышение  его роли в экономической работе, усиление контрольных функций учета и его влияния на все  стороны деятельности предприятия, повышение аналитичности, автоматизация учета.

    В условиях проведения радикальной реформы хозяйственного управления перед учетом стоят новые и ответственные задачи. При его помощи не только осуществляют контроль за выполнением планов реализации продукции, прибыли, рентабельности, но и активно воздействуют на экономику предприятий.

    Бухгалтерский учет является звеном, соединяющим хозяйственную деятельность и лиц, принимающих решения. Данные о хозяйственной деятельности являются входом в систему бухгалтерского учета, а полезная информация для лиц, принимающих решения, - выходом из нее. Главной целью бухгалтерского учета являются анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития предприятия, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений. Управление производством осуществляется на основе полученной информации, большую часть которой предоставляет бухгалтерский учет. Через учетные данные проявляется эффективность принятых управленческих решений. Учетная информация содержит сведения, необходимые для реализации следующих функций управления - планирования, контроля и анализа.[1]

    Основными правилами ведения и организации бухгалтерского учета в организациях установлены Положением о бухгалтерском учете и отчетности  в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому  учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми нормативными документами.

    Цель настоящей работы заключается в том, чтобы рассмотреть  бухгалтерский учет потерь в производстве на примере общества с ограниченной ответственностью «Стекло» г.Рязань.

    Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как бухгалтерский учет потерь в производстве имеет важное значение для правильной организации работы предприятия, нормирования запасов материалов, эффективном использовании всех ресурсов предприятия. Умело организованный учет и контроль, а на их основе эффективное  распределение и рациональное использование запасов само по себе может приносить организации дополнительный доход.

    В соответствии  с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

    - раскрыть понятие и классификацию потерь в производстве,

    - рассмотреть методологические основы учета потерь в производстве,

    - рассмотреть современное состояние учета потерь в производстве исследуемого предприятия,

    - разработать мероприятия по совершенствованию потерь в производстве для исследуемого предприятия.

    Объектом исследования в работе выбрано общество с ограниченной ответственностью «Стекло» г.Рязань – производственное предприятие, специализирующееся на выпуске автомобильных стекол практических для всех марок отечественных легковых и грузовых автомобилей, автобусов.

    Предметом исследования служат проблемы учета потерь в производстве на предприятиях РФ на современном этапе.

    Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

    При написании работы использованы статьи ведущих специалистов и ученых, нормативные акты, материалы периодической печати, учебные пособия по теме исследования. Практическим материалом для написания данной работы явились данные бухгалтерского учета и отчетности общества с ограниченной ответственностью «Стекло»  за 2004-2006гг.




    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОТЕРЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ


    1.1. Общее понятие и виды потерь в производстве

    1.1.1. Классификация  потерь в производстве


    Простои могут быть вызваны внутренними причинами (т.е. по вине самого предприятия), внешними причинами (по вине поставщиков сырья и материалов, из-за прекращения подачи электроэнергии, воды и т.п.) и стихийными бедствиями.

    Простои оформляются простойным листком, в котором указывают время простоя, его причины, причитающуюся рабочим за простой сумму заработной платы и другие необходимые сведения.

    В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда производственных рабочих за время простоя, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья и материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье "Общепроизводственные расходы".

    В состав потерь от простоев по внешним причинам включается соответствующая доля общепроизводственных расходов. Потери от простоев по внешним причинам относят на виновные предприятия и организации или включают в состав внереализационных расходов, если эти потери не подлежат возмещению. Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли предприятия. По статье "Прочие производственные расходы" учитывают затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, проданной с гарантией, отчисления на централизованные расходы по технической пропаганде, затраты на стандартизацию и др.

    Прочие производственные расходы относят на себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности распределяют между ними пропорционально их производственной себестоимости. [11]

    Брак может возникнуть практически на любой стадии производственного цикла. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения практическое значение имеют факты образования брака на тех стадиях, которые подлежат обособленной оценке, например при передаче в другое подразделение организации или при реализации (готовая продукция, полуфабрикаты, незавершенное производство).

    Причины возникновения брака довольно многообразны и могут являться следствием нарушения технологии производства, сбоев в снабжении энергией и другими видами ресурсов, использования некачественных материалов, недостаточного уровня квалификации персонала и т.п.

    Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению либо могут быть использованы лишь после исправления. В зависимости от характера дефектов брак делится на исправимый и окончательный (неисправимый). Изделия, полуфабрикаты (детали и узлы) и работы, которые могут быть использованы по прямому назначению после исправления, если оно технически возможно и экономически целесообразно, считаются исправимым браком. Если же продукцию нельзя использовать по прямому назначению и нет возможности ее исправить (либо в этом нет практической пользы), - это окончательный брак. По месту обнаружения брак подразделяется на внутренний, который выявляется в организации еще до отправки продукции потребителям, и внешний, обнаруженный потребителем в процессе сборки, монтажа или эксплуатации изделия. [18]


    1.1.2. Понятие брака в стекольной промышленности


    Браком в стекольной промышленности признается стекло, имеющее дефекты, обусловленные качеством стекломассы, а также дефекты, возникающие при формовании или термической обработке изделий из стекла.

    В качестве первой группы дефектов можно привести различные виды пузырей (наборный пузырь, мошка, закрытый пузырь, открытый пузырь, непрозрачный пузырь и т.д.) и инородные включения (огнеупорный камень, шихтный камень, черная точка, свиль, шлир и пр.).

    Вторая группа дефектов - это складки, морщины, волнистость, кованость, прилип стекла, сквозная и поверхностная посечка стекла, деформация изделий и пр.

    Определение брака содержится в Методических положениях по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях химического комплекса, утвержденных Приказом Минпромнауки России от 04.01.2003 г. N 2 "Об утверждении методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса". [22]

    Браком в производстве считаются продукты, изделия, полуфабрикаты, детали, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по прямому назначению или могут быть использованы лишь после их переработки или исправления. При этом не считаются браком продукты, изделия, полуфабрикаты, изготовленные по особым повышенным техническим требованиям, в тех случаях, когда они не соответствуют этим требованиям, но отвечают стандартам или техническим условиям на аналогичные продукты или изделия для общего потребления. Не относятся к браку потери от сортности, то есть перевод продукции в низший сорт по качеству.

    В зависимости от характера дефектов брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный).

    Исправимый брак - это изделия, полуфабрикаты (детали и узлы) и работы, которые могут быть использованы по прямому назначению после исправления дефектов, причем их исправление технически возможно и экономически целесообразно.

    Окончательный (неисправимый) брак - изделия, полуфабрикаты, детали и работы, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, то есть в тех случаях, когда исправление брака потребует затрат, превышающих затраты на изготовление новой продукции вместо бракованной. [22]

    Кроме того, в зависимости от места обнаружения брак подразделяется на внутренний и внешний.

    Внутренним браком считается брак, выявленный в организации до отправки продукции потребителям.

    Внешний брак - это брак, выявленный у потребителя в процессе использования или сборки.

