Содержание
Введение 3
Глава 1.
Социально-психологические проблемы семьи и причины их возникновения 6
1.1. Современная российская семья и ее проблемы_ 6
1.2. Социально-психологические особенности молодых семей_ 10
1.3. Социально-психологический тренинг как средство
коррекции межличностных взаимоотношений в молодых семьях 11
Глава 2.
Программа социально-психологического тренинга молодых супругов 18
2.1. Первичная диагностика супружеских и
детско-родительских отношений_ 18
2.2. Психокоррекция супружеских и детско-родительских
отношений_ 22
2.3. Контрольная диагностика супружеских и
детско-родительских отношений_ 24
Заключение 27
Список
литературы_ 30
Приложение
1. 32
Приложение
2. 36
Приложение
3. 38
Приложение
4. 39
Понятие «семья» до сих
пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих
формулировок, которая определяет семью как общность (двух или более) людей, в
которую они объединяются на основе юридически оформленного брака и разделяют
между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя
при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную,
регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестны особая роль
и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье.
В любой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее
жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов
социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами
семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности
каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования и
функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, предполагает
более пристальное внимание социальных психологов к проблемам семьи, обстоятельное
ее социально-психологическое изучение и учет на практике.
Сегодня на фоне общего
снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая
тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её
воспитательных возможностей. Поэтому тему моей работы «Влияние
социально-психологического тренинга на улучшение взаимоотношений в молодых
семьях» можно считать актуальной.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит
еще и в том, что семья является базисной (исходной) сферой социализации,
которую социальная психология рассматривает как первичную ячейку общества, как
социальный институт. Возникающие в практике социально-психологической работы в
России совершенно новые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и
методов их реализации на научной основе [3].
Среди методов,
составляющих базовую основу социально-психологической работы с семьей, важное
место занимает социально-психологический тренинг. Представляя собой одну из
научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, он
раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-психологической
практики по различным проблемам современной семьи.
В тоже время в имеющейся
сегодня социально-психологической литературе деятельность социальных
работников, социальных психологов среди семей, нуждающихся в социальной
поддержке, рассматривается лишь в общем виде. В ней нередко усилия различных
специалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи,
предоставляются тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение
обусловлено, с одной стороны не разработанностью социально-психологической
теории работы с семьёй, а с другой – не развитостью методик и технологий
оказания помощи конкретной семье. Всё это закономерно порождает расширенное
толкование самого понятия «социально-психологической помощи», за которым в
реальной практике не учитываются специфические социально-психологические
процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы.
Решающим фактором,
определяющим подобный подход к проблеме является явная спецификация научных
интересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различные
аспекты социально-психологической работы с семьёй: становление и укрепление
семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.);
воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А.
Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.);
социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В
Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Объектом данного исследования является
семья как социальный институт.
Предметом исследования является
социально-педагогическая деятельность по поддержке семьи.
Цель: Проанализировать социально-педагогическую
деятельность с семьей через ее формы и методы.
Исходя из цели
исследования можно выделить ряд задач:
¾
Исследовать
теоретические аспекты работы социального педагога по проблемам семьи.
¾
Проанализировать
и обобщить практический опыт социально-педагогической работы с семьей.
¾
Разработать
программу занятий по психокоррекции семейных отношений.
Гипотеза: Социально-педагогическая деятельность с семьей
способствует созданию условий для успешной реализации внутрисемейных отношений.
Семья во все времена постоянно находилась в центре
вникания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей
и ученых, начиная от древних философов и кончая современными
реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему
социального функционирования человека, меняется не только под
воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних
процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных
сфер и одним из главных объектов социально-психологической работы.
Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и
подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость
супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние
семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения
брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и
особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло
за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа
одиноких людей.
Социологические
исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет
определили печальную закономерность: более состоятельные классы
общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее
состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г, - 1,6 млн., в 1993г. - всего 1,4 млн. Если прирост населения в России будет
оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150
человек [10].
Самостоятельно
регулируя семейные отношения, семьи несут огромную ответственность за
собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на
Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в России его
революционный характер привел к тому, что с 1980 по 1990 гг. количество
людей, состоящих в браке, на 1000 человек населения уменьшилось на 1,7
пункта, а с 1990 по 1992 гг. - на 1,8. То есть, всего за два года
сократилось больше, чем за последние 10 лет. И процесс этот
стремительно набирает скорость [11; 144-151].
Наряду с традиционными
функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением
повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием»,
помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях
современной жизни. Семья выступает в качестве социального института в
последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и
физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных.
Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее
всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт
возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Сегодня вопросы уровня
жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй
план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает
отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за
воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых
родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и
благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения,
будущего страны.
Средняя величина семьи
за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в
городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования ,
сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено
следующими факторами:
1.
ростом числа
малодетных семей;
2.
приростом числа
молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
3.
тенденцией к
отделению молодых семей от родительских - нуклеаризация;
4.
увеличением доли
семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов
и рождения детей одинокими матерями .
Сегодня преобладающий
тип семьи - это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с
детьми или без них (61 % семей). Семьи этого типа делятся примерно
поровну на три части:
1.
без детей – это
молодые семьи, еще не имевшие детей и старые, где взрослые дети живут
отдельно;
2.
с одним ребенком;
3.
с двумя детьми.
Еще 12 % супружеских
пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.
Сложных семей, включающих
две супружеские пары или более, в России очень мало - всего 3,4 %,
что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.
Значительную долю
составляют неполные семьи - 13%, в подавляющем числе случаев это семьи
одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве случаев
в этих семьях один, реже - два ребенка [12].
Как правило, в
трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми в
возрасте до 3-х лет. Таких семей около 6 млн.
В особом положении
находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются
иждивенцами родителей в большинстве случаев.
