Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Психологическое изучение молодежи в ходе военно-профессиональной ориентации

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Психологическое изучение молодежи в ходе военно-профессиональной ориентации
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Психологическое изучение молодежи в ходе военно-профессиональной ориентации


    1. Учет в диагностике возрастных и социально-психологических особенностей молодежи


    2. Основные принципы и методы психологической оценки личности



    1. Учет в диагностике возрастных и социально-психологических особенностей молодежи

    Знание требований,  предъявляемых различными видами воинской деятельности к человеку – лишь одно из условий высокой эффективности военно-профессиональной ориентации молодежи. Другим важнейшим условием успешного решения задач профориентации является глубокое и всестороннее знание личности каждого юноши,  его способностей и склонностей, привычек поведения и увлечений, уже имеющегося профессионального опыта,  основных тенденций индивидуального развития.

    Военно-профессиональная ориентация может быть результативной лишь в том случае,  когда ее содержание,  формы и методы отвечают как основным целям этой работы, так и индивидуально-психологическим особенностям молодых людей,  опираются на всестороннее изучение личности каждого юноши, и строятся с учетом закономерной последовательности этапов развития его личности.  Профориентация на военные специальности должна исходить из многих характеристик молодежи:  возрастных особенностей, специфики семейного воспитания, содержания практического опыта и условий жизни, своеобразия интересов и склонностей,  свойств темперамента и черт характера,  устойчивых проявлений психического состояния,  уровня физической подготовленности,  доминирующих отношений к различным видам учебной деятельности и др.

    Рассмотрим наиболее общие особенности молодых людей того этапа возрастного и социального развития,  на котором происходит профессиональное самоопределение, выбор военно-учебного заведения и конкретной военной специальности.  Спецификой этого этапа определяется целый ряд качеств,  возможностей, психофизиологических и социально-психологических характеристик,  с которыми нельзя не считаться в ходе профориентационной работы.

    Профессиональное самоопределение молодого человека – результат длительного процесса развития его личности.  Своими истоками оно восходит еще к раннему детству и дошкольному периоду,  когда ребенок в процессе взаимодействия со взрослыми системе игр развивает познавательные психические процессы, психомоторные функции, речь, способность к волевым усилиям и самооценке, усваивает правила поведения и моральные нормы,  формирует определенную иерархию наиболее привлекательных для себя целей и наиболее приемлемых, лучше выполняемых действий и операций.

    Подготовка к профессиональному самоопределению продолжается в начальных классах школы.  В этот период осваиваются новые социальные требования,  связанные с процессом обучения и режимом школы,  воспитываются навыки общественного взаимодействия,  чувство личной и коллективной ответственности за порученное дело,  формируется преобладающий интерес к некоторым учебным предметам и, следовательно, закладываются элементы будущей предрасположенности к тому или иному виду профессионального труда. На начальные классы должно быть спланировано и проведение первых мероприятий профориентационной работы. Младших школьников необходимо целенаправленно знакомить с различными видами трудовой и воинской деятельности, с людьми разных профессий, с профессиями родителей, развивать у них положительное отношение к труду,  раскрывать необходимость труда и военной службы для общества.

    Профориентационная работа еще в большей степени ориентирована на учащихся 5-8 классов.  Ее цель на этом этапе – сформировать нравственную, идейную и трудовую основу выбора профессии. У младшего подростка особенно интенсивно формируются моральные понятия, развивается нравственное сознание,  зарождаются жизненные и профессиональные идеалы,  появляется потребность осознать себя как личность,  соотнести свои возможности со сверстниками и старшими, стать взрослее.  Рассматриваемый период характеризуется все более активными попытками самовоспитания, самосовершенствования, стремлением подготовить себя к будущему.  Именно в эти годы закладываются основы общей и профессиональной направленности личности, вырабатывается представление о той профессиональной общности, в которую подросток включает себя в перспективе.  Например, готовится стать военным,  но еще без четкого осознания конкретной специальности,  которой предстоит овладеть.  Для военно-профессиональной ориентации чрезвычайно важно не упустить из зоны внимания этот возрастной период,  иначе многое затем придется перестраивать и менять в интересах и стремлениях юноши.

