Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная работа по предмету 'Международные отношения'

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Контрольная работа по предмету 'Международные отношения'
  • Предмет:
    Политология
  • Когда добавили:
    12.06.2014 14:24:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………...3
    1.  Международные отношения: сущность, особенности, виды………………4
    2. Внешняя политика: цели и средства внешней политики.............................10
    Задание №3 стр.8 по учебному пособию-практикуму «Политология в упражнениях и заданиях»………………………………………………………14
    Заключение………………………………………………………………………16
    Список использованной литературы………………………………………….17
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
      Немаловажное место в мире политического занимает сфера международных отношений или система отношений между различными государствами, составляющими в наши дни в совокупности мировое сообщество. Часто эта сфера рассматривается как самостоятельный раздел политологии.
      Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
      Цель данной работы – раскрыть сущность понятий мирового политического процесса и внешнеполитической деятельности государства. Для выполнения цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность, особенности и виды международных отношений, дать определение понятию «мировая политика». 2. Охарактеризовать цели, средства, виды и функции внешнеполитической деятельности.
      Для разработки вопросов и создания работы были изучены материалы исследований российских политологов Торкунова, Лебедевой,  Цыганкова, изданных на страницах учебных пособий для вузов, страницах периодической печати, также использованы материалы учебников для высших учебных заведений (Кругловой, Ланцова и др.).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Международные отношения: сущность, особенности, виды
      В любую историческую эпоху отношения между народами охватывали различные сферы общественной жизни — от экономических обменов до спортивных состязаний. Не менее многообразны были и их участники, в состав которых входили государства, негосударственные образования и индивиды. В общем плане международные отношения — совокупность экономических, по­литических, идеологических, правовых, дипломатических и иных свя­зей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономиче­скими, политическими силами, организациями и общественными дви­жениями, действующими на мировой арене, т. е. между народами в самом широком смысле этого слова. Международные политические отношения, в частности, отличаются тем, что, во-первых, затрагивают сферу государственных интересов и межгосударственного взаимодействия, во вторых — сферу властных отношений в международных отношениях.
      Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими харак­терными чертами можно назвать следующие:
    1)   Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отноше­ний.
    2) Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
    3)  Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
    4)  Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.
    5)   Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.
      Международные отношения развертываются и существуют на раз­личных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различ­ных групповых уровнях (по горизонтали).
    По вертикали (масштабные уровни):
    1) Глобальные международные отношения — это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие миро­вой политический процесс в целом.
    2) Региональные (субрегиональные) отношения — это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
    3)   Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отно­шений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинте­ресованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся от­ношения.
    По горизонтали (групповые уровни):
    1)   Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международ­ных организаций и т. д.
    2)   Двухсторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
      Также следует коснуться и такого вопроса, как современные теории международных отношений. Наглядно в виде таблицы они представлены ниже:
    Теории
    современных международных отношений
    Реализм и неореализм
    Неолиберализм
    Неомарксизм
    Положения, разделяемые в той или иной мере всеми теориями
    Характер международной среды
    Анархия:
    а) полная ("помоги себе сам") или
    б) "зрелая"
    Анархия ограничена или смягчена международными институтами
    Анархия в рамках "мир-системы" с преобладающим доминированием единственной сверхдержавы
    а) Система международных отношений находится в процессе фундаментальных изменений после 1989 г.
    б) Анархия в международных отношениях сохраняется, но есть возможности их регулирования
    Главные субъекты международных отношений (акторы)
    Государство как главный и, по сути, един-ственно значи-мый актор
    Государство - главный, но не единственно значимый актор
    Государство сохраняет свое значение, но это относится главным образом к великим державам
    Государство сохраняет свою роль главного действующего лица, определяющего природу и характер международных отношений
    Способ взаимо-действия между-народных акторов
    Конфликт-ность взаимодейст-вий между государствами, опирающимися на национальные интересы и озабоченными национальной безопасностью
    Конфликт-ность сохраняется, но сотрудничест-во, как ведущий международ-ный процесс возможно и необходимо
    Конфликтный ха-рактер "мир-системы", обусловленный целенаправлен-ной стратегией США и других стран, составляю-щих центр "мир-системы"
    Остается преимуществен-но конфликтным
    Основная про-блема междуна-родных отноше-ний
    Дилемма
    безопасности (главным образом в
    ее военном
    измерении)
     
