Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА............................................................................. 5
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.2 ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА К «НОВОМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»..................................................................................................................................................... 6
1.2.1 ПЕРИОД «ПЕРЕОЦЕНКИ»....................................................................................... 7
1.2.2 ПЕРИОД РЕФОРМ...................................................................................................... 7
1.2.3 «НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»................................................ 8
1.3 ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 10
ГЛАВА II. ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
СТРАНЫ ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2008 Г.Г..................................................................................................................... 13
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ.................. 13
2.1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП
(2003-2005 г.г.)............................................................................. 13
2.1.2. ВТОРОЙ
ЭТАП (2006-2008 г.г.)............................................................................ 16
2.2 МЕНЕДЖЕРИЗМ.............................................................................................................. 20
ГЛАВА III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ХХI ВЕКЕ 23
3.1 ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ..................................................................................... 23
3.2 КОНЦЕПЦИЯ
РЕИНЖЕНЕРИНГА.............................................................................. 24
3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ.................................................... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................................... 33
Приложение................................................................................................................................. 33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема государственного
менеджмента как современной модели модернизации государственного управления
является в современных условиях особо актуальной.
Во многих странах, и, прежде всего в США и западной Европе идут процессы
отхода от бюрократической модели государственного управления и замена их на
новую парадигму постбюрократического управления государственными делами.
Важнейшими направлениями совершенствования системы государственного управления
являются поиски методов повышения эффективности и надежности государственного
администрирования, усиление демократической легитимности, совершенствование,
качество и система распределения государственных услуг для граждан. Такие
процессы связаны с разработкой концепции «Нового государственного управления» (New public management).
Основы менеджмента заложены
А. Файолем, Г. Фордом, Ф. Тейлором и другими как термин управления бизнесом.
Однако уже в 20-30е. г.г. ХХ столетия одним из важнейших направлений менеджмента
является административный менеджмент, причем упор делается на исследование
управленческих процессов, происходящих в органах государственной власти (А.
Файоль, М. Вебер, Л. Урвик и другие).
В современных условиях идут процессы
реформирования российской административной системы по методологии «Нового
государственного менеджмента». Эта проблема исследуется Н.И. Глазуновой, Г.Л.
Купряшиным, В.В. Лобановым и другими. Однако данная проблема требует
дальнейшего исследования.
Объектом исследования в данной курсовой работе является система
государственного управления в целом и государственный менеджмент концепция
нового государственного управления.
Предметом исследования
является непосредственно сущность, содержание и новые технологии государственного менеджмента.
Целью
работы является изучение и осмысление теоретических и практических
вопросов, связанных с сущностью государственного менеджмента как современной
модели модернизации государственного управления. Данная цель определяет
необходимость решения следующих задач:
· раскрыть понятие, содержание и сущность
государственного менеджмента;
· проследить развитие менеджмента от его
зарождения до «нового государственного управления»;
· проанализировать взгляды зарубежных и
отечественных ученых на проблему государственного менеджмента;
· изучить современные концепции административных
реформ;
· проследить тенденцию появления новых
технологий в сфере государственного управления.
Теоретической основой для
изучения данной темы была изученная и переработанная литература таких авторов
как: Атаманчук Г.В., Глазунова Н.И., Кнорринг
В.И., Купряшин Г. Л., Лобанов В.В.; журналы «Государственная служба» за июль
2005г., август 2007 года и сентябрь 2007 года; официальные источники
Интернет-сайтов и т.д.
Нормативно-правовую
базу данной работы составили Конституция РФ, Законы РФ, Указы
Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а так же нормативно-правовые
акты Администрации Ростовской области.
Эмпирической
базой данной
курсовой работы составили данные Росстата РФ, фактический материал,
опубликованный в монографиях по данной проблеме, учебниках и периодической
печати.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Любой процесс управления заключается в
организационной деятельности, направленной на использование
имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.
Государственное управление, так же как и менеджмент в
частном секторе, имеет свои цели и ресурсы. Цели государственного
управления включают удовлетворение необходимых потребностей
граждан, выходящих за рамки возможностей рынка (т.н. «общественные
блага»), справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных
социальных прав, а также поддержание общественного порядка.
Все чаще для обозначения содержания модернизации государственного управления стал применяться термин «государственный менеджмент»,
акцентирующий необходимость
использования современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. В
таком понимании государственный менеджмент не столько противопоставляется
традиционному государственному управлению, сколько выступает как его
современная, более технологичная трактовка.
В результате государственным
менеджментом стали называть систему современных подходов к управленческой
деятельности государства, ориентированную на результаты, а не на процедуры.
В российской практике государственного
управления еще не принято называть процессы в учреждениях
бизнес-процессами, а торги на поставку товаров для государственных
органов и предоставление им различных услуг — государственным бизнесом.
