Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Регулирование бухгалтерского учета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Регулирование бухгалтерского учета
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение. 3

    1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации  4

    1.1. Правовое регулирование и основные принципы организации бухгалтерского учета в РФ.. 4

    1.2. Положения по бухгалтерскому учету. 13

    1.3. Учетная политика как составная часть нормативного регулирования бухгалтерского учета. 18

    Заключение. 25

    Список литературы.. 27

    Введение

    Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.

    Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

    Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

    · обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

    · составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

    Цель данной работы – изучить особенности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    1. Рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и место в ней Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

    2. Охарактеризовать Положения по бухгалтерскому учету;

    3. Рассмотреть особенности формирования учетной политики предприятия как составной части нормативного регулирования бухгалтерского учета.

    Объектом практического исследования является система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ.

    1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в           Российской Федерации

    1.1. Правовое регулирование и основные принципы организации

    бухгалтерского учета в РФ


    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом, складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет.

    Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:

    -   законы и иные акты законодательства РФ;

    -   положения по бухгалтерскому учету;

    -   методические указания по ведению бухгалтерского учета;

    -   рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

    Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

    Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

    К этой же группе документов относятся федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др., в которых законодательно закреплены отдельные особенности ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовых форм юридического лица.

    Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения были изменены, дополнены и уточнены.

    Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них - методические указания: по бухгалтерскому учету основных средств; по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; по планированию, учету и калькулированию себестоимости в строительстве и т.д. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.[1]

    Действующий План счетов бухгалтерского учета применяется с 2001 года как переходный к рыночной экономике. В нем раскрыты посредством организации системы бухгалтерских счетов принципы и правила, содержащиеся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. План счетов бухгалтерского учета содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций. Счета являются обязательными для применения, а субсчета используются по мере надобности. Предприятия имеют право уточнять содержание отдельных из них, исключать или объединять, а также вводить новые субсчета. Поскольку субсчета в Главную книгу предприятия можно вводить в виде отдельных рубрик, они могут выступать самостоятельными счетами. Это правило делает систему счетов гибкой, способной адаптироваться к любым новым объектам бухгалтерского учета.

    Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета определяет основные методические принципы и порядок ведения бухгалтерского учета. В ней раскрыты экономическая характеристика, структура и назначение отдельных счетов и субсчетов, отражаемые на них хозяйственные операции.[2]

    К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.

    Приведенный выше перечень документов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации, основан на их юридической значимости для формирования системы бухгалтерского учета. При разрешении различных хозяйственных споров приоритет отдается документам более высокого уровня.[3]

    Рассмотрим требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета в соответствии с законом «О бухгалтерском учете».

    Закон «О бухгалтерском учете» определяет на самом высоком государственном уровне нормы, которыми обязаны руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.

    Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому, трудовому и хозяйственному праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является надежной правовой базой для совершенствования бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развития рыночных отношений, международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей - руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п.

    Во-вторых, бухгалтерский учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами.

    Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.

    Содержание и последовательность изложения основных задач бухгалтерского учета совершенно определенно указывает приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета.[4]

    Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность призваны удовлетворять потребность управляющих и собственников, а также инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.

    Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.

    В Законе не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам.

    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

    Основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» выглядят следующим образом:

    1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Именно с помощью денежного измерителя можно оценить различные факты хозяйственной деятельности организации.

    Если же для оценки имущества или обязательств использовалась иностранная валюта, то в бухгалтерском учете ее необходимо перевести в национальную валюту по курсу на момент совершения операции или составления отчетности.

    2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Это требование означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее собственников или других юридических лиц. Все имущество и обязательства, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах, т.е. за балансом организации.

    3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Это требование означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения существенного сокращения деятельности или ликвидации.

    Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в ее рабочий план счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Для группировки, систематизации и обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности организации используются специфические элементы метода бухгалтерского учета — способ двойной записи в системе бухгалтерских счетов. Такой подход позволяет одновременно отражать изменения структуры имущества и обязательств, а также оценивать их движение во взаимосвязи.

    4. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий. Это требование указывает на необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности организации.

