Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: цели и задачи информационных технологий в современном менеджменте

  • Вид работы:
    Другое по теме: цели и задачи информационных технологий в современном менеджменте
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение....................................................................................................... 3

    1. Теоретические аспекты применения информационных технологий в управлении социальной работой..................................................................................... 5

    1.1. Социальный регистр и перспективы автоматизации социальной сферы 5

    1.2. Проблемы и перспективы региональных социальных карт................. 9

    2. Проблемы и перспективы развития информационного обеспечения управления социальной работой................................................................................... 18

    2.1. Исследование использования электронных ресурсов в практике социальных служб.................................................................................................................... 18

    2.2. Автоматизация управления социальной работы на примере КИС iSZN 22

    Заключение................................................................................................. 31

    Список литературы:.................................................................................... 34

    Приложение................................................................................................ 36

     

     

    Введение


    Информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и основным показателем могущества страны стал информационный ресурс, т.е. объем знаний, которыми располагает страна.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют потенциально мощный механизм преобразования общественной жизни и роста мировой экономики. На самом базовом уровне они помогают организациям работать более продуктивно, повышая при этом их конкурентоспособность и производительность. ИКТ также способны расширить диапазон реализации социальных проектов и повысить их эффективность. Так, благодаря применению ИКТ государство уже получило значительные выгоды в области здравоохранения, образования и охраны окружающей среды. Более того, использование ИКТ в государственном секторе усиливает действенность органов власти и прозрачность принятия решений. Сегодня можно наблюдать, как многие развивающиеся страны достигли важных экономических преимуществ, стимулируя развитие национальной ИКТ-индустрии.

    Тем не менее, несмотря на имеющийся огромный потенциал, современные технологии не получили сегодня такого повсеместного распространения, как это первоначально представлялось. В последние годы в мире постепенно развивалось осознание того факта, что простое использование ИКТ в социально-экономических проектах – в ущерб другим необходимым элементам – зачастую не сможет служить той панацеей, на которую рассчитывали многие страны. Именно поэтому многие правительства и организации направили свои усилия на выяснение того, почему некоторые замыслы, связанные с применением ИКТ в области социально-экономического развития, достигают успеха, а другие – терпят неудачу.

    Органы социальной защиты российских регионов движутся к масштабной автоматизации своей деятельности. Однако их готовность к активному использованию ИТ очень разная.

    Целью данной работы является исследование проблем информационного обеспечения управления социальной работы.

    Объектом исследования выступает отделение социальной защиты населения района «Тропарево-Никулино» г. Москвы.

    Предметом исследования стали проблемы информационного обеспечения управления социальной работы.

    В рамках курсовой работы предполагается решить следующие задачи:

    1. рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в управлении социальной работой;

    2. исследовать использование электронных ресурсов в практике деятельности отделения социальной защиты населения района «Тропарево-Никулино» г. Москвы.

    3. предложить пути совершенствования применяемых информационных технологий.



    1. Теоретические аспекты применения информационных технологий в управлении социальной работой

     

    1.1. Социальный регистр и перспективы автоматизации социальной сферы

     

    Без достаточно сложной интегрированной системы персонального учета и предоставления социальной помощи невозможно ни внедрение социальных карт в регионе, ни реализация других масштабных социальных проектов. Автоматизированная информационная система «Социальный регистр населения» совершенствуется уже на протяжении нескольких лет. Она включает в себя такие информационные ресурсы, как социальный регистр населения, региональный регистр социальных карт и база данных о фактически предоставленной социальной помощи.

    Социальный регистр населения — это один из важнейших инструментов реформирования социальной политики государства, позволяющий вести персонифицированный учет и обслуживание граждан. Впервые техническая возможность создания регистра появилась в 1990-х годах, когда органы социальной защиты стали заново накапливать в базах данных массивы информации о правах граждан и документах, удостоверяющих эти права, а также фактах исполнения решений. Такой массив информации назван «социальным личным делом», а совокупность социальных личных дел — «социальным регистром населения». Одновременно с формированием и заполнением баз данных создавались и вычислительная, и коммуникационная инфраструктуры.

    Реформа социальной сферы, которая проводится сегодня на государственном уровне, обеспечивает выполнение многих других социальных программ, в частности, в сфере здравоохранения, образования и жилья. Органы социальной защиты определяют права граждан на помощь государства и ведут учет предоставления этой помощи, охватывая в процессе работы не только категории социально-незащищенных граждан, но и все население регионов. Поэтому автоматизированная информационная система «Социальный регистр населения», по сути, является основным инструментом реализации социальной политики государства.

    Социальный регистр населения — это ключевой компонент региональной информационной системы, который является государственным информационным ресурсом субъекта РФ и формируется в виде территориально-распределенной базы данных со сведениями о гражданах Российской Федерации, имеющих право на получение социальной помощи в соответствии с действующим законодательством и зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в пределах субъекта Российской Федерации. Региональной социальный регистр населения формируется органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным администрацией региона, а его пользователями являются государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации, использующие Региональный социальный регистр населения субъекта Российской Федерации при оказании услуг льготным категориям граждан.

