СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ... 6
1.1. Внутренняя среда организации: сущность и основные
факторы.. 6
1.2. Внешняя среда организации. 9
1.3. Особенности внешней среды современных организаций. 28
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «ИНТЕР». 30
2.1. Характеристика менеджмента ООО «Интер». 30
2.2. Анализ внешней среды ООО «Интер». 33
2.3. Оценка внутренней среды ООО «Интер». 35
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО
«ИНТЕР» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 50
В менеджменте под средой
организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на
функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных
на их управление либо на приспособление к ним. Любая организация находится и
функционирует в среде. В структуре среды организации различают факторы
внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Внутренние переменные –
это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются
контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды
организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура,
задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей
совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение
одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной
переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к
повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на
другой переменной, например, людях.
От внутренних
переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их
взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех
организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого не
возможен жизненный цикл любой организации.
Руководитель должен
учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на
организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде
косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего
окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет
свойства сложности и неопределенности.
Все факторы внешней среды
находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов
обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому
их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с
отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием
того, как они изменения скажутся на других факторах.
Также степень воздействия
отдельных факторов на различные организации различна. В частности, степень
влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации и отраслей
принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних
факторов которые являются потенциальными посетителями угроз для организации.
Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут
открыть дополнительные возможности для организации.
Для того чтобы
организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана
специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна
осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими – то
особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных
для организации внешних факторов.
Очевидно, что, не зная
среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывёт в окружении, как
лодка, не имеющая руля, вёсел и паруса. Организация изучает среду, чтобы
обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.
Целью данной курсовой
работы является изучение теоретических аспектов внешней и внутренней среды
организации и проведение анализа внешней и внутренней среды организации.
Объектом курсовой работы
является ООО «Интер», а предметом – внутренняя и внешняя среда организации.
В данной курсовой работе
целесообразно решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность и основные
факторы внутренней среды организации;
2) Рассмотреть основные факторы внешней
среды организации;
3) Рассмотреть систему менеджмента ООО
«Интер»;
4) Оценить внутреннюю среду ООО «Интер»;
5) Провести анализ внешней среды ООО
«Интер»;
6) Рассмотреть информационное
обеспечение внутренней среды ООО «Интер».
Таким образом, главное,
что необходимо усвоить то, что внешние факторы в совокупности с факторами
внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование
организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга.
Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская
ни одного из виду, и принимать верное решение.
Внутренняя среда
анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал,
квалификация; организационная структура; научные исследования и разработки;
финансы фирмы; маркетинг; организационная культура [17, с. 62].
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие
процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение, продвижение
кадров, мотивация, стимулирование.
Организационный срез включает в себя распределение прав и
ответственности, иерархию подчинения.
Производственный срез рассматривает изготовление продукта,
осуществление исследований и разработок, введение новых технологий.
Финансовый срез связан с обеспечением эффективного
использования и движения денежных средств в организации.
В маркетинговый срез входят
процессы, связанные с реализацией продукции (стратегия продвижения продукта на
рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения).
Но, пожалуй, самому
серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды должна подвергаться организационная
культура, которая может как усиливать позиции организации в конкурентной
борьбе, так и снижать ее шансы в случае своего несовершенства и несоответствия
выбранной стратегии.
Одним из наиболее
распространенных и признанных методов, позволяющих провести совместное изучение
внешней и внутренней среды, является метод SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы) — анализ
сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз.
Для того чтобы организация могла выжить в долгосрочной перспективе, ее руководство
должно уметь прогнозировать, какие могут открыться новые возможности в будущем,
а также какие трудности могут помешать развитию фирмы. Но, прежде всего,
необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие
организации и организация в целом.
Сила — это то, в чем компания преуспела, то,
что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами: высокое производственное
мастерство, глубокое понимание нужд и вкусов потребителей. Учет сильных сторон
дает возможность максимально задействовать имеющиеся навыки и знания,
позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе.
Слабость — это отсутствие чего-то важного для
функционирования компании или то, что ей не удается. Слабые стороны: отсутствие
стратегического направления развития; устаревшее оборудование, недостаток
управленческого таланта и умения; плохой имидж; небольшой ассортимент; высокая
себестоимость и др.
Угроза — то, что может нанести ущерб фирме,
лишить ее существующих преимуществ: появление более дешевых технологий; внедрение
конкурентом нового или усовершенствованного продукта; выход на ваш рынок
конкурентов с более низкими издержками; изменение вкусов потребителей.
Возможности определяются как нечто, дающее фирме
шанс сделать что-то новое: возможность выйти на новый рынок; возможность
выпустить новую продукцию; появление новых технологий; привлечение новых
клиентов [17, с. 63].
После выявления сильных и
слабых сторон организации, а также угроз и возможностей SWOT-анализ предполагает установление
связей между ними, которые необходимы при формировании стратегии. Для
установления этих связей составляется матрица SWOT (рис. 1.1). Разнообразные аспекты деятельности
организации анализируются и заносятся в соответствующие ячейки матрицы.
Рис. 1.1.
Матрица SWOT
В каждом из образованных
на пересечении ячеек полей надо рассмотреть все возможные парные комбинации
конкретных факторов и выделить те, которые следует учесть при разработке
стратегии. В отношении тех пар, которые находятся в поле «СИВ», следует применять
стратегию по использованию сильных сторон организации, чтобы получить отдачу
от появившихся возможностей во внешней среде. В поле «СЛВ» стратегия должна
быть направлена на ликвидацию слабых сторон за счет новых возможностей. В поле
«СИУ» стратегия должна предполагать использование силы организации для
устранения угроз. Наконец, в поле «СЛУ» необходимо избавиться от слабости и
при этом попытаться предотвратить нависшую угрозу.
Рис. 1.2. Матрица возможностей
Вырабатывая стратегию,
нельзя также забывать, что возможность, не использованная сегодня, завтра
может превратиться в угрозу, если ею воспользуется конкурент. Для оценки
возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности
на матрице возможностей (рис. 1.2).
Возможности, попадающие
на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо
обязательно использовать. Возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ»,
практически не заслуживают внимания организации. Что касается возможностей,
попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об
их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов. Аналогичная
матрица составляется для оценки угроз.
Подводя итоги, можно
сделать вывод, что анализ среды — очень важный этап выработки стратегии
организации. Более того, не зная среды, организация не сможет существовать, и
она вынуждена изучать среду, чтобы обеспечить себе достижение поставленных
целей, обусловленных миссией организации.
Внешнеэкономическая
деятельность (ВЭД) — это предпринимательская деятельность юридических и
физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения
материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
ВЭД представляет собой
совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического
сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами
[17, с. 46].
Выбор ВЭД зависит от
конкретных направлений деятельности предприятия, его финансового положения,
механизма государственного регулирования и органов управления ВЭД, условий
хозяйствования предприятий различных форм собственности.
Основные направления
внешнеэкономических связей в современных условиях:
Ø восстановление и развитие экспортного
потенциала страны;
Ø использование иностранных кредитов
для технического переоснащения;
Ø повышение конкурентоспособности
российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;
Ø изменение структуры импорта за счет
увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных
технологий;
Ø обеспечение экономической
безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.
Формы международного
разделения труда. Главной
причиной возникновения и развития внешнеэкономических связей между странами
является международное разделение труда. Международное разделение труда можно
определить как высшую ступень развития общественно-территориального разделения
труда между странами в определенных количественных и качественных соотношениях,
проявляющегося в обменах товарами, услугами и другими результатами общественно
полезной деятельности.
