Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Система избирательного права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Система избирательного права
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение. 2

    глава 1. Общетеоретический анализ избирательного права и избирательной системы россии  4

    1.1. Избирательное право в правовой системе россии. 4

    1.2. Избирательная система россии. 6

    глава 2. Избирательный процесс в российской федерации. 10

    2.1. Понятие избирательного процесса. 10

    2.2. Стадии избирательного процесса. 15

    заключение. 17

    список литературы.. 21

    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Избирательное право является одной из самых молодых и динамично изменяющихся подотраслей в системе российского права, поскольку до либерализации общественно-политической жизни избирательные права граждан носили чисто условный характер. Не существовало подлинно демократических форм выборов; легитимность и преемственность власти обосновывались иными причинами, нежели это было принято в большинстве демократических государств. Практически вновь сформирована новая система правоотношений – система избирательных правоотношений.

    Демократическая организация общества и государства немыслима без осуществления народовластия, важнейшим инструментом которого являются выборы. При закреплении порядка реализации гражданами активных и пассивные избирательных прав законодатель выбирает ту или иную избирательную систему. Этот выбор обусловлен комплексом различных социальных, экономических, политических и исторических причин, а также возможных последствий применении определенного типа избирательной системы. Российский опыт регулирования избирательных процедур и их реализации своеобразен и отличается значительным разрывом между содержанием законодательной нормы и реальной политической практикой ее осуществления.

    Объектом данного исследования являются общественные отношения, связанные с избирательной системой в Российской Федерации. Предмет изучения – нормы конституционного и, прежде всего, избирательного права; доктринальные источники по теме исследования; судебная практика.

    Целью исследования является комплексный анализ избирательного права Российской Федерации. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

    - рассмотреть эволюцию избирательной системы России;

    - проанализировать правовую природу избирательного права, его место в правовой системе России;

    - сформулировать понятие избирательной системы, проанализировать ее структуру и содержание;

    - уточнить понятие избирательного процесса;

    - выделить стадии избирательного процесса.

    Среди дореволюционных ученых в исследовании природы и основных свойств избирательной системы следует отметит значительный вклад Н.М. Коркунова, П.И. Лазаревского, П.И. Люблинского, С.А. Муромцева, Б.Н. Чичерина. В советский период данная проблематика затрагивалась в трудах Т.Б. Анисимовой, П.Т. Василенкова, А.И. Кима, В.Ф. Котока, БЛ. Кравцова, А.И. Лепешкина, ИЛ. Трайнина, Б.В. Щетинина. Среди современных авторов следует назвать С.Л. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.В Барабашева, П.А.. Богданову, В.И. Васильева, Л.В, Зиновьева, ДЛ. Златопольского, Л.И. Ковлера, Д.А. Ковачева, С.Д, Князева, О.Н. Кутафина, В,В. Лапаеву, В.И. Лысенко, В.В. Маклакова, М.С. Матейковича, Н.А, Михалеву, А.А. Мишина, Ю.А. Тихомирова, Л.К Постникова, Б А, Страшуна, В.Н. Чиркина, К.Ф. Шеремета и др.

    Теоретическую основу работы составляют труды следующих авторов: Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Г.Д. Садовниковой и др.

    Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет предмет, объект и цель исследования, раскрывает структуру работы. В первой главе работы дается характеристика эволюции избирательной системы в России. Вторая глава посвящена изучению понятия и содержания избирательного права и избирательной системы с общетеоретических позиций. В третьей главе анализируются вопросы избирательного процесса в Российской Федерации. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой проблеме.

    ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО

    ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ


    1.1. Избирательное право в правовой системе России


    Какое место занимает избирательное право в правовой системе России? Является ли оно институтом, подотраслью или даже самостоятельной отраслью права? Ответ на этот вопрос носит дискуссионный характер. Следует отметить, что избирательное право как подотрасль конституционного права от­носится к публичному праву. Это следует из положений Конституции РФ. Хотя она не содержит специаль­ной главы, посвященной организации выборов, но принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права закре­плены в главах, посвященных основам конституционного строя, пра­вам и свободам человека и гражданина, системе органов государст­венной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократич­ный характер формирования органов государства, в котором непо­средственно принимают участие граждане РФ.

    Публично-правовой характерь избирательного права проявляется, прежде всего в выборах, в процессе которых происходит совместное и неза­висимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. На­род, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществ­ление принадлежащей ему власти[1].

