Введение
1.
Особенности инвестиционной привлекательности регионов
2.
Методы привлечения иностранных инвестиций и их влияние на развитие региона
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим результатом
прошедшего десятилетия стало формирование каркаса рыночной экономики и переход
к экономическому росту в России. Решение стоящих перед страной масштабных задач
по удвоению ВВП невозможно без системного подхода к поиску источников роста.
Одним из ключевых источников экономического роста России является привлечение
иностранного капитала в экономику, наряду с наращиванием выпуска высоких
технологий и диверсификацией экономики.
Формирование
благоприятного инвестиционного климата и решение задач по привлечению
инвестиций в регионы Российской Федерации тесно связаны с совокупностью
различных экономических, социальных, политических, инфраструктурных и других
аспектов регионального развития. Основная часть инвестиций сконцентрирована в
нескольких регионах, в то время как большинство административно-территориальных
образований имеют ещё более низкие показатели, чем в среднем по России.
Усиление
социально-экономической и политической дифференциации регионов усложняет
проведение общероссийских реформ, обостряет опасные социальные конфликты и
может стать существенным препятствием на пути интеграции российских регионов в
рамках национальной экономики. Дифференциация экономического положения регионов
может оказаться причиной для развития процессов сегментации рыночного
пространства. В этих условиях требуется анализ политических причин, определяющих
динамику инвестиционной активности в регионах, разработка научно обоснованной
инвестиционной политики на федеральном и в особенности на региональном уровне,
а так же изучение и распространение успешного опыта.
Проблемы
инвестиционной привлекательности находятся в центре внимания российских
ученых. Особенности российской модели инвестирования рассматриваются в трудах
В. Бард, А. Булатова, В. Кондратьева, В. Лисина, Е. Ясина и др. Значительный
вклад в развитие современной региональной экономики внесли А. Гранберг, А.
Лавров, В. Лексин, В. Маслаков, В. Сурнин, В. Суслов, Г. Ун-тура и др.
На
региональном уровне различные аспекты привлечения ПИИ рассмотрены в работах
таких авторов, как О. Андрианова, Ю. Зима, А. Литовченко, Т. Суставова, М.
Терский, Т. Якунина и др.
Несмотря на
значительное число работ, посвященных исследованиям специфики российской
инвестиционной модели и привлечения иностранных инвестиций как на макроуровне,
так и на уровне региона, задача разработки стратегических основ привлечения
прямых иностранных инвестиций в регионы ресурсного типа остается по-прежнему
актуальной. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций требует учета
региональной специфики политических особенностей развития региона.
Современная методология
привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы должна учитывать основные политические
тенденции. Существующие методики оценки инвестиционной привлекательности
регионов имеют общий характер, тогда как осуществление прямых иностранных
инвестиций требует конкретизации. Существует необходимость в разработке
концептуальных подходов к стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций
в регион с учетом влияния политических факторов. Все вышеперечисленные
обстоятельства предопределили актуальность темы нашей работы.
1. Особенности
инвестиционной привлекательности регионов
2. Методы привлечения
иностранных инвестиций
и их влияние на развитие
региона
Инвестиции, понимаемые
как инвестиции в основной капитал и как финансовые инвестиции, в современных
условиях остаются ограниченным ресурсом, и удовлетворить потребность в них всех
регионов в полном объеме практически невозможно, кроме того способности
регионов эффективно использовать этот ресурс в силу политических условий далеко
не одинаковы.
Значительная
дифференциация субъектов Российской Федерации по политическим факторам
формирует различные условия для инвестиционного процесса. Практика последних
лет показывает, что многие исследователи рассматривают инвестиционной привлекательности
региона как базу выявления субъектов инвестиционной деятельности [3, c.
12].
