СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ.................................................................... 3
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗАКОННОСТИ .................................... 6
3. ГАРАНТИИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ............ 8
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 10
1. ПОНЯТИЕ
ЗАКОННОСТИ
Законность означает идею, требование
и систему (режим) реального выражения
права в законах государства, в самом законотворчестве.
Закон занимает особое место в системе
нормативно-правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не
присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе нормативно-правовых
актов государства следует преодолеть и признать, что законность есть исполнение закона и только закона. Это
требование в равной мере относится как к органам всех ветвей государственной
власти, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, так и
к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам.
Законность в широком аспекте означает
требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в
узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами
государства, т.е. законность распространяется только на деятельность
государственного аппарата. Законность как раз и состоит в том, что должностные
лица выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их,
восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической
ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться
наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том
числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.
Нарушения законов, совершенные
гражданами и другими лицами, не означают, что эти лица выступают в качестве
нарушителей законности. В этом случае речь идет о нарушениях правопорядка в
обществе. Это,
разумеется, не освобождает граждан от юридической ответственности за любое
правонарушение. Граждане могут участвовать в выявлении нарушений должностными
лицами закона и, следовательно, законности, способствовать ее обеспечению и
упрочению.
В настоящее время законность трактуется
в трех аспектах как:
1. Принцип государственно-правовой
жизни, что означает закрепление законности в качестве основополагающего
общеправового начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона
обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения - населению,
государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.
2. Метод государственного
руководства обществом, предполагающий, что государство осуществляет свои
функции прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом
методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое
законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специальных органов
контроля за реализацией правовых предписаний.
3. Режим жизни общества предполагает
обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона,
установление правовых отношений между государственной властью и личностью.
Режим законности означает также
распространение ее требований на все сферы жизни.
В юридической литературе к числу
дискуссионных относится вопрос о законности требования исполнения и соблюдения
абсолютно всех нормативных правовых актов или речь может идти только о законах.
Законность, в том числе
конституционная (конституционность), есть система реально действующего права. Это означает следующее:
1. Наличие в обществе и государстве правовой
конституции, правового законодательства. Иными словами, это означает, что
действующие Конституция и законы адекватно выражают идеальное право, правовые
принципы, общечеловеческие ценности, правовые идеалы свободного
демократического общества и правового государства. С этой точки зрения
законность точнее было бы определить как правозаконность
(правоконституционность). В плоскости практической государственной деятельности
правозаконность наряду с прочим означает соответствие Конституции и других
законов принципам и нормам международного права, международным стандартам,
неотчуждаемым и неотъемлемым правам человека.
2. Наличие и действие строго
иерархической правовой системы, в основе которой лежит принцип верховенства
закона, т.е. соответствие закону всех подзаконных нормативных актов.
В иерархии системы правовых
нормативных актов Конституция и другие законы обладают высшей юридической
силой. Это качество диктует требование непротиворечивости подзаконных актов
содержанию Конституции и других законов.
3. Полное и точное осуществление,
реализация (в разнообразных формах) Конституции и других законов в действиях
должностных лиц органов всех ветвей государственной власти, органов местного
самоуправления, объединений граждан, как тех, которые призваны обеспечивать
пользование гражданами и другими лицами предоставленными им правами и
свободами, так и тех, кто по закону должен защищать указанные права и свободы в
случае их нарушений либо при наличии конфликтов между гражданами и должностными
лицами.
4. Всестороннее обеспечение
(гарантирование) и эффективную защиту действия Конституции и других законов.
Эта система юридической защиты включает как
систему государственного контроля и надзора за действием законов, так и систему
индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод,
законных интересов.
Наличие приведенных выше элементов и
составляет содержание законности (правозаконности) как системы реально
действующего права в свободном демократическом обществе и правовом государстве.
2.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗАКОННОСТИ
Система обеспечения законности, правопорядка
представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание
условий) положительной реализации законов (юридических норм) как должностными
лицами, так и гражданами, на упрочение законности, правопорядка и, наконец, на профилактику нарушений законности,
правопорядка, т.е. состоит из трех блоков: а) гарантирование законности,
правопорядка, б) упрочение законности, правопорядка, в) профилактика нарушений
законности, правопорядка.
