Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Разработка системы мероприятий по увеличению доходной части федерального бюджета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Разработка системы мероприятий по увеличению доходной части федерального бюджета
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Когда добавили:
    12.06.2014 15:23:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
    3
    ГЛАВА 1. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
    5
    1.1. Роль и значение федерального бюджета
    5
    1.2. Сущность доходов федерального бюджета
    7
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
    10
    2.1. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
    10
    2.2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
    15
    ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
    20
    3.1. Основные направления  политики в области формирования доходов федерального бюджета
    20
    3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения
    23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    27
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    29
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    32
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Формирование и развитие экономической структуры любого государства осуществляется с помощью государственного регулирования, которое осуществляется в соответствии с проводимой властью экономической политикой. Государство в рыночной экономике выполняет две противоположные функции:
    • с одной стороны, оно как организатор экономического порядка является и гарантом их стабильности и выполнения;
    • с другой стороны, как хозяйствующий субъект, осуществляет экономическую деятельность в пределах установленных норм и правил [14, c.57].
    Федеральный бюджет выражает экономические отношения в обществе — отношения,  возникающие между социальными слоями населения, группами, хозяйствующими субъектами и государством. Успех экономического развития страны в большой степени зависит от того как проходит реформа финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени. Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы, в котором объединены основные финансовые категории (государственный кредит, налоги,  государственные  доходы и расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства. Он принимается на очередной  финансовый год и плановый период и имеет силу закона после утверждения его Федеральным Собранием Российской Федерации.
    Под доходами бюджета понимают поступающие в бюджет денежные средства, за исключение средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ состава и структуры доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации обрело в настоящее время особую актуальность [6, c.14].
    Цель работы является разработка системы мероприятий по увеличению доходной части федерального бюджета.
    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
    Определить сущность федерального бюджета;Исследовать основные виды доходов федерального бюджета Российской Федерации;Проанализировать состав, структуру и динамику доходов федерального бюджета Российской Федерации;Выявить основные проблемы формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации;Предложить пути увеличения доходной части федерального бюджета. Предметом исследования выступают отношения между государством организациями и гражданами в области формирования централизованного фонда государства.
    Объектом исследования выступает бюджетная система Российской Федерации.
    ГЛАВА 1. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
     
    Роль и значение федерального бюджета  
     Социальное и экономическое развитие страны в рамках установленных приоритетов государственной политики обеспечивается формированием разных централизованных фондов, и в частности, общегосударственного фонда денежных средств  - государственного бюджета.
    Государственный бюджет представляет собой основу всей финансовой системы страны. Понятие бюджета закреплено в ст. 6 БК РФ, в соответствии с которой под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1, c.5].
    В материальном понимании государственный бюджет - централизованный в рамках государственного и административно-территориального образования денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание государственного бюджета не является неизменным, потому что объем денежных средств, концентрируемых в нем, меняется, изменяются виды поступлений в него и направления расходов, но экономическая сущность бюджета постоянна. Она выражается в общественных отношениях, которые связаны с концентрацией денежных средств в федеральном и территориальных бюджетах и их использованием. Как экономическая категория бюджет является совокупностью экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда. Средства бюджета обращаются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий [10, c.17].
    Целенаправленное социальное и экономическое развитие страны обеспечивается созданием разнообразных централизованных фондов, и в частности общегосударственного фонда денежных средств государственного бюджета.
    Бюджет как правовая категория представляет собой финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующими органами государственного власти. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
    Официальное понятие бюджета приведено в БК РФ. Согласно БК РФ бюджет -  это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
    Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение целей и задач государства.
    Сущность государственного бюджета, также как и других экономических категорий, проявляется в выполняемых функциях.
    Разные экономисты выделяют различные функции бюджета. Все экономисты сходятся в том, что бюджет выполняет две основные функции:
    - распределительная (перераспределительная), т.е. при помощи бюджета осуществляется перераспределение ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики. Распределение средств производится как между  производственной и непроизводственной сферой, так и между различными отраслями и территориями, происходит централизация денежных средств в руках государства для их дальнейшего использования с целью удовлетворения общегосударственных потребностей;
    - контрольная, т.е. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Контрольная функция позволяет информировать о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы.
    Другими словами, посредством цифр бюджет говорит людям о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе данные приоритеты отображают коллективную волю граждан, трактовка которой возложена на политических представителей народа [8, c.26].
    Бюджет необходим каждому государству для выполнения им своих функций. Важнейшим звеном бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет, который аккумулирует денежные средства, находящиеся в распоряжении Правительства РФ.
     