    Особый интерес для анализа представляют учащиеся 9-11 классов (старший подростковый и ранний юношеский возрасты),  когда процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию – дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интересы к различным видам деятельности,  формируется готовность к выбору определенной профессии.

    В литературе по возрастной психологии акцент делается на личностном развитии и на смене ведущих форм деятельности.  Так, согласно Д. Б. Эльконину, 11-15 лет – средний школьный возраст: ведущая деятельность – общение.  Подростки овладевают способностью строить общение,  ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей,  сознательно подчиняться коллективным нормам. Старший школьный возраст – 15-17 лет:  ведущая деятельность – учебно-профессиональная.  У старшеклассников формируются познавательные и профессиональные интересы,  элементы исследовательских умений, самосознание. Для старшеклассника, по мнению Л. И. Божович, особенно важно развитие мотивационной сферы личности, мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность,  самосознания и морального сознания, определение своего места в жизни.

    В психологии и педагогике пока не сложилось единого мнения о возрастных периодах развития личности.  Периодизация в социальном плане определяет подростковый возраст. с 11-12 до 15-16 лет:  продолжение первичной социализации,  ведущая деятельность – учебная; юношеский возраст. с 15-16 до 17-18 лет – ранняя юность,  с 17-18 до 22-23 лет – поздняя юность: завершение первичной социализации, социальная задача этого возраста – выбор и освоение профессии.

    Следовательно, возрастная психология рассматривает периодизацию развития личности в связи с реальным процессом ее жизни и деятельности,  учитывая социальные и культурные условия индивидуального развития.  Некоторая нечеткость границ между подростковым и юношеским возрастом объясняется тем, что они сменяют друг друга в разное время.  Здесь многое зависит от условий предшествовавшей жизни и индивидуальных особенностей учащихся.

    В юности заканчивается физическое созревание организма и большинство физиологических и психофизиологических функций достигает пика своих возможностей.  Вместе с тем,  в личностном плане юность – один из наиболее сложных периодов жизни человека: период смены социальных ролей,  характеризующийся переходом от детской зависимости к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями,  возрастания актуальности проблемы взаимоотношения полов, обусловленного пубертантными изменениями в организме,  резкого увеличения объема учебного материала в старших классах школы, включения в самостоятельную профессиональную деятельность и т. д. В это время у юноши,  как правило, исчезают свойства, связанные с подростковым периодом.  Отбрасываются многие намерения и увлечения,  формы общения, манеры поведения. В течение сравнительно короткого времени их место занимают черты взрослого человека.  Но нередко на данном этапе начинают проявляться некоторые чисто внешние, демонстративные формы взрослости – курение (примерно 40% шестнадцатилетних в настоящее время курят),  напускной цинизм, снисходительность в общении, жаргонная терминология.

    Следовательно, если физиологические и психофизиологические характеристики к данному возрастному этапу,  в основном, заканчивают развитие и достигают апогея своих возможностей,  то процесс формирования социально-психологических качеств человека и становления его личности в целом все еще находятся в стадии решающих преобразований.  Поэтому юности свойственны некоторая внутренняя дисгармония и противоречивость в поведении. В одних условиях юноша может проявить глубокое понимание общественного долга,  показать образец дисциплинированности, в других – нарушить элементарные нормы человеческого общежития,  продемонстрировать безответственность, социальную незрелость, чрезмерное стремление к самоутверждению.

    Некоторые противоречия юношеского возраста. прямо связаны с процессом профессионального самоопределения молодежи.  Это прежде всего противоречия между стремлением проявить себя в нескольких видах деятельности и необходимостью окончательно определить свою жизненную позицию,  выбрать для себя конкретную профессию;  между самооценкой своих возможностей, своей пригодности к определенному труду и практическими возможностями в деле реализации имеющихся притязаний и намерений;  между отношением к конечной цели своих притязаний и отношением к самому процессу повседневной учебной деятельности, которая может привести к достижению этой цели; между результатами практического познания избранной профессии и первыми представлениями о ней,  сформированными ранее по рассказам других людей, книгам, кинофильмам и т. д.