    Дилемма безо-
    пасности (глав-
    ным образом в
    ее экономиче-
    ском измере-
    нии)
     
    Несправедливое распределение ресурсов меж-
    ду центром
    и периферией
    мир-системы
     
    Всемирный характер вызовов и проблем, с ко-торыми сталкиваются сегодня международные акторы
    Представители рассматривае-мых теорий
    Г. Моргентау, Р. Арон, К. Уолц, Б. Бузан, Р. Греко, Дж. Миршаймер и др.
    Р. Кеохейн, Дж. Най, М. Николсон, М.-К. Смуте, Ч. Липсон, С. Стрендж
    И. Валерстайн, С. Амин, Р. Кокс, М. Рогальски, Ф. Кардозо, Т. Фалето
     
     
    Обобщая в этой связи позиции различных теоретических школ, можно выделить следующие закономерности международных отношений:
    1)   Главное действующее лицо международных отношений (с точки зрения некоторых авторов, практически единственным, или, в крайнем случае, единоличным) является государство, а формами его международной деятельности дипломатия и стратегия.
    2)   Государственная политика существует в двух разновидностях: внутренней и внешней (международной), между которыми имеется как взаимосвязь, так и существенные различия, в силу которых международная политика государства обладает хотя и относительной, но в то же время весьма значительной автономией.
    3)   Основа основ всех международных действий государства коренится в национальном интересе, наиболее существенными составными элементами которого являются безопасность, выживание и суверенитет. Поэтому международные отношения это сфера столкновений, конфликтов и примирений национальных интересов различных государств.
    4)   Потребность в защите и продвижении национального интереса вызывает необходимость обладания как можно более мощным военным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от его природных, экономических и иных ресурсов. Поэтому международные отношения – это силовое взаимодействие государств, баланс сил, в котором преимущества, с точки зрения национальных интересов, имеют наиболее мощные державы.
    5)   В зависимости от распределения мощи между наиболее крупными, с точки зрения военного потенциала, государствами так называемыми великими державами баланс сил может принимать различные формы, или конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д.
      Для уяснения сущности системы международных отношений огром­ное значение имеет определение субъектов международных отноше­ний, к которым относятся:
     А) классы и другие социальные группы;
     Б) государства и государственные объединения;
      В) политические партии, неправительственные международные орга­низации.
      Главное значение, как уже упоминалось,  имеет государство как определяющее все осталь­ные элементы системы, поскольку оно обладает полнотой и универ­сальностью политической власти и материальных возможностей и в его руках сосредоточен экономический и научно-технический потен­циал, военная сила и другие рычаги воздействия.
      Ядром международных отношений является международная или мировая политика. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
      Характеристики мировой политики следующие:
    1)    Как научное направление возникла во второй половине ХХ столетия, главным образом в рамках неолиберальной теоретической концепции.
    2)    Её истоки уходят в исследования международных организаций, международных политико-экономических процессов, политологии (в первую очередь сравнительной), теоретических исследований международных отношений.
    3)   Занимается проблемами современного состояния, а также тенденциями развития мировой политической системы.
    4)   В качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признаёт в качестве главных акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, транснациональные корпорации, внутригосударственные регионы и т.п.)
    5)   Рассматривает международные проблемы во взаимосвязи друг с другом и в едином общемировом контексте.
    6)   Не делает резкого противопоставления между внутренней и внешней политикой.
      Также, говоря о системе международных отношений, необходимо выделить виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:
    1) Политические. Играют главенствующую роль, поскольку пре­ломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, поскольку в концентрированном виде выража­ют классовые интересы, что и определяет их главенствующее положе­ние.
    2) Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отно­шений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту эконо­мических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими факторами.
    3)   Идеологические отношения. Относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических от­ношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологии в обществе. Но характерна общая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
    4) Международно-правовые отношения предполагают регулирова­ние взаимоотношений участников международного общения право­выми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфлик­ты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в ин­тересах всех народов.
    5) Военно-стратегические отношения, к которым относится обшир­ная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
    6)   Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интер­национализации общественной жизни, взаимопроникновения и обо­гащения культур, систем образования, бурное развитие средств массо­вой информации.
      Все виды международных отношений могут существовать в различ­ных формах, которые весьма разнообразны:
    а) политические (правовые, дипломатические, организационные и т. д.);
    б) экономические (финансовые, торговые, кооперативные и т. д.);
    в) идеологические (соглашения, декларации, диверсии, психологиче­ская война и т. д.);
    г) международно-правовые (система общепризнанных принципов и специфических норм, которые регулируют их специальные на­правления (дипломатическое право, морское торговое право, меж­дународный арбитраж, суд и т. д.));
    д) военно-стратегические (блоки, союзы и т. д.);
    е) культурные (гастроли артистов, обмен информацией и т. д.).
      Важнейшим регулятором международных отношений является международное право, которое определяется как способ оформления и закрепления в обычаях и договорах политических, экономических и других отношений между государствами. Современный международный порядок основывается на принципах и нормах международного права, зафиксированных в Уставе ООН (1945 г.), документах Хельсинского заключительного акта СБСЕ (Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, 1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.). Сущность этого порядка выражается в десяти принципах: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
     