    Информационная система социального регистра населения имеет централизованную архитектуру, в которой прикладные системы (тонкие клиенты) обращаются к единой базе данных через интернет-браузер. На практике проблемные с точки зрения коммуникаций места могут работать и автономно на основе локальной копии, которая обновляется по расписанию. Подобными комплексными системами охвачены Санкт-Петербург, Москва, Самарская область, Мордовия, Саратовская, Ярославская и другие области.

    Структура АИС «Социальный регистр населения» была определена в 2005 году. Так, система охватывает два организационных уровня устройства органов социальной защиты: региональный на уровне департаментов министерства и муниципальный орган регионального ведомства, как правило, образованный из муниципального Управления социальной защиты населения, и обеспечивает автоматизацию деятельности сотрудников обоих уровней средствами единого персонифицированного учета и организации работы ведомства, включая планирование, контроль исполнения и отчетность на базе актуального и достоверного массива информации.

    В настоящее время большинство регионов эксплуатируют систему, разработанную на базе опыта создания «Электронного социального регистра населения» Санкт-Петербурга. В рамках проекта развития данной системы решен целый ряд задач, в частности, осуществляется автоматизированный обмен данными с системами других ведомств, организован онлайновый доступ к данным по запросам, необходимый, например, в проектах Социальной карты и служб «одного окна». Кроме того, проработаны требования к системам административных регламентов, внедрены технологии, позволяющие перейти к работе на основе формата XML. Эти меры позволили автоматизировать и межведомственный обмен документами[1].

    Информатизация социальной сферы регионов осуществляется разными путями. Например, регионы, начавшие с создания социального регистра населения, развивали подсистемы обмена на базе веб-сервисов, а регионы, приступившие к более масштабным проектам социальных карт, одновременно с социальным регистром разворачивали организационную и техническую инфраструктуру для межведомственного обмена данными. Наконец, регионы, начавшие с информатизации службы «одного окна», в первую очередь создавали единые информационно-справочные системы. Впрочем, несмотря на различные подходы к информатизации социальной сферы, структура комплекса социальных информационных систем, как правило, основана на одних и тех же компонентах.

    Источник: компания «Систематика»

    Рис. 1. Состав подсистем типового Социального регистра населения


    Так, в его состав входят ведомственная система автоматизации органов социальной защиты «Социальный регистр населения», информационно-справочная система, обслуживающая государственных служащих и граждан, портал социальной сферы, контакт-центр, обрабатывающий звонки граждан по вопросам госуслуг, комплекс систем социальная карта, включающий реестр карт для процедур выдачи, регистрации и обслуживания карт, а также средства межведомственного информационного обмена, базирующиеся на системе электронных административных регламентов.

    Такая структура позволяет решать сразу несколько социальных задач, включая проекты «одного окна», социальной карты и киосков самообслуживания. Наиболее масштабным и комплексным в этом ряду проектом развития социальных регистров является проект социальных карт. Достоверный и актуальный персонифицированный учет на основе социальных регистров населения позволяет автоматизировать обслуживание, обеспечить планирование. Это в свою очередь требует тесной интеграции базовой учетной системы и многочисленных надстроек, к которым относятся уже упоминавшиеся службы единого окна, социальные порталы, сети киосков самооблуживания и системы «социальных карт», а также учетные системы в смежных отраслях и сферах — финансовой, здравоохранительной и в сфере недвижимости[2].

    Резюмируя, можно отметить, что с помощью автоматизированных информационных систем для социальной сферы, ядром которых является ведомственная АИС «Социальный регистр населения», можно не только качественно обслуживать население, но и развивать госуслуги в рамках службы «одного окна», киосков самообслуживания и такого комплексного проекта, как социальная карта. В перспективе реализация социальной политики государства при помощи этих ведомственных информационных систем приведет к изменению состава и качества государственных услуг и построению «электронного правительства».


    1.2. Проблемы и перспективы региональных социальных карт


    Во многих регионах России реализованы проекты по предоставлению социальных льгот населению на базе социальных карт. Однако отсутствие единой концепции привело к проблемам в сфере технологической совместимости соответствующих решений и невозможности применять социальную карту одного региона в других. Решить эту непростую задачу призвана унифицированная социальная карта.

    В различных регионах страны получены эффективные решения по внедрению социальных карт. Например, «Социальная карта москвича», «Карта горожанина» (в Санкт-Петербурге), «Социальная карта жителя Самарской области», «Социальная карта жителя г. Челябинска», «Социально-платежная карта ХМАО-Югра» и другие. Однако достижение полноценного эффекта от внедрения социальных карт на всей территории страны будет обеспечено только тогда, когда жители одного субъекта Российской Федерации смогут получить с помощью своих социальных карт полагающуюся по закону социальную помощь не только по месту постоянного жительства, но и при временном переезде в другой регион.