Еще одна категория
семей , нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных , имеющие
несовершеннолетних детей.
Особый разряд семей
составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов,
правонарушителей и др.
По данным МВД России,
на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков -
правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на
поведение детей. В 30 % неблагополучных семей систематически
злоупотребляют спиртными напитками, в 40 % устраивают скандалы, ведут антиобщественный
образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что
36,5 % подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже
есть судимые.
Спасаясь от жестокого
обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома,
2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого
обращения с детьми.
Мониторинговое
исследование социально - экономического потенциала семей в 1994 г. показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной
дифференциации и стало социально дестабилизированным. В современных
условиях за чертой бедности оказались не только социально-уязвимые семьи
многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д., но и семьи, считавшиеся
прежде благополучными [12].
Таким образом, наиболее
острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком
социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе
находится 35 % бедняков, в том числе 10 % просто нищих, а на другом - 10 %
выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3 -5 %
очень богатых людей, в постоянном дефиците государственного бюджета и
невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в
том числе и за пределы государства в России сегодня около 3 млн. беженцев
и вынужденных переселенцев, как легальных, так и нелегальных; в ухудшении
состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической
ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения в фундаментальных
изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте
количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в
насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом [6; 34-35].
Социально-психологическая
работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но
и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала
для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.
Институт молодой семьи в
современных условиях имеет свою специфику. Во-первых, ее характеризует
нестабильность внутрисемейных отношений, освоение каждым членом семьи
социальных ролей, своеобразие процесса становления. Во-вторых, как правило,
молодая семья имеет объективно недостаточный уровень материальной и финансовой
обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной
платы.
В настоящее время одной
из самых острых проблем является нестабильность браков. Продолжает сокращаться
количество браков и увеличивается число разводов. Одной из особенностей молодой
семьи является то, что супруги проходят психологическую адаптацию к семейной
жизни, осваивают новые для них социальные роли, поскольку до 50 процентов всех
разводов происходят в течение первых 5 лет совместной жизни.
При этом наиболее
значимым фактором, удерживающим молодых супругов от развода, является
ответственность за будущее своих детей, а второе место занимает беспокойство за
свое будущее. Менее всего молодых людей беспокоит мнение окружающих. Как
свидетельствуют данные, социальный контроль в настоящее время практически не
оказывает какого-либо влияния на семейные отношения и устойчивость молодой
семьи.
В большинстве регионов
Российской Федерации в последние годы сохраняется сложная
социально-демографическая ситуация.
Как показывают
статистические данные, молодые семьи составляют около 20 процентов всех семей,
при этом на них приходится три четверти всех ежегодно рождающихся детей. За
период 1995–1999 гг. коэффициент рождаемости у женщин в возрасте до 30 лет
снизился. Усиливается репродуктивная ориентация на однодетную семью.
Негативные явления в
развитии семьи вызваны не только материально-финансовыми трудностями, но и
недостаточной культурой, грамотностью и информированностью населения, в том
числе и молодежи, в вопросах гигиены и здорового образа жизни, планирования
семьи, психологии личности и межличностных отношений, неподготовленностью
основной массы молодежи к семейной жизни.
Таким образом, специфика
становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению
ее проблем и выделения ее в качестве особого объекта государственной поддержки.
В
широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается
практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой
работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям,
умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.
СПТ
направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями,
развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности
анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои
собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом
вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного
взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию,
быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Главная
задача социально-психологического тренинга в семьях заключается в улучшении
социально-психологического климата в коллективе.
Социально-психологический
тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия,
осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и
направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий
принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным
поведением и поведением других участников группы. Для такой рефлексии и
саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия в виде
возможности получить обратную связь на поведение каждого участника от тренера,
членов группы, просмотра видеоматериалов.
Атмосфера
психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга,
позволяют участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и,
получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во
взаимодействии с людьми, возможности других, более продуктивных подходов к
общению, приобрести новые навыки взаимодействия.
СПТ
проводится в группах по 8—12 человек под руководством психолога, прошедшего
специальную подготовку.
Обычный
цикл занятий рассчитан на 30—50 ч, однако продолжительность его можно
варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт
показывает, что непродолжительные занятия (менее 20—24 ч) не позволяют в
полной мере реализовать оптимальную программу СПТ и снижают ее эффективность.
В
процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия
(базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т.д.
Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность
СПТ, предоставляя участникам (наряду с обратной связью, полученной от других
членов группы) объективную обратную связь.
Результативность
СПТ в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.
Основные из них: активность на занятиях, принцип открытой обратной связи,
принцип «здесь и теперь», доверительность в общении.
Занятие
методом социально-психологического тренинга включает четыре этапа:
1.
Создание единого психологического пространства, а также обратной связи
(отдельный участник, вся группа и наоборот).
2.
Проведение дискуссий, игры, интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
3.
Решение конкретных задам, овладение знаниями, навыками, умениями, а также
достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4.
Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической
напряженности и подведение итогов занятия.
Все
методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта
группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элемента сотворческого
поиска, широкого применения различных видов моделирования. Наиболее
распространены групповая дискуссия и игровой метод.
Групповая
дискуссия используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме
группового самоанализа.
Формы
игрового метода могут быть различными. Чаше всего используются следующие:
1. Психотехнические
игры, цель которых — снятие психической напряженности, развитие внутренних
психических сил конкретного человека; среди основных типов психотехнических
игр можно выделить:
¾
игры-релаксации,
¾
адаптационные
игры,
¾
игры-формулы,
¾
игры-освобождения.
Регулярное
выполнение каждым членом группы психотехнических игровых упражнений поможет
ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно
оценивать и эффективно управлять собой.
2.
