Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки.

  • Вид работы:
    Другое по теме: Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки.
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:





    Оглавление:

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1. инвестиционный климат и его регулирование. 5

    1.1. Инвестиционный климат и инвестиционная политика государства.. 5

    1.2. Финансовые проблемы привлечения иностранных инвестиций   8

    1.3. Динамика инвестиций в российской экономике. 12

    2. Характеристика действующего механизма государственного регулирования инвестиций в Российской Федерации.. 16

    2.1. Анализ структуры государственного регулирования инвестиций в Российской Федерации.. 16

    2.2. Анализ методов  стимулирования иностранных инвестиций в различных регионах Российской Федерации. 19

    3. Пути улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.. 26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35




    ВВЕДЕНИЕ


    Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

    Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

     Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.

     В экономике рыночного типа, к которой в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений.

    В инвестиционной сфере России существует свой переходный период, характеризующийся определенными особенностями, к числу которых относятся:

    ü снижение доли и объема государственных инвестиций;

    ü формирование новой системы инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;

    ü в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;

    ü возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.

    В России, несмотря на периодическое оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформирования отечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

    Целью курсовой работы является исследование инвестиционного климата в России и методов его улучшения.



    1. инвестиционный климат и его регулирование

     

    1.1. Инвестиционный климат и инвестиционная политика государства

     

    Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

    Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

    - определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

    - выбор приоритетов;

    - повышение эффективности инвестиций.

    Цель инвестиционной политики государства заключается в:

     обеспечении структурной перестройки экономики;

     стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

     создании дополнительных рабочих мест;

     привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

     стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

     создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

     развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

     поддержке малого и среднего предпринимательства;

     совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

     создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

     Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

    Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

    Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

    До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

    Меры стимулирования иностранных инвестиций:

    а) понижение налоговых ставок;

    б) предоставление налогового кредита;

    в) предоставление финансовых и имущественных поручительств (гарантий) администрации регионов;

    г) оказание финансовой поддержки за счет средств бюджета региона для реализации целевых инвестиционных программ с участием иностранных инвестиций;

    д) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

    е) другие мероприятия, направленные на оказание поддержки деятельности иностранных инвесторов.

    К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

    - снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

    - проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

    - осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

    - формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

    - повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.[1]

    В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

    Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.

    Инвестиционная политика и страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

    В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

    - организатора инвестиционно-финансового рынка;

    - участника инвестиционно-финансового рынка;

    - менеджера инвестиционных процессов.


    1.2. Финансовые проблемы привлечения иностранных инвестиций


    Среди проблем, тормозящих развитие инвестиционной деятельности в России, часто называется отсутствие "длинных денег". Действительно, банки имеют в привлекаемых ресурсах (пассивах), преимущественно "короткие" средства, что затрудняет их последующее размещение на более длинные сроки.

    Очевидно, что используя только внутрибанковские рычаги (процентные ставки, нормы резервирования и т. д.) и опираясь на внутренние возможности банковского сектора, решить задачу формирования инвестиционных ресурсов, адекватных целям подъема экономики, возможно лишь отчасти.

    В ведущих странах основа подобных ресурсов формируется национальными денежными властями.

    Как показывают балансы Банка Японии и ФРС США, в их портфелях госбумаг большая часть приходится на "длинные" инструменты. Так, в Банке Японии казначейские бумаги со сроком погашения свыше 5 лет составляют более 40 трлн. иен, т. е. 60% его общего портфеля госбумаг. В ФРС на такие бумаги приходится более 130 млрд. долл., или свыше 20% его госпортфеля, при том, что еще более 170 млрд. долл. (30% госпортфеля) приходится на инструменты со сроками от 1 до 5 лет.

    С учетом той роли, которую играют бюджетные инструменты в формировании всей денежной базы доллара и иены, можно заключить, что такие "длинные" госбумаги более чем на 40% (по доллару) и более чем на 50% (по иене) формируют всю денежную базу указанных валют. Другими словами, около половины всех иен и долларов, имеющихся в мире, в момент своего возникновения были эмитированы на основе долгосрочных бюджетных инструментов, которые и заложены в основу денежной базы.

