Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Банкротство гражданина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Банкротство гражданина
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                                                                             

    Содержание


    Введение………………………………………………………………………….3

    1. Нормативно-правовые основы и процедуры банкротства………………….5

    1.1. Нормативно-правовая характеристика банкротства………………………5

    1.2. Анализ процедур банкротства и гражданско-правовой ответственности гражданина-должника……………………………………………………………8

    2. Разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах…..16

    2.1. Возбуждение производства о банкротстве гражданина – должника……16

    2.2. Конкурсное производство гражданина-должника………………………..18

    2.3. Мировое соглашение……………………………………………………….20

    3. Судебно-арбитражная практика……………………………………………..28

    Заключение………………………………………………………………………32

    Литература……………………………………………………………………….34














    Введение


     Институт несостоятельности (банкротства) - относитель­но новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспек­тив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государст­венному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые про­блемы несостоятельности (банкротства).

    Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность - явления одного порядка, характеризующие крайне неблагопо­лучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпа­дающие полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия пред­принимателей в рыночных отношениях. Юридическая суть несостоятельности (банкротства)  состоит в том, что хо­зяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств. Не будет оши­бочным утверждение, что банкротство представляет собой не­избежный и объективно обусловленный результат функциони­рования рыночных отношений. Часто лишь от случая зависит, что банкротом в данный момент оказывается именно этот, а не какой-то другой предприниматель.

    Каковы же основания для такого пессимистического выво­да? Причин много, назовем лишь наиболее распространенные и очевидные. Во-первых, неумение хозяйствующего субъекта из-за отсутствия опыта, неспособности или лени вести свое предпринимательское дело. Плохое изучение конъюнктуры рынка, возможных колебаний спроса и предложений на това­ры, неудачный отбор вида и номенклатуры производимой про­дукции приводят к тому, что выпущенный товар оказывается никому не нужным и оседает мертвым грузом на складе. Есте­ственно, понесенные затраты не возмещаются, взятые взаимообразно деньги и сырье в расчете на то, что долги будут пога­шены из выручки от продажи товара, возвращать нечем. Так появляется потенциальный банкрот.

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена всем ходом развития современно предпринимательства, осуществляемого юридическими лицами, развитием рыночных отношений.

    Целью курсовой работы является исследование основ и процедур банкротства гражданина.

    В соответствии с целями в работе поставлены следующие задачи;

    - исследовать правовые основы и процедуры банкротства;

    - рассмотреть разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах;

    - провести анализ судебно-арбитражной практики.

    Объектом исследования является несостоятельность гражданина.

    Теоретической основой и информационной базой послужили труды российских и зарубежных юристов по вопросам несостоятельности гражданина - физического лица.















    1. Нормативно-правовые основы и процедуры банкротства

    1.1. Нормативно-правовая характеристика банкротства

    При изучении нормативно-правовой основы банкротства как нового феномена нашей экономики надлежит отчетливо уяснить нынешнюю специфику его правового регулирования, на­шедшую отражение в ГК РФ и федеральных законах. Последние закрепили сложившуюся качественно новую систему ре­альных общественных отношений по поводу банкротства.

    По структуре и содержанию Федеральный закон 2002 г. представ­ляет собой нормативный акт, максимально приближающийся к высшей форме систематизации норм права — кодификации. В нем отчетливо выделяются традиционные для кодексов об­щая и особенная части. В общей части сосредоточены положе­ния, фиксирующие статику связанных с банкротством общест­венных отношений и статус возможных их участников. Особен­ная часть передает динамику этих отношений, поведение, деятельность соответствующих субъектов. Кроме того, в обо­собленную часть выделены положения об отличительных чер­тах банкротства некоторых категорий должников (юридических и физических лиц) и отдельных процедур банкротства.

    Мы имеем дело, таким образом, с тремя уровнями норматив­но-правового регулирования банкротства. Первый содержит са­мые общие нормы, действие которых распространяется на все связанные с банкротством общественные отношения. Второй включает правовые нормы, опосредующие предусмотренные Федеральным законом 2002 г. общие процедуры банкротства. Третий уровень устанавливает исключения из общих правил первого и второго уровней. Нормы-исключения касаются по­именно названных в Федеральном законе субъектов и процедур банкротства. Таких норм немного, сосредоточены они в заклю­чительных гл. IX—XI Федерального закона. В правореализующей деятельности предпочтение отдано именно этим нормам. Если ими предусмотрено иное, то более общие нормы не при­меняются. Другими словами, нормы первого и второго уровней «работают» при регулировании соответствующих общественных отношений только в том случае, если на возникающие вопросы нет ответа в нормах третьего уровня.

    Развертывание механизма правового регулирования бан­кротства, как и любого иного общественного отношения, начи­нается с определения участников соответствующих обществен­ных отношений, в данном случае — лиц, на которых распростра­няется действие законодательства о банкротстве. Федеральный закон 2002 г., в частности, уточнил перечень и статус должников-банкротов.