     
    Внешняя политика: цели и средства внешней политики
      В международных отношениях каждое государство проводит свою внешнюю политику. Внешняя политика — это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, на­правленный на достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов. Внешняя политика определяется конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что «у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы». Именно понятие «национально-государственный интерес» является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства, его места в системе международных отношений.
      Основными субъектами внешней политики являются:
    1)  Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формиро­вании внешнеполитического курса.
    2)   Неправительственные организации, так называемая «народная, дипломатия», которая включает деятельность как политических пар­тий и движений, так и неполитических объединений и союзов.
      Практическая значимость внешней политики выражается через реа­лизацию ее функций. Главными целями внешней политики являются:
    1)   Охранительная. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также её граждан за её пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем.
    2)   Экономическая. От внешней политики и положения государства на международной арене зависит и экономическое развитие страны, и его политическая стабильность. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в её задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешёвых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т.д.
    3)   Информационно-представительская функция. Находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Данная функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.
    4)   Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей.
      Функции внешней политики, несмотря на различные их проявления, имеют универсальный характер, т. е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Реализация современным государством внешнеполитических функций осуществляется на правовой основе. Обычно Конституция определяет полномочия трех ветвей власти в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений, порядок их взаимодействия. Главную роль в проведении внешней политики выполняет дипломатическое ведомство – министерство иностранных дел. Сфера его деятельности – двухсторонние отношения, международные организации и форумы, разрешение крупных международных проблем.
      Сущность внешней политики определяется целями, которые она ста­вит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:
    а) социально-политического устройства государства,
    б) формы правления,
    в) политического режима,
    г) уровня социально-экономического развития,
     д) участия в международных организациях и военно-политических блоках и т. д.
      Основными целями внешней политики государства можно назвать:
    А) повышение материального и духовного уровня жизни населения;
    Б) повышение экономического и политического могущества государ­ства;
    В) обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности;
    Г) недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;
    Д) повышение престижа и роли государства в международных отно­шениях;
    Е) защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.
      Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успеш­ная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.
      Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами. Из них можно назвать следующие:
    1)   Политические. К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приёмов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций. По мнению доктора политических наук, профессора А.В. Торкунова, Дипломатия обеспечивает национальные интересы и реализацию внешнеполитического курса посредством различных мероприятий, среди которых выделяются такие, как «деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях» [ Цит. по 7, с. 267].
    2)   Экономические средства внешней политики. Подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть главную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государством служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в её предоставлении.
    3)   Военные средства. К ним принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, манёвры, угроза применения силы.
    4)   Пропагандистские средства. Включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнёров. С помощью средств массовой информации формируется в глазах мировой общественности положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иных интересы и намерения.
      Внешнеполитическая деятельность также имеет и определенные виды и формы. Выделяют следующие виды внешней политики: пассивная (приспособление к международной конъюнктуре); агрессивная (стремление принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства); активная (интенсивный поиск равновесия между внутренней и внешней политикой); консервативная (охрана достигнутого ранее положения). Форма выражает содержание в конкретных системно-структурных условиях. Каждый исторический этап имеет свой набор функциональных форм. К ним относят нейтралитет, политику союза, равновесия сил, изоляционализма, балансирования.
      Таким образом, если система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, то внешняя политика
    – внешнее действие одной нации, одного государства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Задание №3 стр.8 по учебному пособию-практикуму «Политология в упражнениях и заданиях»
      Политолог П. Блау определяет власть как "способность лиц или группы навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление, путем устрашения, либо в форме прекращения регулярно выдававшихся наград, либо в форме наказания, поскольку и то, и другое представляет негативную санкцию".
      Устраивает ли Вас данное определение власти? Обоснуйте свою позицию.
     
