Содержание
1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства. 3
2. Схема
норм положенности длительных и краткосрочных свиданий и расходования денежных
средств осужденными на различных условиях отбывания в исполнительной колонии
строгого режима. 8
Задача № 1. 10
Задача № 2. 12
Задача № 3. 14
Список
использованной литературы.. 15
1.
Принципы уголовно-исполнительного законодательства
УИК
РФ в отличие от УК РФ лишь перечисляет принципы, на которых основывается
уголовно-исполнительное законодательство РФ, не раскрывая сущности каждого из
них. Поэтому содержательная сторона каждого из указанных в УИК РФ принципов
раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа
используемых в законе терминов.[1]
Принцип
гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве проявляется в различных
направлениях и формах. По сравнению с ранее действовавшим ИТК в УИК РФ данный
принцип воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной
базы России в сфере исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам
обращения с осужденными. Прежде всего из содержания норм, регулирующих порядок
и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята
излишняя тюремная специфика, отражающая суровость наказания. Для избежания его
чрезмерной жесткости были отменены многие ограничения в отношении осужденных.
По истечении ряда лет практика применения УИК РФ показала необходимость
дальнейшей гуманизации условий и порядка отбывания наказания, что и было
осуществлено федеральными законами от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ и
от 21 ноября 2003 г. № 161-ФЗ.
В УИК
РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от
пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство
обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития
социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами,
а также развития их полезной инициативы.
Реализация
принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от
их желания и настроения проявлять себя определенным образом. Так, если
осужденный не нарушает установленного порядка и дисциплины, ему предоставляется
широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных
требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, он не
только не получает эти льготы, но, наоборот, режимные требования могут быть
существенно ужесточены.
Благодаря
такой системе противовесов в предоставлении льгот основная масса осужденных
заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счете обеспечивает
устойчивую обстановку в УИС РФ, по существу исключая массовые проявления
недовольства со стороны осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех
гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность
материально-финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы. Его
недостаточность сводит к минимуму многие гуманистические начала
уголовно-исполнительного законодательства. В последнее время осуществлены
крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены
многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов
питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач,
сокращены сроки фактического отбытия наказания при представлении к
условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.[2]
Принцип
гуманизма должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему
обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их
законных интересов. Поэтому в УИК предусматриваются меры по надежной изоляции и
охране осужденных, по пресечению различных попыток как с их стороны, так и со
стороны иных граждан проникновения на охраняемые территории, нападений на
охрану, проносов запрещенных предметов и других подобных действий.
Принцип
демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство
хотя и исходит из конституционного положения о федеральном построении УИС, но
тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам РФ и органам
местного самоуправления в отношении расположенных на их территориях учреждений
и органов, исполняющих наказания. Органы власти субъектов РФ оказывают
исключительно большую финансовую помощь указанным учреждениям и органам (по приобретению
продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, освобождению от
налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип
демократизма проявляется и в других формах: в порядке беспрепятственной подачи
и разрешения в определенные сроки жалоб и заявлений осужденных, в свободе
выбора ими языка обращения и переписки, в контроле органов государственной
власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле,
прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих
наказания, в содействии их работе общественных объединений.
Принцип
равенства осужденных перед законом выражается в едином правовом положении лиц,
отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме исправительного
учреждения, независимо от национальной принадлежности, социального положения,
вероисповедания и других подобного рода признаков. Различия здесь
предусматриваются лишь в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья,
наличия беременности или малолетних детей, а главное - от поведения осужденных.
Принцип
дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает
рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и
стимулирование их правопослушного поведения, что, в свою очередь, является
следствием проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих
осужденных.
Дифференциация
осужденных осуществляется на разных этапах и в зависимости от ее основания. В
процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы
с учетом возраста, состояния здоровья, наличия семьи и родственников, отбытого
срока наказания и поведения, возможности досрочного (в любой форме)
освобождения, наличия профессии и т.д.[3]
Внутри
классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из
них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные
качества. Следует отметить, что личность осужденного не может быть представлена
как сосредоточение лишь одних негативных свойств и качеств: отдельные из них
могут быть поражены полностью, другие - частично, а некоторые - могут
находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала
УИС - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого
осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных
воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая,
блокируя ее отрицательные свойства.
Сейчас
с согласия осужденных им может быть оказана психологическая помощь работниками
психологических служб или иными лицами. В каждом исправительном учреждении
разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые предъявляет к
осужденным персонал всех служб. В зависимости от принадлежности осужденных к
той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется
конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления.
Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но
в целом она доказана практикой.
В
законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены
достаточно полно и подробно. Система мер стимулирования правопослушного
поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем была раньше. Полнота ее
реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического
мастерства воспитателей.
Принцип
соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее
действовавшем исправительно-трудовом законодательстве. Правда, тогда он относил
к предмету исправительно-трудового законодательства регулирование исполнения
лишь тех наказаний, которые соединялись с мерами исправительно-трудового
воздействия. Теперь же предмет законодательства намного шире: он включает в
себя регулирование исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер
уголовно-правового характера. Тем не менее данный принцип сохраняется.
Учитывая, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с
исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для
характеристики уголовно-исполнительного законодательства.[4]
Под
исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных
воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка,
развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные
свойства личности.
В соответствии со ст. 123
УИК РФ осужденные
к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных
колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать
на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо
средств, указанных в части второй статьи 88 УИК РФ (средств,
заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий,
социальных пособий и денежных переводов), иные средства, имеющиеся на их
лицевых счетах, в размере двух минимальных размеров оплаты труда;
б)
иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года;
в)
получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.
Осужденные,
отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им
разрешается:
а)
ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой
необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88
настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере
трех минимальных размеров оплаты труда;
б)
иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года;
в)
получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.[5]
3.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых
помещениях. Им разрешается:
а)
ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой
необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88
настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере
минимального размера оплаты труда;
б) иметь
два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года;
в)
получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года;
г)
пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
Согласно приложению 1 к
Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом
Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205) осужденным запрещается иметь
при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать игральные
карты.
В соответствии с ч.1
ст.116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного
порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо
наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза,
неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их
оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или
передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер
медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или
решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых
неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство;
организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в
настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от
работы или прекращение работы без уважительных причин.[6]
Следовательно,
предложение начальника отряда можно принять.
В соответствии с ч.4
ст.78 УИК РФ осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного
порядка отбывания наказания, могут быть переведены:
а) из
колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен
судом;
б) из
колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в
исправительную колонию общего режима;
в) из
исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не
свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной
колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к
пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке
помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины
переводу в тюрьму не подлежат.
В соответствии со ст.115
УИК РФ перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями
установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных
колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в
исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести
месяцев;
д)
перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного
порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до
одного года;
е)
перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного
порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех
месяцев.
Обязательные
работы относятся к уголовным наказаниям без изоляции от общества и применяются,
как правило, за преступления небольшой или средней тяжести и в качестве
альтернативы лишению свободы. В настоящее время обязательные работы имеют много
общего с исправительными работами при меньшем объеме ограничений прав и свобод
осужденных.
При
назначении наказания в виде обязательных работ осужденные в соответствии со
ст. 10 УИК ограничиваются в конституционных правах на свободный выбор вида
труда и его добровольность, на вознаграждение за труд и на отдых.
Обязательные
работы могут применяться только в качестве основного вида наказания.
В соответствии с ч.1
ст.25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют
уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид
обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами
местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.[7]
В соответствии со ст.26
УИК РФ осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего
распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы,
добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и
отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность
уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также
являться по ее вызову.
Предоставление
осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не
приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.
В
случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо
признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с
ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
В
случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам,
вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со
дня предоставления отпуска по беременности и родам.
Обязательные
работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.
В соответствии с ч.4
ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и
жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в
вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания
(далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной
власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
С ч.8 для получения
юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также
иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
В соответствии с ч.4 ст.
89 УИК РФ для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с
адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без
ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению
осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов
слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.[8]
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от
8 января 1997 г. № 1-ФЗ// СЗ РФ. 1997. № 2. ст. 198
2. Приказ Минюста РФ от 3 ноября
2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка
исправительных учреждений»// Бюллетень Министерства юстиции Российской
Федерации. 2005. № 12
3. Бекузоров Г.О., Селиверстов В.И.
Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части: Схемы и таблицы
/Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1998
4. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное
право: Учеб. для вузов. М., 2000.
5. Комментарий к
Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/Под. ред.
А.И. Зубкова - Норма, 2005 г.
6. Минеев И. Квалификация злостных
нарушений порядка отбывания уголовного наказания
7. //Российская юстиция. № 5. 2000.
8. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное
право: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
9. Уголовно-исполнительное право:
Учебник /Под ред. В.Д. Иванова. М., 2000.