     Существенно расширен круг потенциально несостоятельных (банкротов) физических лиц. Теперь четко различаются три их категории. Как и ранее, к ним в полном соответствии со ст. 25 ГК РФ отнесен гражданин — индивидуальный предпринима­тель, который не в состоянии удовлетворить требования креди­торов, вытекающие из осуществляемой им предприниматель­ской деятельности. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя бан­кротом утрачивает силу его государственная регистрация в ка­честве индивидуального предпринимателя, а также аннулиру­ются выданные ему лицензии на осуществление отдельных ви­дов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть заре­гистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.[1]

    Кроме индивидуальных предпринимателей банкротами мо­гут быть признаны также граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку при­веденная новелла противоречит ГК РФ, она будет введена в действие только с момента вступления в силу федерального за­кона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, прежде всего — в ГК РФ. Это полностью соответствует фундаментальному правилу, гласящему, что нор­мы гражданского права, содержащиеся в других законах, долж­ны соответствовать ГК РФ. Думается, в орбиту банкротства це­лесообразно вовлекать не поголовно всех граждан-должников, а лишь тех из них, которые в нарушение действующего законо­дательства фактически занимаются предпринимательством, но без надлежащего юридического оформления (в частности, без государственной регистрации).

    Наконец, еще одну категорию физических лиц — потенци­альных банкротов составляют индивидуальные предпринимате­ли, являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств. В Законе 1992 г. о них ничего не говорилось. Причина заклю­чалась в том, что в начале 90-х гг. XX в. фермерство только на­чинало внедряться в сельское хозяйство, крестьянские (фер­мерские) хозяйства учреждались как юридические лица и функ­ционировали именно в таком качестве. С 1 января 1995 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего дея­тельность  без образования   юридического лица,   признается предпринимателем вследствие самого факта государственной регистрации своего хозяйства.

    Особенности банкротства гражданина, индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства от­ражены соответственно в § 1—3 гл. X Федерального закона 2002 г. Следует при этом подчеркнуть, что правила, регулирую­щие банкротство гражданина (§ 1 гл. X), применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпри­нимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом особенностей последних (§ 2 и 3 гл. X).

    В целом иерархия различных правовых норм, относящихся к банкротству граждан, в том числе зарегистрированных в каче­стве индивидуальных предпринимателей, установлена следую­щим образом. Преимущество в регулировании общественных отношений, связанных с банкротством, имеет Федеральный за­кон 2002 г. Что касается норм, содержащихся в иных федераль­ных законах, то они могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в этот Федеральный закон.[2]


    1.2. Анализ процедур банкротства и гражданско-правовой ответственности гражданина-должника

              Непременную предпосылку реализации законодательства о банкротстве составляет наличие факта банкротства. При его определении в Федеральном законе за исходное взято (с неко­торыми уточнениями) действовавшее ранее положение о том, что банкротство есть признанная арбитражным судом неспособ­ность должника в полном объеме удовлетворить требования кре­диторов. Сами эти требования сведены в две обособленные группы:

    1) денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по граж­данско-правовой сделке и (или) по иным основаниям, преду­смотренным ГК РФ;

    2) обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уров­ня и в государственные внебюджетные фонды (в частности, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования РФ, Фонд социального страхова­ния РФ) в по­рядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. По обоим федеральным законам (как 2002, так и 1998 г.) должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оп­лате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. Федеральный закон 1999 г. для кредитных органи­заций установил значительно более сокращенный срок неис­полнения — 14 дней. В отношении гражданина Федеральный закон 2002 г. внес весьма существенное и разумное дополне­ние: банкротом он может быть признан, если сумма его неиспол­ненного обязательства превышает стоимость принадлежащего ему имущества. К сожалению, законодатель не принял много­численные рекомендации, в том числе исходившие от арбит­ражных судей, о целесообразности хотя бы вдвое увеличить срок, в течение которого допускается невыполнение обязатель­ства гражданами и юридическими лицами.

    Граждане, включая индивидуальных предпринимателей, и юридические лица являются участниками самых различных правоотношений, в которых как стороны этих правоотношений могут оказаться должниками. Возникают естественные вопро­сы: по состоянию на какое время и какие именно долги - все или только какая-то их часть - учитываются для определения наличия признаков банкротства? Федеральный закон 2002 г. определил: состав и размер денежных обязательств и обязатель­ных платежей, как правило, определяются на дату подачи в ар­битражный суд заявления о признании должника банкротом.

    Наличие признаков банкротства само по себе еще не явля­ется достаточным основанием для запуска в арбитражном суде механизма объявления субъекта гражданского права банкро­том. По Федеральному закону 1998 г. дело о банкротстве могло возбуждаться арбитражным судом, если требования к должни­ку - юридическому лицу в совокупности составляли не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Федеральный закон 2002 г. отказался от оценок в минимальных размерах оплаты труда и установил твердые денежные суммы: для юридического лица - не менее 100 тыс. руб. и для гражданина - не менее 10 тыс. руб.

