ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Юридический факультет
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ
(Реферат)
Выполнила:
студентка
III курса
группы
1003
Логинова
И.А.
Проверил:
Гребенников
М.Ю.
ТОМСК – 2002
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Понятие права международных
договоров.. 3
2. Стороны в договорах.. 4
3. Право на участие в договорах.. 5
4. Заключение договоров.. 6
4.1. Стадии заключения договоров. 6
4.2. Полномочия. 6
4.3. Подписание. 7
4.4. Ратификация. 8
5. Оговорки.. 9
6. Вступление договоров в силу.. 11
7. Опубликование и регистрация договоров.. 11
Список литературы... 13
Договоры были известны
практике государств задолго до появления международного права, поскольку во
взаимоотношениях независимых образований соглашение является единственным
средством мирного урегулирования. С появлением международного права договоры
междугосударствами обретают правовой характер. По мере роста потребности в
регулировании международных отношений возрастает и роль договоров.
Право международных
договоров — отрасль международного права, определяющая порядок заключения,
действия и прекращения международных договоров. Эта отрасль занимает стержневое
положение в системе международного права. Она связана с такими коренными
институтами, как правосубъектность, правотворчество
и др. В отечественной науке основные проблемы права договоров исследованы
профессорами В. М. Шуршаловым
и А. Н. Талалаевым.
В практике используются
такие понятия, как "международное договорное право" и
"международное договорное право государства". Первое обозначает
нормы, создаваемые договором, в отличие от норм обычая. Второе— совокупность
договоров определенного государства, например, "международное договорное
право России". Последнее представляет весьма масштабную систему норм, в
которую входит свыше 10 тыс. договоров.
Источниками права
договоров являются общепризнанные нормы
международного права, которые в значительной мере кодифицированы и развиты
универсальными конвенциями: Венской конвенцией о праве международных договоров
1969 г. (касающейся договоров только между
государствами), и разработанной на ее основе Венской конвенцией о праве
международных договоров между государствами и международными организациями или
между международными организациями 1986 г.
Важная роль в
регулировании заключения и осуществления договоров принадлежит внутреннему
праву. Общие положения содержатся в конституционном праве. Более детальные
нормы формируются практикой государственных органов, включая судебные. Считается, что область внешних сношений
требует гибкого регулирования.
В некоторых странах
принимаются специальные законы о договорах, например, в Мексике. В нашей
стране такие законы являются традиционными, начиная с Постановления ЦИК СССР 1925
г. В 1995 г. был принят Закон о международных договорах
РФ. Закон составлен с учетом Венских
конвенций.
Под стороной понимается
участник договора. Стороны — важнейший элемент
договорного правоотношения. Состав и характер сторон определяют содержание и
роль договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и
значение договора.
Каждое государство имеет
равно суверенное право на участие в договорах, однако реальные возможности у
государств неодинаковы. Субъект федерации в порядке редкого исключения может
участвовать в договорах, если это предусмотрено федеральной конституцией.
Стороной в договоре
является государство в целом. Однако в зависимости от органов, представляющих
государство, зачастую различают межгосударственные договоры (заключаются на высшем
уровне и от имени государства), межправительственные (от имени правительства),
межведомственные (от имени ведомств).
Растет число договоров с
участием межгосударственных организаций. Поскольку организации обладают
специальной правосубъектностью, постольку
возможности их участия в договорах ограничены их функциями. Способность
организации участвовать в договорах определяется ее правилами, прежде всего,
уставом.
Договоры обязывают только
участников. Для третьих, т. е. не участвующих,
государств, они не создают ни прав, ни обязательств. Договор может породить
правовые последствия для третьих государств только в случае их согласия. Если
такое государство пользуется вытекающими, из договора правами, то оно должно соблюдать и
связанные с этим обязанности. Так, государство, пользующееся правами по Конвенции о судоходстве по Дунаю, должно
соблюдать установленные ею правила. Стороны вправе изменять содержание договора
без согласия третьих государств, пользующихся вытекающими из него правами. Государства-члены организации могут путем общего
соглашения создавать для нее права и обязанности.
В зависимости от числа
участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Основную массу
договоров составляют двусторонние, учитывающие специфику конкретных государств
и их отношений. Вместе с тем растет значение многосторонних договоров. При их
помощи решаются важные проблемы, включая проблемы общечеловеческого значения. В
качестве примера можно указать на Договор о нераспространении ядерного оружия
1968 г., конвенции по морскому и космическому праву. Многосторонние конвенции
служат основным средством кодификации и прогрессивного развития международного
права.
