Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Международное сотрудничество государств в рамках Европейского союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Международное сотрудничество государств в рамках Европейского союза
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    26.03.2012 18:16:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

    1.Понятие, принципы международного экономического сотрудничества........ 5

    2.Экономическое сотрудничество стран-членов ЕС. Источники, субъекты, формы       15

    3.Роль РФ в формировании европейского экономического сотрудничества.. 24

    Заключение......................................................................................................... 33

    Литература.......................................................................................................... 35

    ВВЕДЕНИЕ


    Современная политическая и экономическая карта Европы отражает кардинальные изменения, произошедшие за последние десятилетия. После четырех предыдущих расширений членства и территории Европейский Союз (ЕС) перешел ныне к пятому по счету и наиболее масштабном. ЕС прочно утвердился в мировой экономике как крупнейший центр силы. Он выступает единым блоком в мировой торговой политике и оказывает преобладающее влияние на условия международной торговли. В ЕС сосредоточены значительные финансовые ресурсы, что делает его одним из главных мировых кредиторов. Формирование общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) ЕС-Россия имеет, несомненно, огромное значение в плане как дальнейшей интеграции России в мировую экономику, так и определения среднесрочных и долгосрочных перспектив развития сотрудничества России и ЕС. Особенно важна данная проблема в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и с расширением ЕС за счет стран, с которыми Россия поддерживает традиционные торгово-экономические отношения. В силу объективных причин исторического, географического, военно-политического, экономического, культурного и духовного характера государства-члены ЕС и Россия открыли для себя новую перспективу, ориентированную на развитие равноправного взаимовыгодного сотрудничества. ЕС является одним из основных экономических и политических партнеров России, с которым она развивает равноправные отношения. Однако во взаимоотношениях России и ЕС существует немало проблем, до сих пор ещё порой дают о себе знать стереотипы прошлого. Возникающие трудности внутреннего развития в России и ЕС, столкновение реальных экономических интересов неизбежно сопровождают движение наших государств навстречу друг другу. Необходимость изучения этих процессов определяет актуальность исследований в этой области. Целью курсовой работы является углубленное изучение основных аспектов торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, выявление проблем и возможных путей их решения.

    Объектом исследования является торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС.

    Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:

    1.   Анализ понятия международного экономического сотрудничества.

    2.   Изучение особенностей экономического сотрудничества стран-членов ЕС.

    3.   Определение роли Российской Федерации в формировании европейского экономического сообщества.


    1.   Понятие, принципы международного экономического сотрудничества.


    Сколько существует человеческая цивилизация, столько же существуют в той или иной форме торгово-экономические отношения. С появлением государства и права торгово-экономические отношения стали важной сферой правового регулирования. С незапамятных времен международные экономические отношения были важной сферой всего комплекса международных отношений и объектом регулирования международных договоров. Из далекой древности к нам пришел политико-правовой принцип свободы торговых отношений. В V в. византийский мыслитель Иоанн Златоуст указывал, что сам Бог предоставил нам легкость взаимных торговых отношений, чтобы мы взирали на мир как на общее жилище и чтобы каждый, передавая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого.

    Основатель науки международного права голландский мыслитель и юрист Гуго Гроций подвел юридическое основание под тезис Иоанна Златоуста. В своем труде «Маге liberum» («Свободное море») он подчеркивал, что «никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом». Исходя из этого, Гроций строил концепцию открытого моря, свободного для всех народов.

    Киевская Русь, как известно, имела обширные торговые связи с Византией, скандинавскими государствами, арабским Востоком. Широко известные международные договоры Киевской Руси с Константинополем 863, 874, 907, 944 гг., среди прочих, содержали и торгово-экономические положения.

    Принцип jus commercii - право свободы торговли был одним из важнейших идеологических и правовых принципов буржуазных революций[1]. Реализация этого принципа способствовала глобализации торгово-экономических отношений и превращению Земли к началу XX в. в единый мировой рынок. Международно-правовое регулирование капиталистических торгово-экономических отношений вызвало появление новых специальных принципов, институтов и норм: «равных возможностей», «капитуляций», «открытых дверей», «консульской юрисдикции», «наиболее благоприятствуемой нации», «национального режима», «недискриминации» и др. Некоторые из них в силу специфики своего появления и противоречивого характера прекратили существование, другие же продолжают функционировать[2].

    Научно-техническая революция середины нынешнего столетия значительно интенсифицировала международные торгово-экономические связи. Международные организации, и прежде всего ООН, служат координационными центрами в области международных экономических отношений. По Уставу ООН одной из ее целей является развитие международного сотрудничества в решении проблем экономического характера.

    В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - первый многосторонний торговый договор, имевший целью либерализацию мировой торговли и снятие искусственных барьеров.