    Как отмечается в литературе, «являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления»[2].

    Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

    Избирательное право и избирательная система тесно связаны, но это не одно и то же и отождествлять их не следует. Известно, что избирательная система - это совокупность право­вых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. В то же время избирательная система в РФ пред­ставляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государст­венные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, используемый при вы­борах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, про­водимых в соответствии с федеральными законами, законами и ины­ми нормативными актами законодательных (представительных орга­нов) государственной власти субъектов РФ[3].

    Избирательное право регулирует важнейшие общественные от­ношения, складывающиеся при выборах Президента, депутатов всех уровней, глав местных администраций и образует важную составляющую часть конституционного права РФ. Таким образом, избирательное право по своей природе является совокупностью конституцион­но-правовых норм.

    При характеристике избирательного права как подотрасли консти­туционного права, следует иметь в виду и то, что особым предметом его регулирования является, прежде всего, сфера политических от­ношений, связанных с выборами, о чём отчасти уже упоминалось ра­нее. В этой связи уместно указать, что под политикой обычно понима­ют отношения, складывающиеся между государствами, нациями, раз­личными крупными социальными общностями в связи с осуществле­нием власти. При этом следует отметить, что различные социальные общности (классы, народы, нации, макрогруппы и т.п.) сами по себе не могут быть организованными, и поэтому имеются определённые субъекты, которые являются их представителями и реализуют функции по их от­носительной организации, а также быть выразителем их определён­ных взглядов, интересов и т.д.[4].

    Главная же задача из­бирательного права состоит в регулировании отношений, складывающихся в процессе выборов, проведении референдумов и реализации других институтов демократии. Будучи публичным правом, реализующимся на основе принципа централизации, избирательное право определяет нормы поведения участников соответствующих общественных отношений императивно. Т.е. все граждане РФ, независимо от их должно­сти, статуса или общественного положения, одинаково обязаны вы­полнять эти правовые нормы. В этом проявляется воля народа, яв­ляющегося единственным сувереном, имеющим право устанавливать действующий правопорядок, а также выбирать лиц, которые будут управлять от его имени[5].

    Таким образом, характеризуя избирательное право как институт конституционного права, следует исходить из того, что оно представ­ляет собой совокупность отраслей права, которые регулируют отно­шения, обеспечивающие общий, совокупный общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту част­ного интереса индивидуального собственника или объединения. Сле­довательно, основной особенностью отрасли как таковой является наличие своего юридического режима, основанного на способах пра­вового регулирования однородных общественных отношений.

    Конституция и федеральные законы гарантируют эти права граж­дан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Именно в них проявляется демократическое начало, обеспечивающее участие граждан в формировании органов власти и управления[6].

    На основе анализа позиций по определению понятий избиратель­ного права можно сделать вывод, что все они имеют логическую осно­ву, построенную на характеристике избирательного права как отрасли, призванной регулировать отношения в период смены органов власти и управления.  Вместе с тем такой подход чрезвычайно широк и собст­венно характеризует избирательное право вообще. В этой связи счи­таем, что имеет место и более узкое понимание избирательного пра­ва.


    1.2. Избирательная система России


    Избирательная система является сложным политико-правовым институтом конституционного права. Именно в этой связи предпринимались неоднократные попытки объективно оп­ределить понятие и содержание избирательной системы учёными правоведами, как в России, так и за рубежом. Тем не менее, значи­тельный объём исследований в области этого института права оста­ётся актуальным, поскольку многие его основные положения противо­речивы и преподносятся фрагментарно.

    В большинстве случаев, при освещении проблем избирательной системы учёные и законодатели не акцентируют внимание на опреде­лении самого понятия системы, хотя главу, в которой дают анализ, именуют «Избирательная система РФ»[7], либо ука­зывают, что избирательная система неразрывно связана с осуществ­лением предусмотренного статьей 32 Конституции России права гра­ждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и  местного самоуправления, но само понятие как таковое не раскрыва­ют.

    Тем не менее, понятие «избирательная система» прочно закрепи­лось только за отдельными её элементами,[8] в чем проявляется, на наш взгляд, и политизированный подход к этому политико-правовому институту. Значительное количество работ по проблемам избиратель­ной системы вовсе не означает того, что некоторые вопросы не тре­буют более углубленного, комплексного рассмотрения. Этим обуслов­ливается необходимость систематизации проблем избирательной системы и выявления путей её совершенствования.

