Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие
информационной системы............................................................ 5
2. Этапы
развития информационных систем................................................. 10
3.
Классификация информационных систем................................................. 16
4. Роль
структуры управления в информационной системе......................... 24
Заключение............................................................................................................
Список
используемой литературы.......................................................................
Введение
Индустриальный этап технологических изменений в истории Земли (середина
XIX века-XX век) в последнем десятилетии прошедшего века сменился
информационным. Многие ученые называют этот этап информационной революцией.
Поэтому информация очень влияет на современный бизнес, который отличается
высоким уровнем конкуренции и постоянно меняющимися условиями хозяйствования.
В России в настоящее время наиболее распространенным видом конкуренции
является ценовая. В условиях, когда рынок нестабилен, возрастает важность цены
товара. Это положение было не раз подтверждено на практике, в том числе и в
период обострения кризиса в России в августе 1998 года. По результатам
исследований российских экономистов спрос на 80—90% товаров является эластичным
по цене, т.е. чутко реагировал на любые ее изменения. Следовательно, выигрыш
или проигрыш в конкурентной борьбе российских предприятий за ограниченный
платежеспособный спрос зависит от того, насколько конкурентоспособны цены и
издержки.
В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным
инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из
основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как
средство повышения производительности и эффективности работы людей.
Наиболее широко информационные системы и технологии используются в
производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались
подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости
их внедрения и активного применения.
Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и
технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности
труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений
в организациях (фирмах).
Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск,
выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой
области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
1.1. Понятие информационной системы
Информационная система - представляет собой совокупность организационных,
технических, программных и информационных средств, объединенных в единую
систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации,
предназначена для выполнения заданных функций.
Рис.1.1 Информационная система.
Информационные технологии
(ИТ) тесно связана с информационными системами, которые
являются для нее основной средой. Добавление к понятию "система"
слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования[1].
Информационная система (ИС) – это
организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов
ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в
интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы
предполагает использование в качестве основного технического средства
переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы
и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой
области.
ИС (информационная система)
является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры,
компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические
и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их
организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в
десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.
Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее
ИТ. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более
емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования
информации в информационном обществе.
В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно
различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Можно выделить основные
свойства, которые являются общими для всех ИС.
Основные свойства информационных систем:
-структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать
поставленным целям;
-производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной
информации, основанной на использование БД, экспертных систем и баз знаний;
-так как любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации,
то в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна
обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа, которые
соответствуют области применения ИС;
-ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться
в соответствии с основными принципами, реализованными в виде стандарта
предприятия на ИС. Интерфейс пользователя ИС должен быть легко понимаем на
интуитивном уровне.
Схематично система управления такова.
Рис. 1.2. Система управления
В рамках любой организации можно
выделить управляющую часть, составляющую в совокупности систему управления.
Воздействие обеих частей системы управления друг на друга осуществляется в виде
передачи информации.
Таким образом, в системе управления
всегда присутствует замкнутый информационный контур.
Информационный контур вместе со
средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с
персоналом, осуществляющим эти действия, образуют информационную систему
организации.
Цель функционирования информационной
системы организации –
это производство нужной для
организации информации и создание информационной и технической сред для
осуществления управления информацией.
Компоненты информационной системы
схематично таковы.
Рис. 1.3. Компоненты информационной системы
Все процессы преобразования информации
в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.
Информационная система является средой
для реализации информационных технологий.
Информационная
технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки,
хранения, представления и использования информации.[2]
Информационная технология в сфере
экономики и управления позволяют перерабатывать исходных данные в
стратегическую и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью
аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных
параметров объекта управления.
Информационная технология реализуется
в автоматизировано и традиционном (чаще всего в бумажном) видах.
Автоматизированная технология
предполагает существование комплекса соответствующих технических средств
реализующих информационный процесс и систему управления этим комплексом
технических средств[3].
Современная компьютерная
информационная технология это технология с дружественным интерфейсом работы
пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные
средства для доступа к удаленным базам данных и программам.
Все процессы преобразования информации
в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.
Информационная система является средой
для реализации информационных технологий.
Информационная технология представляет
собой систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки,
хранения, представления и использования информации.
Информационная технология в сфере
экономики и управления позволяют перерабатывать исходных данные в
стратегическую и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью
аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных
параметров объекта управления.
