Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Башкиры и татары курсовая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Башкиры и татары курсовая
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение 3

    1. Особенности татарских и башкирских  танцев 4

    1.1 Татарские танцы 4

    1.2 Башкирские танцы 5

    2. Характеристика некоторых башкирских и татарских танцев 11

    2.1 «Весенние голоса» 11

    2.2 «Три подружки» 20

    2.3 «Золотая пшеница» 26

    Заключение 32

    Литература 33

    Приложение 1. Костюмы для татарских и башкирских танцев на Южном Урале 34

    Приложение 2. Музыкальное сопровождение танцев 36


    Введение


    Взаимоотношения татар, башкир  и русских, издавна проживающих рядом на территории Челябинской области, сложны и полны противоречий. По языку, культуре, религии, образу жизни эти два народа сильно отличаются друг от друга. И в то же время, несмотря на сложнейшие процессы, охватившие всю многовековую историю соседства русских и татар в устном народном творчестве, в фольклоре последних совершенно отсутствует тема уничтожения, захвата, унижения достоинства русского народа, зато в нем есть не одно произведение, повествующее о родстве с ним, о любви между представителями этих наций.

    Духовная культура Челябинской области включает в себя элементы различных культур тех народов, которые проживают на ее территории.

    Обряды и традиции Челябинской области базируются на основных культурах: славянская русская, православная русская, а также татаро-башкирская мусульманская культура.

    В Челябинской области поддерживаются танцевальные культурные традиции как русского, так и других народов, проживающих на ее территории. Правительство области постоянно организует мероприятия, посвященные народному творчеству и поддерживает народные коллективы.

    Танцевальные культуры народов, проживающих на территории Челябинской области находятся в постоянном взаимодействии. обогащая и расширяя друг друга.

    В Челябинской области также постоянно проводятся фестивали и праздники, посвященные татаро-башкирскому народному творчеству. Так, например, ежегодно проводится региональный конкурс татарской и башкирской песни «Уралым» и организуется праздник Сабантуй, на который приглашается множество национальных танцевальных коллективов.

    Цель данной работы – изучить особенности татарских и башкирских танцев на Южном Урале.

    Задачи:

    - выявить особенности татарских и башкирских танцев на Южном Урале;

    - дать характеристику наиболее распространенным татарским и башкирским танцам.


    1. Особенности татарских и башкирских  танцев

    1.1 Татарские танцы

    Все татарские танцы можно разделить на:

    1) мужские и женские (по половозрастному признаку);

    2) сольные, смешанные и групповые (по количественно-качественному признаку).

    Однако, несмотря на подобное деление, в танцах татар большая роль отводится женщине, что совпадает и с хореографической обрядовой практикой по данным историко-этнографических источников, в которых основная роль принадлежала женщине – хранительнице домашнего очага, благополучия и семейного спокойствия в далеком прошлом и современном настоящем.

    По тематике в данное время все танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой и несчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом.

    По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий – от 2/4 до 4/4, либо имеет переменный характер. Наиболее характерными являются следующие основные движения – волнообразные движения рук, мягкие переступания ног либо «топы», а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 180o, 360o и более [16; 85]. Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определенным набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах варьируется: от одного до шести человек или же четное неограниченное количество человек, что, возможно, может быть связано с четной цифрой девушек в дружине – сорок – в тюркском эпосе.

    По виду мизансцен татарские танцы можно разделить на:

    1) хороводные (двух типов по темпераменту),

    2) парные (двух типов),

    3) сольные.

    Сольные, парные и хороводные танцы обычно исполняются с музыкальным сопровождением.

    Функциональная направленность танцев ныне носит больше художественно-эстетический смысл, нежели религиозный или обрядовый. Хотя прослеживается все же наличие двух простейших видов шаманских плясок в танцевальных движениях, однако их первоначальный смысл уже полностью утрачен. [6; с. 91]

    Среди коллективов татарского танца можно назвать следующие: «Гузель», Миасский народный коллектив башкирского танца и песни, «Айгуль» и т.д.


    1.2 Башкирские танцы


    В башкирском хореографическом искусстве много обрядовых, бытовых танцев: «Кapfатуй» («Воронья свадьба»), «Kарfа буткаhы» («Воронья каша»), которые встречаются в восточных районах республики, массовая хороводная пляска «Тунэрэк бейеy», бытующая во всех регионах республики.

    Плясками, песнями, игрой на кубызе и курае сопровождались семейные праздники, различные торжества, совместная работа. Народ веселился на народных празднествах йыйын (майзан), семейных событиях: показ гостя, свадьба, рождение ребенка, проводы и встреча невесты - все это сопровождалось плясками, музыкой, игрой.

    Кроме обычных массовых танцев башкирская хореография имеет специфический женский и мужской танец, связанный с процессом труда. В обрядовых трудовых праздниках, которые сохранились до наших дней («Йэн илэу»- «Прядение шерсти»-, «Кейез басыу» - «Выделка войлока», «Киндер hуfыу» - «Ткать холст», «Каз емэhе»- «Праздник гуся»), пляски исполнялись женщинами. Мужчины пели и плясали по окончании таких совместных работ, как строительство дома, уборка урожая, сенокос и др. Мужские танцы исполнялись коллективно и сольно.

    Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их никто не видел. В летнее время - это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство.

    Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза и курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.

    Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемой в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса) - в женских танцах.

    В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

    История хореографии башкир имеет свою географию. Охотничьи, воинственные обрядовые танцы характерны для восточных башкир, игровые и бытовые танцы - для западных. Северо-восточные и зауральские башкиры имеют общие черты, такие, как чередование бесшумных, легких и плавных движений с сильными дробями, с неподвижным корпусом (основное движение - «переменный ход», удары пятками).

    Мужские танцы

    Мужские танцы исполняются свободно, темпераментно, движения устремлены ввысь, в полет. Популярные в народе мужские танцы изображали охотничьи навыки, воинственность. Обычно они исполнялись на общенародных праздниках, где проводили состязания мужчин в ловкости, стрельбе из лука, силе, скачках, борьбе. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

    Ударных инструментов у башкир не было, поэтому танцевали под аккомпанемент курая и кубыза. В конце XIX- начале XX вв. появляются русская тальянка и скрипка. В восточном Башкортостане аккомпанировали на домре.

    Каждый исполнитель отличался своеобразной манерой исполнения и вносил в танец что-то свое, новое. Например, танец «Байык» имеет множество вариантов: «Байытс» (мужское имя), «Урман Байыfы» (лесной Байык), «Ушан Байык», «Карт Байык» (старый Байык). Этот танец исполнялся пожилым танцором, который выразительными средствами танца, движениями рассказывал об истории своего народа, о подвигах, борьбе и жизни.

    Мужские танцы проходили в форме соревнования: один танцор сменял другого, соревнуясь в выборе движений, быстроте и темпе танца. Часто соревнования проходили в форме дуэта, мужского перепляса «лицом к лицу». Такие соревнования можно встретить и сейчас на праздниках, на сабантуе, на танцевальных площадках городов и районов республики.

    Женские танцы

    Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является «засучивание рукавов».

    Женские танцы обычно были непродолжительными, состояли из трех-шести фигур и подразделялись на сольные, трио и коллективные. Танцы «Кейез басыу» («Выделка войлока») бытовали в Ишимбайском и Бурзянском, «Каршы бейеу» («Лицом к лицу») - в Абзелиловском районах. Женские танцы исполнялись после какой-либо совместной работы. Однако у западных башкир окончание помощи в работе не сопровождалось плясками. Веселились только мужчины, женщины же после работы расходились по домам.

    В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцами. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак. Широко популярны девичьи танцы «Муглифа», «Зарифа», «Гульназира» (имена девушек) - в юго-восточном Башкортостане; «Зайнабем», «Эпипэ», «Карабай» - на северо-востоке.

    Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук.[3; с. 56]

    Женские танцы всех регионов имеют одинаковую композиционную форму, за исключением танца «Тунэрэк бейеу» («Круговая пляска») у западных башкир. Известны хороводы, построенные на зигзагообразных линиях: «Треножник», «Три угла».

    Башкирская хореография

    Для всех хороводных танцев общим является наличие обязательного замкнутого танцевального круга, когда танцующие или берутся за руки, или кладут руки на плечи друг друга, или, взявшись за локти, быстро кружатся, делая энергичные дробные движения. Порою хороводы сопровождались песнями-скороговорками.

    Если на юго-востоке название танца говорило о его содержании, то на северо-востоке названия отражали поло-возрастной признак: «Ирзэр бейеуе»-»Танец мужчин», «арсыктар бейеуе» - «Танец старух», «Кыззар бейеуе»- «Танец девушек» или пластический прием танца: «Эйлэ-неу» - «Кружение», «Кул сабып бейеу» - «Танец с хлопками». Известны такие сюжетные танцы, как «Килен-дэр hэм кейэузэр бейеуе» - «Танец женихов и невест», «Туй кустэнэсе» - «Свадебные гостинцы». Названия плясок «Арпа тапау» («Топтать ячмень»), «hуfыу» («Ткачество») говорят сами за себя.

    В башкирских сказках, эпических произведениях и легендах женщины нередко превращались в птиц, чаще всего в кукушку, голубя, утку. Обрядовые танцы тесно связаны с женским празднеством «Воронья каша». На этом празднестве исполнялись танцы «Круговая пляска» и подражания птицам «Кукушка», «Голубь», «Тетерев».

    У восточных башкир танец «Воронья каша» означает встречу Нового года. Молодые девушки и женщины украшают деревья разноцветными лоскутками, монетами, бусами, платками, ходят вокруг них и произносят: «Пусть хватит пищи и людям и птицам!». Дети взбираются на деревья и кричат, подражая голосу и повадкам ворон, и раздают пшеничную кашу.

    На празднике «Воронья каша» и «Вороненок» исполнялись специальные танцы - подражание воронам и «Круговая пляска», как основная часть праздника. Связь танца с обрядом говорит о его ритуальном значении в прошлом. Круг у башкир являлся оберегом от злых сил, болезней, несчастий.

    На празднике «Каргатуй» стволы и ветви деревьев украшались цветами, к веткам деревьев привязывались концы шалей. Два дерева, соединенные шалью, назывались «деревья угощений». Вокруг них исполнялись танцы и песни, царило веселье. Главное угощение - каша из пшеничной муки, сваренная на молоке. После праздника оставшейся кашей обмазывали деревья, осторожно раскладывали пищу на пни, большие кочки, на ветви деревьев. А женщины громко приговаривали: «Это воронам, это воронам!». Смысл праздника заключался в пожелании хорошего урожайного года, чтобы птицы и люди жили в довольстве, не голодали.

    Свадебные танцы и пляски занимали большое место среди танцев обрядовых, они основаны на круговых мизансценах и связаны с пожеланиями благополучия вступающим в брак. Танцы «Сбор дикого лука», «Жалобы невестки», «Гостинцы», «Танец невестки» исполнялись обязательно в определенной последовательности и только на свадьбах. Они отражали мотивы соперничества роднящихся сторон. «Пляска с деревянной кадкой» и «Лицом к лицу», «Свадебные гостинцы» - основывались на традиционных плясовых движениях.

    Особое место среди свадебных танцев занимал обряд «сенляу». Он как продолжение свадьбы совершался в день проводов невесты в дом жениха. Подружки вставали в круг, брались за руки и простыми шагами ходили в правую сторону по кругу, пели прощальные песни. В центре танцевала невеста. На вторую часть мелодии две подружки, обнявшись за плечи, кружились в центре, а невеста кружилась с каждой из подруг, как бы прощаясь с ними. Приближались женщины, все подруги окружали невесту и разом обнимали ее, а женщины их всех укрывали яркой шалью. Невеста жалобно причитала, подруги ее поддерживали плачем. Женщины ходили вокруг шали, ударяли кулаками девушек, чтобы те плакали естественно и громко. Затем девушки поднимали шаль над головой невесты, создавая свадебный поезд, и сопровождали невесту до коня, на котором она должна была добраться до дома жениха. Невеста неоднократно сбрасывала с себя шаль, сползала с коня. Но ее снова сажали на коня и накрывали платком. Такая игра продолжалась до тех пор, пока свадебный поезд не отъезжал от деревни на два-три километра. После этого невеста успокаивалась, а подружки возвращались в деревню.

    В доме жениха устраивались смотрины невесты. Прежде всего она исполняла «Танец невестки». Если она танцевала плавно, четко дробила ногами, одной рукой закрывала лицо шалью и при этом двигала плечами - то о ней говорили: «Умелица! Трудолюбивая будет сноха!» После танца невеста раздавала родственникам мужа подарки - вышитые кисеты. Каждый, получивший кисет, громко выкрикивал: «Невесте дарю корову!» или «Невесте дарю овцу!». После этого танцевала свекровь, ее танец сопровождался песней-наставлением. В последний день свадьбы мужчины исполняли танец «Медвежья шкура» - «Айыу тиреhе».

    По тематике башкирские танцы подразделяются на обрядовые и игровые. В обрядовых танцах сохранились отголоски языческих верований: магии, шаманизма, тотемизма, анимистических  представлений. Эти танцы исполнялись женщинами в честь пробуждающейся природы: хороводы призваны были обеспечить рост трав, хороший приплод скота, общественное и личное благополучие (танцы «Круг», «Треножник- таган», «Прохождение через что-то»). Обряды «изгнание болезней» исполнялись с шумными танцами «Чертово игрище», «Изгнание албасты», «Лечение поясницы», «Отливание души». Поклонение священным птицам выражали танцы  «Лебедь», «Кукушка», «Звенящий журавль», «Воронья каша». Среди обрядовых плясок большое место занимали свадебные. Самые популярные из них - «Невестушка», «Свадебные сласти»,»Хлестать плетью», «Дорога к воде», «Медвежья шуба». Здесь магические молитвы тесно переплетаются с игровыми театрализованными сюжетами. Танец  «Дорога к воде» символизирует знакомство молодой женщины с «хозяином» воды. В прошлом свадьба справлялась как общедеревенский праздник, поэтому многим праздничным танцам были свойственны элементы выбора пары, завязывание знакомства, сватовства. Игровые танцы связаны в основном с темой труда и быта башкир:  «Охотник», «Пастух», «Перовский», «Прядение»,  «Смягчение конопляной ткани», «Валяние сукна». К игровым танцам относятся и различные заимствованные от других народов: «Казачий», «Трепак», «Гопак», «Полька», «Барыня», «Сербиянка», «Краковяк».

    Башкирскому танцу свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторяемости: бесшумные, легкие, плавные движения в первой части фигуры чередуются с динамичными, резкими - во второй. Плавный «переменный ход» выполняет роль пластичного своеобразного рефрена: нередко фигура начинается с «переменного хода» и завершается игровым или подражательным движением. Движения ног отличаются разнообразием как в женских, так и в мужских танцах – в основном, это ходы и дроби, простой ход, боковой – с ударом внутренней стороны ступни одной ноги о другую, ход с носка  на всю ступню, ход  «накрест», «скользящие» ходы в сторону, назад, беговой ход с подскоками, прыжками . Дробные движения подразделяются на простые и сложные. К первым относятся «тройной притоп» на полных ступнях, легкие притопы на месте; cложные движения сопровождаются подскоками, прыжками и поворотами. Дробные движения возникли в древности из подражанья цоканью конских копыт, подтверждение этому – терминология танцевальных движений типа, «скачки», «иноходь», «галоп», «бег коня», «вздыбленный конь». [2; с. 126]

    Башкирские танцевальные мелодии состоят, как правило, из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер 2/4. Менее распространена двух частная структура танцевальных наигрышей: распевная, медленная в первой части, быстрая, ритмически активная – во второй. Народные танцы башкир исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, думбыры,ударных инструментов с голосовым сопровождением – такмаком на деревянных настилах, плоских камнях, кусках железа, подносах. Дополнительный звуковой эффект создавал звон серебряных монет и подвесок на руках, косах, нагрудниках, а в конце 19 начала 20 веков в Башкирии получили распространение гармоника, тальянка, скрипка, мандолина.

