Введение. 2
Глава I. Венчурное финансирование
в России и его законодательная база 3
Глава II. Мировая практика венчурного финансирования
и применение в России. 13
Глава III. Новые тенденции в венчурном финансировании
и применение их в России. 18
Заключение. 23
Список использованных источников. 24
Глава I.
Венчурное финансирование в России и его законодательная база
Представляет
интерес выделение отличительных черт венчурного финансирования:
- венчурное
финансирование отличается от кредитования тем, что денежные средства
предоставляются без условия возврата их через заранее установленный срок и без
выплаты процентов;
- венчурное
финансирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные
предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада в отличие,
например, от банковского кредитования;
- цели
и условия предоставления средств фирмами рискового капитала отличаются от
мотивов деятельности других, традиционных инвесторов.
Во-первых,
применяются совершенно иные методы оценки размеров необходимых предприятиям
фондов. Банки и другие финансово-кредитные институты при кредитовании
анализируют самые ближайшие перспективы финансируемой компании исходя из
показателей ее финансового состояния за предыдущий период. Венчурные же
финансисты исследуют долгосрочную перспективу финансового состояния на основе
детального изучения особенностей предполагаемой новой продукции, технологии и
прогнозируют размеры будущих рынков.
Во-вторых,
банки являются лишь кредиторами, и их интересует рыночная позиция предприятия
только для получения гарантии погашения кредита, тогда как фирмы венчурного
капитала являются собственниками, их инвестиции осуществляются в виде
акционерного капитала. Иными словами, венчурный капитал размещается в форме
акционерного капитала, а инвесторы становятся акционерами малых инновационных
фирм.
В-третьих,
венчурное финансирование отличается от других форм более высоким уровнем
рискованности из-за отсутствия каких-либо гарантий успешного роста начинающей
компании. Это является отрицательной чертой данной формы финансирования. Однако
успех новой технологии может окупить расходы на ее разработку в сотни тысяч раз[2].
Можно
выделить два важнейших недостатка венчурного финансирования, касающихся
предприятий:
- частичная
потеря независимости предпринимателем;
- некоторые
венчурные инвесторы предъявляют компаниям слишком жесткие требования («хищный»
капитал).
Венчурное
финансирование осуществляется юридическими и физическими лицами как через
венчурные фонды, так и напрямую, без посредников.
Российское
законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной
деятельности как частных лиц (индивидуальных инвесторов), так и предприятий
различных организационно-правовых форм.
Вот
основные формы венчурного финансирования:
- приобретение
обыкновенных акций с правом голоса, дающих право на дивиденд только после
покрытия всех других обязательств компании;
- приобретение
привилегированных акций без права голоса, но обладающих приоритетным правом на
дивиденды и погашение;
- предоставление
ссуды, через какое-то время нередко конвертируемой в акции.
На
данный момент можно говорить, что после достаточно стремительного начального
этапа в развитии венчурного капитала в России продвижение этого финансового
инструмента сменилось застоем.
В настоящее
время в России действует примерно 40 управленческих компаний, проводящих сделки
с венчурным капиталом; их капитал оценивается на уровне 2,5-3 млрд. долл. США.
Из этой суммы 500 млн. долл. имеются в наличии и 350 млн. долл. были
действительно инвестированы[3].
Большинство
инвесторов пришли на рынок российского венчурного капитала восемь лет назад и
ранее, новых крупных участников этого рынка так и не появилось. Это связано
прежде всего с финансовым кризисом 1998 года, приостановившим подготовку
нескольких программ венчурного финансирования.
Развитие
венчурного капитала в значительной степени связано и зависит от деятельности
международных финансовых институтов (Европейского банка реконструкции и
развития – ЕБРР, Международной финансовой компании (Всемирный банк) – МФК) и
доноров (Европейской комиссии, Агентства США по международному развитию – АМР
США, правительств зарубежных стран), которые активно вовлечены в процесс
строительства финансовых учреждений в Российской Федерации. Российские
инвесторы венчурного капитала практически отсутствуют.