    Выявленный брак должен быть документально зафиксирован. Как внутренний, так и внешний брак в обязательном порядке оформляют актом. В настоящее время нет унифицированной формы акта на брак, поэтому организация должна разработать ее самостоятельно, а руководитель утвердить приказом. В акте на брак нужно указать: [22]

    -   наименование забракованного изделия;

    -   номенклатурный, технический номер изделия;

    -   в чем состоит брак и его причины;

    -   количество забракованной продукции;

    -   исправимый брак или нет;

    -   кем допущен брак;

    -   стоимость брака по статьям прямых затрат.

    Естественно, что учет и оформление потерь от брака в значительной мере зависит от отраслевой направленности производства.

    Учет и отчетность по бракованной продукции должны быть организованы в соответствии с действующей классификацией по причинам брака (отдельно по каждому цеху и в целом по организации), а также по лицам, виновным в появлении брака.


    1.2. Теоретические основы бухгалтерского учета потерь в производстве

    1.2.1. Бухгалтерский учет потерь от брака

     

    В бухгалтерском учете при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) по калькуляционным статьям затрат потери от брака принято отражать по отдельной статье (которая указывается только в отчетных калькуляциях, но не показывается в плановых). В составе расходов по данной статье учитывается стоимость: [11]

    - окончательно забракованной продукции (изделий, полуфабрикатов);

    - материалов, полуфабрикатов (деталей), испорченных при наладке оборудования сверх установленных норм, а также затраты на исправление брака и суммы, превышающие установленные нормы расходов на гарантийный ремонт.

    Себестоимость внутреннего окончательного брака состоит из основных затрат (включая расходы на содержание и эксплуатацию оборудования) и цеховых расходов, а внутреннего исправимого брака - из затрат на сырье, материалы и полуфабрикаты, израсходованные при исправлении дефектной продукции, заработной платы производственных рабочих, начисленной за работы по исправлению брака, и соответствующей доли расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов. [26]

    Себестоимость внешнего брака включает: [22]

    - производственную себестоимость продукции (изделий), окончательно забракованной потребителями;

    - суммы возмещения покупателям затрат, понесенных ими в связи с приобретением бракованной продукции;

    - расходы на демонтаж забракованных изделий;

    - транспортные расходы, понесенные при замене забракованной продукции.

    Если внешний брак исправим, его себестоимость может состоять из расходов на исправление забракованной продукции у потребителя.

    При исчислении потерь от внутреннего и внешнего брака, относимых на себестоимость продукции, стоимость окончательного брака суммируется с затратами на устранение исправимого брака и из этой суммы вычитаются: стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использования, суммы, фактически удержанные с виновников брака, и суммы возмещения убытков, присужденные арбитражем или фактически взысканные с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов.

    Исходя из требований Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций основные бухгалтерские проводки по формированию себестоимости производственного брака следующие: [10]

    Д 28 "Брак в производстве" - К 20 "Основное производство" - на сумму стоимости забракованной продукции либо себестоимости незавершенного производства на момент обнаружения брака;

    Д 28 - К 43 "Готовая продукция" - на сумму забракованной готовой продукции;

    Д 28 - К 10 "Материалы" - на сумму стоимости материалов, использованных при исправлении брака;

    Д 28 - К 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму заработной платы производственных рабочих, занятых исправлением брака;

    Д 28 - К 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - на сумму ЕСН и страховых взносов, начисленных на заработную плату производственных рабочих, занятых исправлением брака;

    Д 28 - К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при исправлении брака;

    Д 28 - К 23 "Вспомогательные производства" - на сумму стоимости забракованной продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, а также стоимости работ и услуг указанных подразделений, использованных при устранении брака;

    Д 28 - К 25 "Общепроизводственные расходы" - на сумму общепроизводственных расходов, отнесенных на увеличение потерь от брака. Доля расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов (или аналогичных расходов в соответствующих отраслях народного хозяйства) определяется в соответствии с действующим в отрасли порядком отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), закрепленным в учетной политике организации;

    Д 28 - К 26 "Общехозяйственные расходы" - на сумму общехозяйственных затрат, отнесенных на увеличение потерь от брака. В данном случае размер расходов, подлежащих списанию на увеличение фактической себестоимости производственного брака, также определяется порядком, закрепленным в учетной политике организации применительно к распределению общей суммы расходов на управление и хозяйственное обслуживание. Заметим, что по общему правилу общехозяйственные расходы на увеличение стоимости производственного брака не относятся. Тем не менее, Инструкция указанную корреспонденцию счетов содержит, соответственно предполагается вероятность списания общехозяйственных расходов на увеличение потерь от брака и, как следствие, на увеличение сумм, обращаемых к взысканию за счет виновных лиц или организаций.

    Кроме того, некоторые виды расходов могут быть списаны на себестоимость производственного брака следующими проводками: [10]

    Д 28 - К 21 "Полуфабрикаты собственного производства" - на сумму стоимости полуфабрикатов, использованных при устранении брака, а также на сумму стоимости забракованных полуфабрикатов;

    Д 28 - К 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" - на сумму стоимости забракованной продукции. В данном случае потери от производственного брака оцениваются по плановой себестоимости;

    Д 28 - К 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, оплаченных наличными через подотчетных лиц.

    По кредиту счета 28 отражаются операции, уменьшающие общую себестоимость производственного брака. При этом используются следующие основные проводки:

    Д 10 (20) - К 28 - на сумму стоимости забракованной продукции по цене возможного использования;

    Д 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" - К 28 - на сумму материального ущерба, подлежащую взысканию с виновных лиц;

    Д 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям" - К 28 - на сумму претензий, предъявленных организациям, виновным в допущении производственного брака (например, в результате поставки некачественных материально-производственных запасов).

    Списание себестоимости брака оформляется проводкой Д 20 - К 28 - на сумму стоимости окончательного брака, списываемого на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг). Аналогичным образом списываются суммы окончательного брака на себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств (в дебет счета 23), обслуживающих производств и хозяйств (в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства").

    Кроме того, суммы брака могут быть списаны проводками: [23]

    Д 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" - К 28 - на сумму стоимости гарантийного обслуживания или ремонта по поставкам товаров или продукции. Такой же проводкой суммы потерь от производственного брака списываются на увеличение убытков от чрезвычайных ситуаций;

    Д 96 "Резервы предстоящих расходов"- К 28 - на суммы потерь от производственного брака, которые списываются за счет предстоящих расходов (как правило, резерва на гарантийный ремонт).

    В зависимости от вида брака и того, на каком этапе производства и реализации продукции он выявлен, формирование себестоимости имеет свои особенности.

    В стоимость внешнего исправимого брака включаются расходы на исправление забракованной продукции у потребителя. [22]

    При формировании себестоимости внешнего окончательного брака следует обратить внимание, что такой брак, по существу, следует оценивать по фактической себестоимости производства забракованной продукции, увеличенной на сумму транспортных расходов. При этом независимо от франкировки цены поставки фактически она должна определяться по франко-склад покупателя (помимо стоимости собственно забракованной продукции продавец обязан возместить расходы, связанные с ее приобретением, прежде всего - транспортные).

    Схема формирования себестоимости внутреннего исправимого брака практически не зависит от того, на каком этапе производственного цикла он был обнаружен. Если брак выявлен после сдачи продукции на склад, а исправить его непосредственно на складе технологически невозможно, нужно дополнительно учесть в стоимости брака расходы по перемещению продукции со склада в цеха основного производства.

