Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Особенности отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

        

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

    РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………........5

    1.1 Социальное развитие ребенка, как социально - педагогическая проблема современности………………………..………………………….....................5

    1.2 Анализ факторов и источников социальной адаптации ребёнка в современных условиях………….…………………………………………...10


    2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ

    СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ…..............13

    2.1 Сущность и содержание деятельности учителя начальных классов в социальной адаптации и социальном развитии ребёнка.……………………..13

    2.2 Методика работы учителя по социальному становлению первоклассника…………………………………………………………..………20

    2.3 Организация игр с социальным содержанием для детей первого класса…………………………………………………………………...…...........26


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......31


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….………..………………...33

    ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..35








                                                 Введение

    Вопросы изучения социального становления детей становятся всё более актуальными на страницах современных изданий социально – педагогической направленности.

    В школьном возрасте ребенок начинает постепенно осваивать физическое и психологическое пространства. В этом возрасте важнейшими средством усвоения детьми социального опыта становится сюжетно-ролевая игра.

    Сюжет включает персонажи, жизненную ситуацию, последовательность действий и отношения персонажей. Роль в игре означает, что ребенок в своем сознании отождествляет себя с персонажами и действует от его имени. Любая роль содержит свои правила поведения и отношения, взятые из окружающей жизни.[1]

    Наблюдая за ребенком, мы видим, что он в сюжетно-ролевой игре воспроизводит действия взрослых, копирует их отношения и, следовательно, осваивает социальные роли, накапливает социальный опыт.

     Как отмечают в своих исследованиях Гуров В.Н., Болотина Л.Р., личность российского гражданина как конкретного носителя новых общественных отношений, заключает в себе новое качество.

             Стремление к самовыражению в какой – либо деятельности. Поддерживая это стремление, нельзя допустить, что бы материальные, а не духовные ценности стали единственным источником норм и суждений подрастающего поколения.[2]

     Заметим, что проблема состоит в том, чтобы общество, семья, работники образования, социальные службы относились с пониманием к вопросам социализации и ориентировались на истинные ценности воспитания нового поколения детей.

    Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

    Объект исследования: факторы социального развития и отношений младших школьников.

    Предмет изучения: условия развития ребёнка в школьном детстве.

    Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые, как: Абрамова Г.С., Бодалев А.А., . Гордеева О.В., Дубровина И.В., Ярошенко М.Г. и многие другие.

    Однако исследуемая проблематика настолько широка, что оставляет простор для дальнейших разработок. В связи с этим, целью представленной работы выступает изучение особенностей социальных отношений со сверстниками и взрослыми у младших школьников.

    В данной курсовой работе поставлен ряд важных задач:

    1)Обосновать социальное становление ребёнка как социально-педагогическую проблему современности.

    2) Проанализировать факторы социальной адаптации ребёнка в современных условиях.

    3) Раскрыть содержание деятельности педагога в направлении социального становления детей школьного возраста в условиях школьного образовательного учреждения.

    4) Выявить сущность и назначения диагностических методик, используемых в работе с детьми школьного возраста с целью их социальной адаптации и социального становления.

    Цель и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, состоящую из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.




    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯ

    1.1 Социальное развитие ребенка как социально - педагогическая проблема современности

    В Российской педагогической энциклопедии понятие «социализация» рассматривается на базе родового термина «воспитание» и трактуется как «процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта».[3] При этом воспитание - это организованная деятельность, целью которой является формирование определённого социального опыта личности. Подчеркнем, что спецификой воспитания является то, что оно объединяет, использует все другие механизмы социализации в силу своего проникновения во все виды отношений между людьми.

    Задачей воспитания должна быть выработка характера, внутреннего самоконтроля, а не подавление предполагаемых детских пороков и злых начал. Фундаментальная основа характера состоит в специфических отношениях ребёнка с миром. Ребенок не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по-разному: любить и ненавидеть, заботиться и быть безразличным. Формам этих отношений закладываются в детстве. Можем отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок на протяжении длительного времени сохраняет одни и те же основные черты облика, и периоды гораздо более резких, скачкообразных изменений, связанных с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психологических черт, подчас делают ребёнка неузнаваемым для окружающих.

    Обращаясь к вопросам изучения истории педагогики, подчеркнем, что в трудах В.М.Бехтерева, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского неоднократно подчёркивалось, что воспитание представляет собой закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности. Так, например, А.С.Макаренко утверждал, что «воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле».[4]

     В самом общем смысле социализация есть «процесс и результат социального формирования детей», включение их в социальные отношения. В процессе социализации индивид становиться личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения.[5]

    В любом обществе социализация человека имеет свои особенности на различных этапах, которые можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

    Заметим, что социальное формирование личности - естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится ребёнок, как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы ребёнка и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

    Социальное развитие личности - это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования ребёнка, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для ребёнка, находящегося с рождения в социальной среде.[6]

    Характеризуя этот процесс, заметим, что он имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста ребёнка. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определённый уровень в чём-либо и т.д. 

