Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Сущность и назначение права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Сущность и назначение права
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение ................................................................................................... 3

    1. Понятие права .......................................................................................... 5

    2. Основные школы правопонимания...................................................... 14

    3. Социальная роль и функции права.  ......................... 21

    3.1. Социальная роль права...........................................................................

    3.2. Функции права ........................................................................................

    3.3. Ценность права........................................................................................

    Литература.............................................................................................. 41

     Введение

    «Общество, – писал Ф. Энгельс в письме Конраду Шмидту в Берлин, –

    порождает известные общие функции, без которых не может обойтись».1

    К числу этих функций относятся и необходимые властные функции,

    поскольку в самом обществе имеются для этого основания – экономическая и

    социальная структура общества требует определенного порядка и согласо-

    ванности их элементов. Порядок в обществе – необходимое условие его нор-

    мальной жизнедеятельности. Он не возникает сам по себе, он есть следствие

    урегулированности, упорядоченности социальных отношений. Регулировать

    (в социальной жизни) – значит направлять поведение людей и их социальных

    общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные

    рамки, целенаправленно их упорядочивать. С появлением государства начи-

    нается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом.

    В первобытном обществе регулирование складывавшихся в нем отно-

    шений осуществлялось едиными нормами-обычаями (мононормами), осно-

    ванными на естественно-природной необходимости и имеющими значение

    для всех сторон жизни общины, рода, племени – для регламентации хозяйст-

    венной жизни и быта, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятель-

    ности.

    На этапе производящей экономики под воздействием разделения труда,

    при появлении избыточного продукта, частной собственности, автономной

    личности и других факторов, характерных для цивилизации, наряду с воз-

    никновением государства формируется особый нормативный регулятор, бо-

    лее сильный, чем просто нормы-обычаи.

    «Право возникает при столкновении разнородных социальных элемен-

    1 К. Маркс_____, Ф. Энгельс. Сочинения. изд. 2, т. 37, с. 416.

    тов, когда коллективное целое уже не может быть сдержано простым

    обычаем, мораль одних не является в то же время моралью других».1

    Главное, что оказалось необходимым на первых же стадиях цивилиза-

    ции – это потребность того, чтобы нормы были чётко определены по содер-

    жанию и строго проводились в жизнь, а также чтобы они в соответствии с

    потребностями цивилизации обеспечивали регулирование общественных от-

    ношений через дозволения, субъективные права, т.е. известную свободу по-

    ведения.

    Таким нормативным регулятором, когда бы нормы могли формиро-

    ваться людьми, были четко определены по содержанию, строго проводились

    в жизнь, и стало право, действующее во многом через субъективные права.

    Таким образом, причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно-

    гом аналогичны причинам, породившим государство – организацию власти,

    способной и устанавливать юридические нормы, и обеспечивать проведение

    их в жизнь.

    Государство и право – две тесно связанные между собой части. Они

    возникли вместе, вместе существуют, функционируют и развиваются. Но го-

    сударство и право – различные социальные явления. Если государство – ор-

    ганизация политической публичной власти. Это институты, органы власти,

    то право – регулятор общественных отношений – состоит из норм, т.е. пра-

    вил поведения общего характера.

    Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвав-

    шие право к жизни, как новое социальное явление.

    1 Гумплович Л. Основания социологии (цитируется по: Западноевропейская социология XIX – начала XX в.

    / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996, с. 68.)

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 5

    2. Понятие права

    Термин «право» имеет несколько значений и употребляется как в юри-

    дическом, так и неюридическом смыслах. В юридическом смысле он исполь-

    зуется в нескольких значениях:

    1. Правом называют социально-правовые притязания людей, например,

    право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти

    притязания обусловлены природой человека и общества и считаются

    естественными правами.

    2. Под правом понимается система юридических норм. Это – право в объ-

    ективном смысле, нормы права создаются и действуют независимо от

    воли отдельных лиц и выражены в законах, иных источниках либо в

    целом («российское право»), либо как часть («гражданское право»).

    3. Этим термином обозначают официально признанные возможности, ко-

    торым располагает физическое или юридическое лицо, организация

    (например, «право на труд», организации располагают правами на дея-

    тельность в определенной сфере государственной и общественной дея-

    тельности). В этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле,

    т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

    4. Он используется для обозначения системы всех правовых явлений,

    включая естественное право, право в объективном и субъективном

    смысле. Здесь термин «право» является синонимом термину «правовая

    система». Например существуют такие правовые системы, как англо-

    саксонское право, романо-германское и т.д.

    В неюридическом смысле термин «право» употребляется в таких зна-

    чениях, как: моральные права, права членов общественных объединений,

    партий; права, возникающие на основании обычаев, и т.д.

    Поэтому наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно

    которой необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 6

    юридическом смысле.

    Право в общесоциальном смысле – это обусловленная природой че-

    ловека и общества и выражающая свободу личности система регулирования

    общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная

    определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью

    государственного принуждения.

    Это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность

    (свобода) определённого поведения, т.е. возможность совершать какие-то со-

    циально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующе-

    го поведения от других.

    Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что

    оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством

    меру свободы личности.

    Право в общесоциальном смысле по сути своей является естественным

    правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не уста-

    навливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общест-

    венных потребностей.

    Право носит интеллектуально-волевой характер, ибо оно является

    проявлением воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права со-

    стоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и

    общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве вы-

    ражаются и отражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных

    лиц и организаций. Эти интересы и потребности обычно противоречивы, а

    иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на

    началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба

    двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Ста-

    новление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними, и

    право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 7

    Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей. Волевое

    начало права рассматривают в нескольких аспектах. Во-первых, во основе

    содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их

    организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля.

    Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется

    через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование пра-

    ва опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее

    действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые

    реализуют юридические нормы.

    Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими фор-

    мами социального регулирования – нравственностью, обычаями и т.д.

    Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональ-

    ное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отноше-

    ний.

    Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, по-

    скольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превраща-

    ются в действительность.

    Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное

    право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нор-

    мах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанав-

    ливаемых государством.

    Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в зако-

    нодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

    Позитивное право – это право в юридическом смысле.

    Таким образом, под правом в юридическом смысле понимают уста-

    новленные или санкционированные государством, государственной властью,

    нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность опреде-

    ленного поведения.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 8

    Как позитивное право оно:

    • Во-первых, создается людьми, общественными образованиями – за-

    конодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является ре-

    зультатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;

    • Во-вторых, существует в виде законов, иных источников, т.е. особой,

    внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

    Позитивное право не тождественно естественному праву. Та свобода,

    возможность поведения, которая закреплена в нормах позитивного права, не

    всегда есть социально оправданная свобода или возможность. Так как нормы

    позитивного права устанавливаются или санкционируются государством, то

    государство закрепляет в своих нормах только такую свободу, которая отве-

    чает интересам государства. А интересы государства – не обязательно инте-

    ресы общества. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется свобода,

    установленная или признанная государством. Такая свобода не равнозначна

    естественному праву.

    Позитивное право, соответствующее естественному праву, – это по

    большей части идеал, к которому нужно стремиться. В действительности,

    люди имеют дело с действующим позитивным правом. Именно это право

    официально действует в обществе и применяется на практике. В таком каче-

    стве право обладает рядом признаков, которые позволяют охарактеризовать

    его. К ним относятся: нормативность, общеобязательность, системность,

    формальная определенность, принудительность.

    Специфика нормативности права заключается в том, что право возве-

    дено в закон, в ранг официальных правил.

