Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: анализ прибыли предприятия на примере ОАО ГАЗПРОМ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: анализ прибыли предприятия на примере ОАО ГАЗПРОМ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:49:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    Оглавление:


    Введение....................................................................................................... 3

    Глава 1. Прибыль как регулятор деятельности предприятия      5

    1.1. Роль и значение прибыли в рыночных условиях.............. 5

    1.2. Показатели прибыли предприятия......................................... 10

    Глава 2. Анализ прибыли ОАО «Газпром»..................................... 14

    2.1. Общая характеристика компании......................................... 14

    2.2. Анализ прибыли предприятия................................................... 15

    Глава 3. Разработка путей повышения прибыли.................... 27

    3.1. Пути увеличения прибыли.......................................................... 27

    3.2. Использование потенциала риск-менеджмента для улучшения финансовых результатов.................................................................. 35

    Заключение.............................................................................................. 39

    Список литературы.............................................................................. 42



    Введение

    C распространением предпринимательства в России анализ финансовых результатов стал занимать одно из важных направлений в области бухгалтерского и управленческого учета деятельности предприятия.

    Актуальность выбранной темы определяется тем, что из-за недооценки систематических знаний о своих финансах многие российские компании теряют значительную часть доходов.

    Для эффективного управления предприятиям необходимо знать, за счет чего формируются финансовые ресурсы, а так же какие факторы оказывают на них влияние. Менеджеры предприятия должны иметь информацию о размерах и структуре финансовых ресурсов предприятия, планировать направления их использования.

    Одним из главных качественных показателей характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий является прибыль. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа развития экономики является овладение руководителями и менеджерами современными методами управления формированием прибыли в процессе оперативной инвестиционной и финансовой деятельности субъектов рыночных отношений.

    Без глубокого изучения прибыли и рентабельности невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности хозяйствования, усиления материальной заинтересованности и ответственности руководителей специалистов и других работников предприятий в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах ресурсов.

    Прибыль - важная и сложная экономическая категория, является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников, занятых в сфере производства и товарного обращения. Сумма прибыли и рентабельность являются основными показателями оценки конкурентоспособности организации или предприятия.

    Увеличение прибыли - залог дальнейшего успешного функционирования организации на рынке.

    Вместе с тем рост прибыли может быть вызван необоснованным увеличением цен, а также стремление любыми путями получить высокие доходы в ущерб потребителям.

    Целью написания данной работы является изучение показателей прибыли предприятия, и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, используя финансовую отчетность ОАО «Газпром».

    Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

    ·   рассматривается понятие прибыли в системе рыночных отношений и необходимость её увеличения;

    ·   исследование и оценка показателей прибыли ОАО «Газпром»;

    ·   выявление и количественное измерение влияния отдельных факторов на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

    ·   разработка методов улучшения финансового состояния ОАО «Газпром».

    Объектом исследования данной работы является ОАО «Газпром».

    Предметом исследования является система показателей прибыли ОАО «Газпром».


    Глава 1. Прибыль как регулятор деятельности предприятия

     

    1.1. Роль и значение прибыли в рыночных условиях


    Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 

    Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.

    Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль. 


    Доход

    Материальные затраты

    Оплата труда

    Прибыль

    Себестоимость

    Чистая прибыль

    Налог на прибыль

    Выручка от реализации


    Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п. 

    К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также "прочие затраты", т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда. 

    Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

    В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов; основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. 

    На величину прибыли (дохода) существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. 

    Общая величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей: 

    - прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью; 

    - прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой их продажи и затратами на их приобретение и реализацию). Прибыль от реализации основных фондов будет представлять разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию; 

    - прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.). 

    Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.[1]

    Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.

    Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.[2]

    Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

    Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

    Обобщающая оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия достигается на основе таких результативных индикаторов, как показатели прибыли. Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. Формирование прибыли в условиях рынка имеет первостепенное значение для определения налогооблагаемых сумм доходов.

    Прибыль как финансовый результат работы предприятия представляет собой разность между суммой доходов и всех расходов и отчислений.

    В рыночной экономике различают бухгалтерскую, экономическую и чистую прибыль. Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между совокупными доходами и явными издержками производства (обращения), которые отражены в бухгалтерской отчетности промышленного (торгового) предприятия.

    Экономическая прибыль — это разность между бухгалтерской прибылью и неявными (альтернативными) издержками обращения (производства).

    Чистая прибыль представляет собой сумму прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Эти средства промышленное (торговое) предприятие использует на различные нужды по своему усмотрению с учетом конкретных условий и финансового состояния.

    В увеличении прибыли заинтересованы государство (растет сумма налогов), предприятие и трудовые коллективы, тем самым создается финансовая основа для согласования их экономических интересов, стимулирования рационального использования ресурсов, повышения эффективности деятельности.

    В условиях, когда прибыль удовлетворяет разнообразные потребности, важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обуславливает основные принципы распределения прибыли, которые заключаются в следующем:[3]

    ·   первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства);

    ·   максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства;

    ·   использование прибыли на материальное стимулирование работающих;

    ·   направление прибыли на социально-культурные нужды.

    Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. С переходом к рынку предприятие по идеи получает финансовую независимость: оно само должно определять, куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Единственное, чем государство регламентирует действия предприятия, — это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями.

    В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование будет осуществляться полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, станет именно прибыль.

    Точный расчет базовой прибыли имеет важное значение для точности последующих расчетов.

    Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

    Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.


    1.2. Показатели прибыли предприятия


    На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

    Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

    При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д.

    Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности (R).

    В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.[4]

    Конкретно, таким образом рассчитывают следующие показатели.

    Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:

    где – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).

    Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов.

    Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг):

    Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат.

    Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом (РП):

    Величина Rпр показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции.

    Рентабельность отдельных изделий – отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации:

    В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.) и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.):

    где – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);

    – среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия).

    Поскольку в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся:

    1) рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы;

    2) динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);

    3) увеличение или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг);

    4) изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг).

    Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактически реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.

    Таким образом, прибыль является основным показателем, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов об уровне рентабельности. При анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат. Чаще всего анализ рентабельности проводится по показателям:[5]

    ·   рентабельности производства, рассчитанной как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств (запасов и затрат);

    ·   рентабельности реализованной продукции, исчисленной как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в оптовых ценах предприятия.




    Глава 2. Анализ прибыли ОАО «Газпром»

     

    2.1. Общая характеристика компании


    ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

    Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

    Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

    Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

    На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы Газпром добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. Добыча природного газа в 2007 году, по оперативной информации, составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 годом вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 гг.

    Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.

    Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.

     

    2.2. Анализ прибыли предприятия

    Проведем анализ финансовых результатов деятельности компании ОАО «Газпром» за 2006-2007 гг.

    Таблица 2.1

    Динамика выручки и ее составляющих в 2006-2007 гг.


    2007

    2006

    Изменение, тыс. руб.