     
     
     
    Сущность доходов федерального бюджета  
    Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
    Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетной системы РФ формируются на основании законов (решений) о бюджетах в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета [26, с.113].
    В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
    К доходам бюджета относятся:
    Налоговые доходыНеналоговые доходыБезвозмездные поступления.Налоговые доходы - это доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Налоговые поступления присущи политически стабильному периоду развития государства. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним.
    Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней можно классифицировать по разным признакам. Классификация налоговых доходов - это их систематизация, группировка по заранее установленному свойству.
    1. По использованию налоги подразделяются на целевые и общие. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства: они предназначены для общегосударственных мероприятий.
    Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.
    2. В зависимости от механизма уплаты налоги делятся на прямые и косвенные.
    Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
    Исторически прямое налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части доходов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
    Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или видов деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика [22, с.56].
    Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника выплаты дохода.
    Косвенные налоги - налоги на товары или услуги, входящие в цену товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителями, и перечисляет ее государству.
    3.  В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают:
    a) в унитарном государстве:
    государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в государственный бюджет;местные  налоги взимаются местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты. б) в федеративном государстве:
    федеральные налоги;налоги субъектов федерации;местные налоги.Неналоговые доходы - это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам. Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. Планирование неналоговых доходов как правило осуществляется на поступлений предыдущего года.
    Вопрос об отнесении тех или иных групп доходов к налогам и неналоговым поступлениям до сих пор является весьма спорным, но, как правило, неналоговые поступления устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления самостоятельно и носят локальный характер по конструкции и содержанию.
     Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей [23, с.45].
    К неналоговым доходам относятся:
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
    доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;средства самообложения граждан;иные неналоговые доходы. 3. Безвозмездные поступления Используются в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней. Отличительной чертой является целевой характер.
    К безвозмездным поступлениям относятся перечисления в виде:
    - дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    - субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
    - субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
    - иных межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    - безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
     
    2.1. Анализ налоговых доходов федерального бюджета  
    Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются Бюджетный кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета Российской Федерации относят доходы от следующих федеральных налогов, сборов и налогов, установленных специальными налоговыми режимами [1]:
    налога на прибыль организаций по установленной ставке, - по нормативу 100%;налога на прибыль организаций (в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство) - по нормативу 100 %;налога на прибыль организаций при осуществлении соглашений о разделе продукции, которые были заключены до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"  и не предусматривали специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20%;налога на добавленную стоимость - по нормативу 100%;акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100%;акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100%;акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100%;налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов;налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - по нормативу 100%;налога на добычу полезных ископаемых (за исключением природных алмазов, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%;налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации,  в исключительной экономической зоне Российской Федерации - по нормативу 100%;регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья - по нормативу 100%;регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья - по нормативу 95%;регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, за пределами территории Российской Федерации,  в исключительной экономической зоне Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100%;сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20%;сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20%;водного налога - по нормативу 100%;государственной пошлины - по нормативу 100%.[1, c.37] Проведем сравнительный анализ доходной  части Федерального бюджета 2008–2012 годов (Приложение 1,2). Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый  период 2013 и 2014 годов» и Федеральный закон от 22.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
    В ходе анализа наблюдается тенденция ежегодного увеличения общей суммы доходов федерального бюджета (рис. 1).
     
    Рис.1. Динамика доходов федерального бюджета за 2008-2012 гг.
    Если в 2008 году величина доходов составила 9277423,6 млн. руб., то на протяжении 2009 – 2010 годов в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом их величина резко сократилась до 7362279,1 млн. руб. в 2009 году и до 8305414,3 млн. руб. в 2010 году, однако, впоследствии как только основной кризис был преодолен наблюдается их увеличение на 22,5% по сравнению с докризисным 2008 годом в 2011 году и на 38,5% в 2012 году.
    Структура сложившихся доходов представлена на рис. 2.
    Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета
    Большую часть доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы, их доля составляла в 2008 году – 56%, в 2009 – 55,4%, в 2010 – 53%, в 2011 – 52,6%, в 2012 – 53,6%. Таким образом можно отметить, что их величина относительно стабильна в структуре, хотя наблюдается и некоторая тенденция по снижению этих доходов.
    Анализ состава и структуры налоговых доходов проведем за период 2010 – 2012 г., когда последствия финансового кризиса стали незначительными (рис. 3).
     