Важно подчеркнуть существенную, а
иногда и определяющую роль политики в понимании целей и
ресурсов государственного менеджмента. Невозможно правильно
выработать стратегию реализации какой-либо государственной программы
без учета существующих политических ограничений, что, собственно, и
определяет одну из важнейших составляющих государственного
менеджмента, а именно анализ политической целесообразности и
политической осуществимости планируемых действий.
1.2 ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА К
«НОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»
Возникновение теории государственного
управления обычно связывают с научным направлением, появившимся в XVII
в. в Австрии и Германии, где в университетах
читали курс «камеральных» наук, т.е. цикл административных и
экономических дисциплин.
В конце XIX в. камеральные науки
пришли в упадок, так как именно в это время
началось бурное развитие политической науки и собственно теории государственного управления, эпицентр
которой переместился в США.
Основоположником американской науки государственного
управления считают двадцать восьмого президента этой страны Вудро Вильсона (1856—1924).
В. Вильсон дал обоснование
государственного управления как научной дисциплины и сферы
профессиональной деятельности. В своей небольшой работе «Наука
государственного управления» (1887) В. Вильсон постулировал наличие существенного различия
между политикой и государственным управлением
и подчеркивал необходимость изучения
правительственных учреждений как аппарата управления, независимо от влияния политиков. Задачей
государственной администрации провозглашалось оперативное и компетентное проведение в жизнь решений
политических лидеров, которых
избирало население.
1.2.1 ПЕРИОД «ПЕРЕОЦЕНКИ»
После Второй мировой войны
начали развиваться идеи, которые подорвали господствовавшие
до этого подходы к государственному управлению Был
положен конец классическому пониманию государственного
управления как беспристрастной деятельности, защищенной от
политического влияния.
В послевоенные годы и до
конца 1960-х гг. осуществлялся период «переоценки»,
представленный теоретическими работами Д.
Истона, Г. Саймона, Д. Смитцберга, В. Томпсона. Получила
методологическое обоснование идея о процессе принятия решений как
наиболее важной проблеме государственного управления, в отличие от
поиска наилучшей организационной структуры.
Чарльз Линдблом в статье «Наука «доведение-дел-кое-как-до-конца» (1959) подверг
критике рациональные модели принятия решений в
управлении. Он рассматривал процесс принятия стратегических решений как зависимый от частных решений, которые
должны быть приняты в
согласованности с краткосрочными политическими условиями
1.2.2 ПЕРИОД РЕФОРМ
В 1970-1980-е гг. на теорию
государственного управления оказали серьезное негативное
воздействие разочарования, связанные с целым рядом провалов
государственной политики во многих странах. Как следствие, были
начаты радикальные реформы государственной службы практически во
всех развитых странах. В результате усилился процесс политизации системы
государственной службы.
Произошли большие изменения
в системах государственной власти. Прямой политический контроль
со стороны правящей партии над государственным аппаратом, типичный
для советского режима, был разрушен, и в рядах управленческого
аппарата шла интенсивная смена кадров, поскольку многие
высокопоставленные чиновники переходили на более выгодную
работу в нарождающемся частном секторе. Взаимоотношения между
государственной администрацией и экономикой были поставлены на
другую основу, они перестали носить тотально обязывающий со стороны
государства характер, начались поиски форм партнерских отношений.
Одновременно передача ряда
государственных функций коммерческим организациям вызвала
возражения у многих специалистов, поскольку тем самым
размывалась политическая подотчетность государства перед
гражданами.
В конце XX в стало развиваться интенсивное проникновение управленческого персонала частных корпораций в
административные структуры государства, нарушившее прежнюю бюрократическую
замкнутость госслужб. Такого рода
менеджеризм означает, что правительство начинает функционировать подобно частному сектору.
Появились требования изменить
государственные программы путем усиления внимания к обслуживанию
клиентов, самостоятельности сотрудников, выборочной конкуренции и
административному дерегулированию. С точки зрения этого нового подхода к
государственному управлению оно не обязательно должно быть бюрократическим, формалистичным,
ориентированным на контрольные функции и косным.
Были предприняты активные действия по проектам
предоставления услуг клиентам, включая новые меры, для того,
чтобы государственные услуги оценивались по меркам частного сектора.
1.2.3 «НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
К
1990-м гг. был сделан акцент на структурное разделение органов, формирующих
государственную политику, и организаций, оказывающих услуги
населению, причем значительную часть последних стали приватизировать. На смену
иерархическим структурам бюрократии пришли
сетевые структуры, опирающиеся на договорные отношения. Этот пересмотр стал ключевой задачей в
государственной поли-
тике и представлен в концепции «нового государственного управления», предполагающей следующие изменения в системе
государственного менеджмента:
·
ориентация на клиента, включая расширение
зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер
потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности
государства;
·
рыночная оценка деятельности
госструктуры, включающая конкуренцию
государственных и частных организаций за наиболее эффективное
выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
·
приватизация многих направлений деятельности
государственных агентств;
·
децентрализация управления на основе принципа субсидиарности.