    5. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. Это требование означает, что все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг учитываются обособленно от производимых капитальных и финансовых вложений.[5]

    Перечисленные общие требования к ведению бухгалтерского учета регламентированы федеральным законодательством. Но есть требования и допущения, без которых бухгалтерский учет не может быть организован. Они должны выполняться каждой организацией при выборе своей учетной политики (об учетной политике хозяйствующего субъекта будет рассказано ниже), т.е. собственного варианта ведения бухгалтерского учета.

    Под допущениями в учете понимаются условия деятельности организации, которые должны соблюдаться в течение периода действия учетной политики. Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» определяются:

    · допущение имущественной обособленности. Предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Это допущение повторено из Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

    · допущение непрерывности деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности. Это допущение также совпадает с требованием Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

    · допущение последовательности применения учетной политики. Принятая организацией учетная политика применяется от одного отчетного года к другому. Это допущение означает, что организация должна применять последовательно выбранную учетную политику, а в случае изменения учетной политики должна быть обеспечена сопоставимость бухгалтерских данных смежных отчетных периодов;

    · допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации должны относиться в учете и отчетности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, факт возникновения задолженности покупателей отражается в учете вне зависимости от факта поступления денежных средств от них.

    Если обобщить всю информацию о требованиях и допущениях, регламентирующих организацию бухгалтерского учета, то можно выделить его основополагающие принципы.[6]

    Принцип - исходное, базовое положение науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. Эти принципы сформировались на основании теории, практики и национальных традиций ведения бухгалтерского учета. В отличие от естественных наук, принципы которых существуют в природе независимо от мнения людей, принципы бухгалтерского учета формируются людьми - специалистами в области бухгалтерского учета.

    Основополагающие принципы бухгалтерского учета и отчетности определяют следующие его качественные характеристики:

    · стоимостную оценку;

    · начисление (соответствие);

    · существенность;

    · осмотрительность (бухгалтерский консерватизм);

    · объективность и др.

    Принцип стоимостной оценки означает, что в бухгалтерском учете отражаются все факты хозяйственной деятельности, которые могут иметь денежное выражение. Можно выбрать собственный вариант оценки активов, обязательств или результатов деятельности исходя из возможных вариантов, установленных нормативными актами.

    Принцип начисления заключается в том, что все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете и включаться в отчетность в том отчетном периоде, в котором имели место. Этот принцип обеспечивает сопоставимость доходов и расходов организации, т.е. если какое-либо событие влияет на доходы или расходы определенного периода, то результат этого события должен быть признан в этом же периоде.

    Принцип существенности основан на обязательном отражении в бухгалтерской отчетности такой информации, неточность или отсутствие которой влияет на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта или принятие им управленческих решений.

    Принцип осмотрительности (бухгалтерского консерватизма) означает, что бухгалтер основывает свое профессиональное суждение на том, что доходы признаются только тогда, когда есть обоснованная уверенность в их получении, а расходы - когда есть обоснованная возможность их производства.

    Принцип объективности означает профессиональную подготовку и этику бухгалтера. На сформированную им бухгалтерскую информацию не должны влиять его субъективные личные суждения. Объективной считается надежная и проверенная информация, соответствующая всем фактам хозяйственной деятельности организации.

    Указанные принципы служат базой общей концепции бухгалтерского учета, основой разрабатываемых положений по ведению бухгалтерского учета и представлению результатов предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта в бухгалтерской (финансовой) отчетности.[7]


    1.2. Положения по бухгалтерскому учету


    Для целей реформирования системы бухгалтерского учета были разработаны положения, которые приблизили отечественный учет к международным стандартам его ведения. Кратко охарактеризуем каждое из принятых положений.

    В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) определено, что избранная учетная политика применяется организацией последовательно, в течение всего срока её функционирования. Все элементы, составляющие учетную политику, выбираются организацией самостоятельно, но после их утверждения они применяются в организации в течение отчетного года без изменений по инициативе организации.

    С введением в учетную практику Положения «Учетная политика организации» российская система бухгалтерского учета перешла на использование международных бухгалтерских принципов.[8]

    В Положении по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94) определено, что подрядчик может применять два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода: либо по отдельным выполненным работам, либо по объекту строительства.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) регулирует особенности бухгалтерского учета имущества (активов) и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Особенности заключаются в необходимости пересчета стоимости этих объектов учета в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте.

    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с её требованиями; отчетной информации для иных специальных целей.