Наибольший
вклад в создание индустрии венчурного капитала в России внес ЕБРР, чуть меньший
– МФК и АМР США. Региональные венчурные фонды (РВФ) Европейского банка служат в
России важным источником финансирования средних предприятий путем покупки доли
в уставном капитале предприятия.
РВФ создавались
ЕБРР и несколькими донорами для поддержки предприятий, недавно
приватизированных в рамках крупномасштабной государственной программы
приватизации, когда свыше 15 тыс. средних предприятий перешло в частный сектор.
Главная задача РВФ – обеспечить прибыль на акционерный капитал путем участия в
коммерчески жизнеспособных инвестиционных проектах; тем самым они способствуют
реструктуризации и развитию экономики региона, в котором работают[4].
В последние
годы в России действует в общей сложности десять РВФ с общим капиталом 320 млн.
евро[5].
При анализе рынка российского венчурного капитала необходимо выделить
деятельность трех активно действующих групп РВФ, где основную роль играют фонды
«Квадрига», «Орел» и «Норум».
Российская
ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) была образована в 1995 году для
содействия созданию и развитию венчурного капитала в России и для лоббирования
интересов своих членов, главным образом действующих в стране фондов венчурного
капитала и своих ассоциированных членов – консалтинговых компаний (аудиторские,
юридические и др. фирмы), региональных технологических фондов.
РАВИ
занимается решением следующих вопросов: информирование общественности и
предпринимателей о венчурном капитале как важнейшем инструменте финансовой
поддержки развития; подготовка специалистов для компаний венчурного капитала и
др. За время своего существования РАВИ, без сомнения, внесла существенный вклад
как в дело поддержки инструмента венчурного капитала, так в отстаивание
интересов своих членов. Однако для большего охвата рынка малым предприятиям
совершенно необходимы усилия большего числа заинтересованных сторон, как,
например, банков, аудиторских и юридических фирм, сетей МСП и других
организаций.
В развитых
странах 80% всех научно-технических разработок осваиваются малыми
инновационными предприятиями[6].
В России, как свидетельствуют исследования, проведенные ГУ «Московский
городской центр инноваций и высоких технологий», численность малых
инновационных предприятий, действующих в приоритетных направлениях развития
науки и технологий, в последние годы не увеличивается и составляет порядка 2
тыс. При этом только около половины из них имеют успешный опыт коммерциализации
научных разработок. Из-за отсутствия рынка высокотехнологичной продукции с
высоким уровнем добавленной стоимости инновационная деятельность остается
наиболее рискованной.
Еще
хуже обстоят дела с внедрением результатов научных исследований. Десятилетняя
практика коммерциализации объектов интеллектуальной собственности силами
отдельных специалистов и научных коллективов показала, что после успешного
старта проблемы в виде противодействия поставщиков импортной продукции, санкций
государственных структур за вольное использование результатов, полученных за
счет бюджетных средств, только начинаются. Поэтому до серийного производства
доводится всего лишь 3% перспективных изобретений.
В развитых
зарубежных странах давно уже отработан механизм финансирования рисковых
инновационных проектов. На российском рынке «венчурной индустрии», по
исследованиям РАВИ, работают порядка 50 зарубежных фондов с общей
капитализацией около 3 млрд. долл. США. Но сфера их интересов в основном
ограничивается инновациями на потребительском рынке. За последние пять лет
иностранные инвесторы вложили в нее 331 млн. долл., в то время как в
биотехнологии – 15 млн. долл. При этом иностранные инвесторы предпочитают
проекты на позднем этапе их воплощения, когда предприятию нужны средства на
расширение производства, и лишь в 3% случаев – на самых ранних стадиях.