Игровые методы разрешения конфликта. Эти методы основываются на всемерном
развитии способности обучаемых рефлексии, т.е. воспроизведению в сознании
мыслей и чувств партнеров по общению (хотя бы и конфликтному), а также эмпатии,
представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого
человека.
3.
Игры-защиты от манипулирования. Для повседневной практики психолога неоценима
роль игр, защищающих от манипулирования и развивающих интуицию.
4.
Игры для развития интуиции.
5.
Позиционные игры. Эффективно зарекомендовали себя позиционные игры, которые
проводятся на основе концепции трансактного анализа Э. Берна. В ходе этих игр
каждый клиент учится занимать позицию, оптимальную для общения с партнером.
6.
Игры-коммуникации.
В
процессе коррекционного воздействия семья может рассматриваться как
функциональная или дисфункциональная.
Функциональная
(здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно
сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией,
неповрежденными межпоколенными границами. Здоровая семья — это семья в
движении. Семейные правила открыты и служат позитивными ориентирами для роста.
Четкая дистанция между поколениями — один из компонентов в структуре хорошо
функционирующей семьи.
Нормально
функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно
выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и
изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Для стабильного брака
характерны следующие признаки: толерантность, уважение друг к другу, честность,
желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации. Стабильный
брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и
контрастностью их личностных качеств, а также умением членов семьи вести
переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Дисфункциональная
семья не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов. В
дисфункциональных семьях существование любых проблем отрицается, испытывается
недостаток интимности, чувство стыда используется для мотивации индивидуального
поведения, семейные роли являются ригидными, индивидуальная идентичность приносится
в жертву семейной идентичности, а индивидуальные потребности — потребностям
семьи в целом.
Для
дисфункциональных семей характерными являются следующие проблемы:
¾
ошибочный выбор
партнера (ожидания, что муж/жена будут напоминать отца/мать);
¾
незавершенные
отношения с родительской семьей (обращения за советом к родителям, вместо того
чтобы советоваться друг с другом при решении внутрисемейных проблем);
¾
утрата иллюзий;
¾
переживание
растерянности;
¾
супружеская
измена и угроза развода;
¾
гражданский брак
как попытка избежать ответственности (моральной, юридической, финансовой и
т.д.).
Семейная
проблема — это ситуация, в которой семье необходимо принять определенное
решение, и принятие этого решения (или его исполнение) сталкивается со
значительной для данной семьи трудностью. Процесс решения семейных проблем
могут осложнять отсутствие навыков группового решения проблемы. Семья не умеет
обсуждать и решать не только семейные, но и любые другие проблемы. Отсутствие
таких навыков может быть связано с культурным уровнем семьи, ее традициями,
особенностями социального слоя, к которому она принадлежит, и т.д.; нарушения
информационных, эмоциональных и других процессов в семье.
К
нарушениям информационных процессов в семье можно отнести наличие
коммуникационной проблемы и коммуникационного барьера.
Коммуникационная
проблема представляет собой такую ситуацию в жизни семьи, когда у одного из
членов семьи существует определенная потребность, удовлетворение которой
зависит от действий другого члена семьи. Эти действия имели бы место, если бы
член семьи, имеющий потребность, передал определенную информацию (просьбу,
намек и т.п.). Однако передача этой информации невозможна в силу каких-либо
психологических особенностей данного лица. Потребность сохраняется, несмотря
на невозможность ее удовлетворить (т.е. не происходит значимого снижения
уровня притязаний).
Семья
и семейные проблемы (достаточно острые в нашей стране) существуют, но развитой
теории и практики семейной психокоррекции пока нет. В последнее время произошли
качественные изменения в данной области знания. Возросло как количество
различных техник и процедур, используемых в работе с семьей, так и их качество,
что является результатом обмена идеями в профессионально-периодических
изданиях, на конференциях, в разного рода центрах исследований помощи семье.
Однако вопросы предоставления помощи каждой конкретной семье зависят от каждой
конкретной ситуации. В применении любой техники имеет значение временной
аспект, процедура применения, мастерство и квалификация психолога, который
использует данный материал.
В
семейной психокоррекционной работе различают следующие направления:
¾
коррекцию
детско-родительских отношений,
¾
коррекцию
супружеских отношений,
¾
психокоррекцию
постразводной ситуации,
¾
коррекцию
сексуальных проблем в семье.
По
длительности проведения различают: кратковременную семейную психокоррекцию;
долговременную семейную психокоррекцию.
При
составлении коррекционной программы работы с семьей важно учитывать ряд
параметров:
¾
Временной.
Определить общую протяженность во времени всего коррекционного процесса,
регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.
¾
Пространственный.
Определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в консультации и
т.д.
¾
Стилевой.
Определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).
¾
Содержательный.
Определить, с решения каких проблем (частных или важнейших) будет начинаться
коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей:
одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно
и т.д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные
этапы, разработать подробный план действий (оставляя возможность для маневра,
действий «по обстановке»).
Способ
организации и проведения коррекционной работы с семьей определяется рядом
факторов. Наиболее оптимальной является ситуация, когда выбор того или иного
способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в основном от
индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений и личностных
особенностей психолога.
Данная практическая работа
проводилась на базе детского сада №*
г. ********. В ней участвовали 10 супружеских пар
(супруги в возрасте до 30 лет, имеющие детей в возрасте до 5 лет).
Каждому участнику были
выданы бланки и тексты опросников с подробными инструкциями. Участники
самостоятельно отвечали на предложенные вопросы. Затем проводилась
интерпретация методик, выявлялись «области конфликта» в их семьях.
Для диагностики семейных
отношений были использованы следующие методики (см. приложение 1):
1.
Тест Тимоти Лири - опросник представляет собой набор, состоящий из 128
характерологических утверждений, т. е. он дает описание особенностей человека
на уровне характера. Данный опросник может быть применен для изучения
психологической совместимости двух и более людей, анализ причин конфликтов,
взаимных уступок, предпочтений, ожиданий.
2.