    Продолжая высказанную мысль, заметим, что для развития теории и практики детского движения, для формирования его целей, задач, принципов и содержания очень важное методическое значение имеет, прежде всего, смысловое наполнение самого понятия «социализация личности».

    На каждом этапе развития общество вырабатывает определенные требования, предъявляемые к подрастающему поколению, которые дают молодёжи возможность успешной интеграции в общественные структуры. Эта интеграция реализуется посредством государственной молодёжной политики. Отличительной особенностью современности является возможность не только наследовать и воспроизводить социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании. Подрастающее поколение видоизменяет социальные отношения и под их воздействием совершенствуется сама.

     Охарактеризуем более подробно младший школьный возраст, так как именно он связан с предметом нашего исследования. Этот период наиболее интенсивного социального развития. Отсюда следует, что в период дошкольного, школьного детства активно развивается речь и мышление ребенка. Так же наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности, развивается личность ребенка.

    Как считают многие исследователи Драгунова Г.О., Буре Р.С., Гуров В.Н., социальное развитие ребенка дошкольного, школьного возраста нельзя представить без понимания сущности социализации. Как было отмечено выше, социализация – это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь человека. В школьном детстве – это, прежде всего, овладение нормами социальной жизни.

    В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее, и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Все это тесно связано с социальным развитием и нравственным воспитании школьника. Опыт нравственного поведения первоклассника складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.

    Отсюда следует высокая восприимчивость детей школьного возраста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.[7]

     Охарактеризуем ведущую задачу нравственного воспитания дошкольников – воспитание гуманных отношений. Чтобы эти отношения были сформированы, необходимо знать компоненты нравственного воспитания. Это прежде всего формирование нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты выступают в единстве.

    В младшем школьном возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственников, в 1 классе – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на переменах дети задают много вопросов. В этом случае взрослый является для детей тем человеком, который всё знает, как на все вопросы ответит, даёт необходимую информацию. Для младшего школьника взрослые – непререкаемый авторитет, и дети стараются подражать им в словах, поведении. В этом возрасте им свойственно копирование. В младшем школьном возрасте – простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает сотрудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в возрасте 6- 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждение, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.

    Таким образом, общение взрослых с детьми школьного возраста непростое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов. Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка, отмечает А.С. Белкин.[8]

             Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе есть специальный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для педагога важно, чтобы школьники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о младших. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выполнять в детском саду, а потом в школе, определенные правила. Уже в младшем школьном возрасте в отношениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и социальное развитие ребенка. Он учится самооценке, самопознанию.

    Авторы Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова отмечают в своих работах, что социальное развитие школьника и их нравственное воспитание связаны с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа проводится с учетом возраста детей и их жизненного опыта. Стихи, былины, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа. Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формировании черт характера и качеств личности. Поведение учителя, его отношение к детям, требования, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направленность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стремящимся получить от всех как можно больше для себя.

             Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что, планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель продумывает: какие нравственные качества он будет воспитывать у детей, какими средствами и методами при этом он будет пользоваться.

    Таким образом, нравственное воспитание и социальное развитие детей школьного возраста является многогранным процессом и требует творческого подхода воспитателей и всех школьных образовательных учреждений, в том числе и учителя к его реализации.

    Итак, в рамках данного параграфа мы рассмотрели основные, базовые понятия проблем социального развития ребёнка, проследили связь категорий «социализация», «воспитание» и др. и обобщили исходные данные по исследуемой проблеме перейдём к анализу факторов и источников социальной адаптации школьника в современных условиях.


    1.2 Анализ факторов и источников социальной адаптации ребёнка в современных условиях

     Для нашего исследования представляется значимым тот факт, что общение в коллективе является важным фактором в процессе социальной адаптации детей.

     Рассматривая адаптацию школьников, а так же вообще человека, необходимо четко видеть разницу между социальной и физиологической адаптацией. Так, Т.А. Репина[9] видит эту разницу на структурно-функциональных уровнях адаптации.       

    · Первый уровень адаптации в сфере отношений человек – природная среда. На этом уровне адаптация протекает произвольно, без осознания и переживания адаптивных реакций.

    · Второй уровень – адаптация в сфере отношений личность – социальная среда. Социальная адаптация представляет собой двуединый процесс: взаимодействие личности и социальной среды, при котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на среду, вступая в отношения с окружающим миром.

     В научной литературе ученые часто пытаются рассматривать социальную адаптацию в рамках социализации. Поэтому важным, на наш взгляд, в изучении социальной адаптации является различие понятий социальная адаптация и социализация и сущности этих явлений.

    Социализация (от лат. Socialis – общественный), как уже отмечалось ранее, это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

    В современной научной литературе адаптация рассматривается как момент или часть социализации.[10]

    О.И. Зотова и И.И. Кряжева считают адаптацию и социализацию единым процессом взаимодействия личности и общества. Социализация связана с общим развитием индивида, а адаптация с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности. По их мнению, социализация - это процесс, длящийся с самого рождения и до смерти, который предполагает этапы, на которых личность может сталкиваться с ситуациями, порождающими потребность в приспособительных актах, которые и являются социальной адаптацией.[11] Таким образом, адаптация развивается в ходе социализации.