    Несмотря на то, что в России активно развивается сфера предоставления социальных услуг на основе ИКТ и существует множество автоматизированных систем с применением смарт-карт, остается много нерешенных задач в этой области. Основная проблема заключается в автономности и закрытости ведомственных систем. Зачастую они никак не связаны между собой или просто не способны интегрироваться в связи с технологическими различиями. Сложившаяся ситуация не позволяет вести персонифицированный учет льгот и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, обслуживать население по принципу «единого окна». Для решения этой задачи требуется организовать обмен информацией между ведомствами. Необходимо наличие единого стандарта, в ряде случаев общей технологической базы взаимодействия информационных систем, включая межрегиональную интеграцию[3].

    К сожалению, отсутствие единства на всей территории Российской Федерации технологических процессов, информационных справочников и регламентов межведомственного взаимодействия, единой социальной карты и ее реализуемых приложений, а самое главное единого подхода и расчета социального идентификационного номера гражданина РФ является сдерживающим фактором в реализации системы социальных карт в российских регионах.

    Межведомственная комиссия по интеллектуальным картам, образованная постановлением правительства РФ от 21 апреля 2000 года № 368, координировала действия участников проекта развития и использования автоматизированных систем с использованием интеллектуальных карт. В 2002 году появились готовые к запуску в серийное производство технологии создания российских интеллектуальных карт и терминального оборудования, а также операционные системы «РИК-1», «РИК-2» и «Оскар» для обслуживания интеллектуальных карт с учетом требований по информационной безопасности как государственных, так и коммерческих структур.

    В ходе предпроектных исследований была также учтена и специфика ряда российских регионов, имеющих довольно слабую коммуникационную среду. В интегрированной информационной системе (ИИС) «Социальная карта» предусмотрена возможность работы с социальными картами как в режиме online, так и в режиме offline, когда операции по считыванию содержимого карты выполняются без связи с серверами в так называемом «отложенном» режиме[4].

    С 2002 года в соответствии с планами федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 годы) начались работы по развитию инфраструктуры, необходимой для использования социально-платежных карт, разработке и согласованию нормативно-методических документов по их внедрению в регионах.

    Во многих субъектах Российской Федерации были созданы региональные проекты по предоставлению социальных льгот населению на базе социальных карт. При этом владельцы социальных карт обрели возможность получать разнообразные виды социальной помощи, включая социальный дисконт в организациях потребительского рынка и услуг или системы здравоохранения, обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях, обеспечение проезда в городском общественном транспорте и по железной дороге, а также начисление на привязанный к социальной карте банковский счёт дотаций, пенсий, пособий и других денежных выплат, безналичной оплаты за товары и услуги, снятия наличных денежных средств с банковского счёта и т.п.

    С одной стороны, реализация проектов региональных социальных карт упростила проведение социальных реформ, но с другой привела к проблемам технологической несовместимости соответствующих решений и невозможности применять социальную карту одного региона в других. Между тем, такая унификация была необходима в условиях проведения реформы и ввода в действие федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года, за которым в широких кругах закрепилось название «Закон о монетизации льгот».

    Разработка методической и организационно-технической помощи при создании систем социальных карт стартовала в начале 2005 года при участии Федерального агентства по информационным технологиям. За основу унифицированного решения были взяты успешный опыт внедрения социальных карт, в том числе в Москве и Московской области, а также опыт использования карт на железнодорожном транспорте.

    При этом ставилась задача разработать технологические решения для предоставления социальной помощи по месту пребывания гражданина на основе использования технологии межрегионального взаимодействия региональных социальных карт, обеспечения единого подхода к взаимодействию региональных систем социальных карт на всей территории России. Иначе говоря, требовалась единая методическая и нормативная основа, позволяющая не только эффективно решить задачу создания региональных социальных карт, но и сделать эти карты по существу общероссийскими.

    Исследование «Разработка технологии межрегионального взаимодействия электронных социальных карт», проведенное Росинформтехнологии в 2005 году, позволило выявить недостатки уже существующих региональных карт и разработать проект социальной карты, позволяющей работать с уже существующей в регионах инфраструктурой без существенной ее модернизации. Создание интегрированной системы социальных карт для всех регионов упростилось после принятия Сбербанком РФ решения о преобразовании платежной системы «Сберкарт» в Российскую платежную систему, доступную во всех российских банках. К национальной платежной системе высказали намерение подключиться более 70 российских банков (в том числе и региональных), что в конечном счете позволило реализовать единую технологическую платформу региональных систем социальных карт, преодолеть существующую разнородность и обеспечить предоставление социальных льгот в полном объеме по всей территории страны.

    В том же 2005 году были разработаны Концепция создания региональных систем социальных карт с учетом необходимости обеспечения межрегионального взаимодействия и проведения взаиморасчетов, Типовые положения о социальном регистре населения и электронной социальной карте, Рекомендации по внедрению в субъектах РФ системы учета и предоставления социальной помощи с использованием социальных карт, технологические требования, проекты стандартов и другие нормативно-технические документы к унифицированной социальной карте, Концепция центра межрегионального взаимодействия, а также создан комплексный испытательный стенд для отработки технологии межрегионального взаимодействия[5].