Таким
образом, понятие «инвестиционная привлекательность региона» означает наличие
таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе
того или иного региона в качестве объекта инвестирования, поэтому
инвестиционной привлекательности региона характерны следующие понятия:
- инвестиционный
потенциал - прежде всего факторы ресурсного характера, демонстрирующие
статистически значимую максимальную положительную связь с показателями
инвестиционной активности;
-
инвестиционные
риски - факторы политического, социально-экономического и экологического
характера, обнаруживающие максимальную отрицательную связь с инвестиционной
активностью;
-
инвестиционная
активность - в виде многомерной средней двух показателей: объема инвестиций в
расчете на душу населения региона и темпа их изменения. При этом
рассматриваются как частные инвестиции, так и инвестиции из бюджетов региона
(федеральные инвестиции во внимание не принимаются).
-
инвестиционный
климат, который характеризует инвестиционную привлекательность региона как
обобщенный факториальный признак, включающий региональные инвестиционные коммерческие
риски, а также инвестиционный потенциал региона и инвестиционную активность.
В условиях рыночной
экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежат
инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные
элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение
сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной
политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка
инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Взаимосвязь инвестиционной политики и
инвестиционного
климата региона
Под
инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы,
и формируется инвестиционный климат [5, c. 32]
Инвестиционный
климат и инвестиционная привлекательность формируется под воздействием
следующих основных факторов:
- политических;
- экономических;
- юридических;
- социальных и других факторов,
определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих
степень риска инвестиций.
На
региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее
отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов
хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы
происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционной привлекательности в
ходе реальных контактов иностранных инвесторов с региональной средой (табл. 1)
[7, c. 21].
Таблица 1.
Факторы,
формирующие благоприятный инвестиционный климат
Наименование фактора
|
Описание фактора
|
1. Объективные
|
1.1. Природно-климатические условия
|
Богатые природные ресурсы
|
1.2. Географическое положение
|
Наличие границ с развитыми регионами России и иностранными
государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами
России и иностранными государствами
|
1.3. Состояние окружающей среды
|
Постоянно поддерживается на благоприятном уровне
|
2. Субъективные
|
2.1. Научный потенциал
|
Неперегруженность общего числа организаций региона
научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал
|
2.2. Экономическое положение
|
Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность
экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка
инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин;
положительная политика в области валютного курса
|
окончание табл. 1.1
2.3. Законодательная и нормативная база
|
Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений
собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки
инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными
проектами
|
2.4. Строительная база
|
Наличие экономически независимого рынков строительной
продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности строительных
организаций и предприятий
|
2.5. Фактор риска
|
Государственные гарантии защиты российских и иностранных
инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления
инвестиционной деятельности
|
2.6. Трудовые ресурсы
|
Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные
данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов;
высококвалифицированный кадровый потенциал
|
2.7. Социальная инфраструктура
|
Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские
организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система;
наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др.
в регионе; развитые виды инфрастуктур (транспортная, связи и т.д.)
|
Решению одной
из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует
поступательное повышение инвестиционной активности, особенно для иностранных
инвестиций.
К
политическим факторам, влияющим на инвестиционную привлекательность региона
относится поляризация политических симпатий населения по результатам последних
парламентских выборов [9, c.
11].
Реальные успехи
региональных лидеров в формировании инвестиционного климата население замечает.
Само по себе обострение предвыборной борьбы существенно увеличивает
региональный риски для инвесторов. Если же учесть и тот факт, что законодательный
и политический риски в наибольшей степени важны для потенциальных инвесторов,
становится очевидным: деятельность глав исполнительной власти субъектов
федерации по созданию благоприятного инвестиционного климата является не только
фактором привлечения инвестиций, но и в определенной мере гарантирует
благоприятный исход выборов для самих региональных лидеров [1, c.
21].
Таким образом, на основе рассмотренного материала можно сделать вывод,
что в России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, анализ и
использование которого на современном этапе наряду с зарубежным опытом может
быть целесообразным при обосновании методов и организации инвестиционной
политики региональных властей.
Российские регионы обладают рядом объективных предпосылок для привлечения
иностранного капитала. К данным предпосылкам в первую очередь относят
потенциально емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, достаточно
квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический
потенциал [14, c. 32].
