Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ценовая политика государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Ценовая политика государства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3

    1. Основные теоретические подходы к определению сущности цены.. 5

    1. Цели, задачи и функции цены.. 5

    1.2. Цена и вопросы ценообразования – правовые аспекты.. 9

    1.3. Принципы определения цены для целей налогообложения. 14

    2. Механизм государственного регулирования на примере политики цен. 21

    2.1.Формы и методы воздействия государства на цены.. 21

    2.2. Государственное регулирование процесса ценообразования в России. 34

    Заключение. 41

    Список использованной литературы.. 45



















    Введение

      Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям. Актуальность курсовой работы. В России по мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений,  устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие  объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды. Объектом курсовой работы является государственный аппарат как регулирующий орган экономики в условиях рыночного хозяйства. Предметом исследования является ценовая политика государства один из  рычагов  государственного регулирования. Цель работы – показать значимость ценовой политики в системе государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства. Задачами курсовой работы являются: 1. Определить цели, задачи и функции цены; 2. Выявить правовые аспекты цены и вопросов ценообразования; 3. Проанализировать принципы определения цены для целей налогообложения; 4. Исследовать механизм государственного регулирования на примере политики цен.             Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

    1. Основные теоретические подходы к определению сущности цены

    1. Цели, задачи и функции цены

      Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает . Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздейсьвие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему[1]. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимо приемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в.      с возникновением  крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали «строгую политику единых цен», потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов. Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры[2].

    Цена представляет собой денежное выраже­ние стоимости товара. Разновидностью цены яв­ляется тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литерату­ре цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая ка­тегория формируется с учетом уровня потреби­тельского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение вы­пуска предприятием этой продукции; мер госу­дарственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию пред­приятий-конкурентов и др. В качестве юридиче­ской категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирова­ния налога на добавленную стоимость, акци­зов, снабженческо-сбытовых, торговых надба­вок, а также имеет ряд других значений.

    Можно выделить следующие виды цен. В зависимости от роли государства цены мо­гут быть свободными и регулируемыми. Под сво­бодной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государ­ственного воздействия на нее.

    Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя два элемента: се­бестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ. В целях оказания помощи организациям в формировании сво­бодной цены письмом Минэкономики РФ от 6 декабря 2004 г. были утверж­дены Методические рекомендации по формированию и применению сво­бодных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Данный акт носит рекомендательный характер и может быть применен всеми хозяйствующи­ми субъектами независимо от организационно-правовых форм и ведомст­венной принадлежности. Правила формирования свободных цен изложены в данном акте применительно к ценам трех видов: свободным оптовым и от­пускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки); ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемую через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населе­нию. Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рын­ке при государственном воздействии на нее путем применения экономиче­ских и (или) директивных мер.

    Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизации темпов роста, прибыли или объема про­даж. Выбранные цели определяют политику и стратегию ценообразования организации. Политика цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Выделя­ют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию: затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров; ценно­стный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения ценности товара к произведенным затратам. Цено­вая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Актив­ное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.

    Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деле­ние тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируе­мых цен всегда контролируется соответствующими государственными орга­нами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формирова­нием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занима­ющими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рас­сматривается как монополистическая деятельность, направленная на недо­пущение, ограничение или устранение конкуренции. Свободные рыночные цены контролируются также в целях налогообложения.

     

    1.2. Цена и вопросы ценообразования – правовые аспекты


    Правовые основы - современного, рыночного государственного регулиро­вания цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О ме­рах по либерализации цен». В настоящее время они определяются следу­ющими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства. РФ от 7 марта 2004 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В эти акты неод­нократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определе­на государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальней­шую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных за­купках и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые госу­дарственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. На­пример, Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2004 г. № 893 утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы»[3].

    Перечни товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию

    В целях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоя­щее время Правительством РФ утверждено три перечня:

    1. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное ре­гулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы Исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магист­ральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой, и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

    2. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное ре­гулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый на­селению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами об­щественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригород­ном сообщении и др.