    Рис. 2. Региональная система социальных карт


    Источник: Розан

    В результате проведенных работ определены единые принципы и технологические требования к интегрированной информационной системе «Социальная карта», а главное, в экспериментальных условиях на прототипе системы отработаны механизмы адресного предоставления и учета социальной помощи с использованием унифицированных социальных карт в рамках региональных подсистем ИИС «Социальная карта».

    Финальная стадия проекта стартовала в октябре и завершилась в декабре 2006 года. При этом было создано 3 наиболее важных компонента ИИС «Социальная карта»: центр межрегионального взаимодействия, программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий информирование о состоянии накопительной части счетов граждан, и система, обеспечивающая функционирование социального приложения унифицированной социальной карты для предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

    Ключевой компонент проектируемой системы — центр межрегионального взаимодействия — обеспечивает гражданам получение социальной помощи в любом регионе независимо от места выдачи социальной карты. В функции центра межрегионального взаимодействия входят сбор, обработка и хранение данных, поступающих из региональных систем социальных карт, формирование по каждому региону сводных данных о предоставленных социальных услугах жителям этого региона, временно прибывающим на территории других регионов, консолидацию и анализ информации для федеральных органов госвласти, а также учет межрегиональных транзакций по оказанным социальным услугам для последующего проведения взаиморасчетов между регионами.

    Рис. 3. Межрегиональное взаимодействие в рамках ИИС «Социальная карта»


    Источник: АйТи

    В работе над разработкой ИИС «Социальная карта» принимали участие ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» (ФГУП ВНИИ ПВТИ) — генеральный исполнитель проекта, компании «АйТи», ГУП «Московский социальный регистр», «Розан Файнэнс», «Сберкарта», «Систематика», «Терна СИС».

    Техническая разработка интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг населению на основе унифицированной социальной карты была завершена к концу 2006 г. ИИС «Социальная карта» разработана Росинформтехнологии в рамках создания национальной идентификационной системы ФЦП «Электронная Россия». С помощью этой интегрированной информационной системы автоматизирован процесс предоставления гражданам различных социальных услуг и льгот при использовании унифицированной для всех регионов страны именной микрочиповой карты. С начала 2007 года в Тверской области началась тестовая эксплуатация элементов системы, в ходе которой также решаются вопросы, связанные с нормативно-правовой базой предоставления и учета льгот населению.

    Развитие проекта на этом не остановилось. Федеральное агентство по информационным технологиям активно продвигает родственную «электронной паспортизации» идею интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета государственных услуг населению на основе унифицированных социальных карт.

    Рис. 4. Унифицированная социальная карта

    Источник: ВНИИ ПВТИ

    Унифицированная карта будет представлять собой пластиковое удостоверение личности с именем, фамилией и фотографией владельца, штрих-кодом, магнитной полосой с банковским приложением и микросхемой с набором идентификационных данных.

    C помощью такой карты можно будет получать медицинские услуги в поликлинике, осуществлять налоговые платежи, пользоваться льготами при проезде в общественном транспорте. В перспективе эта карта сможет заменить водительское удостоверение и выполнять разнообразные платежные функции, подобно обычной дебетовой или кредитной карте. При этом пользоваться унифицированной социальной картой можно будет не только в родном регионе владельца, но и по всей стране.


    2. Проблемы и перспективы развития информационного обеспечения управления социальной работой

     

    2.1. Исследование использования электронных ресурсов в практике социальных служб


    В настоящее время, с развитием электронной сферы, компьютерных технологий, работа во многих социальных учреждения стала проще. Информация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эру развития. На ряду со многими видами технологий социальные службы на практике используют электронные ресурсы, в частности Интернет. Но в связи с современной экономической обстановкой во многих сферах этот ресурс практически не развит.

    В рамках данной курсовой работы было проведено исследование практики использования электронных ресурсов в деятельности отдела социальной защиты населения района «Тропарево-Никулино» г. Москвы.

    В исследовании участвовали женщины в возрасте от 27 до 45 лет в количестве 18 человек. 89 % респондентов имеют средне-профессиональное образование, 11 % имеют высшее образование с дальнейшей переподготовкой и получением специальных сертификатов.

    На основе результатов исследования можно сделать определенные выводы: в ходе исследования получена следующая информация: в наличии сотрудников имеется оргтехника, персональные компьютеры со стандартным набором программ для работы с клиентами и ведения электронных баз данных (Microsoft Office 2003, Total Commander 5.0), черно-белый лазерный принтер. Можно говорить о нормальной комплектации рабочего места. С этим согласились все опрошенные, 66 % опрошенных оценили состояние технического обеспечения как хорошее, как удовлетворительное - 22 % опрошенных, как неудовлетворительное - 12 %. Последние говорили о недостаточном оснащении компьютеров нужным программным обеспечением, 95 % респондентов считают, что для работы их организации следует закупить дополнительное оборудование, протянуть локальную сеть для улучшения работы подразделений ОСЗН, подключить все компьютеры к сети Интернет для связи с другими органами социальной защиты в городе и республике. Только 5 % опрошенных считают, что в работе с ПК не встречаются с серьезными проблемами. Остальные отмечали плохую связь между подразделениями учреждениями, затруднявшую работу, заставляющую покидать кабинет с целью посещения других сотрудников по важным вопросам.