    Изменение

    %

    Выручка, нетто, тыс. руб.

    1774979437

    1 632 652 981

    142 326 456

    108,7

    в том числе от продажи :





    газ

    1 406 856 578

    1 312 325 670

    94 530 908

    107,2

    предоставление имущества в аренду

    234 452 737

    221 602 053

    12 850 684

    105,8

    продукты нефтегазопереработки

    70 043 728

    54 686 915

    15 356 813

    128,1

    услуги по организации транспортировки газа

    43 055 537

    23 421 453

    19 634 084

    183,8

    газовый конденсат

    18 886 850

    19 355 407

    -468 557

    97,6

    прочее

    1 550 785

    1 029 183

    521 602

    150,7

    услуги по организации хранения газа

    133 222

    232 300

    -99 078

    57,3


    На основании данных таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы:

    ·   в 2007 году выручка от продаж увеличилась на 142 326 456 тыс. руб. или на 8%;

    ·   данное изменение произошло за счет роста доходов от продаж газа на 94 530 908 тыс. руб. или на 7,2 %;

    ·   доходы от предоставления имущества в аренду выросли в 2007 году на 12 850 684 тыс. руб. или на 5,8% относительно аналогичного показателя 2006 года;

    ·   доходы от реализации продуктов нефтегазопереработки выросли на 15 356 813 тыс. руб. или на 28, 1 % по сравнению с аналогичным показателем 2006 года;

    ·   доходы от оказания услуг по транспортировке газа увеличились на 19 634 084 тыс. руб. или на 83,8 %;

    ·   доходы от продажи газового конденсата в 2007 году, напротив, снизились на 468 557 тыс. руб., т.е. на 2,4 %;

    ·   прочие доходы увеличились на 521 602 тыс. руб. или на 50,7 %;

    ·   доходы от оказания услуг по организации хранения газа снизились на 99078 тыс. руб., или на 42,7%.

    Таким образом, можно сказать, что максимальное увеличение в относительном выражении было отмечено по статье «доходы от оказания услуг по транспортировке газа» - 83,8 %; максимальное уменьшение по статье «доходы от оказания услуг по организации хранения газа» - 42,7 %.

    Выручка от продажи газа увеличилась, преимущественно, за счет увеличения объемов продаж в страны дальнего зарубежья и роста цен на природный газ на основных рынках сбыта ОАО «Газпром».







    Таблица 2.2

    Данные о географическом направлении поставок природного газа ОАО «Газпром» (головная компания) на каждый из его рынков за 2003-2007 годы и I квартал 2008 года:

    Период

    Единица измерения

    Реализация газа(1,2,3)

    Итого:

    Россия

    Страны СНГ

    и Балтии

    Европа

    2006

    млрд.куб.м

    338,0

    91,9

    150,1

    580,0

    тыс.руб.

    366 225 612

    191 780 380

    754 319 678

    1 312 325 670

    2007

    млрд.куб.м

    338,6

    86,9

    150,5

    576,0

    тыс.руб.

    426 975 003

    230 065 851

    749 815 724

    1 406 856 578

    тыс.руб.

    193 227 183

    73 648 200

    290 921 419

    557 796 802

    (1) Без НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей.

    (2) В связи с различиями в методологии подготовки управленческой отчетности и бухгалтерской отчетности показатели объема поставки газа потребителям, рассчитанные по данным методикам, могут не совпадать. В данной таблице для расчета показателя использовалась методика подготовки бухгалтерской отчетности.

    (3) Распределение поставок газа по рынкам (географическим сегментам) произведено исходя из географической принадлежности места поставки газа.


    ОАО «Газпром» осуществляет поставки природного газа в течение всего года. Однако эти поставки значительно возрастают во время отопительных сезонов, продолжительность которых по регионам России широко варьируется в зависимости от широты местоположения, климатических и погодных условий. Для удовлетворения роста зимнего потребления ОАО «Газпром» осуществляет закачку излишков газа в подземные хранилища в течение весенне-летних периодов, а отбор из них производит в зимнее время. Запасы газа в подземных хранилищах также являются гарантом обеспечения роста спроса на газ по причинам, не зависящим от погодных условий, и гарантом обеспечения обязательств по поставкам в случае серьёзного сбоя в добыче, либо аварии на магистральном трубопроводе.

    Сезонная неравномерность газопотребления в 2007 году покрывалась за счет отбора газа из подземных хранилищ в среднем по России на 15,4%. При этом, хранилища, расположенные на территории России, позволяют обеспечить в отопительный период около 20 % поставок газа российским потребителям и на экспорт, а в дни резких похолоданий эта величина достигает 30 %. За весь период эксплуатации подземных хранилищ газа в Российской Федерации по состоянию на 31 марта 2008 года оборот газа в них составил 1,9 трлн.куб.м.

    Проведем анализ себестоимости.

    Таблица 2.3

    Структура себестоимости в 2006-2007 гг.


    2007

    2006

    Изменение, тыс. руб.

    Изменение

    %

    Себестоимость проданных товаров, продукции , работ, услуг

    723 781 021

    592 118 000

    131 663 021

    122,2

    в том числе проданных:





    газ

    387 085 024

    302 627 520

    84 457 504

    127,9

    предоставление имущества в аренду

    231 840 439

    217 835 780

    14 004 659

    106,4

    продукты нефтегазопереработки

    40 443 948

    26 807 059

    13 636 889

    150,9

    услуги по организации транспортировки газа

    50 661 520

    32 305 047

    18 356 473

    156,8

    газовый конденсат

    11 999 269

    10 737 654

    1 261 615

    111,7

    прочее

    1 672 811

    1 658 435

    14 376

    100,9

    услуги по организации хранения газа

    78 010

    146 505

    -68 495

    53,2


    В 2007 году себестоимость увеличилась на 131 663 021 тыс. руб. или на 22,2 %. Рост себестоимости был больше роста выручки, которая увеличилась на 8 %.

    Рост себестоимости газа составил 84 457 504 тыс. руб. или 27,9%

    По строке «Предоставление имущества в аренду» себестоимость выросла на 14 004 659 тыс. руб. или на 6,4 %.

    Рост себестоимости продуктов нефтегазопереработки составил13 636 889 тыс. руб. или 50,9 %.

    По строке «услуги по организации транспортировки газа» рост составил 18 356 473 тыс. руб. или 56,8 %

    Себестоимость газового конденсата выросла на 1 261 615 тыс. руб. или 11,7 %.

    Себестоимость прочих услуг выросла на 14 376 тыс. руб. или 0,9 %.

    Себестоимость услуг по организации хранения газа снизилась на -68 495 тыс. руб. или на 46,8 %.

    Рис. 2.1. Структура себестоимости в 2006 году


    Анализ структуры себестоимости показал, что в 2007 году:

    ·   доля газа в общей структуре себестоимости увеличилась с 51 до 53 %;

    ·   доля статьи «предоставление имущества в аренду» в себестоимости снизилась с 37 до 32 %;

    ·   доля продуктов нефтегазопереработки в структуре себестоимости выросла с 5 до 6 %;

    ·   доля услуг по организации транспортировки газа выросла с 5 до 7 %.