    3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной влас­ти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирова­ние тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пас­сажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

    Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федераль­ный закон от 14 апреля 2004 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительст­ва РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» и ряд других актов. Цены на лекарственные средства ре­гулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2004 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства», которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпуск­ным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в пере­чень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

    Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъ­ектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регу­лирования цен (тарифов)» и «Порядком применения экономических санк­ций за нарушение государственной дисциплины цен», утвержденным пись­мом Госкомцен РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы РФ от 1 декабря 2004 г. В субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные и под­законные акты. В Москве действует Закон г. Москвы от 26 февраля 1997 г. № 3 «О государственном контроле за соблюдением порядка применения ре­гулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монопо­лии» (далее - Закон), утвержденное Постановлением Правительства Моск­вы от 26 августа 1997 г. «Положение о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ог­раничивающих.»

    В Законе приведен перечень правонарушений, за которые установлена ответственность в ценовой сфере. К таким правонарушениям, в частности, относятся:

    - завышение (занижение) установленных или регулируемых цен (тарифов);

    - завышение установленных надбавок (наценок), начисление непредус­мотренных надбавок (наценок), непредставление или представление в уменьшенном размере установленных скидок;

    - завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в город­ской, отраслевой и территориальные заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;

    - нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льго­ты, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспече­ния заданного уровня регулируемых цен и тарифов;

    - завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-за конструктив­ных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свой­ства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения орга­нов стандартизации);

    - включение организациями, цены на продукцию, товары и услуги кото­рых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и ус­луг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством.

    Приведенный в законе перечень правонарушений порядка применения цен и тарифов не является исчерпывающим.

    К субъектам предпринимательской деятельности, допустившим несоб­людение установленных цен (тарифов), применяются[4]:

    1) финансовая санкция в виде взыскания в доход бюджета неоснователь­но полученных или сбереженных за счет другого лица денежных средств. Размер финансовой санкции определяется как разница между фактически примененной субъектом предпринимательской деятельности ценой (тари­фом) и ценой (тарифом), сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализо­ванной продукции (товаров, услуг).

    2) штраф в размере финансовой санкции, а при повторном нарушении в двойном размере. Повторным признается аналогичное нарушение дисцип­лины цен, совершенное одним и тем же лицом в течение года после приме­нения экономических санкций за первое правонарушение. Хозяйствующие субъекты, выявившие нарушение самостоятельно, в случае невозможности перерасчета вносят в бюджет только финансовую санкцию. В этом случае штраф не взимается.

    Для осуществления контроля за установлением и применением регули­руемых цен создаются специальные органы. Например, контроль за ценами на электрическую и тепловую энергию осуществляет Федеральная энергети­ческая комиссия РФ и региональные энергетические комиссии. Органы це­нообразования и контроля цен в субъектах фигурируют под разными назва­ниями. Так, в Москве действует Государственная инспекция цен г. Москвы. Органы контроля цен имеют право беспрепятственно проверять субъектов предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и давать в ходе проверки или после нее предписания об ус­транении нарушений. Выявленные нарушения цен оформляются актами, которые подписываются должностными лицами проверяющего органа, дру­гими участниками проверки, а также руководителем и главным бухгалте­ром предприятия. Одновременно с составлением акта на ответственное должностное лицо предприятия, виновное в нарушении дисциплины цен, составляется протокол об административном правонарушении в соответст­вии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146 «Нарушение государственной дисциплины цен» и ст. 224 «Органы государ­ственной инспекции цен»). Эти акты направляются в Государственную ин­спекцию цен для принятия решений. Финансовые санкции и суммы штра­фов взыскиваются в бюджет в бесспорном порядке. На основании решения о применении экономических санкций оформляется инкассовое поручение, которое направляется в банк, обслуживающий организацию. Перечисление сумм, полученных в результате нарушения дисциплины цен, осуществляет­ся в следующем порядке: 50 процентов - в федеральный бюджет РФ; 50 про­центов - в бюджет субъекта Федерации. Ответственность за нарушение го­сударственной дисциплины цен реализуется организацией за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.


    1.3. Принципы определения цены для целей налогообложения

    Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общий алгоритм, которым следует руководствоваться при определении рыночной цены.

    Если на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.