    Полученные данные свидетельствуют о том, что основная база информации в практике социальной службы, методы ее обработки являются устаревшими. Это может говорить о неэффективности работы учреждения.

    На вопрос об использовании Интернет-ресурсов 89 % респондентов ответили, что они практически не используют его, и 87,5 % из них вообще не могут пользоваться Интернетом, что составляет 77 % из всего числа опрошенных. 11 % пользуются Интернетом, ссылаясь на то, что многие законодательные акты, постановления правительства или министерств имеют пункты, которые клиенты практически не знают и требуют уточнения в органах социальной защиты. Однако используют его за пределами рабочего места. Необходимость использования Интернета для наибольшей эффективности в деятельности социального работника отметили 95 % респондентов. Они указали, некоторые полученные данные из Интернета помогли им разобраться в нормативно-правовых актах, в работе с клиентами, а также то, что информация пригодилась для личного пользования в более качественном подходе в работе с некоторыми категориями населения.

    На вопрос, посвященный улучшению технического обеспечения, все опрошенные высказали следующие пожелания: подключения к сети Интернет, что на много облегчило бы работу учреждения, оснащение ОСЗН новой более качественной компьютерной техникой, проведение локальной сети в помещении ОСЗН, разработка нового программного обеспечения, переподготовку для повышения уровня работоспособности в данной сфере. 72 % опрошенных ответили, что ничего не знают об инновационных внедрениях в деятельность органов социальных служб по работе с глобальными сетями; 28 % указали известные им программные продукты, в том числе программный пакет, разработанный в г. Санкт-Петербурге и специально предназначенный для обеспечения рабочего места сотрудника отдела социальной защиты населения. О внедрении технологий такого типа все опрошенные ответили одинаково: внедрение инновационных разработок в практическую деятельность органов социальной защиты покажет наилучшие результаты, что скажется на снижении времени работы с документацией, заменив многие формы, которые должен заполнять как клиент, так и сам социальный работник; качественно скажется и на работе с другими организациями в социальной сфере; эффективность специалистов и дальнейшая их переподготовка будет давать высокие результаты, что на много снизит загруженность учреждений социальной сферы.

    Таким образом, анализ использования современных видов электронных ресурсов, в практике социальных служб на примере сотрудников Отдела социальной защиты населения показал, что данный вид ресурсов используется в недостаточном объеме. Несмотря на уровень использования электронных ресурсов, психологически сотрудники готовы к их внедрению в практику и соответствующего оснащения их рабочего места. Поэтому, считаем целесообразным предложить следующие варианты решения существующей проблемы: прохождение сотрудников органов социальной защиты курсов повышения квалификации и сертификации, оснащение подразделений социальных служб современной компьютерной и оргтехникой, налаживание контактов с разработчиками программного обеспечения для разработки программных пакетов отделов социальной защиты, подключение таких подразделений к сети Интернет.


    2.2. Автоматизация управления социальной работы на примере КИС iSZN


    Корпоративная Информационная Система (КИС) iSZN была разработана компанией ИТЭС в период 1998—2001 гг. и поступила в промышленную эксплуатацию (первым объектом внедрения стало Управление социальной защиты г. Нижневартовска) в январе 2002 года. Основным назначением Системы была автоматизация деятельности органов социальной защиты населения (СЗН).

    Начиная с момента своего ввода в промышленную эксплуатацию и по настоящее время, КИС iSZN является самым современным и полнофункциональным решением для автоматизации работы органов социальной защиты населения, построенным на современных технологиях.

    Система обеспечивает полное покрытие всей необходимой функциональности в сфере соцзащиты, а также в сфере персонифицированного учёта вообще; кроме того, она применяется для учёта сумм, выплачиваемых населению и имеет функции налогового учёта.

    Это позволяет использовать КИС iSZN в следующих сегментах:

    · Структурные подразделения Министерства здравоохранения и социального развития:

    · Управления и комитеты социальной защиты населения;

    · Управления по здравоохранению;

    · Центры социального обслуживания населения;

    · Бюро МСЭ;

    · и др.

    · Структурные подразделения Министерства образования и науки;

    · Организации, задействованные в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;

    · Прочие организации, ведущие приём населения (ПВС, ЗАГС и пр.).

    Система реализует такой подход к автоматизации процессов, при котором не требуется осуществлять её доработку для реализации новых задач, позволяя решать эти задачи путём конфигурирования с помощью соответствующих встроенных инструментальных средств.

    iSZN построена в архитектуре клиент-сервер с использованием серверной СУБД для хранения, выборки и обработки информации.

    Технология построения Системы, а также применяемая СУБД позволяют использовать её в широком диапазоне нагрузки: от однопользовательского варианта до конфигураций с несколькими тысячами пользователей.