Однако реализация имеющихся перспектив требует разработки эффективной
и последовательной политики в области привлечения иностранных инвестиций,
принятия необходимых мер, направленных на совершенствование инвестиционного
климата в регионе, минимизация негативных факторов снижающих инвестиционную
привлекательность, а также разработки региональной инвестиционной политики,
характеризующейся четким формулированием целей и задач социально-экономического
развития, решаемых на основе привлечения иностранных инвестиций.
2. Методы привлечения
иностранных инвестиций
и их влияние на развитие
региона
Существующий в России
механизм привлечения иностранного капитала как на федеральном, так и на
региональном уровнях еще недостаточно эффективен. Несмотря на то, что
основными препятствиями для радикального увеличения привлекаемых иностранных
инвестиций являются экономическая, политическая и социальная нестабильность,
совершенствование механизма привлечения иностранного капитала может заметно
увеличить их приток.
Благоприятный
инвестиционный климат всегда складывается в условиях расширенного типа
воспроизводства. Деградационный тип воспроизводства характеризуется "проеданием"
основных фондов в существующих секторах региональной экономики без создания
новых секторов. При этом конкурентоспособность экономики региона с таким типом
хозяйства на российском рынке капиталов низка, что побуждает финансовые ресурсы
перетекать в другие регионы страны или выходить на мировые рынки. В этих
условиях имеющийся ресурсный потенциал в регионе теряет свою экономическую
ценность из-за низкой эффективности его использования, неустойчивости
социально-политических факторов. Такой тип воспроизводства заведомо
свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате в регионе [5, c.
31].
В зависимости от типа
воспроизводства и приоритетов территориально-отраслевого развития в регионе
может задаваться различный механизм регулирования притока иностранных
инвестиций.
Основными формами
иностранных инвестиций являются прямые, косвенные и портфельные инвестиции.
Основными
формами привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России являются:
-
привлечение
иностранного капитала в предпринимательские структуры путем создания
совместных предприятий, в т. ч. путем продажи зарубежным инвесторам крупных
пакетов акций российских акционерных обществ;
-
регистрация
на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
-
привлечение
иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
-
создание
свободных экономических зон (СЭЗ), предусматривающее активное привлечение
зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
Первые
две формы привлечения прямых иностранных инвестиций в настоящее время являются
преобладающими. Кроме того на практике сформировались следующие виды совместных
предприятий (СП):
-
совместное
производство для усиления двух или нескольких различных и независимых
партнеров, договорившихся о создании СП;
-
оказание
помощи фирмам, плохо адаптированным к окружающей среде; получение ресурсов;
-
решение
политических или других проблем [7, c.
24].
Привлечение инвесторов
на основе концессий и соглашений о разделе продукции до сих пор не получило
развития, хотя эта форма широко применяется в других странах, в первую
очередь, для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и
водных ресурсов, использование государственных земель.
Основными
иностранными инвесторами, осуществляющими косвенные инвестиции, являются
следующие финансовые институты:
-
Международный
валютный фонд (МВФ);
-
Всемирный
банк (The
World Bank);
-
Международная
финансовая корпорация (МФК);
-
Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР);
-
правительства
зарубежных стран - члены Парижского клуба;
-
зарубежные
коммерческие банки - члены Лондонского клуба;
Специализированные
финансово-кредитные организации, среди которых:
-
«Российско-американский
фонд предпринимательства»;
-
«КС
Ферст Бостон-Россия» (CS
First Boston
- Russia);
-
«Пионер
Инвестмен» (Pioneer
Investment);
-
«Morgan
Grenfell»;
-
«Брансвик
Инвестмент» (Brunswick
Investment);
-
«Фонд
крупных российских предприятий»;
-
«Фремлингтон
Русский Инвестиционный фонд»;
-
«Русско-Американский
Инвестиционный фонд» (РАИФ);
-
«Флегминг
Российская Инвестиционная Корпорация» (ФРИК).
Значительная
доля косвенных иностранных инвестиций, привлеченных именно регионы, приходится
на международные валютные и кредитно-финансовые организации: МВФ, Всемирный
банк, ЕБРР.