    В этой связи необходимо обратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182. В этом Письме со ссылкой на Разъяснение МНС РФ от 3 февраля 2003 г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут быть использованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) в соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся[5]:

     * официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к местонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

     * информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;

     * информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
     Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы, услуги, информация.

    Если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) либо определение рыночной цены невозможно ввиду отсутствия или недоступности информационных источников для определения рыночной цены, то для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.
     При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод.

    При применении методов цены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров (см. упомянутое выше Письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).

    Налогоплательщики очень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов исходя из уровня рыночных цен в различных хозяйственных ситуациях.

    В этой связи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общем случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться только в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.

    Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только, если фактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и пени не производится.

    Таким образом, налогоплательщикам при решении вопроса о том, какую цену товаров (работ, услуг) принимать для целей налогообложения (фактическую цену сделки или рыночную), следует исходить из двух факторов.
     Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная сделка под контроль со стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то у предприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен.
     Если сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий достаточно велика, то, по нашему мнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на сумме пеней.

    С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов исходя из рыночных цен, то налоговые органы при принятии решения о доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным «наказанием» для налогоплательщика в этом случае будут пени на суммы доначисленных налоговыми органами налогов.

    - На практике наиболее часто бухгалтеры задаются вопросом о необходимости применения для целей налогообложения рыночной цены при осуществлении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия. Объясняется это тем, что предприятия, как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам по специальным ценам, значительно отличающимся от рыночных.

    В этой связи следует отметить, что сделки между предприятием и его работниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороны налоговых органов. Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен со стороны налоговых органов возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий[6]:

    * если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает 20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам);

    * если предприятие и его работники признаны взаимозависимыми лицами в судебном порядке.

    Если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределах непродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически получают право контролировать правильность примененных предприятием цен.

    В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги) контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое решение должно быть принято судом в отношении каждой отдельной сделки, совершенной между предприятием и работниками.

    На сегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов в суд с исками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень трудно предугадать, какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.
     Таким образом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.

    Порядок отражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДС исходя из уровня рыночных цен дополнительно начисленная сумма налога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, поскольку фактически эта сумма представляет собой налог, недополученный налогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнению с рыночной ценой.

    Если доначисление налогов по какой-либо сделке осуществляется налогоплательщиком по собственной инициативе, то помимо отражения дополнительно начисленной суммы НДС в учете налогоплательщику необходимо:
     * выписать счет-фактуру на сумму разницы между рыночной ценой и фактической ценой реализации товаров (работ, услуг) с указанием суммы доначисленного налога и отразить этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура в этом случае выписывается в одном экземпляре по аналогии с порядком, изложенным в Письме ГНС РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 «О счетах-фактурах»;
     * отразить результаты пересчета в налоговой декларации по НДС, составляемой за тот отчетный период, в котором был совершен оборот по реализации товаров (работ, услуг). При заполнении декларации по НДС показатель выручки (строка 1 Декларации по НДС) следует указывать с учетом произведенной для целей налогообложения корректировки.

                                                       

    2. Механизм государственного регулирования на примере политики цен

    2.1.Формы и методы воздействия государства на цены

      Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен. Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания  и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было[7]. Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет. Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности. Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции. В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов. Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и логической последовательности. Наблюдение за ценами является первичной формой государственной  активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили. Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен. Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке[8]. Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

    Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на воздушные перевозки.

    Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимаю­щим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Мо­нопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низ­кие. Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйству­ющим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоисполь­зованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена - це­на приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, зани­мающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупате­ля, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно уста­навливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее поло­жение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убыт­ки от продажи данного товара. В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монополь­но высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в со­ответствии с антимонопольным законодательством.

    Свободная цена является основным координирующим механизмом рыночной экономики. Недаром цену называют богиней рынка. Несмотря на различные подходы к определению функций цен, значительное большинство экономистов выделяют три основные функции цены: во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов; во-вторых, стимулирует наиболее рациональный и экономический способ производства; в-третьих, цена участвует в распределении доходов.

