Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Нормативно-правовые основы и процедуры банкротства………………….5
1.1. Нормативно-правовая характеристика банкротства………………………5
1.2. Анализ процедур банкротства и гражданско-правовой
ответственности гражданина-должника……………………………………………………………8
2. Разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных
судах…..16
2.1. Возбуждение производства о банкротстве гражданина –
должника……16
2.2. Конкурсное производство гражданина-должника………………………..18
2.3. Мировое соглашение……………………………………………………….20
3. Судебно-арбитражная практика……………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………….34
Введение
Институт
несостоятельности (банкротства) - относительно новый для отечественной системы
правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его
значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому
хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и
всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы
несостоятельности (банкротства).
Несостоятельность,
банкротство, неплатежеспособность - явления одного порядка, характеризующие
крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие
полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия предпринимателей
в рыночных отношениях. Юридическая суть несостоятельности (банкротства)
состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить
свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу
сложившихся обстоятельств. Не будет ошибочным утверждение, что банкротство
представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования
рыночных отношений. Часто лишь от случая зависит, что банкротом в данный момент
оказывается именно этот, а не какой-то другой предприниматель.
Каковы же основания для
такого пессимистического вывода? Причин много, назовем лишь наиболее
распространенные и очевидные. Во-первых, неумение хозяйствующего субъекта из-за
отсутствия опыта, неспособности или лени вести свое предпринимательское дело.
Плохое изучение конъюнктуры рынка, возможных колебаний спроса и предложений на
товары, неудачный отбор вида и номенклатуры производимой продукции приводят к
тому, что выпущенный товар оказывается никому не нужным и оседает мертвым
грузом на складе. Естественно, понесенные затраты не возмещаются, взятые
взаимообразно деньги и сырье в расчете на то, что долги будут погашены из
выручки от продажи товара, возвращать нечем. Так появляется потенциальный
банкрот.
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена всем ходом развития современно предпринимательства,
осуществляемого юридическими лицами, развитием рыночных отношений.
Целью курсовой работы
является исследование основ и процедур банкротства гражданина.
В соответствии с целями в
работе поставлены следующие задачи;
- исследовать правовые основы и
процедуры банкротства;
- рассмотреть разбирательство дел о
банкротстве гражданина в арбитражных судах;
- провести анализ судебно-арбитражной
практики.
Объектом исследования
является несостоятельность гражданина.
Теоретической основой и
информационной базой послужили труды российских и зарубежных юристов по
вопросам несостоятельности гражданина - физического лица.
1. Нормативно-правовые основы и
процедуры банкротства
1.1. Нормативно-правовая
характеристика банкротства
При изучении
нормативно-правовой основы банкротства как нового феномена нашей экономики надлежит
отчетливо уяснить нынешнюю специфику его правового регулирования, нашедшую
отражение в ГК РФ и федеральных законах. Последние закрепили сложившуюся
качественно новую систему реальных общественных отношений по поводу
банкротства.
По структуре и содержанию
Федеральный закон 2002 г. представляет собой нормативный акт, максимально
приближающийся к высшей форме систематизации норм права — кодификации. В нем
отчетливо выделяются традиционные для кодексов общая и особенная части. В
общей части сосредоточены положения, фиксирующие статику связанных с
банкротством общественных отношений и статус возможных их участников. Особенная
часть передает динамику этих отношений, поведение, деятельность соответствующих
субъектов. Кроме того, в обособленную часть выделены положения об
отличительных чертах банкротства некоторых категорий должников (юридических и
физических лиц) и отдельных процедур банкротства.
Мы имеем дело, таким
образом, с тремя уровнями нормативно-правового регулирования банкротства.
Первый содержит самые общие нормы, действие которых распространяется на все
связанные с банкротством общественные отношения. Второй включает правовые
нормы, опосредующие предусмотренные Федеральным законом 2002 г. общие процедуры банкротства. Третий уровень устанавливает исключения из общих правил первого
и второго уровней. Нормы-исключения касаются поименно названных в Федеральном
законе субъектов и процедур банкротства. Таких норм немного, сосредоточены они
в заключительных гл. IX—XI Федерального закона. В правореализующей
деятельности предпочтение отдано именно этим нормам. Если ими предусмотрено
иное, то более общие нормы не применяются. Другими словами, нормы первого и
второго уровней «работают» при регулировании соответствующих общественных
отношений только в том случае, если на возникающие вопросы нет ответа в нормах
третьего уровня.
Развертывание механизма
правового регулирования банкротства, как и любого иного общественного
отношения, начинается с определения участников соответствующих общественных
отношений, в данном случае — лиц, на которых распространяется действие
законодательства о банкротстве. Федеральный закон 2002 г., в частности, уточнил перечень и статус должников-банкротов.
Существенно расширен
круг потенциально несостоятельных (банкротов) физических лиц. Теперь четко
различаются три их категории. Как и ранее, к ним в полном соответствии со ст.
