Полный текст:
Целью анализа
социально-экономических процессов является выявление общих тенденций социального
развития предприятия на перспективу посредством определения социальных
потребностей работников предприятия. Задачи, которые необходимо решить для
достижения цели, включают в себя:
- определение факторов, влияющих
на формирование и удовлетворение потребностей работников предприятия в области
социального развития;
- разработка анкеты для опроса
мнения работников по наличию реализации их потребностей в сложившихся условиях;
- проведение социологического
опроса.
1.1.1. Формирование и степень
удовлетворения социальных потребностей работников в производственных условиях
определяются следующими факторами:
Фактор А - общие условия,
характеризующиеся графиком работы предприятия, возможностью заработка,
социальными льготами, возможностью
продвижения по работе, наличием условий для повышения квалификации, осознанием
того, что работник выполняет нужную для кого-то работу.
Фактор Б - условия работы;
безопасность работы; соблюдение санитарно-гигиенических и физиологических норм
по загазованности, температурному режиму, шуму; эстетические условия места
работы.
Фактор В -
организационно-технические условия работы, характеризующиеся уровнем
технической оснащенности рабочего места, качеством разработки технологического
процесса, обслуживанием рабочего места, возможностью применения своих знаний,
опыта, способностей в существующих условиях, ритмичностью работы.
Фактор Г - содержание работы,
определяемое сложностью выполняемой работы, необходимостью решения новых
интересных проблем, наличием в составе рабочих операций элементов управления.
Фактор Д - организация оплаты
труда, применяемая система оплаты труда; размер заработка; порядок
распределения премий, поощрений, дивидендов.
Фактор Е - организация работы
социальной инфраструктуры предприятия, характеризующаяся организацией работы
столовой, буфета, состоянием
бытовых помещений, медицинским
обслуживанием.возможностью приобретения путевок на курорты, в санатории,
дома отдыха, пансионаты и другие услуги.
Фактор Ж - межличностные
отношения, определяемые характером общения с коллегами на работе и вне работы.
Фактор 3 - духовно-нравственный
климат в коллективе, во многом зависящий от сохранения и соблюдения традиций
предприятия, народных обычаев и нравов.
1.1.2. Форма анкеты представлена
в прил.1. Она содержит два информационных блока:
1 - данные, определяющие
качественный состав опрашиваемых работников по следующим параметрам: пол,
возраст, образование, квалификация, семейное положение;
2 - данные, позволяющие
определить степень удовлетворенности работника факторами, характеризующими
состояние социально-экономических процессов на предприятии (см. п. 1.1.1).
1.1.3. Для проведения
социологического опроса выбираются группы работников. Приводится характеристика
конкретных условий работы.
В целях определения значимости
каждого фактора, определяющего степень удовлетворенности им у работников, в
анкете даны пять вариантов ответов с числовым значением в баллах, а именно:
ответ работника, полностью удовлетворенного тем или иным показателем
определенного фактора, оценивается в четыре балла. Вариант ответа «в
значительной мере» - в 3, «в незначительной мере» - в 2. отрицательное
отношение - в 1 балл. В том случае, когда работник затрудняется ответить,
вариант ответа имеет нулевое значение.
Обработка полученных данных
заключается в группировке ответов работников:
- по группам факторов,
оценивающих социально-экономические процессы по предприятию и по каждому
подразделению;
- по упорядоченным совокупностям
социальных групп в зависимости от пола, возраста, образования, квалификации и
семейного положения по предприятию и по подразделениям. В зависимости от пола
выделяются две совокупности: мужская и женская; в зависимости от образования -
три совокупности: неполное и полное среднее, среднее специальное и
незаконченное и законченное высшее; в зависимости от возраста - три
совокупности: до 30 лет, от 30 до 50 лет и свыше 50 лет; в зависимости от
квалификации - три совокупности: 1-й-2-й, 3-й-4-й, 5-й-6-й разряды и в
зависимости от семейного положений выделяются при анализе две совокупности:
семейные и холостые, или незамужние.
Количественное значение
коэффициентов определяется средним количеством баллов:
где Б - среднее значение баллов;
п - число вариантов ответов;
Б, - значение, оценивающее 1-й
вариант ответа;
Ч; - количество работников,
отметивших 1-е значение балла;
Ч - количество опрашиваемых;
К - число факторов (показателей),
по которому рассчитывается среднее значение баллов.
Качественная характеристика
значимости всех факторов, каждого фактора, или показателя, оценивающих степень
удовлетворения социальных потребностей работников, определяется по следующей
шкале:
- от 0 до 2 - низкая степень
удовлетворенности;
- от 2 (включительно) до 3 -
удовлетворительная степень;
- от 3 (включительно) до 4 (включительно) -
высокая степень удовлетворенности.
Выполнение работы:
В опросе приняло участие 60
человек – работников предприятия. Мужчин – 34, женщин – 26, в возрасте до 30
лет – 28 чел; 30-50 лет – 22 чел, больше 50 лет – 10 чел. Имеющих среднее
образование – 35 чел, специальное – 18 чел, высшее – 7 чел. Семейных – 42 чел,
холостых – 18 чел. Имеющих 1-2 разряд – 28 чел, 3-4 – 22 чел, 5-6 – 10 чел.
Оценка качества социальной среды
на предприятии в целом представлена в следующей таблице. Расчеты были выполнены
автоматически в программе MicrosoftExcel.