Тест «Самооценка» - испытуемым было предложено из 4 наборов качеств выписать
те, которые они считают наиболее ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных
качествах должен был выделить те, которыми он, на его взгляд, реально обладает.
3.
Методика «Типовое семейное состояние» - участникам предлагалось вспомнить всю
семейную жизнь (какими они чувствуют себя чаще всего?) и отметить это на
шкалах.
4.
Опросник родительского отношения - с помощью этого теста можно определить
характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в
общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и
поступков.
Результаты
диагностики (диаграммы см. приложение 2, таблицы – приложение 3):
По
тесту «Самооценка» мы получили:
В
экспериментальной группе –
¾
Низкий уровень –
10%
¾
Ниже среднего –
0%
¾
Средний уровень –
10%
¾
Выше среднего –
20%
¾
Высокий уровень –
10%
¾
Неадекватно
высокая – 50%
В
контрольной группе –
¾
Низкий уровень –
0%
¾
Ниже среднего –
20%
¾
Средний уровень –
40%
¾
Выше среднего –
10%
¾
Высокий уровень –
10%
¾
Неадекватно
высокая – 20%
По
тесту Тимоти Лири:
В
экспериментальной группе причинами личностных конфликтов были названы:
1.
Шкала 4 -
Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся
стремление лидировать) – 50%.
2.
Шкала 1 - Желание
доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 20%.
3.
Шкала 3 -
Консерватизм (раздражительность, достижение цели любыми средствами; если
встречает сопротивление, проявляет агрессию) – 20%.
4.
Шкала 7 -
Конформизм (внушаемость, боязнь общественного мнения) – 10%.
Причем,
было отмечено, что консерватизм, стремление доминировать свойственны людям с
завышенной самооценкой, в то время как негативное лидерство и конформизм
проявляются людьми с низким и ниже среднего уровнем самооценки.
Причины
межличностных конфликтов в экспериментальной группе:
1.
Шкала 4 -
Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся
стремление лидировать) – 60%.
2.
Шкала 1 - Желание
доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 20%.
3.
Шкала 5 –
Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность,
ущербная самооценка) – 10%.
4.
Отрицают наличие
конфликта – 10%.
В
сфере межличностных конфликтов так же прослеживается прямая зависимость от
самооценки участников. В супружеских парах возникает конфликт,
¾
когда оба
партнера имеют высокую самооценку и стремятся доминировать в отношениях;
¾
когда оба
партнера имеют заниженную самооценку, слишком неуверенны и не находят поддержку
друг в друге;
¾
когда один из
партнеров имеет высокую, а другой партнер – низкую самооценку (первый недоволен
излишней уступчивостью второго, не желает опекать его, ищет сотрудничества, а
не подчинения).
В
контрольной группе причинами личностных конфликтов были названы:
1.
Шкала 1 - Желание
доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 30%.
2.
Шкала 3 -
Консерватизм (раздражительность, достижение цели любыми средствами; если
встречает сопротивление, проявляет агрессию) – 10%.
3.
Шкала 4 -
Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся
стремление лидировать) – 10%.
4.
Шкала 5 –
Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность,
ущербная самооценка) – 10%.
5.
Шкала 8 –
Отзывчивость (чувствительность к поведению других, самоотдача, опека над
слабыми) – 20%. (Отзывчивость названа с «-», т.е. излишняя самоотдача).
6.
Отрицают наличие
конфликта – 20%.
Причины
межличностных конфликтов в контрольной группе:
1.
Шкала 1 – Желание
доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) - 10%.
2.
Шкала 4 –
Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся
стремление лидировать) – 20%.
3.
Шкала 5 –
Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность,
ущербная самооценка) – 30%.
4.
Шкала 6 –
Зависимость (несамостоятельность, поиск опеки, помощи) - 20%.
5.
Шкала 8 –
Отзывчивость (чувствительность к поведению других, самоотдача, опека над
слабыми) – 10%. (Отзывчивость названа с «-», т.е. излишняя самоотдача).
6.
Отрицают наличие
конфликта – 10%.
Методика
«Типовое семейное состояние» не показала по шкалам «У» (общая
неудовлетворенность), «Н» (нервно-психическое напряжение), «Т» (семейная
тревожность) достаточного количества баллов, поэтому мы не могли констатировать
наличие данных состояний, но использовали показатели для общего анализа результата
социально-психологической деятельности с семьями.
Опросник
родительского отношения выявил, что большинство родителей требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку
зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления
своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями
ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная
гиперсоциализация) - 70% в экспериментальной и 50% в контрольной группе. К
симбиотическим отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым целым,
стремление удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и
неприятностей жизни) стремятся 20% родителей экспериментальной и столько же % родителей
контрольной групп. Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 10%
родителей экспериментальной и контрольной групп. К кооперации (заинтересованности
делами и планами ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия)
родители обоех групп не склонны. Так же в экспериментальной группе не было
выявлено такого характера отношений с ребенком, как принятие-отвержение. В то
же время в контрольной группе 20% родителей отвергают своих детей (считают
своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым).
Для психологической коррекции семейных отношений была
разработана коррекционная программа. Она включает два блока: коррекцию
супружеских отношений и коррекцию детско-родительских отношений.
Цель: Психологическая
коррекция семейных отношений.
Задачи:
1.
исследование
психологической проблемы каждой семьи и оказание ей помощи в ее решении;
2.
изменение
неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной
адаптации;
3.
приобретение
знаний о закономерностях жизни семьи как основы для белее эффективного и
гармоничного общения;
4.
содействие
процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала; ощущению
счастья;
5.
устранение
болезненных симптомов; соответствующих различным эмоциональным проблемам.
В рамках данной программы, проводились занятия с
экспериментальной группой (всего 15 занятий по 1 часу 2 раза в неделю). Занятия
включали беседу с совместным обсуждением и коррекционные упражнения.