В 1992 г. в США вышла книга Дэвида Осборна и Тэда Геблера «Реорганизация управления: как дух
предпринимательства преобразует государственный
сектор», получившая
известность и распространение во многих
странах мира. По их мнению,
государственный менеджмент должен:
1) быть
основан на принципах конкуренции между поставщиками
услуг населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение
цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ;
2) передавать
контроль над деятельностью правительственных учреждений из рук
чиновников непосредственно местным общинам;
3) оценивать
работу государственных учреждений не по затратам,
а по результатам;
4) руководствоваться
целями и задачами, а не законами и правилами;
5) предоставлять
потребителям право выбора производителей услуг;
С позиций «нового
государственного управления», конечная цель государственного менеджмента
состоит в переводе всего государственного сектора в сеть
эффективных и производительных организаций, поставляющих услуги,
которые будут функционировать как корпорации частного сектора.
Для России значимость
концепции «нового государственного управления» определяется,
прежде всего, поиском адекватных подходов, направленных на
модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных
механизмов в государственные и муниципальные структуры
управления. В последние годы в таких сферах, как образование, здравоохранение,
строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, постепенно
развивается тесное сотрудничество между государственными и
муниципальными органами, с одной стороны, и коммерческими организациями — с другой.
1.3 ВЗГЛЯДЫ
РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОВРЕМЕННОЙ
МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Под менеджментом обычно понимается
организованное использование человеческих ресурсов и материалов
в ходе достижения обозначенной цели или осуществления стратегии. Управленческая
деятельность в государственных организациях стала все больше отставать
от возрастающего уровня требований населения и экономики. «Обострились
также проблемы реформ государственного управления в странах,
где происходили кардинальные политические изменения. Все это
чрезвычайно актуализировало тематику менеджмента в
государственных организациях как деятельность, одновременно связанную
с бизнесом, государственным управлением и политикой»[1].
Для
обозначения современных задач государства стал использоваться термин «государственный менеджмент» («public management»), акцентирующий возросшую роль технологий бизнеса в государственном секторе. Основные категории, доминирующие в настоящее
время в дискуссиях по вопросам государственного управления, — миссия,
проект, эффективность, качество,
производительность, результативность, кадровый аудит, бюджетирование,
клиент — большей частью пришли из бизнеса.
В любом случае, для
понимания содержания и основных отличий государственного
менеджмента необходимо, прежде всего, определить его как область исследования и
вид деятельности.
«Ученые обозначают выбранное
исследовательское поле разными способами. Сторонники традиционного
подхода используют термин «государственное управление». Многие
политологи предпочитают термин «бюрократия». Юристы употребляют
термин «администрирование», а экономисты — «государственное регулирование». В последние годы в попытках найти новые подходы к
разрешению основной дилеммы
государственного управления: как добиться производительной и эффективной работы наряду с политической
подотчетностью в общественном секторе — все чаще используется термин
«государственный менеджмент»»[2].
Различные авторы
по-разному дают определение самому государственному менеджменту, но все эти
понятия непременно сводятся к одному общему положению: государственный
менеджмент – это управление в условиях рыночных отношений.
Конечно, проблема
государственного менеджмента как современной модели модернизации
государственного управления существует и не до конца изучена. Ученые,
профессоры, государственные служащие – все эти категории людей приносят свой
вклад в развитие науки «Менеджмент». Изученность
и разработанность этой проблемы достаточно велика, но есть и некоторые
недостатки. Это: и отсутствие разработанности данной проблемы именно
российскими учеными (проблема для России достаточно новая, молодая и, в связи с
этим, недостаточно изученная), и нехватка опыта государства в условиях рыночной
экономики (т.е. государство в условиях рыночных отношений начало существовать в
нашей стране позже многих других держав), и само введение в обиход слова
«менеджмент», а не управление у консервативно настроенных чиновников может
вызывать некоторое недоверие.
Выявленные недостатки
повествуют о том, что авторы занимаются изучением проблемы государственного
менеджмента, но есть еще так же некоторая область изучения науки, которая
является недостаточно изученной.
Таким образом, можно дать понятие государственного менеджмента как науки,
уделяющей внимание необходимости использования
современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственный
менеджмент» определяется,
прежде всего, поиском адекватных подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов
в государственные и муниципальные
структуры управления.
ГЛАВА II. ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
СТРАНЫ ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2008 Г.Г..
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ
КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ
2.1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП (2003-2005
г.г.)