    Таким образом, экономика изначально получает существенный инвестиционный потенциал, который мультиплицируется по мере подключения к работе с длинными проектами частного сектора (субподрядчиков и т. д.).

    При этом именно денежные власти закладывают основы "длинных" финансовых ресурсов в экономике.

    Итак, сама базовая структура формируемых ресурсов позволяет на ее основе развивать инвестиционную деятельность. Помимо этого, частный сектор имеет целый ряд дополнительных возможностей. Речь идет о сбережениях населения, средствах пенсионных фондов, чьи ресурсы также носят долгосрочный характер, и т. д., развитой системе гарантий, в том числе - при участии государства.

    Кроме того, центральные банки активно используют стимулирующую роль ряда рычагов (ставки рефинансирования, нормы резервирования), способствующих "удлинению" ресурсов и делающих их более доступными.

    Активное участие центральных банков многих стран в проведении экономической политики в целом оправдано, поскольку в их руках сосредоточены мощные экономические рычаги. Именно поэтому эти страны законодательно возлагают на свои центральные банки не только задачи финансового характера (стабильность цен, национальной валюты и т. д.), но и формируют более широкие цели: обеспечение экономического роста, высокого уровня занятости (ФРС США), решение задач, направленных на достижение государственных целей (Банк Японии), помощь в координации в сфере занятости (Европейский центральный банк - ЕЦБ). Даже в тех случаях, когда речь идет о стабильности цен, эта стабильность часто понимается не как конечная цель, а как необходимая предпосылка экономического роста (ЕЦБ).

    При таких подходах системообразующая роль государства и в целом в экономике, и в экономической политике остается решающей. К тому же финансовый сектор является той основой и тем инструментом, на которые опираются различные страны при проведении своей экономической политики.

    С учетом усиления глобальных геополитических и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними. При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.

    Необходимость проведения прогрессивных структурных преобразований в экономике и реализации инновационных проектов делает еще более актуальным вопрос о формировании долгосрочных финансовых ресурсов. Следует системно рассмотреть возможности использования механизмов создания «длинных» денег в рамках денежного предложения.

    Следует повысить роль Центрального банка, который должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Кроме того, сам спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи — контроль за инфляцией и валютным курсом — целями поддержания экономического роста и занятости. При этом нужно выработать комплексные подходы к формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной, региональной и структурной политики.

    Необходимы укрепление банковского сектора как основы финансовой системы, рост его капитализации. В ряде стран основным источником роста капитала банков является собственная прибыль в сочетании с иностранным капиталом (так происходит практически во всех странах Центральной и Восточной Европы). В результате национальные банковские системы фактически перешли под контроль иностранных участников. В то же время другие подходы опираются на активную политику государства по укреплению национальных финансовых систем (Япония, Норвегия, Чили и др.). Проблема капитализации в этом случае решалась главным образом в увязке с такими важными целями, как санация банков, ресурсообеспечение и т. д. Здесь возможны такие меры, как снижение норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также их акционеров и иных инвесторов в случае, если она будет направлена на увеличение капитала. Следует более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков, способствуя направлению части их ресурсов на создание системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотека, секьюритизация, долгосрочные субординированные кредиты). Одновременно необходимы жесткий контроль качества кредитного портфеля, использование регулятивных и иных рычагов для укрепления стабильности финансовой и банковской систем.

    Требуется более тщательный мониторинг движения капиталов, причем не только из страны, но и, что не менее важно, в страну. При этом нужно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования, создавая стимулы, обеспечивающие приведение указанных параметров в соответствие с экономическими приоритетами. Следует также рассмотреть возможность введения мер по регулированию объемов корпоративных внешних заимствований. Основной акцент здесь должен быть сделан не столько на административные (ограничительные) рычаги, сколько на то, чтобы посредством использования механизмов денежно-кредитной и финансовой политики повысить заинтересованность участников рынка в работе с рублевыми инструментами.

    Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями. Важную роль должны играть резервные требования, балансовые нормативы, налоговые рычаги, трактующие внутренние рублевые операции как более предпочтительные по сравнению с внешними валютными ресурсами.

    Очевидно, что все эти меры должны стать составной частью активной бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, направленной на обеспечение национальных приоритетов и создание условий для устойчивого экономического роста.


    1.3. Динамика инвестиций в российской экономике

    По состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал) в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).


    Таблица 1

    Поступление иностранных инвестиций по типам


    Январь-сентябрь 2009г.

    Справочно
    Январь-сентябрь 2008г.
    в % к

     

    млн.
    долларов
    США

    в % к

     

    январю-сентябрю 2008г.

    итогу

    январю-сентябрю 2007г.

    итогу

     

    Инвестиции

    54738

    72,2

    100

    86,2

    100

     

    из них:






     

    прямые инвестиции

    9975

    51,9

    18,2

    97,7

    25,3

     

    в том числе:






     

    взносы в капитал

    4918

    41,4

    9,0

    131,7

    15,7

     

    из них
    реинвестирование

    635

    112,0

    1,2

    в 2,2р.

    0,7

     

    лизинг

    101

    74,9

    0,2

    в 2,5р.

    0,2

     

    кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

    4131

    65,9

    7,5

    64,3

    8,2

     

    прочие прямые инвестиции

    825

    90,4

    1,5

    111,1

    1,2

     

    портфельные инвестиции

    1019

    78,6

    1,9

    83,7

    1,7

     

    из них
    акции и паи

    348

    34,2

    0,6

    68,8

    1,3

     

    прочие инвестиции

    43744

    79,1

    79,9

    82,8

    73,0

     

    в том числе:






     

    торговые кредиты

    9249

    73,0

    16,9

    149,1

    16,7

     

    прочие кредиты

    34214

    82,4

    62,5

    72,0

    54,8

     

    из них:






     

    на срок до 180 дней

    3339

    75,1

    6,1

    179,9

    5,9

     

    на срок свыше 180 дней

    30875

    83,3

    56,4

    67,1

    48,9

     

    прочее

    281

    25,6

    0,5

    в 2,0р.

    1,5

     


    Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009г. - Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

    Таблица 2

    Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности

    млн.долларов США


    Январь-сентябрь 2009г.

    Накоплено на конец
    сентября 2009г.

     

    поступило

    погашено
    (выбыло)

    переоценка
    и прочие
    изменения активов
    и обяза-
    тельств

    всего

    в %
    к итогу

     

    Всего

    54738

    50629

    4160

    262394

    100

     

    в том числе:
    сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

    277

    126

    3

    1822

    0,7

     

    рыболовство, рыбоводство

    39

    25

    1

    156

    0,1

     

    добыча полезных ископаемых

    5715

    10319

    13

    45122

    17,2

     

    обрабатывающие производства

    15029

    15462

    3557

    77638

    29,6

     

    производство и распределение электроэнергии, газа и воды

    386

    252

    241

    4839

    1,8

     

    строительство

    728

    396

    55

    4702

    1,8

     

    оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

    16277

    10799

    156

    55665

    21,2

     

    гостиницы и рестораны

    123

    48

    5

    602

    0,2

     

    транспорт и связь

    8512

    4647

    93

    24810

    9,5

     

    финансовая деятельность

    1971

    3871

    -34

    11851

    4,5

     

    операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

    5593

    4539

    69

    32484

    12,4

     

    государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

    -

    26

    0,1

    1122

    0,4

     

    образование

    0,2

    -

    -

    3

    0,0

     

    здравоохранение и предоставление социальных услуг

    23

    2

    1

    149

    0,1

     

    предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

    65

    117

    -0,0

    1429

    0,5

     

    В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).

    Таблица 3

    Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
    по основным странам-инвесторам

    млн.долларов США


    Накоплено на конец
    сентября 2009г.