    В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) установлены правила их оценки при принятии на учет, при списании на затраты организации и, как следствие, - на конец отчетного периода. Избранные организацией способы и методы оценки закрепляются в учетной политике.

    В Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) установлены основные правила оценки основных средств при их принятии к учету, правила расчета амортизации для целей бухгалтерского учета, особенности проведения и отражения в учете переоценки основных средств, выбытия и иных случаев движения. Избранные организацией способы и методы закрепляются в учетной политике.

    В Положении по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) отмечено, что существенное событие, произошедшее после отчетной даты, подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его результата для организации. Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события, произошедшего после отчетной даты, организация определяет самостоятельно, исходя из требований Положения.

    Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности организации путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах, либо путем раскрытия соответствующей информации в пояснительной записке к годовому отчету. При составлении бухгалтерской отчетности организация оценивает последствия события после отчетной даты и отражает их в денежном выражении, для чего составляется специальный расчет, подтвержденный соответствующими данными. При этом события после отчетной даты отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными учетными записями отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

    Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) определяет порядок отражения в бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, условных фактов хозяйственных деятельности. Условным фактом считается такой факт, последствия которого, а также и вероятность их появления в будущем, не определены, так как проявление такого факта зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. При этом последствия условного факта могут оказать существенное влияние на оценку финансового положения организации и других показателей деятельности организации пользователями бухгалтерской отчетности.

    Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организаций, кроме кредитных и страховых, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации. В Положении приведена классификация доходов организации для целей бухгалтерского учета, в соответствии с которой целесообразно организовать аналитический учет доходов. Кроме того, в Положении рассмотрен порядок признания доходов и правила раскрытия информации о доходах в бухгалтерской отчетности.

    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организаций, кроме кредитных и страховых, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации. В Положении приведена классификация расходов организации для целей бухгалтерского учета, в соответствии с которой целесообразно организовать аналитический учет расходов. Кроме того, в Положении рассмотрен порядок признания расходов и правила раскрытия информации о расходах в бухгалтерской отчетности.

    Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) устанавливает порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности акционерного общества, кроме кредитных организаций, информации об аффилированных лицах, которыми признаются юридические или физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации (взаимозависимые лица). В бухгалтерской отчетности раскрываются данные об операциях между организацией и аффилированными лицами. Это могут быть любые операции по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией и аффилированным лицом.[9]

    Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных. При этом информацией по сегменту считается информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях через установленный перечень показателей бухгалтерской отчетности организации. Информация может формироваться по операционному, географическому или отчетному сегментам. По каждому из указанных сегментов может формироваться информация о доходах, расходах и финансовых результатах сегмента, а также об активах и обязательствах сегмента. Положение определяет порядок выделения, представления и состава информации по сегментам.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) устанавливает правила отражения в учете организации государственной помощи. Определен круг организаций, которым может быть предоставлена государственная помощь, цели, на исполнение которых поступает государственная помощь.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) устанавливает правила отражения в учете операций с нематериальными активами. Дается определение нематериальных активов, состав этих объектов учета, правила формирования в учете информации о стоимости данных активов при их принятии к учету, при начислении амортизации по нематериальным активам.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) устанавливает правила учета кредитов и займов в денежной форме, так и товарных и коммерческих кредитов. Товарный кредит – это предоставление на возвратной основе материальных ценностей; коммерческий кредит – это отсрочка или рассрочка оплаты материальных ценностей, предоставляемая поставщиками. Кроме того, кредиты и займы учитываются по срокам их погашения (краткосрочные и долгосрочные). Положение устанавливает также порядок отражения в учете затрат, связанных с получением заемных средств, и процентов по ним.[10]


    1.3. Учетная политика как составная часть нормативного регулирования бухгалтерского учета


    Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце 80-х го­дов в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accountig policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по междуна­родным стандартам бухгалтерского учета. В 1992 году этот термин был впервые закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федера­ции, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 (28.07.94 № 100).

    Требования к учетной политике в области бухгалтерского учета и отчетности в настоящее время регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика органи­зации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н.

    Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

    -   первичного наблюдения;

    -   стоимостного измерения;

    -   текущей группировки;

    -   итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

    В общем виде направления, регламентируемые учетной политикой предприятия, представлены на рисунке 1.[11]

    Рис.1. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета регламентируемые учетной политикой


    К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

    -   способ группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

    -   способ погашения стоимости активов;

    -   способ организации документооборота и инвентаризации;

    -   способ применения счетов и системы регистров бухгалтерского учета;

    -   способ обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

    Учетная политика организации должна обеспечивать:

    -   полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

    -   своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгал­терском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

    -   большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обя­зательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скры­тых резервов (требование осмотрительности);

    -   отражение, в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического со­держания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета со­держания перед формой);

    -   тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

    -   рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствен­ной деятельности и величины организации (требование рациональности).[12]

    Учетная политика не должна меняться в течение финансового года и распространяется на утверждение:

    -   рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, содержащего минимальный, но достаточный перечень синтетических счетов и субсчетов, необходимый для ведения такого учета исходя из требований своевременности и полноты учета и отчетности;

    -   форм первичных учетных документов (для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым нет типовых форм), а также форм документов для бухгалтерской отчетности для нужд внутренних пользователей учетной информации;

    -   выбора соответствующего варианта оценки отдельных видов имущества в процессе погашения их стоимости, а также обязательств, связанных с использованием данного имущества;

    -   установления соответствующих способов группировки и порядка списания расходов на производство;

    -   применяемых видов резервов предстоящих расходов и платежей;

    -   правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

    -   соответствующего порядка контроля в процессе осуществления хозяйственных операций, а также других процедур, требуемых для организации бухгалтерского учета.[13]

    Отмеченные границы применения учетной политики должны быть обозначены организацией в рамках требований полноты, осмотрительности, приоритета экономического содержания фактов хозяйственной жизни над их формой, а также непротиворечивости и рациональности.

    Разработанная и утвержденная в установленном порядке организацией учетная политика применяется ею последовательно из года в год. Тем самым достигается обеспечение сопоставимости данных бухгалтерского учета, полученные в разные отчетные периоды. Следовательно, в целях реализации данного требования учетная политика должна вводиться в действие с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения).

    На изменение учетной политики могут оказать влияние следующие обстоятельства:

    -   изменение действующего законодательства Российской Федерации или нормативных актов соответствующих органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета в стране (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и др.);

    -   разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета на отдельных участках ее финансово-хозяйственной деятельности;

    -   существенное изменение условий этой деятельности.

    При этом существенным признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движение денежных потоков или финансовых результатов организации.

    Содержание приказа об учетной политике должно раскрывать два направления:

    1) описание элементов организационно-технического характера:

    -   рабочий план счетов,

    -   формы первичных документов,

    -   порядок организации документооборота,

    -   форма бухгалтерского учета и техника обработки учетной информации,

    -   порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

    2) описание методологических способов ведения учета отдельных объектов:

    а) по основным средствам:

    -   о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

    -   об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации);

    -   о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

    -   об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

    -   об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

    -   о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств;

    б) по нематериальным активам:

    -   перечень нематериальных активов, подлежащих амортизации;

    -   способы начисления амортизации по отдельным видам нематериальных активов;

    -   способы отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам;

    в) по материально-производственным запасам:

    -   способы оценки материально-производственных запасов по их видам (в случае использования организацией счетов 15 и 16 это обязательно следует указать в учетной политике);

    -   способы списания МПЗ (метод средней, метод ФИФО, метод ЛИФО);

    -   стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

    г) по товарно-материальным запасам:

    -   порядок оценки товаров в торговых организациях;

    -   порядок распределения заготовительно-складских расходов;

    -   методы оценки ценностей при их выбытии;

    -   для предприятий розничной торговли необходимо указать, используют ли они счет 42 «Торговая наценка»;

    д) по финансовым вложениям:

    -   порядок оценки долговых ценных бумаг;

    -   метод списания ценных бумаг с учета;

    -   по учету затрат на производство и незавершенному производству

    -   установление объекта учета затрат при производстве продукции;

    -   определяет состав затрат, формирующих себестоимость производства продукции, которые учитываются по объекту учета затрат;

    е) по учету выручки от реализации продукции:

    -   метод оценки выручки (в рублях или в условных денежных единицах);

    -   метод определения выручки и финансового результата от выполненных работ;

    -   метод определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения (по отгрузке или по оплате);

    ж) по учету валютных операций:

    -   учет курсовых разниц в течение отчетного периода;

    3) другие элементы учетной политики.

