Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Система права - лучшая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Система права - лучшая
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                СОДЕРЖАНИЕ

    Убрать частное и публичное

    Введение………………………………………………………………………

    Глава 1. Система права………………………………………………………

    1.1. Содержание понятия «система права»…………………………….

    1.2. Структура системы права…………………………………………

    1.3. Построение системы права………………………………………..

    Глава 2. Характеристика отраслей права……………………………………

    Глава 3. Публичное и частное право……………………………………….

            2.1. Сущность частного и публичного права………………………….

            2.2. Система публичного и частного права……………………………

    Заключение……………………………………………………………………

    Список литературы……………………….………………………………….

    .3

    .5

    .5

    .8

    13

    19

    22

    22

    24

    26

    27

     


     

                                                    ВВЕДЕНИЕ


    В практической деятельности люди постоянно вступают в различные отношения  друг с другом. В процессе развития цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.   

    На наш взгляд, понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а, следовательно, и кодексы как законодательство этой отрасли.

    Система права -  это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия так как  главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.1

    Преобразование права в систему  путем деления его на отрасли, институты  права  позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. 

    Актуальность темы работы обусловлена тем, что современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности. 

    Необходимым фактором, во многом определяющим успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни общества,  является уровень политической и правовой культуры его членов. 

    В связи с этим крайне необходимо, на наш взгляд, развивать идею правового государства, изучая, в первую очередь, право, используя системный подход. Поэтому целью данной работы является  исследование сущности и структуры системы права, а также изучение норм и отраслей права.

    Задачи работы:

    1. Определение сущности системы права.

      2.  Изучение структуры системы права

      3.  Исследование основ построения системы права.

              4.  Характеристика отраслей права.

     5. Изучение публичного и частного права.

















                                   ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВА

                        1.1. Содержание понятия «система права»


    Изучение правовой литературы показало, что среди правоведов преобладает мнение, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением на­циональной и мировой культуры и образа жизни народа, но и вы­ступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опро­вергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что, то же самое, обладать свойством сис­темности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».

    Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

    Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.1 Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ по меньшей мере на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы за­ключают в себе представление о внутренней структуре (организа­ции) права.


    Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

    Поскольку содержанием права являются его нормы, то, сле­довательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нор­мативно-юридическое образование — институты права, а те, в свою очередь, — в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

    Единство системы права — спе­цифическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы ре­гулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирова­ния), право вместе с тем подразделяется на определенные части — отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и де­ятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обо­собленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права.

    Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия - «правовая система» и «система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, России, Великобритании, Китая.

    И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

    Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем:

    семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон);

    семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);

    семья религиозно-традиционных, заидеологизированных  систем - мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия, партийная идеология).

    Второе же, система права, касается только самого права, его строения.

    Право как система характеризуется следующими признаками:

    Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

    Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости.

    В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:

    1) между элементами нормы права;

    2) между нормами, объединенными в правовые институты;

    3) между институтами соответствующей отрасли права;

    4) между отдельными отраслями права.

    Таким образом, система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

                                   1.2. Структура системы права


    Система права имеет объективный характер, т.е. обусловлена спецификой регулируемых от­ношений. Это означает, что система права — явление объектив­ное, складывающееся под непосредственным воздействием господ­ствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обсто­ятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отрас­лей права, идентичных всем странам (конституционное, граждан­ское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая не­посредственное воздействие на формирование системы права, за­конодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права — это объективно существую­щее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, по­дотрасли, институты и нормы. Соответственно в структуру систе­мы

    права входят следующие элементы.[1]

    1. Нормы права — это элемент системы права, его основа, имеющая свою систему» — определенным образом взаимосвязанные дис­позицию, гипотезу и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее об­разование — институты права.

    2. Институт права — это основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания — каж­дый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных по­ступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принци­пах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулиро­вания; в) нормативная обособленность, т.е. обособление образую­щих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, за­прещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

    В силу этих свойств всякий институт права выполняет прису­щую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

    По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ), необходимой обороны в административном праве и т.п.

    Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отноше­ния. Типичным примером является институт собственности, ко­торый является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Например, институт ренты — в граж­данском праве включает субинституты — постоянная рента (ст. 589-595 ГК), пожизненная рента (ст. 596-600 ГК), пожизнен­ное содержание с иждивением (ст. 601—605 ГК). Кроме названных, принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

    3. Подотрасль права представляет собой объединение несколь­ких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент — подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие под­отрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В фи­нансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессу­альные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обя­зательным компонентом каждой отрасли права не является.

    4. Отрасль права это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно одно­родную область общественных отношений. Отрасль права — это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особою, качественно своеобразную об­ласть отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Если отдельное нормативное предписание представляет собой пер­вичную клеточку права, а правовые институты — группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относитель­но замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное-назначение заключается в том, чтобы применительно к специфи­ческой области отношений обеспечить специфический режим пра­вового регулирования.

    Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживаю­щие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как пра­вило, распространяется на все регулируемые данной отраслью от­ношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового мате­риала, устранить громоздкость юридических конструкций и об­легчить восприятие и изучение отрасли права.

    Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основ­ной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, явля­ющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного закона (п. 2 ст. 16 Конституции РФ).

    Каждая отрасль отличается специфическим набором юриди­ческих средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом право­вого регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неодно­родны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнитель­но компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли).

    Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

    Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. На­личие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воз­действие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на инфор­мацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает одновременно воз­ложение обязанности на должностных лиц и соответствующие го­сударственные органы в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть уста­новлена юридическая ответственность за действия, противореча­щие природе данного права (не предоставление информации, со­здание препятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этих компонентов, определенным образом располо­женных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве — корреспон­дирующих ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их ис­полнение, — означает юридическую гарантированность и реали­зуемость конституционного права граждан.

    Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нор­мативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируе­мые отношения всей совокупностью юридических средств, доби­ваясь тем самым необходимого юридического результата, дости­жения целей и задач правового регулирования.

    Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая зако­нодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гар­монии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

    Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной орга­низацией, дает представление о недостающих компонентах, по­зволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

    Кибернетические свойства системы права позволяют исполь­зовать ее возможности в информационных целях для создания эф­фективного банка данных о позитивном праве.

    Несомненно значение системной организации права для сис­тематизации законодательства» приведения его в упорядоченную и согласованную систему.


                            1.3. Основы построения системы права

    Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личнос­тью и обществом, советское правоведение попыталось найти «соб­ственные», свойственные советскому праву основополагающие, критерии деления его системы на отрасли. Решению этой пробле­мы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что осно­ванием деления права на отрасли является материальный крите­рий — особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по вы­полняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государ­ственное право как основное звено системы; 2) материальные от­расли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну от­расль — судебное право).

    Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обо­снованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности ис­пользования в качестве критерия предмета правового регулиро­вания, поскольку в этом случае множилось число отраслей права.

    В качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предмета­ми и тождественными методами правового регулирования. Дис­куссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять до­полнительный — метод правового регулирования.

    Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирова­ния как критериях деления права на отрасли. Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, де­ятельность, формирующие эти отношения), которые подвергают­ся правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим при­знакам:

    а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

    б) допускают по своим свойствам возможность государствен­но-правового (внешнего) контроля за ними;

    в) существует объективная потребность в их урегулировании. В отличие от предмета правового регулирования метод право­вого регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и пред­ставляет собой совокупность юридических приемов и средств воз­действия на общественные отношения.

              Существует также ряд оснований для построения системы права.

    Когда говорят о системе права, имеют в виду, прежде всего разделение права, как уже указывалось выше, на самые крупные общности - на отрасли. Что служит критерием, основанием этого разделения? Современная отечественная юридическая наука выделяет два таких основания:

    - предмет правового регулирования (какие общественные отношения подвергаются правовому регулированию);

    - метод правового регулирования (каким образом регулируются те или иные общественные отношения).            

    Предмет правового регулирования — это обусловленная специфи­кой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений.

    Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования -соответствующую область общественных отношений. Когда возникают новые общественные отношения, которые необходимо урегулировать с помощью права, возникают основания и для выделения новой отрасли права. Однако только предмета правового регулирования недостаточно для разграничения отраслей права, поскольку общественные отношения чрез­вычайно многообразны. Исключительно по предмету правового регулиро­вания возможно выделить несколько десятков отраслей права. К тому же одни и те же общественные отношения нередко регулируются различными способами (например, отношения государственной собственности урегули­рованы нормами государственного, гражданского, уголовного, администра­тивного, трудового права).

    Поэтому для разделения права на отрасли необходим второй критерий:

    метод правового регулирования - совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных от­ношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:

    юридическое положение участников правоотношений, характер и рас­пределение их взаимных прав и обязанностей;

    порядок основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т.е. юридические факты, необходи-­

    мые для возникновения правоотношения);

    характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, за невыполнение субъективных обязанностей, за нарушение субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения).

    Наиболее яркое различие существует между методами правового регу­лирования, применяемыми в гражданском и административном праве В свя­зи с этим выделяют два основных вида методов правового регулирования общественных отношений: гражданско-правовой (другие его названия, встречающиеся в литературе, - автономный, диспозитивный, метод координации); и административно-правовой (именуемый также авторитарный, императивный, метод субординации).

    Первый предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рам­ках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредст­венно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответст­венность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда кара­тельный) характер. Гражданско-правовой метод регулирования обществен­ных отношений характерен прежде всего для гражданского, трудового, семейного права.

    При административно-правовом методе правового регулирования обще­ственных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых госу­дарством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отноше­ниях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за наруше­ние прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер.

    Таким образом, нормы права разграничиваются по отраслям права в соответствии с предметом (материальный критерий) и методом (юридичес­кий критерий) правового регулирования. В науке теории государства и права проблема оснований деления права на отрасли является дискуссион­ной. Рассмотренная выше позиция далеко не единственная, хотя именно она закрепилась в учебной литературе.

    Заслуживает внимания следующая точка зрения: с целью уточнении критериев выделения в структуре права самостоятельных отраслей отдель­ные авторы наряду с предметом и методом правового регулирования пред­ложили категорию «юридический режим регулирования». Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических, только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют осо­бый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется прежде всего с учетом предмета и метода правового регулирования. Отрас­левой режим правового регулирования общественных отношений можно охарактеризовать с помощью следующих основных признаков.

    Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования (особенностями управленческих, имущественных, трудовых, семейных и других отношений).

    На основе одного из базовых методов (гражданско-правового или административно-правового) формируется отраслевой метод правового регулирования, т.е. характерный для данной отрасли права единый специ­фический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования (так называемый «юридический инструментарий»). Это установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воз­действия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. У каждой отрасли есть свой набор подобных юридических средств. Все отраслевые средства регулирования находятся в единстве, во взаимодейст­вии, образуют отраслевой механизм регулирования.

    Принципы (общие положения), т.е. специфические для данной от­расли идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания. Принципы и общие положения придают отрасли особый об­лик. Вот, к примеру, отраслевые и межотраслевые принципы некоторых отраслей права: в гражданском праве - принцип взаимного учета интересов, эквивалентности; в семейном праве — равенство супругов; в уголовно-процессуальном праве - осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту и т.д.

    Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом, например кодексом. Если есть такой основной кодифицированный нормативно-правовой акт, имеющий прежде всего юридически содержа­тельную общую часть (т. е. совокупность норм права, закрепляющих общие положения и отраслевые принципы), существуют основания для выделения особой отрасли права. Следовательно, в формировании юридической спе­цифики режима немаловажную роль играет и законодатель.