    Регистрация и первичный приём

    · В iSZN существуют фундаментальные понятия человека и коллектива. Это означает, что каждый человек (каждый коллектив) представлен в БД отдельным объектом, что позволяет иметь единый банк данных людей (коллективов) независимо от задач, которым этот банк требуется — будь то просто учёт населения, банк данных каких-либо персонифицированных сведений или система учёта движения денежных средств.

    · Система позволяет вносить данные людей (коллективов) с помощью так называемых персональных документов. Возможности организации этих документов весьма высоки: от простого набора реквизитов (например, данные справки), до табличных данных (таких, как данные трудового стажа) и вложенных таблиц (например, виды стажа за каждый его период). Принцип организации банка данных персональных документов является очень гибким и позволяет добавлять, модифицировать или удалять как отдельные реквизиты в структуре документа, так и целые документы без изменения структуры БД.

    · Указанные механизмы позволяют реализовать так называемый принцип первичного приёма, когда регистрацию людей и документов, ими предъявляемых, можно логически отделить от последующей обработки данных (например, создать для этой цели специальный отдел). Это даёт такие преимущества, как повышение скорости и качества обслуживания (каждый специалист занимается узким кругом задач и может решать их быстро) и улучшенное взаимодействие отделов, занимающихся первичным приёмом и дальнейшей обработкой (поскольку единый банк данных людей, коллективов и их документов доступен всем пользователям Системы).

    Автоматическое определение социального статуса

    iSZN реализует революционный подход к определению социального статуса каждого отдельного человека или семьи (коллектива). Это достигается с помощью двух механизмов:

    · автоматически рассчитываемые на основе данных персональных документов категории людей/коллективов;

    · автоматически определяемое на основе категорий право на меры социальной поддержки или иные выплаты.

    Это даёт возможность привести в соответствие социальный статус гражданина (семьи) в Системе с подтверждающими его документами, устранив противоречия между реальными данными и информацией, вносимой инспектором.

    Выплаты и льготы

    Как уже было сказано, Система позволяет не только учитывать людей и их характеристики, но также производить им некие выплаты (денежные или натуральные), оказывать услуги или предоставлять льготы.

    Каждая такая выплата или льгота, вместе с соответствующими параметрами, представляет в iSZN так называемый вид выплаты, который назначается человеку или коллективу.

    После этого последовательно производится назначение сумм (по формулам или вручную) и постановка на выплату. При этом фиксируются все выполненные операции для возможности дальнейшего учёта и/или корректировки.

    Все рабочие данные iSZN (люди, коллективы, персональные документы, присвоенные категории и признаки учёта, назначения и т.д.), а также часть системных данных (справочники населённых пунктов и улиц, видов выплат, признаков учёта) организованы по так называемым районам.

    Для справочников это позволяет вводить данные на разных уровнях — от местного до федерального, а также иметь разную кодировку на разных экземплярах Системы.

    В случае рабочих данных региональная организация позволяет одновременно хранить в БД Системы данные разных территорий; это, в свою очередь, позволяет, например, объединять (консолидировать) персонифицированные данные подчинённых организаций на сервере головной организации, что превращает БД iSZN в многоуровневую структуру:

    Для создания такой структуры iSZN предоставляет следующие механизмы:

    · Централизованное обновление с помощью задачи Мастер обновления среды Системы (опция Обновление среды Системы).

    · Выгрузка (задача Выгрузка районных данных) и загрузка (Загрузка районных данных) данных подчинённых организаций (опция Интеграция данных; применяется при большом количестве изменений).

    · Синхронизация районных данных с помощью районных снимков, созданных задачей Мастер создания снимков (опция Интеграция данных; применяется при сравнительно небольшом количестве изменений).

    Клиентское ПО

    Архитектура клиентского ПО

    Всё клиентское программное обеспечение Системы представляет собой специальные программы под Windows. По сравнению с популярной в настоящее время концепцией организации интерфейса с помощью Web-браузера (тонкий клиент) такой подход дополнительно требует выполнения установки (инсталляции) клиентского ПО, но в то же время имеет ряд значительных преимуществ:

    · Гораздо более удобный, развитый и предсказуемый интерфейс пользователя;

    · В несколько раз (а иногда и в десятки раз) более высокая скорость реакции на действия пользователя;

    · Более высокая устойчивость ПО по сравнению с устойчивостью браузера (платформы);

    · Отсутствие проблем, связанных с критическими уязвимостями в браузере;

    · Отсутствие необходимости установки Java-машины (в среде которой, как правило, выполняется Web-клиент);

    · Экономия места на жёстком диске (поскольку программы, как правило, занимают намного меньше дискового пространства, чем кэш браузера).

    Установка и обновление клиентского ПО

    Мы свели к минимуму сложности с установкой и обновлением программного обеспечения клиента iSZN.

    Установка клиента iSZN

    · Не требует установки клиентского ПО Oracle (огромное преимущество по сравнению с большинством программ, работающих с этой БД), поскольку задачи Системы осуществляют подключение к серверу Oracle напрямую по протоколу TCP/IP;

    · Производится с помощью специальной программы-инсталлятора, осуществляющей все необходимые операции по установке и регистрации программ и занимающей всего лишь около 2,5 МБайт;

    · Включает установку лишь необходимого минимума программ; все инструменты загружаются автоматически из БД Системы по мере необходимости с помощью встроенного механизма обновления клиентского ПО (см. ниже);

    · Может быть выполнена в неинтерактивном режиме (unattended setup, установка со всеми опциями по умолчанию), что удобно при установке клиента на множество компьютеров.