Кредиты,
предоставляемые России Всемирным банком и ЕБРР, предназначены для долгосрочных
вложений, связанных с перестройкой и обновлением инфраструктуры народного
хозяйства, поддержанием и развитием важнейших для рыночной экономики отраслей
[11, c. 21].
Привлечение
портфельных иностранных инвестиций также является для российской экономики важнейшей
задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение
следующих экономических задач:
-
пополнение
собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития;
-
аккумулирование
заемных средств российскими предприятиями для реализации принятых проектов;
-
пополнение
федерального и местных бюджетов субъектов РФ;
-
осуществление
реструктуризации внешнего долга РФ.
Распространенными
методами привлечения портфельных иностранных инвестиций являются:
-
размещение
акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
-
размещение
среди зарубежных портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских
эмитентов;
-
размещение
среди зарубежных портфельных инвесторов долговых ЦБ, эмитированных соответствующими
российскими органами власти.
В условиях, когда на
федеральном уровне отсутствуют целевые установки по отраслевой структуре и
механизмы привлечения иностранных инвестиций, регионам не столько
целесообразно, сколько необходимо самостоятельно определять:
- отрасли,
приоритетные для привлечения и использования иностранных инвестиций;
- отрасли,
в которых участие иностранных инвесторов должно ограничиваться;
- отрасли,
закрытые для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности,
защиты национальных интересов и содержания национального достояния, важных
для жизнеобеспечения страны.
Для нейтрализации
отрицательных побочных эффектов иностранного капитала, целесообразно снабжение
инвестиционного механизма системой безопасности, которая бы обеспечивала
защиту природных ресурсов от "разбазаривания", защиту экономики
региона от оттока валютных средств, защиту занятости, защиту регионального
рынка от резких колебаний спроса и предложения. Цель подобных ограничений
состоит в том, чтобы обеспечить жесткий контроль важнейших систем
жизнеобеспечения региона, а также избежать чрезмерной зависимости региона, особенно
по экономикообразующим отраслям, от решений, принимаемых за пределами
национальных границ.
Региону необходимо
четко выделить группы отраслей в зависимости от потенциальных источников
финансирования: отрасли и объекты, где возможно участие средств федерального
бюджета, а также производства, развиваемые за счет частных российских инвестиций.
В частности, прямые иностранные инвестиции имеют преимущества по сравнению с
другими видами экономической помощи, но инвестиции в такой форме обычно осуществляются
ресурсоищущими, затрато-ориентированными или рыночно-ищущими иностранными компаниями.
Следовательно, разумно рассчитывать на прямые иностранные инвестиции в том
случае, если в качестве приоритетных отраслей определены сырьевые (отрасли
топливно-энергетического комплекса, горнорудная, лесная, рыбное и сельское хозяйство),
трудоемкие отрасли с низкой, относительно мирового уровня, оплатой труда (текстильная
и легкая промышленность, производство отдельных потребительских товаров и пищевая
промышленность), а также отрасли, величина рынка сбыта товаров которых,
способна обеспечить высокий уровень продаж для прямого иностранного инвестора
(производство продовольственных и непродовольственных товаров широкого
потребления - бытовая химия, пищевая промышленность) [10, c.
9].
Так, в рамках развития
региона с учетом привлечения иностранных инвестиционных ресурсов должны
учитываться следующие принципиальные положения:
-
в
какие сектора региональной экономики следует привлекать иностранный капитал;
-
какой
может быть его минимальная и максимальная величина в структуре инвестиционных
ресурсов региона.
Важным для привлечения
иностранных инвестиций в регион имеет нормативно-законодательная база,
регламентирующая создание инвестиционного климата. Этот элемент имеет
федеральную, региональную и местную ступени.
Их иерархическая
последовательность предполагает создание законов и подзаконных актов в
контексте нормативно-законодательной базы вышестоящей ступени.