    Отечественный психолог А.В. Петровский в своей концепции социализации объясняет развитие личности закономерной сменой фаз: адаптации, индивидуализации и интериозации. Каждая фаза, с точки зрения ученого, представляет собой жизненный путь человека: детство соответствует фазе адаптации; отрочество фазе индивидуализации; юность фазе интериозации. Каждый из названных периодов представляет собой усвоение действующих норм в общности и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.[12]

    Данный подход интересен для нашего исследования тем, что позволяет посмотреть на взаимодействие процессов социализации и адаптации как на глобальный процесс влияющий на развитие человека.

    В.Н. Гуров считает, что социализация обеспечивает социальную адаптацию, то есть активное приспособление индивида к условиям социальной среды в ходе взаимодействия с ней и в результате их встречной активности .[13]

    В нашем исследовании мы подчеркиваем важность активности процесса социальной адаптации, а также то, что на эффективность процесса социальной адаптации влияет самооценка индивида.

    Основная задача социальной педагогики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, опираясь на междисциплинарный анализ процесса социальной адаптации, определить содержательную и функциональные стороны данного процесса, которые будут способствовать созданию предметно и культурно развивающей образовательной среды, определению эффективных форм и методов формирования социально адаптированной личности ребенка.
    Так как социализация и социальная адаптация являются объектами междисциплинарного изучения, мы считаем, что общеметодологические принципы рассмотрения социализации приемлемы и для рассмотрения социальной адаптации.








    2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В

    РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

    2.1 Сущность и содержание деятельности педагога учителя в направлении социальной адаптации и социальном развитии школьника


    Как известно, в процессе социального развития, и в частности социальной адаптации ребенка, часто проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя. Ребенок начинает искать способы и средства, для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведение других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.[14]

     Рассмотрим социальное развитие ребенка по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.

     Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды. Что дает возможность проявляться на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств.

     Так, если не происходит процесс адаптации ребенка к школе то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность, что может привести к серьезной личностной деформации.

     Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценки. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у него чувства товарищества.

     Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка – воспитания.

     Так как для социального педагога объектом постоянного внимания является ребенок, поэтому ему в любом образовательном учреждении важно создать для детей условия психологического комфорта, безопасности их жизнедеятельности, преодоления негативных явлений в семье и в отношениях со сверстниками, в ближайшем окружении и в социуме.[15]

     Особое место в работе педагога отводится психологической помощи детям. Эта помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в детской группе посредством общения со сверстниками и взрослыми, на устранение негативных влияний на ребенка со стороны семьи и отдельных воспитанников и конечно же на помощь в социальной адаптации ребенка новым условиям.

     Такая постоянная помощь детям может быть эффективной при условии сотрудничества и взаимопонимания социального педагога с воспитателем, педагогом – психологом.

    Так же социально – педагогическая помощь чаще всего связана с созданием условий для реализации прав родителей на воспитание детей, предупреждением ошибок воспитания ребенка в семье, с предупреждением и преодолением конфликтных ситуаций.

    Для реализации всех видов помощи детям, особенно в дошкольном образовательном учреждении, педагог должен обладать определенными качествами личности. Это, прежде всего общительность, доброта, чуткость, тактичность, интерес к работе с людьми.

    Школьники по – особому реагируют на отношение к ним взрослым, они всегда чувствуют эмоциональное состояние воспитателей, очень внимательны к тому, как их оценивает педагог или воспитатель. Все эти особенности растущей и развивающейся личности школьника требуют наличия у педагога целого ряда личностных качеств, которые можно объединить в отдельные группы: гуманистические, психоаналитические, эмоционально – волевые, психолого – педагогические.

    В своей практической деятельности педагог руководствуется целым рядом документов, которые в той или иной степени связаны с функционированием образовательного учреждения.

    В основу работы педагога с детьми школьного возраста должны быть положены теоретические исследования, раскрывающие особенности каждого этапа социального развития ребенка.

     Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при переходе от возраста к возрасту растут, качественно изменяются не только отдельные функции ребенка, но и их соотношение, структура. При этом психические функции ребенка развиваются неравномерно даже у детей одного возраста. Для каждой возрастной группы детей существует свой общий период оптимального развития. Каждый возрастной этап дошкольников характеризуется специфической структурой личности.

     При переходе от раннего школьного возраста к старшему, изменяется отношение ребенка с миром взрослых и в целом с окружающей действительностью. Свое отношение к миру дошкольники отражают в изобразительной деятельности, которая способствует социальному развитию каждого ребенка, осмыслению своего отношения к сверстникам и взрослым. Следовательно, именно эти общие возрастные особенности следует учитывать педагогу в своей работе с детьми.

    В деятельности педагога вместе с тем, выделяются определенные направления, но при этом каждое из них направлено на социальную защиту ребенку, предполагающим работу с ребенком, его семьей.