25 ГК РФ отнесен гражданин — индивидуальный предприниматель, который не в
состоянии удовлетворить требования кредиторов, вытекающие из осуществляемой им
предпринимательской деятельности. С момента принятия арбитражным судом решения
о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу его
государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а
также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов
предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный
банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.[1]
Кроме индивидуальных
предпринимателей банкротами могут быть признаны также граждане, не
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку приведенная
новелла противоречит ГК РФ, она будет введена в действие только с момента
вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и
дополнений в федеральные законы, прежде всего — в ГК РФ. Это полностью
соответствует фундаментальному правилу, гласящему, что нормы гражданского
права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Думается,
в орбиту банкротства целесообразно вовлекать не поголовно всех
граждан-должников, а лишь тех из них, которые в нарушение действующего законодательства
фактически занимаются предпринимательством, но без надлежащего юридического
оформления (в частности, без государственной регистрации).
Наконец, еще одну
категорию физических лиц — потенциальных банкротов составляют индивидуальные
предприниматели, являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств. В
Законе 1992 г. о них ничего не говорилось. Причина заключалась в том, что в
начале 90-х гг. XX в. фермерство только начинало внедряться в сельское
хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства учреждались как юридические
лица и функционировали именно в таком качестве. С 1 января 1995 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования
юридического лица, признается предпринимателем вследствие самого факта государственной
регистрации своего хозяйства.
Особенности банкротства
гражданина, индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского)
хозяйства отражены соответственно в § 1—3 гл. X Федерального закона 2002 г. Следует при этом подчеркнуть, что правила, регулирующие банкротство гражданина (§ 1 гл. X), применяются
к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя и
крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом особенностей последних (§ 2 и 3
гл. X).
В целом иерархия
различных правовых норм, относящихся к банкротству граждан, в том числе
зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, установлена
следующим образом. Преимущество в регулировании общественных отношений,
связанных с банкротством, имеет Федеральный закон 2002 г. Что касается норм, содержащихся в иных федеральных законах, то они могут применяться только
после внесения соответствующих изменений и дополнений в этот Федеральный закон.[2]
1.2. Анализ процедур банкротства и
гражданско-правовой ответственности гражданина-должника
Непременную предпосылку
реализации законодательства о банкротстве составляет наличие факта банкротства.
При его определении в Федеральном законе за исходное взято (с некоторыми
уточнениями) действовавшее ранее положение о том, что банкротство есть
признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме
удовлетворить требования кредиторов. Сами эти требования сведены в две
обособленные группы:
1) денежное обязательство
— обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой
сделке и (или) по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ;
2) обязательные платежи —
налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и в
государственные внебюджетные фонды (в частности, Пенсионный фонд РФ,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального
страхования РФ) в порядке и на условиях, которые определяются
законодательством Российской Федерации. По обоим федеральным законам (как 2002,
так и 1998 г.) должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным
удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)
исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности
не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.
Федеральный закон 1999 г. для кредитных организаций установил значительно
более сокращенный срок неисполнения — 14 дней. В отношении гражданина
Федеральный закон 2002 г. внес весьма существенное и разумное дополнение:
банкротом он может быть признан, если сумма его неисполненного обязательства
превышает стоимость принадлежащего ему имущества. К сожалению, законодатель не
принял многочисленные рекомендации, в том числе исходившие от арбитражных
судей, о целесообразности хотя бы вдвое увеличить срок, в течение которого
допускается невыполнение обязательства гражданами и юридическими лицами.
Граждане, включая
индивидуальных предпринимателей, и юридические лица являются участниками самых
различных правоотношений, в которых как стороны этих правоотношений могут
оказаться должниками. Возникают естественные вопросы: по состоянию на какое
время и какие именно долги - все или только какая-то их часть - учитываются для
определения наличия признаков банкротства? Федеральный закон 2002 г. определил: состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяются
на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Наличие признаков
банкротства само по себе еще не является достаточным основанием для запуска в
арбитражном суде механизма объявления субъекта гражданского права банкротом.
По Федеральному закону 1998 г. дело о банкротстве могло возбуждаться
арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в
совокупности составляли не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100
минимальных размеров оплаты труда. Федеральный закон 2002 г. отказался от оценок в минимальных размерах оплаты труда и установил твердые денежные суммы:
для юридического лица - не менее 100 тыс. руб. и для гражданина - не менее 10
тыс. руб.
Важную роль среди общих
(статических) положений о банкротстве занимают его процедуры, которые вправе
применить арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве. На выбор
конкретной процедуры оказывают влияние не только арбитражный суд, но и лица,
связанные с этим делом, начиная непосредственно с должника. Избранная
арбитражным судом процедура банкротства в дальнейшем определяет поведение и
самого суда, и должника, и кредитора, и всех других имеющих отношение к банкротству
участников социального общения, а также сам конечный результат дела. Поэтому,
как только начинает возникать угроза банкротства, необходимо причастным к нему
лицам (прежде всего должнику и кредитору) своими действиями в ходе
подготовительной работы к разбирательству дела и непосредственно в суде
активно добиваться применения именно той процедуры, которая в наибольшей мере
отвечает их интересам.
