Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная работа по социологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Контрольная работа по социологии
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    02.07.2014 16:51:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ПЛАН
    Вопрос 1. Социальный институт. Основная классификация и разновидности социальных институтов. 3
    Вопрос 2. Структура анкеты, основные виды вопросов анкеты.. 8
    Практическое задание. 12
    Литература. 20
     
    Вопрос 1. Социальный институт. Основная классификация и разновидности социальных институтов  
    Социальный институт является устойчивой формой организации общественных отношений людей, образованных путем стихийной эволюции или целесообразных целенаправленных действий.
    В наиболее общем виде следует различать экономические, политические, правовые, этические, культурно-идеологические и др. институты. Им соответствуют производственные, обменные, распределительные, потребительские, государственные, семейные, разрешительные, образовательные, культурные, идеологические, судебные и т. социальные учреждения и учреждения. Сюда же относятся наука, средства массовой информации, церковь, неформальные религиозные конфессии, культурно-идеологические объединения.
    Благодаря деятельности социальных институтов происходит нормальное и стабильное функционирование определенного социального организма. Они обеспечивают историческое наследование культуры, ее усвоение, социализацию индивидов, регулирование, координацию и др. виды упорядочения общественных отношений, наследования и передачу накопленного опыта, стоимостных ориентаций, обычаев, традиций, моделей и норм поведения.
    Каждый человек имеет индивидуальную комбинацию потребностей. Однако фундаментальных (важных для всех) потребностей не так уж много. Их пять и столько же главных социальных институтов:
    1) потребность в воспроизводстве рода – институт семьи и брака;
    2) потребность в производстве и распределении средств существования – экономические институты, производство;
    3) потребность в безопасности, социальном согласии и порядке – политические институты, государство;
    4) потребность в передаче знаний и приобретенных ценностей, социализация новых поколений – институт образования;
    5) потребность в решении духовных проблем, передаче духовных ценностей и ритуалов, которые поддерживают в обществе солидарность и согласие – институт религии.
    Процесс образования социального института – институционализация – подразумевает следующие этапы:
    1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
    2) формирование общих целей;
    3) появление социальных правил и норм в процессе стихийной социального взаимодействия;
    4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
    5) институционализация правил, норм, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
    6) определение системы санкций и ролей, охватывающих всех членов социального института.
    Социальные институты классифицируют на основе различных критериев (рис. 1.1).
     
    Рис. 2.1. Виды социальных институтов (на укр. языке) [2]
     
    Наиболее распространенной является классификация по критерию целей (содержательных задач) и сфере действия. В таком случае принято выделять экономические, политические, культурные и воспитательные, социальные комплексы институтов [2]:
    – экономические (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа) – обеспечивают производство и распределение общественного богатства, регулируют денежное обращение;
    – политические (государство, Верховная Рада, суд, прокуратура) – связаны с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей;
    – культурные и воспитательные (наука, образование, семья, религия, различные творческие учреждения) – способствуют усвоению и воспроизведению культурных, социальных ценностей, социализации индивидов;
    – социальные – организуют добровольные объединения, регулирующие повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.
    По критерию способа регулирования поведения людей в рамках определенных институтов выделяют формальные и неформальные социальные институты.
    Формальные социальные институты основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах, законах, указах, регламентах, инструкциях), осуществляют управленческие и контрольные функции на основании санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и уголовным). К таким институтам относятся государство, армия, школа и т.д.
    Неформальные социальные институты не имеют четкой нормативной базы, то есть взаимодействие в рамках этих институтов не закреплено формально. Являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах устанавливается с помощью норм, закрепленных в общественном мнении, традициях, обычаях. К ним относят различные культурные и социальные фонды, объединения по интересам и т.д.
    Следовательно, социальные институты – это определенные формы организации и регулирования общественной жизни (политика, экономика, семья, религия, образование), исторически сложившиеся и обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, образцов поведения, сообщений, специальных учреждений, систему контроля. Институциональная деятельность является формой человеческой деятельности, основанной на четко разработанной системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за ее выполнением. Она осуществляется людьми, объединенными в группы, ассоциации, где есть разделение на статусы и роли согласно потребностям группы или общества. Таким образом, институты поддерживают социальную структуру и порядок в обществе.
    Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты являются символами порядка и организованности в обществе.
     