Программа включала следующие занятия:
№ и тема занятия
|
План
|
Занятие
№1 «Знакомство»
|
ПЛАН:
1. «Правила группы».
2. «Девиз».
3. «Кто я?».
4. «Контраргументы».
|
Занятие
№ 2 «Доверие»
|
ПЛАН:
1.
«Настроение».
2. «Слепой и поводырь».
3. «Только вместе».
4. Скульптура «Недоверие-доверие».
5. «Подарок».
|
Занятие
№ 3 «Установление контакта»
|
ПЛАН:
1.
«Пожелания».
2. «Автобус».
3. «Испуганный
ежик».
4. «Спасибо за приятное занятие».
|
Занятие
№4 «Язык чувств»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Открытое
выражение чувств».
3. «Понимаете
ли вы язык мимики?»
4. «Линии».
|
Занятие
№ 5 «Цвета любви»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Живые
руки».
3.
«Материализация нежности».
4. «Старые
фотографии».
|
Занятие
№ 6 «Конфликты»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. Тест «Стратегия выхода из конфликта».
3. Ролевая игра «Разрешение конфликта».
4. «Восточные стихи».
|
Занятие
№ 7 «Одиночество»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Бесполезный разговор».
3. «Рассказ – эстафета».
4. «Соломенная
башня».
|
Занятие
№ 8 «Основные различия между мужчинами и женщинами»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Сравнение
ценностей».
3. «Быстрые
превращения».
|
Занятие
№ 9 «Разная реакция мужчин и женщин на стресс»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Экокарта».
3. «Закончи предложения».
4. «Дотянись до звезд».
|
Занятие
№ 10 «Культура споров»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Честная борьба».
3. «Волшебная подушка».
|
Занятие № 11 «Типы семейного воспитания и ошибки семейного
воспитания»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Твоя жизнь».
3. «Семейки животных».
|
Занятие
№ 12 «Как развивать самостоятельность у детей. Правила для родителей»
|
ПЛАН:
1. Беседа
2. «Маленький
ребенок».
3. Рисунок «Генеалогическое древо».
|
Занятие
№ 13 «Как устранить конфликты между детьми. Правила для родителей»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. Коллаж «Моя
семья сейчас и моя семья в будущем».
3. «Роза и
чертополох».
|
Занятие № 14 «Отношение к ребенку как к индивидуальности.
Правила для родителей»
|
ПЛАН:
1. Беседа.
2. «Семейный портрет».
3. «Волшебная лавка».
|
Занятие
№ 15 «Заключительное»
|
ПЛАН:
1. «Строим город».
2. «Пожелание».
3. «Чемодан в дорогу».
|
По окончании занятий, была проведена
повторная диагностика с использованием методик:
1.
Тест Тимоти Лири;
2.
Тест
«Самооценка»;
3.
Методика «Типовое
семейное состояние»;
4.
Опросник
родительского отношения.
Результаты
диагностики: (см. приложение 4).
Вывод:
В результате проведенной
первичной диагностики, были выявлены «зоны конфликта» каждой семьи.
Сравнительный анализ данных по тесту «Самооценка» и личностному блоку теста Т.
Лири показал, что большинство внутриличностных конфликтов связано с заниженной
или неадекватно высокой самооценкой участников. В свою очередь,
внутриличностные конфликты часто порождают межличностные конфликтные ситуации,
семейные конфликты. Так, человек с неадекватно высокой самооценкой «подавляет»
своего партнера, мало интересуется его мнением, склонен недооценивать его
положительные качества. 60% участников экспериментальной группы причиной
семейных конфликтов считали «негативное лидерство» своего партнера, 20% -
стремление доминировать в отношениях. Люди с заниженной самооценкой склонны к
самобичеванию, безынициативны и несамостоятельны. Такой супруг не способен
оказать поддержку своему партнеру в сложной ситуации, часто находится в
подавленном состоянии, что также приводит к сложностям в семейной жизни. Но
главное, что люди неадекватно оценивающие себя, неспособны выбрать правильную
стратегию воспитания своего ребенка. Это подтверждают результаты «Опросника
родительских отношений».
Коррекционная
программа работы с семьей среди основных задач имела следующие: изменение
неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной
адаптации; приобретение знаний о закономерностях жизни семьи как основы для
белее эффективного и гармоничного общения; содействие процессу личностного
роста, реализации человеческого потенциала; ощущению счастья.
Социально-педагогическая работа с семьей в рамках данной программы должна была
содействовать изменению характера отношений с ребенком, тех способов поведения,
которые предпочитают в общении с ним, особенностей родительского восприятия и
понимания его личности и поступков.
Данные
повторной диагностики подтверждают положительные изменения, произошедшие с
участниками занятий. В экспериментальной группе снизился % внутриличностных и
межличностных конфликтов, а также % участников с неадекватной самооценкой.
Благодаря рекомендациям и упражнениям удалось выработать позитивный взгляд на
ребенка и процесс воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза о том,
что социально-педагогическая деятельность с семьей способствует созданию условий
для успешной реализации внутрисемейных отношений подтвердилась.
Заключение
Перед обновляющимся российским обществом в начале третьего
тысячелетия на фоне многообразия социально-экономических, демографических,
экологических и других задач социальной политики всё отчётливее проявляются
проблемы социально-педагогического свойства. Наиболее остро дают о себе знать в
сфере социальной работы с семьёй, концентрирующей сегодня на себе многие
негативные последствия спонтанного внедрения в стране рыночной экономики.
Вопросы оказания психологической помощи семье в нашей стране
имеют давнюю историю. В настоящее время отмечается повышение интереса к
проблемам, связанным с семьей, ее становлением и эволюцией. Интерес к профилактической
работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми
трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество
семей: высокими показателями уровня разводов, все возрастающим числом семей с
одним родителем и семей с приемными детьми.