    В том числе

    Справочно
    поступило
    в январе-сентябре
    2009г.

    всего

    в % к
    итогу

    прямые

    порт-
    фельные

    прочие

    Всего инвестиций1)

    262394

    100

    104101

    12136

    146157

    54738

    из них по основным странам-инвесторам

    219645

    83,7

    82778

    11676

    125191

    38466

    в том числе:
    Нидерланды

    49426

    18,8

    29172

    5629

    14625

    8348

    Кипр

    47042

    17,9

    31195

    2010

    13837

    5231

    Люксембург

    37947

    14,5

    1039

    267

    36641

    8905

    Соединенное Королевство (Великобритания)

    25622

    9,8

    3641

    2248

    19733

    4231

    Германия

    19811

    7,6

    7420

    18

    12373

    5507

    Ирландия

    9240

    3,5

    433

    5

    8802

    595

    Франция

    8516

    3,2

    2066

    26

    6424

    1600

    США

    7608

    2,9

    2790

    927

    3891

    1279

    Виргинские острова (Брит.)

    7444

    2,8

    4221

    544

    2679

    1129

    Япония

    6989

    2,7

    801

    2

    6186

    1641


    Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше).


     


    2. Характеристика действующего механизма государственного регулирования инвестиций в Российской Федерации

     

    2.1. Анализ структуры государственного регулирования инвестиций в Российской Федерации


    Государственное регулирование включает:

    • регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

    • прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

    Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

    • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

    • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;

    • защиты интересов инвесторов;

    • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

    • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

    • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное про ведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

    • принятия антимонопольных мер;

    • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

    • развития финансового лизинга в Российской Федерации;

    • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

    • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

    Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.

    Конкретными формами такого участия являются:

    • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

    • формирование перечня строек и объектов технического пере вооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

    • предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

    • размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;

    • закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

    • про ведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    • защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

    • разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

    • выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);

    • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.

    Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд про изводится путем про ведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

    Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.


    2.2. Анализ методов  стимулирования иностранных инвестиций в различных регионах Российской Федерации.


    Основная часть расходов консолидированных бюджетов субъектов российской Федерации направляется на текущие нужды (выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального хозяйства и государственного управления), и лишь незначительная часть расходов – на инвестиции.  

    К середине 2000-х годов в целом завершилось формирование инвестиционной политики российских регионов, начало которому было положено принятием в 1990-е годы первых региональных актов о поддержке инвестиций в республиках Татарстан, Саха-Якутия, Коми и др. 

    Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ являются Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан.

    Надо подчеркнуть, что за эти годы во многих российских регионах в целом  уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировались необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

     
     

     
     
    Таблица 4
    Методы государственного регулирования

    инвестиционной деятельности на региональном уровне

    Прямые методы

    Косвенные методы

    1)   целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;

    2)   региональные бюджетные, внебюджетные фонды;

    3)   прямые капитальные государственные вложения;

    4)   региональные стандарты и нормы;

    5)   квотирование;

    6)   лицензирование;

    7)   региональные контрольные пакеты акций;

    8)   региональная и муниципальная собственность;

    9)   стимулирование спроса и регулирование цен;

    10)  государственное финансирование НИОКР;

    4)   11) субсидирование затрат предприятий на      патентование изобретений за рубежом

    1)   налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;

    2)   налоговые каникулы;

    3)   льготные ставки по ссудам;

    4)   кредитные меры стимулирования экспорта:

    - предоставление прямых экспортных кредитов;

    - рефинансирование экспортных кредитов;

    - страхование экспортных кредитов

    - государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;

    5)   инвестиционный налоговый кредит;

    6)   региональные и муниципальные займы;

    7)   платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;

    8)   платежи за загрязнение окружающей среды;

    - 9) гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.


    Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствуют мировой практике.

             Таким образом, основными элементами  инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

    1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

    2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

    3) создание организационных структур по содействию инвестициям;

     4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

    5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

    6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; 7

    ) аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.

    Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

    В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

    При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона,  создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.

    Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:

    1) вопросы социально-экономического развития региона - определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов;

    2) организационные вопросы - порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;

    3) вопросы льгот и привилегий - предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности - предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;

    4) вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности - прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;

    5) вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов - осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь.

    Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации, как правило, включает в себя следующие нормативные правовые акты:

    - о гарантиях осуществления и мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставляемых субъектом Федерации;
    - о налоговых льготах, предоставляемых субъектами Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности;

    - о порядке предоставления гарантий и льгот при реализации инвестиционной деятельности;

    - о порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов;

    - о порядке  государственной регистрации создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями;

    - о размере регистрационного сбора, взимаемого за регистрацию создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями.

    Анализ принятых регионами нормативных актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регионов развивается прежде всего по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей. Большинство документов, о которых идет речь, предусматривает: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными инвесторами кредитам и инвестициям; применение региональными государственными органами налоговых льгот.

    За менее короткий период регионы сформировали более системное законодательство, направленное на поддержку инвестиционного процесса.

    В табл.5 даны сравнительные характеристики ряда региональных законов об инвестициях.

    Таблица 5
    Сравнительные характеристики ряда региональных законов Об инвестиционной деятельности

     

    Льготы

    Субъекты 

    Федерации

    Дата

    принятия закона

    Механизм

     Предоставления избирательной поддержки

    Определение

     объема льгот

    Сроки льготного налогообложения

    1

    2

    3

    4

    5

    Тюменская область

    16 сентября 1999 г.

    Включение в инвестиционную программу Тюменской области

    Общие для всех инвесторов, включенных в инвестиционную программу, но не более 50% от суммы направленных инвестиций в проект в расчет на год

    С момента начала реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу, но не более срока окупаемости, предусмотренного инвестиционной программой

    Омская

    область

    “О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области”, декабрь 1997 г.

    Заключение соглашения (договора) на инвестиционную деятельность в случае положительного заключения экспертизы


    1) на период фактической окупаемости инвестиций;

    2) в течение  двух лет после завершения периода окупаемости

    Республика Татарстан

    “Об инвестиционной деятельности в РТ”, 25 ноября 1998 г

    “Об иностранных инвестициях в РТ”,

    19 июля 1994 г.

    Включение в Республиканскую инвестиционную программу

    Освобождение от уплаты налогов на прибыль и налога на имущество предприятия в части реализации инвестиций в пределах сумм, зачисляемых в бюджет РТ

    До окончания нормативного  срока ввода объекта в эксплуатацию

    Ярославская область

    20 февраля 1996 г., изменения 1998г.

    Включение в госпрограмму Ярославской области

    Индивидуально при включении в программу

    С начала реализации продукции до срока полной окупаемости для проектов, включенных в госпрограмму.

    Псковская область

    19 марта 1998 г. вместо закона от 31 января 1996 г.

    Решение Администрации Псковской области по проектам, получившим положительное заключение технико-экономической экспертизы.

    Общие для всех инвесторов, получившие право на льготы по решению Администрации.

    На период полной окупаемости, но не более 3-х лет.

    Для проектов в приоритетных отраслях – до 10 дет.

    Для лизинговых операций – на первые 5 лет.

    В дорожный фонд - в течение 2-х лет с начала реализации продукции.

    Новгородская область

    Май 1998г.

    28.12.94 - Закон “О предоставлении льгот предприятиям с иностранными инвестициями”;

    1997 - Закон “О налоговых льготах организациям, расположенным на территории Новгородской области”

    Решение  Администрации области об одобрении проекта на основе предоставляемых материалов, по четким критериям.

    Общие для всех инвесторов, получивших одобрение проекта от Администрации области

    На период фактической окупаемости, но не более срока, установленного для реализации проекта.

    Для совместных предприятий и иностранных инвесторов на первые два года с момента регистрации (с ограничениями по видам деятельности).