    Региональное экономическое сотрудничество приобрело невиданный размах. Европейское экономическое сообщество (ныне Евросоюз), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. стали влиятельными экономическими и политическими центрами соответствующих регионов Земли. В договорной практике государств регулирование экономических отношений приобрело приоритетное значение.

    Основные принципы международного права распространяются и на сферу международных экономических отношений. Вместе с тем, исходя из особенностей этих отношений, международное сообщество выработало специальные принципы международного экономического права (МЭП). Однако в отличие от основных принципов международного права - jus cogens - принципы МЭП носят не императивный, а конвенционный характер, т.е. они действуют в том случае, если включены в соответствующий договор[3].

    Принцип полного суверенитета государств над своими естественными богатствами и ресурсами. В п. 2 ст. 1 Пактов о правах человека установлено, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Это же положение подтверждается в п. 1 ст. 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. В ст. 1 Хартии провозглашено суверенное и неотъемлемое право каждого государства выбирать свою экономическую систему без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой-либо форме.

    Принцип недискриминации. В его основе лежит предоставление государством на началах взаимности другому государству общих условий, которые не хуже, чем предоставляемые любому третьему государству. Указанный принцип не касается предоставления на законных основаниях льгот и преференций в международной торговле. Назначение данного принципа - не ухудшать для государства-партнера общих условий, действующих в отношении всех других государств. Принцип недискриминации вначале сложился в качестве обычной нормы как следствие принципа суверенного равенства государств. Впоследствии он получил подтверждение в документах ООН, ОБСЕ и многочисленных международных договорах.

    Принцип взаимной выгоды также вытекает из принципа суверенного равенства государств и означает, что в международных экономических отношениях недопустимы какие-либо кабальные соглашения, основанные на прямом или косвенном принуждении. В соответствии с п. «е» гл. I Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. эти отношения должны строиться на взаимной и справедливой выгоде. Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. также зафиксировал, что сотрудничество государств в экономической, научной, технической областях должно осуществляться посредством справедливого распределения выгод и обязательств сравнимого объема, при соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений.

    Принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования) отличается от принципа недискриминации тем, что в соответствии с ним государство на основе взаимности предоставляет другому государству, его юридическим и физическим лицам столь же«благоприятные условия (права, привилегии, льготы, иммунитеты), как и те, что предоставляются или будут предоставлены в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам. Обычно международные торгово-экономические договоры содержат оговорку (клаузулу) о режиме наибольшего благоприятствования. Данная клаузула может относиться ко всей сфере торговли и судоходства договаривающихся сторон или конкретных направлений экономического сотрудничества (таможенные пошлины и сборы, транзит товаров, судебная защита и пр.).

    Принцип наибольшего благоприятствования, как и принцип недискриминации, направлен на демократизацию международных экономических отношений[4].

    Необходимо отметить, что термин «режим наибольшего благоприятствования», часто используемый в бытовом лексиконе, не соответствует его юридическому значению.

    Принцип национального режима имеет цель посредством норм международного и внутригосударственного права юридически уравнять иностранных физических и юридических лиц с гражданами и юридическими лицами соответствующего государства по основным видам правоотношений. Чаще всего это относится к гражданской правоспособности иностранных физических и юридических лиц, включая судебную защиту.

    Преференциальный режим устанавливает, как правило, определенные торговые и таможенные льготы. Данный режим может действовать во взаимоотношениях двух государств-партнеров или группы государств. Хотя преференциальный режим и является отступлением от принципа наибольшего благоприятствования, однако его применение рекомендовано «Женевскими принципами» Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. во внешнеэкономических отношениях развитых государств с развивающимися, а также между развивающимися государствами. В этих случаях использование преференциального режима не рассматривается как нарушение принципа наибольшего благоприятствования.

    В ст. 14 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. провозглашается необходимость принятия со стороны государств мер, обеспечивающих дополнительные выгоды для международной торговли развивающихся государств.

    Однако создание преференциального режима для какого-то государства или группы государств в силу применения с их стороны принуждения в какой-либо форме не может признаваться правомерным. Существовавшие ранее такие формы преференциальных режимов, как «равных возможностей», «открытых дверей», капитуляций и им подобные, не могут применяться сейчас, поскольку они противоречат основным принципам и нормам современного международного права.

    Как уже отмечалось, обмен материальными ценностями в той или иной форме осуществлялся на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Торговля между народами и государствами - одна из основных и древнейших сфер международного сотрудничества. Правовое регулирование торговых взаимоотношений государств призвано обеспечить их стабильность, предсказуемость и взаимную выгоду.

    В 1947 г. для обеспечения безопасности и предсказуемости международных торговых отношений был подписан уникальный многосторонний договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), вступивший в силу в 1948 г.