    Таким образом, правовые нормы объединяют в отрасли права в соответ­ствии с предметом и методом правового регулирования общественных отношений, причем эти критерии конкретизируются в понятии «отраслевой юридический режим регулирования общественных отношений». Следует, однако, иметь в виду, что особенности последнего не исчерпываются ука­занными выше признаками. Иногда говорят о том, что при выделении той или иной отрасли права учитывается политико-правовая целесообразность. Кроме того, степень своеобразия юридического режима может быть раз­личной. В зависимости от отработанности общих положений в законода­тельстве юридический режим отдельных отраслей может и не включать некоторые элементы или не очень явно их выражать.[2]



              ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

    В зависимости от предмета и метода правового регулирования право может быть разделено, как уже указывалось выше, на относительно обособленные части - отрасли. Нет абсолютно строгого и точного перечня отраслей права, поскольку их выделением занимаются прежде всего научные, работники. Для юристов-прак­тиков вопросы стоят в несколько иной плоскости: в каком нормативном акте содержится требуемая норма права (а не к какой отрасли принадле­жит), вступил ли данный нормативный акт в юридическую силу, не отменен ли он и т. д. Поэтому в разное время в доктрине выделялось и разное коли­чество отраслей права - от десяти до пятнадцати и даже более.

    Представляется возможным остановиться на краткой характеристике следующих отраслей права, указав, прежде всего на специфику предмета каждой отрасли права.

    Международное право регулирует главным образом отношения между государствами. Нормы международного права выражают согласованную волю разных государств. В Российской Федерации (как и в некоторых дру­гих государствах) международное право входит в систему национального права. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и ме­ждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Феде-. рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Статья 25 Основного закона ФРГ 1949г. гласит: «Общие нормы междуна­родного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обя­занности для жителей федеральной территории». Иное положение закреп­лено в Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечи­вает соответствие им законодательства. Не допускается заключение между­народных договоров, которые противоречат Конституции» (ч. 1, 3 ст. 8 Конституции РБ).                   

    Конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих общественное и государственное устройство, органи­зацию, функции и взаимоотношения органов государства, основные права и обязанности граждан. За конституционным правом традиционно признается ведущее положение в системе национального права. Это обусловлено осо­бенностями предмета регулирования: конституционное право регулирует наиболее важные среди опосредуемых правом общественные отношения.

    Уголовное право - совокупность правовых норм, определяющих круг общественно-опасных деяний (преступлений) и устанавливающих наказа­ния, применяемые к преступникам. При помощи норм уголовного права государство охраняет наиболее важные общественные отношения.

    Уголовно-процессуальное право — совокупность правовых норм, регули­рующих общественные отношения по расследованию преступлений и рас­

    смотрению уголовных дел в суде. Нормы уголовно-процессуального права регламентируют деятельность органов следствия, суда, прокуратуры.

    Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регу­лирующих общественные отношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с воспитанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке.

    Административное право — совокупность правовых норм, регулирую­щих общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Административное право регламентирует как взаимоотношения государственных органов между собой, так и отношения с гражданами.

    Финансовое право — совокупность правовых норм, регулирующих фи­нансовую деятельность государства, т. е. деятельность по сбору и распреде­лению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и ис­полнение государственного бюджета и т. д.). Финансовое право примыкает к государственному и административному праву. Однако еще в 60-х гг. советские ученые признали его существование в качестве самостоятельной отрасли: прежде всего из-за специфики общественных отношений, регули­руемых финансовым правом.

    Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих общест­венные отношения в сфере использования земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

    Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследова­ние и т. д.) и связанные с ними личные неимущественные (право на имя, честь, достоинство, авторские права и т. д.) отношения. В некоторых стра­нах из гражданского права в самостоятельную отрасль выделилось торговое право. Гражданским правом регулируются только такие имущественные отношения, в которых стороны не находятся в отношениях власти и подчи­нения, т.е. юридически равны. В ином случае имущественные отношения регулируются нормами административного, финансового, земельного правa. Гражданское право - достаточно обширная отрасль права, в ее составе выделяют подотрасли (например, авторское, наследственное, транспортное право).

    Гражданское процессуальное право - совокупность правовых норм, «регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе судопроизводства по гражданским делам.  Тесно связано с гражданским семейное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с браком и принадлежностью к семье (условия заключения и прекращения брака, обязанность членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака).

    Трудовое право - совокупность правовых норм, регулирующих отноше­ния рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (заключение и расторжение трудовых договоров, рабочее время, условия работы, время отдыха и т.д.). Право социального обеспечения называют подотраслью трудового права, а в последнее время все чаще - и самостоятельной отрас­лью права.