Принцип иерархии от
общего к частному позволяет учесть в местных и региональных нормативно-законодательных
актах те отдельные специфические положения, которые конкретизируют условия
иностранной инвестиционной деятельности в регионе и тем самым создают более
благоприятный инвестиционный климат, так как обеспечивают гарантии для
зарубежных инвесторов.
В частности, на
федеральном уровне уже разработаны и действуют законы "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации", "О соглашениях о разделе продукции",
"О валютном регулировании и валютном контроле", "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"
и др., а на региональном - "О концессиях" (Кабардино-Балкария),
"Об иностранных инвестициях в республике Мордовия", "О статусе
одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора"
(Татарстан), "Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории
свободной экономической зоны "Находка" Приморского края",
"О стимулировании деятельности иностранных инвесторов на территории
Оренбургской области" и др. В рамках тех или иных законов предоставляются
основные гарантии, льготы и ограничения для иностранных инвесторов.
Несмотря на это,
действующая нормативно-законодательная база еще далека от совершенства [2, c.
11].
Принятие федеральных
законов «об ипотеке», «о перечне отраслей, производств, видов деятельности, в
которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «об
акционерных и паевых инвестиционных фондах» итд., способствует расширению
инвестиционной привлекательности регионов.
Мероприятими по обеспечению
благоприятной инвестиционной среды для иностранного капитала является создание
институциональной структуры регулирования процесса привлечения иностранных
инвестиций. Представляется, что кроме уполномоченных исполнительных и
законодательных органов региональной власти, проблемами привлечения и
регулирования иностранных инвестиций должны заниматься также и отдельные самостоятельные
единицы. Это могли бы быть региональные «Инвестиционные фонды», «Ассоциации независимых
экспертов» и «Региональные консалтинговые центры».
Распределение функций
между различными органами институциональной структуры и состав их участников
могли бы быть таким, как это представлено в табл. 2
Таблица 2
Функций
органов институциональной структуры
|
Органы
институциональной структуры
|
|
Региональный
инвестиционный фонд
|
Ассоциация
независимых экспертов
|
Региональный
консалтинговый центр
|
Функции
|
Покупка
акций компаний малого и среднего бизнеса
Выпуск
акций фонда
Распространение
акций среди иностранных инвесторов
Вложение
средств в различные проекты мелких и средних фирм
Вложение
средств в региональные инфраструктурные проекты
|
Экспертиза
эффективности инвестиционных проектов
Конкурсный
отбор инвестиционных проектов и определение их приоритетности
Внесение
предложений по формированию и корректировке региональной нормативно-законодательной
базы
Выработка
механизма активизации привлечения инвестиций с учетом общей целевой функции
региона
Оценка
эффективности использования инвестиций.
|
Исследование
региональной политики приоритетов привлечения иностранных инвестиций
Поиск
и отбор информации о потенциальных реципиентах иностранных вложений
Мониторинг
и оценка регионального инвестиционного климата
Стимулирование
иностранного инвестирования через консультативные отделения в зарубежных
государствах
Оказание
консалтинговых услуг по инвестиционному проектированию среды ведения
бизнеса в регионе. Обучение экспертов и представителей регионального бизнеса
|
Что
касается специалистов органов региональной власти, курирующих вопросы иностранной
инвестиционной деятельности в регионе, специалистов Министерства торговли и
Торгово-промышленной палаты, то их действия должны быть ориентированы на проведение
коммуникационной стратегии (промоутерских и паблик-рилейшнз кампаний). Кроме
того, органы исполнительной региональной власти должны осуществлять общую
координацию деятельности. Механизм активизации привлечения иностранных инвестиций
(должен полностью удовлетворять выработанной концепции. Спектр мер регулирования
иностранного бизнеса представлен несколькими направлениями, которые приведены
в табл. 3.