    Существует несколько групп определений исследуемого понятия: одни авторы считают, что под избирательной системой следует пони­мать совокупность демократических принципов, другие - совокупность юридических норм, третьи - совокупность общественных отношений и т.д. Большой объём источников не позволяет рассмотреть все виды определений, сформулированные учёными на протяжении многих лет.

    В частности, О.Е. Кутафин и Е.И. Козлова указывают, что «под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации»[9].

    Исходя из этих общих суждений нам видится, что, как правило, в научной и методической литературе рассматриваются вопросы избирательной системы в узком смысле, ибо сюда, как правило, относят совокупность юридических норм: закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть из­бранными; устанавливающих ответственность депутатов и других вы­борных лиц за свою деятельность перед избирателями; определяю­щих порядок организации и проведения выборов, регулирующих от­ношения, возникающие в процессе формирования органов государст­венной власти и осуществления взаимоотношений избирателей с де­путатами и иными избираемыми ими лицами[10]. Такой подход имеет достаточно оснований, т.к. автор собственно исходит из юридического понимания этого социального феномена.

    Помимо узкого понимания избирательной системы имеет место и понятие «избирательная система» в «широком смысле», как совокуп­ность фактических общественных отношений, возникающих в про­цессе (по поводу) организации и проведения выборов[11]. Так, например, А.П. Сунцов отмечает, что категория «избирательная система» в соб­ственном смысле слова носит собирательный характер и включает в себя три взаимосвязанных подсистемы, выступающих как совокупно­сти общественных отношений в сферах организации и проведения выборов:

    1) Президента и депутатов Государственной Думы России;

    2) исполнительной и представительной (законодательной) государствен­ной власти субъектов Федерации («избирательная система субъекта Федерации»);

    3) органов местного самоуправления. С другой стороны, А.И. Ким рассматривает избирательную систему как институт демо­кратии, представляющий собой всю совокупность общественных от­ношений, возникающих в процессе и в связи с формированием орга­нов государственной власти[12]. Одной из первооснов избирательной системы является обособ­ленный комплекс общественных отношений. Однако сами эти отноше­ния нуждаются в системном правовом обеспечении. В названных оп­ределениях необоснованно пропущены нормы права. И в этой связи более правильным являлось бы определение понятия «избиратель­ной системы» как совокупности общественных отношений, возникаю­щих по поводу организации и проведения выборов и определения ре­зультатов голосования, регулируемых нормами права или возникаю­щих на их основе[13].

    Современная избирательная система ориентирована на создание надлежащих юридических предпосылок реализации и защиты их из­бирательных возможностей не только во время организации и прове­дения выборов, но и в период между выборами. Игнорирование обще­ственных отношений, связанных с обеспечением в указанный период соблюдения и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного само­управления, выглядит обидным упущением и не позволяет в полном объеме охватить весь комплекс вопросов, имеющих юридическое зна­чение для эффективного использования института выборов в качестве отправной формы народовластия, обеспечивающей цивилизованное сосуществование гражданского общества и государства.

    Среди них можно назвать отношения, связанные с организацией постоянного учета избирателей, внедрением и функционированием автоматизиро­ванных систем, хранения и обработки данных об избирателях и ре­зультатах их волеизъявления, созданием постоянно действующей го­сударственной системы правового обучения избирателей и организаторов выборов, обеспечением непрерывного характера деятельности избирательных комиссий, функционирующих на постоянной основе[14]. Поэтому ограничение избирательной системы общественными отно­шениями, опосредующими организацию и проведение выборов, игно­рирует то обстоятельство, что вне временных интересов избиратель­ного процесса также обнаруживаются отношения, имеющие важное, с юридической точки зрения, значение для обеспечения практического осуществления избирательных прав граждан. Конечно, эти общест­венные отношения имеют вспомогательный характер, что, однако не дает оснований недооценивать их значения, и тем более, исключать их из сферы интересов избирательной системы.

    Более того, поступа­тельное развитие избирательного законодательства свидетельствует, что в современных условиях оно все активнее распространяет свое влияние на отношения, прямо не воздействующие на опосредование организации и проведения выборов, но являющиеся необходимой со­ставной частью единой системы социальных связей, обеспечивающих стабильный, устойчивый характер функционирования избирательных прав граждан[15].