    В следующей главе мы рассмотрим самые популярные на Южном Урале башкирские и татарские танцы.

    2. Характеристика некоторых башкирских и татарских танцев

    2.1 «Весенние голоса»


    Описание танца. Участвуют солистка и ансамбль из восьми девушек. Исполнение сопровождается своеобразным аккомпанементом: на большой и средний пальцы обеих рук девушки надевают металлические тарелочки и отбивают ими удары, тарелочки мелодично звенят.

    Наиболее характерными для этого танца являются мягкие, грациозные, пластичные движения рук, плавный шаг, горделивая осанка. Особенно четко и подвижно работают кисти рук. Поэтому надо большое внимание уделять исполнению тех движений, которые встречаются в танце.

    В качестве музыкального сопровождения желательны баян и женский хор. Музыкальный размер 4/4, темп умеренный.

    Костюм. Девушки одеты в светло-голубые шелковые платья. Платья по талии отрезные, юбка сильно расклешена. Длина юбки доходит до икр. Лиф платья плотно облегает фигуру, застежка сзади. Длинные рукава расширены книзу. Камзол сиреневый – атласный или бархатный, отделанный бисером. На голове сиреневый бархатный калфак или каттажи. Волосы гладко зачесаны назад. На ногах цветные вышитые ичиги – сапожки на небольших каблучках.

    Исходное положение. Перед началом танца у верхней правой кулисы выстраиваются друг за другом восемь девушек становятся «цепочкой».

    Вступление – 2 такта музыки. Выход девушек

    Первая фигура–12 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 7-й такты. Девушки исполняют семь «выходов девушек» (дв. № 77). Начинают с правой ноги двигаясь по диагонали к левым нижним кулисам (рис. 1).


    8-й такт. Первая, третья, пятая и седьмая девушки поворачиваются влево и, начиная с левой ноги выполняют четыре «беренче йе реш» (дв. № 1), продвигаясь против хода часовой стрелки. При этом каждая девушка исполняем маленький кружок, и все четыре выстраиваются в одну линию на переднем плане сцены, лицом к зрителю. Одновременно вторая четвертая, шестая и восьмая девушки, повернувшись вправо, спиной к зрителю начиная с правой ноги, делают те же самые движения, что и первая, третья, пятая,  седьмая по ходу часовой стрелки и встают во вторую линию.

    9-й такт. Повернувшись направо, обе шеренги девушек, исполняя дв. № 78, продвигаются с правой ноги в сторону левых кулис.

    10-й такт. Повторяется движение, исполнявшееся в 9-м такте, с левой ноги в сторону правых кулис.

    11-й такт. На счет «раз-два» девушки, исполняя дважды движение № 1 «беренче йереш», продвигаются в сторону левых кулис. На счет «три-четыре» исполняют движение № 79 «эйлэну» с левой ноги в сторону правых кулис.

    12-й такт. Двойная шеренга девушек делится в центре на две половины. Первая и вторая девушки обеих линий, исполняя движение № 1 «беренче йереш» (на каждую четверть), продвигаются по ходу часовой стрелки, а третья и четвертая девушки обеих линий - против хода часовой стрелки. Сделав три четверти поворота, они приходят на среднюю линию сцены лицом друг к другу, и на конец 12-го, такта садятся на одно (ближнее ^ от зрителя) колено и встречают солистку. Солистка выходит с середины задних кулис (рис. 2).


    Вторая фигура – 12 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 2

    Выход солистки

    1-й такт. Солистка, начиная с правой ноги, двигается вперед к центру сцены, исполняя два «беренче йереш» (дв. № 1) (на каждую четверть) и два «икеле бишек» (дв. № 33).

    2-й такт. Повторяет 1-й такт с другой ноги.

    3-й такт. Солистка обходит вторую девушку, сидящую с левой стороны верхних кулис, выполняет «беренче йереш» (дв. № 1) по ходу часовой стрелки и на последнюю четверть 3-го такта отбивает два удара тарелочками (правой и левой рукой).

    4-й такт. Солистка повторяет 3-й такт, обходит вторую девушку, сидящую с правой стороны кулисы, против хода часовой стрелки. Локти согнуты, опущены вниз. Кисти рук чуть выше плеча и обращены к себе.

    Одновременно на 1-й – 4-й такты все девушки, встречая солистку, исполняют:

    1-й такт. Девушки, отклонив корпус и голову в сторону зрительного зала, протягивают обе руки к солистке и отбивают четыре удара тарелочками (три быстрых и один медленный). Одна рука перед грудью, другая на уровне бровей, взгляд устремлен на кисть верхней руки.

    2-й такт. Повторяют 1-й такт в другую сторону.

    3-й – 4-й такты. Повторяют 1-й – 2-й такты.

    5-й такт. На счет «раз» девушки открывают одну руку в сторону, вниз, к солистке и отбивают один удар. На счет «два» повторяют то же движение в сторону зрительного зала с другой руки. На счет «три-четыре» девушки повторяют движения, исполнявшиеся на счет «раз-два».

    6-й такт. Кокетливо смотря на руки, девушки держат их перед собой и поочередно вращают кисти рук на уровне груди. Одновременно отбивают тарелочками один удар на каждую восьмую такта.

    7-й такт. Повторяют 5-й такт.

    8-й такт. Девушки с поворотом к зрительному залу выполняют «бе-ренче йереш» (дв. № 1). идут на большой круг и садятся на левое колено.

    5-й такт. На счет «раз-два» солистка, начиная с правой ноги, двигается вперед к центру сцены, дважды исполняя «беренче йереш» (дв. № 1); на счет «три-четыре» – два «укчэ-баш» (дв. № 34). [6]

    6-й такт. Повторяет 1-й такт с другой ноги.

    7-й такт. Солистка обходит четвертую девушку, сидящую с левой стороны кулисы, выполняя «беренче йереш» (дв. № 1) по ходу часовой стрелки, и на последнюю четверть 3-го такта отбивает два удара тарелочками (правой и левой рукой).

    8~й такт. Солистка повторяет 7-ii такт, обходит четвертую девушку, сидящую с правой стороны кулисы, против хода часовой стрелки. Локти согнуты, опущены вниз. Кисти рук выше плеча и обращены к себе.

    9-й – 12-й такты. Солистка, начиная от правых кулис переднего плана, до середины сцены продвигается по полукругу, по ходу часовой стрелки, исполняя четыре «зй-лэну-шене» (дв. № 80).

    9-й такт. На счет «раз-два» девушки отводят постепенно корпус и голову влево назад, а правую руку поднимают направо на уровне бровей. Голова повернута к правому плечу, взгляд устремлен на кисть правой руки, левая рука перед грудью, обе руки отбивают два удара тарелочками. На счет «три-четыре» девушки повторяют те же движения, соответственно меняя положение рук и направление взгляда в противоположную сторону.

    10-й такт. На счет «раз-два» девушки раскрывают руки в сторону во вторую позицию. На счет «три-четыре» исполняют два удара тарелочками с наклоном корпуса вперед.

    11-й такт. На счет «раз-два» девушки, отведя корпус и голову налево и опустив обе руки направо вниз, отбивают два удара тарелочками. Голова повернута направо, взгляд устремлен на кисть правой руки. На счет «три-четыре» движение исполняется в другую сторону и с другой руки.

    12-й такт. На счет «раз-два» девушки раскрывают руки в сторону во 2-ю позицию и исполняют два удара тарелочками с наклоном корпуса вперед. На счет «три-четыре» обе руки перед грудью, исполняют два удара тарелочками. В конце 12-го такта девушки приподнимаются.