Таблица 3
Отдельные меры
по активизации привлечения иностранных инвестиций
в регион
Направление
регулирования
|
Мера по
активизации
|
Либерализация
торговли
|
1)
Снижение приграничных таможенных тарифов и налоговых сборов;
2) Максимальные
льготы: а) в отношении импортной продукции, используемой для организации
производства российских товаров; б) в отношении экспортной продукции с 30-процентным
и более российским происхождением;
3) Стимулирование
создания центров свободной торговли и транзитных зон
|
Устранение
инвестиционных барьеров
|
1)
Обеспечение налоговых льгот на вложения в основной капитал производственной
сферы;
2) Создание
регионального фонда венчурного капитала;
3) Обеспечение
координации развития интегрированных промышленных кластеров
|
Расширение
финансовой сферы
|
1) Создание
системы регистрации личной собственности и недвижимости в регионе в качестве
дополнительной гарантии кредиторам;
2) Разрешение
деятельности зарубежных банков (совместно с российским капиталом) на
территории России;
3) Увеличение
числа независимых финансовых институтов, управляющих по доверенности
фондовыми ценными бумагами
|
Развитие
рыночной инфраструктуры
|
1) Создание
регионального страхового фонда с участием
иностранной аккредитованной страховой компании;
2) Разработка
системы стимулов, гарантирующих в регионе
страхование от коммерческих рисков;
3) Создание
системы льгот и преференций в сфере налогообложения и таможенного
регулирования для инфраструктурных отраслей (транспорт, связь,
финансово-кредитная сфера и страхование)
|
Борьба
с преступностью
|
1) Создание
совместных с международно признанными органами групп безопасности;
2) Преследование
в судебном порядке бюрократической
коррупции
|
Что
касается регулирования использования земельных ресурсов, то для разных регионов
в зависимости от их специфики могут быть и различными формы использования.
Например, можно предоставить землю в долгосрочную аренду на тендерной основе
или предоставить в краткосрочную (пятилетнюю) аренду.
Следующим существенным
фактором влияния на инвестиционный климат является разработка инвестиционной
стратегии в .рамках стратегий социально-экономического развития региона [3, c.
42].
Действительно,
стратегия инвестиционного развития имеется сегодня во многих регионах.
Инвестору важно знать, что в регионе действуют прозрачные механизмы и процедуры
как в бизнесе, так и во власти, что отражается и в региональных стратегиях.
Региональные стратегии носят
именно стратегический характер и определяет главные направления, механизмы и
конечные параметры, наиболее комплексно отражающие процессы социального и
экономического развития (к таким параметрам отнесены, например, средняя заработная
плата и среднегодовой выпуск промышленной продукции на душу населения).
На первое место
поставлен не срок окупаемости проекта, как принято по официальным российским
методикам, а его социальные последствия - рабочие места, налоги, поступающие в
бюджеты разных уровней, что позволяет получить синергетический эффект.
Еще одним отличительным
признаком инвестиционной политики в регионе является отсутствие отраслевых
приоритетов, поскольку при эффективных инвестициях и менеджменте таким
локомотивом может стать любая отрасль региональной экономики (машиностроение,
строительство, сельское хозяйство, предприятия ВПК и т.д.).
Инвестиционная политика
содержит и формы поддержки. На этапе возникновения идеи и формирования
инвестиционного предложения такой формой является информационное и
организационное сопровождение проекта.
На этапе реализации
проекта крупному бизнесу предоставляются областные гарантии и поручительства,
малому и среднему - субвенции для погашения процентов по банковским кредитам.
На этапе выпуска новой продукции и выхода на проектную мощность предприятие в
рамках проекта освобождается от всех платежей в части областного и местных
бюджетов. На этапе расширения рынка сбыта и увеличения выпуска продукции инвестору
предоставляются субвенции из бюджета того района, на территории которого он
расположен, на цели ускоренного развития бизнеса.
Важным условием
привлечения иностранных инвестиций является снижение административных издержек
при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности, что также
находит свое отражение в стратегиях.
Однако главным инструментом
влияния на инвестиционную привлекательность региона является политическая
стабильность, законодательное стимулирование и направленная на максимальную
открытость информационная политика. Это объясняется тем, что стабильная
политическая ситуация и сильная региональная власть способствуют снижению
рисков иностранных инвесторов. К примеру, инвестиционный климат в Центральном федеральном
округе является весьма и весьма привлекательным для
иностранных инвесторов.
