Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовые основы бюджетного процесса и его стадии

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Правовые основы бюджетного процесса и его стадии
  • Предмет:
    Финансовое право
  • Когда добавили:
    04.07.2014 15:36:36
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение……………………………………………………………………………3
    1. Понятие и правовая основа бюджетного процесса…………………………...4
    2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………………..7
    2.1. Стадия составления проекта бюджета……………………………………….7
    2.2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………………..10
    2.3. Стадия исполнения бюджета…………………………………………………13
    2.4. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
    и бюджетной отчетности………………………………………………………….19
    Заключение…………………………………………………………………………23
    Список использованной литературы и источников……………………………..25
    Введение
    Термин "процесс" - ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития и т.д.[1]
    Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. При этом необходимо подчеркнуть, что последовательность стадий не носит чисто механический характер, а регулируется нормами бюджетного права, которые отражают последовательную смену стадий, цикличный характер, смену прав и обязанностей участников бюджетного процесса.
    Бюджетный процесс содержит нормы, то есть порядок применения норм права. Они определяют состав участников той или иной деятельности, указывают виды необходимых действий и их обязательную последовательность, предусматривают организованную форму каждого действия, устанавливают права и обязанности участников этой деятельности, определяют порядок принятия решений.
    Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК) бюджетный процесс - это регламентированная законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
    Цель данной работы рассмотреть особенности бюджетного процесса в Российской Федерации. Задачи, поставленные при написании, - дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его правовую основу и в стадии.  При написании контрольной использованы научная литература и издания, учебные пособия по финансовому и бюджетному праву, действующее законодательство РФ, информация из сети Интернет, справочно-правовые системы.
    1. Понятие и правовая основа бюджетного процесса
     
    В Бюджетном кодексе регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на всех стадиях бюджетного процесса.
    Нормы процессуального бюджетного права, строгое их соблюдение - гарантия законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантия правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.
    Работа с бюджетом ведется государственными органами постоянно: исполняется бюджет текущего года, и он длится, в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, с 1 января текущего года по 31 декабря текущего года. Это время называется текущим финансовым годом. В это же время составляется проект бюджета на очередной финансовый год следующего года и плановый период (три года), подводятся итоги за предшествующий год, составляется и утверждается отчетность по исполнению бюджета
    Основную работу с бюджетом осуществляет специальный орган государственного управления - Минфин России[2].
    Практически бюджетной деятельностью занимаются все представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и все органы государственного управления. В ст. 152 БК РФ закреплено, что участниками бюджетного процесса являются:
    - Президент РФ;
    - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
    - законодательные представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
    - исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
    - Банк России;
    - органы государственного (муниципального) финансового контроля;
    - органы управления государственными внебюджетными фондами;
    - главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
    - главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
    - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
    - получатели бюджетных средств.
    Период от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые периодически сменяют одна другую: стадия составления бюджета, стадия рассмотрения и утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета, стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности.
    На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования (вопросы перераспределения бюджетных доходов и расходов), а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета.
    В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы, закрепленные в гл. 5 БК РФ:
    - единство бюджетной системы Российской Федерации;
    - разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
    - самостоятельность бюджетов;
    - равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
    - полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
    - сбалансированность бюджетов;
    - результативность и эффективность использования бюджетных средств;
    - общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
    - прозрачность (открытость);
    - достоверность бюджета;
    - адресность и целевой характер бюджетных средств;
    - подведомственность расходов бюджетов;
    - единство кассы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2. Стадии бюджетного процесса
    2.1. Стадия составления проекта бюджета
     
    Стадия составления проекта бюджета начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
    Затем в соответствии со ст. 171 БК РФ составлением бюджета занимаются Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местных администраций муниципальных образований.
    Составление бюджета основывается:
    - на Бюджетном послании Президента РФ;
    - прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
    - основных направлениях бюджетной и налоговой политики[3].
    Следует обратить внимание на то, что прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет, а для поселений - на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период[4]. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ[5].
    Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Минфин России.
    Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.
    Исполнительные органы власти всех уровней исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.
    Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти составляют сводный финансовый баланс доходов и расходов Российской Федерации[6]. Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
    Особое внимание при составлении проекта бюджета следует обратить на долгосрочные целевые программы[7]. Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств соответствующих бюджетов, разрабатываются и утверждаются исполнительными органами власти, а объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом, решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов соответствующих бюджетов, это же касается инвестиционных фондов и ведомственных целевых программ.
    Затем проект закона о бюджете вносится Правительством РФ на рассмотрение законодательного (представительного) органа. В субъектах Федерации и муниципальных образованиях происходит то же самое, однако здесь существует условие, что проект бюджета субъекта Российской Федерации должен быть внесен не позднее 15 октября текущего года, а муниципального образования - не позднее 15 ноября текущего года.
    После представления нижестоящими субъектами Российской Федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по перераспределению доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации следующие данные:
    - проектируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории;
    - данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение;
    - перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.
    В случае возникновения разногласий по проекту бюджета в процессе его подготовки и составления исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей.
    Эти предложения первоначально рассматриваются в соответствующем вышестоящем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти.
    Для рассмотрения возникающих разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные сроки.
    Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.
     