               Важную роль среди общих (статических) положений о банкротстве занимают его процедуры, которые вправе приме­нить арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве. На выбор конкретной процедуры оказывают влияние не только арбитражный суд, но и лица, связанные с этим делом, начиная непосредственно с должника. Избранная арбитражным судом процедура банкротства в дальнейшем определяет поведение и самого суда, и должника, и кредитора, и всех других имеющих отношение к банкротству участников социального общения, а также сам конечный результат дела. Поэтому, как только начи­нает возникать угроза банкротства, необходимо причастным к нему лицам (прежде всего должнику и кредитору) своими дей­ствиями в ходе подготовительной работы к разбирательству де­ла и непосредственно в суде активно добиваться применения именно той процедуры, которая в наибольшей мере отвечает их интересам.

    Согласно Федеральному закону 1998 г. все процедуры бан­кротства были разделены на две группы. Одни применялись при рассмотрении дел о банкротстве должника - юридическо­го лица: наблюдение, внешнее управление (судебная санация), конкурсное производство, мировое соглашение. Вторая группа процедур - конкурсное производство и мировое соглаше­ние - применялась по делам о банкротстве должника-гражда­нина.

    Федеральный закон 2002 г. сохранил этот общий подход, но при этом ввел одну новую процедуру (финансовое оздоровле­ние) и уточнил содержание прежних. Теперь система процедур выглядит следующим образом: а) наблюдение — процедура бан­кротства, применяемая к должнику в целях обеспечения со­хранности имущества должника, проведения анализа финансо­вого состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; б) фи­нансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погаше­ния задолженности; в) внешнее управление - процедура бан­кротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; г) конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований креди­торов; д) мировое соглашение - процедура банкротства, приме­няемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

    Яркая особенность Федерального закона 1999 г. та, что при банкротстве кредитных организаций к ним может быть приме­нена только одна процедура - конкурсное производство.

              Право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом поставлено в прямую зависи­мость от ответа на вопрос: о каких неисполненных обязанно­стях должника — денежных обязательствах или обязательных платежах - идет речь? По Федеральному закону 2002 г. таким правом обладают:

    а) должник (гражданин, в том числе инди­видуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказав­шиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленно­го данным Федеральным законом);

    б) конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоро­вью, морального вреда, имеет обязательства по выплате возна­граждения по авторским договорам, а также учредителей (уча­стников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);                                

    в) уполномоченные органы (федеральные органы ис­полнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местно­го самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денеж­ным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований. По Федеральному закону 1998 г. в числе обладателей такого права был особо выделен проку­рор).

    Право на обращение в арбитражный суд возникает у кон­курсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполно­моченного органа по обязательным платежам — по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового органа, таможен­ного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

    Что касается должника, то ему предоставлено не только пра­во, но и установлена его обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о своем собственном банкротстве. Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии испол­нить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

    Иначе обстоит дело, если должнику Федеральным законом предписано обратиться в суд. Руководитель должника (а им яв­ляется единоличный исполнительный орган юридического ли­ца или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федераль­ным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности) или индивидуальный предприниматель обязан обратиться, например, с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: а) удовлетворение требований одного креди­тора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в пол­ном объеме перед другими кредиторами; б) органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документа­ми должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлени­ем должника; в) органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято ре­шение об обращении в арбитражный суд с заявлением должни­ка; г) обращение взыскания на имущество должника сущест­венно осложнит или сделает невозможной хозяйственную дея­тельность должника; д) в иных предусмотренных Федеральным законом случаях.                                                                                                                 

    Должник обязан также обратиться в арбит­ражный суд с заявлением должника, если при проведении лик­видации предпринимателя установлена невозможность удов­летворения требований кредиторов в полном объеме. Во всех указанных случаях заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты воз­никновения соответствующих обстоятельств.

    По Федеральному закону 1999 г. с заявлением о банкротстве кредитной организации, наряду с перечисленными выше субъ­ектами, вправе обратиться также Банк России.

    За неисполнение обязанности по подаче заявления долж­ника в арбитражный суд руководитель должника, предприниматель и другие обя­занные лица несут юридическую ответственность. В этой связи уместно рассмотреть общий вопрос о юридической ответствен­ности за нарушение законодательства о банкротстве. Изучение нормативных правовых актов и практики их применения пока­зывает, что в разного рода акциях, связанных с преодолением неплатежей, ликвидацией обанкротившихся предпринимателей, принимают участие многие субъекты - государственные органы и органы местного самоуправления, трудовые коллек­тивы, юридические и физические лица. Их объединяет общест­венно значимая общая цель, отраженная и юридически закреп­ленная в институте банкротства. Его позитивное назначение — в исключении из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов (в случае признания их банкротами и последующей ликвидации), что, безусловно, служит оздоровлению рынка.

    Кроме того, законодательство о банкротстве дает возможность ответственно действующим и добросовестным предпринимате­лям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в жестких условиях рынка с его конкуренцией.