    Для вновь создаваемых предприятий с объемом иностранных инвестиций 5 млн. долл. США и выше на 5 лет с момента регистрации по определенным направлениям деятельности.

    Самарская область

    1997 г., проект нового закона 1999 г.

    Инвестиционный Договор между инвестором и Администрацией Самарской области подписывает губернатор или лицо, его замещающее

    Индивидуально при заключении инвестиционного договора.

    На период фактической окупаемости, но не превышающей расчетного срока.


    Законы об инвестиционной деятельности рассматриваемых субъектов Федерации содержат перечень форм поддержки региональных властей. Данная поддержка заключается в предоставлении гарантий  и различных льгот. Во многих регионах разрабатывается инвестиционная программа, включение в которую обеспечивает инвестору режим наибольшего благоприятствования.

    Законы об инвестиционной деятельности гарантируют предоставление финансовых средств из регионального бюджета. Данная помощь может происходить  в виде предоставления инвестиционного кредита на льготных условиях (Республика Карелия, Псковская, Самарская области), и/или в виде прямого инвестирования за счет средств бюджета (Ярославская, Тюменская области).

    Кроме вышеперечисленного используются и другие гарантии:

    1) госгарантии в форме поручительства за исполнение обязательств третьих лиц, в форме залога имущества региона, в форме передачи имущества в доверительное управление в пользу третьего лица (закон Ярославской области);

    2) прямое управление инвестициями - определение приоритетных направлений, формирование перечня  инвестиционных программ и т.д. (закон Хабаровского края).

    Во всех законах “Об инвестиционной деятельности» используется “дедушкина оговорка” (стабилизационная оговорка), суть которой сводится к тому, что действие вступивших в силу новых законов, ухудшающих налоговый статус иностранных инвесторов во время реализации ими приоритетных инвестиционных проектов, не распространяется на срок окупаемости этих инвестиционных проектов. Оговорка также применяется в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие законы и иные нормативные акты. Субъекты Федерации используют различные формы стабилизационной оговорки - на основе компенсационного принципа (Республика Карелия), на основе принципа неизменения условия хозяйствования (Краснодарский край, Архангельская область), принципа запрета ограничения прав инвестора, неизменения условия заключенных договоров.





    3. Пути улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации

     

    Анализируя международный опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).

    Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах ( см. табл.6).

    Таблица 6

    Классификация инвестиционных рисков по параметрам

    Параметр

    Факторы, учитываемые параметром

    Уд. вес, %

    1

    Политическая стабильность

    Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую активность

    12

    2

    Отношение к иностранным инвестициям и прибыли

    Размеры расходов на социальные нужды

    6

    3

    Национализация

    Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям

    6

    4

    Возможность девальвации

    Влияние, а также действенность методов регулирования

    6

    5

    Платежный баланс

    Баланс общий

    6

    6

    Бюрократические вопросы

    Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций

    4

    7

    Темпы экономического роста

    Годовые фактические темпы роста валового национального продукта

    10

    8

    Конвертируемость валюты

    Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия

    10

    9

    Возможность реализации договора

    Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях

    6

    10

    Расходы на зарплату и производительность труда

    Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу

    8

    11

    Возможность использования экспертов и услуг

    Помощь, которую может ожидать предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ

    2

    12

    Организация связи и транспорта

    Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры

    4

    13

    Местное управление и партнеры

    Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления

    4

    14

    Краткосрочные кредиты

    Предоставление краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования

    8

    15

    Долгосрочный кредит и собственный капитал

    Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте

    8

     

     

    Всего

    100


    В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.

     Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений»[2].

    По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».[3]

    По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

    Опираясь на такое понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. 2.

    При обосновании рационального плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.

    Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

    Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.


    Рис. 1. Проблемы низкой привлекательности инвестирования в России

    Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.

    Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

    Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.

    Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

    На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:

    - предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);

    - создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;

    - участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.

    Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.