    Вопрос 2. Структура анкеты, основные виды вопросов анкеты  
    Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации – средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные.
    Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз [1].
    Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
    Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и «паспортички», но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
    Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
    – не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
    – как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
    – вопросы-«крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
    – вопросы-«фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
    – контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;
    – вопросы-«ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
    – наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
    – дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да-нет»);
    – вопросы-«меню», т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
    – вопросы-«диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
    – шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
    – табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
    – закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
    – открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
    – полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.
    Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
    Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
    Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом «от частностей к общему».
    Например, в таком случае. Замечено, что на анкеты, содержащие много вопросов, социологи получают меньшую информацию, чем проектировалось, прежде всего потому, что конец опросного листа оказывается незаполненным. Стремясь поправить дело, начинающие социологи механически делят опросный лист анкеты на две примерно равные части и половине респондентов предлагают начать заполнение анкет со второй части (скажем, с 15 по 30 вопросы), а продолжить ответами по 1-15 позициям. Логика анкетирования, сомышление автора анкет с респондентом при этом нарушается грубейшим и непозволительным образом. В случаях необходимости выравнивая частоты и качественности ответов на первые и последние вопросы нужно иметь второй вариант анкеты, основанный на строгом выполнении принципа «от частностей к общему».
     
     
    Практическое задание  
    1. Разработка программы исследования
    Проблемы жилищно-коммунального хозяйства являются одними из самых важных в Украине. Сама система ЖКХ была сформирована в условиях административно-командной экономике, когда дешевизна энергоносителей позволяла не задумываться об эффективности их использования.
    Основные проблемы ЖКХ Украины сегодня:
    – несоответствие тарифов затратам;
    – очень медленное создание организаций совладельцев собственников жилья;
    – отсутствие приборов учета и регулирования на домах;
    – устаревшие технологии.
    На их решение нужны колоссальные средства – сотни миллиардов долларов в масштабах страны. Так как у государства таких денег нет, то, на его взгляд, выходом является привлечение инвесторов на основе финансирования этих проектов. Государство же, в свою очередь, должно гарантировать инвесторам возврат этих вложений и получение прибыли.
    Чтобы использовать привлеченные средства максимально эффективно, необходимо определить приоритетные направления реформирования. Для этого важны мнения не только руководителей коммунальных предприятий и представителей власти, но и всех остальных заинтересованных сторон, в т.ч. пользователей услуг ЖКХ, т.е. рядовых граждан.
    Цель исследования – определить отношение украинского общества к проблемам ЖКХ.
    Объект исследования – население Украины как пользователи услуг ЖКХ.
    Предмет исследования – уровень осведомленности, отношения и проблематика работы системы ЖКХ.
     
    2. Выбор и применение методов сбора информации
    Для получения нужной информации целесообразно использовать письменное анкетирование.
    Содержание анкеты:
     
    1. Как бы Вы оценили свои нынешние жилищные условия?
    Очень хорошие / довольно хорошие
    Посредственные
    Довольно плохие / очень плохие  
    Затрудняюсь ответить  
     
    2. Планируете ли Вы в ближайшие четыре года улучшить свои жилищные условия? Если да, то каким образом?
    Нет: считаем наши жилищные условия вполне удовлетворительными
    Нет: нет никаких возможностей улучшить наши жилищные условия
    Да: путем съема более подходящего для нас жилья
    Да: путем обмена жилья
    Да: путем получения бесплатного жилья
    Да: путем покупки жилья в кредит (ипотеки)
    Да: путем денежного участия в застройке (инвестирования)
    Да: путем покупки уже построенного жилья
    Да: путем строительства жилья собственными силами
    Да: в результате различного рода семейных событий
    Да: __________________ (Ваш вариант)
    Затрудняюсь ответить
     
    3. Обслуживают ли Ваш дом какие-либо жилищно-коммунальные службы, и если да, то как Вы оцениваете их работу?
    Очень хорошая  
    Хорошая
    Средняя
    Плохая  
    Очень плохая
    Наш дом не обслуживают жилищно-коммунальные службы  
    Затрудняюсь ответить
     
    4. Сколько всего работающих электрических лампочек имеется в Вашей квартире/доме, хотя бы приблизительно?
    ________
     
