Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: экономическое районирование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: экономическое районирование
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:08
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение........................................................................................................... 3

    Глава 1 История, понятие и сущность экономического районирования...... 5

    1.1 История формирования экономических районов.................................... 5

    1.2 Характеристика методов экономического районирования................... 11

    Глава 2 Современное экономическое районирвоание на территории Российской Федерации...................................................................................................... 18

    2.1 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России......................................................................... 18

    2.2 Современное состояние........................................................................... 28

    Заключение.................................................................................................... 33

    Список использованной литературы............................................................ 35

    Приложение................................................................................................... 36

    Введение


    Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. Виднейшие ученые России (М. В. Ломоносов, К. А. Арсеньев, В. Н. Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев, Н.Н. Колосовский.) применяли метод районирования – деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

    Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.

    В географии используют разные варианты районирования. Во-первых, всю территорию страны можно разделить на районы, не оставляя между ними свободных пространств. Так, в физической географии выделяют крупные природные комплексы России: Русскую равнину, Урал и т.д. Административно- территориальное деление России на области, края, республики также охватывает всю территорию. Именно так выделяют экономические районы и зоны.

    Районирование при этом идет как бы «сверху» – от всей территории страны, которую делят на крупные регионы (районы) одного рода (природные, административные, экономические и т.д.). Подобное однородное районирование многоступенчато (иерархично). Каждый крупный район (макроуровень), в свою очередь, можно подразделить на районы мезоуровня и так до микроуровня. Но в общественной географии наряду с однородным районированием применяют и так называемое узловое районирование.

    Посмотрите на самые различные карты страны (населения, промышленности, охраны природы и др.). На них отчетливо выделяются «сгустки», «фокусы», «узлы концентрации». На карте населения – городские агломерации. На карте промышленности – ядра промышленных узлов и районов. На экологической карте – центры загрязнения и районы, на которые они оказывают воздействие, «фокусы» экологических катастроф и зоны экологических бедствий. На специальных картах можно увидеть «узлы» межнациональных конфликтов.

    При узловом районировании прежде всего выделяют центры (ядра) этих объектов и явлений, а затем окружающие тяготеющие к ним территории, на которых сказывается влияние ядра. Границы подобных районов менее четки. При этом может быть несколько условных границ, каждая из которых отражает степень влияния ядра, уменьшающуюся постепенно и по-разному в различных направлениях. Можно выделить несколько зон влияния крупных городов: расселения, маятниковых миграций, взаимодействия промышленных центров с ядром, загрязнения, рекреации, пригородного сельского хозяйства и т. д. Поскольку узловое районирование идет «снизу» - от ядер, центров, фокусов концентрации различных явлений общественной жизни, оно часто носит проблемный характер. Это особенно важно в наше сложное время – время проблем, тоже имеющих свою географию.

    Целью работы является изучение экономического районирования России.

    Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:

    - Изучить историю, дать понятие и сущность экономического районирования;

    - Определить современное экономическое районирование на территории Российской Федерации.


    Глава 1 История, понятие и сущность экономического районирования

     

    1.1 История формирования экономических районов

    Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» - губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

    При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г.; их число за это время выросло до двадцати.

    В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало сорок, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.

    Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором; Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

    Формирование административно - территориального деления после революции.

    После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость.

    Формирование послереволюционного административно - территориального деления нашей страны началось с 1917г. 7 ноября 1917г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917г. – Украинская ССР, в январе 1919г. – Белорусская ССР. В 1918г. в результате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась. В 1920-1921гг. учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье – Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые 1922г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926г. – Киргизская (которая с 1924г. называлась Каракиргизской автономной областью). В декабре 1922г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924г. в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и она также вошла в состав СССР. В 1940г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно сговору Молотова - Риббентропа и образованы еще четыре союзные республики, также вошедшие в состав СССР – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР.[1]

    В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы.

    Были ликвидированы многие несоответствия административно - территориального деления царской России экономическому значению регионов.

    К концу 30-х годов сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР.

    В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

    Сложившаяся к началу 90-х годов политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждения Федерации свободных государств. Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991г. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране. О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.