С 1994
года в России действует фонд, предоставляющий венчурные инвестиции на стадии
идеи, - Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере. Согласно п.6 Положения о нем[7]
Фонд может предоставлять для реализации федеральных, региональных и отраслевых
программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства
финансовую помощь на возвратной основе с оплатой за использование средств
федерального бюджета в размере до 1/2 действующей учетной ставки Банка России,
выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам юридических и
физических лиц.
В рамках
программы под названием «Программа расширения инновационной деятельности в
России» Фонд выделил 329,7 млн. руб. 20 инновационно-технологическим центрам,
созданным в ряде городов России за период с 1995 года. Благодаря этому
появилось более 250 предприятий и свыше 5 тыс. рабочих мест.
Согласно
п.7 указанного Положения, с 2001 года на формирование средств данного фонда
должны были выделяться бюджетные ассигнования в размере 1,5% средств,
предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки.
Однако с 2003 года действие данной нормы ежегодно приостанавливалось.
В 2004
году по программе «Старт», предназначенной для ученых и специалистов, которые
пытаются коммерциализировать свои идеи, на поддержку 400 проектов из
федерального бюджета были выделены гранты в размере 750 тыс. руб. на один год.
С
2005 года финансирование проектов московских инноваторов должно осуществляться
совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства
Правительства г.Москвы, что позволяет увеличить субсидию с 750 тыс. до 1,5 млн.
руб.
И все
же, к сожалению, в России венчурный бизнес пока получил слабое распространение,
хотя спрос намного превосходит предложение.
Одной
из причин такого положения является отсутствие адекватной законодательной базы.
В
частности, отсутствует правовое определение понятий «венчурный фонд», «венчурное
финансирование», «венчурный капитал» и др.
Механизмы
реализации венчурного финансирования юридически недостаточно разработаны.
Необходима
законодательная база, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов
осуществлять прямые инвестиции в малые инновационные предприятия.
В России
нет отдельного закона или положения о венчурном капитале. По сути, венчурный
капитал как правовое понятие просто не существует.
Как
следствие для венчурного капитала нет и благоприятных правовых условий, которые
удовлетворяли бы как потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой
компании.
Большинство
правовых вопросов, связанных с венчурным капиталом, решается на основании массы
не связанных друг с другом законов, что иногда затрудняет поиск правового
документа, касающегося конкретной деятельности или ситуации.
Однако
более серьезной проблемой являются пробелы в законодательстве и не до конца
отработанные законы.
Показательным
примером является вопрос гарантии имущественных прав, включая права на
интеллектуальную собственность. Недостаточная урегулированность этих вопросов
создает неустойчивую ситуацию в области, где высокотехнологичным нововведениям
следует создавать самые благоприятные условия, в которых они могли бы
процветать и крепнуть и прежде всего окупать затраты на их разработку.
Кроме
того, торговые и лицензионные соглашения, а также соглашения о передаче ноу-хау
становятся непривлекательными или даже нереальными и будут оставаться таковыми
до тех пор, пока не будут выполнены требования Всемирной торговой организации.
В рамках
действующего законодательства необходимо решить и иные правовые вопросы,
касающиеся венчурного финансирования.
Во-первых,
следует дать более четкое определение таким имущественным правам, как узуфрукт,
сервитут, залог и ипотека, а также обеспечить их должное применение. Например,
термин «узуфрукт» часто употребляется в международных конвенциях и соглашениях,
принятых для предотвращения двойного налогообложения. Однако ни в одном акте не
дано его нормативное определение[8].
Правовая урегулированность этих институтов, прежде всего, отразится на
лицензировании и патентовании, которые существенно облегчат процесс передачи
технологий между западными и российскими партнерами и между российскими
партнерами. В настоящее время многие собственники имущественных прав не желают
иметь дело с соглашениями о передаче технологии, что существенно сдерживает
развитие высоких технологий с помощью венчурных инвестиций.