    В цели Генерального соглашения входили: ликвидация таможенных и других торговых ограничений; устранение всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни и обеспечения полной занятости; повышение реальных доходов и спроса, улучшение использования сырья, содействие росту производства и торговому обмену.

    Для достижения этих целей ГАТТ использовались принципы недискриминации и наибольшего благоприятствования; справедливой конкуренции; преференциального режима для развивающихся стран; регионального торгового сотрудничества и др.

    Фактически ГАТТ выполняло три функции: 1) воздействовало на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли; 2) являлось форумом для переговоров по большей либерализации и предсказуемости международных торговых отношений; 3) было средством урегулирования споров.

    До 1994 г. в рамках ГАТТ было проведено восемь многосторонних торговых конференций, так называемых «раундов», с целью дальнейшей либерализации мировой торговли и устранения торговых барьеров. К примеру, в ходе переговоров на «раундах» рассматривались вопросы замораживания таможенных ставок или введения таможенно-тарифных льгот. При этом, если такая льгота предоставлялась одним государством-участником другому, она автоматически и безусловно на основе принципа наибольшего благоприятствования распространялась на все страны - участницы ГАТТ. На заключительном Уругвайском раунде (1986-1994 гг.) было принято решение о создании взамен ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).

    Украина сотрудничала с ГАТТ в статусе наблюдателя, ныне стремится стать членом ВТО.

    Экспорт и импорт минерального и сельскохозяйственного сырья имеет свою специфику. В связи с этим для регулирования международной торговли определенными видами сырья заключаются многосторонние соглашения: Международное соглашение по натуральному каучуку 1979 г., Международное соглашение по какао 1980 г., Международное соглашение по олову 1981 г. Международное соглашение по кофе 1983 г. Эти соглашения направлены на стабилизацию спроса и предложения на мировом рынке на некоторые виды сырья, удержание рыночных цен в определенных рамках и создание «буферных» запасов сырья.

    Государства-экспортеры и государства-импортеры сырья могут создавать международные организации для защиты своих интересов. Широкую известность получила деятельность Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющей 12 государств (1996 г.), поставляющих на экспорт нефть в больших количествах. Целями ОПЕК являются обеспечение стабильности цен на мировых нефтяных рынках, координация и унификация своей нефтяной политики, поиск наиболее эффективных средств защиты интересов государств-участников.

    Вопросы повышения эффективности и развития взаимовыгодной международной торговли находятся в центре внимания вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи ООН - Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденной в 1964 г., и Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), функционирующей с 1966 г. ЮНКТАД проводит большую работу по проблеме преференций и торговых льгот для развивающихся государств. К достижениям ЮНСИТРАЛ следует отнести подготовку Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и др.

    В годы холодной войны имело место создание международных органов по ограничению торговли. По инициативе США в 1949 г. был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) в составе государств - членов НАТО (за исключением Исландии), Японии и Австралии. Цель Комитета - недопущение экспорта так называемых «стратегических товаров» западными странами в социалистические государства. Деятельность КОКОМ носила секретный характер. В 1994 г. Комитет формально прекратил свое существование. Вместе с тем было принято решение о необходимости создания международного органа по контролю за экспортом товаров «двойного» назначения, т.е. таких, которые могут использоваться как в мирных целях, так и для военных нужд.

    В настоящее время значительно возросло влияние на международные и внутригосударственные экономические отношения транснациональных корпораций (ТНК). Сегодня треть мировой торговли приходится на внутрифирменную торговлю в рамках ТНК, более двух третей всех платежей за передачу технологии осуществляется ТНК. Многие вопросы развития мировой экономики решают такие корпорации, а не государства. Примерами ТНК являются такие компании, как американская «Проктер энд Гэмбл», швейцарская «Нестле», южнокорейская «Дэу» и др. В деятельности ТНК проявляются как позитивные, так и негативные тенденции. В актив ТНК можно записать их постоянную нацеленность на снижение себестоимости продукции и повышение ее качества за счет внедрения самых современных технологий и совершенствования организации труда всех подразделений корпорации. К пассиву следует отнести тенденцию ТНК монополизировать определенные сферы экономических отношений. При этом ТНК подчас используют сомнительные политические и экономические методы. Особенно это касается развивающихся государств, чей экономический потенциал довольно часто не идет ни в какое сравнение с мощью ТНК. Задача состоит в том, чтобы с помощью международных организаций и международного права минимизировать негативную составляющую в деятельности ТНК.

    Так, в 1974 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК. Комиссией был разработан Кодекс поведения ТНК, однако его положения носят рекомендательный характер. В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 3514 (XXX) «Меры против коррупции, практикуемой ТНК и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к делу сторонами», а в 1980 г. Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Данные документы также содержат лишь рекомендации.