    Схема формирования себестоимости внутреннего окончательного брака обусловлена тем, на каком этапе производственного цикла выявлен брак. Если после сдачи продукции на склад - никаких дополнительных расходов, как правило, нет, поскольку забракованная продукция просто изымается со склада и утилизируется. Таким образом, расходы от брака состоят из фактической себестоимости некачественной продукции и стоимости работ по ее утилизации. Если брак выявляется до оприходования готовой продукции, его себестоимость определяется в порядке, установленном для определения себестоимости незавершенного производства на соответствующем этапе технологического цикла с учетом возможных расходов по утилизации выбракованных объектов.

    При организации и ведении налогового учета расходов, связанных с исправлением брака или списанием сумм стоимости забракованной продукции (объемов выполненных работ), проблем, как правило, не возникает.

    Для целей обложения налогом на прибыль потери от брака учитываются в составе прочих расходов (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ). [2]

    К налоговому учету принимается только стоимость окончательного брака за минусом сумм, отнесенных на счет виновных лиц или организаций. Уменьшение потерь от брака на сумму стоимости материалов, оприходованных после утилизации забракованной продукции, Кодексом не оговорено и, следовательно, может трактоваться как неправомерное. Такие материалы должны приходоваться обособленно и учитываться в составе внереализационных доходов (аналогично материалам от демонтажа объектов основных средств). Таким образом, весьма вероятно возникновение налоговых разниц и применение норм ПБУ 18/02. [6]

    Разумеется, произведенные расходы должны быть документально подтверждены, т.е. в наличии должен быть акт о производственном браке, оформленный установленным порядком. Подчеркнем, что потери от брака являются расходами, связанными именно с производством и реализацией продукции (работ, услуг), поэтому некоторые разъяснения уполномоченных ведомств по данному поводу необходимо рассматривать критически. [18]


    1.2.2. Бухгалтерский учет потерь от простоев


    Потери от простоев - непроизводительные затраты сырья, материалов, топлива, заработная плата в результате незапланированных остановок станков, цехов, всего производства. Для учета простоев отдельный синтетический счет не предусмотрен. Потери по простоям учитывают либо на счете 26, либо на счете 25. При всем их разнообразии можно выделить: простои вследствие неисправности станка, отсутствия заготовок и др.; простои в результате прекращения подачи электроэнергии, газа, сжатого воздуха; простои, вызванные стихийными бедствиями.

    Во всех случаях простоев рабочих свыше 15 мин. выписывается простойный лист, в котором указываются начало, окончание, продолжительность простоев, причина, виновники. Простой не по вине работников оплачивается по нормам действующего законодательства. Потери по простоям по внешним причинам учитывают на счете 26, по внутренним - на счете 25. На стоимость энергии, топлива, израсходованных во время простоев: Д-т 25, 26, К-т 70, 69, 10. Если потери от простоев по внешним причинам предъявлены виновнику и возмещены: Д-т 76, К-т 26; Д-т 51, К-т 76. Потери от простоев в результате чрезвычайных ситуаций подлежат списанию: Д-т 99, К-т 70, 69 и др. [17]



    ГЛАВА 2. УЧЕТ ПОТЕРЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ ООО «СТЕКЛО»


    2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика исследуемой организации


    Общество с ограниченной ответственностью «Стекло» г. Рязань является структурным подразделением ведущего стекольного завода России - ОАО «Борский Стекольный завод». Завод специализируется на выпуске полированного и автомобильного стекла и технических зеркал.

    Борский стекольный завод является одним из немногих производителей стекла в России, продукция которого прошла омологационные испытания за рубежом на соответствие международным и российским стандартам качества.

    С 1997 года Борский стекольный завод структурно входит в группу GLAVERBEL - бельгийскую компанию, являющуюся европейским подразделением крупнейшей в мире стекольной компании Asahi Glass. Группа GLAVERBEL прочно удерживает третье место на европейском рынке автостекла и первое - на мировом рынке зеркал и стекла тонких номиналов. Ей принадлежит 150 производственных подразделений, расположенных на территории Бельгии, Франции, Чехии, Италии, Голландии, Испании и России. На данный момент общая численность работников составляет 16.000 человек, а годовой оборот порядка 1,9 млрд. евро.

    ООО «Стекло» в составе Борского стекольного завода осуществляет свою деятельность в двух основных направлениях:

    ·   во-первых, производство и поставка продукции на первичный рынок (OEM - Original Equipment Manufacturer - рынок автопроизводителей). На этом направлении предприятие активно сотрудничает с такими автозаводами как: АвтоВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, ИжМаш, ПАЗ, КамАЗ, ЗМА, ЗАЗ, УАЗ и др., а также некоторыми зарубежными представительствами всемирно известных концернов, таких как, например, FORD. Завод также является единственным поставщиком на совместное предприятие GM-АвтоВАЗ. До 80 % всех новых автомобилей, выпускаемых в России и странах СНГ, оснащены стеклами Борского стекольного завода.

    · во-вторых, продажи автомобильного стекла на вторичном рынке (ARG - Automotive Replacement Glass - рынок автозапчастей). На этом направлении ООО «Стекло» активно сотрудничает с рядом российских компаний, представляющих продукцию предприятия в регионах России и странах СНГ.

    ООО «Стекло» производит автомобильные стекла практических для всех марок отечественных легковых и грузовых автомобилей, автобусов.

    Основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ООО «Стекло», приведены на рисунке 1 и в таблице 1.

    Рис. 1. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Стекло» в 2004-2006гг.



    Таблица 1

    Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ООО «Стекло» за 2004-2006 гг.

    п/п

    Показатели

    Ед.

    изм.

    2004

    год

    2005

    год

    2006

    год

    2006 г в % к 2004 г

    1

    Объем реализации в сопоставимых ценах

    Тыс. руб.

    468948

    493631

    535577

    114,2

    2

    Себестоимость реализованных товаров

    Тыс. руб.

    439930

    468165

    511929

    116,4

    3

    Затраты на 1 руб. реализации

    Коп.

    93,8

    94,8

    95,6

    101,9

    4

    Валовая прибыль

    Тыс. руб..

    30732

    26605

    382347

    124,4

    5

    Среднегодовая стоимость основных средств

    Тыс. руб.

    109283

    100087

    184070

    168,4

    6

    Фондоотдача

    %

    4,29

    4,93

    2,91

    67,8

    7

    Фондоемкость

    %

    0,23

    0,20

    0,34

    147,8

    8

    Фондовооруженность труда

    Руб./чел

    32,51

    30,69

    51,53

    158,5

    9

    Оборотные средства

    Тыс. руб.

    825772

    1125356

    709582

    85,9

    10

    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

    Обор.

    0,57

    0,44

    0,75

    131,6

    11

    Оборотные фонды

    Тыс. руб.

    776957

    1073750

    655940

    84,4

    12

    Рентабельность производственных фондов

    %

    0,60

    0,46

    0,82

    136,7

    13

    Среднесписочная численность ППП

    Чел.

    3 362

    3 261

    3 572

    106,2

    14

    Производительность труда одного работающего

    Тыс. руб. / чел.

