Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Предмет:
    Госслужба
  • Когда добавили:
    02.07.2014 14:08:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА............................................................................. 5
    1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА   5
    1.2 ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА К «НОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»..................................................................................................................................................... 6
    1.2.1 ПЕРИОД «ПЕРЕОЦЕНКИ»....................................................................................... 7
    1.2.2 ПЕРИОД РЕФОРМ...................................................................................................... 7
    1.2.3 «НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»................................................ 8
    1.3 ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 10
    ГЛАВА II. ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2008 Г.Г..................................................................................................................... 13
    2.1 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ.................. 13
    2.1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП (2003-2005 г.г.)............................................................................. 13
    2.1.2. ВТОРОЙ ЭТАП  (2006-2008 г.г.)............................................................................ 16
    2.2 МЕНЕДЖЕРИЗМ.............................................................................................................. 20
    ГЛАВА III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ХХI ВЕКЕ 23
    3.1 ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ..................................................................................... 23
    3.2 КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖЕНЕРИНГА.............................................................................. 24
    3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ.................................................... 25
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 31
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................................... 33
    Приложение................................................................................................................................. 33
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ Проблема государственного менеджмента как современной модели модернизации государственного управления является в современных условиях особо актуальной. Во многих странах, и, прежде всего в США и западной Европе идут процессы отхода от бюрократической модели государственного управления и замена их на новую парадигму постбюрократического управления государственными делами. Важнейшими направлениями совершенствования системы государственного управления являются поиски методов повышения эффективности и надежности государственного администрирования, усиление демократической легитимности, совершенствование, качество и система распределения государственных услуг для граждан. Такие процессы связаны с разработкой концепции «Нового государственного управления» (New public management).
    Основы менеджмента заложены А. Файолем, Г. Фордом, Ф. Тейлором и другими как термин управления бизнесом. Однако уже в 20-30е. г.г. ХХ столетия одним из важнейших направлений менеджмента является административный менеджмент, причем упор делается на исследование управленческих процессов, происходящих в органах государственной власти (А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик и другие).
     В современных условиях идут процессы реформирования российской административной системы по методологии «Нового государственного менеджмента». Эта проблема исследуется Н.И. Глазуновой, Г.Л. Купряшиным, В.В. Лобановым и другими. Однако данная проблема требует дальнейшего исследования.
    Объектом исследования в данной курсовой работе является система государственного управления в целом и государственный менеджмент концепция нового государственного управления.
    Предметом исследования является непосредственно сущность, содержание и новые технологии  государственного менеджмента.
    Целью работы является изучение и осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью государственного менеджмента как современной модели модернизации государственного управления. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
    ·  раскрыть понятие, содержание и сущность государственного менеджмента;
    ·  проследить развитие менеджмента от его зарождения до «нового государственного управления»;
    ·  проанализировать взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему государственного менеджмента;
    ·  изучить современные концепции административных реформ;
    ·  проследить тенденцию появления новых технологий в сфере государственного управления.
    Теоретической основой для изучения данной темы была изученная и переработанная литература таких авторов как:  Атаманчук Г.В., Глазунова Н.И., Кнорринг В.И., Купряшин Г. Л., Лобанов В.В.; журналы «Государственная служба» за июль 2005г., август 2007 года и сентябрь 2007 года; официальные источники Интернет-сайтов и т.д.
    Нормативно-правовую базу данной работы составили Конституция РФ, Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а так же нормативно-правовые акты Администрации Ростовской области.
    Эмпирической базой данной курсовой работы составили данные Росстата РФ, фактический материал, опубликованный в монографиях по данной проблеме, учебниках и периодической печати.
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА  
    1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Любой процесс управления заключается в орга­низационной деятельности, направленной на использование имею­щихся ресурсов для достижения поставленных целей. Государственное управление, так же как и менеджмент в частном секторе, имеет свои цели и ресурсы. Цели государственного управления включают удовле­творение необходимых потребностей граждан, выходящих за рамки возможностей рынка (т.н. «общественные блага»), справедливое пере­распределение доходов и гарантирование основных социальных прав, а также поддержание общественного порядка.
    Все чаще для обозначения содержания модернизации государственного управления стал при­меняться термин «государственный менеджмент», акцентирующий необходимость использования современных технологий управле­ния и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. В таком понимании государственный менеджмент не столько противопоставляется традиционному государственному управлению, сколько выступает как его современная, более техно­логичная трактовка.
    В результате государственным менеджментом стали называть сис­тему современных подходов к управленческой деятельности государ­ства, ориентированную на результаты, а не на процедуры.
    В российской практике государственного управления еще не при­нято называть процессы в учреждениях бизнес-процессами, а торги на поставку товаров для государственных органов и предоставление им различных услуг — государственным бизнесом.
    Важно подчеркнуть существенную, а иногда и определя­ющую роль политики в понимании целей и ресурсов государственного менеджмента. Невозможно правильно выработать стратегию реализа­ции какой-либо государственной программы без учета существующих политических ограничений, что, собственно, и определяет одну из важ­нейших составляющих государственного менеджмента, а именно ана­лиз политической целесообразности и политической осуществимости планируемых действий.
     