    Вместе с тем каждый из участников процесса банкротства, не исключая государство в лице его органов и должностных лиц и органы местного самоуправления, в рамках общей цели преследуют свои собственные интересы, которые могут не сов­падать, а то и прямо противоречить интересам других субъек­тов. Нередко действия, продиктованные своекорыстными и иными антиобщественными побуждениями, попытками ис­пользовать сложившуюся ситуацию с максимальной выгодой для себя, нажиться «на чужом несчастье», выходят далеко за поле, очерченное юридическими нормами, приобретают харак­тер правонарушений. Юридическая ответственность за них оп­ределяется в зависимости от того, нормы какой отрасли права были нарушены.[3]

    Закон 1992 г. имел специальный разд. VI «Неправомерные действия должника, собственника предприятия-должника, кре­дитора и иных лиц». Федеральные законы о банкротстве 1998 г. и 2002 г. не пошли по пути своего предшественника. В них во­просы юридической ответствыенности не выделены в отдельную главу, а рассредоточены по всему тексту, привязаны к излагае­мым в этих федеральных законах отдельным поведенческим ак­там участников дела о несостоятельности (банкротстве). За не­правомерные действия лица, совершившие их, привлекаются к гражданско-правовой, уголовной и административной ответст­венности.

    Статья 10 Федерального закона 2002 г. посвящена граждан­ско-правовой ответственности гражданина-должника и органов управления должника. В ней закреплено общее правило: в слу­чае нарушения руководителем должника или учредителем (уча­стником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должни­ка, членами ликвидационной комиссии (ликвидатора), гражда­нином-должником положений этого Федерального закона ука­занные лица обязаны возместить убытки (прямой ущерб и упу­щенную выгоду), причиненные в результате такого нарушения. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в установленных случаях и в срок влечет за собой субсидиар­ную ответственность лиц, на которых указанным Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого за­явления, по обязательствам должника, возникшим после исте­чения установленного срока.

    Уголовная ответственность руководителя должника, физи­ческого лица, индивидуального предпринимателя, других субъ­ектов наступает в следующих случаях:

    а) сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размерах, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно и сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятель­ность, если эти действия совершены руководителем или собст­венником организации-должника либо индивидуальным пред­принимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб;      

    б)  неправомерное удовлетворение имущественных требова­ний отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимате­лем, знающим о своей фактической несостоятельности (бан­кротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно и при­нятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб;

    в)  преднамеренное банкротство, т. е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руково­дителем или собственником коммерческой организации, а рав­но и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия;

    г)  фиктивное банкротство, т. е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несо­стоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредито­рам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты дол­гов, если это деяние причинило крупный ущерб.

    Перечисленные составы преступлений предусмотрены ст. 195—197 УК РФ. Совершение указанных деяний влечет раз­личные виды наказаний вплоть до лишения свободы. В 2001 г. было зарегистрировано 537 преступлений, связанных с предна­меренным или фиктивным банкротством.

    Как мы видим, уголовная ответственность наступает в слу­чае причинения неправомерными действиями крупного ущер­ба, а при преднамеренном банкротстве — и иных тяжких по­следствий. Если данные признаки отсутствуют, то за сходные по составу правонарушения наступает ответственность адми­нистративная, предусмотренная ст. 14.12 и 14.13 КоАП РФ. Подобные дела рассматривают судьи арбитражных судов еди­нолично[4].

    Полного совпадения содержания составов обоих видов пра­вонарушений нет. Например, фиктивное банкротство, влеку­щее наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию, определяется как заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного лица или ин­дивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в

    том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возмож­ности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

    Необходимо обратить внимание и на составы администра­тивных правонарушений, вытекающие из неправомерных дей­ствий при банкротстве. К ним, в частности, относятся:

    1) неис­полнение обязанности по подаче заявления о признании юри­дического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (бан­кротстве);

    2) невыполнение правил, применяемых в период на­блюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных проце­дур банкротства, предусмотренных законодательством о несо­стоятельности (банкротстве).

    Государственная Дума приняла  федеральный закон о внесении изменений и дополнений в УК РФ и КоАП РФ, который значительно повышает юридиче­скую ответственность за неправомерные действия при банкрот­стве[5].



















    2. Разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах

    2.1. Возбуждение производства о банкротстве гражданина – должника


    Основанием возбуждения производства по делу о бан­кротстве служит заявление о признании должника банкротом, поданное в арбитражный суд лицом, имеющим на это право (см. выше). В Федеральном законе подробно сформулированы требования к форме, содержанию и реквизитам заявлений.

    По­кажем это на наиболее типичном и распространенном приме­ре — заявлении конкурсного кредитора.

    Заявление подается в арбитражный суд в письменной фор­ме. Заявление кредитора - юридического лица подписывается его руководителем или представителем[6], а заявление кредитора-гражданина - этим гражданином или его представителем. В заявлении, в частно­сти, должны быть указаны: размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени); обязательство должни­ка перед конкурсным кредитором, из которого возникло требо­вание, а также срок его исполнения; вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рас­сматривавших требования конкурсного кредитора к должнику; доказательства направления (предъявления к исполнению) ис­полнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Конкурсный кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.