    Рис.3. Структура налоговых доходов в 2010 году
    Основным видом налоговых доходов является НДС – поступления которого составили 56,7% всех налоговых доходов, на втором месте находятся платежи за пользование природными ресурсами, в основном они представлены налогом на добычу полезных ископаемых и прежде всего на вывозимые ресурсы – нефть и газ. Этот вид доходов косвенно свидетельствует о высокой зависимости доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть. Далее следует налог на прибыль, который составляет 5,8%. В совокупности с НДС они свидетельствует о росте развития предпринимательства в стране. Значимыми доходами являются также акцизы и государственная пошлина, остальные виды доходов составляют незначительную часть – в пределах 1,5% всех налоговых доходов бюджета.
    Структура налоговых доходов в 2011 году представлена на рис 4.
    Рис. 4. Структура налоговых доходов в 2011 году
    В 2011 году по-прежнему основным видом налоговых доходов остается налог на добавленную стоимость, доля которого в общем объеме данной группы доходов составила 54,3%, увеличившись по в абсолютном выражении, но немного снизившись в относительном на 2,4 процентных пункта. Вторым по значимости также является налог на добычу полезных ископаемых, его доля выросла как в абсолютном выражении на 630938 млн. руб., так и в относительном – на 2,4 процентных пункта. Поступления налога на прибыль в относительно выражении практически не изменились, а суммы акцизов возросли значительно на 134409,9 млн. руб. или на 1,4 процентных пункта. Это связано с увеличением ставок акцизов и проведением государством политики, связанной со увеличением цен на алкогольную и табакосодержащую продукцию. В целом можно отметить, что структура налоговых доходов несмотря на некоторые колебания остается достаточно стабильной.
    Рассмотрим структуру доходов в 2012 году (рис. 5).
    Рис. 5. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2012 году
    Структура налоговых доходов не испытывает значительных изменений. Основными видами доходов остаются налог на добавленную стоимость (51,7%) и налог на добычу полезных ископаемых (35,3%), которые составляют в совокупности 87% налоговых доходов федерального бюджета. Следующую группу доходов составляют акцизы и налог на прибыль организаций, которые составляют 5,8 и 5,5% соответственно.
    Если рассматривать изменения в динамике расходов, то можно отметить тенденцию к сокращению доходов в виде налога на добавленную стоимость, если в 2010 году поступления от этого налога составляли 56,7%, то в 2012 году они уменьшились по 51,7%. Налог на прибыль достаточно стабилен, обнаруживая незначительную тенденцию к уменьшению с 5.8% в 2010 г. до 5,5% -  в 2012г. В то время как налог на добычу полезных ископаемых и акцизов обнаруживают тенденцию к росту с 3,2% и 31,3% в 2010 г. соответственно до 5,8 и 35,3%. Это объясняется основными направлениями государственной политики в области подакцизных товаров, выразившееся в постоянном увеличении ставок акцизов темпами, опережающими инфляцию и складывающимися мировыми ценами на реализуемые за пределы Российской Федерации на нефть и природный газ.
    Расчет налоговых доходов федерального бюджета на 2013 год основывался на следующих изменениях налогового законодательства:
    - индексация ставок акцизов на табачную продукцию с 1 января 2015 года в размере 960 руб. за 1 тыс. штук, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов в размере 600 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции, на спирт этиловый в размере 93 руб. за 1 литр безводного этилового спирта , на легковые автомобили с мощность двигателя до 150 л.с. - в размере 37 рублей за 1 л.с., свыше 150 л.с. - 365 рублей, на автомобильный бензин в размере 13332 рубля за 1 тонну, на дизельное топливо - 5 244 рубля;
    - установление ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный - 622 рублей за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 года – 700 рублей, с 1 января 2015 года – 788 руб.
    - установление нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     
    2.2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета  
    Неналоговые доходы составляют значительную часть доходов федерального бюджета. В 2008 году их доля в общем объеме доходов бюджета составляла 44,0%, то к 2012 году она увеличилась до 46,4%.
    В федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации зачисляются следующие доходы:
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации - по нормативу 100%; доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100%;доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации - по нормативу 100%;часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, созданных Российской Федерацией, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;лицензионные сборы - по нормативу 100%;таможенные пошлины и сборы - по нормативу 100%;плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100%;плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100%;плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100%;плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%;консульские сборы - по нормативу 100%;патентные пошлины - по нормативу 100%;плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100%;сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100%.[1, c.39] Проанализируем состав и структуру неналоговых доходов за период 2010 -2012 гг. Структура доходов за 2010 г. представлена на рис. 6.
    Основным видом неналоговых доходов являются доходы от внешнеэкономической деятельности, которые составляют 3227703,3 млн. руб., что составляет 84,9% от общего объема неналоговых доходов федерального бюджета. Если изучить состав этих доходов, то в основном они представлены вывозными таможенными пошлинами на нефть, природный газ, товары, выработанные из нефти.
    Рис. 6. Структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2010 год
    Вторым по значимости доходов являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которые составили 427836,9 млн. руб. или 9,8%. Доходы от от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, которые включают в себя лицензионные платежи произведены в размере 2,8% от объема неналоговых доходов, остальные виды доходов составляют менее 1%, не имеют особого влияния на общий объем неналоговых доходов федерального бюджета.
    Структура неналоговых доходов за 2011 году представлены на рис. 7.
    Структура неналоговых доходов в 2011 году значительно не изменилась. По-прежнему основным видом дохода являются доходы от внешнеэкономической деятельности, которые увеличились как в абсолютном выражении на 1437028 млн. руб. или на 1,4 процентных пункта, увеличение также наблюдается при поступлении платежей при пользовании природными ресурсами на 0,4 процентных пункта, что связано с прекращением срока действия лицензий на водопользование, за которые уплачивается водный налог и переходом к уплате неналоговых платежей за пользование водными объектами.
     