     
    1.2 ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА К «НОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»  
    Возникновение теории государственного управления обычно связыва­ют с научным направлением, появившимся в XVII в. в Австрии и Германии, где в университетах читали курс «камеральных» наук, т.е. цикл администра­тивных и экономических дисциплин.
    В конце XIX в. камеральные науки пришли в упадок, так как имен­но в это время началось бурное развитие политической науки и собст­венно теории государственного управления, эпицентр которой пере­местился в США. Основоположником американской науки государственного управления считают двадцать восьмого президента этой страны Вудро Вильсона (1856—1924).
    В. Вильсон дал обоснование государственного управления как науч­ной дисциплины и сферы профессиональной деятельности. В своей небольшой работе «Наука государственного управления» (1887) В. Вильсон постулировал наличие существенного различия между политикой и государственным управлением и подчеркивал необходи­мость изучения правительственных учреждений как аппарата управле­ния, независимо от влияния политиков. Задачей государственной администрации провозглашалось опе­ративное и компетентное проведение в жизнь решений политических лидеров, которых избирало население.
    1.2.1 ПЕРИОД «ПЕРЕОЦЕНКИ» После Второй мировой войны начали развиваться идеи, которые подорвали господствовавшие до этого подходы к государственному управлению Был положен конец классическому пони­манию государственного управления как беспристрастной деятельно­сти, защищенной от политического влияния.
    В послевоенные годы и до конца 1960-х гг.  осуществлялся период «переоценки», представленный теоретическими работами Д. Истона, Г. Саймона, Д. Смитцберга, В. Томпсона. Получила методологическое обоснование идея о процессе принятия решений как наиболее важной проблеме го­сударственного управления, в отличие от поиска наилучшей органи­зационной структуры.
    Чарльз Линдблом в статье «Наука «доведение-дел-кое-как-до-кон­ца» (1959) подверг критике рациональные модели принятия решений в управлении. Он рассматривал процесс принятия стратегических ре­шений как зависимый от частных решений, которые должны быть приняты в согласованности с краткосрочными политическими усло­виями
    1.2.2 ПЕРИОД РЕФОРМ В 1970-1980-е гг. на теорию государственного управления оказали серьезное негативное воздействие разочарования, связанные с целым рядом провалов государственной политики во многих странах. Как следствие, были начаты радикальные реформы государственной служ­бы практически во всех развитых странах. В результате усилился про­цесс политизации системы государственной службы.
    Произошли большие изменения в системах государственной власти. Пря­мой политический контроль со стороны правящей партии над государст­венным аппаратом, типичный для советского режима, был разрушен, и в рядах управленческого аппарата шла интенсивная смена кадров, по­скольку многие высокопоставленные чиновники переходили на более выгодную работу в нарождающемся частном секторе. Взаимоотношения между государственной администрацией и экономикой были поставлены на другую основу, они перестали носить тотально обязывающий со сторо­ны государства характер, начались поиски форм партнерских отношений.
    Одновременно передача ряда государственных функций коммерче­ским организациям вызвала возражения у многих специалистов, по­скольку тем самым размывалась политическая подотчетность государ­ства перед гражданами.
    В конце XX в стало развиваться интенсивное проникновение управленчес­кого персонала частных корпораций в административные структуры государства, нарушившее прежнюю бюрократическую замкнутость госслужб. Такого рода менеджеризм означает, что правительство начи­нает функционировать подобно частному сектору.
    Появились требования изменить государственные программы пу­тем усиления внимания к обслуживанию клиентов, самостоятельности сотрудников, выборочной конкуренции и административному дерегу­лированию. С точки зрения этого нового подхода к государственному управлению оно не обязательно должно быть бюрократическим, фор­малистичным, ориентированным на контрольные функции и косным.
    Были предприняты активные действия по проектам предоставления услуг клиентам, включая новые меры, для того, чтобы государственные услуги оценивались по меркам частного сектора.
    1.2.3 «НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» К 1990-м гг. был сделан акцент на структурное разделение органов, формиру­ющих государственную политику, и организаций, оказывающих ус­луги населению, причем значительную часть последних стали прива­тизировать. На смену иерархическим структурам бюрократии пришли сетевые структуры, опирающиеся на договорные отноше­ния. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной поли­- тике и представлен в концепции «нового государственного управле­ния», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:
    ·   ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственно­сти госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не вхо­дивших ранее в зону ответственности государства;
    ·   рыночная оценка деятельности госструктуры,  включающая конку­ренцию государственных и частных организаций за наиболее эффек­тивное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
    ·   приватизация многих направлений деятельности государствен­ных агентств;
    ·   децентрализация управления на основе принципа   субсидиарности.
    В 1992 г. в США вышла книга Дэвида Осборна и Тэда Геблера «Ре­организация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор», получившая известность и распространение во многих странах мира. По их мнению, государственный менеджмент должен:
    1) быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг населению, ориентирующимся на рост производительности и сни­жение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ;
    2) передавать контроль над деятельностью правительственных уч­реждений из рук чиновников непосредственно местным общинам;
    3) оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по результатам;
    4) руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами;
    5) предоставлять потребителям право выбора производителей услуг;
    С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государствен­ного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, по­ставляющих услуги, которые будут функционировать как корпорации частного сектора.
    Для России значимость концепции «нового государственного уп­равления» определяется, прежде всего, поиском адекватных подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муни­ципальные структуры управления. В последние годы в таких сферах, как образование, здравоохранение, строительство и жилищно-комму­нальное хозяйство, постепенно развивается тесное сотрудничество между государственными и муниципальными органами, с одной сто­роны, и коммерческими организациями — с другой.
     