Договоры, кодифицирующие
международно-правовые нормы, и другие, объект и цели которых представляют
интерес для всех государств, называют общими или универсальными договорами. Такие договоры должны быть открытыми, т. е. в
них вправе участвовать любое государство. В закрытом договоре участвуют
только заключившие его государства. К полуоткрытым могут присоединиться и
другие государства, но с согласия участников. Такими являются многие
многосторонние договоры в рамках СНГ. Другим примером может служить
Североатлантический договор 1949 г.
Договоры государств определенного
географического района именуют региональными. Региональными являются
соглашения, заключенные в рамках СНГ, Римский договор о ЕЭС 1957 г. Особое значение этому понятию придает Устав ООН,
который допускает существование региональных соглашений для разрешения таких
вопросов, относящихся к поддержанию мира, которые являются подходящими для
региональных действий, при условии, что такие соглашения совместимы с целями и
принципами ООН (ст. 52).
В прошлом в мире
действовал принцип "свободы договоров", в соответствии с которым
крупные державы заключали договоры по любому вопросу и сами определяли круг
участников, ущемляя права более слабых государств.
Даже в наше время отмена
"свободы договоров" встречает сопротивление. Из-за позиции западных
держав право на участие было лишь частично
отражено, да и то не в Венской конвенции 1969 г., а в отдельной декларации
конференции. В ней говорилось, что общие
многосторонние договоры должны быть открыты для всеобщего участия. Это явилось
главной причиной отказа СССР подписать Конвенцию. Острота проблемы объяснялась
борьбой за международное признание ГДР. После принятия ГДР в ООН универсальные
конвенции, в том числе и Венская конвенция 1986 г., заключаются на основе
принципа всеучастия.
Право на участие
существует не только в отношении универсальных, но и иных договоров. Абсолютным правом на участие обладает наиболее
заинтересованное государство, т. е. такое,
дела которого являются основным предметом договорного урегулирования. Такими
государствами при договорном урегулировании режима Каспийского моря являются
все прибрежные государства. Неучастие наиболее заинтересованного государства
влечет за собой недействительность договора как нарушающего принципы суверенного равенства государств, невмешательства и
др.
Правом на участие
обладают и непосредственно заинтересованные государства, т. е. такие, законные права и интересы которых, имеют прямое отношение к предмету договора.
Право на участие
существует независимо от признания государства или его правительства.
Исключение составляет лишь тот случай, когда ООН объявляет незаконным режим,
установленный в стране в нарушение права народов на самоопределение.
Прецедентом являются решения Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН 1965—1979 гг. относительно расистского
режима в Южной Родезии.
Отсутствие
дипломатических или консульских отношений не является препятствием для
заключения договора. В многосторонних договорах участие не признающих друг друга государств — повседневное явление. Разрыв
упомянутых отношений не влечет за собой прекращение договора, если они не
являются необходимыми для его выполнения.
Первой стадией является
принятие текста. Он принимается с согласия всех участников переговоров. Текст
многостороннего договора принимается
большинством в две трети участников конференции.
Принятие текста не налагает юридических обязательств. Тем не менее сам факт
принятия текста многостороннего договора может оказывать влияние как на
политику, так и на международное право. Так, в 1984 г. Генеральная Ассамблея
ООН подавляющим большинством голосов одобрила резолюцию, в которой
подчеркивалось историческое значение принятия Конвенции по морскому праву
"в качестве важного вклада в поддержание мира, справедливости и прогресса
для всех народов земного шара".
Вторая стадия —
установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания,
полного или предварительного, самого текста или заключительного акта,
содержащего текст договора.
Третья стадия — согласие
на обязательность договора, которое может
быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или
присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного договором.
Для участия в любой из
стадий заключения договора представитель государства или организации должен
иметь полномочия. Высшие должностные лица (глава государства, глава правительства,
министр иностранных дел или генеральный секретарь организации) обладают такими полномочиями в силу
занимаемого положения. Иные лица должны иметь специальные полномочия. При
подготовке двустороннего договора производится обмен полномочиями. В случае
многостороннего договора полномочия предъявляются для проверки.
