Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Система правоохранительных органов и ее роль в государстве

  • Вид работы:
    Другое по теме: Система правоохранительных органов и ее роль в государстве
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Система правоохранительных органов и её роль в государстве

    Содержание:

    Введение............................................................................................................................................. 3

    Глава 1. Министерство юстиции РФ............................................................................................... 5

    1.1. Задачи и структура министерства юстиции РФ.................................................................. 5

    1.2. Функции Министерства юстиции........................................................................................ 8

    Глава 2. Верховный суд Российской Федерации........................................................................... 11

    2.1. Общие сведения о деятельности Верховного суда РФ...................................................... 11

    2.2. Состав верховного Суда Российской Федерации.............................................................. 16

    2.3. Структура Верховного Суда РФ........................................................................................... 17

    Глава 3. Нотариат............................................................................................................................. 19

    3.1. Понятие нотариата в РФ, его место в системе правоохранительных органов............... 19

    Заключение....................................................................................................................................... 25

    Библиографический список............................................................................................................. 27

    Введение


    Правоохранительная деятельность является особым видом правовой деятельности специально уполномоченных на то органов.

    Правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

    Правоохранительные органы обеспечивают выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами социальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом. Прежде всего они наделяются правом применять меры государственного принуждения в целях обеспечения законности в порядке, предусмотренном законом. Помимо мер государственного принуждения они в праве применять и иные меры властного воздействия: предупреждений правонарушений, правовоспитательные, организационные и иные меры воздействия. Но всегда отличительной чертой в их деятельности является то, что они уполномочены на то государством, эта деятельность для них является основной, они применяют меры государственного воздействия, которые предусмотрены соответствующими законами и в установленном законом процессуальном порядке, исполнения которых обязательно для соответствующих должностных лиц и граждан. В этом их существенное отличие от иных организаций, занимающихся правозащитной деятельностью, которая так же имеет положительное воздействие и может координироваться с работой правоохранительных органов.

    Основными направлениями в деятельности правоохранительных органов являются:

    ·   защита прав, свобод и законных интересов граждан;

    ·   обеспечение надёжного общественного порядка;

    ·   обеспечение общественной безопасности;

    ·   профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений;

    ·   выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;

    ·   принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение;

    ·   обеспечение исполнения принятых решений;

    ·   обеспечение квалифицированной юридической помощи.

    Глава 1. Министерство юстиции РФ

    1.1. Задачи и структура министерства юстиции РФ


    В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует его деятельность.

    Основные задачи Министерства юстиции:

    ·   реализация государственной политики в сфере юстиции;

    ·   обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

    ·   обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения уголовных наказаний и актов судебных и иных органов;

    ·   правовая защита интеллектуальной собственности.

    Министерство юстиции – это правоохранительный орган, выполняющий широкий круг ответственных мероприятий, которые в своей совокупности связанны с обеспечением законности и правопорядка.

    Министерство, его территориальные органы, иные организации и учреждения, а также организации, обеспечивающие их деятельность, составляют систему органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

    Министерство юстиции возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет девять заместителей, в том числе двух первых, один из которых является статс-секретарем и представляет интересы министерства в парламенте, и заместителя министра – Главного судебного пристава РФ, возглавляющего систему судебных приставов. Заместители министра назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.

    Министр осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства юстиции: распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов юстиции; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

    Структура Министерства юстиции включает департаменты и управления:

    ·   конституционного законодательства;

    ·   экономического законодательства, гражданского законодательства;

    ·   по делам общественных и религиозных объединений;

    ·   судебных приставов;

    ·   главное управление исполнения наказаний;

    ·   отдел судебно – экспертных учреждений;

    ·   центр общественных связей и другие подразделения.

    В структуру Министерства входят Управления Министерства юстиции в федеральных округах, возглавляемые соответствующими начальниками управлений.

    В Министерстве юстиции образуется коллегия в составе Председателя – Министра юстиции, заместителей министра (по должности), руководящих работников, а также иных специалистов. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ по представлению Министра юстиции.

    Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства юстиции. Решение коллегии реализуется приказами и указаниями Министра. В случае разногласии между Министром и коллегией Министр реализует свое решение и о возникших разногласиях информирует Президента или Правительство РФ. Такая процедура обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности органов юстиции имеет еще и то значение, что Министерство юстиции вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

    При Министерстве юстиции состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, а также образуются научно-консультативные советы, состав которых и положения о которых утверждаются Министром.