Согласно Федеральному
закону 1998 г. все процедуры банкротства были разделены на две группы. Одни
применялись при рассмотрении дел о банкротстве должника - юридического лица:
наблюдение, внешнее управление (судебная санация), конкурсное производство,
мировое соглашение. Вторая группа процедур - конкурсное производство и мировое
соглашение - применялась по делам о банкротстве должника-гражданина.
Федеральный закон 2002 г. сохранил этот общий подход, но при этом ввел одну новую процедуру (финансовое оздоровление)
и уточнил содержание прежних. Теперь система процедур выглядит следующим
образом: а) наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях
обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового
состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения
первого собрания кредиторов; б) финансовое оздоровление - процедура
банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности
и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
в) внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях
восстановления его платежеспособности; г) конкурсное производство — процедура
банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований кредиторов; д) мировое соглашение -
процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о
банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем
достижения соглашения между должником и кредиторами.
Яркая особенность
Федерального закона 1999 г. та, что при банкротстве кредитных организаций к ним
может быть применена только одна процедура - конкурсное производство.
Право обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом поставлено в прямую
зависимость от ответа на вопрос: о каких неисполненных обязанностях должника
— денежных обязательствах или обязательных платежах - идет речь? По
Федеральному закону 2002 г. таким правом обладают:
а) должник (гражданин, в
том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся
неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока,
установленного данным Федеральным законом);
б) конкурсные кредиторы
(кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов,
граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения
по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам,
вытекающим из такого участия);
в) уполномоченные органы
(федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ
представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате
обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным
обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы
местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в
процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно
субъектов Федерации и муниципальных образований. По Федеральному закону 1998 г. в числе обладателей такого права был особо выделен прокурор).
Право на обращение в
арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по
денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к
исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии
должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам — по истечении
30 дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о
взыскании задолженности за счет имущества должника.
Что касается должника, то
ему предоставлено не только право, но и установлена его обязанность обратиться
в арбитражный суд с заявлением о своем собственном банкротстве. Должник вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства
при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в
состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате
обязательных платежей в установленный срок.
Иначе обстоит дело, если
должнику Федеральным законом предписано обратиться в суд. Руководитель должника
(а им является единоличный исполнительный орган юридического лица или
руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иные лица,
осуществляющие в соответствии с федеральным законом деятельность от имени
юридического лица без доверенности) или индивидуальный предприниматель обязан
обратиться, например, с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
а) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов
приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности
по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед
другими кредиторами; б) органом должника, уполномоченным в соответствии с
учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника,
принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; в)
органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного
предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением
должника; г) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит
или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; д) в иных
предусмотренных Федеральным законом случаях.
Должник обязан также
обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации
предпринимателя установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов
в полном объеме. Во всех указанных случаях заявление должника должно быть
направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения
соответствующих обстоятельств.
По Федеральному закону 1999 г. с заявлением о банкротстве кредитной организации, наряду с перечисленными выше субъектами,
вправе обратиться также Банк России.
За неисполнение
обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд руководитель
должника, предприниматель и другие обязанные лица несут юридическую
ответственность. В этой связи уместно рассмотреть общий вопрос о юридической
ответственности за нарушение законодательства о банкротстве. Изучение
нормативных правовых актов и практики их применения показывает, что в разного
рода акциях, связанных с преодолением неплатежей, ликвидацией обанкротившихся
предпринимателей, принимают участие многие субъекты - государственные органы и
органы местного самоуправления, трудовые коллективы, юридические и физические
лица. Их объединяет общественно значимая общая цель, отраженная и юридически
закрепленная в институте банкротства. Его позитивное назначение — в исключении
из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов (в случае признания их
банкротами и последующей ликвидации), что, безусловно, служит оздоровлению
рынка.
Кроме того,
законодательство о банкротстве дает возможность ответственно действующим и
добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле
институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в жестких
условиях рынка с его конкуренцией.
Вместе с тем каждый из
участников процесса банкротства, не исключая государство в лице его органов и
должностных лиц и органы местного самоуправления, в рамках общей цели
преследуют свои собственные интересы, которые могут не совпадать, а то и прямо
противоречить интересам других субъектов. Нередко действия, продиктованные
своекорыстными и иными антиобщественными побуждениями, попытками использовать
сложившуюся ситуацию с максимальной выгодой для себя, нажиться «на чужом
несчастье», выходят далеко за поле, очерченное юридическими нормами, приобретают
характер правонарушений. Юридическая ответственность за них определяется в
зависимости от того, нормы какой отрасли права были нарушены.[3]
Закон 1992 г. имел специальный разд. VI «Неправомерные действия должника, собственника предприятия-должника,
кредитора и иных лиц». Федеральные законы о банкротстве 1998 г. и 2002 г. не пошли по пути своего предшественника. В них вопросы юридической
ответствыенности не выделены в отдельную главу, а рассредоточены по всему
тексту, привязаны к излагаемым в этих федеральных законах отдельным
поведенческим актам участников дела о несостоятельности (банкротстве). За неправомерные
действия лица, совершившие их, привлекаются к гражданско-правовой, уголовной и
административной ответственности.