Во-вторых,
Федеральный закон от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ «О мерах по защите
экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли
товарами»[9]
следует дополнить нормами о поддержке внешнеторговой деятельности малых
(инновационных) предприятий, включая помощь в расширении их торговых, научных,
производственных и информационных связей с зарубежными партнерами.
Более
того, различные разделы НК РФ[10]
не согласуются между собой, особенно в вопросах точных правил расчета
налогооблагаемой базы малых предприятий и инновационных видов деятельности, что
имеет огромное значение для эффективности фондов венчурного капитала, которые
вложили туда свои средства.
В научной
литературе существуют различные взгляды и предложения о том, по какому пути
должно развиваться законодательство о финансировании инновационных малых
предприятий.
Есть
высказывание, что большинство правовых вопросов, связанных с венчурным
капиталом, решаются на основании массы не связанных друг с другом законов, что
иногда затрудняет поиск правового документа, касающегося конкретной
деятельности или ситуации. То есть, законы не образуют единого целого и не
применяются в унисон.
Не
менее интересна точка зрения, согласно которой необходимо принять Закон «О
федеральных инвестиционных фондах венчурного капитала». Однако разработка
такого Закона, как отмечается авторами, является непростым делом, поскольку
потребует участия нескольких министерств и отраслевых ведомств – Министерства
финансов, Министерства экономического развития и торговли, Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг, Министерства по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, не считая таких действующих на рынке организаций, как
Ассоциация венчурного капитала, международные финансовые учреждения и т.п.
В данном
Законе следует определить статус и функции федеральных инвестиционных фондов
венчурного капитала как института финансового рынка, способствующего
финансированию инвестиционных проектов инновационных предприятий за счет
средств специальных фондов разного уровня бюджетной системы, внутренних
ресурсов, венчурных инвестиций из внебюджетных источников, процентных доходов
на инвестиции и льготных кредитов, выделяемых малым инновационным предприятиям,
и иных доходов, не запрещенных российским законодательством.
Подобный
фонд федерального уровня будет помогать в проведении единой экономической и
финансовой политики в области финансовой поддержки инновационных предприятий.
На этой основе будет легче принять совокупность правовых норм, регулирующих
частный сектор и процесс развития сугубо российских частных фондов венчурного
капитала и управляющих компаний.
Для
создания успешно функционирующей индустрии венчурного капитала, которая со
временем могла бы стать самодостаточной, как это происходит во всем мире,
совершенно необходима государственная поддержка. Причем она должна
осуществляться на постоянной основе, как это все еще происходит в Западной
Европе и США.
США и Канада традиционно ориентируются на
финансирование в первую очередь новых и очень молодых инновационных объектов.
Серьезные изменения в их инвестиционной политике произошли в 80-е годы ХХ века,
когда под воздействием избыточной денежной массы, появившейся в связи с выходом
на рынок венчурного капитала мощных пенсионных фондов при довольно небольшом
количестве качественных проектов, был осуществлен ряд вложений, приведших
впоследствии к крупным потерям.
1. Переход государств ЦВЕ к новому этапу экономических
преобразований.
2. Совершенствование юридических норм и
правил торговли.
3. Появление нового поколения менеджеров.
По
мнению специалистов, без государственной опеки значительное количество
перспективных идей так и останется нереализованными.
Так,
целесообразно предоставить вновь создаваемым малым предприятиям «налоговые
каникулы» на время осуществления инновационного проекта, а крупным и средним
предприятиям – снижать налогооблагаемую базу на сумму расходов на НИОКР.
Если
компания сокращает выделяемые на эти цели средства, то соответственно должен
снижаться и объем налоговых льгот.
Ряд
из предлагаемых бизнес-сообществом мер по стимулированию инновационной
деятельности находит понимание в правительственных кругах.
В
частности, уже подготовлен пакет законопроектов по внесению изменений в ГК РФ[12],
патентное законодательство, законодательство о внешней торговле.