Информационная технология реализуется
в автоматизировано и традиционном (чаще всего в бумажном) видах.
Автоматизированная технология
предполагает существование комплекса соответствующих технических средств реализующих
информационный процесс и систему управления этим комплексом технических
средств.
Современная компьютерная
информационная технология это технология с дружественным интерфейсом работы
пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные
средства для доступа к удаленным базам данных и программам.
2. Этапы развития информационных систем
Понятие ИС (информационных
систем) на протяжении своего существования претерпело
значительные изменения. История развития ИС и цели их использования на разных
периодах представлены в таблице.
Таблица 1.1
История развития информационных систем
Период
времени
|
Концепция
использования информации
|
Вид
информационной системы - ИС
|
Цель
использования ИС
|
1950 -
1960 гг.
|
Бумажный поток расчетных документов
|
ИТ обработки расчетных
документов на электромеханических бухгалтерских машинах
|
Повышение скорости обработки
документов . Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
|
1960 - 1970 гг.
|
Основная помощь в
подготовке отчетов
|
Управленческие ИТ для
производственной информации
|
Ускорение процесса
подготовки отчетности
|
1970-
1980 гг.
|
Управленческий контроль
реализации (продаж)
|
Системы поддержки принятия
решений. Системы для высшего звена управления.
|
Выработка наиболее
рационального решения
|
1980 - 2000 гг.
|
Информация -
стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество
|
Стратегические ИТ. Автоматизированные
подразделения
|
Повышение конкурентоспособности
предприятия
|
В
50-е гг. была осознана роль информации как важнейшего ресурса
предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать
автоматизированные ИС разного рода. Первые ИС были предназначены исключительно
для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических
бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и
времени на подготовку бумажных документов. Вначале, когда появилась возможность
обработки информации с помощью вычислительной техники, был распространен термин
"системы обработки данных" (СОД), этот термин широко использовался
при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими
объектами, при создании систем сбора и обработки статистической информации о
состоянии атмосферы, учетно-отчетной информации предприятий и т.п. По мере
увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации БД
(БД). Это направление сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время
и занимается в основном разработкой и освоением средств технической и
программной реализации обработки данных с помощью вычислительных машин разного
рода. Для сохранения этого направления по мере его развития появились термины
"базы знаний", "базы целей", позволяющие расширить
толкование проблемы собственно создания и обработки БД до задач, которые
ставятся в дальнейшем при разработке ИС[4].
В 60-е гг.
знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала
применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого
организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения,
способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и
считать зарплату, как было ранее.
Основные черты этого поколения ИС - информационных систем:
-техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения;
информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных,
структура которых определялась той программой, в которой они использовались;
-программное обеспечение представляло собой специализированные прикладные
программы, например, программа начисления заработной платы.
-архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась
пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного
контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились
персоналом ИС.
Недостатки ИС - информационных систем - этого поколения:
сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в
предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло
переделывать программы; трудоемкость разработки и модификации систем; сложность
согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время[5].
В 70-х - начале 80-х гг.
ИС предприятий начинают использоваться в качестве средства управления
производством, поддерживающего и ускоряющего процесс подготовки и принятия
решений. В своем большинстве ИС этого периода предназначались для решения этого
периода предназначались для решения установившихся задач, которые четко определялись
на этапе создания системы и затем практически не изменялись.
Появление персональных ЭВМ приводит к корректировке идеи АСУ; от ВЦ
и централизации управления к распределенному вычислительному ресурсу и
децентрализации управления. Такой подход нашел свое применение в системах
поддержки принятия решении (СППР), которые характеризуют новый этап
компьютерной ИТ организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на
централизованные вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что
позволяет сосредоточить в них решение крупных долгосрочных стратегических
задач. Жизнеспособность любой ИТ в немалой степени зависит от оперативного
доступа пользователей к централизованным ресурсам и уровня информационных
связей как по "горизонтали", так и по "вертикали" в
пределах организационной структуры. В то же время для обеспечения эффективного
управления крупными предприятиями была развита и остается актуальной идея
создания интегрированных АСУ.
К концу 80-х гг.
концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим
источником информации и используются на всех уровнях предприятия любого
профиля. ИТ этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают
организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и
услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать
выпуск продукции высокого качества и по низкой цене и др. Стремление преодолеть
недостатки предыдущего поколения ИС породило технологию создания и управления базами
данных. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей
и это позволяет частично решить проблемы ранее созданных ИС. Вначале СУБД
разрабатывались для больших ЭВМ, и их количество не превышало десятка.
Благодаря появлению ПЭВМ технология БД стала массовой, создано большое
количество инструментальных средств и СУБД для разработки ИС, что в свою
очередь вызвало появление большого количества прикладных ИС в прикладных
областях.
Основные черты ИС этого поколения:
-основу ИО составляет база данных, программное обеспечение состоит
из прикладных программ и СУБД; технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и ПЭВМ;
средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3-4 поколения,
расширенные языком работы с БД (SQL, QBE); архитектура ИС: наиболее популярны
две разновидности: персональная локальная ИС, централизованная БД с сетевым
доступом.
Рис. 1.4 Схема информационного обеспечения 80-х гг.
Большим шагом вперед явилось развитие принципа "дружественного
интерфейса" по отношению к пользователю (как к конечному, так и к
разработчику ИС). Например, повсеместно применяется графический интерфейс,
развитые системы помощи и подсказки пользователю, разнообразные инструменты для
упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD-системы),
средства автоматизированного проектирования ИС (CASE-средства). К концу
80-хгодов выявились и недостатки систем этого поколения.
Недостатки информационных систем (ИС) этого поколения:
-большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали
ожидаемого эффекта, соответствующего затратам (увеличились накладные расходы,
но не произошло резкого повышения производительности);
-внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных
пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии;
- к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования
(знание ПК, конкретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно
повышать свою квалификацию[6]
В связи с указанными выше недостатками постепенно стало формироваться
современное поколение ИС. Техническая платформа - мощные ЭВМ 4-5 поколения,
использование разных платформ в одной ИС (большие ЭВМ, мощные стационарные ПК,
мобильные ПК). Наиболее характерно широкое применение вычислительных сетей - от
локальных до глобальных. Информационное обеспечение: ведутся интенсивные
разработки с целью повышения интеллектуальности банка данных в следующих
направлениях:
-новые модели знаний, учитывающие не только структуру информации, но
и активный характер знаний,
-средства оперативного анализа информации (OLAP) и средства поддержки
принятия решений (DSS),
-новые формы представления информации, более естественные для человека
(мультимедиа, полнотекстовые БД, гипертекстовые БД, средства восприятия и
синтеза речи).
В последнее время появился широкий спектр специализированных ИС -
экономические ИТ (ЭИС), бухгалтерские ИТ (БУИС), банковские ИТ (БИС), ИТ рынка
ценных бумаг, маркетинговые ИС (МИС) и т.п.
Современные автоматизированные системы (АС) реализуются в виде
корпоративных компьютерных сетей (ККС), имеющих в своем составе тысячи единиц
вычислительного и коммуникационного оборудования. Процесс развития систем
данного класса реализуется в виде многоэтапного процесса в течение всего их
жизненного цикла. Эффективное развитие ККС автоматизированных систем возможно
лишь с применением соответствующих информационных технологий, использующих
формализованные модели создания, модернизации и внедрения систем данного класса
в течение их жизненного цикла[7].
В основу любой информационной технологии развития ККС положена
соответствующая модель жизненного цикла (ЖЦ) сети. Наиболее результативной
моделью ЖЦ ККС является динамическая спиралевидная модель, которая учитывает
динамику изменения ее подсистем в течение жизненного цикла.
3. Классификация информационных систем
При создании или при классификации информационных систем неизбежно
возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим
описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят
эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый
степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности
компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе
ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы:
структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и
частично структурированные.
Структурированная (формализуемая) задача - задача, где
известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно
выделить элементы и установить между ними связи.
В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической
модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится
решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной
системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их
решения, т.е. сведение роли человека к нулю.
Заметим, что в практике работы любой организации существует сравнительно
немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О
большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей
между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих
условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация
анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие
информационные системы являются автоматизированными, так как в их
функционировании принимает участие человек
Информационные системы, используемые для решения частично структурированных
задач, подразделяются на два вида (рис 1.5):
-создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом
на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию) и разрабатывающие
возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору
одной из предложенных альтернатив[8].
Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает
решение.
Рис. 1.5. Классификация информационных систем по признаку структурированности
решаемых задач.
Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают
информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в
базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в
информационной системе должны обеспечивать следующие возможности: составление
комбинаций данных, получаемых из различных источников; быстрое добавление или
исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение
источников при поиске данных; управление данными с использованием возможностей
систем управления базами данных; логическую независимость данных этого типа от
других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут
быть модельными и экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические,
статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает
выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую
ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в
процессе ее исследования.
Основными функциями модельной информационной системы являются:
возможность работы в среде типовых математических моделей, включая
решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?",
"что будет, если?", анализ чувствительности и др.; достаточно быстрая
и адекватная интерпретация результатов моделирования; оперативная подготовка и
корректировка входных параметров и ограничений модели; возможность графического
отображения динамики модели; возможность объяснения пользователю необходимых
шагов формирования и работы модели.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку
возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем,
связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем
решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции
"типовых управленческих решений", в соответствии, с которой часто
возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым
однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору
альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается
информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися
классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной
поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе
имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур
оценки синтезированных альтернатив[9].
Структура информационной системы может быть представлена как совокупность
ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован
при классификации информационных систем.
В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов
типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак
классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая,
финансовая, кадровая.
Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском
продукции и направлена на создание и внедрение в производство
научно-технических новшеств.
Маркетинговая деятельность включает в себя:
анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции,
анализ продаж; организацию рекламной кампании по продвижению продукции;
рациональную организацию материально-технического снабжения.
Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых
ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.
Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых
фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным
аспектам.
Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных
систем: производственные системы; системы маркетинга; финансовые и учетные
системы; системы кадров (человеческих ресурсов); прочие типы, выполняющие
вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.
В крупных фирмах основная информационная система функционального
назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций.
Например, производственная информационная система имеет следующие подсистемы:
управления запасами, управления производственным процессом, компьютерного
инжиниринга и т.д.
Для лучшего понимания функционального назначения информационных
систем в табл. 1.2 приведены по каждому
рассмотренному выше виду, решаемые в них типовые задачи.
Таблица 1.2.
Функции информационных систем
Система маркетинга
|
Производственные системы
|
Финансовые и учетные системы
|
Система кадров (человеческих ресурсов)
|
Прочие системы, например ИС руководства
|
Исследование рынка и прогнозирование
продаж
|
Планирование объемов работ и разработка
календарных планов
|
Управление портфелем заказов
|
Анализ и прогнозирование
потребности в трудовых ресурсах
|
Контроль за деятельностью фирмы
|
Управление продажами
|
Оперативный контроль и управление
производством
|
Управление кредитной политикой
|
Ведение архивов записей о персонале
|
Выявление оперативных проблем
|
Рекомендации по производству новой
продукции
|
Анализ работы оборудования
|
Разработка финансового плана
|
Анализ и планирование подготовки
кадров
|
Анализ управленческих и стратегических
ситуаций
|
Анализ и установление цены
|
Участие в формировании заказов поставщикам
|
Финансовый анализ и прогнозирование
|
|
Обеспечение процесса выработки стратегических
решений
|
Учет заказов
|
Управление запасами
|
Контроль бюджета
Бухгалтерский учет и расчет
зарплаты
|
|
|
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в
системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные,
автоматические, автоматизированные (рис. 1.6).
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических
средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например,
о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить,
что он работает с ручной ИС.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации
без участия человека.
Автоматизированные И С предполагают участие в процессе обработки
информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится
компьютеру. В современном толковании в термин "информационная
система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации
процессов управления, имеют различные модификации и могут быть
классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере
применения.
Рис.1.6. Классификация информационных систем по разным
признакам
Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию,
хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований
данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в
железнодорожных и авиакассах продажи билетов.
Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки
информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию
по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия
решений и выделить два класса: управляющие и советующие[10].
Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек
принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и
обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного
планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком
к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти
системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна
обработка знаний, а не данных
Информационные системы организационного управления предназначены для
автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое
применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные
системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся
информационные системы управления как промышленными фирмами, так и
непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.
Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и
регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное
планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие
экономические и организационные задачи.
ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации
функций производственного персонала. Они широко используются при организации
для поддержания технологического процесса в металлургической и
машиностроительной промышленности.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации
функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при
создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем
являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей,
схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых
объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации
всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта
продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует
системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания
рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в
самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.
4. Роль структуры управления в информационной системе
Создание и использование
информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих
задач:
1. Структура информационной системы,
ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед
организацией. Например, в коммерческой фирме — эффективный бизнес; в
государственном предприятии — решение социальных и экономических задач;
2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься
и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими
принципами;
3. Производство достоверной, надежной,
своевременной и систематизированной информации.
Построение информационной системы
можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы,
сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и
др., чтобы появился дом.
Аналогично для создания и
использования информационной системы необходимо сначала понять структуру,
функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений,
возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью
организации, а ключевые элементы любой организации — структура и органы
управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура[11].
Наглядно использование системы
информационного обеспечения и внедрение информационных технологий рассмотрим на
примере роли финансового директора в деятельности предприятия.
В настоящее время роль финансового
директора в деятельности предприятия трудно переоценить. Финансы являются
“кровью” предприятия. Именно в деньгах оцениваются проданные товары и оказанные
клиентам услуги. Именно деньги являются универсальным измерителем необходимых
предприятию ресурсов сырья и материалов, станков, человеческих
ресурсов, информации и т.д. Поэтому планирование и прогнозирование, контроль и
оптимизация финансовых потоков являются жизненно важными задачами финансовой
службы[12].
Современный бизнес отличается высоким
уровнем конкуренции и постоянно меняющимися условиями хозяйствования.
Соответственно, повышается уровень сложности задач, которые приходится решать
финансовому директору. Подсистема управления финансами тесно связана с другими
подсистемами управления (закупками, продажами, производством…): например, может
брать из них информацию о плановом и фактическом объемах выпуска
продукции, потребления сырья и материалов, рыночных ценах и т.д., а может и
являться ограничителем устанавливать максимально приемлемые цены на
закупаемые сырье и материалы. Таким образом, все более высокие требования
предъявляются к тем методам и механизмам, которые обеспечивают работу
финансовой службы, органически встраивают ее в единый бизнес-процесс
предприятия.
Заключение
Информационная система -
представляет собой совокупность организационных, технических, программных и
информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения,
обработки и выдачи необходимой информации, предназначена для выполнения
заданных функций.
В хозяйственной практике
производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые
определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются:
производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.
Производственная
деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на
создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.
Однако в современных
условиях хозяйствования для обеспечения оперативности и повышения эффективности
управляемости предприятиям зачастую такой программы не хватает. Поэтому
целесообразным является внедрение на предприятие ERP-систему.
На основании информации,
предоставляемой ERP-системой, финансовый директор может проанализировать
доходность по различным продуктам, видам бизнеса, юридическим лицам холдинга и
принять решения по оптимизации финансовых потоков предприятия/холдинга
(например, определить приемлемые трансфертные цены на продукцию и услуги
дочерних предприятий).
В областях, связанных с
анализом и прогнозированием состояния предприятия, ERP-система также играет
большую роль. Выполняя функции по анализу и прогнозированию финансового
состояния предприятия и управлению стоимостью бизнеса, финансовый директор
использует ERP-систему как источник исторических данных.
Автоматизация систем
управления, внедрение ERP-систем повышает экономическую эффективность
промышленного предприятия, его конкурентоспособность.
Автоматизация управления
должна обеспечить ритмичную работу предприятия путем координации действий
различных подразделений и служб: производственных, транспортных, финансовых,
маркетинговых и т.п.
Неудачи при внедрении
компьютерных систем управления, как правило, связаны с отсутствием четко
поставленной цели. Внедрение компьютерной системы требует определенной
модификации бизнес-процессов, их реинжиниринга.
Необходимо обеспечить
комплексное решение основных задач предприятия на базе единого информационного
пространства, согласовать организационно, программно и технологически
деятельность конструкторских и технологических автоматизированных систем
(CAD/CAM/ CAE/PDM) с ERP-системами.
Список
используемой литературы
1. Чернышов Ю.Н.
Информационные технологии в бизнесе: от теории к практике. –М. Радио и
связь.2005 – 192 с.:ил.
2. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.:
Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003. – 576с.
3. Анализ хозяйственной
деятельности в промышленности / Русак Н. А., Стражев В. И., Мигук О.Ф. и др.;
Под общ. ред. В. И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.., 2002.
– 398 с.
4. Бакаланов М.И. Теория
экономического анализа: Учебник/ Бакаланов М.И., Шеремет А.Д.-4-е изд., доп. и
перераб.- М.: Финансы и статистика,2001.- 416 с.
5. Белолипецский В.Г.
Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. - М.: ИНФРА-М, 2000. -
298 с.
6. Бланк И.А. Основы
финансового менеджмента. Т.2. –К.: Ника-Центр, (серия «Библиотека финансового
менеджера»; Вып. 3), 2002. – 720 с.
7. Бороненкова С.А.
Экономический анализ в управлении предприятием // Экономический анализ. – 2004.
- №2. – с. 47-51.
8. Вахрин П.И. Финансовый
анализ в коммерческих и не коммерческих организациях: Учеб. пособ.- М.: Изд-во
«Книготорговый центр Маркетинг», 2001.- 320 с.
9. Горемыкин В.А.
Планирование на предприятии: Учеб. для ВУЗов/ Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р.,
Богомолов А.Ю.-2-е изд., стер.- М.: Филинъ, РИЛАНТ, 2000.- 328 с.
10. Графов А.В. Оценка
финансово-экономического состояния предприятия// Финансы. – 2001. - №7. – с.64.
11. Грузинов В.П., Грибов
В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособ.-2-е изд., и доп.- М.: Финансы и
статистика, 2002.- 208 с.
12. Донцова Л.В.,
Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности (фрагмент книги) // Финансовый
менеджмент. – 2003. - № 1. – с. 122.
13. Ефимова О.В.
Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство
“Бухгалтерский учёт”, 2002. –528с.
14. Жиделеева В.В.
Экономика предприятия: Учеб. пособ. для ВУЗов/ Жиделеева В.В., Каптейн Э.И.-
2-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2002.- 133 с.
15. Зайцев Н.П. Экономика
организации: Учебник.- М.: Изд-во «Экзамен», 2000.- 768 с.
16. Зайцева О.П. Основные
средства: обоснование методики комплексного анализа / Зайцева О.П., Жукова
Т.В.// Экономический анализ: Теория и практика. – 2003. - №25.- с. 52-63.
17. Зайцев Н.Л. Экономика
промышленного предприятия, Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА-М,
2003. – 259 с.
18. Кейлер В.А. Экономика
предприятия: Курс лекций.- М.: Инфра-М, Новосибирск: ИТАЭиУ, 2001.- 132 с.
19. Ковалев В.В. Введение
в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 768 с.
20. Ковалёв В.В.
Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.-
2-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 512 с.
21. Ковалев В.В., Волкова
О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби,
Изд – во Проспект, 2004. – 424с.
22. Ковалев А.И.,
Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия М.: Центр экономики и
маркетинга, 2004. – 216 с.
23. Крейнина М.Н.
Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. Москва, изд. «Дис», 2003. –
267 с.
24. Лебедева С.Н.
Экономика торгового предприятия: Учеб. пособ./ Лебедева С.Н., Казиначикова
Н.А., Гаврилов А.В./ Под ред. Лебедевой С.Н.- Минск: Новое знание, 2001.- 240
с.
25. Любушкин Н.П. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия», Москва, «ЮНИТИ», 2002. – 316 с.
26. Любушин Н.П., Лещев
В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:
Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Любушина Н.П. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002. –
417с.
27. Контроллинг в
бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в
организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.:
«Финансы и статистика», 2003. 256 с.
28. Контроллинг как
инструмент управления предприятием / Е.А. Ананьина, С.В. Данилочкин, Н.Г.
Данилочкина и др. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004. 279 с.
29. Манн Р., Майер Э.
Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича.
2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2003. 304 с.
30. Ойхман Е.Г., Попов
Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные
технологии. М.: «Финансы и статистика», 2003. 336 с.
31. Фатхутдинов Р.А.
Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа
‘Интел-Синтез», 2004. 304 с.
32. Хан Д. Планирование
и контроль: концепция контроллинга: Пер.с нем. / Под ред. и с предисл. А.А.
Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: «Финансы и статистика», 2004. 800 с.