    Рис. 7. Структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2010 год
    Произошли также изменения в доходах от использования имущества, если в 2010 году они составляли 9,8% неналоговых доходов федерального бюджета, то в 2011 году они снизились до 7,2%, при этом увеличились доходы от продажи материальных и нематериальных активов с 0,1 до 0,4%. Таким образом, происходящее снижения можно объяснить с одной стороны, снижением стоимости имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, с другой стороны, изменением порядка финансирования бюджетных и автономных учреждений, доходы от предпринимательской деятельности  которых являются собственными доходами, а не доходами федерального бюджета.
    Структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2012 год представлена на рис. 8.
    Таким образом, исходя из приведенных данным можно отметить следующие произошедшие изменения. Продолжают увеличиваться платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от использования имущества, что связано с повышением эффективности использования бюджетных средств. Некоторое сокращение наблюдается в составе доходов от внешнеэкономической деятельности, административных штрафах и платежах.
    Рис. 8. Структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2012 год
    В целом анализ структуры неналоговых доходов показал, что основной и практически значимой статьей доходов являются доходы от внешнеэкономической деятельности и прежде всего вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и продукты, выработанные из нефти. Некоторое влияние также оказывают доходы от использования имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности, которые колеблются от 7,2 до 9,2% от общего объема неналоговых доходов федерального бюджета. Остальные доходы являются незначительными и не оказывают столь значимого влияния на доходы федерального бюджета.
    При формировании неналоговых доходов федерального бюджета на период 2013 – 2015 гг. учитывались следующие изменения законодательства, которые могут привести к структурным сдвигам:
    - снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,20%, в 2014 году с 9,15% до 6,57%, в 2015 году с 9,15% до 5,94);
    - установление пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добытую при реализации проектов по добыче сверхвязкой нефти, в размере 10% от ставки вывозной таможенной пошлины;
    - установление льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую для Приразломного месторождения;
    - снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
    - снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации и при подаче декларации на товары в электронной форме.
     
    ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
     
    3.1. Основные направления  политики в области формирования доходов федерального бюджета
     