    В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз, и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Все эти государства – республики по форме государственного устройства, в основном президентские республики.[2]

    По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них.

    Сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

    Вместе с тем следует отметить, что Чечня заявила полный суверенитет вне Российской Федерации и не намерена подписывать Федеративный договор, в то же время законом РФ от 4 июня 1992г. не признается существование вне Федерации Чеченской республики.

    Автономной областью в составе России пока осталась одна – Еврейская; другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России входят 10 автономных округов: Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Осталось неизменным количество краев – 6: Ставропольский, Краснодарский, Красноярский, Алтайский, Приморский, Хабаровский и областей – 49.

    Разработки госплановской сетки районов.[3]

    Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П. Семенова - Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.

    Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории.

    В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

    Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А.Н. Челинцева, А.И. Скворцова, П. П. Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.[4]

    Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно - территориальному устройству.

    В 1920г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования.

    В 1921г. подготовил проект районирования Госплан; согласно этому проекту территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана.

    В 1938 - 1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.

    В 1963г. Госплан СССР предложил  разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов: Центральный, Северо-Западный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

    В 1982г. Северо-Западный район был разделен на два района: Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России.


    Вывод: попытки формирования в России экономических зон существует с давних времен. В различные времена основой такого разделения служили свои насущеные особенности. В условиях СССР важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно - территориальному устройству. На настоящий момент Российская Федерация также разделена на экономические зоны.


     

    1.2 Характеристика методов экономического районирования


    Н.Н. Колосовский дал следующее определение этому методу: «…под энергопроизводственным циклом понимается вся совокупность производственны процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе СССР на основе сочетания данного вида энергии и сырья, от первичных форм добычи и облагораживания сырья и энергии и рационального использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов… Цикл надо понимать как историческую категорию, развёртывающуюся во времени».

    Методом ЭПЦ учитывает именно последовательность производственных стадий, которые необходимо осуществить для производства продукта, и «строит» эту последовательность «от добычи сырья».

    Н.Н.Колосовский наметил восемь генерализованных циклов (или их совокупностей): пирометаллургический цикл чёрных металлов, нефтеэнергохимический, совокупность гидроэнергопромышленных циклов, совокупность циклов перерабатывающей индустрии, лесоэнергетический цикл, совокупность индустриально-аграрных циклов и гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл (для районов орошаемого землевладения). Кроме того, он наметил девятый цикл – атомной энергии – как перспективный. Неправильно было бы думать, что при анализе территориальной структуры района следует ограничиваться девятью названными циклами. Н.Н. Колосовский, называет эти циклы генерализованными. Это значит, при детальном анализе генерализованные циклы должны быть расшифрованы. Основная идея метода ЭПЦ и целей их использования – классификация районов, их территориальной структуры, дробного районирования – приводит к необходимости разработки иерархической системы циклов, их классификации. Классификация циклов строится, исходя из их определения как совокупности взаимообусловленных производственных процессов, развивающихся на сочетании определённого вида сырья и энергии. Вид энергии учитывается для основного процесса. Например, для электроёмкой промышленной совокупности циклов внедрение электричества в самую зону реакции характерно только для электролитного или электротермического процессов. На других стадиях цикла электричество используется как силовая энергия (например, стадии проката цветных металлов, добычи или обогащения руды).[5]

    В настоящее время почти всегда сырьё является комплексным. Использование комплексного сырья обычно приводит при его первичной обработке к развитию ряда параллельных производственных цепочек. Кроме того, в практике широко известно и другое явление – разработка однородных видов сырья и получение из этих видов сырья родственных готовых продуктов при близости технологических процессов их производства. Характер производственных процессов определяется также видом и количеством (на единицу продукции) используемой энергии.

    Эти три обстоятельства дают возможность произвести определённое обобщение процессов, т.е. генерализацию энергопроизводственных циклов, и построить их иерархию. На указанных основаниях в предлагаемой ниже классификации выделяются три ступени: 1) генерализованные циклы и генерализованная совокупность циклов; 2) под циклы; 3) ветви циклов.