    5. Можете ли Вы сказать о своей семье, что она экономит электричество?
    Да
    Нет
    Затрудняюсь ответить
     
    6. Можете ли Вы сказать о своей семье, что она экономит воду?
    Да
    Нет
    Затрудняюсь ответить
     
    7. Можете ли Вы сказать о своей семье, что она экономит тепло в доме в зимний период (уплотняете и утепляете двери, уплотняете и заклеиваете окна, регулируете напор воды в батареях и т.д.)?
    Да
    Нет
    Затрудняюсь ответить
     
    8. Своевременно ли Вы, Ваша семья оплачивает счета за электроэнергию?
    Всегда своевременно
    Чаще всего своевременно
    Иногда своевременно, иногда нет
    Чаще всего с опозданием
    Практически всегда с опозданием
    Затрудняюсь ответить
     
    9. Своевременно ли Вы, Ваша семья оплачивает счета за квартиру и коммунальные услуги?
    Всегда своевременно
    Чаще всего своевременно
    Иногда своевременно, иногда нет
    Чаще всего с опозданием
    Практически всегда с опозданием
    Затрудняюсь ответить
     
    10. Как Вы думаете, 100%-я оплата жилищно-коммунальных услуг будет для Вашей семьи слишком высокой; высокой, но терпимой; останется приемлемой, не будет составлять трудностей?
     
    Не оплачиваем (за нас платит предприятие и т.п.)
    Слишком высокой
    Высокой, но терпимой 
    Приемлемой, не будет представлять трудностей
    Затрудняюсь ответить
     
    Параметры исследования:
    – национальное исследование;
    – сроки проведения: декабрь 2010 г.;
    – выборка: 200 респондентов во всех регионах Украины.
     
    3. Анализ, выводы, рекомендации
    Результаты опроса подаем в таблицах (ответы – в % к количеству опрошенных):
     
    КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ СВОИ НЫНЕШНИЕ ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ?
     
    Ответ
    Очень хорошие/ довольно хорошие
    30
    Посредственные
    51
    Довольно плохие/ очень плохие
    19
    Затруднились ответить
    1
     
    ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА УЛУЧШИТЬ СВОИ ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКИМ ОБРАЗОМ?

    Ответ
    Нет: считаем наши жилищные условия вполне удовлетворительными
    28
    Нет: нет никаких возможностей улучшить наши жилищные условия
    51
    Да: путем съема более подходящего для нас жилья
    1
    Да: путем обмена жилья
    1
    Да: путем получения бесплатного жилья
    2
    Да: путем покупки жилья в кредит (ипотеки)
    4
    Да: путем денежного участия в застройке (инвестирования)
    0
    Да: путем покупки уже построенного жилья
    1
    Да: путем строительства жилья собственными силами
    4
    Да: в результате различного рода семейных событий
    3
    Да: другим образом
    1
    затруднились ответить
    4
     
    ОБСЛУЖИВАЮТ ЛИ ВАШ ДОМ КАКИЕ-ЛИБО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ИХ РАБОТУ?

    Ответ
    Очень хорошая
    0
    Хорошая
    9
    Средняя
    31
    Плохая
    22
    Очень плохая
    14
    Наш дом не обслуживают жилищно-коммунальные службы
    15
    Затруднились ответить
    5
     
    СКОЛЬКО ВСЕГО РАБОТАЮЩИХ ЭЛЕКТИЧЕСКИХ ЛАМПОЧЕК ИМЕЕТСЯ В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ/ДОМЕ, ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО?

    Ответ
    Среднее значение
    8.5
     
    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ О СВОЕЙ СЕМЬЕ, ЧТО ОНА ЭКОНОМИТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?

    Ответ
    Да
    70
    Нет
    28
    Затруднились ответить
    3
     
    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ О СВОЕЙ СЕМЬЕ, ЧТО ОНА ЭКОНОМИТ ВОДУ?
     
    Ответ
    Да
    55
    Нет
    41
    Затруднились ответить
    4
     
    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ О СВОЕЙ СЕМЬЕ, ЧТО ОНА ЭКОНОМИТ ТЕПЛО В ДОМЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД (УПЛОТНЯЕТЕ И УТЕПЛЯЕТЕ ДВЕРИ, УПЛОТНЯЕТЕ И ЗАКЛЕИВАЕТЕ ОКНА, РЕГУЛИРУЕТЕ НАПОР ВОДЫ В БАТАРЕЯХ И Т.Д.)?
     