    1.3 ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ  
    Под менеджментом обычно понимается организованное использование человеческих ре­сурсов и материалов в ходе достижения обозначенной цели или осуще­ствления стратегии. Управленческая деятельность в государственных организациях стала все больше отставать от возраста­ющего уровня требований населения и экономики. «Обострились также проблемы реформ государственного управления в странах, где происхо­дили кардинальные политические изменения. Все это чрезвычайно ак­туализировало тематику менеджмента в государственных организациях как деятельность, одновременно связанную с бизнесом, государствен­ным управлением и политикой»[1].
    Для обозначения современных задач государства стал использоваться тер­мин «государственный менеджмент» («public management»), акцентиру­ющий возросшую роль технологий бизнеса в государственном секторе. Основные категории, доминирующие в настоящее время в дискуссиях по вопросам государственного управления, — миссия, проект, эффек­тивность, качество, производительность, результативность, кадровый аудит, бюджетирование, клиент — большей частью пришли из бизнеса.
    В любом случае, для понимания содержания и основных отличий государственного менеджмента необходимо, прежде всего, определить его как область исследования и вид деятельности.
    «Ученые обозначают выбранное исследовательское поле разными способами. Сторонники традиционного подхода используют термин «государственное управление». Многие политологи предпочитают термин «бюрократия». Юристы употребляют термин «администриро­вание», а экономисты — «государственное регулирование». В послед­ние годы в попытках найти новые подходы к разрешению основной дилеммы государственного управления: как добиться производитель­ной и эффективной работы наряду с политической подотчетностью в общественном секторе — все чаще используется термин «государст­венный менеджмент»»[2].
    Различные авторы по-разному дают определение самому государственному менеджменту, но все эти понятия непременно сводятся к одному общему положению: государственный менеджмент – это управление в условиях рыночных отношений.
    Конечно, проблема государственного менеджмента как современной модели модернизации государственного управления существует и не до конца изучена. Ученые, профессоры, государственные служащие – все эти категории людей приносят свой вклад в развитие науки «Менеджмент». Изученность и разработанность этой проблемы достаточно велика, но есть и некоторые недостатки. Это: и отсутствие разработанности данной проблемы именно российскими учеными (проблема для России достаточно новая, молодая и, в связи с этим, недостаточно изученная), и нехватка опыта государства в условиях рыночной экономики (т.е. государство в условиях рыночных отношений начало существовать в нашей стране позже многих других держав), и само введение в обиход слова «менеджмент», а не управление у консервативно настроенных чиновников может вызывать некоторое недоверие.
    Выявленные недостатки повествуют о том, что авторы занимаются изучением проблемы государственного менеджмента, но есть еще так же некоторая область изучения науки, которая является недостаточно изученной.
    Таким образом, можно дать понятие государственного менеджмента как науки, уделяющей внимание необходимости использования современных технологий управле­ния и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственный менеджмент» определяется, прежде всего, поиском адекватных подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муни­ципальные структуры управления.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА II. ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2008 Г.Г..  
    2.1 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ  
    2.1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП (2003-2005 г.г.)  
    В целях достижения эффективности государственной службы в течение 2003 — 2005 годов заинтересованными государственными органами был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на совершенствова­ние правовых, организационных, финансовых и методических основ госу­дарственной службы Российской Федерации.
    Реформа государственной службы осуществ­лялась в тесной взаимосвязи с ад­министративной, военной, судеб­но-правовой, образовательной и иными реформами, проходящими в стране, а также с учетом лучшего отечественного и зарубежного опы­та, применимого в российских ус­ловиях[3].
    В рамках реализации мероприя­тий федеральной программы «Ре­формирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» внесены из­менения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», а также подготовлены проекты федеральных законов «О правоохранительной службе Рос­сийской Федерации» и «О муници­пальной службе в Российской Фе­дерации».
    В целом созданы ус­ловия для открытости и подконт­рольности деятельности аппаратов государственных органов и госу­дарственных служащих граждан­скому обществу, возможности вы­ражения общественной оценки го­сударственным служащим. В связи с этим активность общественных институтов страны в этой сфере по­лучила дополнительный импульс.
    Созданы оптималь­ные основы для финансирования федеральной государственной службы, которое обеспечило достойный матери­ально-бытовой и культурный уро­вень людей, занятых в системе го­сударственной службы.
    Важно обеспечить граж­данского служащего не только ма­териальными благами, но, что, по­жалуй, еще существеннее — создать необходимые организационно — технические условия для эффек­тивного исполнения им должност­ных обязанностей. Работнику гос­аппарата нужна надежная совре­менная оргтехника, используемая постоянно, начиная от этапа полу­чения первичной информации, включая ее анализ и многослож­ную обработку, до подготовки эф­фективных проектов управленчес­ких решений.
    Судьбу реформы госу­дарственной службы и ее результа­ты в значительной мере определила профессиональная подготовка лю­дей, которые работают в органах управления. Этому направлению реформирования и развития государственной службы уделяется осо­бое внимание.
    Время требует от работников государственных органов не только усердия, компетентности и ответ­ственности при исполнении долж­ностных обязанностей, т.е. про­фессиональной пригодности, но и обладания такими качествами, как высокая надежность, ответствен­ность, способность и умение ока­зывать качественные государст­венные услуги гражданам и орга­низациям.
    Формирование системы управления государст­венной службой РФ, необходимо для обеспечения единства государст­венной службы РФ, взаимодействия государст­венных органов со структурами гражданского общества, координа­ции деятельности государственных органов в сфере государственной службы, а также профессиональ­ного развития государственных служащих.
    Система управления государ­ственной службой создается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. «На органы по управлению государственной службой возлага­ется координация деятельности го­сударственных органов при реше­нии вопросов поступления на госу­дарственную службу, формирова­ния кадрового резерва, прохожде­ния и прекращения государствен­ной службы, ведения Сводного рее­стра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государствен­ной службы, подготовки, перепод­готовки, повышения квалифика­ции и стажировки государственных служащих, а также осуществление вневедомственного контроля за со­блюдением в государственных ор­ганах законодательства о государ­ственной службе»[4].
    Заслуживает вни­мания опыт Ростовской области, где областным законом от 21 дека­бря 2005 г. образовано Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области. Этот государственный ор­ган обладает организационной и функциональной самостоятельнос­тью. Руководителя Ведомства по представлению губернатора ут­верждает и освобождает от должности Законодательное собрание Ростовской области. Полномочия Ведомства соответствуют феде­ральному законодательству и рас­пространяются на деятельность го­сударственных гражданских слу­жащих, работающих в аппарате Законодательного собрания и орга­нах исполнительной власти Ростов­ской области.
    В целом же процесс формирова­ния системы управления государст­венной службой, как на федераль­ном уровне, так и на уровне субъ­ектов Российской Федерации тре­бует более активной, продуманной и согласованной проработки этих вопросов с заинтересованными го­сударственными органами, чем, собственно, и предстоит нам зани­маться в ближайшей перспектив.
     