Полномочия выдаются тем
органом государства, от имени которого заключается договор. Эти общепринятые
положения отражены в Законе о международных договорах РФ. Кроме того, в нем
предусмотрено, что договоры, затрагивающие компетенцию
субъекта Федерации, заключаются по согласованию с его органами (ст. 4).
Участие в заключении
договора без полномочий не влечет правовых последствий, если только
соответствующие действия не будут в дальнейшем подтверждены соответствующим
субъектом. Нарушение уполномоченным инструкций своего правительства не может
служить основанием недействительности выраженного согласия, если они не были
доведены до сведения другой стороны. Государство может ссылаться на нарушение
своего внутреннего права как на основание недействительности его согласия с
договором только в том случае, если речь идет о нормах относительно
компетенции заключать договоры и если нарушение было явным и касалось норм
внутреннего права особо важного значения. Это
положение относится, в частности, к случаю заключения правительством договора,
который согласно внутреннему праву подлежит обязательной ратификации. Менее
значительные нарушения не принимаются во внимание.
Подписание договора
означает либо окончательное принятие его текста, либо выражение согласия на его
обязательность. В подписанный договор не могут вноситься изменения. Подписание
может быть полным, окончательным или предварительным.
Факт подписания договора
может иметь серьезное политическое значение, содействовать улучшению отношений
между участниками. Особое значение имеет подписание универсальной конвенции,
призванной утвердить нормы общего международного права. Она служит авторитетным
выражением мнения международного сообщества относительно необходимых
международно-правовых норм.
В прошлом подпись под
договором сопровождалась печатью. Ныне достаточно самой подписи.
Наиболее распространенным
видом предварительного подписания является парафирование, подписание
инициалами. Оно удостоверяет аутентичность текста, после которого уполномоченные
не могут вносить в него изменения. Известны случаи, когда парафирование
приравнивается к полному подписанию.
Подписание договора
порождает моральную обязанность представить его на ратификацию. Известны
случаи, когда непринятие мер по утверждению
парафированного договора давало основание другой стороне к отказу от него/
В некоторых международных
организациях принята процедура, которая вообще не предусматривает подписания.
В МОТ, например, конвенции принимаются конференцией и передаются на
утверждение государствам.
Ратификация — акт утверждения договора высшими
органами государства, выражающий согласие на его обязательность. Порядок
ратификации определяется внутренним правом. В соответствии с Конституцией РФ
ратификация осуществляется Федеральным Собранием в форме закона. Обязательной ратификации согласно Закону о договорах
подлежат договоры: а) вносящие изменения в законодательство: б) об основных
правах человека; в) о территориальном разграничении;
г) об основах отношений, а также по вопросам разоружения, мира и безопасности;
д) об участии в союзах и организациях, если
такие договоры предусматривают передачу осуществления части полномочий РФ или
юридическую обязательность решений.
Известны случаи вынесения
вопроса о ратификации на референдум. В 1992 г. во Франции был вынесен на
референдум закон о ратификации Маастрихтского договора о Европейском Союзе.
Аналогичный референдум был проведен в Финляндии в 1994 г. Закон РФ о
референдуме 1995 г. не исключает такой возможности (ст. 3)^
В принципе ратификация не
должна чрезмерно откладываться. Однако
известны случаи, когда она затягивалась на десятки лет. Так, СССР подписал
Конвенцию об использовании радиовещания в интересах мира в 1936 г., а
ратифицировал в 1992 г. Особенно много подобных случаев в практике США.
На основании акта о
ратификации глава государства подписывает ратификационную грамоту. Процесс
ратификации считается завершенным после обмена ратификационными грамотами или
в случае многостороннего договора — после
сдачи ее на хранение.
Отказ от ратификации не
нарушает международного права, но может повлечь за собой серьезные политические последствия. В послании Президента США о
положении страны 1979 г. говорилось, что отказ от ратификации договора ОСВ-2
нанесет ощутимый удар по отношениям с союзниками в Европе.
Утверждение, принятие
— процедуры
выражения согласия на обязательность договора, не подлежащего ратификации, но
предусматривающего одобрение после подписания. Эти акты осуществляются более
широким кругом государственных органов. Закон о договорах РФ предусматривает,
что договоры по вопросам, требующим ратификации, утверждаются федеральным законом
(п. 1 ст. 20). Думается, что если договор
подлежит обязательной ратификации, то нет оснований предусматривать для него еще
одну процедуру. Утверждение, принятие
договоров осуществляется также Президентом и Правительством. В наше время
договоры обычно содержат положения о том, что одобрение производится каждой из
сторон в соответствии с ее внутренним правом.
