Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Создание регионального учебно-научного комплекса

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Создание регионального учебно-научного комплекса
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение 3

    1 Причины и необходимость создания учебно-научного комплекса 5

    2 Нормативно-правовые основы деятельности комплекса 8

    3 Основные направления развития образования 10

    Заключение 12

    Список использованной литературы_ 13


     

    Введение


    ЮНЕСКО за последние десятилетия установлены мировые тенденции в образовании. Во-первых, в течение сорока последних лет ХХ столетия наблюдался феноменальный рост числа студентов с 13 млн. человек в 1960 до 82 млн. в 1995 г. Такие темпы роста позволяют прогнозировать рост числа студентов в 2010 г. до величины порядка 120 млн., а в 2020 г. до 130-140 млн. человек, что может привести практически к удвоению всей материально-технической инфраструктуры системы высшего образования и расходов на ее содержание. Во-вторых, процессы глобализации и унификации, происходящие во всех сферах, развитие мощных средств телекоммуникаций привели к беспрецедентной открытости и вариативности образования. В-третьих, за последние двадцать лет во всех регионах мира, за исключением стран, входивших в состав социалистического лагеря, наблюдался существенный рост расходов государств на образование.

    Кроме отмеченных тенденций, происходит рост миграции научных работников в развитые страны, расслоение единства науки и образования, расширение влияния многоуровневой англосаксонской системы образования и появление глобальных образовательных мегасистем. И хотя Россия относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, ее влияние на мировое образование отстает от влияния США в 7 раз.

    Ответной реакцией государственных вузов на проявившиеся негативные тенденции стал поиск своего места в рамках госбюджетного финансирования и на рынке образовательных услуг. На пути к самоопределению необходимо сформулировать некоторые общие критерии, или требования, которым должно удовлетворять классическое образование.

    В широком смысле учебно-научный комплекс должен решить следующие основные задачи:

    • Сформировать заинтересованный и подготовленный контингент студентов, оставаясь открытой и доступной системой.
    • Обеспечить качественное образование, основанное на эвристических принципах и интеграции с современными научными исследованиями.
    • Обеспечить лабораторно-информационную базу образования и проведения научных исследований.
    • Сформировать систему воспроизводства кадрового потенциала комплекса.
    • Обеспечить приемлемые траектории трудоустройства основной части обучающихся студентов, аспирантов, докторантов.

    Даже беглый взгляд на перечисленные задачи позволяет убедиться, что традиционная система организации образования не в полной мере реализует их решение.

    Еще одним отражением мировых тенденций в системе образования является формирование разветвленной системы открытого образования. Упрощенно, система открытого образования – это получение тех знаний в сфере образования, которые нужны конкретному участнику процесса образования без возрастных, вступительных, временных и иных нормативно установленных ограничений, как правило, на основе дистанционного обучения с использованием средств телекоммуникаций. Такой опыт уже получил широкое распространение в США и Германии и принес новые значительные инвестиции в сферу образования. Сегодня уже сотни западных университетов ведут часть процесса образования через Интернет. Формально в системе российского образования нет структуры, которая бы имела прямую задачу обеспечения системы открытого образования. Косвенно необходимость формирования такой системы возникает как отражение потребности обеспечения работы филиалов, число которых выросло в последние годы как по экономическим причинам, так и по причинам противодействия некачественному негосударственному образованию.

    1 Причины и необходимость создания учебно-научного комплекса


    На современном этапе в России решаются проблемы комплексного формирования и развития науки и образования, вместе с тем не используется механизм системного воздействия через создание интегрированных региональных научно-образовательных комплексов.

    Формируемое Училище Искусств, как структура, интегрирующая учреждения общего образования, средние профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения, академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, другие учреждения и организации, является претендентом на признание его как ведущего учебного заведения по направлению «искусство и культура».