На современном этапе очень важно помешать развалу супружеских
и внутрисемейных отношений, помочь преодолеть трудности межличностного
взаимодействия в семье и на это направлены усилия как профессионального
общества психологов, так и общественности, педагогических структур и общества
в целом.
Интенсивное
развитие службы семьи в нашей стране привело к созданию широкого круга
учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие
семье, помощь в преодолении ее трудностей: семейные консультации, службы
знакомств, различные виды семейного просвещения (семейные университеты, факультеты,
лектории), сексологические, педагогические, психологические кабинеты. Их
деятельность чрезвычайно разнообразна: помощь в создании семьи (службы знакомств
для одиноких); помощь в укреплении семьи и преодолении кризисов развития семьи
(консультации для конфликтующих и разводящихся супругов); оказание помощи в
воспитании детей (консультационные центры для родителей); семейная профилактика
(консультации для молодоженов, проблемных семей).
Помощь
семье наряду с психологами оказывают специалисты различного профиля:
сексологи, юристы, психиатры, педагоги, психотерапевты, социологи. Появляются
новые центры семейной педагогики, организуются программы взаимопомощи, которые
в большей степени ориентированы на личностные проблемы членов семьи, на решение
внутрисемейных проблем. Значительно выросло число профессионалов-психологов,
имеющих дело с профилактикой и коррекцией психологических проблем, так или
иначе связанных с развитием человека в семье.
В мировой практике
социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий
специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается
социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как
самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.
Существенные продвижения
за последние годы наметились в подготовке специалистов социальных служб по
программе базового дополнительного образования. В частности, образовательный
процесс социальных ВУЗов всё больше становится практикоориентированным,
усиливаются тенденции подготовки функционала, способного гибко реагировать на
динамичный характер социальных услуг семье.
Практика становления
профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое
обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в
социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально
использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в
жизненно трудных ситуациях.
Сегодня становится
очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в
социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях
жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её
социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое
обеспечение социальной работы является важным средством социального
восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных
социально-экономических преобразований общества.
Таким образом, проблема
изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй
в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в
высшей степени актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.
В заключении ещё раз
хотелось бы подчеркнуть, что социально-педагогическая деятельность с семьей
ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление
и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных
общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и
социально-экономического положения в России.
1.
Андреева Г.М.
Социальная психология, - М.: «Наука» 1994.
2.
Беличева С.А.
Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С.
23-27.
3.
Бочарова В.Г.
Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. //
Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.
4.
Бочарова В.Г.
Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. – 207с.
5.
Василькова Ю.В.
Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.
6.
Елизаров В.В.
Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в
программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. - М.:
Юридическая литература, 1998. - С.34-35.
7.
Жданов В.И.
Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав
семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000
годы. - М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.
8.
Захаров С.В.,
Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. -
1997. - № 7
9.
Куличенко Р.М. Социальная работа и
подготовка социальных работников в современной России. Уч. Пособие. – Тамбов:
Изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. - 1997.
10.
О положении
детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. - 1997. - М.,
1998.
11.
Основы социальной работы. Учебник.
Гл. 13, 15. – М., 1997.
12.
Основы социальной работы.
Учебник/отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13.
13.
Российская
энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы.
- М., 1997.
14.
Семья и община:
пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы.
// Социальная работа. - 1993г. № 2/3. - С. 14-25.
15.
Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный
работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы:
отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. -
Т.2. - Москва-Тула. 1993. - С. 265-275.
16.
Социальная
работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. - Ростов на Дону.: «Феникс»,
1999. - С.426-433.
17.
Теория и методика
социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994. - 192 с.
18.
Торохтий В.С. Психология социальной
работы с семьей. - М., 1996.
19.
Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического
обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2000. - 240 с.
20.
Теория и методика
социальной работы. Вып.1. - М.: 1993. Тема 7. - С. 62.
21.
Теория и
практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. /Под ред. В.М.
Сафроновой. - М.: РГСИ, 1992.
22.
Теория и
методика социальной работы. Краткий курс. /Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз,
МГСК, 1994.
23.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.
Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.
Методики
исследования
1. Тест Тимоти Лири.
Опросник представляет собой набор, состоящий из 128
характерологических утверждений, т. е. он дает описание особенностей человека
на уровне характера. Он предназначен для измерения степени выраженности
следующих свойств:
1. Доминантность, склонность к руководству,
лидерские данные.
2. Уверенность в себе, самостоятельность.
3. Непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм.
4. Независимость, отчужденность, холодность,
дистанция в общении.
5. Зависимость, подчиненность, неприспособленность.
6. Неуверенность в себе, незрелость,
несамостоятельность.
7. Общительность, уживчивость, ориентация на мнение
окружающих.
8. Отзывчивость, самопожертвование, альтруизм.
Степень выраженности каждого свойства оценивается в
шестнадцатибалльной шкале. При обработке подсчитывается число определений,
относящихся к каждому свойству, выбранных испытуемым.
Техника проведения: Данный опросник может быть
применен для изучения психологической совместимости двух и более людей, анализ
причин конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожиданий.
Испытуемый отвечает на опросник несколько раз с
другими инструкциями, например: «Я», «Идеальное «Я», «Моя жена», «Мой идеал
жены». Эту же работу выполняет партнер испытуемого.
При индивидуальном обследовании каждому испытуемому
выдается текст опросника и ответный бланк, при групповом — каждому испытуемому
выдается ответный бланк, а стимульный материал зачитывается психологом, причем
на каждый ответ дается 5—8 секунд. Перед проведением тестирования следует
обратить внимание испытуемых на то, что утверждения опросника сформулированы в
третьем лице, и от них требуется умение взглянуть на себя со стороны.
Затем происходит подсчет результатов и построение
профиля личности испытуемого. Пример такого профиля приведен на рисунке.