В целях достижения эффективности
государственной службы в течение 2003 — 2005 годов заинтересованными
государственными органами был осуществлен
комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и
методических основ государственной
службы Российской Федерации.
Реформа государственной службы осуществлялась в тесной взаимосвязи с административной, военной, судебно-правовой, образовательной и иными реформами, проходящими в стране, а также с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта, применимого в российских условиях[3].
В рамках реализации мероприятий
федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации
(2003 — 2005 годы)» внесены изменения в
Федеральный закон «О воинской
обязанности и военной службе», а
также подготовлены проекты
федеральных законов «О правоохранительной
службе Российской Федерации» и «О
муниципальной службе в Российской Федерации».
В целом созданы условия
для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных
органов и государственных служащих гражданскому
обществу, возможности выражения общественной оценки государственным
служащим. В связи с этим активность общественных институтов страны в
этой сфере получила дополнительный импульс.
Созданы оптимальные
основы для финансирования федеральной государственной службы,
которое обеспечило достойный материально-бытовой и культурный
уровень людей, занятых в системе государственной службы.
Важно обеспечить гражданского служащего
не только материальными благами, но, что, пожалуй, еще существеннее — создать
необходимые организационно — технические
условия для эффективного исполнения
им должностных обязанностей.
Работнику госаппарата нужна надежная
современная оргтехника,
используемая постоянно, начиная от этапа получения первичной
информации, включая ее анализ и многосложную обработку, до подготовки эффективных проектов управленческих решений.
Судьбу реформы государственной
службы и ее результаты в значительной мере определила профессиональная
подготовка людей, которые работают в органах управления.
Этому направлению реформирования и развития государственной
службы уделяется особое внимание.
Время требует от работников государственных
органов не только усердия, компетентности и
ответственности при исполнении должностных
обязанностей, т.е. профессиональной
пригодности, но и обладания такими качествами, как высокая надежность, ответственность, способность и умение оказывать качественные государственные услуги гражданам и организациям.
Формирование
системы управления государственной службой РФ, необходимо
для обеспечения единства государственной службы РФ,
взаимодействия государственных органов со структурами гражданского
общества, координации деятельности
государственных органов в сфере
государственной службы, а также
профессионального развития государственных служащих.
Система управления государственной
службой создается как на федеральном уровне, так и на уровне
субъектов РФ. «На органы по управлению государственной службой
возлагается координация деятельности государственных органов
при решении вопросов поступления на государственную
службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения
государственной службы, ведения Сводного реестра
государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения
должностей государственной службы,
подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законодательства о государственной службе»[4].
Заслуживает внимания
опыт Ростовской области, где областным законом от 21 декабря 2005 г. образовано Ведомство
по управлению государственной гражданской
службой Ростовской области. Этот
государственный орган обладает
организационной и функциональной
самостоятельностью. Руководителя Ведомства по представлению губернатора утверждает
и освобождает от должности Законодательное собрание Ростовской области. Полномочия Ведомства соответствуют федеральному законодательству и распространяются на
деятельность государственных
гражданских служащих, работающих в аппарате Законодательного собрания и органах исполнительной власти Ростовской области.
В целом же процесс формирования
системы управления государственной службой, как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации требует
более активной, продуманной и согласованной проработки этих вопросов
с заинтересованными государственными органами, чем, собственно,
и предстоит нам заниматься в ближайшей перспектив.
2.1.2. ВТОРОЙ
ЭТАП (2006-2008 г.г.)
В концепции административной
реформы, которая обхватывает период с 2006 по 2008 г., основными целями и задачами значатся:
улучшение качества и доступности
государственных услуг, повышение эффективности взаимодействия исполнительной власти и гражданского
общества, прозрачности и открытости
деятельности органов исполнительной
власти.
В рамках административной реформы
предполагается разработать нормативно-правовую и методическую
базу и внедрить соответствующие механизмы; создать действенные
каналы влияния гражданского общества — граждан, организаций, деловых кругов — на
подготовку и принятие затрагивающих их права
и законные интересы решений органов исполнительной власти.
В качестве мер по
обеспечению административной реформы предлагается: организовать
полноценное информирование общественности о
ее целях, задачах и ходе; реализации; сформировать заинтересованность
в реализации соответствующих мероприятий и их поддержке
у различных слоев общества; оказывать содействие прямому участию
представителей гражданского общества, делового сообщества в
мероприятиях административной реформы.
Одновременно в ходе реформы должны
решаться такие задачи, пак снижение уровня коррупционности аппарата,
повышения эффективности работы и т.д.