    Ветви ЭПЦ развиваются на основе сочетания одного вида сырья (или одного компонента комплексного сырья) и определённого вида энергии, свойственного основному процессу при производстве одного типа готового продукта. Характеризуется одной последовательностью производственных процессов, включая добычу или производство сырья, переработку отходов, процессы, необходимые для обслуживания основных.

    На следующей ступени классификации каждая из названных последовательностей производственных процессов – деревообработка и деревопереработка – рассматривается как под циклы. Для каждой из них характерна своя совокупность последовательностей процессов. Деревообрабатывающий под цикл объединяет только такие процессы, которые связаны с механическим воздействием на древесину: лесопиление, домостроение, судостроение, шлапопиление и т.д. Особое место занимает производство фанеры, которая используется во всех производствах стандартных домов, судов, мебели как полуфабрикат. К деревообрабатывающему под циклу относятся также процессы, обслуживающие деревообрабатывающий цикл.

    Следующая ступень – ветви под циклов – домостроительная, судостроительная, целулозно-бумажная и т.д. Каждая такая ветвь рассматривает только одну последовательность производственных процессов, которая использует один вид исходного сырья: домостроительная – пиловочник, целулозно-бумажная – балансы и т.д.

    Циклы каждой ступени классификации при анализе комплекса применяются в определённых целях. Генерализованные циклы – для классификации районных производственных комплексов, под циклы – для анализа внутрирайонной территориальной организации производительных сил, ветви циклов – для анализа территориальной структуры комплексов подрайонов, микрорайонов. Естественно, что о направлении использования циклов можно говорить лишь в основных чертах; возможно, конечно, использование ветвей циклов и при анализе комплексов районов, а не только подрайонов, но при исследовании территориальной структуры комплексов подрайонов применение генерализованных циклов мало что даёт.

    Одни и те же продукты могут быть получены на предприятиях различных циклов. Например, спирт производится из сельскохозяйственных продуктов, отходов древесины, при химической переработке нефти. В первом случае его производство включается в индустриаль-аграрный цикл (при детальном анализе в одну из ветвей), во втором – в лесоэнергетический, в третьем – нефтеэнергохимический. Другой пример: производство серной кислоты, как правило, включается в цикл пирометаллургии цветных металлов. Но при определённом сочетании производств оно может быть включено и в другие циклы. Например, в экономическом районе при сульфитной переработке древесины может быть создано для своих нужд сернокислотное производство. В этом случае строительство сернокислотного завода определялось потребностями лесоэнергетического цикла, в состав которого и будет включён этот завод как обслуживающее производство. При классификации циклов встречаются и более сложные проблемы. Например, при анализе совокупности индустриально-аграрных циклов можно видеть, что одни и те же ветви цикла повторяются несколько раз. Но при классификации циклов (как, впрочем, и во всех других научных исследованиях) необходимо основываться на реальной действительности, а не идти путём формальной логики.[6]

    Совокупность производств, составляющих цикл, допускает некоторые вариации. Впрочем, такое явление имеет место и при отраслевой классификации. При отраслевой классификации трудно бывает отнести тот или другой комбинат к определённой отрасли промышленности. Принято относить комбинированные предприятия в зависимости от доли группы изделий в общей стоимости продукции предприятий. Но и здесь, не говоря уже об условности самого принципа, возникает проблема в случаях, если предприятие выпускает несколько продуктов в разнозначных долях.

    Отличие классификации циклов от классификации отраслей определяется тем, что ветви циклов, под циклы и генерализованные циклы представляют собой совокупности, объединяющие производственные процессы от добычи (или производства) сырья до получения готового продукта, при этом в рассматриваемую совокупность включаются все вспомогательные и сопутствующие производства. При классификации отраслей производства, перерабатывающие основной вид продукта и отходы, при этом получаемые, очень часто относятся к разным отраслям. А предприятия сельскохозяйственные и горнодобывающие никогда не объединяются в одну отрасль с обрабатывающими.

