Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ФИНАНСОВЫЙ_МЕНЕДЖМЕНТ_в_медицине_2007

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: ФИНАНСОВЫЙ_МЕНЕДЖМЕНТ_в_медицине_2007
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 7

    1.1. Понятие и функции финансового менеджмента. 7

    1.2. Информационное обеспечение и инструменты финансового менеджмента. 16

    1.3. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента. 18

    2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ.. 27

    3. ПОДГОТОВКА И КОМПОНЕНТЫ БЮДЕТА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ   33

    3.1. Основы составления бюджета медицинского учреждения. 33

    3.2. Особенности составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения  34

    3.2.1. Сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. 34

    3.2.2. Классификация расходов по внебюджетной деятельности. 35

    3.2.3. Перечень накладных (общехозяйственных) расходов бюджетного учреждения и способы их распределения. 36

    3.2.4. Методы калькулирования. 37

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 44


    ВВЕДЕНИЕ


    Основная задача системы здравоохранения - обеспечение доступной для всех слоев населения качественной медицинской помощи, соответствующей современному состоянию медицинской науки. Общее состояние здоровья населения - проблема в значительной степени (но не полностью) социальная, а не строго медицинская и в данной статье не рассматривается.

    Состояние здоровья нации зависит от множества групп факторов - это условия жизни, условия труда, экологическая обстановка и др. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья, особое место принадлежит здравоохранению. Данная отрасль призвана обеспечить сохранение и улучшение общественного здоровья путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. Возможность выполнения задач, возложенных на здравоохранение, в значительной степени определяется выбранной моделью функционирования отрасли, поскольку именно она оказывает влияние на величину средств, направляемых на охрану здоровья, на степень эффективности их использования, и соответственно, на возможность удовлетворения потребностей населения в медицинском обслуживании.[1]

    Успех проводимых экономических преобразований в сфере здравоохранения, включая финансовое обеспечение отрасли, во многом зависит от решения ряда ключевых вопросов.

    Начало реализации национального проекта "Здоровье" вызвало резкое увеличение выступлений и публикаций, относящихся к теме реформирования этой отрасли народного хозяйства. На переднем плане - подкрепленная убедительными примерами обеспокоенность ситуацией, общее мнение о необходимости дополнительного финансирования, но ...при почти полном отсутствии внятных системных предложений по улучшению положения в здравоохранении. В равной мере это относится к ряду экономических разработок, к сожалению, игнорирующих профессиональные особенности медицинского дела.[2]

    Адекватному пониманию сложившейся ситуации мешает ошибочное исключение здравоохранения из сферы производства материальных ценностей с присущими ему технологическими маршрутами, табелем оснащения, штатным обеспечением и прочими атрибутами, каждый из которых имеет конкретную стоимость. В результате система медицинской помощи не имеет прочной экономической основы, что предопределяет ей отстающее место в реформировании народного хозяйства.

    Анализ общепринятой модели медицинского обслуживания пациентов показывает, что значительная часть усилий и прямых расходов здравоохранения связана с многократным дублированием низкоэффективных диагностических исследований и проведением длительной, дорогостоящей и зачастую неадекватной терапии из-за отсутствия достоверной информации об истинном характере болезни. Рост непрямых затрат обусловлен продолжительной нетрудоспособностью пациентов и вынужденной необходимостью в последующем компенсировать дефекты предшествующего лечебно-диагностического процесса.

    В России расходы на здравоохранение остаются по-прежнему не связанными с объективными потребностями воспроизводства населения. Подтверждением этого служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, для нормального обеспечения воспроизводства рабочей силы на цели здравоохранения в современных условиях необходимо выделять не менее 6% валового внутреннего продукта. Минимальная величина средств, направляемых в отрасль, определяется условиями простого воспроизводства. Размер финансовых ресурсов, поступающих в сферу здравоохранения, должен обеспечить покрытие затрат, связанных с сохранением здоровья трудовых ресурсов как важного фактора производственного процесса. Таким образом, количественные параметры инвестирования средств в сферу здравоохранения объективно детерминированы. Поэтому общество не свободно в выборе масштабов вложений финансовых ресурсов в здравоохранение.[3]

    В ведущих зарубежных странах расходы на здравоохранение, независимо от применяемой модели финансового обеспечения отрасли, достигают большего удельного веса в ВВП, чем в Российской Федерации. В среднем в странах ЕС, по оценкам ВОЗ, в 2004 г. расходы на здравоохранение составили 8,71%.[4]

    В этой связи дальнейшее проведение экономической реформы в здравоохранении России, прежде всего, должно осуществляться в направлении теоретического переосмысления места и роли отрасли в экономической системе, а это, в свою очередь, должно повлиять на размер финансовых ресурсов, направляемых в отрасль.

    Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов не только коммерческих, но и бюджетных организаций. Состояние финансовых ресурсов бюджетной организации становится фактором, определяющим финансовые результаты ее деятельности.

    Количественные и качественные параметры финансового состояния бюджетной организации определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами в общем процессе управления экономикой.

    Сохранение и развитие учреждений системы здравоохранения требуют повышения социально-экономической отдачи финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых в учреждениях, более тесной увязки выделяемых из бюджета средств с результатами их деятельности. В то же время, учитывая напряженность федерального бюджета, для уменьшения разницы между фактическими потребностями медучреждений и реальными возможностями их финансирования необходимо активнее внедрять коммерческие отношения.

    Введение новых условий хозяйствования, сочетание бюджетного финансирования с применением коммерческих принципов позволяют не только более рационально использовать бюджетные ассигнования, но и средства других источников финансирования, поступающие на нужды медучреждений. С помощью средств, зарабатываемых трудовыми коллективами бюджетных учреждений коммерческой деятельностью, появляется возможность улучшать качественные показатели работы, оптимизировать нормы расходов, совершенствовать оплату труда работников медицинских учреждений, дополнив ее элементами стимулирования.