    Таким образом, избирательная система в широком смысле пред­ставляет собой совокупность правовых норм, юридических и физиче­ских лиц, а также, собственно, механизма, представляющего возмож­ность гражданам избирать и быть избранными. Нам представляется, что, исходя из нашего предмета исследования, необходимо рассматривать избирательную систему как систему общественных отношений, возни­кающих в связи с выборами органов публичной власти. Оно наиболее точно отражает специфику понятия «избирательная система»  и наиболее полно ее раскрывает.

    Какая избирательная система оптимальна для современной России?

    Длительное время ученые и практики спорят о том, какой вид избирательной системы для той или иной страны предпочтительнее. «Однако, - как метко заметил В.Е. Чиркин, - идеальных избирательных систем нет, и в обозримом будущем, несмотря на развитие науки и техники, они по объективным причинам, видимо, не появятся»[16]. Использование избирательной системы должно обеспечивать равенство представительства избирателей в выборных органах власти. При этом мажоритарная избирательная система основана на равенстве территориального представительства, а пропорциональная - политического. Поскольку равное территориальное представительство в парламенте России обеспечивает Совет Федерации, куда, как известно, входят по два члена от каждого субъекта Российской Федерации, то Государственная Дума должна обеспечивать именно политическое представительство, что обеспечивается посредством применения пропорциональной избирательной системы. С 1995 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ избиралась по смешанной избирательной системе, в настоящее время пропорциональная составляющая на выборах депутатов нижней палаты российского парламента увеличена посредством избрания всех депутатов на выборах 2007 г. по пропорциональной избирательной системе. Введение исключительно пропорциональной системы на выборах в нижнюю палату федерального парламента и смешанной при выборах в законодательные органы субъектов РФ при их адекватной реализации может оказать позитивное воздействие на претворение в жизнь принципа равенства политических партий[17].


    ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    2.1. Понятие избирательного процесса


              Несмотря на неоднократно предпринимаемые в литературе попытки сформулировать понятие «избирательный процесс», его четкое и однозначное  определение  до сих пор не  выработано, что нередко приводит исследователей к разнообразным оценкам и понятиям[18]. Кроме того, юридическая наука и практика широко оперирует  такой правовой категорией, как «процесс», акцентируя  внимание на различных его видах (гражданский, арбитражный, уголовный, административный, законодательный, бюджетный, избирательный и др.). Процесс представляет собой  весьма сложное, правовое явление, которое имеет определенные общие для всех видов юридической процессуальной формы свойства и вместе с тем специфику их отраслевого преломления, отражающую особенности  регулируемых  отношений и характер их юридической регуляции[19].

    Избирательный процесс в России имеет перманент­ный (цепной) характер. Его вершиной яв­ляются выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президен­та РФ. Непрерывный характер избирательного процесса подтверждается тем, что между выборами высших органов государственной власти РФ постоянно  проводятся «локальные» избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы взамен выбывших, глав субъектов РФ, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов РФ, глав местных администраций и т.д. Таким образом, избирательный  процесс – урегулированная нормативными правовыми  актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса состоящих из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающаяся  на демократические принципы российского избирательного права и направленная на придание выборам легитимного  характера[20].

             Избирательный процесс можно определить и как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий. Данное определение содержит следующие признаки избирательного процесса:

    ·  избирательный процесс – это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;

    ·  избирательный процесс – деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса, т.е. лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;

    · избирательный процесс – деятельность, направленная на избрание выборных лиц. Избирательный процесс имеет строго целевое назначение, юридическим результатом которого является формирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, и избрание должностных лиц государственной власти местного самоуправления;

    · избирательный процесс – деятельность, урегулированная процессуально-правовыми нормами и поэтому он может начаться только на основании и в соответствии с законом. Избирательный процесс осуществляется и определенной правовыми нормами процессуальной форме;

    · избирательный процесс – это осуществление и избирательных действий в определенной последовательности. Поступательное движение избирательного процесса его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, и избирательного объединения[21].

    Новое в современном избирательном процессе состоит не только в содержании материаль­ных, процедурных и процессуальных норм и юридических ин­ститутов, но и в понимании политико-правовой природы изби­рательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты активного и пассивного избирательного права граж­дан РФ[22]. Избирательный процесс в этом смыс­ле есть не только и не столько администра­тивный технологический процесс, сколько публичное политическое действо, в рамках которого разворачи­вается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легити­мируется деятельность представительных, а также выборных институтов власти и управления, реализуется законное право суверенитета народа и республиканской формы правления[23].