    Анализ территориальной ориентации предполагает группировку производств на основе однотипности фактора ориентации. Группировка эта следующая: производства топливоёмкие, материалоёмкие, электроёмкие, трудоёмкие, ориентирующиеся на потребителя. Возможны также и смешанные типы, когда производства сразу ориентируются на два или большее количество факторов. Классификация производств на основе фактора ориентации используется для определения производственной стадии, на которой следует закончить развитие ЭПЦ в изучаемом экономическом районе. Развитие цикла должно быть прервано на той производственной стадии, на которой обнаруживается противоречие между характером производственного процесса рассматриваемой стадии и характером ресурсов экономического района.

    Метод межотраслевых комплексов.

    Межотраслевые комплексы (МОК) представляют собой эффективное с народнохозяйственной точки зрения сочетание предприятий отраслей, участвующих в производстве определённого вида продукта или услуг.

    Межотраслевые комплексы отличаются от энергопроизводственных циклов тем, что они представляют собой: 1) объединение предприятий, а не производственных процессов. Правильнее было бы МОК сопоставлять не с ЭПЦ, а с комплексами, адекватными ЭПЦ; элементами таких комплексов (как и МОК) являются предприятия; при таком сопоставлении рассматриваемое различие исчезает; 2) МОК формируется от «потребителей», в то время как ЭПЦ формируется «от сочетания сырья и энергии». Межотраслевые комплексы, следовательно, чрезвычайно важный и единственный метод решения проблем распределения (производственного и непроизводственного) продукции, обращения и обмена.


    Вывод: Классификация межотраслевых комплексов строится в зависимости от деятельности классификации отраслей и, следовательно, детальности классификации производимой ими продукции. Как известно, существуют следующие группы отраслей, выделяемых в зависимости от детальности анализа продукта:

    1)   отрасли народного хозяйства (добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.д.);

    2)   отрасли промышленности (топливная, машиностроение и т.д.), сельского хозяйства (животноводство, растениеводство), транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной и т.д.), также и другие отрасли народного хозяйства имеют соответствующее деление;

    3)   отрасли промышленности подразделяются на суботрасли (например, текстильная промышленность подразделяется на хлопчатобумажную, шерстяную, шёлковую, льняную, трикотажную);

    4)   на суботрасли подразделяются и отрасли сельского хозяйства, транспорта и т.д. В зависимости от того, какой ранг отраслей рассматривается в межотраслевом комплексе, можно говорить и о ранге самого комплекса. Кроме того, межотраслевые комплексы, как и ЭПЦ, различаются по специализации и территориальной значимости.

     




    Глава 2 Современное экономическое районирвоание на территории Российской Федерации

     

    2.1 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России

    Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

    Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

    Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

    Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

    Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.[7]

    Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

    Основные принципы районирования:

    - Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

    - Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

    - Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

    Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

    Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

    Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

    Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

    Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

    Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

    Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

    Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

    Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

    Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

    Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

    Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

    Состав крупных экономических районов России.

    Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

    Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

    1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

    2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

    3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.[8]

    Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

    Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

    Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

    1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

    2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

    3. Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

    4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;

    5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

    Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

    Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

    Для определения отраслей специализации региона используется индексный метод.

    Показатель специализации региона Суисчисляется по формуле:

    Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации региона.

    Среди отраслей специализации региона с точки зрения ее дальнейшего совершенствования либо путем развития уже имеющихся, либо путем создания новых производств различают смежные и параллельные отрасли.

    Взаимно смежные отрасли сопутствуют друг другу при размещении, их объединяют тесные производственные связи, например, металлургия и коксохимия (сопряженные технологически), горнодобывающая промышленность и легкая (дополняющие друг друга по использованию мужского и женского труда). Значение этой группы отраслей возрастает с развитием техники и увеличением масштабов концентрации, комбинирования и кооперирования производства.

    Параллельные (взаимно замещаемые) отраслиразвиваются относительно изолированно на базе различных природных и экономических условий (ресурсов). Они зачастую не имеют между собой тесных производственных связей (например, черная металлургия и сельское хозяйство), их объединяет совместное освоение общерайонных (межотраслевых) ресурсов (рабочая сила, топливо, вода и т.д.). Это означает, что развитие (размещение) некоторых отраслей в данном регионе ограничивается или исключается возможностями развития других, более эффективных, производств. Проблема размещения параллельных отраслей, которые могут как бы замещать друг друга, имеет объективную основу для правильного решения только при государственном регулировании хозяйства, в том числе рыночного.