    Юридические нормы воплощают ведущее объективное свойство пра-

    вая – его нормативность.

    Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо,

    не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующи-

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 9

    ми нормами. Юридические нормы образуют основу механизма правового ре-

    гулирования. По своей роли они нацелены на то, чтобы обеспечить норма-

    тивное регламентирование общественных отношений.

    Юридическая норма – это общеобязательное правило поведения, вы-

    раженное в законах, иных признаваемых государством источниках и высту-

    пающие в качестве критерия правомерно-дозволенного (а также запрещённо-

    го и предписанного) поведения субъектов права.1

    Юридические нормы специализированы на выполнении какой-то од-

    ной, «своей» юридической операции: одни нормы закрепляют общие поло-

    жения (нормы-принципы), другие вводят запреты (запрещающие нормы),

    третьи – направлены на применение принудительных мер в случае совер-

    шенного правонарушения (правоохранительные нормы) и т.д.2

    В каждой статье в тексте закона, посвящённой отдельному вопросу,

    обычно содержатся одна или несколько связанных между собой юридиче-

    ских норм.

    Определяющая характеристика позитивного права заключается в том,

    что оно является институционным образованием.

    Позитивное право отличается устойчивым внутренним строением –

    структурой, характеризующейся строгими соотношениями, связями. Сис-

    темность права проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитив-

    ное право, находятся в определённом единстве, в системе и тесно связаны

    между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не

    каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объе-

    диняясь в институты и отрасли права. Право (особенно это относится к со-

    временному праву) – не простая совокупность норм, а единая в масштабах

    всего государства их система.

    1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – М.: Юрид. лит., 1993, с 79.

    2 Там же.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 10

    Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во

    главе с Уголовным кодексом (УК).

    Общеобязательный характер права относится к одному из центральных

    вопросов в области права.

    Юридические права и обязанности основываются не просто на офици-

    альных, публичных началах, не просто на государственных приказах. Они

    основываются на нормах, то есть на правилах поведения общего, точнее об-

    щеобязательного характера. Скажем в общественном транспорте специаль-

    но забронированные места отводятся не персонально инвалиду второй груп-

    пы Иванову и не персонально матери Сидоровой с двухмесячным ребёнком,

    а всем инвалидам и всем пассажирам с детьми, следовательно, значит всем

    другим, кто подпадает под данную категорию пассажиров.

    При помощи норм оказывается возможным не решать каждый раз тот

    или иной вопрос заново, а обеспечить существование непрерывно дейст-

    вующего и экономного порядка, создающего постоянство в делах и сводяще-

    го к минимуму возможность самоуправства и произвола тех или иных лиц. И

    этот порядок – именно общий, в юридической области – общеобязательный,

    действует для «всех», то есть в отношении заранее персонально не опреде-

    лённого круга лиц, в отношении «всякого и каждого», кто находится в преду-

    смотренной нормой жизненной ситуации.

    Нормативность является свойством права, которое предопределяет ос-

    новные моменты его социальной ценности.

    В ряде случаев допустимы или даже оказываются крайне необходимы-

    ми индивидуальные, персональные решения, учитывающие различные жиз-

    ненные сложности, многообразные обстоятельства (как это необходимо, на-

    пример, при освобождении того или иного гражданина от общественных ра-

    бот, при выделении земельного участка для строительства жилого дома и тем

    более – при вынесении судом приговора по уголовному делу). Но коль скоро

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 11

    действуют общие правила, все эти особые случаи, исключения, льготы, изви-

    нительные, смягчающие или отягчающие обстоятельства и т.д. подчиняются

    общему порядку, направленному на то, чтобы произошло меньше неоправ-

    данных случайностей, беспорядка и злоупотреблений, чтобы торжествовала

    справедливость.

    И мораль, и обычаи, и правила, устанавливаемые в добровольных об-

    щественных объединениях, представляют собой нормы – социальные нормы,

    действующие для «всех». Но там, где существуют и действуют юридические

    права и обязанности, достоинства «нормы» возводятся в степень.

    Это выражается прежде всего в том, что именно в юридической облас-

    ти права и обязанности людей обретают повышенную твёрдость и основа-

    тельность, создавая в этой связи у людей уверенность в их постоянстве и не-

    изменности. Так регулятивные нормы непосредственно направлены на регу-

    лирование фактических отношений между различными субъектами, путём

    предоставления им прав и обязанностей. Они носят ярко выраженный пре-

    доставительно-обязывающий характер.

    Субъективные права выражают свободу, инициативу и самостоятель-

    ность субъектов, а юридические обязанности – правовые требования к субъ-

    ектам.

    Так, в частности, ярко выраженный предоставительно-обязывающий

    характер носят нормы ст. 21 «Трудового кодекса РФ», закрепляющие пере-

    чень прав и обязанностей участников трудовых правоотношений. Сущест-

    венно то, что эти нормы в государстве становятся в самом строгом смысле

    «всеобщими», когда формула «правила для всех» реализуется в полном объ-

    ёме, действует непрерывно, постоянно, и когда, следовательно, юридические

    права и обязанности могут существовать и возникать в любое время, вплоть

    до официальной отмены или изменения данного порядка, для каждого в пре-

    делах всего государства.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 12

    Из свойства нормативности права наглядно видно, что для права харак-

    терны единая упорядоченность общественных отношений, строгая гаранти-

    рованность, устойчивость и стабильность социальной системы; обеспечение

    нормального, правильного функционирования и развития всего обществен-

    ного организма.

    Специфическим признаком права, отличающим его от иных форм со-

    циального регулирования (нравственности, обычаев, корпоративных норм),

    является государственное принуждение.

    Государственная обеспеченность придаёт праву значительную надёж-

    ность, уверенность, высокую гарантированность действия (при помощи го-

    сударственной власти, его принудительной силы). Этот признак свидетельст-

    вует о том, что предусмотренные в юридических нормах права и обязанности

    будут реально осуществлены. При этом ситуации принуждения также очер-

    чиваются нормами права.

    Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:

    – оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель прину-

    дить правонарушителя к исполнению обязанностей в интересах постра-

    давшей стороны (например, в соответствии с нормами Гражданского ко-

    декса, в ст. 1085 определены объём и характер возмещения вреда, причи-

    нённого повреждением здоровья);

    – в определённых законом случаях виновный привлекается к юридической

    ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы в соответ-

    ствии с нормами Уголовного кодекса, штраф, налагаемый нормами Адми-

    нистративного кодекса).

    Такие достоинства юридических прав и обязанностей, как официаль-

    ность, публичность, нормативный характер имеют реальное значение не то-

    гда, когда у нас существуют лишь какие-то мысли о возможностях и долге, о

    том, что «можно» и «должно», а лишь тогда, когда эти мысли и представле-

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 13

    ния имеют строго определённый по содержанию характер и получают внеш-

    нее – документальное закрепление, то есть приобретают характер формаль-

    ной определённости. Именно через формальную определённость оказывает-

    ся возможным достигнуть того, что ни под силу ни морали, ни нормам-

    обычаям, ни другим способам регуляции поведения людей, – предельно точ-

    ного, конкретного и детального определения возможного и должного пове-

    дения людей, условий такого поведения, последствий несоблюдения уста-

    новленных здесь требований и т.д. и, следовательно, – достигнуть макси-

    мальной определенности – формальной определенности – во взаимоотноше-

    ниях между людьми, во взаимоотношениях с властью и чиновниками во всех

    наших делах.