    В рыночном хозяйстве, основанном на системе свободной конкуренции, цены почти мгновенно отражают все изменения, происходящие в экономике. Так, повышение спроса на какой-то товар вызывает определенную реакцию со стороны производителя. Первое: при отсутствии конкуренции увеличить цену на эту продукцию. Второе: организовать дополнительное производство этого товара. Даже при непопулярности действий в первом примере в обоих случаях достигается уравновешивание спроса и предложения, увязывание затрат производителя или продавца с платежной способностью потребителя, покупателя.

    Но организация дополнительного производства в одной из отраслей вызовет активизацию производства сначала в смежных с первой, а затем и в самых разных секторах экономики, повышая экономический “тонус” региона, снижая уровень безработицы. В более общем виде сказанное можно выразить так. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, формируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

    Равновесная цена - главный координатор на рынке. Она информирует о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объем предложения и предъявить данный объем спроса. Все, что будет произведено сверх данного объема, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Все, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для потенциальных потребителей. Т.о., информация о равновесной рыночной цене становится инструментом эффективного размещения ограниченных ресурсов. Равновесная цена стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.

    Информационную функцию цены нередко называют регулирующей, ориентирующей.

    Реализация ценой информационной функции зависит от ряда факторов. Во-первых, отсутствие внеэкономического давления на цены. Цена должна быть реальным итогом свободного взаимодействия спроса и предложения. Там, где действует монополия, олигополистическая конкуренция, ценовая информация может не соответствовать реальному положению. Во-вторых, отсутствие инфляции, т.к. ее развитие не дает возможности производителю понять истинную причину роста или падения цен на тот или иной продукт.

    Стимулирующую функцию цены выполняют, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства во имя увеличения суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, услуги. Поскольку цена - это издержки предпринимателя плюс прибыль, то основной путь увеличения последней - снижение собственных затрат на производство товара. Так цены стимулируют применение и развитие экономичных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, снижение издержек, связанных с управлением производством.

    Стимулирующую функцию свободные цены могут выполнять лишь при определенных условиях. К ним, в первую очередь, относится возможность беспрепятственного перелива капиталов и сбережений населения в наиболее перспективные, эффективные области производства. А это предполагает многообразие равноправных форм собственности и обеспечение подлинной свободы предпринимательства.

    Распределительная функция цены. Способы и источники формирования рыночных доходов (различные формы предпринимательской деятельности, спекуляция, неодинаковые уровни зарплаты на предприятиях разных форм собственности, операции с ценными бумагами, значительный сектор теневой экономики), да и сам принцип неравенства распределения доходов в экономике рыночного типа приводят к несправедливому, с точки зрения обыденного сознания, имущественному положению отдельных групп населения. Ведь чаще более высокий уровень жизни не у того, кто упорно трудится, а у того, кто лучше уловил конъюнктуру рынка. Вследствие этого в странах с рыночным типом экономики всегда существует неудовлетворенность такой “социальной несправедливостью”.

    В этой ситуации во многих странах проводятся различные мероприятия, сводящиеся в основном к изменению структуры потребления, к перераспределению и уравнению. В подобных случаях распределительная функция цены сочетается с социальной функцией.

    Однако при всей важности продуманной социальной политики не следует возлагать непосредственно на рыночные цены значительную социальную роль. Иначе возникает риск разрушения рыночного ценового механизма. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения. И пока мы не освободим цену от несвойственных ей функций, попытки создать эффективный ценовой механизм будут бесплодными. Поэтому не стоит слишком доверчиво относиться к заявлениям некоторых политических деятелей (особенно в предвыборные периоды) о возможности резкого снижения цен.

    Система цен в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. Мы приводим наиболее распространенные из них. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).

    Оптовые цены - те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.

    Розничные цены - те, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.

    По способу формирования или по признаку степени свободы цены делятся на следующие группы.

    Свободные рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены. Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.

    Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на :

    - продукцию предприятий-монополистов;

    - базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

    - социально значимые товары.

    Система государственных цен состоит из двух элементов:

    а) фиксированные или твердые цены, жестко устанавливаемые

     государственными органами;

    б) регулируемые цены.

    Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.

    Регулируемые цены - их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.

    Контрактные цены - величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу цен относят и договорные.

    Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен - денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены - это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.

    Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены - внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.

    Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена - цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.

    Демпинговые цены - это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.

    В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции. В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.

    В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены.

    В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены – ожидаемыми.

    В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены - на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

    Биржевые, аукционные, комиссионные цены определяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.

    Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

    Особенности конкретных хозяйственных задач, многообразие отраслей в экономике, сфер действия цен, субъектов обслуживания, времени действия определяют не только совокупность действующих цен, но и различия в их структуре. Наиболее распространенным в практике ценообразования является определение структуры цены по затратам производства (издержкам). Это означает, что цена должна включать затраты на производство товара, т. е. валовые издержки производства и издержки обращения. Кроме того, она обязана обеспечивать прибыль и от производственной, и от реализационной деятельности предпринимателя, которая также должна войти в цену.

    Фактическая себестоимость - полные издержки плюс прибыль - составляет основу оптовой цены.

    Производители реализуют свою продукцию торговым организациям по так называемой отпускной, договорной цене, которая, кроме указанных выше элементов, включает акцизы (косвенные налоги на некоторые предметы потребления). Розничная цена товара складывается из оптовой или отпускной цены (в торговле потребительскими товарами) плюс торговая надбавка, идущая на содержание торговых организаций.

    Ценообразование на основе затрат имеет серьезнейший недостаток - включение в себестоимость самых разнообразных элементов, не имеющих зачастую к ней отношения, что ведет к росту затрат. Кроме того, такой подход к ценообразованию не стимулирует предприятия к рациональному, экономному использованию ресурсов. При затратном характере ценообразования выигрывает производитель, но проигрывает покупатель, да и вся экономика становится менее оптимальной. Во многом неэффективность административно-плановой экономики определялась именно затратным характером директивного ценообразования. Сегодня установление цены на базе издержек является в определенной мере устаревшей стратегией. Однако она и сейчас остается одним из наиболее часто практикуемых, хотя и неэффективных подходов к ценообразованию.

    В мировой практике существует и так называемое параметрическое ценообразование, в условиях которого структура цены отражает прежде всего качество товара. При определении цены по этому методу выделяется базовый образец товара, цена на который известна. Затем устанавливается совокупность свойств, качественных признаков, по которым оцениваемая продукция отличается от базовой (полезный объем и вес, мощность, надежность, эстетичность, современность, комфортность, ресурсоемкость и др.). Численное значение каждой из этих характеристик называется параметром качества. Цена устанавливается путем выявления, на какую величину параметры оцениваемого товара отклоняются от образца с учетом того, что изменения могут быть и в положительную, и в отрицательную стороны. Параметрическая модель ценообразования представляется довольно перспективной для экономики любого типа, но ее практическое применение весьма сложно и требует самой серьезной подготовки. Субъективное восприятие полезности и ценности отдельных свойств товаров для потребителя, отсутствие универсальных подходов к оценке качества препятствуют распространению этого метода.

    Что же касается реформы отечественной системы ценообразования, то в данном случае одной либерализации цен явно не достаточно. Она должна быть дополнена дальнейшей приватизацией, разумной налоговой реформой, демонополизацией, созданием эффективной рыночной инфраструктуры. Необходимо также, не изменяя идеи свободного рыночного ценообразования, признать необходимость государственного регулирования цен.


    2.2. Государственное регулирование процесса ценообразования в России

    Государственное регулирование цен имеет своей главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных проявлений экономических законов рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.

    Что касается России, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товары государством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.

    Государственное регулирование цен — это метод управления ценами со стороны государства. В настоящее время ценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.

    В настоящее время в Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: органы ценообразования Минэкономразвития РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба [13].

    Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».

    Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны: консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

    Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.

    Государство запрещает и ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия.

    Государство также принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции со стороны более крупных. Запрещено продавать продукцию по ценам ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны реализовать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а также покрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.