    Территориальные органы Министерства юстиции РФ включают министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в автономных округах и автономной области.

    Территориальные органы создаются Министерством юстиции, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности Министром юстиции.

    Руководители территориальных органов юстиции принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции. Кроме территориальных органов юстиции на местах создаются и функционируют учреждения юстиции, подчиненные Министерству юстиции непосредственно или по его поручению соответствующим территориальным органом Министерства юстиции РФ.


    1.2. Функции Министерства юстиции

    Функции Министерства юстиции потерпели существенные изменения. Отпала функция организационного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности Министерства юстиции, согласно Концепции, были включены дополнительные полномочия, связанные с его участием в обеспечении правотворческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и с решением ряда других вопросов.

    Рассмотрим подробнее основные функции Министерства юстиции РФ.

    Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов РФ; учет и систематизацию действующего законодательства.

    1. В соответствии с Положением Министерство юстиции координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и правительства РФ.

    2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам – еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов.

    3. Государственный учет и систематизация действующего законодательства – функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции, но и правовую информацию Президента, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти.

    В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, Постановлений Правительства. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отросли законодательства и путем внесения необходимых поправок и уточнений поддерживается в контрольном состоянии.

    Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти проводится министерством юстиции в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.

    Государственная регистрация общественных объединений и религиозных организаций проводится Министерством юстиции и его территориальными органами в зависимости от статуса соответствующего объединения или организации.

    Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», в редакции от 19 июля 1988г., общероссийские и международные общественные объединения, отделения иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством, регистрируются Министерством юстиции. Государственная регистрация регионального или местного общественного объединения проводится органами юстиции соответствующего субъекта РФ.

    Организационное и методическое руководство службой судебных приставов входит в число основных задач Министерства юстиции по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Эта задача включает два направления деятельности органов юстиции:

    ·   исполнение судебных решений по гражданским делам приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий;

    ·   обеспечение порядка и безопасности при осуществлении правосудия.

    Правовую основу деятельности судебных приставов составляют федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 года, а также указы президента, постановления Правительства РФ и нормативные акты Министерства юстиции. Организация деятельности судебных приставов в Конституционном суде, Верховном суде, Высшем Арбитражном суде РФ определяется соответствующими конституционными федеральными органами.

    Организационно-правовое обеспечение юридической помощи включает деятельность Министерства юстиции, связанную с нотариальным обслуживанием, взаимодействием с адвокатурой и ЗАГСами, лицензированием юридических услуг.

    Кроме упомянутых, к полномочиям Министерства юстиции относятся:

    ·   осуществление функций государственного патентного ведомства;

    ·   подготовка предложений по совершенствованию авторского права и смежных прав;

    ·   правовая защита интересов государства в процессе правового оборота результатов научно – исследовательских работ специального и двойного назначения;

    ·   выдача разрешений на открытие представительства иностранных исторических организаций на территории Российской Федерации.

    Другие, не менее важные функции Министерства юстиции связаны с руководством учреждениями юстиции по исполнению уголовных наказаний, с организацией государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, с деятельностью системы учреждений судебной экспертизы.


    Глава 2. Верховный суд Российской Федерации

    2.1. Общие сведения о деятельности Верховного суда РФ

    В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации 1993 года Верховный Суд РФ осуществляет судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. Его деятельность направлена на юридическую защиту от всяких посягательств прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, укрепление законности и правопорядка, обеспечение правильного применения судами законов при осуществлении правосудия.

    Созданный в соответствии с Конституцией российской Федерации Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию российской Федерации (ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Правовые основы создания, организации, компетенции и деятельности Верховного Суда РФ определяются Конституцией, Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

    При осуществлении правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, поскольку они не противоречат Конституции и федеральным законам. Компетенция Верховного суда РФ неуклонно расширяется, приобретает все новые процессуальные и организационные полномочия.

    Образование Верховного Суда Российской Федерации и наделения полномочиями судей Верховного Суда РФ. Верховный Суд Российской Федерации образуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17).