    2.1.2. ВТОРОЙ ЭТАП  (2006-2008 г.г.)  
    В концепции адми­нистративной реформы, которая обхватывает период с 2006 по 2008 г., основными целями и задачами значатся: улучшение качества и до­ступности государственных услуг, повышение эффективности взаимо­действия исполнительной власти и гражданского общества, прозрачно­сти и открытости деятельности орга­нов исполнительной власти.
    В рамках административной ре­формы предполагается разработать нормативно-правовую и методичес­кую базу и внедрить соответствую­щие механизмы; создать действен­ные каналы влияния гражданского общества — граждан, организаций, деловых кругов — на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений ор­ганов исполнительной власти.
    В качестве мер по обеспечению административной реформы пред­лагается: организовать полноцен­ное информирование общественно­сти о ее целях, задачах и ходе; реализации; сформировать заинте­ресованность в реализации соответ­ствующих мероприятий и их под­держке у различных слоев общест­ва; оказывать содействие прямому участию представителей граждан­ского общества, делового сообщест­ва в мероприятиях административ­ной реформы.
    Одновременно в ходе реформы должны решаться такие задачи, пак снижение уровня коррупционности аппарата, повышения эффективно­сти работы и т.д.
    Одними из важ­ных составляющих успеха адми­нистративной реформы в целом и реформы госслужбы в частнос­ти рассматриваются ее под­держка в обществе, налаживание обратной связи с населением, что позволит отслеживать ре­акцию граждан на процесс рефор­мирования, степень совпадения их ожиданий и происходящих из­менений. Этим вопросам посвяще­но мониторинговое социологическое исследование, которое проводилось кафедрой политологии и политичес­кого управления РАГС при содейст­вии Социологического центра РАГС и включало: массовый репрезента­тивный опрос населения
    Решение, волнующих большинст­во населения, проблем по-прежнему связывается с политической волей Президента РФ и усилением госу­дарства.
    Данные мониторинга приведены в табдице1.
     