Статья 10 Федерального
закона 2002 г. посвящена гражданско-правовой ответственности
гражданина-должника и органов управления должника. В ней закреплено общее
правило: в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником)
должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами
органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатора),
гражданином-должником положений этого Федерального закона указанные лица
обязаны возместить убытки (прямой ущерб и упущенную выгоду), причиненные в
результате такого нарушения. В частности, неподача заявления должника в
арбитражный суд в установленных случаях и в срок влечет за собой субсидиарную
ответственность лиц, на которых указанным Федеральным законом возложена
обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и
подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения
установленного срока.
Уголовная ответственность
руководителя должника, физического лица, индивидуального предпринимателя,
других субъектов наступает в следующих случаях:
а) сокрытие имущества или
имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размерах,
местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное
владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно и сокрытие,
уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих
экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или
собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при
банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб;
б) неправомерное
удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или
собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем,
знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб
другим кредиторам, а равно и принятие такого удовлетворения кредитором,
знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим
кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб;
в) преднамеренное
банкротство, т. е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности,
совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно
и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц,
причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия;
г) фиктивное
банкротство, т. е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником
коммерческой организации, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей
несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения
отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов,
а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.
Перечисленные составы
преступлений предусмотрены ст. 195—197 УК РФ. Совершение указанных деяний
влечет различные виды наказаний вплоть до лишения свободы. В 2001 г. было зарегистрировано 537 преступлений, связанных с преднамеренным или фиктивным
банкротством.
Как мы видим, уголовная ответственность
наступает в случае причинения неправомерными действиями крупного ущерба, а
при преднамеренном банкротстве — и иных тяжких последствий. Если данные
признаки отсутствуют, то за сходные по составу правонарушения наступает
ответственность административная, предусмотренная ст. 14.12 и 14.13 КоАП РФ.
Подобные дела рассматривают судьи арбитражных судов единолично[4].
Полного совпадения
содержания составов обоих видов правонарушений нет. Например, фиктивное
банкротство, влекущее наложение административного штрафа в размере от 40 до 50
минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию, определяется как
заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности
данного лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в
том числе обращение этих лиц в
арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него
возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Необходимо обратить внимание и на
составы административных правонарушений, вытекающие из неправомерных действий
при банкротстве. К ним, в частности, относятся:
1) неисполнение обязанности по
подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в
случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
2) невыполнение правил, применяемых в
период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и
исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных
законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Государственная Дума
приняла федеральный закон о внесении изменений и дополнений в УК РФ и КоАП РФ,
который значительно повышает юридическую ответственность за неправомерные
действия при банкротстве[5].
2. Разбирательство дел о банкротстве
гражданина в арбитражных судах
2.1. Возбуждение производства о
банкротстве гражданина – должника
Основанием возбуждения
производства по делу о банкротстве служит заявление о признании должника
банкротом, поданное в арбитражный суд лицом, имеющим на это право (см. выше). В
Федеральном законе подробно сформулированы требования к форме, содержанию и
реквизитам заявлений.
Покажем это на наиболее
типичном и распространенном примере — заявлении конкурсного кредитора.
Заявление подается в
арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора - юридического лица
подписывается его руководителем или представителем[6],
а заявление кредитора-гражданина - этим гражданином или его представителем. В
заявлении, в частности, должны быть указаны: размер требований конкурсного
кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек
(штрафов, пени); обязательство должника перед конкурсным кредитором, из
которого возникло требование, а также срок его исполнения; вступившее в
законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших
требования конкурсного кредитора к должнику; доказательства направления
(предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных
приставов и его копии должнику. Конкурсный кредитор обязан направить копию
заявления кредитора должнику.
Заявление конкурсного
кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным
обязательствам. Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к
должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление
подписывается кредиторами, объединившими свои требования.
Прилагаемые к исковому
заявлению документы подразделяются на две группы. Первую составляют те,
которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Их перечень
приведен в ст. 104 АПК РФ. Это документы, подтверждающие: уплату
государственной пошлины в установленных порядке и размере; направление копии
заявления должнику и другим лицам, участвующим в деле; обстоятельства, на
которых истец основывает свои требования; и некоторые другие.