Одними из важных составляющих успеха административной реформы в целом и реформы госслужбы в частности рассматриваются ее поддержка в обществе, налаживание обратной связи с населением, что позволит отслеживать реакцию граждан на процесс реформирования, степень совпадения их ожиданий и происходящих изменений. Этим вопросам посвящено мониторинговое социологическое исследование, которое проводилось кафедрой
политологии и политического
управления РАГС при содействии
Социологического центра РАГС и
включало: массовый репрезентативный опрос населения
Решение, волнующих большинство
населения, проблем по-прежнему связывается с политической волей Президента
РФ и усилением государства.
Данные мониторинга приведены
в табдице1.
Относительно адекватное восприятие
населением замысла и целей реформы госслужбы еще не гарантирует
ее поддержку.
Данные таблиц 2 и 3 проясняют ситуацию.
Уровень поддержки реформы госслужбы
гражданами растет, но медленно, и пока он еще явно недостаточен.
Главная причина состоит в том, что люди не видят прямой связи
между проводимой реформой и своими интересами. Примерно
две трети опрошенных считают, что реформа никак не скажется
на их жизни, или затрудняются с ответом.
В сознании россиян сложилась определенная
модель первоочередных требований к госслужбе и госслужащему:
соблюдать закон (84%), защищать права и обеспечивать интересы граждан (58%), предоставлять услуги гражданам качественно
и вовремя (43,5%), проявлять к ним уважение
и вежливость-(69%), эффективно и добросовестно
выполнять свои обязанности (29%).
Безусловно, общественное мнение
не всегда является мерилом истинного состояния дел. Вряд ли рядовые
граждане способны достаточно компетентно судить, в какой мере аппарат служит
государству, а в какой — своему ведомству. Это
свидетельствует о наличии серьезных
нерешенных проблем к отношениях
населения и госслужащих. В
концентрированном виде мнение населения
о современном состоянии (а значит, и
итогах реформирования) госслужбы дает Таблица 6.
Разрешение обозначенной проблемы —
формирование атмосферы доверия, готовности к сотрудничеству органов власти и граждан. Как отмечается в статье с характерным названием «Цена отчуждения: государство отдельно — страна отдельно», слишком велико высокомерие чиновников по отношению к стране, обществу, рядовым гражданам»[5].
Судя по данным таблицы 8. респонденты
считают наиболее весомой причиной
своей неинформированности о деятельности аппарата нежелание высших чиновников сделать его работу открытой и прозрачной.
На предыдущем этапе исследования был сделан такой вывод:
«дозрев» до требования «быть услышанными»,
наши граждане еще не готовы включиться в соответствующей форме
в работу государственных или общественных организаций считая,
что реформирование государства, в том числе такого института,
как госслужба, это дело главным образом самого государства.
2.2 МЕНЕДЖЕРИЗМ
Современный менеджеризм связан
с появлением и развитием требования практики в процессе подготовки
управленческих кадров. Именно благодаря этой концепции в практике государственного
управления появился такой инструмент
менеджмента, как стратегическое
планирование.
Современный
менеджеризм привлек внимание к непоследовательности и противоречивости
доктрин, на основе которых строится административная деятельность
государства. Современные исследователи государственного менеджмента
сосредоточиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий
между менеджерами государственных, частных и общественных организаций,
поскольку именно в этой сфере принимаются реальные решения и
осуществляются управленческие функции.
Если прежде упор делался на роль
государственных либо общественных институтов, то теперь возникла
перспектива концентрации исследовательских усилий на изучении их
взаимодействия, что прямо связано с разработкой проблемы
управляемости. Для решения этой проблемы на первый план
выступает не принуждение, а кооперация государства в отношениях с
частным бизнесом.
Государственный менеджмент
объединил в себе различные общественные науки с целью формирования
междисциплинарного представления о том, какой должна быть государственная политика, как она должна определять содержание и вызывать
изменения государственных программ и
как должна осуществляться оценка ее воздействия и результатов. Переход от
государственного администрирования
к государственному менеджменту означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения
реальных процессов управления с
использованием современных средств
анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как
государственные, так и в сфере
бизнеса).
Интерес к применению методов
менеджмента в государственных учреждениях во многом определяется
необходимостью обеспечить подотчетность подразделений в
правительственных ведомствах. Традиционные способы
административного контроля не давали нужных результатов, поскольку персональная
ответственность за качество работы
невозможна без оценки результатов деятельности путем сопоставления с затратами или другими критериями.
Обычно выделяют пять типов
индивидуальной подконтрольности как необходимый минимум для
ответственного чиновника:
1. Правовой
контроль (законодательное регулирование).
2. Финансовый
контроль (расходование государственных средств).
3. Стратегический
контроль (достижение целей, выполнение обещаний и ожиданий).
4. Демократический
контроль (информация и консультирование
с выборными органами, связи с гражданами).
5. Этический
контроль (действия в соответствии с этическими
нормами или более общие моральные стандарты).