    В настоящее время в Российской Федерации продолжает остро стоять проблема повышения доходов бюджетной системы. Причем, рост доходов в данной ситуации должен быть обеспечен за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. А по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.
    Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики.
    Формирование налоговой политики было сформировано с учетом следующих факторов:
    1) в период кризиса произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.
    2) большинство организаций и особенно физических лиц по-прежнему находятся в непростом финансовом положении.
    3) введенные в действие страховые принципы обеспечения пенсионной системы, несмотря на некоторое снижение ставок в 2012 году продолжают оставаться тяжелым бременем на бизнес.
    Правительство РФ одобрило предложенные Минфином России основные направления налоговой политики на 2013 г., а также на 2014 - 2015 гг. [5]
    В качестве основных направлений налоговой политики выдвинуты следующие:
    - поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
    - совершенствование механизмов налогообложения при осуществлении операциий с ценными бумагами;
    - совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
    - развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
    Основными мероприятиями, способствующими увеличению доходов бюджета будут являться следующие:
    - налогообложение природных ресурсов;
    - акцизное налогообложение;
    - введение налога на недвижимость;
    - сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;
    - совершенствование налога на прибыль организаций;
    - совершенствование налогового администрирования;
    - противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
    - страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
    Для совершенствования налогообложения предложено осуществить следующие меры:
    1) освободить от налогообложения некоторые социально значимые выплаты физическим лицам, такие как гранты Президента Российской Федерации на поддержку научных исследований, выплаты безработным гражданам для содействия организации самозанятости, переподготовки и переобучения, субсидии предоставляемые бюджетам на поддержку крестьянских и фермерских хозяйств, суммы, выплачиваемые несовершеннолетним гражданам за их участие в общественных работах,  стоимость земельных участков, бесплатно передаваемых гражданам при рождении третьего и последующих детей и др.
    - скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья, касающуюся использования налогового вычета при приобретении жилья в общую долевую и совместную собственность несовершеннолетних детей, а также предоставление возможности использования полного максимального размера вычета каждому собственнику при приобретении жилья в общую долевую или совместную собственность;
    - уточнить механизм применения амортизационной премии по налогу на прибыль, предусмотрев обязанность по корректировке амортизационной премии при продаже имущества в течение пяти лет только взаимозависимым лицам;
    - предусмотреть возможность выведения из-под налогообложения имущества – движимого имущества, которым являются машины, оборудования и т.д.;
    - ввести налог на недвижимость физических лиц, в основу налогообложения которым будет положена не инвентаризационная, а рыночная стоимость объектов недвижимости. Ставка налога при этом будет варьироваться от 0,05 до 3% в зависимости от стоимости объекта. При этом будет предусмотрена система стандартных и социальных налоговых вычетов.  Стандартный налоговый вычет предоставляется всем плательщикам в отношении жилого помещения определенной площади. Социальный налоговый вычет будет предусмотрен для отдельных категорий граждан, таких как Герои СССР, Герои России, полные кавалеры Ордена Славы, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, социально незащищенные категории с площади строения до 39 кв.м. Это будет сопровождаться повышенным налогообложением имущества с высокой рыночной стоимостью.
    - ускорение темпов роста акцизов на алкогольную  и табачную продукцию.
    - увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых для производителей природного газа, что будет выражаться в изъятии дополнительно получаемых доходов в размере 80%, полученных от увеличения стоимости природного газа, реализуемого на территории РФ более чем на установленный уровень инфляции.
    - предусматривается проработать вопрос о переходе от налогообложения количества добытого газа на обложение финансовых результатов компаний, осуществляющих его добычу.
    - в отношении прочих полезных ископаемых рассматривается возможность корректировки ставок налога на добычу полезных ископаемых на уровень мировых цен в случае, если реализация на экспорт превышает 50% добываемого полезного ископаемого.
    - разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.
    - продолжить работу по сближению бухгалтерского и налогового учета.
    -  введение для всех актов налоговых органов обязательных досудебных процедур, а также увеличение с 10 дней до одного месяца срока на подачу апелляционной жалобы в отношении не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности. Досудебное урегулирование налоговых споров имеет ряд существенных преимуществ, выражающихся в более быстром порядке их разрешения, более экономичном порядке, не требующем уплаты государственной пошлины, а также более быстром исполнении принятых решений. По предварительным оценкам количество судебных дел должно уменьшиться не менее чем в 2 раза. Также планируются дальнейшие работы по совершенствованию информационного обеспечения работы с налогоплательщиками, в том числе и с личным кабинетом налогоплательщика.
    - вводится в действие  патентная система налогообложения для предпринимателей.
    - устанавливается  добровольный переход на систему налогообложения в виде ЕНВД.
    Однако, эти мероприятия не могут в полной мере решить все существующие проблемы увеличения доходов федерального бюджета.
     