Современное международное
разделение труда сложилось в результате развития производственных сил, которое
происходило на протяжении многих веков под воздействием научно-технического
прогресса и создало объективные предпосылки для взаимосвязи и взаимозависимости
национальных хозяйств, т. е. для интернационализации хозяйственной
деятельности, формой проявления которой является международная экономическая
интеграция. Преимущество последней — получение более высокой прибыли за счет
разницы между национальной и интернациональной стоимостью производства
конкретного продукта.
Международное разделение
труда имеет две формы: международная специализация и кооперирование,
обусловленные диалектическим единством двух процессов производства — его расчленения
и объединения.
Международная
специализация производства — это концентрация однородного производства на основе дифференциации
национальных производств и изготовления однородных продуктов сверх внутренних
потребностей для интенсификации международных обменов.
Основными формами
проявления международной специализации являются:
ü предметная — производство готовой
продукции;
ü подетальная — производство частей,
компонентов продукции;
ü технологическая — осуществление
отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов.
Международное
кооперирование производства — это координация хозяйственной деятельности предприятий
разных стран для увеличения производимых материальных благ при более высокой
производительности труда. Формы международного кооперирования разнообразны:
ü передача лицензий на использование
прав промышленной и интеллектуальной собственности;
ü продажа комплектующих;
ü передача комплектных технологических
линий или разрозненного оборудования вместе с соответствующими технологиями
на основе лизинга;
ü совместное кооперированное
производство;
ü совместное проведение НИОКР;
ü подрядная кооперация;
ü создание совместных предприятий и др.
Международное кооперирование
производства является в настоящее время основой международной экономической
интеграции, ускорителем научно-технического прогресса и качественной
перестройки содержания совместной предпринимательской деятельности.
Международное разделение
труда, а также формы его проявления определяются социально-экономическими и
политическими условиями; последние формируют механизм управления внешнеэкономической
деятельностью для реализации протекционистской или либеральной внешней политики
государства [17, с. 48].
Сущность протекционизма
заключается в защите национальных производителей от иностранной конкуренции
путем запрета или жесткого ограничения ввоза товаров из иностранных государств.
Эта политика возникла в Англии одновременно с началом развития крупного
машинного производства. До середины XIX в. европейские страны были приверженцами протекционистской политики;
американский рынок тоже развивался под защитой высоких протекционистских
тарифов. В середине XIX в. Англия
призвала все страны отказаться от политики протекционизма, ссылаясь на идеи А.
Смита и Д. Рикардо о преимуществах свободной мировой торговли и международном
разделении труда. Став фактическим монополистом в мировой промышленной
торговле, Англия готова была открыть свой рынок, надеясь на аналогичные меры
других государств. Отказ от политики протекционизма означает либерализацию ВЭД.
Либерализация
международных экономических отношений — одна из характерных черт развития современного мира. Процессы
либерализации носят противоречивый характер, поскольку затрагивают
экономические интересы всех государств. Все страны при вхождении в систему
мировых хозяйственных связей использовали протекционистскую и либеральную
политику.
Либерализация
внешнеэкономической деятельности в России. Переход к рыночной экономике в России обусловил ее
открытость для внешнего мира, включая снятие ограничений на ВЭД. Главными
целями реформы ВЭД являются:
Ø отмена монополии государства на
внешнюю торговлю и переход к экономическим методам ее регулирования;
Ø обеспечение поэтапной
конвертируемости рубля;
Ø сближение структуры внутренних и
мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение импортного
тарифа;
Ø поддержка экспорта и расширения
рынков сбыта российской продукции.
В современных условиях интеграция
национальных экономик в мировое сообщество осуществляется по многим
направлениям через:
Ø обмен средствами производства,
технологиями, информационными структурами;
Ø развитие торговли;
Ø развитие сферы услуг;
Ø рост обмена научно-техническими
знаниями;
Ø международную миграцию рабочей силы.
Происходит качественное
обновление технологической базы производства за счет:
Ø внедрения ресурсосберегающих и
энергосберегающих технологий;
Ø изменения структуры производства и
потребления;
Ø использования экспорта научно-технической
информации и научно-технических услуг.
К основным формам
внешнеэкономических связей относят: внешнюю торговлю, движение услуг, капитала,
технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы.
Органы управления
внешнеэкономической деятельности. Для выхода на внешний рынок предприятию необходимо знать,
какие государственные организации могут оказать ему реальную помощь на первых,
самых сложных этапах.
Сложившаяся структура
органов управления ВЭД отражает те изменения, которые произошли в результате
либерализации экономики и разработки новой внешнеэкономической политики в России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации руководство ВЭД в рамках
внешнеэкономической политики осуществляет Президент РФ, а исполнение — Правительство
РФ. Федеральное устройство России предполагает распределение полномочий между
центральными и местными органами, обеспечивающее единство и целостность
внешнеэкономической политики.
Федеральный уровень
управления ВЭД
обеспечивают центральные органы исполнительной власти (рис. 1.3).
Региональный уровень
управления ВЭД. В
соответствии с законодательством субъекты РФ — республики, края, области —
могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей
компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять
дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных
бюджетов, создавать страховые фонды. В крупных административных регионах при
главах местной администрации созданы управления международных и
внешнеэкономических связей. Примером реализации таких прав является создание
свободной экономической зоны в Калининградской области, Центра международного
бизнеса Ингушетии.
Рис. 1.3. Схема федерального уровня управления ВЭД
Виды сделок во внешнеэкономической
деятельности. Предприятие — участник ВЭД представляет собой самостоятельное
юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом. Оно имеет четкие цели,
которые определены учредительными документами. Цели и задачи ВЭД не должны
противоречить учредительным документам [17, с. 50].
Государство регулирует
важнейшие аспекты деятельности на мировом рынке. Основы государственного
регулирования ВЭД определены Законом РФ «О государственном регулировании ВЭД».
Основными методами
регулирования ВЭД являются:
þ
экспортно-импортные
тарифы;
þ
квотирование;
þ
лицензирование.
В современных условиях
выделяют два направления деятельности:
þ совместное предпринимательство;
þ заключение внешнеторговых контрактов
с иностранными контрагентами.
Внешнеторговый
контракт — это
договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, оказании
услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт включает
в себя следующие разделы: общие положения, предмет контракта, цена и стоимость
контракта, сроки поставки товара, условия платежа, упаковка и маркировка груза,
порядок подачи претензий, санкции и штрафы, форс-мажор и разрешение споров.
Правовые вопросы совместного
предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского
законодательства того государства, где создается совместное предприятие.
Основными целями создания совместного предприятия являются:
ð освоение передовой, прогрессивной
техники и технологии;
ð освоение новых методов организации
труда и управления производством;
ð увеличение экспорта готовых товаров.
Формирование совместных
предприятий предполагает:
ð совместное управление производством;
ð согласованное распределение прибыли;
ð создание товаров на базе объединенной
собственности;
ð разделение производственных и
коммерческих рисков;
ð совместный капитал и, следовательно,
требование защиты и возврата капитала;
ð единый производственный аппарат;
ð согласование интересов партнеров.
На территории РФ
совместные предприятия создаются преимущественно в отраслях добывающей
промышленности, строительства, туризма, легкой и пищевой промышленности.
Создание совместных
предприятий осуществляется в несколько этапов:
- поиск иностранного инвестора (личные
связи и отношения или услуги «Внешнеэкономического сервиса»);
- создание учредительных документов
(договор и устав);
- регистрация документов.