    Каждое из этих направлений определяет содержание деятельности педагога.[16]

    Для дальнейшего нашего исследования рассмотрим работу педагога по вышеизложенным направлениям.

    Одно из центральных мест занимает работа с семьей ребенка. Позиция социального педагога в работе с родителями – тактичное, доброжелательное общение с семьей школьника. Педагог в работе с родителями не имеет возможности с утра или вечером общаться с родителями всех возрастных групп детского сада. Поэтому в его плане работы указываются определенные дни недели для сотрудничества с родителями в виде бесед, анализа диагностических материалов, но все это делается на основе принципа гуманизма и личностно – ориентированной педагогики. Общение с родителями – вещь тонкая, хрупкая и здесь, конечно, важен педагогический такт и профессиональное мастерство.

    Из практики известно, что ошибки в воспитании ребенка в раннем детстве нередко откладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители и воспитатели не всегда замечают отрицательные черты в поведении школьника, а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок ещё мал, подрастет, научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении.[17]

    Воспитатели, родители встречают ещё большие трудности социального становления школьников в преодолении педагогической запущенности детей, накопившейся в течение длительного времени. У школьников нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении ещё не закрепились достаточно прочно. Из этого следует, что нежелательные навыки и привычки школьника ещё не успели приобрести стойкость, и необходимо чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

    Можно сделать вывод, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешной коррекции и социализации перевоспитания ребенка.

             Во-первых, отрицательные качества личности не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей школьного возраста;

             Во-вторых, нервная система ребенка в школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддаётся перевоспитанию;

             В-третьих, требования воспитателя, его информация воспринимаются школьником с особым интересом и обязательностью;

             В-четвертых, длительное общение с школьником в процессе обучения и воспитания позволяет воспитателю наблюдать его и систематически воздействовать на его нравственное развитие.

     В деятельности педагога должна быть предупредительная работа, которая заключается в умении педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в группе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться.

     Поскольку авторитет педагога очень высок, и влияние его осуществляется на базе учения - основной, ведущей деятельности ребенка, то можно предполагать, что личность каждого школьника развивается в соответствие с тем проектом, который составил для него педагог. Капитуляцию же педагога в виде убежденности в «неисправности» ребенка, следует расценивать как непременное условие закрепления в поведении детей неодобряемых обществом поступков и одну из причин появления первых форм педагогической запущенности.[18]

    Процесс изучения личности ребенка важен еще и потому, что одновременно является и первым этапом в коррекции его воспитания и социального развития. Очень хорошо, если с этого этапа начинается и сотрудничество педагога с родителями. Действительно, предложение разобраться в сложном характере сына или дочери, помочь ребенку и им, родителям, преодолеть отрицательные проявления, всегда находит отклик у отцов и матерей.

    Для изучения личности ребенка, помимо наблюдений, следует использовать беседы, отдельные поручения и задания ему, рисование по замыслу или на определенную тему.

    Первый опыт взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Всё, что наблюдает ребенок в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон для его собственного поведения. Поэтому корни трудностей, которые встречаются в воспитании в детском саду, находятся в семье. И поскольку неправильны представления о том, что можно и чего нельзя делать, где добро, а где зло, что хорошо и что плохо, восприняты ребенком от родителей как единственно возможные, то изменить их нельзя, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости более или менее глубокой перестройки их влияния на ребенка.

    Следовательно, задача педагога организовать повседневную жизнь школьников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Социальный педагог создает специальные ситуации, например, может попросить ребенка сходить в медицинский кабинет и выяснить что-то у медсестры или с поручением пойти в соседнюю группу и пр. Такие ситуации помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общения с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения, совершенствуется ориентировка в помещении школы. Но самое главное - дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия школы с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

             Систематически занимаясь с детьми, педагог формирует у них интерес к различным событиям окружающей жизни, желания расширить свои знания, побуждает к самостоятельным наблюдениям, поиску новой информации в процессе содержательного общения со старшими и сверстниками. Перейдем к рассмотрению методики работы педагога по социальному становления школьника.

    2.2  Методика работы педагога по социальному становлению школьников


    Существующие исследовательские методики по социальному становлению детей школьного возраста говорят о том, что повышение эффективности школьного воспитания требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка.[19]

    Школьный возраст важен в воспитательном отношении тем, что это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка. Поэтому, всякие упущения, недоработки и ошибки в социальном воспитании человека незамедлительно отражаются не только на психике ребенка, но и на его становлении как личности. По оценкам учителей, фактически в каждой 1 классе есть 1-3, а иногда и более детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию. По отношению к таким детям малоэффективными оказываются многие приемы педагогического воздействия.[20]

    Как известно, становление личности ребенка происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относится, прежде всего, окружающая ребенка естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические наследственные факторы.

    В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение с родителями, сверстниками, посторонними людьми, проявляя при этом присущую ему активность, что содействует приобретению им особого социального опыта.