Это
обусловлено, прежде всего, тем, что Москва является столицей Российской Федерации
и центром политических сил. Это формирует политический климат и снижает риски
инвесторов.
Местные
гарантии и привилегии для иностранных инвесторов, готовых к сотрудничеству с
субъектами РФ из Центрального федерального округа, выглядят следующим образом:
-
во-первых, при организации новых эффективных производств
инвесторам будут предоставляться земельные участки с инфраструктурой;
-
во-вторых, если инвестиции направляются в особо важные проекты, многие
администрации готовы выступить в качестве учредителей создаваемых предприятий;
-
в-третьих, для бизнесменов, заинтересованных в инвестировании
своих средств в развитие экономики, некоторые администрации предусматривают
широкий диапазон льгот и налоговых привилегий на период в 5 лет при условии
ведения раздельного бухгалтерского учета использования инвестиционных средств.
К основным
причинам сдерживающими приток иностранных инвестиций является:
- низкая инвестиционная активность
предприятий, и муниципальных властей;
- отсутствие реальных, быстроокупаемых,
проработанных проектов, готовых к реализации;
- отсутствие опыта по использованию
новых форм финансирования;
- отсутствие эффективной системы
сопровождения инвестиционных проектов, с отработанным механизмом взаимодействия
структурных областных и муниципальных подразделений, направленных на снижение
административных барьеров на пути иностранных инвесторов.
- отсутствие базы свободных
производственных площадок, готовых для реализации инвестиционных проектов.
Еще одной проблемой,
напрямую связанной с привлечением иностранных инвесторов в регион, является
слабая прединвестиционная готовность, проработанность проектов, предлагаемых
инвесторам, прозрачность и понятность условий инвестирования и отсутствие
гарантий региональных властей.
Иностранным инвесторам
должны предлагаться подготовленные к освоению месторождения полезных
ископаемых, свободные площадки для размещения промышленных производств,
очищенные от накопившихся долгов, развитая производственная и социальная
инфраструктура. Для этого необходима кропотливая, согласованная и
взаимосвязанная работа хозяйственных руководителей, представителей областных и
местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности проектов.
В целях активизации
процесса привлечения иностранных инвестиций прежде всего необходимо наладить
статистический учет их поступления. В настоящее время официальные
статистические данные кратно занижают реально поступающие объемы иностранных
инвестиций, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности
региона, а также мешает успешной работе по анализу и прогнозированию
поступления иностранных инвестиций в регион.
Необходимо развивать
практику сопровождения администрациями и органами местного самоуправления
муниципальных образований перспективных инвестиционных проектов. Необходимо
назначать кураторов проектов из числа руководителей областных органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые, не вмешиваясь
во внутренние дела фирмы, осуществляют сопровождение проекта.
Кроме этого необходимо
активизировать работу общественных организаций по развитию предпринимательства
с целью привлечения иностранных инвестиций в сферу малого предпринимательства.
Для полноценного
информирования субъектов инвестиционной деятельности необходимо создание источников
информации, касающийся инвестиционной сферы, а именно:
-
база
данных инвестиционных проектов и бизнес-предложений для потенциальных
инвесторов, а также база данных кредитных историй;
-
инвестиционные
новости, в том числе региональные, публикации прессы, экономические обзоры;
-
федеральные,
региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную
деятельность;
-
итоги
выборов и действия региональных властей.
С тем чтобы сделать эту
информацию доступной для иностранных инвесторов ее целесообразно использовать
возможности средств массовой информации по формированию позитивного имиджа
региона.
Еще одно направление
- развитие практики проведения презентаций, в том числе за рубежом, как
инвестиционного и экспортного потенциала региона в целом, так и отраслевых
презентаций, цель которых - позитивное представление различных отраслей экономики
региона, возможностей их развития, в том числе с привлечением иностранного капитала.
Особая роль в плане
привлечения зарубежных финансовых ресурсов, средств международных финансовых
организаций возлагается на банки. Банки наряду с государством должны делить
риски с иностранными инвесторами при осуществлении инвестиционного проекта.