    Относительно адекватное восприятие населением замысла и целей реформы госслужбы еще не гарантирует ее поддержку.
    Данные таблиц 2 и 3 проясняют ситуацию.

     
     
    Уровень поддержки реформы госслужбы гражданами растет, но медленно, и пока он еще явно недо­статочен. Главная причина состоит в том, что люди не видят прямой связи между проводимой ре­формой и своими интересами. Примерно две трети опрошенных считают, что реформа никак не скажется на их жизни, или затруд­няются с ответом.
    В сознании россиян сложилась определенная модель первоочеред­ных требований к госслужбе и гос­служащему: соблюдать закон (84%), защищать права и обеспе­чивать интересы граждан (58%), предоставлять услуги гражданам качественно и вовремя (43,5%), проявлять к ним уважение и веж­ливость-(69%), эффективно и доб­росовестно выполнять свои обязан­ности (29%).

    Безусловно, общественное мнение не всегда является мерилом истинного состояния дел. Вряд ли рядовые граждане способны доста­точно компетентно судить, в какой мере аппарат служит государству, а в какой — своему ведомству. Это свидетельствует о наличии серь­езных нерешенных проблем к отно­шениях населения и госслужащих. В концентрированном виде мне­ние населения о современном состо­янии (а значит, и итогах реформи­рования) госслужбы дает Таблица 6.

     
    Разрешение обозначенной проблемы — форми­рование атмосферы доверия, готов­ности к сотрудничеству органов власти и граждан. Как отмечается в статье с характер­ным названием «Цена отчуждения: государство отдельно — страна от­дельно», слишком велико высоко­мерие чиновников по отношению к стране, обществу, рядовым гражда­нам»[5].
    Судя по данным таблицы  8. ре­спонденты считают наиболее весо­мой причиной своей неинформиро­ванности о деятельности аппарата нежелание высших чиновников сделать его работу открытой и про­зрачной.