    139,5

    151,4

    149,9

    107,4

    15

    Среднегодовая заработная плата одного работающего

    Руб.

    42 000

    44 400

    49 644

    118,2


    Как видно из данных таблицы 1 объем реализации в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 14,2%. Себестоимость реализованных товаров ООО «Стекло» увеличилась на 16,4%. В связи с тем, что темпы роста себестоимости выше темпов роста выручки, валовая прибыль от реализации увеличилась всего на 1,9%.

    В рамках углублённого анализа в дополнение к абсолютным показателям рассчитаем ряд аналитических показателей - коэффициентов ликвидности.

    Таблица 2

    Анализ платежеспособности ООО «Стекло»   за 2004-2006гг.

    Показатели

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    Изменение

    1. Коэффициент текущей ликвидности

    1,17

    2,16

    0,77

    -0,4

    2. Коэффициент абсолютной ликвидности (срочной)

    0,82

    1,76

    0,63

    -0,19

    3. Коэффициент критической ликвидности

    0,98

    2,03

    0,72

    -0,26


    На основании таблицы 2 можно сделать следующие выводы об анализе возможности банкротства ООО «Стекло». Коэффициент текущей ликвидности на конец 2006 года составил 0,77 при нормативе не менее 2, что меньше уровня начала периода на 0,4.

    Очевидно, что коэффициент абсолютной ликвидности к концу периода снизился до 0,63. Это свидетельствует о том, что предприятие не сможет в срочном порядке погасить все свои долговые обязательства. Отраслевые  особенности ухудшают и без того низкую платёжеспособность исследуемого хозяйствующего субъекта.

    Если учесть то, что рассматриваемое предприятие фондоёмкое и оборачиваемость активов за отчетный период снизилась, а также если взять во внимание то, что значение показателя коэффициента абсолютной ликвидности имеет низкое значение на конец отчетного периода (0,63 на конец 2006 года) можно сказать, что данная тенденция может привести ООО «Стекло»  на грань банкротства, если несколько крупных кредитов одновременно потребуют в срочном порядке погасить долги.


    Рис. 2. Динамика коэффициентов ликвидности ООО «Стекло»   за 2004-2006гг.


    В дальнейшем предприятию необходимо наращивать объем производства не за счет повышения цен, а за счет снижения издержек, повышения качества и диверсификации деятельности, т.е. расширения спектра предлагаемой продукции и услуг, а также ускорения оборачиваемости производственных запасов.


    2.2. Учет внутреннего брака в исследуемой организации


    Для обобщения информации о потерях от брака в производстве в ООО «Стекло» предназначен счет 28 "Брак в производстве". Следует отметить, что на данном счете учитываются все виды брака.

    Аналитический учет на счете 28 "Брак в производстве" в ООО «Стекло» ведется по отдельным структурным подразделениям, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

    По дебету счета 28 отражаются затраты, связанные с выявленным браком:

    -   себестоимость бракованной продукции (при неисправимом браке);

    -   затраты на исправление брака (при исправимом браке).

    По кредиту счета 28 отражаются суммы, уменьшающие потери от брака:

    -   стоимость бракованной продукции, принятой к учету по цене возможного использования;

    -   суммы, взыскиваемые с виновников брака;

    -   суммы, взыскиваемые с поставщиков недоброкачественных материалов, при использовании которых допущен брак, и т.д.

    Сумма потерь от брака равна разнице между оборотами по дебету и кредиту счета 28 "Брак в производстве".

    Невозмещаемые суммы потерь от брака включаются в ООО «Стекло» в себестоимость тех видов продукции, по которым выявлен брак. Если в том периоде, в котором выявлен брак, данный вид продукции не производился, то суммы потерь от брака распределяются по видам продукции как общепроизводственные расходы.


    2.2.1. Учет внутреннего неисправимого брака


    Себестоимость внутреннего неисправимого брака, подлежащая отражению на счете 28, определяется в ООО «Стекло» по сумме затрат на изготовление бракованной продукции, которые включают:

    -   стоимость использованных сырья и материалов;

    -   расходы на оплату труда;

    -   соответствующие суммы ЕСН;

    -   расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

    -   часть общепроизводственных расходов;

    -   другие затраты.

    Для расчета себестоимости окончательного брака в ООО «Стекло»  производят следующие действия:

    -   составляется калькуляция затрат на изготовление бракованной продукции;

    -   рассчитывается сумма взысканий с виновников брака;

    -   рассчитывается стоимость возвратных отходов по цене возможного использования;

    -   определяется сумма потерь от окончательного брака.

    Учет неисправимого внутреннего брака в бухгалтерском учете оформляется  ООО «Стекло» следующими записями:

    Дт 28 Кт 20, 21, 43 - списана себестоимость бракованной продукции;

    Дт 10, 21, 41 Кт 28 - принята к учету бракованная продукция по цене ее возможного использования;

    Дт 73 Кт 28 - начислены суммы, подлежащие взысканию с виновников брака;

    Дт 76 Кт 28 - начислены суммы, подлежащие взысканию с поставщиков бракованных материалов;

    Дт 20, 23 Кт 28 - включены в себестоимость продукции потери от брака.

    Например, в мае 2006 года в ООО «Стекло» при производстве продукции выявлен неисправимый брак партии изделий, причиной которого явилось использование некачественных материалов. В затраты на изготовление бракованной продукции включаются:

    -   стоимость израсходованных материалов-25 000 руб.;

    -   заработная плата - 15 000 руб.;

    -   сумма ЕСН - 3 900 руб.;

    -   доля общепроизводственных расходов - 7 500 руб.

    Цена возможной реализации бракованной продукции - 20 000 руб.

    Поставщику некачественных материалов предъявлена претензия. Сумма к взысканию равна 10 000 руб.

    Указанные операции были отражены в бухгалтерском учете  ООО «Стекло» следующим образом:

    Дт 28 Кт 20 - 51 400 руб. - отражена себестоимость бракованной продукции (25 000 руб. + 15 000 руб. + 3 900 руб. + 7 500 руб.);

    Дт 43 Кт 28 - 20 000 руб. - принята к учету бракованная продукция по цене возможной реализации;

    Дт 76 Кт 28 - 10 000 руб. - отражена сумма претензии к поставщику;

    Дт 20 Кт 28 - 21 400 руб. - включены в себестоимость продукции невозмещаемые потери от брака (51 400 руб. - 20 000 руб. - 10 000 руб.).


    2.2.2. Учет внутреннего исправимого брака


    В себестоимость внутреннего исправимого брака в ООО «Стекло»  включаются:

    -   стоимость сырья и материалов, израсходованных при исправлении брака;

    -   заработная плата работников, непосредственно осуществляющих исправление брака;

    -   соответствующие суммы начисленного ЕСН;

    -   доля затрат на содержание и эксплуатацию оборудования и общепроизводственных затрат, приходящаяся на операции по исправлению брака;

    -   другие расходы.