    3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения
     
    Государство имеет возможность осуществлять перераспределение общественных благ, которыми оно располагает, а количество благ напрямую зависит от доходов, которые поступают в бюджет Российской Федерации. Любое государство без доходов становится бессильным, то есть теряет политико-экономическую сущность и власть, так как именно способность управлять имеющимися доходами делает государственную власть реальной и эффективной.
     Аккумулируя все доходы в бюджетном фонде, государство затем  в процессе перераспределения финансирует важнейшие направления жизни и деятельности общества. Средства из бюджета расходуются на здравоохранение, культуру и искусство, государственное управление, правоохранительную деятельность, образование, инвестиционную деятельность в областях промышленности и многое другое.
    Таким образом, при отсутствии достаточного количества средств в бюджете невозможно обеспечить реализацию основных его задач. Рассмотрим основные проблемы формирования бюджета по видам доходов [34, с. 38].
    Большую часть доходов составляют налоговые доходы федерального бюджета. Несмотря на значительные положительные изменения, которые произошли с момента начала налоговой реформы, в налоговой системе имеются по-прежнему и некоторые недостатки, среди которых можно выделить следующие:
    Фискальная направленность налоговой системы. Нестабильность налогов и механизмов их взимания. Рост налоговой нагрузки на бизнес. Неразвитость регулирующей функции налоговой системы.Неразвитость социальной функции налоговой системы. Недостаточная научная обоснованность проводимых налоговых изменений.Чрезмерно высокий удельный вес косвенных налогов, что привело к непропорциональному распределению налогов между сферами производства.Структурная деформация бюджетной системы страны из-за проблем связанных с несовершенством налоговой системы регионов. Все еще низкая эффективность налогового администрирования. Низкий уровень налоговой культуры. Несовершенство налоговой системы является одним из тормозов экономического развития страны. Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, в целом неудовлетворительны. Основное направление развития налоговой политики - текущее увеличение налоговых поступлений, однако, это приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов. Это одна из серьезных причина убыточности ряда промышленных предприятий в России – ориентация на косвенные формы налогообложения. Около 2/3 всех налоговых поступлений – это доходы, полученные от взимания НДС и акцизов. Такой дисбаланс в пользу инфляционных регрессивных по отношению к потребителям налогов не наблюдается ни в одной стране мира. Высокие косвенные налоги, как одни из ценообразующих факторов, ведут к сокращению платежеспособного спроса, а, тем самым, и объемов производства, реализации и потребления товаров и услуг, что в свою очередь приводит к сокращению налоговых поступлений [5].
    Неблагоприятный в целом налоговый режим способствует разрастанию теневого и льготного сектора экономики, которые практически не участвуют в формировании доходов бюджета. Такая налоговая политика ориентирована преимущественно на реализации фискальной функции и не выполняет задачи стимулирования и регулирования экономики.
    Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налоговой базы в результате создания благоприятных условий для развития частного бизнеса. Таким образом, есть принципиальная возможность увеличения доходов бюджета в 2 раза при сокращении в 1,5 – 2 раза бремени налогов для отечественных товаропроизводителей в целом. Реализация этого принципа находит отражение в установлении плоской шкалы на доходы физических лиц и в понижение ставки налога на прибыль предприятий с 24% до 20%.
    Говоря о более долгосрочном развитии налоговой реформы, надо подчеркнуть, что для российской экономики принцип – облагать налогами не результаты труда, а ресурсы – перспективен, однако в сложившейся экономической ситуации весьма рискован. На его основе можно выстроить налоговую систему, объединяющую многочисленные разработки российских ученых и высокоэффективную с точки зрения решения фискальных задач и развития бюджетного федерализма, стимулирования экономического роста и структурных изменений. С другой стороны, не стоит забывать, что именно изъятие сверхдоходов нефтяных компаний – при помощи НДПИ – в пользу государственной казны позволили России за последние годы накопить третьи в мире международные резервы. Они стали той подушкой безопасности, при помощи которой Россия относительно безболезненно пережила мировой финансовый кризис. Но сейчас наши международные резервы постепенно истощаются, а облегчение налогообложения нефтяного сектора не позволит им восполняться в должной мере. В среднесрочной перспективе целесообразно отказаться от корректировки налога на добычу полезных ископаемых с учетом мировых цен на нефть [21, с. 54].
    В странах, богатых природными ресурсами, существенным элементом бюджета является рента с природных ресурсов. Однако в России этот источник налогов используется слабо. По оценкам ученых РАН, на ренту приходится 75% общего прироста совокупного дохода России, но в доходах бюджета ее доля не превышает 10%. Уже сегодня надо приступать к отработке методов изъятия ренты в бюджет, в том числе через механизм роялти.
    Одновременно с проведением налоговой реформы должно осуществляться дальнейшее укрепление системы налогового администрирования, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения.
    Существенные проблемы сохраняются и в неналоговых доходах бюджета и прежде всего в доходах от внешнеторговой деятельность, которые и составляют львиную долю всех неналоговых доходов. По прогнозам Минфина Россия может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть серьезно влияет на федеральный бюджет.
    Планируемое снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах по отношению к 2012 году связано с прогнозируемым уменьшением поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары. Уменьшение прогноза этих доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
    В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций. Прибыль компаний не должна рассматриваться как бесплатный ресурс для инвестиций, а наоборот, приоритет при ее распределении должен быть отдан не поощрительным выплатам руководству компаний, а выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена прежде всего на сохранение инвестиционной привлекательности компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим в последние годы открытые размещения акций на фондовом рынке.