    Рис. 2.2. Структура себестоимости в 2007 году


    Таким образом, имеют место небольшие изменения в структуре себестоимости.





    Таблица 2.4

    Структура затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг) ОАО «Газпром» (головная компания):

    Наименование статьи затрат

    2007

    Сырье и материалы, %

    3,0

    Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, %

    -

    Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, %


    67,9

    Топливо, %

    -

    Энергия, %

    -

    Затраты на оплату труда, %

    0,7

    Проценты по кредитам, %

    -

    Арендная плата, %

    -

    Отчисления на социальные нужды, %

    0,1

    Амортизация основных средств, %

    24,1

    Налоги, включаемые в себестоимость продукции, %

    2,6

    Прочие затраты (пояснить)*, %

    амортизация по нематериальным активам, %

    вознаграждения за рационализаторские предложения, %

    обязательные страховые платежи, %

    представительские расходы, %

    иное, %

    1,6

    0,3

    -

    -

    -

    1,3

    Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость), %

    100

    Справочно: выручка от продажи продукции (работ, услуг), % к себестоимости

    198,1

    * Расшифровка прочих затрат по 2007 году:

    ·  Командировочные расходы;

    ·  Подписка на периодическую и специальную литературу;

    ·  Охрана (в т.ч. пожарная);

    ·  Коммунальные платежи;

    ·  Реклама;

    ·  Юридические, консультационные и информационно-вычислительные услуги;

    ·  Аудиторские услуги;

    ·  Подготовка и переподготовка кадров;

    ·  Прочие.


    В представленной таблице приведены изменения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг и валовой прибыли за 2006-2007 годы.

    Таблица 2.5


    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (2)

    Изме-нениe, %

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

    Изме-

    нениe, %(4)

    Валовая прибыль (3)

    Изме-

    нениe, % (4)

    2006

    1 632 652 981

    32,60%

    578 525 891

    36,06%

    1 054 127 090

    30,77%

    2007

    1 774 979 437

    8,72%

    723 781 021

    22,24%

    1 051 198 416

    1,02%


    Принимая во внимание, что показатель «Валовая прибыль» является результатом от разности показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», в качестве факторов, оказавших влияние на показатель «Валовая прибыль», рассматриваются показатели, участвующие в расчете .

    Как видно из данных таблицы, все рассматриваемые показатели в анализируемом периоде демонстрируют устойчивую динамику к росту.

    Основными факторами, влияющими на рост себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг являются ежегодное увеличение затрат на покупку природного газа, которые, как правило, связаны с увеличением объемов покупного газа, внутренних расчетных цен на газ, а также ростом цен на газ, приобретаемый Обществом у сторонних организаций на территории и за пределами Российской Федерации.

    Таблица 2.6

    Наименование показателя

    2006

    2007

    Доля себестоимости в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, %

    35,43%

    40,78%

    Доля валовой прибыли в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, %

    64,57%

    59,22%


    Некоторое увеличение значения показателя «Доля себестоимости в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг» наблюдается в 2007 году, что связано, в основном, со снижением темпов роста выручки от реализации товаров, работ, услуг, а также увеличением затрат на покупку природного газа в связи с ростом внутренних расчетных цен для дочерних организаций Общества, а также ростом цены на газ, приобретаемый в Туркменистане. Следствием роста себестоимости стало снижение показателя «Доля валовой прибыли в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг».

    Высокая степень корреляции между значениями показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» позволяет констатировать, что Обществом проводится последовательная политика по управлению затратами.

    Поскольку доля выручки от реализации газа от общего объема выручки, как правило, составляет 80% и более, Общество проводит анализ факторов, оказавших влияние на размер выручки от реализации газа.

    Основные факторы, оказывающие значимое воздействие на результирующий показатель (размер выручки от реализации газа в текущем году), используемые в модели - физический объем поставок, цены на поставляемый газ и динамика валютного курса.

    Удельный вес каждого фактора определяется непосредственно в ходе анализа.

    Каждый из рассматриваемых факторов может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на изменение выручки от реализации газа, а их суммарное воздействие в итоге определяет изменение размера выручки от реализации газа в текущем году.




    Таблица 2.7

    Факторы, оказавшие влияние на рост выручки от реализации газа (основная деятельность)

    Год

    Фактор влияния на размер выручки Общества по сравнению с предыдущем финансовым годом

    Степень влияния фактора в %% в оценке ОАО «Газпром»(1)

    2007/2006

    Объемы поставок

    -6

    Цена реализации

    171

    Динамика валютного курса

    -65


    Отрицательное значение фактора по динамике валютного курса отражает укрепление рубля по отношению к доллару США и ЕВРО.

    Отрицательное значение фактора по объему поставок отражает сокращение объема поставок природного газа на основные рынки сбыта из-за аномально теплой погоды в январе-марте 2007 года.

    Проведем анализ прибыли ОАО «Газпром».

    Таблица 2.8

    Динамика прибыли и расходов в 2006-2007 гг.


    2007

    2006

    Изменение, тыс. руб.

    Изменение, %

    Валовая прибыль

    1 051 198 416

    1 040 534 981

    10 663 435

    101,0

    Коммерческие расходы

    540 917 840

    518 675 487

    22 242 353

    104,3

    Управленческие расходы

    23 678 150

    17 856 671

    5 821 479

    132,6

    Прибыль (убыток) от продаж

    486 602 426

    504 002 823

    -17 400 397

    96,5

    Прочие доходы и расходы



    0


    Проценты к получению

    13 046 491

    3 446 856

    9 599 635

    378,5

    Проценты к уплате

    53 551 252

    40 113 371

    13 437 881

    133,5

    Доходы от участия в других организациях

    44 696 539

    30 916 289

    13 780 250

    144,6

    Прочие доходы

    2 105 342 710

    1 510 000 738

    595 341 972

    139,4

    Прочие расходы

    2 075 739 210

    1 512 929 853

    562 809 357

    137,2


    В 2007 году валовая прибыль компании увеличилась на 10 663 435 тыс. руб., или на 1 %.

    Коммерческие расходы увеличились на 22 242 353 тыс. руб. или на 4,3 %.

    Управленческие расходы увеличились на 5 821 479 тыс. руб.и или на 32,6 %.

    Прибыль от продаж снизилась на -17 400 397 тыс. руб. или на 3,5 %.

    Анализ структуры прочих доходов и расходов показал, что:

    ·   Проценты к получению выросли на 9 599 635 тыс. руб. или на 278 %.

    ·   Проценты к уплате выросли на 13 437 881 тыс. руб. или на 33,5 %;

    ·   Доходы от участия в других организациях выросли на 13 780 250 тыс. руб. или на 44,6 %;

    ·   Прочие доходы выросли на 595 341 972 тыс. руб. или на 39,4 %;

    ·   Прочие расходы увеличились на 562 809 357 тыс. руб. или на 37,2 %.