Хозяйственный уровень
управления внешнеэкономической деятельностью. Все субъекты хозяйственной
деятельности, функционирующие в сфере производства и обращения, могут
самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. С этой целью могут
создаваться специализированные подразделения в структуре предприятий с правами
юридических лиц или самостоятельные фирмы, такие как внешнеэкономические службы
НПО, «Агрохим», «Союз-контракт», «Зарубежнефть», «Авиаэкспорт». Такие
объединения имеют большой опыт в международном экономическом содружестве,
квалифицированных специалистов, мощные системы продвижения товаров и услуг на
международный рынок.
Организации,
содействующие ВЭД. Российские
участники ВЭД могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по
отраслевому, территориальному и иным принципам для повышения эффективности
экспортно-импортных операций, избежания недобросовестной конкуренции, развития
и укрепления внешних связей. Особое место занимает Торгово-промышленная палата
РФ (ТПП), объединяющая предпринимателей разных форм собственности, различные
ассоциации и фонды. ТПП содействует прогрессу в деловом сотрудничестве с
зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов в различных
международных организациях, патентует изобретения, проводит экспертизы,
организует выставки, защищает права предпринимателей в международных
арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный
реестр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции.
Формы ВЭД. Различают следующие формы ВЭД:
ü экспортные сделки;
ü импортные сделки;
ü реэкспортные сделки;
ü встречные сделки.
Экспортом называется вывоз товаров за границу
без обязательств по обратному их ввозу и возможное представление иностранным
лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.
Импорт — ввоз товара на таможенную территорию
покупателя.
Реэкспорт — покупка товара за границей, ввоз на
территорию страны покупателя, перепродажа в изначальном виде за рубеж иностранному
покупателю.
Встречная сделка — организационно увязанные
экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости
своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя
(бартер).
Неторговые и торговые
операции в составе ВЭД. К внешнеэкономической деятельности относятся все виды коммерческой
деятельности фирм, связанные с юридическими лицами-нерезидентами. При
осуществлении таких видов деятельности фирма обязана руководствоваться
требованиями, определяемыми Министерством экономического развития и торговли
РФ, строго соблюдать таможенное законодательство [17, с. 53].
В составе ВЭД выделяют
торговые и неторговые операции. Неторговые операции — операции,
связанные с кредитно-финансовой деятельностью. Торговые операции —
операции, связанные с экспортом и импортом товаров. В современных условиях
выделяют:
торговлю готовой
продукцией;
торговлю продукцией в
разобранном виде;
торговлю продукцией с
предпродажной доработкой.
Готовая продукция — это продукция, полностью пригодная
для конечного потребления. Торговля готовой продукцией осуществляется в том
случае, если на этот счет нет запрета правительства. Во всех странах существуют
эмбарго на свободную торговлю:
ü наркотическими средствами;
ü оружием;
ü военной техникой;
ü порнографической продукцией;
ü если между партнерами не заключен
внешнеторговый контракт купли-продажи.
Торговля продукцией в
разобранном виде используется предприятием, если:
ü экспорт и импорт данного вида товара
запрещен правительством;
ü транспортировка в целом виде
невозможна по техническим причинам.
Торговля в разобранном
виде накладывает дополнительные обязательства на продавца:
ü он должен соблюдать четкий ритм
поставки узлов, механизмов, комплектующих;
ü узлы, механизмы, комплектующие должны
быть унифицированы, а следовательно, исключать подгоночные работы при сборке;
ü необходимо иметь дополнительные
складские помещения.
Торговля продукцией с
предпродажной доработкой (сервисом) включает в себя:
ü комплекс работ, связанных с
реконструкцией изделия;
ü временное хранение;
ü работы по улучшению комфортности,
дизайна.
Затраты на предпродажную
доработку входят в цену товара по контракту.
При осуществлении
экспортно-импортных операций следует помнить о том, что понятия «территория
страны» и «таможенная территория» могут не совпадать. За пределами таможенной
территории могут находиться офшорные и свободные экономические зоны.
При наличии экономических
союзов единая таможенная территория может включать несколько государств.
Основанием для учета операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, является
момент пересечения товаром государственной границы. Это имеет практическое
значение, так как фирма, находящаяся на территории страны, оплачивает расходы
по производству и транспортировке товара до государственной границы в валюте
данной страны. После пересечения границы в зависимости от условий договора:
Ä дальнейшие расходы несет покупатель
товара (морской транспорт покупатель оплачивает по ценам ФОБ — «свободно на
борту»);
Ä все затраты по доставке груза до
места несет поставщик, вынужденный оплачивать пошлину на ввозимые товары,
транспортные тарифы, страховые платежи в свободно конвертируемой валюте или
валюте той страны, на территории которой расположен покупатель.
Методы
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство не может напрямую
вмешиваться во ВЭД. Ограничения свободы ВЭД осуществляются через требования,
которые предъявляются экспортерам:
Ä они обязаны продавать на валютных
биржах не менее 50% валютной выручки;
Ä они обязаны хранить валютные доходы
от экспорта на территории России.
Помимо законодательных
(прямых) методов регулирования ВЭД, выделяют экономические методы регулирования
(через таможенную систему). В соответствии с Законом РФ «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотрены таможенно-тарифные и
нетарифные методы.
Таможенные тарифные
методы направлены на
регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и
стимулирования структурных изменений в экономике России. Они основаны на
Таможенном кодексе РФ и Законе РФ «О таможенном тарифе».
Таможенный тариф — это систематизированный сбор ставок
таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее
товары. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического
регулирования выполняет следующие функции:
Ä фискальную, т. е. обеспечивает
пополнение доходной части
Ä бюджета;
Ä защитную, т. е. предохраняет
национальную экономику от чрезмерной конкуренции;
Ä регулирующую, т. е. оказывает влияние
на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и
сдерживая другие.
В России используется
импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний
не применяется. Экспортный тариф в России был введен с 1 января 1992 г. как
временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми
ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.
Таможенный тариф
дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД (ТН ВЭД), основу
которой составляет гармонизированное системоописание и кодирование товаров —
международная товарно-статистическая номенклатура. Российская ТН ВЭД пока
несовершенна и требует углубленной дифференциации с учетом состояния и
перспектив производства внешней торговли. Импортный таможенный тариф Российской
Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:
Ä базовый — для товаров, происходящих
из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры
и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее
благоприятствуемой (РНБ) нации, к числу которых относятся Австрия,
Великобритания, Греция, Франция и другие страны ЕС (всего 125 стран); >
максимальный — для товаров, происходящих из стран или экономических
группировок, с которыми отсутствует режим РНБ (например, Эстония), и товаров,
страна происхождения которых не установлена. Эти ставки в два раза превышают
размер базовых ставок;
Ä минимальный — для товаров из
развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др.— всего 103
страны). С 15 мая 1996 г. эти ставки составляют 75% от базовых. Кроме того, в
соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять
иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее
развитых стран: Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран), а
также стран СНГ — участниц Таможенного союза.
Страны СНГ в сентябре
1993 г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривал
создание ассоциации свободной торговли, затем Таможенного союза и, наконец,
общего рынка. В настоящее время идет процесс формирования Таможенного союза —
объединения стран, проводящих единую внешнеэкономическую политику, с единым
таможенным тарифом в торговле с третьими странами. Уже действует Таможенный
союз России, Белоруссии и Казахстана. На российско-белорусской границе
отсутствует таможенный контроль, на российско-казахстанской границе этот
контроль сохраняется с российской стороны для товаров из третьих стран.