    2.2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
     
    Правительство РФ, правительства субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (муниципальных образований) вносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. В соответствии со ст. 192 БК РФ проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится на рассмотрение в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года. Он считается внесенным в срок, если доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа[8]. Следует обратить внимание, что внесенный проект закона на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели на очередной финансовый год.
    Банк России представляет в Государственную Думу проект денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.
    Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
    По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.
    Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трех чтениях[9]. Такое внимание представительного органа государственной власти к рассмотрению проекта закона о бюджете (в нескольких чтениях) характерно для всех демократических государств.
    При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные акты по налогам Правительство РФ представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов. Правительство РФ представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов.
    При отклонении проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей проекта бюджета, вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку, поставить вопрос о доверии правительству[10].
    По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете[11].
    При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении предметом рассмотрения являются приложения к федеральному бюджету на текущий год и плановый период, в том числе перечень главных администраторов доходов, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетные ассигнования по утверждаемым бюджетным расходам, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, приложение о распределении бюджетных трансфертов и т.д. В соответствии со ст. 205 БК РФ утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Дума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 25 дней со дня принятия его в первом чтении[12].
    При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в третьем чтении[13] это происходит в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении, утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом[14].
    Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и п. 2 ст. 207 БК РФ, передается на рассмотрение Совета Федерации.
    Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой, при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом.
    Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования[15].
    В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ.
    В БК РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете[16].
    В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.
     
    2.3. Стадия исполнения бюджета
     
    В процессе исполнения бюджета обеспечивается реальное, полное и своевременное поступление денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды и своевременное выделение и использование реальных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов для обеспечения выполнения всех задач и функций государства. Именно поэтому в БК РФ уточняются полномочия всех участников бюджетного процесса.
    Подробно полномочия всех участников бюджетного процесса при исполнении бюджета урегулированы в гл. 19 БК РФ:
    - Президент РФ;
    - Государственная Дума Федерального Собрания;
    - Совет Федерации Федерального Собрания;
    - Правительство РФ;
    - Минфин России;
    - Федеральное казначейство;
    - ЦБ РФ;
    - Счетная палата РФ;
    - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
    - органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
    - главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
    - главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    - главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
    - главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
    - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
    Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.
    Исполнительные органы государственной власти (муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (и среднесрочного финансового плана), вносят его на рассмотрение представительных органов, а затем обеспечивают его исполнение.
    Всю практическую работу по составлению и исполнению бюджета осуществляют финансовые органы. Они же ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета.
    Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов. В соответствии со ст. 215.1 БК РФ для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в расчетно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ счета для обслуживания всех участников бюджетного процесса.
    Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
    Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета[17].
    Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
    Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ[18].
    Правительство РФ по согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации и органами исполнительной власти других национально-государственных и административно-территориальных образований устанавливает порядок исполнения бюджетов.
    Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы в соответствии с расходными бюджетными обязательствами.
    Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования[19].
    Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) и организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана[20].
    Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии со ст. 217 БК РФ в целях организации исполнения бюджета, и который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
    Бюджетная роспись - порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств. Они составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и доведенными до них лимитами бюджетных обязательств[21].
    В исполнении бюджета и по доходам, и по расходам большую роль играет бюджетная классификация, являющаяся группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетной системы Российской Федерации[22].
    Исполнение бюджетов по доходам означает обеспечение максимально полной, реальной аккумуляции денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, что предусматривает:
    - зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
    - возврат и зачет излишне уплаченных сумм, уточнение администраторов доходов бюджета и т.д.[23].
    Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета открываются в Федеральном казначействе.
    Исполнение бюджета по расходам означает законное обеспечение реальными денежными средствами бюджетных расходов государства в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной классификацией. Кроме этого, следует учитывать, что в настоящее время в основе расходов бюджета лежат расходные обязательства, которые возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов всей системы органов государственной власти и государственного управления, где предусматриваются расходы из бюджета[24].
    Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году и плановом периоде лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, соглашений с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
    Следует обратить внимание, что правоотношения, складывающиеся между субъектами после подписания контрактов и заключения договоров, отчасти становятся гражданско-правовыми. Однако не следует забывать, что в основе их лежат нормы финансового права, в частности нормы БК РФ. Именно в этом проявляется диалектическая связь и взаимозависимость одной отрасли права от другой, которые в целом составляют научно обоснованную правовую систему, являющуюся основой для развития правового государства.
    Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты[25].
    Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия необходимых документов.
    Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств.
    Следует обратить внимание, что в основе практической деятельности по исполнению бюджета по доходам и расходам лежит кассовый план.
    Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок его составления и ведения, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.
    Составление и ведение кассового плана осуществляются финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации)[26].
    Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования прекращают свое действие 31 декабря. Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
    Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.
     