Присоединение — акт согласия на обязательность
договора, заключенного другими государствами. Возможность присоединения
предусматривается в самом договоре или согласовывается с его участниками. Как
правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или
утверждение. Этот порядок закреплен и Законом о договорах РФ (ст. 21).
Оговорка представляет
собой одностороннее заявление, сделанное государством в процессе заключения
договора, имеющее целью изменить или исключить действие отдельных положений
В 1935 г. между Италией и
Францией был заключен договор о разграничении их владений в Африке. Парламенты
приняли решения о его ратификации, но обмен ратификационными грамотами не
состоялся. Рассматривая дело о границе между Ливией и Чадом, Международный Суд
ООН признал договор нератифицированным. Тем не менее содержание договора было
принято во внимание, поскольку он являлся единственным
согласованным актом о границе и по нему можно было судить о позиции сторон в
отношении автора оговорки. Оговорка не должна противоречить целям и принципам
договора, изменять его главное содержание. К сожалению, в практике, прежде
всего, США нередки оговорки, сводящие на нет значение участия в договоре.
Оговорка делается при подписании, ратификации, утверждении и присоединении.
Есть немало договоров, не допускающих оговорок, например, Договор о создании
Экономического союза стран СНГ. Оговорка может
быть в любой момент снята сделавшим ее государством.
Общепризнанным является
право делать оговорки к многосторонним договорам. В них участвует
большое количество государств, интересы
которых могут иметь специфику. В целях облегчения участия таких государств им
дается право делать оговорки к .положениям
частного характера. Однако под давлением некоторых государств в Венской
конвенции зафиксировано положение об оговорках к договорам вообще.
Соответствующее положение заимствовано и Законом о международных договорах РФ.
В доктрине, а в значительной мере и в практике, считается, что оговорка к
двустороннему договору означает предложение о его пересмотре. Оговорки к
двусторонним договорам хорошо известны практике сената США.
Если из ограниченного
числа участников, а также из целей и принципов договора следует, что он должен
применяться лишь в целом между всеми участниками, например, союзный договор, то
оговорки к нему требуют принятия всеми участниками. В остальных случаях
возражение против оговорки части участников не препятствует участию в договоре
государства, сделавшего оговорку. Оговорка считается принятой участником, если
в течение года он не заявит возражения.
Оговорка к учредительному
акту организации нуждается в принятии ее соответствующим органом.
Юридические последствия
оговорки состоят в том, что она вносит соответствующие изменения в договор во
взаимоотношениях стороны, ее сделавшей, и сторон, ее принявших. В случае возражений
против оговорки со стороны отдельных участников, в их взаимоотношениях со
сделавшим оговорку государством соответствующее
положение не применяется. Оговорка не изменяет положений во взаимоотношениях
остальных участников.
Закон о договорах РФ в
целом закрепил общепринятые положения в отношении оговорок. Уникальным
является лишь требование о том, чтобы принятие или возражение против оговорки
осуществлялись тем же органом, который выразил согласие на обязательность
договора. В частности, оговорки или возражения против них в отношении
ратифицированного договора оформляются законом (п.
2 ст. 25). Требование мало реальное, поскольку своевременное принятие закона в
каждом случае едва ли возможно. Оговорки и возражения против них всюду
отнесены к компетенции исполнительной власти.
Кроме оговорок государства делают заявления к договору, которые
выражают понимание тех или иных положений. Поэтому их зачастую
называют интерпретационными заявлениями. В отличие от оговорок они не изменяют
содержание договора и не нуждаются в согласии других участников. Обязывают они
лишь государство, которое их сделало. Встречаются, однако, и заявления,
которые призваны породить юридические последствия.'
Вступление договора в
силу означает наступление момента, с которого договор начинает действовать как
юридический акт. Многосторонний договор может вступать в силу для сторон в разное время в зависимости от того, когда они оформили
свое участие. До вступления в силу договор не обязывает принявших его. Однако в
силу нормы общего международного права стороны обязаны воздерживаться от
действий, способных лишить договор его
объекта, сделать невозможным достижение его целей (см. также п. 2 ст. 31 Закона
о международных договорах РФ). Эта обязанность существует с момента подписания
договора до его ратификации или отказа от ратификации. Эта обязанность распространяется
и на те случаи, когда субъект окончательно оформил свое участие, но договор не
вступил еще в силу из-за других договаривающихся государств. Обязанность
прекращается, если вступление в силу слишком
затягивается.