    Все предлагаемые мероприятия должны способствовать как увеличению доходов федерального бюджета, так и более полному перечислению налогов и неналоговых платежей в бюджет и повышению ответственности за качество предоставления государственных услуг и в конечном итоге будет способствовать повышению экономической безопасности государства.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Государственный бюджет представляет собой основное звено финансовой системы любого государства. Бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
    Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств - финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом.[16, c.55]
    Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, главным средством централизации финансовых ресурсов, что дает политической власти возможность осуществления своих властных полномочий, а государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет является комплексом документов, разрабатываемых исполнительной властью и утверждаемых законодательной, и выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от выбранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
    Федеральный бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых средств, а также реально имеющихся резервов, формирует налоговый климат страны, именно бюджет, определяя конкретные пути получения доходов, процентное соотношение доходов и расходов, является конкретным выражением экономической политики государства.
    Анализ доходов федерального бюджета показал, что основным видом доходов выступают налоговые доходы, занимая около 54% всех доходов федерального бюджета. Среди них выделяются наиболее крупные, такие как налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых. Неналоговые доходы, которые практически составляют чуть менее половины всех доходов бюджета в основном представлены доходами от внешнеэкономической деятельности, что связано с огромными объемами экспорта природных ресурсов. В качестве положительных тенденций можно отметить небольшое снижение объема таможенных пошлин, что может расцениваться как некоторое снижение зависимости федерального бюджета и повышение экономической безопасности государства.
    Хотя в целом финансовый кризис оказался преодолен, в доходной части бюджета наблюдаются некоторые негативные тенденции, связанные  с фискальной направленностью налоговой системы, нестабильностью налогов и механизмов их взимания, увеличением налоговой нагрузки на бизнес, неразвитость регулирующей  и социальной функции налогов, недостаточной научной обоснованностью проводимых налоговых изменений, чрезмерно высоким удельным весом косвенных налогов, низким уровнем налоговой культуры.
    В качестве основных направлений совершенствования системы доходов федерального бюджета можно отметить:
    1) необходимость регулирования процесса налогообложения основных видов налогов: налога на прибыль, налога на доходы физических лиц;
    2) введение новых режимов налогообложения: патентной системы и налога на недвижимость;
    3) совершенствование работы органов Федерального казначейства в части механизма исполнения доходов федерального бюджета;
    4) более широкому внедрению в бюджетную систему рентных платежей.
    Все предложенные мероприятия приведут к повышению стабильности доходов федерального бюджета и снижению его зависимости от мировых тенденций, в частности, складывающихся цен на энергоносители.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ"(в ред от 30.11.2012 г.)// СПС «КонсультантПлюс»Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах от 29 июня 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс»Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2013 -2015 гг. // СПС «КонсультантПлюс»Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"// СПС «КонсультантПлюс»Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"// СПС «КонсультантПлюс»Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"// СПС «КонсультантПлюс»Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"// СПС «КонсультантПлюс»Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" // СПС «КонсультантПлюс»Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // СПС «КонсультантПлюс»Постановление  Правительства  Российской Федерации от 28.12.2001г. № 1171 «О мерах по реализации  Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов». // СПС «КонсультантПлюс» Постановление  Правительства Российской Федерации от 22.05.2004г. № 249 «О мерах по  повышению результативности бюджетных расходов». // СПС «КонсультантПлюс»Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. / И. М. Александров, О. В. Субботина – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,  2010 г. – 27-35с.Бюджет и бюджетная система: учебник/М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. М.П. Афанасьева.-М.: Издательство Юрайт, 2009.-777с.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 628 с.Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации:  учебное пособие / Т.М. Ковалёва, СВ. Барулин. — М.: КНОРУС, 2011. — 208 с.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. С. Нешитой. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 320 с.Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 752 с.Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина, – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,  2010 г. – 564-567с.Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Г. И. Золотарева, Н. И. Смородинова. – КНОРУС, 2011г. – 160-161с.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2009. – 279 с.Сорокина Е.Л. Налоговая система России / Е.Л. Сорокина // ЭКО. - №3. - 2010. - С.78.Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для вузов / Подъяблонская Л. М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. – 178-179с.Прокофьев С.Е. О кассовом  исполнении расходной части федерального бюджета./ С.Е. Прокофьев //Финансы.-2011-№ 4.-с.7-9.Прокофьев С.Е. Направления развития  системы  взаимодействия федерального казначейства и Банка России./С.Е. Прокофьев// Финансы.-2011.- № 12.-с.16-23.  Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой.4-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2010.-412с.Финансово-экономический словарь. М.: Финансы и статистика, 2009 -645с.Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010.-703с.Фрыгин А. В. Основные задачи бюджетной и налоговой политики мероприятия по их реализации: Учебное пособие / А. В. Фрыгин. – М.: изд. Академия бюджета и казначейства, 2010г. – 8-12с.Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов. М., 2010. - 47с. Яковлева Е.П.  Этапы становления и перспективы развития системы управления финансами казначейства России / Е.П. Яковлева // Бюджет.-2008.-, № 5. с.31-33.  Интернет источник: http://bujet.ru/article/17325.php Интернет источник: http://www.minfin.ru/ru/ Приложение 1
     