    Для нормального развития ребенка с самого его рождения, большое значение имеет общение. Только в процессе общение, ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка, в познании и освоении им окружающего мира. Мы считаем, чтобы правильно оценить социальное становление ребенка -дошкольника, необходимо его взаимодействие со взрослыми . Ребенок должен успешно действовать под руководством педагога или сообща с ним, пользоваться его помощью, благодарить за оказанную помощь, внимание. Он должен уметь выразить просьбу словами, обращаясь к другому человеку, называя его по имени или по имени и отчеству. В возрасте трех - четырех лет дети могут занимать себя сами, контактируя со сверстниками, хорошо себя чувствуя как в большой, так в малой группе детей. Наблюдаются попытки действовать не по первому побуждению. Они могут слушать партнера, наблюдать за его действиями и выказывать ему знаки доброжелательного внимания, разговаривать с друг с другом в приветливой форме. При этом, соблюдаются элементарные правила поведения: дети ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.

             У более старших детей (4-6 лет) закрепляется умение вести себя соответствием с правилами поведения, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопросов. Они охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают не громко. Старшие школьники могут действовать самостоятельно, выбирать себе занятия сами или под руководством взрослого. Налаживается общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми. У детей этого возраста начинает формироваться гуманистические тенденции в поведении, симпатия к себе подобным. Школьники могут участвовать в делах, инициированных другими детьми, позаботиться о себе и своем имуществе, реализовать чужие идеи и следовать примеру. Дети начинают чувствовать и помогать друг другу, могут выражать чувства словами. У них развивается способность к не силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Школьники выполняют правила поведение жизни в школе. В режимные моменты выполняют просьбы и требования учителя, соблюдают очередь. Устанавливается социальный статус ребенка в классе (лидер, предпочитаемый или изолированный). Старшие школьники знают структуру своей семьи, домашний распорядок, свои праздники и т.д. Знают так же структуры других семей, их распорядок. Имеют представление о жизни и обществе за пределами своей семьи и школы. Имеют обширный словарный запас, говорят правильно.[21]

     Используя перечисленные показатели, можно в условиях школы оценить каким образом происходит социальное становление ребенка – школьника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулась его социальное становление за тот или иной период пребывания в школе. Для педагогической оценки социального становления ребенка – школьника (Е.Г.Юдина) предлагает педагогам составить следующую схему фиксации наблюдений (Приложение 1).

     По результатам наблюдений за поведением ребенка в течение определенного времени педагог Г.Б. Степанова рекомендует составить обобщенный профиль социального становления каждого школьника в классе. Для этого в таблице необходимо крестиком пометить то место на шкале, которая, с вашей точки зрения, наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребенка. (Приложение 2).

             После заполнения анкеты – таблицы отмеченные точки соединяются линиями. В результате педагог может наглядно представить, в сторону каких оценок (положительных или отрицательных) сдвинут профиль. Вопрос – утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослым сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения. Полученный профиль покажет, в какой области социального становления ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения. Для получения более адекватных оценок целесообразно также предложить родителям заполнить эту анкету. Профиль ребенка в анкете родителей может существенно отличаться от полученного воспитателями.

    Значимое место в социальном развитии ребенка – школьника занимает усвоение им этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям. Мы считаем, что для оценки уровня развития морально–нравственной сферы детей, можно предложить педагогам метод беседы с ними. Описанный ниже метод предлагается в психологических работах для изучения личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым. Он может использоваться (Приложение 3) и для педагогической оценки развитие морально – нравственной сферы ребенка. Педагог подбирает несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.

    Как показывает опыт, воспитательные приемы более эффективны, когда действия их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослый не имеет разногласий по вопросам дисциплины.

    Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство, отчуждение и агрессивное поведение.

    Следует отметить, что диагностическая работа психологов и социальных педагогов в детском саду должна строиться на следующих принципах:

     1) принцип генетического (исторического) подхода к изучению психики ребенка;

    2) принцип детерминизма, причинной обусловленности;

    3) принцип изучения личности ребенка во всех многообразных связях его с окружающими людьми;

    4) принцип единства изучения личности и общения;

    5) принцип единства сознания и деятельности.

    6) принцип не нанесения ущерба испытуемому;

    7) принцип единства диагностики и коррекции развития психики;

    8) принцип беспристрастности при изучении ребенка, «детского общества»;

    9) принцип сотрудничества.

    Главным принципом при разработке психодиагностического обследования является принцип поведения ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные, повседневные формы поведения людей. Часто для реализации этого принципа используются разнообразные способы побуждения ребенка к игре, в процессе которой проявляются его разные возрастные особенности.

    Как показывает практика, среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:

    ·   социометрия,

    ·   метод наблюдения,

    ·   метод проблемных ситуаций.

    Остановимся на описании этих методов подробнее.


    Социометрия.

    Уже в 1 классе существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важнейших в социальной психологии. При всем многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой– то задачи, с организацией, какой – либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно проложить к группе школьников, в частности к группе 1 класса. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой – либо определенной, общей объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связаны с решением групповой задачи, и с руководством какой – либо деятельностью. От того, как складываются отношения школьника в классе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Остановимся на описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям школьников -7 лет (Приложение 4).