    В состав Верховного Суда РФ входят судьи и народные заседатели. Согласно ст. 128 Конституции и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя Верховного суда РФ, члены Президиума Верховного Суда РФ, председатели Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и другие судьи Верховного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии этого суда. Закон не ограничивает срок полномочий судей Верховного Суда РФ. Срок полномочий народных заседателей Верховного Суда РФ - пять лет.

    Судья Верховного Суда РФ несменяемый; он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия. Судьи Верховного Суда РФ могут быть лишены своих полномочий лишь квалификационной коллегией судей Верховного Суда по предусмотренным законом основаниям и в установленном порядке.

    Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, достигшее возраста 35 лет. Помимо жизненного и профессионального опыта кандидаты на должности судей должны отвечать высоким нравственным требованиям. Закон устанавливает сроки, в течении которых вносятся представления Председателем Верховного Суда РФ Президенту РФ о назначении другого лица на вакантное место судьи, сроки рассмотрения этих представлений Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Отбор кандидатов на судебные должности Верховного Суда РФ осуществляется на конкурсной основе.

    Как правило, члены Верховного Суда РФ назначаются из числа председателей, заместителей председателей и членов судов субъектов Федерации, т. е. наиболее квалифицированных судей. В зависимости от занимаемой должности, стажа судебной работы и профессиональной подготовки им присваиваются второй, первый или высший квалификационные классы. Гарантии независимости и неприкосновенности судей верховного суда РФ, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, определяются федеральным законом. Судьи Военной коллегии Верховного Суда РФ являются военнослужащими и проходят военную службу в порядке, определяемом федеральным законом.

    Место Верховного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации. Согласно Конституции Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Таким образом, именно Конституция определяет место Верховного Суда РФ в судебной системе РФ и основные функции Верховного Суда РФ:

    1) осуществление правосудия;

    2) судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;

    3) осуществление иных полномочий.

    Конституция в главе «Судебная власть» определяет место Верховного Суда РФ среди иных органов государственной власти, в системе судов общей юрисдикции, ограничивает его компетенцию от видения других высших органов судебной власти (Конституционного Суда Российской Федерации и Арбитражного Суда Российской Федерации), устанавливает его основные полномочия. Согласно Федеральному Конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов (флотов).

    Реализация функций высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции означает, что Верховный Суд РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой её высшее звено. Значение понятия «высший судебный орган» заключается в том, что верховный Суд РФ: осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России; он вправе осуществлять правосудие по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; является субъектом бюджетного процесса при решении вопросов финансирования судов общей юрисдикции.

    Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан.

    Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных федеральных судов, мировых судей. Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.

    Осуществление Верховным Судом РФ правосудия выражается в том, что это высший орган судебной власти в системе судов общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также в качестве суда первой инстанции. При этом каждая судебная инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций, подчиняясь только Конституции и федеральным законам. При этом суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к судам первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в прядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавших решение по этому делу. Все указанные инстанции ведут судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде РФ на русском языке – государственном языке российской Федерации.

    Так, верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику путем истребования из судов дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства. Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, Верховный Суд РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.

    Верховный Суд РФ разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами. Так, в соответствии с ч.1 ст.104 Конституции Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. Верховный Суд РФ вправе обращаться в палаты Федерального собрания РФ с запросом о ходе рассмотрения разработанных им и внесенных законопроектов. Его представители принимают участие в рассмотрении в парламенте этих проектов.

    В соответствии с ч.2 ст.125 Конституции Верховный Суд РФ вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ.

    Председатель Верховного Суда РФ наделен рядом полномочий по формированию судейского корпуса, участвует в решении Правительством РФ вопросов финансирования судебной системы, осуществляет общее руководство деятельностью такой организационно – административной структурой, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ, играющий роль исполнительного механизма в системе судов общей юрисдикции. Таким образом, обобщая значение комплекса выполняемых Верховным Судом РФ функций, следует признать, что Верховный Суд РФ выступает как центр организационного обеспечения всей деятельности системы судов общей юрисдикции.