    Проведем анализ прибыли до налогообложения.

    Таблица 2.9

    Анализ прибыли до налогообложения

    2007

    2006

    Изменение, тыс. руб.

    Изменение, %

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    520 397 704

    495 323 482

    25 074 222

    105,0621913

    Отложенные налоговые активы

    1 652 240

    126 565

    1 525 675

    1305,447794

    Отложенные налоговые обязательства

    38 825 560

    19 508 654

    19 316 906

    199,0171131

    Текущий налог на прибыль

    122 668 035

    131 915 177

    -9 247 142

    92,99008483

    Прочие расходы из прибыли

    106 799

    93 019

    13 780

    114,8141777

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    360 449 550

    343 680 067

    16 769 483

    104,8793877


    Таким образом, в 2007 году прибыль до налогообложения выросла на 25 074 222 тыс. руб. или на 5 % по сравнению с 2006 годом.

    Отложенные налоговые активы выросли на 1 525 675 тыс. руб. (более чем в 10 раз).

    Отложенные налоговые обязательства выросли на 19 316 906 тыс. руб. или на 99 %.

    Текущий налог на прибыль снизился на -9 247 142 тыс. руб. или на 7 %.

    Прочие расходы из прибыли выросли на 13 780 тыс. руб. или на 14 %.

    Таким образом, чистая прибыль компании увеличилась на 16 769 483 тыс. руб. или на 4,8 % по сравнению с 2006 годом.



    Глава 3. Разработка путей повышения прибыли

     

    3.1. Пути увеличения прибыли


    Россия располагает большим количеством газовых месторождений малой и средней мощности, в том числе в регионах с высокой плотностью населения. Однако в условиях наличия "дешевого" газа с Уренгоя разрабатывать эти месторождения становится нерентабельно. Главная проблема независимых производителей не в отсутствии допуска к транспортной системе, а в конкуренции на внутреннем рынке со стороны "дешевого" газа "Газпрома". По этим причинам они требуют предоставить право продажи газа на экспортных рынках "Газпрома". Выполнение их требования однозначно повлечет за собой снижение экспортных цен и потери валютной выручки России. Повышение же цен на внутреннем рынке, напротив, способствовало бы росту добычи газа у независимых производителей.

    В то же время появление независимых производителей газа, которые не имеют возможности экспортировать его в дальнее зарубежье с целью компенсации убыточных внутренних цен, весьма проблематично. Капитал не потечет туда, где нет возможности его наращивать. Это, соответственно, тормозит развитие производительных сил в отрасли.

    По ряду экспертных оценок, нефтяные компании, добывающие попутный газ, могли бы увеличить его поставки вдвое. Мощности газоперерабатывающих заводов для этих целей имеются. Однако дешевый газ является одним из главных тормозов инвестиционного процесса.

    В российской энергетике сложилась специфическая ситуация. У нас есть более чем 50-процентный от используемых запас мощностей по генерации электроэнергии. При таком запасе масштабные инвестиции вряд ли придут на создание новых. В то же время при наличии 65% потерь топлива мог бы сработать фактор привлечения инвестиций для реконструкции в целях обеспечения экономии топлива.

    Приведение цен на газ к паритету с другими видами топлива и ценами на газ на близлежащих рынках является важнейшим шагом в развитии рыночных реформ. Одновременно с индексацией цен на газ должна активно развиваться торговля газом по свободным ценам. Наряду с ресурсами независимых производителей газа в ней должны учитываться объемы газа, добываемого "Газпромом".

    Газ по свободным ценам должен подаваться неэффективным пользователям, новым потребителям газа, потребителям, запрашивающим дополнительные объемы для наращивания мощностей, экспортно-ориентированным предприятиям. Необходимо будет создать торговые площадки, данные по ценам с которых станут индикаторами для ежегодного пересмотра цен.

    Повышение цен на газ до уровня цен на другие виды топлива и цен на ближайших рынках Средней Азии и Западной Европы с учетом вычета транспортной составляющей неизбежно будет сопровождаться развитием процесса выявления реальной стоимости газа на внутреннем рынке России. Обоснование, как и до какого уровня повышать внутренние цены на газ, является базовой составляющей для разработки концепции развития рынка и, соответственно, программы реформирования товаропроводящей сети. При этом нельзя руководствоваться только пожеланиями иностранных партнеров о том, что для вступления в ВТО необходимо поднять на более высокий уровень цены на энергоресурсы, в том числе и на газ. Насколько справедливо подобное требование?

    Известно, что при близких по уровню ценах на нефть по всем региональным рынкам мира цены на бензин в США в 2,5 раза ниже аналогичных цен в Западной Европе. Тем не менее, никто из членов ВТО не ставит вопрос об этом.

    Наряду с неприятием подобной политики двойных стандартов мы должны видеть, что необоснованно высокие темпы роста цен на газ приведут к появлению избытка газа на внутреннем рынке, что в условиях стабилизации добычи газа в стране, безусловно, вызовет превышение его предложения над спросом на рынках Западной Европы. В итоге необоснованно высокие темпы повышения цен на газ в России могут вызвать снижение:

    ·  платежной дисциплины на внутреннем рынке;

    ·  цен на российский газ на рынках Европы;

    ·  выручки от экспорта.

    В России цены на газ, добываемый и реализуемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, ежегодно устанавливаются государством в лице Федеральной службы по тарифам. Газовые тарифы дифференцируются по ценовым поясам. Цены на 2008 г. введены в действие Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 4 декабря 2007 г. N 403-э/1.

    Средний уровень регулируемых оптовых цен на газ в 2008 году составит: для промышленных потребителей 1690 руб. за 1 тыс. куб.м. (без НДС); для населения 1290 руб. за 1 тыс. куб.м. (без НДС).

    Как показывает практика, в промышленном секторе российской экономики уже сложились условия для реализации газа по свободным ценам. В этой связи Газпром в течение последних лет выступал с инициативой использовать биржевые технологии для определения цен поставок газа промышленным потребителям, а регулируемые цены на газ сохранить только для жилищно-коммунального хозяйства, бюджетных потребителей и населения. Для приобретения практического опыта биржевой торговли газом в России был проведен эксперимент «5+5» – по продаже в течение 2006-2007 гг. 5 млрд. куб. м газа ОАО «Газпром» и такого же количества газа независимых производителей по рыночным (договорным) ценам через электронную торговую площадку.

    По решению Правительства РФ эксперимент будет продолжен. В 2008 году предприятия Газпрома и независимые компании смогут реализовать через электронную торговую площадку до 15 млрд. куб. м газа на паритетной основе.

    Рис. 3.1. Протяженность распределительных газопроводов

     

    Газ в России – самый дешевый вид топлива. Одно из негативных последствий этого – изменение структуры энергопотребления в стране. Снизилось использование угля, мазута и других видов альтернативного топлива, а, значит, снизилась и необходимость увеличения их производства и развития соответствующих отраслей.