    Заявление конкурсного кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

    Прилагаемые к исковому заявлению документы подразделя­ются на две группы. Первую составляют те, которые преду­смотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Их пе­речень приведен в ст. 104 АПК РФ. Это документы, подтвер­ждающие: уплату государственной пошлины в установленных порядке  и размере; направление копии заявления должнику и другим лицам, участвующим в деле; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; и некоторые другие.       

     Во вторую группу входят документы, названные в Федеральном за­коне, в частности подтверждающие обязательства должника пе­ред конкурсным кредитором, а также наличие и размер задол­женности по указанным обязательствам (ст. 40).

    При изучении ст. 39-41 Федерального закона особое вни­мание следует обратить на принципиально новое положение о том, что до постановки вопроса о банкротстве должника, не ис­полнившего денежное обязательство, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы должны сначала в общеисковом  порядке обратиться в суд с соответствующими требованиями к должни­ку и попытаться исполнить решение суда через службу судебных приставов, о чем представляют доказательства в арбитражный суд.

    Здесь особую важность имеют два обстоятельства. Во-пер­вых, ст. 7 Федерального закона установила новое правило: пра­во на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательст­вам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; право на обращение в арбит­ражный суд возникает у уполномоченного органа по обязатель­ным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового, таможенного органа. Во-вторых, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а так­же по заявлению уполномоченного органа по денежным обяза­тельствам принимаются во внимание требования, подтвержден­ные вступившим в законную силу решением суда, арбитражно­го суда, третейского суда, а требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей — если они подтвер­ждены решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.


    2.2. Конкурсное производство гражданина-должника


                   Конкурсное производство открывается по решению ар­битражного суда о признании должника банкротом. На начало 2002 г. арбитражные суды осуществляли конкурсное производ­ство по 56 тыс. дел. Арбитражные суды в 2002 г. приняли при­мерно 82 тыс. решений об открытии конкурсного производст­ва, что приблизительно в два раза больше, чем в предыдущем году. Оно вводит­ся сроком на год. По ходатайству лица, участвующего в деле, этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на шесть месяцев.

    В отдельных ситуациях применяются упрощенные процеду­ры банкротства. Например, в случаях, когда должник-гражда­нин либо руководитель должника — юридического лица, фак­тически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и уста­новить их местонахождение не представляется  возможным, заявление о банкротстве может быть подано конкурсным кре­дитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Арбитражный суд в течение ме­сяца с даты принятия к производству заявления (по Федераль­ному закону 1998 г. в двухнедельный срок) выносит решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства[7]

              Конечная цель конкурсного производства заключается в соразмерном удовлетворении требований кредиторов. Достижение цели необходимо проводить в услови­ях, обеспечивающих защиту интересов должника, кредиторов, других причастных к банкротству лиц от неправомерных дейст­вий в отношении друг друга. Случаи самосуда кредиторов над неплатежеспособными должниками  и насильственные меры должников к кредиторам, требующим у них возврата долгов, получили, к сожалению, повсеместное распространение в со­временной реформируемой России, что возлагает повышенную ответственность на всех участников конкурсного производства за строгое соблюдение правил его проведения, с тем чтобы не спровоцировать кредиторов и должников к противоправным акциям. Изложенными обстоятельствами детерминируется и специфика данной процедуры банкротства.

                   Достижению цели конкурсного производства служит, пре­жде всего, широкая гласность в его осуществлении. Информа­ция о признании арбитражным судом должника банкротом и об открытии конкурсного производства в настоящее время пуб­ликуется в «Российской газете». Эту информацию конкурсный управляющий обязан направить для опубликования не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения. Опубликованию подлежат следующие сведения: наименование и иные реквизи­ты должника; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; дата при­нятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; дата за­крытия реестра требований кредиторов; адрес должника для за­явления кредиторами своих требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем.  Публикация официального объявления о банкротстве должника служит способом уведомления об этом всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых различных регионах России и за рубежом. Содержащая­ся в объявлении информация дает им возможность в установ­ленные законом сроки предъявить свои претензии.

    Всем причастным к банкротству лицам надлежит знать и учитывать в своей деятельности правовые последствия откры­тия конкурсного производства. В частности, с момента приня­тия арбитражным судом решения о признании должника бан­кротом и об открытии конкурсного производства: срок испол­нения возникших до открытия конкурсного производства и уплаты денежных обязательств и обязательных платежей долж­ника считается наступившим; прекращается начисление неус­тоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансо­вом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являю­щихся коммерческой тайной; вводятся ограничения на совер­шение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам; снимаются ранее наложенные и не допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоря­жению имуществом должника; все требования к должнику мо­гут быть предъявлены только в рамках конкурсного производ­ства; исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом (ст. 126).