                  ГЛАВА 3. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

                      2.1. Сущность частного и публичного права


    Деление права на публичное и частное признавали уже в древнем мире. Публичное право, например, по ут­верждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и прак­тической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

    Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особеннос­тях юридической системы, а главным образом в отсутствии ин­ститута частной собственности.

    Доперестроечная официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность бур­жуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разра­ботке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хо­зяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

    Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на пуб­личное и частное из области теоретических рассуждений в прак­тическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и не­свободы, инициатива, автономия воли и пределы вторжения го­сударства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое вопло­щение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым ис­ключается (юридически) возможность произвольного вторжения; государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и част­ной инициативы.

    Не менее значимо и то, что разграничение публично- и част­ноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собствен­ности, психологического освобождения общественного сознания , от веры во всемогущество государственного патернализма. Внед­рение данного принципа в общественную практику устранит эта-пистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, ото­ждествляющей себя с государством, навязывать таким образом (Свою волю всему обществу. Интеграция России в сообщество европейских государств — Совет Европы — предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение нацио­нального законодательства с европейским правом.

    Понятно, что деление права на частное и публичное, признан­ное правовыми системами всех европейских стран, будет способ­ствовать решению означенной проблемы.

    Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к пуб­личному праву?         

    Сущность частного права выражена в его принципах — неза­висимости и автономии личности, признании защиты частной соб­ственности, свободы-договора. Частное право — это право, защи­щающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или по­дступать иным образом.

    Иное дело сфера действия публичного права. В публичноправовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают 'государство либо его орган (должностное лицо), наделенный власт­ными полномочиями. В сфере публичного права отношения регу­лируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.

    Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публич­ное право — это сфера господства императивных начал, необхо­димости, а не автономии воли и частной инициативы.


                          2.2. Система публичного и частного права


    Система публичного и частного права обусловлена при­родой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы.

    Безусловно, что абсолютной публичноправовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы при­сутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К при­меру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-право­вой элемент имеет значительное проявление — определение по­рядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

    Границы между частным и публичным правом  исторически подвижны  и

    изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же при­чины обусловливают изменение внутри отраслей частного и пуб­личного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях:

    внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодатель­ства - административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права — процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

    Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сей­час создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

    Система права находится под значительным влиянием субъек­тивного фактора — нормотворческой деятельности государства. Со­ответственно этот фактор также будет оказывать значительное вли­яние на соотношение между частным и публичным правом. Очевид­но, можно предположить, что если возобладает идея сильного госу­дарства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

                                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ


              Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

    Она обладает своими чертами: ее первичным элементом выступают нормы права; ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство; она обусловлена социально-экономически-ми, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;  имеет объективный характер.

    Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

    Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует.

    Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права.

    Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественных отношений, то институт -  лишь их вид.

    Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции системы права обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства.

    Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судьбы системы права в государстве будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.


                                          Список используемой литературы

    1. Конституция Российской Федерации – М., 1997.

    2. Алексеев С.С. Государство и право. - М..,  1996.

    3. Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И. - М., 1995.

    4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М., 2000.

    5. Лившиц Р.З. Современная теория права. - М., 1992.

    6. Общая теория права и государства. Под ред. В.В.Лазарева – М., 1996.

    7. Основы государства и права.  Под редакцией О.Е. Кутафина. - М., 1995.

    8. Основы государства и права. Под ред. С.А. Камарова. – М., 1996.

    9. Пиголкин А.С. Общая теория права, - М., 1996.

    10. Проблемы теории государства и права. Под ред. С.С. Алексеева. - М., 1987.

    11. Теория государства и права. Под ред. М.Н. Марченко – М., 1995.

    12. Теория права и государства. Под ред. Г.Н. Манова – М., 1996.

    13. Хропанюк Н.В. Теория государства и права. – М., 1994.





    1 См. Теория государства и права. Под ред. М.Н. Марченко – М., 1995.

     



    1 См. Теория права и государства. Под ред. Г.Н. Манова – М., 1996.

    [1] См. Общая теория права и государства. Под ред. В.В.Лазарева – М., 1996.


     

    [2] См. Проблемы теории государства и права. Под ред. С.С. Алексеева. - М., 1987. С.207-210.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Система права - лучшая ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.