Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Виды органов административной юрисдикции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Виды органов административной юрисдикции
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    26.03.2012 18:15:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение......................................................................................................... 3

    1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела

     об административных правонарушениях. Принципы судопроизводства... 4

    2. Виды органов административной юрисдикции........................................ 9

    3. Подведомственность дел об административных нарушениях................ 11

    Заключение................................................................................................... 14

    Список литературы...................................................................................... 15




















    Введение

    Задачами производства по делам об административных пра­вонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разре­шение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и ус­ловий, способствовавших совершению административных пра­вонарушений.

    Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, не­обходимо установить, имело ли место административное право­нарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имуще­ственный ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, дру­гие сведения, имеющие значение для дела.

    Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является превентивная деятельность, направленная на выявление причин и условий, спо­собствующих совершению административных проступков.

     Ор­ганы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.

     Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать только лица, чья компетенция указана в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях.


    1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Принципы судопроизводства.

    Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:

    1)  судьями (мировыми судьями);

    2)  комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3)  федеральными органами исполнительной власти, их учре­ждениями, структурными подразделениями и территориальны­ми органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возло­женных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:

    Ø органы внутренних дел (милиция);

    Ø органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

    Ø налоговые органы;

    Ø таможенные органы;

    Ø пограничные органы;

    Ø федеральная инспекция труда и подведомственные ей госу­дарственные инспекции труда;

    Ø органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

    Ø органы, осуществляющие государственный контроль за ис­пользованием и охраной водных объектов;

    Ø органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;

    Ø органы рыбоохраны;

    Ø органы государственного энергетического надзора;

    Ø органы государственного горного и промышленного надзора;

    Ø органы, осуществляющие государственный пожарный над­зор;

    Ø органы, осуществляющие государственный надзор за техни­ческим состоянием самоходных машин и других видов техники;

    Ø органы российской транспортной инспекции;

    Ø органы автомобильного транспорта;

    Ø органы морского транспорта;

    Ø органы внутреннего водного транспорта;

    Ø органы железнодорожного транспорта;

    Ø органы, осуществляющие государственный контроль в об­ласти обращения и защиты информации;

    Ø органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг;

    Ø федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;

    Ø органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

    Ø органы, осуществляющие государственный контроль за про­изводством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции;

    Ø органы стандартизации, метрологии и сертификации;

    Ø органы государственной жилищной инспекции;

    Ø органы государственного архитектурно-строительного над­зора;

    Ø органы регулирования естественных монополий;

    Ø органы валютного контроля;

    Ø органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд других органов.

    Всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолет­них и защите их прав гл. 23 КоАП РФ предусмотрено 60 феде­ральных органов исполнительной власти и иных государствен­ных органов — субъектов административной юрисдикции.

    Производство по делам об админист­ративных правонарушениях основывается на принципах, которые должны соблюдать все лица, осуществляющие административное судопроизводство.  К ним относятся:

    1. Принцип объективности, который  выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушени­ях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастно­сти и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несо­вместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоя­тельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу.

    В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достиже­ние истины по делу, к примеру институты пересмотра, ответст­венность за ложные показания, отводы субъектов правоприме­нения и некоторых участников процесса. При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности впра­ве истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективного разрешения дела, что­бы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов[1].

    Своевременность выяснения обстоятельств означает соблю­дение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения виновных к ответственности, но и является серьезной превентивной ме­рой.

    2. Принцип законности означает необходимость разрешения дела исключительно в соответствии с законом. Сущность этого принципа, закреп­ленного в ст. 15 Конституции РФ, применительно к производ­ству по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонару­шения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом[2]. В этой связи важной задачей производства по делам об ад­министративных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесен­ного по делу постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или испол­нение его не полностью снижает эффективность борьбы с ад­министративными правонарушениями, обусловливает неиспол­нение принципа законности.

    3. Принцип возможности всем участникам производства по делам об административных правонарушениях выступать на родном языке, отражает требование ст. 19 Конституции РФ о полном равноправии всех граждан независимо от их национальности и языка. Производство по делам об административных правонаруше­ниях ведется на русском языке — государственном языке Рос­сийской Федерации. Наряду с государственным языком Рос­сийской Федерации производство по делам об административ­ных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях.

    4. На принципе гласности в деятельности всех государствен­ных органов, включая административно-юрисдикционную сис­тему, зиждется демократическая система российского общест­ва. Этот принцип, провозглашенный в ст. 123 Конститу­ции РФ, закрепил открытое слушание дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Естественно, что этот принцип нашел свое отражение и в производстве по делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об административ­ных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

    Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда, осуществляют в преде­лах своей компетенции Генеральный прокурор РФ и назначае­мые им прокуроры.

    2. Виды органов административной юрисдикции.

    Глава 23 КоАП РФ  содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:

    а) руководители соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти, их учреждений, их заместители;

    б)  руководители структурных подразделений и территори­альных органов соответствующих федеральных органов испол­нительной власти, их заместители;

    в) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми ак­тами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

    Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1)  мировыми судьями;

    2)  комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов ис­полнительной власти субъектов РФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответст­вующей компетенцией должностные лица органов исполни­тельной власти субъектов РФ);

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

    В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в зако­не субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделе­ний или территориальных органов, должности должностного ли­ца до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствую­щих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчи­нения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ ор­гана, учреждения, их структурных подразделений или террито­риальных органов до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или террито­риальные органы, которым переданы указанные функции.