    Третья фигура–12 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 8-й такты. Девушки, исполняя восемь «вальсовых поворотов» (дв. № 81), продвигаются по кругу против хода часовой стрелки и доходят до своих мест.

    1-й такт. Солистка поворачивается левым плечом к зрителю, исполняя четыре «беренче йереш» (дв. № 1), продвигается вперед и по диагонали в сторону левых кулис. Корпус слегка отклоняет назад, правую руку медленно поднимает вверх, левую, согнутую в локте, отводит влево, кисть держит на уровне талии ладонью к корпусу. На последнюю четверть 1-го такта исполняет два удара тарелочками.

    2-й такт. Исполняя правой ногой два «укчэ-баш» (дв. № 34) солистка одновременно делает изящный поворот кистью правой руки (по ходу часовой стрелки). Корпус слегка наклоняет вправо, взгляд направляет на кисть правой руки, которую опускает впереди корпуса до уровня груди, затем делает два удара тарелочками.

    3-й такт. На счет «раз-два» солистка ставит правую ногу на всю ступню рядом с левой; одновременно левую ногу выносит вперед и ставит на каблук. Руки поднимает вверх (выпрямив локти) и слегка раскрывает их в стороны, повернув кисти ладонями вверх (пальцы свободны). Голову отклоняет назад, взгляд переводит на кисти рук и исполняет один удар тарелочками. На счет «три-четыре» голову слегка наклоняет вперед. При этом она опускает обе руки, закрывая ими лицо (локти направлены в стороны). Кисти подняты ладонями вперед.

    4-й такт. Солистка отходит назад, исполняя «тегу» (дв. № 42). Корпус наклоняет вперед, одновременно раскрывает обе руки в стороны и слегка отводит их назад, поворачивая ладони к корпусу. Тарелочками делает вибрирующие движения, чтобы они звенели. На последнюю четверть 4-го такта солистка выходит на середину сцены.

    5-й – 8-й такты. Солистка повторяет 1-й – 4-й такты с другой ноги в сторону правых кулис.

    9-й такт. На счет «раз-два» солистка резко поднимает руки в стороны на уровне плеч. Правую руку резко сгибает в локте, кисть опускает над правым плечом, пальцы свободны. Правое плечо слегка выдвигает вперед, голову поворачивает к правому плечу. Корпус слегка отклоняет влево и исполняет один удар тарелочками. На счет «три-четыре» повторяет 9-й такт с другой руки.

    10-й такт. Солистка, исполняя «тегу» (дв. № 42), кружится на месте, делает два круга против хода часовой стрелки.

    11-й такт. Солистка поднимает руки вверх, выпрямив локти и слегка раскрыв их в стороны; кисти повернуты ладонями вверх (пальцы свободны). Голову отклоняет назад, взгляд переводит на кисти рук и исполняет два удара тарелочками.

    12-й такт. Солистка, выполняя «беренче йереш» (дв. № 1), переходит на диагональ и встает последней в 1-й шеренге.

    9-й–11-й такты. Девушки двигаются к солистке.

    9-й такт. Начиная с правой ноги, исполняют четыре «беренче йереш» (дв. № 1) на каждую четверть.

    10-й такт. На счет «раз-два», приседая на левой ноге, правую вытягивают вперед, одновременно закрывая руки в подготовительную позицию с наклоном корпуса вперед. На счет «три-четыре», выпрямляясь, нагибаются назад. Руки раскрывают в стороны во 2-ю позицию (рис. 3).

    11-й такт. На счет «раз-два» поворачиваются на 180° через левое плечо и приседают на правой ноге, левую вытянув вперед. На счет «три-четыре» повторяют счет «три-четыре» 10-го такта.

    12-й такт. Все исполнители выполняют «беренче йереш» (дв. № 1), на каждую четверть переходят на диагональ в две шеренги, выстраиваясь лицом к нижней правой кулисе. Солистка встает последней в 1-й шеренге с левой стороны сцены.

    Четвертая фигура – 12 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 2

    1-й такт. На счет «раз-два» 2-я шеренга девушек на правой стороне сцены, исполняя «перебор» (дв. № 110), переходит с правой ноги на левую сторону.

    Девушки поднимают правую руку в сторону чуть выше головы, левую руку держат перед грудью, согнув ее в локте на уровне чуть выше талии. Кисти рук открыты, ладони обращены вверх. На последнюю четверть счета «два» исполняют один удар тарелочками. 1-я шеренга одновременно со 2-й шеренгой делает те же движения с левой ноги в другую сторону. На счет «три-четыре» девушки повторяют счет «раз-два», двигаясь в обратном направлении. Девушки в каждой шеренге поворачиваются: одна правым плечом к середине сцены, а другая – левым, становясь лицом друг к другу, затем соединяют правые руки и вращаются на месте по ходу часовой стрелки, выполняя «беренче йереш» (дв. № 1). Солистка вращается одна.

    2-й такт. Повторяют 1-й такт.

    3-й – 4-й такты. Повторяют 1-й – 2-й такты.

    5-й – 8-й такты. Обе шеренги поворачиваются лицом друг к другу и соединяют руки.

    Первая девушка подает левую руку второй девушке, которая также протягивает ей левую руку, одновременно делает полный круг и поворачивается лицом к зрителю; проходя «воротца», она отступает к заднему плану сцены спиной, выполняя «тегу» (дв. № 42). За ней двигаются все остальные девушки, также повторяя поворот на 360°. Вторая и третья девушки соединяют правые руки, третья и четвертая – левые, четвертая и пятая – правые руки и т. д. Первая девушка доходит до середины заднего плана сцены, до солистки и подает ей правую свободную руку. Солистка поворачивается и ведет всех по диагонали к нижним левым кулисам. На конец 8-го такта все выстраиваются на левую диагональ в две шеренги лицом к солистке. Солистка встает у нижних левых кулис спиной к зрительному залу.

    9-й такт. Солистка продвигается по диагонали вверх между девушками.

    На счет «раз» солистка делает шаг вперед левой ногой, правую подтягивает к левой, одновременно исполняя один удар тарелочками. Девушки, как бы раскачиваясь, исполняют на «раз» шаг правой ногой вперед к солистке. На счет «два» все девушки переносят корпус на левую (заднюю) ногу и одновременно исполняют один удар тарелочками, а первая пара девушек опускается на левое колено. На счет «три-четыре» повторяются движения на счет «раз-два». Солистка продолжает продвигаться дальше, а вторая пара опускается на левое колено.

    10-й такт. Повторяется 9-й такт. На счет «раз-два» опускается на левое колено 3-я пара, на счет «три-четыре» – 4-я пара девушек.

    11-й–12-й такты. Все девушки, построившись в одну шеренгу, продвигаются по полукругу, выполняя «беренче йереш» (дв. № 1), против хода часовой стрелки. Достигнув

    середины заднего плана сцены, они встают треугольником лицом к зрительному залу, образуя четыре линии: 1-я линия – одна девушка, 2-я – две, 3-я – три и 4-я – три девушки.

    Пятая фигура–12 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й такт. На счет «раз-два» девушки, начиная с правой ноги и исполняя «беренче йереш» (дв. № 1), продвигаются к переднему плану сцены. На счет «три-четыре» дважды исполняют «икеле би-шек» (дв. № 33).

    2-й такт. Повторяют 1-й такт с левой ноги. Руки опущены, кисти чуть отогнуты в стороны ладонями вниз.

    3-й такт. На счет «раз-два» повторяют счет «раз-два» 1-го такта. На счет «три-четыре» исполняют «укчэ-баш» (дв. № 34).

    4-й такт. На счет «раз-два» повторяют счет «раз-два» 1-го такта с левой ноги. На счет «три-четыре», приседая, поворачиваются через левое плечо на 360° и встают в две линии: 1-я линия – пять девушек (солистка в центре), 2-я линия – четыре девушки.