    Приведем характеристику одного из экономических районов, а именно уральский экономический район.

    Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Особенно негативное влияние на состояние окружающей среды в районе оказывают горно-добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, тепло – и гидроэнергетика, лесозаготовки. В настощее время Урал считается зоной экологического бедствия – семь городов занесены в « черную » экологическую книгу России: Екатеренбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Челябинск. В атмосферу Урала толь горными и металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. Куб. Метр. Отходов горного и металлургического производства.

    Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются подземные и поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному загрязнению.

    Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических реформ в регионе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для этих целей во всей стране.

    В Уральском Экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).

    Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии , черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

    Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.

    Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроение. В Оренбургской области формируется крупный газо-промышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала.

    Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике – это всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятия что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия – гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии.

    Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования, конверсия оборонной промышленности. Специализация Уральского района в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, поэтому координальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится.


    Стратегические задачи регионального развития.

    В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

    Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

    1)   учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

    2)   перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

    3)   децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

    4)   необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

    Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

    - Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

    - Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

    - Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

    - Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

    - Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

    - Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

    - Развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

    - Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.[9]

    Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.


    Вывод: Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

    Основными принципами районирования являются следующие: экономический принцип, национальный принцип, административный принцип. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России.

    Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.


    2.2 Современное состояние


    Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

    Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.

    Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы, постановления правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв, таким образом, новый специальный раздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.), те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным.

    Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.

    При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего, необходимо разрешить следующую проблему.

    Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств", статья 74, часть 1). Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей", статья 74, часть 2). Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

    Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?

    В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-15. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс. кв. км, или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России.)

    Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа - или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.

    В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.


    Вывод: Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

    · формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

    · разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

    · организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

    · взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

    · возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

    · создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами, их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

    · предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

    Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

     

    Заключение

     

    Оценим многоступенчатую систему районирования «сверху», сложившуюся еще при командной экономике СССР. На территории Советского Союза выделялись три экономические зоны: Западная (европейская часть СССР с Уралом Закавказьем), Восточная (Сибирь и Дальний Восток) и Юго-Восточная (Казахстан и республики Средней Азии). Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

    Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).

    Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

    В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

    Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

    Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время  осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

    И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

    Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

    В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление значительно устарело.

    России необходимо:

    1. Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.

    2. Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

    Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования.

    Список использованной литературы

    1. Гаврилов А.М. Региональная экономика и управление: учебное пособие для вузов. – М. Юнити-Дана, 2002.

    2. Гладкий. Ю.Н. Экономическая география России. 2007

    3. Калашникова Т.М. Экономическое районирование. 2001

    4. Крупные экономические районы СССР. Под ред. Копылова. 2007

    5. Лаврищев. Ф.Н. Экономическая география СССР. 2005

    6. Морозова. Т.Г. Региональная экономика. 2005

    7. Морозова Т.Г. Территориально-производственный комплекс. 2004

    8. Некрасов Н.Н. Территориально-производственный комплекс. 2006

    9. Разумовский В.М. Эколого-экономическое районирование. 2008



    Приложение 1


    Картосхема Федеральные округа России



                        

    Приложение 2


    Картосхема Размещение отраслей рыночной специализации промышленности на Урале






    [1] Морозова. Т.Г. Региональная экономика. 2005

    [2] Гаврилов А.М. Региональная экономика и управление: учебное пособие для вузов. – М. Юнити-Дана, 2002.

    [3] Крупные экономические районы СССР. Под ред. Копылова. 2007

    [4] Крупные экономические районы СССР. Под ред. Копылова. 2007

    [5] Гладкий. Ю.Н. Экономическая география России. 2007

    [6] Калашникова Т.М. Экономическое районирование. 2001

    [7] Морозова. Т.Г. Региональная экономика. 2005

    [8] Калашникова Т.М. Экономическое районирование. 2001

    [9] Калашникова Т.М. Экономическое районирование. 2001

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - экономическое районирование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.