Договор вступает в силу
на условиях, в нем указанных. Не требующий ратификации или утверждения договор
вступает в силу после его подписания.
Подлежащий ратификации договор — после его
ратификации (или утверждения).
Договор может применяться
временно, до вступления в силу, если это предусмотрено в самом договоре или об
этом участники договорились иным образом. Так, временное применение предусмотрено
в торговом соглашении между РФ И.Мексикой, а в
отношении Договора о создании Экономического союза (СНГ) — в решении
участников.
Согласно Закону о
международных договорах РФ решение о временном
применении принимается тем же органом, который принял решение о его подписании. Если договор подлежит ратификации,
то он должен быть представлен в Государственную Думу в срок не более шести
месяцев с момента его временного применения. В таком случае срок временного
применения может быть продлен только законом (п.
2 ст. 23).
Истории дипломатии
известно множество договоров, втайне решавших судьбы народов и государств.
Борьба против тайной дипломатии является одной из важных задач демократических
движений. Существенную роль в этом деле сыграл российский Декрет о мире 1917
г., декларировавший отмену тайной дипломатии и положивший начало публикации
тайных договоров.
Демократическому
правопорядку присуще правило; закон не обязывает, если он не опубликован (поп obligat lex nisi promulga-ta). В соответствии с Законом о
международных договорах РФ ратифицированные и вступившие в силу для РФ договоры
публикуются в собрании законодательства (СЗ),
все вступившие в силу для РФ договоры публикуются в Бюллетене международных
договоров (БМД). Исключение составляют
соглашения межведомственного характера, которые публикуются в специальных изданиях. Официальная публикация договора имеет
серьезное практическое значение. С этого момента он становится частью правовой
системы страны и подлежит применению всеми органами государства.
Следует вместе с тем учитывать, что полная отмена
тайных соглашений и отдельных статей невозможна. Заключаются соглашения о
военном сотрудничестве, о поставках товаров, о сотрудничестве силовых ведомств
и др. В Законе о международных договорах РФ предусмотрено, что публикация
договоров осуществляется ,по представлению МИД.
Выход видится в
положении, согласно которому не подлежат применению договоры, затрагивающие
права человека, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения (см.
ч.3 ст.15 Конституции РФ). Это положение
подтверждается и судебной практикой.
Есть и еще одно правило
по рассматриваемому вопросу. Секретные договоры не могут противоречить
договорам опубликованным, а секретные статьи и приложения — опубликованным
статьям. В Конституции Греции сказано: "Секретные статьи договора никогда
не могут иметь приоритета в отношении тех, которые опубликованы" (ст. 36).
Регистрация — это
средство ограничения возможности использования тайных договоров. Устав ООН требует, чтобы всякое международное
соглашение члена Организации было зарегистрировано в Секретариате и им
опубликовано. На случай нерегистрации предусмотрена санкция: стороны в таком
договоре не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН (ст. 102). Иными
словами, для ООН незарегистрированный договор юридически не существует. Однако
это не влияет на его обязательную силу в отношении сторон.^
Регистрация договоров
предусмотрена и уставами региональных организаций. Существует также система
внутренней регистрации. В России единая система регистрации договоров находится
в ведении МИД.
1. Броупли Я. Международное право. В 2 т. М., Прогресс. 1977.
2. Де Аречага
Э. X. Современное международное право. М., Прогресс. 1983.
3. Курс международного права. В 7 т. М., Наука. 1989—1993.
4. Международное право. Учебник, (отв. ред. Тункин
Г. И.). М., Юридич.
литература. 1994.
5. Международное право. Учебник, (отв. ред. Колосов Ю.
М., Кузнецов В. И.).
М., Международные отношения. 1995.
6. Международное
право. Учебник, (под ред. Игнатенко Г. В.) М., "Высшая
школа". 1995.
7. Международное публичное право.
Сборник документов. Составители Бекяшев К. А.
и Ходаков А. Г. В 2 т. М. ВЕК, 1996.