Такое деление обусловлено характером
системы влияющих на функционирование должностного лица и поведение граждан
условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии),
так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания —
материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и
др.).
Надзор и контроль за состоянием
законности, правопорядка включают: контроль в системе органов государственной
власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды
судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.
Профилактика нарушений законности,
правопорядка означает
выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и
условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые
ведут к правонарушениям. В числе такого рода факторов — экономическая и
политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных
лиц, деформация профессионального правосознания,
установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и
т.д.
Система охраны (защиты) законности, правопорядка включает
выявление несоответствий праву (правовым принципам, международным стандартам)
законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в
законо(нормо)творчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение,
приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и
правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.
Организация системы обеспечения
законности в деятельности государственных органов включает также: анализ
допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку мер
по профилактике таких нарушений; совершенствование мер защиты законности в
деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности:
совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в
перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в
служебной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения
законности в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей. Нужно
отметить, что отраслевая система управления в целом, как и составляющие ее
органы и подразделения, не всегда заинтересованы в раскрытии объективной
картины состояния законности, тем более — в выявлении ее нарушений, т.е. в
самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении законности
имеет внешний по отношению к отраслевой
системе надзор и контроль, осуществляемый органами государственной власти,
прокуратуры, суда и др. В то же время объективная необходимость упрочения
отраслевой системы требует, чтобы с нарушениями законности внутри нее велась
борьба собственными силами и средствами.
Система обеспечения и охраны (защиты)
правопорядка в целом наряду с системой обеспечения и охраны (защиты) законности
должна быть дополнительно сориентирована на граждан и других физических лиц.
3.
ГАРАНТИИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
Методы обеспечения законности – это
политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава.
Сюда входит, прежде всего, открытость
и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к
нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в
укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными
структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое
обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других
правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа,
неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.
Под гарантиями законности понимается
обусловленная закономерностями общественного развития система условий,
средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности.
Принято выделять общие и
специальные гарантии.
К общим гарантиям относятся, как правило,
объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое
регулирование (экономические, политические, идеологические,
нравственно-духовные условия и средства). При этом обычно учитываются условия и
средства, которые способствуют благоприятному развитию законности, например
степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического
развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость
населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся
поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др.
К специальным гарантиям относятся собственно
юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:
а) состояние законодательства, в том
числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые
средства правового регулирования;
б) средства обнаружения
правонарушений;
в) средства предупреждения и
пресечения правонарушений;
г) эффективность мер юридической
ответственности и защиты прав и свобод граждан;
д) качественная работа
правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;
е) высокий уровень контроля и надзора
за реализацией нормативных правовых актов;
ж) развитое правосознание и высокая
правовая культура населения и общества в целом.
К специальным гарантиям также можно
отнести:
o
систему организационных
гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями,
защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и
правоохранительных органов;
o
средства,
обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования
постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами
(мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;
o
исковое
производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд
установит, что нарушены права гражданина, то он вправе отменить незаконное
решение или иной индивидуальный юридический акт;
o
судебный контроль
за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия,
так и бездействие государственных
o
органов,
должностных лиц, органов местного самоуправления и др.;
o
конституционный
контроль, который способствует укреплению законности, в том числе
конституционной.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.
Марченко М.Н.
Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
3. Общая теория государства и права:
Академический курс: В 3 т. Т 1. 2-е изд. / Отв. ред. М.Н.Марченко М., 2006.
4. Савюк Л. К. Правоохранительные
органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.
5. Становление правового порядка в
российском государстве: реальность и перспектива (социально-правовые проблемы).
Сб. научных статей / Под ред. В.И.
Новоселова. Саратов, 2005.
6. Теория государства и права: Курс
лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2006.
7.
Теория
государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006.