    Финансовый менеджмент - управление финансами, процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий и организаций, система форм, методов и приемов, используемых для управления финансовыми ресурсами.

    Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы финансового менеджмента в медицинских учреждениях России на современном этапе.


    1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА


    1.1. Понятие и функции финансового менеджмента


    Финансовый менеджмент - это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации. Основной конечной целью финансового менеджмента является повышение конкурентных позиций предприятия в соответствующей сфере деятельности через механизм формирования и эффективного использования прибыли. По содержанию финансовый менеджмент сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения.[5]

    Финансовый менеджмент — один из необходимых элементов экономического управления деятельностью предприятия. Осуществление любой хозяйственной деятельности сопровождается движением финансовых и денежных потоков. Такое движение порождается самим фактом наличия деловых взаимоотношений данного предприятия с другими юридическими лицами.

    К разновидностям финансового менеджмента относят агрессивный менеджмент, сопряженный с высокими рисками, например, задача достижения целей предприятия в кратчайшие сроки с максимальным использованием внешних источников финансирования, в первую очередь заемных. Консервативный менеджмент основывается на минимизации рисков. Одной из главных его целей выступает обеспечение максимальной финансовой устойчивости, стабильности развития производства. Разумным компромиссом между агрессивным и консервативным является умеренный менеджмент. Многие финансово-экономические показатели в умеренном финансовом менеджменте приближаются к нормативным, планируемым, среднерыночным, общественно нормальным или среднеотраслевым. Существует и идеальный менеджмент, где, с одной стороны, оптимально выверены и сбалансированы долго- и краткосрочные цели и задачи менеджмента, а с другой - средства их реализации. Различают также текущий и стратегический финансовый менеджмент. Первый обслуживает текущие, тактические цели предприятия, а второй - долгосрочные, стратегические цели.

    Основными функциями объекта управления в финансовом менеджменте являются:[6]

    1.   Воспроизводственная, то есть деятельность по обеспечению эффективного воспроизводства капитала, авансированного для текущей деятельности и инвестированного для капитальных и финансовых вложений в долгосрочные и краткосрочные активы предприятия.

    2.   Производственная, то есть регулирование текущей производственно-коммерческой деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности. Оценку эффективности реализации производственной функции финансового менеджмента можно провести по следующим показателям: структура капитала; структура распределения балансовой прибыли; уровень и динамика затрат на единицу продукции; уровень и динамика фонда оплаты труда.

    3.   Контрольная, то есть контроль рублем за использованием финансовых ресурсов. Каждая хозяйственная операция должна отвечать интересам предприятия, исходя из его конечных целей. Поэтому контроль за финансовой целесообразностью операций должен осуществляться непрерывно, начиная от платежей за поставку сырья, материалов, комплектующих, услуг посреднических организаций и т. д. и кончая поступлением денежных средств от выручки за реализованную продукцию.

    Функции объекта финансового менеджмента реализуются через функции субъекта управления, которые заключаются в следующем: прогнозирование финансовых состояний (ситуаций); планирование финансовой деятельности; регулирование денежного оборота; учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала; контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла.

    Финансовые потоки возникают при закупке предприятием материалов, товаров, услуг, при прохождении или стадии обработки, т. е. доведения до формы, готовой для продажи, в процессе продажи с получением выручки и прибыли от продаж. Финансовые потоки возникают также в результате взаимоотношений предприятия с организациями, не связанными непосредственно с основной деятельностью (расчеты с бюджетом, продажа и переоценка имущества, уплата и получение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств, расчеты по договорам аренды и т. п.). Финансовые потоки формируются и в результате инвестиционной деятельности предприятия (приобретение и продажа основных средств, осуществление капитальных и финансовых вложений и др.).

    Финансовые потоки — это оцененное в денежной форме движение (изменение) любых элементов имущества предприятия и любых источников его финансирования, а также имущества и источников финансирования в целом.

    В процессе движения имущества и источников финансирования формируются и расходуются денежные средства, т. е. возникают денежные потоки. По существу, движения финансовых и денежных потоков переплетено и взаимоувязано.

    Например, в результате продаж предприятием продукции возникает дебиторская задолженность при условии, что оплата продукции покупателями производится через какое-то время после ее приобретения. В течение всего этого времени имеет место дебиторская задолженность и ее увеличение (элемент финансового потока). После оплаты дебиторами купленной продукции дебиторская задолженность уменьшается, и, соответственно, растут денежные средства. Однако поступившие денежные средства не могут оставаться на счетах: предприятию надо оплачивать свои долги, поэтому денежные средства направляются на погашения кредиторской задолженности — другой элемент финансовый и денежного потока.

    Все эти процессы происходят на предприятии непрерывно и далеко не столь схематично, как здесь изложено. Как правило, движение финансовых и денежных потоков не так прямолинейно. Предприятию в конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия. Только после этого можно принимать решения о направлениях дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учетом всех сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, называть финансовым менеджментом.

    Несколько примеров.[7]

    1. На предприятии очень изношенные машины и оборудование. Заменять ли их новыми? Замена требует больших капитальных вложений, но одновременно дает возможность увеличить объем продаж и прибыль от продаж. Вместе с тем замена оборудования повысит себестоимость продукции (рост амортизации) и налог на имущество. Кроме того, на покупку оборудования нужны дополнительные источники финансирования, возможно, банковский кредит с соответствующими процентами. Замена оборудования целесообразна с финансовой точки зрения лишь в том случае, если дополнительная прибыль в результате роста выручки от продаж превысит дополнительные затраты, возникающие при покупке оборудования. На этот вопрос ответят только конкретные финансовые расчеты.