Традиционно акцент ставился
на первых двух типах индивидуальной подконтрольности. Современная трактовка
государственного менеджмента с учетом идей «руководства» (governance) переносит ударение на последние три типа. При этом третий тип
требует высокого профессионализма в
принятии стратегических решений.
Критика менеджеризма
Одновременно с развитием и
распространением идей нового менеджеризма возникли довольно
основательные возражения рекомендациям развивать конкуренцию
между государственными учреждениями, поскольку наряду с ее стимулирующим
эффектом есть определенные отрицательные последствия, вытекающие
из отличий государственных и коммерческих организаций.
Во-первых, существуют основательные
возражения против идеи рассмотрения граждан как клиентов и против
доводов в пользу предпринимательства. Государство не может
ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос
клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной
справедливости.
Во-вторых, утверждается, что нельзя заменить
норму закона на рыночное поведение, и реальной опасностью является снижение уровня
внутренних связей в государственном аппарате, размывающее необходимую для государственной
бюрократии иерархию.
В-третьих, критики считают, что
сторонники менеджеризма ошибаются в определении источников основных проблем.
Менеджеризм утверждает,
что основная проблема — это дисфункции административной системы, не позволяющие честным и работоспособным чиновникам проявить свои способности и, прежде всего
инициативу. Их критики, напротив,
защищают административную систему и настаивают на том, что проблемы проявляются в несостоятельных политических суждениях и волеизъявлении политиков.
Таким
образом, критики менеджеризма полагают, что частное и
государственное управление настолько различны, что любые попытки
перенести реформаторские идеи (такие, как обслуживание клиентов
и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются
неправильными и опасными. Они полагают возможным добиться улучшений в
государственном управлении за счет инвестиций в государственный
сектор и выступают против слияния административной
деятельности и некоторых политических институтов и тем самым основываются на
давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично
организованной бюрократии.
ГЛАВА III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ХХI ВЕКЕ
3.1 ТЕХНОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
Технологии современного
менеджмента способны существенно повысить эффективность государственного
управления. Сотрудники государственных учреждений все в большей степени
озабочены экономией затрат, повышением эффективности, они стремятся учитывать
изменяющиеся параметры внешнего окружения и изменяющиеся запросы потребителей
услуг правительственных структур. Все больший акцент делается на групповую
работу и методы коллективной выработки управленческих решений.
Особенно ярко новые
технологии современного менеджмента проявляются в тех областях, где изменения
социально – экономической обстановки заставляют постоянно искать новые решения
вновь возникающих задач. Гражданин квалифицируется как потребитель услуг,
предоставляемых государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим
вся деятельность конкретных государственных учреждений рассматривается через
призму удовлетворения потребностей и
конкретных запросов потребителя.
Новые подходы к
государственному управлению предусматривают постоянное обучение и повышение
квалификации, формирование новых знаний, тщательный отбор персонала. В
последнее время в научной литературе и практике широкое распространение получил
термин «менеджмент знаний». Он понимается как систематический процесс
идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые можно
создавать, совершенствовать и применять.
«Управление знаниями – это стратегия, трансформирующая все виды
интеллектуальных активов и более высокую результативность, эффективность, повышенную
конкурентоспособность»[6].
От внутренней установки
«знание есть власть, и делиться им не следует», необходимо перейти к новой
«командной» установке: «свободный обмен знаниями и есть источник успеха
организации и личности». Следует учесть, что переход от одной установки к
другой – очень сложный процесс, но именно от успеха этого процесса зависит
эффективность стратегии управления знаниями.
Таким образом, технология управления характеризуется как это стратегия,
трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую
результативность, эффективность, повышенную
конкурентоспособность.
3.2 КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖЕНЕРИНГА
В последнее время большое
распространение получила концепция реинжиниринга. Ее можно охарактеризовать как
действия по реорганизации, перестройке основного ядра рабочих
процессов, которые сопровождаются значительными и быстрыми
изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре
организации. Данные изменения проводятся за месяцы, а не
растянуты на годы, что отражает желание многих руководителей как
можно быстрее провести реорганизацию в своих структурах.
Истоки этой концепции находятся в
стратегическом менеджменте, тотальном управлении качеством,
управлении проектами, из которых были заимствованы многие идеи и методы. Цель реинжиниринга
— изменение главных управленческих систем и отношений, которые связаны с основными, рабочими процессами, в максимально короткие сроки. Характеристика реинжиниринга:
·
темпы изменений — максимально короткие, а не постепенные;
·
область изменений охватывает не всю
организацию, а лишь основное ядро деятельности;
·
большую роль играет не персонал, а
руководители, которые должны непосредственно управлять
реинжинирингом в организации, уделяя этому не менее 20-30 % своего рабочего времени.