    Метод вербальных выборов.

             Школьники 6-7 лет могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

    1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?

    2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

    3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

    Обработка данных и анализ результатов.

     В результате данных процедур каждый ребенок в классе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

     Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

    ФИО

    Рустам Н.

    Саша Х.

    Наташа Г.

    Оля Ч.

    Олег И.

    Рустам Н


    +


    -

    -

    Саша Х.

    +


    +


    +

    Наташа Г.


    +


    -

    -

    Оля Ч.

    -





    Олег И.

    -


    -

    -


     Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в классе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса

    ·   популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

    ·   предпочитаемые – дети, получившие один – два положительных выбора,

    ·   игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются незамеченными своими сверстниками),

    ·   отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

             При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

             Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.

     

    2.3 Организация игр с социальным содержанием для детей

            

    В данном параграфе остановимся на описании игр детей с социальным содержанием. И более подробно опишем игру как педагогический феномен, который характеризуется тем, что игра всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. А также узнаём, что ролевая игра, позволяет создать обособленное пространство для «внутренней социализации» каждого ребёнка (Л.С.Выгодский)

    Игровая модель жизнедеятельности не ощущается как тренажёр социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации.[22]

    Школьное детство – это короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

     Основным видом деятельности детей школьного возраста является игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный школьному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно- ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

     Игра это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

     Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатление жизни с личным опытом.[23]

     Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра для детей всегда импровизация.[24]

     Так же игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

    Ребенок в игре начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.[25]

     Коллективная игра у школьников, является школой воспитания чувств. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.[26]

     Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

    В школьном детстве основным средством усвоения детьми социального опыта становится сюжетно- ролевая игра.

    Сюжет включает персонажи, жизненную ситуацию, последовательность действий и отношения персонажей отсюда вывод, что в зависимости от сюжета игры делят на бытовые (дочки- матери), игры, отражающие профессиональный труд (в магазин), игры на общественные темы (празднование Дня города). Роль в игре означает, что ребёнок в своём сознании отождествляет себя с персонажем и действует от его имени. Любая роль содержит свои правила поведения и отношения, взятые из окружающей жизни. Таким образом, в сюжетно- ролевой игре ребёнок воспроизводит действия взрослых, копирует их отношения, и осваивает социальные роли, накапливает социальный опыт.[27]

             Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное бельё.

     Игра в школьном возрасте - норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

             Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача взрослого – помочь детям организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

    В практике работы воспитателей различают дидактические игры с игрушками и предметами, настольно - печатные, словесные, музыкальные.

    В связи с таким подходом предлагаются три класса игр.

     Первый класс игр подразделяется на игры сюжетно - отобразительные, режиссёрские, театрализованные, игры - экспериментирование.

     Второй класс включает в себя игры обучающие. Именно в эту группу входят и дидактические игры.

     Третий класс - традиционные или народные игры.

     Исторически сложилось и давно известно ещё одна классификация игр младших школьников:

    · Сюжетно- ролевые;

    · Игры со строительным материалом;

    · Театрализованные;

    · Подвижные;

    · Спортивные.

             Таким образом, говоря об игре как основном виде деятельности школьников, следует подчеркнуть, что воспитатель не должен сводить работу с детьми только к одной форме- занятию, как это часто еще имеет место организации и реализации социального содержания для детей обязательно должно сочетаться с игрой.

     





























    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Проведенный нами в исследовании методологический анализ существующих в современной педагогике направлений по проблеме социального развития ребенка школьного возраста показал, что изучение теоретических аспектов становления ребёнка как гармонично-развитой личности остается одной из важнейших проблем современной педагогики.

     Школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

    В ходе проведенного исследования были поставлены и решены вопросы общетеоретического характера об особенностях реализации социальной адаптации и социального развития детей, а также методики работы социального педагога.

    В результате проведенного анализа нами было установлено, что процесс усвоения воспитанником существующих в обществе социальных и нравственных норм, а также правил поведения является непрерывным процессом. Высокая восприимчивость детей школьного возраста, их легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития. В процессе деятельности дети вступают в нравственные отношения, которые уже в школьном возрасте строятся на основе определенных правил, указаний и требований взрослых.

             В нашем исследовании мы пришли к выводу, что нравственное воспитание и социальное развитие детей школьного возраста является многогранным процессом, который требует творческого подхода воспитателей и всех дошкольных образовательных учреждений, а также рассмотрели подробно проблему социальной адаптации ребёнка в современных условиях. Этот процесс является результатом согласования ребёнка с окружающим миром, приспособлением к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности и к структуре межличностных отношений.

    Проведенный нами анализ практико- ориентированного подхода в реализации социальной адаптации социального развития детей показал, что у школьников нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении ещё не закрепились достаточно прочно. Из этого следует, что нежелательные навыки и привычки школьника ещё не успели приобрести стойкость, и здесь требуется большая затрата сил чтобы помочь ребёнку избавиться от ряда отрицательных черт, развивать и закреплять новые положительные качества.