    Определённость права по содержанию обеспечивает всеобщую норма-

    тивность.

    «Индивид, поставленный лицом к лицу с обществом, с государством,

    имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано,

    чего от него хотят и какие рамки ему ставят. Это право на определен-

    ность правовых норм есть одно из самых неотъемлемых прав человеческой

    личности; без него, в сущности, ни о каком «праве» не может речи»,1 – ска-

    зал русский правовед И.А. Покровский.

    Строгая определённость в поведении людей, необходимость её четкого

    закрепления – это условие успеха и надёжности в их делах.

    Такая определённость достигается не только в юридических докумен-

    тах, идущих «сверху» от власти, но и в частных документах – прежде всего в

    договорах.

    Официальная определённость порой имеет существенное значение не

    только в деловой жизни, но и в личных делах.

    Так, если присмотреться к положениям Семейного кодекса о брачном

    1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. – М.: Статут, 1998, с. 255.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 14

    договоре, то нетрудно убедиться в том что в сфере семейных отношений ис-

    пользуется достоинство юридических категорий – закона, договора – для то-

    го, чтобы придать отношениям между членами семьи предельную строгость

    и определённость, чётко установить возможное и должное поведение, зара-

    нее исключить возникновение неясностей и конфликтов. И при этом отрегу-

    лировать всё так, чтобы в результате скоропалительных решений не постра-

    дали основные права граждан (в том числе – сама возможность обращения в

    суд за защитой) или один из супругов не был бы поставлен в крайне неблаго-

    приятное положение.

    Рассмотрев основные признаки права в юридическом смысле, можно

    дать ему следующее определение:

    Право (или позитивное право) – это система установленных или

    санкционированных государством норм поведения, которые обязатель-

    ны для всех членов общества и действие которых гарантируется госу-

    дарством.

    3. Основные школы правопонимания

    Понимание права, соотношение позитивного и естественного права,

    как никакая другая юридическая проблема, представлено в истории государ-

    ственно-правовой мысли.

    Ещё древнегреческие и древнеримские философы рассматривали право

    как сложное явление.

    «Пока мы не выясним себе, что такое право вообще, все наши сужде-

    ния о тех или других конкретных видах права будут страдать неясностью,

    отсутствием определенного научного содержания»,1 – такими словами от-

    крывал свою «Энциклопедию __________права» Евгений Николаевич Трубецкой.

    1 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – СПб.: Лань, 1998, с. 4.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 15

    В разное время существовали разные традиции в изложении этого во-

    проса. Обосновывались же они различными учениями (теориями) возникно-

    вения права.

    Так теологическая теория исходит из божественного происхождения

    права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления, и

    опирается не на научные доказательства, а на веру.

    Параллельное существование позитивного права, созданного государ-

    ством путём законодательствования, и естественного права, признают сто-

    ронники теории естественного права. Виднейший представитель этой тео-

    рии Гуго Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа

    человека. В этой теории доминирует антропологическое объяснение права и

    причин его возникновения (естественное право людьми не создается, а воз-

    никает само по себе).

    Иммануилу Канту принадлежит одно из философских определений

    права: «Право – это совокупность условий, при которых произволение одно-

    го (лица) совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего за-

    кона свободы».1

    В центре всей политико-юридической концепции Георга Вильгельма

    Фридриха Гегеля стоит свобода, которая не противостоит государству как

    высшей ценности.

    Ни Кант, ни Гегель не доходили до жёсткого противопоставления по-

    зитивного права естественному и критике последнего. Согласно Канту, сама

    возможность свободы и общего для всех закона коренится в моральной авто-

    номии личности.

    Естественное право подвергалось критике как сторонниками историче-

    ской школы права, так и представителями нарождающегося юридического

    позитивизма.

    1 И. Кант. Соч. в 8 т. Т. 6 – М.: Чоро, 1994, с. 253.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 16

    Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX вв.

    (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и разви-

    вается исторически, как язык, а не декретируется законодателем.

    На вторую половину XIX в. приходится становление в европейской

    юриспруденции юридического позитивизма (К. Бергбом и др.). С точки

    зрения этого направления именно действующее, позитивное право обеспечи-

    вает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создаёт прочный пра-

    вопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством. Естест-

    венное же право представлялось как нечто субъективное и фиктивное, вле-

    кущее за собой разрушение правопорядка и анархию.

    Традиции классического юридического позитивизма продолжил в

    XX в. создатель нормативистской теории права Ганс Кельзен. Он выводил

    право из самого права. По его утверждению право не подчинено принципу

    подчинённости и черпает силу и действенность в самом себе. В «чистой»

    теории Г. Кельзена правом является совокупность норм, осуществляемых в

    принудительном порядке, этим оно отличается от других нормативных сис-

    тем (религиозных, нравственных). Каждая норма создается на основании

    нормы более высокой ступени, а основная норма обосновывает весь государ-

    ственный правопорядок.

    В начале этого же века оригинальную психологическую теорию пра-

    ва предложил Лев Иосифович Петражицкий. Он усматривал причины

    правообразования в психике людей.

    Своё понимание права предлагали и другие представители российской

    юриспруденции конца XIX – начала XX вв.

    Так для нравственной философии Владимира Сергеевича Соловьёва

    характерно рассмотрение всей юридической действительности сквозь призму

    религиозно-нравственных ценностей. В произведении «Оправдание добра.

    Нравственная философия» (1897г.), развивая собственную концепцию право-

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 17

    понимания он говорит: «Право есть принудительное требование реализации

    определённого минимального добра, или порядка, не допускающего извест-

    ных проявлений зла».1

    Свою социологическую концепцию права создал Сергей Андреевич

    Муромцев. В своей работе «Определение и основное разделение права»

    (1879г.) он рассматривает право как совокупность юридических отношений,

    как правовой порядок.

    С позиций своего учения о правосознании Иван Александрович Ильин

    даёт обоснование естественному и положительному праву, выясняет харак-

    тер взаимоотношений между ними.

    Анализу места права в системе социальных норм посвящает свою ра-

    боту Николай Михайлович Коркунов. В «Лекциях по общей теории права»

    (1886г.) он даёт определение права, указывает на его свойства и его отличия

    от нравственности.

    Идеи борьбы как сути права и идеи борьбы за право нашли воплощение

    в марксистской теории права в середине XIX века. Марксистская концеп-

    ция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм

    убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества.

    Поэтому право не может быть выше экономики. Вместе с тем марксизм

    предлагает классовую трактовку права – как возведённой в закон воли эко-

    номически господствующего класса, который подавляет волю эксплуатируе-

    мых масс. Однако, право имеет более глубокие корни, чем классы. Его воз-

    никновение предопределено и другими общесоциальными причинами. «В по-

    ступательном развитии общественных отношений классовый фактор сле-

    дует рассматривать не сам по себе, а как один из элементов широкой соци-

    альной палитры, т.е. в контексте целостности тесно и многообразно взаи-

    1 В.С. Соловьёв. Соч. в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1990. с. 450.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 18

    модействующих социальных феноменов».1

    Интересы людей зависят не только от классовой принадлежности. В

    значительной степени они обуславливаются сложившимся образом жизни,

    национальными, религиозными, семейными и другими групповыми интере-

    сами.