Рассматривается
вопрос о введении для предприятий инновационной сферы льготного режима уплаты
единого социального налога.
Помимо
этого Правительство РФ разрабатывает постановление, регламентирующее передачу
прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате исследований,
проведенных за счет государственных средств.
Представляет
интерес Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1460 «О
комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере
материального производства и содействию их инновационной деятельности»[13].
В этом акте рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ и
региональным общественным объединениям предпринимателей при осуществлении мер
по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального
производства и содействию их инновационной деятельности предусматривать мероприятия
по созданию специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов
венчурного финансирования малых предприятий.
В отечественной
практике венчурное финансирование в первую очередь должно исходить от
финансово-промышленных групп, взаимодействие которых с малыми инновационными
предприятиями будет способствовать кардинальному обновлению технической базы
всех отраслей национального хозяйства. Именно венчурный бизнес может выступить
в качестве мощного катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу предпринимательства.
Венчурный
капитал играет огромную роль во всем мире, позволяя коммерциализировать
передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и даже
целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение,
биотехнология и т.п.).
В
России развитие этого финансового инструмента сегодня сталкивается с очень
большими трудностями, обусловленными тем, что для деятельности венчурного
капитала необходим принципиально более высокий уровень развития многих
институтов рынка и (или) существенно большая интеграция в мировой рынок.
В России
отсутствует статус наибольшего правового благоприятствования, который данный
финансовый инструмент получил, с учетом связанного с ним дополнительного риска
и его значимости для развития экономики в других странах, включая Западную
Европу и США.
Нормативное
регулирование должно охватывать развитие венчурного капитала в масштабе всей
экономики, а не ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для
экономики видами деятельности, как электронная коммерция, высокотехнологичные
отрасли и т.д.
Следует
четко определить правовой статус фондов венчурного капитала с момента их
появления (создания).
В настоящее
время фонды венчурного капитала могут существовать в трех формах:
- закрытое
акционерное общество;
- коммандитное
товарищество;
- простое
товарищество (соглашение о совместной деятельности).
Опытные
руководители венчурных фондов знают, что в России нелегко зарегистрировать и
создать фонд венчурного капитала.
В ГК
РФ не прописаны приемлемые организационно-правовые формы для фонда венчурного
капитала или компании по управлению венчурным фондом, в связи с чем она
определяется в большей степени исходя из обстоятельств.
Очевидно,
что для развития любого специфического рынка нужно создавать условия: развивать
те национальные особенности, которые благоприятно влияют на его развитие,
изменять те, которые это развитие сдерживают.
При
принятии государством необходимых мер для стимулирования развития венчурный
бизнес в России имеет хорошие перспективы за счет ряда факторов:
- высококвалифицированная
и недорогая рабочая сила;
- улучшение
общего инвестиционного климата;
- богатый
научно-технический потенциал.
Можно
выделить ряд особенностей, тормозящих темпы роста рынка:
- небольшое
число профессиональных венчурных инвесторов;
- недостаточная
государственная поддержка, в том числе непроработанная нормативно-правовая
база, отсутствие в достаточной степени гарантий прав собственности и
интеллектуальных прав, а также прав акционеров, не владеющих контрольным
пакетом акций. Важную роль играют умеренные законодательные ограничения на
размещение средств институциональных инвесторов и коммерческих банков в фонды
венчурного инвестирования;
- недостаточное
развитие ряда экономических институтов, необходимых для функционирования
венчурной фирмы.
Таким
образом, можно выделить ряд мер, которые должно принять государство с целью
создания условий для существования венчурных фирм:
- создание
нормативно-правовой базы для регулирования венчурного инвестирования (пока
понятие венчурного бизнеса не нашло себя в российском законодательстве);
- упрощение
процедур регистрации венчурных фирм и допуска иностранных венчурных инвесторов
на российский рынок;
- развитие
необходимой институциональной среды;
- стабилизация
в развитии экономики, избавляющая венчурное инвестирование от излишних
косвенных рисков, непосредственно не относящихся к инвестиционному проекту;
- создание
активной информационной среды для развития венчурной отрасли[14].