    Разработка конкретной модели и ее организационно-правовое оформление требуют решения вопросов определения головной организации и соисполнителей, от состава которых будет зависеть тип модели интеграции, решаемые проблемы, выбор организационно-правовой формы взаимодействия, структур, формируемых в составе нового образования, распределение ответственности всех участников при решении вопросов штатного расписания, оснащения инвентарем и оборудованием, финансирования по каждому участнику с помощью взаимосвязанной системы юридических документов и нормативных документов, отчетности и т. д.

    Модель учебно-научного центра как ассоциации юридических лиц соответствует задачам создания эффективного интеграционного механизма, обеспечивающего проведение региональной политики. С целью практической реализации непрерывного образования и обеспечения проведения совместных исследований и обучения студентов, аспирантов и докторантов намечается вхождение в состав Учебно-научного комплекса учреждений общего образования, средних профессиональных учебных заведений (Училище Искусств), высших учебных заведений, других учреждений и организаций научного и учебного профиля.

    Переход системы образования на качественно новый уровень предусматривает создание структур, адекватно отражающих изменения в подходах к функционированию всей системы образования и ее интеграции с научными подразделениями и другими организациями.

    В стране функционируют структуры, имеющие значение для науки и образования:

    • Региональные центры высшей школы;
    • Региональные учебно-методические центры;
    • Региональные центры качества подготовки специалистов;
    • Центры стандартизации и сертификации;
    • Региональные центры тестирования школьников и абитуриентов;
    • Центры довузовской подготовки школьников;
    • Краевые заочные естественно-научные школы;
    • Краевые летние школы;
    • Межвузовские центры международного сотрудничества;
    • Межвузовские центры информатизации высшей школы;
    • Центры дополнительного образования.

    Выбранный путь ассоциативного взаимодействия научных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры и других структур способствует консолидации усилий всех участников учебно-научного комплекса. Отсутствие в стране нормативно-правовой базы для формирования ассоциаций, включающих учреждения и организации федерального, регионального и муниципального уровней, корпоративные и другие структуры, ограничивает степень свободы для принятия законодательно обоснованных управленческих решений, принятия уставных документов и заключения договоров в рамках комплекса.

    Центр в виде устойчивой и работоспособной структуры должен эффективно выполнять задачи развития совместных научных исследований в области развития культуры и совершенствования образовательного процесса с привлечением высококвалифицированных научных кадров.  Следующая форма взаимодействия будет осуществляться в рамках программы интеграции академической и вузовской науки. Должно происходить усиление послевузовского образования в форме аспирантуры, соискательства, второго высшего образования, специальных программ ускоренной подготовки взрослого населения. С целью создания благоприятных условий для развития научного и образовательного потенциала, в том числе для подготовки высококвалифицированных кадров для научной и преподавательской деятельности предусматривается включение в состав учебно-научного комплекса на ассоциативной основе научного центра и научно-исследовательских институтов.

    Модель учебно-научного комплекса соответствует задачам создания эффективного интеграционного механизма, обеспечивающего проведение региональной научно-технической, инновационной и образовательной политики в стране.

    2 Нормативно-правовые основы деятельности комплекса


    Так как учебно-научный комплекс прежде всего является учреждением образовательным, необходимо его соответствие российскому законодательству об образовании, в соответствии с которым:

    1. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

    Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

    2. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

    Образовательное учреждение имеет следующие права и обязанности:

    1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательноro процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

    2. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

    1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

    5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Также важную часть нормативно-правовых основ деятельности образовательного учреждения составляет его устав.

    Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

    При необходимости регламентации сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

    Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

    3 Основные направления развития образования


    На всех этапах общественного развития среднее профессиональное образование было неотъемлемой частью единой системы образования.

    Что же представляет собой современное среднее профессиональное образование? По Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО – это первый уровень третичного образования, послесреднее образование, направленное на подготовку практико-ориентированных специалистов. Статистика свидетельствует о том, что этот уровень образования имеет 23% населения России, в экономике и социальной сфере занято более 21 миллиона выпускников средних специальных учебных заведений (33% от общей численности занятых).