    Одни теории (юридический позитивизм, нормативизм, марксистско-

    ленинская теория) правом считают юридические нормы, другие (социологи-

    ческая юриспруденция) – правовые отношения, а третьи (теория естественно-

    го права, историческая школа права, психологическая школа права) – право-

    вое сознание. Однако, «при этом сохранилась единая основа: право всегда

    выступает как определенный порядок в обществе».2

    В своей работе «Государство и право в современном обществе: необхо-

    димость новых подходов» Лившиц Р.З. пишет, что «если попробовать свести

    всё обилие правовых школ к каким-то обобщающим критериям, то можно

    выделить три подхода: нормативный ,согласно которому право есть преж-

    де всего нормативные акты, закрепляющие правила поведения людей; социо-

    логический, в соответствии с которым право – это сложившиеся в общест-

    ве отношения; нравственный – суть определённые гуманные идеи и принци-

    пы».3

    «Дискуссия о понятии права положила начало формированию трёх

    концепций в теории права: нормативной, социологической и нравственной».4

    Нормативная школа права, исходящая из совпадения права и закона,

    опирается на пиетет5 государственной власти в обществе. Всё, что создаёт

    1 Алексеев С.C. Право: время новых подходов. // Советское государство и право, 1991, № 2, с. 5.

    2 Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. // Советское

    государство и право, 1990, № 10, с. 18.

    3 Там же.

    4 Лейст О.Э. Три концепции права. // Советское государство и право, 1991, № 12, с. 3.

    5 Пиетет – Глубокое уважение, почтительное отношение к кому-л., чему-л. (Новый словарь русского языка).

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 19

    государство, правомерно. Это теория сильного государства, «железного по-

    рядка», основанного на строгом следовании закону. В период укрепления

    общества, преодоления раздробленности она необходима и призвана сыграть

    прогрессивную роль. Эта концепция права органически связана с современ-

    ным пониманием представительной демократии, основанной на разделении

    властей. Задача законодательной власти, осуществляемой демократически

    избранными представительными учреждениями в том и состоит, чтобы соз-

    давать, развивать и совершенствовать право посредством законотворческой

    деятельности. Право содержится в текстах законов и подзаконных актах как

    система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной

    властью. Без нормативного понимания права практически недостижимо оп-

    ределённость и стабильность правовых отношений, законность в деятельно-

    сти государственных органов должностных лиц.

    Социологическая школа отдаёт приоритет общественным отношениям

    (правоотношения предшествуют нормам, право – это то, что делает судья).

    Данная теория хорошо согласуется с ослаблением роли государства, ограни-

    чением государственного влияния на экономику, с децентрализацией управ-

    ления. Вместе с тем, если не установить пределов децентрализации, общест-

    во может быть поражено процессами разложения, центробежными тенденци-

    ям. Через социологическое понимание право обретает конкретность и прак-

    тическое осуществление, без него оно остаётся декларацией, системой тек-

    стов или моральных пожеланий.

    Нравственная школа исходит из различия права и закона. Право кон-

    центрирует прогрессивные, демократические идеи – справедливость, равен-

    ство, свободу. Правовое начало – критерий для законодателя, для функцио-

    нирования публичной власти. Большой идейный, гуманитарный потенциал

    этой школы подразумевает разделение властей, политический плюрализм,

    высокую роль суда как антипода бюрократического управления. Подобная

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 20

    теория свойственна идеологически здоровому обществу с развитой общей и

    правовой культурой. При отсутствии же культуры возможны нестабильность,

    изменчивость общественных институтов. Нравственное видение права важно

    и для правового воспитания, и для развития действующего права.

    Любое понимание права столь же верно, сколь и уязвимо. Нормативное

    понимание ведёт к отождествлению права и текстов, открывая тем самым

    возможность для подмены юридических норм призывами, декларациями, ло-

    зунгами. Нравственное понимание способно принять и выдать за право со-

    держащееся в общественном, групповом, индивидуальном сознании разно-

    образные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и не

    справедливом, моральном и аморальном. Наконец, социологическое понима-

    ние права, отождествляя право с правопорядком, порождает представление о

    праве как о любом порядке, заменяя право общераспространённой практи-

    кой, «обычностью», «общепринятостью», целесообразностью и эффективно-

    стью.

    Социальное назначение каждой из концепций права состоит в том, что-

    бы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные

    и опасные тенденции самого права.

    На современном этапе в России «в сложных процессах перехода от

    тоталитаризма к социальной системе демократического гражданского

    общества не оказалось одного из важнейших, стержневых звеньев, способ-

    ного придать этим процессам прогрессивный и цивилизованный характер, –

    развитого и сильного права».1

    Поэтому начало стабильного развития общества, государства, права

    повышает значение нормативного понимания. С учётом этого нормативная

    трактовка права наибольшим образом адаптирована к правовой системе Рос-

    сии. «Причины распространённости взгляда на право как на изложенную в

    1 Алексеев С.C. Право: время новых подходов. // Советское государство и право, 1991, № 2, с. 3.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 21

    текстах законов стабильную систему норм, правил поведения, поддержи-

    ваемых государственной властью, коренятся в стремлении общества найти

    устойчивые ориентиры после смены политики и политиков, меняющихся

    решений, неуверенности в завтрашнем дне, в растущем желании «жить по

    новому закону», а не применительно к обстоятельствам».1

    4. Социальная роль и функции права. Ценность права

    Социальная роль права

    Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с

    классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании

    сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Опре-

    деляя право как возведённую в закон волю экономически господствующих

    классов, она прямо подчёркивала классовый характер права и сущность пра-

    ва видела именно в этой воле. С точки зрения марксистско-ленинской теории

    право по своей сути и есть возведённая в закон воля экономически господ-

    ствующих классов.

    Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но

    имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает

    основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о

    том, что есть право само по себе, в чем его смысл и внутренняя основа.

    Государство и право – две тесно связанные между собой части. Они

    возникли вместе, вместе существуют, функционируют и развиваются. Но го-

    сударство и право – различные социальные явления. Если государство – ор-

    ганизация политической публичной власти. Это институты, органы власти,

    то право – регулятор общественных отношений – состоит из норм, т.е. пра-

    вил поведения общего характера.

    1 Лейст О.Э. Три концепции права. // Советское государство и право, 1991, № 12, с. 8.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 22

    Государство и право – важные регуляторы, играющие ведущую роль в

    нормальном функционировании общественных отношений. Право закрепляет

    устройство государства, определяет компетенцию его органов. Каждому типу

    государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое)

    соответствует свой тип права.

    В современном учении о государстве и праве как составной части об-

    ществоведения выделяется два подхода к государству и праву.

    Первый подход:

    «Государство – симптом расколотого общества, орудие насилия,

    средство подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют

    над общенародными, национальные – над общечеловеческими, частные – над

    общими».1

    Государство E\'F1
     выступает как «неразвитое» политическое образование,

    которому соответствует право в своей «неразвитой» форме.

    Второй подход:

    «Государство – средство общественного компромисса, снятия или

    смягчения противоречий, механизм управления делами общества. Подобная

    позиция обусловила превалирование общенародных интересов над классовы-

    ми, общечеловеческих – над национальными, общих – над частными». 2

    Это – «развитое» государство. Оно в полной мере раскрывает своё

    предназначение и функции в условиях демократии, где широко используются

    такие общедемократические идеи и институты, как разделение властей, вер-

    ховенство закона, высокая роль суда, гласность и т.п.

    На первых стадиях цивилизации право в виде законов и существовало

    как своеобразный придаток, инструмент и продолжение государственной

    1 Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. // Советское

    государство и право, 1990, № 10, с. 16.