Во вторую группу входят
документы, названные в Федеральном законе, в частности подтверждающие
обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер
задолженности по указанным обязательствам (ст. 40).
При изучении ст. 39-41
Федерального закона особое внимание следует обратить на принципиально новое положение
о том, что до постановки вопроса о банкротстве должника, не исполнившего
денежное обязательство, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы должны
сначала в общеисковом порядке обратиться в суд с соответствующими требованиями
к должнику и попытаться исполнить решение суда через службу судебных приставов,
о чем представляют доказательства в арбитражный суд.
Здесь особую важность
имеют два обстоятельства. Во-первых, ст. 7 Федерального закона установила
новое правило: право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного
кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30
дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в
службу судебных приставов и его копии должнику; право на обращение в арбитражный
суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении
30 дней с даты принятия решения налогового, таможенного органа. Во-вторых, для
возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по
заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во
внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда,
арбитражного суда, третейского суда, а требования уполномоченных органов об
уплате обязательных платежей — если они подтверждены решением налогового,
таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
2.2. Конкурсное производство
гражданина-должника
Конкурсное
производство открывается по решению арбитражного суда о признании должника
банкротом. На начало 2002 г. арбитражные суды осуществляли конкурсное производство
по 56 тыс. дел. Арбитражные суды в 2002 г. приняли примерно 82 тыс. решений об открытии конкурсного производства, что приблизительно в два раза больше, чем
в предыдущем году. Оно вводится сроком на год. По ходатайству лица,
участвующего в деле, этот срок может быть продлен арбитражным судом не более
чем на шесть месяцев.
В отдельных ситуациях
применяются упрощенные процедуры банкротства. Например, в случаях, когда
должник-гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически
прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение
не представляется возможным, заявление о банкротстве может быть подано
конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера
кредиторской задолженности. Арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к
производству заявления (по Федеральному закону 1998 г. в двухнедельный срок) выносит решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии
конкурсного производства[7]
Конечная цель конкурсного
производства заключается в соразмерном удовлетворении требований кредиторов.
Достижение цели необходимо проводить в условиях, обеспечивающих защиту
интересов должника, кредиторов, других причастных к банкротству лиц от
неправомерных действий в отношении друг друга. Случаи самосуда кредиторов над
неплатежеспособными должниками и насильственные меры должников к кредиторам,
требующим у них возврата долгов, получили, к сожалению, повсеместное
распространение в современной реформируемой России, что возлагает повышенную
ответственность на всех участников конкурсного производства за строгое соблюдение
правил его проведения, с тем чтобы не спровоцировать кредиторов и должников к
противоправным акциям. Изложенными обстоятельствами детерминируется и специфика
данной процедуры банкротства.
Достижению цели
конкурсного производства служит, прежде всего, широкая гласность в его
осуществлении. Информация о признании арбитражным судом должника банкротом и
об открытии конкурсного производства в настоящее время публикуется в
«Российской газете». Эту информацию конкурсный управляющий обязан направить для
опубликования не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения.
Опубликованию подлежат следующие сведения: наименование и иные реквизиты
должника; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится
дело о банкротстве, и номер дела; дата принятия арбитражным судом решения о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного производства; дата закрытия
реестра требований кредиторов; адрес должника для заявления кредиторами своих
требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем. Публикация
официального объявления о банкротстве должника служит способом уведомления об
этом всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых различных
регионах России и за рубежом. Содержащаяся в объявлении информация дает им
возможность в установленные законом сроки предъявить свои претензии.
Всем причастным к
банкротству лицам надлежит знать и учитывать в своей деятельности правовые
последствия открытия конкурсного производства. В частности, с момента принятия
арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства и
уплаты денежных обязательств и обязательных платежей должника считается наступившим;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых
санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансовом состоянии
должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный
характер либо являющихся коммерческой тайной; вводятся ограничения на совершение
сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его
имущества в пользование третьим лицам; снимаются ранее наложенные и не
допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению
имуществом должника; все требования к должнику могут быть предъявлены только в
рамках конкурсного производства; исполнение обязательств должника допускается
в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом (ст. 126).
Поскольку банкротство граждан — явление
совершенно новое для России, а с их банкротством чаще всего как раз и будут
иметь дело хозяйствующие субъекты, полезно обратить внимание на некоторые
особенности заключительной стадии конкурсного производства в отношении граждан.
В конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии
с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации не может
быть обращено взыскание. Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству
гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной
массы имущество, на которое может быть обращено взыскание, если оно является
неликвидным либо доход от его реализации не повлияет существенным образом на
удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина,
исключаемого в таком порядке из конкурсной массы, не должна превышать 100
минимальных размеров оплаты труда.