     Педагог должен уметь формировать у детей этические и моральные нормы, развивать самоконтроль, для того чтобы индивидуальное поведение ребенка соответствовало определённым стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе.

    Проведенный анализ показал, что в школьном детстве немаловажную роль для усвоения детьми социального опыта имеет сюжетно- ролевая игра.

    Игра - не только вид деятельности школьника, но и средство для умственного и нравственного развития и воспитания.

    В организации и реализации игр с социальным содержанием для детей необходимо учитывать тот факт, что дети отражают в игре серьёзные стороны жизни, реальные действительности, придумывают сюжеты игры, свои правила.

     Главная задача воспитателя - насыщение детей новыми впечатлениями,

    создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.

             Все эти игры носят социальный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективной игры и её пользу.





    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Арзуманян С.Д.Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков – Ереван: Луйс, 2003

    2. Баладина Л.А., Гаврилова В.Г. «Диагностическая работа в детском саду». Ростов – на – Дону, 2005

    3. Белкин А.С. Отклонение в поведении младших дошкольников. – «Советская педагогика», 2000

    4. Белова Е.М. Потенциальные возможности наших детей // Дошкольное воспитание 2004-№6

    5. Божович А.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2001

    6. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С.. Дошкольная педагогика. М., 2005

    7. Буре Р.С., Островская Л.О. Воспитатель и дети. М., 2002

    8. Васильева Ю.В. Социальная педагогика. М., 2001

    9. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М.: 1999

    10.   Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. М., 2005

    11.   Делена И.И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание 1999-№4

    12.   Зотова О.И., Кряжева И.К., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1999

    13.   Каган А. Организация ролевой игры//Дошкольное воспитание 2003-№7

    14.   Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев, 2004

    15.   Лисина М.И. Общение, личность и психика дошкольника. Воронеж, 1997

    16.   Листратенко Н. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребёнка // Социальная педагогика 2006. № 2

    17.   Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации ребёнка // Социальная педагогика 2003. № 1

    18.   Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 2001

    19.   Петровский А.В. Общая психология. -М., 1997.

    20.   Пугляева Л. Кто такой «просвещённый родитель?» // Дошкольное воспитание 2004. № 12

    21.   Плагина Н. Развитие игры // Дошкольное воспитание 2000 -№3

    22.   Прохорова О.Ф. Социально-педагогическая поддержка дошкольника в трудной ситуации // Воспитание школьника 2005 - №8

    23.   Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально- психологического исследования. М., 1998

    24.   Рояк А.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Минск. 2005

    25.   Ромашкова Е.И. Игровая модель организации жизнедеятельности ребёнка // Начальная школа 2003, № 2.

    26.   Рузской А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 2000

    27.   Сборник научных трудов «Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции» М., 1993

    28.   Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманит.Изд.центр ВЛАДОС, 2003

    29.   Сухомлинский В.А. О воспитании.- М., 1975

    30.   Соколова Н. Социально- педагогическая поддержка ребёнка в учреждениях дошкольного образования. 2003. № 1

    31.   Снегирёв Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Минск. 2003

    32.   Титаренко Т. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. 1999. № 10

    33.   Юдина Е. Г, Степанова Г.Б, Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду .М., 2003

    34.   Юсубова И.Б, Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности в игровой деятельности. // Начальная школа 2004. № 1


     


    Приложение 1

    Обобщённая схема наблюдений и оценки социального становления ребёнка в 1 классе


    Показатели социализации

    Деятельность в режимные моменты

    Организованная деятельность

    Неорганизованная деятельность


    Р-Р

    Р-В

    Р-С

    Р-В

    Р-С

    Р-В

    Р-С

    Идёт на контакт








    Откликается на просьбы и замечания








    Действует сообща








    Принимает помощь








    Устанавливает дружеские отношения








    Действует под руководством








    Действует самостоятельно








    Проявляет инициативу








    Контролирует своё поведение








    Конфликтует








    Улаживает разногласие








    Признаёт правила








    Сочувствует








    Подчиняет свои интересы интересам другого








    Соблюдает очередь








     ( Р-Р- взаимодействие « ребёнок- родитель»; Р-В- взаимодействие « ребёнок- учитель»; Р-С- взаимодействие «сверстник».)

    Можно использовать 5 бальную шкалу оценок ( 5- часто, 4- как правило, 3- иногда, 2- редко,1- никогда) или 3- бальную (3- обычно,2- иногда,1-очень редко). Положения, приведенные в таблице, носят ориентировочный характер. Исходя из данных показателей, воспитатели могут сами дополнить схему и трансформировать её в более удобную для них форму.