    Учет исправимого внутреннего брака оформляется в ООО «Стекло» записями:

    Дт 28 Кт 10 - списана стоимость сырья и материалов, использованных для исправления брака;

    Дт 28 Кт 70 - начислена заработная плата рабочим, занятым исправлением брака;

    Дт 28 Кт 69 - начислены суммы ЕСН;

    Дт 28 Кт 25 - списана соответствующая доля общепроизводственных расходов;

    Дт 73 Кт 28 - начислены суммы, подлежащие взысканию с виновников брака;

    Дт 70 Кт 73 - удержана из заработной платы работника взыскиваемая сумма;

    Дт 20, 23 Кт 28 - включены в себестоимость продукции затраты на исправление брака.

    В августе 2006 года в ООО «Стекло»  при производстве продукции выявлен брак партии изделий. Затраты на изготовление бракованной продукции составили:

    -   стоимость израсходованных материалов - 25 000 руб.;

    -   заработная плата - 15 000 руб.;

    -   сумма ЕСН - 3 900 руб.;

    -   доля общепроизводственных расходов - 7 500 руб.

    Итого - 51 400 руб.

    В затраты на исправление брака включаются:

    -   стоимость израсходованных материалов - 8 000 руб.;

    -   заработная плата - 7 000 руб.;

    -   сумма ЕСН - 1 820 руб.;

    -   доля общепроизводственных расходов - 1 500 руб.

    Итого - 18 320 руб.

    С виновников брака взыскано 5 000 руб.

    Данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете следует отразить так:

    Дт 28 Кт 10 - 8 000 руб. - списаны материалы на исправление брака;

    Дт 28 Кт 70 - 7 000 руб. - начислена сумма заработной платы за исправление брака;

    Дт 28 Кт 69 - 1 820 руб. - начислен ЕСН;

    Дт 28 Кт 25 - 1 500 руб. - списаны общепроизводственные расходы, приходящиеся на исправление брака;

    Дт 73 Кт 28 - 5 000 руб. - начислена сумма к взысканию с виновников брака;

    Дт 70 Кт 73 - 5 000 руб. -удержана из заработной платы взыскиваемая сумма;

    Дт 20 Кт 28 - 13 320 руб. - отнесена на себестоимость продукции сумма потерь от брака (8 000 руб. + 7 000 руб. + 1 500 руб. + 1 820 руб. - 5 000 руб.);

    Дт 43 Кт 20 - 65 392 руб. - отражена производственная себестоимость готовой продукции.


    2.3. Учет внешнего неисправимого брака в исследуемой организации


    Внешним считается брак, который выявлен после отгрузки готовой продукции покупателю. Так как в стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности внешний исправимый брак вряд ли возможен, то мы рассматриваем учет внешнего неисправимого брака в ООО «Стекло».

    В себестоимость внешнего неисправимого брака в ООО «Стекло» включаются:

    -   производственная себестоимость продукции (изделий), окончательно забракованной потребителем;

    -   возмещение покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением этой продукции;

    -   транспортные расходы по возврату бракованной продукции;

    -   другие затраты, связанные с изготовлением бракованной продукции.

    Чтобы возврат продукции не был квалифицирован как ее обратная продажа организации-изготовителю (ООО «Стекло»), бухгалтеру организации важно правильно оформить документы, подтверждающие характер сделки. В этом случае в ООО «Стекло» оформляется акт о выявлении брака (форма ТОРГ-2) и выставляется претензия, в которой отражается факт поставки некачественной продукции и указывается, как должен действовать диллер: перечислить покупателю деньги за бракованную продукцию или погасить задолженность, образовавшуюся после возврата брака, отгрузив аналогичную продукцию надлежащего качества.

    Как правило, внешний брак выявляется не в том месяце, когда продукция была изготовлена, а позднее, когда забракованная продукция уже включена в объем продаж.

    В случае возврата бракованной продукции в ООО «Стекло»  сторнируются бухгалтерские операции по реализации в доле, приходящейся на брак, в том числе и суммы начисленных налогов.

    Порядок списания внешнего брака зависит от периода, когда он выявлен, и оттого, создает организация резерв на гарантийный ремонт или нет.

    В ООО «Стекло»  не создан резерв на гарантийный ремонт, то потери от внешнего брака отражаются в составе затрат того месяца, в котором получены и приняты претензии от покупателей. Потери от брака, которые относятся к продукции, изготовленной в прошлых периодах, включаются в себестоимость аналогичных изделий, выпущенных в текущем периоде. Если в текущем периоде такие изделия не выпускаются, то данные расходы распределяются по видам продукции как общепроизводственные расходы. Потери от бракованной продукции, реализованной в прошлые периоды, необходимо включать в состав расходов как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.

    В сентябре 2006 года ООО «Стекло» реализовало 100 Многослойных (ламинированных) автомобильных стекол (триплекс).

    Продажная цена одного изделия - 3 540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). Себестоимость одного изделия - 1 500 руб.

    В процессе установки покупателем обнаружен неисправимый брак у 10 изделий. Покупателем составлен акт о выявлении брака и предъявлена претензия с требованием перечислить на его расчетный счет денежные средства в размере стоимости 10 бракованных изделий.

    ООО «Стекло» оплатило транспортные расходы по доставке бракованных изделий в сумме 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.).

    Бракованные изделия приняты к учету в ООО «Стекло» в качестве вторичного сырья по цене 5 000 руб.

    В учете организации ООО «Стекло» данные хозяйственные операции отражены следующим образом:

    Таблица 3

    Хозяйственные операции по учету бракованных изделий

    № п/п

    Содержание хозяйственной операции

    Сумма, руб.

    Корреспонденция счетов

    Дебет

    Кредит

    1

    Отражена выручка от продажи 100 изделий

    354000

    62

    90/1

    2

    Начислен НДС

    54000

    90/3

    68

    3

    Списана на продажи себестоимость готовой продукции

    150000

    90/2

    43

    4

    Отражен финансовый результат

    150000

    90/9

    99

    5

    Получена оплата от покупателей

    354000

    51

    62

    После обнаружения брака и получения претензии от покупателя

    6

    СТОРНО! Отражена выручка от продажи 10 изделий

    35400

    62

    90/1

    7

    СТОРНО! Списана на продажи себестоимость 10 изделий (1500*10шт)

    15000

    90/2

    43

    8

    Предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет продавцом по возвращенной бракованной продукции (540*10шт)

    5400

    68

    90/3

    9

    Перечислена покупателю стоимость бракованных изделий

    35400

    62

    51

    10

    Отражена возвращенная продукция в качестве брака

    1500

    28

    43

    11

    Оплачены транспортные расходы на доставку бракованной продукции

    1180

    60

    51

    12

    Включены транспортные расходы в состав потерь от брака

    1000

    28

    60

    13

    Учтен НДС по транспортным расходам

    180

    19

    60

    14

    Принят к вычету НДС

    180

    68

    19

    15

    Принята к учету возвращенная продукция в качестве вторичного сырья

    5000

    10

    28

    16

    Включены в себестоимость продукции текущего периода потери от брака (15000+1000-5000)

    11000

    20

    28


    Глава 25 НК РФ не содержит прямых указаний на то, как отражать в налоговом учете возврат товара и как его учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. По нашему мнению, налоговый учет возврата некачественного товара должен зависеть от того, в каком периоде он осуществляется.