    В случае изменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориаль­ных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответст­вующих изменений.

    Например, согласно ст. 23.3 КоАП РФ ряд дел об админист­ративных правонарушениях, подведомственных органам внут­ренних дел (милиции), вправе рассматривать старшие участко­вые инспекторы и участковые инспекторы (милиции). Однако в Закон РФ «О милиции» были внесены изменения, в соответ­ствии с которыми эти должности стали именоваться: «старшие участковые уполномоченные милиции», «участковые уполно­моченные милиции»[3]. Естественно, до внесения в КоАП РФ необходимых изменений полномочия, связанные с рассмотре­нием дел об административных правонарушениях, осуществля­ют старшие участковые уполномоченные милиции и участко­вые уполномоченные милиции.



    3. Подведомственность дел об административных нарушениях

    В КоАП РФ существенно расширилась компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Помимо того, что из восьми видов административных наказаний, установленных новым Кодексом, пять находятся в исключительной юрисдикции судей, а административное вы­дворение за пределы Российской Федерации иностранного гра­жданина или лица без гражданства также в подавляющем боль­шинстве случаев может быть назначено лишь судьей, значи­тельно возросло и количество самих составов правонарушений, подведомственных судьям.

    Все это во многом обусловило и появление новых субъектов судебной административной юрисдикции. Если, согласно КоАП РСФСР, дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами (за исключе­нием одного состава, входившего в компетенцию судей общих и военных судов), то КоАП РФ установлено, что дела об адми­нистративных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, су­дьи арбитражных судов (в соответствии с их компетенцией, оп­ределенной ст. 23.1 КоАП РФ)[4].

    При этом следует отметить, что в компетенцию судей арбит­ражных судов входит рассмотрение определенных ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями административных пра­вонарушений: в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а также связанных с неисполнением банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ), нарушением обязательных требований государст­венных стандартов, правил обязательной сертификации, нару­шением требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. 19.19 КоАП РФ).

    Другие дела об административных правонарушениях, входя­щие в компетенцию судей, если производство по ним осущест­вляется в форме административного расследования, а также де­ла об административных правонарушениях, влекущих админи­стративное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов. Дела об админист­ративных правонарушениях, которые совершены военнослужа­щими и гражданами, призванными на военные сборы, под­ведомственны судьям гарнизонных военных судов. По всем остальным делам об административных правонарушениях, входящим в компетенцию судей, решения принимают мировые су­дьи.

    Из числа федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, рассмотрим  органы внут­ренних дел. Дело в том, что из всех субъектов систе­мы исполнительной власти, наделенных КоАП РФ админист­ративной юрисдикцией, милиция является самой многофунк­циональной службой и выполняет наибольший объем административно-юрисдикционных полномочий. Согласно имеющейся официальной статистике и с учетом оценок спе­циалистов по тем правонарушениям, в отношении которых достоверной статистики нет, милицией ежегодно привлекается к административной ответственности от 70 до 80 млн. человек, что составляет не менее 70% всех физических лиц, привлекае­мых в стране к административной ответственности.

    При этом многообразие общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает отнесение к подведомственности милиции очень широкого круга административных правонару­шений (ст. 23.3 КоАП РФ). Если другие отраслевые субъекты административной юрисдикции правомочны осуществлять про­изводство по относительно немногочисленным группам одно­родных административных правонарушений, то милиция рас­сматривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ, что составляет 17% статей его Особен­ной части.

    Правом рассматривать дела об административных правона­рушениях пользуются лишь те должностные лица органов внут­ренних дел (милиции), которые перечислены в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (милиции), в зависимости от состава правонарушения, вправе: начальники и заместители начальников территориаль­ных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, начальники и заместители на­чальников территориальных отделов (отделений) милиции; на­чальники и заместители начальников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; начальни­ки дежурных смен дежурных частей линейных управлений (от­делов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; начальники подразделений ГИБДД и их заместители, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заместители; государствен­ные инспекторы безопасности дорожного движения; государст­венные инспекторы дорожного надзора; некоторые другие со­трудники милиции.








    Заключение

    Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:

    Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:  судьями (мировыми судьями); комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральными органами исполнительной власти, их учре­ждениями, структурными подразделениями и территориальны­ми органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возло­женных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Это руководители соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти, их учреждений, и их заместители;  руководители структурных подразделений и территори­альных органов соответствующих федеральных органов испол­нительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми ак­тами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

    Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:  мировыми судьями;   комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов ис­полнительной власти субъектов РФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответст­вующей компетенцией должностные лица органов исполни­тельной власти субъектов РФ); административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

    Список литературы


    1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

    2. Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г., 22.07.2008).

    3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями).

    4. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 163-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции».

    5. Агапов А. Б Административная ответственность: Учебник. Эксмо-Пресс – 2007.

    6. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М., Изд-во Эксмо-Пресс, 2007.

    7. Бахрах  Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. 

    8. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    9. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. – 704 с.

    10. Чижевский В. С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях (постатейный) с постатейными материалами. М., Изд-во Книжный мир, 2008.



    [1] Чижевский В. С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях (постатейный) с постатейными материалами. М., Изд-во Книжный мир, 2008.


    [2] Бахрах  Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. 


    [3] Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 163-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции».


    [4] Агапов А. Б Административная ответственность: Учебник. Эксмо-Пресс – 2007.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Виды органов административной юрисдикции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.