При ввозе на территорию
Российской Федерации товаров из стран, на которые распространяются преференции
и количественные ограничения (квоты), необходимо представить таможенным
органам сертификат о происхождении товара. Критерии и особенности определения
страны происхождения товаров установлены Законом РФ «О таможенном тарифе».
Подлежащая уплате сумма
адвалорной таможенной пошлины определяется в процентах от таможенной стоимости
товара. Законодательство предусматривает шесть методов определения таможенной
стоимости. Наиболее распространенным является первый метод оценки — по цене
сделки с ввозимым товаром.
Кроме указанных налогов,
при таможенном оформлении с юридических лиц взимается таможенный сбор в
размере 0,1% от фактурной стоимости в рублях и 0,05% в валюте расчета [17, с.
57].
Эффективным инструментом
воздействия на финансовые результаты фирм, занимающихся ВЭД, является
таможенная тарифная система. Механизм воздействия таможенной политики на деятельность
фирм в области их операций по импорту и экспорту базируется на следующих
моментах.
Если товар, реализуемый
внутри страны, облагается НДС и акцизами, то освобождение экспортируемых
партий этого товара от платежей стимулирует экспорт и приток валютных средств в
страну. Однако страна-импортер может ввести импортные пошлины или специальный
механизм антидемпингового законодательства. Выгодное для экспортеров условие
может привести к превышению предложения над спросом на мировом рынке, а
следовательно, к снижению общего уровня мировых цен.
Обложение импортных
товаров пошлинами, НДС, акцизами на уровне, предусмотренном для аналогичных
товаров отечественного производства, преследует цель:
ð защита отечественных производителей;
ð повышение их конкурентоспособности на
внутреннем рынке (окорочка, водка).
Однако эта мера может
быть эффективна в том случае, если отечественный производитель не монополист.
В противном случае повышение пошлин, цен, акцизов не стимулирует развитие
внутреннего производства, а лишь способствует росту цен на внутреннем рынке.
При планировании
деятельности фирмы в области внешней торговли необходимо учитывать соотношение
курсов отечественной и зарубежной валюты.
Так, рост курса доллара
по отношению к рублю делает более выгодными экспортные операции, так как при
рублевых счетах на внутреннем рынке на выручку в 1 долл. можно купить больше
товара, чем было куплено раньше, и снова продать за пределами страны, таким
образом, фирмы-экспортеры заинтересованы в биржевой торговле (игре) на
понижение курса отечественной валюты.
При росте рубля по
отношению к доллару более выгодным становится импорт, так как на рублевую
выручку после конвертации в валюту внутри страны можно приобрести за рубежом
больше товара, чем было куплено. В целом интересы импортеров и экспортеров
приводят к балансу.
Нетарифные методы
регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и
вывоз ряда товаров — лицензий.
Лицензированию подлежат:
квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения,
монополия на торговлю которых установлена государством.
Лицензии бывают разовыми
и генеральными. Последние оформляются сроком на один календарный
год. Предприятие для получения лицензии обращается в соответствующий
государственный орган, который в соответствии с установленной процедурой
рассматривает заявление и принимает соответствующее решение.
Количественный
контроль — это
контроль ввоза или вывоза товара в установленных максимальном объеме или
стоимости (квоты).
Квотирование (определение квоты) применяется
широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО.
Например, торговля текстилем и одеждой подлежит количественному регулированию
на многосторонней основе. В России в связи с дефицитом внутреннего рынка и
различием между мировыми и внутренними ценами были введены квоты на экспорт
отдельных товаров — нефти и нефтепродуктов, углеводородного сырья, цветных
металлов, ракообразных, икры, деловой древесины и др. Распределение квот
осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, позволяющих обеспечить
конкуренцию между участниками вэд.
К специфическим
товарам относятся дикие животные, растения, кости ископаемых, рога, копыта,
кораллы, коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии, информация о
недрах и др. Для получения лицензии на эти товары необходимо получить разрешение
от соответствующих министерств и ведомств: например, от Министерства охраны
окружающей среды и природных ресурсов — для экспорта животных, кораллов и
других аналогичных товаров; от Министерства сельского хозяйства — для получения
импортной лицензии для химических средств защиты и т. д.
Государственная
монополия установлена
на торговлю продукцией, для использования которой требуется специальное
разрешение: вооружение, боеприпасы, товары двойного назначения (ракетное
топливо, уран, рентгеновское оборудование, яды, наркотические средства и др.),
драгоценные металлы и камни, результаты научных исследований в области
вооружений. Лицензии на торговлю этой группы товаров выдаются на основании
заключения Комиссии по экспортному контролю РФ исключительно государственным
унитарным предприятиям.
Контроль качества
товаров, ввозимых на
территорию России, должен соответствовать отечественным техническим,
фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим
стандартам и требованиям. Для ряда товаров в соответствии с Законом РФ «О
защите прав потребителей» введена обязательная сертификация товаров и услуг, от
качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей
среды. Перечень товаров, требующих подтверждения качества и безопасности,
утверждается Госстандартом совместно с ГТК. В него входят продукты питания,
товары для детей, парфюмерно-косметические и туалетные средства, бытовая
техника и др.
Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта могут
вводиться как защитные меры, т. е. отступление от принципов свободной торговли,
диктуемое необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех
случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству
определенных товаров. В России процедура принятия таких мер предусмотрена
Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер,
утвержденным МВЭС 21 декабря 1995 г. Расследование проводится на основании
заявления объединения производителей, непосредственно производителя или
федерального органа исполнительной власти по просьбе российских
производителей.
Наличие этого документа
позволяет отечественным производителям защищать свои экономические интересы на
российском рынке, если по окончании расследования будет определено, что импорт
наносит производителям неотвратимый материальный ущерб или существенно
задерживает развитие отечественного производства. Так, результатом проведенного
расследования стало введение квот на импорт этилового спирта и водки с 1 января
1997 г.
В целях
таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД определен перечень основных
документов, необходимых для таможенного оформления:
ü счет-фактура, в котором указываются
наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за
единицу, количество и общая стоимость;
ü паспорт сделки экспортера (импортера)
или бартерной сделки, оформляемые в уполномоченных банках;
ü сертификат соответствия ГОСТ РФ (для
товаров, требующих подтверждения безопасности);
ü сертификат происхождения товара по
требованию таможенных органов в необходимых случаях;
ü лицензии для лицензируемых товаров;
ü разрешение для товаров, подлежащих
контролю государственных органов;
ü платежные документы, подтверждающие
уплату таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление.
Лизинг и инжиниринг
как форма кредитования экспорта на мировом рынке. Одной из форм внешнеэкономической
деятельности является движение технологий между странами. Движение технологий
выступает в форме продажи за границу лицензий (право на производство
определенных товаров и технологий их производства), патентов (исключительных
авторских прав распоряжаться изобретением в течение установленного законом
срока), консультирования по технологическим вопросам и подготовки
инженерно-технических кадров.
Лизинг и инжиниринг
выступают одной из форм кредитования экспорта на мировом рынке и движения
технологии.
Лизинг (аренда, имущественный наем) — форма
кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.
Арендодатель получает прибыль не ниже средней, а арендатору лизинг
обеспечивает:
ü использование новейших машин и
оборудования с минимальными капитальными затратами;
ü осуществление строительства
предприятий, жилых домов, объектов социальной сферы;
ü осуществление последующего выкупа
машин и оборудования.
В международной практике
различают две формы лизинга:
ü финансовый лизинг;
ü оперативный лизинг.
Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком
аренды, в течение которого происходит амортизация всей или большей части
стоимости оборудования. В случае финансового лизинга арендодатель за счет
арендной платы полностью или частично возмещает затраты на сданное в аренду
имущество, а также получает прибыль.
Оперативным лизингом называется передача в аренду
имущества на срок, который короче периода его экономического функционирования.
В оперативный лизинг обычно сдается строительная техника (краны, экскаваторы),
транспорт, компьютерная техника.
По объектам сделок лизинг
подразделяется на лизинг движимого имущества и недвижимого
имущества.
Благодаря тому, что
лизинговые компании могут быстро и комплексно удовлетворить нестандартные
потребности в уникальных видах техники, приборов, сырья, материалов, международный
лизинг получает развитие в сфере, находящейся на стыке научно-технической,
инвестиционной и внедренческой деятельности.
Лизинговые отношения
оформляются в виде контракта. Лизинговый контракт — соглашение между
арендодателем и арендатором, где содержатся условия предоставления во временное
пользование движимого и недвижимого имущества. Лизинговые фирмы берут на себя
доставку, монтаж и сервисное обслуживание.
Инжиниринговые услуги — это услуги, связанные с продвижением
НТП. К инжиниринговым услугам относятся:
- проектно-изыскательские работы,
- монтажные;
- наладочные;
- обучение работников;
- консультации.
Знание структуры органов
и механизмов управления ВЭД позволяет предприятию оценить свои возможности при
выходе на внешний рынок. Однако для реальных шагов необходимо провести огромную
работу по маркетингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить
возможность привлечения иностранных инвесторов, размещения производства в
свободной экономической или офшорной зоне, сделать технико-экономическое
обоснование проекта.
В связи с переходом
России к рыночным отношениям, внешняя среда организаций нашей страны резко
изменилась. Поэтому она имеет свои особенности в отличии от других стран, где
эти отношения развиваются на протяжении многих десятилетий и здесь научились
противостоять воздействиям факторов внешней среды.
Особенности среды
внешнего окружения заключаются в её сложности и подвижности, сюда также можно
включить и неопределённость. Очень большое количество факторов приходится
учитывать менеджерам. Здесь можно выделить несколько факторов, которые стоят
выше других, таковыми являются: высокие налоги, правительственное регулирование
и бюрократия, трудности в поисках источников финансирования и нахождения
хороших работников. И это действительно очень важные факторы, так как именно
они являются основными препятствиями и проблемами. Если их рассматривать
подробно, то это станет явно.
Налоговое
законодательство и вообще законодательство и вообще законодательство у нас в
России настолько не идеально, что организации не могут как следует реагировать
на его изменения. Законы в РФ изменяются чуть ли не каждую неделю.
Штат бюрократического
аппарата в России настолько вырос и преобладание вертикальных связей в
государственном аппарате настолько велико, что некоторые люди не могут открыть
своё дело, а организации должны отчитываться не перед одним, а несколькими
чиновниками. И в последнее время всё больше проявляется коррупция в органах
государственной власти.
Трудности в поисках
источников финансирования не менее важная проблема. Особенно остро эта проблема
стоит сейчас, когда в стране происходит и экономический и политический кризис.
В данный момент, когда курс рубля падает, организациям не выгодно брать кредиты
в банках, так как проценты, под которые выдаётся кредит очень высоки.
Но особо важной проблемой
является нахождение хороших работников, особенно менеджеров. У нас в России
единицы менеджеров-профессионалов. Это объясняется тем, что в связи с переходом
от плановой экономики к рыночным отношениям, не было специально подготовленных
людей, которые бы могли управлять в условиях рыночной экономики. Только сейчас,
понимая эту проблему, осуществляют подготовку профессионалов-управленцев.
Мебельный магазин «Интер»
был основан в начале 2000 г.
Уставной капитал на
момент регистрации составил 10 000 рублей.
Основной деятельностью
мебельного магазина ООО «Интер» является торговля мебелью: корпусной мебелью,
кухонными гарнитурами.
Юридический адрес
мебельного магазина ООО «Интер»: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
ул. Машиностроителей, д. 4в.
Основной поставщик –
мебельная фабрика «Столплит», имеющая региональные склады в гг.
Санкт-Петербурга, Екатеринбург, Казань, Самара, н. Новгород, Ульяновск, Саратов
и др.
В начале своей
деятельности упор делался на торговлю только кухонными гарнитурами. Товар
приобретался по договорам поставок с условиями отсрочки оплаты преимущественно
у московских фирм-посредников. Анализируя положение дел и тенденции развития
организации, можно сказать, что торговая точка не давала достаточного уровня
рентабельности и отдачи на вложенный капитал. Рентабельность была порядка
15-20%, а накладные расходы высокими. Исходя из этого, весной 2002 г. руководство фирмы приняло решение
о расширении ассортимента и изменении сбытовой политики.
Несмотря на
вышеперечисленные факторы, один год работы позволил усилить отдел снабжения и
направить усилия на изменения условий работы с поставщиками. Это дало
возможность приобретать продукцию напрямую у производителей, минуя
посреднические организации и повысить рентабельность продаж до 30-35%.
Деятельность мебельного магазина ООО «Интер»
построена следующим образом:
продукция продается конечному потребителю через торговую точку, доставляется
собственным автотранспортом до торговой точки, там разгружается и выставляется
на продажу в течение срока реализации.
На цели увеличения объема
реализации работают два подразделения фирмы:
§ отдел снабжения;
§ отдел розничных продаж.
Отдел розничных продаж
отвечает за плодотворное проведение рекламных кампаний, наличие на торговом
месте привлекательных раздаточных материалов, проведение исследований
покупательских предпочтений и прочих свойственных маркетинговому подразделению
мероприятий.
Доставка товара, согласно
договорам с поставщиками-производителями, может осуществляться как
покупателями, так и транспортом фирмы-продавца на различных условиях. Для
обеспечения бесперебойности данного направления фирма имеет два автомобиля.
Ценовая политика
формируется исходя из анализа покупательского спроса и сезонности.
Организационная
структура мебельного
магазина ООО «Интер»
показана на рисунке 2.1.
Организационную структуру мебельного магазина ООО
«Интер» путем
рационального сочетания линейных и функциональных связей и соблюдения
принципов формирования аппарата управления можно отнести к комбинированной -
линейно-функциональной структуре. Такая структура называется иногда штабной,
так как предусматривает организацию при различных звеньях линейной структуры
соответствующих функциональных подразделений - штабов. Основная роль этих
подразделений состоит в выполнении подготовительных операций по разработке
проектов решений, которые вступают в силу только после их утверждения
соответствующими линейными руководителями.
Решающим достоинством такой
смешанной структуры правления является возможность закрепления за соответствующими
службами достаточно узкого круга функциональных задач, возможность
концентрации усилий работника непосредственно на своей текущей деятельности.
Рис. 2.1. Организационная структура
мебельного магазина ООО «Интер»
Структура управления
состоит из директора и напрямую подчиненных ему руководителей отделов и служб:
Ä Производственно-технический отдел;
Ä Отдел розничных продаж;
Ä Отдел снабжения;
Ä Бухгалтерия.
Соответственно этим
руководителям подчинены соответствующие отделы, службы, цеха и т.д., что хорошо
видно на рисунке 2.1.
Проведем анализ внешней
среды мебельного
магазина ООО «Интер» в
таблице 2.1.