    Обновление клиента iSZN

    · Обеспечивает прозрачное для пользователя автоматическое обновление необходимых модулей (общим числом свыше 250) путём сверки версий программы на компьютере пользователя (в так называемом кэше приложений) и на сервере Системы при наличии на сервере более новой версии.

    · Производится путём загрузки (подгрузки) необходимых модулей при их отсутствии в кэше.

    · Требует непосредственного запуска программы установки лишь при выходе нового релиза Системы.

    Обновление версии Системы

    При выпуске новой версии Системы (а это происходит примерно раз в месяц) клиентам нет необходимости производить её переустановку, конвертирование или обновление ПО.

    Мы разработали специальный механизм автоматического обновления на основе так называемых снимков среды. Процесс установки новой версии при этом выглядит следующим образом:

    · Компания ИТЭС создаёт снимок (точнее, несколько снимков для обновления различных подсистем) с новой версией Системы.

    · Снимки публикуются на сайте компании в разделе Загрузка файлов.

    · Клиент загружает снимок (снимки) и сохраняет их на локальном компьютере.

    · Клиент запускает Мастер обновления среды Системы и устанавливает обновление (обновления).

    · Приложения Системы на клиентских компьютерах обновляются автоматически при первом запуске.

    Процесс установки обновления является весьма простым и занимает, как правило, непродолжительное время (зависит от количества требуемых обновлений).

    Авторизация и привилегии

    Для обеспечения надёжности и защищённости конфиденциальной информации, содержащейся в БД, iSZN использует стандартные механизмы авторизации и управления привилегиями Oracle.

    Благодаря этому доступ к данным возможен только при прохождении соответствующей процедуры авторизации (ввода имени пользователя и пароля) и наличии соответствующих привилегий; сам набор доступных для просмотра и изменения данных также определяется имеющимися у пользователями привилегиями.

    Кроме того, все изменения в данных Системы отражаются в соответствующих полях протокола рабочих таблиц.

    iSZN может быть аппаратно сконфигурирована для работы в одной из следующих конфигураций:

    · выделенный сервер, клиенты используют отдельные компьютеры, подключенные по локальной сети, для работы в Системе;

    · сервер и клиент “два-в-одном”, когда СУБД устанавливается на ту же машину, что и клиентское ПО.

    Системные требования к серверной части могут варьироваться в зависимости от нагрузки на сервер (в том числе и от активности пользователей), но рекомендуемые нами на сегодняшний день параметры (в зависимости от объёма БД и количества пользователей) таковы:

    Таблица 1

    Объём данных, тыс. человек

    3

    3-5

    5-10

    10-50

    50-100

    100-250

    250-1000

    свыше 1000

    Количество пользователей

    1
    (в т. ч.
    конфигурация
    “два-в-одном”)

    2-5

    6-10

    10-25

    25-50

    20-250

    свыше 250

    CPU

    Pentium 4/2.4 GHz

    Pentium 4/2.8 GHz

    2*Xeon/2.8 GHz

    2*Xeon/2.8 GHz

    2*Xeon/3 GHz

    (2-4)*Xeon/3 GHz

    (4-8)*Xeon/3 GHz

    По договоренности с разработчиком

    RAM

    512 MB - 1 GB

    1 GB

    1-2 GB

    2 GB

    2-4 GB

    4-8 GB

    8+ GB

    По договоренности с разработчиком

    Устройства хранения

    80 GB

    2*80 GB

    2*80 GB

    2*80 GB, SCSI

    (4-5)*80 GB, SCSI-RAID

    (5-6)*80 GB, SCSI-RAID

    SCSI-RAID или устройство хранения ёмкостью около 500-1000 GB

    По договоренности с разработчиком


    Поскольку Система iSZN построена в архитектуре клиент-сервер, системные требования к клиентским компьютерам относительно невысоки и определяются, в основном, исходя из удобства и устойчивости работы в его операционной системе:

    Таблица 2

    Операционная система

    MS Windows 98SE

    MS Windows ME

    MS Windows 2000

    MS Windows XP

    CPU

    Intel Celeron/300 MHz

    Intel Celeron/400 MHz

    Intel Celeron/Pentium III/1 GHz

    Intel Celeron/Pentium 4/1.4 GHz

    RAM

    64-128 MB

    128 MB

    256 MB

    256-512 MB

    Жёсткий диск

    10 GB

    15 GB

    20 GB

    40 GB

    Сетевая карта

    100Base-T


    Заключение


    Ставшие обычным атрибутом жизни современного человека, пластиковые карты, выполнявшие раньше роль платежного средства, сегодня переживают новый этап и становятся универсальным документом, позволяющим не только осуществлять банковские операции, но и получать причитающиеся гражданину социальные льготы. Однако повсеместное внедрение новых технологических решений наталкивается на серьезные преграды.