    В современных условиях понятие «избиратель­ный процесс» существенно обогащено за счет формирования совокупности вспомогательных элементов: 1)  актив­ной законотворческой деятельностью, а также деятельностью Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции, направленной на совершенствование, гармонизацию и систематиза­цию федерального и регионального избирательного законодательства, унификацию юридических форм и методов осуще­ствления избирательных действий и процедур, обеспечение и защиту конституционных избирательных прав граждан; 2) разработки, принятия и реализации мероприятий фе­деральной и региональных целевых программ повышения пра­вовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессионализации деятельности избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса; 3) организации избирательного процесса на началах политической состязатель­ности, прозрачности избирательных действий и процедур[24].

    Конституционные принципы организации избирательного процесса как руководящие и направляющие начала организа­ции и проведения выборов в рамках соответствующей избирательной системы нацелены, в частности, на обеспечение кон­ституционного равноправия граждан и их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местно­го самоуправления, представительного характера законодатель­ного органа государственной власти,  проведе­ние выборов на основе закона, обязательность назначения и проведения выборов в порядке и сроки, установленные конституцией и закона­ми[25].

    Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, использует­ся в широком и узком значении и его конкретное использова­ние предопределяется временными рамками (начала и оконча­ния) его структурного раскрытия (развертывания) в виде пос­ледовательности стадий избирательного процесса. Термин «избирательный процесс» поглощает содержа­ние термина «избирательная кампания» как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том чис­ле суда, органа местного самоуправления о назначении выбо­ров до дня официального опубликования результатов выбо­ров, т.к. связан с необходимостью принятия уполномо­ченным на то органом или должностным лицом в установлен­ные конституцией, уставом, законом сроки и порядке реше­ния о назначении даты выборов и его направлении для офици­ального опубликования. В узком смысле «избирательный про­цесс» как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии, в свою оче­редь, включают в себя совокупность конкретных избиратель­ных процедур и избирательных действий.

    Демократический избиратель­ный процесс - это часть политического режима, установленного в стране, и непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии, образующих со­циально-политическую и социокультурную инфраструктуру избирательных прав граждан. Кроме того, до нача­ла конкретной избирательной кампании необходимо совершить ряд важных действий и процедур, благодаря которым избира­тельный процесс является не только юридической техникой организации голосования, но и институтом, обеспечивающим политическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность власти[26].      


    2.2. Стадии избирательного процесса


    Избирательный про­цесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных изби­рательных процедур и избирательных действий[27].

             Таким образом, наряду с общем логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления. В научной литературе отсутствует единое мнение  относительно состава стадий избирательного процесса и их наименования. Необходимо отметить, что их деление носит сугубо условный характер, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Сами стадии избирательного  процесса  также являются институтами.

    Стадия избирательного процесса – это динамическая, относительно замкнутая совокупность закрепленных действующим законодательством способов, методов, норм, выражающих строгое и неуклонное осуществление процедурно-процессуальных требований.

    Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу­дарственным органом, органом местного самоуправления, дол­жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов, избирательных участков, 4) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная аги­тация; 7) голосование и определение итогов голосования, ре­зультатов выборов и их опубликование[28].

    Функциональное назначение стадий избирательного про­цесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных изби­рательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих вы­борных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологиче­ский) характер. Так, проведение выборов невозможно без сво­евременного их финансирования. В этих условиях основные технологические элементы организации избирательного про­цесса в том или ином объеме своих функциональных характе­ристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса.

    Как отмечается в литературе, в настоящее время любые региональные, а равно федеральные выборы проводятся в соответствии с двумя законами, регулирующими подготовку и проведение выборов. С одной стороны, это Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.07.2003, с изм. от 14.11.2005) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[29] (далее – Закон о гарантиях). С другой стороны, это соответствующий закон субъекта РФ о выборах или Федеральный закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ (ред. от 23.06.2003, с изм. от 14.11.2005) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[30], Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[31]. То есть участникам избирательных кампаний, избирательным комиссиям приходится одновременно руководствоваться положениями двух законодательных актов, детально регулирующих все стадии избирательного процесса.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В результате предпринятого исследования были сделаны выводы:

    На протяжении всей отечественной истории политико-правовое становление избирательной системы в нашем государстве было обусловлено решением вопроса о принадлежности власти. Избирательная система являлась правовым средством, закрепляющим власть за определенными общеетвенно-политическими силами и исключающим из политической борьбы конкурентов (или существенно усложняющими их участие). Она отражала приоритетные для власти ценности при тенденции сохранения полного административного контроля над осуществлением выборных процедур. Эти тенденции просматриваются на каждом из трех основных этапов развития избирательной системы (царский период, советский период и современный период). И лишь в переходные периоды (период двоевластия в 1917 году и период перехода от советской системы к современному государству с конца 80-х годов по 1993 год) наблюдалась действительная демократизация избирательной системы.