    Таким образом, регионы обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

    Создание ОЭЗ — эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации. По данным ООН, годовой экспортный оборот 3000 ОЭЗ составляет 600 млрд. долларов.2 Дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации от деятельности ОЭЗ только промышленно-производственного типа могут составить в течение 2007 — 2009гг. более 7 млрд. рублей и около 140 млрд. рублей за весь период деятельности таких ОЭЗ.[4]

    Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» — один из законодательных источников таможенного права наряду с ТК РФ (2003г.) и продолжающей действовать гл. 12 ТК РФ (1993г.) об ОЭЗ.

    ОЭЗ — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

    Особая роль в совершенствовании таможенного регулирования принадлежит сотрудничеству ФТС с Всемирной таможенной организацией. Требование времени сегодня - в короткие сроки осуществить мероприятия, связанные с присоединением Российской Федерации к Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973г., что позволит ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков.

    Одним из важных направлений на пути совершенствования как самой таможенной системы и приближения ее к ряду лучших таможенных администраций мира, так и требованием времени станет реализация Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации. В США представление предварительной информации является обязательным условием для участника ВЭД, в ЕЭС данное требование планируется ввести в 2009 году. Положениями ТК РФ (2003г.) не предусмотрена обязательность представления участниками ВЭД предварительной информации о перемещаемых товарах, поэтому требуется в короткие сроки внести изменения в российское законодательство.

    Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.

    Практика инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции Российской Федерации и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном Российской Федерации, регионы же осуществляют правоприменительную практику.

    Таким образом, законодательство играет немаловажную роль в увеличении возможностей регионов в привлечении  инвестиционных ресурсов. Вопрос заключается в том, какие принятые решения в области инвестиций будут более эффективно работать; насколько инвестиционное законодательство учитывает региональную специфику.

    В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Практика, однако, показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий и прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

    Не случайно зарубежные инвесторы начинают протестовать против чрезмерной конкуренции между регионами при предоставлении льгот: их резкий разброс дробит единое инвестиционное пространство, затрудняет получение объективных оценок и стандартизацию процедур принятия решений об инвестициях.

    В целом, с одной стороны, многие регионы России за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. С другой стороны, качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет притом,  что развивается довольно напряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т.п.

    Без объединения усилий  федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.



     

     

     


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


    1. Гаглоев П., Белогур С. Инвестиционные просторы России // Российский инвестиционный вестник. – 2008. - № 3. - с. 36.

    2. Голицына А. Полезный микрон // Ведомости, № 247 (2021), 28 декабря 2009

    3. Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика. – 2008.

    4. Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. – 2008. - № 6, с.62.

    5. Доронина Н.Г. Инвестиционная деятельность // Российская юридическая энциклопедия. — М.: ИНФРА-М, 2009. — С.371

    6. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2009. С. 64

    7. Камзолова Ю. Год открытых дверей. Привлечением иностранных инвесторов займется специальная некоммерческая организация // Российская Бизнес-газета. — 2009. — 25 декабря

    8. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- 2003,№ 5. С. 46

    9. Павлов А.П. Правовое регулирование иностранных инвестиций в экономику России. — Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права. — 2008. — С. 39—44

    10. Павлов А.П. Таможенное регулирование иностранных инвестиций в экономику России // Налоги и финансовое право. — 2009. — № 2. Приложение. Актуальные вопросы экономики, налогообложения и налогового права. — С. 41—53

    11. Степаненко С.М. Административно-правовые аспекты межгосударственной таможенной интеграции в Евразийском экономическом сообществе: автореф. дис... канд. юрид. наук: [Электронный ресурс] 12.00.14. / С.М. Степаненко. — РТА. — Москва, 2008.






    Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика. – 2008.

    [2] Гаглоев П., Белогур С. Инвестиционные просторы России // Российский инвестиционный вестник. – 2008. - № 3. - с. 36.

    [3] Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. – 2008. - № 6, с.62.

    [4] Павлов А.П. Таможенное регулирование иностранных инвестиций в экономику России // Налоги и финансовое право. — 2009. — № 2. Приложение. Актуальные вопросы экономики, налогообложения и налогового права. — С. 41—53

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.