    Структурная перестройка экономики, перспективы развития ее отраслей, направлений социальной сферы не может не отразиться и на требованиях к подготовке специалистов среднего звена: на первое место ставится компетентность, технологическая культура, качество труда. Появилась острая потребность в подготовке специалистов для социальной сферы, налогово-бюджетных организаций и учреждений, страхового рынка, управления персоналом; для непосредственного управления сложными техническими, технологическими и информационными системами. Растет социальная значимость среднего профессионального образования, которое должно обеспечивать не только подготовку специалистов, но и повышать образовательный уровень молодежи, способствовать самовоспитанию, самоопределению, нравственному самосовершенствованию, освоению социального опыта.

    Важной составляющей образования являются интеграционные процессы, осуществляемые в различных формах и направленные на более рациональное построение многоуровневого, многоступенчатого образования, более эффективное использование трудовых, материальных и информационных ресурсов.

    Вышеуказанные аспекты развития среднего профессионального образования позволяют сформировать образовательные комплексы, различные по составу участников, направленности и объему функций, используемым организационным структурам. Это повышает динамизм и адаптационные возможности системы СПО, увеличивает доступность получения профессионального образования различных уровней и, в частности, обеспечивает взаимодействие среднего и высшего профессионального образования.

    Многоуровневый образовательный процесс направлен на адаптацию обучающихся к условиям образования в учреждении более высокого уровня, формирует и поддерживает интерес к обучению, потребность в новых знаниях у обучающихся с целью последующего изменения всей мотивационной сферы при подготовке к решению профессиональных задач.

    Возможности развития среднего профессионального образования в значительной степени определяются кадровым потенциалом. Особенно это касается педагогических кадров, так как педагог сегодня не только воплощает образовательную программу, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного специалиста, и как личность, способную к саморазвитию.

    Важным инструментом модернизации региональной системы среднего профессионального образования является система методической поддержки, повышения квалификации, переподготовки кадров.

    Заключение


    Модернизация системы образования вызывает пристальное общественное внимание и дискуссии в прессе, в обществе и в профессиональной среде. При этом высказываются самые разные мнения о содержании и последовательности мероприятий по модернизации – от категорического неприятия необходимости модернизации до практически безусловного одобрения предложенного комплекса мероприятий.

    Опубликованные документы и информационные материалы по модернизации образования в основной массе отражают «оперативные и тактические» аспекты модернизации, при этом «стратегические» аспекты прописаны либо недостаточно подробно, либо представлены фрагментарно, при этом образовательная политика практически не сформулирована.

    Особенность положения органов управления образованием состоит в том, что они, с одной стороны, по определению являются элементом системы образования и поэтому включены в отношения между всеми элементами, определяя наряду с другими состояние системы. С другой стороны, органы управления и, в особенности, Минобразование России могут рассматриваться в качестве так называемых «наблюдателей», рассматривающих систему образования как объект, анализирующих состояние этого объекта и вводящих изменения, влияющие на состояние системы.

    Анализ приведенных выше и связанных с ними проблем и вопросов позволяет определить совокупность требований к «идеальной» системе образования, с учетом специфики российской системы, и, далее, сформулировать совокупность задач системы управления образованием.

    Список использованной литературы


    1. Закон «Об образовании» от 10.07.92 (с изменениями и дополнениями) №3266-I.

    2. Борисов И.И., Запрягаев С.А.Университетские комплексы и университетское образование // Университетское управление . N 3-2001

    3. Куклин В.Ж., Беляков С.А.Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление. №3-2003.

    4. Проворов А.С., Шадрин А.И. Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании // Университетское управление № 5-6-2003

    5. Прокопьев В.П. К вопросу создания университетских комплексов // Университетское управление. №2-2003

    6. Эйдельнант Л. От рождения до профессионального становления. Вариант учебно-научного комплекса // Директор школы . №4-1994

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Создание регионального учебно-научного комплекса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.