    2. Предприятию выгодно, когда договорные сроки расчетов с покупателями короче договорных сроков расчетов с поставщиками: предприятие получает деньги чаще, чем должно их платить, в результате появляются свободные средства в обороте. Однако допустимо ли, даже при наличии практической возможности, еще больше укорачивать сроки расчетов с покупателями и удлинять — с поставщиками? Нет. Этому процессу наступает предел, когда под угрозой оказывается общий коэффициент ликвидности, т. е. уровень платежеспособности предприятия. Следовательно, регулируя сроки расчетов с покупателями и поставщиками, надо одновременно следить за динамикой общего коэффициента ликвидности и при достижении последним критического для предприятия значения остановиться.

    3. Предприятие может выбирать между арендой оборудования и приобретением его на основе договора лизинга. Выбор будет решаться результатами расчетов цены аренды и цены лизинга с учетом конкретных предлагаемых арендодателем или лизингодателем условий договорной.

    4. На каком-то этапе деятельности предприятия происходит падение спроса на его продукцию (товары). Какие меры должно принять предприятие, чтобы не попасть в тяжелое финансовое положение?

    а) найти другие рынки сбыта;

    б) снизить цены на предаваемую продукцию;

    в) уменьшить натуральный объем продаж, чтобы поддержать цены;

    б) улучшить потребительские свойства продукции, чтобы повысить спрос на нее;

    д) полностью поменять состав продаваемой продукции.

    Только конкретные расчеты финансовых последствий каждого из возможных решений дадут правильный ответ.

    5. Предприятие планирует в следующем периоде увеличение выручки от продаж. Естественно, это вызовет необходимость в увеличении имущества предприятия в части запасов дебиторской задолженности, может быть, и основных средств; кроме того, в составе источников финансирования должна увеличиться кредиторская задолженность. Достаточно ли будет в этих условиях прироста источников финансирования для покрытия прироста стоимости имущества? Необходимо знать ответ на этот вопрос уже на студии планирования, иначе, реализуя в следующем периоде бизнес-план, предприятие может оказаться перед фактом недостатка источников финансирования. Зная показатели бизнес-плана и проектов договоров с покупателями и его поставщиками, можно и нужно до наступления планового периода рассчитать, на какую сумму увеличится каждый элемент активов и пассивов и в случае необходимости принять решение об устранении недостатка источников финансирования заблаговременно.

    Принятие любого финансового решения предполагает предварительный анализ и оценку показателей, в отношении которых решение принимается. Разъясним этот тезис на тех же пяти примерах.[8]

    1. Решение о необходимости замены машин и оборудования может быть принято только на базе анализа результатов, в том числе финансовых, эксплуатации действующего оборудования. Если анализ показал, что затраты на ремонт и содержание оборудования очень высоки в расчет на единицу выпускаемой с этого оборудования продукции и не могут быть компенсированы при существующем уровне цен на эту продукцию, то оснований для постановки вопроса о замене оборудования достаточно.

    2. Решение об изменении договорных сроков расчетов с покупателями и поставщиками может быть принято, если анализ показал, что:

    а) у предприятия нет просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, все дебиторы расплачиваются вовремя:

    б) у предприятия нет просроченной кредиторской задолженности, а ее сумма целиком соответствует договорным условиям расчетов с поставщиками, работниками и т. д.;

    в) общий коэффициент ликвидности предприятия выше, чем ему необходимо в конкретных условиях его деятельности.

    Если эти условия не соблюдаются предприятию в первую очередь надо заняться решением проблемы просроченной и безнадежной дебиторской задолженности в целях увеличения денежных средств в обороте.

    3. До решения вопроса об аренде или лизинге, очевидно, были проанализированы показатели фондоотдачи и рентабельности действующего оборудования, рентабельности продаж (поскольку платежи и за аренду и за лизинг оборудования должны включаться в себестоимость продукции).

    4. Предприятие анализирует и оценивает соотношение постоянных и переменных затрат в составе всех затрат на продаваемую продукцию; выявляет резервы снижения постоянных и переменных затрат; анализирует факторы, сформировавшие фактическую величину прибыли до налогообложения и на этой основе — допустимое снижение прибыли от продаж (включая убыточность продаж), при котором можно получить необходимую предприятию прибыль до налогообложения.

    5. До планирования прироста выручки от продаж анализируется и оценивается динамика выручки за предыдущие периоды, выявляются причины и последствия такой динамики. Определяется целесообразность увеличения выручки с нефинансовой точки зрения (перенасыщение рынка, снижение цен, необходимость предоставления льготных условий расчетов покупателям и др.). Анализируется состав затрат, зависящих от величины выручки от продаж (налоги, где налогооблагаемой базой является выручка цены на сырье и материалы, величина фонда оплаты труда работников и др.). До принятия решения о необходимости увеличения выручки от продаж целесообразно на основе аналитических данных обосновать необходимость такого прироста, т. е. показать, что недостатки в состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеют в качестве одной из причин низкую стоимость продаж.

    Цели финансового менеджмента вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической стратегии. Следовательно, цели финансового менеджмента и предприятия совпадают. Цели финансового менеджмента взаимосвязаны между собой, к ним относятся:[9]

    · максимизация рентабельности;

    · достижение конкурентоспособного уровня прибыли, рост доходов собственника, менеджеров, персонала фирмы и усиление мотивации их труда;

    · оптимизация затрат;

    · повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств;

    · упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе;

    · финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение "прорывов" в необходимых направлениях деятельности и др.

    В свою очередь, цели подразделяются на задачи финансового менеджмента. К ним относятся:[10]

    · нахождение оптимума в сочетании кратко- и долгосрочных задач развития предприятия;

    · ограниченное вхождение в экономическую стратегию фирмы;

    · маркетинговой, ценовой, инвестиционной, кадровой, технической, технологической и экологической стратегии фирмы;

    · нахождение форм и методов достижения максимальных финансовых результатов деятельности фирмы и др.