     Поскольку банкротство граждан — явление совершенно новое для России, а с их банкротством чаще всего как раз и бу­дут иметь дело хозяйствующие субъекты, полезно обратить внимание на некоторые особенности заключительной стадии конкурсного производства в отношении граждан. В конкурс­ную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательст­вом Российской Федерации не может быть обращено взыска­ние. Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, ис­ключить из конкурсной массы имущество, на которое может быть обращено взыскание, если оно является неликвидным ли­бо доход от его реализации не повлияет существенным образом на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, исключаемого в таком порядке из кон­курсной массы, не должна превышать 100 минимальных разме­ров оплаты труда.

    Решение арбитражного суда о признании гражданина бан­кротом и об открытии конкурсного производства, а также ис­полнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляются судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника. Продаже подлежит все имущество гражданина, за исключением имуще­ства, не включенного в конкурсную массу. После завершения расчетов гражданин освобождается от дальнейшего исполне­ния требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом. Исключение из этого правила установлено лишь для требований кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иных требований личного ха­рактера, не погашенных в порядке исполнения решения ар­битражного суда, либо погашенных частично, либо не заяв­ленных при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом. Все они сохраняют силу и могут быть предъявле­ны после окончания производства по делу о банкротстве гра­жданина соответственно в полном объеме либо в непогашен­ной их части.


    2.3. Мировое соглашение


     Мировое соглашение - весьма перспективная и жела­тельная для современной российской экономики процедура, позволяющая достигать в условиях наименьшей конфликтно­сти компромисс между лицами, участвующими в деле о бан­кротстве. Она максимально соответствует и интересам развития рыночных отношений в целом, придавая им должную стабиль­ность.

    Право спорящих сторон окончить дело миром традиционно в отечественном законодательстве. Институт мирового согла­шения ранее был закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР и отражен в Законе 1992 г. В Федеральном за­коне 2002 г. положения о мировом соглашении изложены более обстоятельно и всесторонне. Законодателем учтена практика, накопленная арбитражными судами в ходе рассмотрения дел о банкротстве, выявленные ею достоинства и недостатки прежне­го нормативно-правового регулирования. Нормы о мировом соглашении «рассеяны» по всему тексту Федерального закона, и, кроме того, им отведена специальная гл. VIII, которая так и называется - «Мировое соглашение».

               Остановимся лишь на некоторых новых положениях, ко­торые, по сравнению с Федеральным законом 1998 г., позволя­ют тщательнее упорядочить и расширить применение этого ин­ститута в практике предпринимательских отношений, учесть и защитить интересы причастных к банкротству лиц, включая так называемых миноритарных кредиторов, которые прежде при заключении мировых соглашений нередко просто игнорирова­лись.[8]

     Новеллой Федерального закона является возможность участия в мировом соглашении третьих лиц. Оно допускается, если их участие не нарушает права и законные интересы креди­торов, требования которых включены в реестр требований кре­диторов, а также кредиторов, требования которых возникли по­сле даты принятия заявления о признании должника банкро­том и срок исполнения требований которых наступил до даты заключения мирового соглашения. Участвующие в мировом со­глашении третьи лица вправе предоставить поручительства или гарантии исполнения должником обязательств по мировому соглашению либо иным образом обеспечить их надлежащее ис­полнение.[9]

    Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должни­ка. Новизна Федерального закона состоит и в том, что он особо разграничил общее и особенное при заключении мирового соглаше­ния.

    Общими, например, являются следующие положения:

    - решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принима­ется собранием кредиторов. - решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требова­ний кредиторов и считается принятым при условии, если за не­го проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспечен­ным залогом имущества должника.

    - решение же о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается долж­ником-гражданином или руководителем должника;

    - не допускается односторонний отказ от исполнения всту­пившего в силу мирового соглашения;

    - мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается лицом, принявшим в соответствии с Федеральным законом решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия ли­цом;

    - в содержании любого мирового соглашения различается должное и возможное. Так, оно обязательно должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств долж­ника в денежной форме. Кроме того, в тексте мирового согла­шения могут присутствовать положения: об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; с согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа — о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, ак­ции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бу­маги, новации обязательства, прощения долга или иными пре­дусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кре­диторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов;

    - удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неде­нежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме;

    - условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосова­нии, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

    Наряду с общими положениями определены особенности заключения мирового соглашения в ходе различных процедур банкротства,  конкурсного производства[10]. Покажем это на примере одной из наиболее распространенных процедур - конкурсного произ­водства.

    Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим (для сравне­ния скажем, что решение о заключении мирового соглашения в ходе наблюдения и финансового оздоровления принимается со стороны должников их руководителями и согласованию с ар­битражными управляющими не подлежит). В случае, если ми­ровое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительны­ми документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени долж­ника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соот­ветствующего согласования (одобрения).