    На предыдущем этапе исследова­ния был сделан такой вывод: «до­зрев» до требования «быть услышан­ными», наши граждане еще не гото­вы включиться в соответствующей форме в работу государственных или общественных организаций считая, что реформирование госу­дарства, в том числе такого институ­та, как госслужба, это дело главным образом самого государства.
    2.2 МЕНЕДЖЕРИЗМ  
    Современный менеджеризм связан с появлением и развитием требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Именно благодаря этой концепции в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента, как стратегическое планирование.
    Современный менеджеризм привлек внима­ние к непоследовательности и противоречивости доктрин, на основе ко­торых строится административная деятельность государства. Современные исследователи государ­ственного менеджмента сосредоточиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принима­ются реальные решения и осуществляются управленческие функции.
    Если прежде упор делался на роль государственных либо общест­венных институтов, то теперь возникла перспектива концентрации исследовательских усилий на изучении их взаимодействия, что прямо связано с разработкой проблемы управляемости. Для решения этой проблемы на первый план выступает не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом.
    Государственный менеджмент объединил в себе различные об­щественные науки с целью формирования междисциплинарного представления о том, какой должна быть государственная полити­ка, как она должна определять содержание и вызывать изменения государственных программ и как должна осуществляться оценка ее воздействия и результатов. Переход от государственного админист­рирования к государственному менеджменту означает уход от тра­диционного институционального подхода в сторону изучения ре­альных процессов управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализа­ции через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).
    Интерес к применению методов менеджмента в государственных учреждениях во многом определяется необходимостью обеспечить по­дотчетность подразделений в правительственных ведомствах. Тради­ционные способы административного контроля не давали нужных ре­зультатов, поскольку персональная ответственность за качество работы невозможна без оценки результатов деятельности путем сопос­тавления с затратами или другими критериями.
    Обычно выделяют пять типов индивидуальной подконтрольности как необходимый минимум для ответственного чиновника:
    1. Правовой контроль (законодательное регулирование).
    2. Финансовый контроль (расходование государственных средств).
    3. Стратегический контроль (достижение целей, выполнение обе­щаний и ожиданий).
    4. Демократический контроль (информация и консультирование с выборными органами, связи с гражданами).
    5. Этический контроль (действия в соответствии с этическими нормами или более общие моральные стандарты).
    Традиционно акцент ставился на первых двух типах индивидуаль­ной подконтрольности. Современная трактовка государственного ме­неджмента с учетом идей «руководства» (governance) переносит ударе­ние на последние три типа. При этом третий тип требует высокого профессионализма в принятии стратегических решений.
    Критика менеджеризма
    Одновременно с развитием и распространением идей нового менед­жеризма возникли довольно основательные возражения рекомендаци­ям развивать конкуренцию между государственными учреждениями, поскольку наряду с ее стимулирующим эффектом есть определенные отрицательные последствия, вытекающие из отличий государственных и коммерческих организаций.
    Во-первых, существуют основательные возражения против идеи рас­смотрения граждан как клиентов и против доводов в пользу предприни­мательства. Государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости.
    Во-вторых, утверждается, что нельзя заменить норму закона на рыночное поведение, и реальной опасностью является снижение уровня внутренних связей в государственном аппарате, размывающее необходимую для государственной бюрократии иерархию.
    В-третьих, критики считают, что сторонники менеджеризма оши­баются в определении источников основных проблем. Менеджеризм утверждает, что основная проблема — это дисфункции администра­тивной системы, не позволяющие честным и работоспособным чинов­никам проявить свои способности и, прежде всего инициативу. Их критики, напротив, защищают административную систему и настаи­вают на том, что проблемы проявляются в несостоятельных политиче­ских суждениях и волеизъявлении политиков.
    Таким образом, критики менеджеризма полагают, что частное и государственное управление настолько различны, что любые по­пытки перенести реформаторские идеи (такие, как обслуживание клиентов и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются неправильными и опасными. Они полагают воз­можным добиться улучшений в государственном управлении за счет инвестиций в государственный сектор и выступают против слияния административной деятельности и некоторых политических инсти­тутов и тем самым основываются на давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично организованной бю­рократии.
     