Решение
арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного
производства, а также исполнительный лист об обращении взыскания на имущество
гражданина направляются судебному приставу-исполнителю для осуществления
продажи имущества должника. Продаже подлежит все имущество гражданина, за
исключением имущества, не включенного в конкурсную массу. После завершения
расчетов гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований
кредиторов, заявленных при осуществлении процедуры признания гражданина
банкротом. Исключение из этого правила установлено лишь для требований
кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании
алиментов, а также иных требований личного характера, не погашенных в порядке
исполнения решения арбитражного суда, либо погашенных частично, либо не заявленных
при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом. Все они сохраняют
силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о
банкротстве гражданина соответственно в полном объеме либо в непогашенной их
части.
2.3. Мировое соглашение
Мировое соглашение -
весьма перспективная и желательная для современной российской экономики
процедура, позволяющая достигать в условиях наименьшей конфликтности
компромисс между лицами, участвующими в деле о банкротстве. Она максимально
соответствует и интересам развития рыночных отношений в целом, придавая им
должную стабильность.
Право спорящих сторон
окончить дело миром традиционно в отечественном законодательстве. Институт
мирового соглашения ранее был закреплен в Гражданском процессуальном кодексе
РСФСР и отражен в Законе 1992 г. В Федеральном законе 2002 г. положения о мировом соглашении изложены более обстоятельно и всесторонне. Законодателем
учтена практика, накопленная арбитражными судами в ходе рассмотрения дел о
банкротстве, выявленные ею достоинства и недостатки прежнего
нормативно-правового регулирования. Нормы о мировом соглашении «рассеяны» по
всему тексту Федерального закона, и, кроме того, им отведена специальная гл.
VIII, которая так и называется - «Мировое соглашение».
Остановимся лишь на
некоторых новых положениях, которые, по сравнению с Федеральным законом 1998 г., позволяют тщательнее упорядочить и расширить применение этого института в практике
предпринимательских отношений, учесть и защитить интересы причастных к
банкротству лиц, включая так называемых миноритарных кредиторов, которые прежде
при заключении мировых соглашений нередко просто игнорировались.[8]
Новеллой Федерального
закона является возможность участия в мировом соглашении третьих лиц. Оно
допускается, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов,
требования которых включены в реестр требований кредиторов, а также
кредиторов, требования которых возникли после даты принятия заявления о
признании должника банкротом и срок исполнения требований которых наступил до
даты заключения мирового соглашения. Участвующие в мировом соглашении третьи
лица вправе предоставить поручительства или гарантии исполнения должником обязательств
по мировому соглашению либо иным образом обеспечить их надлежащее исполнение.[9]
Должник, его конкурсные
кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой
стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника. Новизна
Федерального закона состоит и в том, что он особо разграничил общее и особенное
при заключении мирового соглашения.
Общими, например, являются
следующие положения:
- решение о заключении
мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов
принимается собранием кредиторов. - решение собрания кредиторов о заключении
мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов
конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром
требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него
проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества
должника.
- решение же о заключении
мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или
руководителем должника;
- не допускается
односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения;
- мировое соглашение
заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается лицом,
принявшим в соответствии с Федеральным законом решение о заключении мирового
соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое
соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным
собранием кредиторов на совершение данного действия лицом;
- в содержании любого
мирового соглашения различается должное и возможное. Так, оно обязательно
должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника
в денежной форме. Кроме того, в тексте мирового соглашения могут
присутствовать положения: об изменении сроков и порядка уплаты обязательных
платежей, включенных в реестр требований кредиторов; с согласия отдельного
конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа — о прекращении
обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на
доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или
иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными
федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не
нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр
требований кредиторов;
- удовлетворение
требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать
преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования
которых исполняются в денежной форме;
- условия мирового
соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших
против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании,
не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов,
голосовавших за его заключение.
Наряду с общими
положениями определены особенности заключения мирового соглашения в ходе
различных процедур банкротства, конкурсного производства[10].
Покажем это на примере одной из наиболее распространенных процедур -
конкурсного производства.
Решение о заключении
мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим (для
сравнения скажем, что решение о заключении мирового соглашения в ходе
наблюдения и финансового оздоровления принимается со стороны должников их
руководителями и согласованию с арбитражными управляющими не подлежит). В
случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в
соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами
должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит
согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение
о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после
принятия соответствующего решения органами управления должника или получения
соответствующего согласования (одобрения).
При заключении мирового
соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по
отношению к должнику, конкурсному управляющему или конкурсному кредитору,
мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение
является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и
определенно указывать на характер такой заинтересованности.
Заключенное мировое
соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения
собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.[11]
Федеральный закон сохранил
имевшиеся в Федеральном законе 1998 г. положения о праве арбитражного суда
отказать в утверждении мирового соглашения (ст. 160, 161) и о его расторжении
(ст. 164—166), при этом значительно детальнее их изложив. Вместе с тем
Федеральный закон 2002 г. закрепил новые положения, касающиеся обжалования и
пересмотра определения об утверждении мирового соглашения, что повышает защищенность
интересов причастных к банкротству лиц.