    Сами же ТНК неустанно работают над повышением их статуса в международных отношениях. На страницах юридической печати выдвигаются предложения о предоставлении ТНК статуса субъектов международного пцава. Об этом говорилось и в докладе Генерального секретаря ЮНКТАД на IX конференции этого форума в 1996 г. Он, в частности, высказывался о необходимости предоставить корпорациям возможность принимать участие в работе ЮНКТАД.

    Следует признать, что международным сообществом проведена определенная работа по регулированию деятельности ТНК, но имеется еще немало и нерешенных проблем.

    Такие виды международной экономической деятельности, как сотрудничество в валютно-финансовой сфере, промышленное и научно-техническое сотрудничество, транспортное сообщение, регулируются либо двусторонними соглашениями либо в рамках международных органов и организаций - МБРР, МВФ, ЮНИДО, ИМО, ИКАО, Международной ассоциации железнодорожных конгрессов, Международного союза автомобильного транспорта и др.


    2.   Экономическое сотрудничество стран-членов ЕС. Источники, субъекты, формы.


    Уже к концу Второй мировой войны, в 1944 г., в Европе начали осуществляться идеи европейской экономической интеграции[5]. Первой попыткой стало решение правительств Бельгии, Голландии и Люксембурга, находящихся в изгнании в Лондоне, о создании с 1 января 1948 г. таможенного союза, впоследствии известного под названием Бенилюкс. Стороны также выразили желание в дальнейшем преобразовать этот союз в экономический по типу Бельгийско-Люксембургского экономического союза, существовавшего с 1921 г. В 1949—1950 гг. были отменены ограничения на импорт промышленной продукции, а к середине 50-х в рамках Бенилюкса могли свободно обращаться рабочая сила и капиталы. Опыт Бенилюкса оказался успешным, он имел последователей.

    В марте 1948 г. их примеру последовали Франция и Италия, образовавшие таможенный союз Франситал. Тогда же США и Великобритания, принявшие решение о международном контроле тяжелой промышленности Германии, создали международную администрацию, в которую вошли представители не только от США и Великобритании, но и от Франции, ФРГ и стран Бенилюкса. Как мы видим, в Западной Европе во второй половине XX столетия межгосударственные связи начинают перерастать в международную экономическую интеграцию.

    Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

    Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским Сообществом (ЕС), так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

    1) Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). 18 апреля 1951 г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса подписали Парижское соглашение о создании с 25 июля 1952 г. этой организации;

    2) Европейского экономического сообщества (ЕЭС). 25 марта 1957 г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса подписали Римский договор, предусматривающий создание с 1 января 1958 г. ЕЭС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция, с 1986 г. - Португалия и Испания, с 1995 г. - Швеция, Австрия, Финляндия;

    3) Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Подписана Стокгольмская конвенция 4 января 1960 г. семью государствами Европы: Великобританией, Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Швейцарией и Португалией. В октябре 1991 г. ЕС и ЕАСТ достигли соглашения о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), объединяющего 19 стран от Арктики до Средиземного моря. ЕАСТ - основной торговый партнер всех стран ЕС (на ее долю приходится 27% экспорта и 35 % импорта ЕС).

    22 января 1973 г. Норвегия покинула Сообщество после того, как большинство населения этой страны на референдуме 26 ноября 1972 г. высказалось против этой акции.

    Римский договор 1957 г. представлял собой лишь каркас, который должен был наполниться конкретными решениями и инициативами. Сам по себе он был лишь хронологической схемой, разделенной на три стадии. Первая ступень предусматривала в течение 12 лет устранение таможенных пошлин и установление общего внешнего тарифа. Этот процесс развивался настолько успешно, что таможенный союз был оформлен раньше намеченного срока — 1 июля 1968 г.

    Создание таможенного союза повлекло за собой возникновение целой серии специфических европейских институтов: Европейской комиссии и Совета министров в Брюсселе, Суда в Люксембурге и Европейского парламента в Страсбурге.

    После создания таможенного союза и гармонизации политики в экономической области Римский договор предусматривал на второй стадии полную экономическую интеграцию. Экономическая интеграция означает как существование таможенного союза, так и обеспечение «четырех свобод движения»: товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т. е. образование единого рынка без границ при скоординированной макроэкономической политике. Формирование же единого рынка неизбежно толкает страны к введению единой валюты.