    Низкие цены на газ негативно сказались и на развитии самой газовой отрасли, для которой внутренний рынок стал убыточным. По сути, Газпром субсидирует огромное количество частных предприятий. Низкие цены не позволяют вкладывать средства в разработку новых месторождений, прокладку новых газопроводов, реконструкцию действующих мощностей, а без этого немыслимо развитие газовой отрасли. Существующие цены на газ в России не позволяют покрыть затраты на производство, транспортировку и реализацию газа.

    Именно поэтому в ноябре 2006 г. Правительство Российской Федерации приняло решение об увеличении предельных параметров изменения регулируемых цен на газ на период до 2010 г.: в 2007 г. до 15%, в 2008 г. до 25%, в 2009 г. до 20% и в 2010 г. до 28%. К 2011 г. планируется довести доходность продаж до уровня европейского рынка (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин).

    Рис. 3.2. Структура продаж газа Газпрома по группам потребителей в 2006 г., %


    Необходимость планирования поставок газа потребителям внутри страны и соответствующего распределения лимитов вызвана искусственно заниженными в России ценами на газ и, соответственно, повышенным спросом на него.

    При планировании поставок газа потребителям Газпром руководствуется документом под названием «Порядок распределения ресурсов газа ОАО «Газпром» с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми организациями».

    Согласно этому документу, ООО «Межрегионгаз» ежеквартально и ежегодно предоставляет профильным департаментам Газпрома информацию о фактических объемах поставок газа потребителям за прошедший квартал (год). Кроме того, «Межрегионгаз» собирает заявки от потребителей на поставки газа на следующий год. Исходя из полученных данных осуществляется распределение газа.

    При этом учитывается выполнение потребителями обязательств по оплате газа за предыдущие годы. В случае необходимости Газпром выделяет платежеспособным потребителям дополнительные объемы газа, с учетом технических возможностей ЕСГ и обязательств по уже заключенным экспортным и внутренним контрактам.

    Кроме того, газ предоставляется новым потребителям. Для этого компания-потребитель предоставляет заявку, подробные расчеты потребности в тепле и топливе и заключение транспортных организаций о технической возможности поставки газа. Разрешение на использование газа выдается с учетом наличия ресурсов газа по регионам России, оптимальной загрузки газотранспортных систем и экономической целесообразности использования газа как вида топлива.

    Начиная с 2002 г. в Газпроме утверждаются программы газификации регионов.

    При определении регионов, в которых Газпром планирует развернуть работы по газификации, учитывается несколько факторов:

    · уровень газификации региона;

    · возможность региона взять на себя часть расходов по газификации;

    · задолженность по оплате текущих поставок газа;

    · отсутствие несогласованных с Газпромом превышений установленных лимитов потребления газа.

    В августе 2003 г. Правление утвердило новую редакцию Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации. В новом документе четко прописан механизм взаимодействия ОАО «Газпром» с администрациями регионов на подготовительном этапе газификации:

    · Заключение соглашения о сотрудничестве между Газпромом и администрацией субъекта РФ.

    · Заключение договора о газификации.

    · Заключение договора на разработку инвестиционного проекта.

    · Сбор предложений администраций по объектам газификации для разработки инвестиционного проекта.

    · Разработка инвестиционного проекта, включающего генеральную схему газификации, ТЭО и бизнес-план.

    · Формирование и утверждение поэтапной Программы газификации субъекта РФ на основе инвестиционного проекта.

    · Утверждение перечня объектов для газификации на основе ТЭО.

    · Определение форм участия ОАО «Газпром» в газификации объектов, источников и форм финансирования.

    Газификация России является важнейшей задачей Газпрома. В результате последовательных действий Компании за 15 лет средний уровень газификации РФ вырос более чем на 20 процентных пунктов – с 41% в 2003 году до 62% в 2007 году.

    Таблица 3.1

    Показатели газообеспечения предприятий и жилого фонда в РФ (на начало 2007 г.)

    Газифицировано

    Всего по РФ

    Группа Газпрома

    Квартир и частных домовладений, млн.

    40.7

    26.1

    Коммунально-бытовых предприятий, тыс.

    190

    173,4

    Котельных, тыс.

    44,3

    35,7

    Промышленных предприятий, тыс.

    18,9

    15,9


    Рис. 3.3. Средняя цена реализации газа (без НДС) на внутреннем рынке и прогноз изменения цен в соответствии с Энергетической стратегией России (данные приведены в рублях)


    Особенно активизировалась эта работа в 2005 году, с началом реализации трёхлетней Программы газификации российских регионов. Этот проект охватил 58 субъектов РФ и по своей значимости вышел на уровень приоритетных национальных проектов.

    К началу 2005 года уровень газификации природным газом в целом по России составлял 54%, в том числе в городах и поселках городского типа – 61%, в сельской местности – 36%.

    Инвестиции ОАО «Газпром» в газификацию российских регионов в объеме 22,8 млрд. руб. в 2005-2006 годах (2005 год 5,2 млрд. руб., 2006 год 17,6 млрд. руб.) обеспечили повышение среднего уровня газификации природным газом в РФ по состоянию на 1 января 2007 года до 58%, в том числе в городах до 64%, в сельской местности до 40%.

    В 2007 году на реализацию Программы газификации Газпром выделил 20,2 млрд. руб., на средства компании построен 421 газопровод общей протяженностью 7,1 тыс. км в 53 субъектах России. При этом было газифицировано 545 населенных пунктов, 1,9 млн. квартир и домовладений, 1,3 млн. из которых находятся в городах, 0,6 млн. – в сельской местности. На природный газ переведено 10,5 тыс. коммунально-бытовых предприятий, 2 тыс. сельских и поселковых котельных, около 240 сельскохозяйственных предприятий.

    Кроме этого, для выполнения работ по реконструкции и техническому перевооружению существующих газовых сетей в 2007 году дополнительно выделено 1,5 млрд. рублей.

    Сложившаяся практика несения газораспределительными организациями (ГРО) прямых убытков или попытки противозаконного включения данных затрат в тариф за услуги по транспортировке газа становятся тормозом в развитии эффективных рыночных отношений в сфере газоснабжения.


    3.2. Использование потенциала риск-менеджмента для улучшения финансовых результатов


    Необходимость внедрения комплексной системы управления рисками в целом для любой крупной компании обусловлена рядом внешних факторов, таких как:

    · Опасный характер производства;

    · Колебания спроса и предложения на продукцию и потребляемое сырье;

    · Интеграционные процессы (слияния и поглощения);

    · Отраслевая конкуренция;

    · Возрастающая волатильность финансовых рынков;

    · Давление регулирующих органов;

    · Совершенствование механизмов корпоративного управления.

    Однако для любой компании существует ряд особенностей, связанных с понимаем необходимости создания системы управления рисками в силу внутренних факторов.