    2 Там же.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 23

    власти (в основном как «право законодателя» и «право судей»). Определяю-

    щая закономерность развития права заключается в том, что в ходе историче-

    ского прогресса право из инструмента государственной власти все более пре-

    вращается в самостоятельную, высокозначимую силу. В современной лите-

    ратуре мнения разделились таким образом, что право относят либо целиком к

    элементам цивилизации (Тойнби), либо к элементам цивилизации и культуры

    одновременно (С.С. Алексеев).

    Как явление цивилизации и культуры оно способно «умерить», «обуз-

    дать» негативные стороны государственной власти, быть носителем и гаран-

    том прирожденных, естественных прав и свобод человека, дать гарантиро-

    ванный простор свободному развитию индивидуальности, раскрепощению

    автономной личности.

    «Суть феномена права как явления цивилизации и культуры заключа-

    ется в том, что право нормативно объективирует и реализует глубинные,

    корневые начала цивилизации и, следовательно, социального прогресса. Од-

    новременно оно фиксирует в нормативной форме духовные ценности и дос-

    тижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мо-

    раль, справедливость, житейские мудрости, милосердие и т.д.»1

    Всё это богатство, накапливаемое человечеством через право, юриди-

    ческие нормы, механизм правового регулирования получают нормативную

    жизнь в мире объективированных явлений, фиксируется, реализуется в жиз-

    ненных отношениях, в поведении людей, распространяет свою силу на бу-

    дущее.

    Ход развития истории, человеческая практика приводят к изменению

    теоретических представлений об обществе. Длительные исторические перио-

    ды, опыт разных стран и народов приблизил человечество к формированию

    нового политического мышления. Его суть – приоритет всех общечеловече-

    1 Алексеев С.C. Право: время новых подходов. // Советское государство и право, 1991, № 2, с.6.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 24

    ских интересов над частными, неуклонное стремление к договоренностям, к

    общественным компромиссам. В международном плане, согласно новому

    мышлению, государства рассматриваются как носители народных (нацио-

    нальных), а не классовых интересов. Идея взаимопроникновения и взаимо-

    обогащения разных общественных систем (конвергенция) уже в настоящее

    время находит своё подтверждение в развитых западных демократиях. И

    внутри своей территории государство выступает как средство согласия, ком-

    промисса, уступок, а не насилия, подчинения, уничтожения. Внутренние

    функции государства как орудия социального компромисса: учёт и коорди-

    нация интересов различных групп населения, отыскание и проведение в

    жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными социальны-

    ми слоями. В то же время «…для достижения социального компромисса не-

    обходимо опираться на правопорядок в обществе, выработку и принятие

    подлинно правовых (справедливых) законов и проведение их в жизнь».1

    Государство, в котором управление осуществляется при помощи пра-

    вовых законов, считается правовым. Это высшая, наиболее цивилизованная

    организация политической власти, созданная человечеством.

    В правовом государстве право перестает быть своего рода придатком

    государственной власти. Оно превращается в целостный, самостоятельный,

    высокозначимый социальный организм, обеспечивающий свободу и спра-

    ведливость в обществе, права автономной личности. Утверждается верховен-

    ство права, и оно возвышается над государственной властью.

    С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопо-

    рядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Оно вытесняет

    из общества чуждые ему отношения и привычки. Своим регулирующим воз-

    действием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой по-

    1 Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. // Советское

    государство и право, 1990, № 10, с. 17.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 25

    рядок в обществе. С практической стороны право по своему социальному на-

    значению выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного

    поведения людей, их коллективов, на основании юридических норм опреде-

    ляется соответствует или нет поведение участников общественных отноше-

    ний юридическим нормам, и в зависимости от этого либо обеспечивается

    правомерное поведение, либо применяются государственно-принудительные

    меры против нарушителей требований норм.

    В своей работе «Государственная воля» или «мера свободы»?»

    В. Исаков и А. Казулин определяют две концепции юридической регламен-

    тации, акцентируя внимание на том, что «назначение права и та роль, кото-

    рую оно играет по отношению к государству, обществу, личности, могут

    оказаться совершенно различными».1 Они, определяя сущность права в об-

    щесоциальном смысле, задаются вопросом: «Что есть право? Творение вла-

    сти, государственная воля класса или выражение традиций и сознания наро-

    да?» Первая концепция исходит из этатически-тоталитарного подхода, где

    право определяется как государственное выражение воли господствующего

    класса, подчинённое задачам охраны, закрепления и развития выгодных и

    угодных ему общественных отношений и порядков. Её альтернатива – такая

    концепция правового регулирования, когда главным назначением права ока-

    зывается не навязывание людям определённых по усмотрению власти поряд-

    ков, а обеспечение нормальной жизни гражданского общества, гармонизация

    естественно складывающихся в нём отношений, предотвращение или по

    крайней мере смягчение конфликтов, защита прав человека. И, конечно же,

    юридическое оформление организации и деятельности самого аппарата вла-

    сти, которое вводит его функционирование в строгие рамки закона и ставит

    его под контроль гражданского общества.

    Различия между ними начинаются с понимания именно сущности пра-

    1 Исаков В., Казулин А. «Государственная воля» или «мера свободы»? // Свободная мысль. 1990, № 12, с. 95.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 26

    ва. В одном случае приоритет отдается обеспечению свободы, ограничению

    произвола, а в другом – началам, выражающим волеизъявление государства.

    Прежде всего речь идёт об общих принципах правового регулирования, или о

    том, что называется типами правового регулирования и характеризует его

    общую, «дозволительную» или «запретительную» направленность. В этом

    плане юридическая регламентация бывает двух типов: общедозволительная,

    когда в её основе лежит общее дозволение, которому корреспондируют кон-

    кретные запреты (по принципу «разрешено всё, кроме прямо запрещённо-

    го»), и разрешительная, когда основой является общий запрет, которому со-

    ответствуют конкретные дозволения (по принципу «запрещено всё, кроме

    прямо разрешенного»).

    В условиях огосударствления общественной жизни власть целиком бе-

    рёт на себя заботу об обществе и его членах, что и оправдывает её тоталитар-

    ное руководство и контроль над всей социальной жизнью. В результате госу-

    дарство, аппарат политической власти оказываются свободными в своих от-

    ношениях с гражданами, последних же ставят в положение несвободных.

    Свобода же индивида выступает тут либо как вынужденная уступка государ-

    ства гражданину, либо как средство решения поставленных аппаратом власти

    задач, но никто не рассматривается как абсолютная, самостоятельная цен-

    ность. Государство отпускает свободу в форме конкретных дозволений на

    фоне общего запрета. Используя подобный тип правовой регламентации, го-

    сударство создает юридическую атмосферу для подключения к регулирова-

    нию поведения людей способа позитивного «обязывания». Подлинная суть

    концепции «право государственная воля» заключается в том, что в этати-

    зированой правовой системе преобладают обязывающие (и запрещающие)

    начала, главной стороной её функционирования становится обеспечение ис-

    полнения обязанностей и, даже права в той или иной форме приобретают

    черты обязанностей.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 27

    Главное в сущности права, основанном на демократической концепции

    юридического опосредования общественной жизни, связано с обеспечением

    свободы, утверждением общечеловеческих ценностей. Право здесь понима-

    ется как мера свободы, служит упорядочению поведения самостоятельных и

    социально активных субъектов. Юридическая регламентация здесь стремится

    к тому, чтобы обходиться «без навязывания» людям тех или иных вариантов

    поведения. Правовые ограничения выступают в конечном счёте средством

    обеспечения свободы. Характеризуя такую правовую систему, уместно

    вспомнить слова К. Маркса: «Законодатель… не делает законов, он не изо-

    бретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положи-

    тельных законах внутренние законы духовных отношений».1 Это сказано о

    «праве мере свободы». Оно как раз и отличается тем, что в большей мере

    служит инструментом самоорганизации гражданского общества, передающе-

    го государству полномочия фиксировать в законодательстве и гарантировать

    внутренние законы своего бытия, нежели орудием в руках государства, ре-

    шающего за общество, за людей, как им жить. Доминирующим в «праве –

    мере свободы» в способе правового регулирования является использование

    запретов, дозволений. Регулирующая сила взятых во взаимодействии дозво-

    лений и запретов состоит как раз в том, чтобы путём предоставления людям

    прав с точным указанием пределов возможного поведения, путей обеспече-

    ния нормативно организованной социальной свободы дать простор действию

    всей системы социальных регуляторов – экономических, духовно-нравствен-

    ных и др.

    Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании

    как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действи-

    ях. Общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким обра-

    зом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств,

    1 К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 1, с. 162.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 28

    защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро стано-

    вится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

    Функции права

    Роль позитивного права в общественной жизни, в том числе и его соци-

    альное назначение, проявляется в его функциях. Функции права – это опре-

    деленные направления воздействия позитивного права на общественные от-

    ношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного

    права, его назначение и роль в общественной жизни. Исходя из этого, можно

    отметить следующее.

    Функции позитивного права – это направления его воздействия на об-

    щественные отношения и общество в целом, в которых проявляется также

    социальное назначение и роль права в общественной жизни. Иными словами,

    функции права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать

    как назначение позитивного права, т.е. его служебную роль, так и роль пози-

    тивного права в общественной жизни вообще, его общесоциальную роль.

    Рассматривая вопрос о функциях позитивного права, необходимо обра-

    тить внимание и на их классификацию. Чаще всего функции права подразде-

    ляют на общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным

    обычно относят такие функции, как экономическую, политическую, воспита-

    тельную и некоторые другие, а к собственно юридическим – регулятивную, в

    составе которой выделяют статическую и динамическую, и охранительную.

    При этом отмечается, что общесоциальные функции выражают воздействие

    права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, ду-

    ховную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и пре-

    жде всего с государством. Отсюда принято считать, что общесоциальные

    функции права совпадают с функциями государства. Собственно же юриди-

    ческие функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия

    права, которые выражают его специфику как регулятора общественных от-

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 29

    ношений.

    Функции права, выражающие его общесоциальную роль, должны рас-

    сматриваться с широких позиций и именоваться общесоциальными функ-

    циями. К ним, на наш взгляд, следует отнести регулятивную, оценочную,

    воспитательную, информационную и трансляционную функции.

    Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упо-

    рядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные

    нормы, регулятором общественных отношений.

    Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общест-

    венные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников.

    Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают

    их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелатель-

    ные для государства и общества.

    Воспитательная функция связана с тем, что право не только регули-

    рует общественные отношения, но и выступает в качестве образца, своеоб-

    разного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы

    права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той

    или иной ситуации.

    Обладая формальной определенностью, позитивное право способно

    выполнять и информационную функцию. Правовые нормы в результате за-

    крепления их в различных официальных документах приобретают письмен-

    ную форму и становятся источниками информации. Прежде всего они ин-

    формируют людей о том, как осуществляется правовое регулирование тех

    или иных отношений и каким должно или может быть поведение участников

    этих отношений.

    Наконец, трансляционная функция состоит в том, что право, накап-

    ливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого обще-

    ния, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует)

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 30

    все это участникам существующих общественных отношений, а также буду-

    щим поколениям людей.

    Следует заметить, что подобные функции осуществляются и многими

    другими социальными нормами. В этой связи общесоциальные функции пра-

    ва мало чем отличаются от аналогичных функций других социальных норм.

    Функции права, выражающие его служебную роль, социальное назна-

    чение, должны рассматриваться с узких позиций и именоваться собственно

    юридическими функциями. Эти функции позволяют более детально раскрыть

    и охарактеризовать одну из общесоциальных функций права – регулятивную.

    Эта функция, будучи главной, поскольку выражает социальное назначение

    права, распадается на несколько самостоятельных функций, которые можно

    рассматривать в качестве определенных направлений регулирующего воз-

    действия права на общественные отношения, т.е. собственно юридических

    функций. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осу-

    ществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечи-

    вающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанно-

    сти субъектов. А нормы прав являются исходной базой правового регулиро-

    вания. Способы правового регулирования предопределены функциями права

    (см. схему 1). Соответствующие им регулятивные и охранительные нормы

    направлены на осуществление специально-юридических функций права. В

    них находят выражение способы регулирования, рассмотренные выше. В за-

    висимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три

    основных вида регулятивных норм: управомочивающие, обязывающие и за-

    прещающие. Охранительные нормы фиксируют меры государственного при-

    нуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 31

    В частности, норма ст. 1 Закона РСФСР от 07.12.91 № 2000-I «О реги-

    страционном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской

    деятельностью, и порядке их регистрации» содержит обязанность соверше-

    ния определённого положительного действия обязывающего характера: фи-

    зические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской дея-

    тельностью обязаны заплатить регистрационный сбор.

    Примером нормы, устанавливающей запрет на совершение действий и

    поступков, которые определены законом как правонарушение может служить

    п. 3 ст. 11.19 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» от

    30.12.2001 № 195-ФЗ. Она устанавливает запрет на провоз веществ и предме-

    тов, запрещенных к перевозке и предусматривает санкции за нарушение дан-

    ной нормы.

    Охранительные нормы определяют также порядок и условия освобож-

    дения от наказания. Примером может служить п. 2 ст. 2.3 «Кодекса РФ об

    административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в соответст-

    вии с которым подлежат защите права лиц в возрасте от шестнадцати до во-

    семнадцати лет, совершивших административное правонарушение. С учетом

    конкретных обстоятельств дела и данных о лице, оно может быть освобож-

    дено от административной ответственности с применением к нему меры воз-

    Ограничительная Регулятивная

    статическая

    Регулятивная

    статическая

    Функции

    Способы

    регулирования

    Нормы

    Запреты

    Охранительные

    Запрет

    Обязы-

    вание

    Дозво-

    ление

    Запрещающие

    Обязы-

    вающие

    Управомо-

    чивающие

    Схема 1

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 32

    действия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав

    несовершеннолетних.

    Собственно юридические функции права, как уже было отмечено,

    обычно подразделяют на регулятивную (статическую и динамическую) и ох-

    ранительную. Статическая регулятивная функция проявляется в том, что

    право закрепляет в своих нормах те общественные отношения, которые госу-

    дарство желает урегулировать (например, фиксирование правомочий собст-

    венника по владению, пользованию и распоряжению вещами). Вместе с эти-

    ми отношениями в нормах закрепляется и весь основной порядок (режим) их

    регулирования (например, круг возможных участников этих отношений, их

    юридические права и обязанности, меры юридической ответственности, ко-

    торые могут быть возложены на правонарушителей и т.д. и т.п.). Динамиче-

    ская регулятивная функция говорит о функционировании, действии право-

    вых норм, об обеспечении активного поведения тех или иных субъектов (на-

    пример, возложение обязанностей уплачивать налоги). Нормы права после их

    установления начинают действовать и упорядочивать конкретные отноше-

    ния, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен в

    нормах права. И охранительная функция права выражается в том, что право

    охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих

    нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической ответ-

    ственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственно-

    сти на правонарушителей и т.п.