    Основой для этого процесса стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП), принятая после долгих переговоров лишь в 1967 г, ЕСП финансировалась Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации (ЕВСГО), созданным в 1962 г. за счет взносов стран-участников, к которым впоследствии добавились и собственные ресурсы фонда. У Фонда оказались высокие издержки, связанные с обеспечением «цен поддержки» для скупки излишков на рынке. Больших средств требовало и долговременное финансирование аграрной структурной политики Сообщества, целью которой наряду с краткосрочной политикой поддержки цен была и долгосрочная стратегия развития европейского сельского хозяйства. Монетарные условия и инфляция, развивающиеся неодинаково в различных странах, расстраивают систему аграрного рынка.

    Еще больше проблем между членами Сообщества в транспортной сфере. Понадобились большие усилия, чтобы отрегулировать рынок транспортных услуг.

    Более плодотворными оказались усилия по созданию общего бюджета Сообщества. В 1977 г. он составлял 0,7% от ВНП стран ЕЭС. Поступления в него шли и от импортных пошлин и взносов в ЕСП и от непосредственных выплат стран-членов, а с 1 января 1979 г. и 1% от налога на добавленную стоимость переводился в бюджет ЕЭС.

    90-е годы ознаменовались новым расширением ЕЭС, прежде всего за счет стран Европейской ассоциации свободной торговли. С 1994 г. действует Европейское экономическое пространство ЕС—ЕАСТ. На основе Европейских соглашений ассоциированными членами ЕС ныне являются также страны Восточной и Центральной Европы.

    По оценкам экспертов ЕС, преимущества интегрированного экономического пространства могут полностью проявить себя при условии параллельного создания валютного союза. Экономический и валютный союз также проходят несколько этапов развития. На первом обеспечивается функционирование единого рынка, на втором этапе координация политики постепенно приводит к сближению основных экономических показателей и лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.

    С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза — Европейского союза (ЕС), договор о создании которого был подписан в 1992 г. Основные положения договора предусматривали введение с 1 января 1999 г. единой валюты евро, выработку общей внешней политики, повышение роли Европарламента, сотрудничество в области безопасности, иммиграции, предоставления политического убежища, а также введения европейского гражданства. Фундаментом Маастрихтского договора является программа единого внутреннего рынка, в основном завершенная к 1993 г.

    В ЕС разработаны критерии, которым должны отвечать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте. Законодательно определены и финансовые ресурсы в форме так называемого Фонда сближения. Кроме того, юридически оформлен процесс координации макроэкономической политики. С 1 января 1994 г. действуют одобренные Советом ЕС «Основные направления экономической политики», которыми должны руководствоваться все страны — члены Сообщества.

    9 октября 2002 г. Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС  - примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.

    Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

    По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002 г. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003 г.

    16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 г. в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

    1 мая Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза.

    После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

    Вторая проблема[6] состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 г. проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.

    1 января 2007 г. года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

    17 декабря 2005 г. года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

    21 февраля 2005 г. года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

    Далеко не все страны Европы намерены участвовать в европейском интеграционном процессе. Дважды на национальных референдумах (1972 г. и 1994 г.) отвергало предложение о вступлении в ЕС население Норвегии.

    Не входит в состав ЕС Исландия.

    В замороженном состоянии находится заявка Швейцарии, вступление которой было остановлено референдумом. Эта страна, однако, присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007 г..

    Малые государства Европы — Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино не являются членами ЕС.

    Не входят в состав ЕС имеющие автономный статус в составе Дании Гренландия (вышла после референдума 1985 г.) и Фарерские острова, ограниченно и не в полном объёме участвуют в ЕС финская автономия Аландские острова и заморская территория Великобритании — Гибралтар, другие зависимые территории Великобритании — Мэн, Гернси и Джерси вовсе не входят в состав ЕС.

    В Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении в Европейский союз (о подписании Маастрихтского договора) лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны.

    Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией, предоставлен официальный статус кандидата в члены ЕС Македонии, что практически гарантирует вступление этих стран ЕС.

    Также подписан ряд документов, относящихся к Турции и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны.

    О своём намерении вступить в ЕС неоднократно заявляло также новое руководство Грузии, но никаких конкретных документов, которые обеспечивали бы хотя бы начало переговорного процесса по этому вопросу, пока ещё не подписано и, скорее всего, не будет подписано до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с непризнанными государствами Южная Осетия и Абхазия.

    Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии - руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в Евросоюз. В настоящее время перспективы вступления Молдавии в ЕС весьма туманны.

    Следует отметить, что ЕС имеет опыт по принятию в свой состав Кипра, также не обладающего полным контролем над официально признаваемой за ним территорией. Однако вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

    Неясны перспективы вступления в Евросоюз таких государств Балканского полуострова, как Албания и Босния, в связи с их низким уровнем экономического развития и нестабильной политической обстановкой. Тем более это можно сказать о Сербии, чья провинция Косово в настоящее время находится под международным протекторатом НАТО и ООН. Вышедшая в результате референдума из союза с Сербией Черногория, открыто заявила о своём стремлении к евроинтеграции и вопрос о сроках и порядке вступления этой республики в ЕС является сейчас предметом переговоров.