В частности, по жалобе
лиц, участвующих в деле о банкротстве, третьих лиц, участвующих в мировом
соглашении, а также иных лиц, права и законные интересы которых нарушены или
могут быть нарушены мировым соглашением, определение арбитражного суда об
утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном
Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Определение об
утверждении мирового соглашения может быть пересмотрено по вновь открывшимся
обстоятельствам в случае, если: - обстоятельства,
препятствующие утверждению мирового соглашения, не были и не могли быть
известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения; -
заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировым
соглашением нарушены его права и законные интересы. Заявитель вправе подать
заявление о пересмотре определения в течение месяца с даты открытия
обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра данного определения.
3.
Судебно-арбитражная практика
Арбитражным судом в
отношении индивидуальных предпринимателей могут вводится процедуры банкротства
наблюдение, конкурсное производство, мировое соглашение; такие процедуры
банкротства как внешнее управление и финансовое оздоровление судом не
применялись.
1. При решении вопроса о
принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального
предпринимателя к производству суду необходимо проверить наличие у должника
статуса индивидуального предпринимателя.
По делу №А27-3896/2005-4
заявление о банкротстве индивидуального предпринимателя Миронова А.Е., поданное
самим должником, поступило в суд 28.01.2005 г., возбуждено производство по делу
с назначением к рассмотрению на 2.09.2005 г.
Временным управляющим с
отчетом о проведении процедуры наблюдения представлена выписка из Единого
государственного реестра индивидуальных предпринимателей, из содержания которой
установлено, что индивидуальный предприниматель Миронов А.Е. не прошел
перерегистрацию после 1.01.2005 г. в соответствии со статьей 3 Федерального
закона от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон «О государственной регистрации юридических лиц», и утратил статус индивидуального
предпринимателя.
2.09.2005 г. суд
прекратил производство по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя
Миронова А.Е. на том основании, что на момент обращения с заявлением о
банкротстве в арбитражный суд, Миронов А.Е. не имел статуса индивидуального
предпринимателя, а положения Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» о банкротстве граждан не вступили в законную силу.
2. При возбуждении дел о
банкротстве индивидуальных предпринимателей должны применяться признаки
банкротства граждан, а именно: совокупный размер требований кредиторов к
должнику должен превышать десять тысяч рублей, просрочка в уплате составлять
более трех месяцев и сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость
его имущества (статьи 3, 6 и 33 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)».
Индивидуальный
предприниматель Меновщиков И.Ю. в декабре 2002 года обратился в арбитражный суд
с заявлением о собственном банкротстве (дело №А27-2/2003-4). В заявлении указан
общий размер кредиторской задолженности, превышающий 3 млн. рублей, стоимость
имеющегося у должника имущества не превысила 100 тыс. рублей.
Суд возбудил производство
по делу по признакам банкротства гражданина. В судебном заседании по
рассмотрению дела по существу было установлено, что в реестр требований
кредиторов индивидуального предпринимателя Меновщикова И.Ю. были включены
требования только уполномоченного органа в размере 6551 рубль. Суд вынес
решение об отказе в признании должника банкротом.
3. На основании пункта 2
статьи 202 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» суд
применяет правила, предусмотренные для банкротства граждан, к отношениям,
связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, в том числе и правило
о наложении ареста на имущество должника при введении наблюдения.
В мае 2003 года в
арбитражный суд с заявлением о банкротстве обратился индивидуальный
предприниматель Бескончин Ю.А. (дело №А27-6136/2003-4).
Принимая к производству
заявление индивидуального предпринимателя – должника, суд ввел процедуру
банкротства – наблюдение и на основании пункта 1 статьи 207 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)» наложил арест на имущество предпринимателя,
за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание,
исполнительный лист судом не выдавался.
4. В случае принятия
заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании
индивидуального предпринимателя банкротом к производству, суд на основании
пункта 6 статьи 42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя и
по решению вопроса о введении процедуры наблюдения.
По делу №А27-12007/2006-4
о банкротстве индивидуального предпринимателя Пустовалова И.С., возбужденного
на основании заявления уполномоченного органа, определением суда от 12.10.2006
г. отказано во введении наблюдения и прекращено производство по делу в связи с
тем, что требование ФНС России признано необоснованным, то есть не доказано
наличие задолженности у предпринимателя по обязательным платежам (пункт 3
статьи 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
5. Конкурсный управляющий
индивидуального предпринимателя утверждается судом при необходимости
постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом
гражданина.
В мае 2005 года в
арбитражный суд обратился с заявлением о банкротстве индивидуальный
предприниматель Юрченко А.Б. (дело №А27-14967/2005-4). В ходе проведения
процедуры наблюдения временным управляющим было установлено имущество,
принадлежащее должнику: товары, закупленные для реализации, дебиторская
задолженность.
16.11.2005 г.