    Значимым условием возможности внедрения элементов риск-менеджмента в организации на начальном этапе служит формирование эффективной команды специалистов, имеющих профессиональные навыки в области экономики, математической статистики и управления рисками, а также опыт работы в компании.

    Процесс построения комплексной системы управления рисками ОАО "ГАЗПРОМ" должен быть начат с формирования приказом генерального директора рабочей группы в целях разработки следующих документов:

    · Политики ОАО "ГАЗПРОМ" в области управления рисками,

    · Карты рисков ОАО "ГАЗПРОМ" по основным бизнес-процессам,

    · Стандарта предприятия по управлению рисками, который должен включать единую терминологию при оценке и управлении рисками, перечень методологий качественной и количественной оценки рисков в соответствии с картой рисков, порядок установления лимитов по выявленным рискам, систему контроля показателей риска, регламенты взаимодействия подразделений при управлении рисками.

    Система управления рисками в ОАО "ГАЗПРОМ" в соответствии со Стандартом предприятия "Управление рисками" будет иметь следующую структуру.


    Система управления рисками в ОАО "ГАЗПРОМ"

    Высший (регламентирующий и контролирующий) уровень

    Комитет Совета директоров,
    ответственные за управление рисками
    (Председатель комитета)

    Утверждает:

    порядок организации системы управления рисками;

    политику управления рисками;

    процедуры и регламенты управления рисками;

    допустимый уровень рисков;

    методики, регламентирующие порядок определения величины рисков

    Осуществляет контроль:

    эффективности функционирования систем управления рисками

    исполнения процедур и регламентов управления рисками


    Второй (исполнительный) уровень

    Подразделение по управлению рисками

    Осуществляет:

    разработку методик оценки рисков

    учет и оценку текущих рисков и мониторинг новых рисков

    разработку процедур управления рисками

    ведение баз данных и агрегированной информации по рискам

    расчет лимитов и мониторинг их соблюдения

    предоставление руководству отчетности по рискам

    расчет эффективности мероприятий по управлению рисками

    Третий (оперативный) уровень

    Структурные подразделения и компании группы, деятельность которых связана с факторами риска

    Осуществляет:

    оперативный контроль за принимаемыми рисками

    выявление факторов риска и участие в экспертной оценке риска

    согласование методик оценки рисков

    соблюдение лимитов по рискам

    разработку и выполнение мероприятий по управлению рисками

    Рис. 3.4. Система управления рисками ОАО «ГАЗПРОМ»


    Необходимо понимать, что внедрение системы управления рисками не дает ежеминутного результата и нацелена на долгосрочный характер и получение дополнительных конкурентных преимуществ в перспективе. Однако уже на сегодняшний момент можно говорить об успешности опыта внедрения комплексной системы управления рисками и эффективности процессов принятия решений с учетом факторов риска.

    Таблица 3.2

    Перспективы улучшения деятельности предприятия в результате внедрения системы управления рисками

    управление рисками до внедрения СУР

    управление рисками после внедрения СУР

    Идентификация рисков

    Выявление имущественных рисков, подлежащих страхованию от прямого имущественного ущерба, перерыва производства и поломки оборудования

    Выявление всех значимых рисков через процедуру формирования карты рисков по основным бизнес процессам с учетом вероятности возникновения рискового события и потенциальных потерь.

    Методы оценки

    Оценка рисков экспертным методом или с привлечением страховых компаний

    Разработка и документирование методов качественной и количественной оценки рисков с применением методов сценарного анализа, VAR, стресс-тестирования, Монте-Карло.

    Методы управления

    Страхование имущественных рисков и рисков ответственности

    Урегулирование последствий рисковых событий (планы ликвидации аварий на производстве)

    Документирование и реализация широкого спектра методов управления рисками.

    Административно-хозяйственные инструменты:

    мониторинг и внутренний контроль;

    определение ответственности менеджеров структурных подразделений за принятие рисков, превышающих допустимый уровень и/или лимиты;

    установление лимитов и допустимых значений показателей риска;

    проведение превентивных мероприятий на производстве;

    документирование порядка взаимодействия структурных подразделений при управлении рисками;

    разработка планов минимизации последствий реализации рисков.

    Финансовые инструменты:

    страхование;

    самострахование;

    лимитирование;

    диверсификация;

    хеджирование

    Организационная структура управления рисками

    Наличие структурного подразделения по управлению рисками в составе Дирекции по финансам

    Наличие структурного подразделения по управлению рисками в составе Дирекции по стратегическому планированию и собственности, что обеспечивает независимость от основных бизнес-процессов, являющихся источником риска).

    Разработка и внедрение стандарта по управлению рисками, предусматривающего распределение ответственности и полномочий руководителей и подразделений при реализации всех этапов управления рисками (идентификация, оценка, управление, контроль) на всех уровнях управления от Совета Директоров до конкретного подразделения

    Культура (философия) управления рисками


    Разработка, утверждение и публикация Политики в области управления рисками. Доведение единой политики и принципов управления рисками до каждого сотрудника, формирование принципов принятия решений с учетом выявления и оценки рисков. Формирование культуры страхователя.

    Система управления рисками оказывает позитивное воздействие на бизнес через следующие факторы:

    · Рост / стабилизация стоимости компании за счет более позитивных ожиданий инвесторов в отношении стабильности и определенности финансовых показателей работы компании

    · Большая инвестиционная привлекательность компании при привлечении заемных средств (снижение премии за риск при кредитовании, повышение кредитных рейтингов)

    Заключение

     

    Главная цель предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

    Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

    Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отдельный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности.

    Показатели финансовых результатов (предприятия) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

    Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.

    Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

    Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия.

    Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

    Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

    Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

    На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

    Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

    Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:

    1. природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы);

    2. изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы);

    3. повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. (интенсивные);

    4. снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. (внепроизводственные факторы).

     


    Список литературы


    1. Абрютина М.С. Анализ деятельности предприятия торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: " Дело и сервис", 2008.

    2. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: "Дело и сервис", 2008.

    3. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2006.

    4. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

    5. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. Н.П.Любушина – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2008. – 471 с.

    6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш. шк.,2008.

    7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика. – 2008. – 288 с.

    8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2006.

    9. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 259с.

    10. Бланк И.А. Управление прибылью. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2006.

    11. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада, Лтд, 2007.

    12. Винокурова А.И. Методические подходы к формированию финансового планирования в социально-экономических системах . - СПб.: СПбУЭФ, 2008. - 18 с.

    13. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом «Дашков и Ко», 2007.

    14. Гуськова Н.Д., Макаркин Н.П., Шичкин П.В. Микроэкономика:  Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та. – 2008. – 216 с.

    15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2007.

    16. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство "Бухгалтерский учет", 2008.

    17. Ковалёв А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга. – 2008. – 192 с.

    18. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2008

    19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: «Финансы и статистика», 2006

    20. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 2008.