    Из прочих государств, полностью или частично находящихся в Европе, не вели никаких переговоров и не предпринимали никаких попыток начать процесс евроинтеграции: Армения, Республика Беларусь, Казахстан.

    С 1993 г. Азербайджан заявил о своей заинтересованности в отношениях с ЕС и приступил к планированию связей с ним в различных областях. В 1996 г. Президент Азербайджанской Республики Г.Алиев подписал «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» и установил официальные связи. Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное в конце ноября 2005 г. Президентом России В. В. Путиным заявление о том, что он «был бы счастлив, если бы Россия получила приглашение вступить в ЕС». Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в ЕС.

    Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор[7].

    Таким образом, Западная Европа сделала существенный шаг к экономической и политической интеграции и в какой-то форме Маастрихт сформировал как реальность западноевропейскую конфедерацию.

    ЕС объединяет 8% населения Земли, 550 млн. жителей, проживающих на площади 5,5  млн. км2. Он производит больше, чем США. Его промышленная продукция составляет 90% от общеевропейского производства. Наиболее важную роль в ЕС играет малый треугольник: Германия, Франция, Англия.


    3.  Роль РФ в формировании европейского экономического сотрудничества.

    Европейский союз является одним из основных политических и экономических партнеров России, с которым она развивает отношения равноправного стратегического партнерства.

    Официальные отношения на уровне СССР-ЕЭС были установлены 2 марта 1989 года после того, как состоялось вручение верительных грамот и открытие Постоянного представительства СССР при ЕЭС в Брюсселе. 23 декабря 1991 года Европейский союз признал Россию правопреемницей бывшего Советского Союза в полном объеме.

    Отношения между Россией и Европейским союзом регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанным 24 июня 1994 года на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества. Документ содержит программу экономического сотрудничества, охватывающую все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров. Срок его действия - 10 лет.

    Центральное место в системе отношений Россия-ЕС занимают встречи на высшем уровне[8]. 21-22 июня 1993 года на сессии ЕС в Копенгагене было выдвинуто предложение о проведении регулярных встреч председателей Европейского совета и Европейской комиссии с президентом России - "один плюс два". Первая встреча по такой формуле состоялась в Москве 11 ноября 1993 года. Эта встреча положила начало регулярному политическому диалогу ЕС и России.

    Между Россией и ЕС также ведется диалог в формате председатель правительства России - председатель Комиссии Европейского союза (КЕС). Осуществляется сотрудничество в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС: Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, в рамках которого действуют девять отраслевых подкомитетов, а также Комитет парламентского сотрудничества. На регулярной основе встречаются министры иностранных дел России и стран ЕС.

    Ключевым вектором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации "дорожных карт" по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия-ЕС 10 мая 2005 г. в Москве. Основным форматом сотрудничества являются также отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам.

    Основным рабочим органом сотрудничества Россия-ЕС является Постоянный совет партнерства (ПСП), заменивший в 2003 году Совет сотрудничества. ПСП собирается как в формате министров иностранных дел, так и отраслевых министров, планируется проведение встреч в других форматах.

    1 декабря 2007 года истек первоначальный десятилетний срок действия СПС. Еще в 2005 году Россия впервые подняла вопрос о "факторе 2007 года". На саммите Россия-ЕС в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Евросоюзом. На неформальном саммите ЕС-Россия в Лахти (Финляндия) в октябре 2006 года президент РФ Владимир Путин предложил заменить СПС на Договор о стратегическом партнерстве. Переговоры по заключению нового соглашения должны были начаться в ноябре 2006 года на очередном саммите ЕС-Россия, однако Польша наложила вето на мандат Европейской комиссии на ведение переговоров, требуя от России снять эмбарго на поставки польского мяса.

    Соглашение было автоматически продлено еще на год, в соответствии со статьей 106 СПС, которая позволяет это сделать. Предполагается, что соглашение будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым документом.

    После того, как Москва и Варшава урегулировали проблемы с экспортом в Россию польской сельхозпродукции в декабре 2007 года, правительство Польши объявило о готовности снять вето.

    До последнего времени начало переговорного процесса сдерживалось Литвой. Вильнюс потребовал от Евросоюза учесть, в частности, вопросы о возобновлении поставок по нефтепроводу "Дружба", об оплате ущерба депортированным из стран Прибалтики, об урегулировании "замороженных" конфликтов в Молдавии и Грузии.

    26 мая 2008 года Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС-Россия. 27 июня 2008 года на саммите РФ-ЕС в Ханты-Мансийске Россия и Евросоюз официально объявили о начале переговоров по новому соглашению.