Привлечение банков к финансированию инвестиционных проектов позволит предоставить
зарубежному инвестору гарантии по своевременному возврату средств и осуществлять
контроль за ходом реализации финансируемого проекта. В целях вовлечения банков
в инвестиционный процесс необходимо предусмотреть ряд мероприятий, включающих в
себя:
-
привлечение
руководителей банков области к работе Ассоциации предприятий с иностранными
инвестициями;
-
привлечение
банков к оценке инвестиционных проектов и разработке схем их финансирования за
счет собственных и внешних кредитных ресурсов;
-
привлечение
банков к проведению переговоров с иностранными контрагентами;
-
активное
использование банковских ресурсов для реализации инвестиционных проектов с
привлечением иностранных инвестиций, в том числе в сфере малого и среднего
бизнеса.
Таким образом, можно
сделать вывод, что у регионов существует большой выбор инструментов, с помощью
которых можно привлекать иностранные инвестиции в регион.
Кроме того, не вызывает
сомнения что управление процессом привлечения иностранных инвестиций должно
проводиться региональными властями совместно с коммерческим структурами региона
и эффективная работа региональных властей и стабильная политическая ситуация
являются залогом успешных действий в области привлечения инвестиций.
Таким образом,
активизация работы региональных властей по притоку иностранных инвестиций и
направление их на модернизацию приоритетных отраслей экономики, безусловно,
имеет шанс значительно улучшить социально-экономическое положение региона и
страны в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1.
Агапова
Т.Н. Иностранные инвестиции: курс лекций /Т. Н. Агапова. - Вологда, 2005
2.
Астахова
К.Д. Возникновение и развитие в Российской Федерации регионального законодательства
об иностранных инвестициях /К. Д. Астахова. - СПб., 2005.
3.
Бочкарев
В.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регион /В. А. Бочкарев, И. П.
Поварич; под науч. ред. В. С. Сурнина; М-во образования и науки Рос. Федерации,
Кемер. гос. ун-т. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.- 169 с.
4.
Безпрозванных
А.С. Налоговое законодательство как инструмент привлечения иностранных
инвестиций: сб. ст. /А. С. Безпрозванных. - Казань: Новое знание, 2005.- 19 с.
5.
Воронин
В.П. Иностранные инвестиции в условиях глобализации: учеб. пособие /В. П.
Воронин. - Воронеж, 2005
6.
Губайдуллина
Ф.С. Прямые иностранные инвестиции в экономике переходного периода /Ф. С. Губайдуллина;
Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики, Урал. гос. экон. ун-т. -
Екатеринбург: ИЭ, 2002.- 216 с.
7.
Горецкая
Е.О. Международные инвестиционные связи: региональный аспект /Е. О. Горецкая;
М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: КубГУ,
2005.- 382 с.
8.
Дудченко-Дудко
В.М. Иностранные инвестиции: учеб. пособие /В. М. Дудченко-Дудко. - Дубна, 2005
9.
Игнатов
И.В. Размещение инвестиционных ресурсов зарубежных компаний /Игнатов И. В.. -
М.: МАКС Пресс, 2005.- 17 с.
10. Каравашкин
И.П. Региональная привлекательность иностранных инвестиций: учеб. пособие /И.
П. Каравашкин. - Н. Новгород, 2004
11. Смирнов
Т.В. Прямые иностранные инвестиции в системе факторов экономического роста
/Смирнов Т. В.; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр.. - М.: МАКС Пресс,
2004.- 61 с.
12. Правовая
поддержка иностранных инвестиций /[ред. и сост. И. Г. Шаблинский]. - М.:
Альпина Бизнес Букс, 2006.- 120 с.
13. Пивоваров
И.С. Иностранные инвестиции в экономике России: учеб. пособие /И. С. Пивоваров.
- СПб., 2005
14. Стопочев
А.Ю. Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной
российской экономики /Стопочев А. Ю.; под ред. И. П. Фаминского. - М.: МАКС
Пресс, 2004.- 117, с.