    Финансовый менеджмент имеет целью не только определить все финансовые последствия тех или иных решений по вопросам работы предприятия и даже не только найти способы устранения или смягчения влияния на финансовое состояние отрицательных последствий. Еще одна важнейшая цель финансового менеджмента — определить ориентиры, на основе которых можно оценить, благоприятен ли для данного предприятия сложившийся уровень того или иного показателя, а затем решить, нуждается показать в росте, снижении или сохранении имеющегося уровня.

    Речь идет, прежде всего, о показателях, которые традиционно принято оценивать по нормальному или рекомендуемому уровню, универсальному для всех, или, в лучшем случае, — дифференцированному по отраслям.

    В первую очередь такими показателями являются коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости. По большинству из них существуют так называемые нормальные значения, имеющие рекомендательный характер. Значения, как правило, даются в определенном интервале. Однако практика показывает, что многие предприятия, у которых коэффициенты находятся за пределами, а иногда и далеко за пределами названных интервалов, находятся в благополучном финансовом состоянии, и наоборот, предприятие может иметь коэффициенты в пределах рекомендуемых уровней и одновременно тяжелое финансовое состояние.

    Причина в том, что рекомендуемые уровни усреднены и не рассчитаны на конкретные условия деятельности каждого предприятия, такие, как структура имущества, структура имущества, фондоемкость, материалоемкость, состояние запасов и дебиторской задолженности, условия поставок материальных ценностей и оказания услуг и др. Все перечисленное только частично отражай отраслевые особенности. В большей степени это особенности каждого предприятия. В следующих статьях все названные обстоятельства будут подробно рассмотрены как основа для определения нормальных применительно к данному предприятию уровней коэффициентов. Ответив на вопрос, какой уровень нужен, можно принимать решения о способах его достижения также применительно к данному предприятию.

    В ряде ситуации финансовой менеджмент предполагает выбор одного варианта решения из возможных нескольких. Например, при необходимости увеличения источников финансирования — увеличивать либо собственные, либо заемные источники; при росте или падении выручки от продаж — выбор наиболее благоприятного для предприятия соотношения динамики цен и натурального объема продаж; при осуществлении инвестиций — выбор из нескольких критериев их эффективного самого важного в условиях данного предприятия и т.д.[11]

    Таким образом, финансовый менеджмент имеет целью создания необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность предприятия. Именно с этой целью осуществляется управление активами и источниками финансирования, финансовыми результатами продаж и учетом уровня рисков, планирования динамики активов и пассивов. Основа для принятия управленческих решений — глубокий финансовый анализ их оценка качества фактического финансового состояния предприятия.


    1.2. Информационное обеспечение и инструменты финансового менеджмента


    Информационное обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Она заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации. Основным источником информации для управления финансами на предприятии являются бухгалтерская отчетность, а также обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций. Для крупных предприятий и организаций управление - одна из наиболее острых, а иногда и критических проблем, поэтому необходимы постоянное повышение квалификации и компьютерной грамотности финансовых менеджеров. В настоящее время система бухгалтерского учета автоматизируется. Но, несмотря на очевидные преимущества, перевод бумажных документов в электронную форму - сложная проблема. Для крупных предприятий это связано с огромным потоком документов, для мелких - с их финансовыми возможностями, наличием квалифицированных кадров и т.п. Создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) финансовых менеджеров, которые представляют собой малые вычислительные системы, ориентированные на автоматизацию управления финансами предприятия.[12]

    Использование аппарата и инструментария финансового менеджмента позволяет фирме анализировать финансовую и прочую экономическую информацию и принимать на этой основе правильные (адекватные) решения по управлению финансами фирмы, ее денежным оборотом, максимизируя в конечном итоге прибыль от предпринимательства и прочих видов деятельности (спекулятивных) как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах (в такую формулировку “вписывается” и стратегия максимизации прибыли, и стратегия закрепления на собственном сегменте рынка).[13]

    Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

    Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи, с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

    Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

    Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.[14]

    В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).[15]

    Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.[16]


    1.3. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента


    Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

    Бюджет — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

    Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).[17]

    Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

    Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

    Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. В определенном смысле понятие «смета» является аналогом западного термина «бюджет».

    Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:[18]

    · данные бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

    · договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

    · прогнозные расчеты продаж продукции или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

    · экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т. д.);

    · утвержденная учетная политика.

    Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

    Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:[19]

    · материальных затрат;

    · потребления энергии;

    · фонда оплаты труда;

    · амортизационных отчислений;

    · прочих расходов;

    · погашения ссуд банков;

    · налоговый бюджет.

    С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

    Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.

    Бюджет продаж. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

    Бюджет производства. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:[20]

    Qn = Впр + Ок - Он

    где Qn — продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

    Впр — прогноз объема продаж;

    Ок — целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;

    Он — остаток продукции на начало планируемого периода.

    Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

    Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

    Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

    Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.[21]

    Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

    Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

    Формируемые в рамках каждого бюджета количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

    Логика построения отдельных форм такова.[22]

    Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

    Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств, прогнозный баланс.

    Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

    Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т. д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:[23]

    Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода

    Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

    Существует способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей покупателей. Так, если по результатам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее движения известно, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее возникновения, 30% — в следующем квартале, 20% — в третьем квартале, а 10% обязательств остаются неоплаченными, можно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т. д.).

    К числу статей, по которым наблюдается наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:[24]

    Отток денежных средств = Начальное сальдо + Увеличение кредиторской задолженности - Конечное сальдо

    Увеличение кредиторской задолженности определяется объемом поступлений материальных ценностей, следовательно:

    Увеличение кредиторской задолженности = Фактическая себестоимость материалов + НДС по приобретенным ценностям

    Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться следующей зависимостью:[25]

    Поступление материальных ценностей = Потребление + Запасы на конец периода - Начальные запасы

    Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

    · поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;

    · поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;

    · динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);

    · расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;

    · выплату процентов по кредитам;

    · выплату дивидендов;

    · инвестиционные расходы;

    · величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита).