    5-й такт. На счет «раз-два» девушки, начиная с правой ноги, дважды исполняют «еченче тыпыр-даулы йереш» (дв. № 63). На счет «три-четыре» исполняют с правой ноги «икеле бишек» (дв. № 33).

    6-й такт. На счет «раз» ставят накрест левую ногу впереди правой. На счет «два» правую ногу ставят к левой в шестую позицию. На счет «три-четыре» трижды исполняют «укчэне укчэгэ бэру» (дв. № 82), двумя пальцами обеих рук широко разводят юбки.

    7-й – 8-й такты. Повторяют 5-й – 6-й такты с левой ноги в другую сторону.

    9-й такт. Первая линия девушек, сохраняя равнение, двигается, выполняя «беренче йереш» (дв. № 1), к переднему плану сцены, а первая линия двигается к заднему плану сцены. Встретившись на середине сцены, обходят друг друга с правой стороны (до – за – до), поворачивая корпус правым плечом вперед, голову при этом поворачивают вправо. Девушки поднимают левую руку в сторону, чуть ниже уровня плеча, правую руку держат перед грудью, согнув ее в локте чуть выше талии. Кисти рук открыты, ладони обращены вверх.

    10-й такт. Девушки резко поворачиваются и идут в обратном направлении, левым плечом вперед, голову повернув влево. Положение рук соответственно меняется. В конце 10-го такта выстраиваются в одну шеренгу, лицом к зрительному залу.

    11-й такт. На счет «раз» солистка, поднимая обе руки в 3-ю позицию, исполняет один удар тарелочками и «беренче йереш» (дв. № 1), отступает назад к середине.

    Одновременно на счет «раз-два» первая и восьмая девушка выполняют «беренче йереш» (дв. № 1) и двигаются навстречу друг к другу. На счет «три» поворачиваются лицом к зрителю, так же поднимая обе руки в 3-ю позицию, исполняют один удар тарелочками и отступают на середину сцены.

    12-й такт. На счет «раз-два» вторая и седьмая девушки повторяют 1-й такт; на «три» – третья и шестая. На счет «четыре» – четвертая и пятая.

    В конце 12-го такта все девушки выстраиваются парами в две шеренги и образуют «коридорчик». Солистка стоит одна в конце «коридорчика».

    Шестая фигура– 12 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 2

    1-й такт. На счет «раз-два» 2-я шеренга девушек на правой стороне сцены поворачивается налево на 45° и, поднимая левую руку над головой, а правую вперед на уровне груди (локти обеих рук слегка согнуты), исполняет один удар тарелочками. На счет «три-четыре» девушки 2-й шеренги поворачиваются направо к солистке на 180° и исполняют один удар тарелочками. Правую руку они поднимают над головой, а левую – вперед, на уровне груди. Локти обеих рук слегка согнуты. Одновременно девушки 1-й шеренги повторяют 1-й такт с другой руки. Солистка на счет «два» и «четыре», поднимая обе руки в 3-ю позицию, исполняет по два удара тарелочками.

    2-й такт. Все девушки приседают в глубокое плие на правое колено. Руки поднимают в 3-ю позицию и через 2-ю (через стороны) опускают вниз.

    3-й такт. Все девушки, разводя руки в стороны (во 2-ю позицию), медленно поднимаются.

    4-й такт. Они слегка взмахивают кистями обеих рук и снова садятся в глубокое плие на правое колено.

    5-й такт. На счет «раз-два» приподнимается 2-я пара, выпрямляя правое колено. На счет «три-четыре» поднимается 3-я пара на обе ноги и приседает в дими-плне.

    6-й такт. На счет «раз-два» 4-н пара встает во весь рост. На счет «три-четыре» солистка поднимается и встает на полупальцы. Руки все чуть-чуть отводят в стороны.

    Таким образом создается впечатление «ступенек» (рис. 4).

    7-й такт. Все девушки, сохраняя «ступеньки», исполняют четыре удара тарелочками на каждую четверть такта с маленьким поворотом плеча – попеременно правой, левой, правой и левой, держа обе руки над головой. Локти согнуты.

    8-й такт. На счет «раз-два-три» повторяют 7-й такт. Исполняют шесть ударов тарелочками на каждую восьмую такта. На счет «четыре» в конце 8-го такта все девушки встают, поворачиваются через левое плечо и образуют круг. Солистка в центре.

    Все девушки двумя пальцами правой руки широко отводят юбку

    в сторону. Левую руку протягивают к солистке и образуют звездочку.

    9-й – 10-й такты. Круг девушек двигается против хода часовой стрелки. Девушки выполняют восемь раз «б'еренче йереш» (дв. № 1) (стаккато) на полупальцах, каждый раз ставя одну ногу впереди другой, чуть-чуть отрывая ее от пола.

    11-й такт. Все садятся по 6-й позиции в плие. Левая рука на звездочке, правая поднимается через сторону в 3-ю позицию, отпуская юбку. Корпус и голову наклоняют к центру.

    12-й такт. На счет «раз-два» весь круг поворачивается лицом к солистке. Она стоит лицом к зрительному залу, руки в 3-й позиции.

    Все девушки, приседая на левую ногу, правую вытягивают вперед, одновременно руки раскрывают в подготовительную позицию с наклоном корпуса вперед. На счет «три-четыре» девушки, выпрямляясь, перегибаются назад. Руки раскрыты в сторону во 2-ю позицию. Голова и корпус повернуты к правой ноге. В конце 12-го такта исполняют один удар тарелочками и делают акцент головой.

    Общую схему танца см. на рис. 5.

    Рисунок 5.

    2.2 «Три подружки»

    Танец лирический. При исполнении обязательны скромная сдержанность и чувство собственного достоинства. Движения плавные, грациозные. В танце использованы движения, характерные для татарского городского танцевального фольклора.

    Участвуют три девушки. Танец исполняется под татарскую народную песню «Зариф». В качестве музыкального сопровождения желателен баян.

    Костюм. Девушки в светло-голубых платьях одинаковой длины (35 см от пола), с несколькими оборками внизу. Камзол атласный (или бархатный) голубого цвета, отделан бисером. На голове светло-синий бархатный калфак. По плечам спускаются две косы, украшенные чудны. На ногах цветные вышитые ичиги на небольших каблучках.

    Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный, плавный. Перед началом танца проигрывается вступление – 8 тактов музыки. На 7-й – 8-й такты от верхних кулис с двух сторон простыми шагами выходят  навстречу друг другу две девушки. Руки у них опущены и слегка отведены в стороны, кисти слегка приподняты.

    Первая фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й такт. На счет «раз-и два» обе исполнительницы, начиная с правой ноги, продвигаются вперед чуть вправо движением «беренче тыпырдаулы йнреш» (дв. № 61). На «и» мягко приставляют носок левой ноги к пятке правой. Правую руку поднимают в сторону чуть ниже уровня плеча, левую руку держат перед грудью, согнув ее в локте на уровне чуть выше талии, кисти рук открыты, ладони обращены вниз.

    2-й такт. На счет «раз-и-два» каждая из девушек, начиная с левой ноги, тем же движением продвигается вперед чуть влево. Па «и» мягко приставляют носок правой ноги к пятке левой. Левую руку поднимают в сторону, чуть ниже уровня плеча, правую руку держат перед грудью, согнув ее в локте па уровне чуть выше талии, кисти рук открыты, ладони обращены вниз. [10]

    3-й– 4-й такты. Повторяется 1-й такт в правую сторону (на два такта музыки) и на последнюю четверть 4-го такта мягко приставляют носок левой ноги к пятке правой.