    Состав доходов федерального бюджета, млн. руб.
    Вид доходов
    2008 г.
    2009 г.
    20101 г.
    2011 г.
    2012 г.
    Налоговые доходы
    Доходы федерального бюджета - всего
    9277423,6
    7362279,1
    8305414,4
    11367652,6
    12853681.4
    Налоговые доходы
    5234146,3
    4081279,4
    4401933,8
    5985160,0
    6853213,1
    Налог на прибыль организаций
    761129,1
    195419,8
    255026,1
    342601,8
    375817,3
    Налоги на товары, реализуемые на территории РФ
    1123623,5
    1258318,9
    1442647,8
    1985020,4
    2228000,6
    НДС
    998387,7
    1176607,6
    1328749,4
     
    1886135,4
    Акцизы
    125235,8
    81711,3
    11398,4
    231779,9
    341865,2
    Налоги на товары, ввозимые на территории РФ
    1169070,7
    893186,0
    1199567,9
    1543752,8
    1713048,7
    НДС
    1133815,3
    873355,6
    1169514,5
    1497171,4
    1659660,5
    Акцизы
    35255,4
    19830,4
    30053,4
    46581,4
    53388,2
    Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами
    47178,1
    62607,8
    140831,6
    204689,2
    2442812,7
    Налог на добычу полезных ископаемых
    12821,1
    37488,7
    1376639,5
    2007577,9
    2420514,3
    Регулярные платежи (роялти) за пользование полезными ископаемыми
    18356,4
    16254,2
    25076,8
    35044,9
    19130,8
    Водный налог
    13016,6
    8090,5
    6173,2
    3859,3
    2757,0
    Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
    -
    -
    426,0
    410,2
    410,6
    Государственная пошлина
    33679,5
    32681,1
    63123,1
    65835,5
    92320,0
    Задолженность и перерасчета по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам
    868,8
    857,1
    33253,4
    1057,0
    1213,8
    ЕСН
    506767,6
    509774,7
    -
    -
    -
    Неналоговые доходы
    Доходы от внешнеэкономической деятельности
    787341,6
    668502,1
    3227703,3
    4664731,2
    4962735,7
    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
    150593,3
    419377,4
    427836,9
    382023,9
    543262,7
    Платежи при пользовании природными ресурсами
    -
    -
    5336,5
    82996,3
    101313,1
    Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
    -
    -
    126043,0
    154097,5
    130862,8
    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
    -
    -
    10368,5
    22515,5
    120364,6
    Административные платежи и сборы
    -
    -
    6482,5
    6726,1
    16993,2
    Штрафы, санкции и возмещение ущерба
    -
    -
    14748,6
    22975,4
    20693,2
    Прочие неналоговые доходы
    607737,8
    337397,7
    10600,3
    16772,3
    39692,5
    Безвозмездные поступления
    Безвозмездные поступления
    -
    -
    2772,2
    19022,0
    64550,3
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложение 2
     
    Структура доходов федерального бюджета, млн. руб.
    Вид доходов
    2008 г.
    2009 г.
    20101 г.
    2011 г.
    2012 г.
    Налоговые доходы
    Доходы федерального бюджета - всего
    100,0
    100,0
    100,0
    100,0
    100,0
    Налоговые доходы
    56,0
    55,4
    53,0
    52,5
    53,6
    Налог на прибыль организаций
    8,2
    2,7
    3,1
    3,0
    2,9
    Налоги на товары, реализуемые на территории РФ
    12,1
    17,1
    17,4
    17,5
    17,4
    НДС
    10,8
    16,0
    16,0
    15,4
    14,7
    Акцизы
    1,3
    1,1
    1,4
    2,1
    2,7
    Налоги на товары, ввозимые на территории РФ
    12,6
    12,1
    14,4
    13,6
    13,4
    НДС
    12,2
    11,9
    14,1
    13,2
    13,0
    Акцизы
    0,4
    0,2
    0,3
    0,4
    0,4
    Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами
    17,7
    14,1
    17,0
    18,0
    19,1
    Налог на добычу полезных ископаемых
    17,2
    13,2
    16,4
    17,5
    18,9
    Регулярные платежи (роялти) за пользование полезными ископаемыми
    -
    -
    0,3
    -
    0,0
    Водный налог
    0,1
    0,1
    0,1
    0,0
    0,0
    Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
    -
    -
    0,0
    0,0
    0,0
    Государственная пошлина
    0,4
    0,4
    0,8
    0,6
    0,7
    Задолженность и перерасчета по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам
    0,0
    0,0
    0,1
    0,0
    0,0
    ЕСН
    5,5
    6,9
     
     
    -
    Неналоговые доходы
    Доходы от внешнеэкономической деятельности
    27,5
    25,1
    40,2
    41,0
    38,8
    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
    1,6
    5,7
    5,2
    3,4
    4,3
    Платежи при пользовании природными ресурсами
    -
    -
    0,6
    0,7
    0,8
    Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
    -
    -
    1,5
    1,4
    1,0
    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
    -
    -
    0,1
    0,2
    0,9
    Административные платежи и сборы
    -
    -
    0,1
    0,2
    0,1
    Штрафы, санкции и возмещение ущерба
    -
    -
    0,2
    0,1
    0,1
    Прочие неналоговые доходы
    3,3
    4,6
    0,1
    0,3
    0,3
    Безвозмездные поступления
    Безвозмездные поступления
    -
    -
    0,0
    0,1
    0,5
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Разработка системы мероприятий по увеличению доходной части федерального бюджета ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.