    Перечисленный состав и содержание приказа об учетной политике может вклю­чать и решение других методологических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации.

    Следует отметить, что значение учетной политики недооценива­ется многими организациями, в которых к разработке учетной поли­тики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

    Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости про­дукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и иму­щество, показателей финансового состояния организации. Следова­тельно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности орга­низации, налогового планирования, ценовой политики.[14]

    Заключение


    Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов: законы и иные акты законодательства РФ; положения по бухгалтерскому учету; методические указания по ведению бухгалтерского учета; рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

    Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

    Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ.

    Положения по бухгалтерскому учету устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.

    Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

    Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

    К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.

    Список литературы


    1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.).

    2. Аносов В. Учетная политика. Какие новшества? // Двойная запись. – 2005. - №12. – С. 9-11.

    3. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2001. – 287с.

    4. Бакаев А.С. Реформа бухгалтерского учета - 5 лет реализации правительственной программы // Финансовая газета. - 2003. - № 28. – С. 2-3.

    5. Богатая И.Н., Хаханова Н.Н. Бухгалтерский учет. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2004. – 800с.

    6. Глушков И.Е., Киселева Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Издание 11. Эффективная настольная книга бухгалтера в 2-х т.т. Т.1.М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2004. - 1000с.

    7. Касьянова Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном. Самоучитель по формуле: три в одном: бухучет + налоги + документооборот. – М.: АБАК, 2008. – 696с.

    8. Керимов В. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – 688с.

    9. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / под ред. А.С. Бакаева. - 2-е издание, дополненное. – «Юрайт-Издат», 2005. – 145с.

    10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 592с.

    11. Концепция проекта Федерального закона «О бухгалтерском учете» // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2006. - №3. – С. 21-22.

    12. Кузнецова В.А. Обновляем учетную политику для фирм на общем режиме // Главбух. – 2006. - №2. – С. 5-8.

    13. Медведев М.Ю. Теория бухгалтерского учета: учебник. – М.: Омега-Л, 2007. – 418с.

    14. Морозова Н. Учетная политика - спасательный круг для бухгалтера // Московский бухгалтер. – 2006. - №1. – С. 11-13.

    15. Островский О.М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. - № 14. – С. 12-15.

    16. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет как источник данных для принятия управленческих решений // Консультант. – 2006. - №4. – С. 12-16.

    17. Сотников Л.В. Бухгалтерская отчетность организации за 2007 год. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.



    [1] Богатая И.Н., Хаханова Н.Н. Бухгалтерский учет. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2004. – С. 27.

    [2] Керимов В. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – С. 41.

    [3] Богатая И.Н., Хаханова Н.Н. Бухгалтерский учет. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2004. – С. 28.

    [4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА – М, 2004. – С. 17.

    [5] Глушков И.Е., Киселева Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Издание 11. Эффективная настольная книга бухгалтера в 2-х т.т. Т.1.М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2004. – С. 117.

    [6] Медведев М.Ю. Теория бухгалтерского учета: учебник. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 31.

    [7] Глушков И.Е., Киселева Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Издание 11. Эффективная настольная книга бухгалтера в 2-х т.т. Т.1.М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2004. – С. 121.

    [8] Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / под ред. А.С. Бакаева. - 2-е издание, дополненное. – «Юрайт-Издат», 2005. – С. 32.

    [9] Касьянова Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном. Самоучитель по формуле: три в одном: бухучет + налоги + документооборот. – М.: АБАК, 2008. – С. 63.

    [10] Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / под ред. А.С. Бакаева. - 2-е издание, дополненное. – «Юрайт-Издат», 2005. – С. 117.

    [11] Морозова Н. Учетная политика - спасательный круг для бухгалтера // Московский бухгалтер. – 2006. - №1. – С. 11.

    [12] Медведев М.Ю. Теория бухгалтерского учета: учебник. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 124.

    [13] Кузнецова В.А. Обновляем учетную политику для фирм на общем режиме // Главбух. – 2006. - №2. – С. 6.

    [14] Морозова Н. Учетная политика - спасательный круг для бухгалтера // Московский бухгалтер. – 2006. - №1. – С. 13.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Регулирование бухгалтерского учета ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.