    Первые социальные карты появились в 2002 году, однако работы по созданию ИТ-инфраструктуры и технологических решений, необходимых для использования интеллектуальных карт, стартовали задолго до этого. В частности, они были связаны с разработкой технологий для обеспечения безопасности данных, хранящихся в чипе интеллектуальных карт, и средств обеспечения безопасности безналичных платежей. Эти работы начались в 1995 году при участии Банка России, РАСУ, ФАПСИ, ФСБ России и привели к появлению единой стратегии развития инфраструктуры и технических средств для российских систем с использованием интеллектуальных карт, созданию отечественных криптоалгоритмов защиты информации в них.

    На региональном уровне регулирование вопросов использования смарт-карт в социальной сфере осуществляется только на основе подзаконных актов. Положения этих подзаконных актов могут не соответствовать федеральному законодательству и нормам международного права, в частности, в сфере режимов использования персональных данных, четкого обоснования соотнесения социальной смарт-карты как платежной карточки и определения правового статуса денежных средств, зачисляемых на такую карту.

    По мнению экспертов, решить эти проблемы можно, если определить статус документов, регулирующих использование смарт-карт и социальных карт, на федеральном уровне. При этом надо объяснить сам термин «социальная карта», урегулировать правовой статус карт, указав, кто является их собственником и может ли социальная карта рассматриваться как электронное средство индивидуальной идентификации, является ли использование социальных карт правом или обязанностью их владельца и т.п. Поскольку сегодня любое электронное средство идентификации в соответствии с российским законодательством — это лишь аналог собственноручной подписи гражданина, но не средство идентификации как таковое, на терминологическом и организационном уровне использование социальной карты может быть связано с самыми разными правовыми затруднениями.

    Еще одна проблема, требующая решения, связана с законодательным регулированием вопросов защиты реквизитов, находящихся как в памяти чипа социальной карты, так и в базах данных ИИС «Социальная карта». Эту проблему нужно решить не только на технологическом уровне, но и на уровне правовом. Одновременно с этим необходимо построить единую систему учета категорий граждан-льготников с обязательным первичным учетом на уровне субъектов Российской Федерации, а также начать прорабатывать законодательство в сфере регулирования межрегионального взаимодействия при предоставлении социальных карт: принципы региональных межбюджетных отношений, правила и принципы информационного взаимодействия.

    Например, реализация межрегионального взаимодействия при предоставлении социальной помощи и социальных услуг и выполнение согласованных правил регионального взаимодействия может осуществляться через механизм соглашений, подписываемых администрациями взаимодействующих регионов. Для обеспечения единых правил межрегионального взаимодействия в масштабах страны можно использовать механизм совместного подписания администрациями субъектов Российской Федерации документа, имеющего статус декларации, конвенции или соглашения и регламентирующего порядок межрегионального взаимодействия.

    Список литературы:


    1. Стахова А.А. Информационное обеспечение системы управления социальным обеспечением и обслуживанием населения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 53. - С. 110-116.

    2. Стахова А.А. Правовое регулирование кадрового обеспечения системы управления социальным обеспечением и обслуживанием населения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 55. - С. 182-190.

    3. Стахова А.В. Структура органов управления социальным обеспечением и обслуживанием населения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 54. - С. 119-127.

    4. Стахова А.А. Понятие и сущность государственного управления социальным обеспечением и обслуживанием населения в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 53. - С. 121-131.

    5. Государственное управление социальным обеспечением в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Чернышева С.А. - Ростов-на-Дону, 2005. - 170 c.

    6. Ищенко А.А. Современные тенденции управления межорганизационным электронным бизнесом в России. – М., 2006.

    7. Киселев А.Г., Коновченко С.В. , Информационная политика в России, РАГС, 2004.

    8. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, 2003.

    9. Материалы Федеральной целевой программы «Электронная Россия»

    10.Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука. Физматлит, 2006.

    11.Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

    12.Попов В.Д. Информационная политика. Учебник, РАГС, 2003.

    13. Прозрачность и ответственность. Владимир Владимиров. #"_Toc255404558">Приложение

    Справочник персональных документов

     

    Справочник коллективов

     

     

     

     

    Просмотр нормативного документа

     






     




    [1] Стахова А.А. Информационное обеспечение системы управления социальным обеспечением и обслуживанием населения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 53. - С. 110-116.

    [2] Стахова А.А. Правовое регулирование кадрового обеспечения системы управления социальным обеспечением и обслуживанием населения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 55. - С. 182-190.

    [3] Стахова А.В. Структура органов управления социальным обеспечением и обслуживанием населения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 54. - С. 119-127

    [4] Стахова А.А. Понятие и сущность государственного управления социальным обеспечением и обслуживанием населения в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". - Тольятти: ВУиТ, 2006, Вып. 53. - С. 121-131.

    [5] Государственное управление социальным обеспечением в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Чернышева С.А. - Ростов-на-Дону, 2005. - 170 c.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - цели и задачи информационных технологий в современном менеджменте ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.