    2.4. Стадия составления и утверждения отчета
    об исполнении бюджета и бюджетной отчетности
     
    Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год составляет Минфин России и представляет их в Правительство РФ.
    Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы Казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.
    Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности закреплены в ст. ст. 264.1 - 264.3 БК РФ. В частности, бюджетная отчетность включает:
    1) отчет об исполнении бюджета;
    2) баланс исполнения бюджета;
    3) отчет о финансовых результатах деятельности;
    4) отчет о движении денежных средств;
    5) пояснительную записку.
    Составляют бюджетную отчетность главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета и т.д. Сводная бюджетная отчетность представляется в органы Федерального казначейства и, соответственно, в финансовые органы по подчиненности.
    Ежегодно не позднее 26 августа текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона. Годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней подлежат утверждению в соответствующих представительных органах[27].
    Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу не позднее срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период[28].
    При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
    При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета по предложению Председателя Думы или по своей инициативе по бюджету могут выступить или представить доклады с анализом бюджетной деятельности Генеральный прокурор РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель ВАС РФ и высшие должностные лица других высших судебных органов с анализом, связанным с бюджетными спорами и другими нарушениями бюджетного законодательства[29].
    По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении бюджета[30].
    Отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Исполнительный орган власти представляет соответствующему представительному органу власти отчет об исполнении бюджета в установленный срок.
    Конкретные сроки определяются соответствующими представительными органами власти в положении о бюджетном процессе на данной территории.
    Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов) и расходования средств.
    Представительные органы власти по результатам рассмотрения отчетов об исполнении бюджетов принимают решения об их утверждении либо отклонении.
    Исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга представляют отчеты об исполнении соответствующих консолидированных бюджетов в Минфин России и Федеральную службу государственной статистики, которые используют эти отчеты для разработки бюджета на следующий год.
    Конкретные сроки и формы представленных отчетов определяются Минфином России и Федеральной службой государственной статистики.
    Законы и решения об исполнении бюджета или об отклонении бюджета должны быть опубликованы в СМИ, а также в течение года - в специальных статистических сборниках.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    Итак, из проделанной работы можно сделать следующие краткие выводы.
    Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
    В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
    Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
    После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
    Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
    составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года. Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
    Президент Российской Федерации;высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);Центральный банк Российской Федерации;органы государственного (муниципального) финансового контроля;органы управления государственными внебюджетными фондами;главные распорядители бюджетных средств;главные администраторы доходов бюджета;главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;получатели бюджетных средств.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список используемой литературы и источников:
     
    Нормативно-правовые акты
    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ 26.01.2009, N 4, ст. 445.
    2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
    3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 (ред. от 04.09.2012) "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период"// СЗ РФ, 28.01.2008, N 4, ст. 263.
    4. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (ред. от 06.04.2011) "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" // СЗ РФ, 31.05.2004, N 22, ст. 2180.
     
    Учебная и научная литература
    5. Бюджетное право: учебник / А.Е. Абрамова, И.И. Кучеров, М.А. Моисеенко и др.; под ред. Н.А. Саттаровой. М: Деловой двор, 2009.
    6. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.
    7. Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. N 9. С. 11 - 17.
    8. Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011.
    Ресурсы удаленного доступа (интернет)
    9. http://ru.wikipedia.org/ - материалы из Википедии — свободной энциклопедии
     
    Иные источники
    10. СПС «КонсультантПлюс» версия 4012.00.19.
    [1] Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной. М.: Русский язык, 1987. С. 407.
    [2] ст. 6 Бюджетного кодекса РФ
    [3] п. п. 1, 2 ст. 184 Бюджетного кодекса РФ;
    [4] ст. 173 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [5] п. п. 1, 2 ст. 184 Бюджетного кодекса РФ
    [6] ст. 175 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [7] ст. 179 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [8] п. 1 ст. 194 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [9] ст. 196 Бюджетного кодекса РФ
    [10] ст. 202 Бюджетного кодекса РФ
    [11] п.4 ст. 203 Бюджетного кодекса РФ
    [12] ст. 205 Бюджетного кодекса РФ
    [13] ст. 207 Бюджетного кодекса РФ
    [14] п.1 ст. 207 Бюджетного кодекса РФ;
    [15] п. 2 ст. 208 Бюджетного кодекса РФ;
    [16] гл. 23 Бюджетного кодекса РФ
    [17] ст. 158 Бюджетного кодекса РФ
    [18] ст. 6 Бюджетного кодекса РФ
    [19] ч. 2 ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ;
    [20] ч. 1 ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ
    [21] ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ;
    [22] гл. 4, п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса РФ;
    [23] ст. 218 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [24] гл.11 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [25] п. 4 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [26] ст. 217.1 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [27] ст. ст. 192, 264.10 Бюджетного кодекса РФ;
     
    [28] п. 1 ст. 264.10 Бюджетного кодекса РФ
     
    [29] п. 1 ст. 264.11 Бюджетного кодекса РФ
    [30] п. 2 ст. 264.11 Бюджетного кодекса РФ
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовые основы бюджетного процесса и его стадии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.