Таблица 1 - Сводная таблица расчетов по
распределению ответов по предприятию в целом
В какой степени Вы удовлетворены?
Средний балл
Количество работников, выбравших ответ
Полностью
В значи тельной мере
Затрудняюсь ответить
В незначительной мере
Не удовлетворен
А. Общие условия:
1. График работы
1,66666667
15
5
10
5
15
2. Возможность заработка
1,81666667
5
20
8
2
25
3. Социальные льготы
2,41666667
18
10
5
16
11
4. Возможность продвижения по работе
2,68333333
22
3
1
30
4
5. Возможность повышения квалификации
2,93333333
16
25
0
18
1
6. Выполнение нужной людям работы
2,95
28
15
4
7
6
Итого:
2,41111111
104
78
28
78
62
Б. Условия работы:
1. Безопасность работы
2,13333333
20
7
15
9
9
2. Шум, температура, загазованность,
освещенность
1,35
10
1
18
7
24
3. Эстетика места работы
1,95
9
14
13
15
9
Итого:
1,81111111
39
22
46
31
42
В. Организационно-технические условия
работы:
1. Техническая оснащенность рабочего
места
2,25
19
8
9
11
13
2. Качество разработки технологического
процесса
2,4
21
7
10
15
9
3. Обслуживание рабочего места
2,38333333
17
10
3
15
15
4. Возможность применения своих знаний,
опыта, способностей в существующих условиях
2,05
15
8
7
9
21
5. Ритмичность работы
2,3
25
5
14
7
9
Итого:
2,27666667
97
38
43
57
67
Г. Содержание работы:
1 Сложность работы
3,18333333
31
18
1
3
7
2 Необходимость решения новых интересных
проблем
3,31666667
41
4
0
8
7
3 Возможность участия в решении
производственных вопросов в вашем коллективе
1,93333333
17
2
16
17
8
Итого:
2,81111111
89
24
17
28
22
Д. Организация оплаты труда:
1. Применяемая система оплаты труда
2,15
14
7
12
25
2
2. Размер заработка
2,05
14
7
11
18
10
3. Порядок распределения премий,
поощрений, дивидендов
2,23333333
14
13
1
7
25
Итого:
2,14444444
42
27
24
50
37
Е. Организация работы социальной
инфраструктуры:
1. Состояние бытовых помещении
2,91666667
27
11
3
15
4
2. Медицинское обслуживание
1,35
4
5
17
16
18
3. Возможность приобретения путевок на
курорты, в санатории, дома отдыха, пансионаты
0,7
0
0
28
10
22
Итого:
1,65555556
31
16
48
41
44
Ж. Отношения между людьми:
1. Характер общения с коллегами
3,25
38
10
1
2
9
2. Характер общения с коллегами вне
работы
2,85
37
5
14
2
4
3. Отношения с непосредственным
руководителем
1,73333333
15
6
17
4
18
Итого:
2,61111111
90
21
32
8
31
3. Духовно-нравственный климат:
1. Сохранение и соблюдение традиций
предприятия
1,9
14
8
19
15
4
2. Отношение к верующим
2,4
29
3
14
5
9
Итого:
2,15
43
11
33
20
13
Всего:
2,25892857
535
237
271
313
318
Строим графики, характеризующие
удовлетворенность работников по отдельным показателям:
Средний балл 2,4 указывает на
удовлетворительное состояние удовлетворенности работников общими условиями
труда.
Средний балл 1,81 указывает на низкуюстепень
удовлетворенности работников условиями работы.
Средний балл 2,27 указывает на
удовлетворительное состояние удовлетворенности работников организационно-техническими
условиями труда.
Средний балл 2,8 указывает на
удовлетворительное состояние удовлетворенности работников содержанием работы.
Средний балл 2,1 указывает на
удовлетворительное состояние удовлетворенности работников организацией оплаты
труда.
Средний балл 1,65 указывает на
низкую степень удовлетворенности работников функционированием социальной
инфраструктуры.
Средний балл 2,6 указывает на
удовлетворительное состояние удовлетворенности работников отношениями между
людьми.
Средний балл 2,15 указывает на
удовлетворительное состояние удовлетворенности работников духовно-нравственным
климатом.
Общий балл 2, 26 иллюстрирует общую
удовлетворенность работой на предприятии на удовлетворительном уровне.
Проанализируем удовлетворенность
работников предприятия в зависимости от уровня образования.
Работники со средним образованием:
Средний балл 2,3 говорит об удовлетворительном
уровне удовлетворенности работников со средним образованием.
Работники со специальным образованием:
Средний балл 1,9 говорит онизком
уровне удовлетворенности работников со средним образованием.
Работники с высшим образованием:
Средний балл 2,3 говорит об
удовлетворительном уровне удовлетворенности работников с высшим образованием.
Графики к сводной таблице по
полу:
Мужчины:
Средний балл в целом по мужчинам
– 2,5 (удовлетворительный уровень).
Женщины:
Средний балл 3,4 показывает
высокий уровень удовлетворенности.
По возрасту:
До 30 лет:
30-50 лет:
Старше 50 лет:
По квалификации:
1-2 разряда:
3-4 разряда:
5-6 разряда:
По семейному положению:
Семейные:
Средний балл 2,5 соответствует
удовлетворительному уровню удовлетворенности.
Холостые/незамужние:
Средний балл 2,0 –
удовлетворительный уровень.
Таким образом, в среднем по
предприятию уровень удовлетворенности сотрудников можно считать
удовлетворительным.