     
    ГЛАВА III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ХХI ВЕКЕ  
    3.1 ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ  
    Технологии современного менеджмента способны существенно повысить эффективность государственного управления. Сотрудники государственных учреждений все в большей степени озабочены экономией затрат, повышением эффективности, они стремятся учитывать изменяющиеся параметры внешнего окружения и изменяющиеся запросы потребителей услуг правительственных структур. Все больший акцент делается на групповую работу и методы коллективной выработки управленческих решений.
    Особенно ярко новые технологии современного менеджмента проявляются в тех областях, где изменения социально – экономической обстановки заставляют постоянно искать новые решения вновь возникающих задач. Гражданин квалифицируется как потребитель услуг, предоставляемых государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим вся деятельность конкретных государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения потребностей  и конкретных запросов потребителя.
    Новые подходы к государственному управлению предусматривают постоянное обучение и повышение квалификации, формирование новых знаний, тщательный отбор персонала. В последнее время в научной литературе и практике широкое распространение получил термин «менеджмент знаний». Он понимается как систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые можно создавать, совершенствовать и применять.  «Управление знаниями – это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность,  эффективность, повышенную конкурентоспособность»[6].
    От внутренней установки «знание есть власть, и делиться им не следует», необходимо перейти к новой «командной» установке: «свободный обмен знаниями и есть источник успеха организации и личности». Следует учесть, что переход от одной установки к другой – очень сложный процесс, но именно от успеха этого процесса зависит эффективность стратегии управления знаниями.
    Таким образом, технология управления характеризуется как это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность,  эффективность, повышенную конкурентоспособность.
    3.2 КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖЕНЕРИНГА  
    В последнее время большое распространение получила концепция реинжиниринга. Ее можно охарактеризовать как действия по реорга­низации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые со­провождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации. Данные изменения проводятся за месяцы, а не растянуты на годы, что отража­ет желание многих руководителей как можно быстрее провести реор­ганизацию в своих структурах.
    Истоки этой концепции находятся в стратегическом менеджменте, тотальном управлении качеством, управлении проектами, из ко­торых были заимствованы многие идеи и методы. Цель реинжиниринга — изменение главных управленческих систем и отношений, которые связаны с основными, рабочими процессами, в максимально короткие сроки. Характеристика реинжиниринга:
    ·   темпы изменений — максимально короткие, а не постепенные;
    ·   область изменений охватывает не всю организацию, а лишь основное ядро деятельности;
    ·   большую роль играет не персонал, а руководители, которые дол­жны непосредственно управлять реинжинирингом в организа­ции, уделяя этому не менее 20-30 % своего рабочего времени.
    Таким образом, концепция реинженеринга в государственном менеджменте играет свою особенную роль такую, как действия по реорга­низации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые со­провождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации.
    3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ  
    Современный менеджмент представляет собой на практике разработку и реализацию государственных целевых программ. Главные приоритеты расставлены между образованием, здравоохранением, доступным жильем и сельским хозяйством. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества,  демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.
    Целевая программа «ЗДОРОВЬЕ»
    Основные цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:
    · Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
    · Повышение доступности и качества медицинской помощи;
    · Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
    · Развитие профилактической направленности здравоохранения.
    · Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной  медицинской помощи.
    Направления приоритетного национального проекта «Здоровье»:
    ·   Развитие первичной медико-санитарной помощи
    ·   Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
    В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд. руб. средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта. Реализация проекта в 2007 году осуществляется из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с ФЗ – от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», от 29 декабря 2006 года № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» и от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год». На реализацию мероприятий проекта предусмотрены  в 2007 году денежные средства  в объеме 131,3 млрд. рублей.
    Новые направления национального проекта «Здоровье» в будущем:
    На 2008-2009 годы запланировано расширение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, которое коснется, прежде всего, мероприятий, направленных на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны.
    Целевая программа «ОБРАЗОВАНИЕ»
    Основные цели приоритетного национального проекта в сфере образования:
    1. Предстоит выявить возможные «точки роста», т.е.  государство  будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт.
    2. Проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов, т.е.  создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
    3. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
    Направления приоритетного национального проекта «Образование»:
    ·   Стимулирование образовательных учреждений (вузов  и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы;
    ·   Информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети;
    ·   Поддержка инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. руб.;
     
    Результаты реализации проекта «Образование»:
    К концу 2008 года прогнозируется достижение следующих основных показателей:
    · 3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений и не менее 10 вузов реализуют собственные годовые программы развития.
    · 10 тыс. лучших учителей получат поощрения в размере 100 тыс. рублей.
    · С учетом наполняемости классов в сельской местности и в городе классные руководители будут получать ежемесячные доплаты.
    · Школы должны быть подключены к системе Интернет. При этом планируется обеспечить эффективный двусторонний доступ к образовательным ресурсам.
    · Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, под руководством Министерства обороны России в 2006 году в Вооруженных Силах планируется открыть 25 современных учебных центров.
    Таким образом, успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
    Целевая программа «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
     
    Необходимость повышения эффективности государственного уп­равления и сокращения его издержек заставляет все активнее вне­дрять современные информационные технологии в деятельность ор­ганов законодательной и исполнительной власти.
    Появление современных технологий, и в первую очередь информа­ционных и коммуникационных технологий (ИКТ), особенно Интер­нета, существенно изменяет характер работы и методы управления в государственных организациях и системе государственной власти в целом. ИКТ используют для поддержки многообразных инициатив в государственной политике и управлении, в частности, большие возможности открываются в про­цессе проведения административных реформ.
    Можно выделить несколько целей развития системы электронного правительства на современном этапе:
    ¦  предоставление услуг для населения по сети Интернет;
    ¦  преодоление информационного неравенства;
    ¦  перестройка взаимоотношений с населением;
    ¦  ускорение экономического развития;
    ¦  увеличение прозрачности и открытости в работе органов госвласти;
    ¦  привлечение граждан к принятию решений.
    Правительство России в 2000 г. начало реализацию целевой феде­ральной программы «Электронная Россия» с целью вывести страну на передовые рубежи в области современных знаний и информацион­ных технологий. Задача программы — повысить эффективность рабо­ты органов государственной власти, сделать ее доступной для граж­дан и облегчить взаимодействие населения, бизнеса с властью.
    В последнее время органы государственной власти все активнее раз­вивают услуги, основанные на использовании электронных систем и ин­формационных технологий, так называемые электронные услуги, вклю­чая е-коммерцию. Все услуги можно разделить на три группы:
    ¦  информационные услуги по требованию или запросам граждан и организаций;
    ¦  коммуникативные услуги, основанные на обмене информацией между государственными органами власти и населением;
    ¦  трансакционные услуги по доставке услуг или товаров индиви­дам или организациям.
    Таким образом, электронное правительство включает в себя четыре компонента (рис. 1). Под электронным правительством понимается се­тевая информационно-коммуникационная инфраструктура, поддер­живающая процесс выполнения органами государственной власти своих задач и функций в обществе.