Таким образом, концепция реинженеринга в государственном
менеджменте играет свою особенную роль такую, как действия по реорганизации,
перестройке основного ядра рабочих процессов, которые сопровождаются
значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а
также внутренней структуре организации.
3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГРАММЫ
Современный менеджмент
представляет собой на практике разработку и реализацию государственных целевых
программ. Главные приоритеты расставлены между образованием, здравоохранением, доступным жильем и
сельским хозяйством. Именно эти сферы затрагивают
каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал»
– образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное
самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих
сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли
государства, реальных перемен к лучшему.
Целевая программа «ЗДОРОВЬЕ»
Основные цели приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения:
·
Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости,
инвалидности, смертности;
·
Повышение доступности и качества медицинской помощи;
·
Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий
для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
·
Развитие профилактической направленности здравоохранения.
·
Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной
медицинской помощи.
Направления
приоритетного национального проекта «Здоровье»:
·
Развитие первичной медико-санитарной помощи
·
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
В 2006 году на реализацию
проекта было выделено 78,98 млрд. руб. средств федерального бюджета и
государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными
образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на
сопровождение проекта. Реализация проекта в 2007 году осуществляется из средств
федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с ФЗ
– от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», от 29
декабря 2006 года № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2007 год» и от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О
бюджете Фонда социального страхования на 2007 год». На реализацию мероприятий
проекта предусмотрены в 2007 году денежные средства в объеме 131,3
млрд. рублей.
Новые направления национального
проекта «Здоровье» в будущем:
На 2008-2009 годы
запланировано расширение приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения, которое коснется, прежде всего, мероприятий, направленных на
снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и
сохранение трудового потенциала страны.
Целевая программа «ОБРАЗОВАНИЕ»
Основные цели приоритетного национального проекта в
сфере образования:
1. Предстоит выявить
возможные «точки роста», т.е. государство
будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей,
выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров
и распространять их опыт.
2. Проект предполагает
внедрение новых управленческих механизмов, т.е.
создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение
общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению
образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и
восприимчивой к запросам общества.
3. Бюджетные средства на
реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а
новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и
результативности педагогической работы.
Направления приоритетного национального
проекта «Образование»:
·
Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ),
активно внедряющих инновационные образовательные программы;
·
Информатизация
образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат
качественное подключение к Глобальной сети;
·
Поддержка
инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей –
победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные
гранты по 60 тыс. руб.;
Результаты реализации проекта
«Образование»:
К концу 2008 года
прогнозируется достижение следующих основных показателей:
·
3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений и не менее
10 вузов реализуют собственные годовые программы развития.
·
10 тыс. лучших учителей получат поощрения в размере 100 тыс.
рублей.
·
С учетом наполняемости классов в сельской местности и в городе
классные руководители будут получать ежемесячные доплаты.
·
Школы должны быть подключены к системе Интернет. При этом
планируется обеспечить эффективный двусторонний доступ к образовательным
ресурсам.
·
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, под
руководством Министерства обороны России в 2006 году в Вооруженных Силах
планируется открыть 25 современных учебных центров.
Таким образом, успешная реализация проекта позволит обеспечить
системные изменения по основным направлениям развития образования России, а
также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского
общества и современного образовательного менеджмента.
Целевая программа «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
Необходимость повышения эффективности
государственного управления и сокращения его издержек заставляет
все активнее внедрять современные информационные технологии в
деятельность органов законодательной и исполнительной власти.
Появление современных
технологий, и в первую очередь
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), особенно Интернета, существенно изменяет характер работы и методы управления в государственных
организациях и системе государственной власти в целом. ИКТ
используют для поддержки многообразных инициатив в
государственной политике и управлении, в частности, большие
возможности открываются в процессе проведения административных реформ.
Можно выделить несколько
целей развития системы электронного правительства на современном этапе:
¦ предоставление
услуг для населения по сети Интернет;
¦ преодоление
информационного неравенства;
¦ перестройка
взаимоотношений с населением;
¦ ускорение
экономического развития;
¦ увеличение
прозрачности и открытости в работе органов госвласти;
¦ привлечение
граждан к принятию решений.
Правительство России в 2000 г. начало реализацию
целевой федеральной программы «Электронная
Россия» с целью вывести страну на
передовые рубежи в области современных знаний и информационных
технологий. Задача программы — повысить эффективность работы органов государственной власти, сделать ее
доступной для граждан и облегчить взаимодействие населения, бизнеса с властью.
В последнее
время органы государственной
власти все активнее развивают услуги, основанные на использовании электронных
систем и информационных технологий, так называемые электронные услуги, включая
е-коммерцию. Все
услуги можно разделить на три группы:
¦ информационные услуги
по требованию или запросам
граждан
и организаций;
¦ коммуникативные услуги, основанные на обмене информацией
между государственными органами власти и
населением;
¦ трансакционные услуги по доставке услуг или товаров индивидам
или организациям.