    Все еще существующая в настоящее время стихийность в деле разрешения перечисленных противоречий,  недостаточно эффективная работа в этом направлении органов профориентации,  а также семьи, школы,  военкомата ведут нередко к серьезным ошибкам в профессиональном самоопределении, в выборе конкретных специальностей молодежью.  Этому способствует и существующая в юности как переходном возрасте повышенная восприимчивость к разного рода внешним влияниям,  часто случайным,  не подкрепленным серьезным анализом,  не учитывающим как индивидуальные характеристики, так и общественные запросы.

    Анализ показывает, что важнейшей ступенью, своего рода переломным этапом в деле профессионального самоопределения молодого человека является рубеж развития его личности,  приходящийся на 14-15 лет,  т. е. период перехода от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту.  Как правило,  на этом этапе,  завершая обучение в основной школе,  он должен определить свою профессиональную позицию.  Исследования подтверждают, что уже на следующем возрастном отрезке (16-17 лет) интерес к своему профессиональному будущему занимает одно из ведущих мест в общей иерархии жизненных ценностей молодежи.

    Следовательно, при всей сложности и противоречивости подросткового и юношеского возрастов, у современной молодежи существует выраженная тенденция раннего формирования интереса к профессиональной деятельности и выбору профессии.  Это положительный и чрезвычайно важный фактор, который следует учитывать при планировании всей системы профориентационных мероприятий.

    Общая тенденция военно-профессиональной ориентации должна состоять в том, чтобы как можно раньше включить ребенка в систему профессионального самоопределения, формировать его профессиональные склонности,  естественно вплетая их в единую цепь психологических новообразований активно формирующейся личности.  Именно возможностью раннего воздействия на ребенка,  прежде всего своим примером, можно объяснить высокое влияние родителей на профессиональный выбор молодежи. 

    2. Основные принципы и методы психологической оценки личности

    В основе профориентационной диагностики лежат принципы и методы, используемые и при профессиональном психологическом отборе. Однако имеются некоторые особенности.

    Военно-профессиональная ориентация имеет целью оказание помощи в выборе из множества специальностей какой-либо одной. Здесь ведущее значение приобретают характеристики профессиограммы,  которые при профессиональном отборе играют значительно меньшую роль. Эти характеристики образуют так называемый ореол профессии, то есть такие особенности деятельности, которые являются наиболее притягательными для молодых людей.  Он определяется в зависимости от социальной структуры общества многими факторами.  Для молодежи большую роль играет романтика профессии.

    Изменение целей и задач профессии,  ее роли в общественной структуре,  наличие или отсутствие умелой ее пропаганды делают ореол профессии динамическим фактором.  Он может меняться с отрицательного на положительный и, наоборот, уменьшаться или увеличиваться.

    В связи с этим большое значение при профориентации приобретают такие характеристики личности,  как мотивы,  интересы, установки,  идеалы и т. п. Разумеется, не следует забывать наличии реальных способностей человека выполнять ту или иную деятельность.

    Методики определения свойств и качеств юношей, лежащие в основе профориентационной диагностики,  не отличается от используемой при профессиональном отборе. Существенным здесь является составление ранжированной классификации профессий.  Можно предположить ряд таких классификаций,  в которых определяющим является один признак. Так, существует классификация по тяжести физического труда, по особенностям преимущественной загрузки органов чувств и т. п.  Естественно, подобного рода локальные классификации не могут полностью удовлетворять требованиям профориентации.

    Целесообразно составлять классификацию многомерной, с учетом множества признаков.  При этом важен принцип ее иерархического построения.  Это обусловливается структурой многоуровневой профориентации.  Так,  при военно-профессиональной ориентации вначале производится выбор вида Вооруженных Сил или рода войск куда следует ориентировать юношу:  в авиацию, на флот или в войска связи. При выборе, например, авиации затем решается вопрос о направлении в авиационное училище летчиков или штурманов,  истребительной или транспортной авиации.