    По официальным данным в результате проведенного территориальными управлениями ФАС России мониторинга ценообразования на рынке тепловой энергии в 2007 году выявлено следующее:

    -в 57 регионах не выявлено нарушений в процедурах ценообразования на рынке тепловой энергии;

    -в 6 регионах (Московской, Нижегородской, Рязанской, Свердловской, Томской областях, Республике Удмуртия) регионах выявлены признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , а именно нарушения установленного порядка ценообразования на рынке тепловой энергии, в том числе при расчете платы за тепловую энергию приобретаемую жилищными организациями, конечным потребителем которой является население.

    В большей части субъектов РФ процедура ценообразования соответствует законодательно установленным нормам. Также необходимо отметить факт, что в подавляющем большинстве регионов при тарифообразовании не применяется дифференциация по группам: «население» и «жилищные организации», что исключает возможности нарушений при применении тарифов при расчетах с жилищными организациями.

    Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.

    Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.

    Один из известных экономистов М.Деверо писал, что государственное регулирование предпочтительнее “свободного” ценообразования, поскольку позволяет воздействовать на объемы производства в избранном направлении.

    В действительности всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Различным этапам истории свойственны лишь определенные различия в степени и формах ограничения свободы игры цен.

    Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на “акцизные” товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен конца XIX века и в XX веке.

    Переломными в истории государственного регулирования цен стали первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия, сменивший ее кризис. Политические и экономические потрясения в обществе подготовили его сознание к тому, что надо искать пути к сдерживанию и обузданию стихийного начала в развитии, и делать это следует путем усиления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, и в частности, в процесс ценообразования. К середине 30-х годов во многих развитых странах были приняты законы, предоставлявшие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания. Это стало составным элементом государственной экономической политики.

    Рассмотрим основные формы государственного регулирования цен.

    1. Наблюдение за ценами со стороны правительственных органов. Проводится в основном центральными статистическими управлениями. Главная цель наблюдения - выявление роста стоимости жизни для определения индекса номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить, как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

    2. Косвенное воздействие на цены. Оно состоит в том, что вводятся или отменяются те или иные количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, изменяются учетные ставки, варьируются налоги, увеличиваются или уменьшаются размеры эмиссии денег и т.п.

    3. Государственное вмешательство в процесс ценообразования. Здесь имеется в виду санкционированное правительственными органами завышение издержек производства. Расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях настолько высокими в результате объявленных правительством льгот, что повышение цен становится непредотвратимым.

    4. Лидерство в ценах. Такое явление наблюдается в тех сферах, где значительна доля государства. Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка, при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять их уровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным заказчиком и покупателем - во многих видах строительства, в производстве вооружений и других товаров для армии. В такой ситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами - производителями товаров и услуг “ контрактные цены”, которые затем становятся базовыми для отрасли. Иначе говоря, государство может в ряде отраслей лидировать в ценах не только как продавец, но и как покупатель.

    5. Прямое государственное воздействие на цены. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий - снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемые путем специальных доплат производителю или потребителю.

    Прямым вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на “акцизные товары”, являющиеся объектом косвенного налога.

    6. Особое направление - государственное воздействие на внешнеторговые цены. Оно ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах - с помощью экспортных субсидий, представления льготных кредитов и транспортных тарифов. И все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из самых эффективных инструментов прямого государственного регулирования внутренних цен являются количественные и качественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины.

    Ограждение внутреннего рынка от конкуренции с иностранными производителями, а также прямое воздействие на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен на импортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественного производства. В условиях российской экономики одним из ведущих направлений государственной ценовой политики должны стать сближение структуры внутренних и мировых цен, проведение экономически обоснованной либерализации цен.

    Для этого необходимо задействовать механизм ценовой конкуренции нашей продукции и аналогичной продукции западного рынка. Это позволит, с одной стороны, реально оценить возможности нашего экспортного потенциала, а с другой, – даст возможность ориентироваться на систему естественных ограничений для роста цен на отечественную продукцию.

    Основная цель введения механизма ценовой конкуренции - сравнительно быстрое накапливание инвестиционных ресурсов (за счет реализации топливно-сырьевых ресурсов по мировым ценам), ликвидация монополистов в области ценообразования посредством введения минимальных цен, развитие отечественных перспективных производств (при обязательной поддержке их протекционистскими мерами). Главным условием проведения новой ценовой политики является обязательная синхронизация с ней мер по переходу к новой системе налогов.