    21. Коноков Д.Г., Рожков М.А., Смирнов А.Ю., Яниковская О.Н. Организационная структура предприятий. Учебно-методическое пособие. Серия "Бизнес-Тезаурус". М., КОНСЭКО, 2008. 176 с.

    22. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск.: Высшая школа, 2007

    23. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учебно-практическое пособие. – Мн.: "Финансы, учет, аудит", 2008.

    24. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

    25. Медведев О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет. - 2007. - №5

    26. Микульчик А.А. Оценка риска неполучения прибыли в условиях нестабильности рынка // Экономика и производство, 2006, №3.

    27. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2007

    28. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий. - М.: Машиностроение, 2006.

    29. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.

    30. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. - Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2006.

    31. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. – М.: Инфра-М, 2007.

    32. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    33. Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 2006.

    34. Хендриксен Э. С. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    35. Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    36.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2007.








     Приложение 1


    Б У Х Г А Л Т Е Р С К И Й Б А Л А Н С

    на 31 декабря 2007 года



    Коды


    Форма №1 по ОКУД

    0710001


    Дата (число,месяц,год)

    31.12.2007

    Организация ОАО «Газпром»

    по ОКПО

    00040778

    Идентификационный номер налогоплательщика

    ИНН

    7736 050 003

    Вид деятельности оптовая торговля

    по ОКВЭД

    51

    Организационно-правовая форма / форма собственности



    открытое акционерное общество

    по ОКОПФ/ОКФС

    47/31

    Единица измерения: тыс.руб.

    по ОКЕИ

    384





    Местонахождение (адрес) ул. Наметкина, д.16,

    г. Москва, В-420, ГСП-7







    АКТИВ

    Код показа- теля

    На начало отчетного года

    На конец отчетного периода

    1

    2

    3

    4

    I. Внеоборотные активы



     

    Нематериальные активы

    110

     684

     49 795

    в том числе :




    патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

    111

     684

     49 795

    организационные расходы

    112

    -

    -

    деловая репутация организации

    113

    -

    -

    Основные средства

    120

    2 629 294 466

    2 678 629 547

    в том числе :




    земельные участки и объекты природопользования

    121

     12 368

     20 023

    здания, сооружения, машины и оборудование

    122

    2 626 899 563

    2 675 438 392

    Незавершенное строительство

    130

     225 302 499

     168 945 565

    Доходные вложения в материальные ценности

    135

    -

    -

    Долгосрочные финансовые вложения

    140

     769 097 147

    1 157 188 792

    в том числе :




    инвестиции в дочерние общества

    141

     573 603 359

     978 190 402

    инвестиции в зависимые общества

    142

     33 358 414

     21 724 337

    инвестиции в другие организации

    143

     29 906 887

     16 268 935

    займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

    144

     70 650 189

     74 511 621

    Отложенные налоговые активы

    145

     5 914 902

     7 560 867

    Прочие внеоборотные активы

    150

     5 281 042

     13 638 077

    Итого по разделу I

    190

    3 634 890 740

    4 026 012 643



    Форма 0710001с.2

    АКТИВ

    Код показа- теля

    На начало отчетного года

    На конец отчетного периода

    1

    2

    3

    4

    II. Оборотные активы



     

    Запасы

    210

     124 428 581

     153 153 969

    в том числе:




    сырье, материалы и другие аналогичные ценности

    211

     1 435 673

     1 797 535

    животные на выращивании и откорме

    212

     131

     131

    затраты в незавершенном производстве

    213

     82 817 637

     103 178 165

    готовая продукция и товары для перепродажи

    214

     34 114 679

     40 947 696

    товары отгруженные

    215

     2 220 363

     2 244 049

    расходы будущих периодов

    216

     3 840 098

     4 986 393

    Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

    220

     37 199 146

     21 009 914

    Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

    230

     128 585 647

     132 353 114

    в том числе:




    покупатели и заказчики

    231

     33 548 064

     11 866 882

    векселя к получению

    232

    -

    -

    авансы выданные

    234

     13 165 550

     6 136 550

    прочие дебиторы

    235

     81 872 033

     114 349 682

    Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

    240

     549 428 132

     757 266 257

    в том числе:




    покупатели и заказчики

    241

     223 581 809

     291 476 483

    векселя к получению

    242

    -

    -

    задолженность учредителей по взносам в уставный капитал

    244

    -

    -

    авансы выданные

    245

     16 842 835

     27 653 068

    прочие дебиторы

    246

     309 003 488

     438 136 706

    Краткосрочные финансовые вложения

    250

     17 248 532

     69 945 934

    займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

    251

     8 548 674

     64 991 728

    Денежные средства

    260

     61 234 070

     61 674 969

    в том числе :




    касса

    261

     2 442

     3 337

    расчетные счета

    262

     10 246 253

     6 765 675

    валютные счета

    263

     48 099 614

     52 001 574

    прочие денежные средства

    264

     2 885 761

     2 904 383

    Прочие оборотные активы

    270

     290

     360

    Итого по разделу II

    290

     918 124 398

    1 195 404 517

    БАЛАНС

    300

    4 553 015 138

    5 221 417 160



    Форма 0710001с.3

    ПАССИВ

    Код показа- теля

    На начало отчетного года

    На конец отчетного периода

    1

    2

    3

    4

    III. Капитал и резервы




    Уставный капитал

    410

     118 367 564

     118 367 564

    Собственные акции, выкупленные у акционеров

    411

    -

    -

    Добавочный капитал

    420

    2 582 467 620

    2 581 019 372

    Резервный капитал

    430

     8 636 001

     8 636 001

    в том числе:




    резервы, образованные в соответствии с законодательством

    431

     8 636 001

     8 636 001

    Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

    470

     945 731 806

    1 247 498 500

    Фонд социальной сферы государственной

    480

    -

    -

    Итого по разделу III

    490

    3 655 202 991

    3 955 521 437

    IV. Долгосрочные обязательства




    Займы и кредиты

    510

     521 983 429

     738 796 027

    кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

    511

     240 564 290

     264 161 744

    займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

    512

     281 419 139

     474 634 283

    Отложенные налоговые обязательства

    515

     108 601 670

     147 426 398

    Прочие долгосрочные обязательства

    520

     4 893

     2 446

    в том числе:




    векселя к уплате

    522

    -

    -

    Итого по разделу IV

    590

     630 589 992

     886 224 871

    V. Краткосрочные обязательства




    Займы и кредиты

    610

     95 613 844

     186 259 769

    кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

    611

    -

    -

    займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

    612

    -

     5 395 712

    текущая часть долгосрочных кредитов и займов

    613

     95 613 844

     180 864 057

    Кредиторская задолженность

    620

     162 569 438

     182 211 031

    в том числе:

    поставщики и подрядчики




    621

     130 315 087

     149 821 281

    задолженность перед персоналом организации

    622

     9 097

     19 415

    задолженность перед государственными внебюджетными фондами

    623

     7 808

     5 800

    задолженность по налогам и сборам

    624

     15 687 696

     20 304 441

    прочие кредиторы, в том числе:

    625

     16 549 750

     12 060 094

    векселя к уплате

    626

    -

    -

    авансы полученные

    627

     932 924

     2 752 004

    другие кредиторы

    628

     15 616 826

     9 308 090

    Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

    630

     371 001

     806 701

    Доходы будущих периодов

    640

     3 177

     930

    Резервы предстоящих расходов

    650

     8 664 695

     10 392 421

    Прочие краткосрочные обязательства

    660

    -

    -

    Итого по разделу V

    690

     267 222 155

     379 670 852

    БАЛАНС

    700

    4 553 015 138

    5 221 417 160



    Форма 0710001с.4

    СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ

    Наименование показателя

    Код показа- теля

    На начало отчетного периода

    На конец отчетного периода

    1

    2

    3

    4

    Арендованные основные средства

    910

     22 593

     214 516

    в том числе по лизингу

    911

    -

    -

    Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

    920

     38 977

     33 287

    Товары, принятые на комиссию

    930

    -

    -

    Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

    940

     14 772 968

     14 637 071

    Обеспечения обязательств и платежей полученные

    950

     670 237

     4 377 485

    Обеспечения обязательств и платежей выданные

    960

     82 978 534

     115 770 989

    Износ жилищного фонда

    970

     61 435

     55 408

    Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

    980

    -

    -

    Нематериальные активы, полученные в пользование

    990

    -

    -




     

     Руководитель ________________________________________


    А.Б. Миллер

     

    (подпись)



     




     

    Главный бухгалтер ___________________________________


    Е.А. Васильева

     

    (подпись)



     


    Приложение 2



    ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

    за 12 месяцев 2007 года




    Коды


    Форма №2 по ОКУД

    0710002


    Дата (год,месяц,число)

    31.12.2007

    Организация ОАО «Газпром»

    по ОКПО

    00040778

    Идентификационный номер налогоплательщика

    ИНН

    7736 050 003

    Вид деятельности оптовая торговля

    по ОКВЭД

    51

    Организационно-правовая форма / форма собственности




    открытое акционерное общество

    по ОКОПФ/ОКФC

    47/31

    Единица измерения: тыс.руб.

    по ОКЕИ

    384




    Показатель

    За отчетный период

    За аналогичный период предыдущего года

    наименование

    код

    1

    2

    3

    4

    Доходы и расходы по обычным видам деятельности

    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

    10

    1 774 979 437

    1 632 652 981

    в том числе от продажи :




    газ

    11

    1 406 856 578

    1 312 325 670

    предоставление имущества в аренду

    12

     234 452 737

     221 602 053

    продукты нефтегазопереработки

    13

     70 043 728

     54 686 915

    услуги по организации транспортировки газа

    14

     43 055 537

     23 421 453

    газовый конденсат

    15

     18 886 850

     19 355 407

    прочее

    16

     1 550 785

     1 029 183

    услуги по организации хранения газа

    17

     133 222

     232 300





    Себестоимость проданных товаров, продукции , работ, услуг

    20

    ( 723 781 021)

    ( 592 118 000)

    в том числе проданных:




    газ

    21

    ( 387 085 024)

    ( 302 627 520)

    предоставление имущества в аренду

    22

    ( 231 840 439)

    ( 217 835 780)

    продукты нефтегазопереработки

    23

    ( 40 443 948)

    ( 26 807 059)

    услуги по организации транспортировки газа

    24

    ( 50 661 520)

    ( 32 305 047)

    газовый конденсат

    25

    ( 11 999 269)

    ( 10 737 654)

    прочее

    26

    ( 1 672 811)

    ( 1 658 435)

    услуги по организации хранения газа

    27

    ( 78 010)

    ( 146 505)

    Валовая прибыль

    29

    1 051 198 416

    1 040 534 981

    Коммерческие расходы

    30

    ( 540 917 840)

    ( 518 675 487)

    Управленческие расходы

    40

    ( 23 678 150)

    ( 17 856 671)

    Прибыль (убыток) от продаж

    50

     486 602 426

     504 002 823

    Прочие доходы и расходы




    Проценты к получению

    60

     13 046 491

     3 446 856

    Проценты к уплате

    70

    ( 53 551 252)

    ( 40 113 371)

    Доходы от участия в других организациях

    80

     44 696 539

     30 916 289

    Прочие доходы

    105

    2 105 342 710

    1 510 000 738

    Прочие расходы

    110

    (2 075 739 210)

    (1 512 929 853)



     Форма 0710002 с.2

    Показатель

    За отчетный период

    За аналогичный период предыдущего года

    наименование

    код

    1

    2

    3

    4

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    140

     520 397 704

     495 323 482

    Отложенные налоговые активы

    141

     1 652 240

    ( 126 565)

    Отложенные налоговые обязательства

    142

    ( 38 825 560)

    ( 19 508 654)

    Текущий налог на прибыль

    150

    ( 122 668 035)

    ( 131 915 177)

    Прочие расходы из прибыли

    151

    ( 106 799)

    ( 93 019)

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    190

     360 449 550

     343 680 067

    СПРАВОЧНО




    Постоянные налоговые обязательства (активы)

    200

     44 055 801

     39 985 421

    Базовая прибыль (убыток) на акцию (руб.)

    201

    15,23

    14,52

    Разводненная прибыль (убыток) на акцию

    202

    -

    -






    Форма 0710002 с.3

    РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ


    Показатель

    За отчетный период

    За аналогичный период предыдущего года

    наименование

    код

    прибыль

    убыток

    прибыль

    убыток

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании

    210

     834 556

     87 034

     210 983

     6 615

    Прибыль (убыток) прошлых лет

    220

     3 010 662

     2 824 343

     4 188 933

     2 934 515

    Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств

    230

    -

    -

    -

    -

    Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

    240

     86 663 108

     74 261 477

     66 226 647

     44 508 426

    Отчисления в оценочные резервы

    250

    Х

     5 155 938

    Х

     4 103 343

    Списание дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности

    260

     54 809

     2 304 146

     43 586

     1 165 087

    Восстановление оценочных резервов

    270

     4 717 753

    Х

     1 338 729

    Х













     Руководитель _________________________



    А.Б. Миллер

      (подпись)












    Главный бухгалтер _________________________




    Е.А. Васильева

      (подпись)



















    [1] Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 266с.

    [2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП "Экоперспектива", 2007.


    [3] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП "Экоперспектива", 2007.


    [4] Финансы предприятий: учеб. пособие под ред. Бородиной Е.И., Голикова Ю.С., Колчина И.В. и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. – 2006 – 208 с.

    [5] Финансы предприятий: учеб. пособие под ред. Бородиной Е.И., Голикова Ю.С., Колчина И.В. и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. – 2006 – 208 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - анализ прибыли предприятия на примере ОАО ГАЗПРОМ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.