    Точность и практическая значимость результатов изучения личности юноши во многом зависят от того, насколько полно учитываются в этой работе основные принципы психодиагностики,  т. е. ее исходные теоретические установки.  Особое значение имеют следующие из них.

    1. Принцип целенаправленности. .  В ходе военно-профессиональной ориентации молодежи выявлению и оценке должны подлежать прежде всего те индивидуально-психологические особенности,  которые главным образом будут определять успешность их подготовки и практической работы по различным военным специальностям, т. е. профессионально важные для них свойства и качества личности.

    2. Принцип комплексности. требует всестороннего анализа и сопоставления всех данных о человеке, проявляющихся в различных видах деятельности и характеризующих его как на уровне частных психологических свойств и отдельных психических процессов,  так и на уровне целостных личностных образований.

    3. Принцип объективности. требует учета всех сведений о юноше и тщательной их перепроверки в дополнительных обследованиях. Согласно этому принципу, любые данные, полученные при однократном их выявлении, позволяют лишь предположить наличие тех или иных индивидуальных особенностей.  Окончательный вывод в этом вопросе должен опираться на неоднократно наблюдаемые и неопровержимые факты. Объективность изучения личности в ходе военно-профессиональной ориентации обеспечивается,  во-первых, использованием разнообразных источников информации об индивидуальных качествах юноши – родителей,  учителей,  сверстников и др.; во-вторых, изучением профессионально важных качеств разными методами различных видах деятельности (общения, поведения).

    4. Принцип непрерывности. . Личностные качества юноши не остаются неизменными,  они более или менее быстро меняются в процессе деятельности, под влиянием воспитания и самовоспитания. Этот процесс особенно активен в подростковом и юношеском возрастах,  т. е. в то время,  когда проводятся мероприятия военно-профессиональной ориентации.  Поэтому каждое свойство личности должно анализироваться и оцениваться не только по степени его выраженности в настоящее время, но учетом того, как оно изменилось по сравнению с прошлым, предыдущим этапами обследования.

    Профориентационная диагностика представляет собой процедуру выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.  Под профессиональной направленностью следует понимать мотивационную составляющую деятельности субъекта,  которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере.  Она может выражаться как в форме желаний,  интересов и склонностей человека,  так виде результативности его работы. Эти два основных аспекта между собой тесно взаимосвязаны.  Диагностика их осуществляется как прямым,  так и косвенными (непрямыми) методами. К прямым методам относятся личностные опросники интересов, такие как дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО),  профессионально-личностныйй опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие.

    Прямым методам характерен такой важный недостаток как попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов.  Это,  видимо,  неправомерно, во-первых, с точки зрения того,  что не все желания человека осознаются и вербализуются и, во-вторых, не каждый человек откровенно "обнажает" душу, даже перед высококвалифицированным психологом.  Тем не менее при использовании прямых личностных опросников (в частности ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).

    Опросники ДДО и ПЛО представляют собой перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.

    Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам,  на которые деятельность направлена.  Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей: "человек-человек", "человек-художественный образ", "человек-техника", "человек-знаковая система", "человек-природа".

    Первые два типа профессиональных связей реализуются в сфере "гуманитарных" специальностей,  которым в военной области соответствуют специальности, связанные с организацией, мобилизацией и регуляцией действий личного состава при выполнении учебных и боевых задач, то есть командирские и воспитательные специальности.

    Третий и четвертый типы присутствуют в процессе исполнения функций специалистом,  непосредственно связанным с техникой,  финансово-экономической,  хозяйственной деятельностью и штабной работой.

    Испытуемый в ходе обследования выделяет ответы,  которые ему более близки.  Тем самым формируется профиль его склонностей и приоритетов к определенной сфере деятельности.