    Если возврат некачественного товара произошел в том же налоговом периоде, что и его реализация, то в ООО «Стекло» необходимо уменьшить сумму доходов от реализации, рассчитанную в соответствии со ст. 249 и 316 НК РФ, на сумму возврата денежных средств, которые были получены ООО за этот товар, а сумму расходов текущего налогового периода следует уменьшить на покупную стоимость возвращаемого товара.

    Если реализация осуществлена в одном налоговом периоде (например, в ноябре 2006 года), а товар был возвращен покупателем в другом налоговом периоде (например, в феврале 2007 года), то убыток, понесенный из-за возврата некачественной продукции, можно включить в  расходы как убытки прошлых лет, выявленные в текущем году (подпункт 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).


    2.4. Учет простоев в производстве исследуемой организации

     

    Помимо потерь от брака к производственным потерям ООО «Стекло» относятся и потери от простоев, возникающих в результате как внутренних, так и внешних причин. Внутренними или производственными причинами простоев на рассматриваемых производствах могут быть различные сбои в работе оборудования, недостатки в организации производственного процесса и т.д. Внешние причины могут быть связаны с отключением энергоносителей,  срывами поставок сырья и материалов и т.п.

    Простой в ООО «Стекло» оформляется специальным документом - простойным актом, в котором указывается время простоя, участок простаивающего производства, причины простоя и другие сведения. Унифицированной формы простойного акта нет, поэтому в ООО «Стекло» самостоятельно разработали его форму и утвердили приказом руководителя.

    Полная величина потерь от простоев (независимо от причин) складывается в ООО «Стекло»:

    -   из заработной платы производственных рабочих, начисленной за время простоя и отчислений на социальные нужды;

    -   из стоимости сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных в период остановки производства.

    Когда простой производства вызван внешней причиной, в состав потерь включается и часть общепроизводственных расходов.

    Согласно учетной политики, утвержденной руководителем  ООО, потери от простоев, произошедших по вине организации, отражаются в ООО «Стекло» по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы". Потери от простоев по внешним причинам относятся на виновных лиц или включаются в состав прочих расходов. Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, признаются прочими расходами, возникающими от чрезвычайных обстоятельств, и согласно Плану счетов списываются на счет 99 "Прибыли и убытки".

    За исследуемый период (2004-2006гг.) в ООО «Стекло» простоев не было.


    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ПОТЕРЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ ООО «СТЕКЛО»


    3.1. Создание резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание


    Хотя для рассматриваемых видов промышленного производства создание резерва на гарантийный ремонт не характерно, в соответствии со статьей 267 НК РФ налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. При этом создавать такой резерв могут только те налогоплательщики, которые осуществляют учет доходов и расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль методом начисления. Решение о создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание должно быть закреплено в учетной политике организации. Резерв создается по реализованной продукции с учетом предполагаемых расходов по устранению дефектов и неисправностей в течение срока действия гарантии.

    Размер создаваемого резерва не может превышать предельного размера. Предельный размер определяется как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

    Если налогоплательщик реализует товары (работы) менее трех лет с условием проведения гарантийного ремонта и обслуживания, то для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.

    Налогоплательщик, ранее не осуществляющий реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. По истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.

    Сумма резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию товаров (работ), не полностью использованная налогоплательщиком в налоговом периоде на осуществление ремонта по товарам (работам), реализованным с условием предоставления гарантии, может быть перенесена налогоплательщиком на следующий налоговый период. При этом сумма вновь создаваемого в следующем налоговом периоде резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода. Если сумма вновь создаваемого резерва меньше суммы остатка резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде, разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода.

    Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), то расходы налогоплательщик списывает на гарантийный ремонт только за счет суммы созданного резерва. В том случае, если сумма созданного резерва меньше суммы расходов на ремонт, произведенных налогоплательщиком, разница между ними подлежит включению в состав прочих расходов.

    Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства на основании п. 9 ПБУ 8/01 относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие (операционные) расходы. Например, в случае создания резерва на гарантийный ремонт расходы отражаются на счете 20 "Основное производство" в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99, а расходы, связанные с возникновением обязательств по исковым требованиям, и другие резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности, в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 относятся к операционным расходам и отражаются на субсчете 2 "Прочие расходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы". Для учета движения создаваемых резервов по условным обязательствам применяется счет 96 "Резервы предстоящих расходов".[5]

    Рассчитаем размер резерва для ООО «Стекло», в том случае если руководство принимает решение о создании в отчетном (налоговом) периоде резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Объем выручки от реализации товаров за предшествующие три года составил 9 000 000 тыс.руб. Фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание данного товара за этот же период составили 230 000 тыс.руб. Бухгалтер ООО рассчитал предельный коэффициент отчислений по данному виду товара:  0,025 (230 000 / 9000 000).

    За отчетный (налоговый) период налогоплательщик осуществил фактические расходы на гарантийный ремонт в сумме 33 000 тыс.руб. Объем выручки от реализации товаров, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока, за этот период составил 1300 000 тыс. руб. Отчисления в резерв, включенные в состав прочих расходов за первый отчетный (налоговый) период, составят 32 500 тыс.руб. (1300 000 руб. х 0,025).

    В том случае, если в ООО создан резерв на гарантийный ремонт, то сумму потерь от брака в бухгалтерском учете списывают за счет резерва вне зависимости от того, когда была продана бракованная продукция.

    В учете это отражается записью:

    Дт 96 "Резервы предстоящих расходов" Кт 28 "Брак в производстве".

    Если создан такой же резерв и в налоговом учете, то потери от брака также списываются за его счет. При использовании резерва следует учитывать, что за счет этих средств списываются расходы на выполнение гарантийных работ только в пределах гарантийного срока.

    Если руководство ООО примет решение о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания, сумма ранее созданного и неиспользованного резерва подлежит включению в состав доходов ООО по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.


    3.2. Организация приемки сырья для устранения потерь при транспортировке


    В коммерческой практике хозяйственные операции многих организаций связаны с приемом поступающих грузов. И если приемка штучных либо перевозимых в контейнерах грузов не составляет труда, то для определения, в частности, массы грузов, перевозимых навалом или насыпью, от контрагентов потребуется применение специальных методов расчета.

    Например, в январе 2007 года ОАО «Стартактив»  отгрузило ООО «Стекло» 60 т сырья. При его приеме работникам ООО «Стекло» вместе с представителями ОАО «Стартактив» и перевозчиком проверялось соответствие массы пришедшего сырья массе, указанной в сопроводительных документах. При измерении масса груза составила 55 т. На первый взгляд можно говорить о недостаче в 5 т. Но так ли уж все очевидно? Во-первых, в процессе перевозки могла произойти потеря груза вследствие естественных причин (воздействия окружающей среды). Во-вторых, каждый измерительный прибор имеет свои погрешности, устанавливаемые заводом-изготовителем и отражаемые в паспорте. Соответственно и при отправлении, и при получении груза имела место погрешность измерения. Кроме того, крупные массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, требуют специальных способов измерения, и это также влияет на конечные показатели массы пришедшего груза.

    И еще один немаловажный момент. Даже если признать, что имеет место недостача в 5 т, необходимо установить, находится ли она в пределах нормы либо выходит за них. Это важно для определения размера претензии к поставщику или перевозчику.