    При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, конкурсному управляющему или конкурсному кре­дитору, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

    Заключенное мировое соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных орга­нов, включенные в реестр требований кредиторов на дату про­ведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключе­нии мирового соглашения.[11]

            Федеральный закон сохранил имевшиеся в Федеральном законе 1998 г. положения о праве арбитражного суда отказать в утверждении мирового соглашения (ст. 160, 161) и о его растор­жении (ст. 164—166), при этом значительно детальнее их изло­жив. Вместе с тем Федеральный закон 2002 г. закрепил новые положения, касающиеся обжалования и пересмотра определе­ния об утверждении мирового соглашения, что повышает за­щищенность интересов причастных к банкротству лиц.

    В частности, по жалобе лиц, участвующих в деле о банкрот­стве, третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, а также иных лиц, права и законные интересы которых нарушены или могут быть нарушены мировым соглашением, определение ар­битражного суда об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным про­цессуальным кодексом РФ.

    Определение об утверждении мирового соглашения может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если:                 - обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, не были и не могли быть известны зая­вителю на момент утверждения мирового соглашения;                                                                                                                            - заяви­тель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировым соглашением нарушены его права и законные интере­сы. Заявитель вправе подать заявление о пересмотре определе­ния в течение месяца с даты открытия обстоятельств, являю­щихся основанием для пересмотра данного определения.




                                      3. Судебно-арбитражная практика


    Арбитражным судом  в отношении индивидуальных предпринимателей могут вводится процедуры банкротства наблюдение, конкурсное производство,  мировое соглашение; такие процедуры банкротства как внешнее управление и финансовое оздоровление судом не применялись.

    1. При решении вопроса о принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя к производству суду необходимо проверить наличие у должника статуса индивидуального предпринимателя.

    По делу №А27-3896/2005-4 заявление о банкротстве индивидуального предпринимателя Миронова А.Е., поданное самим должником, поступило в суд 28.01.2005 г., возбуждено производство по делу с назначением к рассмотрению на 2.09.2005 г.

    Временным управляющим с отчетом о проведении процедуры наблюдения представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, из содержания которой установлено, что индивидуальный предприниматель Миронов А.Е. не прошел перерегистрацию после 1.01.2005 г. в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», и утратил статус индивидуального предпринимателя.

    2.09.2005 г. суд прекратил производство по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя Миронова А.Е. на том основании, что на момент обращения с заявлением о банкротстве в арбитражный суд, Миронов А.Е. не имел статуса индивидуального предпринимателя, а положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о банкротстве граждан не вступили в законную силу.

     2. При возбуждении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей должны применяться признаки банкротства граждан, а именно: совокупный размер требований кредиторов к должнику должен превышать десять тысяч рублей, просрочка в уплате составлять более трех месяцев и сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость его имущества (статьи 3, 6 и 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

    Индивидуальный предприниматель Меновщиков И.Ю. в декабре 2002 года обратился в арбитражный суд с заявлением о собственном банкротстве (дело №А27-2/2003-4). В заявлении указан общий размер кредиторской задолженности, превышающий 3 млн. рублей, стоимость имеющегося у должника имущества не превысила 100 тыс. рублей.

    Суд возбудил производство по делу по признакам банкротства гражданина. В судебном заседании по рассмотрению дела по существу было установлено, что в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя Меновщикова И.Ю. были включены требования только уполномоченного органа в размере 6551 рубль. Суд вынес решение об отказе в признании должника банкротом.

    3. На основании пункта 2 статьи 202 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» суд применяет правила, предусмотренные для банкротства граждан, к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, в том числе и правило о наложении ареста на имущество должника при введении наблюдения.

    В мае 2003 года в арбитражный суд с заявлением о банкротстве обратился индивидуальный предприниматель Бескончин Ю.А.  (дело №А27-6136/2003-4).

    Принимая к производству заявление индивидуального предпринимателя – должника, суд ввел процедуру банкротства – наблюдение и на основании пункта 1 статьи 207 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» наложил арест на имущество предпринимателя, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, исполнительный лист судом не выдавался.

    4. В случае принятия заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании индивидуального предпринимателя банкротом к производству, суд на основании пункта 6 статьи 42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя и по решению вопроса о введении процедуры наблюдения.

    По делу №А27-12007/2006-4 о банкротстве индивидуального предпринимателя Пустовалова И.С., возбужденного на основании заявления уполномоченного органа, определением суда от 12.10.2006 г. отказано во введении наблюдения и прекращено производство по делу в связи с тем, что требование ФНС России признано необоснованным, то есть не доказано наличие задолженности у предпринимателя по обязательным платежам (пункт 3 статьи 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    5. Конкурсный управляющий индивидуального предпринимателя утверждается судом  при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина.

    В мае 2005 года в арбитражный суд обратился с заявлением о банкротстве индивидуальный предприниматель Юрченко А.Б. (дело №А27-14967/2005-4). В ходе проведения процедуры наблюдения временным управляющим было установлено имущество, принадлежащее должнику: товары, закупленные для реализации, дебиторская задолженность.

    16.11.2005 г. индивидуальный предприниматель Юрченко А.Б. признан несостоятельным (банкротом), утвержден конкурсный управляющий для реализации выявленного в ходе наблюдения имущества. При этом суд  исходил из того, что имущество при его наличии у должника нуждается в постоянном управлении и относится к разряду ценного имущества.