    Прочитав внимательно первую пару утверждений,  испытуемый в регистрационном бланке ставит знак "" напротив той буквы,  которой обозначено более значимое для него утверждение,  и знак "-" напротив менее значимого. При помощи "ключа" регистрируются ответы, принадлежащие к пяти сферам профессиональной деятельности. По наибольшему числу "" в той или иной профессиональной сфере делается вывод об ориентированности обследуемого на ту или иную группу специальностей.

    Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.

    Профессионально-личностный опросник (ПЛО).  предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.  Для проведения обследования необходим текст опросника и регистрационные бланки.  Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа,  а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости,  ориентируясь в основном на жизненный опыт.

    Обрабатывают результаты выполнения методики суммированием ответов обследуемого по горизонтальным рядам, записывая полученые суммы около букв в колонке "Ключ 1",  расположенных на соответствующих рядах.  После заполнения колонки "Ключ 1", в ней суммируются числа,  стоящие около одинаковых букв (А А, т. д. ), и полученные суммы записывают в колонку "Ключ 2" возле соответствующих букв, обозначающих группы специальностей согласно классификации основных групп военных специалистов, как указано ниже:

    А – организаторские (командиры взводов, расчетов, смен, экипажей и т. п. );

    Б – сенсорногностические (операторы, наводчики и т. п. );

    В – сенсомоторные (специалисты связи);

    Г – сенсорные (водительский состав);

    Д – технологические (специалисты по обслуживанию,  ремонту и эксплуатации техники);

    Е – моторно-волевые (разведчики,  воздушно-десантники, морские пехотинцы,  военнослужащие десантно-штурмовых подразделений и т. п. ).

    Меньшая сумма ответов,  стоящая у соответствующей буквы (то есть более высокий ранг) интерпретируется как наибольшая профессиональная направленность к соответствующей группе специальностей по сравнению с другими.

    Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.

    К числу непрямых (косвенных) диагностических методов в целях профориентации принадлежат семантические методики,  которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида. К ним относятся ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД) и деятельностные – семантический анализ деятельности (САД).

    Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда. предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее,  дополнительное значение). Имеется в виду измерение того уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление,  лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.

    Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал,  полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал. В целях защиты шкал от операциональных искажений на регистрационном бланке их размерность представлена в виде:

    3

    2

    1

    0

    1

    2

    3

    На ключе представлена их открытая размерность:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    и так далее по каждой шкале.

    В результате факторного анализа, проведенного Ч. Осгудом, было выделено 3 основных фактора: фактор "Е" – ценности, фактор "Р" – силы и фактор "А" – активности.

    Изучение индивидуальных особенностей юноши – сложный и очень тонкий процесс. Чтобы рассчитывать на успешное его осуществление, надо не только обладать определенной психолого-педагогической и методической подготовкой, но также иметь опыт практической работы с людьми и неукоснительно следовать обязательному нравственному правилу, требующему от исследователя особой чуткости, тактичности при обращении к внутреннему миру юноши и при использовании полученных данных о свойствах и качествах его личности.

    Вместе с тем, всестороннее изучение школьника – это важнейшее условие эффективной профориентации. Только на его основе можно определить предрасположенность юноши к той или иной военной специальности, прогнозировать его успехи и особенности развития в процессе службы или учебы в военном училище, разработать рекомендации по самовоспитанию и психологической подготовке, целенаправленно способствовать совершенствованию сильных сторон и заблаговременному устранению недостатков в личности, и, следовательно, в полной мере использовать индивидуальный подход в деле подготовки молодежи к выбору профессии офицера и военной службе.

    Главное здесь в том, чтобы выявить общее направление и интенсивность изменения, развития отдельных индивидуально-психологических качеств и личности в целом на разных отрезках обучения, под влиянием различных педагогических воздействий. Только такой подход может обеспечить обоснованное прогнозирование профессиональной пригодности каждого юноши к будущей деятельности в армии и на флоте.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психологическое изучение молодежи в ходе военно-профессиональной ориентации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.