    5-п –8и такты. Танцующие повторяют движения, исполнявшиеся в 1-м – 4-м тактах, только с другой ноги и в другую сторону

    9-й– 12-й такты. Обе девушки, повернувшись через правое плечо друг к другу лицом, делают целый круг по ходу часовой стрелки На 9-й – 10-й такты, начиная с правой ноги, исполняют четыре движения «беренче йереш» (дв. № 1) (на каждую четверть). Корпус прямой, слегка откинут назад Правую руку медленно поднимают в сторону, чуть выше головы, левую руку держат перед грудью, согнув ее в локте на уровне чуть выше талии Кисти рук открыты, подняты, ладони обращены вниз. На 11-й– 12-й такты подружки движением «беренче тыпырдаулы йереш» (дв Л» 61) продолжают продвижение но кругу. Правая рука медленно вместе с корпусом опускается вниз

    13-й – 16-й такты Обе девушки поворачиваются через левое плечо, повторяют 9-й – 12-й такты, только с другой ноги и против хода часовой стрелки. Руки соответственно меняются. Корпус прямой, слегка откинут назад.

    Вторая фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 2-й такты. Обе девушки-подружки, повернувшись правым плечом друг к другу, с правой ноги выполняют «икенче тыпырдаулы йереш» (дв. № 62) (на каждый такт), продвигаясь по диагонали от центра к правым кулисам. На каждую последнюю четверть 2-го такта поворачиваются на 180° и мягко приседают.

    Подружки поднимают левую руку в сторону, чуть ниже уровня плеча, правую руку держат перед грудью, согнув ее в локте на уровне чуть выше талии. Кисти рук открыты, ладони обращены вниз.

    3-й – 4-й такты. Исполнительницы стоят левым плечом друг к другу. Начиная с левой ноги, тем же движением продолжают продвигаться к правым нижним кулисам. На каждую последнюю четверть 2-го такта поворачиваются на 180° и мягко приседают. Девушки поднимают правую руку в сторону, чуть ниже уровня плеча, левую руку держат перед грудью, согнув ее в локте на уровне чуть выше талии. Кисти рук открыты, ладони обращены вниз.

    5-й – 6-й такты. Повторяют полностью 1-й – 2-й такты.

    7-й – 8-й такты. Повторяют полностью 3-й – 4-й такты.

    9-й – 12-й такты. Первая девушка отходит спиной, вторая как бы нагоняет ее; обе продвигаются по полукругу в сторону левых кулис, выполняя «тыпырдаулы укчэ-баш» (дв. № 65).

    Руки опущены, кисти подняты, ладони обращены вниз.

    13-й – 16-й такты. Полностью повторяются 9-й – 12-й такты, только в обратном направлении но полукругу; к правым кулисам вторая девушка идет спиной, а первая – липом. В конце 16-го такта первая девушка останавливается на диагонали, рядом со второй девушкой, лицом к первой левой кулисе.

    Третья фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 2-й такты. Первая девушка, стоя на месте, исполняет два «вак тыпырдау» (дв. № 59) (шесть ударов на каждый такт); вторая девушка движением «беренче вальс лйлэнеше» (дв. № 45) с правой ноги обходит ее спереди и на второй такт исполняет на месте «вак тыпырдау» (шесть ударов на один такт. Руки опущены, кисти подняты, ладони обращены вниз.

    3-й – 4-й такты. Вторая девушка, стоя на месте, исполняет два «вак тынырдау» (дв. № 59) (шесть ударов на каждый такт): первая девушка движением «беренче вальс зй.'пжеше» с правой ноги обходит ее спереди и вверх по диагонали, на второй такт исполняет на месте «вак тыпырдау» (дв. № 59) (шесть ударов на один такт). Руки опущены вниз, кисти подняты, ладони обращены вниз.

    5-й – 6-й такты. Повторяют полностью 1-й – 2-й такты.

    7-й – 8-й такты. Повторяют полностью 3-й – 4-й такты.

    9-й – 10-й такты. Обе подружки, начиная с правой ноги, продвигаются к нижней левой кулисе. На 9-й такт исполняют два движения «беренче йвреш» (дв. № 1). Корпус прямой, руки опущены вниз, кисти подняты, ладони обращены вниз.

    10-й такт. Два движения «укчо-дэн йнреш» (дв. №° 12).

    11-й такт. Обе подружки, стоя на месте, липом к нижней левой кулисе, исполняют с правой ноги два движения «икеле бишек» (дв. №33). Корпус слегка наклонен вперед, кончиками пальцев обеих рук девушки слегка приподнимают платья.

    12-й такт. Движением «тегу» (дв. № 42) продвигаются в сторону зрительного зала.

    13-й такт. Движением «беренче вальс йланеше» (дв. № 45) продвигаются в сторону левых кулис.

    14-й такт. Продолжают движение 12-го такта.

    15-й такт. Повторяют движения 11-го такта.

    16-й такт. Девушки продвигаются к нижней левой кулисе, исполняя «беренче йереш» (дв.№ 1), начиная с правой ноги. Корпус прямой, руки опущены вниз, кисти подняты в стороны, ладони обращены вниз.

    Одновременно из левой нижней кулисы простыми шагами выходит третья девушка

    Четвертая фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 8-й такты. Первая и вторая девушки, обнявшись за талии, отступают спинами по спирали, по ходу часовой стрелки; начиная с правой ноги, исполняют «тегу» (дв. №42) (два движения на каждый такт): свободные руки раскрыты в стороны на уровне чуть выше талии, ладони обращены вниз.

    Третья девушка, начиная с левой ноги, следует за подружками, исполняя «тынырдаулы укчэбаш» (№ 65) (два движения на один такт). Кончиками пальцев левой руки слегка приподнимает подол платья, правая рука опущена вниз, кисти подняты, ладони обращены вниз.

    9-й – 10-й такты. Все три подружки, повернувшись правым плечом друг к другу, делают целый круг по ходу часовой стрелки, исполняя с правой ноги четыре движения «беренче йереш» (дв. № 1) на каждую четверть.

    Корпус прямой, слегка откинут назад. Правую руку медленно поднимают в сторону, чуть выше головы, левую держат перед грудью, согнув ее в локте на уровне чуть выше талии. Кисти рук открыты, ладонями обращены вниз (рис. 6).

    Рисунок 6.

    11-й– 12-й такты. Подружки, исполняя «беренче йереш» (дв. .№ 1), продолжают продвижение по кругу. Правая рука медленно вместе с корпусом опускается вниз.

    13-й – 16-й такты. Танцующие поворачиваются через левое плечо, повторяют 9-й – 12-й такты, только с другой ноги и против хода часовой стрелки. Руки соответственно меняются Корпус прямой, слегка откинут назад

    Пятая фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 2-й такты.  Повернувшись лицом к верхней левой кулисе, начиная с правой ноги, движением № I «беренче йвреш» (четыре движения на два такта) девушки продвигаются по диагонали гуськом. Корпус слегка наклонен вперед. Левая рука полусогнута в локте. находится ниже уровня второй позиции (кисть руки открыта, ладонь обращена вниз), корпус и правая рука медленно поднимаются вверх. выше уровня головы (рис. 7)

    Рисунок 7.


    3-й– 4-й такты. Подружки, начиная с правой ноги, выполняя «тегу» (дв. №42). отступают спинами к центру сиены. Левая рука полусогнута в локте ниже уровня второй позиции (кисть руки открыта, ладонь обращена вниз), правая рука медленно вместе с корпусом опускается вниз.   

    5-и – 6-й такты. Танцующие поворачиваются через левое плечо, повторяют 1-й – 2-й такты, только с другой ноги, и продвигаются к правой верхней кулисе Руки соответственно меняются.

    7-й – 8-й такты. Повторяя 3-й 4-й такты с левой ноги, выстраиваются по прямой линии. Руки соответственно меняются.

    9-й – 12-й такты. Все три девушки, чуть нагнувшись вперед, начиная с правой ноги, выполняют «ты-пырдаулы укчэ-баш» (дв. № 65) (два движения на один такт), по ходу часовой стрелки делают маленький крут. Левой рукой девушки чуть приподнимают платье, правая рука полусогнута в локте ниже уровня второй позиции.