    2.2. Состав верховного Суда Российской Федерации

    В Верховном Суде Российской Федерации дела рассматриваются в следующем составе:

    1. в качестве суда первой инстанции гражданские и административные дела – судьёй единолично либо коллегией в составе трех судей, а уголовные дела – коллегией в составе трех судей, судьёй и двумя народными заседателями, судьёй и коллегией присяжных заседателей;

    2. дела по жалобам на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, - коллегией в составе трех судей;

    3. жалобы на решение судов общей юрисдикции, вступившие в силу, - коллегией в составе трех судей (судьей единолично);

    4. дела по постановлениям судьи Верховного суда РФ в отношении судов общей юрисдикции, вступивших в силу, - коллегией в составе трех судей;

    5. дела по протестам на решение судов общей юрисдикции, вступившие в силу, - Президиумом Верховного Суда РФ


    2.3. Структура Верховного Суда РФ

    Верховный Суд РФ действует в составе следующих судебных структур: Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллеги по уголовным делам, Военной коллегии и судебных составов.

    Создаваемые в судебных коллегиях составы для рассмотрения судебных дел могут образовываться по предметному или территориальному признаку.

    В состав Пленума включается Председатель Верховного суда РФ, его заместители, все члены Верховного Суда РФ. В заседании Пленума участвуют Генеральный прокурор российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации.

    Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее двух третей его состава.

    Президиум верховного Суда РФ – высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции. Президиум состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя верховного суда РФ и заключении квалификационной коллегией судей этого суда. Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, Председатели кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии входят в состав Президиума по должности, остальные члены Президиума назначаются Советом Федерации в указанном выше порядке.

    Структурными подразделениями, выполняющими основной объем судебной работы в Верховном Суде РФ, являются: Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия. Составы судебных коллегий утверждаются по представлению Председателя Верховного Суда РФ Пленумом верховного суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.

    Компетенция Верховного Суда РФ. Являясь высшим судебным органом Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, Верховный Суд РФ вправе осуществлять и иные функции, отнесенные к его компетенции Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе российской Федерации».


    Глава 3. Нотариат

    3.1. Понятие нотариата в РФ, его место в системе правоохранительных органов

    Нотариат в Российской Федерации – орган, призванный обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательным актами нотариальных действий от имени российской Федерации.

    Нотариальные действия – юридически значимые действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, должностными лицами местных органов исполнительной власти (при отсутствии нотариуса в данной местности), а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений.

    Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

    Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

    Нотариат в РФ имеет определенную систему. Возглавляет её Федеральная нотариальная палата. Она представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правом юридического лица после её государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата, объединяет юридические лица – региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.

    Федеральная нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной финансово – хозяйственной самостоятельностью, т. е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.

    При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельности, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не облагается налогом на имущество предприятий. Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество.

    Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третейских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству Российской Федерации и её уставу.

    Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в её состав, и регулируется Министерством юстиции РФ.

    Все члены Федеральной нотариальной палаты имеют равные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все её выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства РФ о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной платы, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.

    По своей структуре Федеральная нотариальная палата состоит из: собрания (съезд) представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, Президента Федеральной нотариальной палаты и ревизионной комиссии.

    Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание (съезд) представителей нотариальных палат. Собрание (съезд) представителей нотариальных палат созывается не реже одного раза в год. Собрание правомочно принимать решение, если в его работе участвуют представители не менее двух третей нотариальных палат. Все решения принимаются большинством голосов. Порядок и форма голосования определяется непосредственно на собрании.

    Возможно и внеочередное собрание (съезд) представителей нотариальных палат, которое созывается по инициативе правления или одной четверти региональных нотариальных палат.

    Собрание (съезд) представителей нотариальных палат может принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты. К исключительной компетенции полномочий собрания (съезда) представителей нотариальных палат будут относиться вопросы, связанные с:

    ·   определением приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты;

    ·   избранием правления, президента и ревизионной комиссии;

    ·   заслушиванием отчетов правления, президента и ревизионной комиссии;

    ·   рассмотрением споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;

    ·   определением размера членских взносов и других платежей;

    ·   приемом в члены Федеральной нотариальной палаты;

    ·   внесением изменений и дополнений в устав;

    ·   принятием решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.