Таким образом, электронное правительство включает в себя четыре
компонента (рис. 1). Под электронным правительством понимается сетевая
информационно-коммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс
выполнения органами государственной власти своих задач и функций в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге можно дать понятие государственного менеджмента как
науки, уделяющей внимание необходимости использования
современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственный
менеджмент» определяется,
прежде всего, поиском адекватных подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов
в государственные и муниципальные
структуры управления.
Административные реформы важны для
России. С точки зрения государственного менеджмента были осуществлены реформы с
2003 по 2008 г.г., которые принесли результаты в ряде
важных для развития страны решений: начало
реализации приоритетных национальных проектов; осуществление мер,
направленных на достижение полной
конвертируемости рубля; принятие федерального закона «О защите конкуренции»; переход к проведению
промышленной политики; создание
особых экономических зон, Инвестиционного фонда РФ, Российской венчурной
компании; отмена импортных пошлин на оборудование;
учреждение биржи по торговле газом.
В
стране в связи с появлением «Менеджмента» появляется и государственный
менеджеризм, связанный
с появлением и развитием требования
практики в процессе подготовки управленческих кадров. Критики менеджеризма полагают, что
частное и
государственное управление настолько различны, что любые попытки перенести реформаторские идеи
(такие, как обслуживание клиентов
и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются неправильными и опасными. Они полагают
возможным
добиться улучшений в государственном управлении за счет инвестиций в государственный сектор и
выступают против слияния административной
деятельности и некоторых политических институтов и тем самым основываются на
давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично
организованной бюрократии.
В современности существует технология управления, которая
характеризуется как стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных
активов и более высокую результативность,
эффективность, повышенную конкурентоспособность. Она включает в себя концепцию реинженеринга, которая играет свою особенную роль как действия по
реорганизации,
перестройке основного ядра рабочих процессов, которые сопровождаются значительными и быстрыми
изменениями в услугах или
продукции, а также внутренней структуре организации.
Государственный менеджмент как современная модель
модернизации государственного управления достаточно сложный и многоуровневый
процесс, который зависит от многих показателей, факторов, элементов. В
перспективе, развитие менеджмента в России будет идти благополучно и стабильно,
т.к. государственный менеджмент становится неотъемлемым звеном между
государством и коммерческими структурами государства, которые успешно
функционируют и сотрудничают.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1.
Конституция
Российской Федерации. Принята народным голосованием 12 декабря 1993 года
2.
ФЗ от
19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»
3.
ФЗ от
19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007
год»
4.
ФЗ от
31.07.1995 п.№119ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»
5.
Федеральная
программа «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)»//Рос.
газ., 2002.-№220(223)
ЛИТЕРАТУРА
6.
Атаманчук Г.В.
Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Омега
– Л, 2004 г. – 584 с.
7.
Глазунова Н.И.
Система государственного управления: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ – ДАНА,
2003. – 551 с.
8.
Дубик С.В.
Государственная служба РФ: основные направления реформирования и развития.
Журнал «Государственная служба» № 2 2006г.
9.
Егоров В.С.
Государство ХХI века и новое
качество институтов власти в России. Журнал «Государственная служба» № 4 2007г.
10.
Зеркин Д.П.,
Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-ое.
– М : ИКЦ «Март» 2005г – 512с.
11.
Купряшин Г.Л.
Государственный менеджмент: Учебное пособие. – М., 2004г.
12.
Лобанов В.В.
Государственное управление и общественная политика. – СПб.: Питер, 2004г. – 448
с.
13.
Матюхин В.Л. Информационные технологии
предоставления государственных услуг. Журнал «Государственная служба» № 1
2007г.
14.
Обухова Л.С. Новые технологии менеджмента в
государственном и муниципальном управлении. Журнал «Государственная служба» № 4
2005г.
15.
Чиркин В.Е. Государственное управление:
Элементарный курс. – М.: Юристь, 2002.
16.
Щекатурин Ю.С. История государственного
управления России: Учеб. пособие/ Юж. – Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск:
ЮРГТУ, 2003.
Приложение
[1] Глазунова Н.И. Система
государственного управления: Учеб. Для вузов. – М.,2003г.,422с.
[2] Купряшин Г.Л.
Государственный менеджмент: Уч. Пособие. – М.,2004г.,254с.
[3] Концепция реформирования
системы государственной службы Российской Федерации
(утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года).
[4] ФЗ
«О системе государственной
службы Российской Федерации»
[5] (Эксперт.
2006. № 35. С.21)
[6] Журнал «Государственная
служба» №4 2005г. С.13