    13-й – 14-й такты. Подружки на 13-й такт движением «беренче вальс чйлэнеше» (дв. № 45) продвигаются направо к левым кулисам и на 14-й такт правой ногой исполняют «икенче тыпырдаулы йвреш» (дв. № 62). Кончиками пальцев правой руки девушки слегка приподнимают платье.

    15-й такт. На счет «раз» девушки исполняют «беренче вальс эйлэнеше» (дв. Xs 45J и продвигаются налево к правым кулисам.

    16-й такт. На счет «два» все три делают шаг правой ногой вправо и исполняют медленный поклон. Правая рука на груди, левая придерживает подол платья. [10]

    Рис. 8. Общая схема танца


    2.3 «Золотая пшеница»


    Игровой производственный танец. В танце, поставленном на основе татарского фольклора, рассказывается о труде хлеборобов, о том, как они выращивают хлеб, как ухаживают за ним, как дружно снимают богатый урожай.

    Ловкие, грациозные, мягкие движения, плавный шаг, горделивая осанка.

    Участвуют восемь девушек. Музыкальный размер 2/4.

    Костюм. Девушки в желто-золотистых платьях с широкой юбкой в сборку с несколькими оборками. Длина – 35 см от пола. Рукав длинный с двумя оборками, воротник стоячий. Вышитые нарукавники и фартук в тон платья.

    По плечам спускаются две косы, в которые вплетены чулпы. На голове белая суконная или светлая фетровая шляпа. На ногах цветные вышитые башмачки с небольшими каблучками.

    Исходное положение. В начале танца девушки выстраиваются в верхней правой кулисе в четыре ряда: 1-й ряд – двое. 2-й ряд – трое, 3-й ряд – двое и 4-й ряд – одна (солистка). Взявшись за руки, они как бы образуют «кузов» машины (рис 9). Музыкальное вступление – 8 тактов.

    Рис. 9

    1-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Выход девушек.

    1-й – 12-й такты. Девушки, держась за руки и сохраняя построение «кузова», стремительно выходят на сцену, исполняя «икенче йе-реш» (дв. № 2). Идут по заднему плану сцены, а затем по кругу против хода часовой стрелки. Описав спираль, танцующие рассыпаются по всей сцене, сохраняя дистанцию во всех четырех линиях.

    13-й – 16-й такты. Исполнительницы движением «тегу» (дв. № 42) делают в сторону по ходу часовой стрелки три круга. Во время вращения поднимают левую руку в сторону, чуть ниже уровня плеча, правую руку держат перед грудью, согнув ее в локте на уровне чуть выше талии. Кисти, рук открыты, ладони обращены к себе. На последнюю четверть 16-го такта девушки опускаются на левое колено (на колено не опираться, а опустить его очень близко к полу).

    2-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1.

    Растет пшеница.

    1-й – 4-й такты. Девушки сидят без движения, низко наклонив головы. Руки опущены вниз ладонями на пол.

    5-й –8-й такты. Медленно приподнимают головы.

    9-й – 16-й такты. Медленно подымаются, как бы растут, и так же медленно раскрывают руки через вторую позицию в третью. Кисти открыты наружу.

    3-я фигура– 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Ветерок.

    Исполнительницы с поднятыми руками в третьей позиции раскачиваются, кисти открыты наружу.

    1-й – 2-й такты. Девушки бегут  направо (легкий мелкий шаг на каждую четверть такта). Руки отводят вправо с маленьким наклоном корпуса вправо.

    3-й – 4-й такты. Бегут влево, также отведя руки и корпус влево.

    5-й – 8-й такты. Повторяют движения 1-го – 4-го тактов: на первые два такта бегут вправо, на вторые два такта – влево. Руки вводят с большим наклоном корпуca то вправо, то влево.

    9-й – 12-й такты. Девушки, наклонившись вперед, отступают назад, исполняя «тегу» (дв. № 42)

    Руки держат впереди на уровне груди.

    13-й–16-й такты. Девушки мелкими шажками бегут вперед. Постепенно выпрямляясь, держат руки по третьей позиции, кисти открыты наружу.

    4-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Зерно созрело.

    1-й – 4-й такты. Девушка-солистка, исполняя «беренче йереш» (дв. № 1), продвигается по полукругу по ходу часовой стрелки. На последнюю четверть 4-го такта останавливается у крайней девушки первого ряда.

    5-й – 12-й такты. Солистка срывает «колос», растирает в руке, пробует зерно и переводит руку с зерном в сторону зрительного зала, как бы показывая: полюбуйтесь, зерно созрело.

    13-й – 16-й такты. Продолжая движение по ходу часовой стрелки, солистка возвращается на свое место в четвертый ряд

    5-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Жатва.

    1-й – 2-й такты. Начинает жатву девушка-солистка. Все остальные продолжают отводить руки вправо и влево с наклоном корпуса.

    3-й – 4-й такты. Присоединяются к солистке две девушки из третьего ряда.

    5-й – 6-й такты. К ним присоединяются три девушки из второго

    ряда.

    1-й – 8-й такты. Присоединяются остальные две девушки из первого ряда.

    9-й – 16-й такты. Жнут все вместе. Девушки, наклонившись вперед, идут движением «уру» (дв. N° 105).

    6-я фигура– 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Уборка граблями.

    1-й – 16-й такты. Две девушки, стоящие в первом ряду, резко поворачиваются: одна налево, другая направо. Затем ведут остальных по полукругу до середины сцены. Так, первая четверка девушек продвигается по ходу часовой стрелки, а вторая – против. Образуют «звездочку». Наклонившись вперед, идут боковым ходом, исполняя руками «жыю» (дв. № 106)

    7-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Мельница.

    1-й – 2-й такты. Все танцующие, построившись парами в форме «звездочки». исполняя «беренче йереш» (дв. № 1). идут по кругу по ходу часовой стрелки. В каждом луче девушки идут плечом к плечу, нигде не ломая прямой линии. 3-й – 4-й такты. Продолжая движение, исполнительницы меняются местами так, что «внутренние» девушки движением «беренче вальс эйлэнеше» (дв. № 45) перемещаются влево, а «наружные» встают на место «внутренних»

    5-й – 6-й такты. Полностью повторяют 1-й – 2-й такты.

    1-й – 8-й такты. Повторяют 3-й – 4-й такты.

    9-й – 12-й такты. Повторяют 1-й – 2-й такты.

    13-й – 16-й такты. Девушки, соприкасаясь правыми локтями, парами кружатся вправо по ходу часовой стрелки движением «беренче йереш». Левые руки отведены в сторону на уровне бедра.

    8-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 8-й такты. Девушки первой четверки, встав плечом к плечу, спиной к центру, вытягивают вперед на уровне груди соединенные руки, а каждая из второй четверки берет стоящую в кругу подругу правой рукой за ее левую руку, а левую отводит в сторону на уровне бедра.

    Первая четверка, исполняя «тегу» (дв. № 42), а вторая – «беренче йереш» (дв. № 1), идут по кругу по ходу часовой стрелки.

    9-й – 16-й такты. Солистка, не прекращая движения, выводит всех девушек на большой общий круг, и все начинают двигаться по полукругу. В конце 16-го такта, когда солистка доходит до третьей правой кулисы, все девушки резко поворачиваются направо лицом к зрителю и образуют шеренгу у заднего плана сцены.  [11]

    9-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

     Просеивают муку. 1-й – 4-й такты. Подготовка к работе. Все исполнительницы засучивают рукава: 1-й и 2-й такты – рукав правой руки; 3-й – 4-й такты – рукав левой руки.

    5-й–16-й такты. Наклонившись вперед, продвигаются боковым ходом, исполняя «тегу» (дв. № 42), по  направлению верхних левых кулис, исполняя руками «он илэу» (дв. № 107).