    Первый раунд этих переговоров состоялся 4 июля 2008 года в Брюсселе. В ходе первого раунда переговоров России и ЕС по новому базовому соглашению был достигнут консенсус по вопросам, которые войдут в будущее соглашение, и по организации переговоров по этому документу. По словам представителя России Владимира Чижова, стороны договорились о содержании и объеме будущего соглашения, в которое войдут политический диалог, торговое и экономическое сотрудничество, реформы в сфере правосудия, свобод, безопасности, науки, образования и культуры. По словам Чижова, тема энергетики также будет важным элементов диалога между ЕС и Россией.

    ЕС хотел бы выработать довольно детальный документ, где были бы прописаны не только общие принципы и направления сотрудничества, но также и своего рода программы его развития в различных сферах. Россия же считает, что излишне детальный проект соглашения было бы крайне сложно согласовать в разумные сроки. Российский президент Дмитрий Медведев предложил подготовить базовое соглашение в виде рамочного документа, не перегружая его деталями, которые будут конкретизированы в последующих специализированных соглашениях.

    Проведение второго раунда было запланировано в Брюсселе на 16 сентября 2008 года. Однако лидеры ЕС в ходе экстренного саммита по Грузии 1 сентября решили в качестве меры поддержки грузинской стороны приостановить переговоры с РФ, дав поручение Еврокомиссии провести широкомасштабный "аудит" состояния отношений с Россией.

    Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.[9] В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

    Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

    Существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

    В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

    Сами страны ЕС не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.

    При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

    Политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием так называемого англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.

    Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

    Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

    В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

    Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.

    Евросоюз располагает 0,6 % мировых запасов нефти (у США – 2,5 %, у России – 6,6 %). На Европейский союз приходится 2,9 % мирового производства (на Соединенные Штаты – 8 %, на Россию – 12,3 %). Доля от мирового потребления составляет в случае Европейского союза 18,6 % (США – 24,1 %, Россия – 3,3 %). Что касается газа, то на территории единой Европы находится 1,3 % мировых запасов (в Соединенных Штатах – 3,3 %, в России – 26,3 %). На ЕС приходится 7,1 % мировой добычи газа (США – 18,5 %, Россия – 21,3 %) и 17 % мирового потребления (Соединенные Штаты – 22 %, Россия – 15,1 %). Ввоз энергоресурсов в Европу будет постоянно расти, что часто преподносится как усиление энергетической зависимости от поставщиков, в первую очередь от России.

    Поставки газа в Евросоюз составляют 84,8 % от всего российского экспорта. 26,3 % газа, потребляемого на территории Европейского союза, приходит из России. Экспорт нефти из постсоветских стран в ЕС составляет 83,3 % от всех поставок из этой зоны и покрывает 38,7 % общего потребления нефти в Европе. Нефть, поступающая с постсоветского пространства в США, покрывает лишь 1,79 % потребностей этой страны. 75 % российских экспортных доходов непосредственно зависят от европейского энергетического рынка. Последняя цифра лучше всего отражает тесную взаимозависимость России и Европы в данной сфере.[10]

    Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7,5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.[11]

    Роль России как торгового партнера для Евросоюза гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.[12]

    В структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по оценке, 66-67%).

    Энергоносители составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического сырья являются Германия и Италия: в эти две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов химии (24%).

    ЕС получает из России четвертую часть необходимых энергоносителей, а больше половины совокупных российских поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии). В последнее время доходы федерального бюджета России почти на 50 % складываются из налогов нефтегазовой сферы (налог на добычу сырья, налог на прибыль, экспортные пошлины). Конечно, далеко не все они связаны с импортом в Европу, но данное направление наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь намного выше, чем внутри России и СНГ.

    Заключение


    С вхождением в 1995 г. Финляндии в Европейский союз Россия и ЕС стали соседями. После волны расширения Европейского союза и присоединения к нему государств Балтии, Центральной и Восточной Европы протяженность общей границы заметно увеличится. Это еще более сблизило Россию с центром процессов европейской интеграции. Однако различия между Россией и Европейским союзом достаточно велики. Если Россия является в основном индустриальным обществом, то страны ЕС уже вступили в постиндустриальную фазу. Достаточно отметить, что один из наиболее амбициозных проектов российского руководства на рубеже XX—XXI вв. состоял в том, чтобы добиться ежегодного прироста внутреннего валового продукта не менее чем на 8% и за 15 лет достичь современного уровня душевого валового внутреннего продукта Испании и Португалии - государств, отнюдь не являющихся экономическими лидерами Европейского союза. Нельзя не признать, что российско-финляндская граница сейчас одна из самых контрастных в современном мире. Естественно, и проблемы по обе ее стороны существенно (порой даже разительно) отличаются.