Для составления профиля личности испытуемого
подсчитывается количество утверждений, отнесенных к себе тестируемым, по каждой
из восьми шкал в отдельности. Первая степень выраженности свойства по этой
шкале характеризует адаптивный вариант поведения, третья степень —
дезадаптивный вариант. Диапазон проявления свойств делится приблизительно на 3
зоны: первая от 0 до 6; вторая от 7 до 11; третья от 12 до 16.
Интерпретация:
Данное описание характеризует высокую степень
выраженности каждого свойства, что встречается не так часто.
Шкала 1. Доминирование. Экспансия власти: чем ее
больше, тем лучше, желание иметь вес, значение в глазах других, иметь успех,
распоряжаться. Мотивация борьбы, агрессии, завоевания. Тщеславный тип лидера.
Шкала 2. Уверенность в себе; эгоцентризм,
независимость, эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что
может принести благополучие лично ему, активный выбор себе полезного, в
отношении же другого — равнодушие.) В отношениях с другими людьми —
дипломатия; уступки, если это даст положительный личный результат, и
сопротивление, если это угрожает личному покою и комфорту. Лидер эгоистичный,
честолюбивый.
Шкала 3. Консерватизм. Ригидность реакций, сила воли,
настойчивость в достижении цели — любыми средствами; открыт, прямолинеен,
раздражителен; если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие,
гнев. Не идет на уступки и компромиссы, упрям из принципа. Тип лидера
авторитарный. Отсутствие эмпатии, садистские тенденции.
Шкала 4. Негативный, неудавшийся лидер. Всегда в
оппозиции, недоверчив, сопротивляется любому влиянию, постоянно отстаивает свою
позицию, даже если на нее никто не посягает. Борьба, но не активная, а
оборонительная. Тайное тщеславие, подозрительность, мстительность,
обидчивость, самодурство.
Шкала 5. Уступчивость. Комплекс вины и
неполноценности, социальная неприспособленность и ущербная самооценка.
Самобичевание, неинициативность, робость.
Шкала 6. Зависимость. Незрелость, инфантильность,
несамостоятельность. Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи: ведомый,
антидоминантный.
Шкала 7. Конформизм. Ориентация на мнение окружающих,
боязнь общественного мнения, поиск социального одобрения, внушаемость. В
группе общителен, сонастраивается со всеми, активно сотрудничает с лидером;
если оказывается лидером, то демократического типа.
Шкала 8. Отзывчивость. Эмпатия, эмоциональная
реактивность, чувствительность к поведению других. Умение сопереживать, альтруизм.
Служение идеалу или идолу, самоотдача, бескорыстие — материнский тип отношений
с людьми. Опека над слабыми и беззащитными. Человек совестливый, обязательный,
исполнительный. Дорожит мнением окружающих.
2. Тест
«Самооценка».
Самооценка - связана с одной из центральных потребностей
человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое
место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем
собственном мнении.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной, адекватной самооценке субъект
правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически
относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи,
старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на
деле. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего
уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также
«средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и
стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и
неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у
человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ
своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела.
В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной
высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не
желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка
знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное
состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является
стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.
Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже
реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе,
робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности.
Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются
решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Итак, при исследовании самооценки испытуемым было
предложено из 4 наборов качеств выписать те, которые они считают наиболее
ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных качествах должен был выделить те,
которыми он, на его взгляд, реально обладает.
Обработка:
1.
Подсчитывается количество «реальных» качеств – Р.
2.
Подсчитывается количество «идеальных» качеств – И.
3.
Вычисляется их процентное соотношение.
4.
Результат сопоставляется с оценочной шкалой.
Психодиагностическая шкала
Уровень самооценки
Пол
|
Неадекватно
низкий
|
Низкий
|
Ниже
среднего
|
Средний
|
Выше
среднего
|
Высокий
|
Неадекватно
высокий
|
Мужчины
|
0-10
|
11-34
|
35-45
|
46-54
|
55-63
|
64-66
|
67
|
Женщины
|
0-15
|
16-37
|
38-46
|
47-56
|
57-65
|
66-68
|
69
|
3. Методика «Типовое семейное состояние».
Инструкция: мысленно вернитесь в свою семью.
Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с
которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в
выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким
(какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах.
Обработка результатов: баллы по шкалам, обозначенным
одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок
по субшкалам превышает или равна следующим диагностическим значениям: по шкале
«У» (общая неудовлетворенность) — 26 баллам, по шкале «Н» (нервно-психическое
напряжение) — 27 баллам, по шкале «Т» (семейная тревожность) — 26 баллам.
4. Опросник родительского отношения.
С помощью этого теста вы можете определить характер
отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в общении с
ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.
Инструкция: «Внимательно прочитайте предложенные
утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия
делайте соответствующую отметку в бланке ответов».
Обработка результатов: Авторы теста (Я. А. Варга, В.
В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку: принятие-отвержение,
кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.
Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных
ответов, данных вами на соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов
для каждого из типов отношения.
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, И, 15, 16,
18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37. 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52,
53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48,
50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54,
61.
Подсчитывается количество положительных ответов по
каждому показателю и даются следующие описания.
1. Принятие-отвержение.
Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше)
по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой
он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь
проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по
этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в
жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто
испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и
не уважаете его.
2. Кооперация.
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому
показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка.
Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете
интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости
за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с
ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его тючку зрения в
спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной
выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз.
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому
показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с
ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым,
стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и
неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам
маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете ему проявлять
самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю
говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая
совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
4. Авторитарная гиперсоциализация.
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому
показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм.
Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и
дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во
всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают.
Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него
постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка,
его привычки, мысли и чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем
отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник.
При высоких значениях (2 балла и выше) по этому
показателю в вашем родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление
приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным,
более младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок воспринимается
неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют
своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить
ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
При Низких значениях (0 баллов) подобные стремления
бывают сведены к минимуму.