Государство
также может осуществлять прямую поддержку венчурных предпринимателей:
- прямые
инвестиции, предоставляемые венчурным инновационным предприятиям. Такое
инвестирование может осуществляться, в частности, посредством приобретения
акций как непосредственно венчурных предприятий, так и фирм – инвесторов
венчурного капитала;
- предоставление
государственных кредитов либо непосредственно венчурным предприятиям, либо
фирмам – инвесторам венчурного капитала;
- предоставление
связанного кредита, по которому предприниматель выплачивает проценты, если
проект оказался успешным, и возмещает только часть суммы кредита, если проект
не удался;
- предоставление
грантов венчурным предприятиям, реализующим высокотехнологичные проекты.
Чрезвычайно важным является оказание такой поддержки на первом, начальном,
этапе реализации венчурного проекта.
Итак,
требуется ряд необходимых со стороны государства действий для развития
венчурного бизнеса в России.
Стоит
только отметить, почему именно развитию этого специфического типа фирм
государству следует уделить особое внимание. Дело в том, что развитие
венчурного бизнеса решает ряд весьма важных проблем:
- повышение
конкурентоспособности российской экономики посредством развития
высокотехнологичных, инновационных производств;
- последовательное
реформирование отечественной науки, совершенствование механизма финансирования
прикладных исследований: развитие долевого участия различных инвесторов в
финансировании исследовательских проектов;
- реализация
научно-технического потенциала страны и дальнейшее развитие наукоемкой отрасли;
- приток
в страну дополнительного капитала, привлекаемого высокой доходностью по
рисковым проектам;
- повышение
нормы добавочной стоимости, производящейся у нас в стране;
- развитие
отечественного экспорта.
1. Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Португальской Республики от 29 мая 2000 года «Об избежании двойного налогообложения
и предотвращения от уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на
доходы»//Собрание Законодательств РФ. 2003. № 6. Ст.510.
2. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от
30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32.
Ст.3301.
3. Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от
05.08.2000 года № 117-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32.
Ст.3340.
4. Федеральный закон РФ от 14.04.1998 года
№ 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами»//Собрание законодательства РФ.
20.04.1998. № 16. Ст.1798.
5. Постановление Правительства РФ от
31.12.1999 года № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке
малых предприятий в сфере материального производства и содействию их
инновационной деятельности»//Собрание законодательства РФ. 10.01.2000. № 2.
Ст.240.
6. Постановление Правительства РФ от
03.02.1994 года № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере»//Собрание актов Президента и Правительства РФ.
07.02.1994. № 6,. Ст.447.
7. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент
инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие. – М.:
Анкил, 2003.
8. Архипов А., Баткилина Г., Калинин В.
Государство и малый бизнес: Финансирование, кредитование и
налогообложение//Вопросы экономики. 1997. № 4.
9. Буркова А.Ю. Правовое регулирование
венчурного финансирования//Инвестиционный банкинг. 2006. № 4.
10. Дворжак И, Кочишова Я., Прохазка П.
Венчурный капитал в странах Центральной и Восточной Европы//Проблемы теории и
практики управления. 1999. № 6.
11. Зинин В.Л. Развитие рынка венчурного
капитала в России//Налоги (газета). 2006. № 23.
12. Ибадова
Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. –
М.: Волтерс Клувер, 2006.
13. Рив Бокс Иоост де ла, Версхоор Х.,
Снук Я., Ермилова Г. Расширение доступа малого бизнеса к финансированию в
России. – М.: 2002.
14. Фархутдинов И.З. Международное
инвестиционное право: теория и практика применения. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
15. ЭЖ. Московский выпуск. 2004. № 18.