     Власть является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Оно существует везде, где есть устойчивые объединения людей и прежде всего это касается государства. Власть, которая основывается лишь на методах применения негативных санкций по отношению к своим гражданам, говорит о своей насильственной природе происхождения, деспотическом характере. Надо отметить, что любая власть предполагает применение негативных санкций (в том числе наказание и т.д.). Это одна из её «природных» функций.  Однако, когда речь идет, например, о диктатуре, это насилие выходит на первый план. Применение негативных санкций оказывает большое влияние на силу власти: сила их обратно пропорциональна объему применяемого наказания и насилия. Но ведь существует и некий предел, после которого либо не остается объектов, к которым применяют его, либо происходит свержение такой власти. Поэтому власть, распространяемая лишь с помощью угроз наказания, уж точно не является демократической, а мое личное мнение таково, что только демократический характер власти приемлем для государства. Отсюда я делаю вывод, что данное определение власти для меня неприемлемо. Общество. Ожидающее от своих властей лишь негативных санкций, не является свободным. Конечно же, в основе любой власти лежит подчинение человека и навязывание воли другого. Но этот процесс происходит путем применения различных инструментов власти (в том числе путем вознаграждений и других позитивных санкций). Только в этом случае можно говорить о приемлемом характере власти. Ведь если даже провести небольшое исследование, то можно с легкостью утверждать, что  странах, где власть распределяется по принципу плюрализма, где население имеет и реализует свои гражданские права, и применение насилия и других негативных санкций встречается очень редко.
      Сила власти, которая применяет лишь негативные санкции к своим гражданам в этом случае зависит от угрозы наказания минус вероятность избежания наказания благодаря послушанию. Я вовсе не отрицаю их применения властными структурами, т.к. именно угрозы применения негативных санкций являются одним из основных инструментов власти. И причем наиболее действенных. Страх намного более эффективен, но он одновременно и парализует, сковывает человека, не дает раскрытия его потенциала. Поэтому справедливое государство, применяя негативные санкции, должно быть точно уверено, что его действия считаются большинством населения достаточно моральными и отвечают его интересам. Во всех иных случаях мы можем говорить лишь о деспотизме власти.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
      Выше были рассмотрены вопросы международных отношений и осуществления внешней политики государств как составляющие компоненты мирового политического процесса – совокупности разнообразных политических процессов в мире. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть различие между внешней и международной политикой: внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретное, практическое воплощение министерством иностранных дел (или соответствующим ему внешнеполитическим ведомством) основных принципов международной политики государства и призвана отражать его национальные интересы. Что касается негосударственных участников международных отношений, то для многих из них (например для многонациональных корпораций, международных мафиозных группировок, конфессиональных общностей) международная политика чаще всего не является «внешней».
      Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и усиливающимся многообразием. Современный мировой политический процесс характеризуется переходом от биполярного к многополюсному миру при сохранении доминирующих позиций США, в нем участвует двести суверенных государств. В мировую политику включены сотни миллионов людей. Для нынешнего мирового политического процесса характерны процессы демократизации, глобализации многих обществ и государств.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы
     
    1. Гаджиев, К.С. К полицентрическому миропорядку// Полис. – 2007. – №4. – С. 8 – 23.
    2. Круглова, Г. А. Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Круглова. – Минск: Асар, 2009. – С. 212 – 224.
    3. Лебедева, М. М. Мировая политика: учебник дя вузов / М. М. Лебедева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,  2007. – 365  с.
    4. Маруев, А. Международные отношения: геополитический анализ и прогнозирование // Свободная мысль. – 2007. – №4. – С. 70 – 81.
    5. Мировая политика и международные отношения: Учебное по­собие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
    6. Политология: учебник для студ. вузов / В.И. Буренко, В.В. Журавлева, Е.А Куфырин и др. ; Под ред. В.В. Журавлева. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. – С. 141 – 153.
    7. Современные международные отношения: Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — 584 с.
    8. Цыганков, А.П. Мировая политика: Содержание, динамика, основные тенденции // ОНС. –  1995. – № 5. – С. 131 – 141.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная работа по предмету 'Международные отношения' ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.