    6. По результатам рассмотрения дела о банкротстве индивидуального предпринимателя судом может быть утверждено мировое соглашение.

    В декабре 2004 г. в арбитражный суд поступило заявление открытого акционерного общества «Междуреченскторг» о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Казакова Е.Б. По результатам проверки обоснованности требований кредитора судом введена процедура наблюдения. В судебном заседании должник участия не принимал, документов, свидетельствующих о намерении рассчитаться с кредитором, суду не представил.

    К судебному заседанию по рассмотрению дела о банкротстве, отчета временного управляющего о проведении процедуры наблюдения конкурсный кредитор и индивидуальный предприниматель представили утвержденное на собрании кредиторов мировое соглашение. Суд утвердил мировое соглашение 26.08.2005 года и прекратил производство по делу.

    Заключение


                  В заключение, прежде чем переходить к краткому осве­щению отдельных процедур банкротства, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Ни наше общество в целом, ни государство не заинтересованы в том, чтобы субъек­ты гражданско-правовых отношений заканчивали свою дело­вую активность банкротством. Факты банкротства нарушают нормальный ритм функционирования промышленности, порождают экономические кризисы, социальную и политическую нестабильность, снижают престиж России в мировом сообще­стве, вызывают недоверие к отечественным хозяйствующим субъектам и т. д.

    Поэтому одной из ведущих идей всего российского законо­дательства в сфере экономики является идея недопущения, предупреждения случаев банкротства хозяйствующих субъектов (включая граждан – предпринимателей). Федераль­ный закон одновременно и обязывает, и рекомендует, и убеж­дает всех, кто имеет право обратиться в арбитражный суд с за­явлением о признании должника банкротом: самих должников, их кредиторов, компетентные государственные органы, не до­водить дело до суда, найти пути отхода от края пропасти, за ко­торым начинает свой отсчет процесс банкротства. Интересам самих заявителей и целям эффективного проведения рыночных реформ отвечает использование малейшей возможности для во­зобновления нормальной безубыточной работы честного хозяй­ствующего субъекта.

    Хотелось бы отметить, что недостатком действующего законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей банкротов является, на мой взгляд, слишком упрощенный порядок возбуждения дела о банкротстве, иными словами, если индивидуальный предприниматель имеет задолженность перед кредиторами на сумму, превышающую 10 тыс. руб. (а это не очень большая сумма) и не исполняет своих обязательств в течение трех месяцев с даты наступления сроков их исполнения то он по заявлению кредитора может быть признан банкротом. Следствием чего является частое и необоснованное обращение кредиторов в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, без применения мер, направленных на получение надлежащего исполнения своих требований.  Очевидно, в Законе о несостоятельности (банкротстве) следует увеличить сумму требований кредиторов достаточную для возбуждения дела о банкротстве до 50 тыс. руб., а срок неисполнения обязательств  перед кредиторами до шести месяцев. Должник же при обращении в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, должен представлять суду доказательства о принятии мер, направленных на исполнение своих требований и только при невозможности их исполнения может быть возбуждено дело  о банкротстве. Непредставление указанных доказательств кредитором должно служить основанием для отказа судьи в принятии заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом


            

    Литература

    1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

    2. Гражданский кодекс РФ. Ч. I – М., 1994 г.

    3. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 05 апреля 1995 г. №70-ФЗ.

    4. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. (утратил силу с 08.01.98 г.)

    5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08 января 1998 г. № 6 ФЗ. (утратил силу с 26.10.02).

    6. Федеральный закон  о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002г. № 127- ФЗ.

    7. Баренбойм Л. Правовые основы банкротства. - М. 2006.

    8. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). Комментарий к закону // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение № 2, февраль 2006. М. 2006

    9. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. № 3. 2003.

    10. Весенова Н. Суд и арбитраж: Банкротство и закон. № 6. 2006.

    11. Козлова Е. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) // Экономика и жизнь. № 9, февраль 2006.

    12. Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение. № 2, февраль 2006. - М.: Издание "Юрист" 2006.

    13. Никитина О.А. Конкурсное производство // Закон. № 6. 2006.                                      14.  Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности); Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006.




    [1] Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). Комментарий к закону // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение № 2, февраль 2006. М. 2006


    [2] Козлова Е. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) // Экономика и жизнь. № 9, февраль 2006.


    [3] Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение. № 2, февраль 2006. М.: Издание "Юрист" 2006.


    [4] ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ

    [5]  Панина Т. Законопроект \\ Российская газета. 2005. 13 мая.

    [6] см. ст. 36 Феде­рального закона

    [7] см. гл. VII Федерального закона 2002 г

    [8] Баренбойм Л. Правовые основы банкротства. М. 2004.


    [9] Весенова Н. Суд и арбитраж: Банкротство и закон. № 6. 2006.


    [10] см. ст. 151 — 154 Федерального закона

    [11] Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. №3. 2003


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Банкротство гражданина ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.