    Прогнозный баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:[26]

    А = Сн + Од - Ок,

    П = Сн + Ок - Од

    где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);

    П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

    Сн — начальное сальдо (из отчетности);

    Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

    Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).

    В частности, для любой статьи дебиторской задолженности оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

    Таким образом, в финансовой системе предприятия финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любого предприятия. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т.п. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования.


    2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

      Конституция РФ закрепила за Россией статус социального государства. Приоритет нового экономического строя: - все для человека. От провозглашения до реального практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества и человека на развитие. К началу 90-х годов 20 века Россия обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения, финансируемых государством. Однако общий уровень их материально-технической базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых вложений в социально-культурную сферу. Сегодняшнее состояние социально-культурной сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный уровень российской науки, падение культурного уровня граждан. Достаточно отметить, что за последние 10-15 лет развитые страны в 2 раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования. Россия, наоборот, уменьшила в 1,5 раза и это тогда, когда, как известно, ресурсы являются базовым фактором развития и в конкурентной борьбе на мировых рынках побеждает та страна, в который выше уровень профессиональной подготовки работников.[27] В стране сложилось катастрофическое положение с состоянием здоровья населения. Россия в мировом рейтинге систем здравоохранения из 191 стран мира заняла 130-е место, уступив Беларуси, Украине, Узбекистану, Казахстану, всем закавказским и прибалтийским странам.[31]

    В соответствии со ст. 20 Закона N 1499-1 медицинскую помощь в системе медстрахования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Оплата услуг, оказанных бюджетными учреждениями здравоохранения застрахованным гражданам, производится на основании счетов, которые представляются в страховую медицинскую организацию Средства, полученные в качестве платы за оказанные услуги, являются целевым финансированием. Кроме того, бюджетные учреждения здравоохранения могут получать денежные средства непосредственно из фонда ОМС. Их расходование обуславливается сметой доходов и расходов.[32]

    Основой финансирования муниципального здравоохранения является местный (муниципальный) бюджет. Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов на решение вопросов местного значения.

    В финансовом обеспечении муниципального здравоохранения помимо бюджетных средств используются денежные средства государственных внебюджетных фондов (территориальных ФОМС).

    Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.[33] Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и заинтересованности в повышении качества обслуживания. Переход бюджетных учреждений в рынок сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых инструментов.[34] Такими новыми инструментами финансового механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют. Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые, взаимодействуя между собой, могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.

    В настоящее время в планировании финансовых ресурсов (которое становится среднесрочным) происходит переход от управления расходами к управлению результатами. Расходы муниципальных учреждений здравоохранения формируются в зависимости от четко обозначенных целей, количественно измеряемых результатов деятельности и объема выполненных услуг.

    Начавшаяся бюджетная реформа с предстоящей перестройкой бюджетной сети, переходом муниципальных учреждений здравоохранения из статуса "бюджетного учреждения" в "автономную некоммерческую организацию" ставит перед администраторами любого уровня множество задач, для решения которых необходимо выработать соответствующие механизмы перехода на муниципальном уровне.

    В Послании Президента РФ Федеральному собранию в 2005 г. к первоочередным мерам в сфере здравоохранения отнесены:

    ·   укрепление первичной медицинской помощи;

    ·   развитие материально-технической базы лечебных учреждений;

    ·   расширение профилактики заболеваний.

    Реализация этих мер в основном будет осуществляться на муниципальном уровне.

    Итак, муниципальное здравоохранение является основным структурообразующим элементом, фундаментом общенациональной системы здравоохранения. От его организационной, финансово-экономической, кадровой готовности оказывать качественную и доступную ПМСП населению зависит устойчивость экономического развития страны и преодоление социальной напряженности в обществе.

    3. ПОДГОТОВКА И КОМПОНЕНТЫ БЮДЕТА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


    3.1. Основы составления бюджета медицинского учреждения


    Бюджетирование представляет собой планирование и подготовку бюджета, а также контроль за его выполнением. Бюджет - это план, охватывающий все стороны деятельности организации на определенный период времени.

    Раньше цены на товары, работы и услуги устанавливались на основе себестоимости, которая определялась в процессе калькулирования. В настоящее время цены, как правило, устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, соображений выгоды, то есть на основе договора.

    Но это вовсе не означает, что калькулировать себестоимость больше не нужно. Ведь если организация знает, во что ей обходится изготовление продукции, она грамотно управляет своими затратами, составляет достоверную отчетность и правильно платит налоги.

    А бюджетное учреждение может применять калькулирование еще и для того, чтобы спрогнозировать свои внебюджетные доходы, которые необходимы для составления сметы доходов и расходов.

    Себестоимость медицинских услуг - один из наиболее объективных показателей деятельности медицинских организаций, который зависит от технологических особенностей лечебно-диагностического процесса, организационной структуры и профилизации медицинских организаций, их местонахождения, а также некоторых других факторов объективного и субъективного характера. Полная и достоверная информация об обоснованных затратах на медицинскую помощь может и должна стать основой для прогнозирования подлежащего выполнению объема медицинской помощи, формирования медико-экономических стандартов, ценообразования, определения потребности в материальных, финансовых и трудовых ресурсах, для своевременного выявления нерациональных расходов и принятия мер по их недопущению. Умелое применение себестоимости в системе управления может стать действенным фактором повышения экономической эффективности работы медицинской организации в целом.

    Анализ составления смет и их исполнения по учреждениям здравоохранения свидетельствует об их постоянных корректировках в течение года, неравномерности сумм поквартального планирования, отзыве бюджетных средств и их нецелевом использовании. Это все обуславливает необходимость постоянного проведения проверок эффективности бюджетных средств со стороны контролирующих органов и развития предпринимательской деятельности учреждениями здравоохранения для мотивации роста оказываемых медицинских услуг, повышения их качества и сглаживания неравномерности финансирования расходов по содержанию учреждений.