    В наших экономических отношениях с ЕС основополагающий на сегодня фактор – неконкурентоспособность российской продукции (за исключением ряда энерго-сырьевых ресурсов, а также некоторых видов вооружений), причем не только на европейских рынках. Она неконкурентоспособна и на внутреннем российском рынке, коль скоро отечественным производителям приходится сегодня конкурировать с массированным импортом в ситуации слабой защищенности таможенными тарифами или административными ограничениями. В этой связи стоит отметить следующее. Как общий принцип и как перспективу повышение степени открытости российской экономики можно лишь приветствовать. Но с учетом конкретных обстоятельств полная открытость еще долго (может быть, в течение десятилетий) будет чревата серьезнейшими угрозами национальной безопасности: это один из важнейших уроков опыта, накопленного с момента начала либерализации внешнеэкономических отношений России.

    Подводя итог всему сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что как ближайшие, так и долгосрочные тенденции развития ЕС в значительной мере повлияют на характер и общее состояние среды, в которой предстоит принимать решения и действовать России. В этих условиях задача органов государственного управления заключается в том, чтобы выработать и проводить в жизнь стратегический курс, позволяющий, с одной стороны, минимизировать потери для РФ, к которым может привести дальнейшее углубление и расширение западноевропейской интеграции, с другой – создать предпосылки для максимального использования отрывающихся в этой связи новых возможностей, особенно связанных с совместным преодолением мирового финансового и экономического кризисов..

    Литература


    1.   Буглай В.Б., Ливенцев. Н.Н.Международные экономические отношения. Изд.2-е перераб.и доп.. М.: «Финансы и статистика». 2001г.

    2.   Европейский Союз: справочник-путеводитель /Под ред. Ю.А.Борко и О.В.Буториной. изд-во 2-ое, допол. и перераб. М., “Эдиториал УРСС”. 2004г.

    3.   Европейское право. Учебник для вузов/ Отв.ред. Л.М. Энтин. М.: «Норма». 2000г.

    4.   Интеграция в Западном полушарии и Россия / Отв.ред. А.Н. Глинкин.М.: Институт Латинской Америки. 2005г.

    5.   История мировой экономики_под ред Поляка –Учебник-М.-2007 г.

    6.   Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И_Международное право-Учебник_ М.: "Проспект", 2004 г.

    7.   Макроэкономика (Учебник)_Тарасевич Гребенникова Леусский М.-2006г

    8.   Международная экономическая интеграция., Учебное пособие. Под ред.Ливенцева Н.Н. М., Экономисть, 2006г.

    9.   Право Европейского Союза в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. С.Ю. Кашкина. – М.: "Проспект", 2005 г.

    10.   Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юрид. лит., 2003г.

    11.   Россия в глобальной политике. // № 1, Январь - Февраль 2008г.

    12.   Сафонов И. А. Внешнеэкономические связи России со странами Еврозоны в контексте расширения ЕС – М.: Экономика. – 2006г.

    13.   Сумароков. В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. – М. Научное издание, 2007г.



    [1] Европейское право. Учебник для вузов/ Отв.ред. Л.М. Энтин. М.: «Норма». 2000.

    [2] Буглай В.Б., Ливенцев. Международные экономические отношения. Под ред. Н.Н.Ливенцева. Изд.2-е перераб.и доп.. М.: «Финансы и статистика». 2001.

    [3] Международная экономическая интеграция., Учебное пособие. Под ред.Ливенцева Н.Н. М., Экономисть, 2006г.

    [4] Международная экономическая интеграция., Учебное пособие. Под ред.Ливенцева Н.Н. М., Экономисть, 2006г.

    [5] Европейский Союз: справочник-путеводитель /Под ред. Ю.А.Борко и О.В.Буториной. изд-во 2-ое, допол. и перераб. М., “Эдиториал УРСС”. 2004

    [6] Право Европейского Союза в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. С.Ю. Кашкина. – М.: "Проспект", 2005 г.

    [7] Интеграция в Западном полушарии и Россия / Отв.ред. А.Н. Глинкин.М.: Институт Латинской Америки. 2005.

    [8] Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юрид. лит., 2003.

    [9] В.Н. Сумароков. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. – М. Научное издание, 2007.


    [10] Россия в глобальной политике. // № 1, Январь - Февраль 2008г.

    [11] Сафонов И. А. Внешнеэкономические связи России со странами Еврозоны в контексте расширения ЕС – М.: Экономика. – 2006. – с. 58

    [12] Сафонов И. А. Внешнеэкономические связи России со странами Еврозоны в контексте расширения ЕС – М.: Экономика. – 2006. – с. 73


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Международное сотрудничество государств в рамках Европейского союза ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.