Таблица 2.1
Характеристика
внешней среды ООО «Интер»
Сфера маркетинговой среды
|
Признаки
среды
|
Макроокружение
|
Правовая
|
- Отсутствие льгот, строгое законодательство
- Отсутствие гарантированного
уровня поддержки со стороны государства
- Защита интересов республики на государственном уровне
|
Экономическая
|
Высокий уровень инфляции в отрасли
2004 г. 12,3%
2005 г. 10.9%
2006 г. 9%
Профицит государственного бюджета
2004 г. 5% ВВП
2005 г. 7.5 % ВВП
2006 г. 8.4 % ВВП
|
Социально-
демографическая
|
Рост реальных доходов населения
2004 г. 10%
2005% 11%
2006 г. 10%
Рост расходов на товары и услуги в
общей структуре расходов:
Россия: 2004 г. 69.9%
2005 г. 70.4%
2006 г. 70,1%
Уменьшение численности населения
Йошкар-Ола: (тыс. чел.)
2004 г. 280,2
2005 г. 278,4
2006 г. 262,6
Республика Марий Эл: (тыс. чел.)
2004 г. 721,9
2005 г. 716,9
2006 г. 711,5
Россия: (млн. чел.)
2004 г. 143,5
2005г. 142,8
2006 г. 142,2
Снижение безработицы
Республика Марий Эл: (чел.)
2004 г. 20257
2005 г. 18854
2006 г. 14597
Россия: (тыс. чел.)
2004 г. 5775,2
2005 г. 5208,3
2006 г. 4998,7
|
Среда
непосредственного окружения
|
Поставщики
|
Основной
поставщик – мебельная фабрика «Столплит», имеющая региональные склады в гг.
Санкт-Петербурга, Екатеринбург, Казань, Самара, н. Новгород, Ульяновск,
Саратов и др.
|
Конкуренты
|
Основными конкурентами мебельного
магазина «Интер» являются: ООО «Palladio», ООО
«Браво», Гео +, Эльф и др.
|
Клиентура
|
Основную клиентуру предприятия
составляют оптовые покупатели:
1) Промежуточные продавцы – торговые фирмы, региональные
представители (приобретают продукцию для перепродажи);
2) Представители фирм – юридические лица;
3) Также потребителями продукции
мебельного магазина ООО «Интер» являются частные лица – физические
лица для личного потребления.
|
Для того чтобы ООО «Интер» имело устойчивое финансовое
положение, было платежеспособным необходимо провести в следующей главе анализ
рыночной ситуации, оценить стратегические позиции предприятия, сильные и
слабые стороны, угрозы и возможности его развития.
Метод оценки внутренних
сильных и слабых сторон предприятия, открывающихся перед ним внешних
возможностей и подстерегающих его опасностей известен под названием SWOT-анализа. Этот простой в
использовании метод позволяет быстро определить стратегическую обстановку, в
которой находится предприятие. SWOT-анализ
базируется на основном принципе, который гласит: стратегия должна обеспечивать
достаточно полное соответствие внутренних возможностей предприятия (его сильных
и слабых сторон) внешней ситуации, сложившейся на рынке.
Сильная сторона — это позитивные внутренние характеристики, которые
могут быть использованы для достижения стратегических целей в сфере управления
конкурентоспособностью. Это то, что предприятие делает хорошо, или такая
характеристика бизнеса, которая обеспечивает его главное преимущество. Сильной
стороной могут быть квалификация, опыт, разнообразные организационные ресурсы
или конкурентные возможности (например, обладание собственной торговой маркой,
наилучшее обслуживание, выгодный альянс с поставщиками и пр.).
Слабая сторона — это внутренние характеристики предприятия, негативно
воздействующие или ограничивающие возможности менеджмента в сфере управления
конкурентоспособностью. Это то, чем предприятие не обладает или делает
недостаточно хорошо по сравнению с конкурентами. Слабой стороной может
оказаться некоторое условие, которое ставит предприятие в невыгодное положение.
Некоторые сильные или
слабые стороны имеют большее стратегическое значение, чем другие; одни влияют
на показатели работы и конкурентоспособности предприятия в большей степени, а
другие — в меньшей. Поэтому после того, как определены все сильные и слабые
стороны предприятия, им необходимо дать оценку с точки зрения перспектив
построения конкурентной стратегии. Задача руководства состоит в том, чтобы
разработать такую стратегию, которая бы соответствовала сильным сторонам
предприятия и компенсировала слабые.
Рыночные возможности — это те возможности, которые предлагают важные пути
стратегического роста в той области, где предприятие имеет наибольший потенциал
конкурентоспособности, а точнее те из них, для реализации которых предприятие
обладает достаточными финансовыми ресурсами.
Рыночные угрозы — это определенные факторы внешней среды, которые
могут создавать угрозу благополучию торгового предприятия и препятствовать
достижению стратегических целей (неблагоприятные демографические прогнозы,
действия конкурентов или поставщиков).
Возможности и угрозы не
только обуславливают внешний потенциал предприятия, но и указывают на
необходимость стратегических действий. Поэтому для того чтобы быть до конца
адекватной и соответствовать реальным рыночным условиям, стратегия должна быть
направлена на использование рыночных возможностей, соответствующих возможностям
самого предприятия и обеспечивать защиту от внешних угроз. Информацию о внешних
возможностях и угрозах можно получить из различных источников: от покупателей,
поставщиков, знакомых, независимых консультантов, статистических сборников и
пр. Информацию о внутренних сильных и слабых сторонах предприятия можно
почерпнуть из разнообразных отчетов, включая бюджеты, финансовые показатели,
отчеты о прибылях и убытках, опросы работников и т. д.
Сильные стороны имеют
большое значение, поскольку позволяют сформировать фундамент стратегии и
обеспечить основу для создания конкурентоспособности. Если у предприятия нет
хороших возможностей и конкурентных активов, руководители должны предпринять
решительные действия для создания сильных организационных сторон, вокруг
которых могла бы быть построена привлекательная стратегия. В то же время
необходимо устранить конкурентные слабости, делающие предприятие уязвимым,
ухудшающие его стратегические характеристики или лишающие его способности
использовать благоприятные рыночные возможности.
Представим сильные и
слабые стороны, возможности и угрозы для ООО «Интер», которые
послужат базой для SWOT – анализа в табл.2.2.
Таблица 2.2
Сильные и
слабые стороны, возможности и угрозы для ООО «Интер»
Внутренние сильные стороны
|
Внутренние
слабые стороны
|
Прямые договоры с
поставщиками мебели
|
Неэффективная
ассортиментная стратегия
|
Широкий ассортимент мебели
|
Неэффективное
использование современных технологий продаж
|
Высокое качество мебели
|
Отсутствие инвестиционных возможностей
|
Высокий уровень квалификации работников
|
Низкая оборачиваемость оборотных средств; низкая
прибыльность предприятия
|
Умение противостоять давлению со
стороны конкурентов
|
Недостаточный имидж на рынке
|
Хорошая репутация, сложившаяся у
магазина в глазах покупателей, поставщиков,
партнеров
|
Отсутствие навыков
проведения рекламных кампаний
|
Неэффективная система
мотивация работников
|
Потенциальные внешние
возможности
|
Потенциальные
внешние угрозы
|
Расширение ассортимента мебели
|
Ужесточение конкуренции на региональном рынке торговли мебелью
|
Способность обслужить дополнительные
группы покупателей или выйти на новые сегменты рынка
|
Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками
|
Возможность внедрения новых
технологий и форм продаж
|
Замедление темпов роста рынка мебели
|
Возможность расширения площади
торгового зала
|
Изменение потребностей и вкусов покупателей мебели
|
Возможность более полного удовлетворения
потребностей покупателей
|
Растущая требовательность покупателей и поставщиков мебели
|
Получение оптовых скидок от
поставщиков мебели
|
Повышение ставок по кредитам
|
Благоприятные демографические или
социально-экономические изменения, ведущие к увеличению потенциальной
емкости рынка мебели
|
|
Среди основных сильных
сторон ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø
Прямые договоры с
поставщиками мебели;
Ø
Широкий
ассортимент мебели;
Ø
Хорошая репутация, сложившаяся у магазина в глазах
покупателей, поставщиков, партнеров.