    3.2. Особенности составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

    3.2.1. Сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности


    Как следует из пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, в смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны учитываться все его доходы, а именно:

    - доходы из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

    - доходы от осуществления предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (в том числе доходы от оказания платных услуг, а также доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления);

    - доходы от иной деятельности.

    По мнению ведущих специалистов Минфина России, сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности (смета доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, смета доходов и расходов по использованию средств, формируемых из прибыли) руководитель учреждения должен утверждать ежеквартально. Причем сметы за II, III и IV кварталы должны составляться нарастающим итогом с начала года.

    Составить смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности можно с помощью плановых калькуляций. Для этого сначала делаются промежуточные плановые калькуляции по каждому изделию (работе, услуге), предназначенному для реализации на рынке, а затем по конкретным видам деятельности всего учреждения в целом.

    Если же бюджетное учреждение имеет сложную организационную структуру (например, несколько филиалов, занимающихся одинаковыми видами деятельности), то делается поэтапное калькулирование. В этом случае распределять затраты следует по заранее выбранному методу. Таким же образом можно рассчитать и себестоимость сложных изделий, то есть тех, которые включают затраты разных подразделений.

    Перечень статей затрат, используемых как при планировании, так и в управленческом учете, бюджетное учреждение устанавливает самостоятельно на основе экономической классификации расходов бюджетов РФ.


    3.2.2. Классификация расходов по внебюджетной деятельности


    Расходы учреждения, связанные с предпринимательской и иной приносящей доходы деятельностью, можно классифицировать несколькими способами.

    Например, способ распределения затрат по виду продукции (работ или услуг). Здесь выделяют:

    - прямые расходы, которые относятся непосредственно к данному виду продукции (работ, услуг);

    - косвенные расходы, связанные с производством и реализацией многих изделий (работ, услуг).

    Классифицировать расходы можно и по принципу зависимости их величины от деловой активности учреждения. В этом случае они подразделяются на условно-переменные (переменные) и условно-постоянные (постоянные). Расходы, относящиеся к первой группе, зависят от объема выпускаемой продукции. Затраты же, входящие во вторую группу, прямо не связаны с ростом или сокращением этого объема.

    Кроме того, расходы организации можно разделить на текущие (полностью потребляемые при изготовлении конкретного вида продукции) и долгосрочные.

    И, наконец, по определенному виду деятельности учреждение может нести общие и накладные (общехозяйственные) расходы.

    Однако подчеркнем, что в зависимости от хозяйственных условий прямые расходы могут совпадать с переменными. Например, в косвенные затраты могут входить не только накладные (общехозяйственные) расходы, но и часть основных расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.


    3.2.3. Перечень накладных (общехозяйственных) расходов бюджетного учреждения и способы их распределения


    Прежде чем составлять плановые калькуляции по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, бухгалтер должен определить, какие статьи расходов по такой деятельности являются основными, а какие накладными, и как распределять накладные расходы - на основании пункта 8 Инструкции Госналогслужбы России от 20 августа 1998 г. N 48 (далее - Инструкция N 48) или же согласно своим внутренним организационно-распорядительным документам?

    Если следовать положениям пункта 8 Инструкции N 48, то распределять на бюджетную и предпринимательскую деятельность можно только расходы по перевозке административно-управленческого персонала (ст. 110500), оплату услуг связи (ст. 110600) и коммунальных услуг (ст. 110700). О том, как распределять остальные расходы, этот документ не говорит. К сожалению, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль) не устанавливает способов раздельного учета, и в этой ситуации организация (учреждение) имеет право самостоятельно установить способ распределения затрат приказом об учетной политике.


    3.2.4. Методы калькулирования


    Как же организация должна распределять свои расходы? Это зависит от того, какой метод применяется в бюджетной организации. Это либо "котловой", либо позаказный метод калькулирования. Однако информация о затратах, полученная "котловым" методом, является обезличенной. Поэтому на практике все чаще применяют разновидности "котлового" метода, которые позволяют получать обезличенную информацию не по учреждению в целом, а по отдельным видам деятельности, по подразделениям и т. п. Например, в сфере здравоохранения нередко применяется метод пошагового распределения затрат. Применяя его, расходы затратных подразделений можно постепенно переносить на доходные подразделения. В итоге получают среднюю себестоимость медицинской услуги конкретного доходного подразделения (хирургического, терапевтического отделения и т. п.).

    Что же касается позаказного метода калькулирования, то обычно им пользуются в ситуациях, когда требуется знать фактическую, а не среднюю стоимость отдельного изделия (услуги). Например, в бюджетных образовательных учреждениях - стоимость конкретной образовательной программы, в медицинских учреждениях - какой-либо процедуры. Однако в любом случае перед тем, как приступать к калькулированию, бухгалтер должен определить статьи расходов, а также последовательность и методы (базы) распределения косвенных и (или) накладных расходов между объектами калькулирования.

    Как мы уже сказали, смета доходов и расходов за счет внебюджетных источников составляется на основе плановых калькуляций по видам деятельности и (или) видам продукции (работ, услуг). Однако в смете все планируемые расходы строго распределяются по статьям экономической классификации расходов бюджетов РФ. Иначе говоря, при составлении сметы расходы из плановых калькуляций перегруппировываются, а информация из них обобщается.

    В заключение добавим, что пока бюджетное учреждение самостоятельно решает, как расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. Тем не менее в Федеральном законе от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусматривается, что государство вправе отслеживать формирование и расход таких средств. Эти мероприятия принято называть мониторингом объемов и направлений использования средств, полученных за счет внебюджетных источников.






    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Главной задачей деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является обеспечение государственных гарантий населению в области медицинского обслуживания.