     
     
     
       
     
     
     
     
     
     
       
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
    В итоге можно дать понятие государственного менеджмента как науки, уделяющей внимание необходимости использования современных технологий управле­ния и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственный менеджмент» определяется, прежде всего, поиском адекватных подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муни­ципальные структуры управления.
    Административные реформы важны для России. С точки зрения государственного менеджмента были осуществлены реформы с 2003 по 2008 г.г., которые принесли результаты в ряде важных для развития страны решений: начало реализации приоритетных нацио­нальных проектов; осуществление мер, направленных на достижение полной конвертируемости рубля; принятие федерального закона «О за­щите конкуренции»; переход к проведению промышленной политики; создание особых экономических зон, Инвестиционного фонда РФ, Российской венчурной компании; отмена импортных пошлин на обо­рудование; учреждение биржи по торговле газом.
    В стране в связи с появлением «Менеджмента» появляется и государственный менеджеризм, связанный с появлением и развитием требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Критики менеджеризма полагают, что частное и государственное управление настолько различны, что любые по­пытки перенести реформаторские идеи (такие, как обслуживание клиентов и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются неправильными и опасными. Они полагают воз­можным добиться улучшений в государственном управлении за счет инвестиций в государственный сектор и выступают против слияния административной деятельности и некоторых политических инсти­тутов и тем самым основываются на давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично организованной бю­рократии.
    В современности существует технология управления, которая характеризуется как стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность,  эффективность, повышенную конкурентоспособность. Она включает в себя концепцию реинженеринга, которая  играет свою особенную роль как действия по реорга­низации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые со­провождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации.
    Государственный менеджмент как современная модель модернизации государственного управления достаточно сложный и многоуровневый процесс, который зависит от многих показателей, факторов, элементов. В перспективе, развитие менеджмента в России будет идти благополучно и стабильно, т.к. государственный менеджмент становится неотъемлемым звеном между государством и коммерческими структурами государства, которые успешно функционируют и сотрудничают.
     
                         
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  
    Нормативно-правовые акты
    1. Конституция Российской Федерации. Принята народным голосованием 12 декабря 1993 года
    2. ФЗ от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»
    3. ФЗ от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год»
    4. ФЗ от 31.07.1995 п.№119ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»
    5. Федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)»//Рос. газ., 2002.-№220(223)
     
    ЛИТЕРАТУРА
     
    6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Омега – Л, 2004 г. – 584 с.
    7. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 551 с.
    8. Дубик С.В. Государственная служба РФ: основные направления реформирования и развития. Журнал «Государственная служба» № 2 2006г.
    9. Егоров В.С. Государство ХХI века и новое качество институтов власти в России. Журнал «Государственная служба» № 4 2007г.
    10. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-ое. – М : ИКЦ «Март» 2005г – 512с.
    11. Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: Учебное пособие. – М., 2004г.
    12. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. – СПб.: Питер, 2004г. – 448 с.
    13.  Матюхин В.Л. Информационные технологии предоставления государственных услуг. Журнал «Государственная служба» № 1 2007г.
    14.  Обухова Л.С. Новые технологии менеджмента в государственном и муниципальном управлении. Журнал «Государственная служба» № 4 2005г.
    15.  Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс. – М.: Юристь, 2002.
    16.  Щекатурин Ю.С. История государственного управления России: Учеб. пособие/ Юж. – Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2003.
     
     
     
     
    Приложение

     
     
     
     
      [1] Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учеб. Для вузов. – М.,2003г.,422с.
    [2] Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: Уч. Пособие. – М.,2004г.,254с.
    [3] Концепция рефор­мирования системы государствен­ной службы Российской Федерации (утверждена Прези­дентом Российской Федерации 15 августа 2001 года).
     
    [4] ФЗ «О системе государствен­ной службы Российской Федера­ции»
    [5] (Эксперт. 2006. № 35. С.21)
    [6] Журнал «Государственная служба» №4 2005г. С.13
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.