Среди основных слабых
сторон ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø
Неэффективная
ассортиментная стратегия;
Ø Низкая оборачиваемость оборотных средств;
низкая прибыльность предприятия;
Ø Отсутствие навыков проведения рекламных кампаний.
Среди основных потенциальных
внешних возможностей ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø Расширение
ассортимента мебели;
Ø Возможность
внедрения новых технологий и форм продаж;
Ø Возможность
расширения площади торгового зала.
Среди основных
потенциальных внешних угроз ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø Ужесточение конкуренции на региональном
рынке торговли мебелью;
Ø Выход на рынок конкурентов с более низкими
издержками;
Ø Растущая требовательность покупателей и
поставщиков мебели.
Вариантом комбинирования
результатов анализа внешней и внутренней среды ООО «Интер» является
формирование расширенной SWOT-
матрицы. При этом
методика SWOT-анализа позволит провести совместное
изучение факторов внешней и внутренней среды изучаемого рынка. Исследование
потенциальных угроз и возможностей данного рынка проводится с целью
формирования стратегических альтернатив по их взаимному использованию является
одной из первоочередных задач в оценке конкурентных позиций предприятия.
Цель SWOT-анализа деятельности ООО «Интер» - выявить привлекательные
направления маркетинговых усилий фирмы, на которых она может добиться конкурентных
преимуществ.
SWOT- анализ ООО «Интер» представлен в
таблице 2.3.
Согласно матрице SWOT – анализа деятельности ООО «Интер» в
ближайшей перспективе наиболее стратегическими направлениями развития
предприятия являются:
Ø Реконструкция магазина с целью
расширения площади торгового зала;
Ø Внедрение новой технологи продаж мебели;
Ø Внедрение дисконтной системы скидок;
Ø Проведение рекламной кампании;
Ø Разработка эффективной ассортиментной
стратегии (пополнение ассортимента мебелью для детских спален);
Ø Разработка высококвалифицированными
маркетологами стратегии борьбы с конкурентами (конкурентной стратегии);
Ø Проведение анализа и оценки основных
конкурентов на рынке в целях совершенствования торговой деятельности и
разработки эффективной ценовой и ассортиментной стратегии;
Ø Проведение маркетингового
исследования предпочтений покупателей на рынке мебели;
Ø Совершенствование работы с
поставщиками (условий договоров поставки мебели).
Информационные ресурсы
являются в настоящее время одними из наиболее дорогостоящих и важных для
успешного функционирования ООО «Интер».
Управленческая информация
ООО «Интер» представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и
управляемой подсистем организации, о ее внутренней и внешней средах. Само
управление в известном смысле может быть определено как процесс восприятия,
преобразования и передачи информации. Информация, работа с ней пронизывает весь
управленческий цикл и является его смыслом.
Информационную систему
ООО «Интер» функционально
можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают
ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной
информации, используемой в управлении предприятием (рис. 3.1).
Рис. 3.1.
Общая схема информационной системы ООО «Интер»
Внутренняя информация
— это информация о
результатах (положительных или отрицательных) предыдущих решений, являющаяся
следствием обратной связи — отчетов нижестоящих работников и организаций,
поступающих в процессе контроля: бухгалтерская и статистическая отчетность,
внутренний аудит и т. п.
Следует отметить, что в
ООО «Интер» применяется такая локальная
система как «1С: Бухгалтерия».
Важную роль играют
способы фиксирования информации. Наиболее распространенными в ООО «Интер» являются
различного рода документы: приказы, инструкции, служебные записки, т. е.
материальные объекты, закрепляющие информацию в письменной форме. Операции с
управленческой информацией:
- сбор;
- производство (исследования,
изобретения, разработки);
- аналитико-синтетическая переработка
(описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование);
- кодировка (раскодировка);
- хранение (материальный носитель);
- преобразование;
- передача (обязательные элементы
данного процесса: отправитель, сообщение, канал, получатель);
- сортировка (классификация по заданным
признакам);
- синтез (объединение различных
информационных блоков для получения полного сообщения);
- размножение;
- использование (в виде, необходимом
для осуществления управленческих операций);
- оценка (зависит от потребности в
ней);
- контроль за эффективностью
использования;
- уничтожение (устаревание информации).
Информационные системы ООО
«Интер» обслуживают информационные потребности разных уровней управления
(табл. 3.1). При этом необходимо иметь в виду, что системы одного уровня могут
быть ориентированы на обеспечение информационных потребностей разных функциональных
областей (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом).
Таблица 3.1
Информационные
системы ООО «Интер»
Уровни
управ-
ления
|
Типы
систем
|
Информа-
ционные
входы
|
Обработка
|
Информа-
ционные
выходы
|
Пользователи
|
стратегический уровень
|
Системы
поддержки
решений
руково-
дства
|
Агрегиро-
ванные
данные, внешние
и внутренние
|
Графика,
имитация,
диалог
|
Прогно-
зы,
ответы на
вопросы
|
Высший
уровень
управле-ния
|
управленческий уровень
|
Системы
поддержки
принятия
решений
|
Данные
в неболь-
шом
объеме,
аналитиче-
ские
модели
|
Диалог,
имитация,
анализ
|
Специ-
альные
отчеты,
анализ
решений,
ответы
на вопрос
|
Руководи-
тели
среднего
|
Автоматизированные
систе-
мы управ-
ления
|
Обобщенные данные
о трансак-
циях
|
Повторяющиеся отчеты,
простые
модели,
анализ
|
Обобщения и выборки
|
звена, профессионалы
|
уровень знаний
|
Профес-
сиональ-
ные
системы
|
Проектные
специфи-
кации,
базы
знаний
|
Моделиро-
вание,
имитация
|
Модели,
графики
|
Поофес-
сионалы
|
Офисные
системы
|
Докумен-
ты,
схемы
|
Управление
документа-
ми,
разра-
ботка
схем,
коммуника-
ции
|
Докумен-
ты, гра-
фики,
электрон-
ная почта
|
Техниче-
ский
персонал
|
операционный уровень
|
Системы обработки
трансак-
ций
|
Трансакции,
события
|
Сортировка, состав-
ление
спи-
сков,
объе-
динение
|
Подробные отче-
ты, спи-
ски,
обоб-
щения
|
Операционный
персонал
|
Системы поддержки
решений высшего звена руководства ООО «Интер» обслуживают
стратегический уровень организации:
• предназначены для работы с
неструктурированными решения
ми и подготовки концептуальных решений;
• предполагают использование данных о
внешней среде (новые
налоговые законы, информацию о конкурентах);
• аккумулируют сведения из различных
информационных систем организации;
• обладают развитыми телекоммуникациями
и графическими
средствами.
Системы поддержки
принятия решений обслуживают управленческий уровень ООО «Интер»:
• аккумулируют информацию из внутренних
(офисных, профессиональных, трансакционных систем и АСУ) и внешних источников
(текущие цены акций, цены на продукты у конкурентов и т. п.);
• обладают большими аналитическими
возможностями по сравнению с системами других уровней;
• помогают аналитически обосновывать
варианты решений, которые не очень хорошо структурированы, носят ситуационный
характер и не предусматриваются заранее;
• интерактивны, и лицо, принимающее
решение, может менять
условия задач и включать в них новые данные, используя дружественный
пользовательский интерфейс.