    Состояние здоровья нации зависит от множества групп факторов - это условия жизни, условия труда, экологическая обстановка и др. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья, особое место принадлежит здравоохранению. Данная отрасль призвана обеспечить сохранение и улучшение общественного здоровья путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. Возможность выполнения задач, возложенных на здравоохранение, в значительной степени определяется выбранной моделью функционирования отрасли, поскольку именно она оказывает влияние на величину средств, направляемых на охрану здоровья, на степень эффективности их использования, и соответственно, на возможность удовлетворения потребностей населения в медицинском обслуживании.

    Успех проводимых экономических преобразований в сфере здравоохранения, включая финансовое обеспечение отрасли, во многом зависит от решения ряда ключевых вопросов.

    Прежде всего, для успешного функционирования здравоохранения и возможности выполнения задач, возложенных на отрасль, необходимо решить вопрос, связанный с оценкой характера затрат на здравоохранение. Несмотря на предпринятые попытки осуществить экономическую реформу в отрасли, теоретические подходы к оценке роли и места здравоохранения в системе общественного воспроизводства во многом остались прежними. Не произошло переоценки роли и места здравоохранения в экономической системе. Это находит свое проявление главным образом в общем размере финансовых ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения.

    В России общие затраты на здравоохранение составили в 2004 г. всего 5,3% ВВП. При этом, несмотря на предпринятые попытки по реформированию отрасли, связанные с переходом на принципы страховой медицины и расширением источников финансирования, отмечается сокращение общих затрат на здравоохранение по сравнению с 1998 г.[35]

    В России расходы на здравоохранение остаются по-прежнему не связанными с объективными потребностями воспроизводства населения. Подтверждением этого служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, для нормального обеспечения воспроизводства рабочей силы на цели здравоохранения в современных условиях необходимо выделять не менее 6% валового внутреннего продукта. Минимальная величина средств, направляемых в отрасль, определяется условиями простого воспроизводства. [36]

    С начала введения медицинского страхования в России реализуется так называемая бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения, сущность которой заключается в двойном источнике финансирования медицинской помощи, являющейся предметом государственных гарантий:[37]

    - финансирование определенных видов помощи, специально оговоренных в Законе, за счет бюджета здравоохранения (как федерального, так и бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов);

    - финансирование медицинских учреждений из средств ОМС.

    В начале реализации системы ОМС такой подход был вполне оправдан в течение определенного переходного периода, когда сохранялся принцип финансирования имеющейся сети лечебных учреждений.

    В настоящее время представляется целесообразным реализовать принцип финансирования лечения конкретных пациентов при любых заболеваниях за счет средств медицинского страхования, финансируя из бюджета (ов) те мероприятия, которые обеспечивают реализацию государственных (муниципальных) программ по охране здоровья граждан и при этом не связаны напрямую с лечением заболевших.

    В этом случае целесообразно законодательно закрепить порядок передачи фондам ОМС средств бюджетов, предназначенных для финансирования медицинской помощи гражданам в рамках бюджетных целевых программ.

    Реализация этой идеи существенно увеличит объем финансовых средств системы ОМС, что позволит оказывать большее влияние на формирование рынка медицинских услуг.[38]

    Понятно, что в этом случае придется существенно изменить подходы к формированию бюджетных целевых программ и многое другое. Тем не менее, продвигаться в этом направлении необходимо.

    Размер финансовых ресурсов, поступающих в сферу здравоохранения, должен обеспечить покрытие затрат, связанных с сохранением здоровья трудовых ресурсов как важного фактора производственного процесса. Таким образом, количественные параметры инвестирования средств в сферу здравоохранения объективно детерминированы. Поэтому общество не свободно в выборе масштабов вложений финансовых ресурсов в здравоохранение.

    В связи с переходом на многоканальную модель финансирования и возможностью привлечения дополнительных источников финансирования не снимается ответственность с государства за сохранение здоровья нации. Более того, отказ от участия государства в финансировании расходов на здравоохранение будет противоречить положениям закона А. Вагнера о возрастании государственной активности. Согласно этому закону государственные расходы в промышленно развитых странах должны расти быстрее, чем объемы производства и национального дохода. В частности, участие государства в покрытии расходов социальной сферы связывается с возможностью восполнить пробелы в функционировании рыночного механизма в данных отраслях.

    Таким образом, задача состоит не в том, чтобы заменить обязанности государства по финансированию мероприятий, связанных с охраной здоровья населения, на другие источники финансового обеспечения системы здравоохранения, а в том, чтобы найти реальные возможности для сочетания государственных и иных форм финансирования отрасли. Важным моментом при решении данной задачи является определение оптимального соотношения между системой государственного здравоохранения и другими формами финансирования лечебно-профилактической помощи.

    Государственная система здравоохранения призвана обеспечить удовлетворение социально значимых потребностей в медицинских услугах, реализуя равное потребление в объеме социальных гарантий. Между тем развитие индивидуальных потребностей населения в услугах здравоохранения и ограниченность ресурсной базы государства по удовлетворению этих потребностей требуют расширения источников финансового обеспечения отрасли. Развитие дополнительных источников финансирования здравоохранения связано, прежде всего, с системой добровольного медицинского страхования, с привлечением средств от реализации платных медицинских услуг населению. Привлечение новых источников финансирования отрасли предполагает не замену, а дополнение общественных гарантий по медицинскому обслуживанию граждан. Возможность оказания медицинской помощи за счет дополнительных источников финансирования не должна осуществляться в ущерб общедоступности базовых видов лечебно-профилактической помощи. Это объясняется тем, что медицинская помощь принадлежит к таким видам деятельности, которые не могут полностью утратить государственность своего положения и подчиниться преимущественно коммерческим интересам. Учитывая социальную значимость ряда медицинских услуг, необходимо с помощью финансовых инструментов государственного регулирования обеспечить предоставление этих видов медицинских услуг по основной их номенклатуре независимо от состояния личных доходов потребителя.[39]

    На современном этапе развития экономики должен сформироваться новый тип распределительной политики в отношении финансирования расходов на охрану здоровья населения. Новый подход к выделению финансовых ресурсов в сферу здравоохранения должен осуществляться в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития общества и признания фактора здоровья в качестве необходимого условия экономического роста. Центральным вопросом формирования социально-ориентированной экономики должна стать оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал.