    10-я фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    1-й – 12-й такты. Не разгибаясь, восьмая девушка поворачивается движением «камыр басу» (дв. № 108) ведет остальных по диагонали к правому нижнему углу сцены. Каждая девушка, достигнув правого верхнего угла сцены, следует за ведущей.

    13-й – 16-й такты. Девушки выпрямляются. Резко поворачиваются влево и стремительным «икенче реш» (дв. № 2) двигаются против хода часовой стрелки. Руки опущены, кисти вытянуты в стороны ладонями вниз. В конце 16-го такта девушки доходят до верхнего угла правых кулис и выстраиваются парами по диагонали, поднимают соединенные руки вверх «воротцами».

    11 фигура–16 тактов. Музыкаль-е сопровождение цифра 1

    Печка.

    Каждая девушка в свою очередь проходит «воротца» - «печку», снимает с головы шляпу и, нагнув корпус, идет, исполняя «беренче йереш» (дв. № 1), в сторону первых левых кулис, держа шляпу обеими руками тульей кверху, будто каравай хлеба (рис. 10)

    .

    Рисунок 10.

    1-й–16-й такты. Солистка первой пройдя все «воротца», направляется к левым кулисам, ведя всех остальных за собой цепочкой, затем от первых левых кулис продолжает движение вдоль рампы к правым нижним кулисам, рисуя вогнутый полукруг.

    В конце 16-го такта выстраиваются вдоль рампы на маленький вогнутый полукруг.

    12-фигура– 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Конец работы.

    1-й – 2-й такты. Все девушки продвигаются по полукругу в сторону нижних левых кулис, исполняя два движения «беренче йереш», затем делают шаг правой ногой.

    3-й – 4-й такты. С выпадом, при ложив правую руку ко лбу, смот рят, как высоко взошло солнце (рис. 11)

    Рисунок 11.

    5-й – 8-й такты. Повторяются 1-й – 4-й такты с другой ноги, в сторону правых нижних кулис

    9-й – 10-й такты. Девушки, держа шляпы двумя руками, высоко поднимают их и надевают на голову.

    11-й– 12-й такты. Опускают левую руку.

    13-й – 14-й такты. Опускают правую руку.

    15-й – 16-й такты. Всплескивают руками. как бы говоря: скорей, опаздываем.

    13 фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Воз.

    1-й – 8-й такты. Девушки, начиная с солистки, спиралью закручиваются в сторону левых кулис, образуя плотный клубок-»воз». Каждая девушка крепко держит левой рукой за талию идущую впереди, сильно наклонив голову к ее правому плечу, а правую руку кладет на левое плечо девушки, следующей позади. Так продвигаются мелкими шажками по ходу часовой стрелки.

    9-й – 16-й такты «Клубок» все стремительней кружится у левых кулис сцены. Он должен вращаться так, чтобы на последнюю четверть 16-го такта девушка, присоединившаяся последней, оказалась впереди «клубка» спиной к центру сцены.

    14 фигура – 16 тактов. Музыкальное сопровождение цифра 1

    Отъезд.

    1-й – 4-й такты. Восьмая девушка стремительно разворачивается через левое плечо на 360° и «заводит трактор», исполняя в воздухе правой рукой два вертикальных круга по ходу часовой стрелки, а затем занимает место тракториста.

    5-й – 16-й такты. Стремительным «икенче йереш» (дв. № 2) девушки идут по полукругу против хода часовой стрелки и уходят в верхние левые кулисы.

    Музыкальное сопровождение цифра 2

    На 9-й – 16-й такты все девушки правой рукой поднимают свои шляпы и прощаются со зрителями. [11]

    Рис. 12. Общая схема танца

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели татарские и башкирские танцы на Южном Урале.  На протяжении многих веков две культуры влияли друг на друга.  Татарские танцы не такие задорные и веселые как русские, девушкам в них отводится более скромная роль. Зачастую татарские девушки не участвовали в народных гуляниях. Однако со временем под влиянием русской танцевальной культуры стали появляться групповые татарские танцы с участием юношей и девушек. Они стали проводиться во время летних гуляний и получили название джиены. Они аналогичны русским купальским гуляниям.

    Также в татарской  и  башкирской культуре ранее отсутствовал танец-соревнование, перепляс, характерный для русской танцевальной культуре. Обычно перепляс в русской культуре сопровождал любые народные гуляния. Нечто подобное со временем возникает и в татарской культуре. С 15 века во время сабантуя татарские юноши начинают соревноваться не только в силе и ловкости, но и в танцевальном мастерстве.

    Обрядовые танцы двух народов тоже подверглись взаимовлиянию. Так, в древности татары посвящали свои танцы животным-первопредкам, а русские – матери-земле, солнцу. Со временем татары также начали поклоняться солнцу, появился татарский праздник Сабантуй.

    Сабантуй вобрал в себя многие черты русской танцевальной культуры.  Сабантуй и сегодня продолжает оставаться одним из наиболее популярных народных праздников татар, проживающих в Поволжье, других регионах России. Традиционный татарский праздник завоевал популярность и среди людей других национальностей, став праздником межнационального общения, символом сохранения самобытности народов.

    Во время сабантуя татарские юноши и девушки впервые начали танцевать вместе. Групповой татарский танец получил название каравон, что очень напоминает русский хоровод. Однако в татарском каравоне большое значение имеет возраст танцующих. Они выстраиваются в зависимости от возраста. В русском хороводе обычно чередуются девушки с юношами.

    Однако в татарской культуре осталось разделение на женские и мужские танцы, что не характерно для русского танца.

    Итак, русская и татаро-башкирская  культуры, постоянно взаимодействуя, сильно повлияли на развитие русских и татарских танцев.

    Литература


    1. Башкович, Н. История хореографии всех веков и народов [Текст] / Н. Башкович. – М., 1998.–  Вып. 1. – 218 с.

    2. Башкортостан. Краткая энциклопедия [Текст] / Под ред. Р.З.Шакурова. –  Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 462 с.

    3. Дубских, Т. М. Башкирские и татарские танцы на Южном Урале [Текст] / Т. М. Дубских. – Челябинск: Издательство ЧГАКИ, 2004.  – 256 с.

    4. Королева, Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования [Текст] / Э. А. Королева // Советская этнография. – 1975. – № 5. – С. 147-155.

    5. Мессерер, А.М.Танец. Мысль. Время [Текст] /А. М. Мессерер. – М., 1990. – 198 с.

    6. Нагаева, Л.И. Татарская  народная хореография [Текст] /Л. И. Нагаева. – Уфа: Китап, 1995. – 144 с.

    7.  Очерки по культуре народов Башкортостана. [Текст] /  Сост. Бенин В.Л. – Уфа: Китап, 1994. – 294 с.

    8. Слонимский, Ю.В честь танца [Текст] /Ю. В. Слонимский. – М., 1988. – 296 с.

    9. Соколов, А.А. Проблема изучения танцевального фольклора [Текст] / А. А. Соколов // Методы изучения фольклора. – Л., 1983. – Вып. 7. – С. 126-138.

    10. Тагиров, Г.Х. 100 татарских народных танцев [Текст] / Г. Х. Тагиров. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1988.  – 1056 с.

    11. Тагиров, Г.Х. Татарские танцы [Текст] / Г. Х. Тагиров. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. – 256 с.

    12. Ткаченко, Т.С. Народный танец [Текст] / Т. С. Ткаченко. – М.: Искусство, 1984. – 681 с.

    13. Уральский перекресток (журнал-путеводитель) [Текст]. – Челябинск. –  2005. –№ 5. –  С. 25-34.

    14. Южно-Уральская панорама (газета) [Текст]. – № 18, 2009. – С. 3-4.

    Приложение 1. Костюмы для татарских и башкирских танцев на Южном Урале


    Рис. 1. Танец «Три подружки»

    Рисунок 2. Танец «Золотая пшеница»


    Приложение 2. Музыкальное сопровождение танцев

    «Весенние голоса»



    «Три подружки»


    «Золотая пшеница»

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Башкиры и татары курсовая ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.