    Руководит Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членов правления также определяется собранием. Правление правомочно принимать решения, если в его работе принимают участие две трети избранных членов. Решения принимаются большинством голосов. Правление нотариальной палатой имеет следующие полномочия:

    ·   созыв собрания представителей нотариальных палат;

    ·   подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания;

    ·   определение конкретных путей реализации требований устава;

    ·   организация выполнения решений собрания и требований устава;

    ·   разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты;

    ·   образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;

    ·   подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;

    ·   повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;

    ·   осуществление взаимодействия с министерством юстиции РФ и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;

    ·   проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой;

    ·   организация взаимодействия с международными организациями нотариусов.

    Высшей исполнительной властью обладает президент Федеральной нотариальной палаты. Он руководит работай правления. Президент избирается тайным голосованием, на срок - пять лет. В его функции входит представление Федеральной нотариальной палаты в международных организациях нотариусов, органах государственной власти РФ, хозяйственных и общественных структурах, а также ведения переписки от имени палаты.

    Для обеспечения контроля финансово - хозяйственной деятельностью правления и президента на собрании представителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия: Кандидаты в состав комиссии делегируются региональными нотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионная комиссий контролирует выполнение уставных требований, оперативную деятельность исполнительных органов Федеральной нотариальной палаты и отчитывается в результатах своей работы перед собранием представителей нотариальных палат.

    Промежуточное звено в системе нотариата занимает нотариальная палата. Она является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

    Нотариальная палата наделяется правами юридического лица после государственной регистрации. Она обладает обособленным имуществом, имеет печать со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, заниматься производственной, хозяйственной и предпринимательской деятельностью, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах. Палата действует на основе самофинансирования, доходы направляются только на осуществление уставных целей.

    Членство в нотариальной палате является обязательной для нотариусов, занимающихся частной практикой, их помощников, стажеров, назначенных на должность в конкретной республике РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, а также в городах Москве и Санкт Петербурге. Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желавшие получить лицензию на право нотариальной деятельности, однако для них членство в нотариальной палате является не обязанностью, а правом.

    Нотариальная палата является юридическим лицом, организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ, республик в составе РФ и своим уставом.

    Являясь не коммерческой организацией, нотариальная палата, тем не менее, имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для выполнения её уставных задач, например издательскую или учебную. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.

    Заключение


    Поскольку в России декларировано последовательное превращение страны в правовое государство, правоохранительные структуры должны основывать всю свою деятельность на законе, в соответствии с законом и осуществлять её для реализации существующих правовых норм, их выполнения и соблюдения всеми гражданами, их объединениями и организациями.

    Именно правоохранительные органы позволяют контролировать внутри общей совокупности правоохранительных органов те из них, которые ведут повседневную практическую работу по защите прав и интересов граждан и общества от преступных и иных посягательств путем применения законодательно предоставленных им специальных полномочий, используя законодательно установленные для них специальные приемы, методы и средства.

    В настоящее время деятельность в сфере правоохранительных органов является многосубъектной. Деятельность каждого из субъектов опирается на определенный массив правовых актов и норм, среди которых можно выделить, по крайней мере, три категории документов:

    1.   определяющие всю совокупность правоотношений в стране (Конституции РФ, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и т.д.);

    2.   регламентирующие отдельные виды, направления или формы правоохранительной деятельности (законы о оперативно-розыскной деятельности, о частной детективной и охранной деятельности и т.д.);

    3.   законодательные акты, регулирующие деятельность конкретных структур (закон о Федеральных органах налоговой полиции, закон об органах Федеральной службы безопасности и т.д.).

    Для квалифицированного юриста любого профиля требуется достаточно глубокое представление об организации и деятельности, а прежде всего, правовой основе современных правоохранительных органов.

    Библиографический список

    1. Учебник «Правоохранительные органы», Н.А. Петухов, Г.И. Зароский. Москва 2003 год. Стр. 13-17, стр. 118-132, стр. 468-481

    2. Среднее профессиональное образование «Правоохранительные органы». Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. Москва «Мастерство» 2002 год. Стр. 178-188.

    3. Учебно-справочное пособие «Правоохранительные органы российской Федерации». Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, А.Г. Чернявский. Москва «ДЕЛО и СЕРВИС» 2002 год. Стр. 406-413.

    4. Судебная Система России. Издательство «ДЕЛО» Москва 2001 год. Стр. 141-150

    5. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве Российской Федерации. В.В. Гошуляк. Москва «Альфа-М» 2005 год. Стр. 277-282

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Система правоохранительных органов и ее роль в государстве ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.