    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г.)

    2. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год"

    3. Авксентьев В., Цыганов А., Шолпо Л. Дать всем все бесплатно нельзя. Российское законодательство в сфере медицинского страхования   //  Кадровик. Кадровый менеджмент, N 4, апрель 2007 г.

    4. Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В., Китаев В.В., Жуковский В.Д., Ершов В.В. Неизбежность реформы нормативно-правового регулирования здравоохранения //  Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи, N 9, сентябрь 2007 г.

    5. Акопян А.С. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2004. N 5.

    6. Ананьева Е.А. Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 8, апрель 2007 г.

    7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2007.

    8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

    9. Бюджет и его роль в управлении организацией / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    10.   Бюджетирование деятельности промышленных предприятий. Сборник статей. – М.: ДИС, 2007.

    11.   Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под  ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.

    12.   Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.

    13.   Гарнов И.Ю. Формирование себестоимости платных медуслуг. Финансовый результат // Бюджетный учет, N 8, август 2005 г.

    14.   Герасименко Н.Ф. Негосударственный сектор здравоохранения: социально-экономические и медико-правовые аспекты // Экономика здравоохранения. 2004. N 5-6.

    15.   Годин А.М. Бюджет и бюджетная система. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005.

    16.   Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: медицина в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ. 2006.

    17.   Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007.

    18.   Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия: Пер. с фр. - М.: Финансы - ЮНИТИ, 2006.

    19.   Котляр А. Социальная ориентация  региональных бюджетов // Бюджет, №2, 2006.

    20.   Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИД ФОРУМ, 2007.

    21.   Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2006.

    22.   Новости. Дополнительная медицинская помощь // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6, июнь 2007 г.

    23.   Романова Т.А Финансовые проблемы функционирования бюджетных учреждений в современных условиях // Финансы и кредит, №22(112), 2006.

    24.   Романовский М.Н.  Финансы предприятий. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    25.   Романовский  М.В.и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд.,  испр. и перераб. – М.: Юрайт-М, 2005.

    26.   Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    27.   Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Финансы - ЮНИТИ, 2006.

    28.   Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Поукока и А.X. Тейлора. - М: Инфра-М,2005.

    29.   Финансовое управление фирмой / Под ред. В.И. Терехина. - М.: Экономика, 2006.

    30.   Финансы: Учебник для вузов. / Под ред.проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевского, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива - «Юрайт», 2005.

    31.   Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    32.   Хруцкий В.Е Методы бюджетирования финансовой деятельности предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2006.

    33.   Шим Д.К., Сигел Д.Г. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2006.

    34.   Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. – М.: Азбука, 2006.





    [1] Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В., Китаев В.В., Жуковский В.Д., Ершов В.В. Неизбежность реформы нормативно-правового регулирования здравоохранения //  Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи, N 9, сентябрь 2007 г..

    [2] Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В., Китаев В.В., Жуковский В.Д., Ершов В.В. Неизбежность реформы нормативно-правового регулирования здравоохранения //  Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи, N 9, сентябрь 2007 г.

    [3] Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В., Китаев В.В., Жуковский В.Д., Ершов В.В. Неизбежность реформы нормативно-правового регулирования здравоохранения //  Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи, N 9, сентябрь 2007 г.

    [4] Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: медицина в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ. 2006.

    [5] Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИД ФОРУМ, 2007.

    [6] Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИД ФОРУМ, 2007.

    [7] Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИД ФОРУМ, 2007.

    [8] Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИД ФОРУМ, 2007.

    [9] Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия: Пер. с фр. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 2006.

    [10] Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия: Пер. с фр. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 2006.

    [11] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007.

    [12] Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2006.

    [13] Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2006.

    [14] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [15] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [16] Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2006.

    [17] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [18] Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. – М.: Азбука, 2006.

    [19] Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. – М.: Азбука, 2006.

    [20] Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. – М.: Азбука, 2006.

    [21] Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. – М.: Азбука, 2006.

    [22] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [23] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [24] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [25] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [26] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    [27] Котляр А. Социальная ориентация  региональных бюджетов // Бюджет, №2, 2006.

    [28] Котляр А. Социальная ориентация  региональных бюджетов // Бюджет, №2, 2006.

    [29] Романова Т.А Финансовые проблемы функционирования бюджетных учреждений в современных условиях // Финансы и кредит, №22(112), 2006.

    [30] Котляр А. Социальная ориентация  региональных бюджетов // Бюджет, №2, 2006.

    [31]Финансы: Учебник для вузов. / Под ред.проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевского, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива - «Юрайт», 2005.

    [32] Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г.)

    [33] Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под  ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.
    [34]Романовский  М.В.и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд.,  испр. и перераб. – М.: Юрайт-М, 2005.

    [35] Ананьева Е.А. Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 8, апрель 2007 г.

    [36] Новости. Дополнительная медицинская помощь // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6, июнь 2007 г.

    [37] Авксентьев В., Цыганов А., Шолпо Л. Дать всем все бесплатно нельзя. Российское законодательство в сфере медицинского страхования   //  Кадровик. Кадровый менеджмент, N 4, апрель 2007 г.

    [38] Авксентьев В., Цыганов А., Шолпо Л. Дать всем все бесплатно нельзя. Российское законодательство в сфере медицинского страхования   //  Кадровик. Кадровый менеджмент, N 4, апрель 2007 г.

    [39] Ананьева Е.А. Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 8, апрель 2007 г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ФИНАНСОВЫЙ_МЕНЕДЖМЕНТ_в_медицине_2007 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.