    На современном этапе смешанная избирательная система использовалась с 1993 год по 2003 год. По этой системе половина депутатов Государственной Думы избиралась по мажоритарной системе простого большинства в одномандатных избирательных округах, а другая половина - по пропорциональной системе - в едином федеральном округе (при «жестких» списках» и 5% барьере). В дальнейшем в целях установления контроля над процессом избрания представительной власти на выборах депутатов пятого созыва Государственной Думы будет использоваться пропорциональная система, предполагающая формирование всего состава нижней палаты парламента только по партийным спискам. Переход к пропорциональной системе выборов является вполне оправданным, поскольку мажоритарная избирательная система страдает существенными недостатками, в частности, недостаточной представительностью, высоким процентом голосов, поданных против всех, значительным влиянием административного ресурса и т.п. Пропорциональная избирательная система несомненно должен еще более усилить роль и значение политических партий в политической системе России.

    Исторический экскурс показал громадное значение, которое придавали и придают вопросам формирования парламента правящие силы. Помимо легитимности своего режима, посредством выборов они получают возможность контроля над политическим развитием государства. Однако полное отстранение большинства населения от участия во власти (пли создание видимости демократии) дестабилизирует политическую ситуацию в стране. Чтобы сохранить в перспективе рычаги управления, государственная власть должна будет пойти на обеспечение реальной возможности простых, как партийных, так и непартийных граждан участвовать во власти. А пока этого не осуществляется, правоведам остается лишь предлагать такие правовые механизмы и решения, которые с учетом интересов правящих групп будут защищать и простых избирателей. Только тогда эти новеллы способны преодолеть все этапы законодательного процесса.

    Характеризуя избирательное право как институт конституционного права, следует исходить из того, что оно представ­ляет собой совокупность отраслей права, которые регулируют отно­шения, обеспечивающие общий, совокупный общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту част­ного интереса индивидуального собственника или объединения. Сле­довательно, основной особенностью отрасли как таковой является наличие своего юридического режима, основанного на способах пра­вового регулирования однородных общественных отношений.

    Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

    Избирательная система в широком смысле пред­ставляет собой совокупность правовых норм, юридических и физиче­ских лиц, а также, собственно, механизма, представляющего возмож­ность гражданам избирать и быть избранными. Необходимо рассматривать избирательную систему как систему общественных отношений, возни­кающих в связи с выборами органов публичной власти. Оно наиболее точно отражает специфику понятия «избирательная система»  и наиболее полно ее раскрывает.

    Избирательный  процесс представляет собой урегулированная нормативными правовыми  актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса состоящих из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающаяся  на демократические принципы российского избирательного права и направленная на придание выборам легитимного  характера.

    Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу­дарственным органом, органом местного самоуправления, дол­жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов, избирательных участков, 4) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная аги­тация; 7) голосование и определение итогов голосования, ре­зультатов выборов и их опубликование.












    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    I. Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. 1993. 25 декабря.

    2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.03.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 15 июня.

    3. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950; 2006. № 1. Ст. 13.

    4. Федеральный закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. №51. Ст. 4982.

    5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О выборах Президента Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2003. №2. Ст. 171.

    6. Постановление ЦИК РФ от 31.08.2004 № 115/868-4 «О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // Вестник ЦИК РФ. 2004. № 14. С. 5-30.

    II. Специальная литература

    7. Большаков С.В. и др. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003.

    8. Бутько Л.В. Современная конституционная реформа: Теория и практика: Монография. СПб.: СПб академия МВД России, 1997.

    9. Вешняков А.А. Избирательные права и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов.  М.: Норма, 2003.

    10. Гагиева А.В. Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса: декларация и реальность // Традиционные проблемы и новые аспекты. Мат. научн.-практич. конференции Владикавказского института управления. Владикавказ, 2004.

    11. Гельман В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода // Политические исследования. 1997. № 4.