    Таким образом, право, как и государство, призвано служить людям,

    обществу, обеспечивать его нормальную, «здоровую» жизнь. Сущность пра-

    ва __________однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней,

    что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем ис-

    пользования власти, а путем нормативного регулирования.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 33

    Ценность права

    Право является социальной ценностью. В связи с развитием того на-

    правления философской мысли, которое называется аксиологией стало воз-

    можным охарактеризовать место и роль права в жизни общества.

    Аксиология (от греческого axia – ценность и ...логия) – теория ценно-

    стей, отражает и изучает всеобщее в разнообразных ценностях, выявляет об-

    щие принципы ценностей и оценок, их общие понятия.

    Среди основных понятий аксиологической теории на первом месте

    стоит понятие «ценность». «Ценность» – не вещь, не явление, взятые сами по

    себе, безотносительно к человеку. Ценности – это вещи, обращенные к чело-

    веку. В этом смысле ценность не есть сам предмет (материальный или ду-

    ховный, природный или общественный, действительный или мнимый), цен-

    ность – это предмет в его связи с человеком, с точки зрения его значимости

    для человека. Ценность вещей обусловлена их связью с человеком, их спо-

    собностью удовлетворять его потребностям, способствовать развитию его

    сущности.

    Другая аксиологическая категория – оценка – субъективный акт чело-

    веческого сознания, субъективное отражение объективно существующей ре-

    альности. Ценности выражают значимость предмета для человека, но только

    ту значимость, которая носит положительный характер. Ценности – это объ-

    екты, положительно оценённые субъектом. По традиции, собственно аксио-

    логическими считаются духовные ценности – идеи, образы, цели, нормы,

    идеалы. Они характеризуют высшие запросы людей и в отличие от матери-

    альных ценностей не выражаются в количественных показателях и не изме-

    ряются ими. Между субъектом и объектом, взятым с его полезными для че-

    ловека свойствами, существует ценностное отношение. Именно в его рамках

    человек относится к предмету как ценности. Теория ценностей (аксиология)

    находит соответствующее применение и в области права. Система правового

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 34

    регулирования включает в себя разнообразные ценности, оценки, оценочные

    критерии, нормы, социальные институты. Правовые ценности и оценки (в

    сфере правосознания) имеют регулирующее значение. Правовые нормы в

    свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оцен-

    ки. Основное в оценке состоит в том, что она квалифицирует поступки, мо-

    тивы, цели людей. А юридико-нормативное закрепление этих оценок и цен-

    ностей в праве уже предопределяет в значительной мере ценность (нецен-

    ность) самого права. Без аксиологического подхода нельзя выявить роль пра-

    ва в общечеловеческом социальном и культурном прогрессе, понять прояв-

    ления преемственности в праве. К правовой аксиологии относятся вопросы

    ценностей в праве и ценности права.

    Оценки и нормы права являются специфическими формами социально-

    го познания. Оценки и нормы права дают знания прежде всего о должном

    поведении, о поступках, которое государство требует, разрешает, запрещает,

    о неблагоприятных последствиях, которые наступят для субъекта, не счи-

    тающегося с предписанием. Главное назначение правовых норм – регулиро-

    вать. Но эту функцию они не могут осуществить, если не несут определённой

    информации. Без наличия последней правовой субъект не в состоянии ос-

    мыслить значение нормы, то, что она предписывает. Это информация об от-

    ношении общества (государства) к тем или иным фактам, поступкам, т.е. об

    оценке, которая им дается, а затем о вытекающем из этой оценки поведении.

    Правовые ценности находятся в оценивающем субъекте (социальной группе).

    Это их потребности, интересы и цели, на основе которых они формируют

    своё отношение к ценностям, соотносят их, выстраивают по значению

    (с учетом их объективной способности удовлетворять этим потребностям,

    интересам, целям) и соответствующим образом закрепляют их (или стремят-

    ся закрепить) юридически.

    Статус ценности в праве могут приобрести различные факты и явления

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 35

    материального и идеального характера – материальные предметы и блага,

    общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мо-

    тивы, побуждения), идеи, идеалы, социальные институты. Они являются пра-

    вовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они

    порождают в качестве идеального обоснования нормы права, закрепляются и

    охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

    Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые

    с течением времени приобрели характер и правовых ценностей. В качестве

    высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становят-

    ся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедли-

    вость, демократия, порядок, безопасность, мир. Эти ценности одновременно

    являются идеалами и реальной человеческой практикой. В праве они закреп-

    ляются и в том и другом их качестве.

    Эти идеалы, принципы, как и все другие вещи, явления представляют

    собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеком, с человеческой

    личностью. Они выступают не как самостоятельные и независимые от чело-

    века данности, а как свобода, мир, справедливость, демократия и т.п. для лю-

    дей, для человека. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридиче-

    ских прав и свобод личности в её индивидуальных и коллективных проявле-

    ниях.

    Ценности в праве ведут нас к ценностям самого права. Правовые нор-

    мы и право по преимуществу формируются как ценностные явления, а со-

    держание правовых норм и институтов получает ценностные аспекты по-

    средством оценок и ценностных отношений. Человек (социальная группа)

    ставит перед собой в своей деятельности цели и руководствуется целями, для

    осуществления которых выбирает средства. Он решает, что для него полезно

    или вредно, намечает цели и средства после множества оценок, ставя себя во

    множество ценностных отношений. На этой основе он выбирает и варианты

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 36

    действия. Оценка приводит его к вариантам поведения и вместе с тем опре-

    деляет его выбор.

    В правовых нормах, как и во всех нормативах, моделируются типичные

    телеологические1 действия и предусматриваются альтернативы (поступков,

    поведения).Содержание правовых норм определяется (является отражением)

    альтернативным характером ситуации, с одной стороны, а с другой – оно в

    свою очередь воздействует на будущее поведение при возникновении кон-

    кретной альтернативной ситуации, влияя таким образом на человеческие от-

    ношения. Всё это означает, что норма является результатом выбора альтер-

    натив, получивших в силу оценки статус ценностей и неценностей: она при

    необходимости содержит в себе решение (выбор) из числа альтернатив (цен-

    ностей и неценностей), которое она сообщает и предписывает. Ведь правовой

    субъект не всегда выбирает то, что является ценностью для субъекта нормо-

    творчества (социальной группы, общества). Он готов выбрать субъективно

    ценное. Посредством гарантированной государством нормы он идет к выбо-

    ру, соответствующим тем оценкам и ценностям какими они являются для

    нормотворческого субъекта. Итак, правовые нормы и право в целом входят в

    круг ценностных явлений, они становятся предметом ценностного отноше-

    ния, объектом оценки.

    Право как социальное явление, призванное регулировать обществен-

    ные отношения, имеет характер ценности, ибо оно отражает, вбирает в себя,

    и закрепляет ценности.

    Эти ценности – политические, моральные, культурные и т.д. – посред-

    ством права приобретают значение правовых ценностей. Право придает им

    практическую силу, обеспечивает условия для их осуществления и развития,

    становится __________средством их достижения. Таким образом право само включается

    1 Телеология (от греч. télos, – результат, завершение, цель и... логия), идеалистическое учение о цели и целе-

    сообразности.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 37

    в «мир ценностей», аксиологизируется. В его сфере возникают и специфиче-

    ские правовые ценности (идея о праве, о законности, о порядке и безопасно-

    сти), путем реализации которых обеспечиваются другие ценности. Важней-

    шие социальные ценности, отраженные в праве, взятом в его историческом

    развитии, пронизывают его «изнутри» и как бы находят в нем свое второе

    рождение, превращаясь в правовые принципы (демократии, гуманизма и

    т.д.). Эту ценность права можно определить как непрямую, опосредованную.