Автоматизированные
системы управления ООО
«Интер» обслуживают управленческий уровень организации:
• обеспечивают организацию информацией
о текущей деятельности и отчетами о деятельности в прошлом;
• отвечают на фиксированные, заранее
известные вопросы;
• не являются гибкими и обладают
ограниченными аналитическими возможностями.
Профессиональные и
офисные системы ООО
«Интер» обслуживают информационные потребности специалистов в различных
областях знаний и потребности обслуживающего персонала, который производит обработку
данных:
• обеспечивают содействие созданию
новых знаний и способствуют интеграции этих знаний и опыта практической
деятельности
организации;
• повышают эффективность работы с
данными;
• обеспечивают связи с внешними
организациями.
Таблица 3.2
Соответствие
типа информационных систем уровням принятия решений в ООО «Интер»
Уровни
принятия решений
|
Типы и виды ИС
|
Пользователи
|
Стратегический
|
Системы поддержки решений высшего руководства
|
Высшее руководство предприятия
|
Тактический
|
Системы поддержки принятия решений: информационные системы управления, интеллектуальные
системы управления
|
Руководители среднего
звена, профессионалы
|
Операционный
|
Офисные системы
Системы
обработки трансакций
|
Технический персонал, операционный персонал
|
Системы обработки
трансакций ООО
«Интер» обслуживают текущие операции организации: выполняют и регистрируют
рутинные регулярные трансакции (банковский перевод, резервирование мест в
гостинице, выплата заработной платы, отгрузка продукции и т. п.).
Соответствие типа информационных
систем уровням принятия решений в ООО «Интер» представлено в табл. 3.2.
В
заключение отметим наиболее важные моменты, прозвучавшие в дипломной работе.
Основной деятельностью
мебельного магазина ООО «Интер» является торговля мебелью: корпусной мебелью,
кухонными гарнитурами.
Основной поставщик –
мебельная фабрика «Столплит», имеющая региональные склады в гг.
Санкт-Петербурга, Екатеринбург, Казань, Самара, н. Новгород, Ульяновск, Саратов
и др.
Основными конкурентами мебельного магазина
«Интер» являются: ООО «Palladio», ООО «Браво», Гео +, Эльф и др.
Основную
клиентуру предприятия составляют оптовые покупатели:
-
Промежуточные продавцы – торговые фирмы, региональные
представители (приобретают продукцию для перепродажи);
-
Представители фирм – юридические лица;
-
Также потребителями продукции мебельного магазина ООО
«Интер» являются частные лица – физические лица для личного потребления.
Среди основных сильных
сторон ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø
Прямые договоры с
поставщиками мебели;
Ø
Широкий
ассортимент мебели;
Ø
Хорошая репутация, сложившаяся у магазина в глазах
покупателей, поставщиков, партнеров.
Среди основных слабых
сторон ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø
Неэффективная
ассортиментная стратегия;
Ø Низкая оборачиваемость оборотных средств;
низкая прибыльность предприятия;
Ø Отсутствие навыков проведения рекламных кампаний.
Среди основных
потенциальных внешних возможностей ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø Расширение
ассортимента мебели;
Ø Возможность
внедрения новых технологий и форм продаж;
Ø Возможность
расширения площади торгового зала.
Среди основных
потенциальных внешних угроз ООО «Интер» можно выделить следующие:
Ø Ужесточение конкуренции на региональном
рынке торговли мебелью;
Ø Выход на рынок конкурентов с более низкими
издержками;
Ø Растущая требовательность покупателей и
поставщиков мебели.
Согласно матрице SWOT – анализа деятельности ООО «Интер» в
ближайшей перспективе наиболее стратегическими направлениями развития
предприятия являются:
Ø Реконструкция магазина с целью
расширения площади торгового зала;
Ø Внедрение новой технологи продаж
мебели;
Ø Внедрение дисконтной системы скидок;
Ø Проведение рекламной кампании;
Ø Разработка эффективной ассортиментной
стратегии (пополнение ассортимента мебелью для детских спален);
Ø Разработка высококвалифицированными
маркетологами стратегии борьбы с конкурентами (конкурентной стратегии);
Ø Проведение анализа и оценки основных
конкурентов на рынке в целях совершенствования торговой деятельности и
разработки эффективной ценовой и ассортиментной стратегии;
Ø Проведение маркетингового
исследования предпочтений покупателей на рынке мебели;
Ø Совершенствование работы с
поставщиками (условий договоров поставки мебели).
Информационные ресурсы
являются в настоящее время одними из наиболее дорогостоящих и важных для
успешного функционирования ООО «Интер».
Информационную систему
ООО «Интер» функционально
можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают
ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной
информации, используемой в управлении предприятием
Внутренняя информация
— это информация о
результатах (положительных или отрицательных) предыдущих решений, являющаяся
следствием обратной связи — отчетов нижестоящих работников и организаций,
поступающих в процессе контроля: бухгалтерская и статистическая отчетность, внутренний
аудит и т. п.
Следует отметить, что в
ООО «Интер» применяется такая локальная
система как «1С: Бухгалтерия».
Важную роль играют
способы фиксирования информации. Наиболее распространенными в ООО «Интер»
являются различного рода документы: приказы, инструкции, служебные записки, т.
е. материальные объекты, закрепляющие информацию в письменной форме. Операции
с управленческой информацией:
- сбор;
- производство (исследования,
изобретения, разработки);
- аналитико-синтетическая переработка
(описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование);
- кодировка (раскодировка);
- хранение (материальный носитель);
- преобразование;
- передача (обязательные элементы
данного процесса: отправитель, сообщение, канал, получатель);
- сортировка (классификация по заданным
признакам);
- синтез (объединение различных
информационных блоков для получения полного сообщения);
- размножение;
- использование (в виде, необходимом
для осуществления управленческих операций);
- оценка (зависит от потребности в
ней);
- контроль за эффективностью
использования;
- уничтожение (устаревание информации).
Таким образом, реализация
предложенных стратегических
направлений развития предприятия позволит ООО «Интер» усилить конкурентные позиции на
региональном рынке мебели.
1. Баранников А. Ф. Теория организации:
Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 200 с.
2. Басовский Л. Е. Менеджмент: Учеб.
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 214 с.
3. Богатко А. Н. Система управления
развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 238 с.
4. Вершигора Е. Ф. Менеджмент: Учеб.
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 281 с.
5. Веснин В.Р. Менеджмент. - М.:
Проспект: Велби, 2004. -502 с.
6. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник.
– М.: Экономист, 2005. – 283 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И.
Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.: ил.
8. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник.
–М.: ЮНИТИ, 2005. – 499 с.
9. Лукичева Л.И. Управление
организацией: Учеб.пособие по специальности «Менеджмент организации». – М.:
Омега-Л, 2005. – 360 с.
10. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций:
Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 287 с.
11. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. –М.: «Дело», 2000. – 702 с.
12. Огарков А. А. Управление организацией: Учебник. – М.:
Эксмо, 2006. – 512 с.
13. Основы менеджмента/Под ред. А.И. Афоничева. – СПб.:
Питер, 2007. – 522 с.
14. Основы менеджмента/Под ред. И.В. Бородушко. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.
15. Столяренко Л.Д. Психология делового
общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.
16. Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. —
2-е изд. — М., 2003. - С. 139.
17. Титов И. В. Экономика предприятия. – М.: Эксмо, 2008.
– 416 с.
18. Хартанович К. В. Основы менеджмента.
– М.: Академический проект, 2006. – 251 с.