Диаграммы
первичной диагностики супружеских и детско-родительских отношений
Тест
Тимоти Лири
Экспериментальная
группа
Контрольная
группа
Тест
«Самооценка»
Экспериментальная
группа
Контрольная
группа
Опросник
родительского отношения
Экспериментальная
группа
Контрольная
группа
Первичная диагностика супружеских и детско-родительских
отношений
Тест Тимоти Лири
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Личностный конфликт
|
Межличностный конфликт
|
Личностный конфликт
|
Межличностный конфликт
|
Шкала 1 – 20%
|
Шкала 1 – 20%
|
Шкала 1 – 30%
|
Шкала 1 – 10%
|
Шкала 3 – 20%
|
Шкала 4 – 60%
|
Шкала 3 – 10%
|
Шкала 4 – 20%
|
Шкала 4 – 50%
|
Шкала 5 – 10%
|
Шкала 4 – 10%
|
Шкала 5 – 30%
|
Шкала 7 – 10%
|
Нет конф. – 10%
|
Шкала 5 – 10%
|
Шкала 6 – 20%
|
|
|
Шкала 8 – 20%
|
Шкала 8 – 10%
|
|
|
Нет конф. – 20%
|
Нет конф. – 10%
|
Тест «Самооценка»
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Низкий уровень – 10%
|
Низкий уровень – 0%
|
Ниже среднего – 0%
|
Ниже среднего – 20%
|
Средний уровень – 10%
|
Средний уровень – 40%
|
Выше среднего – 20%
|
Выше среднего – 10%
|
Высокий уровень – 10%
|
Высокий уровень – 10%
|
Неадекватно высокая – 50%
|
Неадекватно высокая – 20%
|
Методика «Типовое семейное состояние»
|
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
|
№ семьи
|
|
У
|
Т
|
Н
|
|
У
|
Т
|
Н
|
|
1
|
М
|
11
|
8
|
6
|
6
|
6
|
3
|
9
|
|
Ж
|
8
|
8
|
11
|
10
|
8
|
10
|
|
2
|
М
|
13
|
3
|
16
|
7
|
13
|
11
|
20
|
|
Ж
|
7
|
6
|
13
|
15
|
11
|
16
|
|
3
|
М
|
13
|
13
|
17
|
8
|
12
|
5
|
14
|
|
Ж
|
17
|
23
|
21
|
16
|
25
|
19
|
|
4
|
М
|
7
|
7
|
11
|
9
|
17
|
21
|
22
|
|
Ж
|
10
|
2
|
15
|
20
|
17
|
21
|
|
5
|
М
|
7
|
7
|
11
|
10
|
15
|
17
|
18
|
|
Ж
|
10
|
2
|
15
|
21
|
16
|
22
|
|
Опросник родительского отношения
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Авторитарная гиперсоциализ. – 70%
|
Авторитарная гиперсоциализ. – 50%
|
Симбиоз – 20%
|
Симбиоз – 20%
|
Маленький неудачник – 10%
|
Маленький неудачник – 10%
|
Принятие-отвержение – 0%
|
Отвержение – 20%
|
Кооперация – 0%
|
Кооперация – 0%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест Тимоти Лири
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Личностный конфликт
|
Межличностный конфликт
|
Личностный конфликт
|
Межличностный конфликт
|
Шкала 1 – 10%
|
Шкала 1 – 0%
|
Шкала 1 – 30%
|
Шкала 1 – 10%
|
Шкала 3 – 10%
|
Шкала 4 – 20%
|
Шкала 3 – 10%
|
Шкала 4 – 20%
|
Шкала 4 – 15%
|
Шкала 5 – 5%
|
Шкала 4 – 10%
|
Шкала 5 – 30%
|
Шкала 7 – 10%
|
Нет конф. – 75%
|
Шкала 5 – 10%
|
Шкала 6 – 20%
|
Нет конф. – 55%
|
|
Шкала 8 – 20%
|
Шкала 8 – 10%
|
|
|
Нет конф. – 20%
|
Нет конф. – 10%
|
Тест «Самооценка»
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Низкий уровень – 0%
|
Низкий уровень – 10%
|
Ниже среднего – 0%
|
Ниже среднего – 20%
|
Средний уровень – 30%
|
Средний уровень – 30%
|
Выше среднего – 40%
|
Выше среднего – 20%
|
Высокий уровень – 20%
|
Высокий уровень – 10%
|
Неадекватно высокая – 10%
|
Неадекватно высокая – 10%
|
Методика «Типовое семейное состояние»
|
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
|
№ семьи
|
|
У
|
Т
|
Н
|
|
У
|
Т
|
Н
|
|
1
|
М
|
7
|
5
|
6
|
6
|
6
|
3
|
9
|
|
Ж
|
4
|
5
|
11
|
10
|
8
|
10
|
|
2
|
М
|
9
|
3
|
10
|
7
|
13
|
11
|
20
|
|
Ж
|
7
|
6
|
7
|
15
|
11
|
16
|
|
3
|
М
|
6
|
6
|
8
|
8
|
12
|
5
|
14
|
|
Ж
|
9
|
9
|
10
|
16
|
25
|
19
|
|
4
|
М
|
7
|
7
|
6
|
9
|
17
|
21
|
22
|
|
Ж
|
5
|
2
|
10
|
20
|
17
|
21
|
|
5
|
М
|
7
|
7
|
5
|
10
|
15
|
17
|
18
|
|
Ж
|
10
|
2
|
4
|
21
|
16
|
22
|
|
Опросник родительского отношения
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Авторитарная гиперсоциализ. – 10%
|
Авторитарная гиперсоциализ. – 50%
|
Симбиоз – 10%
|
Симбиоз – 20%
|
Маленький неудачник – 0%
|
Маленький неудачник – 10%
|
Принятие – 50%
|
Отвержение – 20%
|
Кооперация – 30%
|
Кооперация – 0%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|