    Ответ
    Да
    55
    Нет
    41
    Затруднились ответить
    4
     
    СВОЕВРЕМЕННО ЛИ ВЫ, ВАША СЕМЬЯ ОПЛАЧИВАЕТ СЧЕТА ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ?

    Ответ
    Всегда своевременно
    66
    Чаще всего своевременно
    22
    Иногда своевременно, иногда нет
    8
    Чаще всего с опозданием
    1
    Практически всегда с опозданием
    0
    Затруднились ответить
    4
     
    СВОЕВРЕМЕННО ЛИ ВЫ, ВАША СЕМЬЯ ОПЛАЧИВАЕТ СЧЕТА ЗА КВАРТИРУ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?
     
    Ответ
    Всегда своевременно
    63
    Чаще всего своевременно
    21
    Иногда своевременно, иногда нет
    9
    Чаще всего с опозданием
    3
    Практически всегда с опозданием
    1
    Затруднились ответить
    4
     
    КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, 100%-Я ОПЛАТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ БУДЕТ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ СЛИШКОМ ВЫСОКОЙ; ВЫСОКОЙ, НО ТЕРПИМОЙ; ОСТАНЕТСЯ ПРИЕМЛЕМОЙ, НЕ БУДЕТ СОСТАВЛЯТЬ ТРУДНОСТЕЙ?

    Ответ
    Не оплачиваем (за нас платит предприятие и т.п.)
    2
    Слишком высокой
    68
    Высокой, но терпимой
    15
    Приемлемой, не будет представлять трудностей
    2
    Затруднились ответить
    12
     
    Таким образом, большинство украинцев считают свои жилищные условия посредственными и не видят возможности их улучшить.
    Наиболее распространенная оценка работы коммунальных служб – средняя и плохая.
    Большинство украинцев экономит электроэнергию (70%) и воду (55%). Разница объясняется тем, что расход электроэнергии практически на 100% охвачен учетом, а воды – около 50% (в зависимости от региона).
    Большинство украинцев своевременно оплачивает счета за коммунальные услуги, хотя следует указать, что оценка своей пунктуальности и реальные цифры отличаются (людям свойственно преувеличивать свои достоинства).
    При том, что большинство украинцев недовольны ЖКХ и требую перемен в его работе, 68% опрошенных считают, что 100-%-я оплата услуг слишком высока. Т.е. получается парадокс – есть желание получать качественные услуги, но нет желания их оплачивать. Очевидно, это последствие общего недоверия к ЖКГ в масштабах государства.
     
    Литература  
    1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.
    2. Дворецька Г.В. Соціологія: Навч. посібник. – Вид. 2-ге, перероб. і доп. – К.: КНЕУ, 2002. – 472 с.
    3. Соціологія: підручник / Городяненко В.Г., Гілюн О.В., Демічева А.В. та ін.; за ред. В.Г. Городяненка. – 3-е вид., перероб. допов. – К.: Вид. центр «Академія», 2008. – 542 с.
    4. Соціологія: Навч. посіб. для курсантів і студентів вищ. навч. закл. МВС України. / Р.О.Додонов, В.І.Додонова; Фах. ред. Бех В.П.; Донец. юрид. ін-т МВС при Донец. нац. ун-ті. – Донецьк, 2005. – 218 с.
    5. Соціологія: Навч. посіб. / С.О. Макеєв, В.П. Чорноволенко, В.Л. Оссовський та ін.; За ред. С.О. Макеєва. – 3-е вид., стер. – К.: Знання, 2005. – 454 с.
    6. Соціологія: Навч. посіб. / Л.О. Сасіна, Н.А. Мажник; Харк. нац. екон. ун-т. – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2005. – 206 с.
    7. Танчин І.З. Соціологія: Навч. посіб. – К.: Знання, 2007. – 351 с.
    8. Танчин І.З. Соціологія : Навч. посіб. – Львів: Укр. акад. друк., 2005. – 358 с.
    9. Червінська Т.Г. Соціологія: навч. посіб. – К.: МАУП, 2007. – 247 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная работа по социологии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.