    Для учета всех перечисленных факторов предназначены специальные методики определения массы грузов. Их знание позволит менеджменту ООО «Стекло»  спрогнозировать нормативные и сверхнормативные потери грузов в рамках заключенных договоров с поставщиками, а значит, и вероятные расходы на закупку сырья и материалов. Бухгалтерские службы, владея данными методиками, смогут определить фактический приход сырья и материалов, потери в пределах и сверх норм, а также предоставить менеджменту компании информацию об этом. Она будет уместной в рамках как управленческого, так и финансового учета. Продукция стеклозаводов должна соответствовать всем требованиям ГОСТ. Правильная организация приемки сырья и организация контроля качества  сырьевых материалов  и стекла - залог успеха ООО «Стекло» в выпуске качественной продукции.

    Рассмотрим, как в настоящее время нормативно регулируется методика определения массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, и поясним ее применение на примере ООО «Стекло».

    В соответствии со ст. 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ; далее - Устав) масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ.

    Понятно, что масса груза, определенная на железнодорожной станции назначения, - это величина, которая отражается в железнодорожной накладной и которую грузополучателю предлагается считать правильной или почти правильной, т.е. с учетом норм естественной убыли. А для выявления недостачи или излишка по полученным грузам необходимо выявить величину предельного расхождения. К сожалению, Устав не утверждает методику определения размера предельного расхождения и даже не дает ссылку на документ, которым можно воспользоваться.

    Единственный документ, содержащий такую методику для грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, - Методические рекомендации по определению массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации), введенные в действие с 30 января 2003 г. указанием МПС России от 13 января 2003 г. N Ш-20у. Хотя этот документ опубликован не был, т.е. не является нормативно-правовым актом, обладающим признаком обязательности исполнения, не вызывает сомнения, что он будет применяться всеми отделениями железных дорог при определении недостач и излишков в целях удовлетворения претензий отправителей и получателей грузов. [22]

    Методические рекомендации определяют, что предельным расхождением в результатах определения массы груза, обозначаемым как называется расчетное значение предельного отклонения массы груза в процентах, определяемое исходя из предельной погрешности измерения массы груза на станции отправления и предельной погрешности измерения массы груза на станции назначения (в пути следования) В свою очередь устанавливается, что предельная погрешность указывается в паспорте средства измерения массы и в нормативных документах Госстандарта России по методике выполнения измерения массы. По согласованию с Госстандартом СССР и Госарбитражем СССР в 1987 г. значение предельного расхождения в результатах определения массы рассчитывается по формуле [22]

     


                    ┌───────────────────

      дельта 1,2 = \│       2         2

                      дельта  + дельта

                            1         2

     

    Итак, первоначально груз взвешивается на станции оправления, и полученная масса отражается в железнодорожной накладной, вместе с этим в отдельной графе накладной в поле "Способ определения массы" указывается величина предельной погрешности и способ определения массы груза, например на вагонных весах с остановкой и без расцепки, +2,0%. Это означает, что на станции отправления груз взвешивался на вагонных весах с остановкой и без расцепки, предельная погрешность весов 2%. Если все это известно, грузополучатель имеет все данные для определения поступившей массы груза и выявления недостачи или излишка. Согласно п. 2.3 Методических рекомендаций "масса груза считается правильной, если разница между массой груза, указанной в накладной на станции отправления, по сравнению с массой груза, определенной при проверке на станции назначения, не превышает:

    -   при недостаче массы - нормы естественной убыли и предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто;

    -   при излишке массы - предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто".

    Предельное отклонение рассчитывается путем умножения массы груза нетто, указанной в накладной, на значение предельного расхождения, определенного по табл. 1 или 2 Приложения 1 к Методическим рекомендациям.

    В данном случае предельное отклонение - это та абсолютная величина в килограммах или тоннах, на которую из-за погрешности весов может не сходиться масса груза на весах станции назначения по сравнению с массой этого груза, указанной в накладной.

    Поясним сказанное на примере. Согласно документам поставщика в адрес ООО «Стекло» прибыло 555 т сырья. На станции отправления массу груза определяли на вагонных весах с расцепкой, предельная погрешность - +2,0%. На станции назначения масса груза определяется на вагонных весах в движении, предельная погрешность - +1,0%. Норма естественной убыли равна 0,5%. При взвешивании был получен следующий результат - 396,93 т. По условиям договора одна тонна сырья стоит 342 руб. без учета НДС. Необходимо установить и оприходовать поступившую массу груза.

    Значение предельного расхождения определим с помощью табл. 1 Приложения 1 к Методическим рекомендациям (ею следует пользоваться только при условии различных методов взвешивания груза на станциях назначения и отправления). Оно составит +2,2%. С учетом этого показателя получим следующие значения:

    - предельное отклонение - 12,21 т (555 т х 2,2%);

    - естественная убыль - 2,775 т (555 т х 0,5%);

    - допустимая масса груза, при которой не возникает недостачи сверх норм естественной убыли, - 540,015 т (555 т - 12,21 т - 2,775 т).

    Любая масса груза в пределах между 555 и 540,015 т будет считаться верной. Однако фактически полученная масса груза равна 396,93 т. Следовательно, недостача сверх норм естественной убыли - 143,085 т (540,015 т - 396,93 т). Стоимость недостачи составляет 48 935,07 руб. (143,085 т х 342 руб./т). Оприходованию подлежит фактически определенная масса груза 396,93 т. Недостача груза должна быть зафиксирована коммерческим актом, который оформляется перевозчиком.

    Таким образом, размер претензии ООО «Стекло» к поставщику должен быть определен в размере 143,085 т, что составляет 48 935,07 руб. без учета НДС, с учетом НДС эта сумма будет равна 57 743,38 руб.

    Теперь бухгалтеру ООО «Стекло» необходимо отразить полученный груз на счетах бухгалтерского учета. Согласно п. 58 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н) недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке: сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета 94 и относятся на транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

    Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостач и порчи.

    Если к моменту обнаружения недостач, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

    В рассматриваемом случае в бухгалтерском учете ООО «Стекло2 должны быть сделаны следующие записи:

    Д 10 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 139 925,88 руб. [(396,93 т + 12,21 т) х 342 руб./т] - отражена стоимость фактически поступивших материалов;

    Д 19 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 25 186,66 руб. - начислен НДС, относящийся к фактически полученным материалам;

    Д 94 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 949,05 руб. (2,775 т х 342 руб./т) - определена стоимость материалов в пределах естественной убыли и с учетом весовой погрешности;

    Д 19 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 170,83 руб. - начислен НДС, относящийся к недостачам в пределах норм естественной убыли;

    Д 10 (15) - К 94 - 949,05 руб. - списана стоимость недостачи в пределах норм естественной убыли на ТЗР или стоимость материалов;

    Д 76 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 57 743,38 руб. (143,085 т х 342 руб./т х 1,18) - отражены недостачи сверх норм естественной убыли (с учетом НДС).

    Следует подчеркнуть, что последняя проводка может иметь место только в случае предварительной оплаты поступивших грузов. Для контроля за расчетами с поставщиками по недостачам поступивших материалов, если расчеты за поставляемые материалы производятся после их получения, рекомендуется открыть отдельный активный субсчет (счет второго порядка) "Расчеты по выявленным недостачам" к синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В этом случае проводка может выглядеть следующим образом:

    Д 60, субсчет "Расчеты по выявленным недостачам"- К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" на сумму недостачи с учетом НДС.