    Приложение 2  


    Индивидуальный профиль становления ребёнка

    Фамилия, имя ребёнка­­­­­­­­­­­­­­_________________________________возраст_________


    Утверждение

    2

    1

    0

    - 1

    - 2

    Утверждение

    Легко идёт на контакт со взрослым






    Избегает контакта со взрослыми

    Откликается на просьбы взрослых






    Не реагирует на просьбы взрослых

    С удовольствием действует со взрослым сообща






    Не любит действовать со взрослым сообща

    Успешно действует под руководством взрослого






    Не умеет действовать под руководством взрослого

    Легко принимает помощь взрослого






    Не принимает помощь взрослого

    Часто взаимодействует со сверстниками






    Избегает взаимодействия со сверстниками

    Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками






    С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками

    Успешно участвует в коллективной игре






    Не участвует в коллективной игре

    Проявляет качество лидера






    Предпочитает подчиняться другим

    Хорошо себя чувствует в большой группе детей






    Не любит большие группы детей

    Спокойно наблюдает за действиями других детей






    Прерывает, мешает действиям других детей

    Умеет занимать других детей






    Не умеет занимать других детей

    Успешно участвует в делах играх, предложенных другими детьми






    Не участвует в играх предложенных другими детьми

    Успешно разрешает конфликты со сверстниками






    Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками

    Хорошо действует самостоятельно






    Не может действовать самостоятельно

    Может занять себя сам






    Не может занять себя сам

    Умеет сдерживать себя, контролировать своё поведение






    Не может сдерживать себя, контролировать своё поведение

    Способен жертвовать своими интересами ради других






    Ориентирован только на свои непосредственные интересы

    Не причиняет вреда растениям, животным , книгам игрушкам






    Часто причиняет вред растениям, книгам, животным, игрушкам

    Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду






    Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

    Признаёт правила, предложенные взрослыми






    Не признаёт правила предложенные взрослыми

    Признаёт правила ,предложенные другими детьми






    Не признаёт правила предложенные другими детьми














    Приложение 3

    Усвоение социальной информации ребёнком-первоклассником

    Фамилия, имя ребёнка__________________________________возраст_________


    Начало года

    Конец года


    Н

    О

    Ч

    Н

    О

    Ч

    Значение структуры, традиций, праздников своей семьи и т.д.







    Знание структуры других семей, их распорядка, праздников и т.д.







    Знание о жизни ( местах и людях) за пределами детского сада







    Знание общества за пределами дома и детского сада







    Знание детской литературы, телепередач







    Обширный словарный запас







    Знание правильной речи







    Способность организовывать полученную информацию на свой лад







    Знание видов трудовой деятельности взрослых


    (Н – не обнаруживает; О- обнаруживает; Ч- часто обнаруживает )












    Приложение 4

                                                             Капитан корабля.

     Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

    1.   Если бы ты был капитаном корабля, кого из класса ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

    2.   Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

    3.   Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

    4.   Кто еще остался на берегу?

    Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два – три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

       Два домика.

     Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики.

    В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представьте себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого–то поменять местами, не забыли ли они кого – нибудь.

     Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.




    [1] Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. М., 2005. С.20

    [2] Л.Р. Болотина, С.П Баранов, Т.С. Комарова. Дошкольная педагогика. М., 2005. С.10

    [3] О.И.Зотова, И.К.Кряжева, Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1999. С.99

    [4] Прохорова О.Ф. Социально-педагогическая поддержка дошкольника в трудной ситуации // Воспитание школьника 2005 - №8. С. 30

    [5] Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. М., 2005. С 160

    [6] Юдина Е. Г, Степанова Г.Б, Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду .М., 2003. С. 93

    [7] Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев, 2004. С.103

     

    [8] Белкин А.С. Отклонение в поведении младших дошкольников. – «Советская педагогика», 2000 с.93


    [9] Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально- психологического исследования. М., 1998 с.123

    [10] О.И.Зотова, И.К.Кряжева, Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1999 Сборник научных трудов «Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции» М., 1993

    [11] О.И.Зотова, И.К.Кряжева, Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1999 Сборник научных трудов «Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции» М., 1993 С. 219-233

    [12] Петровский А.В. Общая психология. -М., 1997

    [13] Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. М., 2005


    [14] Листратенко Н. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребёнка // Социальная педагогика 2006. № 2. С.88


    [15] Рояк А.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Минск. 2005. С. 86

     

    [16] Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. Дошкольная педагогика. М., 2005. С.77

    [17] Белкин А.С. Отклонение в поведении младших дошкольников. – «Советская педагогика», 2000. С. 93


    [18] Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М.: 1999. С.119


     

    [19] Арзуманян С.Д.Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков – Ереван: Луйс, 2003. С. 68.

    [20] Арзуманян С.Д.Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков – Ереван: Луйс, 2003. С. 69.


    [21] Юдина Е. Г, Степанова Г.Б, Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду .М., 2003. С. 100.


    [22] Ромашкова Е.И. Игровая модель организации жизнедеятельности ребёнка // Начальная школа 2003,№ 2. С. 51.


    [23] Снегирёв Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Минск. 2003. С. 77.

    [24] Юсубова И.Б, Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности в игровой деятельности. // Начальная школа 2004. № 1. С. 41.

    [25] Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 2001. С. 54.

    [26] Юсубова И.Б, Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности в игровой деятельности. // Начальная школа 2004. № 1. С. 41.


    [27] Каган А. Организация ролевой игры//Дошкольное воспитание 2003-№7. С. 63.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.