    7. Установление фиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, производимые в государственном секторе экономики. Примером здесь могут служить цены на минеральное сырье, добываемое в государственных предприятиях, на энергию, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно сдерживаемые цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве.

    8. Правительственный контроль над ценами в форме их фиксации или установления пределов их повышения. Это типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является в долгосрочном аспекте неэффективным. Используется чаще всего в исключительных случаях, например, при обострении социальной напряженности.

    9. Передача прав установления и контроля над ценами на определенные виды товаров наднациональным органам. Примеры: установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, временная фиксация цен на сельскохозяйственные товары в Европейском Сообществе, унификация транспортных тарифов внутри интеграционных объединений, унификация налогов как важного фактора ценообразования.

    Здесь приведены примеры наиболее распространенных форм государственного регулирования цен, конкретное применение которых зависит от места, времени, социально-экономического и политического состояния страны, региона.







     

     



    Заключение


    Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений,  устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

    Исходя из вышесказанного следует отметить, что:

    - Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;

    - Цена представляет собой денежное выраже­ние стоимости товара;

    - Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;

    - В соответствии со статьей 71 (пункт «ж») Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;

    -  Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;

    - Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;

    - Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;

    - Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;

    - Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;

    - Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены;

    Государственное регулирование также оказывает значительную роль в формировании цен. В России законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли, а также запрещается ценовая дискриминация, если она наносит ущерб конкуренции. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

    Государственное регулирование цен необходимо для предотвращения:

    - инфляции роста цен при устойчивом дефиците;

    -монополизма производителей;

    - резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо.

    Принятый в Российской Федерации Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

    Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что прежде чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Таким образом, успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики. Поэтому дальнейшее изучение цены как экономической категории и процесса ценообразования останется одной из важнейших задач экономической науки.














           

    Список использованной литературы

     

    1.  Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.

    2.  Агапова И.И. История экономической мысли: учеб.-практич. пособие / Ассоциация авторов «Тандем».―М.: Издательство «ЭКМОС», 2005. ― 248с.

    3.  Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина. ― М.: Триада, 1999. - 1050 с.

    4.  Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 2007.― 560с

    5. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Желтякова И. А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. — СПб: Издательство «Питер», 1999.— 112с.

    6. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие / Герасименко В.В.― М.: ИНФРА-М, 2008. ―427с.

    7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича.— 2-е изд.— М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с.

    8. Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб.-практич. Пособие / Шуляк П.Н. ―8-е изд. ―М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. ―192с.

    9. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3 Макроэкономика: Учебное пособие / Седов В.В.― Челябинск, 2002.― 120с.

    10. Салимжанов И.К. Ценовая политика организации / И.К. Салимжанов // Финансы.―2006. ―№8. ― С.55-58.

    11. Колесников Ю.А. Основы государственной политики в сфере регулирования страховой деятельности в российской федерации / Ю. А.Колесников // Финансы и право.―2007.―№1.

    12. Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование / И.К. Салимжанов // Финансы.―2005. ―№9. ―

    13. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен / И.К. Салимжанов // Финансы.―2007. ―№7. ― С.68-70.

    14. Амосов А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России / А.И Амосов // Экономика и математические методы. ―2005. ―№7―С.111-118.

    15. Жилкина М.С. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов / М.С. Жилкина // Финансовый бизнес. ―2007.―№1. ―С. 11-19.

    16. Анализ ценообразования на рынках тепловой энергии, в отношении жилищных (управляющих) организаций в 2007 году [Электронный ресурс]: Федеральная Антимонопольная Служба. Режим доступа: www.fas.gov.ru





                   [1] Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. М., 2004 . – с.55.  
             [2] Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. М., 2004 . – с.58.  

    [3] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. М., 2004. – с.65.

    [4] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. М., 2004. – с.87.

    [5] Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О. // "Актуальная тема". Русаудит №3. 2003.

    [6] Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О. // "Актуальная тема" Русаудит №3. 2003.

    [7] Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь.. Издательство “Дело”. Москва 2004. – с.101.

    [8] Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. М., 2004 . – с.59.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ценовая политика государства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.