индивидуальный предприниматель Юрченко А.Б. признан несостоятельным
(банкротом), утвержден конкурсный управляющий для реализации выявленного в ходе
наблюдения имущества. При этом суд исходил из того, что имущество при его
наличии у должника нуждается в постоянном управлении и относится к разряду
ценного имущества.
6. По результатам
рассмотрения дела о банкротстве индивидуального предпринимателя судом может
быть утверждено мировое соглашение.
В декабре 2004 г. в арбитражный суд поступило заявление открытого акционерного общества «Междуреченскторг» о
признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Казакова
Е.Б. По результатам проверки обоснованности требований кредитора судом введена
процедура наблюдения. В судебном заседании должник участия не принимал, документов,
свидетельствующих о намерении рассчитаться с кредитором, суду не представил.
К судебному заседанию по
рассмотрению дела о банкротстве, отчета временного управляющего о проведении
процедуры наблюдения конкурсный кредитор и индивидуальный предприниматель
представили утвержденное на собрании кредиторов мировое соглашение. Суд
утвердил мировое соглашение 26.08.2005 года и прекратил производство по делу.
Заключение
В заключение, прежде
чем переходить к краткому освещению отдельных процедур банкротства, необходимо
обратить внимание на следующее обстоятельство. Ни наше общество в целом, ни
государство не заинтересованы в том, чтобы субъекты гражданско-правовых
отношений заканчивали свою деловую активность банкротством. Факты банкротства
нарушают нормальный ритм функционирования промышленности, порождают экономические
кризисы, социальную и политическую нестабильность, снижают престиж России в
мировом сообществе, вызывают недоверие к отечественным хозяйствующим субъектам
и т. д.
Поэтому одной из ведущих
идей всего российского законодательства в сфере экономики является идея
недопущения, предупреждения случаев банкротства хозяйствующих субъектов (включая
граждан – предпринимателей). Федеральный закон одновременно и обязывает, и
рекомендует, и убеждает всех, кто имеет право обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании должника банкротом: самих должников, их кредиторов,
компетентные государственные органы, не доводить дело до суда, найти пути
отхода от края пропасти, за которым начинает свой отсчет процесс банкротства.
Интересам самих заявителей и целям эффективного проведения рыночных реформ
отвечает использование малейшей возможности для возобновления нормальной
безубыточной работы честного хозяйствующего субъекта.
Хотелось бы отметить, что
недостатком действующего законодательства в отношении индивидуальных
предпринимателей банкротов является, на мой взгляд, слишком упрощенный порядок
возбуждения дела о банкротстве, иными словами, если индивидуальный
предприниматель имеет задолженность перед кредиторами на сумму, превышающую 10
тыс. руб. (а это не очень большая сумма) и не исполняет своих обязательств в
течение трех месяцев с даты наступления сроков их исполнения то он по заявлению
кредитора может быть признан банкротом. Следствием чего является частое и необоснованное
обращение кредиторов в суд с заявлением о признании индивидуального
предпринимателя банкротом, без применения мер, направленных на получение
надлежащего исполнения своих требований. Очевидно, в Законе о
несостоятельности (банкротстве) следует увеличить сумму требований кредиторов
достаточную для возбуждения дела о банкротстве до 50 тыс. руб., а срок
неисполнения обязательств перед кредиторами до шести месяцев. Должник же при
обращении в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя
банкротом, должен представлять суду доказательства о принятии мер, направленных
на исполнение своих требований и только при невозможности их исполнения может
быть возбуждено дело о банкротстве. Непредставление указанных доказательств
кредитором должно служить основанием для отказа судьи в принятии заявления о
признании индивидуального предпринимателя банкротом
Литература
1. Конституция Российской Федерации. –
М., 1993.
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. I – М., 1994 г.
3. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ
от 05 апреля 1995 г. №70-ФЗ.
4. Закон РФ "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. (утратил силу с 08.01.98 г.)
5. Федеральный закон "О
несостоятельности (банкротстве)" от 08 января 1998 г. № 6 ФЗ. (утратил силу с 26.10.02).
6. Федеральный закон о
несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002г. № 127- ФЗ.
7. Баренбойм Л. Правовые основы банкротства.
- М. 2006.
8. Витрянский В.В. Реформа
законодательства о несостоятельности (банкротстве). Комментарий к закону //
Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение № 2, февраль 2006. М. 2006
9. Витрянский В.В. Новое
законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. № 3.
2003.
10. Весенова Н. Суд и арбитраж:
Банкротство и закон. № 6. 2006.
11. Козлова Е. Новое в законодательстве о
несостоятельности (банкротстве) // Экономика и жизнь. № 9, февраль 2006.
12. Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о
банкротстве в арбитражном суде // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.
Специальное приложение. № 2, февраль 2006. - М.: Издание "Юрист" 2006.
13. Никитина О.А. Конкурсное производство
// Закон. № 6. 2006. 14. Жилинский С.Э. Предпринимательское
право (правовая основа предпринимательской деятельности); Учебник для вузов. – М.:
Норма, 2006.