    12. Голик Ю., Карапетян Л. Не борьба за власть, а участие во власти // Парламентская газета. 2004. 24 ноября.

    13. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права. 2005. № 8.

    14. Дмитриев Ю.А. Выборы народных депутатов в условиях многопартийности // Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы / под ред. В.А. Васильева. М., 1993.

    15. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в РФ. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.

    16. Зиновьев В.А., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

    17. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М., 2005.

    18. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1999.

    19. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов / Отв. ред. К. ю. н. А.А. Вешняков. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

    20. Избирательное право России: В документах. В 3 т. Т. 3: Норма­тивно-правовые   акты  Центральной   избирательной   комиссии РФ. - М.: МГЮА, 1999.

    21. Керимов А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. 2002. № 7/8.

    22. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности  и структура // Правоведение. 1999. № 3.

    23. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005.

    24. Комкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в Российском парламенте // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.

    25. Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России: Автореф. дисс. …д.ю.н. М., 2003.

    26. Лысенко В.И. Выборы и представительные органы новой Европы: политологический опыт и тенденции 80-90 годов. М., 1994.

    27. Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление // Вестник ЦИК РФ. 1998. №9.

    28. Панкратов В.В. Избирательная система России как результат правового регулирования выборов в представительные органы власти. М., 2005. 

    29. Пылин В.В. Избирательное право РФ. Учебник. / СПб: ЛГОУ им. А.С. Пушкина. – Орел: Издательство « Вариант В», 2001.

    30. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии // Правоведение. 1998. №2.

    31. Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. 2004. N 11.



    [1]Бутько Л.В. Современная конституционная реформа: Теория и практика: Монография. СПб.: СПб академия МВД России, 1997. С.167.

    [2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. С. 85.

    [3] Избирательное право России: В документах. В 3 т. Т. 3: Норма­тивно-правовые   акты  Центральной   избирательной   комиссии РФ. - М.: МГЮА, 1999. -С. 678.

    [4] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов / Отв. ред. К. ю. н. А.А. Вешняков. – М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 234.

    [5] Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в РФ. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.

    [6]Избирательные права и право на участие в референдуме граж­дан РФ в решениях Верховного Суда РФ (1995-2000): В 2 т. Т. 2 / Центр, избират. комис. Рос. Федерации. - М.: НОРМА, 2001. С. 456.

    [7]Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. М.: Былина, 1995. С. 200-232.

    [8] Руппель А.Х.  Принципы избирательного права как критерий  демократичности избирательных систем. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1993. С.27.

    [9] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. С. 85.

    [10] Зиновьев А.В, Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С.7.

    [11] Панкратов В.В. Избирательная система России как результат правового регулирования выборов в представительные органы власти. М., 2005.  С. 234.

    [12] Ким А.И. Советское избирательное право. М.: Юрид. литература. 1965. С. 23.

    [13]Пылин В.В. Избирательное право РФ. Учебник. / СПб: ЛГОУ им. А.С. Пушкина. – Орел: Издательство « Вариант В», 2001. С. 24.

    [14] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов / Отв. ред. К. ю. н. А.А. Вешняков. – М.: Издательство НОРМА. 2003. С.56.

    [15]Зиновьев В.А., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 26.

    [16] Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. 2004. N 11. С. 11-12.

    [17] Комкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в Российском парламенте // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7. С.23.

    [18] Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности  и структура // Правоведение. 1999. № 3. С. 42.

    [19] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 148.

    [20] Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии // Правоведение. 1998. №2. С. 35. 

    [21] Большаков С.В. и др. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 215.

    [22] Вешняков А.А. Избирательные права и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов.  М.: Норма, 2003. С. 242.

    [23] Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление // Вестник ЦИК РФ. 1998. №9. С.17.

    [24] Там же.

    [25]  Кутафин О.Е., Козлова Е. И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2006. С. 331.

    [26] Горгиенев  В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 165.

    [27] Гагиева А.В. Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса: декларация и реальность // Традиционные проблемы и новые аспекты. Мат. научн.-практич. конференции Владикавказского института управления. Владикавказ, 2004. С. 71.

    [28] Козлова И.Е., Кутафин О.Е. Указ. соч. С.510.

    [29] СЗ РФ. 2002. №24. Ст. 2253.

    [30] СЗ РФ. 2002. №51. Ст. 4982.

    [31] СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 171.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Система избирательного права ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.