    Субсчет "Расчеты по выявленным недостачам" счета 60 должен быть контрарным к субсчету "Расчеты за поставляемую продукцию" счета 60 и при составлении отчетности вычитаться из кредитового сальдо счета 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию".

    Если стороны договора поставки имеют устойчивые коммерческие отношения, недостачи грузов в определенных периодах могут перекрываться их излишками. По соглашению сторон может производиться взаимный зачет. В течение месяца или другого согласованного сторонами периода времени суммы недостачи и излишков, выявленные по результатам приемки отдельных маршрутов, числятся на отдельных субсчетах к счету 60 развернуто. В конце установленного периода, если стороны достигли соглашения о зачете недостачи излишками, суммы, числящиеся на субсчетах к счету 60, списываются проводкой на меньшую из двух сумм (недостачи или излишка) либо на сумму, согласованную сторонами в акте взаимных расчетов.

     



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Цель настоящей работы заключалась в том, чтобы рассмотреть  бухгалтерский учет потерь в производстве на примере общества с ограниченной ответственностью «Стекло» г.Рязань.

    В соответствии  с поставленной целью в работе  решены следующие задачи:

    - раскрыты понятие и классификацию потерь в производстве,

    - рассмотрены методологические основы учета потерь в производстве,

    - рассмотрено современное состояние учета потерь в производстве исследуемого предприятия,

    - разработаны мероприятия по совершенствованию потерь в производстве для исследуемого предприятия.

    Объектом исследования в работе выступило общество с ограниченной ответственностью «Стекло» г.Рязань – производственное предприятие, специализирующееся на выпуске автомобильных стекол практических для всех марок отечественных легковых и грузовых автомобилей, автобусов. ООО «Стекло» является структурным подразделением ведущего стекольного завода России - ОАО «Борский Стекольный завод». Завод специализируется на выпуске полированного и автомобильного стекла и технических зеркал.

    По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

    Объем реализации в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 14,2%. Себестоимость реализованных товаров ООО «Стекло» увеличилась на 16,4%. В связи с тем, что темпы роста себестоимости выше темпов роста выручки, валовая прибыль от реализации увеличилась всего на 1,9%. рассматриваемое предприятие фондоёмкое и оборачиваемость активов за отчетный период снизилась, а также если взять во внимание то, что значение показателя коэффициента абсолютной ликвидности имеет низкое значение на конец отчетного периода (0,63 на конец 2006 года) можно сказать, что данная тенденция может привести ООО «Стекло»  на грань банкротства, если несколько крупных кредитов одновременно потребуют в срочном порядке погасить долги.

    Учет потерь в производстве ООО «Стекло» организован правильно и ведется в соответствии с требованиями законодательства РФ.

    Для совершенствования учета потерь в производстве ООО «Стекло»  предложено создание резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Хотя для рассматриваемых видов промышленного производства создание резерва на гарантийный ремонт не характерно, в соответствии со статьей 267 НК РФ налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. При этом создавать такой резерв могут только те налогоплательщики, которые осуществляют учет доходов и расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль методом начисления. Решение о создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание должно быть закреплено в учетной политике организации. Резерв создается по реализованной продукции с учетом предполагаемых расходов по устранению дефектов и неисправностей в течение срока действия гарантии.

    Кроме создания резерва в ООО «Стекло» для исключения потерь при транспортировке сырья  и возмещения стоимости недопоставок от поставщиков предложено использование Методических рекомендаций по определению массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации), введенных в действие с 30 января 2003 г. указанием МПС России от 13 января 2003 г. N Ш-20у. Хотя этот документ опубликован не был, т.е. не является нормативно-правовым актом, обладающим признаком обязательности исполнения, не вызывает сомнения, что он будет применяться всеми отделениями железных дорог при определении недостач и излишков в целях удовлетворения претензий отправителей и получателей грузов.

    Бухгалтерская служба ООО «Стекло», владея данной методикой, сможет определить фактический приход сырья и материалов, потери в пределах и сверх норм, а также предоставить менеджменту ООО информацию об этом. Она будет уместной в рамках как управленческого, так и финансового учета. Продукция стеклозаводов должна соответствовать всем требованиям ГОСТ. Правильная организация приемки сырья и организация контроля качества  сырьевых материалов  и стекла - залог успеха ООО «Стекло» в выпуске качественной продукции и организации учета в соответствии с требованиями законодательства.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,  часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и  часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 1, 6 декабря 2007 г.)

    2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от  1, 4, 6 декабря 2007 г.)

    3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.)Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г.)

    4. Положение  по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изменениями от  30 марта 2001 г.)

    5. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г.)

    6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н)

    7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изменениями от 7 мая 2003 г., 18 сентября 2006 г.)

    8. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.)

    9. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н)

    10.   Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций  (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изменениями от 7 мая 2003 г., 18 сентября 2006 г.)

    11.   Базарова А.С. Возникновение расходов на формирование резервов и их отражение в бухгалтерском учете // Консультант бухгалтера, N 3, март 2007 г.

    12.   Белобородова В.А., Чечета А.П., Слабинский В.Т. и др. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 279 с.

    13.   Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2007.

    14.   Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет  / Под редакцией Безруких П.С.. - М.: Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2006.

    15.   Бухгалтерский учет в нормативных документах. Нормативные акты. - М.: “Ось-89”, 2007.

    16.   Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2005.

    17.  Волков Н.Г. Организация бухгалтерского учета в России // Главный бухгалтер, 2006, № 1.

    18.   Захарьин В.Р. Учет потерь от брака // Новое в бухгалтерском учете и отчетности, N 22, ноябрь 2007 г.

    19.  Илюхина Н.А. Оценка незавершенного производства в промышленности // Аудиторские ведомости, N 3, март 2005 г.

    20.  Козлова Е.К. Парашутин Н.В. Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет – М.: Финансы и статистика, 2005.

    21.  Кондраков Н.И. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М.: Научно-производственный центр «Перспектива», 2006.

    22.   Кулаева Н. Стекло, фарфор: учет потерь // Аудит и налогообложение, N 9, сентябрь 2007 г.

    23.   Мещеряков В. Расчет незавершенного производства //  Консультант, N 23, декабрь 2005 г.

    24.  Селиванов А.Н. Мини-справочник. Годовой отчет – 2007. – М.: Главбух, 2008.

    25.  Стуков С.А. Как изучить бухгалтерский учет. – М: Финансы и статистика, 2007.

    26.  Тишков И.Е. Бухгалтерский учет. – Минск: Высшая школа, 2007.

    27.   Фомичева Л.П. Комментарии к Положениям по бухгалтерскому учету. – Система «Гарант», 2007.

    28.   Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 2005.



    ПРИЛОЖЕНИЯ






    [1] Бехтерева Е.В. Оформление первичных учетных бухгалтерских документов при совершении различных хозяйственных операций. Документы по учету материалов // Горячая линия бухгалтера, N 9-10, май 2007 г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - УЧЕТ_потерь_в_производстве_2008 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.