    Она привносится в него как бы «извне», являясь отражением разнообразных

    социальных ценностей.

    Но у права есть и своя собственная, непосредственно связанная со сво-

    ей природой, структурой и назначением социальная ценность. Речь идет о

    возможности права обеспечивать в высокой степени устойчивость и порядок,

    организованность в обществе, общественных отношениях. Оно по самой сво-

    ей природе несовместимо с произволом, отсутствием порядка. «В настоящее

    время, – пишет С.С. Алексеев, – становится все более ясным, что право, как

    социальная ценность – это такое общественное, объективно-реальное явле-

    ние, которое своим содержанием отрицает произвол и беззаконие».1

    Право вообще обладает свойством поддерживать порядок и организо-

    ванность в обществе и социальных институтах (семье, коллективах, государ-

    стве и т.д.). Оно регулирует процессы изменения и развития общества, обе-

    регая его от дезорганизации. Вследствие всего этого право является мощным

    фактором социального развития.

    Появление права явилось гигантским шагом вперед в социальном регу-

    лировании. Будучи сознательно, рационально (а позднее научно) созданной

    нормативной системой, оно располагает уникальными регулятивными воз-

    можностями. В отличие от других социальных регуляторов, формирующихся

    стихийно или отражающих бессилие человека перед лицом законов природы

    1 Алексеев С.С. Теория права. – М., 1995, с. 129.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 38

    и социальных законов, оно связано со стремлением человека и общества гос-

    подствовать над этими законами.

    Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценно-

    сти в классификации ценностей вообще. В рамках двух основных классов

    ценностей – материальных и духовных – право является духовной ценно-

    стью, к которым также относятся политические, моральные, эстетические,

    научные и др. ценности.

    Ценность права как социального явления нельзя выявить до конца, если

    не связать его с человеческой культурой, если не признать, что некоторыми

    своими аспектами оно входит в эту культуру. К культуре относятся всё, что

    люди создали, сотворили посредством своей трудовой деятельности и что

    служит им для адаптации к среде и поддержания их социальной жизни. Пра-

    во тоже представляет собой нечто такое, что в известном смысле сконструи-

    ровано людьми. Сюда относятся и элементы содержания права (правовые

    идеи, принципы, предписания), и формальные элементы (специфические

    правовые формы, источники, законодательные системы), и практические

    (правила и традиции в области правоприменения, судебной практики и т.д.).

    Однако не может быть культурой то, что античеловечно и противоре-

    чит прогрессу. К антикультуре относится процессуальные институты инкви-

    зиции, реакционные и антинародные законы и т.п.

    Реальную ценность права, вне всякого сомнения, нельзя отрывать от

    ценности государства, от связи права с государством. Однако, это допустимо

    лишь в той степени, в какой высшей ценностью для государства является че-

    ловек.

    Позитивное право является определённой ценностью и для каждого от-

    дельного человека. Как бы негативно не относился тот или иной индивид к

    позитивному праву, без него он обойтись не может. Позитивное право, регу-

    лируя общественные отношения, наделяет их участников, прежде всего лю-

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 39

    дей, определенными юридическими правами и обязанностями. Тем самым

    оно определяет свободу человека, меру, границы этой свободы. Чем демо-

    кратичнее государство, тем шире границы этой свободы. Определяя свободу

    человека, позитивное право одновременно и гарантирует эту свободу, пре-

    доставляя в его распоряжение целый арсенал правовых средств, с помощью

    которых он может защитить свои права и свою свободу. Даже тогда, когда

    индивид противопоставляет себя обществу и государству и не выполняет

    требований позитивного права, последнее предоставляет ему определенные

    возможности для защиты своих интересов в случае государственного пресле-

    дования. В современном обществе позитивное право в целом стоит на защите

    прав и свобод человека, охраняет его жизнь, здоровье, честь, достоинство,

    деловую репутацию и другие общечеловеческие ценности.

    Говоря о ценности позитивного права, его полезности, значимости для

    государства, общества и каждого отдельного человека, необходимо иметь в

    виду, что ценность позитивного права предопределяется его свойствами, ко-

    торые проявляются в его основных признаках. К этим свойствам относятся

    нормативность, общеобязательность, системность, формальная определен-

    ность и гарантированность. Благодаря данным свойствам, позитивное право

    и приобретает такое качество как ценность. В частности, благодаря норма-

    тивности, позитивное право способно охватить своими правилами поведение

    неопределенного множества людей и урегулировать неопределенное число

    конкретных общественных отношений. Благодаря общеобязательности, по-

    зитивное право способно довести государственную волю до любого и каждо-

    го и подчинить всех членов общества единому порядку. Системность позво-

    ляет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулиро-

    вать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их едино-

    образно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом

    единая в государстве система норм. Формальная определённость делает пра-

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 40

    вовое регулирование общественных отношений строгим и определённым.

    Благодаря ей решаются задачи: к исполнению какой обязанности и каким

    способом принуждается субъект в случае нарушения им требований норм

    различных отраслей права.

    Позитивное право чётко определяет объекты правового регулирова-

    ния, границы свободы поведения участников регулируемых общественных

    отношений, социальные и личностные ценности, которые оно защищает.

    Государственное принуждение – это фактор, позволивший чётко раз-

    граничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и её границы. Че-

    ловек действующий в рамках права свободен. Человек, нарушающий

    обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит

    в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности)

    чётко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом.

    Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное

    принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может

    лишить его этой свободы. Поэтому необходимо чёткое определение сферы

    свободы (право), её границ (юридическая обязанность) и ограничений

    (юридическая ответственность).

    Наконец, гарантированность делает правовое регулирование общест-

    венных отношений и тот порядок, который определяется нормами позитив-

    ного права, стабильным, устойчивым и неподвластным произволу отдельных

    индивидов.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 41

    5. Литература

    1) Алексеев С.C. Право. Азбука. Теория. Философия: Опыт комплексных

    исследований. – М.: Юристъ, 1999.

    2) Алексеев С.C. Право: время новых подходов. // Советское государство и

    право. 1991, № 2.

    3) Алексеев С.С. Проблемы теории права. – Свердловск, 1972.

    4) Алексеев С.С. Теория права. – М., 1995.

    5) Западноевропейская социология XIX – начала XX в. / Под ред. В.И. До-

    бренькова. – М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления,

    1996.

    6) Исаков В., Казулин А. «Государственная воля» или «мера свободы» //

    Свободная мысль, 1990, № 12.

    7) Кант И. Сочинения в 8 т. Т. 6 – М.: Чоро, 1994.

    8) Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 6-е изд. – СПб, 1904.

    9) Лейст О.Э. Три концепции права. // Советское государство и право.

    1991, № 12.

    10) Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходи-

    мость новых подходов. // Советское государство и право. 1990, № 10.

    11) Неновски Н. Право и ценности. – М., 1987

    12) Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. – М.: Статут,

    1998.

    13) Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1990.

    14) Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факуль-

    тетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская

    группа НОРМА–ИНФРА-М, 1998.

    Ганжа Т.Г. «Сущность и социальное назначение права» 42

    15) Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – СПб.: Лань, 1998

    16) Черданцев А.Ф. Государственная власть и её обоснование. // Известие

    вузов. Правоведение, 1992, №2.__

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Сущность и назначение права ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.